Как начать психологическое консультирование. Принципы проведения первичной консультации

Любопытно - обнаружил, что очень мало кто понимает разницу между КОНСУЛЬТАЦИЕЙ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕМ. На самом деле это совсем разные, я бы сказал принципиально различные вещи.

Когда клиент переходит в позицию Жертвы, расписывается в собственной беспомощности, начинается более сложный и длительный процесс: психологическое консультирование. Психологическое консультирование включает в себя и разумную ориентировку клиента в ситуации, и поднятие его ресурсного состояния, и работу с его внутренним сопротивлением.
Клиент пришел, пришел в себя, поплакался, попереживал, пожаловался, по настоятельной просьбе консультанта задумался, что же он хочет, но сформировать цель - не хватает то ли ума, то ли культуры, то ли не в том состоянии. Спустя час вместе придумали, что же клиент хочет, но потом ему каждые 15 минут нужно об этом напоминать, поскольку клиент постоянно отвлекается и съезжает просто на жалобы... Ничего тяжелого нет, психотерапия не требуется, но понятно, что помочь такому клиенту всерьез коротким и разумным путем - практически нереально. Нужно что-то более творческое...

Если, например, клиента чем-то авторитетно попугать, потом дать понять, что терапевт помочь может, но нужна серия консультаций, то вполне вероятно, что клиент на это подпишется.
Создать проблему и пообщать ее решить - типовая стратегия продаж. В терапии - вполне оправданное затягивание клиента на терапевтические мероприятия. Оправдано так же, как не всегда добровольное отправление детей в школу.

А за несколько десятков встреч, когда клиент мирно беседует с очень культурным человеком, уважаемым терапевтом, он даже начинает иногда думать или хотя бы приобретает некоторые полезные психологические привычки: слушать собеседника, понимать себя, формулировать свои мысли, видеть позитив. Можно сказать - экспресс-приобретение культуры, можно сказать - позитивное промывание мозгов. Набор таких творческих, нередко лукавых (не будем говорить - обманнных) методов вперемежку с психологическим просвещением и составляет основное содержание консультирования.

Принятие решений на консультации и в процессе консультирования

Если человеку нужно принять решение, то на КОНСУЛЬТАЦИИ он с помощью консультанта взвешивает все за и против, учитывает жизненный опыт консультанта и осознанно принимает собственное решение. Если женщине нужно принять решение, но она никак не может это сделать и ощущает беспомощность, она приходит к терапевту на КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. Это уже - другая процедура. Тут консультант помогает женщине найти любое возможное (не обязательно оптимальное) решение, создает ей уверенность, что это ее решение и подкачивает ей ресурс, дав ощущение правильности этого решения.
Например, терапевт рассказывает девушке, что у нее есть бессознательное, которое уже знает ее правильный выбор, и что она может у своего бессознательного свой правильный выбор спросить. Девушка верит уважаемому специалисту (почему бы и не поверить?), закрывает глазки, погружается транс, успокаивается, на фоне расслабления проживает свои трудности (типовая процедура десенсибилизации), после чего девушка делает выбор, который за нее делает ее бессознательное. Терапевт говорит ей, что это хорошо.

Еще раз - успехов всем!

С уважением, проф. Николай Иванович Козлов

Людям, испытывающим проблемы в повседневной жизни, просто необходимы консультации, которые должны проводиться квалифицированными и опытными специалистами. Необходимость таких консультаций в том, чтобы помочь людям в решении проблем (как личных, так и социальных). Задача психолога (социального педагога) заключается в том, чтобы помочь человеку увидеть свои трудности со стороны, поговорить с ним о тех сторонах поведения и взаимоотношений, которые стали источником проблем и о которых пациент, обычно, не догадывается, а, следовательно - не может контролировать. Но ведь не все имеют соответственного образования, а помощь человеку, порой, необходимо оказать срочную, посоветовать, успокоить, дать рекомендации и т.д. Так как же это делать правильно?

  1. Чтобы давать людям консультации, необходимо самому прекрасно разбираться в таких вопросах.
  2. Нужно иметь определенный авторитет и уважение в коллективе, среди коллег и знакомых людей.
  3. Надо хорошо чувствовать ситуацию и уметь в любой момент подстроиться, перестроиться, чтобы для консультируемого это было незаметно.
  4. Обязательно следует быть доброжелательным, терпеливым, чтобы человек мог раскрыться и рассказать о своих трудностях.

Как правило, за помощью, посторонние люди обращаются сами, они уже знают, что этот человек сможет помочь и посоветовать, или им подсказывают, к кому именно следует обращаться.

Самая доступная и эффективная консультация - это контактная беседа. Условно, ее можно разделить на несколько этапов.

Первый этап. Знакомство и начало разговора.

Рекомендуется, не суетясь, встать навстречу человеку, пригласить его присесть. Необходимо некоторое время, чтобы ему оглядеться и немного привыкнуть к обстановке (которая должна располагать к диалогу). После минутной паузы, когда оба пригляделись друг к другу, можно начинать беседу. Самое лучшее, когда разговор будет вестись на равных. При затруднении со стороны консультируемого начать беседу, можно использовать реплику примерно такого типа: «Вам, наверное, есть о чем-то мне рассказать?» или «Внимательно вас слушаю».

Второй этап. Расспрос консультируемого человека.

Необходимо сформировать и проверить гипотезы, по которым нужно будет давать советы и консультации. Иначе говоря, на этом этапе нужно разговорить человека. Самый лучший прием - это стимулировать его рассказ уточняющими репликами.

Через 10-15 минут разговора, обычно, становиться ясна ситуация и возникшая проблема собеседника. После этого, когда сформировались консультативные гипотезы, наступает следующая фаза беседы. Консультант проверяет возникшую гипотезу, задавая уточняющие вопросы и реплики. Это поможет выявить те факты, которые не замечены клиентом, в силу своей субъективности.

Третий этап. Воздействие.

Самый простой способ - это заострить внимание человека на выявленные противоречия в его рассказе. Задача в том, чтобы еще раз проверить и проанализировать поведение консультируемого, лежащее в основе проблемы. Нужно уточнить, чего человек хочет добиться. Необходимо обсудить с ним различные варианты поведения. Задать для этого вопрос такого плана: «Может как-то по-другому можно поступить в такой ситуации?». Другими словами, нужно показать консультируемому, что есть много других вариантов поведения, применимо к этой ситуации, что можно найти наиболее оптимальный и наименее конфликтный.

Четвертый этап. Завершение консультации.

На завершающем этапе, обобщается итог разговора, обговариваются вопросы, которые касаются дальнейших действий собеседника, обратившегося за помощью.

Придерживаясь такого расклада, можно дать хорошую и человеку, тем самым, оказать ему настоящую помощь.

Этапы психологического консультирования

Психологическое консультирование обычно состоит из нескольких встреч, отдельных бесед. В целом психологическая консультация как процесс разбивается на четыре этапа: 1. Знакомство с клиентом и начало беседы. 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез . 3. Оказание воздействия . 4. Завершение психологической консультации.

1. Знакомство с клиентом и начало беседы

1а. Первый контакт. Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, демонстрация доброжелательности и заинтересованности в плодотворном сотрудничестве. 1б. Ободрение. Желательно подбадривать клиента словами вроде: "Проходите, пожалуйста", "Усаживайтесь поудобнее" и т.п. 1в. Небольшая пауза. После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 – 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться. 1г. Собственно знакомство. Можно сказать клиенту: "Давайте познакомимся. Как мне к вам обращаться?" После этого необходимо представиться самому. 1д. Формальности. До начала собственно консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, его важных особенностях: - основные цели консультирования, - квалификация консультанта, - оплата за консультирование, - приблизительная продолжительность консультирования, - целесообразность консультирования в данной ситуации, - риск временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, - границы конфиденциальности, в т.ч. вопросы аудио- и видеозаписи, присутствие (наблюдение) за процессом третьих лиц. Говорить следует кратко, не выливая на клиента лишнюю информацию. Результатом здесь выступает окончательное решение клиента о вступлении в процесс консультирования. 1е. "Здесь и сейчас". Необходимо договориться с клиентом, настроить его на работу в режиме "здесь и сейчас". Важно дать понять клиенту, что психолога-консультанта нельзя использовать в качестве инструмента в разного рода интригах. 1ж. Первичный расспрос. Пример стандартной фразы: "Что Вас привело ко мне?", "Итак, какие вопросы вы хотели обсудить со мной?". Если клиент не является "профессиональным завсегдатаем" психологических кабинетов, то, скорее всего, уже с первых собственных фраз ему потребуется поддержка. По крайней мере, его будет интересовать вопрос: правильно ли он говорит, о том ли? Поэтому в случае необходимости с первых же минут расспроса надо поддерживать диалог.

2. Расспрос клиента, формирование гипотез

2а. Эмпатическое слушание. Оно же - активное слушание (повторение отдельных слов за клиентом, интерпретации). 2б. Принятие модели ситуации клиента в качестве временной. Консультанту пока не стоит вступать в споры с клиентом, тем более обличать его, ловить на противоречиях. Ломать модель ситуации клиента можно только после того, как эта модель изучена детально. 2в. Структурирование беседы. Редкий клиент умеет логично и последовательно описать проблемную ситуацию. Постепенно его надо побуждать к более рациональному изложению, рассуждениям. Самому консультанту надо быть последовательным. Каждая новая его фраза, вопрос должны быть логически связаны с предыдущими. Для структурирования беседы очень полезны периодические резюме. Диалог с клиентом - это не книга, разбитая на главы; поэтому можно взять себе за привычку раз в десять минут (например), следя за настенными или настольными часами, резюмировать сказанное. Если это уместно, то резюмировать можно не только устно, но и письменно, схематически изображая на бумаге модель ситуации. Структурирование беседы побуждает клиента к рациональной работе, к тому, чтобы не "перемалывать" в десятый раз одно и то же, а двигаться дальше; когда клиент перестаёт двигаться дальше в описании ситуации, то это будет верным свидетельством того, что он сказал уже всё существенное. 2г. Осмысление модели ситуации клиента. Психолог-консультант проводит аналитико-критическую работу, формулирует несколько гипотез в отношении этой модели. Если клиент пришёл за помощью к психологу, то это значит, что модель проблемной ситуации у него или а) неверная (извращённая), или б) неполная. В каждой гипотезе поэтому следует чётко формулировать: а) видит ли клиент ситуации в истинном свете? б) если не видит, то в чём ошибается? в) полна ли модель ситуации? г) если не полна, то в чём можно, в чём нужно расширить эту модель? Разумеется, большую часть выводов здесь психолог-консультант должен держать при себе, хотя бы потому, что пока имеются только гипотезы. 2д. Критика гипотез. Консультант задаёт клиенту вопросы, направленные на уточнение, критику гипотез. Вопросы здесь можно, конечно, задавать вразнобой. Но всё же рекомендуется стремиться к хотя бы внешней структурированности беседы, не перескакивая с одного на другое. Результатом здесь должно быть то, что в итоге остаётся только одна рабочая гипотеза (основная). Дело в том, что большую часть интеллектуальной работы психолог вынужден делать в жёстком режиме, когда имеется немного времени. Поэтому плотно надо работать только с основной гипотезой. Если она не подтвердится, то за основную принимается другая гипотеза. 2е. Изложение своей гипотезы клиенту. Поскольку клиент обычно уже "хорошо запутался" в своей проблемной ситуации, то бывает очень редко так, что он сразу принимает гипотезу и соглашается с ней. Поэтому важно подчеркнуть, что соображения консультанта - пока только гипотеза (предположения), что от клиента не требуется соглашаться с ней, требуется взять гипотезу за рабочую и попробовать изучить выводы, которые она порождает. В процессе работы с гипотезой скорее всего всплывут новые подробности, которые уточняют складывающуюся объективную модель ситуации. Вполне вероятно, что гипотеза окажется несостоятельной, в этом нет ничего страшного; в этом случае в качестве рабочей берётся иная гипотеза. 2ж. Критика гипотезы, нахождение истины. Рассматриваются различные ситуации, типичные и не совсем типичные. Перед тем, как приступить к следующему этапу, очень важно найти истину, то есть должна быть сформулирована и принята обеими сторонами объективная непротиворечивая модель проблемной ситуации.

3. Оказание воздействия

3а. Дать клиенту пожить с новым знанием. Дальнейшая работа напрямую зависит оттого, насколько истинной получилась модель проблемной ситуации. Важно понимать, что если модель не удалась, то и дальнейшая работа с клиентом (воздействие) находится под угрозой; а если наоборот (модель удалась), то и самому клиенту будет интересно пожить с новым знанием. Поэтому в идеале после выработки рабочей модели следует отпустить клиента до следующей встречи. Вероятно, он получил уже всё, что ему было надо, и поэтому больше не придёт на следующую встречу. Если нет возможности, надобности прервать консультацию, то можно просто сделать небольшую перемену. Для этого подойдёт усадить клиента в кресло минут на пятнадцать, включить ему спокойную музыку и дать возможность обдумать новое знание. 3б. Коррекция установок клиента. Конечно, вполне вероятно, что обретение нового знания может оказаться недостаточным клиенту для управления проблемной ситуацией. Здесь характерны жалобы клиента на то, что "не хватает сил", "не понимаю как" и т.п. Психолог вместе с клиентом критикует ложные установки последнего. Вырабатывает список новых установок. Установки должны быть вербально точными, простыми и эффективными. Большое внимание следует уделить установкам, направленным на обретение спокойствия и уверенности, на коррекцию уровня тонуса (успокоиться или наоборот мобилизоваться) и уровня рациональности-эмоциональности (стать более рациональным или более эмоциональным). Установки можно "принимать" в виде самовнушения. Опять здесь будет полезным дать клиенту возможность пожить с новыми установками. Возможно, что какие-то установки не приживутся. Тогда их, может быть, потребуется изменить или модифицировать. 3в. Коррекция поведения клиента. Помощь клиенту в формулировании возможных альтернатив привычному поведению. Анализ и критика этих альтернатив, оценка их пользы и эффективности. Выбор лучшей альтернативы. Разработка плана внедрения этой альтернативы. Важно понимать, что клиент в будущем может просто забыть применять альтернативное поведение. Поэтому в буквальном смысле его надо натренировать на применение альтернативы. Для этого подходят разные способы, например ролевые игры (в данном случае психолог может взять на себя роль какого-то родственника или знакомого клиента).

4. Завершение психологической консультации

4а. Подведение итогов беседы. Краткое обобщение всего происшедшего. "Повторение - мать учения". 4б. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими специалистами. 4в. Прощание. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько тёплых слов.

Литература

Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 172 с.

Переписка, общение по Skype, форумы - дистанционное психологическое консультирование набирает всё большую популярность. На каких сайтах можно работать психологом удалённо, в чём особенности формата, с чего начать и что важно знать онлайн-консультанту.

Работать психологом онлайн: где и как?

В Рунете по запросу «психолог онлайн » поисковая система выдаёт 16 млн результатов.

Наиболее популярными ресурсами всероссийского масштаба являются сайты, где психологи консультируют клиента в режиме онлайн и предусмотрена возможность записи к психологу в своём городе на личный приём.

На основных интернет-ресурсах предлагаются следующие виды услуг:

  • Переписка через приватный чат (систему личных сообщений);
  • Запись на онлайн консультирование по Skype;
  • Запись на личный приём у психолога;
  • Возможность задать вопрос на форуме (в том числе анонимно);
  • Тренинги (как правило, групповые).

Также на сайтах обычно хранится архив вопросов и форумных тем, чтобы человек мог найти информацию по своей проблеме, прочитав комментарии психологов о похожих ситуациях.

Анализ 10 наиболее популярных русскоязычных сайтов психологических услуг показал, что самыми популярными сегодня являются консультации через сообщения и форум (46%), на втором месте - консультации по Skype (37%), на третьем - психологические тренинги (17%).

При удаленном консультировании используют два способа общения:

  1. Синхронная коммуникация в «реальном времени»: психолог и клиент одновременно находятся в Сети и общаются через онлайн-мессенджеры Skype, WhatsApp, Viber и др. по видео или аудиосвязи.
  • Преимущества : Такой вид контактов сохраняет спонтанность, эффект личного присутствия и «живого» общения. Есть возможность воспринимать и интерпретировать вербальные сигналы.
  • Недостатки : Если клиент и консультант в разных часовых поясах, то этот метод связи может быть неудобным или недоступным.
2. Асинхронная коммуникация предоставляет больше свободы. Ресурсы - электронная почта, блоги, чаты и программы-коммуникаторы, сохраняющие информацию.
  • Преимущества : Каждый участник диалога отвечает, когда готов ответить. Есть время для размышлений, поиска дополнительной информации, более тщательного рассмотрения проблемы, что позволяет давать качественную обратную связь. Сохранение информации позволяет анализировать процесс взаимодействия, можно возвращаться к ранее сказанному (написанному).
  • Недостатки : Формат не подходит, если нужна немедленная психологическая поддержка. Нельзя интерпретировать язык тела, необходимо полагаться лишь на вербальную информацию. Не всегда люди могут объяснить свои чувства и мысли в письменном виде, иногда клиенту проще говорить.

Л. О. Андропова, кандидат психологических наук, эксперт МГАПС по онлайн-консультированию считает консультации в Skype наиболее удобной формой взаимодействия с клиентом, поскольку видеосвязь наиболее приближена к формату личного общения, и уточняет: онлайн-консультации не должны решать проблемы клинического характера. Работа по интернету ближе к технологии коучинга и помогает человеку самому справиться с возникшими трудностями под руководством профессионала.

Методы и ограничения в онлайн-консультировании

Психолог, работающий онлайн, использует обычный алгоритм: выявляет особенности личности клиента и его проблемы, разбирается в причинах возникновения сложностей, сообщает о результатах, помогает найти пути решения. Для этого используются стандартные методы, как в личной консультации:

  • Интервью, наблюдение, активное слушание;
  • Вербальное проявление эмпатии, оказание психологической поддержки;
  • Фокусирование на главном, анализ проблемы;
  • Информирование клиента о психологических закономерностях;
  • Поиск выхода из сложившейся ситуаций и оптимальных моделей поведения.

В онлайн-консультировании невозможно классическое использование многих психотерапевтических методов, таких как:

  • Психодрама;
  • Арт-терапия;
  • Гипноз.

Профессиональные психологи не работают онлайн со всевозможными зависимостями: алкогольной, наркотической, пищевой. Затруднена отработка новых способов поведения и навыков, выполнение упражнений по самостоятельной диагностике проблемы, дифференцированию переживаний, невозможно обучение саморегуляции.

Чтобы быть эффективной, такая работа требует прямого контакта хотя бы на первых этапах, в таких случаях дистанционно проводят дальнейшую поддержку на этапе, когда клиент уже работает самостоятельно.

Обязательное качество для успеха дистанционного психологического консультирования по переписке ‒ умение специалиста пользоваться письменной речью, грамотность, точность слов и выражений, способность направлять разговор в нужное русло. Нередко на профильных сайтах предусмотрена возможность задать вопрос бесплатно, давая на такой вопрос полезный и развёрнутый ответ, вы можете пригласить потенциального клиента к дальнейшей переписке, рекомендовать ему работу по Skype или запись на личный приём. От качества первого ответа зачастую зависит желание клиента продолжать работать с конкретным психологом, поэтому стоит постараться вникнуть в проблему, написать предположения и методики, посредством которых лучше всего вести работу по данной ситуации. В письменном сообщении вы можете дать человеку ссылки на свои ответы на похожие вопросы (если они в свободном доступе), на статьи (лучше всего - вашего авторства), круглые столы, форумы по его проблеме.

В общении по Skype и посредством других программ-коммуникаторов следует работать над выразительностью устной речи, тренировать навыки активного слушания и убеждения. Нужно уметь придерживаться одной темы и давать краткие, но полные ответы на поставленные вопросы. Необходимо также позаботиться о качестве связи. Как правило, на сайте предусмотрен график записи, где отмечено, какие дни и часы у психолога заняты и когда можно записаться. Ведите его очень внимательно, чтобы не отказывать человеку в консультации в выбранное им время и укажите точные цены за час работы.

За 5 минут до начала сеанса отправьте клиенту приветствие, чтобы он успел настроиться и подготовиться к консультации. Стандартная продолжительность онлайн-встречи - 60 минут. В процессе консультирования можно применять различные техники, интерактивные материалы, например, можно посмотреть видео и обсудить его, удобно работать с изображениями.

Начать консультировать онлайн может как опытный психолог, так и человек, недавно получивший образование. Вы можете зарегистрироваться как консультант на одном из ресурсов-посредников или создать собственный сайт. Конкуренция специалистов в области дистанционного консультирования значительно выше, чем в личном, но и востребованность услуг в таком формате велика. Поэтому, при желании, обязательно стоит попробовать себя в онлайн-формате, это - бесценный опыт.

Сделать первые шаги в карьере психолога можно, пройдя обучение по направлению в Гуманитарной академии переподготовки работников социальной сферы.

К профессиональному консультанту, как и к врачу, обра­щаются разные люди с самыми разнообразными проблемами, и каждый из них ждет помощи: один - в виде прямого совета, другой хочет подтверждения правильности своего решения, тре­тьему необходимо снять напряжение, а четвертому важно, чтобы на него кто-то обратил внимание (это, в частности, относится к одиноким людям без друзей и родственников).

Самая распространенная категория - это неуверенные в се­бе люди, находящиеся в конфликтной или кризисной ситуации. При успехах в трудовой деятельности, улучшении самочувствия, подъеме активности и настроения потребность в консультации психолога отпадает.

Следует отметить, что рекомендации психолога, в том чи­сле при проведении профконсультации, рассчитаны в основном на самореализацию личности как субъекта деятельности, включаюшей профессиональную составляющую, режим труда и отдыха, социально-психологические контакты с другими людьми и пр. Поэтому представления о психологе-консультанте как о фокусни­ке, который может в мгновение ока повернуть ситуацию в вашу пользу, беспочвенны.

Неуверенные в себе, тревожные, часто эмоционально не­устойчивые люди, обращаясь к психологу, пытаются с его по­мощью снять с себя ответственность или хотя бы разделить ее с компетентным человеком. С такими людьми психолог-консультант должен быть уверенным, четким, даже категоричным в своих выводах. Его задача - прояснить причины и след­ствия кризисной ситуации и убедительно, простым понятным язы­ком привести консультируемого к необходимости самому принять решение.

При взаимодействиях с такими консультируемыми желатель­но выдерживать дистанцию, позволяющую лучше осознать внешне наблюдаемые проблемы. Недопустимы примеры из своей жизни, ссылки на собственные трудности, так как они снижают авторитет консультанта.

Второй тип консультируемых отличается высокой уверенно­стью в себе и своих решениях. Они приходят к профконсультанту лишь для того, чтобы подтвердить правильность принимаемого решения и убедиться в достаточно высоком собственном про­фессионализме. Если это действительно так, то консультанту остается только подтвердить выводы и тактично снять некоторые второстепенные трудности. Профконсультант становится ведо­мым, и его позиция мягкого доброго человека очень импонирует уверенным в себе консультируемым.

Есть, однако, тип консультируемых, не столько уверенных в себе, сколько самоуверенных, вдобавок еще и нигилистов, счита­ющих посещение профконсультанта пустой тратой времени. В та­ких ситуациях консультант должен найти конструктивный выход путем выяснения причин нигилизма и выбора тем для совместного обсуждения. Можно ненавязчиво предложить пройти психодиа­гностическое обследование по некоторым методикам, например, по 16-факторному опроснику Р. Кеттелла, тесту Розенцвейга, те­сту Лири, что заставит обследуемого задуматься над некоторыми особенностями своего поведения, например, излишней категорич­ностью и резкостью своих суждений.

Некоторые консультируемые не могут сформулировать свои затруднения, они только ощущают резкое снижение комфортно­сти, настроения, активности, самочувствия, когда буквально все валится из рук и трудно сосредоточиться на анализе проблемной ситуации. Профконсультант должен помочь таким растерявшимся, используя биографическую методику, определяя сложности в прошлом и на этой основе прогнозируя сложности в настоя­щем и будущем. Уместно использовать аналогии, сравнительные примеры, с тем чтобы консультируемый мог сравнивать, задумы­ваться и, вообще, более активно управлять течением собственной жизни.

Некоторые люди приходят на профконсультацию с целью выговорить наболевшее. Им нужен хороший слушатель, терпели­вый, сочувствующий, внимательный. Каждый человек нуждается во внимании, и если у него дефицит дружеского или родственного общения, усугубляющийся неважным психологическим климатом на производстве, то часто профконсультант должен выполнять функции психотерапевта, особенно если консультируемый эмо­ционально неустойчив или физически и психически ущербный (инвалиды, люди с профессиональными заболеваниями, одинокие пенсионеры).

Для людей такой категории больше всего подходит модель рефлексивного слушания, когда консультант не прерывает мо­нолог консультируемого, давая ему возможность услышать себя со стороны. Чтобы консультируемый сам пришел к осознанию собственных проблем, консультант время от времени задает ему эхолалические вопросы типа: «Так вы говорите, что...», создавая тем самым модель конструктивного диалога. Достаточно боль­шую роль при этом играют поза, мимика, жесты - все, что работает на эмоциональный контакт.

Консультируемые могут быть людьми чрезвычайно скрытны­ми, интровертированными, неохотно дающими сведения о себе. В таких случаях профконсультант должен уметь свободно пере­ключаться с одной темы на другую, чтобы вызвать консультиру­емого на откровенный разговор. При межличностном общении чаще всего консультант называет свое имя и отчество и обра­щается к консультируемому также по имени-отчеству, но при общении с «неконтактными» возможно анонимное консультиро­вание, аналогичное разговору в пути, когда полная анонимность подкрепляется уверенностью в том, что больше со своим попут­чиком мы никогда не встретимся.

Типы консультируемых чрезвычайно разнообразны, в зависи­мости от возраста, пола, социального и семейного положения, ма­териальной обеспеченности, структуры ценностей, темперамента, уровня притязаний, самооценки. Собственно, каждый консуль­тируемый неповторим. Но позиция профконсультанта при всем разнообразии методов и типов, в сущности, сводится к основному принципу: помочь человеку профессионально самоопределиться, так соотнести свои желания («хочу»), возможности («могу», «сумею»), потенциал рынка труда («надо»), чтобы почувствовать себя ответственным за свою профессиональную жизнь, професси­ональную судьбу.

Формы проведения консультаций

По форме проведения консультации могут быть групповыми и индивидуальными, очными и анонимными. Для всех вари­антов консультаций основным методом является консультацион­ная беседа. На основании эмпирических исследований выявлена 5-шаговая композиция беседы.

1-й шаг - «знакомство». Продолжительность его - от нескольких секунд до 10-15 минут, основная цель - установле­ние контакта с обратившимся за консультацией или с группой, собравшейся для беседы.

Для более успешного прохождения стадии знакомства реко­мендуется проведение консультаций в удобном, изолированном помещении. Консультанту поможет выражение радости от обще­ния, использование фраз единомыслия, местоимений «мы», неяв­ное повторение элементов поведения косультируемого (например, темпа и громкости речи, преимущественного использования слов, жестов, позы).

2-й шаг - «суть проблемы». Состоит в сборе информа­ции о самой проблеме, условиях ее возникновения и развития. Консультант должен всячески избегать интерпретации проблемы со стороны консультируемого и стараться сосредоточиться на фактических сведениях, например, времени существования про­блемы, ее влиянии на поведение консультируемого, ее связи с прошлым опытом. На этом уровне можно использовать не­которые психодиагностические методы, особенно при наличии компьютерной техники. Стоит запомнить некоторые особенности поведения консультируемых, понять, в чем они видят причи­ны неудач и затруднений: во внешней сфере жизнедеятельно­сти (родственники, жена, начальник, сотрудники, соседи, подру­ги) или в собственном недостаточном анализе ситуации и соб­ственных промахах (экстернальный-интернальный типы поведе­ния).

3-й шаг - «желаемый результат» от взаимодействия с профконсультантом. Существуют определенные требования к же­лаемому результату. Прежде всего он должен быть позитивным (типа «Я хотел бы иметь такую работу...» вместо «Я не хотел бы работать:...»). Результат должен быть конкретен и сопоста­вим с текущим временем, в противном случае его целесообразно разбить на ряд промежуточных результатов. Естественно, желаемый результат должен находиться в гармонических отношениях с другими целями консультируемого, дополнять их.

4-й шаг - «альтернатива». На этой стадии обсуждаются различные способы решения задачи, причем за консультируемым остается право выбрать или самому придумать способ достижения желаемого результата.

5-й шаг - обобщение всех предыдущих стадий под девизом «За работу!»

Основные ошибки профконсультанта связаны с нарушени­ем последовательности перечисленных шагов. Так, при плохом психологическом контакте вообще невозможно прийти к кон­структивному решению. Грубой ошибкой является дискреди­тация мнения консультируемого, навязывание ему своей точки зрения. Нецелесообразно задавать консультируемому вопросы «в лоб», особенно при обсуждении щекотливых тем, неприятных для него.

В последнее время очень популярны анонимные формы кон­сультирования, в том числе профессионального. Чаще всего - это аудиальный канал (телефон доверия, например), но могут быть и зрительные (письма с вопросами в редакцию, самому профконсультанту).

Анонимная форма профконсультаций имеет преимущества пе­ред очной. Прежде всего она удобна для консультируемого: он может позвонить в любое время и из любого места, написать письмо любому из интересующих его людей, прервать контакт по собственному желанию, что очень трудно при очной консульта­ции, и, самое главное, при анонимной консультации он не будет чувствовать себя пациентом, со страхом ожидающим диагноза вра­ча. Кроме того, анонимная форма позволяет многим неуверенным людям больше открываться во время беседы.

Однако при анонимной форме профконсультаций многие спо­собы получения информации оказываются недоступными, напри­мер, зрительное наблюдение за консультируемым, оценка его эмоционального состояния, возможность психодиагностического обследования. Поэтому предпочтительны очные формы профкон­сультаций как более универсальные и мобильные.