Как проходят уроки физкультуры в начальной школе? Как провести урок физической культуры с пользой

Физкультура в США

Спорт в США — одна из национальных идей, а школы — резерв для национальных сборных. Поэтому уроки физкультуры здесь не просто занятия, а целая система, в которую вовлечены почти все ученики.

У каждой школы есть своя полноценная площадка: баскетбольная, бейсбольная, для американского (или европейского) футбола. Многие школы оснащены бассейном. Почти все принимают участие в межшкольных соревнованиях, которые даже показывают по местному телевидению для пропаганды спортивного образа жизни с самого раннего детства.

Имена игроков пишут на экране, а одноклассники болеют за своих на стадионе или дома перед телевизором

Вспомните любой американский фильм про подростков или школу. Там обязательно будет что-нибудь про местных спортсменов, школьную команду и чирлидерш. Дворовая культура спорта тоже хорошо развита в США. Правда, вместо популярного в России уличного футбола, американцы больше любят баскетбол, бейсбол, пробежки и даже йогу на улицах.

Большая часть уроков физкультуры завязана на соревнованиях и командной работе. С первых классов вместе с традиционной разминкой ученики занимаются на школьном стадионе, участвуют во внутришкольных и межшкольных соревнованиях. У школьника всегда есть возможность выбрать любимый вид спорта.

Часто урок начинается не с разминки, а с молитвы. Впрочем, такая практика имеет место только в отдельных штатах.

Разминка в начале урока очень долгая и насыщенная. Детей заставляют много бегать, играть в примитивные командные игры с мячом, догонялки, перепасовку. По словам американских педагогов, такой подход к уроку помогает решить три проблемы: разогреть мышцы перед игрой, позволить детям выплеснуть накопившуюся за предыдущие уроки энергию, организовать класс в единую команду, что особенно работает в классах с плохой дисциплиной.


Вторая часть урока — фитнес. Во многих школах действует такая система: ученики делятся на группы и каждая группа несколько минут занимается каким-то одним видом активности. Прыгает через скакалку, кидает мяч, отжимается. Через несколько минут группы меняются.

Сделано это для того, чтобы ученики могли понять, какой вид спорта и какой вид нагрузок вообще им ближе. Ведь всегда есть тот, кто любит бегать, а есть тот, кому больше по душе играть с мячом.


Последнюю часть урока уделяют игре. В случае со школьными уроками — это чаще всего баскетбол или волейбол.

В некоторых крупных школах занятия физкультурой в старших классах полностью заменяют разные секции

То есть ученик, например, записывается на бейсбол и занимается им в середине школьного дня, чтобы не было возможности прогулять и можно было сделать перерыв в «сидячей учёбе».

В школах США, кроме уроков физической культуры, с 1986 года действуют обязательные специальные программы «Вызов президента». Это тесты по физической подготовке детей от шести до 17 лет. Программа «Вызов президента» содержит пять видов упражнений: бег на милю, челночный бег 4×39 футов, подтягивание в висе, сгибание туловища из положения лёжа, наклоны вперёд.


В Америке в обязательном порядке создают команды обоих полов по всем видам спорта, кроме американского футбола. Конечно, для такого разнообразия физподготовки нужно много преподавателей. В таких школах работают до десяти учителей физкультуры и тренеров по отдельным секциям.

Высокий балл по физкультуре часто помогает поступить в колледж при прочих равных с другими абитуриентами

За сильного спортсмена колледжи готовы побороться между собой.

Кстати, в США есть специальные спортивные клубы для детей и взрослых с лишним весом. Вход в такой клуб разрешён только людям, чей вес сильно больше нормы. Например, в Чикаго и Далласе вес должен превышать норму на 23 килограмма. Полным людям психологически непросто ходить в обычные клубы и бассейны, а в специализированных клубах у них не возникнет подобных проблем, так считают организаторы этого спортивного досуга.

Физкультура в Японии

В Японии здоровье граждан — часть национальной идеи, поэтому физическому воспитанию в школах уделяют очень много внимания. Тут преподают не спорт, а именно физическую культуру.

Зарплата учителя физкультуры зачастую равняется зарплате директора крупного завода. В школе, как правило, преподаётся 8-10 видов спорта, и для каждого есть свой преподаватель.

Учитель физкультуры в Японии — не просто физрук, он должен иметь ещё и медицинскую квалификацию

Пожалуй, ни в одной стране мира нет такого внимательного отношения к здоровью школьника. Уже в первом классе ребёнка тестируют и выявляют проблемы со здоровьем, анатомические особенности и склонности к определённым видам нагрузок. Если у школьника обнаруживаются проблемы со здоровьем, учитель физкультуры ведёт его до самого окончания обучения. Составляет программу питания, особые упражнения. Главная цель — выпустить из школы здорового человека, который знает особенности своего организма, владеет культурой движения и питания.


Физкультура в Японии у младших школьников

Японцы любят командную работу и изобретают игры для школьников, где можно побегать и заодно получить какие-то навыки ориентирования, проявить смекалку и выработать дисциплину.

В Японии приветствуются занятия единоборствами с детства: в школах очень много секций каратэ, сумо, джиу-джитсу и других

Здесь развита культура спортивных клубов, многие школьные секции тесно связаны с клубами, в которых ученик сможет состоять всю жизнь. Школьные клубы называются «букацу». В этих кружках школьники кроме спорта занимаются изучением иерархии и церемоний. Назначается староста, его заместитель, а внутри может создаваться дополнительная структура. Например, главный по хозяйственной части (следит за износом мячей, бит, флажков), главный по бухгалтерии (на кружки скидываются родители учеников), главный по расписанию и так далее. Таким образом школьники приобретают навыки социализации и знания структуры общества.


Занятия единоборствами в «букацу»

Что касается иерархии, то в «букацу» она очень строгая. Например, в кружке пинг-понга в некоторых школах первый год новые члены в основном подбирают мячики, отлетающие во время игры. Они убирают зал, смотрят на игру и почти не тренируются.

Каждому гражданину Японии с детства известно слово «ундокай». Переводится примерно как «спортивная встреча». Это может случиться в любом возрасте: японца могут позвать бегать, прыгать и участвовать в соревнованиях. «Ундокай» — это долгие показательные выступления: соревнования в беге на разные дистанции, эстафеты, прыжки в мешках, подвижные игры, разные конкурсы. Зрители должны сидеть по пять-шесть часов или под открытым небом, или под тентами, на трибунах или на циновках — в зависимости от местных условий. Это событие проводится каждый год начиная с детского сада, потом — в школе и в университете.


«Ундокай»

Начинается «ундокай» с построения, шествия с флагами, напоминает парад. К организации мероприятия привлекают родителей, которые с семи утра устанавливают оборудование, приносят с собой еду и устраивают пикники. Команды детей маршируют, исполняют комплекс утренней гимнастики, танцуют групповой танец, кричат речёвки.

Кроме спортивных состязаний классический в Японии вид соревнования — закидывание маленьких мячиков в корзину на шесте

За определённое время команда должна забросить больше мячей, чем соперник.

«Ундокай» длится по пять-семь часов, родители, соседи и учителя за это время могут познакомиться друг с другом. Всё это — часть системы подготовки ребёнка к взрослой японской реальности, где очень важна дисциплина, трудолюбие, умение работать на благо команды и на результат.


Детский оркестр во время проведения «Ундокай»

В развитии физкультуры и спорта в Японии можно уловить влияние китайских обычаев и буддизма. Например, популярны секции конного поло, кемари (игра на ловкость и быстроту) и танцы.

В начальной школе (первый-шестой классы, возраст — 6-12 лет) предусмотрено не меньше трёх часов занятий физической культурой и спортом в неделю. Программа начальной школы: общая физическая подготовка, гимнастика, лёгкая атлетика, плавание, игры с мячом, танцы, формирование навыков здорового образа жизни. По программе дополнительных занятий каждый ученик обязан посещать занятия в спортивном клубе не реже одного раза в неделю.

В старших классах более 40% школьников занимаются спортом не менее девяти часов в неделю, а остальные 60% тратят на физкультуру два-три часа в неделю — это обязательный минимум.

В Японии есть лига школьного бейсбола, которую показывают по телевизору. Зрители обычно болеют за школу в своём районе

Победившие в каждом регионе (нужно выиграть пять матчей) едут на главный стадион страны — Косиэн, префектура Хёго. Там в течение нескольких дней проходит главный чемпионат школьного бейсбола. Всё это показывают по телевизору, а имена старшеклассников пишутся на экране, как во взрослом спорте. Для многих мальчишек Косиэн — это главная школьная мечта. Девочек на этот стадион берут болельщицами, они готовят танец и кричалки.


Женская бейсбольная команда

Физкультура в Англии

В Великобритании есть только три предмета, обязательных в течение всей школьной учёбы — это математика, английский язык и физкультура. Кроме традиционной физической культуры школьнику там дополнительно предлагаются разные виды спорта. Практически во всех школах есть бассейны, площадки для тенниса, баскетбола и футбола, любимые англичанами лужайки для гольфа, площадки для крикета или сквоша. Школьник может выбрать сразу несколько видов спорта — от гребли до верховой езды. При этом в некоторых школах обязательны занятия балетом для девочек.


Британские школьники занимаются метанием диска

Физическая культура для школьников Англии примечательна тем, что ученики могут выбирать и среди нетрадиционных видов спорта. Например, в 2006 году английское агентство по активным видам спорта и музыкальному маркетингу (KAOS) внедрило концепцию активных видов спорта в школе — ASIS. Цель этой программы — привлечь как можно больше молодёжи к скейтбордингу.

ASIS добилась того, что скейтбординг перестал быть роскошью для обычных школ. Во многих из них появились специальные площадки для этого занятия

В средних школах действует программа под названием «Физическое воспитание как подготовка к жизни». Как и в США, здесь уделяют внимание межшкольным соревнованиям и внеклассным тренировкам. Турпоходы для школьников, выезды на природу, спортивное ориентирование. Ответственность за эту работу возложена на специальный орган — Национальный совет школьного спорта.


Занятие по крикету

Начиная с 11-13 лет школьники сами решают, каким видом спорта они будут заниматься в текущем триместре.

Перечень видов спорта, которыми можно заниматься в британской школе-интернате, огромен. Это хоккей на траве, крикет, бадминтон, фехтование, гольф, плавание, гребля, водное поло, парусный спорт, сквош, спортивная стрельба, конное поло, стрельба из лука, йога, скалолазание и многое другое. В некоторых школах есть, например, свои конюшни.

Самые популярные командные виды спорта — регби и футбол среди мальчиков, нэтбол (женский баскетбол), хоккей на траве

Спортивная программа каждой школы индивидуальна. Но чаще всего занятия физкультурой длятся полтора часа и проходят в дневное время два-три раза в неделю. А в выходные команды соревнуются со сборными других школ. Кроме того, есть время для индивидуальных занятий «Activity slots» — их время не ограничено.


Соревнования по регби

Физкультура в других европейских странах

Стандарты занятий физической культурой в разных странах Евросоюза не сильно отличаются друг от друга, и в целом похожи на российские. Уроки физ-ры обязательны и длятся от полутора до четырёх часов в неделю. Но есть свои особенности.

Во Франции во многих школах между занятиями бывают двухчасовые перерывы, во время которых можно играть в футбол, пинг-понг, баскетбол

Кроме того, есть обязательные занятия физкультурой — три-четыре часа в средней и старшей школе. Физическая культура начинается ещё в детском саду — обязательно не меньше шести часов в неделю. Детей с четырёх лет учат прыгать, бегать, держаться на воде. Стадионов и спортивных площадок для внеклассных занятий во Франции очень много. Но не всегда они используются в полном объёме. Бывает, что стадионы пустуют, особенно в небольших городах. Во Франции всё зависит от конкретной школы — программа может сильно отличаться. Где-то есть спортивные секции и кружки, где-то есть только один внеклассный вид спорта, но физкультура для всех школьников обязательна.


В Германии популярно членство в разных клубах, в том числе и спортивных. Например, если ученик занимается в секции футбола, то он может вступить в местный футбольный клуб, это очень приветствуется. Членство в таких клубах платное, но, как правило, не очень дорогое. У членов клубов свои традиции, съезды и мероприятия. Во многих школах в начальных классах занятия физкультурой проводятся ежедневно, дальше предусмотрено три-четыре часа в неделю. В Германии также проводятся межшкольные соревнования, особенно популярны «Молодёжь тренируется для Олимпиады» — соревнования для учащихся начальной школы. Они проводятся на городском и районном уровне по 12 основным олимпийским видам спорта. Со школами тесно сотрудничают спортивные клубы по этим видам спорта.


В Италии популярна культура дворового футбола, особенно в небольших городах. Дети и взрослые часто устраивают соревнования между дворами, а новости о любительских матчах выходят в местных газетах. Физкультура обязательна для итальянцев в течение 13 лет основного образования — для всех детей, не исключая детей с ограниченными возможностями. Для них проводят адаптированные занятия. Обучение в дополнительных секциях чаще всего платное.


Во многих европейских странах в небольших городах дети добираются до школы на велосипеде. Особенно популярна такая практика в Голландии, Финляндии и Франции, поэтому и велоспорт в этих странах в почёте со школы. Ещё в Европе во многих школах на переменах дети могут играть в настольный теннис, аэрохоккей или подтягиваться на турниках.

Инструкция

Начинайте урок с построения и организационных вопросов. Учитель должен поддерживать дисциплину в классе, поэтому нельзя считать построение и сдачу рапорта формальностью.

Начните с разминки. Это обязательный элемент тренировки каждого спортсмена и обязательное условие
обучения.Разминку можно поделить на две части. В первой части мы преследуем цель – разогреть организм, в общем. Сюда подойдут плавный бег, конечностей, туловища, наклоны.Вторая часть разминки заключается в подготовке дыхания и кровообращения. В этой части можно делать ускорения, рывки, более интенсивные упражнения.

Переходите к основной части. Здесь учитель должен уже вести работу с учениками, показать какую-то новую технику, например можно учить бежать с . Это упражнение подходит и для и для . Кроме просмотра техники со стороны, учащиеся должны опробовать новую технику. Также им следует пробежать короткую дистанцию с низкого старта. Если у кого-то, не получается выполнить упражнение , следует сразу же провести работу над ошибками, если позволяет время.

Переходите к общей физической подготовке. Для мальчиков подойдут отжимания и подъём туловища, лёжа на спине. Девочкам же больше подойдут прыжки вместо отжиманий, но подъём туловища будет и для них.

В начале учебного года старайтесь часто включать игровые элементы в образовательный процесс. Ведь еще совсем недавно эти озорные первоклассники ходили в детский сад, и им сложно сразу адаптироваться к новым условиям.

При объяснении нового материала проговаривайте информацию громко и четко, повторяйте ключевые моменты несколько раз.

Диктуйте медленно, четко произнося все части слова, т.к. дети только начинают учиться, и то, что кажется вам элементарным, для них, чаще всего, сложно и непонятно.

При фронтальном опросе по пройденному на прошлом занятии материалу внимательно следите за на свои вопросы. Первоклассники часто боятся признаться, что не поняли чего-то, но их поведение (взгляд, жесты, мимика) выдают их. Внимательно присмотритесь к детям, и вы увидите, какие аспекты вызывают у них сложности.

Учитывайте также тот факт, что любой ответ перед классом является для ребенка в той или иной мере стрессом. Дети боятся, что учитель внезапно задаст им вопрос, а они не смогут на него сразу правильно ответить. Не меньше страшит и реакция их товарищей. Чтобы предупредить появление этих сложностей, предупреждайте учеников о предстоящем опросе, давайте им возможность повторить материал. При ответе ребенка обеспечьте тишину в классе , вежливо пресекайте все комментарии и реплики детей во время выступления ученика.

Видео по теме

Первый урок волнителен как для учителя, так и для его учеников. Именно в первые минуты надо постараться произвести наилучшее впечатление, чтобы было проще наладить контакт. Начать первый урок необходимо так, чтобы ученики были рады встрече с вами на протяжении всего учебного периода.

Вам понадобится

  • - конспект с уроком;
  • - видеоматериалы;
  • - мягкий мячик;
  • - литература о проведении уроков с детьми.

Инструкция

Внимательно изучите в специализированной литературе особенности детей того возраста, с которым вам предстоит работать. Обратите внимание на предлагаемые формы ведения уроков. Каждый возраст несет в себе свои особенности внимания, мышления, получения информации. От этого надо отталкиваться, когда решаете, как начать первый урок.

Младшие школьники представляют собой самую непритязательную, но, одновременно, достаточно сложную для удержания внимания аудиторию. Начинать урок с ними лучше всего с процедуры знакомства. Проведите ее в рамках небольшой игры. Например, хорошо подойдет «Снежный ком». Таким образом вы узнаете, как ваших подопечных, и они познакомятся друг с другом.

Помните, что сперва малыши бывают стеснительными. Чтобы снять напряжение, возьмите мягкий и предложите начать знакомство. Представьтесь им, сообщите, что очень хотите узнать их имена с помощью волшебного мяча, который держите в руках. Скажите ребятам, что тот, кто поймает мячик, должен громко назвать свое имя. И кинуть его вам обратно. Вы, со своей стороны, повторите имя ребенка и скажите, что вам приятно с ним познакомиться.

В уже более взрослые ученики. С ними лучше вести себя серьезно, а начать первый урок можно с беседы и знакомства. Также можете показать фильм по теме, для закрепления уже пройденного материала. Если вы хотите узнать, какой у них уровень владения предметом, проведите небольшой тест или вплетите необходимые вопросы в ткань первой беседы.

Старшая будет заранее знать о новом . Им уже сообщат ваши имя, отчество и фамилию, но представиться будет не лишним. Начать первый урок у старшеклассников лучше всего с современной шутки по поводу вашего предмета или небольшой интересной истории, которая произошла с вами или с кем-то другим. При этом, акцентируйте внимание на адекватном отношении с вашей стороны к преподаваемому предмету.

Зачем нужна разминка?

Проведение разминки перед любой физической активностью – обязательно. Она помогает разогреть мышцы и подготовить организм к предстоящим нагрузкам. Если разминка проведена хорошо, на некоторых участках тела температура может значительно подняться. Это делает ткани менее уязвимыми к растяжениям и травмам. Во время проведения разминки учащается сердцебиение, кровообращение становится лучше, давление повышается. Весь комплекс упражнений для разминки можно условно разделить на две части: основную и специальную.

Упражнения для основной разминки

Основная часть разминки должна быть проведена перед любыми физическими нагрузками: тренажерным залом, фитнесом, силовой тренировкой и др. В спортзале в качестве подготовки организма рекомендуется позаниматься на беговой дорожке. Это один из оптимальных вариантов заставить все тело работать и размяться. При беге будут задействовано максимальное количество мышц, работать будет все без исключения, а также произойдет тренировка дыхания и сердца. Подготовку тела рекомендуется начинать с быстрой ходьбы на дорожке, постепенно наращивая темп, 7-10 минут бега – оптимальное время для разминки.

Неплохой вариант подготовки организма к нагрузкам – прыжки на скакалке и ходьба на эллиптическом тренажере. А вот выбирать велотренажер или степпер в качестве помощников при разминке не стоит. Они прорабатывают только нижнюю часть тела, а другие мышцы остаются не разогретыми.

После разогрева на каком-то тренажере нужно провести разминку для суставов. Это могут быть вращательные упражнения. Начинать их рекомендуется с шеи. Несколько движений головой в разные стороны будет достаточно. Затем можно переходить на плечи. Их нужно несколько раз поднять вверх-вниз, а потом отвести 5 раз назад и столько же вперед. Дальше нужно размять грудную клетку, локти, кисти, талию, коленные суставы, голеностопы. Все это делается плавными вращательными движениями, без рывков, дабы не получить травму.

Упражнения для специальной разминки

Эти упражнения делать необязательно, но желательно, особенно если планируется силовая тренировка с проработкой конкретной группы мышц. При выполнении второй части разминки все движения нужно делать быстро и энергично, чтобы тело максимально разогрелось. Вращательные движения и махи руками, подтягивания, отжимания от пола, либо от опоры, растяжка ног – основные упражнения для этой части разминки. Особое внимание нужно уделить тем мышцам, которые будут напрягаться на тренировке.
Кстати, спортсмены со стажем советуют не пренебрегать качественной разминкой перед физическими нагрузками. По их мнению, лучше хорошенько размяться без тренировки, чем начать занятия без разминки.

Видео по теме

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования»

Педагогический проект по проблеме:

«Как провести урок физической культуры с пользой»

Шаповалова Н.А. учитель физической культуры МБОУ СОШ № 7 имени Береста А.П.

г. Ростов-на-Дону

Ростов-на-Дону

ВВЕДЕНИЕ

Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объём информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения. Уже в начальной школе ученик осознаёт необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС НОО. В основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход к обучению.

Идея соединения системного и деятельностного подходов принадлежит в основном отечественным учёным. Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90х г.г. , разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребёнка (Л. Н. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Л. М. Фридман, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.).

Реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок и став взрослым мог занять достойное место в обществе. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Ученик сам понимает цель, выбирает способы её достижения и сам оценивает результат. Мы должны научить ребёнка быстро реагировать на смену условий, воспитывать привычку к переменам, чтобы дети были уверены в себе и не испытывали чувство страха перед трудностями.

Урок физической культуры – самый травмоопасный урок из всех предметов. Поэтому технике безопасности отводится важное место в методике обучения физическим движениям. Техника безопасности присутствует везде. Это и подготовка к уроку: спортивная одежда, обувь, состояние спортивной площадки и спортинвентаря. Это техника овладения необходимыми для жизни движениями, это правила поведения и правила общения со сверстниками. Это осознание опасности, важности и необходимости движения. Большое внимание на уроках отводится практической стороне физкультуры. Момент осознания физической культуры часто пропускается, как само собой разумеющееся явление. А в результате плохое овладение техникой, низкая физическая подготовка, травматизм, низкий уровень физического развития и как результат – плохое здоровье. Задачи по физкультуре заставляют учеников задуматься над важными моментами обучения движению.

Проект

урока физической культуры № 1 для обучающихся 1 класса.

Класс: 1, урок№ 1

Тема урока: Выбор одежды и инвентаря для занятий Цель урока: Выявить и обсудить правильность выбора одежды и инвентаря для занятия спортом

Задачи урока:

    Познакомить учащихся с новым школьным предметом – физкультурой; с требованиями к одежде и обуви.

    Формировать общее представление о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья и физическом развитии.

    Обучить построению в шеренгу, колонну.

    Прививать интерес к урокам физической культуры, самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, формами активного отдыха и досуга.

Место проведения: спортивный зал.

Дата проведения: 5.09.2014г.

Инвентарь и оборудование: баскетбольный мяч, два волейбольных мяча, мультимедийный проектор, диск с записями мультфильма « Ну, погоди!» выпуск №4, презентация.

Планируемые результаты:

    Универсальные компетенции – умение активно включаться в коллективную деятельность (эстафета “гонка мячей сбоку”, игра “по своим местам”), взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей (правильно передать мяч рядом стоящему в шеренге, быстро построиться в шеренгу);

    Личностные – активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание и сопереживание в эстафете “гонка мячей сбоку”, игре “по своим местам”; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; проявлять дисциплинированность в достижении целей; развивать мотивы учебной деятельности и формировать смысл учения (осознание значимости роли физической культуры в укреплении здоровья и физического развития);

    Метапредметные – объективная оценка действий в соответствии с поставленной задачей; определение наиболее эффективных способов достижения результата; обнаружение ошибок при выполнении задания (построение в одну шеренгу); формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способ конструктивно действовать в ситуациях неуспеха (в случае проигрыша команды в игре или эстафете, неправильном выполнении упражнения); готовность конструктивно разрешать конфликты; анализ результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

    Предметные – формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее позитивном влиянии на физическое развитие человека, о физической культуре как факторах успешной учебы и социализации; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д); взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр); оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий;

Универсальные учебные действия:

    Познавательные: общеучебные – ознакомление с содержанием и организацией уроков физкультуры, ролью физической культуры в жизни человека; с требованиями к одежде и обуви на уроках физкультуры; с правилами игры “по своим местам” и эстафеты “гонка мячей сбоку”; выполнение строевого упражнения: построение в одну шеренгу; выполнение упражнения на координацию движений;

    Регулятивные – принимать и сохранять цели и задачи при выполнении упражнений и участии в игре и эстафете; принимать инструкцию учителя и четко следовать ей; планировать, контролировать и оценивать правильность выполнения действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации: определять наиболее эффективные способы достижения результата; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    Коммуникативные – умение договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; взаимодействовать со сверстниками в игре;

    Личностные: самоопределение – стремятся одержать победу в играх и эстафетах; проявляют ответственность при выполнении групповых и индивидуальных заданий; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к изучению предмета, осознают важность занятий физическими упражнениями; нравственно-этическое оценивание – знают основные морально-этические нормы, оценивают свои поступки, уважительно и доброжелательно относятся к сверстникам.

Проект урока

Этапы урока, время

Действия учителя

Действия ученика

заметки

Вводная часть урока

Психологический настрой на занятие

Читает стихотворение «Школьный спорт»

Как вы думаете, есть ли среди вас такие ученики?

Ответы детей

Подготовительная часть урока

Что значит физическая культура

Дети, сегодня у вас первый урок физической культуры. Физическая культура – это занятия физическими упражнениями для укрепления здоровья и улучшения физического развития. На уроках физической культуры вы будете бегать, прыгать, играть. Эти уроки научат вас быть здоровыми, сильными, быстрыми, выносливыми. А помогут стать такими физические упражнения и игры.

Зарядка. Утренняя зарядка – это комплекс упражнений, выполняемый после пробуждения. Зарядка оказывает огромное положительное влияние на организм. Помогает нам проснуться и зарядиться бодростью.

Закаливание – способ повышения устойчивости организма к жаркой и холодной погоде, простудным и инфекционным заболеваниям. Бывает закаливание воздухом, солнцем и водой. “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”. Тот кто закаливает свой организм, тот реже болеет. Не пропускает школу по болезни. У него больше сил и энергии для освоения знаний.

Занятия в спортивной секции позволяют добиться достижений в определенном виде спорта. Воспитывают волю, дисциплинированность, целеустремленность. Если вы и не станете чемпионами, то приобретете здоровье. В нашем городе вы можете записаться в секции: плавания, дзюдо, гандбола, футбола, бокса, акробатики, художественной гимнастики, баскетбола, волейбола.

Фикультминутка – минутки физических упражнений, направленных на снятие усталости. Вы наверное устали сидеть с начала урока? Поэтому давайте проведем физкультминутку.

Диалог учителя с учениками о значении физической культуры в жизни каждого человека.

Какие игры вы знаете?

Каким видом спорта вы занимаетесь? Почему вы его выбрали?

Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Для чего нужно делать утреннюю зарядку?

Ответы детей

Ответы детей. Можно провести в виде соревнований между группами (рядами)

Ответы детей

Дети выполняют физкультминутку

Показ слайдов №3-6

Основная часть урока

Рассказ об основных формах занятий физической культурой и видах спорта, входящих в школьную программу.

Королева спорта – это легкая атлетика. А называют этот вид спорта так, потому что им занимается самое большое количество спортсменов. Ведь легкая атлетика – это бег, ходьба, прыжки, метания. Легкоатлетические упражнения делали люди в глубокой древности. Сначала для того, чтобы стать крепче, быстрее, сильнее. А позже стали проводить соревнования. Спортсмен, занимающийся легкой атлетикой, называется легкоатлетом.

Гимнастика – значит “тренироваться, упражняться”. Спортсменов, занимающихся гимнастикой, называют гимнастами. Они выполняют различные упражнения на снарядах (брусья, бревно, конь, кольца, перекладина) и также без снарядов. Благодаря этим упражнениям они становятся сильными, гибкими, выносливыми.

Давайте посмотрим на каких снарядах и каким видом спорта занимался волк из мультфильма «Ну, погоди!»

Урок физкультуры всегда будет начинаться с построения в шеренгу, где учащиеся стоят плечом к плечу.

Построение в колонну

Игра “Гонка мячей сбоку”

Знаете ли вы, какой это вид спорта? Как называется спортивная форма у спортсменов?

Как называется вид спорта, который позволяет быть гибким, грациозным, сильным?

Кто знает на каких снарядах занимаются спортсмены?

Учитель задает загадки

Как вы думаете, в какой спортивной форме и обуви будет удобнее всего заниматься на уроках физической культуры?

Показ мультфильма «Ну погоди » выпуск № 4

Волк нам прислал письмо и просит назвать какими видами спорта занимается заяц и на каком оборудовании?

На этом Слайде показано как выбудете строиться По команде учителя “В одну шеренгу становись!” вы должны будете построиться в шеренгу по росту: сначала девочки, затем мальчики.

Как вы думаете, для чего нужны правила в игре?

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети отгадывают загадки и показывают отгадки

Ответы детей

Обсуждение

Работа с карточками

Дети указывают вид спорта, спортивную одежду и инвентарь и оборудование

Построение в шеренгу Игра “По своим местам”

Ответы детей

Слайд №7,8,9,10

Слайд №11

Слайд №12

Заключительная часть урока

Организуется самооценка учениками пройденного на уроке.

Обязательно нужно похвалить за внимательность, дисциплинированность, активность. Победителей в играх и упражнениях похвалить за победу, а проигравших за волю к победе и старание, чтобы стимулировать детей к проявлению у них в дальнейшем двигательной инициативы и желания заниматься физкультурой.

Дети делятся своими эмоциями, высказываются о том, что понравилось на уроке.

I . Вводная часть.

Школьный спорт

Наши мальчики «спортсмены»,
Ведь на каждой перемене
Ни за что их не унять:
Упражняются опять!

…Тренировки, тренировки –
Для спортивной, знать, сноровки.

Вот на старте Коля с Толей,
Что ракетой мчат по школе,
Догоняет их Олег –
Этот спорт зовётся «БЕГ».

Бег спортивный – это КРОСС,
На него огромный спрос!

Мальчик Боря дружит с БОКСОМ,
Оттого с распухшим носом:
Он вчера подрался с Васей,
Что его в игре «раскрасил».

Коль дерущихся гурьба –
То не драка, а БОРЬБА.
Но совсем не «вольная»,
А кулачно-школьная.

Глеб – известный «чемпион»
В спорте «Школьный БИАТЛОН» –
По стрельбе, но очень гадкой:
По животным, из рогатки!

Он у школы птиц стреляет,
И, к несчастью, попадает.

Есть другие виды спорта –
ТЕННИС, только не на корте:
Как в ПИНГ-ПОНГЕ резво скачет
По столам, по книгам мячик.

Коль летят над нами шапки,
Иль пеналы, или папки –
Это вовсе не гулянье,
Это – школьное МЕТАНЬЕ!

Друг на дружке – это СКАЧКИ,
Где нужна спина-силачка.
Всадник должен удержаться,
Чтоб до финиша домчаться.

Есть ФИГУРНОЕ КАТАНЬЕ –
Пола мокрого маранье,
Что совсем не распрекрасно,
А заведомо опасно!

Вот такие виды спорта…
Где призы – совсем ни торты,
Ни медали, ни признанье.
Вместо кубка – порицанье!

Натали Самоний

Диалог учителя с учениками о значении физической культуры в жизни каждого человека. Об основных формах занятий физической культурой и видах спорта, входящих в школьную программу. Рассказ о требованиях к одежде, обуви, внешнему виду.

Показать Слайд 2 . Презентация .

Учитель. Дети, сегодня у вас первый урок физической культуры. Физическая культура – это занятия физическими упражнениями для укрепления здоровья и улучшения физического развития. На уроках физической культуры вы будете бегать, прыгать, играть. Эти уроки научат вас быть здоровыми, сильными, быстрыми, выносливыми. А помогут стать такими физические упражнения и игры. Какие игры знаете вы?

Кроме урока физкультуры есть и другие формы занятий физической культурой.

Показать Слайд 3.

Например, утренняя зарядка. Утренняя зарядка – это комплекс упражнений, выполняемый после пробуждения. Зарядка оказывает огромное положительное влияние на организм. Помогает нам проснуться и зарядиться бодростью.

Показать Слайд 4.

Закаливание – способ повышения устойчивости организма к жаркой и холодной погоде, простудным и инфекционным заболеваниям. Бывает закаливание воздухом, солнцем и водой. “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”. Тот кто закаливает свой организм, тот реже болеет. Не пропускает школу по болезни. У него больше сил и энергии для освоения знаний.

Показать Слайд 5.

Занятия в спортивной секции позволяют добиться достижений в определенном виде спорта. Воспитывают волю, дисциплинированность, целеустремленность. Если вы и не станете чемпионами, то приобретете здоровье. В нашем городе вы можете записаться в секции: плавания, дзюдо, гандбола, футбола, бокса, акробатики, художественной гимнастики, баскетбола,волейбола.

Показать Слайд 6 .

Фикультминутка – минутки физических упражнений, направленных на снятие усталости. Вы наверное устали сидеть с начала урока? Поэтому давайте проведем физкультминутку.

Основная часть.

А сейчас я вам расскажу, какие виды спорта входят в школьную программу. Их мы будем изучать на уроках физкультуры.

Кто знает, какой вид спорта называют королевой спорта?

Показать Слайд 7.

Королева спорта – это легкая атлетика. А называют этот вид спорта так, потому что им занимается самое большое количество спортсменов. Ведь легкая атлетика – это бег, ходьба, прыжки, метания. Легкоатлетические упражнения делали люди в глубокой древности. Сначала для того, чтобы стать крепче, быстрее, сильнее. А позже стали проводить соревнования. Спортсмен, занимающийся легкой атлетикой, называется легкоатлетом.

Следующий вид спорта – это гимнастика.

Показать Слайд 8.

Гимнастика – значит “тренироваться, упражняться”. Спортсменов, занимающихся гимнастикой, называют гимнастами. Они выполняют различные упражнения на снарядах (брусья, бревно, конь, кольца, перекладина) и также без снарядов. Благодаря этим упражнениям они становятся сильными, гибкими, выносливыми.

Есть в школьной программе вид спорта, который нельзя изучить без одного предмета. Сейчас я загадаю загадку про этот предмет. А вы ее угадаете.

Он лежать совсем не хочет.
Если бросить он подскочит.
Чуть ударишь, сразу вскачь,
Ну конечно – это …………. (мяч).

Показать баскетбольный мяч.

Показать Слайд 9.

Посмотрите на Слайд и отгадайте загадку, для какого вида спорта необходим этот мяч.

В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть,
И в кольцо его бросать.
Мячик звонко бьет об пол,
Значит – это………………(баскетбол).

Показать Слайд 10.

Посмотрите на Слайд и отгадайте загадку про следующий вид спорта.

Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Звероловы?
Что за сетка во дворе?
Не мешал бы ты игре.
Ты бы лучше отошел.
Мы играем в…………….(волейбол).

На этом Слайде изображены волейболисты, играющие в волейбол. В волейболе игроки передают мяч через сетку руками. Стараются не допустить, чтобы мяч коснулся пола с их стороны. (Показать волейбольный мяч.)

Заниматься на физкультуре можно только в специальной форме. В зале это футболка, спортивные шорты, носки и спортивная обувь: кеды или кроссовки, с крепко завязанными шнурками. В теплую или прохладную погоду для занятий на улице – спортивный костюм.

Показать Слайд 11.

Урок физкультуры всегда будет начинаться с построения в шеренгу, где учащиеся стоят плечом к плечу. На этом Слайде показан учитель, который встал к линии и поднял левую руку в сторону. По команде учителя “В одну шеренгу становись!” вы должны будете построиться в шеренгу по росту: сначала девочки, затем мальчики.

Показать Слайд 12.

На этом Слайде показано построение в колонну по одному, где учащиеся стоят в затылок друг другу. В колонне обычно мы будем ходить или бегать в спортзале.

Построение в одну шеренгу по росту. Отдельно мальчики и девочки. Учитель выбирает самого высокого ученика и ставит его первым – правофланговым. Потом, проходя, дотрагивается до плеча ученика, который должен стоять следующим по росту, тот выходит на линию и встает рядом с правофланговым, и т.д.

Учитель: в таком порядке вы будете строиться всегда. Запомните, кто ваши соседи.

Игра “По своим местам”

Дети садятся на скамейку. Затем по команде учителя: “По своим местам в шеренгу становись”, дети строятся в шеренгу на прежнее место и в прежнем порядке (отдельно шеренга девочек и шеренга мальчиков). Выигрывает шеренга, которая быстрее построилась. Повторить 2 раза.

Эстафета “Гонка мячей сбоку”.

Соревнуются две шеренги с равным количеством детей. У правофлангового мяч. По команде учителя нужно передавать мяч сбоку из рук в руки своему соседу слева, когда мяч дойдет до левофлангового, передать мяч обратно. Выигрывает команда, которая быстрее передаст мяч обратно правофланговому. Повторить два раза.

Заключительная часть.

Упражнение на развитие равновесия.

Поставить ноги вместе, руки вдоль туловища. По команде учителя закрыть глаза и стоять не шевелясь до десяти счетов. Затем усложнить упражнение. Одну ногу поставить впереди другой по одной линии. Впереди стоящая нога должна пяткой касаться сзади стоящей ноги. Так же простоять до десяти счетов.

Рефлексия деятельности.

Организуется самооценка учениками пройденного на уроке. Дети делятся своими эмоциями, высказываются о том, что понравилось на уроке. Обязательно нужно похвалить за внимательность, дисциплинированность, активность. Победителей в играх и упражнениях похвалить за победу, а проигравших за волю к победе и старание, чтобы стимулировать детей к проявлению у них в дальнейшем двигательной инициативы и желания заниматься физкультурой.

Напомнить учащимся, что необходимо подготовить спортивную форму к следующему уроку.

Объявить о том, что урок закончен.

Список использованной литературы.

    Физическая культура. 1 класс: система уроков по учебнику А.П.Матвеева / авт.-сост. А.Ю.Патрикеев . – Волгоград: Учитель, 2012.

    Поурочные разработки по физкультуре: 1 класс. / авт.-сост. В.И.Ковалько . – М.:Вако, 2010.

    Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П.Матвеева . 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.П.Матвеев. – М.: Просвещение, 2011.

    Физкультура в 1 классе: Поурочные планы. Первое полугодие / Н.И.Сорокина, С.А.Сорокин . – Волгоград: Учитель, 2004.

Давно доказано, что физкультура в школах имеет огромную и решающую роль в формировании и воспитании полноценной личности ребенка. Этот предмет решает задачи не только укрепления и сохранения в дальнейшем здоровья школьников, но и социальной адаптации, активности и общительности.

Где проходят школьные уроки физкультуры

Уроки физкультуры в школах могут проводиться в спортивных залах, имеющихся почти в каждой школе, на специально оборудованной для занятий площадке или на улице. В спортивном зале и на площадке должны быть созданы условия для занятий согласно установленным нормам. Они определяют, какое количество школьников может заниматься одновременно на отведенной площади, какая должна быть высота потолков в помещении, также нормативы устанавливают обязательное наличие вентиляции и обогрева, необходимого освещения, количество подсобных помещений и раздевалок, душевых кабин и спортивных снарядов. На площадках проводятся спортивные игры: футбол, баскетбол и волейбол. Для них нормативы устанавливают расположение ворот для футбола, баскетбольных корзин и волейбольных сеток.

Из чего состоит урок физкультуры

Уроки физкультуры в школе, как правило, состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть, или разминка, помогает подготовить организм ребенка к предстоящей нагрузке. В основной части дети разучивают новые физические упражнения, бегают, прыгают, метают, лазают по канату, играют в подвижные игры, проводят эстафеты. И в заключительной части школьникам предлагается отдохнуть, чтобы сердцебиение и пульс пришли в норму, а организм успел отдохнуть.

Подмечено, что уроки физкультуры в школах обычно утомительны для детей в том случае, если они построены строго по программе. Поэтому во время таких уроков детям часто предлагается самостоятельная двигательная активность. Учитель осуществляет проведение таких уроков либо в спортзале, либо на улице, со спортивным инвентарем или без него. Также очень полезно проводить под музыку определенную систему упражнений, это снимает напряжение школьников, помогает развивать в них чувство ритма, координацию и внимание.

Физкультминутки

В понятие «физкультура в школах» также входят разминки или физкультминутки, которые могут проводиться и на других уроках. Если преподаватель видит, что дети устали и плохо усваивают материал, можно в течение пары минут дать им возможность выполнить несложные упражнения, приседания и наклоны, это способствует снятию умственного напряжения. В последние годы физкультминутки проводятся в основном в начальных и реже средних классах, а про старшеклассников, к сожалению, вообще забыли. А зря. Потратив несколько минут на разминку, учителя могли бы получить более высокие результаты своей работы, а также хорошую успеваемость.

Важность медицинских осмотров

Во всех школах проводятся в обязательном порядке плановые медицинские осмотры школьников, целью которых является оценить состояние здоровья каждого ученика, уровень его физической подготовки. На основе данных медицинских осмотров врач рекомендует оптимальные виды физических упражнений и величину нагрузок. В ходе медицинских осмотров выявляются учащиеся, которым в силу их физических и психических отклонений показана лечебная физкультура, такие дети освобождаются от занятий физической культуры в школах. Но это неправильно, так как именно эти дети больше всего нуждаются в благотворном влиянии физических упражнений на их ослабленный организм. В зависимости от состояния здоровья школьников делят на 3 группы по занятию физкультурой: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия для каждой группы устанавливает школа.

Физкультура: программа в начальной школе

Урок в начальной школе направлен в первую очередь на общее оздоровление и физическое развитие учащихся, а также развитие самостоятельного и творческого мышления школьников младших классов. Физкультура в 1-3-х классах необходима детям, так как она помогает воспитывать выносливость, помогает развивать ловкость, гибкость, координацию движений, начальные навыки в командных играх.

Урок физкультуры в начальной школе очень важен. Задача преподавателя физической культуры в младших классах - донести до младших школьников доступные для их возраста физкультурные знания, двигательные навыки и умения, а также способность применять полученные знания в обычной жизни.

Физкультура в начальной школе помогает детям поддерживать тело в хорошей физической форме с ранних лет, формирует уважительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитывает в будущих гражданах коллективизм, готовность прийти на помощь, смелость, отзывчивость, исполнительность.

Чем же занимаются конкретно дети младших классов на уроках физкультуры? Уроки физической культуры в младших классах посвящены в основном спортивным играм, различным эстафетам и состязаниям. Теоретические занятия занимают обычно 3-5 минут в начале урока - учитель рассказывает ребятам тематику текущего занятия. Кроме игр и эстафет большое внимание уделяется строевым упражнениям, бегу, ходьбе, прыжкам, лазанию и метанию, акробатическим движениям. В северных широтах уроки физкультуры включают также лыжный спорт. Все это направлено на развитие движения и координации.

В настоящее время урок физкультуры в младших классах проводится 3 часа в неделю. Программой допускается замена одного урока в неделю занятием ритмикой или хореографией.

Урок физкультуры в средних классах

Занятие физкультурой в школе, в средних классах, помогает обучать детей следующим навыкам:

  • Чередование ходьбы и бега.
  • Бег с препятствиями.
  • Правильное дыхание во время движений.
  • Прыжки в длину с разбега.
  • Прыжки в высоту с разбега.
  • Метание мяча в цель с различных расстояний.
  • Ловля мяча как одной, так и обеими руками.
  • Упражнения на гимнастической стенке.
  • Плавание и лыжи.

Кроме вышеперечисленных навыков занятия физкультурой в средних классах обучают ребят проведению закаливания, массажа, психической регуляции и самоконтроля - все это входит в процесс воспитания.

Уроки физкультуры в старших классах

Физическая культура в старших классах служит в формировании привычки подрастающего поколения заниматься физкультурой и спортом по окончании школы, она должна ориентировать молодежь к ведению здорового образа жизни, настраивать на самостоятельные занятия спортом в дальнейшем, учит пониманию огромной ценности поддержания правильного образа жизни и отказа от вредных привычек.

Травматизм детей на уроках физкультуры в школе

Наиболее всего согласно статистике подвержены различным травмам на школьных уроках физкультуры дети в возрасте 12-14 лет. Печальные цифры говорят о том, что среди учителей, тренеров, преподавателей, медицинских работников и родителей должна вестись работа по профилактике травматизма учеников на уроках физкультуры. Все эти категории должны знать о степени травмоопасности каждого вида спорта, входящего в школьную программу по физкультуре, а также держать под постоянным контролем причины, которые могут привести к плачевным последствиям.

Среди всех многочисленных причин, приводящих к травматизму на уроках физкультуры, самыми главными являются:

  • Недостаточный контроль со стороны медицинских работников за состоянием здоровья учеников.
  • Нарушение дисциплины во время уроков.
  • Неисправное оборудование или его несоответствие антропометрическим данным.
  • Отсутствие спортивной одежды и обуви учеников.
  • Неблагоприятные погодные условия.
  • Низкая квалификация учителя или тренера.

Статистика показывает, что наибольшее число травм, получаемых детьми на занятиях физкультурой в школе, приходится на спортивную гимнастику.

Организация уроков физкультуры в школах согласно ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты)

Формы организации процесса физкультуры в школе (ФГОС) - это непосредственно уроки физкультуры, спортивные соревнования и праздники, оздоровительные разминки в течение дня, участие в спортивных кружках и секциях, занятия физкультурой и спортом дома вне школы. В свою очередь, все уроки по физической культуре разделяются на 3 вида:

  1. Образовательно-обучающая направленность. На уроках учеников знакомят с практическим материалом и учебными знаниями предмета (название и описание упражнений, методика и техника выполнения и т. д.). На таких уроках обучение проходит с поэтапным формированием двигательной активности детей - начальное изучение, углубленное обучение, закрепление материала и совершенствование полученных навыков.
  2. Образовательно-познавательная направленность. На уроках дети знакомятся с основами самостоятельной организации занятий физической культурой, учатся непосредственно планировать и проводить мероприятия по общему физическому оздоровлению. В процессе обучения они активно используют учебники и методические пособия.
  3. Образовательно-тренировочная направленность. Осуществляется непосредственно на уроках физкультуры для развития физических данных ребят и их активности.

Педагогическая практика

Будущие преподаватели и учителя физкультуры проходят в процессе обучения обязательную практику в школах по физкультуре. Во время прохождения практики студентам предлагается выполнить ряд задач:

  1. Ознакомление с инструкцией студента-практиканта и программой. Необходимые сведения представлены в дневнике практиканта. В программу входит посещение школы в оговоренное время для знакомства, проведения уроков физкультуры в младших, средних или старших классах. Каждый студент-практикант должен провести 6 уроков самостоятельно и 6 уроков в качестве помощника учителя. Общая нагрузка прохождения практики составляет двенадцать часов в неделю.
  2. Посетить 3 урока физкультуры у сокурсника. Цель таких посещений - проведение полного педагогического анализа уроков.
  3. Разработать самостоятельный план по обучению какому-нибудь двигательному действию на период практики.
  4. Написать сценарий праздника для учеников, разработать его и провести мероприятие.

Уроки физкультуры в начальной школе являются обязательными составляющими любого процесс обучения. Поэтому их ежегодно усовершенствуют и дополняют полезными упражнениями, по словам Министерства образования.

Вообще четкое распределение упражнений, а также разбиение урока по частям является самым правильным. Необходимо как методическая поддержка, так и верное выполнение многих элементов. Вообще по современной методике, урок должен быть разбит на несколько основных частей. Так, сначала идет вводная часть. Здесь решаются все необходимые организационные вопросы. Именно эта часть является одной из самых важнейших. В особенности это касается начальной школы. Учитель должен сам заводить детей в спортивный зал, помочь подготовится к уроку, а также приучить к командам. В данном случае имеется в виду построение. Дети должны понимать, что их основной задачей является стать четко по росту, от самого высокого к низкому. Такое постановление получило название «лесенка». Поэтому построению уделяется особое внимание! Как же правильно построить деток? Для старшеклассников такая процедура известна и понятна в целом. Что же касается малышей, то они не совсем понимают суть дела. Строить деток нужно таким образом, чтобы при передвижении они не мешали друг другу. Кроме того у них должен быть хороший круг обзора, видеть учителя это основная цель. Ну и наконец при выполнении различных заданий педагогу нужно достаточно место для того чтобы в любом случае он мог оказать поддержку. Поэтому построение настолько важно. Также ставить деток рекомендуется по росту или же по уровню их физического развития. В основном всем этим процессом руководит именно учитель по физкультуре, на нем лежит вся ответственность.

Со второго класса, как правило, дети делают все самостоятельно. Стоит только лишь педагогу произнести определенную команду, как все становятся на свои места. На самом занятии учитель может идти рядом с учениками или же впереди, тем самым указывая им путь. Когда он обращается к деткам, то его должны видеть абсолютно все. Поэтому здесь важно не только правильно построить детей, но и выбрать хорошее место для учителя. Большинство педагогов стараются выстраивать ребят вокруг себя, так намного удобнее. При желании можно становиться как угодно, главное чтобы дети это хорошо запомнили. Теперь стоит оговорить длительность вводной части. Для малышей она составляет примерно 10 минут. Дело в том, что детки довольно медленно переодеваются и, попадая в огромный зал, сразу же начинают теряться. Поэтому собрать их и построить сложно. В более «старших» класс начальной школы, а именно в 3-4, все проходит несколько быстрее. Вполне хватит и 5 минут. После вводной части следует подготовительная, она также как и предыдущая решает ряд основных задач. Вообще физкультура для младших школьников должна приносить только лишь положительные эмоции. Поэтому здесь деткам дается время для подготовки к будущим нагрузкам. В этот момент, как правило, проходит разминка, состоящая из определенных упражнений. Они несут обще развивающий характер. В основном это несложные движения, направленные на регулировку координации движений. Начиная с 3го класса, упражнения принимают более сложный характер. Сюда относят различные элементы с палками, мячами, обручами и флажками. При этом выполняется все с элементами движения, приседаний, прыжков и многого другого.

Вообще подготовительные упражнения оказывают хорошее коррекционное воздействие. Именно поэтому в начальных классах подготовительная часть и состоит из обще развивающих элементов. Кроме того, учитель должен самостоятельно подобрать два-три упражнения, которые напрямую будут направлены на двигательные навыки и умения. Разрешается использовать только лишь их, как средство для развития определенных качеств у детей. В подготовительную часть следует включить упражнения, которые предотвращают сопутствующие дефекты двигательного аппарата. Так постепенно длительность подготовительной части увеличивается до 15 минут, и в ее состав входит порядка 10 упражнений.

Нагрузка на уроке физкультуры для школьников должна быть умеренной. Далее наступает время основной части, она, как правило, занимает оставшуюся часть времени. В ней необходимо активизировать все силы на основные упражнения. Это могут быть как действия с элементами гимнастики, легкой атлетики, так и игры различного характера. Рекомендуется проводить эстафеты и соревнования. Так у детей пробуждается чувство командного духа, что весьма полезно. Подбирая упражнения, учитель должен понимать, что их основной целью является соблюдение всех вышеперечисленных качество. Проще говоря, все элементы просто обязаны к чему-то приводить. Министерство образования рекомендует проводить новые упражнения в начале урока, а те, которые направлены на развитие одного из качеств, в основной части. Что касается игр, то они должны быть достаточно подвижными. Желательно отдать предпочтение бегу, прыжкам, эстафетам с мячом и т. д. Вообще многие стараются включать как можно больше гимнастических элементов. Естественно, это хорошо, но нужно все, же активизировать все силы на строевых упражнениях. Ведь в младшем возрасте у многих деток наблюдается состояния потерянности, они просто на просто не могут ориентироваться в пространстве.

Основная часть урока должны быть самой полезной и длится минут 25. Все же рекомендуется отводить немного времени в конце урока для подведения итогов. В этот момент можно выставить оценки, отметить самых активных учеников и поговорить о приобретенных навыках. Ведь только лишь посредствам наблюдения, можно понять какие упражнения для детей были действительно интересными. В целом же структура урока может быть несколько изменена. Все что описано выше скорее относится к основным рекомендациям. Такой является современная программа дисциплины физкультуры. Соблюдать ее или нет, каждое учебное заведение решает само для себя. Вообще учитель должен понимать, что обучать деток физкультуре просто обязано нести в некоторой мере индивидуальный характер. Поэтому присматриваться к поведению детей и учитывать их пожелания тоже необходимо. Рекомендуется на практике поделить все уроки физической культуры на несколько типов. Это могут быть как вводные занятия, когда дети знакомятся с новым материалом и упражнениями, а также комбинированные и контрольно-зачетные. Физкультура для первого класса не должна быть слишком сложной. Поэтому были введены некоторые корректировки в процесс обучения.

На данный момент существует новая нормативно-правовая база физической культуры. Основным лозунгом, которой является «Не навреди! ». Данный принцип на заметку взяли все работники, относящиеся к сфере образования. С первого сентября нынешнего года для всех учеников начальной школы были введены специальные нормы нагрузок. Отныне деток делят на несколько групп, в соответствии с их физиологическими возможностями. На сегодняшний день на школьников дурное влияние оказывают множество негативных факторов. Именно поэтому кто-то является более сильным в плане выносливости, для кого-то же это непостижимая грань. Поэтому те нормативы, которые были ранее просто на просто ушли в никуда. Ведь для большинства детей такая нагрузка является просто непостижимой. Кроме того были полностью убраны те дисциплины, которые дети заранее никак не могут сделать. Проще говоря, ранее существовали такие упражнения, правильное выполнение которых несло вред здоровью ребенка. Поэтому сейчас все изучается крайне тщательно еще до того, как дети начнут заниматься физической культурой. Тяжело в данном случае только лишь учителю. Ведь понять и определить уровень ребенка не всегда так просто. Особенно если речь идет о молодом педагоге. Поэтому здесь необходимо следить за всем более тщательно, дабы никому не навредить. Все упражнения должны нести исключительно пользу и никак не обременять ребенка. Необходимо одновременно обеспечить простоту и соответствующую нагрузку.