Анализ стихотворения лермонтова "нищий". История создания и анализ стихотворения "нищий" лермонтова. Анализ стихотворения кратко

Стихотворение Нищий напишет в 1830 году. Это был период, когда поэт был безумно влюблен в Сушкову. Вот только избранница не отвечала ему взаимностью и насмехалась, называя ребенком. А ведь в то время Лермонтов был младше дамы своего сердца всего на два года. А тут еще и реальная встреча с нищим у Троицко-Сергиевской лавры, где поэт услышал историю, как вместо монет в кружку кто-то бросил нищему камни. Вот и возникает у Лермонтова идея сопоставить отвергнутого лирического героя с нищим, которого так жестоко осмеяли люди. Как раз именно Сушковой и посвящает свое стихотворение М.Ю. Лермонтов.

В нашем стихотворения стоит отметить, что по жанру это может быть как элегия, где чувствуются ноты печали, так и жалоба, в которой также видны черты притчи. В сюжете стиха автор сравнивает своего лирического героя с нищим. Тот стоял у врат обители, был исхудавшим и обессиленным. Он просил у прохожих хлеба, но кто-то вместо еды положил в протянутую руку камень. Вот так с протянутой рукой его герой выпрашивает любовь у своей избранницы. Она же не обращает внимание ни на слезы, ни на мольбы, ни на тоску в его глазах. Лишь насмехается над ним, тем самым обманывая лучшие чувства влюбленного героя.

В этом небольшом произведении автор затрагивает сразу несколько тем. Это и обман, в котором проявляется бесчеловечность. Люди жестоки по отношению к нищему и бесчувственна к лирическому герою его избранница, пренебрежительно относясь к чувствам влюбленного. Затронута здесь и тема любви, где герой открывает свои чувства, обнажает их не для того, чтобы получить в ответ лишь насмешку. Ведь в итоге он оказался похож на того самого нищего, что вымаливает ответные чувства у избранницы.

В своем стихотворении Лермонтов призывает к милосердию и просит дам забыть о своем высокомерии. Но ни в коем случае поэт не просит жалости, подменяя этим чувством истинную любовь. Нищий просит о малом: подобрать правильные слова для объяснений и не играть чувствами других людей, заставляя их страдать и разочаровываться.

Как жаль, что именно Гении, особенно тонко чувствующие всё, что происходит вокруг, и вынашивающие в себе боль за себя, друзей и родных, за Родину и мир в целом, вынуждены претерпевать ужасающие страдания - и как результат, рано погибать.

К сожалению, М.Ю. Лермонтов был как раз таким гением, который, светя другим, сгорал сам - и сгорел очень рано, не разменяв и четвёртый десяток. Он не познал в жизни большого счастья - и не познал истинной любви, разделённой, чистой и нежной, а ему, поэту, чья душа была особо чувствительна, любовь была необходима, будто воздух.

Современники запомнили поэта очень ранимым, временами слишком близко принимающим всё к своему чувственному сердечку. Этого мужчину даже называли неуравновешенным, так как его настроение могло меняться, будто погода в Англии - за считанные минуты.

Быть может, талантливого поэта запомнили бы по-другому. Может, он не стал бы «Луной» русской поэзии, как его называли в противовес «солнечному» А.С. Пушкину. Может, может, может…

Однако судьба круто обошлась с юным и трепетным Мишелем, как называли его самые близкие, в том числе и бабушка, фактически вырастившая поэта. Если бы не события его юности, Лермонтов не стал бы «певцом одиночества». В какой-то степени этому «поспособствовала» красавица Екатерина Сушкова, в которую был влюблён шестнадцатилетний Мишель. Однако Михаилу Юрьевичу, как и после В.В. Маяковскому, оказалось «полезно пострадать». Как и Маяковский, Лермонтов, помучившись, мог «написать хорошие стихи» (по выражению Л. Брик). Таким стихотворением стали три катрена под общим заголовком «Нищий» - едва ли не венец любовной лирики поэта.

Если у А.С. Пушкина женщина всегда оставалась прекрасной Музой, которую поэт обожествлял в своих стихотворениях, то Лермонтов своих Муз проклинал, поскольку они не приносили ему ничего, кроме боли и безумного разочарования - в себе, в женщинах, в жизни, в любви.

«Нищий» был написал в 1830 году, и этому предшествует весьма прозаическая история: как-то Лермонтову, посетившему вместе с детьми других знатных семей Троице-Сергиеву лавру, довелось услышать рассказ слепого бедняка, просившего подаяния. Старик рассказал, что другие господа «насмеялись» над ним и положили в его чашу для пожертвований горсть мелких камешков. Поэт был настолько шокирован и удручён этой историей, что вечером того же дня практически набело написал строки «Нищего». Чуть позже к стихотворению добавится последний, наиболее значимый катрен.

Любовная тема в этом произведении раскрывается с неожиданной для поэта-романтика стороны. «Байроновское» видение проблемы неразделённой любви усугубляется ощущением одиночества, неверия во взаимопонимание между людьми. Стихотворение проникнуто болезненным состоянием измученного чувствами лирического героя; в своих страданиях он практически дошёл до крайней линии, за которой - лишь презрение к любви в целом.

Несмотря на автобиографичность произведения, Лермонтов добивается высочайшего уровня обобщения, так что адресат этого послания остаётся для читателя загадкой до тех пор, пока не примется изучать биографию автора. Поэт соединил в этом стихотворении обращение не только к конкретной женщине, но ко всей плеяде жестоких и бесчувственных красавиц, неспособных разглядеть пылкие и искренние чувства. В «Нищем» Лермонтов буквально выворачивает душу наизнанку - и он не был готов делиться с читателем такими интимными переживаниями. Так что впервые произведение было опубликовано через три года после гибели талантливейшего классика.

«Нищий» композиционно разделяется на две неравные части. Первая из них состоит их двух катренов, сюжет которых полностью повторяет сценку, описанную Лермонтову просящим милостыню стариком.

Набожный поэт нарочно вводит в повествование евангельский мотив о сыне, просящем хлеба: так, во время Нагорной проповеди Иисус говорит о просящем, что получает: пророк спрашивает, найдётся ли среди горожан хоть кто-то, кто протянет камень сыну, что просит у отца хлеба. Второй катрен служит чётким ответом на этот вопрос - увы, ответом горьким и бездушным.

Такой представляется юному Мишелю и женская любовь: это чувство, полное обид, разочарований, жестокости и коварства; об этом свидетельствует последний катрен, бессюжетный, но наполненный ярчайшими чувственными образами. Если рассматривать стихотворение в контексте биографии его автора, то можно отметить, что Екатерина Сушкова, возлюбленная будущего классика, насмехалась над чувствами пылкого юноши и не принимала его всерьёз. Спустя много лет Лермонтов отомстит барышне за ту боль, что она ему причинила, и прилюдно унизит её, обвинив в глупости и бесчувственности. Он вернёт ей камень, положенный некогда в его протянутую в мольбе руку.

Интонационно стихотворение читается слегка замедленно, даже напевно, благодаря тому, что Лермонтов выбирает для его написания четырехстопный ямб с многочисленными пиррихиями. Он неслучайно вводит в текст слова книжной лексики: глад, иссохший и другие. Именно они позволяют создать особую одухотворённую картину несчастного бедняка, просящего лишь самого необходимого - хлеба.

Произведение построено на приёме развёрнутой метафоры. Евангельская картина сменяется вполне реалистичными мотивами отверженной любви. В произведении Михаил Юрьевич проводит параллель между двумя случаями чудовищного человеческого равнодушия: как нищий нуждается в хлебе, чтобы выжить, так и поэту необходима любовь. В последнем четверостишии прослеживается образ насмешки над «лучшими чувствами» лирического героя.

Особую выразительность, подчёркивающую смену настроения с элегического на обвинительное, придаёт третьему катрену повторение частицы «так». Благодаря ей гневная и в то же время обиженная речь звучит особенно выразительно и чувственно.

Несмотря на то, что строки «Нищего» проникнуты болью и разочарованием, особняком стоит мысль о ценности истинных, разделённых чувств. Лирический герой отрицает возможность насладиться любовью, однако не лишает этой возможности других.

Стихотворение «Нищий», пожалуй, можно назвать венцом любовной лирики М.Ю. Лермонтова и классическим образцом тематики любви в произведениях русской классической литературы. Поэт, обожествляя прекраснейшее из чувств, показывает, как больно разбиваются мечтания преданного и пылкого сердца о человеческую жестокость и коварство.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Нищий” изучается на уроках литературы в 9 классе. Полный и краткий анализ “Нищий” по плану вы найдёте в нашей статье. Эти знания помогут подготовится к уроку, сделать более глубокий анализ стихотворения, познакомится с идеей, историей создания произведения.

Краткий анализ

История создания – написано в 1830 году, посвящено Екатерине Сушковой, которую любил молодой поэт.

Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание.

Композиция – четыре строфы с чётким разделением лирического сюжета.

Жанр лирическое стихотворение с чертами притчи и элегии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “живая мука”.

Эпитеты “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами”.

Антитеза “хлеб” и “камень” .

История создания

Стихотворение написано в 1830 году. Это лето юный поэт проводил в подмосковном имении Середниково, где познакомился с красавицей Екатериной Сушковой. Шестнадцатилетний юноша был младше неё на два года, поэтому его знаки внимания не воспринимались всерьёз, девушка потешалась над его чувствами.

Как-то раз при посещении Троице-Сергиевой лавры Лермонтов услышал рассказ нищего, который сетовал на чёрствость молодёжи. Ему вместо подаяния шутники положили в чашу камни. Рассказ настолько впечатлил Лермонтова, что он в тот же день написал стихотворение “Нищий”, в котором провёл параллель со своими болезненными сердечными муками. Девушка оказала настолько сильное впечатление на молодого Лермонтова, что в течение долгих пяти лет его сердце разрывалось от безответной любви. Это были болезненные, мучительные отношения. У Лермонтова написан целый цикл стихов, называемый “сушковским”. К сожалению, издано оно было только после смерти поэта в журнале “Библиотека для чтения” в 1844 году.

Тема

Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание, отсутствие любви к ближнему, сопереживания. Поэт описывает случай, произошедший у ворот храма: в просящую руку нищего, незрячего, голодного человека кто-то положил камень. Таким камнем стало для молодого Лермонтова равнодушие возлюбленной на его мольбы и признания в любви. Камень в ответ на мольбы о подаянии символизирует обман, жестокосердие. Болезненные безответные чувства длиною в пять лет стали толчком к написанию молодым Лермонтовым цикла прекрасных стихов, проникнутых страстью, грустью и надеждой.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх четверостиший. Есть чёткое смысловое разделение на две части. Первые две строфы повествуют об истории голодного нищего, обманутого жестоким, бессердечным человеком; последняя строфа – сравнение личной трагедии поэта, безответной любви с символическим “камнем” – обманом, которым оказался ответ возлюбленной. По сути, стихотворение – развёрнутое сравнение человеческого равнодушия в общем и личном плане.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение. Оно имеет черты притчи: об этом говорит библейский мотив и поучительное символическое повествование. Есть в произведении и черты элегии, учитывая его эмоциональность, напевность и стихотворный размер и ритм. Последняя строфа напоминает послание, однако чёткого адресата не прослеживается. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Высокая лексика, используемая поэтом, придаёт звучанию торжественность, мелодичность, строгость. Вторая и третья строфа содержат анафору, которая придаёт мелодичность, оттенок безнадёжности, безысходности, сожаления об утраченном.

Средства выразительности

Эпитеты : “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами” делают лирическое повествование образным и живым. Метафора “живая мука” подчёркивает страдания лирического героя, его тягостные чувства, переживания. Можно проследить наличие скрытого развёрнутого сравнения в смысловом аспекте произведения: рука просящего нищего и душа лирического героя. Обманут просящий, стоящий у “ врат святых “, он получает камень вместо хлеба. Ожидания лирического героя, его чувства обмануты так же жестоко и бесчеловечно. Антонимами в данном контексте становится пара “камень – хлеб” , образуя яркую антитезу во второй строфе стихотворения.

Анафора – во второй строфе: “ И взор являл живую муку… И кто-то камень положил”…

В третьей строфе: “Так я молил твоей любви… Так чувства лучшие мои…”

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение было написано М.Ю. Лермонтовым в 1830 го­ду. В основе этого стихотворения лежит реальное событие, заме­ченное поэтом: он увидел, как молодежь бросала слепому нище­му камушки вместо подаяния. Бессердечие этого поступка глу­боко поразило Лермонтова. Барышня, в которую он был влюб­лен (Е. Сушкова), не отвечала ему взаимностью, была холодна, в определенном смысле жестока, и в душе его рождались горькие чувства. Так родилось стихотворение «Нищий».

В основе композиции стихотворения лежит сопоставление безнадежно влюбленного героя с нищим, которому бросают ка­мушки. Все лучшее, что есть в душе лирического героя, — лю­бовь, поклонение, восхищение, — все это попрано юной герои­ней. В ответ на молитву о любви он получает лишь обман, по­добно нищему. Лирический герой понимает, что счастье его не­сбыточно, он словно прощается со своей мечтой о любви.

Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Пер­вая часть — картина жизни бедняка, увиденная поэтом. Вторая часть — жизненная история лирического героя.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: анафору («И взор являл живую муку, И кго-то камень положил»), ряды однородных членов («От глада, жажды и страданья»), ин­версию («куска лишь хлеба он просил»), ассонанс («Стоял про­сящий подаянья»).

Лирическое стихотворение " Нищий" создано в 1830 году. Относится к " сушковскому " циклу.. Обращено к Екатерине Сушковой, которая смеялась над чувствами поэта Он ощущал себя брошенным никому не нужным, так как любовь его не была разделена. Лермонтов сравнивает себя с нищим, c которым познакомился в Троице - Сергиевой лавре. Молодые люди положили в его чашку камни вместо денег. ТЕМА. Одиночество среди людей. Это касается как нищего, так и автора шедевра. Основной ПРИЕМ - сравнение. Композиция. Стихотворение состоит из двух неравных частей. Первые восемь строк описывают историю нищего, используются эпитеты(он " иссохшийся", " едва живой от голода. Включена часть Нагорной проповеди Иисуса Христа,пример о сыне, который просит хлеб. Само действие происходит у ворот " обители святой ". Протянутая длань- это простодушие, камень - ложь. Последнее четверостишие, эпилог, - это метафора. Душа героя сопоставляется с протянутой рукой. Просящий о любви похож на нищего, только бедняку нужен хлеб, а лирическому герою - душевный отклик. Оба они ничего не получают. Повтор ("ТАК! " повторяется) и восклицательное предложение придают миниатюре особый пафос. Стихотворный размер: четырехстопный ямб. Рифмовка: перекрестная. Высокий " штиль ".(" взор", " врат "). Все это делает стихотворение напевным, заставляет читающих понять трагедию героя.Стихотворение - философское, поднимающее важные проблемы человеческих чувств и отношений.