Нужно вставить пропущенные буквы и знаки препинания

Автор
сценария В главных
ролях Оператор

Вилен Калюта

Композитор Кинокомпания

киностудия имени А. П. Довженко

Страна

СССР

Год IMDb Выход фильма «Храни меня, мой талисман»

«Храни меня, мой талисман» - художественный фильм Романа Балаяна, снятый на киностудии им. А. П. Довженко к 150-летию со дня смерти А. С. Пушкина .

Сюжет

Журналист Алексей Дмитриев вместе со своей женой Татьяной приезжает в Болдино , чтобы сделать репортаж о празднествах, посвящённых А. С. Пушкину, которые проходят здесь каждую осень. Они останавливаются в доме Дмитрия, их друга и директора музея в Болдине. Алексей берёт интервью у режиссёра пантомимы, разыгрываемой в болдинском парке, у Михаила Козакова , который искренне беспокоится о Болдине, у Булата Окуджавы , записывает старинные песнопения.

За Алексеем и его женой неотступно следует некий молодой человек - Анатолий Климов. Он специально сталкивается с ними на мосту, чтобы заговорить с Алексеем о Дантесе , к которому явно питает симпатию. Он вспоминает о донжуанском списке Пушкина, о том, что тот мог оказаться на месте Дантеса, если бы Воронцов , в чью жену Пушкин был влюблён, вызвал бы его на дуэль. Алексей понимает, куда клонит молодой человек, он вспоминает, как Вяземский сокрушался о потере записок Байрона , а Пушкин ответил на это: «чёрт с ними, народ с жадностью читает исповеди, потому что подлости своей радуется - он мал как мы, он мерзок как мы. Врёте. Он мал и мерзок, но не так, как вы. Иначе».

Александр Збруев и Олег Янковский в фильме

Через некоторое время Климов вновь якобы случайно встречается с Алексеем и его женой, чтобы извиниться и познакомиться с ними. Алексея начинает раздражать назойливость Климова, но он поддерживает тему разговора и продолжает свою мысль, начатую при первой встрече с Климовым - Пушкин не мог бы оказаться на месте Дантеса, даже если бы Воронцов вызвал бы его на дуэль, а не писал реляции в Петербург. У Пушкина было несколько дуэлей, но он даже никого не ранил. Алексей предлагает Климову дать почитать книгу о Пушкине и приглашает его зайти за ней к ним в дом, где они остановились с женой.

Вечером в доме Дмитрия собираются гости: Алексей, его жена, Булат Окуджава, Михаил Козаков. Приходит и Климов. Они спорят о Пушкине, о том, как отобразить жизнь великого человека на экране. Пока они спорят, Климов приглашает Таню потанцевать. На следующий день Алексей уезжает в город, чтобы поговорить с нужными людьми в обкоме о финансировании музея в Болдине.

Вернувшись из города, Алексей вдруг обнаруживает свою жену Татьяну в комнате с Климовым. Татьяна в растерянности, она пытается объяснить что-то мужу. Но он неожиданно говорит Климову, что вызывает его на дуэль. Климов воспринимает это как шутку, но решает её поддержать. Вечером Алексей возвращается домой с перепачканным лицом и говорит жене, что убил человека. Она в ужасе зовёт Дмитрия, и тот советует Алексею пойти в милицию и во всём признаться. Затем Таня сбивчиво рассказывает, что на самом деле произошло между ней и Климовым.

Далее показана сцена, в которой Алексей и Климов идут по болоту к месту дуэли. Затем Алексей долго целится в Климова (который дурачится под дулом ружья, зная, что его противник не выстрелит) и во время этого падает без сознания.

В финале Дмитрий обнаруживает все патроны от ружья и понимает, что выстрела не было и никто не убит. Он рассказывает об этом Тане и приходит к Алексею, пытаясь понять, зачем он всё это устроил. После его ухода появляется Таня, обнимает лежащего Алексея, гладит его и снова и снова повторяет слова любви.

Роман Балаян о фильме :

В «Талисмане» я обратился к герою, который уже определился. Результат - по сравнению с Макаровым - оказался ещё драматичнее. Герой «Полётов », переживая кризис, себя не обманывал. А в «Талисмане» он вдруг заново посмотрел на себя. Первоначально, ещё в заявке Рустама Ибрагимбекова, были убитый человек, милиция, следствие. Мне реальная дуэль мешала. Но несостоявшаяся, как в фильме, нужна была мне для того, чтобы ещё раз возвеличить гениального человека, который гениально жил. Может быть, моя попытка наивна, впрочем, и её я не стыжусь. Я был поражён, когда на обсуждении «Талисмана» один критик, да ещё женщина, сказала: «Здесь герой празднует труса». Боже мой, мы показали мучения человека, который идёт не убивать, а умирать. Сомнения Алексея коснулись всех его представлений о себе. В нём вдруг как бы всё «село», пошатнулось. Не мог же он себя убить! Вот и вылетела эта дурацкая фраза: «Я вызываю вас на дуэль». То была игра с самим собой, и он бросил жребий. Критики, правда, решили, что он либо дурак, либо трус .

В ролях

  • Олег Янковский - Алексей Петрович Дмитриев, журналист
  • Татьяна Друбич - Таня, жена Алексея
  • Александр Абдулов - Анатолий Евгеньевич Климов
  • Александр Збруев - Дмитрий, директор музея в Болдино
  • Булат Окуджава - в качестве себя
  • Михаил Козаков - в качестве себя
  • Александр Адабашьян - французский турист
  • Елена Бризинская
  • Ольга Василенко
  • Галина Долгозвяга
  • Михаил Пекерман
  • Оксана Полищук
  • Светлана Пронько
  • Алла Савченко
  • Борис Таратута

Съёмочная группа

  • Сценарий: Рустам Ибрагимбеков
  • Режиссёр: Роман Балаян
  • Композитор: Вадим Храпачёв
  • Оператор: Вилен Калюта
  • Монтаж: Елена Лукашенко
  • Художник: Алексей Левченко
  • Художник по костюмам: Инна Быченкова
  • Звукорежиссёр: Людмила Любенская
  • Монтаж: Е. Лукашенко
  • Костюмер: И. Быченкова
  • Комбинированные съёмки:
оператор: А. Пастухов художник: В. Цырлин
  • Главный научный консультант: И. Размашкина
  • Директор картины: Михаил Костюковский

Дополнительная информация

  • В фильме звучат песни Булата Окуджавы «Былое нельзя воротить» и «На фоне Пушкина снимается семейство» в исполнении автора.
  • В фильме принимал участие государственный симфонический оркестр УССР , дирижёр - Ф. Глущенко.

Примечания

Ссылки

  • Аннотация к фильму на «Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Храни меня, мой талисман" в других словарях:

    - «ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН», СССР, киностудия им. А. Довженко, 1986, цв., 74 мин. Психологическая драма. Слишком странной и желчной показалась критике своего времени эта картина Романа Балаяна, привыкшей к деликатной манере режиссера. Место… … Энциклопедия кино

    Храни меня, мой талисман Жанр мелодрама Режиссёр Роман Балаян В главных ролях Олег Янковский Татьяна Друбич Страна СССР Год … Википедия

    Храни меня, мой талисман Храни меня, мой талисман Жан … Википедия

    Ню, нишь; несов., перех. (сов. сохранить). 1. Беречь, заботиться о сохранении чего л., не давать утратиться, исчезнуть. Хранить письма близких. □ Расстались мы, но твой портрет Я на груди моей храню. Лермонтов, Расстались мы… [Шипучин:] Этот ваш… … Малый академический словарь

    талисман - а, м. Предмет, обладающий, по мнению суеверных людей, чудодейственной способностью предохранять от опасностей и болезней и приносить удачу во всех начинаниях (перстень, медальон, ладанка и т. п). В уединенье чуждых стран, на лоне скучного покоя,… … Популярный словарь русского языка

    талисман - а, м. Предмет, который, по суеверным представлениям, наделен способностью приносить его владельцу счастье, удачу, избавлять от опасности, беды. Храни меня, мой талисман. // Пушкин. Стихотворения //; Ну, теперь я взрослый, талисман не… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Литераторы связывают произведение «Храни меня, мой талисман» с Воронцовой Елизаветой Ксаверьевной. Точная дата написания остается не известной. Приблизительно в промежуток с августа 1824 года по первую половину 1825 года.

Речь в стихотворении идет о золотом перстне с сердоликом, который Воронцова подарила Пушкину перед его ссылкой в Михайловское. Княгиня верила в магическую силу камня. Сам Пушкин, склонный к суевериям и мистицизму, дорожил подарком, считая его своим оберегом. Этот период был непростым в жизни поэта: запертый в ссылке, находящийся под слежкой, гонимый властью, он даже помышлял о бегстве из России. Перстень был для него напоминанием о светлых чувствах, наделял силой и надеждой.

Пушкин запечатывал перстнем свои письма. На кольце была арабская надпись, содержания которой поэт не знал. Только в 1887 году профессор Хвольсон перевел загадочный текст: «Симха, сын почетного рабби Иосифа, да благословенна его память».

Пушкин не снимал с руки перстня. Но талисман не смог защитить гения во время дуэли. Умирая, поэт завещал его другу – Жуковскому. Он и снял кольцо с пальца умершего. Сын Жуковского после смерти отца передал украшение Тургеневу, который завещал его Толстому. Но Полина Виардо, нарушив завет писателя, передала кольцо в пушкинский музей, где в 1917 году он был украден работником музея и продан старьевщику за копейки. Место нахождения талисмана неизвестно до сих пор. Теперь рассмотреть талисман можно только на некоторых портретах Пушкина.

Стих написан любимым поэтом четырехстопным ямбом, когда ударение попадает на второй слог. Автор использует кольцевую рифму, когда перекликаются первая и четвертая строки в строфе. Это придает стиху «Храни меня, мой талисман» напевность и лиричность.

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи -
Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, -
Храни меня, мой талисман.

В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

Анализ стихотворения «Храни меня мой, талисман» Пушкина

Стихотворение «Храни меня, мой талисман» написано Пушкиным одним из первых после переезда из Одессы в с. Михайловское. Оно посвящено драгоценному перстню, который был подарен поэту Е. Воронцовой. Известно еще два стихотворения, в которых упоминается об этом подарке: и . У Пушкина был бурный роман с Е. Воронцовой. Считается, что именно обманутый муж (новороссийский генерал-губернатор) настоял на переводе поэта в центральную Россию. Пушкин очень дорожил перстнем и не расставался с ним до самой смерти.

В Одессе любовники не скрывали своих отношений, но после громкого скандала и отъезда Пушкина они уничтожали свою любовную переписку. Талисман оставался единственным напоминанием о Воронцовой для поэта. В стихотворении он никак не намекает на имя возлюбленной, но близкие друзья, безусловно, догадывались, о ком идет речь. Пушкин вспоминает, что получил подарок «во дни раскаянья, волненья». Возможно, женщина подарила поэту перстень сразу же после известия о предстоящей разлуке.

Пушкин не был прощен, наоборот, его перевод был свидетельством продолжающейся опалы. Южная ссылка показала, что поэт обладает непокорным нравом. Даже находясь под подозрением, он продолжал писать «непозволительные стихи», эпиграммы и даже умудрился завести роман с женой самого генерал-губернатора. Ссылка в Михайловское должна была изолировать Пушкина от дворянского общества, напомнить ему о всемогуществе царской власти. Поэт понимает, что опасность не миновала и может вновь его настигнуть («грозою грянут тучи»). Пушкин намекает и о своем планируемом бегстве за границу («в уединенье чуждых стран»).

Поэт обещает свято хранить подарок и никогда не расставаться с ним. Он считает, что талисман будет всегда оберегать его от бед и несчастий. Роман с Воронцовой Пушкин воспринимает как «сладостный обман», который исчез так же быстро, как и возник. Он понимает, что продолжение отношений практически невозможно, поэтому прощается с надеждами и желаниями. Талисман будет залогом его душевного спокойствия.

Позднее в стихотворении «Талисман» Пушкин подробнее описывает обстоятельства, при которых он был получен. Воронцова подарила его в знак сохранения верности, а не в целях защиты от неудач. Вероятно, в первые дни после расставания чувство любви Пушкина было более сильным, поэтому он приписывал перстню волшебные свойства. Постепенно это чувство угасало, и талисман стал просто напоминанием о дорогом, но уже прошедшем, романе.

«Храни меня, мой талисман…» Александр Пушкин

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи —
Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

Анализ стихотворения Пушкина «Храни меня, мой талисман…»

Стихотворение «Храни меня, мой талисман…» принято связывать с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. С ней Пушкин познакомился во время пребывания в Одессе. Ее портреты долгое время украшали поля рукописей поэта. Под имением «Элиза» фигурирует она в так называемом донжуанском списке, составленном Александром Сергеевичем в 1829 году. Перед отъездом Пушкина из Одессы Воронцова преподнесла ему подарок – перстень, сделанный из золота и украшенный крупным сердоликом. На камне была вырезана надпись на древнееврейском языке. Александр Сергеевич очень перстнем дорожил, верил в его чудодейственную силу. После смерти поэта кольцо перешло к Жуковскому. Именно Василий Андреевич снял его с руки убитого на дуэли Пушкина. Среди других владельцев драгоценности – Тургенев и Виардо. В 1917 году перстень был украден из Пушкинского музея. Местонахождение его до сих пор не выяснено.

«Храни меня, мой талисман…» — первое стихотворение, созданное в Михайловском среди тех, что посвящены Воронцовой. Точная дата его написания неизвестна. Литературоведы указывают на промежуток от августа 1824 до первой половины 1825. В любом случае – это был сложный жизненный период для поэта, что видно по минорной тональности произведения, по царящей в нем атмосфере беспросветного горя. В то время Александр Сергеевич всерьез думал о бегстве с родины, где власти периодически подвергали его гоненьям. Вот только Пушкин прекрасно понимал, что отъезд из Российской империи повлечет за собой тотальное одиночество («в уединеньи чуждых стран»). Лирический герой предчувствует страшные кары («когда подымет океан вокруг меня валы ревучи, когда грозою грянут тучи»). В качестве варианта наказания он рассматривает испытания бездействием («на лоне скучного покоя»). Ближе к финалу стихотворения упоминается расставание с дорогой сердцу женщиной.

И только талисман способен уберечь лирического героя от невзгод. Под ним имеется в виду как раз перстень, подаренный Пушкину Воронцовой. С помощью этого кольца Александр Сергеевич запечатывал свои письма. Драгоценность можно рассмотреть как минимум на двух портретах поэта. Один из них принадлежит кисти Василия Андреевича Тропинина, второй – Карла Петера Мазера. Упоминания о кольце встречается и в других стихотворениях Пушкина – « » («уж перстня верного утратя впечатленье») и «Талисман» («сохрани мой талисман, в нем таинственная сила»).