Самый богатый человек в истории, о котором почти никто не знает. Слабый правитель маган i

Первые сведения о Гане восходят к IV в., однако своего расцвета она достигла в IX-XI в.

Есть несколько условных, но равнозначных названий в обозначении значительной части континента (с 20° с. ш. до 20° ю. пi., от последнего градуса до мыса Игольный) - Африка южнее Сахары, Тропическая и Южная Африка, «Черная Африка». В данных названиях регион, в свою очередь, Условно делится на Западную, Центральную, Восточную и Южную Африку.

Правители Ганы («гана»означает «военачальник», таков был титул правителей государства, впоследствии распространенный на страну в целом), опираясь на армию, насчитывавшую до 200 тысяч человек, распространили свою власть на обширную территорию, включавшую западные и центральные районы современной Республики Мали, а также запад и юго-запад современных Сенегала и Мавритании. Этническую основу государства составляли Сонинке, один из народов Мандинго.

Столица Ганы - город Кумби-Сале (на территории Мавритании) - была крупным центром караванной торговли солью, золотом и рабами с мусульманскими странами Северной Африки. Если до XI в. в стране преобладали различные местные религиозные верования, то после распространился ислам. Главным образом это было связано с вторжением в «империю» воинственных племен берберов. В1076 г. их вождь Абу Бекр захватил столицу Кумби и обложил побежденных данью. Глава государства и знать Ганы приняли ислам в надежде сохранить свое привилегированное положение. Под нажимом исламизированной правящей верхушки ислам стал быстро распространяться и среди подвластных государству племен - туку лери сонгай, сараколеи диула. Несмотря на определенные очаги сопротивления воздействию ислама, мусульманство быстро распространилось, и многие народы Западного Судана были исламизированы. Наиболее стойкое сопротивление оказали моей, которые так и не приняли эту веру, остались приверженцами собственных верований.

Наступил период междоусобиц. В 1240 г. Сундьята Кейта - глава одной из провинций Ганы, вождь народа малинке, - захватил власть и основал новое государство, ставшее второй великой державой суданского пояса, - Мали.

Во второй четверти XIII в. правители народа Мандинго, воспользовавшись ослаблением Ганы, воссоздали государство Мали, достигшее своего расцвета к первой половине XIV в. в период правления Мусы I (1312-1337) и его брата Сулеймана (1341-1360). Власть мансы (правителя) распространилась от районов, прилегавших к Атлантическому океану, до города Гао. В этот период в империи Мали отмечались стабильность центральной власти, а также обилие продовольствия и развитое ткацкое производство.

Основная масса населения Мали жила болыпесемейными общинами. Данная организация, с использованием пленников, посаженных на землю, сделалась главной формой складывания раннефеодальных отношений в государстве. Особое место в социальной структуре общества занимали замкнутые профессиональные касты. Каждая каста занималась определенным ремеслом, искусство которого передавалось по наследству. Касты ремесленников не были равноправными: на первом месте находились кузнецы, за ними следовали плотники и резчики по дереву, затем ткачи и т. д. Последнюю ступеньку иерархии занимали профессиональные певцы и рассказчики-гриоты. В свою очередь, весь класс ремесленников находился в более низком положении, чем земледельцы-общинники. Все возраставшую роль в жизни общества приобретали царская гвардия, создававшаяся из рабов. Ее командиры становились влиятельной частью общества.

Основу экономики государства Мали составляли земледелия и скотоводство. Важное место занимала караванная торговля со странами Северной Африки и Египтом. Основными статьями торговли служили золото и рабы, которые обменивались на соль и ремесленные изделия, производимые в Северной Африке. Мали приобрело известность поставщика золота из Западного Судана для всего Средиземноморья. На карте Африки XIV в. правитель Мали обозначался как «господин золота».Крупные торговые города - Дженне, Томбукту и Гао - одновременно играли и роль культурных центров. В них сложились мусульманские колонии, оказавшие заметное влияние на развитие Мали. Оживленный торговый и культурный обмен с мусульманскими странами на севере Африки способствовал дальнейшему распространению ислама в государстве. Паломничества правителей Мали в Мекку превращались в важнейшие политические акции, демонстрировавшие мощь и богатство империи Мали.

В 1321 г. манса Муса I совершил хадж в Мекку. Свиту царя составляли многочисленные придворные и рабы. Царь ехал верхом на коне, предшествуемый пятьюстами рабами, каждый из которых держал в руках золотой жезл. Сопровождавший царя караван вез сто тюков золота. Арабский историк аль-Омари, посетивший Каир через двенадцать лет после путешествия мансы, сообщает, что еще долго после этого хаджа там продолжали рассказывать о владыке Судана. По его словам, сказочная щедрость, с которой манса Муса раздавал золото народу, вызвала падение цен на этот Драгоценный металл.

С 70-х годов XIV в. начинается упадок государства. Борьба за власть, дворцовые усобицы, в которых решающую роль играла гвардия из рабов, непрерывные войны с соседними странами ослабляли военно-политическую мощь Мали. Одновременно набирали силу бывшие вассалы и данники империи, прежде всего правители Сонгаи и туарегские племана. В 30-х годах XV в. Мали теряет контроль над главными центрами торговли - городами Дженне и Томбукту, а во второй половине века и само попадает в вассальную зависимость от Сонгаи. Попытки правителей Мали хотя бы частично восстановить былое могущество после разгрома Сонгайской державы марокканцами (конец XVI в.) успеха не имели.

В XVII в. территория бывшей империи ограничивалась небольшим районом и управлялась членами царского клана Кейта, которые сохраняли власть в своем домене до второй половине XIX в.

Сонгайское княжество в пору своего образования и до установления собственной гегемонии в регионе располагалось в долине реки Нигер и находилось в вассальной зависимости от малийской «империи». Еще в VII в. сложилась первая династия правителей Сонгаи, носивших титул «дья»,а с конца XIII в. - титул «ши»или «сонни». В конце XI в. при «дья» Косой государственной религией в Сонгаи становится ислам.

Постепенное возвышение Сонгаи совпадает с периодом расцвета Мали. Зависимость от Мали длилась почти два века, вплоть до вступления на престол одного из выдающихся деятелей Сонгаи сонни Али. Основой экономики сонгайского княжества было земледелие. Достаточно развитыми были скотоводство и рыболовство. Значительную роль в хозяйственной жизни играла охота. Большая часть доходов правителей Сонгаи до конца XVI в. поступала от транссахарской торговли, главным образом от обмена соли на золото из южного Судана. Постепенно складывалась система феодальных отношений, переплетавшаяся с элементами рабовладельческого уклада и первобытнообщинного строя.

После вступления на престол сонни Али Бера, или Великого Али (1464-1492), Сонгаи расширяет границы своего княжества и превращается в державу. Аль захватил главные центры торговли между Северной и Западной Африкой. Нанеся тяжелое поражение правителю народа моей (1438), Али Бер более чем на столетие утвердил гегемонию Сонгаи в Западном Судане.

После смерти Али его сын и преемник сонни Бубакар Дао практически сразу был отстранен от власти (1493) бывшим военачальником отца Мухаммедом Туре, принявшего титул «аския» (царь). В период правления аскии ал-Хаджа Мухаммеда I (1493-1529) Сонгайская держава располагалась на огромной территории - от верховьев рек Сенегал и Гамбия на западе до пустыни Тенер на востоке, от соляных копей Тегаз-зы в северной Сахаре до стран хауса на юго-востоке.

При Мухаммеде I была упорядочена централизованная административно-политическая система, созданная еще Али Бе-ром, сформирована профессиональная армия, велись крупные ирригационные работы. Значительное развитие в городах, особенно в Томбукту, Дженне и Гао, ставшем столицей Сонгаи, получили ремесла и культура. Центром всей культурной жизни Сонгайской державы стал город Томбукту. Многие арабские ученые, врачи, архитекторы, бежавшие из Испании после изгнания мавров, были приглашены на службу царями Сонгаи. В высшем учебном заведении Санкоре наряду с Кораном и различными другими теологическими дисциплинами изучались юриспруденция, литература, история, география, математика, астрономия и другие науки. Наравне с Кайруаном, Каиром и Багдадом Томбукту в XVI в. был одним из крупнейших центров мусульманского просвещения.

Хотя расширение территории Сонгайской державы осуществлялось в целях сохранения контроля над транссахарской торговлей, роль последней как основного источника доходов сонгайской знати к концу XVI в. значительно уменьшилась. В период расцвета Сонгайской державы в начале XVI в. определяющую роль в социально-экономической жизни общества стали играть внутренние факторы.

Во второй половине XVI в. в результате закрепления на земельных участках рабов-военнопленных в зерновых районах государства и постепенного закабаления свободных сонгаев сложился класс феодально-зависимого крестьянства. На Другом полюсе сформировался единый господствующий класс, состоявший из двух сословий - военно-административной и духовно-купеческой аристократии. Оба сословия распоряжались крупной земельной собственностью. Основным источником доходов правящей верхушки сонгайского общества стала развитая в масштабах всего государства система эксплуатации зависимого неполноправного населения. К зависимым приравнивались также и рядовые воины.

В правление аскии Дауда (1549-1582) Сонгайская держава достигла наивысшего подъема. Однако после его смерти наступает постепенный закат «империи». Внутридинастическая борьба за власть, межэтнические междоусобицы, восстания социальных низов подрывали устои державы. Ослаблением Сонгаи воспользовались султаны Марокко, которых давно привлекали богатства этой страны, и в частности крупные залежи каменной соли в Тегазза, которая вывозилась во многие страны. В 1591 г. экспедиционный корпус султана Марокко Мулая Ахмеда ал-Мансура разгромил сонгайскую армию, захватил столицу и другие крупные города. Государство аскиев распалось. На некогда обширной территории Сонгайской державы (около 3 млн кв. км) возникло несколько мелких государств и среди них - Сонгай-ское княжество Денди, которое сохраняло свою независимость до 70-х годов XVII в. и затем пало под ударами туарегов. В Томбукту же сонгайские правители сохраняли свою власть вплоть до середины XVIII в.

С падением державы Сонгаи заканчивается период объединения большей части Западного Судана под одной верховной властью. После уничтожения армии сонгайских аскиев и разграбления больших городов долины Нигера единство внутреннего Судана уже не восстанавливалось. С этого времени в истории народов Западного Судана большую роль начинают играть народы Фульбе.

Судьба Сонгаи, а в равной мере Мали и Ганы, напоминает судьбы тех временных и непрочных военно-административных объединений, которые возникали в результате завоеваний и скоро погибали в результате поражения.

Государства Фульбе

Фульбе («рассеянные», «распыленные») - народ, представленный в 12-ти современных странах Западной Африки. В XI-XV вв. Фульбе широко расселились в Западном Судане.

Своей родиной Фульбе считают Фута-Торо (на территории современной Гвинеи). Издавна занимаясь разведением крупного рогатого скота, Фульбе кочевали и в степях севернее Сенегала, и на востоке в странах Моси, и далее к озеру Чад.

В XVII-XIX вв. Фульбе были одним из наиболее активных и могущественных народов Западного Судана, создавшим в различных его районах государства Фута-Джаллон, Фута-Торо, Масина, Сокото, Адамауа, просуществовавшие вплоть до эпохи колониальных захватов. Наиболее значительным из них было государство Фульбе на Фута-Джаллоне.

В 20-х годах XVIII в. исламизированная знать Фульбе начала войну против старых хозяев края - диалонке, а также Фульбе-анимистов. Она завершилась созданием на Фута-Джаллоне раннефеодального теократического государства. Фульбская знать, захватившая в свои руки огромные земельные владения, стала играть здесь роль господствующего класса. Завоевание осуществлялось под знаменем джихада против языческого населения области.

Созданное государство управлялось альмами (имамами), сосредоточившими в своих руках и светскую, и религиозную власть. При альмами существовал совет старейшин. Власть альмами до 1725 г. распространялась только на области Фута-Джаллона. В 1776 г. все страны горного района Фута-Джал-лона, Фута-Торо и долина реки Сенегал были объединены в один имамат. Во главе его встал вождь одного из племен Фульбе Абд аль-Кадир, объявивший себя имамом. Страна была разделена на провинции, получившие название мисиде(«мечети»). Во главе мисиде стояли старейшины родов Фульбе, живших в данном районе. Власть альмами была ограничена верховным советом, состоявшим из представителей всех мисиде. Общественный строй имел патриархально-феодальный характер. Местное население - волоф, серери Мандинго- обязано было работать на знать Фульбе. В услужении У фульбской знати были их соплеменники-бедняки. Прежний родовой строй Фульбе, с его счетом родства по «хижинам» и «дверям», т. е. по родам, исчез, так как представители одного рода теперь жили в разных мисиде и подчинялись не родоначальникам, а ставленникам имама. Такой порядок просуществовал до конца XIX в. В вассальной, даннической зависимости от правителей фута-джаллонского государства оказались многие «королевства» народов Гвинейского залива.

В социальном отношении фута-джаллонское общество состояло из двух основных групп. Одну составляли «свободные люди», включающие правящую элиту, рядовых Фульбе и диалонке-мусульман. Другую - люди, находившиеся в сервильной зависимости. В отдельные периоды их было до половины всего населения страны. Они были представлены рабами, крепостными и полукрепостными. Все они принадлежали к коренным народам Фута-Джаллона и близлежащих областей. В зависимом положении находились члены ремесленных каст: кожевники, ткачи, красильщики, гончары, кузнецы, гриоты (музыканты, певцы, сказители).

В средней дельте Нигера после падения сонгайской державы и недолгого господства марокканских пашей возникло новое самостоятельное государство. В 1810 г. область между Сенегалом и Томбукту была объединена шейхом Ахмаду, Фульбе по происхождению. Он объявил себя посланцем пророка, призванным установить новый порядок. Опираясь на зажиточных горожан Дженне и других городов области, он организовал военные отряды и покорил весь регион средней дельты Нигера.

В государстве Ахмаду сложились типично феодально-теократические отношения. Все местное население, крестьяне-тубри (лично свободные) и не исповедовавшие ислам, были обязаны работать на полях шейху и его приближенным. Кроме тубри существовал еще значительный класс рабов, называемых на языке Фульбе римайбе. Они являлись собственностью либо феодальной верхушки, либо государства. Государственные рабы находились в ведении казначейства - бейт-аль-маль. В соответствии с положениями ислама все население было обязано платить десятину с ежегодного урожая и харадж(на местном диалекте - крадъе),т. е. земельную подать. Кроме того, с населения взимались особые налоги на военные нужды, налоги с рабовладельцев по числу рабов, налоги с доходов от торговли и т. п.




Пока в XIV веке Европе сотрясалась от междоусобных войн, нападений турок и черной чумы, в Западной Африке процветала империя Мали . Тогдашний правитель манса Муса имел состояние, которое сделало его самым богатым человеком всех времен и народов.




Манса Муса стал известен всему миру, благодаря хаджу (паломничеству) в Мекку, который он совершил в период между 1324-1325 гг. Через пустыню шел караван, состоящий из 10 тысяч солдат, 30 тысяч гражданских лиц, 12 тысяч рабов и 500 глашатаями, сообщающими о приближении царя. Естественно такой огромный караван требовал немалого содержания, поэтому, согласно историческим хроникам, с собой в путь манса Муса взял более 12000 кг золота и ни в чем себе не отказывал.



Пересекая Сахару, правитель каждый день имел у себя на столе свежеприготовленную рыбу и овощи. Их подвозили гонцы. К тому же исполнялись все причуды жены Мусы. Однажды Ниериба Конде пожелала искупаться в бассейне. 8700 рабов тут же стали рыть песок, и на утро царица и 500 девушек из ее свиты уже плескались в бассейне, наполненном водой из бурдюков.



Паломничество манса Мусы продолжалось около года. В каждом городе, который правитель проезжал в пятницу, он приказывал строить мечеть. Муса раздавал золото беднякам, покупал товары за непомерно высокие цены. От этого в крупных городах Каире, Медине и Мекке на последующие 10 лет произошла девальвация золота. На обратном пути домой манса Муса заимствовал золото в крупных размерах и под большие проценты. Это единственный случай в истории, когда один человек регулировал цены на золото.



Основным средством пополнения казны государства Мали в то время были добыча золота и соли. К счастью, правитель заботился не только о себе, но и благополучии своего народа. Во время своего правления манса Муса привел государство к процветанию. Повсюду строились мечети, был создан крупный университет, библиотека. Правитель был терпим к тем, кто не принимал ислам и поклонялся языческим богам. Это еще одна немаловажная причина стабильности государства.



Правление манса Мусы называют «золотым веком» для Мали. По исследованиям 2012 года манса Муса занял первое место среди 25 самых состоятельных людей в истории, опередив Рокфеллера и Ротшильдов. Его состояние оценили в 400 млрд. американских долларов.
К сожалению, так сложилось, что в Африка видела больше жестоких правителей, чем лояльных и мудрых. В XX веке в Центральноафриканской республике правил

Забудьте о Рокфеллерах, Ротшильдах и Гейтсах. По сравнению с Манса Мусой I они — настоящие бедняки.

Манса Муса I являлся правителем средневекового государства Мали, в начале 14 века н.э. располагавшегося на территории современных Гвинеи, Мали, Мавритании, Сенегала и Нигера. Выгодное местоположение государства позволяло ему зарабатывать огромные деньги на транзите и перепродаже европейским и арабским странам сахара, специй, золота и слоновьей кости. Пока в Средневековой Европе царили междоусобицы, а эпидемии опустошали целые города и деревни, находящаяся в тени истории страна накапливала баснословные богатства.



Империя Мали в начале 14 века на современной карте Африки | Google Maps

Муса I взошел на престол Мали в 1312 году (по другим данным - в 1307 году) и получил титул Манса, который переводится как «верховный правитель». Золото, рекой льющееся в государственную казну, не могло не повлиять на характер Манса Мусы, который с детства привык к роскошной жизни. Историки и дипломаты, посещавшие Мали в те времена, восхищались богатством столицы - великолепного города Тимбукту, где по приказу Мусы было возведено несколько величественных мечетей и дворец правителя, крыши которых были покрыты чистым золотом.

Но наиболее ярко хронисты описали паломничество Манса Мусы I в Мекку. Будучи мусульманином, Муса решил во что бы то ни стало посетить священный город, расположенный на расстоянии 6500 километров от его дворца. Поход начался в 1324 году с подобающей Мусе роскошью: правитель Мали взял в качестве свиты 80 000 человек, которые несли шелковые одеяния для правителя и его наложниц, изысканные яства и, конечно же, золото… Много золота. Окруженный тысячами подданных, Манса Муса восседал на великолепном жеребце и изумлял зевак своим беспримерным богатством. Чужеземные города, через которые проезжал Муса, щедро осыпались золотом и драгоценными камнями. Популярна версия, что своими пожертвованиями простым людям, встречающимся на его пути, Манса Муса I ввергал в хаос экономики многих пролегавших на его пути стран - они просто не выдерживали неожиданный приток огромного количества золота, что создавало дисбаланс в покупательной способности населения.

Паломничество в Мекку, продолжавшееся почти 2 года, сделало Манса Мусу I знаменитым на весь мир. Множество мыслителей, ученых и купцов потянулись в удивительную далекую страну Мали.

Интересно, что Манса Муса I, несмотря на всю любовь к роскоши и единоличную власть, которые, казалось бы, должны были сделать из него типичного восточного деспота-диктатора, был дальновидным и мудрым политиком. Мали достигло при нем пика своего культурного и экономического развития, а налаженная Мусой экономика позволила просуществовать стране еще не один десяток лет после его смерти в 1337 году.

Трудно подсчитать, каким количеством богатств владел правитель Мали. Однако эксперты издания Celebrity Net Worth, изучавшие данный вопрос, утверждают, что если рассчитывать состояния богатейших людей за всю историю в ценах 2012 года, то Манса Муса является безусловным лидером. Считается, что по нынешним меркам его состояние составляло бы 400 миллиардов долларов США, что ставит его на первое место в списке самых богатых людей за всю историю.

В 1324 г. (724 г. хиджры) король, или император Мали, страны в Черной Африке, в верховьях Нигера, пересек Сахару и прибыл в Каир, совершая паломничество в Мекку. На языке Мали - «малинке» - mansa означает «король», Муса (трансформированное Моисей) - мусульманское имя.

Он не первый правитель Мали, совершающий паломничество в Мекку; по крайней мере два, может быть три его предшественника побывали там.

Но паломничество Мансы Мусы произвело сенсацию. Его сопровождала многочисленная свита. Арабские хронисты, которые, вероятно, несколько преувеличивают, говорят о 12 000 или даже 14 000 рабынь, одетых в бархат и йеменские шелка, которые несли багаж. Представьте себе трудности, с которыми столкнулся этот кортеж при переходе через пустыню. Но главное - он привез с собой то, что составляло богатство и славу его страны: 100 вьюков (80 по другому источнику) золотого песка, причем каждый вьюк был весом в три центнера.

Прибыв в Каир, он сделал султану подарок ценой в | 50 000 динаров… Чтобы не оставаться в долгу, последний отдарил его дворцом, лошадьми и верблюдами, а также предоставил эскорт для продолжения путешествия. Говорили, что он раздал так много золота, что цена на него в Каире упала…

Манса Муса, выполнив свой религиозный долг, заблудился в пустыне Хиджаг, где на него напали бедуины. Но все же ему удалось вернуться в Каир. Он так растратил свои сокровища, что, чтобы совершить обратный путь, ему пришлось взять взаймы у купцов 50 000 динаров и продать подаренный дворец.

Когда в 1339 г. еврей с Мальорки А. Дульсер создал одну из первых карт, называемых «портуланами», он на ней поместил Мали и короля Мансу Мусу с отметкой о его золотом богатстве. Собрат предыдущего Абрахам Крескес в 1375 г. перекопировал карту на свой атлас. По их примеру на многочисленных картах конца средневековья помещают имя короля Мали, здесь его называют Гонго Муса (испорченное Канку Муса; Канку было именем его матери, так как в Мали того времени человека обычно называли по имени матери).

Арабы были изгнаны с Мальорки, острова в Балеарском архипелаге, в 1287 г., но еврейские общины там оставались и поддерживали связи с подобными общинами в Северной Африке. Они имели точные сведения о торговых потоках и путях, пересекавших Сахару, благодаря своему посредничеству в торговле.

Первые сведения об Африке южнее Сахары

Арабский мир, и в частности Северная Африка, поддерживал торговые и дипломатические сношения со странами, расположенными на южной окраине Сахары, где начинался Bled es-Soudan (страна чернокожих). Этот регион образно называли и зовут Сахелем (по-арабски «берег»: для караванов, пересекавших Сахару, он был тем же, чем берег для моряков, которые пересекли море).

Что бы ни говорили, древние греки и римляне не знали Черную Африку (за исключением восточной части, вдоль долины Нила). Их географические познания не шли далее северных окраин Сахары. Использование верблюдов для передвижения и для войн получило распространение лишь в Поздней Римской империи, слишком занятой обороной от варварских нашествий, чтобы думать о военных экспедициях на юг. Рассказы путешественников ограничиваются описанием оазисов Сахары. На востоке некий центурион Нерона достиг болот Бахр аль-Газаля.

Что касается морских путешествий, то фантастические рассказы о «периплах» (морских переходах) к атлантическому берегу, подобно тому, что приписывается карфагенянину Ганнону, следует считать выдумкой. Используемые до XV в. морские суда не позволяли двигаться «против ветра». Берега же Западной Сахары весь год обдувают северо-восточные пассаты, ветры исключительной силы. Так что если бы корабли достигли этих мест, то они бы никогда не вернулись назад. Следовательно, как древние, так и арабы в их морских плаваниях не удалялись южнее берегов Марокко и Канарских островов (известных древним и вновь открытых в средние века).

Зато с VII в. арабы, только что завоевавшие Северную Африку, на верблюдах пересекают Сахару, добираясь на востоке до оазиса Кауар, а на западе - до Ганы, «страны золота».

Развивается транссахарская торговля: с севера везли товары арабского мира (ткани, затем рукописи) и соль из Сахары, а с юга - главным образом золотой песок.

Первым посредником в этой торговле станет Гана, или Уагаду, столица которой Кумби Сале найдена и стала объектом археологических раскопок. Король Ганы (этим словом арабы называли и страну, и ее столицу, а также, по-видимому, оно было титулом правителя) контролировал торговлю золотом и взимал с него налог. Золото добывали крестьяне, которые в сухой сезон рыли ямы и галереи и из добытой породы вымывали золотой песок. Королю принадлежали найденные самородки, так как они считались проклятыми, но магико-религиозное могущество короля позволяло ему присваивать их без последствий.

С XIII в. место Ганы заняло Мали, с XV в. - королевство Гао.

Ислам в Черной Африке

Ислам занесли арабские и магребинские торговцы: В Кумби Сале существовал королевский квартал, а поодаль от него - мусульманский, с мечетями; в нем проживали иностранные купцы. Гана была исламизирована в конце XI в.

Религиозное движение Альморавидов, зародившись у берегов современной Мавритании, вышло за пределы района Нижнего Сенегала. Его сторонники отправились на завоевание Запада Сахары, потом Марокко и наконец Испании. Принятие Ганой ислама вызвано, несомненно, этим движением.

Мали, основатель которого Сундиата Кейта жил в начале XIII в., был довольно быстро исламизирован, по крайней мере двор, о чем свидетельствуют паломничества королей. Королевство Гао также довольно рано было исламизировано: находят королевские намогильные камни с арабскими надписями, датированными XII и XIII вв. Мрамор для этих памятников привозили из Алмерии (Испания).

Масса населения оставалась языческой, а правители-мусульмане не прикладывали никаких усилий, чтобы исламизировать своих подданных, так как магико-религиозная сила, на которой покоилась королевская власть, зависела от языческих верований…

Каравелла против каравана

Португальцам, усовершенствовавшим навигационную технику, удалось исследовать западные берега Африки в XV в. Их морские открытия изменили направление торговых потоков.

Отныне золотой песок направляется к портам Атлантики, поэтому транссахарская караванная торговля приходит в упадок.

В конце XVI в. султан Марокко, для того чтобы установить контроль над источниками золота, которое все средневековье шло на чеканку монет в арабском мире, отправил свое войско через Сахару. Благодаря наличию огнестрельного оружия оно разгромило империю Гао и усадило в Томбукту, большом торговом городе Сахеля, пашу, подчиненного султану Марокко. Но это уже другая история…

Примечания:

В книге С. Крамера, откуда заимствован этот абзац, далее со слов древнего историка рассказывается о благодеяниях Урукагины: «Он отозвал смотрителей над лодочниками. Он отозвал смотрителей над крупным и мелким скотом. Он отозвал смотрителей над рыбными угодьями. Он отозвал сборщиков серебра, которые взимали плату за стрижку белых овец… И по всей стране, от края до края, не осталось ни одного сборщика налогов» (С. Крамер. История начинается в Шумере. М., 1991. С. 58–59).

Приведенные выше рассказы о паломничестве в Мекку правителя Мали взяты автором из книг арабских историков и из средневековых суданских хроник (См.: Суданские хроники. М. 1984. С. 40, 153). Эти источники изучил французский историк Ж. Девис, который рассчитал, что караван из Мали вез около 12 тонн золота (С. С. Новиков, Д. П. Урсу. История Мали в новое и новейшее время. М. 1994. С. 19).

А. С. Марфунин в своей замечательной книге «История золота» много пишет о золотом богатстве стран Западного Судана (Ганы, Мали, Гао). Так, первые флорентийские золотые монеты чеканились с 1252 г. из золота Ганы (это определили по химическому анализу). Из этого же благородного металла производились монеты Венеции и Франции.

Когда марокканское войско в 1580 г. разгромило империю Гао, то оно захватило добычу в 135 кинталов (425 кг) золота. На Томбукту была наложена ежегодная дань в 60 кинталов (189 кг) золота (А. С. Марфунин. История золота. М. 1986. С. 37, 107–108, 118).

Африканский верховный правитель Муса Кейта I считается самым богатым человеком всех времен и народов - богаче, чем можно себе представить.

В XIV веке он правил империей Мали с богатейшими природными ресурсами, среди которых первое место занимало золото.

Муса Кейта I пришел к власти в 1312 году. При коронации ему присвоили титул мансы, то есть верховного правителя. В те далекие времена большая часть Европы голодала и погрязла в пучине гражданских войн, однако многие африканские царства были на вершине своего могущества.

За время правления манса Муса значительно увеличил границы своей империи. Он присоединил город Тимбукту и восстановил власть над Гао. Его владения простирались более чем на три тысячи километров.

На этих просторах сейчас полностью или частично находятся Мавритания, Сенегал, Гамбия, Гвинея, Буркина-Фасо, Мали, Нигер, Нигерия и Чад.

Остальной мир смог приблизительно оценить размер огромного состояния мансы в 1324 году, когда он совершил паломничество в Мекку, проехав около шести тысяч километров. Хадж был далеко не дешевым мероприятием.

Караван мансы Мусы простирался за горизонт. Летописцы описывают десятки тысяч солдат, гражданских лиц и рабов, а также множество верблюдов и лошадей, перевозящих огромное количество золотых слитков.

Во время остановки в Каире он потратил столько золота и пожертвовал так много денег беднякам, что вызвал огромную инфляцию! Городу потребовались годы, чтобы полностью восстановиться от валютного кризиса.

Благодаря этому экстравагантному путешествию манса Муса оказался на карте.

В 1375 году его изобразили на Каталонском атласе - одной из самых важных мировых карт средневековой Европы.

При этом материальные богатства не были единственной заботой короля. Будучи истинным мусульманином, он проявил особый интерес к городу Тимбукту, урбанизировав его путем строительства школ, мечетей и крупного университета.

Он также построил легендарную Джингереберскую соборную мечеть в Тимбукту, которая сохранилась до сих пор.

Манса Муса умер в 1337 году, его царствование продолжалось 25 лет. Богатое наследие мансы сохранялось в течение нескольких поколений. Но и по сей день остались мавзолеи, библиотеки и мечети - безмолвные свидетели золотого века в истории Мали.