Причины и последствия раздробленности руси. Политическая раздробленность на руси

Начиная с 30-х годов XII в. Русь необратимо вступила в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период раннего средневековья. Если ее ранние проявления еще гасились силой инерции, волей таких выдающихся государственных деятелей, как Владимир Мономах и Мстислав, то после их ухода с исторической арены новые экономические, политические, социальные тенденции властно заявили о себе.

К середине XII в. Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. В начале XIII в. их стало уже около 50. В течении XII в. Русь политически стала похожа на лоскутное одеяло .

Конечно, одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные княжеские разделы земель между Рюриковичами, их бесконечные междоусобные войны и новые переделы земель. Однако не политические причины лежали в основе этого явления. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились и развивались крупные вотчинные хозяйства, владения монастырей и церквей. В каждом из этих центров за спиной местных князей встали выросшие и сплотившиеся феодальные кланы - боярство со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи.

Становление в рамках Руси самостоятельных княжеств походило на фоне бурного развития производительных сил общества, прогресса сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли, усиливавшего обмена товарами между отдельными русскими землями.

Усложнилась и социальная структура русского общества, более определенными стали его слои в отдельных землях и городах: крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, включая холопов. Развивалась зависимость сельских жителей от землевладельцев. Вся эта новая Русь уже не нуждалась в прежней раннесредневековой централизации. Земли, отличавшиеся от других природными, экономическими данными, в новых условиях все более обособлялись. Для новой структуры хозяйства нужны были иные, чем прежде, масштабы государства. Огромная Киевская Русь с ее весьма поверхностным политическим сцеплением, необходимым прежде всего для обороны от внешнего врага, для организации дальних завоевательных походов, теперь уже не соответствовала нуждам крупных городов с их разветвленной феодальной иерархией, развитыми торгово-ремесленными слоями, нуждам вотчинников, стремящихся иметь власть, близкую их интересам, - и не в Киеве, и даже не в лице киевского наместника, а свою, близкую, здесь на месте, которая могла бы полно и решительно отстаивать их интересы.

Зарождалось дворянство, в основу жизнедеятельности которого была положена служба сюзерену в обмен на земельное пожалование на время этой службы. Эта система еще более укрепляла позиции местных князей. Они также нередко опирались в борьбе со своеволием боярства на возросшую политическую активность горожан. Городские слои стали превращаться в определенный противовес в отношениях между князьями и боярства. Все это определило смещение исторических акцентов с центра на периферию, с Киева на центры отдельных княжеств .

Потеря Киевом своей исторической роли была в известной мере связана и с перемещением основных торговых путей в Европе и Передней Азии. В связи с бурным ростом итальянских городов и активизацией итальянского купечества в Южной Европе и Средиземноморье теснее стали связи между Западной и Центральной Европой, между Византией и Малой Азией. Крестовые походы приблизили Ближний Восток к Европе. Эти связи развивались, обходя Киев стороной. В Северной Европе набирали силу германские города, на которые все более стал ориентироваться Новгород и другие города русского северо-запада. Померк былой блеск некогда славного "пути из варяг в греки".

Не могли для Киева и Русской земли пройти бесследно и столетия напряженной борьбы с кочевниками - печенегами, торками, половцами. Эта борьба истощала народные силы, замедляла общий прогресс края, обрекала его в новых экономических, социальных и политических условиях на отставание. Преимущество получали те районы страны, которые, хотя и находились в менее благоприятных природных условиях (Новгородская земля, Ростово-Суздальская Русь), не испытывали такого постоянного и изнуряющего давления со стороны кочевников, как Среднее Поднепровье.

Все это вместе взятое и определило ослабление Киева, власти великих князей и обусловило начало политического распада Руси.

Ожесточенная борьба князей друг с другом, нескончаемая междоусобица являлась лишь внешним выражением глубинных процессов развития русских земель. Если раньше междоусобицы являлись отражением тенденций либо племенного сепаратизма, либо были связаны с кризисами власти после смерти великих князей, то теперь эти войны были следствием новых обстоятельств русской жизни. В них отстаивалось право князей решать судьбу своих владений. А за князьями стояли выросшие, сформировавшиеся общественные миры. Как образно сказал один историк, Киевская Русь вынянчила и вырастила другие русские княжества и теперь они как самостоятельные птенцы разлетелись по свету.

В сознании последующих поколений политический распад Руси на отдельные части понимался как большое несчастье, как откат общества назад. Тем более, что такой распад привел к активизации противников Руси - половцев. В дальнейшем раздробленная Русь не смогла противостоять полчищам монголо-татар. Все это так. Но история меряет не годами аи даже не десятилетиями, а столетиями. С точки зрения общеисторического развития политическое дробление Руси - лишь закономерный этап на пути к будущей централизации страны и будущему экономическому и политическому взлету уже на новой цивилизационной основе. Об этом говорит и бурный рост городов и вотчинного хозяйства в отдельных княжествах, и выход этих практически самостоятельных государств на внешнеполитическую арену: собственные договоры с прибалтийскими землями, с немецкими городами заключали позднее Новгород и Смоленск; Галич активно вел дипломатические сношения с Польшей, Венгрией и даже с папским Римом. В каждом из этих княжеств - государств продолжала развиваться культура, строились замечательные архитектурные сооружения, создавались летописные своды, расцветала литература, публицистика .

В рамках княжеств-государств набирала силу русская церковь. Из кругов духовенства вышло в эти годы немало замечательных литературных, философско-богословских творений. А главное - в условиях становления новых экономических районов и оформления новых политических образований шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли, происходило расширение и количественное умножение вотчин, которые для своего времени стали наиболее прогрессивной формой ведения крупного комплексного хозяйства, хотя и происходило это за счет подневольного труда зависимого крестьянского населения либо отданного князем вотчиннику вместе с землями, либо попавшего по бедности в кабалу к богатому землевладельцу .

К тому же политический распад Руси никогда не был полным. Сохранялись центростремительные силы, которые постоянно противостояли силам центробежным. В первую очередь, это была власть великих киевских князей. Пусть порой призрачная, но она существовала и даже Юрий Долгорукий, оставаясь на дальнем северо-востоке, именовал себя великим князем киевским. И позднее: среди других русских княжеств существовало Киевское княжество, которое пусть и формально, но цементировало всю Русь. Недаром для автора "Слова о полку Игореве" власть и авторитет киевского князя стояли на высоком политическом и нравственном пьедестале.

Сохраняла свое влияние и общерусская церковь. Киевские митрополиты являлись руководителями всей церковной организации. Церковь, как правило, выступала за единство Руси, осуждала междоусобные войны князей, играла большую миротворческую роль. Клятва на кресте в присутствии церковных деятелей являлась одной из форм мирных договоренностей враждующих сторон.

Противовесом силам распада и сепаратизма была и постоянно существовавшая внешняя опасность для русских земель со стороны половцев. С одной стороны, соперничающие княжеские кланы привлекали половцев в качестве союзников и те разоряли русские земли, с другой - в общерусском сознании постоянно жила идея единения сил в борьбе с внешним врагом, сохранялся идеал князя - радетеля за русскую землю, - каким были Владимир I и Владимир Мономах. Недаром в русских былинах образы этих двух князей слились в один идеальный образ защитника русской земли от злых врагов.

Всем этим противоречивым силам русского общества еще предстояло пройти испытания временем. Но этого времени история отвела удивительно мало - всего несколько десятков лет, с Востока надвигалась новая грозная опасность - монголо-татары.

В конце XII - начале XIII в. на Руси определились три основных политических центра: Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская и Новгородская земли .

В отличие от Запада, города на Руси не играли самостоятельной роли, за исключением Новгорода. В XII в. в Новгороде усилилась самостоятельность боярства по отношению к княжеской власти (вылившаяся в конце XIII в. в республиканскую форму правления).

Постепенно стали проявляться отрицательные стороны дробления: к началу XIII в. было уже около полусотни княжеств, а к XIV в. число их достигло двух с половиной сотен. Эти микрогосударства были лишены исторической перспективы. Утрата государственного единства Руси сопровождалась затяжными княжескими междоусобицами и разъединила ее силы перед иноземной агрессией.

Феодальная раздробленность на Руси была закономерным явлением. В X-XII вв. распадаются раннесредневековые государства Западной и Центральной Европы. Дробление Киевской Руси происходило в рамках единого общеевропейского процесса .

Однако, в отличие от Запада, ведущей формой собственности на Руси оставалась государственная собственность. Как и на Западе, установление зрелой стадии феодальных отношений способствовало технико-экономическому и культурному подъему. Улучшается техника обработки почвы, появляются новые породы скота, водяные мельницы, растут города, развивается торговля, ремесло, каменное строительство. Если в период Киевской Руси развивались почти исключительно главные города - Киев и Новгород, то в удельный период каждый князь стремился привлечь в своё княжество как можно больше переселенцев, строить города, развивать сельское хозяйство и ремесло .

После распада русского государства к середине XII в. междоусобная борьба усилилась. Широко была распространена практика военных союзов с иноземцами против своих соперников на Руси.

В 40-70-х гг. XII в. во время ожесточенной борьбы между волынскими, черниговскими, суздальскими и смоленскими князьями русские князья часто привлекали в качестве военных союзников венгров и половцев. В Южной Руси в 30-е гг. XIII в. разразилась крупная междоусобная война, вызванная борьбой за “общерусские” столы - Киев и Галич. Ее не остановила даже весть о разорении татарами Северо-Восточной Руси. В первой половине XIII в. в междоусобной борьбе за галицкое княжение самостоятельно участвовали Польша и Венгрия, разбитые волынским князем.

Половецкие набеги продолжались до XIII в. После этого половцы продолжают участвовать в междоусобных войнах русских князей, но о самостоятельных их действиях сведений нет.

С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям - Мономаху, его сыну Мстиславу - удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновлялся с новой силой: И Любечский съезд князей в 1097 г. установил: «… каждо да держит отчину свою».

Можно назвать следующие причины феодальной раздробленности на Руси:

· во-первых, особенности становления феодализма на Руси. Князья наделяли своих наследников не комплексом обширных вотчин, а рентой-налогом. Нужны были гарантии того, что наследник со временем будет главой княжества. В то же время увеличение княжеских родов и сравнительно малый рост совокупного прибавочного продукта обостряли борьбу между князьями за лучшие княжества и территории, с которых можно было получать больший налог. Поэтому княжеские междоусобицы - это прежде всего борьба за перераспределение налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества;

· во-вторых, натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов;

· в-третьих, развитие боярского землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли и т. п. - вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации. Местные бояре стали приглашать князя со своей дружиной, но отводили им поначалу только полицейские функции. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями;

· в-четвертых, рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров;

· в-пятых, в XII в. торговые пути стали обходить Киев; европейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, «путь из варяг в греки» постепенно терял свое значение;

· в-шестых, борьба с кочевниками ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс; в Новгороде и Суздале было гораздо спокойнее.

Итак, в середине XII в. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увеличилось до 50.

Последствия феодальной раздробленности:

Распад Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (ослабление перед монголо-татарским нашествием), но и положительную роль: он способствовал бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах, развитию торговли с Прибалтикой, с немцами, развитию местной культуры - строились архитектурные сооружения, создавались летописи и т. п. Русь не распалась полностью. Киевское княжество хоть и формально, но цементировало страну; сохраняла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси, осуждала княжеские усобицы;

полному сепаратизму (отделению) препятствовала внешняя опасность со стороны половцев.

Состав Руси:

Наиболее крупными были княжества:

· Киевское (Киев);

· Черниговское (Чернигов), Северское (Новгород-Северский);

· Галицко-Волынское (Галич и Владимир-Волынский);

· Владимиро-Суздальское (Владимир-на-Клязьме);

· Новгородская земля (Великий Новгород).

Но определились три основных политических центра: на юго-западе - Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке - Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля.

Владимиро-Суздальское княжество.

В течение долгих веков Северо-Восточная Русь была дикой окраиной, которую восточные славяне заселили относительно поздно. Лишь в VIII в. здесь появилось племя вятичей. Плодородные почвы, богатые леса, множество рек и озер создавали благоприятные условия для развития земледелия, скотоводства и ремесла. Здесь проходили торговые пути на юг, восток и запад, что обусловило развитие торговли. Немаловажное значение имело и то, что северо-восточные земли хорошо были защищены лесами и реками от набегов кочевников. Здесь сложились крупные городские центры - Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. При Владимире Мономахе были построены города Владимир и Переяславль. В 1125 г. суздальским князем стал младший сын Мономаха - Юрий (1125-1157), за жажду власти, за свою военную активность получивший прозвище Долгорукий. При князе Юрии Ростово-Суздальское княжество отделилось от Киева, превратилось в обширное независимое государство. Он постоянно воевал с Волжской Булгарией, вел борьбу с Новгородом за влияние на пограничные земли и дважды захватывал киевский престол. При нем впервые упоминается Москва, когда после одной из побед над соперниками Юрий пригласил своего союзника черниговского князя Святослава отметить это событие в Москву. 4 апреля 1147 г. союзники встретились в Москве, где был устроен пир. Эту дату принято считать годом основания Москвы, хотя археологи считают, что поселение на месте Москвы возникло ещё в XI в. Москва была построена Долгоруким на месте усадьбы боярина Кучки. В 1157 г. Юрий умер в Киеве (отравлен) и власть в Ростово-Суздальской земле перешла к сыну Юрия Андрею по прозвищу Боголюбский. Андрей Боголюбский продолжил политику своего отца, направленную на расширение Ростово-Суздальского княжества: он воевал с Новгородом, Волжской Булгарией. Вместе с тем он стремился к возвышению своего княжества над другими русскими землями, ходил на Киев, взял его, подверг страшному разорению, но в Киеве не остался. Андрей Боголюбский проводил жесткую политику по отношению к боярам в своем княжестве. Наступая на их права и привилегии он жестоко расправлялся с непокорными, изгонял из княжества, лишал вотчин. Стремясь еще больше отделить от бояр и опереться на горожан, он перенес столицу из Ростова в молодой торгово-промышленный город Владимир. Именно под Владимиром в местечке Боголюбове он устроил свою резиденцию, за что и получил прозвище Боголюбский. Между Андреем Боголюбским и боярами назревал серьезный конфликт. Возник заговор против князя, в который были вовлечены слуги Андрея - осетин Анбал, ключник Ефрем Мозевич. 29 июня 1174 г. заговорщики ворвались в княжеский дом и зарубили князя. После смерти Андрея началась усобица. Ростовские и суздальские бояре пытались отдать престол своим ставленникам, но жители Владимира предложили сыновей Юрия - Михаила и Всеволода. В конце концов, в 1176 г. князем стал Всеволод, прозванный Большим Гнездом, так как имел 8 сыновей и 8 внуков. При нем Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета. Он первым среди князей Северо-Востока принял титул великого князя. Всеволод жестоко наказал мятежных бояр. При нем была захвачена Рязань. Всеволод вмешивался в дела Новгорода, его опасались в Киеве. После смерти князя его сыновья разделили княжество на части и вели усобицы. Лишь в XIV в. Северо-Восточная Русь станет центром объединения русских земель.

Новгород Великий. Великий Новгород занимал особое место среди русских княжеств. Как и Киев, Новгород был центром славянских земель на Северо-Западе Руси. Новгородская земля располагалась между озерами Ильмень и Чудским, по берегам рек Волхов, Ловать, Великая. Она делилась на пятины, а они, в свою очередь, на сотни и погосты. Новгород, как и Ростово-Суздаль-ское княжество, вел активную завоевательную политику, в результате которой к Новгородской земле были присоединены земли карелов, водь, заволодской чуди (финно-угорские племена), саамы и ненцы; они платили Новгороду дань. Новгород сложился из трех разноплеменных поселений, по отношению к ним он был «новым городом» со своим кремлем. Река Волхов делила Новгород на две стороны - Софийскую и Торговую. В город входило пять районов (концы), которые делились на улицы. Купцы и ремесленники создавали по профессиональному признаку свои объединения (уличанские сотни и братчины).

Природные условия Новгорода были непригодны для земледелия, поэтому он развивался как торговый и ремесленный центр. Основу хозяйственной деятельности Новгорода составляли ремесло, скотоводство, рыболовство, пушные и соляные промыслы, добыча железной руды. Кузнецы, ткачи, гончары, ювелиры, оружейники, плотники производили изделия очень высокого качества. Ремесленники в основном работали на заказ, но ткачи, кожевники, представители некоторых других специальностей уже производили свои изделия для рынка, как внутреннего, так и внешнего. Географическое положение Новгорода было исключительно благоприятным для торговли. Новгородские купцы торговали с Германией, Швецией, Средней Азией, Закавказьем, вывозя пушнину, воск, мед, лен, моржовую кость, кожи. С Запада везли сукно, вина, цветные и драгоценные металлы. В городе стояли «Немецкий» и «Готский» дворы. В торговле участвовали не только купцы, но и бояре, священники, монахи. Интересы боярства, купечества, церкви сплетались воедино, городская верхушка - аристократия играла большую роль в политической жизни. Здесь сложился особый политический строй - феодальная демократия. Высшим органом власти в Новгороде являлось вече - народное собрание. Оно собирало на площади около торга самых знатных людей города - бояр, примерно 400 человек - столько в Новгороде было боярских усадеб. На нем часто присутствовали и феодально-зависимые, кабальные люди. Они не имели права голоса, но бурно реагировали при обсуждении тех или иных вопросов. Вече избирало посадника из бояр, он ведал всеми делами феодальной республики, вершил суд, контролировал деятельность князя. Избирался тысяцкий, который занимался сбором налогов (с каждой тысячи населения), возглавлял народное ополчение и вершил суд по торговым делам. На вече избирался также новгородский архиепископ (владыка), который не только возглавлял церковь, нои ведал казной и внешними сношениями, Рядовые новгородцы свои вопросы решали на вечах улиц, здесь же выбирались старосты. Вечевой строй Новгорода - форма феодальной демократии. Фактически власть принадлежала боярству и верхушке купечества. Все управленческие Должности - посадские, тысяцкие - занимали только представители аристократической знати. Исторически сложилось так, что в Новгороде не было своей княжеской династии. В XI в. здесь обычно сидел на правах князя-наместника старший сын великого киевского князя. Но по мере развития политического сепаратизма Новгород становился все более независимым от Киева. В 1136 г. в Новгороде княжил внук Мономаха - Всеволод, которым новгородцы были недовольны. Произошло восстание, князя арестовали, предъявили ряд обвинений и изгнали из города. С этого момента новгородцы сами приглашали князя, заключая с ним договор. Князь не имел права передавать власть по наследству, не мог вмешиваться в гражданские дела, не имел права владеть землями и жить в самом городе. Он охранял город от врагов, на его имя поступала дань, он играл роль третейского судьи. Если князь не нравился, то его изгоняли. После событий 1136 г. Новгород стал окончательно боярской аристократической республикой, где крупные бояре, купцы, архиепископ определяли политику города.

Итак, подводя итог, следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность на Руси в XII-XIV вв. была закономерным явлением, связанным с особенностями становления феодального строя. При всей прогрессивности этого процесса феодальная раздробленность имела существенный отрицательный момент: постоянные усобицы между князьями истощали силы русских земель, ослабляли их перед лицом внешней опасности, в частности перед приближающимся монголо-татарским нашествием. Хотя некоторые из князей делали попытки сохранить единое государство, процесс распада в этот период был необратим.

В 1097 г. в город Любеч съехались князья из разных земель Киевской Руси и провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый держит отчину свою». Его принятие означало, что князья отказались от лествичнои системы наследования княжеских престолов (он доставался самому старшему во всей великокняжеской семье) и перешли к наследованию престола от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. К середине XII в. политическое раздробление Древнерусского государства с центром в Киеве было уже свершившимся фактом. Считают, что внедрение принятого в Любече принципа было фактором распада Киевской Руси. Впрочем, не единственным и не самым главным.

Политическая раздробленность была явлением неизбежным. В чем состояли ее причины? На протяжении XI в. русские земли развивались по восходящей линии: росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Для поддержания порядка внутри своей «отчины» у князя было достаточно сил и власти. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы. К внутренним причинам добавились внешние. Набеги половцев ослабляли южнорусские земли, население уходило из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел.

Негативные последствия политического дробления Руси сосредоточены в военно-стратегической области: ослабла обороноспособность перед лицом внешних угроз, усилились межкняжеские распри. Но у раздробленности были и положительные аспекты. Обособление земель способствовало их экономическому и культурному развитию. Распад единого государства не означал полной утраты объединяющих русские земли начал. Формально признавалось старшинство великого киевского князя; сохранялось церковное и языковое единство; в основе законодательства уделов лежали нормы Русской Правды. В народном сознании вплоть до XIII-XIV вв. жили представления о единстве земель, входивших в состав Киевской Руси.

В конце XII в. сложилось 15 самостоятельных земель, по существу независимых государств. Крупнейшими были: на юго-западе - Галицко-Во-лынское княжество; на северо-востоке - Владими-ро-Суздальское княжество; на северо-западе - Новгородская республика.

Галицко-Волынское княжество (оформилось в 1199 г. в результате подчинения Галича волын-ским князьям) унаследовало политический строй Киевской Руси. Князья (крупнейшим был Даниил Романович, середина XIII в.) при решении важных вопросов должны были учитывать мнение боярско-дружинной знати и городских собраний (вече). Эта особенность отражала своеобразие социально-экономического развития Галицко-Во-лынской земли: здесь традиционно сильными были боярские вотчины и города. С середины XIII в. княжество слабело: внутренние смуты и постоянные войны с Венгрией, Польшей и Литвой привели к тому, что оно было включено в состав Великого княжества Литовского и Польши.

Владимиро-Суздальское княжество обособилось от Киева при князе Юрии Долгоруком (1125-1157). Его массовое заселение происходило в XI-XII вв. Переселенцев из южных районов Руси привлекали относительная безопасность от набегов (край был покрыт непроходимыми лесами), плодородные земли русского ополья, судоходные реки, вдоль которых выросли десятки городов (Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Кострома, Москва, Нижний Новгород). Здесь не было старинных боярских вотчин и прочных традиций городского самоуправления. Владимиро-суздальские князья были значительно свободнее в своих решениях и опирались не столько на бояр и города, сколько на лично преданных им княжеских слуг (милост-ников, т. е. людей, зависящих от милости князя).

Решающим в процессе возвышения княжеской власти было правление сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского (1157-1174). При нем столица княжества была перенесена во Владимир, утвердилось новое титулование правителя - «царь и великий князь». Андрей Боголюбский вел активную внешнюю политику, боролся за влияние в Киеве и Новгороде, организуя против них общерусские походы. В 1174 г. он был убит заговорщиками-боярами. При его брате Всеволоде Большое Гнездо (1176-1212) княжество достигло расцвета, оборванного междоусобьем, начавшимся после его смерти, и вторжением монго-ло-татар в 1237-1238 гг.

Владимиро-Суздальское княжество стало колыбелью формирования великорусской народности и в недалеком будущем - центром сплочения русских земель в единое Российское государство.

Иной тип государственного устройства сложился в Новгороде. Один из древнейших русских городов был вместе с тем одним из самых богатых и влиятельных. Основой его процветания стало не сельское хозяйство (Новгород зависел от поставок хлеба из соседнего Владимиро-Суздальского княжества), а торговля и ремесло. Местное купечество было полноправным участником торговых операций на северо-западе Европы, торговало с немецкой Ганзой (представительство этого мощного торгового союза немецких городов было в Новгороде), Швецией, Данией, странами Востока сукнами, солью, янтарем, оружием, драгоценностями, мехами, воском. Сила и влияние были сосредоточены в руках новгородского веча. О его составе историки спорят. Одни считают, что в нем участвовало все городское население и даже жители близлежащих сел. Другие утверждают, что полноправными участниками веча были так называемые «пятьсот золотых поясов» - выходцы из крупных боярских родов. Как бы то ни было, решающую роль играли влиятельные боярские и купеческие роды, а также духовенство. На вече выбирались должностные лица - посадник (правитель Новгорода), тысяцкие (руководители ополчения), воевода (поддержание правопорядка), епископ (позднее архиепископ, глава новгородской церкви), архимандрит (старейшина среди настоятелей новгородских монастырей). Вече решало вопрос о приглашении князя, который под присмотром совета господ и посадника выполнял функции военного руководителя. Такой порядок сложился после 1136 г., когда новгородцы изгнали из города князя Всеволода.

Новгород, таким образом, был аристократической (боярской) республикой, хранителем вечевых традиций Древней Руси.

В целом, можно говорить о принципиальном типологическом единстве общественного развития Древнерусского государства и западноевропейских стран в эпоху раннего Средневековья.

В начале XII в. Древняя Русь вступила в новый период своей истории - полосу политической раздробленности. Феодальная раздроблен­ность не была чисто русским явлением. Феодальная Европа также переживала период распада феодальных государственных объединений. Это был естественный процесс экономического и политического укрепления отдельных земель, внутреннее развитие которых и их внешнюю безопасность не могли обеспечить старые институты власти.

На территории Руси в XI-XII вв. образовались 13 наиболее крупных княжеств и феодальных республик: Новгородская и Псковская земли, Владимиро-Суздальское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Смоленское, Галицко-Волынское, Киевское, Переяславское, Черниговское, Тмутараканское, Муромское, Рязанское княжества. Внутри больших княжеств, в свою очередь, возникали более мелкие. Этот период в истории Древнерусского государства получил название «удельного». Удел (от старославянского «дел» - часть) - государственное образование на Руси XII-XVI вв. Удел - доля члена княжеского рода в княжестве. Разделение на уделы было впервые узаконено на съезде князей в Любече в 1097 г. Удельные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, имели собственный аппарат управления, войско, а с XIV в. - собственную монетную систему.

В условиях отсутствия политического единства, постоянных усобиц и борьбы за великокняжеский стол у каждого княжества были свои внешнеполитические интересы. Главными соперниками Галицко-Волынской Руси были Венгрия и Польша, правители которых неоднократно вмешивались в противостояние между князьями и боярством. Противниками Киевской, Переяславской, Муромо-Рязанской и Черниговской земель стали половцы. Для князей Владимиро-Суздальской Руси главными внешнеполитическими соперниками в Поволжье были волжские булгары. Князьям приходилось совершать походы на Булгарию, чтобы обеспечить защиту торговых интересов. В конце XII - первой половине XIII в. землям и княжествам северной Руси пришлось отражать наступление немецких рыцарей, шведских и датских феодалов. Ареной борьбы стала Прибалтика, где русские имели важные политические и экономические интересы.



Наиболее крупными землями периода феодальной раздробленности были: Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская боярская республика и Галицко-Волынская земля.

В середине XII в. Ростово-Суздальское княжество достаётся сыну Владимира Мономаха Юрию (1125-1157). За постоянное стремление расширить территорию княжества и подчинить себе Киев он получил прозвище « Долгорукий». В 1125 г. он перенёс столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль. К его правлению относится первое летописное упоминание о Москве. Здесь 4 апреля 1147 г. состоялись переговоры Юрия с черниговским князем Святославом. В то время как в Киевской Руси князья владели землёй сообща и передавали её по-старшинству, во Владимиро-Суздальском княжестве земли давались в вотчину от отца к сыновьям по наследству и делились поровну. Главной была княжеская власть. Заселение колонистами происходило по инициативе уже существующей здесь княжеской власти. С середины 80-х гг. XII в. титул великого князя перемещается из Киева в Северо-Восточную Русь, а сам Киев окончательно перестаёт считаться общерусским центром. Если Юрий Долгорукий был направлен из Киева, то позже жители Северо-Восточной Руси стали сами избирать себе князя путём вечевого решения, что свидетельствовало о полной независимости Ростовской земли от Киева.

Учитывая тот факт, что освоение земель Владимиро-Суздальского княжества происходило в форме княжеской колонизации, самодержавные тенденции здесь проявлялись в значительно большей степени, чем в других землях. Особенно отчётливо проявились они в правление Андрея Боголюбского (1157-1174). Стремясь усилить свою власть, этот князь делает своей опорой простых горожан и младших дружинников. Тем самым он добивался ослабления политического влияния боярства. Поскольку это влияние было особенно сильным в старых городах Северо-Восточной Руси - Ростове, Суздале, где прочно сохранялись и вечевые тенденции, Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества в сравнительно молодой город Владимир, основанный в 1108 г. Владимиром Мономахом. С этого периода княжество стало называться Владимирским. После перенесения во Владимир епископской кафедры город становится также и религиозным центром княжества. В городе были сооружены неприступные белокаменные Золотые ворота, построен величественный Успенский собор. Боголюбский был удачливым и храбрым полководцем. В 1169 г. его войска захватили и полностью разграбили Киев. Осенью 1170 г. Боголюбский заставил Новгород временно подчиниться своей власти. Жестокость и самовластие князя, его ссоры с церковными иерархами, военные предприятия вызывали недовольство его окружения. В 1174 г. был организован заговор, в результате которого Андрей Боголюбский был убит. Тенденции к централизации власти сохранялись во Владимиро-Суздальской земле и после убийства Андрея Боголюбского. Политику Андрея Боголюбского продолжил его брат Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). У него было много детей, отчего он и получил своё прозвище. Всеволод успешно воевал с Волжской Булгарией. В результате походов 1177, 1180, 1187, 1207 гг. он добился подчинения Рязанского княжества. Летописцы называли Всеволода «великим», князья - «господином». Владимирское княжество сохраняло первенство среди русских земель вплоть до монголо-татарского нашествия. В дальнейшем Северо-Восточная Русь послужила основой объединения всех русских земель вокруг Москвы.

Особым политическим устройством среди русских земель и княжеств выделялся Новгород. Новгородское княжество было удалено от Киева. Это привело к тому, что Новгород не являлся предметом княжеских распрей и сумел освободиться от давления князя и его дружины достаточно рано. Уже в начале XII в. Новгород начинает приглашать князей без согласования с киевским князем. Независимым княжеством Новгород стал в 1136 г. В ХП-ХШ вв. в состав Новгородской республики входил Псков, который стал стремиться к самостоятельности с середины XIII в. Его независимость была признана Новгородом в 1348 г. Высшим органом власти В Новгороде было вече. Его прерогативами были: принятие законов и правил; внешняя политика; приглашение и изгнание князей; выборы и смещения посадника и тысяцкого, а также суд над ними; выборы кандидата на пост архиепископа: принятие торговых правил; определение повинностей населения; распоряжение государственными новгородскими землями. Вече являлось также высшей судебной инстанцией для пригородов и частных лиц.

Князь в Новгороде был должностным лицом, призываемым на службу городу по решению веча. Функции новгородского князя были ограничены. Он был, главным образом, военачальником. Без согласия веча ему не позволялось начинать войну и самостоятельно вести дела внешней политики. Права и обязанности князей оговаривались в договоре, который заключался между князем и городом. Согласно договору князь не имел права проживать в самом Новгороде, иметь личную земельную собственность в пределах Новгородской земли, участвовать в торговле с немцами, нарушать торговые права жителей, назначать по своему усмотрению людей на административные должности.

Посадник вместе с князем руководил военными походами, участвовал во внешнеполитических акциях. Тысяцкий являлся главой налогового ведомства, а также представлял в городском управлении небоярское население Новгорода, участвовал в торговом суде. Текущее управление осуществлялось Советом господ, куда входили архиепископ, посадник, тысяцкий, князь, выборные представители от концов (районов) и улиц.

В течение многих веков Новгород оставался крупным торговым, политическим и военным центром на северо-западе России. Он был активным участником европейской торговли. В XIV в. на севере Германии образовался Ганзейский союз из ряда немецких городов, которые стремились сосредоточить в своих руках всю посредническую торговлю между Россией, Скандинавскими странами, Англией и Нидерландами. Новгород играл в этом союзе ведущую роль. Что касается политического устройства, то Новгород можно было сравнивать с городами-республиками Венецией и Генуей. Как и в Новгороде, в них господствовала купеческая олигархия в лице городского патрициата, а власть руководителя - дожа ограничивалась советами, состоявшими из представителей патрициата.

Галицко-Волынское княжество возникло в 1199 г. в результате объединения Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств. Важное политическое положение в Галицко-Волынском княжестве занимало боярство благодаря своему богатству. Феодальная аристократии располагала крупными вооружёнными контингентами, ядром которых были её многочисленные слуги. Земельные владения князей в Галицкой земле по своим размерам намного уступали боярским. Непокорность и агрессивность галицкого боярства были следствием тесных контактов с Венгрией и Польшей, которые не раз нападали на Галицкое и Волынское княжества и принимали активное участие в их внутриполитической жизни. В этих странах могущественная феодальная аристократия диктовала свою волю королям. По её примеру галицкое боярство также стремилось подчинить себе князей и сделать их орудием своей власти. Наибольшей расцвет княжества приходится на правление князя Даниила Романовича (1205-1264). Он смог побороть притязания боярства на власть, значительно расширил территорию княжества. В 1238 г. он посадил в Киеве своего наместника. В 1245 г. он разгромил черниговское, польское и венгерские войска под городом Ярославом. Даниил Романович поощрял строительство городов, ремесло и торговлю. От римского папы получил титул короля, но отказался принять католичество. В 1240-1241 гг. Галицко-Волынское княжество подверглось монгольскому разорению. В 1245 г. Даниил Романович вынужден был признать зависимость княжества от Золотой орды. В середине XIV в. Галицко-волынские земли были захвачены Великим княжеством Литовским и Польшей.

Эпоха политической раздробленности продолжалась до начала XVI в. В первый её период шло быстрое и всестороннее развитие русских земель и одновременно поиск ими путей развития. В ходе этого процесса формировались различные модели государств со своей спецификой социально-экономического и политического развития. Монголо-татарское нашествие в XIII в. прервало этот процесс.

Домонгольская Древняя Русь отличалась высоким уровнем материальной и духовной культуры. Во многом это было связано с объединением всех восточных славян в рамках единого государства, а также крещением Руси. Всему миру были известны изделия русских ремесленников, представляющих собой высокохудожественные образцы искусства: чеканка, чернь, эмаль, филигрань, зернь. Под влиянием Византии в конце X в. развивается каменное храмовое строительство, церковная живопись. Русские мастера взяли за основу крестово-купольную композицию, но внесли в неё элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность. Первые каменные храмы и Киеве появились во времена Владимира Святославича. В конце X в. в центре Киева была сооружена Десятинная церковь. Софийский собор в Новгороде, Спасский в Чернигове были построены в XI в. и отличаются величием, пышностью, богатством, торжественностью и обилием света.

Для русского изобразительного искусства того периода характерны мозаика и фрески (роспись по сырой штукатурке). Мозаика покрывала всю центральную часть Софийского собора в Киеве, построенного при Ярославе Мудром.

Во второй половине IX в. братья миссионеры Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который впоследствии был переработан в кириллицу. Так появилась славянская азбука. Представление об уровне знаний того времени могут дать своеобразные энциклопедии XI в. «Изборники» Святослава 1073 и 1076 гг., где помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам. На Руси любили и бережно хранили книги: их украшали миниатюрами, орнаментами, для них изготавливались драгоценные оклады.

Появление на Руси после принятия христианства литературы на славянском языке, с одной стороны, и становление государственной структуры - с другой, способствовали широкому распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты -письма на бересте разнообразного (преимущественно делового) содержания. Они обнаружены на раскопках в девяти древнерусских городах (основная масса в Новгороде, где естественные условия способствовали их лучшей сохранности). Авторами берестяных грамот были представители всех слоев древнерусского общества.

В XI - начале XII в. на Руси распространяется большое количество переводных сочинений как религиозного, так и светского содержания. В середине XI в. появляется «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. В этом произведении Илларион излагает по существу государственно-идеологическую концепцию Древней Руси, концепцию, которая повлияла на выработку мировоззрения других русских авторов XI в. В этом произведении содержалось идеологическое обоснование места Руси в мировой истории, определялась роль киевской великокняжеской власти в системе мировой государственности, её значение для русских земель.

Важнейшее место в древнерусской литературе занимает жанр летописи. Первым летописным сводом является так называемый Начальный свод конца XI в. В начале XIII в. в Киево-Печерском монастыре создаётся выдающееся произведение средневековой литературы - «Повесть временных лет». В ней разворачивается широкое полотно русской истории, которая рассматривается как часть истории славянской, а позднее - как часть истории всемирной.

В отличие от культуры западноевропейского правящего сословия, которая складывалась в рамках синтеза германских и римских порядков, элитарная культура у восточных славян сложилась на византийско-православной традиции, что составило основу политической культуры российского государства.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Сравните государство на Востоке и античной цивилизации. Какие
их главные отличия?

2. Можно ли охарактеризовать Древнюю Русь как «варварское ко­ролевство»?

3. Какие факторы обусловили возникновение государственности у восточных славян?

4. Какие функции осуществлял князь, совершая полюдье?

5. Феодальная раздробленность на Руси и на Западе: общее и осо­бенное.

6. Чем отличался ранний феодализм в западноевропейских варвар­
ских государствах от раннего древнерусского феодализма?

7. Какое влияние оказывала Византия на развитие Древней Руси?

8. Как изменилась культура, быт славян после принятия христиан­ства?

9. Почему в XI в. усилились тенденции к обособлению отдельных княжеств?

10. Какие племена и этнические общности населяли Восточно-Европейскую равнину в 1 тыс. н. э.?

11. Какое воздействие на общественное устройство восточных сла­
вян оказало Великое переселение народов?

В двенадцатом веке произошел распад Киевской Руси на отдельные, независимые друг от друга княжества, однако формально единое государство еще продолжало существовать вплоть до периода татаро-монгольского нашествия. Время с 12 по 16 века принято считать периодом политической Руси.

Политическая раздробленность Руси: предпосылки

Среди современных историков до сих пор ведутся дебаты о том, что же стало истинной причиной разделения единого крепкого государства на несколько более мелких и разрозненных. Считается, что первостепенную роль в историческом процессе сыграло появление местного боярства. Князья, правящие отдельными русскими землями, не хотели больше делиться доходами с Киевским князем, местному боярству же, как никогда нужна была сильная власть на местах, поэтому оно активно поддерживало их позицию.

Кроме того, на рубеже 11-12 столетий складывается система производства товаров всеобщего потребления, структурной единицей которой становится отдельная вотчина. Со временем такие вотчины, имеющиеся в разных уголках страны, начинают производство продуктов только для собственного потребления, но никак не на продажу. В результате товарный обмен между землями единого государства практически прекращается. Каждая территория, находящаяся под управлением отдельного князя, становится полностью автономной и имеет возможность благополучного существования без поддержки соседних земель.

Развитие пашенного земледелия привели к усилению власти дружинников на местах. Постепенно дружинники превращаются в землевладельцев, заинтересованных в том, чтобы их владения стали полностью независимы от общегосударственных законов. В связи с этим получает развитие система так называемых иммунитетов, в соответствии с которой бояре-землевладельцы получали полную независимость от Великого князя, становились полноправными хозяевами своих владений, имели право на установление определенных законов на их территории. Отсюда напрашивается вывод, что политическая раздробленность Руси явилась следствием развития частного землевладения и перехода дружинников к оседлому образу жизни. К середине 12 столетия на основе существующего еще несколько десятков лет назад единого государства складывается около пятнадцати самостоятельных княжеств. Число независимых от Киева земель растет с огромной скоростью и к достигает двухсот пятидесяти. Крупнейшими государственными образованиями этого периода времени становятся Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества. Каждое такое княжество является полностью самостоятельным и независимым от других, имеет свою денежную единицу, отдельное войско и т.п. Отношения между главами всех земель регулируются на основе соглашений и традиций. если и ведутся, то очень редко, в основе их - желание расширить свои земли за счет территорий соседнего княжества.

Политическая раздробленность Руси: последствия

Главными последствиями политической раздробленности Киевской Руси стали:

  • освоение новых земель для выращивания зерна, развитие крестьянского хозяйства;
  • усиление власти церкви, ее влияние на культурную жизнь страны;
  • складывание четкой системы феодальной иерархии.

Развитие сельского хозяйства, стремительный рост городов, выход отдельных на внешнеполитическую арену, развитие архитектуры, летописания - таковы последствия феодальной раздробленности Руси. Кроме того, полный политический распад государства так и не состоялся. Власть Киевских князей существовала всегда, пусть и весьма призрачно. Православная вера на протяжении всего периода раздробленности объединяла людей всех русских княжеств, руководство всей церковной организации находилось в руках Киевского митрополита. Перед внешней опасностью Киевский князь выступал как единый защитник русского государства. Политическая раздробленность Руси стала важным этапом развития государства на пути к его будущей централизации, политическому и экономическому взлету.