Правописание наречий. Особенности правописания о а на конце наречий

Гласные а и о на конце наречий

Наречия с приставками в-, за-, на-, имеют на конце букву о , а наречия такого же происхождения с приставками до-, из-, с- имеют на конце букву а . Например: вправо, засветло, накрепко; досыта, изредка, снова .

Такие наречия образованы от прилагательных приставочно-суффиксальным способом, и их нужно отличать от наречий, имеющих такие же приставки, но образованных суффиксальным способом: изустно (изустный), дословно (дословный), исправно (исправный) .

Наречия на шипящую

На конце наречий после шипящих пишется ь.

Например: наотмашь, настежь, прочь. Исключения: уж, замуж, невтерпеж .

Всего в русском языке существует 9 наречий на это правило : настежь, напрочь, сплошь, прочь, невмочь, наотмашь, навзничь, вскачь, точь-в-точь. Можете просто выучить эти слова. Но если добавится какое-то новое слово с шипящим на конце, оно должно будет писаться по приведённому правилу.

Не и ни в местоименных отрицательных наречиях

В отрицательных наречиях под ударением пишется не , без ударения - ни, в обоих случаях это приставки и пишутся они слитно: негде, нигде, некуда, никуда, некогда, никогда, неоткуда, ниоткуда, никак, нисколько, нипочем, незачем (бесцельно); также нимало, ничуть.

Например: не"когда заниматься пустяками – никогда" не занимался пустяками; летом не"где было играть – дети нигде" не играли; не"откуда ждать известий – ниотку"да не приходили известия. Смотри также Употребление частицы НЕ и Употребление частицы НИ

Буквы н и нн в наречиях

Слитное написание наречий

1. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов с наречием, например: донельзя, навсегда, насквозь, позавчера, извне, навряд ли, послезавтра .

Примечание 1. От таких наречий следует отличать раздельно пишущиеся сочетания предлогов с неизменяемыми словами, употребляемыми в этих случаях в значении существительных. Ср.: Назавтра больной почувствовал себя лучше (почувствовал когда?, в значении наречия). - Заседание назначено на завтра (назначено на какое время? на когда?, в значении существительного).

2. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными, например: вдвое, втрое, вчетверо, надвое (но: по двое), натрое (но: по трое, также по одному ).

3. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов с краткими прилагательными, например: влево, задолго, намертво, докрасна, издавна, справа, подолгу, попусту, неподалеку .

Примечание. Различается слитное написание некоторых наречий этого типа и раздельное написание предложно-именных сочетаний. Ср.: Народу помногу ежедневно здесь бывает. - Он не бывает здесь по многу месяцев (наличие управляемого слова).

4. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными и местоимениями, например: вплотную (подойти), врассыпную (броситься), вручную (сделать), вслепую (бродить), втёмную (играть), вчистую (получить отставку), вничью (сыграть), вовсю (размахнуться), напропалую, наудалую, наверное, впервые.

Примечание. Пишутся раздельно наречия этого типа, составленные из предлога в и прилагательного, начинающегося с гласной, например: в открытую, в общем .

5. Слитно пишутся наречия, образованные соединением предлогов с существительными, например: вперед, сбоку, подчас, воочию, встарь, взапуски, наугад, вдобавок, наоборот, поневоле, всмятку, вприсядку .

К наречиям этого типа принадлежат:

а) Слова с различными наречными значениями, имеющие в своем составе такие существительные или такие именные формы, которые в современном литературном языке не употребляются: вблизи, вдоволь, вдогонку, вдребезги, взаймы, взамен, взаперти, взапуски, взасос, взашей, вкось, вкривь, внаймы, внутри, внутрь, воочию, восвояси, вперевалку, вперегонки, впереди, вперемежку, вперемешку, вплавь, вповалку, впопыхах, вприглядку, впроголодь, впросак, впросонках, вразвалку, врасплох, врозь, всерьез, вскачь, вскользь, всмятку, встарь, втихомолку, второпях, втридорога, вчуже, дотла, замуж (от старой формы вин. пад.), запанибрата, изнутри, искони, исповедь, исподлобья, исподтишка, испокон, ucnoлу, исстари, набекрень, наперекор, навзничь, навзрыд, навыворот, назади, наземь, наизусть, наискосок, наискось, наобум, наотмашь, наперегонки, наперекор, наперерез, наперечет, наповал, напрямик, нарасхват, наружу, насмарку, настежь, настороже, натощак, наугад, наутек, начеку, наяву, невдомек, невзначай, невмоготу, невпопад, оземь, поделом, позади, понаслышке, пooдаль, поперек, пополам, пополудни, сдуру, сзади, снаружи, спозаранку, спросонок, спросонья, чересчур и т. п .

б) Слова с различными наречными значениями, если между предлогом (приставкой) и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определяющее прилагательное, местоимение, числительное или если к существительному не может быть поставлен падежный вопрос: вдобавок, вброд, влет, вволю, вволюшку (наесться), взатяжку (курить), вконец (измучиться), вместе, вмиг, внакидку (носить пальто), внакладе, вновь, воистину, вокруг, вослед, вперебой, вперегиб, вплоть, впору (костюм), вовремя (приехать), впоследствии, вполовину, вправду, вправе (поступить так), впрок, вразбивку, вразброд, вразнобой, вразрез, вразрядку, врастяжку, вряд ли, вскорости, вслух, всухомятку, втайне, въявь, задаром, замужем, зараз, кряду, кстати, набок (надеть шляпу), навстречу, навыкат, навылет, навынос, навыпуск, навырез, навытяжку, наголову (разбить), назло, назубок (выучить), наизнанку, накануне, наконец, налицо, наоборот, наотрез, наперебой, наперевес, наполовину, наперерыв, наперехват, напоказ, напоследок, например, напрокат, напролет, напролом, нараспашку, нараспев, наряду, насилу, насмерть (стоять; но: не на жизнь, а на смерть), наудачу, наутро (вернуться), начистоту, невмочь, обок (жить), отроду, отчасти, побоку, подряд, подчас, поневоле, поодиночке, поутру, сбоку, слишком, сплеча (рубить), сразу, сроду, сряду .

Примечание 1 . Многие из указанных слов в зависимости от контекста (наличия пояснительных слов) и значения выступают в качестве сочетания предлога с существительным и пишутся раздельно. Ср.: перейти вброд - вступить в брод; быть вправду (на самом деле) счастливым - верить в правду; вправе действовать именно так - не сомневаться в праве поступать так; разбить наголову - надеть на голову; действовать втайне (тайно) - хранить в тайне (в секрете); выучить назубок - подарить на зубок; сделать назло - жаловаться на зло и несправедливость; говорить врастяжку (растягивая слова) - отдать сапоги в растяжку (ср.: в повторную растяжку), склониться набок - повернуться на бок (ср.: на правый бок), сбоку припека - с боку на бок; жить обок - жить бок о бок; стоять насмерть - идти на смерть; вернуться наутро (утром) - перенести на утро; не видеть отроду - тридцать лет от роду; слишком много - три метра с лишком; вразрез с чужим мнением - попасть в разрез на руке.

в) Слова с пространственным и временным значением, имеющие в своем составе существительные верх, низ, перед, зад, высь, даль, век, начало, несмотря на возможность постановки перед некоторыми из них определяющего слова: вверх, вверху, кверху, доверху, наверх, сверху; вниз, внизу, книзу, донизу, снизу; вперед, наперед; назад; ввысь; вдаль, вдали, издали; ввек, вовек, вовеки, навек, навеки; вначале, сначала; но при наличии пояснительных слов к соответствующим существительным указанные слова пишутся раздельно, например: на верх горы, в высь поднебесную, в даль степей, в дали голубой, во веки веков, на веки вечные, в начале жизни, с начала учебного года .

Примечание 1 . Возможность вставки определяющего слова (ср.: вверх - в самый верх) не обозначает их раздельного написания. Раздельно эти слова пишутся только при наличии в самом предложении пояснительного слова к указанным существительным или по смыслу контекста, например: к низу платья, в глубь океана, в даль туманную, в начале осени, во веки веков, на веки вечные, повторить урок с начала (т.е. «от начала», а не «сперва» ). Ср.: Науку изучают с азов, дружбу берегут с начала (пословица). Но: Нужно начать все сначала (в значении «заново, опять, еще раз»).

Примечание 2. Многие из приведенных в данном пункте слов могут употребляться в функции предлогов при управляемом существительном, и в этих случаях сохраняется слитное написание, например: Внизу двери виден был свет (т.е. свет шел из-под двери, а не освещал низ двери). Вверху письма стояла дата (воспринимается значение наречного предлога, а не предметное значение «верх письма»). Ср. также: быть наверху блаженства, чувствовать себя наверху благополучия (с переносным значением слова наверху), остановиться посередине дороги и т.д.

6. Слитно пишутся многие наречия профессионального характера и разговорного стиля с приставкой в- и конечным слогом -ку, например: вдогонку, взатяжку, внакатку, внакидку, внакладку, вперебежку, вперебивку, вперевалку, вперевертку, вперегонку, вперемежку, вперемешку, вповалку, вподборку, впригвоздку, впригибку, вприглядку, впридрайку, вприжимку, вприкатку, вприклейку, вприключку, вприковку, вприкормку, вприкрышку, вприкуску, вприпрыжку, вприрезку, вприскочку, впристружку, вприсядку, впритворку, впритирку, впритычку, вприхватку, вприхлебку, вприхрустку, вприщурку, вразбивку, вразброску, вразвалку, вразмашку, вразрядку, враскачку, враскрутку, враструску .

Пишутся раздельно: в насмешку, в рассрочку ; также в диковинку (другого образования) и разные сочетания, в которых существительное начинается с гласной буквы (в обтяжку и др.).

Дефисное написание наречий

1. Пишутся через дефис наречия с приставкой по- оканчивающиеся на -ому, -ему, -ки, -ни, -ьи, например: работать по-новому, пусть будет по-вашему, советовать по-дружески, говорить по-французски, хитрить по-лисьи; по-видимому, пo-пустому, по-прежнему, а также пo-латыни.

Примечание 1. Приставка по- пишется слитно, если в состав наречия входит краткое прилагательное на у (подолгу, помаленьку), с суффиксом -еньку, -оньку (помаленьку, потихоньку) или сравнительная степень (побольше, почаще).

Примечание 2. В наречиях с приставкой по-, образованных от сложных прилагательных с дефисным написанием, дефис пишется только после приставки, например: по-социалдемократически, по-унтерофицерски.

Постарайтесь не перепутать наречие и прилагательное. Сравните: оделся по-осеннему. По осеннему льду ходить опасно.

2. Пишутся через дефис наречия на -ых, -их с приставкой в- (во-), образованные от порядковых числительных, например: во-первых, в-четвертых, в-седьмых, в-последних (последнее написание – по аналогии с такими, как предыдущие).

3. Пишутся через дефис неопределенные наречия с частицами -то, -либо, -нибудь, кое-, -таки, например: когда-то, откуда-либо, как-нибудь, кое-где, все-таки .

4. Пишутся через дефис наречия, образованные повторением того же самого слова или той же основы, а также сочетанием двух синонимических или связанных по ассоциации слов.

Вот наиболее полный список этих слов:

шиворот-навыворот, полным-полно, светлым-светло, любо-дорого, волей-неволей, сильно-сильно, всего-навсего, худо-бедно, мало-мальски, давным-давно, точь-в-точь, еле-еле, едва-едва, крест-накрест, подобру-поздорову, как-никак, чуть-чуть, туго-натуго, мало-помалу, не сегодня-завтра, шито-крыто, с бухты-барахты, тихо-смирно

5. Пишется через дефис технический термин на-гора .

Раздельное написание наречных сочетаний

1. Раздельно пишутся наречные выражения, состоящие из двух повторяющихся существительных с предлогом между ними: бок о бок, с глазу на глаз (по аналогии: один на один).

2. Раздельно пишутся наречные выражения с усилительным значением, образованные сочетанием двух одинаковых существительных, из которых одно стоит в именительном падеже, другое - в творительном, например: дело делом, честь честью, чудак чудаком .

3. Раздельно пишутся употребленные в наречном значении сочетания имен существительных с предлогами:

  • без: без ведома, без запроса, без обиняков, без оглядки, без отказа, без просвета, без просыпу, без разбору, без спросу, без толку, без удержу, без умолку, без устали;
  • в: в дым, в лоск, в стельку (пьяный), в подбор, в придачу, в складчину, в старину, в стык, в тупик, в тупике;
  • до: до зарезу, до отвала, до отказа, до смерти, до упаду ;
  • за: за полночь ;
  • на: на бегу, на весу, на виду, на лету, на скаку, на ходу; на вес, на вид, на вкус, на глаз, на глазок, на грех, на диво, на зависть, на ощупь, на редкость, на славу, на смех;
  • от: от силы (три килограмма и т.п.);
  • по: по старинке;
  • под: под стать, под уклон, под хмельком, под шумок;
  • с: с ведома, с кондачка, с маху, с наскока, с панталыку (сбиться), с разбегу, с разгона, с размаху, с ходу.

Так же пишутся наречные сочетания предлогов в и на с существительными во множественном числе, обозначающие местонахождение, время, состояние (физическое и душевное): в головах, в ногах, на днях, на радостях, на рысях, на сносях, на часах (стоять).

Раздельно пишутся сочетания предлога на с неизменяемыми частями речи (частицами, междометиями), если они выступают в функции наречий: на авось, на нет (свести на нет), на ура, на фуфу .

4. Пишутся раздельно наречные сочетания, состоящие из предлога в и существительных, начинающихся с гласной буквы: в обмен, в обрез, в обхват, в упор, в одиночку, в открытую .

5. Пишутся раздельно употребленные в роли наречия сочетания имен существительных с различными предлогами, если существительное в определенном значении сохранило хотя бы некоторые падежные формы.

Например: в насмешку, с насмешкой; за границу, за границей, из-за границы (но: торговля с заграницей - от существительного заграница), на дом, на дому; на карачки, на карачках; на корточки, на корточках; на цыпочки, на цыпочках; на запятки, на запятках; на поруки, на поруках; на память, по памяти; на руку, не с руки; на совесть, по совести; под мышку, под мышкой, под мышки, под мышками, из-под мышек (но: подмышки); под спуд, под спудом.

То же, если существительное употреблено в переносном значении, например: крикнуть в сердцах (в гневе), ругать за глаза (заочно) .

6. Раздельно пишутся сочетания отрицаний не и ни с предложными формами существительных, например: не в меру, не в зачет, не под силу, не по вкусу, не к добру, ни на йоту, ни за грош, не к спеху .

В случаях затруднений в правописании наречий, образованных соединением предлога с именами существительными, следует обращаться к орфографическому словарю.

В курсе «Орфография по правилам» вы найдёте интерактивные упражнения на правописание наречий. >>>

Мягкий знак на конце наречий

На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак : вскачь , наотмашь , настежь . Исключения : уж, замуж, невтерпёж.

2. Буквы а, о на конце наречий

Почему надо писать слева , но налево ? Правило очень простое: написание букв а и о на конце наречий зависит от приставки.

На конце пишем -а На конце пишем -о если наречие имеет приставку с-, до-, из- если наречие имеет приставку в-, за-, на- с лева , до суха , из давна в право , за светло , на лево

3. Частицы не- и ни- в отрицательных наречиях

Частицы не- и ни- в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно .

Под ударением пишется не- : не́ где, не́ куда, не́ когда, не́ откуда .

Без ударения пишется ни- : ни гд е́, ни кудá, ни когдá, ни откуда .

4. Дефисное написание наречий:

Ø Ù Ù Ù по + ки, ому, ему Ø Ù Ù во + ых, их кое-, -то, -либо, -нибудь повторение основ по-немецки по-новому по-весеннему во-первых во-вторых в-третьих кое-где куда-то где-либо когда-нибудь чуть-чуть мало-помалу как-никак точь-в-точь Надо учиться! ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

№1 Выпишите из предложений только наречия.

1. Лошадь сразу пошла вскачь.

2. Было далеко за полночь.

3. Утром она распахнула настежь окно.

4. Чёрные тучи, сплошь покрывшие небо, тихо сеяли мелкий дождь.

5. Мимо прошёл последний вагон, и поезд покатился прочь.

6. Уж небо осенью дышало.

7. Терпели целый месяц его выходки, а потом стало невтерпёж.

8. Он споткнулся о камень и упал навзничь.

№2 Перепишите наречия в два столбика, выделите приставки.

На конце пишем -а На конце пишем -о

Налев…, направ…, слев…, издавн…, снов…, надолг…, запрост…, сызнов…, досыт…, изредк…, вправ…, влев…, засветл…, дотемн…, справ…

№3 Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Поставьте ударение в наречиях.

1. (не, ни)где (не)увид..л;

2. (не, ни)где встретит…ся;

3. (не, ни)куда пойти;

4. (не, ни)куда (не)пошёл;

5. (не, ни)когда (не)узнаеш…;

6. (не, ни)когда мне с вами разговаривать.

№4 Выпишите в один столбик словосочетания с наречиями, в другой

– с прилагательными. Обратите внимание на разницу в написании.

Словосочетания с наречием Словосочетания с прилагательным верен по-прежнему (как?) по прежнему опыту (какому?)

1. пахнет (по)весеннему – (по)весеннему льду;

2. (по)вашему совету – пусть будет (по)вашему;

3. (по)старинному преданию – одет (по)старинному;

4. соглашайтесь (по)хорошему – (по)хорошему покрытию;

5. по(летнему) расписанию – одет (по)летнему;

6. сделал (по)своему – (по)своему проекту;

7. (по)моему мнению – всё равно будет (по)моему.

Гласные а, о, у пишутся на конце наречий в зависимости от приставок, с помощью которых они образованы:

А пишется, еcли наречия имеют приставки с- (со-), из- (ис-), до- : с л е ва , с н о ва , с пр а ва , с пь я на , с ы знова , и з редка , и с коса , д о бела , д о суха ;

О пишется, если наречия имеют приставки в- (во-), на- , за- : в л е во , во ед и но , в пр а во , н а глухо , на д о лго , н а чисто , за в е домо , за д о лго , з а ново , з а просто ;

У пишется, если наречия имеют приставку по- : по д о лгу , по мн о гу , по напр а сну , п о пусту , по ск о льку , по ст о льку .

Примечание 1. В древнерусском языке краткие прилагательные изменялись не только по родам и числам, но и по падежам, при этом имели такие же окончания, как и имена существительные; ср.:
И. новъ (домъ , село )
Р. нова (дома , села )
Д. нову (дому , селу )
В. новъ (домъ , село )
Т. новъмь (домъмь , селъмь )
М. новЪ (домЪ , селЪ ) (местный значит предложный).
Из сочетаний падежных форм кратких прилагательных мужского и среднего рода с разнообразными предлогами и создавались наречия. Одновременно бывшие падежные окончания прилагательных превращались в суффиксы наречий, а предлоги - в их приставки. Например:

наречие д о суха образовалось с помощью предлога до от прилагательного в родительном падеже с у ха (ср.: до сел а ); эта же модель в наречиях д о бела , д о красна, д о пьяна , д о сыта , д о чиста ; из давна , из далек а , и з желта , и з редка , и с коса , ис с и ня ; с высок а , с горяч а , с перв а , с прост а , с ызнова ;

наречия типа н а глухо , з а просто , в л е во сохраняют застывшую краткую форму прилагательного в винительном падеже (ср.: на сел о , за сел о , в сел о );

наречие по д о лгу и ему подобные образовались от кратких прилагательных дательного падежа (ср.: по сел у );

наречия в далек е , в кр а тце , в пр а ве , в ск о ре , на равн е сохранили краткое прилагательное в форме предложного (местного) падежа.

Сходство падежных форм кратких прилагательных и существительных позволяет использовать и такой прием выяснения сомнительной гласной у наречия: рекомендуется после приставки, с которой начинается наречие, поставить существительное среднего рода - ударное окончание существительного будет соответствовать суффиксу наречия; ср.: издавна (из окн а , из сел а ), вправо (в окн о , в сел о ).

Примечание 2. У некоторых наречий с приставкой с- (со-) вместо -а пишется -у: с м о лоду , с о слепу , с пь я ну , с р о ду .

Наречия, оканчивающиеся на шипящие

На конце наречий после шипящих ж, ш, ч пишется ь: настежь , наотмашь , сплошь , вскачь , невмочь , прочь .

Исключения: замуж , невтерпеж , уж .

Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме:
Буквы О и А на конце наречий

Урок в 7 классе по теме: «Буквы О и А на конце наречий». Тип урока — комбинированный.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Двадцать первое декабря. Классная работ а.

Блиц-опрос «Я знаю про наречие всё!»

Орфографическая пятиминутка Аквалангист погрузился совсем (не)глубоко. Решение найде(н, нн)о. (Не)крепко затянул узел моряк. 4. Девочки сегодня болтали (без)умолку. 5. Роза смотрелась в вазе сегодня ещ… свеж… 6. Конферансье торжестве(н,нн)о объявил начало концерта.

Проверка домашнего задани я Буквы О и Е после шипящих на конце наречий выглядеть свеж… идти неуклюж… попросить ещ… чувствовать себя хорош… говорить волнующ… смотреться могуч… спорить горяч…

Самопроверка 0 ош. – «5», 1 ош. – «4», 2 ош.- «3», 3 ош. и более — «2» выглядеть свежо идти неуклюже попросить ещё чувствовать себя хорошо говорить волнующе смотреться могуче спорить горячо

Прочитайте предложения, найдите в них наречия 1. И навечно совпало с нами это время в календаре. 2. Печку мать докрасна протопила. 3. Подарю тебе чудо я запросто. 4. Снова над бескрайнею землёю зашумят и закружат ветра. 5. Изредка письма приходят ко мне. 6.Вправо дорога уходит, а жизнь… Р. Рождественский

Наречия: навечно докрасна запросто снова изредка вправо

Что их объединяет? навечно докрасна запросто снова изредка вправо

Наречия: навечно запросто вправо докрасна снова изредка

Буквы (суффиксы) О и А на конце наречий (орфограмма) Цели: — познакомиться с правилом написания букв О и А на конце наречий; — научиться, применяя правило, писать буквы О и А на конце наречий.

В наречиях, образованных от прилагательных приставочно-суффиксальным способом В-… НА- … О ЗА- … ИЗ- (ис -) … ДО- … А С- …

Наречия навечно запросто вправо засветло влево надолго докрасна снова изредка слева издавна досыта

Проверка – приём подстановки. В О НА О ЗА О ИЗ А ДО А С А

Закрепляем Комментированное письмо Употребите суффиксы О или А Докрасн …раскалённый, обойти слев …, пойти направ …, начать сначал …, закончить засветл …, отмыть добел …, поссориться сгоряч …, свернуть влев …

Образуйте от данных слов все возможные наречия с суффиксами — О- и – А- и с приставками — в, -на, -за, -из, -до, -с. Запишите эти наречия в составе словосочетаний или предложений Чёрный, лёгкий, косой, правый

Тестовое задание. 1.В каком наречии пропущена буква О? а) дотемн. б) изредк. в) влев. г) справ.

Тестовое задание 2 . В каком наречии пропущена буква а? а) насух. б) досух. в) замертв. г) нагол.

Тестовое задание 3.В каком наречии пропущена буква О? а) дочерн. б) искос … в) снов. г) занов.

Взаимопроверка В Б Г

Подумай! Почему в данном наречии пишется на конце О, а не А? и звилисто (Дорога шла извилисто)

Делаем выводы… С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке? В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс О? В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс А? Какой приём можно использовать для проверки правильности написания букв О или А на конце наречий?

Домашнее задание § 20 (или грамматический справочник), упражнение № 277

У нас всё получилось! Спасибо!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока:знакомство с правилом правописания о и а на конце наречий; оказание помощи учащимся в запоминании трудных слов;формирование умения выбрать нужный суффикс в зависимости от способа образовани.

Познакомить учащихся с выбором нужного суффикса в наречиях с приставками из-, до-, с-; повторить правописание «о» и «е» после шипящих в различных частях речи; закрепить правила словообразования.

Данный урок был проведен в рамках Недели русского языка. Урок плановый.

Буквы о и а на конце наречийс приставками из-, до-, с-.

Урок русского языка в 7 классе по теме «Буквы О и А на конце наречий» разработан в соответствии с программой общеобразовательных учреждений.

Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» (7 класс) .

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему «Буквы О и А на конце наречий» по требованиям ФГОС.

Буквы о и а на конце наречий.

Урок 30. Русский язык 7 класс

Конспект урока «Буквы о и а на конце наречий.»

· Сегодня мы узнаем несколько способов отличить, где пишется о , а где а .

· Познакомимся с волшебным окном и волшебными словами.

· И составим не один, а несколько нужных нам алгоритмов.

На конце наречий может писаться о или а . Сегодня мы с вами разберем, почему О пишется в таких словах, как наглухо , засветло , досрочно , а А – в таких словах, как искоса , досуха , слева . От чего это зависит?

Правописание о и а на конце наречий зависит от приставок и от способа образования слова. Сначала разберемся с приставками.

Есть приставки, в наречиях с которыми всегда пишется о , а есть приставки, которые могут обозначать написание о или а .

О пишется на конце слов с приставками в-, на-, за- .

На конце слов с приставками из-, до-, с- может писаться о или а .

Посмотрите, приставки в-, на-, за- и еще со- не доставляют нам никаких проблем, в наречиях с ними пишется только о : влево , насухо , созвучно , засветло .

Но есть и приставки, которые не указывают однозначно, что нам нужно писать: о или а. Это проблемные приставки, из-, до- и с- . Например, на конце наречия досрочно пишется о , а на конце наречия досыта а . На конце наречия изнеженно пишется о , а на конце наречия издалека а . Почему так происходит?

Правописание таких наречий зависит не только от приставок, но и от способа образования самого наречия.

В наречиях с приставками из-, до-, с- пишется а , если наречие образовалось от бесприставочного прилагательного . В таких наречиях пишется о, если у прилагательного, от которого образовалось наречие, уже была приставка .

Рассмотрим два слова – досуха и достойно . Наречие досуха сухой . В образовании наречия участвовала приставка до-, поэтому на конце наречия пишется а. А вот наречие достойно образовалось от прилагательного достойный , до- в этом слове входит в состав корня. Поэтому мы пишем О.

Но, даже зная, как и от какого слова образовано наречие, бывает нелегко запомнить, какие приставки соотносятся с О на конце, а какие – с А. Как же запомнить все эти приставки и быстро различить – о или а нужно писать?

Кто нам поможет? На помощь спешит окно! Какое окно, спросите вы? Самое обыкновенное существительное окно .

Это слово позволяет проверить, какие приставки в наречиях соотносятся с О на конце, а какие – соотносятся с А. Потому что такие наречия ведут себя точно так же, как слово окно с предлогами . Вы, конечно, спросите: а как это?

Рассмотрим наречие издавна . Мы видим в нем приставку из-. Подставим такой же предлог из к слову окно . Получается – из окна . Например, из окна вылетела стрекоза. Мы ясно слышим, что на конце существительного звучит а. И а будет писаться на конце наречия. Приставка и предлог одинаковые, и буквы на конце слов тоже одинаковые.

Рассмотрим еще несколько примеров. Вправо – мы видим приставку в-. Подставляем предлог в к слову окно. В окно выглянул мальчик . На конце существительного о – и на конце наречия тоже.

Досуха – приставка до-. Подставляем к слову окно . Шарик не долетел до окна . В конце слова окна а , значит, пишем досуха .

Наглухо – приставка на-. Подставляем к слову окно предлог на . На окно поставили решетки . Слышим о . Значит, пишем наглухо через о .

Доверительно – кажется, что мы должны подставить предлог до к слову окно . И у нас получится – до окна . Но это не так. Нас ждет неприятный сюрприз, ведь перед нами – наречие, образованное от прилагательного с приставкой . Доверительно образовано от доверительный , а у этого слова приставка уже есть. Нам нужно всегда проверять, от чего образованы наши наречия, не забывайте .

Может быть, кому-то покажется сложным все время помнить о слове окно . Но есть еще и другой способ запомнить нужные нам приставки.

Этот способ немного волшебный. Посмотрите. После приставок на-, в-, за- мы пишем на конце наречий о . У нас получилось волшебное слово для запоминания: навзао .

А после приставок до-, -с, -из мы пишем а . Вот и еще одно волшебное слово: досиза .

Запомните эти волшебные слова: навзао и досиза . Правда, нужно помнить, что мы можем их применять только для наречий, которые образованы с помощью приставки !

Так как мы определяем, о или а пишется на конце наречий?

Есть несколько способов.

Первый наш алгоритм – для самых рассудительных . Задайте себе вопрос – вы видите в наречии приставки из-, до- или с-? Если нет, то сразу пишем о . А если да, то задаем себе еще один вопрос: наречие образовано от бесприставочного прилагательного? Если на этот вопрос отвечаем «да», то пишем на конце наречия а . А если отвечаем «нет», то на конце наречия пишем о .

Проверим себя. Как пишутся все эти наречия?

Искос… косой , значит, пишем а .

Нагол… – приставка на-. Значит, сразу пишем о .

Дочист… – приставка до-, наречие образовано от прилагательного чистый . Пишем на конце а .

Исправн… – приставка ис-. Наречие образовано от прилагательного исправный , а у этого прилагательного уже есть своя приставка. Значит, на конце наречия мы напишем о .

А вот и второй алгоритм – для самых оригинальных . Сначала мы должны спросить себя: наречие образовано от бесприставочного прилагательного? Если нет, то сразу пишем о . А если да, то пользуемся подсказкой – существительным окно . Благодаря этому существительному нам не нужно запоминать никаких приставок.

Дочерн… – образовано от черный . До окна . На конце наречия – а.

Набел… – образовано от белый . На окно . На конце наречия – о

Издалек… – образовано от далекий . Из окна . На конце наречия – о.

И еще один алгоритм – самый волшебный . Мы опять проверяем, от чего образовано наречие. Если не от бесприставочного прилагательного, то пишем о на конце. А если от прилагательного без приставки, то мы можем обратиться к двум волшебным словамнавзао и досиза – и сразу вспомнить, что в наречиях с приставками на-, в-, за- мы пишем о , а в наречиях с приставками до-, с-, из- на конце пишется а .

Буквы “о” и “а” на конце наречий

Особенности правописания О А на конце наречий

В русском языке правописание букв о и а на конце наречий зависит от того, с какой приставкой пишется слово:

    Суффикс пишется в наречиях с приставками в-, за-, на- .

Тест по теме

Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

  1. 1. Ramzan Ramzan 6,301
  2. 2. Елизавета Анчербак 5,056
  3. 3. Iren Guseva 4,925
  4. 4. Анастасия Гудяева 3,482
  5. 5. admin 3,412
  6. 6. Александра Люханчикова 3,122
  7. 7. Мухаммад Амонов 3,084
  8. 8. Гузель Миннуллина 2,374
  9. 9. Артём Чекуров 2,016
  10. 10. Алёна Кошкаровская 1,886
  11. Самые активные участники недели:

  12. 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  13. 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  14. 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  15. Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  16. 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  17. 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  18. 3. Михаил Воронин — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  19. Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

    Правило о-а на конце наречий

    Словарные диктанты

    Снова, влево, направо, сначала, заново, дочерна, налево, изредка, справа, издавна, досуха, вправо, начисто.

    Объясните правописание букв о, а на конце наречий.

    Разберите по составу наречия сначала, изредка .

    Справа от меня, проснуться засветло, вытереть досуха, свернуть направо, начать заново, расстаться надолго, закрыть наглухо, навещать изредка, переписать набело.

    Определите способ образования записанных наречий.

    Объяснительные диктанты

    1) Удача любит того, кто встаёт засветло. 2) Чтобы строить наново, нужно начинать сначала. 3) Ласточка отлетает ещё затепло. 4) Даже изредка не позволяй себе лукавить. 5) Издавна светлый закон миром правит: тот благоденствует, кто не лукавит.

    Выделите орфограмму «Буквы о, а на конце наречий». Объясните правописание наречий.

    Проведите синтаксический разбор предложения 1.

    Укажите части речи в предложении 5.

    1) Стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали теченье реки. (И. Тургенев) 2) Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. (Е. Носов) 3) Ни сначала, ни после я не лгал ни перед собой, ни перед нею. (Л. Толстой) 4) Она портному исправно служит, с ниткой тесной дружбою дружит. (Загадка: иголка) 5) Влево тянулась узкая тропинка. (Чаплина)

    Выделите орфограмму «Буквы о, а на конце наречий», объясните выбор гласной буквы.

    Найдите предложения: а) с причастным оборотом; б) с деепричастным оборотом. Объясните пунктуацию в данных предложениях. Деепричастный и причастный обороты подчеркните.

    Так нередко бывает в жизни: живёшь рядом, встречаешься с человеком чуть ли не ежедневно, и вдруг однажды будто какой-то луч озарит знакомое лицо. Лицо покажется прекрасным, а человек - самым желанным в мире.

    Выделите орфограммы в наречиях.

    Укажите наречие образа действия.

    Предупредительные диктанты

    Вспомните правило правописания букв о, а на конце наречий.

    1) Издавна на Руси человек находил успокоение от душевных невзгод на лоне матушки-природы. 2) Наша бричка свернула с главной дороги влево, туда, где синела манящая гладь широкой реки. 3) Справа от нас простиралось безбрежное море золотой пшеницы. 4) Сначала внизу и вокруг меня царствовала совершенная тишина. (Л. Толстой) 5) Пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески. (И. Тургенев)

    Выделите орфограмму «Буквы о, а на конце наречий». Объясните выбор гласной буквы.

    Определите способ образования наречий издавна, влево .

    Выпишите из предложений по одному слову, которые будут иллюстрировать орфограммы: а) «Проверяемая безударная гласная корня», б) «Чередующаяся безударная гласная корня» (простиралось). Выделите корни, объясните выбор гласной буквы.

    Найдите в предложении 5 слова, в которых происходят следующие фонетические явления: а) озвончение, б) оглушение. Объясните причину данных фонетических явлений.

    Найдите предложение, в котором есть деепричастие. Проведите синтаксический разбор этого предложения.

    Вспомните и проговорите правила правописания наречий: 1) «Буквы о, а на конце наречий»; 2) «Правописание НЕ с наречиями на -о, -е».

    Запишите под диктовку.

    Я пошёл вправо, через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд. Всё кругом быстро чернело и утихало, - одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо метнулась в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой. Уже я с трудом различал отдалённые предметы. Поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало снова синеть - но то уже была синева ночи.

    Выделите орфограммы в наречиях. Объясните правописание наречий.

    Подчеркните в тексте все наречия как члены предложения, определите их разряд по значению.

    Отметьте в тексте языковые средства выразительности.

    Выборочные диктанты

    1) Хранить дружества с соседями, помогать ближним и защищать угнетённых - издавна было священным обычаем россиян. (Ф. Глинка) 2) Вежливость имеет свои законы, которые нужно знать, а не открывать каждый раз заново. (С. Михалков) 3) Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. (А. Вампилов) 4) В каждую книгу писатель уходит надолго, как уходят в просторы неизведанной страны исследователи и завоеватели. (К. Паустовский) 5) Всё снова нас будет влечь к испытанному крову с готовым ложем и здоровым сном. (Дж. Ките)

    Выпишите слова с орфограммой «Буквы о, а на конце наречий» в два столбика: 1) -а на конце наречий; 2) -о на конце наречий. Графически обозначьте выбор гласной буквы.

    Дополните записи своими примерами (по два-три примера в каждый столбик).

    Запишите четыре ряда слов.

    1) Изредка, досуха, слева, влево;

    2) Заново, направо, влево, справа;

    3) Дочиста, досуха, досрочно, издавна;

    4) Слева, справа, сослепу, сначала.

    Подчеркните в каждом ряду «лишнее» слово. Обоснуйте свой выбор.

    (Ключ: «лишнее» слово в 3-м примере - досрочно - наречие с приставкой до- на конце имеет суффикс -о, так как образовано от прилагательного с приставкой: досрочный (сравним: досуха - сухой).)

    Определите способ образования «лишних» слов.

    (Ключ: влево, справа, сослепу - приставочно-суффиксальный; досрочно - суффиксальный.)

    www.compendium.su

Урок русского языка в 4 классе

Кучмасова О.И. Учитель начальных классов МКОУ «Лицей № 7имени Шуры Козуб с. Новоивановского»

Тема:

Цель: знакомство с правописанием гласных –о и –а на конце наречий.

Планируемые результаты:

    предметные: знания о наречии, умение составлять алгоритм решения орфографической задачи, навык правописания гласных на конце наречий;

    метапредметные: умение анализировать и обобщать информацию; контроль собственных действий в соответствии с алгоритмом; понимание информации, представленной в виде модели; обогащение словарного запаса учащихся; осуществление оценки/самооценки действий;

    личностные: познавательный интерес к русскому языку, соблюдение культуры общения в группе со сверстниками.

Оборудование:

    проектор, компьютер, презентация;

    стенд с планом урока;

    карточки для работы в группах,

    алгоритм работы по правилу,

    треугольники /карточки для рефлексии и самооценки/,

    карточки с домашним заданием,

    солнце и тучка.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Начинаем наш урок.

Прочитайте пословицу (Слайд 2 ):

Выучишь правило – выполнишь ….. задание.

Какое слово пропущено? (верно)

Какой частью речи оно является? (наречие)

В тетради запишите число и спишите пословицу. Она подскажет, чем мы сегодня займемся на уроке.

Что мы сегодня будем делать на уроке? Какие цели и задачи поставим перед собой? Сформулируйте предложения, используя глаголы (повторять, изучать, применять). (Слайд 3)

2. Планирование учебной деятельности

Исходя из вышеизложенного, давайте познакомимся с планом сегодняшнего урока (на стенде).

    Повторение: такие разные наречия

    Время открытий

    Составление алгоритма действий

    Применение нового правила

    Такие нужные наречия (составление предложений с использованием наречий)

    Подведение итогов

3. Актуализация знаний :

1) работа по карте «Город НАРЕЧИЙ» (Слайд 4)

Что мы уже знаем о наречиях?

    Наречие – это часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака и признак предмета.

    Наречия отвечают на вопросы где? когда? как? зачем? в какой мере?

    Наречия образуются от качественных имен прилагательных и от формы творительного падежа имен существительных.

    Наречия не изменяются.

    Наречия примыкают к главному слову и могут пояснять глагол, имя прилагательное, реже имя существительное.

    Наречия чаще всего в предложении являются обстоятельствами, но иногда могут быть определением.

    Чаще всего наречие поясняет глагол, реже прилагательное или существительное.

К какому слову относится наречие в пословице? На какой вопрос отвечает? (Слайд5)

Каким членом предложения является слово верно в пословице?

2) работа с фразеологизмами: повторение изученных орфограмм (Слайд 6)

Замените фразеологизм наречием:

    Рукой подать (близко)

    За тридевять земель (далеко)

    Положа руку на сердце (честно)

    В два счета (легко)

    На вес золота (дорого)

Самопроверка.

Назовите, какие орфограммы встретились в словах? (правописание проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, суффикс –о на конце наречий)

4. Знакомство с темой урока: выявление места затруднений (Площадь Грамотности)

Настало время познакомиться с темой урока.

Почему часть улиц, ведущих на площадь Грамотности зеленые, а другие белые? (известные и неизвестные правила) (Слайд7)

Какие орфограммы, встречающиеся при написании наречий, мы знаем? (безударные проверяемые гласные, парные и непроизносимые согласные, правописание приставок) (Слайд 8)

А сегодня мы познакомимся еще с одним правилом. Как вы думаете, в какой части слова встретится это правило? В суффиксах или в окончаниях наречий?

Я очень надеюсь, что вы сможете раскрыть тайну правописания суффиксов наречий. (Слайд 9)

5. «Время открытий» (работа в группах по построению проекта выхода из затруднений) (Слайд 10)

Вы будете совершать свои открытия в группах по 4 человека.

Посмотрите на экран. На слайде наречия разбиты на 3 столбика. Каждая группа должна ответить на свой вопрос. В случае затруднения можно воспользоваться подсказками.

запросто

засветло

издалека

докрасна

1 группа :

(нет приставок, оканчиваются на –о)

Подсказки (1 группа)

2 группа :

(есть приставки в-, на-, за-, оканчиваются на –о)

Подсказки (2 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

3 группа :

(есть приставки с-, из-, до-, оканчиваются на –а)

Подсказки (3 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

4 группа : сух_, досух_, насух_.

Подсказки (4 группа)

5 группа : Распределить по столбикам слова дочист_, чист_, начист_. Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.

Подсказки (5 группа)

1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?

3-его столбиков.

3. Какой суффикс пишется на конце наречий?

6 группа :

Подсказки (6 группа)

Ответы докладчиков. (Слайды 11-17)

6. Физминутка

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись

И друг другу улыбнулись!

Как пружинки мы присели

И тихонько вместе сели.

7. Составление алгоритма действий по правилу (Слайд 18)

Давайте обобщим все сказанное и составим алгоритм действий по правилу.

От чего зависит написание суффиксов –о и –а на конце наречий? (от приставок)

Какой вопрос поможет начать рассуждать? (Есть ли у наречия приставка?)

Если у наречия нет приставки, какой суффикс надо писать? (-о)

Какой вопрос мы задаем, если у наречия есть приставка? (Какая приставка?)

Если у наречия есть приставки за-, на-, в-, какой суффикс надо писать? (-о)

Какие приставки указывают на суффикс –а? (из-, до-, с-)

/Выключить проектор!/

8. Применение правила

Работа по учебнику:

Откройте учебник на странице 68, найдите значок «Тайны языка».

Можно ли сказать, что эта тайна для нас уже раскрыта?

Давайте выполним упражнения из учебника. В случае затруднений пользуйтесь

алгоритмом на карточке.

1) с.68 упр.1 – Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (фронтальная работа с объяснением)

2) с.68 упр.2 – Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону на слайде (Слайд 19)

/Включить проектор для проверки!/

3) с. 69 упр.3 – Включение в систему знаний (работа в парах)

4) * Докажите, что вы запомнили правило. Работа в рабочей тетради на печатной основе: с.12 упр.1 – дополнить правило

9*. Составление предложений/ Рефлексия (Слайд 20)

«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной» (М.Горький)

Возьмите, пожалуйста, «волшебный» треугольник того цвета, который соответствует вашему настроению на уроке.

Допишите предложения, вставляя подходящие наречия (рефлексия). Старайтесь употреблять разные наречия, избегать слова «хорошо». Можете воспользоваться наречиями на слайде. (Слайд 21)

10. Подведение итогов

Вспомним, какие задачи ставили на урок. (Слайд 22) Достигли?

Какие пункты плана мы не выполнили?

Какую тайну открыли?

Прикрепите на доску желтые треугольники, как лучи солнца, и голубые треугольники, как капли дождя из тучки.

Посмотрите на слово известно и доверчиво. (Слайд 23) Почему они не подчиняются нашему алгоритму?

Посмотрите на улицу «Правописания суффиксов наречий». (Слайд 24) Что вы заметили? (Она еще не вся зеленая. Значит, мы еще не все знаем о правописании суффиксов наречий.)

Но об этом мы узнаем завтра… А если найдутся желающие разгадать эту тайну сегодня – я буду рада.

11. Домашнее задание (Слайд 25)

    Вставить пропущенные буквы на карточке

    (выписать наречия с суффиксами –о, -а, объяснить их написание)

    * А почему??? - Попытаться объяснить написание слов известно и доверчиво (по желанию)


«Алгоритм»


быстро вправо слева

весело налево издалека

Правописание гласных на конце наречий

быстро вправо слева

весело налево издалека

Правописание гласных на конце наречий

быстро вправо слева

весело налево издалека

Правописание гласных на конце наречий

быстро вправо слева

весело налево издалека

Просмотр содержимого документа
«Вопросы для групп»

1 группа

Что общего в составе слова у наречий 1-ого столбика?

2 группа

Что общего в составе слова у наречий 2-ого столбика?

_________________________________________________________

3 группа

Что общего в составе слова у наречий 3-его столбика?

_________________________________________________________

4 группа

сух_, досух_, насух_.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.

_________________________________________________________

5 группа

Распределите по столбикам слова дочист_, чист_, начист_.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.

_________________________________________________________

6 группа

Определите общее между наречиями каждого столбика.

Попробуйте предположить, когда на конце наречий пишется –о, а когда –а.

Просмотр содержимого документа
«Оценочный лист_треугольник 2 сторона»

Оцени свою работу на уроке

напротив утверждения.

Я знаю

Я умею

Я могу правильно писать суффиксы –о и –а на конце наречий.

Оцени свою работу на уроке

Поставь знаки «+», «-», «+/-»

напротив утверждения.

Я знаю правило правописания гласных на конце наречий.

Я умею пользоваться алгоритмом при рассуждении о правописании суффиксов наречий.

Я могу правильно писать суффиксы –о и –а на конце наречий.

Оцени свою работу на уроке

Поставь знаки «+», «-», «+/-»

напротив утверждения.

Я знаю правило правописания гласных на конце наречий.

Я умею пользоваться алгоритмом при рассуждении о правописании суффиксов наречий.

Я могу правильно писать суффиксы –о и –а на конце наречий.

Я знаю правило правописания гласных на конце наречий.

Я умею пользоваться алгоритмом при рассуждении о правописании суффиксов наречий.

Я могу правильно писать суффиксы –о и –а на конце наречий.

Просмотр содержимого документа
«Подсказки для групп»

Советы (1 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

________

Советы (2 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

Советы (3 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

Советы (4 группа)

1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?

2. Есть ли у наречий приставки? Сравни приставки в наречиях 2-ого и

3-его столбиков.

3. Какой суффикс пишется на конце наречий?

__________________________________________________________

Советы (5 группа)

1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?

2. Есть ли у наречий приставки? Сравни приставки в наречиях 2-ого и

3-его столбиков.

3. Какой суффикс пишется на конце наречий?

__________________________________________________________

Советы (6 группа)

1. Есть ли приставки у наречий каждого столбика? Если есть, то какие?

2. Какой суффикс пишется на конце наречий каждого столбика?

3. От чего зависит написание суффиксов на конце наречий?

Просмотр содержимого презентации
«Гласные О-А на конце наречий»


Русский язык

4 класс

Правописание гласных на конце наречий

Кучмасова О.И.,

учитель начальных классов МКОУ «Лицей № 7 имени Шуры Козуб

с. Новоивановского»



  • повторить
  • выучить
  • применять

Город Наречий

Башня

Постоянства

Замок Наречий

Улица Друзей

Дом образования

Наречий

Площадь

Грамотности


как?


  • Рукой подать – бли з ко
  • За тридевять земель – д а л е ко
  • Положа руку на сердце – чес т но
  • В два счёта – л ег ко
  • На вес золота – дор о го




«Время открытий»

близко

вправо

далеко

честно

влево

издалека

изредка

направо

легко

набело

дочиста

досыта

запросто

слева

засветло

снова


«Время открытий»

близко

вправо

далеко

влево

честно

издалека

изредка

направо

легко

дочиста

набело

запросто

досыта

засветло

слева

снова


«Время открытий»

близко

вправо

далеко

издалека

влево

честно

направо

изредка

легко

набело

дочиста

досыта

запросто

слева

засветло

снова


«Время открытий»

близко

вправо

далеко

влево

честно

издалека

легко

направо

изредка

набело

дочиста

запросто

досыта

слева

засветло

снова


«Время открытий»

близко

далеко

вправо

влево

честно

издалека

легко

направо

изредка

набело

дочиста

досыта

запросто

сух о

засветло

слева

снова

насух о

досух а


«Время открытий»

близко

вправо

далеко

влево

честно

издалека

легко

направо

изредка

набело

дочиста

запросто

досыта

засветло

сух о

слева

снова

насух о

досух а


«Время открытий»

близко

вправо

далеко

издалека

влево

честно

изредка

направо

легко

дочиста

набело

запросто

досыта

слева

засветло

сух о

снова

насух о

чист о

досух а

начист о

дочист а


«Время открытий»

близко

далеко

вправо

издалека

влево

честно

изредка

направо

легко

набело

дочиста

досыта

запросто

слева

засветло

сух о

снова

насух о

чист о

досух а

начист о

дочист а


Составление алгоритма действий

Есть ли в слове приставка?

Какая приставка?


Упражнение 2

затемн о , издавн а , сначал а , досыт а , задолг о , дочерн а , запрост о


«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». М.Горький



  • повторить изученные правила о наречии
  • выучить правило «Правописание гласных –о и –а на конце наречий»
  • применять правило на письме

известно

доверчиво



Домашнее задание

  • Работать по карточке
  • (выписать наречия с суффиксами –о, -а, объяснить их написание)
  • * А почему???

Урок по русскому языку по теме

«Правописание гласных на конце наречий»

Хацкова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Педагогические задачи: Создать условия для изучения правописания гласных на конце наречий, совершенствовать умения различать наречия и приводить примеры, способствовать развитию орфографической зоркости, содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты: освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи. Развитие умения учащихся составлять алгоритм решения орфографической задачи – строгую логическую последовательность действий.

Метапредметные УУД: формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы. Развитие исследовательских умений учащихся.

Личностные УУД: формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности. Содействие развитию у детей умений общаться в коллективе, работать в паре.

Оборудование: Учебник « Русский язык» С.В.Иванов 4 класс. Карточки для индивидуальной работы. Интерактивная доска.

Организационная структура урока

I. Организационный момент

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

II. Актуализация опорных знаний. Чистописание

Работа в тетрадях.

Запишем число, классная работа.

1. - Как всегда урок мы начнём с минутки чистописания, на которой повторим правописание строчных букв а и о и элементы соединения этих букв.

Прописать каллиграфические соединения по образцу.
На доске: ао оа на за до

Девиз минутки чистописания: «Красиво писать – красоту творить!»

Нет большей грубости, чем прерывать другого во время его выступления. (Джон Локк)

Прочитайте высказывание Джона Локка про себя, вслух.

Объясните смысл высказывания.

Вы с этим высказыванием согласны?

Запишите в тетрадь.

2. - Послушайте стихотворение юной поэтессы Эли Куклиной и подумайте, какие слова привлекли её внимание.

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом бело»!

И увидишь зимнее село.

Если скажешь слово ты «темно»-

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты-

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою сразу вся Россия!

И так, какие же слова привлекли внимание девочки? (Появляется стихотворение с выделенными наречиями)

Исследуем эти слова, что их объединяет?

Как вы думаете над какой частью речи мы сегодня продолжим работать и чем будем заниматься? (Будем говорить о наречии и повторять всё, что мы уже знаем о нём).

Верно.

Повторение о наречии.

Расскажите всё, что знаете о наречии?

Наречие – это …

обозначает …

отвечает …

в предложении может быть …

может быть связано с …

образовано …

(Наречие – это неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и в предложении является обстоятельством.

Как понять неизменяемая? (не склоняется и не спрягается)

Ребята, как вы считаете, всё ли вы узнали о наречиях?

(- Нет, мы только начали с ними знакомиться.

Готовы узнать что – то ещё о наречии?

(- Да.)

III. Открытие новых знаний.

(работают в парах)

слева вправо

справа направо

изредка начерно

досыта засветло

дочиста запросто

Слова какой части речи записаны на доске?

Докажите.

Как они образованы?

Что объединяет все наречия, записанные в первом столбике?

Что объединяет все наречия, записанные во втором столбике?

На какой вопрос вам предстоит ответить?

Вы можете сейчас ответить на этот вопрос?

Какова же тема нашего урока?

Правописание гласных на конце наречий.

(Наречия. Образованы приставочно – суффиксальным способом. В состав наречий входит суффикс –о. В состав наречий входит суффикс – а. В каких случаях на конце наречий пишется буква «О», а в каких буква «а». Правила написания гласных на конце наречий.)

Попробуем сформулировать цель урока:

    Познакомить с правописанием … (наречий с приставками)

    Узнать, в каких случаях пишется … (суффикс –о, а в каких случаях суффикс – а)

    Учиться правильно писать гласные на конце наречий с … (приставками)

Сегодня на уроке вы побываете в роли исследователей

Работа предстоит сложная. У нас всё получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и ответственно относиться к выполняемой работе.

Какие у вас есть предположения?

(В наречиях с приставками: в- на- за- пишется буква – о, а с приставками: из- до- с- пишется буква – а.

Как проверить верно ли ваше предположение?

IV. Первичное закрепление нового знания.

    Выполнение упражнения под руководством учителя.

(Проговаривается правило)

Издавна, сначала, дочерна, затемно, задолго.

    Уч. стр. 68 Упр. 1.

Работа в паре. От чего зависит правописание гласных О А на конце наречий.

(Выделите приставки)

Проверка по эталону на доске

изредка запросто

засветло начерно

досыта вправо

заново снова

    Уч. стр. 68 Упр. 2 (дополнительно)

(Записываем, продолжая столбики)

Затемно, издавна, сначала, досыта, задолго, дочерна, запросто

    Уч. стр. 68 Упр. 3

Насухо, досуха, дочиста, начисто, слева, налево, справа, направо

Кто не допустил ошибок, поставьте «+» (на полях)

Кто немного сомневался, « - / +»

Кто допустил ошибки « ? » (нужно ещё потренироваться)

V. Физкультминутка.

Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись – вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись.

Назовите наречия, которые помогли вам отдохнуть.

VI. Закрепление нового материала.

Мы живем недалеко.
Нас найти совсем легко.
Сперва направо вы пойдете,
Потом налево повернете,
И прямо тут же за углом
Семиэтажный будет дом.
Но только мы живем не в нем:
(И. Иртеньев)

Выписать наречия, объяснить орфограммы.

(недалеко, легко, сперва, направо, налево, прямо,)

Творческая работа

Представьте себе: вы приглашаете к себе в гости друзей. Запишите 2-3 предложения, объясняя им, как найти ваш дом. Кроме наречий, которые встречаются в стихотворении И. Иртеньева, можете использовать следующие: справ-, слев-, рядом, напротив, поблизости, впереди, сначал-. Постарайтесь точнее передать адрес. М Горький писал о наречии: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной. образной, выразительной»

VII. Самостоятельная работа.

Проговорите пропущенные орфограммы и запишите текст:

В лесу еще свеж… и сыр… от утренней росы. Мокрые ветки то слев…, то справ… ложатся на плечи. Снача… нужно повернуть направ…, и через двадцать шагов будет родник. Но нужн… быть внимательным: здесь водятся гадюки. Правда, людей они не трогают, боятся. Но ногой лучш… на неё не наступать. Интереснее издалек… наблюдать, как изредк… поглядывает на тебя серо-зелёная гадючка. Угрожающ… прошипит что-то на своём гадючьем языке и быстр: скроется в зарослях.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подошёл к концу.

С каким орфографическим правилом вы сегодня на уроке познакомились?

Какой вывод вы сделали?

Где можно использовать эти знания?

Выполните тестовые задания, проверьте правильность выполнения по эталону.

Выполнение теста

1. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «а»

а) занов…, насух…
б) досыта, слева
в) справ…, влев…
г) издалек…, запрост…

2. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»

а) задолг…, сначал…
б) начерн…, дочист…
в) засветло, направо
г) издавн…, слев…

3. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»

а) изредк…, начист…
б) ещ…, дотл…
в) свежо, задолго
г) горяч…, снов…

Проверка по эталону.
Самооценка.

IX. Итог урока

А сейчас узнаем не зря ли мы провели время на уроке.

Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку…

На уроке мне было… ,
потому что….

Особенно

хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала,

сегодня, правильно, когда-нибудь, навечно, навсегда, отлично, бесполезно

X. Домашнее задание:

уч. стр.68, правило наизусть

выписать из словарика наречия

составьте стихотворение на рифму

далеко … глубоко

весело … высоко

Спасибо за урок.