Методика зайцева обучение чтению кубики как собрать. Проект «Обучение чтению детей по кубикам Н. А. Зайцева. Видео: обучение математике по методу Зайцева

Как появились кубики Зайцева

Николай Зайцев родился и вырос в семье сельских учителей и в выборе специальности не сомневался: после школы поступил на филологический факультет педагогического университета им. Герцена. На пятом курсе был направлен переводчиком в Индонезию. Там Николай Александрович начал преподавать русский язык как иностранный. Это событие и стало отправной точкой в создании его уникальной системы обучения чтению и письму. Одному из самых трудных языков мира - русскому - нужно было научить в кратчайшие сроки. Учениками были взрослые, уже отвыкшие учиться люди - офицеры. Такая задача казалась непосильной, но Зайцев справился блестяще. Он на ходу изобретал новые методы, придумывал оригинальные таблицы, пытался проникнуть в суть языка, чтобы - по выражению самого Зайцева - "научиться передавать ее другим".

Успех вдохновил молодого педагога на разработку собственной системы преподавания. Системы, которая учитывает психологические особенности восприятия русского языка, избавлена от ненужных условностей и громоздких правил, наглядна. Свой метод обучения русскому языку Зайцев начал тестировать в средних классах школ. Результат теста был удручающим: Николай Александрович столкнулся с тем, что ученики совершенно не понимали родной язык, предпочитали зазубривать правила, а не вникать в них. Дети, конечно, были не виноваты. Ведь они привыкли так учиться.

Тогда Зайцев обратился к дошкольникам, в том числе к самым маленьким - детям от полутора лет. Методики были адаптированы для малышей - обучение сводилось к играм. И тут педагога ожидал успех. Его изобретение - кубики - назвали "звенящим чудом". Дети, с трудом осваивающие грамоту, начинали читать буквально через несколько занятий. Методика так зарекомендовала себя, что ряд школ решился полностью перейти на обучение по Зайцеву.

Нам не нужна азбука

Понаблюдав за детьми, за тем, как они постигают грамоту, Николай Зайцев пришел к следующим выводам.

Распространенное явление: мама купила азбуку, ребенок выучил буквы, а читать не может. Слова у него не клеятся.

"Азбука вредна", - утверждает Николай Александрович. В азбуке на каждую букву дана картинка: А - аист, Б - бегемот и т.д. Малыш запомнит и букву, и картинку, но как потом объяснить ему, что зебра - аист - ящерица - цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово "заяц". И даже если ребенок учил буквы не по азбуке, что усложняет запоминание названий букв, ему все равно сложно сразу сообразить, что Б и А превращаются в слог БА. Именно поэтому учителя вынуждены идти на разные ухищрения, чтобы показать, как две буквы сливаются в слог.

В русском языке в состав слога может входить от 1 до 10 букв. Встретится в тексте такая фамилия, как Пфельдрт или Мкртчян, - не сразу прочтешь, а ведь слог-то один. Конечно, такие сложные слова малышу читать не нужно, но даже простое, состоящее из одного слога слово "всплеск" вызовет у читающего по слогам ребенка определенные трудности.

3. Человек сначала учится писать, а потом читать.

Ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и взрослому при изучении нового языка. При условии, конечно, что под письмом мы понимаем не "шкрябание ручкой в тетради", а превращение звуков в знаки, а под чтением, соответственно, превращение знаков в звуки. Поэтому если вы когда-нибудь пытались научить ребенка узнавать самые родные слова и писали на асфальте или на бумаге "мама", "папа", "бабушка", "дедушка", "Саша", а потом спрашивали: "Где папа? А где бабушка? А где твое имя?", то ребенок не читал, а именно писал. Ваши звуки превращал в вами же написанные знаки.

Альтернатива слогам - склады

Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.

Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д. Складовой принцип чтения - основа зайцевского метода обучения детей чтению.

Почему именно склад?

"Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, - поясняет Николай Александрович. - За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть". Наши предки чувствовали это и ставили "ять" в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Произнесите, например, слово: "о-а-зис", держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед "о" и перед "а", или по терминологии Зайцева - "мускульное усилие речевого аппарата". Это самое усилие и есть склад.

Склады на кубиках

Склады малыш видит не в книге, не на карточках, а на кубиках. Это принципиальный момент системы Зайцева.

Почему кубики?

Чтение требует работы аналитического мышления (буквы - абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе. Поэтому-то мы и наши родители именно в этом возрасте начинали учиться читать.

Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать. Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

Кубики Зайцева. Какие бывают кубики

Каждый родитель хочет, чтобы именно его ребенок стал вундеркиндом (или хотя бы просто способным и умным). Для организации помощи взрослым существует множество методик для обучения ребенка чтению и письму, чтению и математике. Это системы Марии Монтессори, Гленна Домана и многих других. Особое место здесь занимают кубики Зайцева - методика обучения чтению с самого раннего возраста.

Особенности методики

Буквально с каждым днем кубики Зайцева приобретают все больше последователей. В чем уникальная особенность данной методики? Почему дети, еда вышедшие из грудного возраста, начинают читать самостоятельно буквально после нескольких занятий?

Методика обучения чтению Н.А.Зайцева подразумевает чтение по складам. За одну единицу здесь принимается не буква, как принято в обычных методиках обучения, а именно склад. Он представляет собой естественное усилие, которое производит при произношении. Т.к. склад является естественным усилием, произносить его не составит труда ребенку практически любого возраста.

На основе чтения по складам и разработана такая методика обучения, как кубики Зайцева. Они представляют собой целое учебное пособие, способствующее гармоничному развитию личности ребенка.

Кубики Зайцева - это и обучение чтению, и общее развитие, и развитие логического мышления, и логопедические упражнения. Многие мамы уверены, что их дети, занимающиеся по данной методике, в будущем добьются очень многого.

Великий педагог Николай Александрович Зайцев

Практически каждый взрослый слышал такое словосочетание, как «кубики Зайцева». Методика обучения чтению на основе складов с каждым днем завоевывает все больше последователей. Однако мало кто знает, кто же стал автором уникальной методики.

Николай Александрович Зайцев - великий российский педагог-новатор. Рожденный в семье педагогов, с раннего детства он мечтал дарить знания детям.

Идея создания особой методики обучения чтению у него зародилась еще в годы студенчества, когда будущий педагог для прохождения преддипломной практики был распределен в Индонезию. Там ему предстояло учить основам и особенностям русского языка местное население.

Основы своих разработок Николай Александрович стал применять во время работы в школе. Постепенно свои труды он внедрял в детские сады.

Когда эффективность созданных педагогом методик была подтверждена несколькими поколениями детей, на свет появились знаменитые кубики Зайцева, методика обучения по которым принципиально отличалось от общепринятой.

Уникальной авторской методике уже более 20 лет. Однако педагог-новатор не стоит на месте. Он улучшает кубики Зайцева. Методика обучения по ним постоянно совершенствуется. На сегодняшний день создано большое количество дополнительных методик и игровых упражнений, в основе которых лежат занятия по таким необычным кубикам.

Как выглядят кубики Зайцева?

Что такое кубик? Одна из самых любимых детских игрушек. Каждый из нас может вспомнить, с какой радостью в далеком детстве складывал с их помощью замки и башни. Зная, как дети любят подобные игры, автор при создании своей методики взял за основу именно обычные детские кубики.

Однако они совсем не похожи на привычные нам. На каждой из их граней изображены склады. Что они представляют собой?

Склады могут состоять:

  • Из одной буквы.
  • Из двух букв (согласная - гласная).
  • Из двух букв (согласная - мягкий знак).
  • Из двух букв (согласная - твердый знак).

Кроме того, все кубики окрашены в разные цвета. Это помогает детям быстрее понять принципы чтения:

  • Кубики золотистого цвета с В методике Зайцева они имеют название «золотые».
  • Серые кубики - склады со звонким звучанием. Так называемые «железные» кубики.
  • Коричневые кубики - глухой склад, «деревянные» кубики.
  • Кубики белого и зеленого цветов - знаки препинания.

Чтение по кубикам Зайцева развивает и тактильные ощущения детей, музыкальные способности, способствует развитию органов слуха. Чтобы этого добиться, к каждому виду добавлено определенное содержимое. Они не пустотелые, как привычные кубики. Благодаря своему содержимому, они имеют определенное звучание.

Кубики Зайцева могут быть наполнены:

  • деревянными палочками;
  • колокольчиками;
  • камушками;
  • песком;
  • мелкими металлическими предметами;
  • крышками;
  • пробками.

Благодаря своему наполнению кубики также различают и по весу.

Каждый ребенок с самого начала занятий буквально влюбляется в кубики Зайцева. Методика обучения по ним представляет собой не привычную учебную деятельность, а игровую. В процессе игры дети незаметно переходят от просматривания кубиков к самостоятельному чтению.

Для ускорения процесса обучения для каждого кубика был разработан собственный размер.

  • Сдвоенные кубики имеют большой размер. Они представляют собой твердые склады.
  • На кубиках стандартного размера изображены мягкие склады.

На что оказывает влияние методика Зайцева?

Благодаря уникальной структуре, цвету и размеров кубиков, разработанная методика способствует не только обучению чтению детей любого возраста, но и влияет на их всестороннее развитие.

Занятия по кубикам Зайцева затрагивают следующие сферы:

  • зрительную;
  • слуховую;
  • тактильную.

Кроме того, во время занятий по методике Зайцева происходит музыкальное, физическое, эмоциональное развитие детей.

Как заниматься по методике Зайцева?

Во время занятий дети не сидят за партами, как в школе. Они бегают, прыгают, танцуют, лежат, играют. Благодаря свободе действий игра им не надоедает.

Для организации процесса обучения используются не только кубики. В состав методического оборудования также входят и таблицы, где отображены все склады. Во время занятий таблицы находятся перед глазами у детей. Это способствует повышению эффективности обучения.

С какого возраста можно начинать занятия?

Автор рекомендует знакомить детей со своей методикой как можно раньше. Малыши до двух лет могут просто играть с кубиками, изучать склады на гранях. Так ребенок будет подготовлен к процессу чтения в более старшем возрасте.

Оптимальный период для начала занятий - время, когда ребенок начинает самостоятельно разговаривать. Обычно это происходит к 2 годам. В этот период ребенок готов начать обучение.

Если малыш начинает заниматься по методике Зайцева в возрасте до трех лет, то самостоятельно читать он сможет примерно через полгода. Данный период считается наиболее благоприятным для обучения чтению, т.к. происходит одновременное развитие речевого аппарата ребенка и закладываются основы обучения чтению.

Занятия с детьми 4 лет принесут положительные результаты после проведения 16-20 "уроков".

Дети в возрасте от 5 до 6 лет научатся самостоятельно читать за 5-8 занятий. Этот возрастной период также считается одним из наиболее благоприятных для начала обучения чтению, т.к. уровень умственного развития ребенка наиболее способствует началу занятий.

Если ребенок стал заниматься по методике Зайцева в 6 лет, для начала самостоятельного чтения ему потребуется всего лишь 5-6 занятий.

Учимся играя

Кому из детей нравится постоянно учиться? Основной род деятельности для дошкольного возраста - игра. Поэтому занятия по кубикам также должны быть построены в форме игры.

Какие существуют игры с кубиками Зайцева? На сегодняшний день разработано множество данных методик. Рассмотрим наиболее популярные типы заданий, основанных на игровой деятельности:

  1. Веселый паровоз. Составляем из понравившихся кубиков с гласными складами паровозик. Чтобы он начал «движение по рельсам», склады на гранях кубиков необходимо пропеть.
  2. Колобок. Бросаем кубик - «колобок» в какую-либо часть комнаты. Ребенок догоняет «колобок» и читает склад на верхней его грани.
  3. Найдем пары. Для игры потребуются кубики и таблицы. Выбираем любой кубик. Читаем склад на его верхней грани. Находим такой же склад в таблице.
  4. Голоса животных. Вспоминаем, какие звуки произносят домашние животные (кошка, собака, корова и т.д.). Ребенок должен найти кубики со складами, соответствующими голосам животных (мяу, му, ав и т.п.).

Что говорят родители?

Эффективность использования кубиков Зайцева доказана временем. На протяжении 2 десятилетий растет число последователей уникальной методики.

А что говорят родители про кубики Зайцева? Отзывы взрослых, чьи по данной методике:

  • За период обучения по методике Зайцева дети буквально влюбляются в процесс чтения.
  • Гармоничное развитие детей в области обучения, воспитания, искусства.
  • Занятия по кубикам Зайцева учат ребятишек не только чтению. Они их дисциплинируют, развивают заставляют мыслить критически.
  • Процесс обучения достаточно легкий. В процессе игры дети даже не замечают, как переходят к самостоятельному чтению.

Однако не все родители хвалят и одобряют кубики Зайцева. Отзывы взрослых, когда обучение не дало результатов:

  • Многие дети не усваивают суть чтения по складам.
  • После обучения по кубикам Зайцева детям сложно перейти на слоговое чтение.
  • При индивидуальных занятиях по данной методике у ребенка могут возникнуть трудности с пониманием принципов чтения. Коллективная методика обучению более приемлема.

Чтение - основа для гармоничного развития человека в детском возрасте. Занятия с детьми по методике Зайцева - наиболее короткий и естественный путь к миру букв. Кубики Зайцева - настоящий кладезь мудрости, доступный каждому.

Немало родителей, уделяющих внимание развитию детей, положительно отзываются об оригинальной обучающей методике, известной под названием «Кубики Зайцева». Наверняка многие слышали об уникальной авторской разработке талантливого педагога из Санкт-Петербурга Николая Александровича Зайцева, но не все знают, в чём же секрет эффективности необычных предметов.

Кубики Зайцева научат быстро читать деток возрастом от двух лет. Во время занятий сочетается игра с обучением, малыш не только видит склады, но и слышит их. Золотые, деревянные, железные, большие/маленькие кубики разных цветов и размеров, оригинальные таблицы плюс музыкальное сопровождение превращают обучение чтению из нудного, тяжёлого процесса в интересное, увлекательное занятие.

Кубики Зайцева: что это такое

Набор для развивающих занятий состоит из следующих элементов:

  • кубики – 52 единицы. Среди них 7 повторяющихся со слогами, которые малыши часто используют для простых, первых слов (ПА, ДЯ, МА);
  • изделия разного цвета, большие/маленькие, двойные/одинарные;
  • разновидности: золотые, деревянно-золотые, железно-золотые;
  • белый кубик со знаками препинания;
  • маленькие изделия с изображением мягких складов (ЛЯ), большие – твёрдых (ЛА);
  • гласные, согласные буквы, мягкий, твёрдый знак обозначены разными цветами;
  • в комплекте есть несколько таблиц, образцы складовых картинок, игровое поле;
  • диск с пропевками для определённых игр и занятий;
  • пособие (книжечка) для родителей, учителей, воспитателей дошкольных учреждений с описанием методики, правилами выполнения упражнений. Каждый урок подробно расписан. Например, на первом занятии детки рассматривают кубики, просто играют с ними, изучают каждую группу элементов по звучанию, цвету, размеру.

Особенности кубиков:

  • железно-золотые – склады с мягким знаком;
  • железно-деревянные – склады с твёрдым знаком;
  • золотые – изображены гласные;
  • железные – звонкие склады;
  • деревянные – приглушённые склады.

Уникальное пособие позволяет деткам правильно читать, говорить, писать уже через несколько занятий. В 4–5 лет дошкольник читает через пять-шесть занятий по полчаса, в 6–7 лет – через три-четыре занятия. Для успешных занятий важно разобраться с методикой, почитать пособие, посмотреть видео инструкцию в интернете. От родителей требуется желание, терпение, понимание принципов обучения. Важно оборудовать учебный уголок: в разложенном виде элементы занимают определённое место.

Суть методики:

  • талантливый педагог Н.А.Зайцев отразил в своём творении идею, что элементарная частица речи – это не буква, а склад;
  • идея проста – нужно показать, вместо того, чтобы долго рассказывать. Дети видят кубики, интересуются, что это такое, играют, затем начинается обучение. Происходит плавный переход от конкретно-образного через наглядность и действие к словесно-логическому;
  • на гранях знаменитых развивающих элементов написаны склады и отдельные буквы (ПА, ЛЯ, КУ, ЛЬ, С и так далее);
  • пары «Согласная + гласная», «Согласная + Ъ или Ь», склад из одной буквы;
  • ребёнок начинает говорить, он произносит слоги, а не отдельные буквы. Эту особенность использовал Н.А.Зайцев;
  • детки хорошо запоминают склады, достаточно быстро составляют слова из нескольких складов;
  • ускорить обучение, придать больше веселья, внести игровые элементы помогает пропевание цепочек, блоков из складов;
  • для удобства в комплекте идут таблицы, складовые картинки – образцы, по которым ребёнок легко составит слово;
  • регулярные занятия помогают деткам разного возраста и степени подготовленности быстро научиться читать, писать диктанты, выучить буквы.

Совет! Для максимальной эффективности важно поддерживать одну обучающую среду дома и в дошкольном учреждении. Таблицы должны быть развешаны на стенах, кубики располагаться на длинной стенке чуть выше уровня глаз. Идеальный вариант – двойная полочка для кубиков. Такое расположение дидактического материала позволяет всегда держать элементы в рабочем состоянии, не захламлять помещение, поддерживать порядок в детской.

Преимущества

Педагоги и родители выделяют немало положительных моментов:

  • ребёнок не только слышит склады, но и видит их. Образная память помогает обучению;
  • малышу интересно: разные цвета, вес, необычное звучание интригуют, любопытство берёт верх;
  • невозможно ошибиться в написании слова: в наборе нет «неправильной» детали «ЧЯ», «ЖЫ», есть только «ЧА», ЖИ». С первого этапа вырабатывается грамотность;
  • малыш запоминает образы, склады, легко находит по просьбе взрослого «МА» или «СУ»;
  • малыши в 3,5–4 годика учатся читать с первых занятий. Развивающее пособие учитывает особенности детской психики, позволяет включить в работу максимальное количество органов для запоминания новых понятий;
  • пропевка складов отлично тренирует речевой аппарат. В комплекте идёт диск с пропевками, которые ребёнок должен повторить;
  • деткам интересно изучать склады, составлять слова. Малыши легко ориентируются среди множества предметов, расставленных на уровне глаз;
  • деткам легко понять, чем глухие и звонкие согласные отличаются. Для этого Н.А.Зайцев придумал различное наполнение «внутренностей» каждой единицы. «Звонкие» кубики хорошо звенят, «глухие» – постукивают с приглушённым, глубоким звуком. Особый интерес вызывает разное звучание каждой группы;
  • правильный размер букв/складов. Детки легко различают надписи на каждом предмете даже с расстояния 2–3 метра. Не напрягается зрение, малыш не злится, легко находит нужный элемент;
  • занятия проходят весело, без давления на психику, скучных объяснений. Во время мини-уроков малыши поют, бегают, прыгают, прохлопывают слоги и слова;
  • взрослым легко подсказать, какой кубик нужно искать. Каждая группа имеет определённый размер, цвет, звучание. Бывает, что маленький ученик забыл, как выглядит та или иная буква, но это легко исправить. Например, склад «СО» можно обозначить как: «деревянный большой кубик СА СУ СЭ СЫ С СО». Звенящий наполнитель никак не спутать с глухим постукиванием.

Полезная информация:

  • стоимость готового набора достаточно высока, некоторые родители изготавливают дидактический материал самостоятельно. Как собрать кубики Зайцева своими руками? Вначале вырежьте контуры элементов дидактического материала, сложите выкройку в кубик;
  • важно подготовить достаточное количество наполнителя для каждой группы. Например, «железные» элементы можно заполнить нарезанными и согнутыми консервными банками, металлическими пробками от лимонада и пива, рыболовными колокольчиками;
  • «деревянные» элементы заполните разломанными карандашами, деревянными палочками, пуговицами, ракушками. Белый кубик для знаков плотно набейте нарезанными лоскутками или бумагой.

Стоимость

Оригинальный дидактический материал упакован в большую красивую коробку. Стоимость готового набора достаточно высока – от 4000 до 4300 рублей. Качество изделий хорошее: каждая единица изготовлена из плотного глянцевого картона, прослужит долго. Польза от оригинальных развивающих элементов во много раз превышает стоимость комплекта.

В детских магазинах, крупных супермаркетах, в интернет-магазинах родители найдут наборы, созданные педагогом Н.А.Зайцевым для развития чтения, пособие «Дорожные знаки» (3450 рублей). Многие родители положительно оценили «Универсальное монетное пособие» для обучения математике и счёту деток от 3-х лет (1050 рублей).

Игры и упражнения

В методических рекомендациях, которые в обязательном порядке прилагаются к каждому развивающему набору, подробно описана система обучения, варианты игр, последовательность действий. После прочтения методички родители поймут, как заниматься с детками разного возраста. Важно соблюдать правила, не «перескакивать» через урок.

Известный педагог Н.А.Зайцев потратил не один год, чтобы предложить воспитателям, учителям, родителям действительно эффективное пособие для развития чтения, математических навыков. В инструкции нет ничего лишнего, только пошаговое, доступное описание занятий.

Обратите внимание на краткую характеристику некоторых игр, упражнений для малышей и старших деток. Вы поймёте, в чём суть оригинального метода.

Для занятий понадобится:

  • место на стене для таблиц (они достаточно объёмные);
  • полочка (лучше, две) или стол около стены для расположения кубиков. Если полочек нет, выделите для дидактического материала специальную коробку;
  • длинная указка (от 110 см).

Упражнения и развивающие игры:

  • Паровозик. Для первого занятия понадобится игрушечный локомотив и золотой БОЛЬШОЙ кубик с буквой А. Малыш должен найти все детали с этой буквой, составить поезд. Взрослый озвучивает склады (МА, КА, ФА), малыш повторяет. Поезд «поедет», когда озвучены все склады.
  • Песенка по кубикам. Взрослый объясняет, что каждый элемент имеет свою пропевку. Малыш выбирает элемент, взрослый чётко пропевает склад, обращённый лицевой стороной к ученику. Ребёнок видит движение губ, повторяет. После нескольких песенок «по заказу» поменяйтесь ролями. Теперь малыш поёт, а взрослый повторяет (конечно, подсказывает, как поётся надпись). Важная деталь: малыш всегда смотрит на то, что вы (или он) поёт.
  • Абракадабра. Предложите составить смешное слово, выбрать кубики, не глядя, можно 5, 7, 10 элементов. Пусть дошкольник поставит их рядом, вместе с взрослым пропоёт. Понятно, что получится нелепица, вызывающая смех. Заодно ребёнок поймёт, что практически нет понятных ему («детских») слов, состоящих из 10–12 слогов, учится определять границы слова. Наверняка, ребёнок покажет хотя бы одно «правильное» слово. Например, из стоящих рядышком складов МА – КА– РО – ДО – БУ – СЫ – КО – НЫ – ЛА – МА смышлёный ученик составит МАКАРОНЫ, БУСЫ, МАМА. Похвалите, попросите пропеть «нормальные» слова.
  • Говорящая (поющая) башенка. Маленький ученик на свой вкус собирает башню, другую постройку из дидактического материала любого размера. Скажите, что раз каждая деталь умеет петь, значит, башенка или домик тоже звучат. Попросите выбрать любой элемент, пропойте, глядя в глаза малышу, пусть ребёнок повторит. Важно, чтобы дошкольник фиксировал взгляд на нужной стороне с пропеваемым складом. Скажите, что башенка ещё и говорит. Тот же элемент не пропойте, а проговорите, малыш повторит за вами.
  • Пропевание по таблице. Покажите сыну или дочке, что на поле таблицы есть такие же песенки, как на развивающих кубиках. Все склады, звуки сгруппированы по видам. Есть «золотой столбец», «железный», «деревянный» и так далее. Покажите указкой на ЗОЛОТОЙ БОЛЬШОЙ кубик, медленно пойте на мотив гаммы (от высокой ноты к низкой): «Это БОЛЬШОЙ ЗОЛОТОЙ У – О – А – Э – Ы». Поощряйте маленького ученика пропеть за вами. Обнимите малыша за плечики, говорите спокойным голосом, заинтересовывайте, но не настаивайте. Всё равно любопытство возьмёт верх, через пару дней сын или дочка непременно захотят попеть сами.

Это лишь малая часть упражнений и развивающих игр по методике Н.А.Зайцева. Точно следуйте инструкции, которая есть в каждом наборе, и через несколько занятий вы удивитесь, что ваш двух – трёхлетний малыш легко читайте по слогам, увлечённо пропевает цепочки складов, сам тянется к дидактическому материалу. Положительный опыт родителей, применявших кубики Зайцева для быстрого обучения чтению, подтверждает эффективность авторской методики.

Уникальная разработка педагога из Санкт-Петербурга Н.А.Зайцева помогла тысячам ребятишек быстро научиться читать. Набор дидактического материала незаменим при логопедических проблемах, для обучения чтению деток-аутистов, глухих и слабослышащих малышей, при задержке речевого развития. Оригинальные изделия помогают изучить язык деткам и взрослым в любом возрасте.

В помощь родителям: описание упражнений, видео об оригинальной методике Н.А.Зайцева для быстрого обучения чтению:

Опираясь на эти убеждения, он направил все свои силы на то, чтобы разработать такой метод, благодаря которому детей можно было бы обучить чтению за достаточно короткий срок. И ему это удалось. Многие родители считают, что методика Зайцева является одной из самых эффективных.

Несмотря на то, что данная методика эффективная и применяется на протяжении 20 лет, Зайцев не перестает ее усовершенствовать. На ее основе он создает новые обучающие игры.

Методика Зайцева для детей базируется на двух основных принципах:

  • Познавая аспекты чтения, должны быть задействованы 5 видов восприятия (мышление, осязание, двигательная, слуховая и зрительная память);
  • Учитель – это наставник, который может создать располагающую игровую атмосферу, способствующую обучению.
  • Которые любят спокойные игры;
  • Которые не отличаются усидчивостью;
  • Имеющих проблемы со зрением или слухом;
  • С диагнозом аутизм;
  • Имеющих отклонения в психическом развитии.

Какую цель она преследует:

  • Пополнить словарь новыми словами;
  • Научить писать грамотно;
  • Сделать речь внятной, избавиться от логопедических проблем;
  • Развить мышление, логику;
  • Обучить самостоятельной работе.

Комплект для методики Зайцева

Набор довольно громоздкий.

В него входит:

  • Собранные кубики, изготовленные из картона в количестве 61 штука;
  • Таблицы из картона, на которых изображены графические знаки, буквы и слоги (6 штук);
  • Таблицы из картона (формат В3) в количестве 4 штук;
  • Диск;
  • Конспект для проведения занятий в виде методического пособия.

Несмотря на большое количество составляющих частей, которые предусматривает «Методика Зайцева – обучение чтению» – таблица, пособие, кубики и прочее, суть ее довольно проста и понятна.

Склад по методике чтения Зайцева

Основана методика известного педагога на складе. Именно им заменены слоги. Под складом в этой методике принято считать сочетание двух букв – согласной и гласной или гласной буквы и твердого знака. Также складом можно назвать одну букву.

Для определения количества складов, из которого состоит слово необходимо подставить под подбородок ладонь и произнести его. Их ровно столько, сколько раз подбородок коснется ладони.

Таблицы, кубы – это совокупность складов. Чтобы ребенок ориентировался и распознавал нужные кубы, они окрашены в разный цвет, а также отличаются по размерам. Кроме того и звучит каждый склад по-разному.

В чем заключается суть методики Зайцева

Согласно этой методике нельзя обучать детей, прибегая к авторитарному стилю. Вместо этого для них нужно стать другом и проводить обучение в форме игры. Занятия не требуют от детей усидчивости. Им разрешено двигаться, танцевать и даже петь, используя для этого кубики.

Познакомимся поближе с кубиками:

  • Склады, которые звучат твердо, изображены на больших кубиках, а звучащие мягко – на маленьких;
  • Они могут быть одиночными и двойными;
  • Если склад звонкий – указывается металл, а если глухой – дерево;
  • Гласные буквы – обозначены золотом;
  • На кубы дерево-железо и дерево-золото нанесен твердый и мягкий знак соответственно;
  • Знаки препинания малыш может найти на кубике, окрашенным в белый цвет.

В продаже можно встретить наборы трех видов:

  • С готовыми к использованию кубиками;
  • С раскладкой, которую нужно собрать самостоятельно;
  • С основой из пластика.

В начале обучения деток следует познакомить с кубами, на которых изображено 200 складов. Познакомившись с ними можно переходить к таблицам. Для того чтобы предотвратить развитие сколиоза, а также проблем со зрением, специалисты рекомендуют выбрать правильную высоту для их фиксации. Для этого малыша следует попросить поднять руку вверх, ею он должен без труда дотянуться до верхнего края таблицы.

Для удобства таблицы можно развесить не вдоль стены, а в угловой части комнаты. Так детям будет проще в них ориентироваться, так как все необходимое находится в поле их зрения.

Склады, которые изображены на кубах, дети должны пропевать. Это способствует тому, что они лучше запоминают материал, он откладывается в памяти. Кроме того, такой подход с раннего детства позволяет привить интерес к пению.

Весь материал для обучения должен быть в свободном доступе. Перед занятием необходимо дать крохе некоторое время для того, чтобы он ознакомился с ним. Затем можно приступать к изучению. Для начала попросите его выбрать из всего количества кубиков тот, который его заинтересовал больше всего. Пропойте ему склады, которые обозначены на его гранях.

Не стоит слишком долго акцентировать внимание на этом упражнении. Очень важно чтобы малыш не потерял интерес. Поэтому пропев склады, попросите его выбрать несколько кубиков – разных размеров и цветов. Это поможет ему понять, что все они разные, как по размеру, цвету, так и по звучанию.

Теперь можно переходить к таблицам. Выберите один из столбиков и пропойте его малышу. Вовсе не обязательно требовать от него того, чтобы и он пел. Он сам должен проявить интерес к этому процессу. Его можно попросить принести кубики, на которых склады соответствуют тем, что вы только что пропели в таблице.

Когда малыш начнет самостоятельно пропевать склады в таблице, он будет постепенно понимать принцип формирования слова. В это же время его можно учить писать, при этом делать все в игровой форме. Ребенку будет интересно, а обучение даст хорошие результаты.

Обязательным условием таких занятий является хорошее настроение деток и их желание. Проводить их рекомендуется ежедневно. Но если вы видите, что ребенок не настроен, его что-то тревожит – от запланированного урока стоит отказаться.

Когда начинать обучать чтению по кубикам Зайцева

Создатель этой методики утверждает, что знакомить малыша с кубиками можно чуть ли не с самого рождения. При этом не стоит ждать, что читать он научится раньше, чем говорить. Вовсе нет. В это время они могут быть использованы в качестве игрушек.

Когда ему исполнится полгода, можно начинать пропевать склады. Ему будет интересно, и совсем скоро он будет делать это вместе с вами.

А вот в 1–1,5 года уже можно знакомить детей со складами. Делать это можно в игровой форме, например, предложить:

  • Сложить свое имя из предложенных кубиков;
  • Заселить зоопарк зверями. В каждой воображаемой клетке должно находиться определенное животное, название которого собрано из предложенных малышу кубиков;
  • Приготовить любимое блюдо. Для этого нужно собрать из кубиков все необходимые ингредиенты.

Чем старше ребенок становится, тем сложнее игры ему следует предлагать.

Преимущества и недостатки методики

К достоинствам методики можно отнести:

  1. Быстрое обучение. Здесь все индивидуально. Если судить из отзывов родителей, то чем старше ребенок, тем быстрее он осваивает чтение. Так, в возрасте 6 лет дети осваивают азы чтения спустя неделю регулярных занятий, в 5 лет – спустя 12 занятий, в 3–4 года на это может уйти до 6 месяцев.
  2. Нет ограничений по возрасту. Это позволяет заниматься с детками первого года жизни или же будущими первоклассниками. Отличия будут только в сложности поставленных заданий.
  3. Положительное влияние на развитие слуха и памяти.
  4. Развитие мелкой моторики рук.
  5. Индивидуальный подход к каждому малышу. Учитываются особенности его развития. Во время обучения его никто ничего делать не заставляет, не торопит и не сравнивает с другими детьми. Все происходит по желанию.
  6. Простота методики. Многие родители с успехом применяют ее для домашних занятий.
  7. Вместе с чтением дети обучаются грамотно писать. Это возможно за счет того, что на кубиках буквы формируют правильные склады, на них отсутствуют те, которых в русском языке нет.
  8. Методика позволяет сохранить зрение – происходит тренировка глазных мышц, буквы имеют правильный размер, они не мелкие, а цвета подобраны так, чтобы не напрягать детские глазки.
  9. Метод разработан так, чтобы снизить вероятность появления конфликтных ситуаций между тремя сторонами – педагогами, детками и их мамами, папами.
  10. Возможность заниматься без взрослых. Достаточно показать детям принцип методики, и они могут заниматься без участия взрослых, изучая в процессе игры новый материал.
  11. Отсутствует необходимость изучать слияние букв в слоги. Вместо этого предлагаются готовые склады. Такой метод учит читать текст быстро, не запинаясь.

Есть у метода и некоторые недостатки, о которых родители должны знать:

  1. Дефектологи и логопеды не очень хорошо относятся к данной методике. Объясняют это тем, что дети заучивают склады, при этом не понимают, как происходит слияние букв. В дальнейшем это приводит к тому, что они не могут разделить слово на слоги или разобрать его по составу.
  2. В школе учат обозначать звуки одним цветом, а по методике Зайцева это предлагается делать иначе. Ребенок путается. Для того чтобы его переучить потребуется время.
  3. Пособие стоит недешево. Если выбор был сделан в пользу раскладок, требующих самостоятельного склеивания, то это потребует больших временных затрат.
  4. Метод является малоэффективным для малышей, у которых больше развито левое полушарие. Образное мышление у них развито не очень хорошо.
  5. Вычленение отдельного звука для некоторых детей может стать настоящей проблемой, которая скажется на письме.
  6. Во время обучения не уделяется внимание творческим способностям деток.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был самым развитым и самым умным. Родители испытывают огромную гордость, когда их ребёнок в возрасте трёх или четырёх лет спокойно читает рекламные вывески, сидя в машине или проходя мимо. Обучение всегда начинается с выбора методики, которых сейчас большое множество. Обучение чтению по кубикам Зайцева является самым эффективным для работы с самыми маленькими.

Кубики Зайцева: что это

Уже больше двадцати лет существует авторская методика Зайцева. Несмотря на это её постоянно улучшают. На сегодняшний день создано множество игр и методик, которые являются дополнением к основе. При помощи данной методики даже самые маленькие дети успешно обучаются грамоте . К примеру, для ребёнка шести лет достаточно пары занятий, для того, чтобы он начал читать.

Методика Зайцева подходит как детям, любящим спокойно играть, так и неусидчивым, активным детям.

Эта методика обучения чтению подходит детям, имеющим слабый слух, зрение и наличие отклонений, касаемых психического развития. Отзывы гласят о достижении отличных результатов. Дети, страдающие аутизмом, также показывают хороший результат.

Зайцев в этой методике задействовал все типы восприятия, такие как зрительное, слуховое, двигательное, мышление, осязание и память. Работая с малышами, педагог должен организовать обучение в игровой непринуждённой манере и одновременно стать для детей наставником.

Занимаясь по методике Зайцева можно:

В комплект методики входит:

  1. Шестьдесят один собранный кубик из картона.
  2. Шесть таблиц из картона с буквами, слогами и другими знаками.
  3. Четыре таблицы из картона, имеющие формат В3.
  4. Диск, на котором записаны песенки для таблиц и кубиков.
  5. Методичка, которую можно использовать как конспект для занятий.

Центр развития ребенка SMARTUM – это отличный шанс отказаться от репетиторов по конкретному предмету и отдать предпочтение всестороннему развитию ребенка школьного и дошкольного возраста.

Склад, что это?

В методике Зайцева используется альтернатива слогам — склады. Там склад, является основной единицей языка. Сочетание согласной или гласной, твёрдого знака и согласной или просто одна буква — это всё является складом. Основой этой методики является складовое чтение .

Рука прикладывается чуть ниже подбородка, затем произносится слово, сила мускулов, которая чувствуется рукой и есть склад.

По методу Зайцева склады располагаются и в таблицах, и на кубиках. В обучении нет аналитического мышления, так как оно развивается лишь к семи годам. Склады, которые расположены на кубиках, отличаются по размеру, звучанию и цвету. Это сделано для работы всех каналов восприятия.

Что представляет собой методика Зайцева

В данной методике отсутствует авторитарный стиль общения учителя с детьми. Тут индивидуально учитывается развитие и особенности каждого ребёнка . Занятия проходят исключительное в форме игры. Дети поют, двигаются, танцуют, прыгают, и все это сопровождается игрой с кубиками.

У кубиков разный размер. На больших изображены твёрдые звучания, на маленьких изображены мягкие звучания. Они бывают как двойные, так и одинарные. Сдвоенные кубики располагают на себе согласные, которые сочетаются лишь с определёнными гласными (жи-жу-жа).

Металлом обозначается звонкий склад, а деревом глухой. Гласные ассоциируются с золотом. На кубиках железно-деревянной расцветки располагается твёрдый знак, а на деревянно-золотой мягкий знак. Кубик белого цвета исписан знаками препинания. Цветовая гамма букв отличается от школьной. Гласные тут обозначаются голубым цветом, согласные синим, а зелёным обозначены мягкий и твёрдый знаки. Зайцев считает, что отличие от красных, синих и зелёных цветов, которые используют в школе, помогает ребёнку начать беглое чтение.

Что касается наполнения, то у кубиков оно различное. Те, кто только начинает учиться, сперва знакомятся лишь с кубиками , чуть позже их познакомят с таблицами. В наборе пятьдесят два кубика и ещё семь повторных кубиков.

Наборы бывают:

  1. Собранные;
  2. На основе пластика;
  3. Кубики, которые нужно склеить самостоятельно, сюда входит отдельно раскладка.

Для самостоятельного склеивания кубиков, потребуется много времени. Изнутри необходимо их дополнительно укреплять. Это возможно сделать, используя картонный кубик идентичного размера. По окончании склейки, рекомендуется резинками обтянуть кубик, в процессе сушки он не развалился. Чтобы сделать кубики более крепкими, рекомендуется обклеить их плёнкой или заламинировать развёртку. При выборе данного варианта, рекомендуется продублировать каждую развёртку, чтобы иметь запас складов, на которых будут написаны слова.

Таблицы нужно развешивать высоко, чтобы была профилактика нарушения зрения и сколиоза. Если занятия происходят не в группе, а индивидуально, то высота определяется по вверх поднятой руке ребёнка. Он должен быть в состоянии дотянуться до верха таблицы. Часто таблицы размещают по углам комнаты, чтобы ребёнку было легче найти нужные склады. Таблицы, чтобы они служили дольше тоже оборачивают плёнкой. Таблицы важны не меньше игры с кубиками.

Методика подразумевает пропевание всех складов. Автор пришёл к выводу, что пением можно заинтересовать ребёнка быстрее.

Кубики должны быть всегда перед глазами малыша, сперва он познакомится с пособием, внимательно его рассмотрев. Пусть ребёнок покажет кубик, который его больше других заинтересовал. Склады, которые написаны на гранях кубика, показывают, пропевая. Затем ребёнка нужно попросить, чтобы он нашёл кубик большого размера, затем маленького, деревянный, железный, золотой. Это нужно для того, чтобы ребёнок понял, что у кубиков разное звучание и они имеют разные размеры.

Когда малыш поймёт суть этой информации, ему стоит показать слоговые таблицы. Один столбик из таблицы нужно пропеть и попросить, чтобы ребёнок принёс такой же склад на кубике. Петь нужно выразительно, чтобы наглядно показывать какие бывают склады: глухими, звонкими, большими или маленькими. Многие используют и движение. Пропевать в ответ склады ребёнку не нужно пока он сам этого не захочет и не придёт к этому.

Ребёнка можно научить писать, используя кубики или указку. Понимание о составе слов приходит, регулярно показывая склады на таблице и пропевая их. Играя в различные игры, в том числе и подвижные можно научить малыша писать. Рекомендуется проводить занятия регулярно день за днём, пусть даже понемногу, однако, если отчётливо видно, что у ребёнка отсутствует настрой заниматься, лучше отложить, заставлять ни в коем случае нельзя.

В обучении нужно задействовать именно любимые игры ребёнка . Если малыш активный, игры должны быть подвижные. Усидчивым детям лучше предлагать спокойные развлечения.

Методика является успешной если соблюдаются полностью все требования, а не какие-то выборочные элементы.

Достоинства и недостатки методики

У любой методики в наше время есть свои плюсы и минусы и кубики Зайцева не являются исключением.

Плюсы методики:

Минусы методики:

  • Творческие способности практически не развиваются.
  • Бывают трудности с пониманием определённых звуков, что может повлиять на письмо.
  • Выбор при написании Е и Э затрудняется.
  • Пособия дорогие.
  • Звуковые окраски отличаются от школьных.
  • Дети могут пропускать окончания в словах.