Урок-игра по биологии "земноводные и пресмыкающие". Цель- обобщить, повторить закрепить знания по темам рыбы, земноводные, пресмыкающиеся


Выпишите признаки, характерные для каждого класса. 1. Кожа голая и имеет множество желез. 2. Кожа сухая и не имеет желез. 3. Тело покрыто костной чешуей. 4.Имеется шейный отдел позвоночника. 5.У некоторых отрядов скелет хрящевой. 6. Дыхание жаберное. 7. Дыхание легочное и кожное. 8. Дыхание легочное. 9.Сердце двухкамерное. 10. Сердце трехкамерное. 11. Сердце трехкамерное с дополнительной перегородкой. 12.Кровь в организме течет по двум кругам кровообращения. 13.Кровь в организме течет по одному кругу кровообращения. 14. Имеется клоака. 15.Хорошо развит дополнительный орган чувств - боковая линия 16.Оплодотворение внутреннее. 17.Оплодотворение наружное




Биологические задачи Биологические задачи Класс Рыбы 1.Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое и сильно сжатое с боков, у скатов – сплюснутое в спинно- брюшном направлении, у акул – торпедообразное, у рыб – игл- иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения. 2. У большинства современных рыб кожа покрыта костной чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных? Что можно прочитать по чешуе. Класс Земноводные 1. Лягушки охотятся за движущейся добычей. Они хватают ее и проглатывают. Однако ученые – биологи утверждают, что, лягушки едят, используя глаза. Насколько они правы? 2. Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком и оно долго не скисало. Объясните этот факт. Класс Пресмыкающиеся 1.Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в стороны, опускать её вниз, поднимать вверх. В связи с чем могут вертеть головой. 2.Змеи не имеет мочевого пузыря. Объясните этот факт? Почему?














Значение Амфибии и Рептилии могут предсказывать погоду. Лягушка квакает – дождь зовет. Жабы в нору спрятались на теплую погоду. Жабы днем на дорожку сада выходят – перед дождем. Крокодил из воды выходит на сушу – к холодной погоде. Змеи прячутся в норы – к похолоданию. Амфибии уничтожают вредных насекомых, являются пищей для птиц и мелких водных млекопитающих животных, в некоторых странах, например в Китае и Франции человек употребляет в пищу мясо Амфибий.) Ящерицы истребляют вредных насекомых, змеиный яд используется как обезболивающее и кровесвертывающее средство, кожа крокодилов используется для изготовления портфелей, сумок, ремней, мясо и яйца черепах человек использует в пищу, мелкие рептилии являются пищей для более крупных животных, из панциря черепах изготавливают гребни, панцири черепах используют для декорации цветочных клумб. Рыбы являются промысловыми. Рыбы, вылавливаемые в большом количестве для потребления в свежем виде и для переработки в промышленном. К ним относятся сельдь, лосось, треска, судак, лещь и т.д. Особенно ценны в этом отношении осетровые. Они дают отличное мясо, ценную икру и другие продукты.





































Урок-викторина «Обобщение и повторение материала по темам «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»

Цель урока: повторение и обобщение знаний по темам:«Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся».

Задачи урока:

1) расширить представление учащихся о многообразии животных форм;

2) развивать интерес к биологии, бережное отношение к животным;

3) развивать самостоятельное мышление, умение анализировать;

4) закрепить полученные знания по пройденной теме;

5) обобщить знания учащихся 7 класса об особенностях морфологии, экологии и этологии холоднокровных животных;

6) провести занимательную викторину, которая поможет повысить интерес к биологии, как к одной из фундаментальных наук человечества.

Методы урока: Эвристический или частично-поисковый, форма организации учебного процесса - познавательная командная викторина среди учеников 7 класса.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация в PowerPoint.

ХОД УРОКА

1. Объявление темы урока, его целей и задач.

2. Активизация знаний учеников 7 класса (введение в тему урока).

3. Формулирование гипотезы урока.

4. Формирование 3-х команд (по числу рядов в классе).

5. Формулирование цели и правил проведения викторины.

6. Проведение познавательной викторины, основанной на пройденном материале.

7. Подведение итогов викторины.

Правила проведения познавательной викторины.

1. Ученики 7 класса формируют 3 команды (по числу рядов в классе).

2. Каждый правильный ответ - + 10 баллов команде (при неполном ответе допускается судьей-учителем засчитать 5 баллов из 10).

3. При неверном ответе, другие две команды могут попытаться ответить на этот вопрос в порядке очередности.

4. В конце – подведение итогов и выставление оценок для выявления победившей команды.

Вопросы познавательной викторины .

Тема «Надкласс Рыбы».

1. Рыбы (ерш и окунь), чистое полотенце и раствор йода. Какая связь между ними?

Ответ: Спинной и анальный плавники этих рыб имеют жесткие и колючие лучи. Уколы лучей при ловле и разделке рыб очень чувствительны и болезненны, приводят к образованию опухолей на коже рук. Руки при уколе необходимо вытереть чистым полотенцем, а ранки продезинфицировать раствором йода.

2. Чешуя рыб «паспорт» и «медицинская» книжка одновременно. Почему?

Ответ: Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. Эти кольца можно рассмотреть под микроскопом. В составе годичных колец два слоя: летний – широкий и светлый; зимний – узкий и темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни рыбы в разные годы.

3. В аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась на них и всех без промаха переловила. Каким образом она их обнаружила?

Ответ: Боковая линия – орган чувств – заменяет рыбам зрение, она позволяет: определять направление и скорость движения воды; воспринимать колебание воды и отраженные от различных объектов волны; определять величину движущихся объектов.

4. Обычай рыболовов плевать на приманку – не просто дань традиции. Почему?

Ответ: В состав слюны человека входят вещества, оказывающие стимулирующие воздействие на вкусовые почки некоторых рыб. Эти почки располагаются на усиках, челюстях, жаберных дугах, в полости рта и глотке.

5. Почему избыток растений в аквариуме оказывает вредное влияние на рыб?

Ответ: Процесс фотосинтеза ночью не происходит. Растения кислород не выделяют, только поглощают его в процессе дыхания. Рыбам кислорода достается меньше, происходит угнетение их жизнедеятельности.

6. После дождя клев рыбы в водоеме заметно усилился. Почему?

Ответ: Дождевые капли сбивают на поверхность воды насекомых, обогащают воду кислородом, охлаждают воду в жаркий день.

7. У японцев существует поговорка: «Хочешь съесть фугу – напиши сначала завещание». Каков ее смысл?

Ответ: Национальным блюдом в Японии является рыба-собака, которую готовят опытные повара в специальных ресторанах. В этих ресторанах всегда висит объявление: «Администрация не несет ответственность за жизнь клиентов».

Тема: «Класс Земноводные».

1. Лягушка и спортивный стиль плавания. Какая связь между ними?

Ответ: Брасс – спортивный стиль плавания, основанный на эффективном лягушачьем плавании.

2. Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки?

Ответ: Нельзя. У лягушки нет ребер и грудной клетки. Отсутствуют и дыхательные мышцы, которые поднимают и опускают ребра при вдохе и выдохе.

3. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу как в сказке про Ивана-царевича? Почему?

Ответ: Может. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у обычных лягушек происходит до 4 раз в год.

4. Растут ли лягушки средней полосы России зимой? Почему?

Ответ: Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой и др. У амфибий резко понижается обмен веществ, клетки не делятся, рост лягушек не происходит.

5. Как по посадке можно различить лягушку и жабу?

Ответ: Объект охоты у жаб – ползающие и бегающие по земле насекомые, а у лягушки – летающие насекомые (в основном). Ввиду этого голова жабы наклонена ближе к земле, а у лягушек приподнята вверх.

6. Жаба теряет на ночь около 15% своего веса. Как и чем она восполняет недостаток влаги?

Ответ: Жаба восполняет потерю воды, поглощая ее из влажной почвы, из росы при помощи специального участка кожи на животе в паху.

7. На головастика тритона напала рыба. Рванулся головастик, вырвался, а хвоста и ноги нет. Через некоторое время вместо хвоста выросла лапа, а вместо лапы появился хвост. Возможно ли это? Как называется такое явление?

Ответ: Да, возможно. У тритона хорошо развита способность к регенерации, но вместо одного органа может вырасти другой.

Тема: «Класс Пресмыкающиеся».

  1. Аллигатор, анаконда, саламандра, черепаха, удав. Какое животное лишнее в этой компании? Почему?

Ответ: Саламандра – земноводное.

2. В зеленой траве он зеленый, в высохшей и пожелтевшей – желтый. На стволе дерева он имеет цвет коры и листьев. Кто это? Каковы его биологические особенности?

Ответ: Хамелеон. Изменчивость окраски обусловлена перераспределением пигментов кожи под влиянием определенных факторов. Глаза хамелеона могут независимо друг от друга совершать повороты. Питается хамелеон насекомыми, которых он добывает при помощи своего длинного языка.

3. Почему змеи часто высовывают язык из межчелюстного отверстия?

Ответ: Длинный и узкий язык змей – орган осязания, который позволяет им общаться в внешним миром: ощупывать предметы и пищу, улавливать запах, ощущать тепло, воспринимать звуковые колебания.

4. Живой организм не может обходиться без воды. Но вот гремучая змея, обитающая в пустынях юго-запада США, никогда не пьет воду. Как она решает «водную» проблему?

Ответ: Гремучая змея, питаясь грызунами, получает воду из их крови.

5. Если пасть крокодила закрыта, ничего не стоит удержать ее в этом состоянии одной рукой. Зато, если она открыта, то уж лучше держаться от него подальше. Как можно объяснить этот факт?

Ответ: Мышцы, смыкающие челюсти крокодила, во много раз сильнее мышц, размыкающих их.

6. Как можно различить укус двух змей: ядовитой и неядовитой?

Ответ: Укус змей оставляет на теле человека следы зубов в виде двух серповидных полос, образующих полуовал. След от укуса ядовитой змеи имеет в передней части полуовала две кровоточащие ранки (следы от ядовитых зубов), Неядовитые змеи оставляют только след в виде полуовала.

7. Объясните, почему говорят: «Плачет крокодиловыми слезами»?

Ответ: Так говорят о неискренних людях. У крокодилов во время еды выделяются слезы, и они как бы оплакивают свою жертву, хотя в это время рвут ее на куски. На самом деле появление слез – просто физиологический процесс. Со слезами у крокодилов выделяются излишки солей.

Литература.

Для подготовки вопросов занимательной викторины использовалось пособие:

1. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. Тула: «Родничок», 1999. – 144 с.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Урок - игра

Обобщение темы: «Земноводные и пресмыкающиеся»

Предварительная подготовка: ученикам предлагается по­вторить темы «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся». Учащиеся делятся на две команды, придумывают для каждой из команд название, девиз и эмблему.

Цели: повторить темы «Класс Земноводные», «Класс Пресмы­кающиеся»; упорядочить и систематизировать полученные в ходе обучения знания; развить логическое мышление и творческие спо­собности учащихся; воспитать научное и творческое мировоззрение, привить интерес к изучению редких видов животных.

Оборудование: учебник; карточки с заданиями; схемы; таблица учета очков; наглядные пособия. Приветст­вуются изображения различных видов земноводных и пресмыкаю­щихся, выполненные учащимися. Желательны небольшие призы- сувениры для победителей викторины.

Тип урока: комбинированный (с элементами викторины).

Ход урока

  1. I. Организационный момент

Работа над новым материалом

Заключительное занятие по темам «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся» пройдет несколько необычным образом. Я пред­лагаю выяснить и оценить уровень ваших знаний в виде командного соревнования. Вам предлагалось разбиться на команды и придумать для каждой из команд название и эмблему. Я приглашаю к доске капитанов команд.

(Выходят капитаны и представляют свои команды.) Теперь можно приступить и к самой викторине. Я предлагаю вам несколько заданий, различных по типу. Каждый правильный ответ принесет вам очки, результаты после каждого задания будут занесены в таблицу учета очков. В конце урока будет выявлен по­бедитель. Итак, начнем!

Класс делится на две команды: «Земноводные» и «Пресмыкающиеся».

Представление команд и их девизы

Команда «Земноводные»

Прыгунья, пловчиха – в воде и на суше.
Наряд у лягушки удобен и прост.
Зачем под водой ей пушистая шерстка?
И прыгать мешал бы искрящийся хвост.

Команда «Пресмыкающиеся»

Полюбите крокодилов,
Ящериц и черепах,
Да и змей,
Тогда и змеи
Нагонять не будут страх.

За одну минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов .

Вопросы команде «Земноводные»

1. Личинка лягушки. (Головастик .)
2. В какой части сердца земноводных смешанная кровь? (Желудочек .)
3. Предки земноводных. (Кистеперые рыбы .)
4. Органы дыхания земноводных. (Легкие и кожа .)
5. Расширенная часть прямой кишки земноводных. (Клоака .)
6. Особые мешки лягушки, усиливающие звуки. (Резонаторы .)
7. Животные, температура тела которых зависит от температуры окружающей среды. (Холоднокровные .)
8. Что означает слово «амфибии»? (Ведущие двойной образ жизни. )
9. Какое позвоночное животное первым побывало в космосе? (Озерная лягушка .)
10. Что позволяет квакшам лазать по деревьям? (Присоски .)
11. Хвостатое земноводное, напоминающее ящерицу. (Тритон .)
12. У какой лягушки самый сильный яд? (Кокои .)

Вопросы команде «Пресмыкающиеся »

1.Что означает слово «динозавры»? (Ужасные ящеры .)
2. Процесс восстановления утраченной части тела. (Регенерация .)
3. Самая крупная змея. (Анаконда .)
4. Подвижное сочленение конечностей. (Сустав .)
5. Предки пресмыкающихся. (Стегоцефалы .)
6. Сколько кругов кровообращения у пресмыкающихся? (Два .)
7. Органы дыхания пресмыкающихся. (Легкие .)
8. Наружная часть органа слуха пресмыкающихся. (Барабанная перепонка .)
9. Каких ящериц принимают за змей? (Веретеница, желтопузик .)
10. Самая долгоживущая рептилия. (Сейшельская черепаха .)
11. Ядовитая змея с капюшоном. (Кобра .)
12. Что такое «крокодиловы слезы»? (Это выделение избытка солей .)

Ученик: Земноводные и пресмыкающиеся являются, пожалуй, наиболее таин­ственными представителями царства животных. Именно с ними связано огромное количество разнообразных преданий и поверий. Так, в средневековой Германии верили, что лягушка после вежливой просьбы и поцелуя могла указать необходимое направление.

В Китае и Японии жабы ассоциировались с домашними бо­жествами денег. Змеям приписывалась мудрость. Наибольшее же количество легенд связано с саламандрой: в старину считалось, что это существо способно противиться огню и не сгорать в нем, кроме того, оно могло само вызывать или гасить огонь, а также любило танцевать в кострах и очагах, зачаровывая случайных зри­телей. Однако «огнеупорные свойства» саламандры имеют вполне научное объяснение - большое количество слизи, выделяющейся из кожи, препятствует обгоранию. А таинственные «танцы» на углях объясняются вполне естественным желанием животного сбежать из неуютного ему места.

Гейм 2. «Заморочки из бочки»

Члены команды по очереди достают из бочонка фишки с номерами, учитель называет соответствующий номеру вопрос.

1. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи? (Змеи при линьке сбрасывают кожу целиком – «чулком» .)

2. Какие особенности строения тела есть у земноводных и отсутствуют у рыб? (Легкие, второй круг кровообращения, трехкамерное сердце, суставные конечности, веки, среднее ухо .)

3. Как называются змеепитомники? (Серпентарии .)

4. Каким образом гремучие змеи обнаруживают свою жертву? (С помощью расположенного на голове органа, воспринимающего тепловые лучи. )

5. В каком произведении известного русского писателя упоминаются опыты на лягушках (И.С. Тургенев. «Отцы и дети» .)

6. Где установлены памятники лягушкам? (В Сорбонне, в Токийском университете, в Бостоне .)

7. Сердце трехкамерное, в желудочке перегородки нет.
8. В желудочке сердца есть неполная внутренняя перегородка.

8. Кожа тонкая и влажная, с большим количеством желез.
9. Дыхание исключительно легочное.

11. Есть грудная клетка.
12. Есть третье веко – полупрозрачная мигательная перепонка.
13. Глаза могут втягиваться внутрь, помогая проталкиванию пищи.

Ученик :Одно из самых занимательных животных класса пресмыкаю­щихся - хамелеон. Обычный цвет шкуры этого животного - зеленый. Но в зависимости от окружающей среды, температуры или настрое­ния хамелеон может менять цвет на красный, желтый, фиолетовый и любой другой. Хамелеон может сильно раздувать тело от испуга или злости.

Это единственное животное, способное вращать глазами в раз­ных направлениях, а знаменитый язык хамелеона - его главное ору­дие для охоты - может быть длиннее его тела в 1,5 раза!

Интересным историческим фактом является то, что в Испании хамелеонов держат дома, усаживая их на специальную подстав­ку или жердочку. Делается это для того, чтобы избавиться от мух и прочих мелких летающих насекомых.

(По ходу рассказа ученика на экране фото саламандры)

Гейм 3. «Наши рекордсмены»

Каждая команда представляет домашнее задание – презентацию о рекордах класса Земноводные и Пресмыкающиеся

Конкурс капитанов

А теперь - конкурс капитанов. В зависимости от полноты ответа, командам зачисляется от 5 до 10 баллов. Капитаны команд вытягивают номерки слайдов, на которых изображены земноводные и пресмы­кающиеся - лягушкой, саламандр ой, тритоном, змеей, ящерицей, черепахой. Необходимо за 5 минут рассказать как можно больше о строении и образе жизни животного, а также определить его место в пищевой цепи. (можно использовать ресурсы ИКТ)

(Капитаны соревнуются.)

Гейм 4. «Гонка за лидером»

Для какого класса характерен этот признак?

Вопросы задают поочередно то одной, то другой команде .

1.Живут только там, где есть вода.
2. Могут жить в совершенно сухих местах.
3. Сердце трехкамерное, в желудочке перегородки нет.
4. В желудочке сердца есть неполная внутренняя перегородка.
5. Имеют сухую кожу, покрытую роговыми чешуйками.
6. Кожа тонкая и влажная, с большим количеством желез.
7. Дыхание исключительно легочное.
8. В дыхании важную роль играет кожа.
9. Размножаются икрометанием или живорождением.
10. Размножаются откладыванием яиц или живорождением.
11. Есть грудная клетка.
12. Грудной клетки нет, воздух проталкивается в легкие дном ротовой полости.
13. Есть третье веко – полупрозрачная мигательная перепонка.
14. Глаза могут втягиваться внутрь, помогая проталкиванию пищи.

Гейм 5 «Исторический»

Учитель. Сегодня на дворе XXI век. Ужасные драконы были персонажами сказок и легенд многих народов. Они нагоняли на людей страх и ужас. Они извергали пламя, дым из пасти и ноздрей, а рев их был настолько громким, что от него дрожала земля. В древнегреческом мифе девятиглавая Гидра пожирала прекрасных молодых девушек до тех пор, пока ее не убил Геракл. Химеру – чудище с огнедышащей пастью – сразил молодой воин Беллерофон с помощью своего крылатого скакуна Пегаса. Золотое руно охранялось стоглазым чудовищем… Ну, а в русских сказках часто присутствовал Змей Горыныч.
Но Дракон был не только воплощением зла, он иногда символизировал силы, защищающие человека. В старые времена воины рисовали драконов на своих щитах, чтобы вселять страх в сердца врагов. Образы драконов – результат фантазии и воображения человека, но они возникли не на пустом месте. (Демонстрация книги «Драконы», серия «Зачарованный мир». – М.: ТЕРРА, 1996 г.) Издавна взглядам людей открывались гигантские кости неизвестных животных. Об истории знакомства с ними людей расскажет ученик…

Из Указа Петра I от 13 ноября 1718 г.: «...Ежели кто найдет в земле или воде старыя вещи, а именно: каменья необыкновенныя, кости человеческия или скотския, рыбьи или птичьи, не такия, какия у нас ныне есть, или такия, да зело велики или малы перед обыкновенными, також бы приносили, за что давана будет довольная дача».
Ученые-палеонтологи проводят поиски и раскопки вымерших животных. Эти находки помогают восстановить историю развития животного мира. Чаще всего удается найти окаменевшие фрагменты скелетов.
На территории Монголии палеонтологи нашли скелеты двух динозавров, травоядного и хищного, сцепившихся в смертельной схватке. Хищник, вероятно, был неопытным или больным и слишком глубоко вонзил свои когти в жертву. Жертва, видимо, пыталась скрыться в родной для нее водной стихии. Здесь они и погибли оба, их тела затянули ил и песок... на 80 млн лет.

Показ презентации «Происхождение пресмыкающихся», заранее подготовленное учеником.

Гейм6. «Художественный»

1. Басня И.А. Крылова «Лягушка и Юпитер».

Живущая в болоте под горой,
Лягушка на гору весной
Переселилась;
Нашла там тинистый
в лощинке уголок
И завела домок
Под кустиком, в тени,
меж травки, как раёк;
Однако ж им она
недолго веселилась.
Настало лето, с ним жары,
И дачи Квакушки
так сделалися сухи,
Что, ног не замоча,
по ним бродили мухи.
«О боги! –
молится Лягушка из норы, –
Меня вы, бедную, не погубите
И землю вровень хоть с горою
затопите,
Чтобы в моих поместьях
никогда
Не высыхала бы вода!»...
Лягушка вопит без умолку
И наконец Юпитера бранит,
Что нету в нем ни жалости, ни толку.
«Безумная! – Юпитер говорит
(Знать не был он тогда сердит), –
Как квакать попусту тебе охота!
И чем мне для твоих затей
Перетопить людей,
Не лучше ль вниз тебе
стащиться до болота?»
_________________
На свете много мы таких
людей найдем,
Которым все,
кроме себя, постыло
И кои думают, лишь мне бы
ладно было,
А там весь свет горит огнем.

2. Басня И.А. Крылова «Змея и овца».

Змея лежала под колодой
И злилася на целый свет;
У ней другого чувства нет,
Как злиться: создана
уж так она природой.
Ягненок в близости резвился и скакал;
Он о змее совсем
не помышлял.
Вот, выползши, она в него
вонзает жало:
В глазах у бедняка
туманно небо стало;
Вся кровь от яду в нем горит.
«Что сделал я тебе?» –
змее он говорит.
«Кто знает? Может быть,
ты с тем сюда забрался,
Чтоб раздавить меня, –
шипит ему змея. –
Из осторожности тебя
караю я». –
«Ах, нет!» – он отвечал
и с жизнью тут расстался.
____________________
В ком сердце так сотворено,
Что дружбы, ни любви
не чувствует оно
И ненависть одну ко всем питает.
Тот всякого своим

Контрольное тестирование по темам «Земноводные и пресмыкающиеся»

Работа проводится по вариантам.

1 вариант

2вариант

1. Пресмыкающихся также называют:

а) рептилиями;
б) амфибиями;
в) драконами;
г) динозаврами.

2. Пресмыкающиеся дышат при помощи :

а) кожи;
б) жабр;
в) легких;
г) жабр и кожи.

3. В связи с жизнью на суше у пресмыкающихся:

а) тело покрыто сухой кожей с роговыми чешуйками;
б) появляется кожное дыхание;
в) внутреннее оплодотворение;
г) имеется третье веко.

4. Яйца пресмыкающихся:

а) покрыты известковой скорлупой;
б) покрыты тонкой нежной оболочкой;
в) покрыты кожистой оболочкой;
г) не имеют оболочки.

5. Температура тела пресмыкающихся зависит от строения:

а) выделительной системы;
б) кровеносных сосудов;
в) сердца;
г) дыхательной системы.

6. У безногой ящерицы в отличие от змей:

а) подвижные непрозрачные веки;
б) тело покрыто чешуей;
в) раздвоенный на конце язык;
г) покровительственная окраска.

7. Свою добычу заглатывают целиком:

а) только ядовитые змеи;
б) все змеи;
в) только удавы;
г) только неядовитые змеи.

8. Длинный раздвоенный на конце язык змеи – это:

а) ядовитый аппарат;
б) орган осязания;
в) орган вкуса;
г) орган, отвечающий за координацию движений.

1. Самая крупная ящерица:

а) зеленая ящерица;
б) варан;
в) желтопузик;
г) медяница.

2. Морские черепахи проводят в море:

а) всю жизнь;
б) всю жизнь, за исключением периода кладки яиц;
в) период кладки яиц.

3. В скелете змей отсутствуют:

а) ребра;
б) грудина;
в) череп;
г) хвостовые позвонки.

4. Зубы отсутствуют у:

а) змей;
б) крокодилов;
в) черепах;
г) ящериц.

5. Сердце у ящерицы:

а) однокамерное;
б) двухкамерное;
в) трехкамерное;
г) четырехкамерное.

6. Оплодотворение у пресмыкающихся:

а) наружное (происходит в воде);
б) внутреннее;
в) самооплодотворение;
г) наружно-внутреннее.

7. В неблагоприятные периоды года пресмыкающиеся:

а) подвергаются метаморфозу;
б) линяют;
в) впадают в оцепенение;
г) активно передвигаются.

8. Ядовитые железы змей – это преобразованные :

а) слюнные железы;
б) железы желудка;
в) половые железы;
г) зеленые железы.

Результат оформите в таблице

1

2

3

4

5

6

7

8

Подведение итогов

Производится подсчет очков, набранных командами. Выявляется и награждается победитель викторины.

Домашнее задание

В качестве домашнего задания ученикам предлагается вы­полнить доклады на тему «Редкие виды рептилий», «Земноводные и народные поверья, связанные с ними».

Рефлексия

1.Понравился ли тебе урок? Почему?

2.Чему я научился на уроке?

Анализируются ответы учащихся

Повторить и обобщить знания о значении, многообразии, охране рыб, земноводных пресмыкающихся;

Развить умения делать выводы, обобщения сообщения и работать самостоятельно и коллективно, работать с дополнительной литературой;

Данный урок проводится после изучения тем «Классы: Рыбы, Земноводные и Пресмыкающиеся » и является, по сути, уроком обобщения и проверки знаний . Форма-в виде игры, повышает интерес учащихся и стремление их к получению новых знаний на уроке.

Время проведения - один урок.

КВН предшествует тщательная подготовка:

1) Учитель в течение изучения всей темы даёт дополнительные факты, информацию, которые впоследствии пригодятся учащимся на этом уроке.

2) Учащимся даются: домашние задания для подготовки к конкурсу газет, приветствию и рекомендующиеся источники получения информации.

3) Пригласить жюри для оценивания конкурсов игры (учителя биологии, старшеклассники и др.)

4) Класс необходимо предварительно разделить на три команды, если проводятся уроки в одном классе.

Оборудование: таблицы по теме «Хордовые. Классы Хрящевых и Костных рыб», «Хордовые. Класс Земноводные», «Хордовые. Класс Рептилии»;

Самодельные дидактические материалы, карточки с заданиями, рисунки.

Ход проведения урока-игры по биологии в 7 классе:

1)Вступительное слово учителя:

Здравствуйте. Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок -игра на тему «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся». В форме разнообразных конкурсов мы повторим вопросы охраны, многообразия и значения рыб, земноводных и пресмыкающихся. Соревноваться между собой будут 3 команды: «Эрудиты», «Краеведы» и «Знатоки» (названия ребята должны выбрать сами).

У нас в гостях специалисты биологи, которые помогут нам при проведении урока. Они же будут нашим жюри. Давайте с ними познакомимся.

1 специалист-ихтиолог:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут _______. Я специалист по изучению рыб - ихтиолог. И сегодня я буду задавать вам разные вопросы о жизнедеятельности рыб. Надеюсь на сотрудничество.

2 специалист - батрахолог:

Добрый день! Меня зовут _________. Я изучаю земноводных. Наука о земноводных называется – батрахологией. Мои вопросы и задания будут об амфибиях или земноводных. Желаю всем успехов!

3 специалист - герпетолог:

Здравствуйте! Я ___________. Область моей специализации в биологии это – наука герпетология о пресмыкающихся или рептилиях. О них можно говорить часами. Думаю, что и вы много знаете о пресмыкающихся.

Учитель:

Ребята, теперь необходимо разделиться на 3 команды, придумать названия команды и девиз, выбрать капитана команды.

1 команда «Эрудиты» будет проверять свои знания о рыбах.

2 команда «Краеведы» будет проверять свои знания о земноводных.

3 команда «Знатоки» будет проверять свои знания о рептилиях.

Критерии оценок по следующим направлениям:

1) Личное первенство

2)Степень участия в работе команды.

Каждый конкурс оценивается в баллах. Количество максимальных баллов объявляется перед каждым конкурсом.

Итак! Начинаем нашу игру!

1 конкурс « Визитка команды»

Представление команд по плану:

1.Название команды

2.Девиз команды

3.Капитан команды.

Жюри после каждого конкурса ведёт счёт команд. Записи счёта ведутся на доске.

2 конкурс «Биологическая викторина»

(максимальное количество баллов-7)

Специалисты задают командам вопросы поочередно. Количество вопросов каждой команде – 7.

Предоставим слово специалистам.

1 специалист-ихтиолог:

Вопросы первой команде «Эрудиты»:

1.Как тело рыбы приспособлено к обитанию в водной среде?

(Обтекаемая форма тела, боковая линия, жабры, слизь на покровах тела, чешуя, защитная или предостерегающая окраска, плавники, плавательный пузырь и др.)

2.В связи, с чем у некоторых рыб возникла уплощенная форма тела?

(У донных рыб, обитающих на дне.)

3.Представители этого отряда имеют внешние отличительные признаки в виде усика на подбородке и 3 непарных плавников на спине. Назовите отряд и характерных представителей.

(Это отряд трескообразные: треска, налим, пикша, навага и др.)

4.Какую самую крупную рыбу вы знаете?

(Среди костных рыб - это арапайма. Длина её тела до 4 метров, масса 150-200 кг. Живет она в реках в тропической Америки. Местные жители на неё охотятся с удочками и стрелами. Среди хрящевых рыб самой крупной является китовая акула, длиной до 20 метров. Она, совсем безобидна, т.к. питается планктонными рачками)

5.Есть такие рыбы, которые намеренно « привлекают к себе внимание». Что это за рыбы? Зачем они это делают?

(Это глубоководные рыбы, обитающие на большой глубине, куда не проникает солнечный свет. При помощи светящихся органов тела, они приманивают добычу, и таким образом охотятся. Это удильщики и др.)

6.Как при нересте меняется внешний вид рыб?

(Рыбы становятся более ярко окрашены. У них плавники становятся более яркими.)

7.Бывают ли «летучие» рыбы?

(Да, бывают. Эти рыбы могут совершать полеты над водой до 100 и более метров. Долгоперы могут пролетать до 250-300 метров. При полете плавники рыб не совершают взмахов, а выполняют роль парашюта или планера.)

2 специалист - батрахолог:

Вопросы второй команде «Краеведы»:

1.Как земноводные приспособлены к своей среде обитания?

(К суше: легкие, пятипалые ноги, влажная кожа, хорошо развитые органы чувств: зрения и слуха, влажный секрет глаз и кожи и др. К воде: кожное дыхание, перепонки на задних конечностях, ноздри и глаза на возвышениях, размножение в водной среде и др.)

2.Как внешне отличить лягушку от жабы?

(У жаб более сухая и неровная ороговевшая кожа т.к. они могут жить и вдали от водоемов. Кожа лягушек влажная т.к. там находятся кожные железы, выделяющие влажный секрет, который защищает кожу лягушек от высыхания.)

3.Представители этого отряда земноводных не имеют ног. О них же можно сказать что они «ушли в подполье». Назовите отряд и его представителей.

(Это отряд безногие земноводные или червяги, их около 60 видов. Это обитатели почвы в тропических районах Земли. У них редуцированы глаза и ноги.)

4.Какое самое большое земноводное вам известно?

(Среди хвостатых земноводных это – исполинская саламандра около 1,5 метров в длину, а среди бесхвостых это лягушка-голиаф длиной до 30 см и массой более 3,5 кг, жаба- ага длиной до 50 см и массой до 2,8 кг.)

5.О чем может сказать яркая окраска земноводного?

(Яркая окраска кожи предупреждает о сильной ядовитости животного. Например, красные и желтые лягушки – древолазы, обитающие в Южной Америке, их яд в 20 раз сильнее яда кураре. Яд южноамериканской лягушки кокоа, такой сильный, что прикосновение к ней, стоит жизни человеку.)

6.В чем сходство головастика с рыбами?

(Наличие тех же отделов тела, в том числе и хвоста, наличие жабр, боковой линии и обтекаемой формы тела. Один круг кровообращения и 2 камерное сердце)

7.Бывают ли безлегочные земноводные?

(Да, бывают. Это, например: некоторые виды саламандр и тритонов (уссурийский тритон). Кроме кожного дыхания у них есть ротовое дыхание.)

3 специалист - герпетолог:

Вопросы третьей команде «Знатоки»:

1.Как пресмыкающиеся приспособлены к своей среде обитания?

(Среда обитания большинства рептилий суша. Для обитания на суше у них возникли следующие приспособления: легочное дыхание, сухая ороговевшая кожа, хорошо развитые органы чувств, ноги с когтями и др.)

2.Что означает название класса пресмыкающиеся?

(Две пары ног пресмыкающихся, широко расставлены по бокам тела, пальцы имеют когти. При движении ящерицы пресмыкаются- касаются телом земли (отсюда название этого класса)

3.Этот отряд пресмыкающихся представлен всего-навсего одним видом. Назовите этот отряд пресмыкающихся.

(Это отряд клювоголовых. Отряд представлен гаттерией. Гаттерия занесена в международную красную книгу. Ее называют живым ископаемым. Живет эта рептилия на маленьких островах у Новой Зеландии и охраняется как «живой памятник природы».)

4.Какие самые большие пресмыкающиеся вам известны?

(Это ящерица - комодский варан длиной более 3 метров, змея - удав- анаконда более 10 метров, нильский крокодил длиной более 6 метров, черепахи: - морская кожистая зеленая или суповая черепаха и сухопутная - галапогосская слоновая черепаха. Длина каждой из этих черепах более 1,5 метров и масса более 400 кг.)

5.Какие пресмыкающиеся работают сторожами или няньками?

(В Сиднее, Австралия многие магазины охраняются сторожами- змеями. В Бразилии удавы-домашние животные охраняют жилище человека от ядовитых змей, играют с детьми, ловят грызунов.)

6.Каково значение смены окраски кожи у хамелеонов?

(Хамелеон быстро меняет окраску тела, приспосабливаясь к фону той природной среды, в которой находится.)

7.Бывают ли «плачущие крокодилы»?

(Да, бывают. Ученые установили, что со слезами, крокодилы избавляются от излишков соли в организме.)

Учитель:

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 2 конкурсов.

Жюри подводит итоги.

Учитель:

3 конкурс «Кто здесь лишний?

Команды должны найти «лишнее» животное и объяснить, почему оно является лишним в представленном списке.

1 команде «Эрудиты»:

Окунь, скат, сом, треска

(«Лишним» является скат т.к. он относится к классу Хрящевые рыбы, а все остальные относятся к классу Костные рыбы)

2 команде «Краеведы»:

Квакша, жаба, тритон, лягушка

(«Лишним» является тритон т.к. он относится к отряду Хвостатых земноводных, а все остальные относятся к отряду Бесхвостых земноводных.)

3 команде «Знатоки»:

Крокодил, черепаха, тритон, хамелеон

(«Лишним» является тритон т.к. он относится к классу Земноводных, а все остальные относятся к классу Пресмыкающихся)

Учитель:

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 3 конкурсов.

Жюри подводит итоги.

4 конкурс «Головоломки»

(максимальное количество баллов-4)

Каждая команда получает головоломку на раздаточном листке. В головоломке спрятаны 4 слова, оканчивающиеся на букву «а». Команды должны расшифровать головоломки.




Учитель:

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 5 конкурсов.

Жюри подводит итоги.

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 4 конкурсов.

Жюри подводит итоги.

5 конкурс «Конкурс капитанов»

(максимальное количество баллов-4)

Каждый капитан задает по 1 вопросу 2 другим капитанам и сам отвечает на 2 вопроса от др. капитанов команд.

Вопросы от капитана 1 команды «Эрудиты»:

1.Назовите морскую рыбу по форме напоминающую шахматную фигуру.

(морской конек-тряпочник)

2.Какая рыба является живым ископаемым и почему?

(латимерия т.к. она является живым представителем кистеперых рыб)

Вопросы от капитана 2 команды «Краеведы»:

1.Существует ли у земноводных забота о потомстве? Приведите примеры.

(Да, существует. Примеры: жаба повитуха и пипа суринамская носят на своем теле головастиков до формирования лягушат.)

2.Что могут делать земноводные при помощи кожи?

(Защищаться, отпугивать и предостерегать врагов о своей ядовитости; дышать при помощи кожи)

Вопросы от капитана 3 команды «Знатоки»:

1.В чем разница линьки ящерицы и змеи?

(Змея линяет, сбрасывая кожу «чулком» или целиком, а ящерица линяет, сбрасывая кожу кусками.)

2.В чем рептилии более независимы, чем земноводные?

(Рептилии не зависят при размножении от водной среды как земноводные.)

Учитель:

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 7 конкурсов.

6 конкурс «Мозаика»

(максимальное количество баллов-5)

Каждая команда получает мозаику (достаточно разрезать одно изображение на кусочки, а второе, точно такое же дать для образца команде), если ее сложить, то получится изображение животных.

Побеждает команда наиболее быстро и качественно сложившая изображение мозаики.

1 команде «Эрудиты»:


2 команде «Краеведы»:


3 команде «Знатоки»:


Учитель:

Заслушаем мнение жюри по итогам 6 конкурса.

7 конкурс «Незаконченная таблица».

(максимальное количество-10 баллов)

каждая команда получает таблицу, где имеется 2 колонки. В первой надо вписать названия животных из предложенных вариантов ответов.

Варианты ответов: веретеница, жаба, сом, саламандра исполинская, скат, акула, червяга, кобра, хамелеон, динозавр.

№ 1

Эту амфибию разводят на фермах ради мяса и шкуры

№ 2

У этой рыбы в скелете всю жизнь сохраняется хорда

№ 3

Эта рыба «бьет» электрическим током

№ 4

Усатая рыба

№ 5

Безногая амфибия

№ 6

Ядовитая змея

№ 7

Рептилия с непостоянной окраской тела

№ 8

Ужасный ящер

№ 9

«Истребитель» комаров

№10

Безногая ящерица

Ответ:

(1-саламандра исполинская, 2-акула, 3-скат, 4-сом, 5-червяга, 6-кобра, 7-хамелеон,8-динозавр,9-жаба,10-веретиница).

Учитель: Заслушаем мнение жюри по итогам 7 конкурса.

Звучит торжественная музыка.

Подведение итогов:

1.Выступление жюри. Оглашение общего счета игры. Поздравление победителей. Необходимо отметить в командах наиболее отличившихся игроков.

2.Награждение-вручение призов, грамот.

Заключительное слово учителя:

Ребята мы повторили и проверили знания о рыбах, земноводных и амфибиях. Все команды показали хорошие знания. Молодцы! Надеюсь, что эти знания вы будете использовать в своей жизни во благо природы и никогда не обидите своих «братьев меньших».

Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»

Цель урока: повторение и обобщение знаний по темам: «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся».

Задачи урока:

  • расширить представление учащихся о многообразии животных форм;
  • развивать интерес к биологии, бережное отношение к животным;
  • развивать самостоятельное мышление, умение анализировать;
  • закрепить полученные знания по пройденной теме;
  • обобщить знания учащихся 7 класса об особенностях морфологии, экологии и этологии холоднокровных животных;
  • провести занимательную викторину, которая поможет повысить интерес к биологии, как к одной из фундаментальных наук человечества.

Слайд 2

Правила проведения познавательной викторины.

Ученики 7 класса формируют 3 команды (по числу рядов в классе).

  • Каждый правильный ответ - + 10 баллов команде (при неполном ответе допускается судьей-учителем засчитать 5 баллов из 10).
  • При неверном ответе, другие две команды могут попытаться ответить на этот вопрос в порядке очередности.
  • В конце – подведение итогов и выставление оценок для выявления победившей команды.
  • Слайд 3

    Тема «Надкласс Рыбы».1. Рыбы (ерш и окунь), чистое полотенце и раствор йода. Какая связь между

    Ответ: Спинной и анальный плавники этих рыб имеют жесткие и колючие лучи. Уколы лучей при ловле и разделке рыб очень чувствительны и болезненны, приводят к образованию опухолей на коже рук. Руки при уколе необходимо вытереть чистым полотенцем, а ранки продезинфицировать раствором йода.

    Слайд 4

    Тема: «Класс Земноводные».1. Лягушка и спортивный стиль плавания. Какая связь между ними?

    Брасс – спортивный стиль плавания, основанный на эффективном лягушачьем плавании.

    Слайд 5

    Тема: «Класс Пресмыкающиеся».1. Аллигатор, анаконда, саламандра, черепаха, удав. Какое

    животное лишнее в этой компании? Почему?

    Ответ: Саламандра – земноводное.

    Слайд 6

    Тема «Надкласс Рыбы».2. Чешуя рыб «паспорт» и «медицинская» книжка одновременно. Почему?

    Ответ: Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. Эти кольца можно рассмотреть под микроскопом. В составе годичных колец два слоя: летний – широкий и светлый; зимний – узкий и темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни рыбы в разные годы.

    Слайд 7

    Тема: «Класс Земноводные». 2. Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки?

    Ответ: Нельзя. У лягушки нет ребер и грудной клетки. Отсутствуют и дыхательные мышцы, которые поднимают и опускают ребра при вдохе и выдохе.

    Слайд 8

    Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 2. В зеленой траве он зеленый, в высохшей и пожелтевшей –

    желтый. На стволе дерева он имеет цвет коры и листьев. Кто это? Каковы его биологические особенности?

    Ответ: Хамелеон. Изменчивость окраски обусловлена перераспределением пигментов кожи под влиянием определенных факторов. Глаза хамелеона могут независимо друг от друга совершать повороты. Питается хамелеон насекомыми, которых он добывает при помощи своего длинного языка.

    Слайд 9

    Тема «Надкласс Рыбы». 3. В аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась на

    них и всех без промаха переловила. Каким образом она их обнаружила?

    Ответ: Боковая линия – орган чувств – заменяет рыбам зрение, она позволяет: определять направление и скорость движения воды; воспринимать колебание воды и отраженные от различных объектов волны; определять величину движущихся объектов.

    Слайд 10

    Тема: «Класс Земноводные». 3. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу как в сказке про

    Ивана-царевича? Почему?

    Ответ: Может. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у обычных лягушек происходит до 4 раз в год.

    Слайд 11

    Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 3. Почему змеи часто высовывают язык из межчелюстного

    отверстия?

    Ответ: Длинный и узкий язык змей – орган осязания, который позволяет им общаться в внешним миром: ощупывать предметы и пищу, улавливать запах, ощущать тепло, воспринимать звуковые колебания.

    Слайд 12

    Тема «Надкласс Рыбы». 4. Обычай рыболовов плевать на приманку – не просто дань традиции.

    Почему?

    Ответ: В состав слюны человека входят вещества, оказывающие стимулирующие воздействие на вкусовые почки некоторых рыб. Эти почки располагаются на усиках, челюстях, жаберных дугах, в полости рта и глотке.

    Слайд 13

    Тема: «Класс Земноводные». 4. Растут ли лягушки средней полосы России зимой? Почему?

    Ответ: Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой и др. У амфибий резко понижается обмен веществ, клетки не делятся, рост лягушек не происходит.

    Слайд 14

    Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 4. Живой организм не может обходиться без воды. Но вот гремучая

    змея, обитающая в пустынях юго-запада США, никогда не пьет воду. Как она решает «водную» проблему?

    Ответ: Гремучая змея, питаясь грызунами, получает воду из их крови.

    Слайд 15

    Тема «Надкласс Рыбы».5. Почему избыток растений в аквариуме оказывает вредное влияние на

    Ответ: Процесс фотосинтеза ночью не происходит. Растения кислород не выделяют, только поглощают его в процессе дыхания. Рыбам кислорода достается меньше, происходит угнетение их жизнедеятельности.

    Слайд 16

    Тема: «Класс Земноводные». 5. Как по посадке можно различить лягушку и жабу?

    Ответ: Объект охоты у жаб – ползающие и бегающие по земле насекомые, а у лягушки – летающие насекомые (в основном). Ввиду этого голова жабы наклонена ближе к земле, а у лягушек приподнята вверх.

    Слайд 17

    Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 5. Если пасть крокодила закрыта, ничего не стоит удержать ее в

    этом состоянии одной рукой. Зато, если она открыта, то уж лучше держаться от него подальше. Как можно объяснить этот факт?

    Ответ: Мышцы, смыкающие челюсти крокодила, во много раз сильнее мышц, размыкающих их.

    Слайд 18

    Тема «Надкласс Рыбы».6. После дождя клев рыбы в водоеме заметно усилился. Почему?

    Ответ: Дождевые капли сбивают на поверхность воды насекомых, обогащают воду кислородом, охлаждают воду в жаркий день.

    Слайд 19

    Тема: «Класс Земноводные». 6. Жаба теряет на ночь около 15% своего веса. Как и чем она

    восполняет недостаток влаги?

    Ответ: Жаба восполняет потерю воды, поглощая ее из влажной почвы, из росы при помощи специального участка кожи на животе в паху.

    Слайд 20

    Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 6. Как можно различить укус двух змей: ядовитой и неядовитой?

    Ответ: Укус змей оставляет на теле человека следы зубов в виде двух серповидных полос, образующих полуовал. След от укуса ядовитой змеи имеет в передней части полуовала две кровоточащие ранки (следы от ядовитых зубов), Неядовитые змеи оставляют только след в виде полуовала.

    Слайд 21

    Тема «Надкласс Рыбы». 7. У японцев существует поговорка: «Хочешь съесть фугу – напиши сначала

    завещание». Каков ее смысл?

    Ответ: Национальным блюдом в Японии является рыба-собака, которую готовят опытные повара в специальных ресторанах. В этих ресторанах всегда висит объявление: «Администрация не несет ответственность за жизнь клиентов».

    Слайд 22

    Тема: «Класс Земноводные». 7. На головастика тритона напала рыба. Рванулся головастик,

    вырвался, а хвоста и ноги нет. Через некоторое время вместо хвоста выросла лапа, а вместо лапы появился хвост. Возможно ли это? Как называется такое явление?

    Ответ: Да, возможно. У тритона хорошо развита способность к регенерации, но вместо одного органа может вырасти другой.

    Слайд 23

    Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 7. Объясните, почему говорят: «Плачет крокодиловыми слезами»?

    Ответ: Так говорят о неискренних людях. У крокодилов во время еды выделяются слезы, и они как бы оплакивают свою жертву, хотя в это время рвут ее на куски. На самом деле появление слез – просто физиологический процесс. Со слезами у крокодилов выделяются излишки солей.

    Слайд 24

    Литература.

    Для подготовки вопросов занимательной викторины использовалось пособие:

    Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. Тула: «Родничок», 1999. – 144 с.

    Посмотреть все слайды