Список заброшенных деревень россии – для тех, кто не мог решиться уехать из города

Есть поселения процветающие, умирающие, а есть - мёртвые. Последние всегда привлекают к себе большое количество туристов и экстремалов. Главная тема данной статьи - заброшенные деревни Подмосковья. Сколько их всего в Московской области, да и вообще в России - сказать очень сложно. Ведь каждый год появляются новые заброшенные деревни. Фото этих деревень вы также сможете увидеть в данной статье.

- проблема России

Не зря говорят, что село, деревня - это душа страны и народа. И если умирает село - то умирает и вся страна. Не согласиться с этим утверждением очень сложно. Ведь действительно деревня - это колыбель русской культуры и традиций, русского духа и русской поэзии.

К сожалению, заброшенные деревни России - это сегодня не редкость. Современные россияне все больше отдают предпочтение городскому образу жизни, отрываясь от своих корней. А село тем временем деградирует и возникают на карте России всё новые и новые заброшенные деревни, фото которых поражают своей унынием и тоской.

Но, с другой стороны, такие объекты привлекают большое количество туристов и так называемых сталкеров - людей, жаждущих посетить различного рода заброшенные места. Таким образом, заброшенные деревни России могут стать неплохим ресурсом для развития экстремального туризма.

Однако государство не должно забывать о проблемах русского села, решить которые можно лишь комплексом различных мероприятий - экономических, социальных и пропагандистских.

Заброшенные - причины деградации деревень

Слово "деревня" происходит от древнерусского слова "драть" - то есть, обрабатывать землю. Очень сложно представить себе аутентичную Россию без деревень - символа русского духа. Однако реалии нашего времени таковы, что село умирает, огромное количество некогда цветущих деревень просто перестают существовать. В чем же дело? Каковы причины этих печальных процессов?

Пожалуй, основной причиной является урбанизация - процесс стремительного увеличения роли города в жизни общества. Крупные города притягивают к себе всё большее количество людей, особенно это касается молодежи. Молодые люди уезжают в города получать образование и, как правило, уже не возвращаются в родное село. Со временем в селах остаются лишь старики, которые доживают там свой век, в результате чего деревни вымирают. По этой причине как раз и появились почти все брошенные деревни Подмосковья.

Еще одна довольно распространенная причина деградации деревень - это отсутствие рабочих мест. Множество деревень России страдают от этой проблемы, в результате чего их жители тоже вынуждены отправляться в города в поиске работы. Деревни могут исчезать и по другим причинам. К примеру, это может быть техногенная катастрофа. Деревни могут деградировать и вследствие изменения их экономико-географического положения. К примеру, если изменяется направление дороги, благодаря которой конкретное село развивалось всё это время.

Подмосковье - край старинных храмов и усадеб

Подмосковье - это неофициальное название Исторической предшественницей этого региона можно считать Московскую губернию, которая была образована еще в 1708 году.

Подмосковье входит в число регионов-лидеров по количеству объектов культурного наследия России. Это настоящий рай для туриста и путешественника: более тысячи старинных храмов и монастырей, десятки красивейших усадеб, а также многочисленные места с многолетними традициями народных художественных промыслов. Именно в Подмосковье расположены такие древние и интереснейшие города, как Звенигород, Истра, Сергиев Посад, Дмитров, Зарайск и другие.

В то же время заброшенные деревни Подмосковья также у многих на слуху. Их в этом регионе достаточно много. О самых интересных заброшенных деревнях Московской области пойдет речь далее.

Такие объекты привлекают в первую очередь экстремалов, а также краеведов и различных любителей старины. таких мест достаточно много. Прежде всего, стоит упомянуть хутор Федоровка, деревни Ботово, Гребнево и Шатур. Эти заброшенные деревни Подмосковья на карте:

Хутор Федоровка

Этот хутор расположен в 100 километрах от Москвы. По сути, это бывший военный городок, поэтому ни на одной из карт вы его не найдете. Примерно в начале 90-х годов поселок в 30 жилых домов полностью пришел в запустение. В свое время здесь была своя котельная, подстанция, а также магазин.

Деревня Ботово

Старая деревня Ботово находится в Московской области, возле станции Волоколамск (Рижское направление). Некогда в этой местности находилась усадьба княгини А. М. Долгоруковой. Центром этой усадьбы была деревянная церковь, которую построили еще в XVI веке (церковь не сохранилась). Последний владелец усадьбы в Ботово, как известно, отдал её в начале ХХ века крестьянам.

Из сохранившихся объектов в Ботово можно увидеть лишь руины Воскресенского храма, сооруженного в 1770-х годах в псевдорусском стиле, а также остатки старого парка площадью в двадцать гектаров. В этом парке еще остались старые березовые и липовые аллеи.

Деревня Гребнево

Гребнево - это усадьба XVI века с богатой интересной историей и довольно трагической судьбой. Расположена она в сорока километрах от столицы, на Щелковском шоссе.

Первым хозяином усадьбы был Б. Я. Бельский - оружничий царя Иоанна Грозного, затем усадьбой владели Воронцовы и Трубецкие. В 1781 году хозяином становится Гаврил Ильич Бибиков, именно при нем усадьба приобрела тот вид, в котором она дошла до наших дней.

С началом советской эпохи связаны драматические страницы истории усадьбы в Гребнево. Национализация комплекса привела к тому, что здания постепенно начали терять свой исторический облик. В первую очередь пострадали все внутренние интерьеры сооружений. Вначале в стенах усадебного комплекса был расположен туберкулёзный санаторий, затем - техникум. И лишь в 1960 году усадьба Гребнево была объявлена архитектурным памятником республиканского значения.

В конце 1980-х годов усадьба, казалось бы, получила новый импульс для своего развития и сохранения. Здесь образовался культурный центр, а на территории усадьбы начали регулярно проводить различные концерты, мероприятия и выставки. Начались активные реставрационные работы по восстановлению комплекса. Но в 1991 году там случился грандиозный пожар, после которого от нее остались лишь каркасы усадебных зданий и сооружений. В таком состоянии усадьба Гребнево пребывает и в наши дни, все больше превращаясь в обычные руины.

Деревня Шатур

Старая деревня Шатур известна еще с XVII века. Она расположена на бедных почвах, поэтому главным занятием местных жителей всегда была охота. Возможно, именно по этой причине селение пришло в упадок в середине ХХ века.

Сегодня деревня полностью опустела. Изредка хозяева отдельных домов наведываются сюда (несколько раз в году). Среди заброшенного села отлично смотрится старая кирпичная колокольня, возвышающаяся над безлюдной деревней.

Памятка для экстремального туриста

Несмотря на свою мрачность и дряхлость, старые нежилые деревни и прочие заброшенные места вызывают огромный интерес у многих туристов. Однако путешествия к подобным объектам могут быть сопряжены с определенными опасностями.

Что стоит знать так называемым экстремальным туристам?

  • во-первых, перед тем как отправиться в такое путешествие, следует уведомить своих близких или друзей о своей поездке, её сроках и маршруте своего передвижения;
  • во-вторых, нужно соответственно одеться; помните, что вы отправляетесь не на вечернюю прогулку в парк: одежда должна быть закрытой, а обувь - надежной, прочной и удобной;
  • в-третьих, возьмите с собой необходимый запас воды и продуктов, также в вашем рюкзаке должны быть фонарик, спички и стандартный набор для оказания первой медицинской помощи.

В заключение...

Старые деревни Подмосковья поражают путешественников своим запустением и живописностью. Даже не верится, что такие объекты могут находиться всего в нескольких десятках километров от столицы - крупнейшего мегаполиса планеты! Попасть в одну из таких деревень - все равно, что воспользоваться машиной времени. Кажется, будто время здесь замерло...

Увы, количество заброшенных деревень в России с каждым годом растет. Возможно, когда-то эту проблему можно будет решить. Но пока брошенные села служат лишь объектами интереса для всевозможных экстремалов, сталкеров и любителей мрачной старины.

Один немец сказал мне с горечью, что мы, русские, даже не понимаем, насколько мы богаты и свободны, ведь в Германии даже чтобы просто войти в лес, нужно платить деньги, развести там костер - платить штраф, взять с собой своего сына - нарваться на конфликт с органами опеки, завести домашнюю живность - получить судебный процесс с могущественными корпорациями...

Убийство оптимизацией

Так сложилось, что при слове «оптимизация» у меня сразу возникает почти что подсознательный вопрос: что еще собираются отнять у людей? И, надо сказать, я еще ни разу не ошибся, к своему ужасу. «ОПТИМИЗАЦИЯ» - такая же болезнь мозга нашего государства, как либерализм - болезнь мозга «творческой интеллигенции».

С либерализмом интеллигента все ясно - это маниакально-болезненное стремление «всем все разрешить» и «запретить запрещать», дивно сочетающееся с нежеланием признавать, что большинство населения страны считают: «Всем все разрешают» только в дурдоме, да и то предварительно приняв меры предосторожности. А вот что с оптимизацией? Слово-то позитивное, однокоренное с «оптимизмом»… Но, оказывается, обманное.

Вкратце: под оптимизацией чиновниками подразумеваются некие действия, которые позволят государству меньше тратить на некое дело, но при этом продолжать делать вид, что дело делается… уфффф, сложно, правда? Но это сложно для нас с вами, а для государства все предельно ясно. Оптимизировали «нерентабельные» аэродромы - сократив их количество по стране в семь раз. Оптимизировали уникальные военные училища. Оптимизировали ведущие вузы и не имевшие аналогов в мире опытные сельскохозяйственные участки. Оптимизировали метеостанции. Оптимизировали заповедники…

Кстати. Дичайшим итогом всех «оптимизаций» последних двадцати лет является то, что сэкономленные (а точней - с мясом вырванные из тела страны) на них деньги были перекачаны в покупку зеленой резаной бумаги под названием «доллар», а значительные территории России просто-напросто обезлюдели. Вы спросите: как это связано?+

Что ж. Я отвечу

Уже достаточно давно отмечено: если в селе закрывается школа, то это село тихо умирает в течение следующих нескольких лет. За последние же пять лет количество сельских школ в России сократилось на 37%.

Сокращение сельского населения - это общая проблема России. И, конечно, нелепо было бы взять и обвинить, например, конкретно районную власть Кирсановщины в некоем зломыслии, искоренении русского села. И вообще, можно задать вопрос: не перепутаны ли тут причина и следствие? Возможно, это не село умирает после закрытия школы, а сокращение численности жителей села - особенно детей! - приводит к тому, что школа становится «нерентабельной»?

Да ведь и «оптимизация», «филиализация» и прочая лизация сельских школ - это не то что не районная, это даже не общеобластная, а скорее общероссийская проблема, появившаяся одновременно с заокеанской эпидемией желтых автобусов, которые-де должны комфортно развозить школьников из отдаленных мест в благоустроенные крупные «базовые» школы, а на деле крадут у каждого ребенка от часа до трех часов времени ежедневно.

Вызывает сомнение тут вот еще какой факт. Может ли вообще образование быть «рентабельным» в чисто финансовом исчислении?

Нет. Нет, еще раз нет и нет! Школа в принципе, по определению, не приносит и не может приносить сиюминутных доходов - если только это не частный колледж для детей миллионеров, да и то вряд ли. Если же начать искать пути сэкономить на школах, то подобная экономия аукнется не очень быстро, но смертоносно. И сэкономленные миллионы или даже миллиарды вполне могут пойти на могильный памятник целому государству, увлекшемуся идеей «оптимизации».

Сам путь - поиск финансовой выгоды в деле образования, какой бы эта выгода ни была, - порочен и опасен.

Первое «ау» я уже назвал. Точней - целых два. Это уничтожение села - тот, кто с детства постоянно его покидает, не чувствует никакой привязанности к нему, уже не вернется туда насовсем, став взрослым - и пожирание детского времени в бесконечных утомительных поездках. Но это еще далеко не все, увы.

Катастрофическое падение уровня образования в стране - а оно именно катастрофическое, иначе это не определить! - особенно сильно бьет по сельским детям. Как раз, опять же, потому, что они тратят уйму времени на разъезды с одной стороны, а с другой - очень трудно чему-то научить ребенка, у которого в голове постоянная мысль (зачастую на фоне недосыпа) о том, что надо еще добираться домой за 20-40 километров. Конечно, это не главная причина того, что современные школьники по уровню своих знаний недотягивают до школьников-ровесников прошлого примерно как детсадовец до девятиклассника. Главная причина в том, что наше образование вообще стало полем для экспериментов каких-то маньяков - иначе не скажешь, которые сумели превратить лучших в мире учеников в полуграмотный (это не преувеличение) и суеверный сброд, понятия не имеющий о дисциплине (а значит, ничего в жизни не способный добиться). Главная причина в том, что до сих пор не отказались от ЕГЭ и не подвергли суду - не просто осуждению, но именно суду! - всех тех, кто разрабатывал и проталкивал эту убийственную идею и продолжает ее защищать до сих пор, вопреки очевидному.

Но, повторяю, для сельских детей это усугубляется еще и оторванностью от малой родины и бесконечной тратой времени. Отсюда же и оскорбительная, совершенно не соответствующая действительности байка о «тупости» детей из села.

На селе исчезла прослойка учителей как носителей культуры и авторитета. Конечно, и это связано, опять же, не только с закрытием школ. Педагоги (учителями их называть не стоит, это именно исторически очень точно обозначенные педагоги - рабы, прислуживающие хозяевам «на ниве» наблюдения за детьми) уже давно стали одними из самых верных слуг власти. Они настолько прочно взяты в бюджетные тиски, что даже помыслить не могут о величии своей профессии, им просто не до этого - любые подобные мысли погребаются под валами бумаг и умирают под экономическим прессингом. Педагоги выполняют безропотно и послушно любые инициативы власти - ведут за детьми политическую слежку, внедряют в жизнь школ безумные понятия «толерантности» и «свободы личности ребенка», занимаются рискованным педагогическим экспериментированием по «передовым западным методикам», организуют массовые провластные мероприятия, оказывают моральное и финансовое давление на родителей, служат доносчиками в интересах органов опеки, доносят и друг на друга - в конкурентной борьбе, в чаянии прибавки в полтысячи рублей. Да и авторитет педагогов в глазах и родителей, и учеников недорого стоит. И все-таки в каждом селе именно школа еще недавно была центром праздников, человеческих общений, а слово учителя немало весило в самых разнообразных спорах и даже скандалах.

Сейчас ничего этого нет, пусто и дико на селе без школы

Проживание в деревне для ребенка и безопаснее, и просто-напросто здоровее, чем в городе, особенно крупном. Многие родители, гоняясь за неким «культурным досугом», буквально силком запихивают ребенка в мегаполис, таскают его по курортам на каникулах, записывают в секции, кружки и бассейны, платят за все это немалые деньги, словно находясь под гипнозом, в полной уверенности, что обеспечивают своему ребенку «гармоничное развитие» и «безопасность». При этом, как правило, и родители и дети живут в постоянном страхе перед транспортом, маньяками, грабителями, хулиганами и т.д. и т.п., перемещаясь по жизни буквально перебежками от одного охраняемого места к другому. Потом те же самые родители тащат того же самого ребенка к психологу - лечить от целого комплекса фобий (помогите, я даже не понимаю, откуда это у него!) и развивать самостоятельность (помогите, он сам вообще ничего не способен делать!). Естественно, «помогают» им тоже за деньги. Ребенок в большом городе дышит тем, чем дышать не следует, ест то, что есть нельзя, дети массово (речь уже о десятках процентов!) страдают аллергиями и ожирением - зато у него есть некое мифическое «пространство для развития».

Когда я слушаю таких родителей, мне начинает казаться, что они просто бредят или находятся под гипнозом. (Кстати, власти такое положение дел удобно. И тут суть даже не в том, что родители платят буквально за каждое движение своего ребенка. Может быть, это излишне конспирологично, но я уверен: вытеснение людей в мегаполисы имеет своей целью создание, в конечном счете, легко контролируемых резерваций, населенных, а точнее набитых, во всем зависимыми от «специалистов» существами. А на месте бывших сел все чаще возникают коттеджные поселки, где дети богачей живут так, как дети и должны жить: среди живой воды, свободно растущей зелени, под чистым небом, дыша нормальным воздухом и не трясясь над каждым своим шагом…) При этом попытка обычных, «неэлитных», родителей перебраться с детьми в деревню тут же мгновенно вызывает пристальный интерес у наших вездесущих «защитников прав детей». Тут же следует постановка вопроса о том, что «родители искусственно снижают уровень жизни ребенка», и заканчивается это далеко не всегда просто нервотрепкой - мне известны случаи, когда детей у таких семей отбирали.

Дети перестают понимать мир, в котором они живут. Они вообще выпадают из реальности в искусственное пространство. И «ученые» - то ли кретины, то ли сволочи! - открыто радуются тому, что это, оказывается, «формируется новая среда», которая нам, отсталым лохам, непонятна и недоступна.

Шесть лет назад летом я был свидетелем и участником истории, которая буквально меня поразила. У меня гостили московские друзья с 13-летним сыном. Рано утром я вышел во двор и застал мальчика медитирующим над грядкой с огурцами. Он изучал грядку так внимательно, что я тоже заинтересовался и, подойдя, спросил, что там такого любопытного. Оказалось, мальчику очень понравились красивые желтые цветочки и ему хочется знать, что это такое и как их разводить. Честное слово, я сперва даже не мог понять, о чем идет речь. Я не видел никаких цветочков, на грядке росли огурцы. Когда же до меня дошло, о чем идет речь и дошло, что мальчишка не шутит, - я даже слегка испугался. В свою очередь в мои объяснения, что это - огурцы, он поверил не сразу, только когда я нашел одну из первых завязей и показал ему маленький огурчик, увенчанный этим самым цветочком. Для москвича увидеть такое было откровением…

Нет, то, что они коров и лошадей не видят, - это мелочи уже. Дети не видят собак. «Потому что завести собаку - это большая ответственность!» Возможно, так и есть в ненормальном пространстве большого города. В селе же собака для ребенка - это не некая киношно звучащая «ответственность», а просто - собака, как и было веками и как это и должно быть. Друг-приятель по играм и сторож двора. Сделать что-то своими руками для ребенка из большого города - недостижимая вещь. Порез на пальце - повод для настоящего истерического припадка, и это я говорю о мальчиках - о мальчиках, и не о малышах, да еще и взрослые тут же с воплями ужаса начинают бегать вокруг… Читателям старшего возраста это может показаться невероятным, но я не раз видел, как порез, который мы в детстве на ходу заклеивали подорожником, сейчас становится - по инициативе самого ребенка! - поводом для визита к врачу, где мальчишка (именно мальчишка!) с искренним страхом и без стыда спрашивает: «А я не умру?! А у меня не будет заражения крови?!» - и прочую ерунду.

Разрушение деревни как основы основ, как корневой системы и символа России - это, пожалуй, самое жуткое. Снова и снова встречая каждое лето гостей из самых разных мест, я летом показываю им наши деревни. Людей до столбняка поражает то, в каких красивых местах те стоят, и как мало они населены. Гости, которые приезжают из дальнего зарубежья, вообще оказываются в шоке. Один немец сказал мне с горечью, что мы, русские, даже не понимаем, насколько мы богаты и свободны, ведь в Германии даже чтобы просто войти в лес, нужно платить деньги, развести там костер - платить штраф, взять с собой своего сына - нарваться на конфликт с органами опеки, завести домашнюю живность - получить судебный процесс с могущественными корпорациями, травящими людей «одобренными и сертифицированными продуктами питания». Дико смотреть, как мы отказываемся от этого неизмеримого богатства ради фитнес-центров, бассейнов с раствором хлорки и магазинного изобилия вымытых в растворе шампуня овощей и фруктов со вкусом химического картона.

Деревня стала местом тотальной безработицы. Точнее, ее таковой сделали. И сделано это НАРОЧНО, именно для того, чтобы даже те люди, которые хотят там остаться или хотели бы туда переехать, не имели возможности этого сделать просто потому, что тогда они будут поставлены перед проблемой: как жить, а точнее - как выжить? Работать только на прокорм, жить исключительно натуральным хозяйством - это махровейшее сектантство, и небезопасное, причем именно для детей. Это я вам скажу сразу и точно - такие примеры у меня тоже есть, и ничего хорошего все эти поселения кедросажателей-мегреоидов и прочих анастасиевцев в себе не содержат и не несут, сколько бы в них ни болтали о «близости к природе».

Заняться фермерством - практически невозможно, фермеры в России не живут, а выживают, в какие только уже хитрости и крайности не бросаются, чтобы остаться на плаву и все равно тонут. Потому что НЕ МОЖЕТ фермер в условиях России завести на самом деле прибыльное хозяйство, пока существует ВТО и не закрыты границы для ГМОшных продуктов. НЕ МОЖЕТ, природные условия таковы. Наше село и наше сельское хозяйство в основе своей такие же убыточные и неприбыльные. Но отказ от их массовой и постоянной поддержки - это отказ от продовольственной безопасности страны… Вообще от безопасности!

Если у кого-то при слове «село» возникает картина вросших по окна в землю одноэтажных домиков под низенькими крышами вдоль пыльной кривой тропинки, то я вынужден слегка разочаровать скептиков.

Я десятки раз видел брошенные многоэтажные дома, в которых были газ и вода. Видел некогда замечательные асфальтовые дороги, по которым перестали ходить, и они разрушены проросшей сквозь них травой. Видел сожженные корпуса школ, запертые на ржавые замки клубы с покосившимися и облезшими досками объявлений, покинутые детские площадки около закрытых садиков, мертвые водонапорные башни и огромные пустые пространства машинных дворов и ферм. И все это были - села. Места, где можно было жить ничуть не менее удобно, чем в городе, а работа находилась под боком.

Теперь все это - мертво. Умерщвлено!

Да, отток людей из сел начался еще при советской власти. Я не знаю, что это было, - чья-то непродуманная политика или, напротив, вполне обдуманная диверсия, создание образа села как отсталого, глухого, бескультурного места, откуда только и бежать. Но убито село было вовсе не при «проклятых коммуняках». Убито, разграблено и разорено было русское село властью «демократов». Как раз потому, что было опасно для них, а вовсе не из-за его «экономической нерентабельности».

Село кормило страну. Село привязывало людей к родной земле. Село давало детям здоровое и свободное детство. Все это было непереносимо «гайдарышам» (да простит меня Аркадий Петрович Гайдар!) и чубайсятам, всей этой антирусской бесовщине во власти.

Сейчас меня пытаются убедить, что разрушительные процессы на селе идут лишь «в силу инерции». Что власти давно осознали важность села для государства и «повернулись к нему лицом». Что все скоро наладится.

Возможно, человека, живущего в Москве, в этом и удастся убедить. Может быть, ему даже не придется себя заставлять это делать - верить. А мне достаточно пройти двадцать минут неспешным пешим ходом, чтобы увидеть, мягко говоря, неискренность этих заявлений. Более того - стремительно повторяют судьбу сел и малые города, в том числе мой родной Кирсанов…

…Но это уже, как говорится, другая история.

Олег Верещагин

В Вологодской области встречается особенный тип деревенских домов, который больше не встретишь в России. Главной отличительной чертой этих домов является суровость и монументальность. Сегодня мы отправимся в заброшенные деревни Русского Севера и узнаем, чем же их дома уникальны.

Основа - деревянный сруб - он хорош своей первозданной силой, естественной, природной красотой, простым ритмом могучих венцов. Попробуйте, прикройте их каким-либо причудливым узором, аккуратно распиленными досками, штукатуркой или краской — и сразу пропадет всё очарование. Именно отсутствие богатого внешнего убранства придаёт этим домам своеобразную уникальность.

Начну свой рассказ из северо-восточной части Вологодской области. Здесь, на берегу речки Нутренки, расположились две деревни Никольская и Большая со своими никольско-большими домами. По словам старожилов большинство домов были перевезены сюда из северной глубинки. И, действительно, в соседних деревнях нет таких огромных бревенчатых домов. В советские годы тут располагалось крупное хозяйство, был сельсовет, клуб, школа и прочее.

Первым встречает нас этот огромный двухэтажный дом с крупной светёлкой. Причём, это не один, как может показаться на первый взгляд, дом, а две избы - два самостоятельных бревенчатых сруба, плотно прижатых друг к другу и имеющих общую крышу.

Концы брёвен на углах прикрыты филенчатыми лопатками, украшенными накладной резьбой.

Следующие два дома по соседству не менее огромные и также имеют тип избы-двойни, под одной трёхскатной кровлей и светёлкой. Из внешнего убранства здесь лишь у одного дома накладная резьба на угловых лопатках. В этих домах ещё есть жизнь.

Далее виднеется опять же здоровенный двухэтажный дом с пристроенными позади сенями. На Севере отдельно от жилья ставили лишь амбары, бани да гумна, а хлева и повети были задней частью русского дома. Это позволяло крестьянину вести хозяйственные работы в ненастную погоду (частую для тамошних краёв), не выходя на улицу.

Это дом-пятистенок с перерубом по центру. Из декора лишь то, что обшит и крыт тёсом.

Эта изба меньше по размерам, но всё равно крупнее домов Средней полосы. Как видно, дом стоит на подклете из 8-9 венцов, крыша крыта тёсом, как стены и светёлка. Совсем не декорирован (разве что карниз). Скорее всего, хозяева были не столь зажиточными.

Прям рядышком снова пример двойной избы, каждая из которых покосилась в свою сторону, что создаёт ощущения расползающегося дома. Точнее так и есть на самом деле. А вот светёлочка здесь, не в пример стенам, очень искусно и нарядно украшена резьбой.

Натыкаемся на застывший артефакт - трактор «Казахстан» годов так, наверное, 60-х.

Домов здесь очень много. Все охватить - уйдёт весь отчёт, а я собираюсь показать и другие места, поэтому ещё парочка кадров и отправимся в другие деревни.

«Здесь был Сельсовет»…

Россия - она такая.

Покидаем деревню Большую (на картах), она же Никольская (на указателе). Следующей серией снимков я представлю немного домов полностью заброшенной деревни Ново, расположенной по другую сторону от Вологды - на Белозерской гряде, на берегу реки Тойца.

Дома более приземистые и не столь выразительные, как предыдущие. Но так же на подклете, пятистенки. Правда, светёлок здесь уже нет. Где-то чердачное окошко, а в доме, что ниже, больше смахивает на мансардное окно. Его даже декорировали.

Другой дом вытянутой формы со входом по середине через какое-то немыслимое высокое крыльцо.

Я не уделяю внимание внутреннему интерьеру домов по причине того, что его там нет.

Из интересных находок были лишь вот эти явно старинные кованые большущие сундуки.

И даже корзинки здесь плетёные ручной работы.

Последний житель обитал тут ещё в 1995 году. Продолжая движение по Белозерской гряде, покидаем и эту деревню.

А сейчас мы в деревне Ульянкино с её крайним ну очень колоритным домом. Отделка, правда, у дома нашего времени.

Видно, как много труда было вложено в оформление дома. Замок сбит, проходим внутрь.

На столе записка с просьбой не гробить дом.

С этого фасада прям лоджия наверху.

Недалеко на этом же участке другое творение рукастого хозяина - «охотничий» домик с теплицей и загончиком для зверушек.

Темнеет, но мы успеваем осмотреть ещё пару деревень с их северными домами. Это, по-моему, уже деревня Буброво.

Как обычно, передняя часть дома - для жилья, вторая половина - для домашних животных и запасов корма.

И в советские годы тут не пошикуешь, а сейчас и подавно. Вот и осталось, что бросать эти всё ещё крепкие дома.

Хоть и складно дома рублены, да как жить, когда дорог нет, транспорт ходит два раза в неделю и вся инфраструктура исчезла.

В этой деревне дома уже крыты шифером. Вроде и дом совсем простой, но что-то есть в этой простоте.

Ну и напоследок немного позитива - деревня Артюшино, где ещё не всё потеряно, хотя все тенденции к этому.

Странный и очень старый мега-домина в десять стен. То ли для рабочих, то ли… сам не знаю для кого.

Два представителя разных эпох и оба в забытье. А нового и нет ничего!

Недострой, кстати, очень глобальный. Здание для деревни колоссальных размеров. Интересно, что здесь должно было быть.

А это «Бубровская» школа с постаментом В.И. Ленина. Год основания школы 1878! В ней обучались два Героя Советского Союза: Малоземов Иван Прокопьевич (в 21 год, февраля 1942, ушёл на фронт, в марте 1943 погиб в Сталинграде) и Александр Михайлович Никандров (в 1941 направлен на Северный флот, где служил до изгнания гитлеровцев, затем участвовал в советско-японской войне 1945 года).

Удивительно хорошо благоустроенный и поддерживаемый в порядке «Парк Победы».

«До последнего вздоха они оставались Отчизне верны. Край Родной навсегда сохрани имена, не пришедших с войны».
Воинам Артюшинского сельсовета, отдавшим жизнь за Родину…

На этом наше зимнее путешествие по русским деревням Вологодчины подошло к концу.

Интересное:

Увидеть во сне приятный деревенский пейзаж - к приятному времяпрепровождению и благоприятным обстоятельствам вашей жизни. Оказаться в незнакомой деревне во сне означает, что в скором времени вы окажетесь в затруднительном положении или же узнаете чью-то тайну. Видеть бедную деревню во сне означает, что вы расстроены и сами жалеете себя. Видеть деревню зимой, промозглой осенью, в плохую погоду - знак печали и огорчения.

Искать дом в деревне означает, что ваш легкомысленный образ жизни в будущем доставит вам немало переживаний из-за сплетен и скандалов, с которыми будет связано ваше имя. Жить в деревне - хороший сон и предвещает семейное благополучие и душевный покой. Родную деревню видеть во сне - к получению известия о близком человеке или родственнике. Сон, в котором вы увидели деревню, объятую огнем, предсказывает бурное развитие каких-то событий, которые коснутся всех членов вашей семьи. Деревенскую бабу встретить во сне - предвестье склок или сплетен о вас. Если вам приснится, что вы стали обычным деревенским жителем, то ваши дела застопорятся и ваша жизнь станет скучной и однообразной. Увидеть во сне деревенских жителей за работой означает, что ваши дела будут продвигаться не так успешно, как вам того хотелось бы. Смотрите толкование: дом.

Толкование снов из