Окончание династии рюриковичей. Происхождение династии рюриковичей

Династия Рюриковичей и государственность на Руси – неразделимые, по сути, понятия. Что бы ни говорили о корнях этой династии, о причинах её появления, о том, насколько она была чужеродна или, напротив, органична для восточнославянских племён, факт остаётся фактом: именно Рюриковичи стояли у истоков Русского государства.

Кстати, о "русах", которым, по утверждению многих исследователей, Русь обязана своим названием. Не совсем ясно, на чём основано предположение авторов "норманнской теории", что это племя было норманнским, т.е. германо-скандинавским. В "Повести временных лет" о призвании варяжских князей (а "варяг", как говорил Л.Н. Гумилёв, это не национальность, а профессия) сказано так: "И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались Русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы), а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, – вот так и эти назывались". Заметьте: пресловутые норманны названы Нестором-летописцем "другими", т.е. вовсе не теми, кто пришёл в 862 году "княжити" в Новгороде, Белоозере и Изборске. Всё это совпадает с мнением средневековых европейских авторов, считавших Рюрика (Рерика Ютландского, земляка и одного из предков Амлета, прототипа шекспировского Гамлета) и его династию не шведами, не немцами, не готами (готландцами), а потомками древнего народа ругов. Имел ли он отношение к славянам – учёным ещё предстоит выяснить. Зато установлено точно, что на острове в Балтике с названием Рюген жили именно славяне. Есть ещё "прусская теория" возникновения Рюриковичей, согласно которой и Рюрик, и "русы" происходили из балтийского племени пруссов. Но они, как известно, не имели никакого отношения к германцам, зато, судя по этимологическому анализу языка древних пруссов, были близки славянам.

Не забудем также, что в 862 году речь шла о призвании варяжского князя Рюрика в Новгород, что являлось делом обычным для этого города-республики, на протяжении всей своей истории призывавшего чужих князей. Но это не даёт никаких оснований считать Русь IX – начала Х вв. "варяжской вотчиной". Если т.н. русы-норманны, существование которых ещё никто не доказал, подчинили себе восточных славян, то почему варяги не навязали нам свой язык – первый признак подчинения – и обычаи? А вот в шведском языке, например, мы без труда обнаружим следы нашего влияния: там прилагательные имеют суффикс "ск" и на славянский лад склоняются, чего нет ни в одном из языков германской группы. Несомненно и то, что шведы приняли христианство именно по примеру Руси. Вслед за Западной Европой они этого не сделали.

Можно ли говорить о Рюриковичах как об "иностранной династии", если уже внук Рюрика, легендарный полководец князь Святослав, носил славянское имя и был по образу жизни славянином? Эдак получится, что и французские Меровинги и Каролинги были "иностранными династиями", поскольку происходили не из коренного населения, галлов, а из германского племени франков. А как вам нравится название Нормандия? Оно недвусмысленно говорит о том, кому некогда принадлежала эта французская провинция – норманнам. Тем самым норманнам, которые якобы стояли у истоков русской государственности. Между тем, нам точно известно, кто стоял у истоков государственности английской. Это было германское племя англов. Они вместе с саксами, ютами и фризами вторглись в V – VI вв. новой эры с Ютландского полуострова на территорию Британии и уничтожили, вытеснили с острова большую часть его коренного населения – кельтского племени бриттов, а остальных подчинили себе. В свою очередь, англосаксов разбил в 1066 году норманн Вильгельм, герцог Нормандии, и объявил себя английским королём. Именно Вильгельм I Завоеватель и считается создателем централизованного английского государства. Несамостоятельность британской государственности можно легко обнаружить даже на лингвистическом уровне. Например, англичане считаются родоначальниками парламентаризма. Но английское слово "parliament" – французского происхождения, даже старо-французского, потому что формы "parlier" (много говорить) в современном французском уже не существует (применяется "parler" и, соответственно, "parlement"). Отчего же англичане выбрали именно "parliament" для названия своего представительного органа? Очень просто: это слово привезли им норманны из Франции, где оно в XI веке (и много позже) означало парижский суд высшей инстанции. Свой же представительный орган французы назвали впоследствии иначе – Генеральные Штаты. И вот норманны, видимо, подарили англосаксам этот "parliament", не разобравшись толком, судебная или представительная это власть. Собираются, дескать, франкские вожди и решают сообща важные дела – вот и вы решайте. Так и родился английский парламентаризм. Воистину, от великого до смешного один шаг…

А теперь попытайтесь найти в древнерусской истории, культуре, языке, топонимике следы подобного же влияния варягов! Но самое главное не в этом. Рюриковичи способствовали укреплению и развитию коренного населения Киевской Руси – восточных славян, а вот англосаксонские и франкские короли оттеснили коренное население Британии и Галлии – кельтов на обочину истории и даже жизни.

Eщё первые Рюриковичи были данниками иудейской верхушки Хазарского каганата, a поляне платили хазарам дань задолго до появления Аскольда и Дира, северяне и вятичи – до призвания Рюрика. Только внук Рюрика Святослав и разгромил без остатка этот Хазарский каганат.

Рюриковичи привели Русь к христианству, что навсегда делает эту династию значимой в сознании русских, украинцев, белорусов. Утверждения, что христианизация лишила русичей этнической и религиозной неповторимости или, как ещё говорят, автохтонности, абсурдны: ни бриттам, ни галлам язычество не помогло сохраниться в качестве независимой этнической общности.

К XI веку в Европе, только благодаря христианству, появилось новое могучее государство – Киевская Русь. Оно контролировало и торговый путь "из варяг в греки", и восточноевропейский отрезок Великого Шёлкового пути, прежде "оседланный" хазарами. Киев того времени был одним из крупнейших и богатых городов мира, чего никак не скажешь о тогдашнем Париже или Лондоне. Любой европейский королевский двор считал за честь породниться с Рюриковичами, которые, между тем, ни королями, ни царями себя не называли.

Еще до Батыева нашествия Рюриковичи создавали в глухих лесах Восточной Руси "запасные центры" русской государственности и культуры – Суздаль, Владимир, Москву, Переславль-Залесский. Как и многие европейские династии, потомки Рюрика не смогли избежать феодальной раздробленности, но смогли сохранить под игом Золотой Орды саму династию.

Многовековое соседство с Западной Европой и Азией позволило Рюриковичам сделать важный вывод, что завоевание страны кочевниками из Великой Степи далеко не всегда означает потерю национальной, религиозной и культурной самостоятельности, чего никак нельзя сказать о захватнической политике "немцев" (германцев и англо-саксов). Эти не ограничивались данью и вассальным подчинением – они стирали с лица земли завоёванные народы. Не устояв под ударами Батыя, Рюриковичи – святые благоверные князья Александр Невский, Довмонт Псковский – отбили западный "натиск на Восток". Может быть, монголо-татарское иго и отбросило нас на 300 лет назад, но Православная Русь за эти 300 лет не исчезла.

Рюриковичи, даже получая от ордынских ханов ярлыки на княжение, с зависимой ролью Руси не смирились. Московские князья терпеливо собирали вокруг себя русские земли, готовились к освободительной войне.

Святой благоверный князь Димитрий Донской одержал победу на Куликовом поле, а его потомок Иоанн III привёл такую силу на реку Угру, что Орда повернула обратно и навсегда отказалась от своих "прав" на Русь. К тому времени православная Византия, Второй Рим, уже перестала существовать, и было сказано монахом Филофеем: "Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать". Рюрикович Иоанн III стал называться Великим князем всея Руси. А его внук, Иоанн IV, был уже венчан на Царство.

Уже при первом православном Царе Русь двинулась в освободительный поход против потомков Батыя. Под громом русских пушек пали Казань и Астрахань, бежали из-под подмосковных Молодей крымские татары и больше никогда не приходили в Московское государство с набегами. Началось движение Руси на запад, к берегам Балтийского моря, захваченным ливонцами и литовцами.

Но 19 января 1598 года скончался бездетный сын Иоанна Грозного Феодор Иоаннович, последний Царь из династии Рюриковичей (по прямой линии, ибо правивший в 1606 – 1610 гг. царь Василий Шуйский тоже был из рода Рюриковичей). Н.М. Карамзин писал: "Так пресеклось на троне московском знаменитое варяжское поколение, коему Россия обязана бытием, именем и величием, – от начала столь малого, сквозь ряд веков бурных, сквозь огонь и кровь, достигнув господства над севером Европы и Азии воинственным духом своих властителей и народа, счастием и промыслом Божием!..".

Династия Рюриковичей правила Киевской и Московской Русью 736 лет. Россия вступала в Смуту и в 300-летний период правления новой царской династии – Романовых…

Андрей Венедиктович Воронцов

Царь Федор Иоаннович и царь Иоанн Васильевич Грозный.
Василий Осипов (Кондаков?). 1689 год.
Фрагмент фрески Спасо-Преображенского собора новоспасского монастыря в Москве.

Анастасия Романовна

Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

Феодоровский (Фёдоровский) монастырь

19 ноября 1581 года от раны, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван. С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

Фёдор I Иоаннович
Русский Царь в 1584-1598

Фёдор Иоаннович - русский царь, последний Рюрикович на троне по праву наследования, сын Ивана Грозного и Анастасии Романовны. Большое внимание царь уделял дворцовому хозяйству, украшению дворцовых покоев. Известны его покровительство и щедрые пожалования многочисленным монастырям и церквам. Кандидатура Фёдора Иоанновича выдвигалась (1573 - 1574 и 1587) на престол Речи Посполитой. Первые годы его правления сопровождались ожесточённой дворцовой борьбой, в ходе которой распался учрежденный Иваном Грозным незадолго до смерти для управления страной.

Регентский совет, в который входили князья Мстиславский и Шуйский, Захарьин-Юрьев, Годунов, Бельский. Сводный брат Фёдора Иоанновича, царевич Дмитрий, был выслан (1584) в Углич. С 1587 года в правлении царя Фёдора активное участие принимал его шурин - «слуга и конюший боярин» Борис Годунов.

Правления царя Фёдора характеризовалось постепенным подъёмом хозяйственной жизни страны, преодолением тяжёлых последствий кризиса 70 - 80-х, неудачной Ливонской войны. В это время произошло резкое усиление крепостной зависимости крестьян. Повысились государственные налоги на тяглое, город, население. Всё это привело к обострению противоречия и внутри господствующего класса: между светскими и духовными феодалами, между дворцовой знатью и московским высшим дворянством - с одной стороны, и провинциально служилыми людьми - с другой. При Фёдоре Иоанновиче несколько улучшилось международное положение России: в результате Русско-швед. войны 1590-1593 были возвращены (по Тявзинскому миру 1595) города и районы Новгородской земли, захваченные Швецией в период Ливонской войны; окончательно присоединена Западная Сибирь; успешно осваивались южные пограничные районы и Поволжье; усилилась роль России на Северном Кавказе и в Закавказье.

Но в дальнейшем стали нарастать противоречия в отношениях России с Польшей, Швецией, Крым. ханством и Турцией, в результате чего в царствование Фёдора Иоанновича успел сложиться узел классов, внутриклассовых и международодных противоречий, приведших к Великой смуте в Русском государстве в самом начале XVII века.

В своем жизненном обиходе царь Фёдор Иоаннович был прост и доступен для всех приходящих к нему, любил молиться, сам совер­шал ежедневно Богослужения.

Реконструкция облика

Ирины Годуновой, жены Федора Иоанновича.

Царица Ирина Федоровна в русской исторической традиции была государыня добрая, умная, грамотная и благочестивая. Ее именовали «великой государыней» и именно она была соправительницей Фёдора, а не её брат. Царь был искренне привязан к своей царице и не желал нипочем с ней расставаться. Практически все её беременности заканчивались выкидышами. Единственная дочь царя Федора Иоанновича и Ирины, Феодосия, прожила менее двух лет.

Реконструкция облика Федора Иоанновича. М. Герасимов, 1963.

История Древней Руси очень интересна для потомков. Она дошла до современного поколения в виде мифов, легенд и летописей. Родословная Рюриковичей с датами правления, схема ее существует во многих исторических книгах. Чем более раннее описание - тем история достовернее. Династии, которые правили, начиная с князя Рюрика, способствовали становлению государственности, объединению всех и княжеств в единое сильное государство.

Представленная читателям родословная Рюриковичей - яркое тому подтверждение. Сколько легендарных личностей, которые создавали будущую Россию, представлены в этом древе! Как же начиналась династия? Кто был Рюрик по своему происхождению?

Приглашение внуков

Много легенд о появлении на Руси варяга Рюрика. Одни историки считают его скандинавом, другие - славянином. Но лучше всего рассказывают об этом событии «Повести временных лет», оставленные летописцем Нестором. Из его повествования следует, что Рюрик, Синеус и Трувор - это внуки Новгородского князя Гостомысла.

Князь потерял в боях всех своих четырех сыновей, у него остались только три дочери. Одна из них была выдана замуж на варяга-росса и родила трех сыновей. Именно их, своих внуков, и позвал Гостомысл княжить в Новгород. Князем Новгородским стал Рюрик, Синеус отправился в Белоозеро, а Трувор - в Изборск. Три брата стали первым коленом и с них началась родословная Рюриковичей. Это был 862 год нашей эры. У власти династия находилась до 1598 года, правила страной в течение 736 лет.

Второе колено

Новгородский князь Рюрик правил до 879 года. Он умер, оставив на руках Олега, родственника по линии жены, своего сына Игоря, представителя второго колена. Пока Игорь подрастал, княжил в Новгороде Олег, который за период правления покорил и назвал Киев «матерью городов русских», установил дипломатические отношения с Византией.

После смерти Олега, в 912 году, княжить стал Игорь - законный наследник по роду Рюриковичей. Погиб он в 945 году, оставив сыновей: Святослава и Глеба. Есть много исторических документов и книг, в которых описана родословная Рюриковичей с датами правления. Схема их генеалогического дерева выглядит так, как приведено на фотографии слева.

Из этой схемы видно, что постепенно род разветвляется и разрастается. Особенно от От его сына, Ярослава Мудрого, появилось потомство, которое имело большое значение в становлении Руси.

и наследники

В год гибели Святославу было всего три года. Потому править княжеством стала его мать - княгиня Ольга. Когда он вырос, то его больше привлекали военные походы, а не княжение. В походе на Балканы, в 972 году, он был убит. Его наследниками остались три сына: Ярополк, Олег и Владимир. Сразу после гибели отца князем Киева стал Ярополк. Его желанием было единовластие, и он стал открыто воевать против своего брата Олега. Родословная Рюриковичей с датами правления говорит о том, что Владимир Святославович все же стал во главе Киевского княжества.

Когда погиб Олег, Владимир сначала бежал в Европу, но через 2 года вернулся с дружиной и убил Ярополка, таким образом, став Великим Князем Киевским. Во время своих походов в Византию, князь Владимир стал христианином. В 988 году он крестил в Днепре жителей Киева, построил церкви и соборы, способствовал распространению христианства на Руси.

Народ дал ему имя а правление его продлилось до 1015 года. Церковь почитает его святым за крещение Руси. Великий киевский князь Владимир Святославович имел сыновей: Святополка, Изяслава, Судислава, Вышеслава, Позвизда, Всеволода, Станислава, Ярослава, Мстислава, Святослава и Глеба.

Потомки Рюрика

Существует подробная родословная Рюриковичей с датами их жизни и периодами правления. Вслед за Владимиром на княжество встал Святополк, которого в народе назовут Окаянным, за убийство своих братьев. Его правление продлилось недолго - в 1015 году, с перерывом, и с 1017 по 1019 год.

Мудрый правил с 1015 по 1017 год и с 1019 по 1024 год. Затем было 12 лет правления совместно с Мстиславом Владимировичем: с 1024 по 1036, а далее - с 1036 по 1054 годы.

С 1054 по 1068 год - это период княжества Изяслава Ярославовича. Далее родословная Рюриковичей, схема правления их потомков, расширяется. Некоторые из представителей династии были у власти очень короткие периоды и не успели совершить выдающихся поступков. Но многие (такие, как Ярослав Мудрый или Владимир Мономах) оставили свой след в жизни Руси.

Родословная Рюриковичей: продолжение

Великий князь Киевский Всеволод Ярославович вступил на княжество в 1078 году и продолжил его до 1093 года. В родословной династии есть много князей, которые запомнились своими подвигами в боях: таким был Александр Невский. Но его правление было более поздним, в период нашествия на Русь монголо-татар. А до него Киевским княжеством правили: Владимир Мономах - с 1113 по 1125 годы, Мстислав - с 1125 по 1132 год, Ярополк - с 1132 по 1139 год. Юрий Долгорукий, который стал основателем Москвы, княжил в период с 1125 по 1157 годы.

Родословная Рюриковичей объемна и заслуживает очень внимательного изучения. Невозможно пройти мимо таких известных имен, как Иоанн «Калита», Дмитрий «Донской», который княжил в период с 1362 по 1389 годы. Современники всегда связывают имя этого князя с его победой на Куликовом поле. Ведь это был переломный момент, который положил начало «конца» татаро-монгольского ига. Но не только этим запомнился Дмитрий Донской: его внутренняя политика была направлена на объединение княжеств. Именно в период его правления Москва стала центральным местом Руси.

Федор Иоаннович - последний из династии

Родословная Рюриковичей, схема с датами, говорит о том, что династия закончилась правлением царя Московского и всея Руси - Федором Иоанновичем. Правил он в период с 1584 по 1589 год. Но его власть была номинальной: по своей натуре он не был государем, и страной управляла Государственная Дума. Но все же в этот период произошло прикрепление крестьян к земле, что считается заслугой царствования Федора Иоанновича.

Оборвалась родословная Рюриковичей, схема которой показана выше в статье. Более 700 лет шло становление Руси, было преодолено страшное иго, произошло объединение княжеств и всего восточнославянского народа. Далее на пороге истории стоит новая царская династия - Романовых.

С 4 по 20 ноября в московском Манеже будет проходить довольно необычная выставка «Моя история. Рюриковичи». Организаторы обещают 3D-реконструкции древних городов и сражений. К открытию выставки «РР» собрал несколько странных фактов, связанных с династией

Последний царь

Вопреки распространенному убеждению, последним Рюриковичем на русском престоле был вовсе не бездетный и безвольный сын Ивана Грозного Федор Иоаннович. Последним Рюриковичем во главе страны стал Василий Шуйский, правивший в 1606-1610 годах. Поляки его разбили, и он скончался в плену. После этого Россией правили Романовы, вся связь которых с Рюриковичами базировалась на том, что Федор Иоаннович приходился двоюродным дядей Михаилу Романову, первому царю новой династии.

Месть Рюриковичей

Впрочем, у Рюриковичей был еще один краткий период триумфа - премьер-министром России с марта по июль 1917 года был князь Георгий Львов, представитель одной из ветвей Рюриковичей. После отречения императора Николая II он стал министром внутренних дел и министром-председателем Временного правительства. Летом, после провала наступления русских войск в Галиции и попытки большевистского восстания в Петрограде, Львов подал в отставку. Рюриковичи взяли реванш над Романовыми, но воспользоваться плодами победы уже и не смогли.

Лучше Англии, но хуже Японии

Рюриковичи правили на протяжении 748 лет - с 862 по 1610 год. Это не такой плохой результат, вот Бурбоны правили Францией всего 259 лет и то с перерывами на Революцию и Первую империю. Правда, Бурбоны - всего лишь младшая ветвь древней династии Капетингов, которая правила Францией с 987 года. Но результат Рюриковичей явно лучше, чем у английских монархов, где династии меняются примерно раз в столетие. Древнейшей династией мира считается японский императорский дом, чья родословная восходит напрямую к богине Солнца. Основатель династии Дзимму правил начиная с VII века до нашей эры. Впрочем, первые более или менее достоверные сведения об императорской власти касаются лишь V века нашей эры, что, впрочем, тоже недурно.

Ссыльный колокол

История последнего здорового потомка Ивана Грозного, юного царевича Дмитрия, известна: в 1591 году он погиб в Угличе при крайне подозрительных обстоятельствах. Через 14 лет последовала Смута, впрочем, первые жертвы последовали сразу - по итогам расследования происшествия было казнено двести жителей Углича. Самой необычной жертвой оказался колокол, который оповестил горожан о гибели царевича. Его наказали по всем правилам: высекли плетьми, вырвали язык и отправили в Тобольск. Эта ссылка была самой долгой в истории России - колокол провел там триста лет. Лишь в 1892 году Александр III согласился амнистировать колокол, и колокол вернули обратно в Углич, где его сейчас может увидеть любой желающий.

Или, точнее, конец и начало. Шиворот навыворот, конечно, но так проще. В январе 1598 скончался Фёдор Иоаннович — последний в царской династии Рюриковичей.

Многие, правда, сюда же добавляют ещё и Василия Шуйского . Что, на мой взгляд, спорно. Он действительно из Рюриковичей, но, во-первых, не по прямой царской линии (он принадлежал к суздальской ветви), а во-вторых, в промежуток между Фёдором и Шуйским вклиниваются и , да и царствовал он в разгар Смуты, когда разговор о какой-то государственности на русской земле весьма условен.

И позже многие из Рюриковичей играли в нашей истории важную роль. На престол, правда, уже не претендовали, но на вершину властной пирамиды, тем не менее, поднимались. Достаточно вспомнить последнего канцлера российской империи, друга Пушкина по царскосельскому лицею, блистательного дипломата, князя Александра Михайловича Горчакова . Это ему принадлежат знаменитые слова, сказанные в период великих реформ: «Россия сосредотачивается». А сосредоточившись, сумела вернуть себе всё, что потеряла после .

С началом правления Рюриковичей всё намного сложнее, поскольку царской династии предшествует ещё длинная и разветвлённая княжеская династия. А само появление на русской земле Рюрика приобрело во многом характер легенды. Как однажды с иронией заметил Василий Ключевский : «В историческом вопросе чем меньше данных, тем разнообразнее возможные решения и тем легче они даются».

Вот и здесь нечто похожее. Летопись о том, как славяне сами попросили варягов прийти и править ими, потому что на русской земле порядка нет, известна широко. Вместе с тем, как отмечают серьёзные исследователи, сказание о призвании князей не похоже на народное предание, поскольку не носит в себе его обычных признаков. Скорее всего, речь идёт о типичном «политическом заказе», только древнем, то есть о попытке обосновать правомочность власти Рюриковичей. Тот же Ключевский не без юмора назвал эту легенду «схематической притчей о происхождении государства, приспособленной к пониманию детей школьного возраста». То, что в эту «притчу» и сегодня верит множество людей уже далеко не школьного возраста, свидетельствует лишь о том, что у нынешних политтехнологов были достойные предшественники.

Впрочем, даже если принимать эту распространённую версию за чистую правду, то и тогда, если верить летописям, славяне во многих местах встретили пришельцев не хлебом и солью, а с оружием в руках. А спустя короткое время возмутились даже те, кто вроде бы и звал Рюрика — новгородцы. Так что, выходит, начали бунтовать наши предки ещё до появления на геополитической карте названия Русь и понятия «русские люди».

Хорошее представление о варягах даёт биография одного из них, описанная Василием Осиповичем Ключевским: «Во второй половине IX века много шумел по Эльбе и Рейну современник и тёзка нашего Рюрика, может быть, даже земляк его, датский бродяга-викинг Рорих , как называет его Бертинская хроника. Он набирал ватаги норманнов для побережных грабежей, заставил императора Лотаря уступить ему в лен несколько графств во Фрисландии, не раз присягал верно служить и изменял присяге, был изгоняем фризами, добивался королевской власти на родине и, наконец, где-то сложил свою обременённую приключениями голову. И достойно замечания, что, подобно дружинам первых киевских князей, эти ватаги пиратов состояли из крещёных и язычников».

Вот такие гости и появились в древнем Новгороде, на который летописцы указывают как на инициатора приглашения варягов. Правда, тут (если дальше идти уже не за легендой, а за фактами) произошло крупное недоразумение. Новгородцы звали варягов вовсе не на престол, а лишь для дозорной службы, то есть приглашали их как наёмников, обычных «солдат-контрактников». Рюрик же готов был охранять новгородцев и все соседние племена при условии безусловного подчинения ему и его «управленческому аппарату». Между тем, как это нередко случается с бюрократическим аппаратом, он много воровал, был не всегда компетентен, зато вёл себя, судя по всему, беспардонно.

Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». XVII век). Фото: Commons.wikimedia.org

С этого и начались крупные неприятности. Читаем Ключевского: «Водворившись в Новгороде, Рюрик вскоре возбудил против себя недовольство: в том же летописном своде записано, что через два года по призвании новгородцы „оскорбились, говоря: быть нам рабами и много зла потерпеть от Рюрика и земляков его“. Составился даже какой-то заговор: Рюрик убил вождя крамолы, „храброго Вадима“ и перебил многих новгородцев, его соумышленников... Все эти черты говорят не о благодушном приглашении чужаков властвовать над безнарядными (сегодня бы, наверное, сказали „отвязанными“ — П.Р.) туземцами, а скорее о военном найме. Очевидно, заморские князья с дружиною призваны были новгородцами и союзными с ними племенами для защиты страны от каких-то внешних врагов и получали определённый корм за свои сторожевые услуги. Но наёмные охранители, по-видимому, хотели кормиться слишком сытно. Тогда поднялся ропот среди плательщиков корма, подавленный вооружённой рукою. Почувствовав свою силу, наёмники превратились во властителей, а своё наёмное жалование превратили в обязательную дань с возвышением оклада. Вот простой прозаический факт, по-видимому, скрывающийся в поэтической легенде о призвании князей: область вольного Новгорода стала варяжским княжеством».

Позже упорное сопротивление пришельцам, которых они-то уж точно не звали к себе в гости, оказали древляне. Можно предположить, что точно так же поступили и многие другие славянские племена, о чём умолчали наши осторожные летописцы. Впрочем, не исключено, что нужные летописи просто не пробились к нам сквозь толщу немилосердных веков.

«Прибытие Рюрика в Ладогу» В. М. Васнецов. XIX век. Фото: Commons.wikimedia.org

Общий итог противостояния, тем не менее, хорошо известен. Сопротивление было силой подавлено. Опытные военные дружины варягов распространяли своё влияние всё дальше вокруг Новгорода, в чём Рюрику помогали два его брата Синеус и Трувор . Как пишет Карамзин : «Люди, упорные в своей независимости, слушались единственно того, кто держал меч над их головою». То есть, смирение пришло не сразу, так что легко догадаться: варяжский меч на непокорные славянские головы опускался многократно. Много позже варяги и славяне перемешались и породнились, а их потомки уже дружно ходили на Царьград. Ситуация для мировой истории обычная. И, тем не менее, выделим из сказанного главное. Удельную княжескую власть в полном смысле слова государственной, разумеется, не назовёшь, но первый шаг к её появлению был сделан. И эта протогосударственная власть пришла к нам с мечом.

Снова прибегли Рюриковичи к помощи политтехнологов уже на этапе концентрации власти в одних великокняжеских руках, то есть на этапе перехода уже к царской династии, когда вопрос объединения других уделов под властью Москвы был в целом завершён. Это эпоха великого князя Ивана III , который первым в отечественной истории стал себя называть «государем всея Руси».

Только вот родословная, ведущая свой отсчёт от «бродяг», для царской династии, разумеется, не годилась. Это последователям Ивана III пришлось думать лишь о своих преемниках, а самому Ивану нужно было ещё определиться с тем, чьим преемником является он сам. Вот он и постарался. Новая доктрина звучала примерно так: когда римский император Август стал изнемогать от непосильной ноши огромной власти, он разделил свои обширные владения между братьями. Одного из братьев — Пруса — он посадил править на берегах рек Вислы и Немана. Именно поэтому вся эта земля и стала называться Прусской. Так вот, великий государь Рюрик, утверждала новоиспечённая легенда, потомок Пруса в четырнадцатом колене, и положил начало царской династии на Руси.

На ход мысли тогдашних политтехнологов стоит обратить внимание. При всём уважении к Византии, Москва и Иван III сочли необходимым связать себя пуповиной не с Константинополем, а с Римом. Думается, причина кроется не только в желании добавить несколько веков к родословной. Можно было сколько угодно рассуждать о превосходстве православия над католицизмом, но при этом отдавать себе отчёт в том, что Запад во многом ушёл вперёд по сравнению с Русью. Не способная пока ещё перебросить мостик в будущее, чтобы догнать Европу (это произошло только в эпоху Петра Великого ), Москва выстроила мостик в прошлое. Чтобы хотя бы породниться с Западом.

При сыне Ивана III — Василии завершилось объединение великорусской народности. Он же добился и легализации царского титула. В договоре 1514 года с императором Священной Римской империи Максимилианом I (на тот исторический момент эту формальную должность занимал австрийский император) сын Ивана III и Софьи Палеолог был назван уже русским царём.

Однако это была лишь констатация факта. Русь стала самодержавной задолго до благословения «императора Священной Римской империи». Причём русский государь получил в свои руки власть, о которой не мог и мечтать ни один из западных королей.

Династия Рюриковичей - это самая первая великокняжеская династия на русском престоле. Утвердилась она, согласно тексту Повести временных лет, в 862 году. Эта дата имеет символичное название «призвание варягов».

Династия Рюриковичей просуществовала 8 веков. За это время была масса смещений, недоверия, заговоров против ее представителей. Первый представитель династии, то есть ее основатель, Рюрик. был приглашен править в Новгород народным вече города. Рюрик положил основу государственности на Руси, стал основателем первой великокняжеской династии. Но стоит отметить, что большая половина представителей Рюриковчией все же являлась выходцами с Киевской Руси.

Итак, династия Рюриковичей, список которой будет представлен ниже со всеми характеристиками его деятелей, имеет свою разветвленную систему. Вторым представителем был Олег. Он был воеводой Рюрика и правил при малолетстве его сына. Он известен тем, что объединил Новгород и Киев, а также подписал первый договор Руси с Византией. Когда подрос сын Рюрика Игорь, власть перешла в его руки. Игорь покорил и завоевал новые территории, обложив их данью, из-за чего и был жестоко убит древлянами. После Игоря власть перешла в руки его жены Эта мудрая женщина провела первую экономическую реформу на русской земле, учредив уроки и погосты. Когда подрос сын Ольги и Игоря Святослав, естественно, вся власть досталась ему.

Но этот князь отличался своим военным мышлением и пребывал постоянно в походах. После Святослава на престол взошел Владимир 1, больше известный как Владимир Святой.

Он крестил Русь в конце 10 века. После Владимира правил Святополк, он находился в междоусобной войне со своими братьями, победу в которой одержал Ярослав Мудрый. Вот уж чье правление было великим: был составлен первый русский свод законов, были разгромлены печенеги и возведены великие храмы. После правления Ярослава Русь долго будет пребывать в своего рода смуте, потому что борьба за великий княжеский престол ужесточается и никто не хочет ее проигрывать.

Династия Рюриковичей, древо которых было очень сложным, получила следующего великого правителя спустя почти 100 лет. Им стал Владимир Мономах. Он был организатором Любеческого съезда, он разгромил половцев и сохранил относительное единство Руси. Династия Рюриковичей после его правления опять разветвилась.

Из этого периода можно выделить Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского. Оба князя были видными деятелями эпохи раздробленности Руси. Оставшийся период существования этой династии запомнят по нескольким именам: Василий 1, Иван Калита, Иван 3, Василий 3 и Иван Грозный. Именно с именами этих деятелей связано создание единого русского государства, именно они начали присоединение всех земель к Москве и они же закончили.

Династия Рюриковичей подарила нашей земле государственность, огромные просторные территории, которые были объединены последними представителями этой династии, обширное культурное наследие.