Как провести урок физической культуры с пользой. Список использованной литературы
Физкультура в США
Спорт в США — одна из национальных идей, а школы — резерв для национальных сборных. Поэтому уроки физкультуры здесь не просто занятия, а целая система, в которую вовлечены почти все ученики.
У каждой школы есть своя полноценная площадка: баскетбольная, бейсбольная, для американского (или европейского) футбола. Многие школы оснащены бассейном. Почти все принимают участие в межшкольных соревнованиях, которые даже показывают по местному телевидению для пропаганды спортивного образа жизни с самого раннего детства.
Имена игроков пишут на экране, а одноклассники болеют за своих на стадионе или дома перед телевизором
Вспомните любой американский фильм про подростков или школу. Там обязательно будет что-нибудь про местных спортсменов, школьную команду и чирлидерш. Дворовая культура спорта тоже хорошо развита в США. Правда, вместо популярного в России уличного футбола, американцы больше любят баскетбол, бейсбол, пробежки и даже йогу на улицах.
Большая часть уроков физкультуры завязана на соревнованиях и командной работе. С первых классов вместе с традиционной разминкой ученики занимаются на школьном стадионе, участвуют во внутришкольных и межшкольных соревнованиях. У школьника всегда есть возможность выбрать любимый вид спорта.
Часто урок начинается не с разминки, а с молитвы. Впрочем, такая практика имеет место только в отдельных штатах.
Разминка в начале урока очень долгая и насыщенная. Детей заставляют много бегать, играть в примитивные командные игры с мячом, догонялки, перепасовку. По словам американских педагогов, такой подход к уроку помогает решить три проблемы: разогреть мышцы перед игрой, позволить детям выплеснуть накопившуюся за предыдущие уроки энергию, организовать класс в единую команду, что особенно работает в классах с плохой дисциплиной.
Вторая часть урока — фитнес. Во многих школах действует такая система: ученики делятся на группы и каждая группа несколько минут занимается каким-то одним видом активности. Прыгает через скакалку, кидает мяч, отжимается. Через несколько минут группы меняются.
Сделано это для того, чтобы ученики могли понять, какой вид спорта и какой вид нагрузок вообще им ближе. Ведь всегда есть тот, кто любит бегать, а есть тот, кому больше по душе играть с мячом.
Последнюю часть урока уделяют игре. В случае со школьными уроками — это чаще всего баскетбол или волейбол.
В некоторых крупных школах занятия физкультурой в старших классах полностью заменяют разные секции
То есть ученик, например, записывается на бейсбол и занимается им в середине школьного дня, чтобы не было возможности прогулять и можно было сделать перерыв в «сидячей учёбе».
В школах США, кроме уроков физической культуры, с 1986 года действуют обязательные специальные программы «Вызов президента». Это тесты по физической подготовке детей от шести до 17 лет. Программа «Вызов президента» содержит пять видов упражнений: бег на милю, челночный бег 4×39 футов, подтягивание в висе, сгибание туловища из положения лёжа, наклоны вперёд.
В Америке в обязательном порядке создают команды обоих полов по всем видам спорта, кроме американского футбола. Конечно, для такого разнообразия физподготовки нужно много преподавателей. В таких школах работают до десяти учителей физкультуры и тренеров по отдельным секциям.
Высокий балл по физкультуре часто помогает поступить в колледж при прочих равных с другими абитуриентами
За сильного спортсмена колледжи готовы побороться между собой.
Кстати, в США есть специальные спортивные клубы для детей и взрослых с лишним весом. Вход в такой клуб разрешён только людям, чей вес сильно больше нормы. Например, в Чикаго и Далласе вес должен превышать норму на 23 килограмма. Полным людям психологически непросто ходить в обычные клубы и бассейны, а в специализированных клубах у них не возникнет подобных проблем, так считают организаторы этого спортивного досуга.
Физкультура в Японии
В Японии здоровье граждан — часть национальной идеи, поэтому физическому воспитанию в школах уделяют очень много внимания. Тут преподают не спорт, а именно физическую культуру.
Зарплата учителя физкультуры зачастую равняется зарплате директора крупного завода. В школе, как правило, преподаётся 8-10 видов спорта, и для каждого есть свой преподаватель.
Учитель физкультуры в Японии — не просто физрук, он должен иметь ещё и медицинскую квалификацию
Пожалуй, ни в одной стране мира нет такого внимательного отношения к здоровью школьника. Уже в первом классе ребёнка тестируют и выявляют проблемы со здоровьем, анатомические особенности и склонности к определённым видам нагрузок. Если у школьника обнаруживаются проблемы со здоровьем, учитель физкультуры ведёт его до самого окончания обучения. Составляет программу питания, особые упражнения. Главная цель — выпустить из школы здорового человека, который знает особенности своего организма, владеет культурой движения и питания.
Физкультура в Японии у младших школьников
Японцы любят командную работу и изобретают игры для школьников, где можно побегать и заодно получить какие-то навыки ориентирования, проявить смекалку и выработать дисциплину.
В Японии приветствуются занятия единоборствами с детства: в школах очень много секций каратэ, сумо, джиу-джитсу и других
Здесь развита культура спортивных клубов, многие школьные секции тесно связаны с клубами, в которых ученик сможет состоять всю жизнь. Школьные клубы называются «букацу». В этих кружках школьники кроме спорта занимаются изучением иерархии и церемоний. Назначается староста, его заместитель, а внутри может создаваться дополнительная структура. Например, главный по хозяйственной части (следит за износом мячей, бит, флажков), главный по бухгалтерии (на кружки скидываются родители учеников), главный по расписанию и так далее. Таким образом школьники приобретают навыки социализации и знания структуры общества.
Занятия единоборствами в «букацу»
Что касается иерархии, то в «букацу» она очень строгая. Например, в кружке пинг-понга в некоторых школах первый год новые члены в основном подбирают мячики, отлетающие во время игры. Они убирают зал, смотрят на игру и почти не тренируются.
Каждому гражданину Японии с детства известно слово «ундокай». Переводится примерно как «спортивная встреча». Это может случиться в любом возрасте: японца могут позвать бегать, прыгать и участвовать в соревнованиях. «Ундокай» — это долгие показательные выступления: соревнования в беге на разные дистанции, эстафеты, прыжки в мешках, подвижные игры, разные конкурсы. Зрители должны сидеть по пять-шесть часов или под открытым небом, или под тентами, на трибунах или на циновках — в зависимости от местных условий. Это событие проводится каждый год начиная с детского сада, потом — в школе и в университете.
«Ундокай»
Начинается «ундокай» с построения, шествия с флагами, напоминает парад. К организации мероприятия привлекают родителей, которые с семи утра устанавливают оборудование, приносят с собой еду и устраивают пикники. Команды детей маршируют, исполняют комплекс утренней гимнастики, танцуют групповой танец, кричат речёвки.
Кроме спортивных состязаний классический в Японии вид соревнования — закидывание маленьких мячиков в корзину на шесте
За определённое время команда должна забросить больше мячей, чем соперник.
«Ундокай» длится по пять-семь часов, родители, соседи и учителя за это время могут познакомиться друг с другом. Всё это — часть системы подготовки ребёнка к взрослой японской реальности, где очень важна дисциплина, трудолюбие, умение работать на благо команды и на результат.
Детский оркестр во время проведения «Ундокай»
В развитии физкультуры и спорта в Японии можно уловить влияние китайских обычаев и буддизма. Например, популярны секции конного поло, кемари (игра на ловкость и быстроту) и танцы.
В начальной школе (первый-шестой классы, возраст — 6-12 лет) предусмотрено не меньше трёх часов занятий физической культурой и спортом в неделю. Программа начальной школы: общая физическая подготовка, гимнастика, лёгкая атлетика, плавание, игры с мячом, танцы, формирование навыков здорового образа жизни. По программе дополнительных занятий каждый ученик обязан посещать занятия в спортивном клубе не реже одного раза в неделю.
В старших классах более 40% школьников занимаются спортом не менее девяти часов в неделю, а остальные 60% тратят на физкультуру два-три часа в неделю — это обязательный минимум.
В Японии есть лига школьного бейсбола, которую показывают по телевизору. Зрители обычно болеют за школу в своём районе
Победившие в каждом регионе (нужно выиграть пять матчей) едут на главный стадион страны — Косиэн, префектура Хёго. Там в течение нескольких дней проходит главный чемпионат школьного бейсбола. Всё это показывают по телевизору, а имена старшеклассников пишутся на экране, как во взрослом спорте. Для многих мальчишек Косиэн — это главная школьная мечта. Девочек на этот стадион берут болельщицами, они готовят танец и кричалки.
Женская бейсбольная команда
Физкультура в Англии
В Великобритании есть только три предмета, обязательных в течение всей школьной учёбы — это математика, английский язык и физкультура. Кроме традиционной физической культуры школьнику там дополнительно предлагаются разные виды спорта. Практически во всех школах есть бассейны, площадки для тенниса, баскетбола и футбола, любимые англичанами лужайки для гольфа, площадки для крикета или сквоша. Школьник может выбрать сразу несколько видов спорта — от гребли до верховой езды. При этом в некоторых школах обязательны занятия балетом для девочек.
Британские школьники занимаются метанием диска
Физическая культура для школьников Англии примечательна тем, что ученики могут выбирать и среди нетрадиционных видов спорта. Например, в 2006 году английское агентство по активным видам спорта и музыкальному маркетингу (KAOS) внедрило концепцию активных видов спорта в школе — ASIS. Цель этой программы — привлечь как можно больше молодёжи к скейтбордингу.
ASIS добилась того, что скейтбординг перестал быть роскошью для обычных школ. Во многих из них появились специальные площадки для этого занятия
В средних школах действует программа под названием «Физическое воспитание как подготовка к жизни». Как и в США, здесь уделяют внимание межшкольным соревнованиям и внеклассным тренировкам. Турпоходы для школьников, выезды на природу, спортивное ориентирование. Ответственность за эту работу возложена на специальный орган — Национальный совет школьного спорта.
Занятие по крикету
Начиная с 11-13 лет школьники сами решают, каким видом спорта они будут заниматься в текущем триместре.
Перечень видов спорта, которыми можно заниматься в британской школе-интернате, огромен. Это хоккей на траве, крикет, бадминтон, фехтование, гольф, плавание, гребля, водное поло, парусный спорт, сквош, спортивная стрельба, конное поло, стрельба из лука, йога, скалолазание и многое другое. В некоторых школах есть, например, свои конюшни.
Самые популярные командные виды спорта — регби и футбол среди мальчиков, нэтбол (женский баскетбол), хоккей на траве
Спортивная программа каждой школы индивидуальна. Но чаще всего занятия физкультурой длятся полтора часа и проходят в дневное время два-три раза в неделю. А в выходные команды соревнуются со сборными других школ. Кроме того, есть время для индивидуальных занятий «Activity slots» — их время не ограничено.
Соревнования по регби
Физкультура в других европейских странах
Стандарты занятий физической культурой в разных странах Евросоюза не сильно отличаются друг от друга, и в целом похожи на российские. Уроки физ-ры обязательны и длятся от полутора до четырёх часов в неделю. Но есть свои особенности.
Во Франции во многих школах между занятиями бывают двухчасовые перерывы, во время которых можно играть в футбол, пинг-понг, баскетбол
Кроме того, есть обязательные занятия физкультурой — три-четыре часа в средней и старшей школе. Физическая культура начинается ещё в детском саду — обязательно не меньше шести часов в неделю. Детей с четырёх лет учат прыгать, бегать, держаться на воде. Стадионов и спортивных площадок для внеклассных занятий во Франции очень много. Но не всегда они используются в полном объёме. Бывает, что стадионы пустуют, особенно в небольших городах. Во Франции всё зависит от конкретной школы — программа может сильно отличаться. Где-то есть спортивные секции и кружки, где-то есть только один внеклассный вид спорта, но физкультура для всех школьников обязательна.
В Германии популярно членство в разных клубах, в том числе и спортивных. Например, если ученик занимается в секции футбола, то он может вступить в местный футбольный клуб, это очень приветствуется. Членство в таких клубах платное, но, как правило, не очень дорогое. У членов клубов свои традиции, съезды и мероприятия. Во многих школах в начальных классах занятия физкультурой проводятся ежедневно, дальше предусмотрено три-четыре часа в неделю. В Германии также проводятся межшкольные соревнования, особенно популярны «Молодёжь тренируется для Олимпиады» — соревнования для учащихся начальной школы. Они проводятся на городском и районном уровне по 12 основным олимпийским видам спорта. Со школами тесно сотрудничают спортивные клубы по этим видам спорта.
В Италии популярна культура дворового футбола, особенно в небольших городах. Дети и взрослые часто устраивают соревнования между дворами, а новости о любительских матчах выходят в местных газетах. Физкультура обязательна для итальянцев в течение 13 лет основного образования — для всех детей, не исключая детей с ограниченными возможностями. Для них проводят адаптированные занятия. Обучение в дополнительных секциях чаще всего платное.
Во многих европейских странах в небольших городах дети добираются до школы на велосипеде. Особенно популярна такая практика в Голландии, Финляндии и Франции, поэтому и велоспорт в этих странах в почёте со школы. Ещё в Европе во многих школах на переменах дети могут играть в настольный теннис, аэрохоккей или подтягиваться на турниках.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
ГИМНАЗИЯ № 628
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«АЛЕКСАНДРИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
Проблемы урока физической культуры
глазами учащихся
Иванова Анна Геннадьевна
Учитель физкультуры ГБОУ № 628
Санкт-Петербург
2016
Ведение здорового образа жизни, занятия физической культурой и спортом всегда были важны в нашей стране, а за последние 5-6 лет вышли на первые позиции по значимости. Достаточно вспомнить внедрение третьего урока в программу по физической культуре в школе, возрождение комплекса ГТО. Огромным толчком к этому послужило проведение зимних Олимпийских Игр в Сочи. Но, не смотря на это, наблюдается странная тенденция: интерес к уроку физкультуры в школе падает.
Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с мотивами и интересу школьников к уроку физической культуры.
ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ
КАК ДОЛЖЕН ПРОХОДИТЬ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В основной части работы мы хотим выяснить, какое место занимает физкультура в школе вообще и в нашей гимназии в частности для того, чтобы понять угасает ли интерес к урокам физкультуры или нет.
Сегодня существует много литературы по данной проблеме. В нашей работе мы использовали учебные пособия и учебники по физической культуре.
Изучив доступную литературу, мы получили следующую информацию: физическая культура это часть общей культуры общества, которая направлена на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, а также имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. То есть без физкультуры учебный процесс невозможен.
Как же должна проходить физкультура в школе? Физкультура в школе проходит либо в специально оборудованном спортивном зале, либо на улице, также на специально оборудованной площадке, если она имеется. И в спортзале, и на площадке должны быть созданы определенные условия, согласно нормативам. В спортзале нормативы регламентируют, сколько школьников может заниматься на данной площади, какова должна быть высота потолков, вентиляция и отопление, сколько должно быть раздевалок, сколько душевых комнат, какие спортивные снаряды должны присутствовать. На площадке нормативы регламентируют, каким образом должны располагаться ворота для футбола, баскетбольные корзины и волейбольные сетки.
Урок является основной формой организации занятий по физической культуре в школе. Отличительные черты урока следующие: постоянный состав учащихся, соответствие учебного материала утвержденной программе и рабочему плану, точное расписание занятий, применение различных методов обучения, руководящая роль учителя.
Каждый урок состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть, или разминка, готовит организм к нагрузке. В основной части урока даются теоретические сведения, осуществляется обучение технике движения, воспитание физических способностей - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Заключительная часть предназначена для того, чтобы организм правильным образом пришел в норму, наладилось дыхание и пульс. В конце урока проводятся специальные упражнения, способствующие снижению функционирования всех систем организма до исходного уровня, снятия повышенной эмоциональности учащихся
КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Еще физкультура в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности детей.
Но социальная активность современных детей реализуется сейчас в основном через социальные сети, сидя за компьютером, а недостаток двигательной активности у школьников неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьезным нарушениям здоровья.
Приобретенные в школьном возрасте двигательные умения и навыки, а также физические, интеллектуальные, волевые и другие качества становятся базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми, воинскими и другими специальными двигательными действиями, дальнейшего физического совершенствования в зрелом возрасте. Не меньшее значение имеет вклад школьного физического образования в развитие личности молодых людей, формирование их мировоззрения и жизненной позиции, морального облика, интеллектуальной и эстетической культуры, волевой устремленности.
КАК ПРОХОДИТ ФИЗКУЛЬТУРА В НАШЕЙ ГИМНАЗИИ
В нашей гимназии физкультура проходит три раза в неделю, каждый урок длится 45 минут, независимо от возраста учащихся. Один раз за время обучения в школе дети имеют возможность один урок в неделю на протяжении учебного года заниматься в бассейне, обычно это параллель третьих классов. В течение учебного года мы на уроках физкультуры занимаемся легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными и подвижными играми, кроссовой подготовкой. Гимназия располагает двумя спортивными залами, размерами 24х12 метров с соответствующей разметкой. В залах есть оборудование для занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми. Для занятий гимнастикой есть снаряды: гимнастический конь, гимнастический козел, гимнастическое бревно, параллельные брусья, шведские стенки, гимнастические канаты, скамейки с зацепами для прохождения полос препятствий. Также имеется разнообразный инвентарь для занятий гимнастикой: гимнастические маты для акробатических упражнений, обручи, скакалки, медицинболы (утяжеленные мячи), гимнастические коврики. Для занятий подвижными и спортивными играми (в нашем случае это баскетбол, волейбол и пионербол) залы оборудованы баскетбольными щитами (по 4 штуки в каждом), волейбольными сетками. В наличии есть также баскетбольные и волейбольные мячи, точного количества которых мы не знаем, но их хватает обычно для всех занимающихся детей, то есть примерно по 25-30 мячей каждого вида. Занятия легкой атлетикой проходят осенью и весной, в первой и четвертой четвертях. Наиболее удобно заниматься легкой атлетикой на улице. Бег на короткие и длинные дистанции, метания на дальность, прыжки в длину с разбега в зале не проведешь. Но у гимназии нет стадиона, и погодные условия в Санкт-Петербурге далеко не всегда позволяют выйти на улицу. В зале можно отработать только технику отдельных элементов: правильность стартовой позиции для длинного и короткого бега, исходные положения для прыжков и метания, передачу эстафетной палочки. Но есть и нормативы и упражнения и в легкой атлетике, которыми можно заниматься в зале: прыжок в длину с места, метания на точность, челночный бег, круговая эстафета. Для этого имеется инвентарь в виде теннисных мячей (они подходят для метания в зале), эстафетных палочек, различных конусов (с их помощью можно размечать дистанцию для челночного бега), также имеется специальная стационарная разметка для прыжков в длину, мишени для метания на точность, стойки и планка для прыжков в высоту, стартовые колодки.
Когда мы выступаем на районных соревнованиях за нашу гимназию, мы бываем в других школах и можем сравнивать. Очень многие школы изначально спроектированы так, что в них только один спортивный зал, гимнастическое оборудование, а именно снаряды, есть очень в редких школах, даже количество баскетбольных щитов больше двух в зале – мало где встречается.
ЧТО ВЛИЯЕТ НА ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ К УРОКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАШЕЙ ГИМНАЗИИ
Но, не смотря на прекрасные возможности нашей гимназии, мы наблюдаем на уроках физкультуры в нашем классе спад интереса к уроку. Сведения, которые нам дали учителя физкультуры о том, какова ситуация в других классах нашей гимназии, говорят о том, что дети стали заниматься физкультурой менее охотно, чем раньше. И чем старше дети, тем меньше у них желания для занятий. Вот тогда-то нам и стало интересно выяснить причины этих изменений. Для того, чтобы понять причины, мы решили опросить детей разных возрастов с помощью анкетирования. В анкетировании принимали участие дети из 1А, 3В, 5А, 5Б, 7В и 8А классов, общим количеством 164 человека. В анкете были следующие вопросы:
- нравится ли вам урок физкультуры?
- что вам нравится в уроке больше всего и почему?
- что не нравится и почему?
- что бы вы хотели добавить в урок?
- занимаетесь ли вы физической культурой и спортом где-либо еще кроме гимназии, где занятия Вам нравятся больше и почему?
Ниже мы представляем результаты проделанной работы.
- РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
Диаграмма 1. Нравится ли Вам урок физической культуры?
Диаграмма 2. Нравится ли Вам урок физической культуры? Распределение по классам
Диаграмма 3. Что в уроке Вам нравится больше всего?
Диаграмма 4. Что в уроке Вам не нравится больше всего?
Диаграмма 5. Что бы Вы хотели добавить в урок?
Диаграмма 6. Занимаетесь ли Вы физической культурой и спортом где либо еще кроме гимназии?
Диаграмма 7. Распределение по классам занимающихся и не занимающихся вне гимназии
ВЫВОДЫ
После проведённого нами анкетирования детей на заинтересовавшую нас тему, мы можем сделать следующие выводы:
- В нашей гимназии отношение к уроку физической культуры в целом положительное. По общей статистике, урок физкультуры нравится 86% учеников. По статистике 1 и 5 классы одобряют урок физкультуры больше чем остальные классы из опрошенных. Детям нравится заниматься спортивными играми (115 голосов). Также важная роль отводится личности учителя физической культуры, в нашем случае учитель по физкультуре нравится многим детям (93 голоса).
- Интерес по мере взросления учащихся от класса к классу угасает по следующим причинам: что больше всего детям всех возрастов не нравится кроссовая подготовка (127 человек проголосовали) и занятие теорией (40 человек проголосовали), недостаточно реализуется дифференцированный подход к ученикам на уроках, что приводит к неадекватности физических нагрузок на занятиях (25%); не учитываются интересы школьников при выборе физических упражнений, которые включены в программу ФК в школе (22-32%)
- На формирование увеличения интереса к уроку физической культуры могут оказывать влияние следующие факторы:
- Индивидуальный подбор упражнений.
- Дифференцированная физическая нагрузка.
- Увеличение количества времени отведенного на спортивные игры.
- Увеличение количества занятий проводимых на улице.
- Увеличение количества уроков в неделю.
Занятия по физкультуре в школе очень важны, т.к. анкетирование показало, что 66% учеников не занимаются в спортивных секциях после школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хочется сказать, что проблема потери интереса к уроку физической культуры для современной школы действительно является актуальной. Это подтверждается изученными нами исследованиями, проведенными среди учащихся школ города, и анкетированием, проведенным среди учащихся нашей школы. Для того, чтобы поддержать интерес учеников к уроку физической культуры, и как следствие, к ведению здорового образа жизни, мы предлагаем следующие пути и методы решения проблемы:
- Увеличение времени, отведенного на спортивные игры, а также внедрение в урок дополнительных спортивных игр, таких как, например футбол.
- Дифференцировать подход к физическим нагрузкам и выполнению нормативов, учитывая физические особенности того или иного учащегося.
- Огромное желание всех учащихся нашей школы иметь возможность заниматься в плавательном бассейне и на специально оборудованной уличной площадке также сильно повлияли бы на повышение интереса к урокам физической культуры.
Цели, поставленные нами в начале работы, а это выявить отношение учащихся к урокам физической культуры в школе, что такое урок физкультуры, и какое значение он имеет, были достигнуты в ходе работы. Мы выяснили, что отношение к уроку в целом положительное, но есть ряд проблем, решить которые сообща в наших силах. И учителя и ученики должны обратить на это особенно пристальное внимание.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анищенко В.С. Физическая культура: Методико – практические занятия студентов:Учеб пособие.- М.: РУДН, 1999
Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов – н/Д: Феникс, 2003
Богданов Г. П. Руководство физическим воспитанием школьников.- М.: Просвещение, 1972.-
Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников. – К.: Рад. шк., 1980.
Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. – М.: Логос, 2004.
Шуткин С.Н. Педагогические условия воспитания основ самоорганизации личности на уроке физкультуры. – Липецк: ЛГУ, 2003.
Сайкина Е.Г. Фитнес-технологии в школе. Издательство РГПУ им.Герцена, Санкт-Петербург, 2013
Кузьмина С.В., Черняев Е.А. Факторы формирования интереса к урокам физической культуры у школьников. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития, СПб, 2015.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Для многих российских школьников два урока физкультуры в неделю - единственная возможность для хоть какой-то физической активности. А некоторые стремятся оформить справку и исключить занятия физкультурой вовсе. Но есть страны, в которых отношение к физкультуре принципиально другое и детей пытаются заинтересовать спортивными занятиями всеми возможными способами.
3 слайд
Описание слайда:
Физкультура в Японии В Японии здоровье граждан - часть национальной идеи, поэтому физическому воспитанию в школах уделяют очень много внимания. Тут преподают не спорт, а именно физическую культуру. Зарплата учителя физкультуры зачастую равняется зарплате директора крупного завода. В школе, как правило, преподаётся 8-10 видов спорта, и для каждого есть свой преподаватель. Физкультура в Японии у младших школьников Пожалуй, ни в одной стране мира нет такого внимательного отношения к здоровью школьника. Уже в первом классе ребёнка тестируют и выявляют проблемы со здоровьем, анатомические особенности и склонности к определённым видам нагрузок. Если у школьника обнаруживаются проблемы со здоровьем, учитель физкультуры ведёт его до самого окончания обучения. Составляет программу питания, особые упражнения. Главная цель - выпустить из школы здорового человека, который знает особенности своего организма, владеет культурой движения и питания.
4 слайд
Описание слайда:
В Японии приветствуются занятия единоборствами с детства: в школах очень много секций каратэ, сумо, джиу-джитсу и других Здесь развита культура спортивных клубов, многие школьные секции тесно связаны с клубами, в которых ученик сможет состоять всю жизнь. Школьные клубы называются «букацу». В этих кружках школьники кроме спорта занимаются изучением иерархии и церемоний. Назначается староста, его заместитель, а внутри может создаваться дополнительная структура. Например, главный по хозяйственной части (следит за износом мячей, бит, флажков), главный по бухгалтерии (на кружки скидываются родители учеников), главный по расписанию и так далее. Таким образом школьники приобретают навыки социализации и знания структуры общества. Занятия единоборствами в «букацу» В Японии есть лига школьного бейсбола, которую показывают по телевизору. Зрители обычно болеют за школу в своём районе. Женская бейсбольная команда
5 слайд
Описание слайда:
Физкультура в США Спорт в США - одна из национальных идей, а школы - резерв для национальных сборных. Поэтому уроки физкультуры здесь не просто занятия, а целая система, в которую вовлечены почти все ученики. У каждой школы есть своя полноценная площадка: баскетбольная, бейсбольная, для американского (или европейского) футбола. Многие школы оснащены бассейном. Почти все принимают участие в межшкольных соревнованиях, которые даже показывают по местному телевидению для пропаганды спортивного образа жизни с самого раннего детства.
6 слайд
Описание слайда:
Большая часть уроков физкультуры завязана на соревнованиях и командной работе. С первых классов вместе с традиционной разминкой ученики занимаются на школьном стадионе, участвуют во внутришкольных и межшкольных соревнованиях. У школьника всегда есть возможность выбрать любимый вид спорта. Разминка в начале урока очень долгая и насыщенная. Детей заставляют много бегать, играть в примитивные командные игры с мячом, догонялки, перепасовку. По словам американских педагогов, такой подход к уроку помогает решить три проблемы: разогреть мышцы перед игрой, позволить детям выплеснуть накопившуюся за предыдущие уроки энергию, организовать класс в единую команду, что особенно работает в классах с плохой дисциплиной. Вторая часть урока - фитнес. Во многих школах действует такая система: ученики делятся на группы и каждая группа несколько минут занимается каким-то одним видом активности. Прыгает через скакалку, кидает мяч, отжимается. Через несколько минут группы меняются. Последнюю часть урока уделяют игре. В случае со школьными уроками - это чаще всего баскетбол или волейбол.
7 слайд
Описание слайда:
Физкультура в Англии В Великобритании есть только три предмета, обязательных в течение всей школьной учёбы - это математика, английский язык и физкультура. Кроме традиционной физической культуры школьнику там дополнительно предлагаются разные виды спорта. Практически во всех школах есть бассейны, площадки для тенниса, баскетбола и футбола, любимые англичанами лужайки для гольфа, площадки для крикета или сквоша. Школьник может выбрать сразу несколько видов спорта - от гребли до верховой езды. При этом в некоторых школах обязательны занятия балетом для девочек. Британские школьники занимаются метанием диска В средних школах действует программа под названием «Физическое воспитание как подготовка к жизни». Как и в США, здесь уделяют внимание межшкольным соревнованиям и внеклассным тренировкам. Турпоходы для школьников, выезды на природу, спортивное ориентирование. Ответственность за эту работу возложена на специальный орган - Национальный совет школьного спорта. Занятие по крикету
8 слайд
Описание слайда:
Перечень видов спорта, которыми можно заниматься в британской школе-интернате, огромен. Это хоккей на траве, крикет, бадминтон, фехтование, гольф, плавание, гребля, водное поло, парусный спорт, сквош, спортивная стрельба, конное поло, стрельба из лука, йога, скалолазание и многое другое. В некоторых школах есть, например, свои конюшни. Спортивная программа каждой школы индивидуальна. Но чаще всего занятия физкультурой длятся полтора часа и проходят в дневное время два-три раза в неделю. А в выходные команды соревнуются со сборными других школ. Самые популярные командные виды спорта - регби и футбол среди мальчиков, нэтбол (женский баскетбол), хоккей на траве Соревнования по регби
9 слайд
Описание слайда:
Физкультура в других европейских странах Стандарты занятий физической культурой в разных странах Евросоюза не сильно отличаются друг от друга, и в целом похожи на российские. Уроки физ-ры обязательны и длятся от полутора до четырёх часов в неделю. Но есть свои особенности.
Давно доказано, что физкультура в школах имеет огромную и решающую роль в формировании и воспитании полноценной личности ребенка. Этот предмет решает задачи не только укрепления и сохранения в дальнейшем здоровья школьников, но и социальной адаптации, активности и общительности.
Где проходят школьные уроки физкультуры
Уроки физкультуры в школах могут проводиться в спортивных залах, имеющихся почти в каждой школе, на специально оборудованной для занятий площадке или на улице. В спортивном зале и на площадке должны быть созданы условия для занятий согласно установленным нормам. Они определяют, какое количество школьников может заниматься одновременно на отведенной площади, какая должна быть высота потолков в помещении, также нормативы устанавливают обязательное наличие вентиляции и обогрева, необходимого освещения, количество подсобных помещений и раздевалок, душевых кабин и спортивных снарядов. На площадках проводятся спортивные игры: футбол, баскетбол и волейбол. Для них нормативы устанавливают расположение ворот для футбола, баскетбольных корзин и волейбольных сеток.
Из чего состоит урок физкультуры
Уроки физкультуры в школе, как правило, состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть, или разминка, помогает подготовить организм ребенка к предстоящей нагрузке. В основной части дети разучивают новые физические упражнения, бегают, прыгают, метают, лазают по канату, играют в подвижные игры, проводят эстафеты. И в заключительной части школьникам предлагается отдохнуть, чтобы сердцебиение и пульс пришли в норму, а организм успел отдохнуть.
Подмечено, что уроки физкультуры в школах обычно утомительны для детей в том случае, если они построены строго по программе. Поэтому во время таких уроков детям часто предлагается самостоятельная двигательная активность. Учитель осуществляет проведение таких уроков либо в спортзале, либо на улице, со спортивным инвентарем или без него. Также очень полезно проводить под музыку определенную систему упражнений, это снимает напряжение школьников, помогает развивать в них чувство ритма, координацию и внимание.
Физкультминутки
В понятие «физкультура в школах» также входят разминки или физкультминутки, которые могут проводиться и на других уроках. Если преподаватель видит, что дети устали и плохо усваивают материал, можно в течение пары минут дать им возможность выполнить несложные упражнения, приседания и наклоны, это способствует снятию умственного напряжения. В последние годы физкультминутки проводятся в основном в начальных и реже средних классах, а про старшеклассников, к сожалению, вообще забыли. А зря. Потратив несколько минут на разминку, учителя могли бы получить более высокие результаты своей работы, а также хорошую успеваемость.
Важность медицинских осмотров
Во всех школах проводятся в обязательном порядке плановые медицинские осмотры школьников, целью которых является оценить состояние здоровья каждого ученика, уровень его физической подготовки. На основе данных медицинских осмотров врач рекомендует оптимальные виды физических упражнений и величину нагрузок. В ходе медицинских осмотров выявляются учащиеся, которым в силу их физических и психических отклонений показана лечебная физкультура, такие дети освобождаются от занятий физической культуры в школах. Но это неправильно, так как именно эти дети больше всего нуждаются в благотворном влиянии физических упражнений на их ослабленный организм. В зависимости от состояния здоровья школьников делят на 3 группы по занятию физкультурой: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия для каждой группы устанавливает школа.
Физкультура: программа в начальной школе
Урок в начальной школе направлен в первую очередь на общее оздоровление и физическое развитие учащихся, а также развитие самостоятельного и творческого мышления школьников младших классов. Физкультура в 1-3-х классах необходима детям, так как она помогает воспитывать выносливость, помогает развивать ловкость, гибкость, координацию движений, начальные навыки в командных играх.
Урок физкультуры в начальной школе очень важен. Задача преподавателя физической культуры в младших классах - донести до младших школьников доступные для их возраста физкультурные знания, двигательные навыки и умения, а также способность применять полученные знания в обычной жизни.
Физкультура в начальной школе помогает детям поддерживать тело в хорошей физической форме с ранних лет, формирует уважительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитывает в будущих гражданах коллективизм, готовность прийти на помощь, смелость, отзывчивость, исполнительность.
Чем же занимаются конкретно дети младших классов на уроках физкультуры? Уроки физической культуры в младших классах посвящены в основном спортивным играм, различным эстафетам и состязаниям. Теоретические занятия занимают обычно 3-5 минут в начале урока - учитель рассказывает ребятам тематику текущего занятия. Кроме игр и эстафет большое внимание уделяется строевым упражнениям, бегу, ходьбе, прыжкам, лазанию и метанию, акробатическим движениям. В северных широтах уроки физкультуры включают также лыжный спорт. Все это направлено на развитие движения и координации.
В настоящее время урок физкультуры в младших классах проводится 3 часа в неделю. Программой допускается замена одного урока в неделю занятием ритмикой или хореографией.
Урок физкультуры в средних классах
Занятие физкультурой в школе, в средних классах, помогает обучать детей следующим навыкам:
- Чередование ходьбы и бега.
- Бег с препятствиями.
- Правильное дыхание во время движений.
- Прыжки в длину с разбега.
- Прыжки в высоту с разбега.
- Метание мяча в цель с различных расстояний.
- Ловля мяча как одной, так и обеими руками.
- Упражнения на гимнастической стенке.
- Плавание и лыжи.
Кроме вышеперечисленных навыков занятия физкультурой в средних классах обучают ребят проведению закаливания, массажа, психической регуляции и самоконтроля - все это входит в процесс воспитания.
Уроки физкультуры в старших классах
Физическая культура в старших классах служит в формировании привычки подрастающего поколения заниматься физкультурой и спортом по окончании школы, она должна ориентировать молодежь к ведению здорового образа жизни, настраивать на самостоятельные занятия спортом в дальнейшем, учит пониманию огромной ценности поддержания правильного образа жизни и отказа от вредных привычек.
Травматизм детей на уроках физкультуры в школе
Наиболее всего согласно статистике подвержены различным травмам на школьных уроках физкультуры дети в возрасте 12-14 лет. Печальные цифры говорят о том, что среди учителей, тренеров, преподавателей, медицинских работников и родителей должна вестись работа по профилактике травматизма учеников на уроках физкультуры. Все эти категории должны знать о степени травмоопасности каждого вида спорта, входящего в школьную программу по физкультуре, а также держать под постоянным контролем причины, которые могут привести к плачевным последствиям.
Среди всех многочисленных причин, приводящих к травматизму на уроках физкультуры, самыми главными являются:
- Недостаточный контроль со стороны медицинских работников за состоянием здоровья учеников.
- Нарушение дисциплины во время уроков.
- Неисправное оборудование или его несоответствие антропометрическим данным.
- Отсутствие спортивной одежды и обуви учеников.
- Неблагоприятные погодные условия.
- Низкая квалификация учителя или тренера.
Статистика показывает, что наибольшее число травм, получаемых детьми на занятиях физкультурой в школе, приходится на спортивную гимнастику.
Организация уроков физкультуры в школах согласно ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты)
Формы организации процесса физкультуры в школе (ФГОС) - это непосредственно уроки физкультуры, спортивные соревнования и праздники, оздоровительные разминки в течение дня, участие в спортивных кружках и секциях, занятия физкультурой и спортом дома вне школы. В свою очередь, все уроки по физической культуре разделяются на 3 вида:
- Образовательно-обучающая направленность. На уроках учеников знакомят с практическим материалом и учебными знаниями предмета (название и описание упражнений, методика и техника выполнения и т. д.). На таких уроках обучение проходит с поэтапным формированием двигательной активности детей - начальное изучение, углубленное обучение, закрепление материала и совершенствование полученных навыков.
- Образовательно-познавательная направленность. На уроках дети знакомятся с основами самостоятельной организации занятий физической культурой, учатся непосредственно планировать и проводить мероприятия по общему физическому оздоровлению. В процессе обучения они активно используют учебники и методические пособия.
- Образовательно-тренировочная направленность. Осуществляется непосредственно на уроках физкультуры для развития физических данных ребят и их активности.
Педагогическая практика
Будущие преподаватели и учителя физкультуры проходят в процессе обучения обязательную практику в школах по физкультуре. Во время прохождения практики студентам предлагается выполнить ряд задач:
- Ознакомление с инструкцией студента-практиканта и программой. Необходимые сведения представлены в дневнике практиканта. В программу входит посещение школы в оговоренное время для знакомства, проведения уроков физкультуры в младших, средних или старших классах. Каждый студент-практикант должен провести 6 уроков самостоятельно и 6 уроков в качестве помощника учителя. Общая нагрузка прохождения практики составляет двенадцать часов в неделю.
- Посетить 3 урока физкультуры у сокурсника. Цель таких посещений - проведение полного педагогического анализа уроков.
- Разработать самостоятельный план по обучению какому-нибудь двигательному действию на период практики.
- Написать сценарий праздника для учеников, разработать его и провести мероприятие.
Зачем проводится лыжная подготовка в школе? Рассказываем о требованиях к учебно-воспитательному процессу, типах уроков по лыжной подготовке и даем структуру лыжного занятия.
Почти на всей территории нашей страны зима ассоциируется с зимними видами спорта, такими как лыжи, санки, коньки. Лыжная подготовка в школе - обязательный элемент программы физического развития ребенка. Занятия укрепляют детский иммунитет, прокачивают все группы мышц. Лыжная подготовка проводится с 1 по 11 класс. Этому направлению по программе отводится 16 учебных часов.
Цели и задачи лыжной подготовки в школе
В настоящее время идет резкое снижение интереса к лыжной подготовке в школе. Одна из основных причин такого явления - монотонность занятий. Школьники в течение всего урочного времени наматывают несколько кругов подряд, затем бегут нормативы по этим же кругам, после уставшие и вспотевшие отправляются на другие занятия. Мало кому это понравится. К тому же экипировка довольно отягощенная: большое количество сменной одежды, лыжи, которые приходится таскать в школу и обратно плюс отсутствие душевой кабины. В итоге дети вырабатывают стойкую антипатию к лыжной подготовке в школе.
Человек любит то, что у него хорошо получается и в чем он хорошо разбирается. Детей надо обучать технике - правильному передвижению на лыжах и тогда они полюбят этот замечательный вид спорта. Стоит отметить, что техника таких движений сохраняется у человека на всю жизнь, а выносливость со временем (и довольно быстро) теряется. Это означает, что бессмысленно тратить уйму времени на развитие выносливости. Работа же над техникой в свою очередь повышает выносливость. Отсюда вытекает основная цель лыжной подготовки в школе: учащиеся должны овладеть разными способами передвижения на лыжах. Задача педагога - научить их этому.
Скачать бесплатно в.ppt
Скачать бесплатно в.docx
Задачи лыжной подготовки в школе:
- Обучить школьников основным приемам передвижения на лыжах: спуски, подъемы, лыжные ходы, повороты, торможение
- Привить детям здоровый образ жизни (оздоровление и закаливание, польза пребывания на свежем воздухе)
- Привить устойчивый интерес к систематическим лыжным занятиям (с помощью игр на лыжах)
- Развить выносливость, силу, ловкость - главные физические качества
- Воспитать в детях морально-волевые качества (неустрашимость, упорство, собранность, организованность)
- Воспитать у учащихся навыки и умения, необходимые для самостоятельных занятий.
Требования к учебно-воспитательному процессу по лыжной подготовке в школе
Ко всему учебно-воспитательному процессу по лыжной подготовке в школе и к каждому уроку в отдельности предъявляется целый ряд требований.
- На каждом занятии по решаются задачи: образовательные, воспитательные и задачи оздоровления. Образовательные задачи планируются обязательно и имеют точную формулировку на каждый урок. Задачи воспитания и оздоровления, как правило, на каждый урок не планируются. Они осуществляются всей системой занятий лыжной подготовки, применением упражнений, системой внеклассных мероприятий.
- Каждый урок неразделимо связан с уроком предыдущим и последующим. Возникает единая система уроков. В то же время каждый урок является вполне самостоятельной и целостной частью учебной работы.
- Ключевое требования к зимнему уроку физкультуры - руководящая роль педагога. Учитель, проводя урок физкультуры на лыжах, при подготовке к занятию должен иметь организаторские способности, должен руководить школьниками, направляя их и проявляя высокую требовательность. Его задача - активизировать учащихся на решение поставленных задач.
- Содержание, нагрузка, приемы обучения и развития физических качеств на уроке по должны неизменно соответствовать программному материалу, возрасту учащихся и их полу, поставленным задачам.
- Методика проведения и содержание урока должны всегда стимулировать учащихся к активности, сознательному усвоению нового материала, техники безопасности. Для придания урокам физкультуры на лыжах большей эмоциональности рекомендуется включать в них элементы игр, соревнований, игровых заданий.
- На уроках по необходимо оптимально сочетать коллективную и индивидуальную работу учащихся. В начале, когда школьники изучают новый метод передвижения на лыжах, применяется коллективное обучение. Однако, ввиду того, что степень подготовленности учащихся различная (кто-то отстает, а кто-то наоборот, опережает своих одноклассников), применяется разделение их на подгруппы с учетом ступени подготовки. Таким образом, учащиеся могут осваивать технику, не мешая друг другу. Школьники, справляющиеся хуже, передвигаются по внутреннему лыжному кругу, поближе к учителю.
- Активная деятельность учащихся на зимнем уроке п упражнений. Применение различных упражнений (имитационных, подводящих, основных) в передвижении на лыжах в различных сочетаниях (чередование практики на учебном склоне и на учебной площадке, на лыжне) с различной степенью интенсивности позволяет не только переключать внимание учащихся, но и поддерживать их работоспособность на протяжении всего занятия.
Помимо перечисленных существует еще целый ряд требований, предъявляемых к процессу лыжной подготовки в школе. Они зависят от возраста учащихся, их физической подготовленности и других факторов.
Скачать презентацию по лыжной подготовке в школе
Скачать бесплатно в.ppt
Скачать доклад по физкультуре “Техника безопасности на уроках лыжной подготовки”
Скачать бесплатно в.docx
Типы уроков по лыжной подготовке в школе
В зависимости от поставленных задач можно определить следующие типы уроков по лыжной подготовке в школе:
- вводные
- учебные
- тренировочные
- смешанные
- контрольные
Каждый из этих уроков имеет свои характерные черты, отличающиеся по структуре, приемам организации, активизации учащихся.
Новые возможности для карьерного роста
Попробуй бесплатно! . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.
Вводные уроки проводятся в начале учебного года во всех классах, без исключения. На них учитель знакомит учащихся с содержанием и требованиями раздела лыжной подготовки в школе, предусмотренными программой конкретно в этом классе. Также сообщает теоретические сведения о данном виде спорта, знакомит школьников с техникой безопасности и одновременно выявляет характерные особенности класса, физическую готовность школьников к усвоению нового для них материала.
Учебные уроки проводятся преимущественно в начальных классах. Цель таких уроков - изучение нового материала. Помимо новых знаний на таких уроках совершенствуются знания уже полученные. В программу уроков включаются упражнения на развитие физических качеств, совершенствуются способы передвижения на лыжах, изученные ранее.
Тренировочные уроки чаще всего проводятся в старших классах. В начальной школе такие уроки не проводятся вообще, в средних классах крайне редко. В программе для IX-XI классов в раздел лыжная подготовка в школе включено очень мало нового учебного материала. В связи с этим тренировочные уроки имеют главную цель - развитие физических качеств учащихся при помощи лыжного спорта. Тренировочные уроки широко используются во внеклассной работе по лыжному спорту, когда проводятся занятия в школьных секциях.
Смешанные уроки по лыжной подготовке в школе широко распространены во всех классах. На таких уроках решаются всевозможные задачи обучения. Школьники совершенствуются в техниках передвижения на лыжах, развивают выносливость, силу и ловкость. Осуществляется текущий контроль за освоением учащимися академического материала.
Контрольные уроки по лыжной подготовке в школе проводятся с целью подведения итогов и учета успеваемости учеников. В первую очередь на таких уроках школьники сдают нормативы по дистанциям. Выставляются оценки за технику выполнения конкретных способов передвижения на лыжах. Оценка может быть выставлена педагогом как на контрольном уроке, так и в ходе других занятий (текущий учет успеваемости). В конце каждой четверти после приема академических нормативов ставится итоговая оценка.
Структура урока по лыжной подготовке в школе
Структура урока лыжной подготовки в школе уже долгое время не меняется, соответствует общепринятой в отечественной системе физического воспитания. Урок физкультуры на лыжах в школе состоит из трех частей, взаимосвязанных между собой:
- вводно-подготовительной;
- основной;
- заключительной
Вводно-подготовительная часть урока решает вопросы начальной организации учащихся, ознакомления их с предстоящей работой, техникой безопасности передвижения на лыжах. Кроме этого, школьники психологически настраиваются на овладение техниками лыжного бега. На этом этапе проводится постепенная подготовка организма школьников к последующим нагрузкам в основной части урока. Продолжительность вводно-подготовительной части составляет в среднем 8-12 минут.
В основной части урока решается главная задача - образовательная. Школьники обучаются новым способам лыжного бега, развивая в процессе физические качества: силу, волю, выносливость. Основная часть урока по лыжной подготовке в школе строится по следующей схеме: вначале повторяется уже пройденный материал (3-5 минут), после чего учащиеся начинают осваивать новые способы передвижения на лыжах, предусмотренные планом урока и программным материалом для данного класса. На основную часть урока затрачивается 25-35 минут. Длительность зависит от многих факторов: содержания, задач, методов и т.д.
В заключительной части урока подводятся итоги, организм школьников приводится в оптимальное функциональное состояние для посещения остальных уроков. Заканчивая занятие по лыжной подготовке в школе, учитель может задать детям домашнее задание. Продолжительность этого отрезка урока - 4-5 минут.
Скачать презентацию по лыжной подготовке в школе
Скачать бесплатно в.ppt
Скачать доклад по физкультуре “Техника безопасности на уроках лыжной подготовки”
Скачать бесплатно в.docx