Владивосток — Хасан — п-ов Песчаный

Хасанский район, юго-юго-запад Приморья

Расположение

Расстояние от Владивостока по автодороге, км: 298

География

Озеро Хасан, небольшое по размерам, пресноводное, находится в Хасанском районе Приморья. Водоем располагается юго-западнее залива Посьета, вблизи границы Российской Федерации и КНДР. Озеро Хасан – одно из самых известных озер Приморского края и всего Дальнего Востока.

Площадь акватории озера Хасан 2,23 квадратных километра.

История

Между озером Хасан и рекой Туманной (Тумень-Ула, Туманган) находятся сопки Заозерная и Безымянная. Озеро Хасан хорошо известно благодаря военной операции в этом районе, в ходе которой в августе 1938 года советские войска разгромили вторгшиеся на территорию СССР боевые части Японии. Территория вблизи советско-манчжурской границы на холмах Чан Фу-Кен считалась спорной, и после начала строительства военных укреплений вдоль границы с советской стороны здесь, в районе озера Хасан, произошли столкновения с японцами. В течение военных действий в период 29 июля - 11 августа 1938 года японцы продвинулись на территорию Советского Союза на 6 км, но затем были вытеснены войсками Красной Армии.

Природа

Озеро Хасан имеет вытянутую форму, его берега укрыты лиственным лесом, оно богато рыбой. В озере водится 18 видов рыб, здесь ловится рыба чебак. Дно озера илистое, берега озера галечные.

Озеро находится в умеренном климатическом поясе, климат района муссонный. Среднегодовая температура в этом районе +5 °С. В зимний период в районе озера Хасан средняя температура января около −9 °С, зима малоснежная, преобладают сильные ветра. В летние месяцы здесь выпадает примерно 70 процентов годовой нормы осадков.

В районе озера часто проходят тайфуны и циклоны.

С запада озеро Хасан ограничивает горный хребет, высота которого достигает 1000 метров; в южной части озера располагается обширная морская терраса, ландшафты этого участка очень красивы.

Уже давно мы планировали совместную поездку, было много разных вариантов и все они были в Хасанском районе Приморского края. В какой-то момент в инстаграм наткнулся на шикарные фото вблизи границ РФ-Китай-Северная Корея. Очень мало информации, в том числе и в интернете, больше на уровне сарафанного радио. \\r\\nБез сомнений решили отправляться туда…огромный песчаный пляж, большое количество озер, болот, красивейший п-ов Фальшивый и конечно присутствие у самой границы добавляло нашей поездке особую атмосферу. Уже не помню как и кто мне рекомендовал сделать туда пропуск, территория закрытая и вроде как без пропуска не попасть. Но где и как это сделать никто не знает. Через справочную нашел телефон Пограничного управления ФСБ России по ПК(Светланская 67), там мне сказали что действительно нужен пропуск и без него туда не ногой. К заявлению на пропуск приложили копию паспорта и копию СОР(на автомобиль), срок на проверку и изготовление пропуска 28 дней. Документы мы сдали 10.06 и указали дату поездки 25 июня(понадеялись что рассмотрят быстрее), говорят чудес не бывает … уже 17го мы их получили. Кстати был очень приятно удивлен вежливостью сотрудников ФСБ! Пропуск выдается на один год, ничего не стоит кроме потраченного времени на заполнение заявления. Из-за плохой погоды и семейных обстоятельств приходилось несколько раз переносить поездку и так мы приблизились к 7му июля.

Набрали в дорогу кучу нужного и не нужного))) основным конечно была питьевая вода 80литров, каждый взял по две 20л канистры под бензин(это было лишним), дрова (тож были лишними т.к. там дров ввиде разбитых лодок предостаточно). Протяженность маршрута составила примерно 300км из них 225 по асфальту, 44 км до поселка Хасан великолепной грунтовки(можно держать 100-120км/ч) и примерно 30км убитой грунтовки и дороги через поля и болота(нам повезло, дорога была сухой). Проезжая п. Хасан и въезжая в пограничную зону, допустили ошибку что не предупредили на заставе о своем прибывании, уже позже почти у реки Туманганг нас задержала оперативная группа погранвойск. Конечно по незнанию мы допустили такую оплошность, но к счастью у нас были пропуска и разбирательство продлилось не долго. Кстати кроме щитов предупреждающих о въезде в погранзону и колючки вдоль которой мы ехали по полю, не было никаких постов, столбов и щитов запрещающих проезд. Перед берегом колючка заканчивается и дальше едь куда хочешь… никаких знаков ограничивающих проезд. Мы обезумев от увиденной красоты и наверное потеряв голову двинулись на юг к устью реки Туманганг и на против выброшенного баркаса я(был первый в колонне) увидел двух пограничников уже перезарежающих свои АКашки. Оказалось, движение вправо от локатора (или на юг к Тумангану) ЗАПРЕЩЕНО. Процедура проверки не заняла у нас больше получаса, за это время мы пообщались с северокорейскими моряками разбирающими на метал выброшенное судно и прослушали лекцию от служивых))) Само место фантастическое! Где еще можно увидеть пляж местами шириной около 100м и протяженностью 20км(чистого песка и барханов), с другой стороны береговую линию с сушей разделяют соленые озера и болота и на всей этой территории мы были одни. Большое количество выброшенных штормом или арестованных лодок придает особый шарм этому месту. Мы даже нашли лодку с полным провиантом, полными баками топлива и новым дизельгенератором и большим количеством личных предметов. Берег настолько ровный что можно ехать около 130км/ч (свыше возникает эффект подобный аквапланированию). За считанные минуты мы добрались до п-ова Фальшивый (это биосферный заповедник), к сожалению смотрители не разрешили разбить лагерь у скал полуострова. Остановились перед косой на полуостров Фальшивый. Там пробыли два дня, правда погода нас не очень радовала и отправились на полуостров Краббе.

Краббе красивейший полуостров расположенный между пос. Посьет и пос. Зарубино, большое количество бухт, зеленых лугов и скал. Поднявшись на отметку 180м, перед нами открылись все красоты этого полуострова, а также бухты Китовая и Посьет. Здесь мы отлично провели время, катались на сапах, ныряли с маской (красивейшее и богатое растительностью морское дно с большим количеством ежей, мидий и трепанга). К сожалению, рано ли поздно приходится возвращаться домой, как бы это не было грустно. Но впереди у нас еще много не исследованного)))

Техническая часть:

Благодаря участкам дорог с разным покрытием мне удалось в полной мере проверить работу подвески автомобиля, не смотря на то что машина была перегружена находится и управлять ей было очень комфортно(для меня это главный аспект). На асфальтированных участках, все же хочется получить большую жесткость в работе амортизаторов, но как только попадаешь на грунт поездка становится комфортной и плавной(без посторонних шумов). На гравийке (правда по качеству не уступающей асфальту) автомобиль отлично управляется на скорости 100 км/ч, четко держит дорогу(кстати здесь еще заслуга резины NITTO). Но когда мы вышли на финальный участок от пос. Хасан (там убитая дорога) задние аморты быстро перегрелись и часто чувствовались удары в отбойник(перегруз конечно играет здесь не маловажную роль). В целом я не жалею в выборе амортизаторов и пружин.

На обратном пути я подключил скангейдж, для мониторинга температуры в автомате. Здесь выявилась интересная зависимость от качества дорожного покрытия: если на асфальте при скорости 100км/ч температура в гт(гидротрансформаторе) держится от 75 до 90гр(на подъемах), то на грунтовой дороге с той же скоростью температура держится 85-103гр(на подъемах). Застряв в песке и самостоятельно выбравшись, температура поднялась до 80гр. Если ехать по песку со скоростью 100км/ч температура держится 75-90гр(на пониженной передаче), в обычном режиме сразу подскакивает до 100гр.

Я рад что успел сделать спальник до отъезда, теперь сплю с комфортом.

Из потерь, только фреон в кондиционере. Нужно наверное дозаправить и вообще проверить всю систему, сейчас он работает только минуту, потом перестает охлаждать.

Спасибо за внимание, удачи на дорогах!

Заправились и готовы отправится в дорогу....

Саша, Леша и Я

За Краскино, остановились отведать Сашин Пуэр

От п. Краскино до п. Хасан очень пыльная но ровная грунтовка

Въезжаем в Пограничную зону

дорога вдоль границы РФ

Море уже совсем рядом

Не смотря на отсутствие информационных столбиков или щитов, на право без согласования с начальником Погранзаставы вход и въезд запрещен, но у нас как всегда)))

Обсуждаем маршрут

На горизонте виднеется полуостров Фальшивый

Гигантских размеров пляж уходящий в горизонт (очень напоминает сюжет из фильма \"Белое Солнце пустыни\"

Там Туманганг

Приехали проверили, позвонили, провели лекцию, пожали руки и отправили нас назад в сторону Фальшивого

Северокорейское судно, выброшено штормом

задержавшие нас

Сказал что он Капитан судна, сейчас они его пилят на метал

Брат Алеша

панорамный вид на пляж разбитых лодок

Двигаемся к Фальшивому

Коса к п-ов Фальшивый

очень старый железный баркас

Собственной персоной)))

Страна Россия
Субъект федерации Приморский край
Муниципальный район Хасанский район
Координаты Координаты: 42°25′42″ с. ш. 130°38′44″ в. д. / 42.428333° с. ш. 130.645556° в. д. (G) (O) (Я)42°25′42″ с. ш. 130°38′44″ в. д. / 42.428333° с. ш. 130.645556° в. д. (G) (O) (Я)
Автомобильный код 25, 125
Население ▼ 756 человек (2010)
Код ОКАТО 05 248 570
Основан 1959
ПГТ с 1983
Часовой пояс UTC+11
Почтовый индекс 692700

Хасан - посёлок городского типа в Хасанском районе Приморского края, центр хасанского городского поселения. Население - 756 человек (2010). Географические координаты: 42.428333, 130.645556. Это самый южный населённый пункт Дальнего Востока России.

Население

Население Хасана по переписи 2002 года составило 795 человек, из которых 51,1 % мужчин и 48,9 % женщин. На начало 2007 года население посёлка составляло 748 человек, в том числе трудоспособного - 510 человек, из которых только 308 были трудоустроены.

Географическое положение

Посёлок - единственный российский населённый пункт на границе с КНДР. Вблизи посёлка расположено знаменитое озеро Хасан и пограничная река Туманная (Туманган). Граница между КНДР и Россией проходит по фарватеру реки, однако русло Туманной меняется после разлива в сторону России, тем самым уменьшая территорию страны и создавая угрозу наводнению в посёлке Хасан и на пограничной заставе Песчаная. С лета 2003 года возле посёлка ведутся работы по засыпке скальным грунтом для защиты от напора воды.

Расстояние до административного центра, посёлка Славянка , составляет 105 км.

Климат

Климат поселка муссонный. Среднегодовое количество осадков достигает 880 мм. Снег выпадает в начале декабря, сходит в течение 1-2 недель. Среднегодовая температура воздуха равна 7 °C.

В городе наблюдаются явления облачности, туманов и гололеда.

Транспорт

Хасан - железнодорожная станция на ветке Уссурийск - Туманган - Сонбонг Дальневосточной железной дороги. В настоящее время ветка используется с малой интенсивностью - в 2005 году было перевезено всего около 10 000 пассажиров. Корейский участок от Тумангана до порта Раджин был разрушен в 1950-е годы.

ОАО «РЖД», железнодорожными ведомствами Северной и Южной Кореи прорабатывается вопрос об открытии движения по Транскорейской магистрали с выходом на Транссиб. Проект стоимостью около 250 миллионов долларов продвигается медленно. На 2006 год запланирован пилотный проект по началу перевозок на 40-километровом участке Хасан - Раджин.

История

Железнодорожная станция Хасан с выходом на Корею основана в 1951 году. Рабочий посёлок Хасан с постоянным населением образован в 1959 году. Оба названия получены по одноименному озеру, оказавшемуся в 1938 году в центре советско-японского вооруженного конфликта.

Статус посёлка городского типа был получен в 1983 году.

Одно из мест в Приморье, в которое мне очень хотелось посетить ещё в предыдущий раз, это самый краешек России, единственное место, где она граничит с Корейской Народно-Демократической республикой. Это посёлок городского типа Хасан

Хасан - действительно очень труднодобираемое место. Находится он вот здесь
http://maps.google.ru/?ie=UTF8&ll=42.421429,130.628815&spn=0.358874,0.617294&t=h&z=11
Живёт в нём 745 человек, автобусов туда не ходит, а ходит только пассажирский поезд раз в день из Уссурийска, а также периодически пара местных до Гвоздево.

Компанию мне составил Дима do88 (который упорно преувеличивал значение Хасана, называя его краем света, хотя по мне так "свет" не ограничивается одной Россией). Был расчёт доехать туда автостопом, потусоваться до 12 часов, а потом уехать на вышеуказанном поезде в Уссурийск.
Несмотря на то, что было до Хасана всего то километров 200, добрались мы до него только вечером (что ещё можно хотеть от трассы, которая ведёт в 0,7-тысячный посёлок). Ну ладно, в принципе бы нам для осмотра всего желаемого хватило бы и пары часов до темноты, но событиям было пойти угодно в другом направлении.

Дело в том, что вот уже 2 года как посёлок Хасан с прилегающими территориями считается погранзоной, и для его посещения необходимо оформлять пропуск. Мы конечно видели таблички об этом на въезде, но мало ли чего написано на них - вдруг с советских времён остались. Да и сколько народа сюда ездило, все без проблем возвращались. Ну видимо, нам пришлось первым испытать неудачный опыт посещения сего места.. Да нет, ничего страшного не произошло, просто на вокзале нас остановил мент. Увидев отсутствие у нас пропусков, он тут же вызывал пограничников, которые забрали нас в своё пограничное управление. Зная, чем это всё заканчивается, я особо не напрягался, мне было интересно, чем всё это кончится. А вот Дима, судя по его взгляду, перепугался здорово, поскольку никогда в такие ситуации раньше не попадал.

Ну в общем то дальше было всё стандартно. Долгие унылые распросы: кто, откуда, где работаете, чего сюда приехали, видели табличку, откуда узнали про ПГТ Хасан (этот вопрос нас больше всего порадовал). Потом заполнение протокола об административном правонарушении, растянувшееся на 2,5 часа. Впрочем, надо отдать должное погранцам, которые в отличие от многих своих коллег не производили впечатление особо безнадёжных имбицилов, а общались с нами довольно интелллигентно и адекватно, даже ни одного нецензурного слова от них услышано не было. Один из них постоянно сыпал законами и правилами (было видно, что в юриспруденции хорошо разбирается и хочет, чтобы мы убедились полностью, что нарушение имеет место быть), другой нам рассказывал про интернет и Google maps, что из-за обилия фотографий пограничных вышек и сделали Хасан погранзоной. Под финал в качестве психологической разгрузки нам показали музей, посвящённый Хасанским событиям (вторжение Японии в конце 30-х годов), а также напоили кофем с вкусными печеньями. Выписав протокол с наказанием в виде штрафа в 100 рублей, погранцы нас отпустили, пожелав удачи, и посоветов не высовываться слишком дальше станции, чтобы случайно не перейти границу, в случае чего бы они стали нас обрабатывать по другой статье.

Сложно описать состояние, в котором мы пребывали, когда покинули погранзаставу. С одной стороны это было первое наше незаконное проникновение в погранзону, получение подобного опыта было в чём то интересным. К тому же в общем то удачное, общение с пограничниками не оставило негатива, повторюсь, людьми они были адекватными. С другой стороны уже наступили конкретные сумерки, и было обидно, что мы так Северную Корею то и не увидели. Меня всегда безумно впечатляют места, где начинается одна страна и кончается другая, куда больше впечатляют, чем всякие заезженные достопримечательности. Помню в прошлую дальневосточную поездку одним из самых сильных впечатлений была набережная Благовещенска - вот как просто, тут мы, а вот в 300 м от нас эта огромная и чуждая нам страна. И спокойно себе можно купаться в Амуре. Или граница Ирана с Нахичеванью и Арменией, вдоль которой идёт дорога от Джульфы - едешь себе на одном берегу Аракса, а на другом - прямо перед тобой бывший Советский Союз. Ну я уж не говорю про Акабский залив, из любой точки которого наблюдабельны аж четыре страны! А тут редкая страна, в которую так фиг попадёшь..

Но делать было нечего, в условиях сильных сумерек мы сходили на виадук в конце станции, с которого по словам местных видна Северная Корея. Представили, что те холмы, что ещё видны в отдалении, и есть Северная Корея, и спустились обратно на вокзал. Так бы тут дальше могли быть фотографии северо-корейских земель, но увы, не будет их. Впрочем, Дима был и так доволен совершившимся приключением, а также отмечанием в одной из крайних точек России, ему никакая КНДР не была нужна. Для моего же успокоения, через некоторое время на станцию завалилась группа северокорейцев из приграничного к России города Тумангана, работающих здесь. Да, особо отличившиеся граждане могут покидать страну, работая в России, при этом, естественно, весь их заработок уходит в казну государства. Обрадовавшись, что есть возможность лицезреть живых настоящих северокорейцев, я сразу полез пытаться с ними общаться. Через какое-то время нашёлся русско-говорящий товарищ со значком Ким Ир Сена, с ним можно было даже поговорить и сфотографироваться

Кстати, вокзал Хасана весь двуязычный, таблички на русском и корейском языках


Северокорейцы остались ночевать в специальной предназначенной для них резервации, а мы сели на поезд и укатили в Уссурийск. Утром оказалось, что и в нём тоже водятся северокорейцы

Я даже подумал, что может это и китайцы, но обилие значков с Ким Ир Сеном не оставляло никаких сомнений.

Ну вот так вот, если кто соберётся в Хасан, имейте в виду, что это погранзона. Озаботьтесь пропуском заранее, или не попадайтесь ментам и пограничникам.

На этом можно было бы рассказ и закончить, если бы он писался полтора месяца назад. Однако история имела неожиданное продолжение.

Решив не наживать себе лишних проблем, я пошёл и честно оплатил штраф в Сбербанке. Мне некоторые друзья советовали обратиться в суд на том основании, что закон о погранзонах нарушает статью №27 Конституции РФ, гарантирующую свободу перемещения граждан по территории Российской Федерации. Но я не решился этим заниматься, во-первых из-за отсутствия времени, во-вторых из-за отсутствия хорошей юридической подкованности. Ну и потом, об этом же я и заявил ещё тогда задержавшему нас пограничнику. На что мне было отвечено, что мол, нифига не противоречит. Потому как никто не запрещает нам ездить в эти погранзоны, но просто для этого всего навсего нужно сделать пропуск.

Ну да ладно, отвлёкся. Пошёл и честно оплатил 100 рублей, послал пограничникам копию квитанции и благополучно забыл об этом. Однако через пару недель я нахожу у себя в почтовом ящике письмо со знакомым адресом из ПГТ Хасан. Ну, думаю, наверное пишут, что всё ништяк, квитанцию получили, никаких проблем. Однако внутри, была бумага следующего содержания:


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ФСБ РФ)

Служба в пгт Посьет Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю

Гражданину Красникову Георгию Евгеньевичу

ПОВЕСТКА
о вызове


В соответствиии со ст. 30 Закона Российской Федерации "О Государственой границе Российской Федерации", ч. 4, ч.4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Вам надлежит прибыть 14 ноября 2009 года к 15 часам 00 минут в отдел пгт Хасан Службы в пгт Посьет Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю по адресу: Приморский край, Хасанский район, пгт. Хасан, отдел в пгт. Хасан к начальнику отдела в пгт. Хасан подполковнику Ласточкину А.Н., для составления протокола об административном правонарушениии по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "неуплата административного штрафав срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации административных правонарушениях".

При себе иметь паспорт, или иной документ, удостоверяющий личность.
...

В конверте также лежал зачем то и бланк заказного письма с наклеенными марками, заполненным адресом отдела ПГТ Хасан, адресованный подполковнику Ласточкину. Я даже сначала повеселился, представил, как я всё бросаю, покупаю билет на самолёт и еду в Хасан:) Собственно всё банально просто - посланная мной квитанция не дошла вовремя, они мне эту повестку и послали. Пришлось звонить, разруливать ситуацию, в итоге конечно же квитанция нашлась.
Но суть в том, насколько же всё в России глобально организовано через жопу. Ну вот нарушил человек закон. Можно было просто выписать ему быстро квитанцию, он бы пошёл оплатил, и было бы всё базе. Так нет, сначала нужно выписать постановление о нарушении, протокол на несколько листов, потом со всем этим хозяйством пойти в Сбербанк, самостоятельно вписывать все БИКи, КБК и т.д. (каждый из которых по 9000 цифр содержит, не дай Бог в одной ошибёшься), потом ещё 3% Сбербанку заплатить (ну это ещё ладно), потом поперется на почту, купить конверт и эту же квитанцию им послать, и в итоге самостоятельно выяснять, что чего это она не пришла, и ты не верблюд, а всё честно оплатил.
Зачем нужны такие огромные бланки для постановлений и протоколов, съедающих время, как у ментов/погранцов, так и у нарушителей, и на которых чуть ли не всю биографию нужно указать? Почему нельзя готовые корешки квитанций выдавать (как за свет и воду приходят), чтобы не надо было все БИКи и номера счетов в ручную выводить? Ну и самый идиотизм в том, что оплатив штраф, ты ещё должен доказать, что ты оплатил. Вот зачем это надо, если я оплатил что-то, это же как то должно фиксироваться в какой-то базе, это же как то можно посмотреть, проверить. Или, похоже, что вся эта система через такой капитальный анус организована, что деньги куда-то падают, а что туда упало и откуда, увидеть действительно невозможно. Вот так то вот.

С другой стороны может и стоило воспользоваться подобным "приглашением". Ведь это же такая уникальная возможность попасть в Хасан, не делая пропуска в погранзону.

Посёлок городского типа Хасан - самый южный населённый пункт Приморского края и всего Дальневосточного региона России . Административно он относится к Хасанскому району и находится в 108 километрах к юго-востоку от райцентра - посёлка Славянка . Хасан лежит на стыке границ Российской Федерации, Китая и КНДР, причём российско-корейская граница проходит по реке Туманная.

Хасан назван по озеру, что находится в паре километров западнее посёлка. К северу от посёлка раскинулось озеро Лотос, в окрестностях - ещё несколько озёр. Они известны единственный в Приморье ареал распространения лотоса.

История

Хасан - молодой посёлок. В 1951 году здесь открылась тупиковая железнодорожная станция Хасан на линии, ведущей из Краскино . Тупиковой станция оставалась до 1952 года. Колею продлили на территорию Северной Кореи, в посёлок Туманган. Для этого построили деревянный мост через реку Туманную, который в 1959 году сменил каменно-железный «Мост Дружбы».

Фактически Хасан является пристанционным посёлком. Станция и железнодорожные предприятия являются главными работодателями посёлка. Статус населённого пункта Хасан получил в 1959 году.