Почему александр невский является святым. Почему князь Александр назван Невским

Александр Невский - имя этого человека известно каждому. Даже самые маленькие вспомнят, что он одержал две судьбоносные победы в Невской битве и на Чудском озере. Но часто за кадром остаются многие спорные факты биографии князя-полководца. Сегодня, в день 775-летия со дня Невской битвы, мы расскажем о том, что знают не все.

В Детском музейном центре (Кремль, Судейский городок, 3) работает выставка в «Александр Невский. Князь и полководец». Ее специально подготовили к 795-летию героя, чтобы взрослые и дети смогли познакомиться с эпохой, в которой жил Александр Ярославович. Ведь для нашего города имя князя особенно значимо, он правил на Новгородской земле долгие годы, в городе его именем названа улица, установлен бюст и памятник великому воину и дипломату. Некоторые называют предателем, другие - великим спасителем. Для однозначного ответа не хватает доказательств. И на выставке, в окружении и археологических находок, старинных книг, посвященных князю, Анфиса Родионова встретилась со старшим научным сотрудником Новгородского музея-заповедника Владимиром Варнаевым.

Александр Ярославович очень интересный человек, яркий, необычный. Его называют главным предателем русской истории и главным героем. По поводу его фигуры постоянно ведутся споры. Но если собрать все сведения об Александре Ярославовиче, то выйдет меньше страницы.

- Почему же Александра Невского некоторые считают предателем?

Александр не вступился перед ратью за брата Андрея Ярославовича (кстати, именно он предок князей Шуйских, а Василий - последний Рюрикович на русском престоле), который подняв бунт, навлёк второе разорение Владимиро-суздальских земель. Александр не хотел второго пришествия монголов, поэтому он тут же приехал, привёз дань. Его могли казнить из-за брата. Но он рискнул собой, поехал, остановил очередное нашествие. В 1990-е годы, когда любили сенсации, говорили, что монголы его руками установили иго над Русью. Это похоже на подтасовку фактов, складывание их в нужной последовательности. Монголы уничтожали всех, кто сопротивлялся, но надо сказать, что они не были патологическими садистами, им нужна была дань, налоги, деньги, у них не было цели уничтожить. Александр рассчитывал вперёд.

Был такой народ - Тангуты, государство Си Ся, современная территория северного Китая. Население около 10-15 миллионов человек. Они сопротивлялись орде, восстали, вырезали часть монголов, монголы же уничтожили их полностью. То же самое могло случиться и с русскими. То, что мы живём сейчас - это заслуга Александра. Он не хотел, чтобы русских касались вообще, он сам отвозил дань, чтобы предотвратить драки. Одиннадцать лет он был великим князем, ни разу монгол не ступил на русскую землю.

Александр Невский - фигура таинственная, фактов из его жизни сохранилось не много, а существуют какие-либо истории, легенды, байки о нём?

Как ни странно в русской культуре любимцы народа попадают в анекдоты, байки и так далее. Вот показали фильм про Штирлица, появилось множество анекдотов про него, Чапаев так же. А про Александра ничего подобного нет. Слишком сильно уважал его народ. Даже Владимир, креститель Руси в былинах немножко смешной бывает, неправильно поступает, обманывает. Над Александром не смеялись - авторитет. Люди помнили, что кровь проливалась, помнили, каким он был тружеником. Александр - это святое.

От чего же он умер, ведь он был ещё довольно молод? По имеющимся источником удалось установить, что ему было около сорока лет тогда.

По поводу смерти Александра Невского до сих пор ведутся споры. В житии упоминается, что он разболелся, когда был в Орде в пятый раз. Там он пробыл год, его отпустили и на границе русских земель, в местечке Городец, нынешняя Нижегородская область, где он и умирает. Существует версия, что его отравили, так же, как отца Ярослава. Есть причины так думать. Здесь важно разобраться в отношениях Александра с Батыем.

А они были очень хорошие, Батый уважал русского князя. Недалеко от Валдая есть такое местечко - Игнач-Крест, сейчас там установлен современный бетонный крест. Такие кресты устанавливали на дорогах, условно говоря: здесь есть путь. Монголы, пройдя Владимирскую землю, уничтожив Рязанскую, практически не оставили населения. И пошли на Новгород, захватили Торжок (тогда это была Новгородская земля), дошли до Игнач-Креста и остановились. Неделю стояли, а затем развернулись и ушли. Судя по всему, были переговоры, которые мог вести только Александр. Отсюда косвенно подтверждается, что у Александра есть особые отношения с Батыем. Хан даже предлагал Невскому стать его зятем, настолько было велико уважение к Александру. Монголы - очень интересная культура, она жёсткая, азиатская и немного дикарская, но, тем не менее, героев они уважали, даже чужих. Судя по всему, Батый был покорён дипломатией Александра. Незадолго до смерти самого Александра Батый умирает и к власти приходит Берке-хан, двоюродный брат Батыя, вот он ненавидел Александра. Возможно, здесь есть связь. Мы не можем её доказать или опровергнуть, но что-то там произошло. Это загадка: отравлен был великий князь или всё-таки перетрудился, надорвался.

Похоронен князь был во Владимире, всё-таки Владимирское княжество было главным тогда. Но по заслугам должен лежать он в Новгороде, конечно. Всё-таки три четверти жизни здесь провёл. А в 1724 году, когда Пётр I окончил Северную войну, то объявил, что князь Александр - небесный покровитель Петербурга. Его мощи перевезли в Петербург, и был основан Александро-Невский монастырь, позже ранг был повышен до лавры.

Теперь князь гораздо ближе к Новгороду и совсем рядом с местом, где он совершил первый великий подвиг. Кстати, пройти путем Александра в Невской битве (а также в Ледовом побоище) можно каждую субботу в Детском музейном центре. Владимир Варнаев разработал уникальную игру-реконструкцию на большом макете. Каждый участник получает имена подлинных исторических участников тех событий и сражение начинается…

Большинство современных людей слышало такое имя, как Александр Невский, но немногие задумывались о том, почему Князя Александра назвали Невским. И сегодня мы постараемся ответить на данный вопрос, а также рассмотреть еще несколько интересных моментов из биографии князя.

Александр Невский был не только князем, но и полководцем. Его биография включает в себя множество интересных и примечательных фактов, и мы уделим внимание тому, как его называли.

Почему Александра Невского звали Невским

Князь Александр, являясь отличным тактиком и полководцем, принимал участие во многих боях, но назвали его Невским в честь реки Нева, а точнее – в честь боя на реке, в котором он принимал участие.

История рассказывает нам о том, что именно на Неве князь совершил настоящий подвиг, имея всего лишь 200 бойцов, он разгромил целую армию шведов, включающую в себя более 2 тысяч голов. Примечательным фактом является то, что в ходе этого сражения сам князь сумел не понести потерь среди собственной дружины.

Почему Александра Невского назвали святым

Помимо того, что князю Александру присвоили прозвище Невский, также его называли и святым. И о том, почему его стали так называть, также следует рассказать.

При жизни Александр Невский был очень уважаемым человеком, поскольку он отмечался не только умением вести бой и распоряжаться политическими делами, но и имел весьма хорошие человеческие характеристики, будучи милосердным и мудрым правителем.

Все это привело к тому, что после смерти князя, издании литературного произведения о его жизни, А. Невского канонизировали. После произведения данной процедуры его вполне оправданно и заслужено стали называть святым, и называют его так и по сей день.

Почему повесть названа «Житие Александра Невского»

Благодаря описанному выше подвигу, и другим примечательным фактам из жизни князя, его достижениям и выдающейся жизни, он заслужил того, что о нем была написана повесть. Это произведение вышло в 13 веке, и многие люди интересуются, почему оно получило именно такое наименование.

Однако ответ на этот вопрос более прост, чем в случае с возникновением прозвища «Невский», и является вполне очевидным. Повесть рассказывает всего об одном герое произведение, а также о подробностях его жизни, его походов, сражений и т.д. И этот герой, разумеется – Александр Невский. Поэтому литературное произведение и получило такое название.

/ Почему князь Александр назван Невским?

Почему князь Александр назван Невским? /

У Ярослава, который княжил в Великом Новгороде, было два сына - Александр и Федор. Князь Ярослав не всегда ладил с вольными и независимыми новгородцами, и несколько раз ему приходилось спасаться от них бегством вместе с сыновьями.

Но вот в 1236 году он уехал в Киев, а князем в Великом Новгороде оставил своего старшего сына Александра. Юноше тогда было всего 16 лет. Молодой князь был высок ростом, красив собой, а голос его, по выражению современников, «гремел перед народом как труба».

Это был смелый и решительный человек, и перед ним стояла непростая задача. Русь со всех сторон обступали враги.

С востока наступали монголы с бесчисленными полчищами покоренных татарских племен, с севера-запада русской земле угрожали немцы и шведы. Надо было укрепить Русь и добиться для нее такого положения, чтобы соседи уважали ее или хотя бы опасались идти войнами.

В 1240 году немцы захватили Псков, и в том же году шведы пошли на Новгород. В Швеции вместо больного короля управлял его зять Биргер. Он и командовал войском, которое выступило против русских. Биргер прислал в Новгород к князю Александру объявление войны, которое звучало надменно и грозно:
«Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю землю твою».

Князь Александр помолился у Святой Софии и выступил с новгородской ратью к устью Волхова. По пути к нему присоединились и другие отряды и отдельные воины.

Шведы в это время вошли в Неву и бросили якорь у Ижоры. Они хотели передохнуть здесь, потом переплыть озеро и по Ладоге пройти в В олхов, а там уж и до Великого Новгорода недалеко. Но князь Александр не стал их дожидаться. Он со своим войском пошел вперед и вошел в Неву, когда шведы его здесь совсем не ждали.

Это произошло в воскресенье 15 июля 1240 года. Часов в 11 утра новгородцы внезапно появились перед шведским лагерем, бросились на неприятелей и стали их рубить топорами и мечами прежде, чем те успели взяться за оружие.

Многие русские богатыри проявили здесь свою удаль. Новгородец Савва бросился к шатру Биргера, который сверкал посреди лагеря своим золотым верхом, и подрубил его. Шатер свалился, и это при­дало еще больше отваги новгородцам. Сам князь Александр нагнал Биргера и ударил его острым копьем по лицу. «Возложил ему печать на лицо», - говорит летописец.

Шведы наскоро схоронили убитых, сами быстро погрузились на свои суда и в ночь, не дожидаясь рассвета, уплыли по Неве к себе домой.

За эту славную победу князь Александр стал называться Невским.
Дата: 18.06.2014 07:27:00 Посетителей: 1733

По обычаю того времени младенец был назван в честь святого, память которого по церковному календарю-месяцеслову праздновалась в один из дней, близких ко дню рождения. Его «небесным покровителем» стал святой мученик Александр, подвиги которого церковь вспоминала 9 июня.

Родство по линии матери высоко чтилось в Древней Руси. Дед Александра Мстислав Удалой оставил яркий след в военной истории своего времени. Знаменитым воином был и прадед Александра Мстислав Храбрый. Несомненно, образы этих смелых предков служили юному Александру примером для подражания.

О детских годах Александра мы не знаем почти ничего. Очевидно, что в детстве Александр редко видел отца: Ярослав постоянно находился в военных походах. Но уже в 8 лет Александр сопровождал отца, когда тот в 1228 году пытался организовать поход новгородцев и псковичей на Ригу. Не получив поддержки, князь покинул Новгород, оставив там в знак своего «присутствия» старших сыновей — 10-летнего Федора и Александра. Естественно, что с княжичами остались надежные бояре и сотни две-три дружинников. Некоторые историки считают, что вместе с детьми какое-то время жила и княгиня Ростислава, которая благодаря предкам пользовалась особым почетом у новгородцев.

Оставляя малолетних сыновей в Новгороде, Ярослав Всеволодович хотел, чтобы они постепенно привыкали к сложной роли приглашенных князей и учились достойно отстаивать интересы отца, так как он надеялся получить великое княжение Владимирское.

Великим князем Владимирским Ярослав стал в 1236 г., когда на Русь напали полчища Золотой орды. Ему пришлось править разоренной и опустошенной землей. Александр в это время княжил в Новгороде, до которого завоеватели не дошли.

Вскоре Русь вошла на правах улуса в Золотую орду, а русские князья стали ездить в ставку к хану, чтобы получить ярлык на княжение. Отныне князья должны были отвечать перед ханом за все, что происходит в их владениях. По отношению к своим подданным и к соседним землям князья выступали как доверенные лица хана, его наместники в «русском улусе».

В этот период Русь постоянно подвергалась набегам и с северо-запада, проводимым по благословению Ватикана. Летом 1240 г. в ходе очередного похода шведские корабли вошли в Неву. Возможно, шведы неожиданным ударом надеялись овладеть крепостью Ладогой, располагавшейся близ устья Волхова. Узнав о приближении неприятеля, Александр с небольшим конным отрядом выступил навстречу шведам. Вероятно, что одновременно водным путем (по Волхову и далее через Ладогу в Неву) отправился отряд новгородского ополчения.


Шведы, не подозревая о стремительном приближении Александра, стали лагерем близ устья речки Ижоры — неподалеку от восточной окраины современного города Санкт-Петербурга. Здесь и напал на них молодой князь со своей дружиной.

Описание боя, которое приводится в «Житии Александра Невского», явно во многом вымышленное. Оно писалось через много лет после схватки со шведами и ставило целью прославление князя Александра, а не отражение реального хода событий.

«И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным», — так описывает «житие» начало похода шведов.

Вероятно, по масштабу и последствиям все было значительно скромнее. Обычная пограничная стычка, какие проходили почти ежегодно. Кстати, в летописях той поры ей и уделено всего несколько общих строк, а русские потери названы в 20 человек. В скандинавских хрониках она не упоминается вовсе, хотя по «житию» в ней погибло большое количество знатных шведов, а их предводитель был ранен в лицо копьем Александра. Кстати, позднее у Александра с ярлом Биргером, которого он якобы ранил в лицо, были хорошие отношения.


Считается, что именно после этого события Александра и нарекли «Невским». Это крайне сомнительно, так как о бое, произошедшем на окраине русских земель, простой народ практически ничего не знал, ведь участвовала в нем только небольшая княжеская дружина. А результаты того боя с военной точки зрения были незначительными (даже о пленных нет упоминаний) и никак не влияли на жизнь северо-западного региона Руси.

После одной из своих статей на тему истории XIII века, посвященной развенчанию мифа об Александре Невском, как национальном герое России, я получил от одного из постоянных читателей моего блога ein_arzt закономерный вопрос: "Почему же вопреки очевидным фактам из Александра делают героя и национальную святыню?".
Такой вопрос, кстати, мне постоянно приходится слышать от своих учеников.
Я обещал посвятить этой теме отдельный пост, и вот теперь, наконец, выполняю свое обещание.

Итак, почему все-таки Александр Невский - святой, к тому же весьма почитаемый на Русской земле, и почему его весьма спорная с точки зрения патриотизма историческая фигура настолько героизировалась?

Часто приходится слышать точку зрения, согласно которой признание великого князя Александра Ярославича святым было обусловлено христианским смирением, с которым он принял ордынскую власть, следуя апостольскому: "Противящийся власти противится Божию установлению" (Рим 13:2).


Однако, по справедливому замечанию моего учителя И. Н. Данилевского , "ожесточенное сопротивление одним завоевателям при раболепном подчинении другим - вряд ли результат признания божественности всякой власти". Если бы это было так, пришлось бы признать, что западные "братья во Христе", в отличие от ордынцев, действовали вне Божией воли, либо Ему об их деятельности было ничего не известно. Однако и то и другое предположение, с точки зрения христианского сознания, просто кощунственны.

Вообще любое выполнение властных функций с христианским смирением вряд ли совместимо, на то оно и правление, т. е. насилие (недаром слово "правый" родственно древнеиндийскому prabhus - "выдающийся по силе" и англосаксонскому fram - "сильный"). Мне, например, известны только два смиренных древнерусских князя: Борис и Глеб Владимировичи. Но для того, чтобы проявить это качество и стать благодаря ему святыми, им пришлось добровольно отказаться от власти и принять мученическую смерть. А ведь Александр Ярославич ни того ни другого делать не пытался. Да и почитнание его такими личностями как Иван Грозный, Петр Великий и И. В. Сталин, говорит о многом, но только не о смирении, присущем якобы этому святому.

К тому же, необходимо отметить, что святость Александра Невского не оправдывает все его поступки. Одно дело - не сопротивляться грабежу Орды и совсем другое - быть его активным соучастником. Причисление же к лику святых лишь искупает совершенные князем грехи. Во всяком случае, надеюсь, что святость равноапостольного князя Вдадимира не мешает осуждать растление несовершеннолетних, чем, как известно, грешил этот князь до принятия христианства?

Так что "смирение" Александра Невского в качестве причины его канонизации явно не при чем.

Так почему же Александр Невский был все же причислен к лику святых?

Чтобы ответить на этот вопрос, придется хотя бы кратко рассмотреть, что происходило в христианском мире в те времена, которые выпали на долю этого древнерусского князя.

В 1204 году под ударами крестоносцев пал Константинополь, что в итоге не только заставило императора Михаила VIII искать помощи на Западе, но и привело в конце концов к полной религиозной капитуляции Константинопольской патриархии перед папой Римским (Лионская уния 1274 г.).
Недаром, завершая свое горестное повествование о завоевании Царьграда "фрягами" в 1204 г., древнерусский книжник - очевидец этого события - заключает: "И тако погыбе царство богохранимого Констянтиняграда и земля Грьчьская въ сваде цесаревъ, еюже обладають Фрязи" .



С другой стороны, Даниил Романович Галицкий , героически сопротивляющийся монголам, вынужден был периодически искать убежища у своих католических соседей, в Венгрии, и даже принял от папы Римского королевскую корону, что произошло в 1254 г.
На этом фоне резко выделяется поведение Александра Ярославича .
Он не только не обращается за помощью к могущественным католическим правителям и иерархам, но и в довольно резкой форме отказывается от какого-либо сотрудничества с "латынянами" , когда те его предлагают:

"Некогда же приидоша къ нему послы от папы из великого Рима, ркуще: "Папа нашь тако глаголет: Слышахом тя князя честна и дивна, и земля твоя велика. Сего ради прислахом к тобе от двоюнадесятъ кординалу два хытреша - Агалдада и Гемонта, да послушаеши учения ихъ о законе Божии".
Князь же Александръ, здумавъ с мудреци своими, въсписа к нему и рече: "...от вас учения не приемлем". Они же възвратишася въсвояси".

Получается, что в условиях страшных испытаний, обрушившихся на православные земли в XIII веке, воспринимавшихся современниками как предвестники грядущего Апокалипсиса, великий Владимирский князь Александр Ярославич оказался едва ли не единственным из светских правителей, кто не усомнился в своей духовной правоте, не поколебился в своей вере и не отступился от своего - православного Бога. Отказавшись от совместных с католиками действий против Орды, он стал последним в то время властным оплотом православия, последним защитником православного мира (а ордынские ханы, следуя заветам Чингисхана, не преследовали православие на Руси и не пытались обратить покоренный ими народ в свою веру, сначала языческую, а с второй четверти XIV века мусульманскую. Более того, ордынцы отличались значительной веротерпимостью и не препятствовали распространению христианства, в том числе православия даже на территории Орды; так в столице Орды Сарае было несколько православных церквей, мирно соседствовавших с мечетями, возглавляемых православным епископом).

Могла ли такого правителя православная церковь не признать святым? И очевидно, именно по вышеуказанным причинам Александр Невский канонизирован вовсе не как "праведник" (праведности в его политике, о чем недвусмысленно говорят русские летописи, не было ни на грош), но как "благоверный" князь.

Надеюсь я смог ответить на вопрос: почему Александр Невский почитается в качестве святого .
Теперь предлагаю перейти к рассмотрению причин героизации этого князя как военного заступника за Русскую землю.

Вплоть до конца XVII века образ Александра Невского соответствовал изначальному - "святой благоверный князь" .
Этот образ начинает трансформироваться в самом начале XVIII века, когда Петр I начал войну с Швецией за выход для России к столь необходимому для развития внешнеэкономических связей с Западной Европой побережью Финского залива Балтийского моря. Для обоснования претензий на земли, принадлежавшие в это время Швеции, царю Петру Алексеевичу было необходимо найти доказатество того, что они являются исконной территорией Российского государства . Причем, чем дальше в истории найдется такое доказательство, тем будут более обоснованными эти претензии.
Ливонская война Ивана Грозного здесь не очень подходила хотя бы потому, что была не так уж давно, с точки зрения начала XVIII века, да и к тому же, они в итоге была проиграна. Нужен был другой - более древний и победный пример.
Вот тут то и всплыл образ "благоверного" князя Александра Невского, который, во-первых, победил ни кого-нибудь, а именно врагов Петра шведов в Невской битве, а во-вторых, уже являлся святым.

Петр I предпринимает массу действий, которые мы сейчас назвали бы пропагандистскими, для возвеличивания Александра Невского.

В 1724 году, по распоряжению первого российского императора и при его непосредственном участии, останки святого князя были торжественно перенесены из Владимира-на-Клязьме в новую столицу России - Санкт-Петербург.
Петр I устанавливает день празднования памяти Александра (кстати, 30 августа, т. е. в день заключения Ништадтского мира со Швецией).

В дальнейшем образ Александра как защитника Русской земли был закреплен в массовом сознании целым рядом официальных мероприятий.

Так, в 1725 году Екатерина I учредила высший военный орден его имени .


Императрица Елизавета в 1753 году соорудила для мощей Александра серебряную раку:

Тогда же был учрежден ежегодный крестный ход из петербургского Казанского собора в Александро-Невскую лавру (один из четырех крупнейших монастырей в России). Кстати этот крестный ход проходил по Невскому проспекту, который называется так вовсе не по реке Неве, как многие до сих пор думают.


Традиция почитания Александра Невского сохранилась и в советский период.

Накануне войны, в 1938 году С. М. Эйзенштейн снял апологетический фильм "Александр Невский" . Сценарий этого фильма получил резко отрицательную оценку историков. Фильм был запрещен к показу, но причиной этого стали не расхождения с исторической правдой, а внешнеполитические соображения, в частности нежелание портить отношения с Германией, с которой намечалось заключение военно-политического союза.

Фильм С. М. Эйзенштейна вышел на экраны в 1941 году , поскольку полностью изменилась внешнеполитическая ситуация, и образ "великого полководца" Александа Невского, под развеселую музыку горомящего немецких захватчиков на льду Чудского озера, снова стал более чем актуальным.


После официального выхода фильма на экраны страны его создатели были удостоены Сталинской премии. С этого момента начался новый взлет популярности древнерусского князя.

29 июля 1942 года был учрежден советский военный орден Александра Невского , на котором изображен не кто иной как актер Николай Черкасов, сыгравший в фильме С. Эйзенштейна роль князя:


В годы Великой Отечественной войны на денежные пожертвования, сделанные верующими, была построена авиционная эскадрилья имени Александра Невского.
А в послевоенное время князю Александру было поставлено несколько памятников, в том числе и во Владимире - столице великого княжения благодаря Неврюевой рати 1252 года .

Впрочем, установка памятников этому князю продолжается и в нвнешние времена:



При этом военные заслуги Александра (победы в 1240 году на Неве над десантом шведских рыцарей и в 1242 году на льду Чудского озера над немецкими рыцарями) всячески преувеличивались, а его тесное сотрудничество с монгольскими завоевателями (подавление антимонгольских восстаний в русских городах, сдача Пскова и Новгорода монголам, использование монгольских отрядов в борьбе за личную власть) замалчивались.

Именно в таком обличье Александр Невский и сохраняется сегодня в качестве культовой фигуры в массовом сознании.

Если же вы снова спросите: "Почему?" , то ответ будет простым: с точки зрения современной официальной российской идеологии (кто-то еще верит в то, что согласно Конституции РФ, никакая идеология не может являться обязательной?) образ Александра Невского как национального героя - это "духовная скрепа" (честно говоря, меня просто бесит от этого неуклюжего неологизма). Но подбор "духовных скреп" осуществляю не я, и не я пишу учебники истории для школы и вузов, в которых как и прежде предатель русских национальных интересов превозносится как "защитник Земли Русской".

Думаю, что я теперь ответил на все вопросы по поводу личности Александра Невского. Если же у вас, мои уважаемые читатели, возникнут какие-нибудь еще вопросы, то я постараюсь на них, по мере своих возможностей, ответить.

Сергей Воробьев.
Благодарю за внимание.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII - XIV вв.): Курс лекций. М., 2001. С. 221.
2. Осипова К. А. Восстановленная Византийская империя: Внутренняя и внешняя политика первых Палеологов // История Византии: В 3 т. М., 1967. Т. 3. С. 83.
3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. // ПСРЛ. М., 2000. Т. 3. С. 49.
4. Повести о житии и храбрости благоверного и великаго князя Александра // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. С. 436.
5. См., например: Тихомиров М. Н. Издевка над историей // Историк-марксист. 1938. №3. С. 92.