Предложение как единица синтаксиса понятие о предложении. Б) смысловая организация предложения. Предложение и его признаки

Предложение классифицируется по следующим признакам:

1) Функция (цель высказывания).

2) Эмоциональная окраска.

3) Модальность.

4) Структура.

По цели высказывания выделяется три типа предложения: 1) Повествовательные (сообщение), 2)Вопросительные, 3) Побудительные.

По эмоциональной окраске выделяются предложения: Восклицательные и невосклицательные.

По модальности , то есть по характеру выражаемого предложения, отношения к действительности, выделяются предложения утвердительные, отрицательные. «На свете счастья нет, но есть покой и воля».

По структуре выделяются группы предложений :

1) По количеству предикативных частей выделяются предложения простые и сложные. В простых предложениях одна предикативна единица, в сложных две и более.

2) Односоставные и двусоставные. Характер предикативной основы. Двусоставное имеет в составе два главных члена (подлежащее и сказуемое), односоставное предложение имеет только один главный член (либо подлежащее, либо сказуемое).

3) По наличию или отсутствию второстепенных членов выделяют предложения распространенные и нераспространенные. В распространенных предложениях помимо главных есть второстепенные члены. «Одними надеждами цели не достигнешь». Нераспространенные предложения состоят только из главных членов: «Ночь и тишина».

4) По полноте состава выделяют предложения полные и неполные. В полных предложениях все синтаксические позиции заняты членами предложения. В неполных члены предложения могут пропускаться. «Юность – время золотое: есть, и пьет, и спит в покое».

5) По отсутствию или наличию осложняющих элементов (однородных, обособленных членов, обращений и т.д.) выделяются осложненные предложения и неосложненные. «Не жди добра, сделав зло».

Выделяется три аспекта изучения предложения: 1) структурный аспект. 2) Семантический аспект. 3) Коммуникативный аспект.

1) Структурный аспект. В отечественной лингвистике с середины 20 века стали обращать особое внимание на формальную устроенность предложения. В лингвистике вводятся понятия структурной схемы предложения (Автор Н.Ю.Шведова), под которой понимается основа предложения, ее главные члены. N + Vf . Гости приехали, дочь сдает экзамены, мальчик читает книгу, конь есть лом. M + A(прилагательное). Погода чудесная, песня веселая. M + M – сестра врач, друг учитель. Inf – молчать, прекратить! Всего около 56 моделей предложений.

2) Семантический аспект. Представлен работами Н.Д. Артюновой, В.Г.Гага. С точки зрения семантики в структуре предложения исследуется информация об объективной действительности, которая представляет определнную ситуацию: «Сын занимается музыкой, дочь работает над проектом». Объективный смысл данного высказывания заключается в том, что в предложении выделяется субъект действия, предикат (действие субъекта), обозначающий действие, и объект действия, который может быть прямым (передал записку другу), или инструментальным (что написано письмом, не вырубишь и топором).

3) Коммуникативный аспект. Представлен работами И.П.Раскопова, И.И.Хвастуновой, и именуется аспект как актуальное членение предложения. Актуальное членение предложения – это выделение в предложении нового, ремы, неизвестного и известной информации, темы. Членение на тему и рему.

Актуа ́ льное члене ́ ние предложе ́ ния - используемый в лингвистике принцип разделения предложения на:

    исходную, изначально данную составляющую (то, что считается известным или может быть легко понято), называемую темой , исходной точкой или основой;

    новую, утверждаемую говорящим составляющую (то, что сообщается об исходной точке высказывания), называемую ремой или ядром;

    элементы перехода .

Например: «он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)».

2 основные функции языка:

Коммуникативная;

Познавательная;

Предложение – это самая сложная многоаспектная единица. Занимает центральное положение в синтаксисе.

Для представителей логикограммат. направления был характерен логизированный подход характеристики предложения и ее членов. Предметы, которые мы судим называется подлежащим. То, что мы думаем или судим о предмете именуется сказуемым. Суждение выраженное словами есть предложение. (Ф.И.Буслаев).

Для представителей псих.-грамматического направления П.- слово или такое употребление сочетаний слов, которое сопровождается особым движением мысли.

Характерные признаки предложения:

Законченная интонация;

Сказуемость;

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – грамматически оформленная по законам данного языка, целостная единица речи, которая является главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. (В.В.Виноградов). В этом определении выражены 3 важн. стороны.

· Логическая сторона – главное средство формирования мысли.

· Языковая – грамматически оформленная по законам данного языка, главное средство выражения мысли.

· Речевая – сообщение мысли, целостная единица речи.

П. характеризуется совокупностью структурных и семантических признаков, которые отражают его основные стороны.

СТРУКТУРНЫЕ ПРИЗНАКИ:

1. наличие стр. схемы.

2. способ выражения компонентов стр.схемы.

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:

Средство формирования мысли.2. Предикативность.3. Средство общения.4. Членение на «данное» и «новое».

СТРУК СХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

С грам. точки зрения предложение представляет собой организационную структуру, которая в своем составе содержит пост-ые компоненты, образующие стр.схему предложения. Стр.схема или модель предложения это тот отвл.образец по которому строится в речи конкретные предл, высказывания.

В разл.концеп-ях используются разные подходы.

1. Грамматическая завершенность.

2. Структурная и семантическая завершенность.



3. Коммуникативная завершенность.

По разному оценивается и структурный состав.

1. Включаются только компоненты предикативного сочетания.

2. Включаются компоненты необходимые для образования семантической достаточности предложения.

3. Включаются все компоненты, необходимые для образования коммуникативной завершенности предложении.

В соответствии с точкой зрения В.В.Бабайцевой в структ.состав предл. Входят те компоненты, которые определяют лог.сторону мысли.

Главными позициями предложения явл. Синт.позиции подл. и сказ.,которые соответствуют субъекту и предикату мысли. Поэтому в состав структурной мысли двусоставного предложения входят подл и сказ. А в состав односоставного предложения либо подл, либо сказ. П.ч. они образуют логическую структуру мысли. Все остальные Чп не вкл в структурную схему предложения. П.ч. они лишь они распространяют ГЧ.

Однажды в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел.

В этом предложении стр.схему образуют компоненты «Я» и «вышел», которые логическую структуру мысли. S(я), Р(вышел) и соответствуют подл и сказ, заним главн.синтаксические позиции предл. Но в некоторых случаях в стр.схему могут входить и ВЧП, если они содержат косвенную характеристику субъекта. 1. (Дом строится рабочими .).

2. Безл.предл. (Мне грустно.).

Другим важн. грамм.признаком предл. – ПРЕДИКАТИВНОСТЬ.

Благодаря предикативности предл отличается от некоммун синт единиц (с/с и синтаксем.).

В совр.синтаксисе наиболее распростр является определение предикативности, сформ. В.В.Виноградовым. Согласно его точки зрения предикативностью называется отнесенность содержания предложения к действительности. Делает его главным средством формирования, выражения мысли.

Предикативность – абстрактная грам. категория, которая конкретизуется в двучастных син.категориях модальности и времени. Эти категории конкр-ют общее значение предикативности в одном опр.аспекте. Синтак.категория модальности выражает отношение содер. предл. к действительности с точки зрения его реальности и нереальности. Содерж предложения может мыслится как реальная или нереальная, т.е. возможная, желаемая. Результатом этого является противопоставление двух модальных значений.

Модальность, выражающая отношение содержания предложения действительности в плане реальной или нереальной называется объект.модальностью. Предложение может выражаться субъект.модальности, выраж.отношение говорящего к содержанию предл., котор.наслаивается на объективн.модальность. Она передантся с помощью модальных слов (конечно, вероятно, м.б. и т.д.). Следует помнить, что объективн.модальность является обязательным, а субъективная лишь вносит добавочные оттенки синт.категории времени, выражает отношение содержанияпредложения к действительности с точки зрения момента речи. Содержание предложения может мысл-ся как факт прошлого. Предикативность в предложении имеет спец.языковые средства выражения, а именно формы наклонения, времени, частица и интонация.

С логической точки зрения предложение служит средством формирования мысли. По своему строению двучленна. В двусоставных предложениях выражается типичное логическое суждение, в котором словесное выражение получают субъект и предикат. В односоставных предложениях словесное выражение получает только один компонент мысли, только предикат. А субъект остается словесно не выраженным. Он представлен в виде наглядно-чувств.образа. Поэтому в односоставных предл всегда один ЧП. В нечленимых предл вообще отсутствует лог.расчлененность на субъект и предикат, следствием чего является синт.нечленимость на ЧП. В них выражается особое имплицитное (скрытое, словесное) суждение.

С речевой точки зрения предложение характеризуется наличием коммуникативной функции. Структурная схема, и даже синт.конструкция коммуникативной единицей не является. Функция сообщения один из важнейших признаков в предложении.

Особое место занимает интонация. Любое предложение в речи является интонационно оформленным. Благодаря интонации не только предложения, но и с/с, и даже отдельная син-ма приобретает значение самост.высказывания.

2 Синтаксис – это высший уровень языковой системы, на кот.использ-ся все ресурсы языка. В синтаксисе как разделе грам-ки выд-ся 2 части: учение о с/с, учение о П. Первые сведения по синт-су учащиеся получают в начаьной школе: виды П.по цели высказыв, по интонации, члены П. В 5кл. изучается пропедевтич.(подготовит.) курс синт-са. Этот небольшой курс введен для создания элементарной основы для развития речи и для понимания морфологии: с/с, виды П.по цели высказ, ЧП, однород члены, ПП и СП, предусмотрен синт.разбор. Цели обучения синтаксису:1. на основе сознательного усвоения синтакс-х понятий обогащать грам.строй речи с учетом норм рус.литнр.языка; 2. сформировать речевые умения и навыки; 3. способность формированию всех видов компетенций. Задачи О. синтаксису :

1.познакомить учащихся с синтаксич един-ми и на этой основе обеспечить усвоение школьн-ми знаний о строе РЯ. 2. совершенствовать речь уч-ся на основе усвоения синт-х связей; 3. создать базу для успешного усвоения правил пунктуации. Изучение с/с в 5 кл. готовит уч-ся к изучению морфологии на синтаксической основе (изменение падежных форм, род ИП и ИЧ рассматр-ся т/о в с/с). С/с, образуемые второстеп-ми членами, распрост-ют грам-ую основу П. Главное различие м/у П.и с/с состоит в том, что П.явл-ся коммун.един-ей яз-ка, котор. служит «средством формирования, выражения и сообщения мыслей». С/с коммун ед-ей не явл-ся. Различаются они и по струк-ре, и по их функции в процессе высказывания. В стр-ре П.с/с явл-ся «элементом высказывания», а вне П. – «сложным названием различных видов». Одним из существенных признаков П.явл-ся интонация, котор.проявл-ся в повышении и понижении тона, убыстрении и замедлении речи. Систематический курс синт-са изучается в 8-9 кл. это осн.курс С. В 8-9 кл.изучаются более крупные ед-цы речи: ПП и Сп, сложное синт.целое. Программный материал 9 кл.включает изучение стр-ры ПП, формирование умений составлять ПП и употреблять их в связной речи. Большое внимание уделяется синт-им констр-ям, кот.ранее не изучались: односос.и двусост.ПП; ПП, ослож.обособ.ЧП, ввод.словами и П., обращ. Программный курс 9 кл.включает изучение стр-ры Сп: союзные и бессоюз.п., ССП, СПП, осн.группы СПП, СП с разными видами связи. В начале 9кл. необходимо тщательно повторить узловые вопросы программы 8кл: с/с (типы с/с, способы подчин.связзи слов, смысловые отнош.м/у компон), двусос и односос П.

.3 «Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859г, а напечатана в январе 1860г. По просьбе друзей Островского цензор И.Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своем рапорте ни о Диком, ни о Кулигине, ни о Феклуше.

В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

Тема «Грозы» органически связана с ее конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, - это конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Основной конфликт – Катерины и Бориса с окружающей их средой – объединяет все остальное. К нему присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Тихона с Кабанихой. Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

Общая тема «Грозы» влечет за собой и ряд частных тем:

1. рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характеристику материально-правового положения всех слоев общества той эпохи;

3. рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц «Грозы», автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;

4. отображен жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых ЖД, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т.д.

5. наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую природу, разное отношение к ней действующих лиц.

Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней и своим социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

4 Драма (др.греч.- действие). Д. как и эпос является изобразительным родом литературы. В драм. Произведении изображается личность в действии, конфликте.

При анализе ДП конфликт будет основной категорией. К. организует сюжет драм. Произведения. В драм. Произведении ослаблена повествовательно-описательная часть. Треб. Работа над активацией творческого воображения. К. выделяет группу действующих лиц. Особое внимание удел. характеристике афиши. Говорящие фамилии.

Пути анализа:1. изучение драмы как литер. Произведения. Особое внимание придается текстуальному анализу пьесы.2. «сценический» - от просмотренного спектакля к инсценированию в классе.3. «синтетич.» предпол. изуч. ХТ с элементами инсценирования и просмотром спектакля.

Основные приемы изучения драматического произведения:

1. сопоставление текста пьесы и его сцен. Вопл.

2. чтение по ролям

3. прием мезансценирования

4. прием режиссирования

При анализе ДП изуч. идейно-темат.содержание. Характер героев создается исключительно речами. При анализе ДП большую идейную напр. несет подтекст. Раскрыть его – вскрыть сущность пьесы, взаимосвязь между причин и поступками.

Трагедия (воссоздаются острые, неразрешимые конфликты. Действуют сильные личности; одна из сторон погибает).

Комедия (частная жизнь людей с целью осмеивания отсталого, отжившего).

Драма (личность изображается в драм. ситуациях, отношениях с обществом и тяжелых переживаний).

Билет № 22. СБП – СП, ПЧ которых связаны т/о с помощью интонации, без основных формальных средств связи. Кроме осн. средства связи (интон.) в оформлении и связи и смысловых отн. м/у ПЧ участвуют также и допол. ср.связи:

1) общий компонент для всех ПЧ

2) синтаксич.парал-зм

3) соот форм Г-сказ.

4) струк неполнота

5) анаф мест слова

6) фиксиров порядок следов ПЧ

7) типизиров лексич элементы

Место СБП в общей синтаксической системе определилось относительно недавно – в сер 20 в.Господствовала т. зр., согласно которой слож бессоюз конструкции рассматривались как П.с опущенными союзами. В соотв-и с таким подходом СБП делились на бессоюз-е ССП и бессоюз-е СПП. Т/о в 50х гг 20 в.в трудах проф Поспелова СБП стали рассматриваться как особый стр-семан тип СП. Это обусловлено рядом факторов:

1) отсутствием соч и подчин союзов

2) невозможностью точного разграничения соч и подчин интонаций

3) наличием констр с нечетким значением

4) степенью смысловой слитности: максималь.в СПП, средней в СПП, минималь.в СБП.

В зависимости от особенностей строения и ГЗ СБП делятся на П.открыт и закрытой стр-ы; на П.однород и неоднород состава.

I. СБП однород состава

а) П.со знач перечисления

б) П.со знач сопоставл-я

Бессоюзные сложные предложения со значением пере­числения . Эти бессоюзные сложные предложения близки к слож­носочиненным однородного состава с союзом и, что подтвержда­ется как возможностью вставки между частями таких бессоюз­ных предложений союза и, так и употреблением в одном предло­жении предикативных частей, связанных бессоюзно и с помощью союза и. Ср., например: В парке играют оркестры, работают разные аттракционы, открыта лодочная станция и В парке играют оркёстры, работают разные аттракционы и открыта лодочная станция.

Предложения данного типа могут быть как двучленными, так и. многочленными (см. примеры ниже); в первой части нередко бывает общий член. Например: В тумане, окутавшем дорогу , скрипели колеса, разговаривали и перекликались люди (Пер­венцев) .

По своим значениям предложения этого типа делятся на две группы: 1) со значением одновременности перечисляемых собы­тий и 2) со значением их последовательности. Например: Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (Пушкин); Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела (Пушкин).

Бессоюзные сложные предложения со значением сопо­ставления. В этих предложениях сообщение, заключенное в пер­вой части, сопоставляется с сообщением, заключенным во второй (или противопоставляется ему). Для предложений данного типа характерно наличие в предикативных частях слов противополож­ных или противоречащих друг другу по своему значению. Данный тип характеризуется двучленным строением. Ср., например: Спра­ва был болотистый непроходимый лес, слева - красноватые столбы утесов (Седов); Он гость - я хозяин (Багрицкий).

Предложение - это совокупность слов или слово, грамматически оформленная с точки зрения времени и реальности/ирреальности, интонационно завершённая и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию.

Основная функция предложения - коммуникативная: предложение является наименьшей единицей общения. В предложении содержится сообщение о событии, которое может мыслиться как реальное и происходящее в каком-то времени или как ирреальное (в лингвистике это основополагающее свойство предложения называется предикативностью). В зависимости от цели высказывания (сообщения) все предложения делятся на три группы: повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные предложения служат для сообщения: Я приду к пяти часам. Вопросительные предложения служат для выражения вопроса: Ты придёшь к пяти часам? Когда ты придёшь? Среди вопросительных предложений выделяется особая группа риторических вопросов, не требующих ответа и содержащих скрытое утверждение: Кто этого не знает? = «все знают» Побудительные предложения содержат побуждение (просьбу, приказ, пожелание) совершить какое-либо действие: Приходи к пяти часам. Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации. Ср.: Он приедет. Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет? Пусть он приедет. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут сопровождаться усиленной эмоциональностью и произноситься с особой интонацией - повышением тона и выделением слова, выражающего эмоцию. Такие предложения называются восклицательными. Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ Слова и словосочетания, связанные между собой грамматически и по смыслу, называются членами предложения. Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главные члены - подлежащее и сказуемое, второстепенные - определение, дополнение, обстоятельство. Второстепенные члены служат для пояснения главных и могут иметь при себе поясняющие их второстепенные члены. Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения. Предложение, содержащее оба главных члена, называется двусоставным. Предложение, имеющее один из главных членов, называется односоставным. Ср.: Небо вдали потемнело - Стемнело. В предложении может быть одна грамматическая основа (простое предложение) или несколько грамматических основ (сложное предложение). Ср.: Они опоздали из-за сильного дождя - Они опоздали, потому что шёл сильный дождь. Любой член предложения может выражаться однословно и неоднословно. При неоднословном выражении член предложения выражается словосочетанием, причём это словосочетание может быть фразеологически свободным (каждое слово в нём сохраняет своё лексическое значение) и фразеологически связанным (значение фразеологизма не равно сумме значений составляющих его компонентов).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений по цели высказывания и интонации:

  1. Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.
  2. Предложение как основная единица синтаксиса. Признаки предложения. Актуальное членение предложения и способы его выражения
  3. 17. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Синтаксис как раздел языкознания. Основные категории раздела. Вариативность норм в системе предложения. Согласование главных членов предложения. Согласование однородных членов предложения. Употребление причастного и деепричастного оборотов в предложении.
  4. Вопросы к экзамену по разделам «Синтаксис словосочетания Синтаксис простого предложения Синтаксис сложного предложения»
  5. Предмет синтаксиса. Основные единицы синтаксиса: словосочетание, простое и сложное предложение, сложное синтаксическое целое. Средства построения синтаксических единиц.

Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений по цели высказывания и интонации
Предложение - это совокупность слов или слово, грамматически оформленная с точки зрения времени и реальности/ирреальности, интонационно завершенная и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию.
Основная функция предложения - коммуникативная: предложение является наименьшей единицей общения. В предложении содержится сообщение о событии, которое может мыслиться как реальное и происходящее в каком-то времени или как ирреальное (в лингвистике это основополагающее свойство предложения называется предикативностью).
В зависимости от цели высказывания (сообщения) все предложения делятся на три группы: повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательные предложения служат для сообщения:
Я приду к пяти часам.
Вопросительные предложения служат для выражения вопроса:
Ты придешь к пяти часам?
Когда ты придешь?
Среди вопросительных предложений выделяется особая группа риторических вопросов, не требующих ответа и содержащих скрытое утверждение:
Кто этого не знает? = ‘все знают’
Побудительные предложения содержат побуждение (просьбу, приказ, пожелание) совершить какое-либо действие:
Приходи к пяти часам.
Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации. Ср.:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут сопровождаться усиленной эмоциональностью и произноситься с особой интонацией - повышением тона и выделением слова, выражающего эмоцию. Такие предложения называются восклицательными.
невосклицательное
восклицательное
повествовательное Мама, Петя приехал. Мама, Петя приехал!
вопросительное Вы уже уходите? Как, вы уже уходите?!
побудительное Возвращайся поскорее. Возвращайся же поскорее!
Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ
Слова и словосочетания, связанные между собой грамматически и по смыслу, называются членами предложения.
Члены предложения делятся на главные и второстепенные.
Главные члены - подлежащее и сказуемое, второстепенные - определение, дополнение, обстоятельство. Второстепенные члены служат для пояснения главных и могут иметь при себе поясняющие их второстепенные члены.
Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения. Предложение, содержащее оба главных члена, называется двусоставным. Предложение, имеющее один из главных членов, называется односоставным. Ср.: Небо вдали потемнело - Стемнело.
В предложении может быть одна грамматическая основа (простое предложение) или несколько грамматических основ (сложное предложение). Ср.: Они опоздали из-за сильного дождя - Они опоздали, потому что шел сильный дождь.
Любой член предложения может выражаться однословно и неоднословно. При неоднословном выражении член предложения выражается словосочетанием, причем это словосочетание может быть фразеологически свободным (каждое слово в нем сохраняет свое лексическое значение) и фразеологически связанным (значение фразеологизма не равно сумме значений составляющих его компонентов).

Еще по теме ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

  1. 2.2. Сложные предложения, как правило, состоят из простых предложений и союзов между предложениями.
  2. 249.Предложения реальной и ирреальной модальности. Предложения утвердительные и отрицательные
  3. 301.Эллиптические предложения (предложения с нулевым сказуемым)
  4. СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предикативность как основное грамматическое значение предложения

Соотношение разных сторон устройства предложения

В) коммуникативная организация предложения.

Предложение как основная единица синтаксиса. Аспекты изучения предложения

План

Предложение как основная синтаксическая единица. Аспекты изучения предложения

Лекции 6-8

Схема анализа словосочетания

Выделите из текста словосочетания и отдельно сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями.

I. Начальная форма словосочетания (по начальной форме стержневого слова).

II. Синтаксические отношения между словами (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, восполняющие, комплексные).

III. Структурный тип и структурная схема (способ выражения стержневого и зависимого слова).

IV. Тип по спаянности компонентов (свободное/несвободное: синтаксически несвободное, фразеологически связанное).

V. Вид и разновидности подчинительной связи:

1) вид связи: согласование, управление, примыкание;

2) способ выражения зависимого слова;

3) способ выражения стержневого слова;

4) степень связи: сильная, слабая;

5) средства связи: предлоги, союзы, форма зависимого слова, интонация;

6) порядок компонентов: прямой, обратный.


2. Формальная, коммуникативная и смысловая организация предложения:

А) формальная организация предложения;

Б) смысловая организация предложения;

5. Грамматические средства выражения предикативности:

Предложение - это основная единица синтаксиса. Это главное средство выражения и сообщения мысли. Основная функция предложения в языке - это коммуникативная функция.

Предложение соотносительно с логическим суждением, но не тождественно ему. Каждое суждение выражается в форме предложения, но не каждое предложение является суждением.

Понятие предложения в академических грамматиках и в вузовских учебниках

1. Академик Алексей Александрович Шахматов: «Предложение - это единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое и служащая для словесного выражения единицы мышления».

2. Академик Виктор Владимирович Виноградов: «Предложение - это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

3. «Грамматика-70»: «Простое предложение - это самостоятельная синтаксическая единица сообщения, грамматическим значением которой является предикативность, а формой - минимальная структурная схема, с принадлежащей ей системой собственно грамматических средств для выражения синтаксических времен и наклонения.


4. Предложение - минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. (Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М. А. Теленкова «Современный русский язык»)

Учение о предложении занимает такое положение в синтаксической теории уже давно, со времени появления-первых теоретических синтаксических трудов (в России с конца XVIII - начала XIX вв.). Но понимание предложения за это время существенно изменилось.

История русского синтаксиса знает несколько теорий предложения.

1) Определение предложения через логику.

Представителем этого направления был Фёдор Иванович Буслаев. Он определял предложение как суждение, выраженное словами. Он считал, что все логические связи и категории находят свое отражение в языке.

2) Определение предложения в психологическом плане .

Представитель второго направления Александр Афанасьевич Потебня отвергал представление о предложении как об эквиваленте логического суждения и утверждал, что предложение есть выражение в словах психологического суждения. Основным признаком предложения А.А.Потебня считал наличие в нем глагола в личной форме.

3) Формально-грамматический аспект изучения предложе ния.

Основоположник его Филипп Фёдорович Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания.