Закончив лечебное дело кем можно работать. Лечебное дело — специалитет (31.05.01). Медицинские противопоказания к профессиям

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Химия - профильный предмет, по выбору вуза
  • Биология - по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза

«Лечебное дело» — одна из самых популярных специальностей в медицинских вузах и на факультетах медицины. Большинство врачей сначала учится на «Лечебном деле», а затем получает послевузовское образование, чтобы стать узкими специалистами.

Профессии

Выпускник специальности «Лечебное дело» может получить специализацию и стать:

  • терапевтом,
  • педиатром,
  • гинекологом (акушером-гинекологом),
  • хирургом,
  • кардиологом,
  • эндокринологом,
  • невропатологом и др.

Специалисты более редких профессий, например, гематолог, диетолог, косметолог, нефролог, онколог и др. также получают основное образование по специальности «Лечебное дело». В общей сложности выпускникам доступно более 100 узких специализаций!

В настоящее время рынок особенно нуждается в квалифицированных акушерах-гинекологах, педиатрах, «семейных» врачах (врачах общей практики), кардиологах.

Возможные места работы

  • государственные и коммерческие лечебные учреждения,
  • государственные органы здравоохранения,
  • учреждения социальной защиты граждан,
  • научно-исследовательские институты,
  • медицинские кабинеты в учебных заведениях и на предприятиях,
  • учреждения среднего профессионального и высшего образования (медицинские факультеты, вузы, училища).

Выпускник может работать врачом, заведующим отделением, преподавателем, может стать ученым или открыть частный кабинет (собственный бизнес). Для дальнейшего карьерного роста в учреждениях, как правило, требуется продолжить образование в сфере медицины.

Описание специальности

Выпускник по специальности «Лечебное дело» не имеет права самостоятельно вести пациентов, назначать и проводить лечение. Свою работу с пациентами он может выполнять только под контролем более опытных специалистов. В то же время он может заниматься научной деятельностью, может занимать различные должности в медицинских учреждениях.

Чтобы работать врачом, выпускнику по специальности «Лечебное дело» по окончании вуза необходимо получить послевузовское образование. Это интернатура (1 год) или ординатура (2 года) по выбранной специализации, например терапевт, акушер-гинеколог, реаниматолог и др. После этого он становится врачом, имеющим право и квалификацию самостоятельно работать с пациентами. Можно выбрать ординатуру и после нее пойти работать врачом.

Прохождение интернатуры (без выбора ординатуры) обязательно для всех выпускников медицинского вуза или факультета. В течение года интерн работает под руководством опытных врачей. Они проверяют его деятельность и уберегают пациентов от врачебных ошибок, которые может допустить неопытный специалист.

Основные предметы при обучении на специальности

Первые три года обучения изучаются гуманитарные (экономика, социология, история России и др.), естественнонаучные (физика, химия и др.) и медико-биологические дисциплины, в числе последних анатомия человека, физиология, микробиология, фармакология и др.

Некоторые гуманитарные и социально-экономические дисциплины изучаются в прямой связи с медициной и направлены на всестороннее развитие специалистов. Например, психология для работы с пациентами, правоведение для знания законодательства в сфере медицины, история медицины и фармации.

С четвертого курса акцент делается на профессиональные дисциплины. Студенты специальности «Лечебное дело» изучают многие сферы медицины без определенного уклона в одну из них. Наиболее глубоко изучаемые предметы:

  • акушерство и гинекология,
  • педиатрия,
  • внутренние болезни,
  • инфекционные болезни,
  • хирургические болезни,
  • общая хирургия и анестезиология,
  • экстремальная и военная медицина.

Сроки обучения

Образовательный стандарт специальности устанавливает шестилетний срок обучения при очной форме и срок в 6,5 лет — при очно-заочной форме. На практике очно-заочная форма действует только первые 2 года обучения, с 3 по 7 курс обучение ведется очно. По заочной форме получить специальность врача невозможно.

Получается, с учетом обязательной интернатуры или ординатуры срок обучения врача составляет 7-8 лет.

Всего на очном обучении будущий врач учится 303 недели, из них 222 недели отводится на непосредственное обучение в вузе (лекции, практикумы, семинары, лабораторные работы) и сдачу экзаменов и зачетов. Не менее 41 недели отводится на каникулы, не менее 18 недель — на производственные практики.

Навыки и умения, приобретаемые в ходе подготовки

Выпускник по специальности «Лечебное дело» умеет:

  • диагностировать больных и назначать им лечение, адекватное диагнозу и состоянию здоровья,
  • оказывать медицинскую помощь в самых разных ситуациях, в том числе чрезвычайных,
  • проводить профилактику болезней
  • проводить реабилитационные и лечебные мероприятия при заболеваниях любых систем организма, а также после травм, хирургических операций,
  • проводить различные медицинские экспертизы, в том числе оценку трудоспособности людей, судебно-медицинскую экспертизу,
  • работать с медицинскими препаратами,
  • работать с медицинской техникой, оборудованием, инструментами, которые используются для диагностики и лечения больных,
  • вести медицинскую документацию и многое другое.

Постичь тайны биологических процессов организма, узнать механизмы воздействия, препятствующие возникновению тех или иных болезней, овладеть навыками и приемами оказания помощи больному - задача врачей. Для усвоения и закрепления знаний по специализации лечебное дело потребуется 6 лет, чтобы пройти объемный курс лекционных, практических занятий. Студентов обучают не только умению лечить людей, правильно диагностировать различные заболевания, но также осуществлять профилактическую и просветительскую работу среди населения.

Виды профессиональной деятельности

Дипломированный специалист по лечебному делу может выполнять функции для многих учреждений:

  • поликлиник;
  • стационаров;
  • частных медицинских учреждений;
  • специализированных центров;
  • подразделений скорой или экстренной помощи;
  • предприятий;
  • общеобразовательных и дошкольных учреждений.

Острый дефицит медицинских работников любого уровня дает возможность молодому поколению выбирать определенную профессию общей практики: педиатра, терапевта, кардиолога, акушера фельдшера, медицинской сестры. Вначале они выполняют свои обязанности под руководством опытного персонала. После освоения специализации лечебное дело у них открываются широкие горизонты не только для выполнения работы общего профиля: профилактических, диагностических, образовательных, но также они смогут посвятить себя научной деятельности.

Среди большого количества направлений особая ответственность возлагается на врача, выбравшего своей специализацией лечебное дело. Он должен обладать высокими профессиональными навыками, обширными знаниями, заслужить доверие, любовь, признание людей.

Врач должен уметь:

  • проводить профилактику заболеваний среди здоровых и больных граждан в коллективах, семьях;
  • диагностировать ранние проявления патологических процессов на основе лабораторно-инструментальных методов исследования;
  • оказывать первичную неотложную помощь;
  • лечить, используя терапевтические и хирургические методы;
  • осуществлять наблюдение за физиологическими процессами при беременности;
  • проводить экспертизу о трудоспособности больных;
  • работать с членами семьи больного по воспитанию гигиенических правил;
  • вести документацию для медицинских учреждений;
  • выполнять долг по оказанию помощи при экстремальных эпидемиологических условиях;
  • постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, изучать самостоятельно научную, справочную литературу;
  • организовывать работу в учреждениях медперсонала среднего звена с учетом соответствия требований нормативным документам и техники безопасности.

Профиль лечебное дело требует от врача необходимости умения работать с современной техникой, иметь запас знаний в области фармакологии, владеть реабилитационными навыками, всегда быть готовыми проводить судебно-медицинские экспертизы.

Что может дать учеба

Какие профессии можно приобрести после окончания курса лечебного дела? Образовательный процесс в высших учебных заведениях подразделяется на 2 этапа, первый из которых подразумевает освоение комплексных теоретических знаний с регулярным посещением лечебных учреждений. Студенты одновременно с доклинической подготовкой изучают теоретический курс по хирургии и внутренним болезням.

Следующая ступень образовательного процесса заключается в углубленном изучении выбранной специфики. Важность момента заключается в применении ранее изученного материала, так как наступает пора клинической практики. Особый упор делается на то, как проявятся способности будущего медицинского работника в умении диагностировать заболевания и контактировать с пациентами. На важном этапе учащиеся определяют конкретный вид занятия лечебного дела в определении дальнейшей профессии. В условиях стационара они выбирают конкретную направленность для работы узким специалистом.

Будущие врачи, проходя курс лечебного дела, могут претендовать на такие профессии, как:

  • терапевт;
  • педиатр;
  • хирург;
  • анестезиолог;
  • ортопед/травматолог;
  • психиатр/нарколог;
  • невропатолог;
  • семейный доктор;
  • иммунолог и другие профессии.

У них есть отличная возможность продолжить совершенствование своих знаний и навыков, обучаясь по специальной программе практикумов интернатуры, ординатуры, где обучение лечебному делу закрепляется определенными навыками по многим профессиям.

Наиболее острая необходимость для частных и государственных клиник ощущается за последние годы в специалистах по кардиологии, акушерству, педиатрии, общей практики. Докторам нередко приходится совмещать свою работу: осуществлять врачебную деятельность в государственных поликлиниках и одновременно оказывать консультационные услуги в частных профильных центрах.

Специалисты среднего звена

Профессии среднего звена по лечебному делу имеют свои отличия. В колледжах медицинского направления в отличие от высших учебных заведений студенты на основании учебного стандарта изучают лечебное дело без какой-либо узкой направленности, они получают базовые знания по основным медицинским направлениям, изучают основные предметы расширенной специализации. Выпускникам открываются возможности для выбора направления дальнейшей трудовой деятельности. Какие категории младшего персонала предпочесть, они решают согласно своему призванию.

Специалисты со средним медицинским образованием должны быть готовы к выполнению большого перечня функциональных обязанностей:

  • давать оценку состояния пациента, отмечать главные симптомы заболевания;
  • диагностировать неотложные состояния и оказывать экстренную помощь;
  • оказывать медицинскую помощь гражданам как на дому, так и в отделениях здравоохранения;
  • осуществлять осмотр и наблюдение пациентов на дому;
  • уметь грамотно проконсультировать граждан в амбулаторных условиях;
  • делать забор биологического материала для лабораторного проведения анализов;
  • строго выполнять назначения врачей при взаимодействии с пациентами;
  • оказывать реабилитационную помощь больным с хроническими заболеваниями, инвалидам, пожилым людям.

Имея специализацию лечебное дело, средний персонал может работать в должности фельдшера, помощника врача в поликлиниках, лаборанта, медицинского статистика, регистратора и других. Наиболее востребованная профессия на рынке труда - это работа фельдшера‒акушера. Престиж заключается в том, что квалифицированный специалист пользуется большим уважением, является помощником врача в амбулаторно-поликлинических условиях, и его труд достойно оплачивается.

В общении с пациентами медработники всегда должны проявлять гуманность, внимательность и доброту. Больные люди часто проявляют несдержанность, даже взрослые пациенты боятся болезненных процедур, они становятся раздражительными и капризными. Какие бы ситуации ни возникали, профессия врача или медсестры накладывает обязательство на должностное лицо проявлять моральную выдержку, самоотверженность и терпение. Все это вознаграждается уважением и признанием людей, ведь здоровье человека - большая ценность!

Описание специальности

Первые два года учебы студенты данной специальности постигаут естественнонаучные и медико-биологические науки, основы гуманитарных и социальных дисциплин. На третьем курсе основное внимание уделяется общепрофессиональным дисциплинам. Эти три года учебы закладывают фундамент теоретических знаний по специальности и базу прикладных знаний во многих областях биологии и медицины. Четвертый, пятый и шестой курсы - это приобретение основной базы теоретических знаний и практических навыков по специальности.

Студенты слушают лекции ведущих специалистов, под руководством опытных преподавателей изучают внутренние и хирургические болезни, акушерство и гинекологию, инфекционные болезни, дерматовенерологию, онкологию, неврологию и нейрохирургию, травматологию и ортопедию, и многие другие дисциплины. В процессе обучения большая роль отводится самостоятельной работе студентов с больными, овладению навыками клинического осмотра, интерпретации данных лабораторных и специальных методов исследования.

Специализацию 1-79 01 01 01 «Военно-медицинское дело» можно получить на военно-медицинском факультете в Белорусском государственном медицинском университете . Набор на военно-медицинский факультет осуществляется согласно заказу Министерства обороны и других ведомств через районные военные комиссариаты. Абитуриенты подают документы для поступления в военные комиссариаты по месту жительства, проходят первичное медицинское освидетельствование и оформляют личное дело кандидата на поступление. К июню в год поступления личные дела присылаются на факультет.

Обучение на военно-медицинском факультете проводится на протяжении шести лет по программе подготовки студентов лечебного факультета с углубленным изучением военных дисциплин.

После зачисления на военно-медицинский факультет с обучаемыми перед началом учебного года проводятся трехнедельные учебные сборы по курсу молодого солдата. В конце учебных сборов курсанты принимают военную присягу, приказом Министра обороны им присваивается воинское звание «рядовой».

Учебные сборы, стажировки проводятся в воинских частях, лечебных учреждениях Министерства обороны, пограничных и внутренних войск.

По окончании 5-го курса обучаемым присваивается воинское звание «лейтенант», после успешной сдачи государственных экзаменов на шестом курсе выпускникам присваивается очередное воинское звание «старший лейтенант медицинской службы» и выдается диплом общегосударственного образца по специальности «Лечебное дело», специализация «Военно-медицинское дело».

Присваиваемая квалификация (высшее образование)

Врач – профессиональная квалификация специалиста.

Присваиваемая квалификация (среднее специальное образование)

Фельдшер-акушер. Помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи – профессиональная квалификация специалиста.

Занимаемые должности

  • Фельдшер-акушер
  • Помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи

Вузы, где есть эта специальность

  • Белорусский государственный медицинский университет (проходные баллы в , )
    • специализация 1-79 01 01 01 «Военно-медицинское дело» (проходные баллы в , , , , )
  • Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет (проходные баллы в , , , , )
  • Гомельский государственный медицинский университет (проходные баллы в , , , )
  • Гродненский государственный медицинский университет (проходные баллы в , , , , )

Описание

Будущих квалифицированных врачей готовят на протяжении шести лет, после чего молодые люди смогут продолжить обучение в интернатуре и ординатуре, выбрав себе специализацию. Учебная программа по этой специальности очень насыщенна и состоит из лекционных занятий и практикумов, в том числе и в условиях стационара. Среди преподаваемых предметов можно выделить: отоларингологию, неврологию, психиатрию, гигиену, экономику здравоохранения и т.д.Студентов готовят не только успешно проводить диагностику и лечение заболеваний, но и заниматься просветительской и профилактической работой. Они должны уметь:

  • вести диспансерное наблюдение за пациентами,
  • проводить противоэпидемиологические мероприятия,
  • работать с медикаментами и медико-технической аппаратурой,
  • диагностировать заболевания и патологии,
  • назначать адекватное лечение, проводить лечебные и реабилитационные мероприятия,
  • проводить судебно-медицинскую экспертизу,
  • контролировать качество оказания медицинской помощи населению,
  • вести медицинскую документацию и управлять медицинским персоналом.

Кем работать

Выпускники специалитета с дипломом по специальности «Лечебное дело» могут осуществлять диагностическую, лечебную, профилактическую и управленческую деятельность. Они могут работать в государственных или частных медицинских учреждениях: в поликлиниках и стационарах, в специализированных клиниках и медицинских центрах, в подразделениях экстренной медицины и в отделениях скорой помощи, в медицинских кабинетах предприятий и в подразделениях медицины катастроф. Квалифицированных врачей сегодня не хватает, поэтому молодые специалисты без труда найдут себе работу по специальности. Особенно остро ощущается сегодня нехватка врачей общей практики, педиатров, кардиологов, акушеров-гинекологов.

Основной целью образовательной программы, предусмотренной по специальности «лечебное дело», является подготовка врачей, соответствующая стандартным требованиям Выпускник факультета получает квалификацию специалиста - врача общей практики, что дает ему возможность занять должность в первичном звене оказания всесторонней медицинской помощи. Для получения сертификата на осуществление своей профессиональной деятельности проходится также специализация в ординатуре или интернатуре.

Чему учат

Для подготовки студентов по специальности «лечебное дело» предусмотрено 6 лет обучения. В дальнейшем они проходят следующую специализацию в интернатуре по одному из представленных направлений. Выпускникам лечебного факультета предоставляется выбор из достаточно широкого перечня практических специальностей: эндокринология, терапия, неврология, хирургия, оториноларингология, урология, акушерство и гинекология, дерматовенерология, реабилитология, профессиональные болезни и другие. Также у них есть реальный шанс стать научными работниками в таких фундаментальных и теоретических направлениях науки, как нормальная и патологическая физиология, биохимия, микробиология, фармакология и другие.

У медиков достаточно напряженный Они осваивают множество медицинских дисциплин, включая психиатрию, гигиену, неврологию, экономику здравоохранения и другие.

Процесс обучения

По специальности «лечебное дело» включает два этапа: доклиническая (1-3 курсы) и клиническая подготовка (4-6 курсы). На первом этапе изучаются теоретические основы будущей профессии, также проводится ознакомление с клиникой (курсы ухода за терапевтическими и хирургическими больными, курсы общей хирургии и вводного курса внутренних болезней, клиническая практика). Второй этап предусматривает переход на цикловую так называемые клинические кафедры.

Процесс обучения базируется на принципах преемственности, требуя максимально полного знания на каждом уровне последовательного освоения формы деятельности студентов, приближенной к профессиональной деятельности врача. Немало внимания уделяется повышению активности студентов. Для этого при построении учебного процесса делается акцент на персональную курацию больных в клинических условиях. В ходе обучения предусматриваются несколько видов практики, которая проходит не только на базе учебного заведения, но и в стационарах.

Программа «лечебное дело» включает следующие основные цели подготовки: формирование у студентов универсальных и в соответствии с общими образовательными требованиями по выбранному направлению.

Звание врача присваивается выпускнику по окончании прохождения подготовки «лечебное дело». Специальностьпредусматривает также присвоение уже после всех этапов обучения степени или классификации уровня высшего образования - специалист.

Область профессиональной деятельности

Начинают свою лечебно-профилактическую деятельность выпускники изначально под контролем врачей, уже имеющих сертификаты. При освоении специальности «лечебное дело» они могут осуществлять такие виды профессиональной деятельности, как лечебная, профилактическая, диагностическая, организационно-управленческая, воспитательно-образовательная, научно-исследовательская.

Получив образование по специальности и окончивинтернатуру или ординатуру, выпускники могут трудоустроиться в больницы общего профиля и специализированные лечебно-профилактические учреждения, поликлиники, диспансеры, амбулатории, станции скорой медицинской помощи. Также они могут работать в медико-санитарных частях крупных предприятий, медицинских консультациях, перинатальных, диагностических центрах, учреждениях социальной службы, научно-исследовательских институтах, вузах.

Должности, на которые может претендовать специалист последипломного этапа образования согласно выбранному направлению - это терапевт, акушер-гинеколог, хирург, врач-лаборант в клинической лаборатории, анестезиолог-реаниматолог, травматолог-ортопед, психиатр-нарколог, иммунолог, семейный врач и другие.

Перспективы

В частных и государственных клиниках наиболее востребованы врачи общей практики, специалисты по педиатрии, акушерству и гинекологии, кардиологии. Нередко врачи практикуют совмещение работы в специализированных клиниках с консультациями в частных медицинских центрах.