Значение слова мизерабилизм. Мизерабль

Все словари Культурология. Словарь-справочник Библейская энциклопедия арх. Никифора Словарь по мифологии М. Ладыгина. Энциклопедический словарь Словарь Ефремовой Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Культурология. Словарь-справочник

(евр. греч. ), в иудейских легендах демоническое существо. Имя А., заимствованное, по-видимому, из иранской мифологии (срв. Айшма), неизвестное в еврейском каноне Ветхого Завета, появляется в книге Товита, где есть следующий эпизод: А. преследует некую иудейскую девицу Сарру своей ревностью, не давая свершиться ее браку и последовательно умерщвляя в брачную ночь семерых мужей прежде соития с ней, и только благочестивому Товии, пользующемуся помощью Госрода и Архангела Рафаила, удается прогнать А. и сделать Сарру своей женой (Тов. 3:7-8; 9). А. выступает здесь как особенный недруг одного из «Божьих установлений» - брака. Этот мотив развивается в апокрифическом «Завете Авраама», восходящем к I в. н. э. Уже происхождение А. связано с блудом между (падшими) Ангелами и «дочерьми человеческими» (упомянутыми Быт. 6:2), и сама природа А. побуждает его разрушать брачное сожительство средствами бессилия, холодности и отклонения желаний в недолжную сторону (апокрифическое соч. «Завет Соломона» 21-23). Это наиболее существенная сторона легенд об А. С ней связаны две другие линии - перенос на А. в его отношениях с Соломоном мотивов сверхъестественного помощника царя-строителя, а также двойника царя, подменяющего его на престоле до истечения срока наказания, пока царь должен бродить нищим, отверженным и неузнанным, искупая свою гордыню. В обеих этих линиях, в отличие от первой, А. наделен амбивалентностью, присущей персонажу сказки, а не легенды; он выступает как стихийная сила, непредсказуемая, неподвластная человеческим меркам, опасная, но не злая. Соломону удается опоить А., связать в пьяном виде и наложить на него свою магическую власть (мотивы «захвата опоенного чудовища», срв. сюжет Мидаса и Силена, «чудовища на человеческой службе», срв. рассказы о джиннах и т. п.); А., как и полагается захваченному чудовищу, выдает некую тайну, а именно: секрет червя шамура, при посредстве которого можно чудесно рассекать камни, и вообще помогает строить храм, попутно проявляя прозорливость. Возгордившись, Соломон предлагает А. показать свою мощь и отдает ему свой магический перстень; А. немедленно вырастает в крылатого исполина неимоверного роста, забрасывает Соломона на огромное расстояние, сам принимает облик Соломона и занимает его место. А. и здесь выдает свою природу блудного беса и недруга брака тем, что, хозяйничая в гареме Соломона, систематически нарушает ритуальные запреты, гарантирующие чистоту брачных сношений, и даже покушается на кровосмешение. По этим признакам его изобличают как самозванца, когда испытание Соломона оканчивается. Легенда о Соломоне и А. получила универсальное распространение в литературе, фольклоре и художественной иконографии христианского и исламского средневековья: в славянских изводах партнер Соломона носит наименование Китоврас (срв. греч. Kfevxaupoq, кентавр), в западноевропейских - Маркольф (Морольф, Марольт).

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

Асмоде́й - в средневековой европейской мифологии демон распутства, сладострастия и глумления; представлялся хромым.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

МИЗЕРАБЛЬ misérable adj . 1 . Жалкое, несчастное существо. Вы знаменитость (в полном смысле этого слова), я мизерабль. 1875-1877. А. Антонович - Некрасову. // ЛН 51-52 104. Люди новой, братской жизни, парами и в одиночку, вереницами, как мизерабли долин адских, бегут на службу в реквизированные особняки. 1921. Б. Зайцев Улица св. Николая. В знач. прил. Убогий . Вид последнего <шарманщика> был мизерабль. Костюм его требовал штопки, если не кройки, а сам артист напоминал продавца макрели. С. Соколов Палисандрия. // Октябрь 1991 11 69.

2. Ничтожный человек, негодяй . - Однако не подумал бы этот misérable , что я консерватор, - опасливо шевельнулось в нем. Эртель Волхонская барышня. - Пьянствуете, мизерабли!? - раздался звучный голос под столами, и Шурка, вглядевшись в сумерки, узнал судью все в той же большой клетчатой кепке. Н. Огнев Фабзаяц и смерть. // НМ 1929 6 23.

  • - МИЗЕРАБЛЬ misérable adj. 1. Жалкое, несчастное существо. Вы знаменитость, я. 1875-1877. А. Антонович - Некрасову. // ЛН 51-52 104...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

"мизерабль" в книгах

МАХАТМА ГАНДИ

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

МАХАТМА ГАНДИ Полное имя – Ганди Мохандас Карамчанд(род. в 1869 г. – ум. в 1948 г.) Идеолог движения ненасильственной революции, лидер борьбы за независимость Индии и создатель демократического индийского государства. Одним из немногих революционных вождей, которые не

Кристина Жордис МАХАТМА ГАНДИ

Из книги Махатма Ганди автора Жордис Кристина

Кристина Жордис МАХАТМА ГАНДИ Судьба рода человеческого сегодня, как никогда, зависит от его нравственной силы. Путь к радости и счастью лежит через самоотверженность и самоограничение, где бы то ни было. Альберт Эйнштейн Франц Кафка сказал мне: «Совершенно очевидно,

Махатма Ганди

Из книги Мужчины, изменившие мир автора Арнольд Келли

Махатма Ганди Могандас Карамчанд «Махатма» Ганди родился второго октября 1869 года в городе Порбандар, а умер тридцатого января 1948 года в Нью-Дели. Махатма Ганди был одним из руководителей массового движения, направленного на освобождение Индии от Великобритании.

Ганди Махатма

Из книги Законы успеха автора

Ганди Махатма Мохандас Карамчанд Ганди (1869–1948) – один из лидеров индийского национально-освободительного движения, его идеолог. Соотечественники наделили его титулом Махатма – «великая душа» и считают его «отцом нации». Не слушайте друзей, когда Друг, который

ГАНДИ Махатма

Из книги Книга лидера в афоризмах автора Кондрашов Анатолий Павлович

ГАНДИ Махатма Мохандас Карамчанд Ганди (1869–1948) – один из лидеров индийского национально-освободительного движения, его идеолог. Соотечественники наделили его титулом Махатма – «великая душа» и считают его «отцом нации». Не слушайте друзей, когда друг, который внутри

[Махатма М. о Хьюме]

Из книги Письма Махатм автора Ковалева Наталия Евгеньевна

[Махатма М. о Хьюме] На ваше письмо мне придется ответить довольно длинным посланием. Прежде всего, могу сказать следующее: мистер Хьюм думает и говорит обо мне в таких выражениях, которые следует замечать лишь постольку, поскольку это сказывается на его образе мыслей, с

Ганди Мохандас Карамчанд «Махатма»

Из книги Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях автора Мудрова Анна Юрьевна

Ганди Мохандас Карамчанд «Махатма» 1869–1948Один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании.Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 октября 1869 года в одном из маленьких княжеств Западной Индии. Древний род Ганди принадлежал к купеческой

1.5.1. Гражданское неповиновение и Махатма Ганди

Из книги автора

1.5.1. Гражданское неповиновение и Махатма Ганди Вот некоторые из высказываний Субхаса Чандры Боса, касавшиеся завершения этапа ненасильственной борьбы с англичанами: «Сегодня наше положение аналогично положению армии, которая неожиданно сдалась без каких-либо условий

Глава 2. Махатма Ганди

Из книги автора

Мохандас Карамчанд Махатма Ганди

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

Мохандас Карамчанд Махатма Ганди 1869–1948 гг. Политический и религиозный деятель, один из руководителей движения за независимость Индии. Бесстрашие обязательно для развития других благородных качеств. Разве можно без мужества искать истину или заботливо хранить любовь?В

МАХАТМА ГАНДИ (1869–1948)

Из книги 100 великих людей автора Харт Майкл Х

МАХАТМА ГАНДИ (1869–1948) Махатма К. Ганди был выдающимся лидером движения за независимость Индии, и по одной этой причине некоторые считали, что он должен быть включен в основной список нашей книги. Но следует помнить, что Индия рано или поздно все равно бы освободилась от

ГАНДИ, Махатма

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

ГАНДИ, Махатма (Ганди, Мохандас Карамчанд) (Gandhi, Mahatma, 1869–1948), индийский политик 57 Ненасильственное сопротивление. // Nonviolence (Nonviolent resistance). «Young India», 14 янв. 1920 ? Shapiro, p. 299 «Nonviolence» – английская версия понятия «сатьяграха» (букв.: «стойкость в истине»); этот санскритский

ГАНДИ, Махатма

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

ГАНДИ, Махатма (Ганди, Мохандас Карамчанд)(Gandhi, Mahatma, 1869–1948), индийский политик11Ненасильственное сопротивление. // Non-violence. Nonviolent resistance (англ.).«Сатьяграха» (букв.: «упорство в истине») – санскритский неологизм, введенный Ганди как аналог «гражданского неповиновения» или

ГАНДИ Махатма

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

ГАНДИ Махатма Мохандас Карамчанд Ганди (1869–1948) – один из лидеров индийского национально-освободительного движения, его идеолог. Соотечественники наделили его титулом Махатма – «великая душа» и считают его «отцом нации».* * * Не слушайте друзей, когда Друг, который

Махатма Ганди и поиск прощения

Из книги Путь к изменению. Трансформационные метафоры автора Аткинсон Мэрилин

Махатма Ганди и поиск прощения После того, как Британия ушла из Индии в 1947 г., по стране прокатились волны убийств и насилия в результате столкновений между индусами и мусульманами. Единственным человеком, которому верили все индийцы, стремящиеся воплотить миролюбивые

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова мизерабилизм

мизерабилизм в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

мизерабилизм

МИЗЕРАБИЛИЗМ (от франц. miserable - несчастный) направление, сложившееся в изо-искусстве Франции 1940-х гг. Отстаивая принципы фигуративности, сюжетно-драматическое начало в живописи и графике, его представители (наиболее известным из них стал Б. Бюффе) подчеркивали трагическую обреченность, "покинутости" человека в мире. Их творчество явилось своего рода изобразительной параллелью к философии экзистенциализма.

Википедия

Мизерабилизм

Мизерабили́зм (от - несчастный ; ,) - направление изобразительного искусства, зародившееся во Франции после 1940-х годов. В рамках данного направления, на первое место выносятся принципы фигуративности, сюжетно-драматическое начало в живописи и графике, с подчеркиванием трагической обреченности, «покинутости» человека в мире. Творчество мизерабилистов явилось своего рода изобразительной параллелью к философии экзистенциализма.

Основателем этого жанра изобразительного искусства считается французский художник Франсис Грюбер. Вторым после него - Бернар Бюффе, творчество которого критики нередко приписывали именно к этому жанру. Для живописи мизерабилизма типичны мотивы одинокой фигуры в интерьере. Истощенные, удрученно поникшие, освещенные холодным сумеречным светом, и затерявшиеся в пустом пространстве. Настроения неудовлетворённости и разочарования, выраженные в аскетичной живописи мизерабилистов, были весьма популярны в послевоенной Франции.

misérabilisme , польск. mizerabilizm ) - направление изобразительного искусства , зародившееся во Франции после 1940-х годов . В рамках данного направления, на первое место выносятся принципы фигуративности, сюжетно-драматическое начало в живописи и графике, с подчеркиванием трагической обреченности, «покинутости» человека в мире . Творчество мизерабилистов явилось своего рода изобразительной параллелью к философии экзистенциализма .

Основателем этого жанра изобразительного искусства считается французский художник Франсис Грюбер (фр. Francis Gruber ). Вторым после него - Бернар Бюффе , творчество которого критики нередко приписывали именно к этому жанру . Для живописи мизерабилизма типичны мотивы одинокой фигуры в интерьере. Истощенные, удрученно поникшие, освещенные холодным сумеречным светом, и затерявшиеся в пустом пространстве. Настроения неудовлетворённости и разочарования, выраженные в аскетичной живописи мизерабилистов, были весьма популярны в послевоенной Франции .

Известные мизерабилисты

Напишите отзыв о статье "Мизерабилизм"

Примечания

Ссылки

  • Alexander Roob. (англ.) . проект (5 декабря 2008). Проверено 10 сентября 2009. .

См. также

Отрывок, характеризующий Мизерабилизм

«Le vol et le pillage continuent. Il y a une bande de voleurs dans notre district qu"il faudra faire arreter par de fortes gardes. Le 11 octobre».
[«Часть моего округа продолжает подвергаться грабежу солдат 3 го корпуса, которые не довольствуются тем, что отнимают скудное достояние несчастных жителей, попрятавшихся в подвалы, но еще и с жестокостию наносят им раны саблями, как я сам много раз видел».
«Ничего нового, только что солдаты позволяют себе грабить и воровать. 9 октября».
«Воровство и грабеж продолжаются. Существует шайка воров в нашем участке, которую надо будет остановить сильными мерами. 11 октября».]
«Император чрезвычайно недоволен, что, несмотря на строгие повеления остановить грабеж, только и видны отряды гвардейских мародеров, возвращающиеся в Кремль. В старой гвардии беспорядки и грабеж сильнее, нежели когда либо, возобновились вчера, в последнюю ночь и сегодня. С соболезнованием видит император, что отборные солдаты, назначенные охранять его особу, долженствующие подавать пример подчиненности, до такой степени простирают ослушание, что разбивают погреба и магазины, заготовленные для армии. Другие унизились до того, что не слушали часовых и караульных офицеров, ругали их и били».
«Le grand marechal du palais se plaint vivement, – писал губернатор, – que malgre les defenses reiterees, les soldats continuent a faire leurs besoins dans toutes les cours et meme jusque sous les fenetres de l"Empereur».
[«Обер церемониймейстер дворца сильно жалуется на то, что, несмотря на все запрещения, солдаты продолжают ходить на час во всех дворах и даже под окнами императора».]
Войско это, как распущенное стадо, топча под ногами тот корм, который мог бы спасти его от голодной смерти, распадалось и гибло с каждым днем лишнего пребывания в Москве.
Но оно не двигалось.
Оно побежало только тогда, когда его вдруг охватил панический страх, произведенный перехватами обозов по Смоленской дороге и Тарутинским сражением. Это же самое известие о Тарутинском сражении, неожиданно на смотру полученное Наполеоном, вызвало в нем желание наказать русских, как говорит Тьер, и он отдал приказание о выступлении, которого требовало все войско.
Убегая из Москвы, люди этого войска захватили с собой все, что было награблено. Наполеон тоже увозил с собой свой собственный tresor [сокровище]. Увидав обоз, загромождавший армию. Наполеон ужаснулся (как говорит Тьер). Но он, с своей опытностью войны, не велел сжечь всо лишние повозки, как он это сделал с повозками маршала, подходя к Москве, но он посмотрел на эти коляски и кареты, в которых ехали солдаты, и сказал, что это очень хорошо, что экипажи эти употребятся для провианта, больных и раненых.
Положение всего войска было подобно положению раненого животного, чувствующего свою погибель и не знающего, что оно делает. Изучать искусные маневры Наполеона и его войска и его цели со времени вступления в Москву и до уничтожения этого войска – все равно, что изучать значение предсмертных прыжков и судорог смертельно раненного животного. Очень часто раненое животное, заслышав шорох, бросается на выстрел на охотника, бежит вперед, назад и само ускоряет свой конец. То же самое делал Наполеон под давлением всего его войска. Шорох Тарутинского сражения спугнул зверя, и он бросился вперед на выстрел, добежал до охотника, вернулся назад, опять вперед, опять назад и, наконец, как всякий зверь, побежал назад, по самому невыгодному, опасному пути, но по знакомому, старому следу.