Древний город погибший от ядерного взрыва. Древний-город - Мохенджо-Даро. Загадка истории. История обнаружения древнего города у реки Инд

Публикация 2018-04-03 Понравилось 3 Просмотров 450

Таинственно опустевший

Разрушенный войной

Гибнущий в огне

Побежденный водой

Каждый город - тайна

Некоторые считают, что город, если в нем достаточно долго живут люди, обретает подобие личности со своим характером и настроением. Он может быть таинственным или открытым, дружелюбным или холодным. Но самые интригующие тайны скрывают города, жители которых внезапно исчезли. Роанок, Централия, Мохенджо-Даро... Покинутые подозрительно быстро места притягивают своими тайнами и манят разгадать загадочную головоломку


Невероятно, но в городе были пяти- и семиэтажные дома

Мохенджо-Даро, богатый и процветающий

Таинственный город находится в Пакистане, в местности под названием Синд и считается самым крупным из древних городов долины Инд. Кроме того, это один из первых городов, построенных в этой местности во времена Древнего Египта.


Статуя короля-священника встречает туристов у входа в музей

В 1911 году Мохенджо-Даро нашли в песках, а его регулярные раскопки проводились археологами вплоть до 1931 года. Специалистов удивила продуманная планировка улиц, использование в строительстве обожженного кирпича и сложные ирригационные и сельскохозяйственные строения. Это не совсем характерно для градостроения того периода.


Мохенджо-Даро - вид из космоса

В золотой век города территория Мохенджо-Даро достигала 300 гектар, а постоянно жили в нем около 40 000 человек. По всей видимости, город был важным центром цивилизации Инда . Здесь проводились крупные религиозные обряды, собрания и прочие мероприятия.


Город строился в одно время с пирамидами Египта и Стоунхенджем

Интересно, что при наличии признаков, указывающих на богатство и процветание города, археологи не обнаружили ни одного роскошного дворца или храма. Все выглядит так, будто население Мохеджо-Даро не испытывало трепета перед материальными ценностями и накоплением благ, что характерно для более поздних цивилизаций. О продвинутости также говорит то, что городом правил не один правитель и не жреческая верхушка, а группа людей, которых избирали жители.


План древнего мегаполиса

Мохенджо-Даро, таинственно опустевший

По оценкам экспертов, Мохенджо-Даро возник примерно в 2600 году до н.э. и просуществовал около 900 лет. Его закат не похож на медленное естественное угасание других заброшенных городов. Почему жители покинули свои дома и куда они отправились дальше? Эта тайна до сих пор не раскрыта, но, как любая другая загадка, породила множество теорий и домыслов, от вполне рациональных до самых фантастических.


Часть канализационной системы древнего города

Мохенджо-Даро, разрушенный войной

Археолог М. Уилер выдвинул версию о том, что большая часть населения города была истреблена во время нашествия ариев, а уцелевшие жители были проданы в рабство или сбежали. В качестве доказательства исследователь приводит эпизод из , где Индра разрушает божественным огнем крепости ариев.


Печать с Шивой времен Мохенджо-Даро

Однако эта версия тайны Мохенджо-Даро не выглядит правдоподобной, так как в городе и окрестностях было найдено не более сорока человеческих останков. В случае нападения на Мохенджо-Даро, даже с целью грабежа и захвата рабов, количество погибших было бы намного больше.


«Танцующая девушка». Жители города ценили танцы и скульптуру

Мохенджо-Даро, гибнущий в огне

В одном из районов города кирпичи строений таинственным образом оплавлены, что наводит на мысль о воздействии высоких температур. Этот факт послужил основой для теорий о таинственных пришельцах, уничтоживших город с помощью своих передовых технологий.


Оплавленный камень и песок указывают на ядерный взрыв


Верхушка буддийской ступы была видна до начала раскопок

Другая теория, связанная с огнем, была высказана в 1980-х годах химиком М. Т. Дмитриевым. Он предполагал, что естественные условия местности стали причиной формирования плазменных образований наподобие шаровых молний. Они, в соответствии с гипотезой, стали причиной пожара, и люди, испугавшись таинственного небесного огня, покинули город.


44 скелета, найденные в одном помещении

Мохенджо-Даро, побежденный водой

Наиболее реалистичная на данный момент теория, объясняет тайну упадка Мохенджо-Даро наводнением. Это предположение высказал Э. Маккей еще во время раскопок в начале века, а продолжает развивать Дж. Дейлс.


Несмотря на знание металлургии, оружия в городе не нашли

Близость реки Инд сначала дала городу необходимые ресурсы для быстрого развития сельского хозяйства и роста уровня жизни близ обильных полей. Но после подъема уровня Аравийского моря во второй половине второго тысячелетия до н. э. долину Инда постоянно истязали наводнения, сделав ее непригодной для жизни. Перестав получать достаточно урожая с тонущих полей и не имея возможности прокормить семьи и скот, жители Мохенджо-Даро покинули свои дома и отправились искать более комфортные условия на юго-запад, где сейчас находится город Бомбей.


Украшения, найденные во время раскопок Мохенджо-Даро

Каждый город - тайна

История Мохенджо-Даро до сих пор манит пытливые умы и любителей тайн прошлого, несмотря на то, что сам город и цивилизация, его построившая, развеяны ветрами времени.


В каждом доме были туалет и ванная комната, оборудованные канализационной системой

Но каждый город, если смотреть на него как на цельное явление, полон секретов и тайн. Хитросплетения дорог современных городов, пчелиный гул мегаполисов, тайное перемигивание уличных фонарей со звездами на ночном небе - ваш город живет собственной загадочной жизнью. Чтобы словить тайну за хвост, достаточно прогуляться на закате по его улицам, присмотреться к привычному маршруту и прислушаться к словам, которые город может нашептать.

Индская или Хараппская цивилизация - древняя восточная цивилизация. Пережила расцвет в 3300-1300 веках до нашей эры.

Индра - царь богов и повелитель небесного царства в ведизме, буддизме и индуизме. «Веды» прославляют его как демиурга, поднимающего небо.

Или Махенджадара (переводится как «холм мертвецов») - город цивилизации долины Инда, возникший около 2600 года до н. э. Расположен в Пакистане, в провинции Синд. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Междуречья.

Мохенджо-Даро обнаружили в 1920 году вместе с городом Хараппу на территории Пакистана. Города явно воздвигнуты по Ведической традиции.

Город Мохенджо-Даро — история и фото

Мохенджо-Даро выделяется среди других центров Индской цивилизации почти идеальной планировкой, использованием в качестве основного строительного материала обожжённого кирпича, а также наличием сложных ирригационных и культовых сооружений. Среди прочих построек обращают на себя внимание зернохранилище, «большой бассейн» для ритуальных омовений площадью 83 кв. м. и возвышенная «цитадель» (по всей видимости, предназначавшаяся для защиты от наводнений).
Ширина улиц в городе достигала 10 м.

В были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации. Часть территории нижнего города, где селились простолюдины, была со временем затоплена Индом и потому остаётся неисследованной.

Находка 5000 летней давности доказала что в этих местах существовала высокоразвитая цивилизация. И веками устоявшаяся культура. Судите сами если городу высокой цивилизации 5000 лет, то сама цивилизация не могла возникнуть за один день, и у этой цивилизации есть не менее продолжительная предистория. Что означает что цивилизация и разум построившие эти города еще древнее. Отсюда следует простой логический вывод. Что к возрасту найденных городов можно смело добавить 2000 лет.

Загадки Мохенджо-Даро

Итого возраст самой самой цивилизации был не меньше 7000 лет.
Самое интересное, что город был уничтожен ядерным взрывом. В костях скелетов обнаруженных на месте раскопок города уровень радиации превышал в несколько раз. Река, которая протекала рядом, испарилась в одно мгновенье.

Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города Мохенджо-Даро в Индии. В 1922 году индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Инд древние руины. Назвали руины, породившие такие .

Уже тогда возникли вопросы: как был разрушен этот большой город, куда подевались его обитатели? Ни на один из них раскопки ответа не дали…
Читайте про еще одно интересное сооружение прошлого, оставшееся пока без ответа — .

В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения. Очевидным был лишь единственный факт – катастрофа произошла внезапно и длилась недолго.

Упадок культуры – процесс медленный, следов наводнения не найдено. Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах. Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно А именно так было – это подтверждается расположением скелетов. Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии. С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов, оставленных холодным оружием.

Мохенджо-Даро — ядерный взрыв

Весьма необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти. Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы. В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы. Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!).

Вероятно песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели. Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва. Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400- 1500 градусов. Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории

Если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область – эпицентр, в котором все строения сметены каким-то шквалом. От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются. Наиболее сохранились окраинные строения. Словом, картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки.

Мыслимо ли предположить, что таинственные завоеватели долины реки Инд владели атомной энергией». Такое предположение кажется невероятным и категорически противоречит представлениям современной исторической науки Впрочем, в индийском эпосе «Махабхарата» говорится о некоем «взрыве», который вызвал «слепящий свет, огонь без дыма», при этом «вода начала кипеть, а рыбы обуглились» Что это – просто метафора». Д Девенпорт считает, что в ее основе есть. какие-то реальные события.

Город Мохенджо-Даро занимал площадь около 259га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие и застраивались домами из обожженного кирпича. Датировка этого поселения до сих является предметом дискуссии. Радиоуглеродный анализ и связи с Месопотамией позволяют отнести его к 2300-1750гг. до н.э.

Когда индийские археологи Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи смогли наконец посмотреть на результаты своих раскопок, они увидели красно-кирпичные развалины древнейшего в Индии города, принадлежащего протоиндийской цивилизации, города довольно необычного для времени его постройки – 4,5 тысячи лет тому назад.
Он был спланирован с величайшей педантичностью: улицы, протянутые словно по линейке, дома в основном одинаковые, пропорциями напоминающие коробки для тортов. Но за этой «тортовой» формой иногда скрывалась и такая конструкция: в центре – двор, а вокруг него – четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (дома с этой планировкой встречаются в основном в Мохенджо-Даро, втором большом городе).

Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома. Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а поперечные – с запада на восток.

Но этот монотонный, как шахматная доска, город предоставлял жителям неслыханные по тем временам удобства. По всем улицам протекали арыки, и из них в дома (хотя около многих обнаружены колодцы) подавалась вода. Но что еще важнее – каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту.

Это было гениальным инженерным решением, позволившим на довольно ограниченном пространстве собираться большим людским массам: в городе Хараппа, например, временами проживало до 80000 человек. Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен! Ничего не ведая о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили поселения от распространения опаснейших болезней.

«На заре индийской истории в долине реки Инд две тысячи лет существовала городская цивилизация. Ее называют Индской или Хараппской (по названию первого открытого города). Сейчас земли древней цивилизации субконтинента находятся на территории двух государств – Индии и Пакистана.»

В современной науке дискутируется вопрос о происхождении Хараппской цивилизации. Одни ученые предполагают, что ее основали выходцы из Месопотамии. Их оппоненты доходят до того, что утверждают противоположное: выходцы из долины Инда основали Шумер. Другие считают строителей Мохенджо-Даро представителями первой волны индо-европейских миграций на субконтинент.

Исследования второй половины XX века показали, что Хараппская цивилизация была результатом развития местных земледельческих культур. Городская цивилизация в долине Инда начала развиваться около 3300 года до н.э. После 2600 года до н.э. берет начало период Зрелой Хараппы. После 1900 года до н.э. начинается ее упадок, который продлился несколько веков и закончился исчезновением городов в долине Инда.

Крупнейшим городом Хараппской цивилизации был Мохенджо-Даро. Это название он унаследовал от названия местности в XIX веке – «холм мертвых». Мы не знаем, как называли город сами его жители.

История открытия

Честь открытия одного из крупнейших городов Хараппской цивилизации принадлежит индийцу. Этого человека звали Ракхал Баннерджи. Он родился в Западной Бенгалии, в небольшом городе Бахарампуре. Баннерджи окончил Колледж Президенси в Калькутте в 1907 году с отличием по истории. Ракхал продолжил свое образование и в 1911 году получил ученую степень по истории в Калькуттском университете.

За год до окончания университета молодой ученый начал работать в археологической секции Индийского музея Калькутты . Через год он принял участие в первых археологических раскопках.

До 1922 года Мохенджо-Даро был известен только плохо сохранившейся буддистской ступой. Баннерджи во время исследования местности обнаружил там кремневый скребок и предположил, что холм может иметь более древнюю историю. В 1922 году индиец начал раскопки.

Археологи нашли там печати с надписями на неизвестном языке, медные орудия и остатки древнего кирпичного города. Баннерджи предположил, что они обнаружили древнее поселение, которое предшествовало эпохе Маурьев.

В археологический сезон 1925-1926 годов раскопки в Мохенджо-Даро продолжились уже под руководством Джона Маршалла. Археологи нашли крупные жилые районы с хорошо построенными домами, прямые улицы, тонкие водостоки, кирпичный бассейн, который назвали «Большая баня». Во время раскопок обнаружили две знаменитые статуэтки – бюст «царя-жреца» и статуэтку танцовщицы.

Статуэтка танцовщицы представляет собой бронзовую фигурку обнаженной девушки. На ее левой руке имеются 25 браслетов, на правой – четыре. Статуэтка сделана из бронзы, время ее создание датируется XXVI веком до н.э. Через несколько лет археологи нашли в Мохенджо-Даро еще одну статуэтку танцующей девушки, которую датируют примерно тем же временем создания.

После находок в Мохенджо-Даро и других городах индологи начали пытаться дешифровать надписи на печатях. Исследователи пытались находить общее в знаках из долины Инда и надписях шумеров, минойцев, этрусков, хеттов, индийского слогового письма Брахми и даже письмен Ронго-ронго жителей острова Пасхи. Естественно, попытки не дали результата. Дискутировали о языке надписей из Мохенджо-Даро. Маршалл настаивал, что язык Хараппской цивилизации принадлежал к дравидийской семье.

В 1944 году в Индию приехал английский археолог сэр Мортимер Уилер. Его задачей было обучение нового поколения индийских археологов современным полевым методам. Когда Уилер впервые посетил Мохенджо-Даро, он обнаружил укрепленную цитадель города. В 1947 году, после отделения от Индии Пакистана, сэр Мортимер три года служил советником по археологии этой страны.

В 1950 году он вновь проводил раскопки в Мохенджо-Даро. Уилер завершил раскопки «Большой бани». На основании раскопок английский археолог сформулировал свою концепцию Индской цивилизации, которая долгое время была популярна и в науке, и в общественном сознании. По мысли сэра Мортимера Мохенджо-Даро и Хараппа были двумя столицами великого государства, во главе которого стояли цари-жрецы.

С 1980-х годов в Мохенджо-Даро начали проводиться раскопки командами из США, Германии и Италии в сотрудничестве с пакистанскими учеными. Их целью был пересмотр представлений, сделанных на основе прежних раскопок.

Появление Мохенджо-Даро

Вскоре после 2600 года до н.э., земледельческие поселения в бассейне Инда начали радикально менять свой облик. Развилась специализация ремесленников, появилась письменность, приморские города начали вести торговлю с азиатскими странами. Города выстраивали в соответствии с планом: они имели широкие улицы, дома из обожженного кирпича, оборонительные стены из глины и кирпича.

Высокий уровень грунтовых вод в месте расположения Мохенджо-Даро не позволяет археологам раскопать самые древние слои поселения. Большая часть раскопанных зданий относится к периоду Зрелой Хараппы.

Вероятно, Мохенджо-Даро был крупнейшим городом в ту эпоху. Он занимал выгодное положение между реками Инд и Восточная Нара. К северу от города располагалась Хараппа – второй по величине город Индской цивилизации, к югу – Дхолавира. Из Мохенджо-Даро шли дороги в нагорье Южного Белуджистана и долину реки Сарасвати. Город идеально подходил для контроля над коммуникациями всей долины Инда, и возможно именно для этого он был основан.

В цитадели города помещалась «Большая баня», резервуар, окруженный комплексом помещений. Сейчас этот комплекс считают религиозным, культ которого был связан с водой.

Облик города

Индский город был социальным, административным и религиозным центром окружающих земель. Предполагают, что основная часть горожан имела высокий уровень жизни. Центральное положение, размер и отдельные уникальные особенности заставляют некоторых ученых предполагать, что это был не просто город, а столица государства. Но других доказательств этому нет.

Мохенджо-Даро состоял из цитадели на западе и нижнего города на востоке. Их разделяла глубокая впадина. Для цитадели была подготовлена огромная платформа из песка и ила, укрепленная подпорной стеной из сырцового кирпича. Площадь цитадели была 200 на 400 метров. Ее отдельные структуры, такие как Большая баня, имели собственные платформы. Цитадель, как считают археологи, с самого начала строилась как единый комплекс.

Расположение цитадели в стороне от нижнего города заставляет предположить, что она возводилась, чтобы быть отдельной частью населенного пункта. Скорее всего, доступ туда контролировался стражей. На юго-восточном углу цитадели был вход в храм верхнего города.

Северо-восточная часть цитадели города находится под буддистской ступой и поэтому до сих пор не раскопана. Раскопки вокруг нее показывают, что на месте ступы стояли крупные здания. Южную часть цитадели занимал большой комплекс, в который входили зал с колоннами и, возможно, храм. Постройки этой части цитадели предназначались как для повседневной жизни, так и для общественных мероприятий.

Зал с колоннами предположительно использовался для общественных собраний. Исследователи нашли сходство между ним и залами для собраний в маурийской Паталипутре и монастырскими залами в буддистских монастырях. Этот зал был частью более крупного комплекса, возможно, дворца по типу резиденций правителей Ближнего Востока.

Самая известная постройка цитадели Мохенджо-Даро – «Большая баня». Ее назвали самым древним общественным резервуаром воды в древнем мире. Ее площадь составляла 11 на 7 метров, а глубина – почти два с половиной. Чтобы попасть в бассейн действовали две лестницы, а на одном конце резервуара помещалось отверстие для слива воды. Дно и стены резервуара были прочными благодаря глине, кирпичам и гипсу. Также стены укреплял толстый слой битума.

Предполагают, что Большая баня использовалась для проведения религиозных церемоний, во время которых проходило омовение участников. К северу от Большой бани стоял блок из восьми комнат с водными резервуарами, располагавшимися в два ряда. В каждой комнате была лестница, ведущая на верхний этаж. Предполагают, что в этих комнатах находились люди, обслуживающие Большую баню.

За блоком, отделенный от него улицей, располагалась так называемая Коллегия жрецов (College of Priests). Это было здание, состоявшее из множества маленьких комнат, нескольких внутренних дворов и одного большого внутреннего двора. У Колледжа было семь входов, поэтому предполагают, что он был связан с управлением городом.

Здание рядом с Большой Баней цитадели идентифицируют как зернохранилище. Но при раскопках здания не было обнаружено зерен, что делает спорным его идентификацию как житницы.

Нижний город тоже был возведен на искусственной насыпи – были обнаружены остатки ее подпорной стены. С севера на юг в городе пролегали три главные улицы и несколько второстепенных. Линии улиц отступали от ориентации север-юг не более, чем на два градуса. С востока на запад тоже пролегали улицы и переулки, которые делили Мохенджо-Даро на несколько кварталов. Главная улица города была шириной десять метров.

Дома в нижнем городе были двух- и трехэтажными. В них находилось по несколько комнат. У домов были внутренние дворы. Вход в жилище располагался в переулках, на широкие улицы смотрели только стены домов. Некоторые здания идентифицированы, как мастерские. На окраинах поселения были районы, в которых сосредотачивалась ремесленная деятельность. Около домов стояли небольшие кирпичные платформы, на которых в свободное время сидели и общались друг с другом жители города. Материалом для зданий Мохенджо-Даро был обожженный кирпич. Для дверей и оконных рам использовали дерево.

Одно из зданий нижнего города идентифицировали как храм, другое – как караван-сарай. В городе было около 700 колодцев. Такое число было связано с удаленностью Мохенджо-Даро от Инда. В соседней Хараппе было всего около 30 колодцев. Стоки канализации пролегали по центру улиц. Вдоль улиц росли деревья, которые дарили людям тень и возможно имели религиозное значение.

Внизу, вне искусственных холмов Мохенджо-Даро располагались пригороды. Самые крупные были к югу и востоку от города. Кроме жилых домов там находилась обширная промышленная зона.

Особенность большинства городов Индской цивилизации – невозможность точно идентифицировать общественные здания. Здесь сложно найти величественные храмы и дворцы, которые известны у других цивилизаций Древнего Востока. Некоторые дома нижнего города в Мохенджо-Даро имели внутренние платформы, которые должны были обеспечивать им внушительный вид. Другие дома имели сеть внутренних дворов.

Одно из зданий Мохенджо-Даро состояло из двух рядов помещений. Каждое из них включало две комнаты, разделенные перегородкой. В полу одной из комнат помещалась ванна. Предположительно, здание было гостиницей для купцов или чиновников, прибывающих в город.

Мохенджо-Даро занимал территорию более 250 гектаров, а его население оценивают от 40 до 100 тысяч человек. Шестиметровый искусственный холм поднимал город на высоту, которую не достигали воды разлившегося Инда.

Печати из Мохенджо-Даро

Вопрос о власти в городах Хараппской цивилизации дискутируется. Немногочисленные данные открывают возможность для самых противоположных толкований. С одной стороны, есть развитая система ремесленного производства, планировка городов, единообразие в артефактах. С другой стороны, отсутствуют такие признаки твердой единоличной власти как монументальные дворцы. Данные археологии не дают свидетельств о наличии у городов Инда сильных армий и полиции. Другие восточные цивилизации оставили дворцовые архивы. Возможно, архивные документы Индских городов были написаны на материале, который не пережил тысячелетия.

Главное свидетельство существования в Мохенджо-Даро политической структуры – печати. Квадратные артефакты из стеатита в большом количестве обнаружены в Мохенджо-Даро и других городах. Их находят на территории Шумера и Элама – земель, с которыми торговали города Инда.

Печати носили на шее. Чаще всего их находят вдоль дорог или в мастерских, где владельцы их теряли. Печати никогда не находили в могилах, вероятно, потому что печать была не личной вещью, а атрибутом должности. Оставляя пост, человек расставался и с печатью.

На печать помещали надпись и изображение. Пока не расшифрована хараппская письменность , надписи на печатях не могут быть прочитаны. Возможно, они сообщали имя и титул владельца, которому принадлежал товар. Самым популярным рисунком на печати был единорог. Около 50 печатей из Мохенджо-Даро и Хараппы содержали изображение быка. Еще реже можно найти изображения слона, антилопы и других.

Одни исследователи видят в рисунках родовые символы. По мнению других, это – символы городов. Единорог – знак Мохенджо-Даро, и преобладание таких печатей демонстрирует влияние этого города. Другая гипотеза – символ на печати отражает статус ее владельца и область его операций. За пределами долины Инда находят печати с быком. Вероятно, это был символ лица, занимающегося внешней торговлей.

Занятия

В Мохенджо-Даро производили одежду из хлопка. Хлопок выращивали в долине Инда и Белуджистане. Жители города использовали для его окраски индиго и корень марены. Ткани, выкрашенный при помощи марены в красный, были обнаружены при раскопках Мохенджо-Даро.

Жители Мохенджо-Даро использовали подъемные механизмы, чтобы добывать воду из рек и каналов. В городе сохранилось изображение такого устройства – вертикальный столб с ведром на одной стороне и противовесом на другой.

Как уже отмечалось выше, в Мохенджо-Даро было вырыто более 700 колодцев. Дома из десятилетия в десятилетие перестраивали, и уровень города поднимался. Колодцы тоже достраивали, чтобы они находились на том же уровне по отношению к мостовой. При раскопках старых улиц Мохенджо-Даро очищенные от векового мусора кирпичные колодцы возвышались над исследователями как башни.

Одни города долины Инда специализировались на одном ремесле, более крупные – были центрами многих ремесел. Ко второму типу относился Мохенджо-Даро . Потребности переселенцев и рыбаков стимулировали развитие водного транспорта. Глиняная табличка и печать, найденные при раскопках города, показывают, как могла выглядеть речная лодка. Это плоскодонка с каютой на палубе, напоминающая современные индийские плавучие дома. У нее были высокая корма и борта, два рулевых весла. Предположительно, лодки делали из связок камыша. Для каюты делалось четыре камышовых столба, на которые набрасывали ткань. Такие лодки могли легко ходить и по речному мелководью, и по морю. Но срок их жизни ограничивался несколькими месяцами.

На корме лодки, изображенной на табличке из Мохенджо-Даро, сидят две птицы. Предполагают, что их могли отпускать во время плавания, чтобы птицы указывали путь к суше.

Жители Мохенджо-Даро и других Индских городов широко использовали медь, которая шла на изготовление повседневных орудий труда. Вероятно, ее добывали на Индостанском горном хребте Аравалли. Спектральный анализ показал, что медные артефакты Мохенджо-Даро содержали никель и мышьяк. Эти элементы есть в меди Аравалли и регионов Омана, с которыми торговали древние индийцы. Скорее всего, местная медь была для Мохенджо-Даро основным, но не единственным источником. Из горных копей медь доставляли в город Кот-Диджи , а оттуда – в Мохенджо-Даро.

В Мохенджо-Даро обнаружены куриные кости. Ученые допускают, что куры могли быть одомашнены в этом регионе. Считается, что современные домашние куры происходят от птиц, одомашненных в Тайланде, но в долине Инда это могло быть сделано независимо от Юго-Восточной Азии. Возможно, жители города держали домашних уток. Но они точно продолжали охотиться на диких. Игровые фишки из Мохенджо-Даро украшают изображения уток.

В Мохенджо-Даро держали индийских серых мангустов. Возможно, индийцы использовали их для защиты от змей. На диких слонов охотились ради мяса и кости. Прирученных слонов использовали как рабочих животных. В городе делали произведения искусства из слоновой кости. Домашних верблюдов начали использовать в этих землях уже после упадка Мохенджо-Даро.

Окрестности города были полны древесиной, пригодной для строительства. В Мохенджо-Даро для стропильных балок использовали дерево дальберия сиссу. Тамариск использовали как топливо. Из палисандра, полученного из дальберии, делали мебель, инструменты, колеса телег, а также гробы. Для строительства зданий в Мохенджо-Даро привозили с возвышенностей сосны и гималайские кедры.

В вопросе обеспечения жителей питанием города были самодостаточными. Крупнейшие из них зависели от сельской округи. Но существовала и торговля продуктами питания, об этом говорят находки финиковых косточек в Моженджо-Даро.

Упадок

Последний период существования Мохенджо-Даро отличается упадком городской жизни. Дома строились плохо, жители пренебрегали гигиеной – приходила в упадок система канализации. Мертвых бросали в заброшенных домах или оставляли на улицах, вместо того чтобы проводить погребальные обряды. Большая баня перестала работать. Некоторые культовые статуи были целенаправленно уничтожены. Похожая картина была свойственна и других городам долины Инда.

Причину такого упадка Мохенджо-Даро видят в эпидемиях. Изучение скелетов из верхних уровней города показывает, что жители Мохенджо-Даро умирали от болезней, в частности – малярии. Мохенджо-Даро и другие города с их обилием воды в колодцах, резервуарах и емкостях для стока были идеальным местом для распространения малярии и холеры. Последние жители Мохенджо-Даро ютились в немногих ветхих жилищах.

Цивилизация Хараппы и Мохенджо–Даро


Область протоиндийской цивилизации была более обширной, чем районы цивилизаций Месопотамии и Египта вместе взятых. Она простиралась на 1600 километров с юга на север и на 800 километров с востока на запад. С начала 20-х годов XX века и до сегодняшнего дня было открыто около 2500 памятников этой древней культуры, в том числе ее столичные города, морские порты, пограничные крепости и т.д. Мы не можем сказать, была ли это единая цивилизация, или несколько городов-государств.

В эпоху процветания Мохенджо-Даро вокруг него простирались плодородные земли, а полноводные реки являлись транспортными каналами. Население занималось земледелием и выращивало пшеницу, ячмень, кунжут, финики и хлопок. Богатые урожаи и удобные пути сообщения позволяли жителям города обменивать свои продукты на сырье, металл, драгоценные камни и специи из Средней Азии, Афганистана, Персии и Южной Индии. Среди развалин Мохенджо-Даро было найдено множество мужских и женских фигур из терракоты и миниатюрные изображения различных животных, а также глиняные печатки с пиктографическими надписями.

Города долины Инда были построены из кирпича - но не сырца, которым пользовались шумеры, а из кирпича обожженного. Этот факт, а также остатки огромных плотин, защищавших города от наводнений, и густая сеть сточных канав ясно свидетельствовали о том, что пять тысяч лет назад проливные дожди в долине Инда были весьма частыми, причем настолько, что обилие воды создавало угрозу городским постройкам. Шумеры могли строить свои города из кирпича-сырца, поскольку дожди в Южной Месопотамии были явлением редким. Жители долины Инда, наоборот, явно имели избыток воды - и это тем более удивительно, что сегодня это одно из самых засушливых мест на планете.

Индская цивилизация хранит множество неразгаданных загадок. Мы не знаем, как в действительности она называлась, кто ее построил. Забыты названия ее таинственных городов. Неизвестен и язык этой цивилизации, иероглифы на индских печатях до сих пор остаются нерасшифрованными …

На сегодняшний день выдвинуто несколько гипотез, объясняющих причины «крушения» столь обширной, мощной и развитой цивилизации. Среди них: изменение климата, связанное с движением тектонических плит, наводнения, землетрясения, нашествие кочевых племен. Цивилизация пришла в упадок довольно быстро. А катастрофа в Мохенджо-Даро вообще наступила внезапно.

Причины гибели Мохенджо-Даро


Из проведенных исследований было ясно одно: Мохенджо-Даро стал жертвой какой-то экологической катастрофы , она произошла внезапно и длилась недолго. Однако сила ее была такова, что она привела к внезапной и необратимой гибели целого города. Интересен и тот факт, что практически одновременно с Мохеджо-Даро погибли и другие, расположенные неподалеку крупные города.

По некоторым сообщениям, на холме, где располагался город, произошел мощный взрыв, руины зданий были оплавлены, а скелеты в районе взрыва - радиоактивными. Якобы еще в 1927 году археологи нашли 27 или 44 полностью сохранившихся человеческих скелетов с повышенным уровнем радиации. Власти забеспокоились. Нельзя же давать людям доказательства того, что в середине второго тысячелетия кто-то применял мощные ядерные бомбы . Нужна была какая-нибудь версия. Для начала запустили в средства массовой дезинформации сообщение о том, что в ста сорока километрах от Мохенджо-Даро якобы найден эпицентр древнего землетрясения, которое и послужило причиной трагедии. Однако никто не поверил в то, что землетрясение было способно оплавить камни. Тогда выступил некто А. П. Невский, заявивший, что это была комета. Мол, при входе в атмосферу возник разряд статического электричества силой в миллионы ампер, он-то и разрушил город. Однако, в Мохенджо-Даро не было найдено признаков наводнения, извержения вулканов или падения крупных метеоритов.

Версия первая. Мохенджо-Даро и черные молнии


В журнале «Вокруг света» №7 за 1987 г. была опубликована статья профессора М. Дмитриева «Черные молнии над Мохенджо-Даро». В ней высокая температура, оплавившая камни в «эпицентре взрыва», объяснялась взрывом большого количества шаровых молний или физико-химических образований (ФХО) (черных молний) , которые неустойчивы и при их распаде возникает значительная температура. Эти образования способны существовать очень долго и выделять ядовитые газы. Предполагается, что они-то и «задушили» жителей. Причем ФХО могут взрываться подобно обычным шаровым молниям. Именно агрессией огромного скопления “черных молний“ сторонники такой гипотезы объясняют оплавленные камни и скелеты людей на улицах Мохенджо-Даро...
Но что заставило черные молнии скопиться именно в Мохенждо-Даро? Развалины города находятся на территории Пакистана, недалеко от границы с Индией. Это как раз на стыке Индийской и Евразиатской литосферных плит. В этом месте в земной коре возникают огромные тектонические напряжения. Считается, что именно столкновение этих двух плит, продолжающееся миллионы лет , привело к возникновению горно-складчатого пояса, называемой сейчас Гималаями. Давление на стыке двух плит могло вызвать огромное электрическое напряжение в горных породах, содержащих кварц. По той же причине возникает напряжение и в пьезозажигалке. Только масштабы здесь континентальные. В то же время между поверхностью Земли и верхними слоями атмосферы существует огромное напряжение. Верхний слой ионизирован солнечным излучением, он электропроводен. Поверхность Земли и ионосфера становятся обкладками всепланетного конденсатора. Слой атмосферы между ними является изолятором. Можно представить себе, какая молния может получиться, если замкнуть поверхность с ионосферой.

Была даже гипотеза, что Никола Тесла научился вызывать ионосферный пробой и даже хвалился, что может сжечь электричеством сразу целую армию или флот.
Древнеиндийские мифы говорят о каком-то нестерпимом сиянии. Возможно, это и была невероятная ионосферная молния.
Если действительно была невероятная молния, то от нее должен остаться не менее невероятный фульгурит. Это канал сплавленного грунта, уходящий вглубь земли в месте удара молнии.
В связи с этим можно вспомнить городок Сасово в Рязанской области. Благодаря расследованию геолога В.Ларина была найдена причина странного взрыва в том месте (сопровождавшегося также пьезоэлектрическими явлениями). Из глубин поднялся водород, образовавший гремучую смесь, вспыхнувшую с эффектом, подобным срабатыванию вакуумной бомбы. К счастью, это случилось не в самом городе, а немного подальше. Правда, в отличие от Мохенджо-Даро, здесь не наблюдалось оплавления и вспышка была слишком кратковременной. Были и такие случаи, когда в одной из аномальных скважин в Якутии горел глубинный водород и вокруг горящей скважины от жара песок просто спекался в стекло.
Данную версию о черных молниях поддерживает исследователь В.Кандыба.Он напоминает о множестве древних сообщений о сильных свечениях воздуха и всевозможных необычных явлениях в Китае, Эфиопии, Индии, Египте, Шотландии.

(«холм мертвецов») возник около 2600 года до н. э. Первые археологические раскопки Мохенджо-Даро велись почти десять лет с 1922 по 1931 го в Пакистане, в провинции Синд археологом Джон Маршаллом. Он отметил, что находки, найденные в Мохенджо-Даро, идентичны с теми, что были обнаружены в городе Хараппа на реке Иравати (или Парушни), одной из 7 притоков Инда.

Среди других центров Хараппской цивилизации, город Мохенджо-Даро выделяется идеальной планировкой, в качестве основного материала для строительства домов, культовых сооружений, бассейнов для ритуальных омовений, использовался обожжённый кирпич. Город прошёл через семь различных стадий эволюции , от начального роста к зрелости и гибели.

Площадь Мохенджо-Даро составляла 300 га , город снабжался водой по трубам из обожжённой глины, была построена общественные туалеты, проведена канализация и построена ирригационная система, дамбы на реке, зернохранилище, стадион с первыми в мире зрительскими трибунами.

Цитадель Мохенджо-Даро занимает центральный квартал в западной части города, где уровень почвы поднят искусственной насыпью из глины и кирпича-сырца на высоту от 6 до 12 м.

Для собственной обороны цитадель была укреплена квадратными башнями из обожжённого кирпича, и толстых кирпичных стен. В цитадели были построены два зала для собраний городского сообщества, с рядами сидений, разделённых проходами.

Плотно построенные дома, улицы и переулки имели систему водоснабжения и канализации , и одну из самых ранних в мире систем сбора воды в городские колодцы .

Цитадель и средний город имела свои внутренние охраняемые ворота, с надписью : «ash-ra-ra-a-ka-aksha-ra-nga-pu-ra».

Круг, разделённый на 8 частей: «ash» - санскр. «ashta» -«ашта» - восемь.
Колесо: «Ра» - «ra» в санскр. «rathah» -«рата» может означать «тепло, свет, сияние» «колесницы солнца». «Семь сестёр (sapta-svasvar) […] небесной (ASURYA nadinam)»
Колесо: «Ра» - «ra».
«А» - ‘А’ - диакритическим знак, который может также означать, Шива и первую букву алфавита.
Знак Х – «кА» - «ха» - санскр. «Каа» означает или любовь.
Знак ромба, как алмаз, или Око: может означать «глаз, душу». Акшан – Akshan – надзиратель, административный чиновник в долины Инда, контролирующий строительство государственных административных зданий, храмов, крепостей и т.д. От Акшан – Akshan происходит слово «Episcopus» - епископ.
Второй раз колесо: «Ра» - ‘ra’.
«nga» - «нга» может означать, соединение, связь с предками или разветвление рода.
«Пу-ра» - ‘pu-ra» может означать чистый, чистый.
Третий раз колесо: «Ра».
Итак: «ashra-raa-ka-aksha-ranga-pura» - «Ашра-раа-ка-акша-ранга-пура» - «Убежище под защитой Рангапура»
В первой половине вывеской: «ASHRA» - убежище и «Ракша» - защита. «Ранга-пура» - ‘ra-nga-pu-ra’ = королевский город. В Хараппской культуре слово «королевский» не применялось. От «нга» - «nga» происходит английское слово «king» — «король».

В период расцвета Мохенджо-Даро население составляло от 30 000 до 40 000 человек.
Английский археолог М. Уилер считает, что обитатели Мохенджо-Даро были истреблены во время в долину Инда , но на территории раскопок Мохенджо-Даро не найдено и 40 скелетов. Эта значит, что жители Мохенджо-Даро сдались на милость победителей, устрашившись их силы. В одном из отрывков рассказывается о боге Индре, владевшем божественным огнём Агни , и направлявшим огонь на крепости противников ариев.


Захватывая обширные территории Мохенджо-Даро, арии не разрушили город, и он существовал ещё около 900 лет, прежде, чем жители покинули его в середине II тысячелетия до н. э.

После того, как в Аравийском море поднялся уровень воды, долина реки Инд была затоплена, затоплен и Мохенджо-Даро.

Город стал непригоден для обитания, и жители спешно ушли из него, оставив свои дома, глиняную домашнюю утварь, золотые украшения , спрятанные в доме. Археологи обнаружили множество изделий из терракотовой керамики , бисера , золотых и медных украшений , печатей, рыболовные крючки , статуэтки животных , инструменты, урны и чаши местного производства, а также некоторые импортные сосуды , свидетельствующие о торговых связях с дальними землями, вплоть до Месопотамии .

На надписи печати из Мохенджо-Даро знак круга, поделенного на равные части, означает «Сообщество»

В Мохенджо-Даро процветала торговля, найдены гири для весов, тесненныеглиняные печати с изображениями быка, буйвола, зубра или единорога, с именем, должностью владельца и принадлежностью к определённому сообществу, глиняные паспорта «сообщества» Мохенджо-Даро, удостоверяющие личность тех, кто отправляется по торговым делам в другие области Инда.


У зажиточных горожан были двухэтажные дома с внутренними двориками и кирпичными лестницами, ведущими на второй этаж или на плоскую крышу.

Стены домов Мохенджо-Даро покрыты штукатуркой, при раскопках найдены детские игрушки, небольшие скульптуры и многочисленные терракотовые поделки из обожжённой глины, с изображением быков и буйволов.

Каменное скульптурное изображение фигура, известной как «Царь-жрец» отличается тонкой резной работой. Накидка Царя-жреца украшена трилистниками, символами божественной мудрости.


Территория нижнего города, где селились простолюдины, была затоплена Индом и потому остаётся не исследованной. За 4500 лет уровень воды в реке поднялся на 7 метров относительно уровня земли, на которой был построен Мохенджо-Даро.

корабль из Мохенджо-даро