Сущность языка его функции. Функции языка. Природа и сущность языка

1. Натуралистический (биологический) подход к языку

Развитие натуралистического подхода к языку связано с именем выдающегося немецкого исследователя Августа Шлейхера (1821-1868). Наиболее отчетливо натуралистическая философия языка Шлейхера изложена в таких работах как " Теория Дарвина и наука о языке"1863, " Значение языка для естественной истории человека" 1865. Согласно основному положению натуралистического направления языкознание примыкает к натуралистическим наукам. Разница между естественными и историческими науками заключается в том, может или не может воля людей оказывать влияние на объект науки: в естественных науках господствуют законы, не зависящие от воли людей; в исторических науках невозможно избежать субъективизма. В работе "теория Дарвина и наука о языке" Ш. прямо указывал, что "законы, установленные Дарвином для видов растений и животных, применимы, по крайней мере в главных чертах своих и к организмам языков". Наиболее ярко влияние теории Дарвина проявляется в перенесении Шлейхером положения о борьбе за существование в растительном и животном мире на язык. Ш убежден, что в настоящем периоде жизни человечества победителями в борьбе за существование оказываются преимущественно языки индогерманского племени. Ш. переносит на языки установленный Дарвином закон изменчивости видов. По его мнению, те языки, которые, по выражению ботаников и зоологов, являлись бы видами одного рода, в языкознании признаются за детей одного общего основного языка, из которого они произошли путем постепенного изменения.
Близость языка к природным организмам Шлейхер видит также в способности языка к эволюции. В этой связи Шлейхер заявляет: "Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов - растений и животных". Как и эти последние, он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения, в который языки всё более и более отдаляются от достигнутой наивысшей ступени развития и их формы терпят ущерб.
При всех недостатках натуралистическое направление в языкознании должно рассматриваться как этап поступательного движения науки о языке. Ценным следует считать стремление представителей этого направления, в частности Шлейхера, применять к изучению языка точные методы естественных наук. Ошибочным в концепции Шлейхера. и его последователей явилось слишком прямолинейное перенесение на язык законов, присущих биологическим организмам, которые, действительно растут, развиваются, а затем дряхлеют и умирают. Языки, конечно, тоже возникают, развиваются и иногда умирают. Но смерть эта носит не биологический, а социально-исторический характер. Язык умирает только с исчезновением говорящего на нем общества, коллектива людей.
Однако несмотря на ошибочный характер натуралистической концепции в языкознании, следует всегда учитывать тот факт, что сравнение языка с живым организмом способствовало утверждению системного взгляда на язык как на объект, обладающий собственной структурой.

2. Психический подход к языку

Другая известная точка зрения на природу и сущность языка - это то, что язык - явление психическое . Одним из виднейших представителей, который представлял психологическую точку зрения на язык был Гейман Штейнталь (1823-1899). Наиболее четко и последовательно психологическая концепция Штейнталя представлена в его работе "Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения". Штейнталь считал язык явлением психическим, которое развивается на основе законов психологии Он отрицал роль мышления в становлении языка, придавая значение психике. Логику Шлейхера. вовсе исключал, утверждая, что "категории языка и логики не совместимый также мало могут быть соотнесены друг с другом как понятие круга и красного". Таким образом, Штейталь категорически отрицал участие мышления в развитии языка. Всё внимание Штенталь сосредотачивал на индивидуальном акте речи, рассматривая язык как явление психического порядка.

3. Язык - явление социальное

Наконец, существует точка зрения, что язык явление социальное .
Язык отдельного человека зависит от окружающей среды и находится под влиянием речи коллектива. Если маленькие дети попадают в условия жизни зверей, то они приобретают навыки животной жизни и утрачивают безвозвратно все человеческое.
Датчанин Ельмслев в своей книге "Пролегомены к теории языка" дает исчерпывающую характеристику языку как явлению: "Язык человеческой речи - неисчерпаемый запас разнообразных сокровищ. Язык неотделим от человека и следует за ним во всех его действиях. Язык - инструмент, посредством которого человек формирует мысль и чувства, настроения, желания, волю и деятельность. Язык инструмент, посредством которого человек влияет на людей, а другие влияют на него. Язык - первичная и самая необходимая основа человеческого общества. Но он также конечная необходимая опора человеческой личности, прибежище человека в часы одиночества, когда разум вступает в борьбу с жизнью и конфликт разрождается монологом поэта или мыслителя. Но язык не внешнее явление, которое лишь сопровождает человека. Он глубоко связан с человеческим разумом. Это богатство памяти, унаследованное личностью и племенем. Язык настолько глубоко пустил корни в личность, семью, нацию, человечество и саму жизнь, что мы иногда не можем удержаться от вопроса, не является ли язык не просто отражением явлений, но их воплощением, тем семенем, из которого они выросли. В силу этих причин язык всегда привлекал внимание человека, ему удивлялись, его описывали в поэзии и науке. Наука стала рассматривать язык как последовательность звуков и выразительных жестов, доступных точному физическому и физиологическому описанию. Язык рассматривается как знаковая система и как устойчивое образование, используемое как ключ к системе человеческой мысли".

4. Язык как система знаков

Язык рассматривается как система знаков. Знак - можно определить как своеобразную материальную единицу, создающую язык как явление.
Применительно к языку термин знак можно определить следующими пунктами:
1. Знак должен быть материален, то есть он должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.
2. Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует.
3. Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристикой.
4. Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных.

5. Функции языка по Бюлеру

Австрийский психолог, философ и лингвист Карл Бюлер, описывая в своей книге" Теория языка" различные направленности знаков языка, определяет 3 основные функции языка:
Функции языка по Бюлеру:
1) функция выражения, или экспрессивная функция, когда выражается состояние говорящего.
2) Функция призыва, обращения к слушающему, или апеллятивная функция.
3) Функция представления, или репрезентативная, когда один другому чем-то говорит или рассказывает,

6. Функции языка по Реформатскому

Есть и иные точки зрения на функции, выполняемые языком, например, как понимал их Реформатский А. А.
1) Номинативная, то есть слова языка могут называть вещи и явления действительности.
2) коммуникативная; Этой цели служат предложения.
3) Экспрессивная, благодаря ей выражается эмоциональное состояние говорящего.
В рамках экспрессивной функции можно ещё выделить дейктическую (указательную) функцию, объединяющую некоторые элементы языка с жестами.

Иностранные языки, филология и лингвистика

Считается что понимание сущности языка связано с ответом по крайней мере на два вопроса: идеален язык или материален является ли язык биологическим психическим социальным или индивидуальным явлением В истории языкознания известны разные ответы на эти вопросы...

ущность и функции языка (студ.)

  1. Сущность и функции языка
  2. Сущность языка
  1. Функции языка

Литература

___________________________________________________________

  1. Сущность языка

Считается, что понимание сущности языка связано с ответом, по крайней мере, на два вопроса:

  1. идеален язык или материален,
  2. является ли язык биологическим, психическим, социальным или индивидуальным явлением

В истории языкознания известны разные ответы на эти вопросы [Гируцкий, с. 29].

1. Язык – явление биологическое , природное, не зависящее от человека (Август Шлейхер (Schleicher , 1821–1868), «Немецкий язык»):

«Языки, эти организованные в звуковой материи природные организмы …, проявляют свои свойства природного организма не только в том, что их рост происходит по определенным законам. Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов – растений, животных. Как и эти последние, он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения» [ Schleicher A . Die deutsche Sprache . Stuttgart , 1869. S . 3; цит. по: Вендина, с. 22].

2. Язык – явление психическое , возникающее вследствие действия коллективного или индивидуального духа.

2.1. Сторонники социально-психологического направления пытались объяснить сущность языка исходя из социальной природы психики человека.

Основоположник этого подхода Вильгельм фон Гумбольдт (von Humboldt , 1767–1835) полагал, что язык является выражением народного духа , под которым он понимал духовную и интеллектуальную деятельность народа, своеобразие «национального» сознания 1 .

2.2. Теоретики индивидуально-психологического направления (младограмма-тизма ) К. Бругман , А. Лескин , Г. Остгоф , Г. Пауль и др. утверждали, что язык существует только в сознании отдельных людей . По мнению Г. Пауля (1846–1921) , «на свете столько же отдельных языков, сколько индивидов» (это представление нашло отражение в понятии «идиолект» – индивидуальная разновидность языка), а немецкий, латинский и др. языки – лишь абстракции лингвистической науки» [Цит. по: Алефиренко, с. 23]. Вместе с тем они не отрицали общего языка: это нечто среднее, суммарное от индивидуальных языков (узус) [Кругосвет] 2 .

3. Язык – явление социальное , возникающее и развивающееся только в коллективе. Фердинанд де Соссюр (1857–1913): «Язык есть социальный элемент речевой деятельности, внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать язык, ни его изменять» [ Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977, с. 110; цит. по: Вендина, с. 22].

В современном языкознании объяснение сущности языка с позиций отдельно взятого направления (биологического, психологического или социального) представляется явно неудовлетворительным. Природа языка так же сложна, как и сам человек, специфическим видом деятельности которого он является. А в человеке теснейшим образом переплетаются биологические , психические и социальные факторы [Алефиренко, с. 27, 32].

В настоящее время язык понимается как сложное сочетание

  • идеального и материального,
  • социального и индивидуального,
  • биологического и психического [Гируцкий, с. 29; Гречко, с. 270].

При обсуждении этой проблемы используют

  • данные генетики, психофизиологии, нейропсихологии и т.п.,
  • данные о речевом онтогенезе (индивидуальное развитие организма) человека (в частности, результаты изучения детской речи).

Такой подход к осмыслению сущности языка выглядит более убедительным, хотя он представлен не столько достоверными выводами, сколько предположениями и острыми дискуссиями [Алефиренко, с. 27].

1.1. Идеальное и материальное в языке

Идеальное в языке связано с содержанием, значением (все, кроме звуков, имеет значение). Проявиться во внешнем мире, стать чувственно воспринимаемым для человека значение может только с помощью какой-либо материальной оболочки. Сначала материальной стороной языка служили только звуки речи. Позднее людьми была создана вторая материальная форма существования языка – графическая, в виде различных систем письма [Гируцкий, с. 29].

1.2. Социальное и биологическое в языке

Язык – явление общественное : он возникает и развивается только в обществе и прекращает свое существование, если перестает существовать народ, который на нем говорит. При делении народа на более или менее автономные части (территориально изолированные группы, социальные, профессиональные группы) появляются и новые разновидности языка [Введение в языкознание, с. 29]. Организация совместной трудовой деятельности, функционирование социальных институтов, развитие культуры невозможно без постоянного и активного речевого общения членов коллектива. Язык прежде всего является средством общения .

При ответе на вопрос, есть ли в языке что-то биологическое, различают два момента:

  1. наследуется ли язык?
    1. существует ли биологический механизм возникновения и формирования человеческой речи, а затем и языка индивида? [Гируцкий, с. 33].

1. Наследуется ли язык?

1) То, что язык не наследуется, т. е. явление не врожденное , ярко доказывается примерами «современных Маугли » . Дети, выросшие вне среды человеческого общения, не владеют человеческим языком 3 .

2) В древности не однажды проводился так называемый «царский эксперимент» : детей отдавали на воспитание немым слугам. Когда через несколько лет проверяли, на каком языке заговорили дети, результат всегда был один и тот же: они не говорили ни на одном звуковом языке, были способны произносить лишь отдельные звуки и общались с помощью жестов [Донских, с. 15].

3) Кроме того, язык (даже родной) постепенно забывается , и может почти полностью исчезнуть из памяти, если человек перестает им пользоваться [Маслов, с. 10].

4) Язык никак не связан ни с расой , ни с этническими признаками: новорожденные дети любой национальности произносят примерно одинаковые звуки. Подрастая, они усваивают тот язык, на котором говорит их окружение. Так, дети русских дворян под влиянием обучения нередко начинали говорить по-французски раньше, чем по-русски.

2. Биологический механизм возникновения и формирования человеческой речи

То, что язык не может возникнуть или существовать вне человеческого общества, не отрицает наличия биологического в языке.

У человека есть предрасположенность к изучению любого языка (языковая способность ). Этот биологический фактор заложен в структуре генетического кода , независимой от ее реализации в конкретном человеке.

Изначально органы, участвующие в процессе речи, имели другие функции – это органы дыхания, пищеварения, центральная нервная система. В процессе развития человека эти органы сформировались в речевой аппарат , и теперь способность использовать эти органы как речевой аппарат передается по наследству [Гируцкий, с. 33].

Функцию хранения информации в организме выполняют ДНК (дезоксирибонуклеи-новые кислоты), а функцию передачи – последовательные цепочки аминокислот в белке, которые выполняют роль химического сообщения. Мозг располагает двумя типами кодов, двумя «алфавитами» – ДНК и белковым . Оба типа алфавитов служат, по определению ученых, генетическим языком человека , обнаруживающим изоморфизм (греч. isos ‘равный, одинаковый, подобный’ и morphe ‘форма’) с естественным языком. Т.е. генетический язык и естественный язык устроены принципиально сходно .

Одни исследователи объясняют такой изоморфизм сходством функций генетического и естественного языка – хранить и передавать информацию. Другие придерживаются мнения, что сходство этих языков обусловлено их «родственными отношениями» , что языковой код возник по образцу и структурным принципам кода генетического.

Генетически обусловленную языковую способность можно отнести к биологическим предпосылкам , обеспечивающим возникновение и функционирование языка человека. Генетическая база человека позволяет ему включиться в социальную сферу жизни и обрести язык как средство формирования мысли и общения [Алефиренко, с. 31–32].

Однако реализуется языковая способность только в социуме , причем если до определенного возраста (до 5 лет) ребенок не слышит человеческого языка, эта способность угасает.

С другой стороны, ребенок может расти и воспитываться в социуме, но если он родился глухонемым, то общество не в состоянии обучить его порождению и восприятию звучащей речи, т.к. у него отсутствует соответствующий физиологический механизм .

Сформировавшийся у взрослого человека язык имеет свой физиологический аналог в виде нейронных сетей мозга и физиологических структур и реакций организма . Для того чтобы мысль воплотилась в звук, а звук в мысль, необходимы определенные биохимические реакции . При нарушениях деятельности физиологического механизма у человека могут возникать различного рода речевые расстройства вплоть до потери речи вообще [Гируцкий, с. 33].

1.3. Социальное и психическое в языке

Язык существует в коллективном сознании носителей языка, которое представляет собой совокупность взаимодействующих индивидуальных сознаний 4 .

1.4. Социальное и индивидуальное в языке

Общественная природа языка обнаруживается в обязательности его законов и правил для всех говорящих .

Общие и обязательные законы языка сочетаются с индивидуальностью речи и принципиально творческим ее характером. Объективно язык как общественное явление существует в виде совокупности «личных языков» (идиолектов), не являясь их механической суммой. Идиолекты (греч. ί dios ‘свой, своеобразный, особый’ и диа (лект), di á lektos ‘разговор, говор, наречие’) по-разному репрезентируют язык как средство общения [Гречко, с. 270].

На «индивидуальном языке» (идиолекте ) всегда лежит налет социального .

  1. С одной стороны, идиолект не изобретается, а формируется в процессе усвоения языка в обществе. Начиная понимать и употреблять слова и грамматические конструкции, ребенок приобщается к зафиксированному в языке опыту предшествующих поколений. Идиолект – это часть общенародного языка , своеобразно преломленная в индивидуальном сознании и употреблении конкретного носителя языка.
  2. С другой стороны, на формирование идиолекта оказывает влияние социальный статус его носителя – семья, образование, профессия, языковое окружение, место проживания.

Идиолект характеризуется

  • собственным лексиконом,
  • излюбленным набором форм
  • и синтаксических конструкций

(разумеется, в пределах общенародного языка).

Усвоение языка и его применение носят избирательный характер. Знание общенародной лексики, правил изменения и сочетания слов, моделей образования языковых единиц, правил произношения является обязательным . Однако допускаются индивидуальные отклонения, варианты произношения, словоизменения и сочетания слов, выбора синонимов [Гируцкий, с. 36].

Дело прежде всего в том, что язык – очень сложная, многоэлементная система. В нем огромное количество слов, множество правил (и исключений из них), разнообразных вариантов. Большие толковые словари современных литературных языков – английского, немецкого, русского – фиксируют сотни тысяч единиц. Отдельный человек просто не может овладеть таким богатством, да это ему и не нужно . В повседневной жизни человек использует 1 , 5–3 тыс. слов . Возможно, еще столько же для каких-нибудь особых ситуаций. Поэтому человек относится к языковым единицам избирательно : он выбирает себе какие-то слова, формирует свой собственный лексикон. Конечно, есть слова общеупотребительные, без которых нельзя обойтись, напр.,

  • кто, рука, знать, большой, сколько…

Но в других случаях существует возможность выбора:

  • сначала – сперва,
  • потому что – так как, поскольку, ибо,
  • сотовый – мобильный, мобильник,
  • водитель – шофер…

Идиолект характеризуется индивидуальными особенностями произношения :

  • кто-то шепелявит, а кто-то произносит звуки слегка в нос,
  • кто-то на место взрывного [г] произносит [ γ ] щелевое,
  • кто-то не может избавиться от твердого («белорусского») [ч],
  • одни говорят твóрог , другие творóг ,
  • одни – церковь , а другие – це [р’] ковь.

Но все-таки своеобразие идиолектов и социолектов (разновидностей языка, характерных для отдельных слоев общества, социальных групп) обнаруживается в первую очередь в сфере лексики . Законы грамматики в абсолютном большинстве едины для всех. Ни один носитель русского языка не скажет:

  • Купил зимний куртка на искусственное мех ,

если только он не преследует при этом какой-то особой цели: развлечь собеседника, изобразить речь иностранца или еще что-то, как, например, в пародии А. Иванова на стихотворение В. Сидорова:

  • «Веселый птичк, помахивая хвостик, высвистывает мой стихотворень…».

Бóльшую часть грамматических правил человек безоговорочно соблюдает, но некоторые все-таки позволяет себе нарушать. Напр.,

  • формы косвенных падежей от местоимения оба – обоих, обоим, обоими ,
  • а от местоимения обе – обеих, обеим, обеими.

А в реальной жизни мы довольно часто слышим об о ими руками, с об о их сторон. Это означает, что носители русского языка демонстрируют тенденцию к неразличению родовых форм этих местоимений в косвенных падежах, как когда-то перестали различать родовые формы прилагательных во мн. ч.: нов ым домам – нов ым дверям [Норман, с. 92–95].

Ср. появившуюся недавно в просторечии форму

  • дв а штуки ,

а также форму ед. ч. сущ. тапки : тапка (ж.р.) → тапок (м.р.) .

Предпочтения проявляются и в выборе синтаксических конструкций :

  • кто-то предпочитает употреблять в речи сложные предложения, а кто-то – простые;
  • кто-то использует причастные и деепричастные обороты, а кто-то нет,
  • кто-то активно использует именительный темы : – Лена, она не придет,
  • по-разному используются конструкции разговорного синтаксиса: Где ножницы, (которые) я на стол положила?

Пока есть носители данного языка, он непрерывно изменяется : одни явления постепенно исчезают, другие появляются. Именно в речи индивида возникают отклонения от общеязыковой нормы, которые со временем могут вылиться в тенденцию и, в конечном итоге, привести к изменениям в языковой системе . Причем процесс зарождения новых языковых явлений (инноваций ) обычно происходит незаметно для говорящих : кто-то сказал, а кто-то подхватил и т.д. [Шайкевич, с. 211; Норман, с. 98].

А. М. Пешковскому (1878–1933) принадлежит удачное сравнение языка с рынком.

«На рынке, как известно, каждый приноровляется к так называемой рыночной цене, стараясь купить не дороже, а продать не дешевле этой цены. Цену эту он воспринимает как нечто объективно данное: «сегодня пуд картофеля стоит столько-то». Но в то же время известно, что это «стоит»» слагается из соотношения спроса и предложения, в которых участвует каждый посетитель рынка. Совершенно то же и в языке. Все мы, чтобы нас понимали, должны равняться в нашей языковой деятельности по окружающим, должны говорить как все … Это «как все» создается миллионом индивидуальных языков, в том числе и моим. Всякий говорящий одновременно и подражает , и вызывает подражание , и говорит «как все», и создает это «как все». Как нет на рынке ни одного покупателя (даже из приценивающихся или осведомляющихся только) и ни одного продавца, которые не участвовали бы в создании рыночной цены, так нет в языке ни одного говорящего, который бы не участвовал в создании самого языка. Разница между обывателем и литератором здесь только количественная, как между крупными покупателями-продавцами и мелкими, но не качественная…» [ Пешковский А. М. Избранные труды. М., 1959. С. 61–62; цит. по: Норман, с. 98].

Можно указать на конкретные случаи воздействия личности на язык , в частности, известные неологизмы , введенные конкретным человеком, писателем или общественным деятелем 5 .

Но все это – уникальные ситуации. В целом же язык чрезвычайно устойчив по отношению к индивидуальному вмешательству , к попыткам сознательно «улучшить» его. Ведь для того, чтобы внести в язык какое-то изменение – запретить какую-то неправильную форму или, наоборот, закрепить кажущийся удачным неологизм, – надо «уговорить» всех носителей данного языка. А носителей языка могут быть миллионы , кроме того, они консервативны [Норман, с. 96–97].

Возникая в речи (устной или письменной), языковые инновации (фонетические, грамматические, лексические) постепенно начинают употребляться всё чаще и чаще, пока не приобретут таким образом силу правила, пока люди, говорящие на данном языке, не станут рассматривать эти явления как нечто обычное, само собой разумеющееся, как факт языка [Шайкевич, с. 211]. Напр.:

  • до 14 в. звуки [ж] и [ш] были мягкими,
  • М.В. Ломоносов различал два звука [э] и [ h ] (открытый и закрытый [э]),
  • в древнерусском языке был звательный падеж: отче, дево (ср.: Чего тебе надобно, старче ?). Сейчас в разговорной речи формируется новый звательный падеж (у сущ. 1 склонения): Мам! Лен! Дим! ;
  • в славянских языках раньше был оборот «дательный самостоятельный»: идущу ему Киеву (‘ когда он шел в Киев ’ – обратите внимание на отсутствие в древней конструкции союза и предлога) ,
  • ср. другие синтетические конструкции (без предлогов): болен Рахилью… (из-за Рахили );
  • исчезли многие слова: локы ‘лужа’ , руг ‘насмешка’ , стрый ‘дядя по отцу’;
  • появилось огромное количество новых слов: впечатление, междусобойчик …

Непрерывность языка и его изменение во времени обеспечивается сосуществованием разных поколений носителей языка и их постепенной разновременной сменой [Гречко, с. 270].

  1. Функции языка

Так как язык обслуживает общество со всем многообразием отношений в нем, он по природе полифункционален . В разных источниках называется очень большое число функций. Некоторые авторы ограничиваются тремя основными, при этом вопрос о ведущей функции решается по-разному. Иногда делается попытка разграничить функции языка и функции речи .

Основные функции языка :

  1. коммуникативная,
  2. когнитивная,
  3. кумулятивная.

Часть исследователей считают ведущей функцией коммуникативную , другие – когнитивную .

1) Коммуникативная (от лат. communicatio ‘общение’) функция – язык служит средством общения . Он позволяет говорящему (пишущему) выражать информацию, а слушающему (читающему) ее воспринимать. При этом общение не сводится к обмену мыслями.

Две другие основные функции чаще называют отдельно, но, по сути, они неразрывно связаны : это разные стороны одного и того же явления. Так что некоторые авторы объединяют эти две функции в одну .

2) Когнитивная (лат. cognitio ‘знание, познание’) = гносеологическая (греч. gnosis (γνώσς / γνώσεως ) ‘знание, познание’) = познавательная – язык служит и средством познания (обработка и хранение знаний в памяти индивида и общества, формирование концептуальной и языковой картины мира) [Сусов, с. 326] .

Есть определенное количество утверждений на этот счет, которые обычно встречаются в учебниках. Однако некоторые из них сейчас спорны .

Говоря о роли языка в познании , имеют в виду:

  1. участие языка и речемыслительных механизмов сознания в процессах предметного восприятия и формирования представлений, понятий, суждений, умозаключений ;
  2. участие языка в разного рода мыслительных операциях (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.), а также в механизмах памяти » [Мечковская, с. 15].

Язык способствует деятельности сознания и отражает ее результат. Язык участвует в формировании

  • мышления индивида (индивидуального сознания)
  • и мышления общества (общественного сознания).

Родившийся человек «застает» язык сформировавшимся, готовым. С помощью других людей он овладевает языком в раннем детстве, приобщаясь к существующим формам отражения и понимания окружающего мира , которые закреплены в общественном сознании, к общей языковой картине мира . Освоив язык как средство отражения и познания действительности, образования мысли и передачи ее другим, говорящий тем самым подключается к общему движению языка и коллективному познанию с его помощью действительности. [Гречко, 270–271].

При этом дело не только в том, что, овладев языком, ребенок узнает информацию о мире из устных и письменных текстов . Огромную часть информации ребенок узнает, усваивая язык , в котором отражен результат анализа и членения окружающей реальности, континуумной по природе.

Если сравнить, с одной стороны, те сведения о внеязыковой реальности, которые можно извлечь из самого полного толкового словаря и подробной семантической грамматики некоторого языка, а с другой, – те сведения о мире, которые содержатся во всем сказанном и написанном на этом языке, то легко видеть, что информация, аккумулированная в семантической системе языка, по объему в тысячи раз меньше информации, содержащейся в текстах на языке. Достаточно сравнить, например, те представления о грозе, громе, молнии, тумане, росе, радуге, электричестве, которые складываются у человека до обучения, т. е. только на основе усвоения значений слов гроза, гром, молния, туман и т. д., и то понимание соответствующих явлений природы, которое формируется у человека из рассказов родителей, учителей, книг.

Однако, несмотря на ограниченность объема информации, неточность представлений о фрагментах действительности, в значениях слов и содержании грамматических категорий запечатлен жизненно важный опыт освоения человеком окружающей действительности. Эти исходные представления в целом не противоречат позже добытому знанию; напротив, они образуют тот фундамент, на котором постепенно воздвигаются стены более полного, глубокого и точного знания о мире.

Отдельные противоречия, конечно, есть:

  • люди могут называть звездой и Венеру, и Меркурий, т. е. те небесные тела, которые астрономы называют планетами;
  • люди продолжают говорить солнце встало, солнце зашло, село и т. д. хотя всем давно известно, что это Земля изменила свое положение относительно Солнца [Мечковская, с. 16 ].

3) Кумулятивная (ср.-лат. cumulatio ‘скопление’) = аккумулятивная (лат. а ccumulatio ‘собирание в кучу, накопление’) – функция хранения и передачи национального самосознания, традиций культуры и истории народа (язык отражает духовный, практический, нравственный и эстетический опыт людей).

Носители языка, с одной стороны, усваивают язык с той информацией, которая в нем аккумулирована, с другой, – передают его детям, тем самым транслируя знания из поколения в поколение.

Дополнительные функции :

  • часть из них обязательны, но подчинены коммуникативной (как способы ее реализации),
  • часть необязательны, могут реализоваться или нет .

4) Номинативная (лат. nominatio ‘(на)именование’) (=репрезентативная, референт-ная, денотативная) – функция обозначения объектов внеязыковой действительности, их свойств и существующих между ними отношений;

5) Экспрессивная (фр. e xpressif ‘выразительный’ < лат. expressio ‘выразительность’) функция – способность языка выражать, передавать информацию, чувства и волеизъявления.

Экспрессивную функцию иногда рассматривают как единство трех функций :

  • информативной (выражение сообщения),
  • эмотивной (выражение эмоций, чувств),
  • волюнтативной (выражение волеизъявления говорящего (лат. voluntas ‘воля, желание’) = апеллятивная функция (лат. appellare ‘обращаться, призывать, склонять к действию’) – воздействие на адресата речи, побуждение к действиям.

6) Фатическая (лат. fateri ‘высказывать, показывать, обнаруживать’) (=контакто-устанавливающая) функция – установление и поддержание языкового контакта между собеседниками, когда передачи сколько-нибудь существенной информации еще (или уже) нет; реализуется высказываниями, которые имеют функцию завязывания, продолжения и прекращения коммуникации (ср. формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т.д.). Эта функция по-разному реализуется в разных культурах .

7) Эстетическая (поэтическая) функция реализуется в стремлении автора речи (текста) удовлетворить эстетические чувства адресата; в большей степени используются лексика и фонетика, в меньшей – морфология.

Эстетическое отношение к языку означает, что речь (именно сама речь, а не то, о чем сообщается) может восприниматься как прекрасное или безобразное, т.е. как эстетический объект [Мечковская, с. 22].

Слушатель или читатель получает удовольствие от того, как сказано или написано :

  • как текст звучит,
  • как подобраны и как сочетаются слова,
  • насколько точно и тонко выражен смысл и т.д.

8) Метаязыковая (=металингвистическая, метаречевая) функция проявляется при описании говорящим языковой системы, истолковании языковых фактов, в частности, объяснении слова, непонятного для собеседника. Приставка мета- (от греч. metá ‘вслед за’) обозначает здесь ‘нечто вторичное’: высказывания о языке вторичны по отношению к высказываниям о действительности и к самому языку.

Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке: на уроках, в лекциях по языку и языкознанию, в грамматиках, словарях и т.д. [Мечковская, с. 20–21].

9) Магическая («заклинательная») функция – использование языка в религиозном ритуале, в практике заклинателей, экстрасенсов и т.п.: заговоры, молитвы, клятвы (в том числе божба, и присяга) [Сусов, с.327; Мечковская, с. 24].

Эта функция основана на представлении о естественной связи между словом и обозначаемым им предметом . Т.е., произнося определенные слова, человек, якобы, воздействует на соответствующий предмет или явление:

  • не к ночи будь помянут, не говори под руку, не каркай – беду накличешь… [Мечковская, с. 24].

10) Этническая (этнокультурная, консолидирующая, интегрирующая) – объединение в единое целое представителей данного этноса как носителей одного и того же языка в качестве родного. Реализуется, если люди относятся к языку как к объединяющему фактору .

При этом нужно иметь в виду, что этническая и языковая картины мира далеко не всегда совпадают (один народ говорит на двух или трех языках и наоборот, разные народы используют один язык) [Мечковская, с. 24].

11) Функция индикатора принадлежности к определенной группе людей (к нации, народности, социальному слою, профессии) и т.д.

Литература

Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Природа и сущность языка. С. 18–26. Многокачественная природа языка. С. 27–35.

Введение в языкознание: конспект лекций / Балашова, Л. В., Гольдин В. Е., Дементьев В. В. и др. М.: Высшее образование, 2007. 191 с.

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Глава II . Сущность языка. С. 22–24; Язык как общественное явление. С. 25–27.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание. Минск: «ТетраСистемс», 2001. Глава III . Природа, сущность и функции языка. 3.1. Идеальное и материальное в языке. С. 29–32; 3.2. Биологическое, социальное и индивидуальное в языке. С. 32–37; 3.4. Функции языка. С. 41–42.

Гречко В. А. Теория языкознания. М.: Высш. шк., 2003. XI . Язык и общество. С. 267–326.

Донских О. А. К истокам языка. Новосибирск: Наука, 1988.

Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. Гл. II . Язык как важнейшее средство человеческого общения. § 5. Язык и другие средства общения. С. 35–40. § 6. Язык как общественное явление. С. 40–46.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Функции языка. С. 564–565; Язык. С. 604–606; Язык и общество. С. 607–608.

Электронные версии: http://lingvisticheskiy-slovar.ru

http://tapemark.narod.ru/les/index.html

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1997. Гл. I . Сущность языка: его общественные функции и его внутренняя структура. 1. Язык – важнейшее средство человеческого общения, орудие формирования и выражения мысли. С. 7–9.

Электронная версия: http://www.classes.ru/grammar/120.Maslov/

Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект Пресс, 2000 (2-е изд.). Коммуникативная деятельность человека. Функции языка и речи. С. 7–29. Языковое общение в эволюции человека. С. 7–9. Общение людей и общение животных: основные отличия. С. 9–13. Эволюция психики человека и язык. Как отражается в языке возрастание абстрактности и логической связности мышления? С. 166–168.

Электронная версия: http://www.philology.ru/linguistics1/mechkovskaya-00.htm

Норман Б. Ю. Теория языка. Вводный курс. М.: Флинта, Наука, 2004. 7. Еще одна знаковая система: язык животных. С. 41–44. 17. Социальные аспекты языка. 16. Язык и общество, язык и личность. С. 92–100.

Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1997. § 1. Почему язык не относится к явлениям природы. С. 15–21. § 2. Язык как общественное явление. С. 21–26. Электронная версия: http://www.classes.ru/grammar/134.Reformatsky/worddocuments/_13.htm

Сусов И. П. Введение в языкознание. М.: Восток – Запад, 2006. Глава 11. Язык, языковая общность и индивид. С. 325–344. 11.1. Язык как социальное явление. 11.2. Язык как этнокультурный феномен. 11.3. Язык, психика и мозг.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005 (М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995). § 71. Язык – основное средство общения. С. 211–212.

ЭРЯ – Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997 (изд.2-е, перераб. и доп.). С. 658–663; Функции языка. С. 609–611.

Электронная версия: http://russkiyyazik.ru

Интернет-ресурсы

http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika – Онлайн энциклопедия «Кругосвет»

1 Идеи В. Гумбольдта о языке как выражении народного духа нашли оригинальное развитие в трудах выдающихся лингвистов второй половины XIX в. (Г. Штейнталь, А. А. Потебня, В. Вундт). Сущность языка, по их мнению, скрывается в психологии народа. При этом язык – это такой продукт человеческого духа, который отличается и от логических, и от психологических категорий. Если категории логики по своей сути являются результатами мышления, а психологические категории – это отражение духовной жизни человека в целом, то язык – специфический продукт истории духовной жизни народа [Алефиренко, с. 22–23].

2 Несмотря на известные недостатки и ошибочные представления о сущности языка, оба направления психологизма в лингвистике оказали плодотворное влияние на становление современной психолингвистики. Это стало возможным благодаря устойчивой ориентации отечественной науки о языке, прежде всего Ф. Ф. Фортунатова, И. А. Бодуэна де Куртенэ и Л. В. Щербы, на «фактор говорящего человека» [Алефиренко, с. 23–24].

3 «В 1920 г. в Индии охотники обнаружили в волчьей норе двух девочек. Младшей девочке было около двух лет, а старшей – лет семь-восемь. Девочки вели себя как волки: они ходили на четвереньках, причем могли бегать так же быстро, как человек на двух ногах, лакали воду, ели сырое мясо, по ночам выли по-волчьи, говорить они совсем не умели. Младшая девочка вскоре умерла, а старшая (ее назвали Камалой) прожила около десяти лет. Индийский психолог Рид Синг вел за ней наблюдение.


«Очеловечивание» Камалы шло очень медленно. Лишь на третий год обучения она научилась держаться на двух ногах, если ее поддерживали сзади; только через семь лет она освоила хождение на двух ногах, однако бегала она по-прежнему на четырех конечностях. Обучение речи шло очень медленно; спустя четыре года Камала выучила всего шесть слов, а через семь лет в ее словаре было меньше 50 слов. Достигнув 16 лет, эта девочка из волчьего логова вела себя как четырехлетний ребенок. Вскоре она умерла» [Цит. по: Кодухов, с. 41; см. также: Реформатский, с. 15–16; Вендина, с. 23.

История науки о языке свидетельствует о том, что вопрос о сущности языка является одним из сложнейших в языкознании. Не случайно он имеет несколько взаимоисключающих решений, ср.:

  • - язык есть явление биологическое, природное, не зависящее от человека («Языки, эти образованные в звуковой материи природные организмы..., проявляют свои свойства природного организма не только в том, что они классифицируются на роды, виды, подвиды и т.д., но и в том, что их рост происходит по определенным законам, - писал А. Шлейхер в работе «Немецкий язык». - Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов - растений и животных. Как и эти последние он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения» )- А это значит, что так же, как животные и растения, языки ведут между собой «борьбу за существование» и подчиняются закону естественного отбора;
  • - язык есть явление психическое, возникающее вследствие действия индивидуального духа - человеческого или божественного («Язык, - писал В. Гумбольдт, - представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли» );
  • - язык есть явление психосоциальное, имеющее, по словам И. А. Бодуэна де Куртенэ, «коллективно-индивидуальное» или «собирательнопсихическое» существование, при котором индивидуальное является одновременно и общим, общечеловеческим;
  • - язык есть явление социальное, возникающее и развивающееся только в коллективе («Язык есть социальный элемент речевой деятельности, - говорил Ф. де Соссюр, - внешний но отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать язык, ни его изменять» . В более заостренной форме эту же мысль выразил американский лингвист У. Уитни, который так говорил о языке: «Если мы хотим дать языку имя, которое наиболее точно выявит его сущностный характер... мы назовем его учреждением, одним из учреждений, создающих человеческую культуру» ).

Нетрудно заметить, что в этих разных определениях язык понимается то как явление биологическое (или природное), то как явление психическос (индивидуальное), то как явление социальное (общественное). Между тем определение языка, его сущности «имеет важное значение для построения теории языка. В нем фиксируется то или иное онтологическое представление о языке, которое во многом определяет понимание объекта или предмета науки и методы изучения этого объекта» .

Если признать язык явлением биологическим, то его следует рассматривать тогда в одном ряду с такими способностями человека, как есть, пить, спать, ходить и т.д., и считать, что язык наследуется человеком, так как заложен в самой его природе. Однако это противоречит фактам, так как язык не передается по наследству. Он усваивается ребенком под влиянием говорящих (ср. ситуацию с детьми, находившимися в длительной изоляции и воспитывавшимися в среде животных: говорить они не умели ). Поэтому умение говорить не является врожденной биологической способностью человека, а во многом зависит от его социального опыта. Вместе с тем работы в области психолингвистики доказали, что человек обладает языковой способностью, позволяющей ему уже в первые годы усваивать систему знаков конкретного языка и правила комбинации этих знаков при построении текста, однако реализация этой языковой способности происходит в процессе общения человека с окружающими людьми - носителями данного языка.

Вряд ли правомерно считать язык и явлением психическим, возникающим в результате действия индивидуального духа - человеческого или божественного. В этом случае человечество имело бы огромное множество индивидуальных языков, что привело бы к ситуации вавилонского смешения языков, непониманию друг друга даже членами одного коллектива.

Несомненно, что язык - явление социальное: он возникает и развивается только в коллективе благодаря потребности людей общения друг с другом. И если бы не было общества, не было бы и языка. Поэтому язык - это продукт общественной деятельности, он «входит в социальный опыт человечества, развивается вместе с человеческим обществом и усваивается каждым отдельным человеком только благодаря общению с другими людьми» .

Разное понимание сущности языка рождало и разные подходы к его определению, ср.:

«Язык есть мышление, выраженное звуками» (А. Шлейхер);

«Язык есть система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа» (Ф. де Соссюр);

«Язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание» (К. Маркс, Ф. Энгельс);

«Язык есть важнейшее средство человеческого общения» (В. И. Ленин);

«Язык есть стихийно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире» (Н. Д. Арутюнова).

Все эти определения раскрывают наиболее существенные свойства языка. В их основе лежат разные предпосылки. И уже этот факт говорит о том, что язык представляет собой сложное явление, поэтому найти однозначное адекватное определение чрезвычайно трудно. В каждом из этих определений (а число их можно увеличивать до бесконечности) акцентируются разные стороны языка: его отношение к мышлению, структурная организация языка, важнейшие функции и т.д., что еще раз свидетельствует о том, что язык - это сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением человека.

По мнению академика В. М. Солнцева, посвятившего целую монографию исследованию сущности языка, «язык как исключительно сложное образование может быть определен с разных точек зрения в зависимости от того, какая сторона или стороны языка выделяются. Определения возможны: а) с точки зрения функции языка (или функций языка): язык средство общения людей и как таковое есть средство формирования, выражения и сообщения мысли; б) с точки зрения устройства (механизма) языка: язык есть набор некоторых единиц и правил использования этих единиц, т.е. комбинирования единиц; в) с точки зрения существования языка: язык есть результат социального, коллективного навыка «делания» единиц из звуковой материи путем сопряжения некоторых звуков с некоторым смыслом... Поскольку в едином определении вряд ли возможно дать достаточно полную характеристику языка, - пишет В. М. Солнцев, - считаем целесообразным опираться на максимально общее определение, конкретизируя его по мере надобности теми или иными специальными характеристиками» .

Эти характеристики проходят через всю книгу В. М. Солнцева «Язык как системно-структурное образование». В них каждый раз актуализируется какая-либо одна из сторон языка, ср.: «Язык - это совокупность правил, по которым делаются предложения, и множество наделенных смыслом, или значением, единиц, которые используются в соответствии с правилами». «Язык есть система, но это система иного рода и иного порядка, чем те системы, которые в речи делаются из элементов языка. Система языка - это своего рода “кладовая”, где сложены (не в прямом смысле, конечно) правила и элементы (или единицы)» и т.д. Совокупность этих характеристик языка позволяет представить адекватную картину языкового феномена.

Будучи явлением социальным, язык обладает свойствами социальной предназначенности, т.е. определенными функциями. Среди его функций важнейшими являются:

  • 1) коммуникативная (быть средством человеческого общения) с ее производными: контактоустанавливающая функция (ср. формулы приветствия или прощания, которые имеются во всех языках); апеллятивная функция (т.е. функция призыва, побуждения к действию); конативная функция (т.е. функция усвоения информации адресатом, связанная с сопереживанием, ср. магическую силу заклинаний или проклятий в архаическом обществе или тексты реклам - в современном); волюнтативная функция (т.е. функция воздействия, связанная с волеизъявлением говорящего); эпистемическая функция (т.е. функция хранения и передачи знаний о действительности, традиций культуры, истории народа, национального самосознания); эта функция языка связывает его с действительностью (фрагменты действительности, выделенные и обработанные сознанием человека, закрепляются в единицах языка: так, например, в Центральной Австралии живет небольшое племя аборигенов, которое было вынуждено девять раз в течение пяти лет менять слово, обозначающее воду, потому что умирал человек, носящий имя «Вода» );
  • 2) когнитивная функция (т.е. гносеологическая, познавательная функция быть средством получения новых знаний о действительности), эта функция языка связывает его с мыслительной деятельностью человека, так как «язык определенным образом организует знания человека об объективном мире, расчленяет их и закрепляет в человеческом сознании; в этом состоит функция отражения действительности, т.е. формирование категорий мысли и, шире, сознания» ; в единицах языка, таким образом, материализуется структура и динамика мысли (ср. определение языка академика Ю. С. Степанова: «Язык есть пространство мысли» ); производные этой функции: аксиологическая функция (т.е. функция оценки); номинативная функция (т.е. функция называния); с этой функцией тесно связана функция обобщения, которая позволяет нам с помощью языка выражать сложнейшие понятия. Обобщая и выделяя индивидуальное, неповторимое, слово обладает способностью «замещать» предметы и явления внешнего мира. Познавая действительность, человек по-разному ее конструирует, что находит свое выражение в языке (ср.: в языке эскимосов существует более 20 названий для льда, а в языке арабов - множество наименований для верблюдов, в которых актуализируются самые разные признаки); предикативная функция (т.е. функция соотнесения информации с действительностью) и др.

Кроме этих основных функций языка, иногда выделяют эмоциональную или экспрессивную функцию (быть средством выражения чувств и эмоций человека), эстетическую, поэтическую, метаязыковую (металингвистическую - быть средством исследования и описания языка в терминах самого языка) и некоторые другие.

Язык – важнейшее средство общения между людьми. Неразрывно связанный с человеческим мышлением, он является так называемым социальным средством хранения и передачи информации. Язык представляет собой одно из важнейших средств управления поведением человека. Языки, присущие разным народностям, различаются между собой, но есть у них общие закономерности. Поэтому, говоря о сущности языка, мы объясняем сущность как любого мирового языка, так и всех их в совокупности.
1. Натуралистический (биологический) подход к языку
Развитие натуралистического подхода к языку связано с именем выдающегося немецкого исследователя Августа Шлейхера Натуралистическая философия языка Шлейхера изложена в таких работах как "Теория Дарвина и наука о языке", "Значение языка для естественной истории человека" По его мнению, те языки, которые, по выражению ботаников и зоологов, являлись бы видами одного рода, в языкознании признаются за детей одного общего основного языка, из которого они произошли путем постепенного изменения.
Близость языка к природным организмам Шлейхер видит также в способности языка к эволюции. При всех недостатках натуралистическое направление в языкознании должно рассматриваться как этап поступательного движения науки о языке. Ценным следует считать стремление представителей этого направления применять к изучению языка точные методы естественных наук.

2. Психический подход к языку
Другая известная точка зрения на природу и сущность языка - это то, что язык - явление психическое. Одним из виднейших представителей, который представлял психологическую точку зрения на язык был Гейман Штейнталь. Штейнталь считал язык явлением психическим, которое развивается на основе законов психологии Он отрицал роль мышления в становлении языка, придавая значение психике. Штейталь категорически отрицал участие мышления в развитии языка. Всё внимание Штенталь сосредотачивал на индивидуальном акте речи, рассматривая язык как явление психического порядка.

3. Язык - явление социальное
Существует точка зрения, что язык явление социальное.
Язык отдельного человека зависит от окружающей среды и находится под влиянием речи коллектива. Если маленькие дети попадают в условия жизни зверей, то они приобретают навыки животной жизни и утрачивают безвозвратно все человеческое. Но язык не внешнее явление, которое лишь сопровождает человека. Он глубоко связан с человеческим разумом.

4. Язык как система знаков
Язык рассматривается как система знаков. Знак - можно определить как своеобразную материальную единицу, создающую язык как явление.
Применительно к языку термин знак можно определить следующими пунктами:
1. Знак должен быть материален, то есть он должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.
2. Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует.
3. Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристикой.
4. Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных.

5. Функции языка по Бюлеру
Австрийский психолог, философ и лингвист Карл Бюлер, описывая в своей книге" Теория языка" различные направленности знаков языка, определяет 3 основные функции языка:
Функции языка по Бюлеру:
1) функция выражения, или экспрессивная функция, когда выражается состояние говорящего.
2) Функция призыва, обращения к слушающему, или апеллятивная функция.
3) Функция представления, или репрезентативная, когда один другому чем-то говорит или рассказывает.

6. Функции языка по Реформатскому
1) Номинативная, то есть слова языка могут называть вещи и явления действительности.
2) коммуникативная; Этой цели служат предложения.
3) Экспрессивная, благодаря ей выражается эмоциональное состояние говорящего.
В рамках этой функции можно ещё выделить дейктическую (указательную) функцию, объединяющую некоторые элементы языка с жестами.

Язык - многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Выделяют следующие функции языка [источник не указан 779 дней ] :

· коммуникативная (или функция общения ) - основная функция языка, использование языка для передачи информации;

· конструктивная (или мыслительная ; мыслеформирующая ) - формирование мышления индивида и общества;

· познавательная (или аккумулятивная функция ) - передача информации и её хранение;

· эмоционально-экспрессивная - выражение чувств, эмоций;

· волюнтативная (или призывно-побудительная функция ) - функция воздействия;

· метаязыковая (металингвистическая) - разъяснения средствами языка самого языка; По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах.

· фатическая (или контактноустанавливающая )- Использование языка для установления психологического контакта собеседников;

· идеологическая функция - использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу - как модернизаторство.

· омадативная [источник не указан 779 дней ] (или формирующая реальности ) - создание реальностей и их контроль;

· номинативная - вера человека в название

· денотативная, репрезентативная - передача информации, представление

· конативная - ориентация на адресата;

· эстетическая - сфера творчества;

· аксиологическая - оценочное суждение (хорошо/плохо).

· референтная (или отражательная ) - функция языка, в которой язык является средством накопления человеческого опыта.

Язык как система систем

В середине 19 – начале 20-го вв в естественных и гуманитарных науках стал осуществляться переход к системно-структурному представлению о действительности. Идея структурности разрабатывалась в философии: Марксом, в химии – Бутлеровым и Менделеевым, в физике – Бором и Резерфордом, в языкознании – Соссюром, Б.д.Кортэне, Фортунатовым.

Принцип системности языка обусловлен системным характером самой объективной действительности.

О языке как о системе одним из первых заговорил Соссюр. Для него был важен термин «система». Термин «структура» ввели его ученики.

В наст.вр. под системой понимают совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Структура строение и внутренняя форма организации системы.

В лингвистике выделяют два типа систем: гомогенные и гетерогенные.

  • Гомогенные состоят из однородных элементов.
  • Гетерогенные более сложная система, состоящая из разнообразных элементов.

В них наблюдается деление на подсистемы.

Язык относится к гетерогенной системе. Он состоит из подсистем, которые не могут функционировать отдельно, следовательно, и являются частями единого целого.
Подсистемами языка – называют уровнями или ярусами. Основные ярусы языка:

  • фонетика
  • морфемный (словообразовательный)
  • лексика
  • синтаксис

В каждом из этих ярусов есть соответствующие единицы. Единицы одного яруса языка должны непосредственно синтезировать единице другого вышележащего яруса. Совокупность таких ярусов составляет иерархию. Каждой языковой единице соответствует речевая единица.

Отношения между единицами языковой системы сводятся к 3 типам:

1. парадигматические

2. синтагматические

3. иерархические

Парадигматические: Отношения сходства и различия, на основании которых единицы объединяются в парадигму.

Парадигма – совокупность единиц языка, совокупность системно связанных вариантов одной и той же единицы.

Уровень фонетики:

Совокупности гласных фонем, согласных фонем – парадигма гласных/согласных.

Общая парадигма: гласные

Частная: переднего ряда; долгие и краткие.

Уровень лексики:

Совокупность значений многозначного слова. Синонимический ряд. Антонимическая пара. Тематическая группа.

Уровень морфологии:

Падежная парадигма: дом – дома – дому и т.д. Парадигма числа лица. Временная парадигма.

Уровень синтаксиса:

Парадигма простого/сложного предложения. Парадигма подлежащего.

Синтагматические отношения:

Это отношения взаимодействия. Члены парадигмы функционирования в речи вступают в синтагматические отношения. Они организуются в речевую последовательность по законам языковой структуры в соответствии со своими сочетаниями, возможностями.

Синтагматика языка понимается как совокупность сочетающихся возможностей языковых единиц и их реализацией в процессе речи.

Валентность единиц языка способность вступать в сочетания с другими единицами, или ее синтагматические потенциальные свойства.

Дистрибуция конкретная реализация этих свойств и возможностей.

Синтагматика в языке потенция (возможность), а в речи – реализация этой возможности.

Отношения структурно более простых единиц с более сложными (между словами и предложениями):

Парадигматические и синтагматические отношения объединяют единицы одинаковой степени сложности, а иерархические отношения наоборот.

В связи с этим в пределах каждого яруса языка возможны только парадигматические и синтагматические отношения, а между единицами разных ярусов – иерархические отношения.

Роль данных отношений часто преувеличивается. Так, структуралисты считают их основным фактором языка. Такое преувеличение роли отношений приводит к отрыву языка от внеязыковой действительности. Следует учитывать, что только объекты действительности и языковой системы формируют отношения. Они (объекты) постоянны и более важны, нежели отношения между ними.

Языковая система занимает особое место среди прочих систем, окружающих человека. Солнцев классифицирует все системы по происхождению:

1) материальные (первичные), существовавшие до человека и вне человека, и характерные для природы. (Жидкости, твердые тела)

Деятельность человека создает еще 3 типа систем:

  • идеальные
  • искусственные
  • семиотические (вторичные).

Идеальные системы, элементы которых суть идеальные объекты, понятия или идеи.

Например, система идей художественного произведения; система понятий какой-либо науки.

Искусственные технические. Механизма, аппараты, машины.

Вторичные языки и др. системы знаков, созданные для закрепления в выражения семантической информации и как средство общения людей.

Источником всех систем, кроме первичной, является психическая деятельность человека, мышление. Сам же человек есть первичная, естественная и способная к мышлению система

Яз.знак.Его свойства

Языково́й знак - единица языка (морфема, слово, словосочетание или предложение), служащая либо для обозначения предметов или явлений действительности и их отношений, либо для обозначения отношений между элементами языка в составе сложных знаков; выразитель данного языкового значения . Морфемы, способные реализовывать значения лишь в комбинации с другими знаками, могут быть названы полузнаками иличастичными знаками (в противопоставлении полным , отнесённым непосредственно к обозначаемой ситуации - референту, денотату)

Свойства языкового знака: 1. Языковой знак материален и идеален одновременно; представляет собой единство звуковой оболочки - означающего (формы), и того, что она обозначает - означаемого (содержания). Означающее материально (звук, буквы), означаемое идеально (то, что заложено в нашем метасознании). 2. Языковой знак первичен, знаки других знаковых систем вторичны. 3. Произвольность. 4. Мотивированность - наличие логических связей между означающим и означаемым. 5. Изменяемость (вариантность):

а) Означающее изменяется, а означаемое остаётся неизменным; например, раньше месяц «февраль» назывался «феврарь», с течением времени это название трансформировалось в привычное нам «февраль»; также «чело» - «лоб».

б) Означающее остаётся неизменным, а означаемое меняется. Изменение означаемого может привести как к улучшению, так и к ухудшению значения. Например, слово «девка» в XVIII-XIX вв. не имело отрицательной коннотации, сегодня же мы его употребляем в выражениях типа «гулящая девка». Слово «парень» обладало в XVIII-XIX вв. отрицательным уничижительным оттенком; в XX-ом же веке слово «юноша» почти вышло из употребления, его место заняло слово «парень».

6. Асимметрия: у одного означающего может быть несколько означаемых (как например, в омонимии). Также одно означаемое может иметь несколько означающих. Это явление носит название синонимии.

7. Линейный характер означающего. Речь имеет продолжительность во времени и пространстве - мы произносим слова последовательно, линейно, букву за буквой.

8. Значимость. Значимость можно выявить только в системе, сравнив языковой знак с другими языковыми знаками.

В обществе применяются знаки нескольких типов. Наиболее известны знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы и языковые знаки. Знаки-признаки не­сут некоторую информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ними: дым в лесу может информировать о раз­веденном костре, всплеск на реке - об играющей в ней рыбе, мо­розный узор на стекле окна - о температуре на улице. Знаки-сигналы несут информацию по условию, по договоренности и не имеют никакой естественной связи с предметами (явлениями), о которых они информируют: зеленая ракета может означать начало атаки или начало какого-либо празднества, два камня на берегу показывают место брода, удар в гонг означает окончание работы. Знаки-символы несут информацию о предмете или явлении на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков, осознаваемых в роли представителей всего явления, его сущности; эти свойства и признаки и можно узнать в знаках-символах (рисунок соединен­ных во взаимном пожатии рук - символ дружбы, голубь - символ мира).
Совершенно особое место в типологии знаков занимают знаки языка.

Языковой знак связывает не вещь и не название, а понятие и акустический образ. Языковыми знаками можно считать только значащие единицы: слово (лексему) и морфему.

Линг.конц.Б де Куртене

Его деятельность связана с Казанским, Тартуским, Варшавским, Краковским, Петербургским университетами. Наиболее известные труды: «Некоторые общие замечания об языковедении и языкознании» (1871), «Введение в языковедение»(1901) и ряд других.

Концепция:

  • Сущность человеческого языка является исключительно психологической, поскольку все явления языка и речь суть психические явления.
  • Язык существует потенциально, а условиям для реализации этого потенциального явления он считает мышление и общественность.
  • Чётко разгрничил синхронию и диахронию.

Основным законом диахронии считал описание внутренней стороны языка, представляющей собой систему. Основу языковой системы составляют языковые элементы, между которыми наблюдаются разнообразные отношения => в языковой системе выделил 2 стороны:

  • - материальную- сами элементы языка как таковые
  • - релятивную – совокупность отношений между языковыми элементами.

Основное внимание Б.де Куртене сосредоточил на материальной стороне, он являлся основоположником современно теории единиц языка. Так, вместе с Крушевским, он ввёл в обиход понятие фонемы(единица языка, которая представляет собой обобщающий тип звука, выполняющий ряд функций) и морфемы(минимальная значимая часть слова).

Основными элементами языка называл: фонему, морфему, слово и предложение. Эта схема в отечественном языкознании стала традиционной.

Выделил 2 признака элементов языка:

  • Функциональная значимость каждого элемента должна выполнять функцию – слово; номинальная функция предложения – коммуникативная.
  • Абстракция.

70-е годы расцвет младограматистов. Считалось изучение языка в диахронии.
Куртене определил для лингвистов следующие задачи:

  • - выявление причин языковых изменений;
  • - выявление хронологического расслоения языка в диахронии;

Занимался больше решением 1-й задачи установлением типологии причин языковой эволюции. Отмечал: стремление к удобству и разного рода экономии работы мускулов, нервных разветвлений и центральной? в результате такой экономии упрощается сложение звуков и звукосочетаний. ?

В диахронии он выделил синхронные срезы и определил, что язык изменялся не только в истории, но и в синхронии, и изменения языка в синхронии, он назвал хронологическим слоем.

Говорил о внешней и внутренней сторонах языка. Материал для внешней стороны языка совпадает в значительной степени с материалом для истории и истории литературы, а для внутренней стороны языка материалом служит сам язык как предмет исследования.

  • - разграничил понятие языка и речи
  • - говорил о значительном характере языка
  • - Ученики Щерба, Виноградов, Крушевский.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Взгляды учёных на сущность языка менялись в зависимости от следующих обстоятельств:

С одной стороны, они менялись в зависимости от стратегических направлений развития науки в целом, с другой стороны, в зависимости от состояния самой лингвистики в целом и накопленного в ней фактического и теоретического материала. Поэтому в науке о языке всегда есть две противоположные и в то же время взаимосвязанные тенденции в определении сущности языка.

Одни ученые базируются на связи языка с другими явлениями жизни. Они пытаются определить природу языка через его отношение к внеязыковым сущностям, то есть предметам, которые изучаются другими дисциплинами, через отношение к мышлению, обществу, культуре, окружающей действительности, человеку и так далее.

Другие учёные стремятся определить природу языка изнутри, по возможности изолируя язык от внешних факторов. Соотношение этих двух тенденций имеет диалектный характер и служит стимулом развития научных исследований языка. В свою очередь разные лингвистические направления, придерживаясь одной из этих тенденций, тоже не являются однородным.

Например, древнегреческая философия, в недрах которой зародилось Европейское языкознание, видело сущность языка в его отношении к мышлению и внешней действительности. И наоборот, первая дошедшая до нас грамматика Панини, древнеиндийского ученого, посвящена выяснению внутренней сущности языка и описании устройства языка с точки зрения фонетики и грамматики.

А. Шлейхер считал язык самостоятельным, независимым явлением, которое рождается, развивается и умирает как естественный организм, тогда как его соотечественник В. Гумбольдт рассматривал язык как дух народа и ставил знак равенства между языком и интеллектуальной деятельностью человека.

Ф. де Соссюр полагал, что предметом лингвистики служит язык в самом себе и для себя.

Бодуэн де Куртене относил язык к одной из функций человеческого организма, тем самым подчёркивая невозможность раскрывать природу языка вне связи его с человеком.

С середины XX века язык рассматривался, с одной стороны, как самостоятельное системно-структурное образование, а с другой - как социальное явление.

Разумеется, обе тенденции, то есть определение сущности языка через его отношение к внешним факторам или рассмотрение языка, как своеобразные вещи в себе в трудах отдельных лингвистов и в учениях некоторых лингвистических направлений могут перемешиваться в различных пропорциях, не быть в чистом виде.

Данное обстоятельство, однако, не исключает факта наличия этих тенденций практически на всех этапах развития науки о языке.

В целом при теоретическом исследовании языка преобладает первая концепция, тогда как в непосредственных описаниях конкретного языка доминирует вторая.

В целом мы можем говорить о том, что язык рассматривается как непосредственная действительность мысли, как феномен чувственной природы, важное средство человеческого общения, также мы можем говорить о том, что сущность языка выводится из органической связи языка с внутренним миром человека и из отношений, существующих между людьми.

В зависимости от того, на фоне какого внешнего фактора рассматривается природа языка, выделяются выполняемые языком функции. Так, ведущая функция языка - коммуникативная вытекает из социальной природы языка; когнитивная (познавательная) – из связи языка с мышлением, номинативная – из связи языка с окружающим миром.

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

Понятие функции языка, то есть то, для чего мы используем язык, с философской точки зрения очень важно. Сложность обсуждения функций языка состоит в следующем: способы использования языка столь многообразны, что ни одна классификация не может считаться полной и удовлетворительной. Отдельные функции языка строго противопоставлены друг другу, тогда как другие могут сочетаться, то есть реализоваться в одном и том же речевом акте.

Проблема функций языка давно привлекает внимание учёных. Общее количество функций в различных работах велико. Однако не всегда удаётся отождествлять две схожие функции, упомянутые в разных работах и называющиеся по-разному, так как не всегда очевидны основания той или иной классификации. Поэтому коснёмся основных функций языка. Основной функций языка является коммуникативная , более того во многих науках и направлениях язык рассматривается исключительно с этой точки зрения.

Остальные две функции когнитивная (познавательная) и экспрессивная (эмоциональная) основываются на понимании языка как элемента самовыражения.

В когнитивной функции язык выражает ментальную деятельность, то есть деятельность сознания.

В эмоциональной функции язык выражает чувства и эмоции человека.

Приходится признать, что эти функции не всегда легко различимы, хотя обе функции в принципе совместимы с коммуникативной.

По Гумбольдту когнитивная функция состоит в оформлении мыслей и представлении фактов. Экспрессивная функция заключается в выражении эмоциональных побуждений и ощущений. Коммуникативная функция реализуется в сообщении, полемике и взаимопонимании.

Другие учёные выдвигают большее количество функций: метаязыковая , контактоустанавливающая (фатическая) и другие.

Немецкий психолог Карл Бюлер (30гг. XX века) выделил три функции языка:

1. экспрессивная (соотносится с говорящим),

2. апеллятивная (соотносится со слушающим),

3. репрезентативная (соотносится с обсуждаемым предметом).

Как известно, интерес к функциям языка проявляли представители Пражского лингвистического кружка (Карцевский, Якобсон, Трубецкой).

Роман Якобсон выделял 6 функций языка.

1.При установке на говорящего (отправляющего сообщение) реализуется эмотивная функция.

2.Установка на адресата, стремление вызвать у него определённую реакцию – конативная .

3.Установка на сообщение и его форму – поэтическая .

4. Установка на систему языка – метаязыковая .

5.Установка на действительность – референтивная (денотативная).

6.Установка на контакт с собеседником – фатическая (контактоустанавливающая).

Ю.С. Степанов использует другие семиотические принципы. Он различает 3 функции языка:

1. синтаксическая ,

2. номинативная ,

3. прагматическая .

Приведённые данные говорят о том, что, несмотря на длительность изучения проблемы функций языка, она далека от решения.