Кузьма минин - русский национальный герой. Кузьма минин - биография

Кузьма Минин (Кузьма Минич Анкундинов, Кузьма Сухорук) - деятель русского национально-освободительного движения в Смутное время, один из руководителей Второго ополчения, соратник князя Дмитрия Михайловича Пожарского; один из наиболее популярных национальных героев русского народа.

Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником.

Минин Кузьма

Род Кузьмы Минина происходил из небольшого волжского города Балахны и владел соляным промыслом. Известно имя его отца - Мина Анкундинов. Сам Кузьма был нижегородским посадским человеком, в 1608-1610 годах в составе нижегородского ополчения под началом воеводы А.С. Алябьева он участвовал в боевых действиях против сторонников Лжедмитрия II.

1 сентября 1611 года Минин был избран земским старостой и возглавил движение за организацию Второго ополчения. В круг его обязанностей входили сбор денежных средств, выдача жалования ратникам, обеспечение хозяйственной части. Военное руководство по совету Минина было передано в руки князя Дмитрия Пожарского. До созыва Земского собора 1613 года Минин входил в «Совет всея земли», сформировавшийся в начале 1612 года в Ярославле и выполнявший функции правительства.

Братья, вспомним Божье слово,
Что сегодня в храме слушали с амвона,
Чтобы наше сердце было ежечасно
Все отдать на пользу ближнего готово.

Минин Кузьма

Кульма Минин активно участвовал в боях за Москву 22-24 августа 1612 года и проявил личную храбрость. Во главе одного из отрядов он переправился через Москву-реку и нанес по противнику фланговый удар, благодаря чему войска гетмана Яна Кароля Ходкевича были разгромлены. Минин участвовал в Земском соборе 1613 года, призвавшего царствовать династию Романовых. На следующий день после своего венчания на царство царь Михаил Федорович пожаловал Минину звание думного дворянина, а в 1615 году пожаловал вотчину под Нижним Новгородом.

Минин остался служить в Москве, ведал сбором налога - «пятинных денег» с купцов Гостиной и Суконной сотен. В 1615 году он занимался сыском по делу восставших татар и черемисов в Казани.

Умер Минин в середине 1616 года, похоронен в Нижегородском кремле. В конце 17 века его прах был перенесен в нижегородский Преображенский собор и после его сноса (1962) в Михайлово-Архангельский собор. В 1818 году на Красной площади в Москве установлен памятник Минину и Пожарскому, скульптора Ивана Петровича Мартоса.

Соберемся дружно все под стяг единый,
Кликнем клич призывный на святое дело
Родины спасенья, встанем поголовно –
И пойдем на битву мы с врагами смело!

Минин Кузьма

Еще о Минине:

Минин Кузьма Захарьевич, по прозванью Сухорук - один из «освободителей отечества» от поляков в 1612 году. Биография до его выступления в 1611 года неизвестна.

Посадский человек Нижнего Новгорода, по-видимому, среднего достатка, торговавший мясом, кажется, ничем особенным не выделялся из рядов «братьи своей», посадских людей. В эпоху смуты при царе Василии Шуйском, когда Нижнему угрожали восставшие инородцы и тушинцы, Минин, по некоторым указаниям, принимал участие, как и другие посадские, в походах против врагов, в отряде воеводы Алябьева.

С осени 1611 года скромный мясник стал первым человеком в родном городе. В эту критическую для России пору, когда после гибели Ляпунова ополчение его распадалось, и власть над страной захватили казачьи воеводы - Заруцкий и Трубецкой когда Новгород был уже занят шведами, Смоленск взят Сигизмундом, а в Псковской области действовал новый «царь Димитрий», когда в связи с этим уныние, малодушие и отчаяние захватили многих, и местные и личные интересы стали брать верх над общегосударственными, - Кузьма Минин глубоко скорбел о бедствиях отечества и думал о средствах помочь ему. По его словам, святой Сергий трижды являлся ему во сне, побуждая выступить с призывом, и даже наказал за непослушание.

Избрание свое в земские старосты Нижнего около нового года (1 сентября) Минин понял как указание перста Божьего. В земской избе и «иде же аще обреташеся» он стал призывать посадских людей порадеть об отечестве и личным примером побуждал к пожертвованиям для найма ратных людей. К начинанию скоро пошедшего за Мининым посада примкнули и власти, и весь город; был составлен приговор о принудительном сборе со всех хозяев города и уезда «пятой деньги», т. е. пятой части имущества, приглашены в ополчение бездомные скитальцы-смольняне, и выбран в воеводы князь Дмитрий Михайлович Пожарский. По его предложению, Минину было поручено заведование казной ополчения.

С званием «выборного человека», простой нижегородец стал рядом с князем Пожарским, а после, под Москвой и в Москве, и с князем Трубецким, во главе ополчения и образовавшегося в нем правительства. Принимая участие во всех делах правительственных, Минин, главным образом, ведал казну и обеспечение ратных людей необходимыми запасами и припасами и денежным жалованьем, с чем и справился успешно, несмотря на трудности сборов в разоренной смутой стране. Под Москвой, в битве с Ходкевичем, Минин показал и военную доблесть, решив бой смелым ударом выбранного им самим отряда.

Царь Михаил пожаловал Минина 12 июля 1613 года думным дворянством и землей в Нижегородском уезде . В 1614 году ему был поручен сбор первой пятины с гостей и торговых людей в столице; в мае 1615 года Минин был в боярской коллегии, «ведавшей Москву» во время богомолья государева; в декабре того же года послан с князем Гр. П. Ромодановским в казанские места «для сыску» по поводу бывшего здесь восстания инородцев. Вскоре после этого - до мая 1616 года - Минин умер.

Погребен Минин в Нижнем, в нижнем этаже Спасо-Преображенского собора, где в его память устроен придел во имя Косьмы и Дамиана, освященный в 1852 году - Правительство со вниманием относилось ко вдове и сыну Мининым (дальнейшего потомства у него не было). Сказания и повести о смуте, начавшие появляться с 1617 года, и другие известия свидетельствуют о высокой оценке подвига Минина его современниками; у следующих поколений слагались уже и легенды, еще более возвеличивавшие его.

Историки XVIII века не дали научной обработки биографии Минина и его дела; не дошел до него в своей «Истории» и российский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин. «Пииты» XVIII века, любившие обращаться за сюжетами к родной старине, не создали ничего значительного и законченного о Минине, но с началом нового столетия появляется целый ряд панегириков ему и в прозе и в стихах, выставлявших его образцовым гражданином. Это закреплено манифестом 1812 года.

Первой более или менее научной биографией Минина и оценкой его была для своего времени речь русского писателя, журналиста и историка Николая Алексеевича Полевого 1833 года. Статьи писателя Павла Ивановича Мельникова (1843 и 1850) и общие труды по истории Смуты - Соловьева (в «Истории») и российского историка и писателя Николая Ивановича Костомарова - представляют собой дальнейшие стадии в разработке истории Минина.

Отрицательной характеристикой Минина в «Личностях Смутного времени» (1871) Костомаров вызвал давший много нового, ответ историка и писателя Михаила Петровича Погодина и очень ценные статьи историка и археолога Ивана Егоровича Забелина, позже изданные отдельно и с дополнениями в виде книги: «Минин и Пожарский». Из дальнейшей литературы смотрите особенно «Очерки по истории Смуты» Сергея Федоровича Платонова и «Очерк истории нижегородского ополчения» Павла Григорьевича Любомирова. Большая часть материалов о Минине переиздана Нижегородским Археологическим Комитетом в сборнике «Памятники истории нижегородского движения».

Кузьма Минин - цитаты

Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником. - Воззвание Минина

Ну вот вам национальный герой - Кузьма Минин! Спаситель Отечества! Вышедший из самых что ни на есть глубин народных. И ладно бы какой безвестный, в рубище. Не в рубище, а в блеске славы.

Я предлагаю Минина расплавить, Пожарского. Зачем им пьедестал? <...> Подумаешь, они спасли Россию! А может, лучше было не спасать?

Страница:

Минин Кузьма Минич (?-1616) - организатор ополчения против польских интервентов в начале 17 в.

Происходил из семьи балахнинского солепромышленника Мины Анкудинова. «Минин» - первоначально было отчеством, затем стало родовой фамилией. Приехав в Нижний Новгород, Минин торговал мясом и рыбой. Избранный земским старостой, начал формировать в городе народное ополчение. По преданию, он отдал треть имущества на организацию ополчения, в том числе драгоценности жены и серебряные оклады с икон. Хронограф 1617 цитирует призыв Минина к нижегородцам: «Не следует жалеть своего имущества; да не только имущества! Не пожалейте и дворы свои продавать, и жен, и детей закладывать!»

"Братья, вспомним Божье слово,
Что сегодня в храме слушали с амвона,
Чтобы наше сердце было ежечасно
Все отдать на пользу ближнего готово.
(из стихотворения Навроцкого А.А.)"

Минин Кузьма Минич

Главным воеводой Минин пригласил Дмитрия Пожарского, став казначеем ополченцев и их административным руководителем. Взимал с населения «пятую», а то и «третью деньгу» (треть имущества), платил ратникам, закупал вооружения и припасы. По словам Н.И.Костомарова, в нем сочетались «черты диктатора с крутыми, жесткими мерами».

Зимой 1611-1612 под началом Минина и Пожарского в Ярославле оформилось своеобразное правительство, «Совет всея земли», которое рассылало распоряжения в другие города и уезды. Минин был неграмотным, подпись за него на распоряжениях ставил Пожарский («В выборного человека всею землею в Козмино место Минино князь Дмитрей Пожарской руку приложил»). Неграмотность Минина не мешала ему быть отличным организатором, он хорошо разбирался в платежеспособности населения, назначении воевод, рассматривал жалобы и челобития. Аристократы и служилое провинциальное дворянство были недовольны тем, что споры разрешает какой-то нижегородский торговец («Пусть х[о]лоп возделывает землю, поп пусть знает церковь, Кузьмы пусть занимаются торговлей»). Сановники сумели оттеснить его на задний в план в перечне лиц, подписывавших документы «Совета всея земли». Пожарский в этом перечне оказался на десятом, а Минин на пятнадцатом месте.

В боевых действиях Первого (февраль-март 1612) и Второго (июль-октябрь 1612) ополчений Минин играл более заметную роль. Вместе с «тремя сотнями дворянских», проявляя воинскую доблесть и мужество, он, «перешед за Москву реку [в]ста[л] против Крымского двора» и не пропустил к Кремлю пришедшие на подмогу полякам, засевшим в Кремле, отряды польского гетмана Яна Карла Ходкевича. В октябре 1612 изголодавшиеся поляки капитулировали. По свидетельству современников, именно Минин принимал у них имущество, которое раздавал затем воинам-казакам.

С осени 1612 и до венчания на царство Михаила Романова в феврале 1613 во главе земского правительства стоял триумвират - Минин, Пожарский и князь Трубецкой, Минин занимался финансово-хозяйственными вопросами. После избрания Михаила Романова он получил чин думного дворянина и вотчину в селе Богородском под Нижним Новгородом с 9 деревнями «в род неподвижно». Как член Боярской думы, продолжал жить в Москве, собирал пятину (20%) с имущества посадских людей, пополняя истощенную Смутой казну, участвовал в управлении государством, если царь выезжал из столицы.

Зимой 1615 в Поволжье восстали татары и черемисы. Для выяснения причин Минин был отправлен в Казань. Умер на обратном пути в Нижнем Новгороде, не успев добраться до Москвы. Похоронен в нижегородском Преображенском соборе.

В Михайло-Архангельском соборе Нижнего Новгорода, где когда-то хоронили князей, покоятся останки Кузьмы Минина, едва ли не самого известного нижегородца. Именно он, как знает любой школьник, воззвал к народу в один из самых тяжелых моментов русской истории. Народ поднялся. История изменила свой ход.

Происхождение «Гражданина Минина»

К сожалению, мы не можем представить себе биографию Кузьмы Минина хотя бы даже с той степенью полноты,каковая возможна в отношении его соратника, . Род Мининых, посадских людей, был хотя и богат, но не знатен и ничем особенным до событий не прославился, а значит — никаких документов, которые фиксировали бы путь этого рода в истории, не только не сохранилось, но не существовало вовсе.


Таким образом, ранняя биография Кузьмы Минина «закрыта» для нас. Есть множество версий, подтверждающих или опровергающих одна другую, но ни одна из них не может быть признана окончательно достоверной. В последнее время принято стало считать Кузьму Минина выходцем из Балахны (и балахнинцы очень рады такому земляку), где его отец Мина Анкундинов якобы был солепромышленником. Но никаких документальных подтверждений балахнинскому происхождению Минина мы не находим — разве что, действительно, по свидетельству синодиков, в Балахне какие-то Минины тоже имелись. Но в каких родственных отношениях они состояли с «гражданином Мининым» — совершенно неизвестно.

А вот совсем недавняя версия — отец Кузьмы Минина был крещеным татарином. Оно, быть может, и так: в нижегородских землях татары — не экзотика, и в нашей истории мы знаем множество славных родов, происходивших от крещеных татар, однако, опять-таки, хотелось бы увидеть подтверждение. Пока же имеющиеся косвенные данные не свидетельствуют в пользу «татарской версии». Взять хотя бы тот факт, что оба родителя Кузьмы Минина приняли незадолго до смерти монашеский постриг. Он говорит скорее о том, что семейство имело давние благочестивые традиции, то есть православным было отнюдь не в первом поколении.


Ставя под сомнение «новые легенды», необходимо с осторожностью относиться и к старым. Например, в популярной (и даже серьезной исторической) литературе XIX века Минина называют Кузьмой Захаровичем Мининым-Сухоруким. Однако в сохранившихся документах, имеющих отношение к Минину, ни о «Захаровиче», ни о «Сухоруком» речи не идет. Так что тут мы вновь имеем дело с, назовем это так, некоторой неразборчивостью в отношении источников.

Политическая жизнь Минина

Родившись в начале 1570-х годов (эта дата очень приблизительна), Кузьма Минин, как предлагает нам считать его официальная биография, сначала помогал в деле своему отцу, а затем занялся собственным делом. Говорится, что он был говядарь (то есть мясник или торговец скотом), состоятельный и, очевидно, уважаемый человек, поскольку стал земским старостой.

Помимо того, Минин еще до 1612 года принимал активное участие в тогдашней «разодранной» политической жизни — то есть постоянно участвовал в боевых действиях против поляков и литовцев, а также «русских воровских людей». В 1608 он дрался против балахнинцев, совращенных Лжедмитрием II, а в 1611 году ходил в составе Первого ополчения в Москву, где вкусил, вместе со всеми участниками ополчения, горечь поражения, однако не упал духом.

Воззвание к нижегородцам гражданина Минина

Вернувшись в Нижний Новгород, Кузьма Минин — как мы можем предполагать — рисовал перед посадскими людьми картины бедственного положения страны, указывал на необходимость собрать новое ополчение (теперь уже на своем опыте зная, что необходимо для его успеха). Сначала, по-видимому, это были частные беседы, затем в них принимало участие все большее число людей, составлялись сходы, слушавшие Минина с интересом и мало-помалу разгоравшиеся одушевлением.

Наконец, осенью 1611 года в Нижний Новгород прибыла грамота — то ли от Патриарха Гермогена, доживавшего тогда последние месяцы в заточении, то ли от архимандрита Дионисия. От кого бы ни была она, смысл ее ясен: призыв стоять за родную землю и православную веру. Но, прочитанная сначала народу в Спасо-Преображенском соборе, она не произвела на народ чаемого впечатления. Во всяком случае, Н. И. Костомаров пишет об этом так:

«В народном противодействии не было уже ни порядка, ни определенного плана. Все шло врознь. Начало распространяться уныние и недоверие к собственным силам. Так, когда в Нижнем Новгороде, в соборной церкви, прочитана была грамота троицких властей, народ, прослушав ее, пришел в умиление, плакал над погибелью государства, но выражал отчаяние такими словами: „Верно, нам не будет избавления! Чаять нам большей гибели“».

Однако выступления перед народом протопопа Саввы Ефимьева, а затем Кузьмы Минина (где все это происходило — до сих пор спорят; раньше считалось, что перед Спасским собором, теперь чаще называют Предтеченский храм на Нижнем базаре) переломили неверие нижегородцев в собственные силы. Минин предложил конкретные меры — хотя и жесткие: давать каждому на ополчение третью часть своего состояния, а кто беден — хотя бы «пятину».

Надо сказать, что подлинный текст воззвания Минина не сохранился, и то, что мы сегодня принимаем за цитату из него, есть «вольный перевод» историков. Но с сохранением исходного смысла, конечно.

Минин в «послесмутное» время

Мы не раз уже обращались к тому, как разворачивались события 1612 года. Поэтому теперь интереснее обратиться к «послесмутной» биографии Кузьмы Минина. И — к судьбе его останков.

Известно, что уже на другой день после своего венчания на царство Михаил Федорович пожаловал Минину чин думного дворянина. В государеву службу был взят и его единственный (насколько позволяют судить документальные источники) сын Мефодий (Нефёд). Семейство Минина, очевидно, жило в эту пору в Москве, а глава его скончался в 1616 году, по дороге из Казани, где он находился с государственным поручением, расследуя причины восстания татар и марийцев («черемиса заворовала»).

Могила Минина

Погребли Кузьму Минина в Нижнем Новгороде, первоначально — на приходском кладбище. Затем, в 1672 году, прах его перенесли в Спасо-Преображенский собор (когда выстроили новый собор, сюда переместили и могилу Минина), а после разрушения собора в советское время останки Минина хранились некоторое время в музее. Когда завершилась реставрация единственного уцелевшего в кремле , могила Кузьмы Минина нашла свое место здесь. Хотелось бы думать, что уже — навсегда.

Минин Кузьма Минич (?-1616) - организатор ополчения против польских интервентов в начале 17 в.

Происходил из семьи балахнинского солепромышленника Мины Анкудинова. «Минин» - первоначально было отчеством, затем стало родовой фамилией. Приехав в Нижний Новгород, Минин торговал мясом и рыбой. Избранный земским старостой, начал формировать в городе народное ополчение. По преданию, он отдал треть имущества на организацию ополчения, в том числе драгоценности жены и серебряные оклады с икон. Хронограф 1617 цитирует призыв Минина к нижегородцам: «Не следует жалеть своего имущества; да не только имущества! Не пожалейте и дворы свои продавать, и жен, и детей закладывать!»

Главным воеводой Минин пригласил Дмитрия Пожарского, став казначеем ополченцев и их административным руководителем. Взимал с населения «пятую», а то и «третью деньгу» (треть имущества), платил ратникам, закупал вооружения и припасы. По словам Н.И.Костомарова, в нем сочетались «черты диктатора с крутыми, жесткими мерами».

Зимой 1611-1612 под началом Минина и Пожарского в Ярославле оформилось своеобразное правительство, «Совет всея земли», которое рассылало распоряжения в другие города и уезды. Минин был неграмотным, подпись за него на распоряжениях ставил Пожарский («В выборного человека всею землею в Козмино место Минино князь Дмитрей Пожарской руку приложил»). Неграмотность Минина не мешала ему быть отличным организатором, он хорошо разбирался в платежеспособности населения, назначении воевод, рассматривал жалобы и челобития. Аристократы и служилое провинциальное дворянство были недовольны тем, что споры разрешает какой-то нижегородский торговец («Пусть х[о]лоп возделывает землю, поп пусть знает церковь, Кузьмы пусть занимаются торговлей»). Сановники сумели оттеснить его на задний в план в перечне лиц, подписывавших документы «Совета всея земли». Пожарский в этом перечне оказался на десятом, а Минин на пятнадцатом месте.

В боевых действиях Первого (февраль-март 1612) и Второго (июль-октябрь 1612) ополчений Минин играл более заметную роль. Вместе с «тремя сотнями дворянских», проявляя воинскую доблесть и мужество, он, «перешед за Москву реку [в]ста[л] против Крымского двора» и не пропустил к Кремлю пришедшие на подмогу полякам, засевшим в Кремле, отряды польского гетмана Яна Карла Ходкевича. В октябре 1612 изголодавшиеся поляки капитулировали. По свидетельству современников, именно Минин принимал у них имущество, которое раздавал затем воинам-казакам.

С осени 1612 и до венчания на царство Михаила Романова в феврале 1613 во главе земского правительства стоял триумвират - Минин, Пожарский и князь Трубецкой, Минин занимался финансово-хозяйственными вопросами. После избрания Михаила Романова он получил чин думного дворянина и вотчину в селе Богородском под Нижним Новгородом с 9 деревнями «в род неподвижно». Как член Боярской думы, продолжал жить в Москве, собирал пятину (20%) с имущества посадских людей, пополняя истощенную Смутой казну, участвовал в управлении государством, если царь выезжал из столицы.

Зимой 1615 в Поволжье восстали татары и черемисы. Для выяснения причин Минин был отправлен в Казань. Умер на обратном пути в Нижнем Новгороде, не успев добраться до Москвы. Похоронен в нижегородском Преображенском соборе.

Минину и Пожарскому поставлен памятник в Москве на Красной площади (скульптор И.П.Мартоса), памятник одному Минину в Нижнем Новгороде (скульптор А.И.Мельников). Образ Минина запечатлели в 19 в. художники А.Кившенко (Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам), М.Скотти (Минин и Пожарский). В 1939 режиссерами В.Пудовкиным и М.Доллером снят фильм Минин и Пожарский.


организатор национально-освободительной борьбы русского народа против польской интервенции, один из руководителей земского ополчения года. Дата рождения: между 1562 и 1568 годом Место рождения: Балахна Дата смерти: 21 мая 1616 год Место смерти: по дороге из Казаньи в Нижний Новгород

Козьма Минин (1562/1568-1616), организатор национально-освободительной борьбы русского народа против польской интервенции, один из руководителей 2-го земского ополчения 1612 года, член земского правительства (1612-1613 гг), нижегородский посадский, земский староста (с сентября 1611 года), думный дворянин (с 16 июля 1613 года).

Биография

Род Козьмы Минина

О великом патриоте, инициаторе создания всенародного ополчения 1611-1612 годов, Кузьме Минине написано немало книг и статей. Но и по настоящее Бремя осталось еще немало «белых пятен» в наших сведениях о самом Минине и его потомках. Документальные и литературные материалы утверждают, что отец Кузьмы Минина в конце XVI века выехал из Балахны в связи с начавшимся упадком соляного промысла в Нижний Новгород. При нем был малолетний (8-10 лет) сын Кузьма. Старшие братья Кузьмы остались в Балахне. В Нижнем отцу Кузьмы, видимо, не повезло, он ушел в монастырь и там постриг¬ся под именем Мисаила. Когда Кузьма подрос, он стал заниматься торговлей. В последующие годы Кузьма Минин выделился среди посадских людей умом, приобрел уважение и влияние, стал избираться на важные городские посты. Став самостоятельным, Кузьма писался именем по родному отцу: Кузьма Минин сын. Уместно сказать, что Кузьмой он себя не называл. Так, на отправленной в 1614 году грамоте в Польшу среди других стоит подпись: Думной дворянин Кузьма Минин. Родословной Кузьмы Минина занимались многие исследователи, в том числе нижегородцы П. И. Мельников и А. Я. Садовский. Их работу продолжил И. А. Кирьянов, который на основании новых источников установил, что Кузьма Минин происходит из рода балахнинца Мины Анкудинова. А что известно о потомках Минина? В 1842 году выяснением этого занимался писатель и краевед П. И. Мельников-Печерский. На основании архивных разысканий он пришел к выводу, что прямых потомков Кузьмы Минина нет, ибо его единственный сын Нефедий вскоре после кончины отца тоже умер бездетным, а оставшееся имущество, как выморочное, было передано в казну. У Кузьмы Минина были братья Сергей и Безсон и сестра Дарья, но точных сведений об их потомках не сохранилось, хотя впоследствии многие пытались доказать, что они относятся к роду Минина. К поискам потомков Минина прикладывали руки разные лица, даже нижегородский полицмейстер Махотин. Подобные «историки» фальсифицировали факты, приобщали к роду Минина семьи богачей, которые никогда не были в родстве с Мининым. Об отсутствии у Минина детей, кроме Нефедия, судили главным образом по челобитной Кузьмы царю и ответному царскому распоря¬жению от 31 мая 1615 года, где назывался только один сын Минина - Нефед. Однако следует отметить, что царский указ относился только к родственникам Минина, жившим в Нижегородском уезде (сам Минин в это время жил в Москве). Но вот в Государственном архиве Горьковской области обнаружен документ, который сообщает о потомках Минина, проживающих в Тульской губернии. Это прошение М. В. Ивановой, урожденной Мининой, поданное в Нижегородскую городскую думу в июле 1916 года. В своем прошении Мария Васильевна Иванова сообщает, что ее отец - потомок Кузьмы Минина - Василий Васильевич Минин умер 6 лет назад. После смерти его от когда-то богатых поместий в Чернском уезде Тульской губернии не осталось ровно ничего, что могло служить хотя бы воспоминанием о былом благополучии Иванова просила городскую думу в «память примерного для всей России гражданина Кузьмы Минина прийти на помощь выдачей денежного пособия на поддержание существования обнищавшей семьи потомков когда-то славного рода», а также принять ее сына Игоря, которому в то время было 6 лет, на стипендию городской думы. К прошению приложено удостоверение, выданное из Тульского дворянского собрания 28 июля 1916 года. В нем говорится, что Мария Васильевна, дочь умершего «порутчика Василия Васильевича Минина», как видно «из имеющегося при деле о дворянстве рода Мининых документов, в том числе герба рода сего, внесенного в высочайше утвержденный гербовник, происходит от Кузьмы Минина». Нами было послано письмо тульским архивистам с просьбой прислать документы о роде-Мининых. После нескольких месяцев ожидания в наших руках оказались документы, представляющие большой интерес,- фотокопия из книги В. И. Чернопятова о тульских потомках Ми¬нина и описание герба рода Мининых (Чернопятов В. И. Дворянское сословие Тульской губернии, III-XII, часть VI, с. 381). Известно, что в 1613 году царь Михаил Федорович пожаловал Минина званием думного дворянина, утвердил его род в дворянском достоинстве. Роспись дворянского рода Мининых свидетельствует, что, кроме Нефедия, у Минина был еще один сын - Леонтий. Его потомки и продолжили род Мининых на русской земле. Почему Минин не назвал в челобитной 1615 года Леонтия, остается пока не выясненным. В росписи В. И. Чернопятова о Леонтии Кузьмиче нет никаких сведений. Сын его, Михаил,- внук Кузьмы Минина - был думным дворянином и пожалован за «храбрость и мужество» деревнями в Чериском уездеВ литературе нам не встречалось изображение герба дворян Мининых. Но, оказывается, тулякам он известен. Герб представляет собою щит, разделенный надвое. В верхней половине перекрещенные оливковая и лавровая ветви, в нижней - шпага, вонзенная в серебряный полумесяц. Щит увенчан дворянским шлемом и короной. В описании герба сообщается, что основатель рода Мининых - Козьма Минин - оказал «достохвальный пример усердия к Отечеству, отдав все свое имение на жалованье ратников, преклонил сограждан предпринять спасительные меры и, жертвуя собою, сделался причиной избавления государства от гибели». Как видно из родословной росписи, большинство тульской ветви рода Минина - военные.Они несут воинскую службу в чинах подпоручиков, капитанов, майоров. Некоторые служили по светской линии. Но ни военные, ни штатские Минины до больших чинов не дослужились. Интересна для нас семья Николая Васильевича Минина (в росписи № 31). Он сражался на Балканах в русско-турецкую войну 1877-1878 годов и получил солдатский Георгиевский крест. Его сын Александр Николаевич (в рос¬писи № 34) более полувека прослужил в военно-морском флоте. В 1918-1920 годах он командовал боевым кораблем «Океан», позднее переименованным в «Комсомолец». Умер в 1947 году. Его дочь Людмила Александровна - врач-хирург. Известно, что в 1956 году она проживала в Ленинграде, Теперь, когда стало кое-что известно о носителях этой славной фамилии, предстоит собрать более подробные сведения о потомках рода Кузьмы Минина.