Петр кузнецов пензенские затворники. Реалити-шоу "Пензенские затворники": взгляд из села Никольское. Петр Кузнецов: чужой среди своих

Пензенской области в ожидании конца света , который, по их убеждениям, должен был произойти в 2012 году в результате падения на землю кометы «Армагеддон» , позже дата была изменена на май 2008 года . По утверждению многих СМИ, затворники принадлежали к одной из групп истинно-православных христиан (ИПЦ) , однако сами они заявили, по словам местного священника РПЦ , «что они христиане и что Церковь не выполняет возложенную на неё миссию, поэтому „конец света“ близок и они лишь спасают себя» .

Хроника событий

Акция началась в середине октября 2007 года , когда сидельцы вместе с 4 детьми вселились в подземные укрытия на окраине села Никольское . Они угрожали себя сжечь в случае насильственной эвакуации. Инициатором затвора был 43-летний Пётр Кузнецов, а после его ареста с 16 ноября 2007 года группой отшельников руководила 82-летняя игуменья Антония . Особую неприязнь сидельцы испытывают к ИНН , считая его печатью дьявола . Группа начала формироваться за полтора года до этих событий .

Лидер сектантов Пётр Кузнецов был задержан 16 ноября 2007 года и помещён в Пензенскую областную психиатрическую больницу с диагнозом «бредовое состояние личности» . В дальнейшем против Петра Кузнецова было возбуждено два уголовных дела по статьям «создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью» и «возбуждение ненависти либо вражды по религиозным и национальным признакам» .

Мнения и оценки

Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет в своём интервью 15 апреля 2008 года заявил, что считает неправильным применение термина «секта » по отношению к этой группе людей: «Это обычные православные христиане. Они не сектанты» . Миссионер РПЦ дьякон Андрей Кураев также заявил о том, что «никакие это не сектанты, это наши православные люди». По мнению журналиста Павла Круга из НГ Религия , «если заклеймить „петровцев“ сектантами, ровно то же самое следует сделать по отношению к массе православных верующих, которые также убеждены в наличии трёх шестёрок в российском паспорте, в существовании мирового масонского заговора , в скором приходе антихриста и т. д. Такие настроения не редкость в православных общинах, особенно в монастырях. А признать огромную часть прихожан Русской Православной Церкви „деструктивной сектой“ ни церковный, ни светский истеблишмент явно не готов. Но и найти подходы к решению проблемы он не в состоянии» .

Источники

Напишите отзыв о статье "Пензенские затворники"

Ссылки

  • «НГ Религия», 16.04.2008.

Отрывок, характеризующий Пензенские затворники

– А! Граф Ростов! – радостно заговорил Пьер. – Так вы его сын, Илья. Я, можете себе представить, в первую минуту не узнал вас. Помните, как мы на Воробьевы горы ездили c m me Jacquot… [мадам Жако…] давно.
– Вы ошибаетесь, – неторопливо, с смелою и несколько насмешливою улыбкой проговорил Борис. – Я Борис, сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. Ростова отца зовут Ильей, а сына – Николаем. И я m me Jacquot никакой не знал.
Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него.
– Ах, ну что это! я всё спутал. В Москве столько родных! Вы Борис…да. Ну вот мы с вами и договорились. Ну, что вы думаете о булонской экспедиции? Ведь англичанам плохо придется, ежели только Наполеон переправится через канал? Я думаю, что экспедиция очень возможна. Вилльнев бы не оплошал!
Борис ничего не знал о булонской экспедиции, он не читал газет и о Вилльневе в первый раз слышал.
– Мы здесь в Москве больше заняты обедами и сплетнями, чем политикой, – сказал он своим спокойным, насмешливым тоном. – Я ничего про это не знаю и не думаю. Москва занята сплетнями больше всего, – продолжал он. – Теперь говорят про вас и про графа.
Пьер улыбнулся своей доброю улыбкой, как будто боясь за своего собеседника, как бы он не сказал чего нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться. Но Борис говорил отчетливо, ясно и сухо, прямо глядя в глаза Пьеру.
– Москве больше делать нечего, как сплетничать, – продолжал он. – Все заняты тем, кому оставит граф свое состояние, хотя, может быть, он переживет всех нас, чего я от души желаю…
– Да, это всё очень тяжело, – подхватил Пьер, – очень тяжело. – Пьер всё боялся, что этот офицер нечаянно вдастся в неловкий для самого себя разговор.
– А вам должно казаться, – говорил Борис, слегка краснея, но не изменяя голоса и позы, – вам должно казаться, что все заняты только тем, чтобы получить что нибудь от богача.
«Так и есть», подумал Пьер.
– А я именно хочу сказать вам, чтоб избежать недоразумений, что вы очень ошибетесь, ежели причтете меня и мою мать к числу этих людей. Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него.
Пьер долго не мог понять, но когда понял, вскочил с дивана, ухватил Бориса за руку снизу с свойственною ему быстротой и неловкостью и, раскрасневшись гораздо более, чем Борис, начал говорить с смешанным чувством стыда и досады.
– Вот это странно! Я разве… да и кто ж мог думать… Я очень знаю…
Но Борис опять перебил его:
– Я рад, что высказал всё. Может быть, вам неприятно, вы меня извините, – сказал он, успокоивая Пьера, вместо того чтоб быть успокоиваемым им, – но я надеюсь, что не оскорбил вас. Я имею правило говорить всё прямо… Как же мне передать? Вы приедете обедать к Ростовым?
И Борис, видимо свалив с себя тяжелую обязанность, сам выйдя из неловкого положения и поставив в него другого, сделался опять совершенно приятен.
– Нет, послушайте, – сказал Пьер, успокоиваясь. – Вы удивительный человек. То, что вы сейчас сказали, очень хорошо, очень хорошо. Разумеется, вы меня не знаете. Мы так давно не видались…детьми еще… Вы можете предполагать во мне… Я вас понимаю, очень понимаю. Я бы этого не сделал, у меня недостало бы духу, но это прекрасно. Я очень рад, что познакомился с вами. Странно, – прибавил он, помолчав и улыбаясь, – что вы во мне предполагали! – Он засмеялся. – Ну, да что ж? Мы познакомимся с вами лучше. Пожалуйста. – Он пожал руку Борису. – Вы знаете ли, я ни разу не был у графа. Он меня не звал… Мне его жалко, как человека… Но что же делать?
– И вы думаете, что Наполеон успеет переправить армию? – спросил Борис, улыбаясь.
Пьер понял, что Борис хотел переменить разговор, и, соглашаясь с ним, начал излагать выгоды и невыгоды булонского предприятия.
Лакей пришел вызвать Бориса к княгине. Княгиня уезжала. Пьер обещался приехать обедать затем, чтобы ближе сойтись с Борисом, крепко жал его руку, ласково глядя ему в глаза через очки… По уходе его Пьер долго еще ходил по комнате, уже не пронзая невидимого врага шпагой, а улыбаясь при воспоминании об этом милом, умном и твердом молодом человеке.
Как это бывает в первой молодости и особенно в одиноком положении, он почувствовал беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним.
Князь Василий провожал княгиню. Княгиня держала платок у глаз, и лицо ее было в слезах.
– Это ужасно! ужасно! – говорила она, – но чего бы мне ни стоило, я исполню свой долг. Я приеду ночевать. Его нельзя так оставить. Каждая минута дорога. Я не понимаю, чего мешкают княжны. Может, Бог поможет мне найти средство его приготовить!… Adieu, mon prince, que le bon Dieu vous soutienne… [Прощайте, князь, да поддержит вас Бог.]
– Adieu, ma bonne, [Прощайте, моя милая,] – отвечал князь Василий, повертываясь от нее.
– Ах, он в ужасном положении, – сказала мать сыну, когда они опять садились в карету. – Он почти никого не узнает.
– Я не понимаю, маменька, какие его отношения к Пьеру? – спросил сын.
– Всё скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит…
– Но почему вы думаете, что он оставит что нибудь нам?
– Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны!
– Ну, это еще недостаточная причина, маменька.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Как он плох! – восклицала мать.

Когда Анна Михайловна уехала с сыном к графу Кириллу Владимировичу Безухому, графиня Ростова долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец, она позвонила.
– Что вы, милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место.
Графиня была расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги и поэтому была не в духе, что выражалось у нее всегда наименованием горничной «милая» и «вы».
– Виновата с, – сказала горничная.
– Попросите ко мне графа.
Граф, переваливаясь, подошел к жене с несколько виноватым видом, как и всегда.
– Ну, графинюшка! Какое saute au madere [сотэ на мадере] из рябчиков будет, ma chere! Я попробовал; не даром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит!
Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы.
– Что прикажете, графинюшка?
– Вот что, мой друг, – что это у тебя запачкано здесь? – сказала она, указывая на жилет. – Это сотэ, верно, – прибавила она улыбаясь. – Вот что, граф: мне денег нужно.

Руслан Салахбеков, РИА Новости

Осенью 2007 года в пензенском селе Никольское случилось событие, которое надолго изменило жизнь никольчан и которое, несомненно, войдет в историю села как один из ярчайших ее эпизодов. Своего земляка Петьку, или Петра Кузнецова, они и раньше знали как человека, сильно увлекшегося религией, беспрестанно молящегося и постящегося. Уже привыкли к десяткам съехавшихся к нему последователей со всей страны и даже из-за ее пределов. Но когда в ноябре выяснилось, что они вырыли подземное убежище и ждут в нем «конца света», маленькое Никольское с его тремястами жителями оказалось под прицелом телекамер со всего мира - началось самое настоящее реалити-шоу под названием «Пензенские затворники», участниками которого поневоле стали и местные жители.

Деревенские гостиницы: от 500 рублей в сутки

«Это сейчас вы стали спокойные, а то сначала ходили как ненормальные, приставали ко всем: ну расскажите что-нибудь про затворников. А что мы расскажем, что мы знаем? Один Петька только наш, остальные же приезжие. Ваших поначалу и в дом не пускали пожить, мало ли что... И машины им на дороге не останавливали, попутку не могли поймать», - говорит Антонина Баканова, или тетя Тоня, в доме которой на Заречной улице остановился корреспондент РИА Новости.

Сейчас и попутки останавливаются, и дома журналистам сдают - привыкли. Заселиться в дом к местным жителям стоит от 500 до 1000 рублей в сутки. Причем от цены не зависит, жить ли постояльцам с хозяевами или без, будут ли их кормить. Кто как договорится. Надо сказать, что работы в селе нет, доходы в основном с пенсии, которая здесь около 3 тысяч в месяц, и с приусадебных участков. Поэтому удается неплохо по сельским меркам подработать. Правда, в селе сдаются всего несколько домов - привыкшие к большому городу журналисты часто предпочитают гостиницы в Беково (райцентр), Сердобске (соседний райцентр) и даже в Ртищево соседней Саратовской области.

И вообще большого дохода от наплыва приезжих сельчане пока не получили. Тетя Тоня, которая открыла недавно свой магазин, говорит, что журналист заходил туда только однажды, за сигаретами, да и то не купил - такие, мол, не курит.

«А вот сегодня наши пришли, ящик пива взяли. Потом они же пришли, еще ящик взяли. Потом еще 10 бутылок... Вот скажи, как они жениться будут? Им до девок что ли, пьяницам?!» - сокрушается тетя Тоня, которую судьба односельчан волнует гораздо больше, чем сигареты для капризного журналиста.

Петр Кузнецов: чужой среди своих

«Ну и натворил делов Петька, ну и взбаламутил всех! А мать как радовалась поначалу: Петька-то какой стал, все богу молится, только об этом и думает. Вот, домолился...» - так говорят сельчане о своем 44-летнем земляке, предрекающем «конец света». Из никольских среди затворников только Кузнецов - его семья давно живет в доме на сельской окраине с живописным названием Погановка. А все его последователи - не местные. С самого их появления сельчане отнеслись к пришельцам настороженно.

«Они здесь давно, прошлой весной уже точно были. Петька накупил им тут несколько домов, в них и жили. И у Петьки дома тоже жили. Странные какие-то. Вот дети играют на улице - даже не здороваются», - говорит тетя Тоня.

Не сказать, чтобы тетя Тоня сильно не любила последователей Кузнецова, но относится к ним настороженно.

«В церковь нашу не ходят, хоть и говорят, что православные. У нас-то в деревне церкви нет, мы ходим в Хованщино (село в 9 километрах от Никольского). А они и туда не ходят. Мол, неправильная у вас церковь! Построили у кузнецовского дома свою, «правильную» молельную... И сам Петька странный стал. Бороду отрастил. Здороваешься с ним, а он тебе до земли кланяется...», - непривычное поведение позволяет тете Тоне безошибочно определить: некогда свой Петька Кузнецов теперь уже человек из другого мира. Село живет весенне-полевыми работами и скорой Пасхой, а Кузнецов и его люди - скорым «концом света». Кузнецовская община и остальное село живут как будто в параллельных мирах.

Женский бунт, осмысленный и беспощадный

Повышенное внимание власти к последователям Кузнецова злит никольчан не на шутку. Поэтому когда возникают проблемы, пусть обычные для села или даже общие для всей страны - все бочки катятся на затворников. И на власть, которой сельчане не особенно жалуют.

15 апреля в Никольском подорожал и без того недешевый хлеб - с 13 до 14 рублей за буханку. «Говорят, из-за бензина хлеб подорожал! Как же, к этим ненормальным (затворникам) ездить - бензин есть! Им все бесплатно готовы везти, лишь бы ублажить! А нам сразу цену подняли!», - зашедшая в гости к тете Тоне соседка очень недовольна.

Досталось затворникам (заочно) и власти (очно) и 16 апреля, когда дядя Вова с Заречной улицы спилил березу, а она упала на провода и оставила без электричества половину села. Дежурные электросети неосторожно нагрубили позвонившей сельчанке в том смысле, что все претензии к дяде Вове. А в этот момент глава района Владимир Протоворов приехал в дом Кузнецова на переговоры - возмущения сельчан не было предела! В селе света нет - а он к этим «монахам» (так их здесь называют) на поклон! В итоге самая активная часть населения - женщины - заблокировала районному голове выезд из кузнецовского дома и выпустила только под обещания восстановить порванные провода. К вечеру свет в домах зажегся, но разговоров хватило на несколько дней - о том, что как к затворникам, так сразу, а как свет в селе починить...

Милиция - журналисты: кто кого пересидит

Возле Гречичного оврага, где обосновались затворники, две группы дежурных - журналисты и сотрудники милиции. Они расположились по краям оврага и неустанно следят друг за другом. Чуть не так поведут себя милиционеры, покажется журналистам что-то подозрительным - тут же бегут вниз смотреть, может, будет повод для новости. А если журналисты подойдут слишком близко к убежищу - уже бегут милиционеры: близко подходить запрещено.

«Ходим каждый час, смотрим, изменилось ли что. Зимой холодно было, хорошо, у нас в вагончике буржуйка. Вот сейчас потухла, надо бы зажечь...», - сотрудник ежится от ветра, который на овраге дует практически всегда.

Милиция дежурит круглосуточно. Живут в вагончике на колесах, из которого торчит труба - зимой без печки точно замерзли бы. Вокруг входа в убежище лента, за которую они обязаны никого не пускать. Сначала лента была по обе стороны оврага, сейчас уже начинается у милицейского вагончика и заканчивается за входом в убежище затворников - огородили по минимуму.

«А вот если мы на пять минут уйдем, ваши-то, журналисты, сразу в пещере будут (смеется ). А ваших я уже некоторых знаю. Тут Максим с «НТВ» с самого начала. Уже, говорят, и жену сюда привез, в Беково она вроде бы живет. Говорят, и машину здесь купил, на ней и ездит из Беково к оврагу» - имени сотрудника корреспондент решил не спрашивать - на всякий случай, чтобы у того не было проблем с начальством.

Собственное расследование жителей Никольского

Новости про затворников жители Никольского отслеживают не хуже журналистов, интересуются любыми подробностями. Когда отшельники вдруг куда-то засобирались осенью прошлого года, сельчане тут же начали собственное расследование. Сначала их, правда, удалось сбить с толку - кузнецовцы сказали, что уезжают в другую деревню. Но потом сельчане узнали про сидельцев в овраге, и расследование пошло по верному пути.

«Кузнецовский дом-то где стоит? Овраг прямо от него и начитается (от дома до подземного убежища метров триста). Они и ходили по оврагу, поэтому никто их и не видел. Ходили по двое-трое, наверное, рыли, потом так же и вещи носили», - делится результатами проведенного всем селом расследования тетя Тоня. Говорит, что люди Кузнецова с самого начала не хотели, чтобы на них лишний раз внимание обращали. Поэтому, говорит, и выбрали такое тихое место - даже не на окраине затерянного в средней полосе России Никольского, а в овраге, где вообще никого никогда не бывает.

Все передвижения последователей Кузнецова, конфликты внутри общины жители Никольского отслеживают с не меньшим интересом: «Ну да, Недогон (Виталий Недогон - один из лидеров сообщества Кузнецова) сказал, что никуда не поедет, пока своих денег из Петьки не вытрясет. Ну да, а куда он поедет, если дом свой и вообще все продал и все деньги Петьке отдал?». Или: «А Недогонов-то сын приходил к соседу, а Мишка ему и говорит: вот что вы творите, делать вам нечего! А он: будет о чем детям рассказать!».

История с затворниками стала для сельчан чем-то вроде сериала или даже реалити-шоу. Их интересует все: приезд вице-губернатора, который все пытается поговорить с затворниками и слышит в ответ только «охранные» псалмы от непрошенных гостей; выдворение пятерых затворниц - гражданок Белоруссии; якобы имевший место развод с женой того самого Недогона, который живет теперь в отдельном доме.

Больше всего в этой истории сельчанам не нравится то, как показывают устроившие реалити-шоу журналисты село и его обитателей. «Вон, по телевизору говорили, что тут у нас захолустье, нет ни газа, ни электричества, везде грязь... Вот когда показывают, выберут самое грязное место - и показывают! Специально, что ли, делают?!» - тете Тоне за село обидно. Хотя ей по большому счету не до журналистов и не до затворников, как и большинству местных жителей. Надо за хозяйством смотреть: поросята, куры, дом с приусадебным участком. Тут магазин еще, торговать надо... Жизнь продолжается.

В начале ноября 2007 года в овраге села Никольское Бековского района 29 последователей апокалиптической секты «Горный Иерусалим», включая четверых детей (самой младшей исполнилось только год и 8 месяцев) в ожидании «конца света» заживо замуровали себя под землей в пещере, они намеревались до мая ждать в подземелье конца света и угрожали взорвать себя, если их попытаются вывести на поверхность! …..

Лидер секты, самозваный «схимонах» Петр Кузнецов, в пещеры не пошел, сославшись на «другое предназначение в жизни».

…..Село, в котором обосновались сектанты, называется Никольское. Многие СМИ называют его Погановка. Отчасти это не правильно. Дело в том, что район села в котором поселись, и жили молясь будущие затворники, действительно называется Погановка. А все потому, что рядом начинается овраг, который местные жители называют Поганый, в него раньше сваливали весь умерший скот, падаль, погань.

О том, что в Никольском обосновались сектанты, здесь знали все. В том числе и власти. Тем более что главой сектантов был местный — Петр Кузнецов. Некогда он уехал из села, окончил в Пензе строительный вуз, работал в проектном институте. Обзавелся семьей, есть сын. Потом с ним приключилась какая-то явно болезненная религиозность. Он стал часами говорить о грядущем конце света, а однажды принес в свою пензенскую квартиру… сосновый гроб. И спал с той поры только в нем.
В конце концов, его супруга вызвала психиатрическую бригаду. Петра месяц продержали в областном психоневрологическом диспансере и выписали с диагнозом «шизофрения» и второй группой инвалидности. Жена с Петром вскоре развелась, и он вернулся к матери в Никольское.
Из деревни он надолго исчезал, как выяснится позже, разъезжал по городам и весям в поисках единомышленников. Побывал даже в Белоруссии, откуда его выдворила миграционная служба ввиду отсутствия паспорта. Забегая вперед, отметим, что в одном из последних интервью «пророк Петр» рассказал, что он и все его сторонники, «сожгли свои паспорта, поскольку в них обозначено «число дьявола» 666. Одной из причин заточения затворников в Пензенской области стало их нежелание получать индивидуальные номера налогоплательщиков (ИНН). Каждый ИНН содержит "число зверя". По их мнению -"Сейчас имя человека заменяется номером. Вводятся восемнадцатизначные номера, которые при делении на три дают три шестерки — дьявольское число».

В общем, в 2006 году в Никольском стали появляться «переселенцы». Люди ехали из Ставропольского края, Мурманска, Ростовской области, Белоруссии и даже с Дальнего Востока. Некоторые, погостив, уезжали, а семь семей обосновались в Погановке. Покупали заброшенные дома, в одном - в этом доме раньше жили родители Петра Кузнецова - устроили молельню. Поставили на крыше крест. Построили летнюю беседку с плитой и нарами. Среди последователей «пророка» по большей части женщины, хотя, говорят, среди ушедших под землю есть и доктор наук, и бизнесмен.
Односельчанам Петр говорил, что никакие они не сектанты, а наоборот — православные чистейшей воды. Да и книги, которые писал Петр Кузнецов, назывались «Русская православная церковь. Наставления для малого стада». Или «Откровения схимонаха Максима». «Учение» Петра Кузнецова состояло в отказе от всех благ цивилизации — таких, как электричество, телевидение, горячая вода и даже паровое отопление. А уж мобильные телефоны и вовсе порождение антихриста! Неудивительно, что его последователи своих детей в школу не пускали и сами предпочитали общения избегать. По воле Кузнецова они несли различные повинности. Например, следовало прожить три дня в лесу без еды и воды. А однажды на стенах их молельного дома появилось объявление: «Извините, но мы дали обет молчания». И в самом деле, целый месяц сектанты хранили тишину. А потом снова заговорили.
Сам Петр Кузнецов считает себя посредником между людьми и Богом. Он постоянно крестит себя и все углы, и пищу. Мечтает встретиться со Священным синодом и донести до иерархов правду о грядущем конце света. По его расчетам, конец света «назначен» на май 2008 года. Почему на май? На это указывает Новый Завет, если его правильно расшифровать и сделать сложные математические выкладки. Так что люди, которые зарылись в пещере — это современный Ноев ковчег. После апокалипсиса в мае в живых останутся лишь они и еще небольшое количество праведников. От них пойдет новый род человеческий, а вот самому Петру спастись, скорее всего, не удастся, но он сознательно не пошел в пещеру, дабы до последней минуты вразумлять заблудших…..

…..Исчезновение из села сектантов случилось тайно. Местные даже подумали, мол, куда-то съехали. Никто не знал, что несколько месяцев сектанты рыли себе убежище. На вопрос, как же этой работы никто не заметил, Петр Кузнецов самодовольно отвечает:
— Копали мы полтора месяца, чаще ночами. Бог нас прикрывал, и ангелы нам помогали.
Схрон в длину метров 50 и высотой в человеческий рост. По форме подземелье напоминает подкову. По бокам в нем отдельные «кельи» на двух-трех человек. В одном конце выкопали колодец, на другом — туалет, есть небольшая кухня. Бункер вырыт на глубине трех метров. На поверхность выведены шесть вентиляционных отдушин. Стены, пол и потолок пещеры обложены пенопластом.

На вопрос, не обвалится ли пещера, он отвечает, что среди строителей — бывший московский метростроевец, и с инженерной точки зрения все продумано. Температура в «бункере» около 17 градусов. Оказывается, в подземелье предусмотрительно захватили термометр. Тут есть даже баня с душем.
Затворники взяли с собой мед, зерно, 450 литров бензина, газ в баллонах, четыре газовых плиты, газовые обогреватели, различные соленья-варенья. Питались подземные отшельники горячей пищей — борщами, кашей, блинами, хотя поначалу пресса писала, что из отдушин доносится запах лапши «Доширак». Уходили сектанты 8 ноября 2007 года в подземелье тайно, ночью. По одному. Землю тут же присыпал снег, и, считай неделю, никто в Никольском не догадывался, что под землей оказались 29 человек, среди которых четверо детей…
Первой тревогу забила дочь одной из женщин, ушедших в подземелье. Она приехала навестить мать, и никого не нашла. Бросилась в прокуратуру, и тогда-то оперативники взялись за Кузнецова. Он долго сопротивлялся, и только на четвертый день указал место подземелья. Хотя, по правде, найти его было совсем несложно — над оврагом поднимается дым и пар: люди дышат, готовят себе еду.
По рассказам очевидцев, при первых попытках вызволить из подземелья четверых ребятишек (младшему не исполнилось и полутора лет), в ответ из пещеры раздались два выстрела в воздух ружейной картечью. А затем сектанты завалили вход мешками с песком и пригрозили взорвать себя с использованием газовых баллонов.
После этого место затворничества сектантов оцепила милиция. К «месту происшествия» тут же хлынули десятки корреспондентов российских и зарубежных СМИ. Представители Русской Православной Церкви непрерывно пытались вступить в переговоры с затворниками. Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет обращался к ним с увещевательным словом. Владыка напомнил, что Спаситель, обращаясь в Евангелии к будущим христианам, говорил о грядущем конце света: «…не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». «Бодрствуйте потому, что никто не знает, в который час Господь ваш придет». К сектантам приходили старцы, православные батюшки — бесполезно. «Мы молимся, чтобы Господь вывел на свет этих заблудших людей», — говорит владыка Филарет. А тем временем Погановку буквально облепили журналисты. Для большинства из них это просто шоу. И название для него в журналистской «тусовке» уже придумали соответствующее и весьма циничное — «Дом-3».
Сразу после скандала следственный комитет при Прокуратуре РФ по Пензенской области возбудил уголовное дело по статье 239 УК РФ — «Создание религиозных или общественных организаций, деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью». Однако тут же представитель аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Н. Черемин заявляет:
— Люди, которые ушли в землянки, не нарушили ни одной статьи Конституции РФ. Мы не должны относиться к ним как к преступникам.
Тоже, вроде, верно — каждый может вырыть у себя на огороде землянку и жить в ней до скончания века.
Теперь, что касается заявления представителей власти о том, что ушедшие в подземелье не нарушили никаких законов. Это верно, но известный сектовед Александр Дворкин совершенно справедливо заявил: «На самом деле о добровольном помещении этих людей в бункер говорить не приходится. Потому что на самом деле люди находятся под долгим психологическим воздействием этого самого «отца Петра». Он манипулировал их сознанием, изолировал их в далекой деревне, вдали от их привычного окружения и, в конечном счете, довел их до такой вот истерии».

В марте 2008 года из-за паводка подземное укрытие сектантов стало разрушаться.Местные утверждают, что как раз в это время видели две пожарные машины, которые ехали в сторону пещеры, возможно именно они и вызвали паводок….

«…. 28 марта после переговоров семь женщин согласились выйти на поверхность, 1 и 2 апреля подземное укрытие покинули еще 17 человек. Еще 11 сектантов отказываются выходить на поверхность. Вышедшие пытаются уговорить отшельников последовать их примеру. Те обещают сделать это 27 апреля, в день Пасхи….

…. В среду, 2 апреля, предводитель пензенских сектантов Петр Кузнецов пытался покончить с собой. Его нашли в сарае на территории собственного дома и отвезли в больницу с черепно-мозговой травмой. Мотивом к суициду могло стать разочарование в том, что не наступил «конец света».

Ранее сообщалось, что Кузнецов был избит своими же сторонниками, но потом представитель следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Пензенской области заявил, что основная версия - попытка суицида. Кузнецов нанес себе неким объектом колото-резаные раны. После чего он был доставлен в больницу, в настоящее время состояние здоровья Кузнецова хорошее, он находится под наблюдением врачей.

В четверг, 10 апреля, затворники прекратили переговоры, сославшись на взятый ими обет молчания….

Хроника событий:

  • Октябрь — ноябрь 2007 года — начало добровольного заточения около 30 человек.
  • Февраль 2008 года — в землянке из-за упавшей свечи произошёл пожар.
  • Середина марта 2008 года — из-за паводков произошло частичное обрушение пещеры.
  • 29 марта 2008 года появились сведения, что 7 затворниц вышли на поверхность. 28 человек, в том числе дети, выходить отказались.
  • 1 апреля — пещеру покинуло 14 человек.
  • 3 апреля оставшиеся затворники дали обет молчания.
  • 9 апреля выбравшийся на поверхность Виталий Недогон сообщил, что двое затворников умерли (от недоедания и рака) и были «захоронены» в пещере.
  • 14 апреля обет молчания нарушен.
  • 16 мая 2008 года — последние сидельцы (8 мужчин и 1 женщина) покинули своё убежище, так и не дождавшись конца света.

Лидер сектантов Пётр Кузнецов был задержан 16 ноября 2007 года и помещён в Пензенскую областную психиатрическую больницу с диагнозом «бредовое состояние личности». В дальнейшем против Петра Кузнецова было возбуждено два уголовных дела по статьям «создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью» и «возбуждение ненависти либо вражды по религиозным и национальным признакам». В настоящее время Пётр Кузнецов находится на лечении в областной психиатрической больнице.

В результате падения на землю кометы «Армагеддон» , позже дата была изменена на май 2008 года . По утверждению многих СМИ затворники принадлежали к одной из групп истинно-православных христиан (ИПЦ) , однако сами они заявили, по словам местного священника РПЦ , «что они христиане и что Церковь не выполняет возложенную на нее миссию, поэтому „конец света“ близок и они лишь спасают себя» .

Хроника событий

Акция началась в середине октября 2007 года , когда сидельцы вместе с 4 детьми вселились в подземные укрытия на окраине села Никольское . Они угрожали себя сжечь в случае насильственной эвакуации. Инициатором затвора был 43-летний Пётр Кузнецов, а после его ареста с 16 ноября 2007 года группой отшельников руководила 82-летняя игуменья Антония . Особую неприязнь сидельцы испытывают к ИНН , считая его печатью дьявола . Группа начала формироваться за полтора года до этих событий .

Лидер сектантов Пётр Кузнецов был задержан 16 ноября 2007 года и помещен в Пензенскую областную психиатрическую больницу с диагнозом «бредовое состояние личности» . В дальнейшем против Петра Кузнецова было возбуждено два уголовных дела по статьям «создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью» и «возбуждение ненависти либо вражды по религиозным и национальным признакам» .

Мнения и оценки

Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет в своем интервью 15 апреля 2008 года заявил, что считает неправильным применение термина «секта » по отношению к этой группе людей: «Это обычные православные христиане. Они не сектанты» . Миссионер РПЦ дьякон Андрей Кураев также заявил о том, что «никакие это не сектанты, это наши православные люди». По мнению журналиста П. Круга, «если заклеймить „петровцев“ сектантами, ровно то же самое следует сделать по отношению к массе православных верующих, которые также убеждены в наличии трех шестерок в российском паспорте, в существовании мирового масонского заговора, в скором приходе антихриста и т. д. Такие настроения не редкость в православных общинах, особенно в монастырях. А признать огромную часть прихожан Русской Православной Церкви „деструктивной сектой“ ни церковный, ни светский истеблишмент явно не готов. Но и найти подходы к решению проблемы он не в состоянии» .

Источники

Ссылки

  • Пенза православная. Обзор событий в Бековском районе пензенскими СМИ
  • Пензенские затворники: Психиатр сказал, что мы не сектанты!
  • «Из глубины воззвах.» Секта затворников - обратная сторона религиозного возрождения в России. статья Андрея Мельникова в НГ Религии 16 апреля 2008 г.
  • Андрей Мельников. «Горний Иерусалим» в пензенском овраге . «Независимая газета», 3 апреля 2008 г.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • WDS
  • Баксан (ледник)

Смотреть что такое "Пензенские затворники" в других словарях:

    Пензенские сектанты

    Затворники - Горный затвор близ буддийского монастыря Сэра (Индия) Затворники первоначально: христианские подвижники, которые добровольно заключали себя на целую жизнь в пещеры и … Википедия

    Никольские сидельцы - Пензенские затворники группа из 30 человек , ушедших в добровольный затвор в Бековском районе Пензенской области в ожидании конца света, который, по их убеждениям, должен был произойти в мае 2008 года. Затворники принадлежали к одной из групп… … Википедия

    Даты конца света (список) - Основная статья: Конец света Содержание 1 Несбывшиеся прогнозы конца света и других событий … Википедия

    Список дат конца света - Основная статья: Конец света Хотя традиционные религии не говорят о конкретной дате конца света, О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец … Википедия

    Никольское (Бековский район) - У этого термина существуют и другие значения, см. Никольское. Село Никольское Страна РоссияРоссия … Википедия

    Филимонов, Валерий Павлович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Филимонов. Валерий Павлович Филимонов Род деятельности: писатель агиограф, руководитель дивжения «За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов» Гражданство … Википедия

    Кузнецов, Петр - Лидер пензенской радикальной лжеправославной секты Лидер пензенской радикальной лжеправославной секты, часть членов которой осенью 2007 года замуровали себя вместе с детьми в землянке в ожидании Апокалипсиса, а вышли на поверхность лишь весной… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Стерлигов, Герман - Православный предприниматель, в прошлом основатель советской товарно сырьевой биржи Алиса Известный предприниматель, православный христианин. Один из организаторов некоммерческого партнерства Реестр непьющих мужиков. В прошлом один из первых… … Энциклопедия ньюсмейкеров аудиокнига