Каковы последствия отмены интернатуры? «Прелести» отмены интернатуры

В России вступил в силу новый порядок приема в ординатуру студентов медицинских вузов. Согласно ему, послевузовского образования в виде традиционной интернатуры теперь нет, зато студенты-медики обязаны сдавать аккредитационное тестирование при поступлении в ординатуру, сообщает минздрав РФ. При этом сразу после вуза они вполне могут начать работать терапевтами и педиатрами.

Аккредитацию с 2017 года должны будут пройти абсолютно все выпускники. В 2016 году это касалось только учащихся стоматологического и фармацевтического факультетов, теперь распространяется и на терапевтов, и на педиатров, пояснила начальник отдела кадров алтайского минздрава Тамара Коростелева.

Она рассказала, что отмена интернатуры не означает, что послевузовское образование полностью уходит. Со следующего года произойдет окончательное разделение по специальностям и тогда ординатура будет занимать от 1 года до 5 лет(по тем специальностям, которые требуют более углубленного изучения).

Именно прохождение аккредитационного экзамена даст возможность студентам не только поступить в ординатуру, но и сразу пойти на работу по базовым специальностям.

Однозначного отношения к новому приказу № 212н среди студенческого, преподавательского и врачебного сообщества пока нет. На change.org уже появилась петиция за его отмену. На 4 июля подписи под ней поставили 28,5 тыс. человек. Большинство из них видят главную опасность нового документа в том, что теперь после института выпускники получат право без дополнительной подготовки работать на участках в поликлиниках(терапевтами или педиатрами). И вот параллельно с работой поступать в ординатуру и учиться дальше.

Как объясняет медицинский портал vademecum, согласно новым правилам, аккредитационное тестирование при поступлении в ординатуру поможет исключить предвзятость по отношению к студенту на уровне конкретного учреждения или экзаменатора. База вопросов для аккредитации едина и размещена в сети интернет. При поступлении в ординатуру будет учитываться не только научная, но и волонтерская деятельность студентов.

Тамара Коростелева,
начальник отдела кадров министерства здравоохранения Алтайского края:

Да, с 2017 года интернатура в медицинских вузах отменена. Только ординатура. Но ведь некоторые выпускники сразу после учебы уйдут в армию, а некоторые выйдут замуж и будут рожать детей.

Я не думаю, что новые правила будут препятствием для трудоустройства, потому что те, кто только закончил медуниверситет, и теперь проходят аккредитацию, уже работают. А еще есть возможность пойти из больницы прямо в ординатуру. Причем, послать на обучение может само лечебное учреждение по целевому договору с вузом. Поэтому ничего плохого нет.

Среди плюсов нововведений она отметила то, что с сентября 2017 года студентов медицинских вузов будут учить по новым образовательным стандартам. Они подразумевают гораздо больше практических занятий, как с пациентами, так и на тренажерах. Поэтому не профессионализма молодых дипломированных медиков опасаться не стоит.

Новые образовательные стандарты, активно внедряемые в школьное обучение, завоевывают свое место и в вузах страны. Государственная Дума приняла законопроект, предусматривающий коренные изменения в системе подготовки российских врачей. С 2016 года в России вводится отмена интернатуры для выпускников медвузов.

С учебной скамьи в поликлиники

По новым стандартам – ФГОС третьего поколения, – которые вступят в силу уже в следующем году, в медицинских вузах будет полностью изменена система постдипломного образования. Выпускник медицинского университета сможет устроиться на работу в поликлинику уже на следующий день после получения диплома.

Однако, устроиться он сможет только терапевтом или педиатром – для всех остальных специальностей потребуется дополнительно обучение, которое врач сможет пройти в ординатуре, и получение аккредитации. Предполагают, что доучиваться будут около 65% врачей. Такая система призвана не только решить проблему кадров в медицинских учреждениях страны, но и максимально приблизить российскую систему обучения к западной.

Грозят ли нам врачи-недоучки?

Как повлияет отмена интернатуры на уровень подготовки выпускников медвузов беспокоит как общественность, так и ученых. Последние провели анализ уровня знаний, который показывают нынешние выпускники.

Исследование показало, что уровень знаний врачей-старшекурсников крайне низок, поэтому если они, получив диплом, устроятся в поликлиники и больницы страны, нам грозит волна недостаточно квалифицированных специалистов.

Эксперты считают, что вузовского образования для полноценного медицинского работника недостаточно. Однако сторонники новых стандартов утверждают, что эта проблема в ФГОС третьего поколения решена. В новой системе обучения большое внимание будет уделяться практическим занятиям и посещению специальных медицинских симуляционных центров, что должно улучшить подготовку будущих врачей и наделить их достаточными для работы знаниями.

Учиться, учиться, учиться

В том, как будет построена система постдипломного обучения по стандартам третьего поколения, до сих пор есть разночтения. В целом, постдипломное обучение в ординатуре будет длиться от двух лет (для терапевтов) до пяти (для нейрохирургов, трансплантологов и др.).

Пройдя определенный этап обучения, молодой специалист будет получать аккредитацию на новые специальности. Аккредитацию по новым стандартам – и это касается уже всех медицинских работников – будет получать каждый врач отдельно, а не медучреждение в целом, как это происходило раньше.

Однако порядок поступления до сих пор не разъяснен. Одни источники утверждают, что поступить в ординатуру сможет не каждый дипломированный медик. Сообщается, что для поступления на одно из направлений ординатуры необходимо отработать три года отработать в так называемом первичном звене поликлиники. По истечении этих трех лет молодой врач получит выбор – учиться дальше или продолжить работу на занимаемой должности. Этот срок не указан в документах, однако неоднократно упоминался в ходе пресс-конференций и интервью о новых стандартах.

Однако по другой информации, поступить в ординатуру будет возможно сразу же после получения диплома, без «практической наработки». Определенно можно сказать лишь о тех выпускниках медвузов, которые учились по «провинциальной квоте» - им в любом случае придется отработать не менее трех лет в родном регионе.

Проблема кадров

Сторонники нововведений неоднократно заявляли, что новые стандарты помогут полностью решить проблему существующую сейчас практически во всех регионах России проблемы нехватки медицинских работников. Благодаря новым программам обучения с упором на практику и использование специальных медицинских симуляторов, уже в ближайшие годы поликлиники наполнят молодые специалисты со свежими взглядами и самыми современными знаниями.

Таким образом отмена интернатуры призвана не только решить кадровую проблему, но и поднять общий уровень подготовки врачей.

Если об уровне подготовки врачей без интернатуры можно будет судить лишь когда новая система вступит в силу, то о недоверии к непривычно молодым врачам-выпускникам вузов можно говорить уже сейчас.

Несомненно, у многих пациентов, в особенности людей пожилого возраста, молодые специалисты, пришедшие на работу сразу же после окончания вуза, доверия не вызовут. Остается рассчитывать на то, что подготовленные по новой системе специалисты хорошо покажут себя на практике.

Однако это относится лишь к терапевтам, так как узкие специалисты, как и прежде, перед началом работы будут проходить дополнительное обучение в ординатуре, а значит, приступят к профессиональной деятельности в более «привычном» возрасте.

Примечательно, что отмена интернатуры скажется и на врачах, интернатуру давно закончивших. Новые стандарты подготовки врачей требуют введения личной аккредитации и постоянной переподготовки, а значит, проходить эту переподготовку придется и тем врачам, которые учились по старой системе.

Подтверждать квалификацию должны будут как врачи, так и средний медперсонал. Таким образом Минздрав планирует не только повысить уровень квалификации будущих специалистов, но и не дать уже действующим врачам отстать от своих молодых коллег.

Работающих специалистов обяжут каждый пять лет проходить курсы повышения квалификации, в ходе которых врачи будут в течение двух-четырех месяцев проходить переподготовку в вузах. Учитывая введение личной аккредитации врача и личной ответственности его перед пациентом, надо признать, что такая переподготовка будет совсем не лишней.

Но с другой стороны, такая система предусматривает еще и активное посещение тренингов, мастер-классов, семинаров, конференций и других мероприятий, к которым отечественные врачи просто не привыкли. Сработает ли система непрерывного обучения у российских врачей, покажет время.

  • Как вы оцениваете качество медицинского образования в России по сравнению с СССР

  • Голосовать

Наш эксперт - ректор Нижегородской государственной медицинской академии, профессор Борис Евгеньевич Шахов .

Достаточно одного диплома

Елена Шитова, «АиФ. Здоровье. Лекарственное обозрение»: Борис Евгеньевич, в чем принципиальное отличие нового учебного стандарта?

Борис Шахов: В отличие от предыдущего стандарта наши выпускники после получения дипломов будут иметь право самостоятельно работать врачами. Ранее они должны были сначала получить сертификат, для чего требовалось окончить интернатуру и/или ординатуру.

- Интернатура отменяется, что будет с ординатурой?

- Ординатура остается, ее продолжительность по всем специальностям обучения будет составлять 2 года. Она станет разновидностью последипломного образования для тех, кто хочет приобрести узкую специальность, например, работать кардиохирургом, неврологом и т. д.

- А где и кем сможет работать новоиспеченный специалист с дипломом медицинского вуза?

Выпускники медицинских вузов получат право работать в качестве врачей общей врачебной практики (включая как терапевтов, так и педиатров ОВП) в поликлиниках и центральных районных больницах.

Распределения нет, но…

Получается, что любой врач, прежде чем стать узким специалистом, будет обязан пройти «курс молодого бойца» на амбулаторном приеме пациентов в поликлинике или ЦРБ?

Не могу утверждать это со стопроцентной уверенностью, поскольку нормативная база реформы находится в стадии разработки, многое еще не ясно. Но пока я вижу такую схему: врач получает диплом и отправляется работать в первичное звено на некоторое время. Официальных документов нет, но в устной форме неоднократно озвучивались предложения определить величину этого периода в три года. После чего врач, если у него возникнет такое желание, сможет поступить в ординатуру.

В советские годы практиковалась система распределения молодых специалистов именно с трехлетним сроком обязательной отработки по месту направления. Сейчас происходит возвращение к подобной системе?

Распределение было признано нарушением прав, ограничением свободы человека, противоречащим Конституции. Вернуться к этой практике сейчас не представляется возможным. Новая система не ограничивает свободу выбора выпускника, но задает определенные условия, в рамках которых он будет реализовывать свой выбор.

Что делать тем, кто с детства видел себя в конкретной врачебной специальности, например, мечтал стать нейрохирургом? Три года на амбулаторном приеме после окончания вуза превратятся для такого выпускника в потерянное время, в течение которого он забудет навыки, приобретенные в вузе.

Думаю, что для одаренных студентов, для тех, кто твердо знает, чего он хочет, и уже со студенческой скамьи стремится изучить избранную специальность как можно глубже, будут узаконены особые условия поступления в ординатуру, не предусматривающие обязательной трехлетней стажировки в качестве врача ОВП.

Нет ли опасений, что эти особые условия станут «законодательной лазейкой» для многих нерадивых студентов, которые просто хотят устроиться на более комфортную должность без обязательной «отработки» в поликлинике?

Ни одна правовая система не может быть идеальной, невозможно полностью застраховаться от различных недобросовестных действий. Тем не менее вполне реально продумать такую схему, при которой данный фактор будет сведен к минимуму, например, учитывать участие в студенческой научной работе по выбранной тематике.

Все для первичного звена

Если все выпускники будут обязаны хотя бы три года отработать в первичном звене, то позволит ли эта мера решить кадровую проблему в поликлиниках и ЦРБ?

Думаю, что именно на решение кадровой проблемы в первичном звене и направлено в первую очередь реформирование. Амбулаторно-поликлиническая работа заявлена в качестве приоритета, и мы обязаны это учитывать при подготовке специалистов.

Не секрет, что работа в первичном звене не считается престижной среди выпускников медицинских вузов, в поликлинику идут в основном те, кто не нашел более привлекательного места работы. Может ли вуз изменить подобное отношение?

Не соглашусь по поводу привлекательности: сегодня есть такие поликлиники, где врач может проявить свои знания и навыки не в меньшей степени, чем в стационарах. Многие учреждения оснащены самым современным оборудованием. Наша задача как учебного заведения - показать студентам реальные возможности работы в поликлинике.

Раньше приоритет складывался в пользу стационаров, где изучались основные клинические дисциплины, а работе поликлиник уделялось значительно меньше учебного времени. Сейчас что-то изменится?

Начиная с 2014 года существенно увеличится количество занятий поликлинической направленности. На новые кафедры придут студенты-третьекурсники, и изучение клинических дисциплин будет напрямую связано с будущей работой врачей общей практики.

А кто будет преподавать эти поликлинические дисциплины - сотрудники академии или практикующие врачи из поликлиник?

Безусловно, мы будем привлекать для этой работы людей, имеющих большой практический опыт амбулаторного приема. При этом и сегодня среди наших сотрудников есть врачи, работающие в поликлиниках.

Куда уходят кадры

- Не пройдут ли свежеподготовленные врачи общей практики мимо поликлиник?

- Мне доводилось слышать, что почти треть выпускников медицинских вузов не доходит до учреждений здравоохранения, и мы в НижГМА решили этот вопрос изучить досконально. Начиная с 2008 года мы ведем мониторинг и отслеживаем: кто, когда и куда устроился работать после окончания академии. Ни о каких 30% говорить не приходится. По нашим данным, не приходят работать врачами 9,6% выпускников. Это, конечно, тоже много, но все же втрое меньше, чем принято считать. Думаю, что если бы все мои коллеги-ректоры провели подобные исследования, мы бы имели более объективную картину по стране.

- Где работают выпускники НижГМА?

Абсолютное большинство - 67% - остается в своем регионе, преимущественно в областном центре. Некоторые уезжают, причем многие в Москву и даже за границу. Около 16% врачей Москвы и Московской области - наши выпускники, некоторые из них трудятся вахтовым методом, их семьи проживают в Нижнем Новгороде.

- Столица - это прекрасно, но много ли выпускников попадает на село?

Для того чтобы стимулировать выпускников работать в сельских учреждениях здравоохранения, в Нижегородской области действует уникальная программа поддержки молодых специалистов, предусматривающая предоставление жилья и автомобиля. Эта программа существенно улучшила положение дел, хотя проблемы, безусловно, остаются. Не нужно забывать, что приток выпускников - это только часть решения кадровой проблемы, не менее важно оказывать влияние на отток специалистов. Сегодня даже на уровне Министерства здравоохранения России отток кадров признан основной причиной дефицита врачей.

Как объединить усилия

В последнее время много говорится о необходимости укрепления связи между высшей школой и предприятиями. Но в отношении здравоохранения об объединении говорить сложно, так как вузы сегодня отдельно, а медицинские учреждения отдельно. Можно ли сделать, как в советское время, чтоб клинические базы находились в действующих медицинских учреждениях?

Действительно, раньше все клинические кафедры действовали на базах лечебных учреждений, что позволяло одновременно решать несколько задач. С одной стороны, это давало неоценимый эффект в плане обучения студентов, с другой - оказывало помощь в лечебном процессе, поскольку пациентов консультировали ведущие специалисты вуза, профессора и доценты. Затем каждое учреждение стало отдельным хозяйствующим субъектом, что существенно осложнило взаимоотношения лечебных учреждений и вузов. Если вуз не имеет своей клинической базы, то приходится искать различные пути взаимодействия с медицинскими организациями.

Сейчас в соответствии с Гражданским кодексом вуз и больница могут заключить либо договор аренды, либо договор безвозмездного пользования. Но даже при безвозмездном пользовании придется оплачивать коммунальные услуги, составляющие достаточно крупную сумму, которую вузам просто не потянуть.

- Какие пути решения проблемы вы видите?

В настоящий момент мы ищем эти пути во взаимодействии с органами власти, включая правительство Нижегородской области и Законодательное собрание. Радует, что и наша академия, и региональное министерство здравоохранения хотели бы выработать единый правовой подход. Но для кардинального решения требуются нормативные акты федерального уровня. И определенные подвижки в этом направлении постепенно появляются. В частности, правительство РФ разрешило студентам-медикам находиться с учебной целью в клиниках. Следующим шагом, как я полагаю, должно стать разъяснение, кто должен с этими студентами заниматься и на каких основаниях.

- Размещение кафедр в поликлиниках тоже требует правового урегулирования?

- Требует, но, надеюсь, в этом случае для нас проблема должна решиться проще, поскольку мы планируем разместиться на базе Приволжского окружного медицинского центра. Это федеральное учреждение, как и наша академия, у нас одинаковая форма собственности, что уменьшает количество возникающих вопросов. Кроме того, мы ставим перед руководством области вопрос о том, чтоб академии в качестве базы полностью передали одну из городских поликлиник.

Больше хорошей практики

В интернатуре молодые доктора, работая под руководством опытных коллег, получали важнейшие практические навыки, которые сложно выработать в процессе обучения в вузе. Где они получат эти навыки после отмены интернатуры?

Знаете, я всегда говорю своим студентам: чтобы не бояться сложных профессиональных ситуаций, поработайте в «горячих цехах»: приемном отделении, на скорой помощи или в реанимации. Тогда с какой бы проблемой вам ни пришлось встретиться в дальнейшем, вы не растеряетесь и сумеете оказать больному помощь. Сегодня среди студентов много тех, кто совмещает учебу с работой в учреждениях здравоохранения, и это дает хорошие результаты.

- А в самом вузе студенты смогут получить практические навыки?

Конечно, число часов на изучение практических дисциплин увеличилось. Причем если раньше студенты отправлялись непосредственно к больным, то сейчас у них появилась возможность отработать навыки на специальных тренажерах. Во всех вузах открываются центры симуляционного обучения, и наша академия не исключение. У нас уже действуют симуляционные центры по хирургии и по стоматологии, готовится к установке закупленное оборудование по акушерству и гинекологии. В ближайшей перспективе - приобретение уникального для России стоматологического комплекса, предусматривающего возможность не только обучения, но и трансляции и видеозаписи мастер-классов.

- За счет сокращения каких предметов будет достигнуто увеличение практических занятий?

Прежде всего из программы ушел достаточно большой объем общественных наук, сейчас идеологические дисциплины студенты не проходят. Кроме того, снижено количество часов на некоторые теоретические предметы, включая химию и физику, а также на иностранный язык.

Дистанционный консилиум

Допустим, специалист, успешно освоивший всю программу обучения в вузе, отправляется самостоятельно работать в отдаленный район, где посоветоваться не с кем. А у него никакого опыта работы, даже интернатуры нет. Как быть?

Знаете, раньше ведь интернатуры тоже не было. Врачи учились пять лет, а затем отправлялись на самостоятельную работу, и в том числе - в отдаленные районы. Именно так было с моими родителями, причем маму в свое время распределили единственным врачом на строющуюся Горьковскую гидроэлектростанцию. А там контингент был весьма сложный, работали самые разные люди, включая бывших зеков. Так что пришлось разбираться не только с аппендицитами, но и с ножевыми ранениями. Как справлялись? Книги с собой брали, лекционные записи, ездили в ближайшую ЦРБ на консультацию.

К сожалению, сегодня молодые специалисты почему-то боятся обращаться за советом к опытным коллегам. Нужно такое отношение изживать, поскольку коллегиальность всегда была отличительной чертой медицины. Кроме того, сегодня современные средства связи позволяют проводить дистанционные консилиумы.

Вчерашнему студенту психологически проще обратиться к своему преподавателю, а не к опытному коллеге. Может ли академия как-то помочь своим выпускникам в дальнейшей работе?

Сейчас мы запустили пилотный проект, распространяющийся пока только на пять районов нашего региона. Он предусматривает применение телемедицинских технологий для проведения онлайновых консультаций врачей из отдаленных учреждений с ведущими специалистами НижГМА. В 2014 году мы планируем оборудовать медиацентр в главном здании академии, где будет доступна связь с любой больницей Нижегородской области. В результате каждый врач сможет посоветоваться с преподавателем академии.

- По каким разделам медицины будут проводиться консультации?

В первую очередь по акушерству и гинекологии, поскольку одной из самых важных задач нижегородского здравоохранения является снижение материнской и детской смертности. Будут проводиться консультации по хирургии, педиатрии и всем неотложным состояниям.

Процесс должен быть непрерывным

Скажите, положа руку на сердце, готов ли на самом деле выпускник медицинского вуза к самостоятельной работе?

Невозможно выпустить из вуза врача, готового к работе на все 100%. И это не зависит от того, есть интернатура в программе или нет. В нашей профессии, как ни в какой другой, важно перенимать опыт у коллег, адаптироваться и, конечно, постоянно обучаться.

Фото: РИА Новости / Борис Ушмайкин

Сейчас нередко раздаются упреки в том, что высшая школа взяла за основу западную многоуровневую систему высшего образования, включающую бакалавриат и магистратуру, в то время как система подготовки врачей в Советском Союзе считалась в свое время образцовой. Надо ли было вообще «огород городить»?

Думаю, что совершенствование в любой сфере необходимо, но важно, чтоб изменения были эволюционными, а не революционными. Не нужно разрушать «весь мир до основания», необходимо брать лучшее и развивать его дальше.

Что касается новых образовательных стандартов, то я не вижу трагедии в их внедрении. Я уже говорил, что интернатуры раньше не существовало, но это не мешало подготавливать квалифицированных специалистов. Более того, реформа включает ряд моментов, которые я однозначно оцениваю как позитивные. Это касается в первую очередь последипломного образования.

Сейчас раз в пять лет врач обязан пройти курсы повышения квалификации, где он в течение двух-четырех месяцев слушает лекции в вузе. Не думаю, что такой способ пополнения знаний является оптимальным. За рубежом принята другая система, которая будет внедряться и у нас. Она предусматривает непрерывное обучение врача путем его участия в научных конференциях, семинарах, посещении мастер-классов и тренингов ведущих специалистов и т. д.

Таким образом, врач пополняет свои знания постоянно, что является залогом его успешного развития. Наша профессия предполагает ежедневное обучение, и если ты перестаешь учиться, ты умираешь как врач.

Получение диплома в медицинском ВУЗе еще не означает, что можно приступать к самостоятельной работе: прежде чем, начать карьеру врача, от молодого специалиста требуется обязательное прохождение интернатуры по одной из многочисленных врачебных специальностей. Занимает это от одного до двух лет и требует определенных разноплановых усилий, так как молодого врача могут не устраивать специальность, место прохождения интернатуры, необходимость платы за обучение

Платное и бесплатное прохождение интернатуры

Если Вы обучаетесь в ВУЗе по контракту, то рассчитывайте, что, скорее всего прохождение интернатуры будет также платное, без каких-либо гарантий трудоустройства. Учеба на бюджетной основе обычно подразумевает дальнейшее бесплатное обучение в интернатуре, с последующим обязательным трудоустройством.

Следует также учитывать, что цены на обучение (в том числе прохождение интернатуры) в разных медицинских ВУЗах (и даже на различные специальности) могут существенно отличаться. Поэтому при возможности сравните их заранее (в том числе с помощью интернета).

Ориентируйтесь на то, что ежегодно сумма оплаты за обучение в интернатуре увеличивается на 5-15%, и если Вам предстоит учиться полтора или два года, позаботьтесь, чтобы в контракте оговаривалось, что сумма меняться не будет. К тому же можно сразу внести оплату за весь период прохождения интернатуры.

Вместе с тем, даже при обучении в ВУЗе по контракту есть теоретическая возможность прохождения интернатуры бесплатно. Для этого надо найти лечебное учреждение, администрация которого готова взять Вас к себе на работу по определенной специальности и оплатить обучение в интернатуре. Да, обычно это отдаленные от областных центров места и специальности не самые престижные, но зато бесплатно!

Кстати, если Вы согласитесь на такой вариант, совсем не обязательно после прохождения интернатуры ехать в эти дали на работу. Поступление на учебу в клиническую ординатуру или на очную форму аспирантуры освобождает от обязательной отработки трех лет по месту распределения. Правда при этом администрация больницы может взыскать с Вас деньги за обучение в интернатуре, но такое случается крайне редко, обычно есть все возможности расстаться мирно.

Значительно проще, если Вы закончили обучение в ВУЗе на бюджетной основе. В таком случае прохождение интернатуры должно быть бесплатным, плюс обязательная ежемесячная выплата зарплаты врача-интерна (сумма достаточно символическая, но все-таки).

Тем не менее, бдительности не теряйте! Вполне может быть, что бесплатное обучение в интернатуре Вы пройдете, а на работу поедете очень далеко от своего дома. Или наоборот: Вы житель областного центра, на период прохождения интернатуры остаетесь в родном городе с последующим трудоустройством, но специальность - совсем не то, о чем Вы очень и очень мечтали. Вот здесь и может пригодиться обучение в интернатуре по контракту, как запасной вариант, чтобы остаться дома и с желаемой специализацией.

Прохождение интернатуры: очная и заочная часть

Очная часть обучения в интернатуре всегда проводится на базе профильной кафедры медицинского ВУЗа, а значит в крупных городах, чаще областного значения.

Но даже здесь могут быть свои отличия, если, например, обучение в интернатуре предлагают две (или более) конкурирующие кафедры, с разным уровнем оснащенности оборудованием и укомплектованности подготовленным персоналом больницы. Поэтому надо заранее узнать (в том числе у предыдущих поколений врачей-интернов), где прохождение интернатуры будет оптимальным, и продумать, как это осуществить.

Сложнее с заочной частью обучения в интернатуре: ведь в начале карьеры врача Вас могут направить как в центральные районные больницы, так и в больницы небольших городов.

Страшного в этом вроде бы и ничего нет, но, попав для прохождения интернатуры в город «на краю географии», Вам дополнительно надо будет решать как минимум вопрос проживания и поездок домой. Ну а как максимум - объективно сравнивать уровень районной и областной больниц, мягко говоря, не корректно.

Поэтому - опять же заранее - лучше продумать варианты, как остаться для заочного прохождения интернатуры в областном центре.

Прохождение интернатуры – как, чему и у кого учиться?

Следующий вопрос, логично вытекающий из предыдущего обсуждения - кто и чему научит молодого врача в начале карьеры?

А вот тут все или почти все зависит от Вашей инициативы, настойчивости, любознательности, работоспособности. Потому что когда у врача-интерна есть стремление пройти обучение в интернатуре с максимальной пользой, он изыщет для этого возможности в любой, даже в самой, казалось бы, неподходящей обстановке. И, соответственно, наоборот.

Чтобы прохождение интернатуры оказалось достойным началом карьеры врача, постарайтесь в отделении, за которым Вы закреплены на заочной интернатуре, определить одного-двух «идеальных специалистов». Это те, кто работают не менее пяти-десяти лет, пользуются заслуженным авторитетом у коллег и пациентов, не потеряли интерес к тому новому, что происходит в медицине, и при этом охотно отвечают на вопросы профессионального характера и вообще делятся врачебными знаниями и опытом.

Чем больше Вы будете находиться рядом с ними на работе (включая и ночные дежурства, посещение которых при прохождении интернатуры не ограниченно), тем быстрее сможете войти в доверие (в хорошем смысле этого слова). Потому что иначе выполнение многих манипуляций в период прохождения интернатуры вообще могут не доверить, так как за врачебные ошибки интерна ответственность несет заведующий отделением и кафедральный куратор интернатуры.

Но в начале карьеры врача лучше несколько месяцев простоять в операционной вторым или третьим ассистентом хирурга, чем знать ход выполнения операции только по книгам или конспектам.

А если врач видит, что интерн проявляет искренний интерес к своей будущей профессии - появляется реальная возможность научиться многому не только в теории, но и на практике. Тем более что минимальный срок обучения в интернатуре - один год, половина из которого приходится на заочную часть, а этого уже достаточно, чтобы освоить азы специальности.

Успехов Вам и удачи!

Реформа образования идет семимильными шагами и внедряется уже не только в средней школе – новые стандарты обучения добрались и до системы высших учебных заведений. Новые изменения на этот раз коснулись медицинский образовательный учреждений.

Начиная с 2016 года в российских медицинских вузах отменяется интернатура. Это связано с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) третьего поколения. Но что это значит для простых обывателей? Специалисты в данной области утверждают, что такой подход к обучению будущих врачей может отрицательно сказаться на уровне подготовки целителей в белых халатах.

Уровень знаний врачей может снизиться

Ученые провели анализ уровня знаний выпускников медицинских вузов и отметили, что на данный момент, еще до грядущих изменений, он очень слабый. Получается, что теперь, едва получив диплом, новоиспеченные медработники, вместо прохождения интернатуры, обязаны приступать к работе в медицинских учреждениях в полном объеме.

Эксперты также отмечают, что дипломного образования для работы в поликлиниках может быть недостаточно. Многих волнует вопрос, смогут ли вчерашние студенты-медики оказать качественную помощь. Именно поэтому в новом стандарте обучения предусмотрена усиленная практическая подготовка будущих врачей, в том числе и на специальных медицинских симуляторах. А после получения диплома, каждый врач просто обязан раз в пять лет проходить дополнительное обучение и пополнять свои знания.

Ординатуру никто не отменял

Однако ординатура остается. То есть, студент, оканчивая университет, работает некоторое время врачом, набирается практического опыта, а затем поступает в ординатуру по своему профилю. Пока что фигурирует цифра три года. В документах ничего не написано, но уже неоднократно в устной форме обговаривался именно этот срок. Ровно столько времени понадобится врачу для прохождения «курса молодого бойца» в первичном звене (будь то амбулаторный прием пациентов или другая работа в поликлинике).

Затем, если у врача возникнет желание, он сможет поступить в ординатуру. При этом сроки последней также решили увеличить. В зависимости от специальности, последипломная подготовка составит от года до пяти лет.

Проблема кадров решена

Как заявляют члены координационного совета, отмена интернатуры в 2016 году обеспечит практически полное решение проблемы, относительно нехватки кадров в области медицины. ФГОС третьего поколения полностью изменит характер подготовки студентов-медиков. С теоретического сегмента акцент будет смещен в сторону практики. В поликлиники страны хлынут молодые специалисты со своим багажом знаний и свежей точкой зрения на многие медицинские вопросы. Кроме того, медработники обязаны будут проходить аккредитацию специалистов в области медицины.

Новые медицинские модели

Новые модели обучения повсеместно реализуются как в школах среднего образования, так и в высших учебных заведениях. В результате упразднения интернатуры в 2016 году может полностью измениться схема обучения в медицинских учреждениях России.

Обновленный образовательный стандарт требует отмены интернатуры, в зависимости от ряда важных причин, одной из которых является нехватка количества докторов на амбулаторных участках в муниципальных клиниках. В научные планы новой медицинской модели входит повышение уровня знаний студентов-медиков за счет расстановки акцентов на практическую подготовку и профессиональные дисциплины. Под началом преподавателей, молодые специалисты будут проводить работу с пациентами, получая необходимый практический опыт.

Раз в пять лет врач должен проходить курс повышения квалификации, который заключается в посещении лекций в вузе на протяжении двух-четырех месяцев. Данный способ получения знаний не является оптимальным, поэтому планируется внедрение зарубежной системы, которая предусматривает посещение тренингов и мастер-классов ведущих специалистов, активное участие в семинарах, научных конференциях и т.д. Таким образом, осуществляется непрерывное обучение, врач повышает свой уровень знаний постоянно, а это является залогом его успешного развития.