Что у пьяного на языке у трезвого. Герой, спасший бабушку от пьяного подонка, признан невиновным и благодарит читателей. Поговорка: Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке

Именно фамилия А. Н. Островского стоит у истоков развития русского драматического театра. Его драмы и по сей день пользуются огромной популярностью благодаря необыкновенному колориту его таланта как писателя и драматурга, который всегда чувствовал, чего ждет от него светская публика. Поэтому интересно знать, каким был человеком Александр Островский. Книги его вместили в себя огромное творческое наследие. Среди самых знаменитых его произведений: «Без вины виноватые», «Бесприданница», «Гроза», «Волки и овцы», «Снегурочка», «На чужом пиру похмелье», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Свои люди - сочтемся», «Бешеные деньги» и т. д.

Александр Николаевич Островский. Краткая биография

Александр Николаевич родился весной 31 марта (12 апреля) 1823 года. Он вырос на Малой Ордынке в Москве. Его отец был сыном священника, а звали его Николай Федорович. Получив семинаристское образование в Костроме, он пошел учиться в Московскую духовную академию. Но священником так и не стал, а начал практиковать стряпчим в судебных учреждениях. Со временем он дослужился до титулярного советника и получил дворянский титул.

Биография Островского (краткая) рассказывает, что мама Островского - Любовь Ивановна - умерла, когда ему было 7 лет. В семье осталось шестеро детей. В дальнейшем заботу о семье взяла на себя их мачеха - Эмилия Андреевна фон Тесин, которая была дочкой шведского дворянина. Семья Островских ни в чем не нуждалась, много внимания уделялось образованию и воспитанию детей.

Детство

Практически все свое детство Островский провел в Замоскворечье. У его отца была большая библиотека, мальчик рано приступил к изучению русской литературы и почувствовал тягу к писательству, но отец хотел, чтобы сын стал юристом.

С 1835 по 1940 год Александр учился в Московской гимназии. Потом он поступил в Московский университет и стал учиться на юриста. Но ссора с преподавателем не дала ему закончить последний курс университета. И тогда отец устроил его на службу в суд. Первое жалованье он получил в размере 4 рублей, но потом оно выросло до 15 рублей.

Творчество

Дальше биография Островского (краткая) указывает, что известность и популярность Александру Островскому как драматургу принесла пьеса «Свои люди - сочтемся!», изданная в 1850 году. Эту пьесу одобрили И. А. Гончаров и Н. В. Гоголь. Но московскому купечеству она пришлась не по нраву, и купцы пожаловались государю. Тогда по личному распоряжению Николая I ее автора уволили со службы и взяли под полицейский надзор, снятый только при Александре II. А в 1861 году пьеса опять увидела театральные подмостки.

В опальный период Островского первая поставленная пьеса в Петербурге называлась «Не в свои сани не садись». Биография Островского (краткая) включает информацию о том, что на протяжении 30 лет его пьесы ставились в Петербургском Александринском и Московском малом театрах. В 1856 году Островский начинает работать в журнале «Современник».

Островский Александр Николаевич. Произведения

В 1859 году Островский при поддержке Г. А. Кушелева-Безбородко выпускает первый сборник сочинений в двух томах. В этот момент русский критик Добролюбов отметит, что Островский - точный изобразитель «темного царства».

В 1860 году, после «Грозы», Добролюбов назовет его «лучом света в темном царстве».

Действительно, умел пленять своим недюжинным талантом Александр Островский. «Гроза» стала одним из самых ярких произведений драматурга, с написанием которой связана и личная его драма. Прототипом главной героини пьесы стала актриса Любовь Павловна Косицкая, с ней его долгое время связывали близкие отношения, хотя они оба были несвободными людьми. Она же первой исполнила эту роль. Островский образ Катерины сделал по-своему трагичным, так он отобразил в нем все страдания и мучения души русской женщины.

Колыбель талантов

В 1863 году Островский был удостоен Уваровской премии и стал избранным членом-корреспондентом Академии наук Петербурга. Позже, в 1865 году, он организовал Артистический кружок, который стал колыбелью многих талантов.

Островский принимал у себя в доме таких именитых гостей, как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев и т. д.

В 1874 году писателем-драматургом было основано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, председателем которого до самой смерти оставался Островский. Он также работал в комиссии, связанной с пересмотром законоположений театрального управления, приведшим к новым преобразованиям, благодаря которым положение артистов было значительно улучшено.

В 1881 году в Мариинском театре состоялся бенефис оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Биография Островского (краткая) свидетельствует, что в эти минуты Островский был несказанно доволен музыкальным оформлением великого композитора.

Последние годы

В 1885 году драматург стал заведовать репертуарной частью театров Москвы и возглавил театральное училище. Денежные проблемы были у Островского почти всегда, хоть и сборы от пьес он собирал хорошие, и пенсия была, назначенная императором Александром III. У Островского было много планов, он буквально горел на работе, это и повлияло на его здоровье и истощило его жизненные силы.

2 июня 1886 года он скончался в своем имении Щелыково под Костромой. Ему было 63 года. Его тело было похоронено рядом с могилой отца у Храма Святителя Николая Чудотворца в Костромской губернии в деревне Николо-Бережки.

Вдове, актрисе Марии Андреевне Бахметьевой, трем сыновьям и дочери царем Александром III была назначена пенсия.

Его усадьба в Щелыкове ныне представляет собой мемориальный и природный музей Островского.

Заключение

Островский создал свою театральную школу с ее целостной концепцией театральной постановки. Главная составляющая его театра заключалась в том, что в нем не было экстремальных ситуаций, а изображались жизненные ситуации, уходящие в быт и психологию человека того времени, которые очень хорошо знал Александр Николаевич Островский. Краткая биография описывает, что в театре Островского было много идей, но для их претворения в жизнь нужны были новая сценическая эстетика и новые актеры. Все это уже потом доводили до ума К. С. Станиславский и М. А. Булгаков.

Драмы Островского послужили основой для экранизации кинофильмов и телесериалов. В их числе фильм «Женитьба Бальзаминова», снятый в 1964 году по пьесе «За чем пойдешь, то и найдешь» режиссером К. Войновым, фильм «Жестокий романс», снятый в 1984 году по «Бесприданнице» режиссером Эльдаром Рязановым. В 2005 году Евгений Гинзбург снял фильм «Анна» по пьесе «Без вины виноватые».

Островский создал обширный репертуар для сцены русского театра, куда входили 47 весьма оригинальных пьес. Он работал в соавторстве с талантливыми молодыми драматургами, среди которых П. М. Невежин и Н. Я. Соловьев. Драматургия Островского стала национальной благодаря своим истокам и традициям.

Творчество Островского сегодня входит в школьную программу, его знают и любят многие наши соотечественники. Александр Николаевич Островский — драматург, уроженец Москвы, сын адвоката и внук православного священника. Обучался он в Московском университете, на юридическом факультете (не закончил), служил в московских судах, затем стал профессиональным театральным деятелем и писателем-драматургом.

В сравнении с пьесами Тургенева или А.К. Толстого, представляющими собой прежде всего произведения литературы, драматургия Островского имеет иную природу. Она предназначена не столько для чтения, сколько для сценического воплощения, и должна изучаться, прежде всего, в рамках истории театра. Однако и история литературы не может недооценивать творчество крупнейшего русского драматурга второй трети XIX в.

Рассматривая творчество Островского, отметим, что среди его юношеских опытов есть очерки и стихи. Сделавшая его известным комедия «Несостоятельный должник», которая была переименована в «Банкрут» (а впоследствии переименованная в «Свои люди — сочтемся !»), появилась в журнале «Москвитянин» (1850-й год), хотя к постановке на сцене ее тогда не разрешили. Ложное банкротство, которое объявляет в этой пьесе купец Большов, — коллизия, основанная на фактах реальной жизни (волна банкротств, прокатившаяся по деловым кругам накануне написания комедии). Однако близкая к анекдоту сюжетная основа комедии ни в коей мере не исчерпывает ее содержания. Сюжет претерпевает почти трагический поворот: ложный банкрот оказался покинутым в долговой тюрьме своим зятем Подхалюзиным и собственной дочерью Липочкой, отказывающимися его выкупать. Шекспировские аллюзии (судьба короля Лира) были поняты многими современниками.

После литературного успеха «Банкрута» в творчестве Островского в 1850-е годы наступил интереснейший «славянофильский» период, принесший замечательную комедию под названием «Не в свои сани не садись » (1853 год) — первую его пьесу, немедленно и с огромным успехом поставленную на сцене, — а также драму «Не так живи, как хочется » (1855 год) и одну из лучших пьес драматурга «Бедность не порок » (создана в 1854 году). Порок (образы Вихорева, Коршунова) неизменно побеждается в них высокой нравственностью, опирающейся на православно-христианские истины и народно-патриархальные устои (образы Бородкина, Русакова, Маломальского). Прекрасно написанный литературный характер — Любим Торцов из «Бедность не порок», сумевший привести к раскаянию своего брата Гордея и соединить влюбленных — приказчика Митю и Любовь Гордеевну (моментальное духовное возрождение Гордея Торцова много раз называли «неправдоподобным», однако автор явно и не стремился к правдоподобию в наивно-реалистическом смысле — изображая христианское раскаяние, которое как раз способно сразу сделать грешника «другим человеком»). Действие «Бедность не порок» разворачивается на святки, действие «Не так живи, как хочется» — на масленицу, и ликующее веселье, праздничная атмосфера интонирует обе пьесы (впрочем, в «Не так живи, как хочется» присутствует и мотив дьявольского соблазна, в который вовлекает было Петра скоморох Еремка).

Несколько особняком стоит в кон. 1850 — нач. 1860-х гг. так называемая «бальзаминовская» трилогия, посвященная коллизиям из быта провинции: «Праздничный сон —до обеда » (1857 год), «Свои собаки грызутся — чужие не приставай » (написана в 1861 году) и «За чем пойдешь, то и найдешь », более известная под названием «Женитьба Бальзаминова » (1861).

Сближение А.Н. Островского с лагерем авторов некрасовского «Современника» ознаменовалось незамедлительным резким обострением в его творчестве социально-обличительных мотивов. Сюда следует отнести прежде всего комедию «Доходное место» (1857), драмы «Воспитанница » (1859) и «Гроза » (1859). Сложная коллизия «Грозы », где в центре супружеская измена героини, происшедшая в характеризующейся крайней строгостью моральных правил патриархальной купеческой семье, руководимой деспотичной свекровью, была односторонне воспринята в духе «эмансипаторских» тезисов «демократической» публицистики того времени. Самоубийство главной героини (с точки зрения православия являющееся страшным грехом) истолковывалось как акт «благородной гордости», «протест» и своего рода духовная победа над «косными» «домостроевскими» морально-общественными (как подразумевалось, и религиозными христианскими) нормами. Когда высокоталантливый критик-демократ Н.А. Добролюбов в одноименной статье объявил главную героиню «Лучом света в темном царстве», эта его метафора быстро превратилась в шаблон, по которому и столетие спустя данная пьеса Островского истолковывалась в российской средней школе. При этом упускалась, да и сегодня нередко упускается не менее важная составляющая проблематики «Грозы»: «вечная» для литературы тема столкновения любви и долга. Между тем, в значительной мере именно благодаря присутствию в произведении этой темы пьеса поныне сохраняет свою драматургическую живость (впрочем, за пределами России она всегда ставилась театрами мало).

Купеческая среда, которую в период слафянофильских увлечений драматург изображал как одну из самых нравственно стабильных и духовно чистых составляющих российского общественного организма, была подана в «Грозе» как ужасное «темное царство», гнетущее молодежь, основанное на бессмысленной тирании старших, Злобное и невежественное. Катерина ощущает себя настолько затравленной, что она неоднократно говорит на протяжении пьесы о самоубийстве как единственном для себя выходе. С другой стороны, эта драма Островского, вышедшая примерно на два года ранее «Отцов и детей» И.С. Тургенева, побуждает констатировать: тема «отцов и детей» в ее остром социальном развороте как бы висела в литературной атмосфере того времени. Изображенная в «Грозе» молодежь из купеческих кругов (Катерина и Борис, Варвара и Кудряш) понимает и принимает жизненные ценности, вообще житейскую правду старшего поколения не в большей мере, чем Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов.

Главная героиня, Катерина Кабанова, была выписана драматургом с огромной к ней симпатией. Это образ поэтичной, сентиментальной и глубоко религиозной молодой женщины, выданной замуж не по любви. Муж добр, но робок и находится в подчинении у властной матери-вдовы Марфы Кабановой (Кабанихи). Показательно, впрочем, что влюбляется Катерина по воле автора не в какого-либо внутренне сильного человека, «настоящего мужчину» (что было бы психологически естественно), а в купеческого сына Бориса, во многих отношениях похожего на ее мужа как одна капля воды на другую (Борис робок и в полном подчинении у своего властного дяди Дикого — впрочем, он заметно умнее Тихона Кабанова и не лишен образованности).

В начале 1860-х гг. Островский создал своеобразную драматическую трилогию о Смутном времени, составленную стихотворными «хрониками» «Козьма Захарьич Минин, Сухорук » (в 1862), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский » (год создания - 1867) и «Тушино » (1867). Об этом времени в XVIII в. написал А.П. Сумароков («Димитрий Самозванец»), а в первой половине XIX в. А.С. Пушкин («Борис Годунов»), вызвавший у современников много подражаний и в прозе, и в стихах, и в драматургии. Центральное произведение трагедии Островского («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский») посвящено периоду, хронологически незадолго до которого заканчивается сюжет пушкинского «Бориса Годунова». Островский как бы подчеркнул их связь, избрав для своего произведения стихотворную форму, — притом белый пятистопный ямб, как в «Борисе Годунове». К сожалению, великий драматург не проявил себя как мастер стиха. Взяв «исторический» крен в творчестве; Островский написал также комедию «Воевода » (1865) и психологическую драму «Василиса Мелентьева » (1868), а еще через несколько лет комедию «Комик XVII столетия ».

На стезю социально-обличительной драматургии Островский прочно вернулся уже в 1860-е годы, создавая одну за другой по сей день сохраняющиеся в репертуаре театров комедии, такие как «На всякого мудреца довольно простоты » (год создания - 1868), «Горячее сердце » (1869 год), «Бешеные деньги » (1870 год), «Лес » (1871 год), «Волки и овцы » (1875) и др. Давно замечено, что положительные герои есть только в одной из перечисленных пьес — в «Лесе » (Аксюша и актер Геннадий Несчастливцев) — то есть это произведения резко сатирические. В них Островский выступил новатором, применив в крупных драматургических формах условные приемы так называемой водевильной драматургии, за это он критиковался рецензентами, которые не поняли смысла его усилий. Пробовал он возобновить и творчество в духе своих комедий, печатавшихся в 1850-е годы славянофильским «Москвитянином». Это, к примеру, такие пьесы, как «Не все коту масленица» (написана в 1871), «Правда — хорошо, а счастье лучше» (создана в 1876) и др. Но «народные» мотивы здесь приобрели внешне-орнаментальный, в какой-то мере искусственный характер.

Кроме «Леса» некоторые другие лучшие произведения Островского преломляют тему трудных судеб людей театра. Таковы его поздние драмы «Таланты и поклонники » (1882) и «Без вины виноватые » (написана 1884 году), в центре каждой из которых образ талантливой актрисы, которая вынуждена в определенный момент своей жизни переступить через нечто личное, человеческое (в первой пьесе Негина рвет с любимым женихом Мелузовым, во второй Отрадина-Кручинина отдает ребенка на воспитание Галчихе). Многие из проблем, поставленных в этих пьесах, к сожалению, мало зависят от того или иного конкретного общественного устройства, хотя зрителям XIX в. могли казаться злободневными. Но, с другой стороны, извечный их характер помогает самим сюжетам пьес оставаться живыми и актуальными по сей день.

Последнее можно отнести также к драме Островского «Бесприданница » (год создания - 1878) — одной из бесспорных вершин творчества А.Н. Островского. Может быть, это лучшее его произведение. Лариса — красивая девушка, за которой, однако, нет приданого (то есть жениться на ней, с точки зрения людей определенной психологии, было экономически «невыгодно», да и по понятиям того времени, попросту «не престижно» — кстати, такой же бесприданницей будет сделана Отрадина в «Без вины виноватых»). В то же время Лариса явно не из тех, кто решал эту проблему, уходя в монастырь. В итоге она вызывает у мужчин, увивающихся вокруг нее и соперничающих, чисто плотский и циничный интерес. Впрочем, небогатого и не блещущего умом Карандышева, готового на ней жениться и считающегося ее женихом, она сама откровенно презирает. Зато примитивно бьющего на эффекты Паратова с его «широкими жестами» Лариса по-девичьи наивно долгое время восторженно полагает «идеалом мужчины» и свято ему верит. Когда же он грубо обманул ее, она теряет почву под ногами. Отправляясь на скандальную прогулку на катерах вместе с Паратовым, Лариса говорит дома на прощание: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Утопиться Ларисе, правда, не довелось — ее, успевшую запоздало разочароваться в «идеале мужчины», застрелил окончательно отвергнутый ею жених, жалкий Карандышев, чтобы она «не досталась никому».

Как резкое переключение со злободневной «современной» проблематики выглядит написание А.Н. Островским пьесы-сказки «Снегурочка » (1873) — задуманной как феерия, но исполненной высокого символизма (перу Островского принадлежит также пьеса-сказка «Иван-царевич »). Тяга к символам вообще характерна для стиля Островского. Даже названия его произведений либо напоминают пословицы («Не так живи, как хочется», «Правда — хорошо, а счастье лучше» и др.), либо похожи на многозначительные символы («Гроза», «Лес», «Волки и овцы» и др.). В «Снегурочке» изображено условно-сказочное царство берендеев — своеобразная фантазия на темы славянской мифологии. Сюжет народной сказки претерпел под пером мастера сложный поворот. Обреченная растаять с приходом лета Снегурочка успела узнать любовь, и ее гибель оказывается своего рода «оптимистической трагедией».

«Снегурочка» свидетельствует, конечно, не столько о глубоком фактическом знании автором славянской мифологии, старинной обрядности и фольклора, сколько об интуитивном проникновенном понимании их духа. Островский создал великолепный художественный образ славянской сказочной старины, вскоре вдохновивший Н.А. Римского-Корсакова на его знаменитую оперу и позже неоднократно дававший толчок художественной фантазии других авторов (например, балет «Весна священная» И.Ф. Стравинского). В «Снегурочке», как и многих других пьесах («Бедность не порок», «Гроза», «Бесприданница» и др.), на сцене звучат песни — подлинные народные или написанные в «народном духе».

Огромное значение А.Н. Островский придавал речевому колориту, проявляя себя сторонником того, что Достоевский именовал писанием «эссенциями». Его персонажи обычно говорят, в обилии рассыпая словечки и обороты, призванные изображать язык определенной социальной среды, а также характеризовать личный культурно-образовательный уровень данного конкретного персонажа, особенности его психологии и сферу жизненных интересов. Так, «прославился» в этом плане язык претенциозной и невежественной героини «Банкрута» Липочки, которая, например, упрекает мать: «Зачем вы отказали жениху? Чем не бесподобная партия? Чем не капидон?». Мантилью она именует «мантельей», пропорцию «припорцией» и т.д. и т.п. Подхалюзин, за которого девушка выходит замуж, ей под стать. Когда она, жеманясь, спрашивает его: «Для чего вы, Лазарь Елизарыч, по-французски не говорите?», тот отвечает без обиняков: «А для того, что нам не для чего». В других комедиях юродивого называют «уродливым», следствие «средствием», кадриль «кадрелью» и т. п.

А.Н. Островский — крупнейший русский драматург XIX в., давший национальному театру первоклассный репертуар, а русской литературе классические произведения, сохраняющие огромное художественное значение и для нашей современности.

    1

    что у трезвого на уме, <то> у пьяного на языке

    посл.

    lit. what a person thinks sober, he says drunk; what"s on a drunk"s tongue is in his mind when he"s sober; cf. what soberness conceals, drunkenness reveals; wine in, truth out; drink loosens the tongue; good ale (liquor) will take a cat speak

    Жену ругал, Тихона, меня... Что это значит?.. - Не знаю. Пьян был. - Это - не причина! - почти крикнул Алексей... - Тут - другое: "что у трезвого на уме, у пьяного на языке", вот что тут! О семейном в кабаках не кричат. (М. Горький, Дело Артамоновых) - "You cursed your wife, and Tikhon, and me... What does that mean?"... "I don"t know. I was drunk." "That"s no explanation," returned Alexei, almost shouting now... "There"s something else behind it. What a person thinks sober, he says drunk - that"s what"s behind it! A tavern"s no place to yell about family affairs."

    За Федькой Орланиным надо поглядывать. Негоже он говорит про государя-императора. Правда, может, спьяна. Но ить што у пьяного на языке, то у трезвого на уме. (М. Алексеев, Вишнёвый омут) - "Have to keep an eye on Fyodor Orlanin. He"s saying bad things about the emperor. In his cups, true. But what"s on a drunk"s tongue is in his mind when he"s sober."

    2 что у трезвого на уме, у пьяного на языке

    Set phrase: (thirst) , what the sober man keeps under his hat, the drunken man cries (or shouts, proclaims) from the housetops, wine in, truth out

    3

    [saying ]

    ⇒ when a person is drunk he talks freely, says what he would not say when sober:

    - - drunkenness reveals what soberness conceals ;

    - what soberness conceals, drunkenness reveals ;

    - the sober hide what drunks confide ;

    - the truth comes out when the spirits go in.

    ♦ [author"s usage ] [Платонов:] Я пьян... пьян... Голова кружится... [Глагольев 1 (в сторону):] Спрошу! Что у трезвого на душе, то у пьяного на языке (Чехов 1). [Р:] I"m drunk-drunk! My head"s spinning... I"ll ask him. What soberness conceals drunkenness reveals (1a). I"m drunk, drunk. My head"s spinning. I"ll ask my question. The sober hide what drunks confide (1b).

    4 Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке

    People when they are drunk tell things they are silent about when sober. See Истина в вине (И), Пьяный - что малый: что на уме, то и на языке (П)

    Var.: Трезвого дума, пьяного речь Cf: Drunken heart won"t lie (Am. ). Drunkenness reveals what soberness conceals (Am. , Br. ). A drunken tongue tells what"s on a sober mind (Am. ). /Good/ ale will make a cat speak (Br. ). Good liquor will make a cat speak (Am. , Br. ). What soberness conceals, drunkenness reveals (Am. , Br. ). When wine sinks, words swim (Am. , Br. ). Wine /is/ in, truth /is/ out (Br. ). Wine is the discoverer of secrets (Am. )

    5 что у трезвого на уме, то у пьяного на языке

    1) General subject: wine is in, truth is out

    2) Set phrase: drunkenness reveals what soberness conceals, good ale will make a cat speak, good liquor will make a cat speak, he speaks in his drink what he thought in his drouth (thirst) , what soberness conceals, drunkenness reveals (what a person thinks sober, he says drunk) , what the sober man keeps under his hat, the drunken man cries (or shouts, proclaims) from the housetops, wine in, truth out, the sober man retaineth, the drunkard revealeth, drink loosens the tongue, drunkenness makes a man let out the truth

    3) Saying: What soberness conceals, drunkenness reveals

    6 ТРЕЗВОГО

    что у трезвого на уме, то у пьяного на языке

    7 ПЬЯНОГО

    что у трезвого на уме, то у пьяного на языке

    8 трезвый

См. также в других словарях:

    что у трезвого на уме, то у пьяного на языке - Пьяного речи, трезвого мысли. Трезвого дума, а пьяного речь. Ср. Это отчасти и лучше, что он пьян, пьяный всегда разболтает. Достоевский. Униж. и оскорбленные. 3, 10. Ср. Ce que le sobre tient au coeur Est sur langue du buveur. Ср. Quod in animo… …

    Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке - Что у трезваго на умѣ, то у пьянаго на языкѣ. Пьянаго рѣчи, трезваго мысли. Трезваго дума, а пьянаго рѣчь. Ср. Это отчасти и лучше, что онъ пьянъ, пьяный всегда разболтаетъ. Достоевскій. Униж. и оскорбленные. 3, 10. Ср. Ce que le sobre tient au… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Что у читого на уме, то у пьяного на языке. - Что у читого (трезвого) на уме, то у пьяного на языке. См. ПЬЯНСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    ВЕРТЕТЬСЯ НА ЯЗЫКЕ - 1. что у кого Готово слететь с уст. Имеется в виду, что лицо (Х) испытывает острое желание произнести, сказать, спросить, высказать что л. (p). реч. стандарт. ✦ {1} Неактивная длительная ситуация: Р вертится на языке у Х а. Именная часть неизм.… … Фразеологический словарь русского языка

    язык - сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? языка, чему? языку, (вижу) что? язык, чем? языком, о чём? о языке; мн. что? языки, (нет) чего? языков, чему? языкам, (вижу) что? языки, чем? языками, о чём? о языках 1. Язык это мягкий орган в … Толковый словарь Дмитриева

    глупый да малый(пьяный) говорят правду - (Пьяный, что) малый: что на уме, то на языке. Ср. А у папки денески все валёванные! кричит старший сынишка, род enfant terrible, которого какой то желчный господин научил повторять эту фразу. Салтыков. Губернск. оч. 7. Буеракин. Ср. Kinder und… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    трезвый - прил., употр. сравн. часто Морфология: трезв, трезва, трезво, трезвы и трезвы; трезвее; нар. трезво 1. Трезвым называют человека, который не пьян. Всегда трезвый. | Редко бывает трезвым. | Не вполне трезвый. | Совершенно, абсолютно трезвый. |… … Толковый словарь Дмитриева

    Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - Городничий Антон Антонович Сквозник Дмухановский. Рис. П. Боклевского, 1910. Антон Антонович Сквозник Дмухановский персонаж комедии Гоголя «Ревизор», городничий … Википедия

    Пословица - краткое, устойчивое в речевом обиходе, ритмически и грамматически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован практический опыт народа и его оценка определенных жизненных явлений. П. выступает в речи, в отличие от… … Педагогическое речеведение

    ПОКОЙНИКИ - Сон, в котором вы видите покойниками своих родных, предвещает им многие годы благополучного здравствования, если они на самом деле живы; если же они и так покойники – такой сон предвещает перемену вашего настроения, которое будет зависеть или … Сонник Мельникова

    вся правда в вине - Ср. Ведь точно, недаром гласит пословица, что истина в вине. Тургенев. Яков Пасынков. 1. Ср. ...Кто то, Подумав первый о вине, И осушив до капли чашу, Увидел истину на дне. А.С. Пушкин. Истина. Ср. Im Wein ist Wahrheit nur allein. A. Lortzing.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Многие люди считают, что пьяный говорит правду . Есть даже такая поговорка: .
Так ли это на самом деле: можно ли верить пьяному человеку, или с Вами говорит кто-то другой?

Так ли это, что пьяные люди говорят правду?

Верить ли пьяному человеку? На самом ли деле пьяные люди говорят правду — давайте разберемся…


Например: пьяный говорит, что любит Вас — правда ли это? Конечно, не исключено, что эти слова искренны, но, вероятнее всего, это оказывается вымыслом…подсознательным, врожденным желанием любить и быть любимым вообще, а не в частности именно Вас и Вами.

То же можно сказать и про «традиционное» в пьяном разговоре: «Ты меня уважаешь — я тебя уважаю». Подсознательная иллюзорная цель — эмоциональный обмен…дать и получить «кусочек любви и признания» — чего часто так не хватает в трезвой жизни, потому как многие люди носят социальные маски и не являются сами собой, будучи трезвыми.

Или, что можно часто наблюдать в общении с пьяным человеком — «пьяные слезы» и раскаяние — что это — правда…глубокая искренность?
Нет. Можете не сомневаться. Слезливость, излишняя эмоциональность и чувствительность «по пьяне» — это неосознанный психологический шантаж. Иллюзорная, подсознательная цель пьяного человека — это «вымогательство» все тех же, часто неудовлетворенных в детстве, любви, признания, эмоционального принятия и уважения.

То же самое можно сказать и про «пьяный гнев», раздражительность и агрессивное поведение по пьянке… — «голод по любви и уважению» — заниженная Я-позиция в жизни .

А пресловутая «пьяная щедрость», переходящая в неуправляемое расточительство, и показная доброта, граничащая с «медвежьей услугой» — что это…это тоже иллюзорное утоление эмоционально-психологического голода.

Словом — само пьянство: мышление, чувствование и поведение пьяного человека — это «детская» психологическая игра взрослого человека, с одной лишь целью — получить то, чего так не хватало с детства: любовь, внимание, признание, принятие и уважение…завершить накопленные за годы ношения маски негативные ситуации, сохраненные в подсознании…отработать некоторые накопленные в психике негативы…попросту — пьяный очень хочет эмоционально пожрать (голодный он…или она).

Но проблема в том, что это иллюзия утоления голода — подсознательная фантазия…самообман. Плюс — что часто бывает — обман других… (детектор лжи)…поэтому все это «не дело» повторяется…

Поговорка: Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке

Что касается народной поговорки: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке» — это можно сказать правда. Правда, интерпретируют ее многие не верно — отсюда непонимания и противоречия.

Что у трезвого на уме? То, что человек научен в процессе воспитания держать в себе, в глубине души…то, что наше «Контролирующее Я» не выпускает наружу…не дает отработаться…

А что у пьяного на языке? …а еще и в чувствах и в поведении — это наше «Эмоциональное Я», со своим детским, фантастичным, иллюзорным и образным мышлением… И на языке у пьяного то, что ему не давало высказать «Контролирующее Я» — то же в эмоциях и поведении…

Однако верить пьяному буквально (по буквам) все равно нельзя, т.к. пьяное мышление отличается от трезвого, точно также, как взрослое мышление отличается от детского — как раз поэтому, трезвый и пьяный не могут понять друг друга. Они просто говорят на разных языках .

И все же, из пьяного можно «выудить» правду — главное здесь, уловить то, что хочет его «Эмоциональное Я» — удовлетворить эту потребность…и правда у Вас в кармане… Но это уже из области манипуляции человеком — это плохо, в том числе, и для манипулятора.

Также, если напоить человека до пьяна и пообщаться с ним, то можно многое узнать об его истинном «Я», о его внутренних проблемах, и о том, что Вам ожидать от него в жизни…будет ли с этим человеком счастливая жизнь…


Если хотите узнать все о человеке — его тайны , который уже говорил с Вами, будучи пьяный, то закажите А так ли это? Не перестаю удивляться, насколько часто встречаются выражения, не имеющие под собой четкого основания, просто с чьей-то легкой руки начинающие гулять по свету. Большинство людей просто бездумно повторяют красивые выражения, совершенно не вникая в смысл. Есть такая вот небольшая поучительная притча.

Один китайский император созвал самых знаменитых мудрецов и сказал им:
— Все вы известны в Поднебесной как очень мудрые люди. Я обращаюсь к вам с вопросом, на который уже много лет не могу найти ответа. Почему, если в наполненный до краев сосуд опустить мертвую рыбу, вода из сосуда обязательно прольется? А если пустить в тот же сосуд рыбу живую, не выльется ни капли? Найдите мне ответ. Через неделю я всех вас жду у себя.

Неделя прошла, мудрецы вновь собрались у императора, начали по очереди высказывать свое видение решения вопроса, и давать объяснения, одно мудреней другого. Выслушав последнего мудреца, император подвел итог такими словами:

— В том, что все вы, люди умные, у меня сомнений нет. И ваши объяснения парадокса мне очень понравились. Но знаете, сто меня удивляет? То, что ни один из вас не удосужился проверить, А ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ЭТО ТАК?!

Вот такая история у нас с некоторыми красивыми, но беспочвенными выражениями, и утверждениями. Страус прячет голову в песок. Красиво, но он не прячет никуда голову. Ева угостила Адама яблоком. Но где написано, что это было яблоко. Екатерина продала Аляску. Но Аляску продал Александр. Такие примеры можно приводить очень долго.

Я могу с уверенность сказать, имея свой опыт, и проанализировав поведение других людей, что выражение: «ЧТО У ТРЕЗВОГО НА УМЕ, ТО У ПЬЯНОГО НА ЯЗЫКЕ », это глупость. Поведение пьяного можно сравнить, с тем, как человек ведет себя во сне.

И работа пьяного и спящего мозга одинакова. Пьяного человека можно сравнить со спящим. Чем больше человек выпивает, тем больше клеток мозга засыпает. Но никто же не будет утверждать, что нам снится только то, о чем мы все время думаем бодрствуя.

Всем известно, что часто снится такое, что ни на какую голову не натянешь. И уж точно в мыслях и близко не было. Даже в христианских религиях считается, что за сны человек не отвечает. И по большому счету, спрашивать с трезвого человека, почему он по пьянке сделал то, или это, как-то нелогично. Он и сам понятия не имеет. Можно спросить, зачем он пьет, раз с ним такие непонятки происходят. Здесь логика конечно, есть. Но то, что он делает, уже напившись, это уже его сон.

Я в свое время много ездил по городам России, и как-то получалось, что встречая грузинов, быстро находил с ними общий язык. Может потому, что у меня характер похож на типичный грузинский. От них я слышал не раз, что у них есть такой старый закон. Когда человек перепивает, и начинает нести околесицу, на него никто не обижается, и всерьез его слова не воспринимает.

Потом у трезвого могут спросить, подтверждает ли он слова, которые говорил пьяный. Как правило, человек извиняется, и на этом все заканчивается, без всяких затаенных обид. Когда я первый раз об этом услышал, то был поражен мудрость этой нации.

Откуда же взялось выражение: что у трезвого на уме, то у пьяного на языке? Примеров, когда слепой увидел, и глухому рассказал, у нас хватает. Ну вот, рыба мечет икру. Всем известно. Еще есть старое выражение: рвет и мечет, что значит – очень злится. Все валится в одну кучу, и вот появляется такой стилистический перл: «>НАШ ДИРЕКТОР МЕЧЕТ ИКРУ. Кто не слышал такого выражения? Наверное, всем знакомо. Ну и как это должно выглядеть?

То же самое и с рассматриваемой в данной статье фразой. Можно предположить, первоначально кто-то справедливо заметил, что в отличие от трезвого, У ПЬЯНОГО, ЧТО НА УМЕ, ТО И НА ЯЗЫКЕ. Потому, что, как и у спящего, у пьяного срезан контроль происходящего, на который способен только бодрствующий и трезвый ум.

И точно так же как во сне, пьяный принимает за чистую монету, все, что рождается в голове. Ну а потом уже как обычно, что недопоймем, то додумаем. И рождается изящная, но абсолютно бестолковая фраза: ЧТО У ТРЕЗВОГО НА УМЕ, ТО У ПЬЯНОГО НА ЯЗЫКЕ.

No related posts.

27 comments on “Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке

    Я с этим утверждением ЧТО НА УМЕ,ТО и НА ЯЗЫКЕ так же не согласен как и вы, потому как пьяный многое говорит экспромтом выдумывает и хамит благодаря своей пьяности, хорошо если потом утром схватится за голову и извинится за свои действия.
    Больше боюсь и со своей стороны особенно пьяной Агрессии ведь трезвый я никому не хочу нагрубить избить или причинить увечья, я себе постоянно внушаю избегать пьяных конфликтов, уступить даже если очень надо, потому как пьяный почти всегда виноват.
    Отец у меня сидел три раза и всё из-за того что пьяный ломал людям то руки то ноги..а сидеть за то натворив что даже чего и не помнишь особо… по моему бред….но как вы писали человек как будто спит и не понимает что творит, а отвечать всё равно придется..я трезвый всегда внушаю себе никакой агрессии, гипноз своеобразный на пьяного, потому как были приценденты, например пьянющий нарвался с кулаками аж на троих трезвых..пробили сзади бутылкой голову, если бы было темно, а был день и какая то женщина не отогнала бы этих отморозков и не вызвала милицию со скорой, то вполне мог бы случится аут..

    Еще были вспышки пьяной агрессии, но как начал себе внушать больше уже два гада нормально все…друг у меня есть тоже вялотекущий алкаш был любитель подраться поругаться, но после того как отметелили его втроем аж ногами, стал шелковый..а если бы нет? а вообще то это были полиция только в гражданке, был бы криминал и не слабый..так что можно выработать для себя определенные правила чтобы не попадать в такие передряги 1 не пить с незнакомыми и их компаниями, ты чужой, слово за слово уем по столу, 2 пить в людных местах 3 хоть я и здоровее человека в два раза, пошлет на х…й плюнь и не трож,ну и тд

    Поэтому лучше говорить что всё отлично помнишь и красочно описывать=) но лучше чтоб до этого недоходило, а в будущем недалеком можно будет приобрести видео регистратор размером с пуговицу, который будет снимать все пьяные похождения..

    Ох, ну это вообще один из моих (я так полагаю, что и не только моих) «шедевров» в состоянии «нестояния». Жажда общения зашкаливает до безобразия. Раньше это был телефон и поездки. Звонилось всем и по всему земному шару. Ездилось, как правило, на такси по городу по знакомым. Теперь, после трех лет трезвости, я шифруюсь и своим знакомым (кстати, в большинстве своем непьющим людям) не звоню — на уровне подсознания блокировка уже видимо. Но зато переписка в интернете.
    Иной раз на трезвую голову прочитаешь себя любимую и думаешь: «Боже мой! Эту хрень я не могла написать — мне бы это даже в кошмарном сне не приснилось!». Я когда-то читала пояснения пьяного состояния одного священника с точки зрения религии. На мой взгляд, точно подмечено, что душа пьяного человека находится в каком-то иномирье, где очень легко может стать жертвой демонов, которые и руководят поступками пьяного. Поэтому, как правило, человеку и трудно поверить, что он был «вчера» способен на такое.

    Alik Reply:
    Январь 7th, 2014 at 22:03

    Знаете, с научной точки зрения все немного проще. 🙂 Никакого иномирья. Оно если и проявляется, то не по пьянке, а во время выхода из запоя. 🙂 А у пьяного просто засыпает все человеческое и активизируется животное начало. То есть, пьяный человек запросто мог бы на равных разговаривать со своей собакой, если бы та говорить умела. Вот где-то так. 🙂

    Андрей Reply:
    Январь 7th, 2014 at 22:12

    Алкоголь схож в чем то с наркотой. если вы меняетесь от спиртного то от наркоты эффект еще сильнее, все по нарастающей..

    Вот уж не знаю..У меня глубоко в мозгу заложена установка — не врать.Я по-пьяни могу такого наговорить,но это будет правдивая моя мысль,высказанная в витиеватых красивых фразах с использованием ненормативной лексики.Просто я многих думаю плохо даже в трезвом состоянии.В некотором смысле есть правда в этом выражении:Что у трезвого на уме,то у пьного на языке.Как много секретов,тайн можно выведать у пьяного человека.Да и сама могу рассказать чего-нибудь лишнее.

    Звук является переносчиком биологически активной информации.
    Такую информацию можно получить с крови, плаценты новорождённых
    или фотографий по нашей методике. С помощью определенных лазерных технологий,
    мы получаем особые звуковые спектры, которые используем как переводящие
    состояние человека от патологии к норме.
    Создаются звуковые программы — матрицы, которые являются квантовым отображением
    здорового состояния конкретного человека и корригируют отклонения от нормального,
    здорового состояния. Лечение волновой лечебной информацией осуществляется
    при помощи звуковых файлов.

    Подробная информация на сайте http://wavegenetics.org/
    Доктор биологических наук.
    Академик РАЕН и РАМТН,
    Гаряев П.П.

    Один музыкант из Киева, рассказывал мне про одного человека. — Не знаю кем он был: алкоголиком или пьяницей, но пил он всегда весело и феерично.
    — К примеру, — выступает какой то человек на первомайской демонстрации, а он может выкрикнуть. — «Смотрите! Да это же сущий тунеядец! Все про него знаю!» После этого вся толпа начинает выкрикивать примерно то же самое. И после, сочувствующие начинают ему наливать. 🙂
    — Или на юбилее какого то партийного босса, берется толкнуть речь. — «Юбиляра я знаю давно. Это честный и неподкупный человек! Это очень скромный человек. — Он уже 30 лет ходит в одном и том же костюме!.»…. После этого, сам юбиляр приходит в себя, на него оглядываются переспрашивая: — «это правда, что в одном костюме 30 лет?».. Короче, все заканчивается тем, что его под белые рученьки выводят. Однако, к тому времени, он уже успел вкусно покушать и как следует гульнуть.

    Вот так он перманентно и пил по юбилеям, свадьбам и поминкам совершенно чужих людей. — Это не бухать одному или по скайпу! Это «весело»! 😀

    Алик Reply:
    Март 2nd, 2015 at 18:50

    Привет. Можно полагать, дальнейшая судьба сего примечательного джентльмена доподлинно неизвестна. Но, смею предположить, что закончил он плохо… 🙂

    Mikael Reply:
    Март 6th, 2015 at 17:29

    @Алик, Вовсе не обязательно. 🙂 — Этого человека — лично не видел, но смею предположить, что это тип «артиста». — Для таких алкоголь, это не самоцель, а средство коммуникации.

    Еще когда учился в музыкальном училище, мы иногда захаживали в ближайшую пивную. Там, иногда появлялся очень колоритный человек, к которому прицепилось прозвище «Горький». — Он и в правду был похож на Максима Горького(картину портил синяк под глазом). 🙂 — Мы ему покупали пива, а он нам рассказывал интересные факты из истории, читал стихи и т. д….
    — Каково же было мое удивление, когда однажды, — будучи на гастролях в Туве, выступая в Кызыле на сцене местного, республиканского театра, — к нам за кулисы пришел этот самый «Максим Горький», — совершенно трезвый и, более того, — являющийся ведущим артистом этого театра(!). — Когда спросил его — не он ли, часом, — появлялся в той пивной, — он потупился, улыбнулся и сказал, — что это дело прошлое… Вот так бывает.

    Есть еще и арт-типажи, которые любят цепляться к знаменитостям и всюду находятся с ними. Подобный тип — хорошо прописан в фильме «Ширли Мырли». По моему у героя фильма даже имени нету, но он все время находился с дирижером Шнипперсоном.
    — Трудно сказать — к какой подгруппе относился тот киевский дядька…
    — Артисты, они и есть — артисты. 🙂

    Алик, нет. Тот был все время рядом с дирижером, с жабо вокруг шеи и кричал: «увезет црушница нашего Шнипперсона!». 🙂

    Как то, такого же: наподобие: — видел с Газмановым за кулисами. То есть эдакие люди — «хрен поймешь кто», но все время при знаменитостях. 🙂

    Алик Reply:
    Март 6th, 2015 at 18:49

    Думаю, это переодетые рептилоиды. Подозреваю, что в нашем правительстве таких каждый третий… 🙂

    Mikael Reply:
    Март 6th, 2015 at 21:09

    @Алик, У российской гос дуры — таких не меньше трется. Да и половина депутатов под подозрением.. 🙂

    день без алко подходит к концу все болит голова чугунная лежать уже устала стоять не могу пытала ь заснуть кажут фильмы ппц давление пью корвалол есть на ночь фенозепам дурочка еще сходила ща покурила руки задрожали мрак