Хабаров ерофей павлович что открыл кратко. Ерофей хабаров - биография

Ерофей Павлович Хабаров родился предположительно в Котласском районе Архангельской области в 1603 году. Доподлинно его место рождения неизвестно. Историки называют несколько деревень, где мог родиться великий русский путешественник: деревня Святица, село Курцево и село Дмитриево. Наиболее популярной является версия о появлении Хабарова на свет в селе Дмитриево Вотложемской волости. Разлив Северной Двины смыл село, и вся семья переселилась в деревню "Святицы". От названия деревни Хабаров получил впоследствии прозвище"Святитский".

Мать и отец Ерофея были крестьянами. Он сам долгое время занимался земледелием. В те времена крестьянские дети не имели права и возможности получать образование, поэтому работали только на земле. Однако Ерофей не переставал мечтать о путешествиях и лучшей жизни за Уралом. В 1625 году он оставил свою семью и хозяйство и отправился вместе с другими зажиточными крестьянами, казаками и рыболовами искать приключений за Каменный пояс.

Путешествия Е. П. Хабарова

В 1628 году Ерофей вместе с братом Никифором переходит Сибирь и останавливается на Енисее. Здесь он начинает развивать новое хозяйство, занимается рыболовством, лесными промыслами и землепашеством. Земля давала хороший урожай, и чтобы расплатиться с долгами семьи, Ерофей создает торговое хозяйство. Несколько лет Ерофей Павлович служил в Енисейске, а затем решил вернуться в родную деревню. Но его планам не суждено было сбыться.

В 1632 году братья вновь отправляются в путешествие по Сибири и осваивают территории в районе реки Лены. Хабаров стал заниматься пушным промыслом, выращивать хлеб и торговать им. Через пару лет в устье реки Керенги, Ерофей освоил новую территорию, построил дом и мельницу. Хозяйство Хабарова стало приносить огромный доход. Но его богатство не нравилось воеводе Петру Головину. Сначала тот просто увеличивал размер налога, а затем и вовсе отобрал мельницу и земли и посадил Ерофея в тюрьму. Освободился Хабаров лишь в 1635 году.

Экспедиция в Даурию

Ерофей Хабаров не любил долго оставаться на одном месте, поэтому как только услышал о природных богатствах Даурии, решил отправиться в новую экспедицию. К этому времени Ерофей становиться довольно крупным предпринимателем, и старается увеличить собственный капитал. Из-за того, что Головин отобрал у Хабарова все хозяйство и деньги, самостоятельно собрать экспедицию он мог. Ерофей обратился к новому воеводе Дмитрию Франценбекову, расписав ему все достоинства будущего похода. Воевода выделил ему и участникам путешествия необходимы деньги.

С 1649 по 1653 год Хабаров с небольшим отрядом путешествовал по реке Амур. Эта экспедиция дала Хабарову возможность проявиться себя как великого картографа. Он создал подробную карту "Чертеж реки Амур", которая стала наглядным пособием для географов. Во время похода по Амуру русские громили города и деревни, забирали все вещи и продукты.

Казаки, которые были в составе отряда Хабарова, написали челобитную государю, в которой рассказали о действиях Ерофея Павловича. В 1653 году Хабарова вызвали к царю для разбирательства его действий. Однако после донесения Ерофея, его оправдали. Указом царя Алексея Михайловича Ерофей Павлович Хабаров был возведен в чин сына боярского и отправлен в Усть-Кутский острог. Здесь закончилась карьера путешественника Хабарова.

О личной жизни и семье самого Ерофея Павловича ничего не известно. Нет даже точных данных о времени и месте смерти путешественника. По данным словаря Брокгаузена и Евфрона, могила Хабарова находиться в городе Братске Иркутской области с 1671 года.

Ерофей Павлович Хабаров оставил большой след в истории России. Его заслуги в открытии и освоении новых земель Приамурья еще долгое время будут в памяти народа.

Хабаров, Ерофей Павлович

Завоеватель земель на Амуре, был родом из Сольвычегодска. Сильно задолжав на родине, он оставил семью и отправился в Сибирь поискать счастья. Там он первоначально занялся торговлей и звериным промыслом, а в 1630-х годах испросил у Енисейского воеводы Н. Веревкина разрешение занять пустую землю по р. Лене. У Усть-Кутского острога он устроил соляную варницу и поставлял соль в окрестные города, а у Усть-Киренги распахал около 60 десятин земли и построил мельницу. Так как Х. был одним из первых русских поселенцев на Лене, то велено было выдать ему из казны в награду 500 рублей, однако он их не получил. Хабарову земля была дана под условием отдачи в казну десятого снопа, но в 1645 г. он жалуется, что первый Якутский воевода П. П. Головин совершенно его разорил, взяв у него "пятую лучшую десятину", а затем, отписав на государя всю его землю и варницу, его же самого держал в Якутске за приставом. Хотя земля на Лене осталась за Хабаровым, однако он недолго продолжает прежнее дело, а задумывает новое - покорение Даурской земли на Амуре, которая привлекала в то время многих смельчаков своими богатствами. На Амур уже ранее снаряжалось несколько экспедиций, не вполне однако удавшихся. Последняя из них была отправлена в 1647 г. якутскими воеводами В. Пушкиным и К. Супоневым под предводительством казака В. Юрьева, но дошла только до границ Даурской земли. В 1649 г. в Якутске произошла смена воевод, и Юрьев вернулся назад. Новый воевода Дм. Андр. Францбеков с первой весенней полой водой поплыл к месту своего назначения. Не успел он еще доплыть до Якутска и принять дела от прежних воевод, как 6 марта 1649 г. в Илимском остроге к нему явился Х. с предложением своих услуг для покорения Даурской земли. Он заявил, что прежние походы на Амур потому были безуспешны, что не был известен кратчайший путь в Даурию, он же брался идти именно таким путем. Кроме того, он ничего не требовал от правительства, а обещал на свои средства снарядить и прокормить 150 человек. Тотчас разосланы были памяти с вызовом желающих идти с Хабаровым. Набралось только 70 человек охотников. Хотя Х. объявлял, что снаряжает экспедицию на свой счет, но на деле он только ссужал деньги охочим промышленным людям на подъем. Кроме Хабарова и воевода давал служилым людям в долг деньги и оружие. Это обстоятельство дало впоследствии повод бывшему якутскому дьяку П. Стеньшину писать в Москву, что поход на Амур был предпринят Хабаровым и Францбековым со своекорыстными целями и что воевода, снабжая служилых людей деньгами, брал за это 50% и удерживал в свою пользу их денежное жалование. Стеньшин считал незаконным самое назначение Хабарова начальником отряда, так как Х. не имел права уходить со своих пахотных заимок, и ему "даурская служба и посольская речь не за обычай, потому что он нигде на службе, ни в посольстве не был и ничего опрично пашни не знает". Осенью 1649 г. Х. выступил со своим немногочисленным отрядом и пошел тем же путем, что и ближайший его предшественник, В. Юрьев, - по Олекме, Тугирю и волоком к Амуру. У устьев Тугиря он зазимовал. По пути он грабил якутов и ясачных тунгузов, уводя их стада. Не щадил он и русских промышленников, занимавшихся звериным ловом. В январе 1650 г. Х. на нартах и лыжах двинулся дальше по Тугирю и через волок вступил в Даурию. Туземцы были предупреждены одним казаком, что на них идет большое войско, которое хочет всю землю пограбить, а жен и детей в полон взять, и все разбежались: Х. на пути своем встречал только пустые городки и улусы. Проехав несколько времени по пустой стране, он вернулся в первый из встретившихся ему по пути городков, и, оставив там часть своего отряда, с остальными отправился в Якутск, куда прибыл 26 мая 1650 г. Воеводе он донес о богатстве и плодородии Даурской земли, которая "против всей Сибири будет всем украшена и изобильна". Он привез с собой также "чертеж" пройденной им страны. Рассказы Хабарова привлекли много желающих отправиться с ним в Даурию. В этот раз он набрал 117 человек промышленников; воевода дал ему 21 казака и 3 пушки. С ними Х. отправился на Амур прежним же путем. Дауры между тем, увидев, что врагов вовсе не так много, как они думали, сделались смелее и не убегали от русских, но вступали с ними в бой. Однако, несмотря на свою многочисленность, они не могли устоять против огнестрельного оружия русских и должны были покориться, дать Хабарову аманатов и платить ясак, состоявший преимущественно из соболей. Х. засел в Албазине и оттуда рассылал отряды для привода инородцев под высокую царскую руку. Пробыв там зиму и часть лета, он послал в Якутск казаков Чечигина и Васильева и племянника своего Петриловского с собранным ясаком, а сам, построив дощаники, двинулся вниз по Амуру доканчивать завоевание Даурии. Осенью он доплыл до последнего даурского владения, где князем был Толга. Взяв Толгин городок, Х. устроил острог, однако зимовать здесь не остался, как предполагал первоначально, но 7 сентября 1651 г., предав огню сооруженные им постройки, поплыл вниз по реке в землю дучеров и зазимовал в Ачанском городке. Движение Хабарова сопровождалось грабежом и убийством аманатов. По словам соратников Хабарова, он более радел о своем прибытке - собольих шубах, чем о прибыли государевой казне. Хищничество и вероломство Хабарова восстановили против него дучеров, которые 2 окт. 1651 г. напали на русский стан, но были отражены. После этого зима прошла тихо, но 24 марта 1652 г. под Ачанским городком явилось приведенное дучерами большое манджурское войско (человек около 1000), имевшее и огнестрельное оружие, но немногочисленный русский отряд отразил и этих врагов. При вылазке из городка Х. был ранен. Ввиду того, что съестные припасы истощились, Х. 22 апреля того же года поплыл назад и вскоре встретился с Чечигиным, вернувшимся из Якутска с порохом, свинцом и вспомогательным отрядом, состоявшим из 27 казаков и 110 промышленников. Оказалось, что Чечигин выслал вперед для разведывания, где находится Х., небольшой отряд с И. Нагибой во главе, но этот отряд не встретился с Хабаровым. Казаки хотели плыть вниз для поисков пропавших товарищей, но Х. воспротивился их желанию и продолжал свой путь вверх по Амуру. Это движение назад возбудило неудовольствие среди казаков, желавших докончить завоевание Приамурского края приведением в подданство царю гиляков, живших по нижнему течению Амура, и 1 августа 1652 г. в полку Хабарова произошел раскол: 136 человек под предводительством Полякова и других поплыли назад. Они явились в гиляцкую землю, в которой начали действовать очень удачно. Х. поплыл вслед за ними, 30 сентября появился у выстроенного ими острожка и начал его обстреливать. Тогда Поляков с остальными бунтовщиками сдался, чтобы "не учинить позор Царскому Величеству и славу недобру и укор", заручившись предварительно обещанием Хабарова не наказывать их. Однако, как только они очутились в его власти, вожаки были заключены в оковы, а остальные подверглись побоям и истязаниям. Покончив с бунтовщиками, Х. опять двинулся вверх по реке. У устьев Зеи он встретился 6 августа 1653 г. с дворянином Дм. Ив. Зиновьевым, присланным из Москвы с золотыми для раздачи Хабарову и его соратникам. Вместе с тем Зиновьеву было поручено расследовать о злоупотреблениях Хабарова, слух о которых дошел до Москвы. Допрошены были его служилые люди, которые показали, что Х. посылал ложные донесения в Якутск и много прикрашивал в своих рассказах о Даурии и Манджурии, или, как ее называли, - Богдойской земле, чтобы побудить правительство к их завоеванию. Затем выяснился его образ действий по отношению к инородцам, который привел к тому, что они разбежались и плодородная страна была теперь не возделана, государева же казна не получала столько ясака, сколько могла бы получить при миролюбивых сношениях с туземцами. Поселений Х. не устраивал, острожки же, в которых зимовал, при отъезде обыкновенно сжигал. Отношения Х. к подчиненным также не были дружелюбны. Не говоря уже о ссудах, данных им при снаряжении в поход, Х. и на Амуре старался обогатиться на их счет. Так, данное ему воеводой оружие, серпы и косы, он продавал им по дорогой цене, и почти весь отряд был у него в кабале. Что при сношениях с туземцами Х. не забывал своей пользы, видно из росписи вещам, ему принадлежавшим: он приобрел большое количество собольих, лисьих и других шуб, кафтанов и т. п. Большая часть его имущества перешла в руки Зиновьева, с которым у Хабарова начались недоразумения с самого его приезда. Началось с того, что Зиновьев потребовал, чтобы Х. сдал ему дела, но не показал ему царской грамоты, как этого требовал Х. Зиновьев не стеснялся с Хабаровым и бил его. Чтобы избавиться от побоев, Х. делал ему подарки и таким образом передал ему много своих вещей. Остальное Зиновьев сам взял. Сдав свою должность О. Степанову, Х. летом 1654 г. отправился в Москву и подал жалобу на Зиновьева; начался сыск. Х. был в это время в очень стесненном положении, "меж двор скитался и за бедностью голодом помирал". Поэтому он просил, чтобы его поверстали в чин, в какой он пригодится, и дали ему денег. Что он действительно был в таком положении, видно из того, что судебные пошлины были взысканы не с него в Москве, а с его имущества в Сибири. Наконец осенью 1655 г. дело Хабарова с Зиновьевым закончилось в пользу первого: имущество, отнятое у него Зиновьевым, было ему возращено, сам же он был сделан сыном боярским и послан в Сибирь управлять Усть-Кутской волостью. В 1667 г. Х. приехал по делу в Тобольск и 15 ноября подал воеводе П. И. Годунову челобитную, в которой просил снова разрешить ему снарядить на свои средства 100 человек и с ними идти на Амур в Даурской земле "ставить города и острожки и завести хлебные пахоты, от чего государю в ясачном сборе и в хлебной пахоте будет прибыль". Какой ответ получил Х., неизвестно, так же, как и неизвестна его дальнейшая судьба. По имени Хабарова названы деревня Хабарова, выше Киренска, где он жил, и город Хабаровск-на-Амуре.

Столбцы Сибирского приказа, хранящиеся в Московском архиве министерства юстиции №№ 59, 124, 132, 136, 241, 338, 341, 381, 422, 427, 460, 472, 508 и 811. - "Акты исторические", изданные Археографической комиссией, т. 4, с. 67-77. - "Дополнение к актам историч.", т. II, стр. 252-254, 276; т. III, стр. 258-260, 345-348, 354-373, 325-528 и т. IV, стр. 34-35, 144-147. - Исторические акты о подвигах Е. Хабарова на Амуре, в "Сыне Отеч.", 1840 г., т. I, кн. I, и в "Журн. для чтения воспит. военно-учебн. завед.", 1840 г, т. 27, № 105. - Берх: "Подвиги боярского сына Ерофея Х. и водворение россиян при берегах реки Амура". Отрывок из истории географич. открытий россиян ("Сын Отеч.", 1821 г., № 9-12). - Д. Садовников: "Наши землепроходцы", М., 1874. - П. Шумахер: "Первые русские поселения на Сибирском Востоке" ("Рус. Арх.", 1879 г., № 5). - Н. Н. Оглоблин: "Ерофей Павлов Хабаров" ("Рус. Стар.", 1892 г., № 3, с. 679). - Г. Миллер: "Описание Сибирского царства". - Фишер: "Сибирская история". - П. Словцов: "Историческое обозрение Сибири", 1886. - В. В. Андриевич: "История Сибири", 1889, ч. 1, гл. 5. - Соловьев: "История Росии", т. XII, гл. 5.

Н. Чулков.

{Половцов}

Хабаров, Ерофей Павлович

- "добытчик и прибыльщик" XVII в. X., уроженец Сольвычегодска, в 1638 г. поселился на пустой земле при впадении реки Киренги в Лену и устроил там соляную варницу и мельницу, а также завел земледелие и распахал 60 десятин, обязавшись отдавать в казну десятую часть жатвы. Но якутский воевода П. П. Головин взял вместо десятой пятую часть, а спустя некоторое время отобрал всю землю, хлеб и соляную варницу, а самого X. посадил в Якутске "за пристава", откуда он был отпущен, по челобитной, на родину лишь в 1645 г. Через четыре года X., с разрешения якутского воеводы Д. А. Францбекова, отправился с 70 охотниками "для покорения земель, лежащих по Амуру" в Даурскую землю; в следующем (1650) году он привез в Якутск чертеж этой земли, образцы хлеба и распросные речи туземцев, содержащие в себе рассказы о богатствах, получаемых из Китая, и своими рассказами о "богатстве и изобилии Даурской земли" привлек новых охотников. С ними он добыл "много хлеба и скота", утвердился на зиму в Албазине, победоносно ходил на дауров, пленил и облагал их ясаком. В 1651 г. ему удалось покорить нескольких даурских князьков, живших вниз от Албазина по Амуру, и добраться до Ачанского улуса, где, зазимовав, он выдержал три осады от дюгеров, ачанов и маньчжур, после чего поплыл назад вверх по Амуру. На пути ему приходилось вступать в борьбу с отпавшими от него его прежними сообщниками (Поляковым, Чечигиным и др.), а также с гиляками. Встретивший X., в августе 1653 г., у устьев реки Зеи московский дворянин Дм. Ив. Зиновьев, которого послали из Москвы для награждения X. золотым червонцем, служилых людей двумястами новгородок, а охочих - 700-ми московок, вследствие требования X. показать ему государев указ, по которому действительно указано Зиновьеву "всю Даурскую землю досмотреть и его X. ведать", схватил его за бороду и прибил, а затем, по заявлению недовольных и врагов X., произвел "розыск". Так как последние обвиняли X. в нерадении о пользах казны государевой, закабаливании служилых людей, вероломном отношении к туземцам и опустошении всего Амурского края, то он сменил его и повез с собой в Москву, подвергая на пути всевозможным притеснениям. В Москве, в сибирском приказе, присудили возвратить X. все вещи, несомненно ему принадлежавшие и отнятые Зиновьевым, а затем, вследствие челобитной, в которой он упоминал о своих заслугах по устройству пашни на Лене и по покорению Даурской земли, о хлебе, отнятом П. П. Головиным, и о пожалованных, но не отданных ему деньгах, его пожаловали "в боярские дети" и назначили управителем приленских деревень от Усть-Кути до Чечуйского волока. После этого о X. мы имеем лишь одно сведение: в ноябре 1667 г. он подал в Тобольске воеводе П. И. Годунову челобитную, в которой просил вновь отпустить его в Даурскую землю "для городовых и острожных поставок и для поселенья и хлебные пахоты...", но просьба его не была исполнена. Ср. ст. Н. Чулкова в "Русском Архиве" (1898, № 2).

{Брокгауз}

Хабаров, Ерофей Павлович

сибир. казак-солевар, завоеватель земель на Амуре с 1648 г.

{Половцов}

Хабаров, Ерофей Павлович

(по прозвищу Святитский ) - рус. землепроходец и промышленник 17 в. Род. в крестьянской семье близ г. Великий Устюг. В молодые годы ходил на промыслы за Урал, в Мангазею и на п-ов Таймыр; с 1630 поселился в Сибири, у устья р. Киренги, где построил мельницу, соляную варницу, завел пашню и стал крупным хлеботорговцем края. В 1649-52 совершил ряд походов в Приамурье, в богатую Даурскую землю. Эти походы явились важным этапом в истории исследования бассейна р. Амура. Им составлен "чертеж реке Амуру". X. покорил нек-рые племена Даурии, обложил их ясаком; походы сопровождались жестоким истреблением жителей и опустошением страны. В 1653 за злоупотребления у X. было конфисковано имущество, но вскоре он был оправдан. Именем X. названы г. Хабаровск и ж.-д. станция "Ерофей Павлович".


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Ерофей Хабаров, краткая биография которого будет рассмотрена далее, внес огромный вклад в расширение территории страны. Его судьбу и жизнь захватило движение на восток государства. Рассмотрим далее, как жил Хабаров Ерофей Павлович, что открыл этот человек, какими достижениями вошел в историю.

Место рождения

Споры о нем ведутся достаточно давно. Основными местами рождения называют деревню Святица в Вотложемской волости, села Курцево и Дмитриево. Первое считается наиболее подходящим вариантом. Автором теории о том, что Хабаров Ерофей родился в Дмитриево, был ученый из Ленинграда Белов. Он исследовал достаточно много документов, на основании чего и выдвинул гипотезу. Посчитав местом рождения село Дмитриево (которое сейчас существует в Нюксенском районе), ученый не принял во внимание тот факт, что это поселение не относилось по прежнему административно-территориальному делению к Вотложемской волости.

Ерофей Хабаров: краткая биография

Будущий предприниматель и путешественник был крестьянином. Ерофей Хабаров (годы жизни и смерти 1603-1671) оставил свою семью и довольно крупное хозяйство и вслед за другими вполне зажиточными и вольными хлебопашцами Вологодчины, охотниками и рыболовами Приморья, ищущими приключений и богатства казаками с Дона и Волги, направился за Каменный Пояс. Все эти люди стремились в таежные края к рекам в Восточной Сибири. Так, Ерофей Хабаров прибыл в 1628-м году к Енисею. Здесь он достаточно быстро освоил территорию, стал заниматься привычным хлебопашеством, начал торговлю. Некоторое время Хабаров Ерофей служил в Енисейске. Совершив поход к Таймыру и Мангазее, вместе с братом Никифором он хотел вернуться к семье, под Великий Устюг. Однако вместо этого они снова направились в Сибирь. Шли они за толпой устюжских и вологодских переселенцев. Людей гнали по указу царя вместе с двинскими женщинами. Последние предназначались в жены ленским и енисейским стрельцам. Хабаров Ерофей не стал в Сибири развивать хлебопашество. Но ему очень везло в торговле. Вскоре он стал богатым предпринимателем. После того как в народе прошел слух о богатствах на берегах реки Лены, он собрал отряд, получил необходимые припасы из казны и направился в новое место.

Тюрьма

В течение первых семи лет Хабаров Ерофей скитался по притокам реки. Здесь он занимался пушным промыслом. В 1639-м он остановился в устье Куты. Со дна озера, находившегося там, били небольшие соляные ключи. Здесь и осел Хабаров Ерофей, засеял участок, соорудил колодцы и варницы. Несложную технологию солеварения он выучил еще на родине - в Тотьме, Устюге и Соли Вычегодской. Вскоре здесь развернулась торговля солью, хлебом и другими товарами. Весной 1641-го Хабаров Ерофей перешел к устью Киренги. Здесь он также завел хозяйство, которое достаточно быстро расширялось. Однажды он одолжил отряду Головина 3 тыс. пудов хлеба. Однако воевода не только не вернул то, что взял, но и в скором времени отнял у Ерофея весь хлеб, соляную варницу передал в казну, а самого Хабарова бросил в тюрьму. Вновь обрести свободу предпринимателю удалось только к 1645-му году. Однако все, чем занимался русский исследователь Ерофей Павлович Хабаров, осталось в прошлом.

Поход в Даурию

В 1648-м году на смену Головину пришел Францбеков. Приблизительно в это же время состоялась экспедиция Пояркова в Даурию. Однако контакт с местными жителями был не очень удачным. Хабаров знал об этом. Кроме того, у него была информация от разных людей о нравах, богатствах Даурии. Ерофей Хабаров кратко изложил имевшиеся сведения Францбекову. Он рассчитывал на то, что новый воевода не упустит шанса разбогатеть. Так состоялась экспедиция Ерофея Хабарова в Даурию. Собственных средств у него не было, однако путешественник уже достаточно хорошо знал нравы начальников. Францбеков дал в кредит казенное оружие (несколько пушек в том числе) и военное снаряжение, а также сельскохозяйственный инвентарь. Из личных средств воеводы (под проценты) все участники похода получили деньги. Для обеспечения перемещения по реке, Францбеков отобрал суда у якутских промышленников. Воевода отнял у них также и хлеб в достаточно большом количестве, чтобы снабдить 70 казаков, которых собрал в отряд Хабаров.

Переправы

Хабаров, понимая, что незаконные поборы и лихоимство воеводы могут привести к смуте, в короткий срок провел сборы и вышел из Якутска. Осенью 1649-го года его отряд уже шел вверх по рекам Лена и Олекма к устью Тунгира. Во время заморозков экспедиция сделала остановку. В январе 1650-го отряд пересел на нарты и двинулся вверх по Тунгиру к югу. Пройдя отроги на Олемкинском Становике, весной люди добрались до Урки. Спустя время здесь будет располагаться и поселение (то, что названо в честь Ерофея Хабарова).

Освоение территорий

Дауры, узнав о приближении отряда, поспешили покинуть свои поселения. Так хабаровцы вступили в первый хорошо укрепленный, но к тому времени уже пустой город князя Лавкая. Здесь казаки увидели большие и светлые бревенчатые дома. Их было несколько сотен. Широкие окна домов были затянуты промасленной бумагой. В каждом из них могло жить 50 и больше человек. Были здесь и хорошо укрытые большие ямы. В них находились хлебные запасы. Следующий пункт, к которому шел Ерофей Хабаров, - Амур. По пути отряд заходил в такие же пустые городки и поселения. В итоге в одном из сел казаки обнаружили женщину. Ее привели к Хабарову. Она рассказала, что по другую сторону реки находилась страна, много богаче и больше, чем Даурия. В ней был влиятельный правитель, обладавший войском с пушками и другим оружием. Страной, о которой женщина говорила, была Маньчжурия.

Новый поход

В "Левкавом городке" Хабаров оставил около 50-ти казаков. В 1650-м к концу мая он вернулся в Якутск. Будучи в походе, Хабаровск составил чертеж Даурии. Эту карту и отчет о его поездке впоследствии переправили в Москву. Чертеж территории стал одним из ключевых источников, использованных при создании в 17-м веке карт Сибири. В Якутске Хабаров снова объявил набор в отряд, говоря везде и всюду о несметных богатствах Даурской земли. В итоге к нему присоединилось 110 человек. Францбеков приставил к ним 27 "служилых" людей и снабдил отряд тремя пушками. К осени 1650-го Хабаров вернулся к Амуру.

Захватнические походы

Свой отряд он обнаружил у стен крепости Албазин. Казаки пытались штурмовать ее. Дауры, увидев новый отряд, бросились бежать. Но русские догнали их, захватили множество пленных. Хабаров сделал Албазин своим базовым лагерем. Отсюда он совершал нападения на даурские селения, расположенные поблизости, брал пленных. Среди заложников были и женщины. Их казаки распределяли между собой.

Флотилия

В июне 1651-го начались плавания по Амуру. Первое время казаки видели только оставленные и сожженные жителями небольшие поселения. Однако спустя несколько дней флотилия Хабарова подошла к хорошо укрепленному городу. За его стенами к обороне приготовился целый даурский гарнизон. Благодаря пушечному обстрелу казаки взяли город. После захвата в течение нескольких недель отряд стоял в городе. Хабаров рассылал гонцов во все стороны, чтобы убедить даурских князей добровольно перейти под власть русского царя и выплачивать ясак. Но местные жители были в то время подданными Маньчжурии. Даурские князья не видели смысла в выплате дани еще одному правителю. Флотилия Хабарова, захватив лошадей, направилась дальше. Казакам снова встречались несжатые пашни и опустевшие селения. Согласно источникам, в августе чуть ниже устья русский отряд без сопротивления занял крепость, окружил соседнее поселение и заставил местных жителей признать подданство царя. Хабаров рассчитывал получить крупную дань, но захваченные смогли принести несколько соболей, пообещав, что осенью выплатят ясак полностью. Между казаками и даурами установились на первый взгляд мирные отношения. Однако спустя несколько дней местные жители вместе с семьями бросили жилища и ушли. Хабаров в ответ на это сжег крепость и продолжил поход вниз по Амуру. От устья Буреи начиналась территория, заселенная гогулями. Это был родственный маньчжурам народ. Поселения были разбросаны и местные жители не могли оказать сопротивления казакам, которые высаживались на берег и грабили их. Также быстро были захвачены пашенные дючеры, которые в свое время истребили часть отряда, участвовавшего в походе Пояркова. Люди Хабарова были лучше вооружены и их было много больше.

Нанайские поселения

К концу сентября отряд достиг новых территорий и остановился в большем поселении. Половину казаков Хабаров направил за рыбой вверх по реке. Нанайцы вместе с дючерами, воспользовавшись этим, напали на часть отряда. Однако местные жители были повержены и, потеряв более ста человек убитыми, отступили. Хабаров, в свою очередь, укрепив поселение, остался там зимовать. Оттуда казаки совершали набеги на местные поселения и собирали ясак. Весной 1652-го на них напал большой (порядка 1000 человек) маньчжурский отряд. Но нападавшие были разгромлены. Хабаров понимал, что своим немногочисленным отрядом не сможет захватить всю страну. Как только вскрылась река, он оставил острожек и направился против течения.

Раскол отряда

В июне чуть выше устья р. Сунгари Хабаров встретил русский вспомогательный отряд. Но, несмотря на это, отступление он продолжил, поскольку узнал, что маньчжуры собрали против него 6-тысячное войско. В начале августа Хабаров остановился у устья р. Зеи. Там часть отряда "охочих людей" взбунтовалась и, захватив три корабля, бежала. Двигаясь по Амуру, они грабили и убивали нанайцев, дауров и дючеров. Так они приплыли к Гиляцкой земле и поставили острог для сбора ясака. Однако Хабарову не нужны были соперники. В сентябре он добрался до этого острога и обстрелял его. Взбунтовавшиеся люди пообещали сдаться, если останутся в живых и у них не заберут их добычу. Хабаров выполнил это условие только частично. По его приказу изменников жестоко избили (некоторых до смерти), а добычу он оставил себе.

Вторая зимовка

Ее Хабаров провел в Гиляцкой земле. К весне 1653-го он вернулся к устью Зеи, в Даурию. В течение лета его казаки плавали вниз и вверх по Амуру, собирали ясак. Левый берег реки между тем опустел. Власти Маньчжурии приказали жителям переселиться на правую сторону. Русский царь к тому времени направил войско из 3-х тысяч человек, которым командовал Лобанов-Ростовский. Однако перед дружинниками прибыл посол царя Зиновьев. Он привез Хабарову и другим участникам похода награды. Вместе с этим Зиновьев отстранил атамана от дальнейшего руководства. Когда же Хабаров стал возражать, посол избил его и повез в Москву. По пути Зиновьев отобрал у него все, что было.

После встречи с царем

Алексей Михайлович пожелал видеть Хабарова. Он оказал ему хороший прием, приказав Зиновьеву вернуть атаману все имущество. Хабарову царь пожаловал звание "сына боярского". Государь назначил его приказчиком поселений на территории от Лены до Илима. Кроме этого, Хабаров получил несколько сел в Восточной Сибири. Однако царь, зная о жестокости атамана к туземному населению, запретил ему возвращаться на освоенные земли. Государь высоко оценил тот вклад, который внес в расширение территории страны Хабаров Ерофей Павлович - что открыл и освоил этот человек с того времени является частью державы. Со временем на Дальнем Востоке был образован огромный край. Его административный центр носит название Хабаровск. Кроме этого, выше было сказано о железнодорожной станции, которая носит имя этого человека. Следует сказать, что это поселение существует и сегодня. Кроме этого, именем атамана названо несколько небольших сел, улицы в различных городах страны.

Место захоронения

Оно доподлинно неизвестно. Как говорят источники, последние свои годы Хабаров провел в Усть-Киренге. Сейчас он называется городом Киренском (в Иркутской обл.). Поэтому широкое распространение получило мнение, что место смерти атамана именно там. Но, согласно другим данным, могила Хабарова находилась в Братском остроге (г. Братск той же Иркутской обл.).

Монумент

Он установлен (административном центре края) на привокзальной площади. Скульптура, взятая за основу монумента, была создана Мильчиным. Памятник Ерофею Хабарову установили 29-го мая 1958-го г. Решение же создать монумент приняли за пять лет до 100-летия города. Работа над скульптурой началась еще в 1950-х годах. Она была небольшого размера и выставлялась на Художественной Всесоюзной выставке. Когда решался вопрос о памятнике Хабарову, за основу была взята именно эта скульптура. Что касается сходства, то о нем не может идти речь. В источниках нет ни изображений, ни даже описаний внешности Хабарова. Работа над монументом продолжалась до февраля 1958-го года. В то время начали отливать гипсовые формы отдельных элементов памятника. К середине марта была завершена формовка. Готовые элементы отправили в Подмосковье (в Мытищи) на художественный литейный завод. Монумент показывает Хабарова поднявшимся на скалу. Всматриваясь в амурские дали, в левой руке он держит свиток, а правой поддерживает полу шубы, соскользнувшей с плеча. На лицевой части постамента присутствует надпись "Ерофею Павловичу Хабарову". Высота фигуры - 4.5 м, общая высота вместе с постаментом - 11.5. Сооружение памятника было произведено за 2 дня до столетия города.

План
Введение
1 Биография
1.1 Место рождения
1.2 Ранняя деятельность
1.3 Покорение Приамурья
1.4 Бунт. Усмирение
1.5 Отстранение Хабарова
1.6 Прошение государю
1.7 Дальнейшая судьба
1.8 Место смерти

2 Наследие

Список литературы

Введение

Хабаро́в-Святитский Ерофей Павлович (около 1603 года, вероятнее всего деревня Святица, ныне Котласского района Архангельской области - 1671 год, опять же предположительно, Братский острог, ныне Братск, или Усть-Киренга, ныне Киренск Иркутской области) - русский исследователь, путешественник и предприниматель. Происходит из казаков, крестьян Устюжского уезда Вологодской губернии. Продолжатель дела Василия Пояркова. Прошёл на судах весь Амур, построил укреплённый острог, был жесток с коренным населением, чем сыскал дурную славу.

1. Биография

1.1. Место рождения

Споры о месте рождения Ерофея Хабарова ведутся давно. Основные варианты места рождения: село Дмитриево, село Курцево и деревня Святица. Последняя является наиболее подходящим местом.

Первым вариантом места рождения Хабарова была деревня Дмитриево. Основателем этой теории был ленинградский учёный М. И. Белов. Он изучил многие документы и счел местом рождения Хабарова и ныне существующую деревню Дмитриево Нюксенского района и не обратил внимание на важный факт: деревня Дмитриево по старому административному делению не являлась частью Вотложемской волости.

За это и зацепился московский учёный Г. Б. Красноштанов. Он более подробно изучил документы тех времён, а также документы, хранящиеся в московских архивах, на которые не обратил внимания Белов.

В результате работы Красноштанова было установлено, что Ерофей Хабаров родился в деревне Дмитриево Котласского района Архангельской области, которую смыло одним из разливов Северной Двины. Семья Хабарова переселилась в деревню Святица (отсюда и прозвище - Святитский), которая со временем вошла в состав нынешней деревни Курцево. Отсюда вторая точка зрения.

1.2. Ранняя деятельность

В 1625 году совершил свой первый сибирский поход на коче из Тобольска на Таймырский полуостров, в Мангазею.
В 1628 году во главе экспедиции по волокам и рекам перешёл на реку Хету.
В 1630 году участвовал в плавании из Мангазеи в Тобольск.
С 1632 года жил в районе верхнего течения реки Лена, где занимался скупкой пушнины.
В 1639 году открыл соляные источники в устье р. Куты, где построил соляную варницу. В настоящее время на этом месте расположен город Усть-Кут Иркутской области.

1.3. Покорение Приамурья

В 1641 году возле устья р. Киренги Хабаровым была построена мельница. Спустя непродолжительное время Хабаров начал испытывать давление воеводы Петра Головина, который требовал увеличения объёма урожая, который Хабаров отдавал ему по уговору. Позже Головин забрал всё имущество Хабарова и посадил его в Якутский острог, из которого тот вышел только в 1645 году.

В 1648 году на смену Петру Головину пришёл воевода Дмитрий Андреевич Францбеков. Хабаров обратился к нему с прошением о направлении отряда в даурские земли, Францбеков ответил согласием. Он распорядился отправить отряд казаков под командованием Хабарова, кроме того - выдать военное снаряжение и оружие в кредит, а также выдал участникам похода деньги под проценты.

В 1649-1653 гг. Хабаров с отрядом отправляется из Якутска в поход по Амуру от впадения в него реки Урки до низовий. Отряд Хабарова одержал многочисленные победы над местными даурскими и дючерскими князьями, захватив много пленных и скота. Результатом этого похода является принятие коренным приамурским населением русского подданства. В этом походе Хабаров составил «Чертёж реке Амуру», который явился первой европейской схематической картой Приамурья. Так, в августе 1651 г., казаки Хабарова подошли к устью реки Зеи, затем к устью Буреи, покоряя новые племена. После зимовки в Ачанском острожке, на который весной напал большой манчжурский отряд, Хабаров двинулся весной по Амуру, так как с его немногочисленным отрядом дальше овладевать Приамурьем было невозможно. Выше устья Сунгари в июне 1652 г. Хабаров встретил на Амуре русскую вспомогательную партию, но, узнав, что маньчжуры собрали против него шеститысячную армию, продолжил путь вверх по реке.

1.4. Бунт. Усмирение

В апреле 1652 года при входе в Хинганское ущелье Хабаров встретил отряд казаков под предводительством якутского служилого Третьяка Чечигина, которые возвращались из Якутска с порохом, свинцом и вспомогательным отрядом.

Оказалось, что Чечигин выслал вперёд основного своего отряда небольшой разведывательный отряд во главе с Иваном Нагибой, который должен был обнаружить отряд Хабарова, но Нагиба с Хабаровым не встретился. Казаки хотели плыть вниз для поисков пропавших товарищей, но Хабаров воспротивился их желанию и продолжал свой путь вверх по Амуру. Это обстоятельство возбудило неудовольствие среди казаков и 1 августа 1652 года в полку Хабарова произошел раскол: 136 человек под предводительством Стеньки Полякова и других поплыли назад. Они явились в гиляцкую землю, в которой начали действовать очень удачно. Хабаров не смирился с бунтом и поплыл вслед за бунтовщиками, появившись 30 сентября того же года у выстроенного бунтовщиками острога. Хабаров приказал строить зимовку в непосредственной близости от острога казаков Полякова, а далее велел построить роскаты для пушек и начать стрелять по острогу. Отвечать на огонь засевшие в остроге казаки Поякова не решились, и Хабаров начал приготовления к его штурму. Однако, когда казаки Полякова увидели, что 12 их товарищей, пойманных за пределами острога, были забиты палками насмерть, они решили сдаться сами. Не веря Хабарову на слово, поляковцы заключили с ним письменный договор, в котором он обязался не убивать и не грабить их, а также «государевых ясачных аманатов не терять ». Тем не менее, четверых руководителей мятежных казаков, в том числе и Полякова, Хабаров «посадил в железа », а остальных велел бить батогами «и от ево, Ярофеевых, побой и мук умирало много ». 7 февраля 1653 г. захваченный острог был по приказу Хабарова сломан и сожжен «кузнецам на уголье и на дрова».

1.5. Отстранение Хабарова

В августе 1653 года на Амур прибыл московский дворянин Дмитрий Иванович Зиновьев с царским указом приготовить все необходимое для войска, которое предполагалось отправить в Даурию под начальством князя И. Лобанова-Ростовского, и «всю даурскую землю досмотреть и его, Хабарова, ведать ». Недовольные Хабаровым казаки и служилые люди подали Зиновьеву челобитную на Ерофея Хабарова, обвиняя его в том, что он посылал ложные донесения в Якутск и много приукрашивал в своих рассказах о Даурии и Маньчжурии, чтобы побудить правительство на завоевание этих земель. Помимо этого выяснилось, что Хабаров был весьма недоброжелательно настроен по отношению к местным племенам и народностям, которые разбегались от него, в результате чего плодородная земля не возделывалась и ясак с племён не мог быть снят. Также Зиновьеву было сообщено о жёстком отношении Хабарова к казакам собственного отряда. Окончательную ясность в существо происшедших на Амуре по вине Хабарова событий внесла «Известная челобитная Стеньки Полякова с товарищи », поданная царскому посланнику 6 сентября. Итогом наскоро проведенного Зиновьевым следствия было отстранение Хабарова от управления казачьим отрядом, его арест и дальнейшая переправка в Москву. Всё его имущество было конфисковано и описано. Приказным человеком на Амуре вместо Хабарова Зиновьев назначил Онуфрия Степанова Кузнеца.

В декабре 1654 года Зиновьев и Хабаров прибыли в Москву, где началось подробное разбирательство действий Хабарова. По итогам этого разбирательства руководители «бунта» против Хабарова были полностью оправданы. Хабаров же подал жалобу на Зиновьева, и началось новое разбирательство, которое завершилось осенью 1655 года в пользу Хабарова.

1.6. Прошение государю

В 1655 году Хабаров подал челобитную царю Алексею Михайловичу, в которой подробно перечислял свои заслуги в освоении сибирских и даурских земель. Царь просьбу Хабарова уважил лишь частично: денежного жалованья дано не было, но за многолетнюю службу его возвысили в чине - он получил звание сына боярского, и был направлен в Сибирь управлять Усть-Кутской волостью.

1.7. Дальнейшая судьба

В 1667 году Хабаров приехал по делу в Тобольск и 15 ноября подал воеводе П. И. Годунову челобитную, в которой просил снова разрешить ему снарядить на свои средства 100 человек и идти с ними на Амур в Даурской земле «ставить города и острожки и завести хлебные пахоты, от чего государю в ясачном сборе и в хлебной пахоте будет прибыль ». Какой ответ получил Хабаров, неизвестно, так же, как и неизвестна его дальнейшая судьба.

1.8. Место смерти

Место смерти также доподлинно неизвестно. Последние годы жизни он провёл в Усть-Киренге, остроге на реке Лене (ныне город Киренск Иркутской области), вследствие чего в Киренске широко распространено мнение, что могила Ерофея Хабарова находится именно в этом городе.

Однако согласно Малому энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, могила Хабарова располагалась в Братском остроге (ныне город Братск Иркутской области).

2. Наследие

Именем Хабарова названы:

· основанный в 1858 году военный пост Хабаровка (с 1880 года - Хабаровск);

· посёлок и железнодорожная станция Ерофей Павлович на Транссибирской магистрали (1909).

· во многих городах России и бывшего СССР есть улицы его имени: в Якутске, Харькове, Братске, Усть-Куте и других.

Литература

· Бахрушин С. В. Казаки на Амуре. Ленинград, 1925

· Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий, т.2., Москва, 1983. стр.300-303

· Сафонов Ф.Г. Ерофей Хабаров: Рассказ о судьбе русского землепроходца. - Хабаровск: 1983.

· Леонтьева Г. А. Землепроходец Ерофей Павлович Хабаров. - Москва: 1991.

Для наших современников крайне интересен духовный мир людей великих, а знание их полных биографий подчас проливает свет на многое, становятся понятными побудительные мотивы действий и поступков, и в тоже время ясно одно, что мы всё ещё недостаточно внимательны к своим предкам, первооткрывателям, первопроходцам, устроителям земли русской.

Имена Ивана Москвитина, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова, Федота Попова, Семена Дежнева, Михаила Стадухина, Владимира Атласова, людей возглавлявших движение русских на Восток, в результате которого Дальний Восток был присоединен к России, известны мировой исторической науке. Но как часто совершенно поразному оценивается их деятельность.

На привокзальной площади города Хабаровска высится памятник землепроходцу Ерофею Павловичу Хабарову, чье имя носит город. Установлен памятник в мае 1958 года в связи со 100-летием города. Автором памятника является скульптор А. Мильчин, долгие годы проживший на берегах Амура.

Имя Ерофея Хабарова./Ярофея, Ярко/ занимает особое место в истории Сибири и Дальнего Востока, так как в его разносторонней деятельности сконцентрированы многие, если не все, оттенки понятия "землепроходец". А это накладывает отпечаток и на оценку Хабарова, как исторической личности.

В книге Игоря Забелина «Встречи, которых не было» мы можем выделить такие строки: "Позднее я прочитал отписки Хабарова, помещенные в "Дополнениях к Актам историческим", и они мне определенно не понравились. Среди многих, кто путешествовал и воевал в ХУП веке в Сибири и на Дальнем Востоке, Хабаров - единственный в своем роде "законченный" конкистадор, он не сродни Москвитину или Шелковнику, Филиппову, Федоту Попову или Дежневу, и, как таковой, он мне не интересен. Я твердо решил, что ничего писать о нем не буду, и не собираюсь нарушать принятое решение".

В статье корреспондента хабаровской газеты "Тихоокеанская звезда" А.Чернявского "По следам Хабарова" мы читаем: " Исследователи отмечают такие качества личности Хабарова, как честность, наблюдательность, сметливость, предприимчивость, упоминают о его грамотности... Человек прямой, честный, горячий, он мог не поладить с воеводами, чиновниками, и те чинили ему препятствия..."

Кто же прав? Итак, обратимся к биографии и жизнедеятельности Ерофея Павловича, помня, что немногие из хабаровчан знают о житье-бытье этого человека.

Дата рождения его точно неизвестна. Считают, что родился около 1610 года. Профессор М.И. Белов полагал, что предпочтительнее считать родиной деревню Дмитриево Устюжского езда /Нюксенский район Вологодской области/. Но поскольку его отец Павел Хабаров и брат Никифор жили в деревне Ленивицы Сольвычегодского уезда, то вряд ли следует предполагать, что отец уехал из Дмитриево, оставив там Ерофея.

До первого похода в Сибирь Ерофей Хабаров с семьей жил в Сольвычегодске. В 1628 году ходил в Мангазею с братом Никифором. Мангазейский острог стоял на роке Таз в 180 км от устья. Оттуда Хабаров ушел на Пясину, где был целовальником, собирал пошлину.В 1630 году он возвратился из Мангазеи и в начале 1631 года отправился в Москву, где передал челобитную на имя царя с жалобой на действия воеводы Григория Ивановича Кокорева, который поссорился со вторым воеводой Андреем Федоровичем Палицыным. Дело доходило до вооруженных стычек. Хабаров принял сторону Палицына, и по этой причине взялся передать жалобу в приказ Казанского дворца, ведавшего делами Сибири. Этот случай указы¬вает на активную жизненную позицию молодого Хабарова, не побоявшегося принять участие в воеводской сваре.

В 1631 году вновь с братом Никифором и племянником Артемием Филипповичем Петриловским уходит в Сибирь и оказывается на реке Енисей вблизи устья реки Тиса. Следует сказать, что брат и племянник пройдут с Ерофеем через всю Сибирь и Приамурье.
На Енисее Ерофей Павлович занялся землепашеством, но решил идти дальше на восток. Нанял 27 работников-покрученников и отправился на Лену в 1632 году.

Сначала в 1639 году обосновался на устье реки Куты, ныне населенный пункт Усть-Кут. Не будем забывать, что в 1632 году знаменитый землепроходец Петр Бекетов основал Якутский острог. Как видим, Ерофей с братом и племянником в первом эшелоне покорителей далеких земель. В 1639 году Хабаров основал впервые в Ленском крае соляные варницы. Доставка на Лену соли до тех пор была весьма тяжким делом. А в следую¬щем году он закладывает основы землепашества в Якутии, и к 1641 году уже имел 26 десятин. Это был первый, и к тому же успешный опыт выращивания хлебов русскими в столь суровом крае.

Первые якутские воеводы П.П.Головин и М.Б.Глебов, выполняя царский наказ о заведении государственной пашни в Ленском крае, ничего не нашли лучшего как конфисковать у Хабарова пашни и соляные варницы. Но соляные варницы Хабаров успел продать Семену Андреевичу Шелковнику, тому самому, который в 1647 году основал Охотский острог /погиб там же в 1648 году/.

В 1641 году Хабаров поселился в устье реки Киренги, основал там селение, позднее названное Хабаровкой. С помощью наемных людей распахал 60 десятин /I десятина = 1,09 га/. В 1642 году продал 900 пудов хлеба. Мало это или много можню определить из соотношения годового денежного содержания пешего казака, равного 5 рублям, и стоимости одного пуда хлеба от 5 до 10 и иногда до 15 рублей. Стоимо¬сть одного соболя была 2 рубля 50 копеек. Хабаров стал хлеботорговцем. В дальнейшем в челобитных он называл себя торговым человеком.

Власть предержащие всегда находят способы прижать неугодного им человека, и в 1643 году якутский воевода отобрал все владения Ерофея Павловича под предлогом того, что тот отказался принять на поселение рядом с собой четырех украинских ссыльных. При аресте у Хабарова было конфисковано 3000 пудов хлеба. Из тюрьмы Хабаров был выпущен в конце 1645 года.

Хабаров знал о походах Ивана Москвитина на берег Охотского моря /на Ламу/, атамана Максима Перфильева в 1609 и письменного головы Еналея Бахтеярова в 1641 году в верховья Витима, а также о походе на Амур письменного головы Василия Даниловича Пояркова, начатого в 1643 году и закончившегося в 1646 году.

При движении к новому месту службы новый якутский воевода Дмитрий Андреевич Францбеков на зимовку в 1648 остановился в Илимском остроге. К нему 6 марта 1649 года обратился с челобитной Ерофей Хабаров. Он писал, что знает путь по Олекме на Амур, который много легче, чем тот, которым ходил Поярков, и просил отпустить с ним 150 человек, обязуясь снарядить их за свой счет и принести "прибыль великую" русскому царю.

Воевода был знаком со сведениями, полученными казаками в верховьях Витима, что на Витиме живет даурский князец именем Ботога и у него рубленые юрты, много скота и серебра. Серебро он покупает на реке Шилке у князьца Лавкая. От Ботоги на реку Шилку всего три с половиной дня волоку. И если дауры князьца Ботоги конные, то на Шилке много даурских пашенных людей, и хлеб там выращивают такой же как на Руси. А на устье реки Уры /Урки/ есть гора с серебряной рудой, из которой и плавят серебро. Это серебро расходится по многим улусам, его покупают на соболей. Особенно подчеркивали казаки, что на Шилке много хлеба.
Итак, хлеб, серебро и соболя - то, что было в течении многих лет побудительным мотивом к движению вперед, за горизонт.

Воевода согласился отпустить Хабарова во главе группы добровольцев в Даурскую землю, ссудив его деньгами и выдав из государевой казны оружие, порох, свинец. Хабарову не удалось собрать 150 человек, с ним согласились пойти только 70. На их снаряжение Ерофей Павлович израсходовал 3500 рублей, подписав на себя кабальные обязательства. Часть людей была набрана в Илимске, и отряд в марте 1649 года выступил в поход, остальные присоединились к нему в Якутске. Осенью вышли из Якутска. К морозам добрались до устья реки Тугир /ныне Тунгир/. Здесь прожили до середины зимы и в январе 1650 года на нартах пошли вверх по Тугиру и перевалили через Олекминский Становик. Весной добрались до Урки. Убедившись, что для проведения задуманного предприятия сил недостаточно, с партией из 20 человек Хабаров возвратился в Якутск, прибыв, туда 26 мая. Он привез чертеж Лавкаевой земли и доложил о походе. Его рассказ увлек многих. Добровольно согласились идти с ним 117 человек. Воевода выделил 21 служилого во главе с Терентием Чичегиным. На снаряжение отряда Е.П.Хабаров затратил 4000 рублей. Он выдавал деньги на прокормление вперед на три года. Документы показывают, что бывший землепашец значительную часть этой суммы занял с условием возврата с процентами.

Воевода назначил Хабарова приказным человеком Даурской земли, то есть официально признал государственное значение экспедиции. Одновременно в Москву был направлен обстоятельный отчет, в котором сообщалось следующее: " А будет, изволишь ты, государь, послать на князя Бокдоя своих государевых ратных людей, и надобно, государь, ратных служилых людей тысяч с шесть...А только, государь, они, даурские князцы, тебе, государю, учинятца сами своею волею покорны или твоею государевою грозою под твою государеву высоку руку приведены будут, и заведутся тут в Даурской земле пашни, и тебе, государю, будет прибыль большая, бо и в Якуцкой, государь, острог хлеба присылать будет ненадобно, потому что де из Лавкаева города с Амура реки через золок на Тугир реку в новый острожек, что поставил Ярко Хабаров, переходу только со сто верст, а водяным путем из того Тугирского острожку на низ Тугирем рекою и Олекмою и Леною до Якуцкого острогу поплаву на них только две недели, а чаять, государь, что Даурская земля будет прибыльнее Лены, а сказывал он, Ярко, нам, холопем твоим, что и против всей Сибири будет место в том украшено и изобильно".

Следует обратить внимание, что основной целью присоединения Даурской земли здесь определено заведение пашен, возделывание хлебов, а не грабежу туземного населения, как очень часто пытаются изобразить иностранные историки побудительные мотивы движения русских в восточном направлении.

Осенью 1650 года Хабаров прибыл на Амур и встретился со своими соратниками, которые построили острожек неподалеку от городка Шилгиноя, зятя князца Лавкая после неудачного штурма.
Узнав о прибытии нового отряда, дауры бежали из пяти крепостей, которые хабаровцы называли городками. В первых двух было по пять башен, в третьем - четыре, в четвертом - три и в пятом четыре башни, вокруг всех городков были рвы, из них вели тайные ходы к воде и имелись подлазы. В некоторых литературных версиях прихода Хабарова на Амур рассказывается о штурме городка Албазы. Этого не было. Хабаровцы нашли в брошенных крепостях много продовольствия. Позднее, оценивая ситуацию, Хабаров говорил, что брать боем эти крепости было бы крайне трудным делом.

Укрепив ещё более Албазин, русские прожили в нем до лета 1651 года. В течение зимы, имея базу в Албазине, совершали походы вверх и вниз по Амуру, но на незначительные расстояния. К этому периоду относится возникновение русского зимовья на Устъ-Стрелке.

В этот период Хабаров думал, как выполнить задание воеводы Францбекова по приведению в русское подданство князя Богдоя, то есть Богдохана - главу государства Маньчжоу. В наказной памяти от 9 июля 1650 года воевода требовал, чтобы «князь Богдой с родом своим и с племенем и со всеми улусными людьми был под государевою нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси высокою рукою в холопстве».

Приведенный отрывок свидетельствует о том, что в Якутске слабо представляли политическую обстановку на востоке.
К югу от Амура в ХУ1 веке окрепли племенные объединения чжурчженей цзяньчжоу, ожень и хайси. Племена цзяньчжоусской ветви объеданились под руководством Нурхаци /родился в 1559 году на реке Ялу в Корее/ и покорили соседние племена. В 1585 году Нурхаци был избран ханом. Нурхаци ненавидел китайцев и в 1617 году опубликовал "Семь причин ненависти к Китаю". Он объявил войну Китаю. В 1625 году маньчжурские войска овладели городом Мукден, в котором Нурхаци основал столицу, объявив прилегающие земли исконно маньчжурскими, и через два года умер.

Его сын Абахай, унаследовавший власть, в I635 году издал указ, в котором предписал племена маньчжоу, хада, ула, ехэ и хойфа впредь считать маньчжурами и государство называть Маньчжоу. В 1636 году, разгромив южномонгольское Чахарское ханство Лигдана, Абахай собрал съезд южномонгольских ханов и на этом съезде провозгласил себя Великим ханом Монголии - Богдоханом. Свою династию он назвал Цин /Чистая/.

В 1639 и 1640 годах маньчжуры вели опустошительные войны против солонов, монголоизированного племени эвенков, жившего по правому берегу Амура против устья реки Зея. Маньчжуры нанесли поражение солонскому князю Бомбогору. В донесении Богдохану маньчжурские командующие Самшика и Сохай указывали, что ими захвачены в плен 3154 мужчин, 2713 женщин.и 1819 малых детей, а также захвачены 424 лошади и 704 коровы и быка. Поскольку у маньчжуров постоянно существовала нехватка воинов для борьбы с Китаем, то захваченных в плен солонов они переселили к югу и включили в свои войска в качестве воинов или работных людей. Некоторой части солонов удалось бежать в район реки Хайдар.

В этот период в Китае существовала династия Мин /Светлая/, но в 1644 году она была уничтожена мятежниками под руководством пирата Ли Цзычена, захватившими столицу Пекин. Но пирату не удалось воссесть на трон. Китайские военачальники обратились к своим заклятым врагам - маньчжурам за помощью. Войска маньчжуров под руководством дяди малолетнего императора вторглись в застойный Китай. Доргонь разбил мятежников, подверглись избиению и те, кто попросил помощи.

Воспользовавшись моментом маньчжуры обратили войска на завоевание Китая, но на это потребовалось около сорока лет. Против захватчиков в южных провинциях Китая велась ожесточенная борьба.

Как видим, обстановка была сложной. Племена Приамурья оказались между двумя могучими государствами. И, конечно, Хабаров имевшимися силами не мог выполнить, наказ воеводы - привести под государеву руку маньчжурского Богдохана.
2 июня 1651 года Хабаров из Албазина начал поход по Амуру. 3 июня прошли мимо сожженного городка князьца Дасаула. Через два дня к вечеру подошли к городку-крепости Гуйгудара. Князьцы Гуйгудар, Олгемза и Лотодий встретили хабаровцев боем. Бой длился всю ночь.

Применение пушек, пищалей и мушкетов обусловило победу русских. Были убиты 861 даур, захвачено в плен 243 женщины, 118 детей. Казакам досталось 237 коней, 113 коров и быков. Спаслись бегством только 15 человек.

Здесь впервые русские увидели маньчжуров, которые перед боем на конях выскочили из городка и ездили по полю в течение сражения, но участия в нем не приняли. На следующий день представитель маньчжуров встретился с Хабаровым, но уровень языкового общения был весьма низким, так как переводчика с маньчжурского языка не было, пользовались услугами жанщины-ясырки, которая с трудом истолковывала отдельные слова. Удалось выяснить, что "царь" Шамшакан не велел им драться с казаками. Хабаров дал представителю богдойцев подарки и «отпустил его Богдойского мужика честно в свою Богдойскую землю».

В захваченных городках хабаровцы прожили шесть недель, посылая к даурским князьцам Дасаулу, Банбулаю, Шилгинею и Албазе представителей с предложениями покориться и поклониться русскому государю, но дауры не желали покоряться неведомо откуда взявшемуся владыке. Прожив ещё неделю, Хабаров приказал подобрать коней, погрузить их на дощаники и, распределив людей на судах, вновь поплыли вниз по Амуру. До Банбулаева городка плыли два дня /находился вероятно около Кумары/. Городок оказался пуст, все жители сбежали. О страшной битве в Гуйгударовой крепости, конечно, знали. В улусах Банбулая хабаровцы узнали, что напротив устья реки Зея находится Кокорев улус /вероятно современный населенный пункт Чанфатунь/, а за тем, проплыв три улуса, стоит город, который крепили всей Даурской землей. Живут там князь Туронча, да другой князь Толга и Омутей. Земли вверх по Зое принадлежат даурскому князьцу Олпелу. От Банбулаева городка до крепости Турончи совершили своеобразный бросок, до устья Зея плыли два дня и ночь и к вечеру третьего дня оказались под стенами крепости. Городок оказался почти пустым и был взят без боя, так как князцы Туронча, Толга и Омутей пьянствовали в ближайшем улусе, Хабаровцы поспешили туда. Омутей успел убежать, вскочив на коня. Туронча и Толга отстреливались из юрты. После уговоров сдались. Их отвели в городок, где уже находилось захваченных 100 мужчин и 170 женщин. От Турончи узнали, что под его властью находится около 1000 луков /то есть воинов/. Он согласился быть в подданстве русского царя и ежегодно платить ясак. Через посланника Туронча приказал прибыть в крепость Омутею и всем «лутчим» людям. Прибыло около 300 человек.
«И я приказной человек, по государеву указу, того Турончу и с
братьями, и Толгу, и Омутея с братьями, их князей и лутчих людей
Балуню, и Аная, и Евлогоя и всех улусных людей и весь род их к
шерти /присяге, - Г.Л./ привели на том, что быть им под государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси высокою рукою в вечном ясачном холопстве на веки...»

Даурские князьцы предлагали за каждую ясырку /женщину, оказавшуюся в плену у казаков/ от 40 до 100 рублей /в пересчете, разумеется на различные товары и соболей/, чтобы Хабаров отпустил их из города. Посоветовавшись со служилыми и вольными казаками, он принял решение отпустить всех без выкупа. Бот выдержка из отписки Хабарова: "... и они жили в тех своих улусах у го¬рода с нами за един человек, и корм нам привозили и они к нам в город ходили безпрестанно и мы к ним тож ходили".

3 сентября толмач Костка Иванов, прибывший к Хабарову от атамана Галкина с Байкала, ходил в улус к даурам и прибежал оттуда, сообщив, что еле спасся, так как его захватили в плен и не хотели отпускать. Допросив находившхся в аманатах Толгу, Турончу и других, Хабаров убедился, что дауры решили изменить присяге. Было принято решение плыть дальше вниз по реке. Толга спрятанным ножом нанес себе несколько ранений, стараясь покончить жизнь самоубийством. Толгин городок сожгли, чтобы крепости более не существовало. 7 сентября погрузились на суда и двинулись вперед.

За четыре дня доплыли до Хинганских щек. Здесь встретили народ, который хабаровцы назвали гогулями. Два дня и ночь плыли мимо гор. На отрезке от Хингана до Сунгари насчитали 21 улус, все улусы были многолюдны. В последних улусах взяли пленных и ясак. Путь до Сунгари они проделали в два дня. Около устья Сунгари было два больших городка. Взяли с боем.

От Сунгари /Шингала/ плыли 7 дней мимо земель заселенных дючерами. Улусы были многолюдными и их было много. Земли были пахотные. Много скота.

В один из дней приплыли к месту, где "стоит на правой стороне на Камени улус велик гораздо, и с того места люди пошли имя Ачаны, и с того места и до моря место не пашено и скота нет, а живут все рыбою".

Поскольку речь идет о горах, то не исключено, что имелась ввиду местность вблизи Хабаровска, может быть, Хехцир. Поход продолжался.

29 сентября на левой стороне увидели большой горподок, который был хорошо укреплен. Взяли его с боем. Решили здесь зимовать. Городок назвали Ачанским.

Определить местоположение этого городка, где провели хабаровцы зиму 1652 года, пытались многие историки и археологи. Указывали его вблизи устья реки Уссури, на мысе Джаори вблизи Троицкого, но при этом забывали, что городок был на левой стороне, а не на правом берегу.

На протяжении ряда лет Приамурское Географическое общество проводило экспедиции, пытаясь определить местоположение Ачанского городка. Можно считать, что городок находился на мысе Кадачан у выхода протоки из озера Болонь. На это место указывал и историк Б.Л. Полевой по результатам исследования старинных документов. Правда, нельзя согласиться с его рассуждениями при попытке объяснить этимологию названия Мунгу-Хонгко, горы около озера Болонь /в прошлом называлось Оджал, Очжал/, как "Серебряная Гора". При этом он ссылался на наличие в горе, мышьякового колчедана, который яко бы принимался туземцами за серебро.

Мунгу-хонгко переводятся с маньчжурского языка как "Желтый насыпной холм" или же "Желтая насыпь". Раскопки на холме показали, что там были три оборонительных насыпных вала. Это вполне соответствует названию. Почему же так интересует исследователей местоположение Ачанского городка?
Дело в том, что там происходили весьма значительные события. Всего через восемь дней после расположения хабаровцев в Ачанском городке, 8 октября 1651 года на них напали объединенными силами ачаны и дючеры численностью около 800 человек. Хабаровцев было всего 106 человек, так как половина ушла на двух судах на заготовку рыбы. Тем не менее русские одержали победу, убив 117 человек нападавших. Среди же казаков был всего один убитый, Никифср Ермолаев, и пятеро ранено.

Ачани и дючеры начали платить ясак.

24 марта 1652 года на Ачанский городок обрушилась воинская маньчжурская сила. Маньчжуры, видя, что русские укрепляются на Амуре, решили нанести поражение отряду Хабарова и тем самым обусловить подчинение себе племен Приамурья.
Против 206 человек воинства Хабарова было более двух тысяч маньчжуров, дючеров и дауров. В ходе ожесточенного сражения русские одержали победу. Маньчжуры оставили на поле боя тела 676 погибших воинов. Казакам достались богатые трофеи: 830 лошадей, хлебные запасы из обоза, 17 скорострельных пищалей, 2 пушки, 8 знамен. Скорострельными пищали были потому, что были соединены по три-четыре ствола вместе.
Отряд Хабарова потерял в бою 10 человек убитыми и 78 ранеными.

Родо-племенная верхушка народов Приамурья поняла, что процесс присоединения этих земель к Руси необратим. Начал поступать регулярно ясак.

Весной, 22 апреля 1652 года Ерофей Хабаров оставил Ачанский городок и начал подниматься вверх по Амуру. К этому времени Терентий Чечигин и Артемий Петриловский уже возвратились из Якутска на Амур, набрав там 110 "охочих казаков" и 27 служилых людей. Не застав Хабарова в Албазине, они провели зиму в Банбулаевом городке, где брали ясак. Чечигин приказал Ивану Нагибе с 26 казаками отправиться на поиски Хабарова. Нагиба не нашел отряда Хабарова, где-то расплылись между многочисленных островов вблизи устья Шунгала /Сунгари/.

Возвратиться обратно к Чечигину отряд не мог, так как слишком много пришлось выдержать стычек с немирными туземцами. Доплыли до моря. По морю двигались вдоль берега, но струг был неприспособлен для морского плавания. Судно затерло льдами. Отряд Нагибы выбрался на берег, питались выброшенными на берег дохлыми моржами и тюленями. Потом сделали некоторое подобие судна и вновь поплыли. Добрались до устья реки Учальды. Время было осеннее. Дождавшись зимнего пути, 15 декабря 1652 года на нартах пошли через горы и спустя 4 недели вышли на реку Тугур, где нашли гиляцкое стойбище. Взяли ясак в 78 соболей, Здесь прожили до лета. 30 июня 1653 года Иван Нагиба, Иван Михайлов, Павел Степанов, Федор Спиридонов и Степан Дмитриев поплыли вниз по реке. Выйдя в море, четыре недели двигались вдоль берега, а затем 4 дня поднимались вверх по реке Нангтары /ныне название утрачено/ к югу от залива Аян.

Пешком перевалили чероз хребет Джугджур и вышли на реку Ватангу /ныне Ботомга/. По Ватанге сплыли на Маю, а затем по Алдану на Лену, и 15 сентября 1653 года наконец добрались до Якутска. Здесь немедленно организовали смену товарищам, оставленным на Тугуре. Так возникло Тугурское зимовьем.
Поход Нагибы ознаменовал проход русских от верховья до истоков батюшки-Амура, сомкнул кольцо с походом Ивана Москвитина 1639 - 1642 годов и на значительном участке Амура повторил экспедицию Пояркова.

Встреча отрядов Хабарова и Чечигина произошла вблизи от Хингана. Терентий Чечигин имел задачу от воеводы, сдав Хабарову людей и привезенные порох и свинец, с десятью человеками отправиться в посольстве к Богдохану - для приведения того в русское подданство. Дауры и дючеры отказались провести посольство к Богдохану, а потом в результате предательства крещенного татарина Урусова, перешедшего на службу к маньчжурам, посольство было убито туземцами.

I августа 1652 года у устья реки Зея состоялся своеобразный казачий сход, на котором обсуждался вопрос, где ставить острог и проводить зиму. Частые переезды, постоянные стычки с туземными племенами не позволяли заняться промыслами, земледелием, торговлей. Зревшее недовольство деятельностью Хабарова прорвалось наружу. Предводительствуемые Степаном Поляковым и толмачом десятником Константином Ивановым часть служилых и вольных казаков, общим числом в 136 человек, захватив знамя, запасы пороха и свинца, несколько пушек, на трех дощаниках поплыли вниз.

Хабаров был вынужден плыть за ними. 30 сентября догнал бежавших в построенном ими остроге, осадил его и в середине октября, уговорив многих из бунтовавших, взял острожек. В феврале сжег его, а сторонников Полякова и Иванова жестоко наказал, приказав бить кнутами и батогами. От этого несколько человек скончались.

Перезимовав в низовьях Амура, в мае 1653 года, Хабаров поплыл вверх по реке. 25 августа он встретился около устья реки Зея с московским дворянином Дмитрием Ивановичем Зиновьевым, пришедшем туда с 330 служи¬лыми и "охочими людьми".
Зиновьев был послан царским правительством для ознакомления на месте возможности административного устройства присоединенных территорий. В Москве сначала планировалось послать трехтысячное войско под командованием князя И.Лобанова-Ростовского, но мероприятие это по ряду причин не состоялось. Д.И.Зиновьев сначала вручил хабаровцам награды. Хабарову был вручен золотой червонец, служилым - новгородки /серебряные монеты /а "охочим людям". - московки /две московки равнялись одной новгородке/.

На Хабарова была подана жалоба частью служилых и "охочих людей". Зиновьев, не разобравшись до конца, был резко настроен против Хабарова. Сколь бесцеремонно он обращался с Ерофеем Павловичем можно судить из того, что в ярости плевал в лицо и трепал за бороду предводителя амур¬ского воинства.

Назначив приказным человеком вместо Хабарова Онуфрия Степанова Кузнеца, Зиновьев забрал с собой Хабарова, Степана Полякова, Константина Иванова и 150 человек для сопровождения. Он решил возвратиться в Москву. Онуфрию Степанову Кузнецу приказал построить три острога: в Лавкаевом улусе /район нынешнего Игнашино на Амуре/, около устья Зеи и на реке Урке. Онуфрий Степанов Кузнец продолжил походы по Амуру, Сунгари и Уссури.

Перед самой Москвой, боясь побега, Зиновьев приказал, заковать Хабарова в кандалы. В столицу прибыли 12 декабря 1654 года. В Москве тщательно разобрались в деле Хабарова. Он был награжден званием сына боярского. Зиновьеву, по приговору, вынесенному 12 июня 1655 года, надлежало возвратить отнятое у Хабарова имущество, а сам Дмитрий Зиновьев, гласил указ, за непомерное самоуправство заслуживает жестокого наказания, но освобождается от него по решению самого царя.

Из приведенного примера видно сколь велика была власть государя и руки его доставали до самых окраинных земель.
Хабаров подал челобитную с просьбой о возвращении на Амур. Но принимая, видало, челобитную недовольных казаков и огромный долг, который Хабарову надлежало выплатить в Якутске, правительство запретило Хабарову появляться на Амуре. С этой целью во все Сибирские города был разослан указ с оповещением запрета пропуска Хабарова на Амур.

Ерофей Павлович был назначен приказчиком приленских деревень, растянувшихся от Куты до Чечуйского волока. Из центральной России Хабаров в Илимский уезд прибыл в 1658 году. В 1667 году он возил государеву казну в Москву, где вновь просился на Амур, но ему было отказано.

В старости Хабаров ушел в монастырь, чтобы замаливать большие и малые грехи. Ведь известно, что один покаявшийся грешник угоден Богу более, чем тридцать праведников.

Долгое время не знали где и когда умер Ерофей Павлович Хабаров. Б.П. Полевой считает, что Хабаров умер в своей деревне Хабаровке, вблизи Киренска в 1671 году.

В 1706 году по челобитной сына боярского Никиты Варламова было дано разрешение на месте бывшего Шилкинского острожка /напротив устья реки Нерчи/ построить Успенский мужской монастырь. В советское время деревня Монастырская, возникшая на месте монастыря, была переименована в село Калинино. На кладбище этого села была обнаружена плита с надписью "Ерофей Павлович... /и далее стерто/". Предположить, что плита лежала на могиле Ерофея Павловича Хабарова, весьма соблазнительно. Но слишком уж большая разница в дате смерти, приводимой Полевым, и временем возникновения Успенского монастыря.

В монастырь на Лене Хабаров ушел под фамилией Святицкий. Эта фамилия содержит в себе определенный секрет. Не исключено, что это фамилия его деда или прадеда. Ведь у известного завоевателя Сибири Ермака отец носил фамилию Поволжский, а дед - Аленин.

Потомки высоко оценили выдающуюся роль Хабарова в завоевании Дальнего Востока и в истории Сибири. Не случайно генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев предложил назвать селение Хабаровкой, ныне превратившееся в прекрасный город. Ведь Хабаров положил не только начало ленскому земледелию и соляным промыслам, он присоединил к России Приамурье, где в 1656 году возникло Нерчинское, а в 1684 году - Албазинское воеводство.

Мы не знаем, что стало с бывшей женой Хабарова Василисой и дочерью Анастасией, покинутых им на Вологодщине. Сын же Андрей, от второго брака в Якутии, в 1690 году был поверстан в "сыны боярские".

И ныне где-то на огромных пространствах нашей страны живут потомки Ерофея, подчас ничего не зная о своем великом предке.

Почетный член Приамурского Географического Общества
Григорий Левкин

Июнь 1996 года

Фотографии подобраны на интернет порталах