Очень краткое содержание маскарад для читательского дневника. Арбенин обнаруживает пропажу браслета. В доме баронессы Штраль

Драму «Маскарад» Лермонтов написал в 1835 году. Изначально пьеса состояла из трех актов, но не была пропущена цензурой. Во второй редакции Лермонтов добавил четвертый акт, этот вариант драмы и дошел до нас. Впервые пьеса была опубликована только в 1842 году, впервые поставлена на сцене – в 1852 году.

Главный герой пьесы – Евгений Арбенин предстает перед читателем человеком с огромной внутренней силой, в некоторой степени демонической. Ему кажется, что если он стал мастером карточной игры, то и в игре в жизнь обретет успех. Однако тут он претерпел поражение – Судьба победила его, лишив самого дорогого его же рукой.

Главные герои

Евгений Арбенин – самолюбивый, наделен мятежным духом, бывший игрок, вел разгульную жизнь, но после женитьбы остепенился, стал «человек солидный» ; до безумия любит свою жену.

Нина (Настасья Павловна) Арбенина – любящая жена Евгения, нежная и добрая женщина, верна своему мужу; очень любит праздники, балы.

Князь Звездич – знакомый Арбенина, которому во время маскарада баронесса отдала найденный браслет Нины.

Другие персонажи

Баронесса Штраль – светская дама, во время маскарада подарила Звездичу найденный браслет.

Шприх – «жид» , все обо всех знающий, «со всеми он знаком, везде ему есть дело» .

Казарин – знакомый Арбенина, игрок в карты.

Неизвестный – давний знакомый Арбенина, «рука Судьбы» .

Действие первое

Сцена 1

Мужчины играют в карты на деньги. Князь проигрывает. К мужчинам присоединяется Арбенин. Казарин упрекает Евгения, что тот «забыл товарищей своих» . Арбенин рассказывает, что занят сейчас не делами, а любовью, перестал играть. Казарин знакомит Евгения со Шприхом, отмечает, что тот – «человек нужный» , всегда может одолжить денег.

Среди присутствующих Арбенин узнает князя Звездича. Князь огорчен своим проигрышем. Чтобы помочь Звездичу, Арбенин садится за игральный стол вместо него и отыгрывается.

Во время игры Казарин рассказывает Штриху, что Арбенин раньше был мастером игры в карты, теперь же:

«Женился и богат, стал человек солидный;
Глядит ягненочком, – а право, тот же зверь…».

После того как Арбенин помог князю отыграться, они едут на маскарад к Энгельгарду.

Сцена 2

На маскараде Арбенин делится с князем, что «все чужды мне, и я им всем чужой» . Он рассуждает, что под масками может прятаться кто угодно.

К Звездичу подходит женщина в Маске и заговаривает с ним. Маска утверждает, что знает князя. Флиртуя, они уходят вдвоем.

Незнакомец в маске пророчит Арбенину «несчастье в эту ночь» .

Женщина в маске в волнении прячется от Звездича – он едва не сорвал с нее маску и не узнал, кто она. Князь попросил у нее на память какой-то предмет, но женщина не хотела отдавать свой перстень. Неожиданно она замечает на земле утерянный кем-то браслет «с эмалью, золотой» , который и отдает князю, после чего скрывается в толпе.

Звездич рассказывает Арбенину об интрижке на маскараде с незнакомкой и показывает отставленный ею браслет. Евгению вещь кажется очень знакомой.

Сцена 3

Арбенин возвращается домой. Слуга докладывает, что Нина обещала приехать в двенадцатом часу, однако уже «час второй» .

Арбенин вспоминает «грехи минувших дней» , как он «глупо юность погубил» , как ему было «тяжко и скучно жить» . Но все изменилось после женитьбы. Арбенин взял в жены прекрасную нежную женщину, которую неожиданно для себя полюбил:

«Как агнец божий на закланье,
Мной к алтарю она приведена».

Домой возвращается жена Арбенина – Нина. Женщина не понимает, почему муж скучает по ней, когда они «розно» , а когда встречаются, начинает «ворчать» . Если бы Арбенин захотел, она бы бросила ради него свет и отправилась в деревню.

Евгений ответил, что его любовь иная, после женитьбы он словно «воскрес для жизни и добра» . Однако иногда его «уносит в бурю прежних дней» , в такие моменты он «молчалив, суров, угрюм» и боится чем-то испугать Нину.

Целуя жене руки, Арбенин замечает, что на одной нет браслета, и спрашивает, где он делся. Женщина отвечает, что утерян: «беды великой в этом нет» . У Арбенина рождаются подозрения, он приказывает обыскать карету. Слуга докладывает, что в карете браслета нет и, наверно, он был потерян на маскараде. Арбенин устраивает жене сцену ревности и желает мести. Нину пугают его слова.

Действие второе

Сцена 1

Баронесса рассуждает, что женщина – «создание без воли» . Она взволнованно вспоминает о случившемся на маскараде.

Пришедшая к баронессе Нина встречает тут Звездича. Арбенина заговаривает о маскараде. Князь поделился, что узнал под масками многих дам. Баронесса отметила, что порядочные женщины не ездят на маскарады.

Оставшись с князем наедине, Нина простодушно рассказывает ему, что была в магазине – пыталась подобрать пару к своему браслету, так как второй был утерян на прошлой неделе. Звездич решает, что Нина та самая неизвестная в маске и начинает с ней флиртовать, желая во что бы то ни стало «своей достигнуть цели» .

Князь рассказывает Баронессе, что встретил на маскараде Нину и тому доказательство – ее браслет. Чтобы увериться в этом, он съездил сегодня в магазин и узнал, что их таких только два. Чтобы спасти собственную честь, баронесса не открывает князю правды. От Шприха она узнает, что о Нине и Звездиче уже ходят слухи.

Сцена 2

Арбенину приносят записку от какой-то княгини, адресованную Нине.

К Евгению приходит Казарин – ему нужен «искусный товарищ» по игре. Зашедший в это же время к Арбениным Шприх рассказывает Казарину, что жена Евгения на маскараде «встретилась с одним князьком» , но сбежала от него.

После прочтения присланной Нине записки Арбенин в ярости – она была от князя.

Сцена 3

Арбенин приходит к Звездичу домой с желанием отомстить, однако застает князя спящим. Евгений так и не смог его убить.

На выходе Арбенин сталкивается с дамой в вуали – баронессой. Женщина пытается все ему объяснить, говорит, что Нина ни в чем не виновата, но Арбенин словно не слышит ее рассказа и уходит.

Баронесса рассказывает Звездичу, что Нина ничего не знает о случившемся на маскараде, предупреждает, что Арбенин может его убить. Женщина призналась: за «той маской» скрывалась она, и попросила отдать Нине браслет.

Князь находит оставленную Арбениным записку с приглашением на вечер к N.

Сцена 4

Казарин, Арбенин и N. Играют в карты. К мужчинам присоединяется Звездич. Из разговора с Арбениным князь видит, что тот даже после встречи с баронессой ничего не понял. Евгений, сердясь на Звездича, бросает ему карты в лицо. Князь хочет стреляться, но Арбенин отказывается участвовать в дуэли. Звездич спрашивает у Евгения: «Вы человек иль демон?» , на что Арбенин отвечает: «Я? – игрок!» .

Действие третье

Сцена 1

Хозяйке вечера сообщают, что баронесса Штраль уехала нынче вечером в деревню. Гости обсуждают между собой, что Звездич получил пощечину, считают его «подлецом» .

На вечер приезжает Нина. Звездич предупреждает ее, что Арбенин «злодей, бездушный и безбожный» и ей «грозит беда» . Князь отдает женщине браслет и прощается навсегда – он собирается на Кавказ. Нина, ничего не понимая, говорит, что Звездич сошел с ума.

Арбенин твердо решает, что Нина должна умереть. По просьбе хозяйки, Нина, аккомпанируя себе на фортепиано, исполняет грустный романс.

Нина просит Арбенина принести ей мороженого. Евгений всыпает в десерт яд и отдает его жене. Нина рассуждает о том, что «душ непорочных нету» . Арбенин отвечает: «Нет. Я думал, что нашел одну, и то напрасно» . Нина съедает мороженое.

Стоявший поодаль Неизвестный задумчиво произносит, что едва не сжалился, но решил, что «пусть свершается судьбы определенье» .

Сцена 2

Дома служанка замечает, что Нина бледна. Нина жалуется на плохое самочувствие, делится, что Арбенин пугает ее своей молчаливостью и странным взглядом.

Нина считает, что простудилась от мороженого. Она не понимает, почему муж так холоден к ней. Арбенин рассуждает о том, что «жизнь вещь пустая» . Нина, чувствуя жжение в груди, просит послать за доктором. На это Арбенин отвечает: «Что ж? разве умереть вам невозможно без доктора?» . Он обвиняет жену в измене. Нина отвечает, что Арбенин был «обманут клеветником» . Страдая от сильной боли, Нина обращается за пощадой к богу. Арбенин признается, что подсыпал ей яд и она скоро умрет. Женщина пытается позвать на помощь. Арбенин с усмешкой наблюдает за ее страданиями. Нина умирает.

Действие четвертое

Сцена 1

Арбенина захватывают мучительные воспоминания. Пришедший Казарин не верит, что ему плохо, считая, что Евгений «играет комедию» .

К Арбенину приходят Неизвестный и Звездич. Доктор предупреждает, что Евгений «болен не шутя» . Евгений не узнает Неизвестного, хотят тот говорит, что ранее они были друзьями. Семь лет назад Арбенин завлек его за игральный стол и с тех пор Неизвестный, покинул все: «Я увидал, что деньги – царь земли, И поклонился им» , теперь же хочет ему отомстить.

Наконец Арбенин узнает его и пытается прогнать. Но Неизвестный сообщает, что знает – Евгений убил свою жену. Арбенин приходит в бешенство. Князь рассказывает, что ни он, ни Нина не были виноваты – браслет попал к нему случайно. Узнав об этом, Арбенин сходит с ума.

Заключение

Ведущими в драме «Маскарад» являются мотивы игры, маскарадности, переодевания. Лермонтов обнажает лицемерие и интриганство высшего петербургского общества, где каждый думает только о своих интересах.

За масками добропорядочности герои скрывают свои истинные лица и желания. Баронесса Штраль, чтобы не запятнать репутацию, говорит правду только после того, как слух о связи князя и Нины уже распространился по городу. Казарин, желая вернуть Арбенина в карточные игры, не гнушается приходить к Евгению с этим вопросом даже сразу после смерти Нины.

Единственный светлый, чистый персонаж пьесы – Нина Арбенина. Ей не было места в «ядовитом» , «маскарадном» обществе высшего света. Фактически Нину «отравил» не муж-ревнивец, а окружающие, поступки которых и привели к трагедии.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 78.

Сцена 1

Выход 1. Четыре игрока-шулера обыгрывают в карты на крупную сумму князя Звездича. Князь в отчаянии. Вьющийся тут же мутный делец Шприх, человек неизвестной нации, «вернее всего, что жид», спешит к Звездичу с предложением денег взаймы «под вздорные проценты».

Выход 2. За игрой следит старый картёжник Казарин. К нему подходит его близкий знакомый, знаменитый в прошлом шулер Евгений Арбенин , который теперь бросил карты, женился на молодой красавице и стал жить как честный человек, распрощавшись со старым.

Арбенину знаком и Звездич. Евгений подходит к нему и узнаёт, что князь проигрался дотла. Звездич рвётся отыгрываться, но Арбенин останавливает его, намекнув, что дело тут не в отсутствии счастья, а в шулерстве. Он сам садится за карточный стол вместо князя. Другие игроки сразу притихают, почуяв нутром большого мастера . Арбенин обыгрывает всех – и отдаёт князю весь огромный куш.

Обрадованный Звездич горячо благодарит его. Арбенин отклоняет эту признательность, говоря, что сел за карты не для благодеяний, а чтобы опять, как прежде, «привести кровь в волнение». Евгений напоминает князю, что сегодня дают маскарад, и предлагает съездить туда.

Лермонтов. Маскарад. Художественный фильм 1941

Выход 3. Проигравшиеся шулера изумлены искусством Арбенина. Шприх решает любым способом свести знакомство с таким полезным человеком и едет вслед за Евгением на маскарад.

Сцена 2

Выход 1. Приехав на маскарад, Арбенин советует князю Звездичу поискать здесь любовных приключений: женщины, чьи лица скрыты под масками, легче идут на них.

Выход 2. Евгений отходит, а к Звездичу подходит женщина в маске и обещает романтическое знакомство, которого он никогда не забудет. Звездич завязывает с этой дамой фривольный, насмешливый разговор и уводит её под руку.

Выход 3. Арбенин тащит под руку мужчину в маске, который наговорил ему дерзостей. Он собирается разделаться с ним, но неизвестный вырывается и исчезает в толпе, успев крикнуть, что в эту ночь Евгения ждёт несчастье.

Выход 4. К Арбенину подходит Шприх, пытаясь вступить в дружескую беседу. Арбенин в ответ с презрением спрашивает, не ездит ли к жене Шриха один известный усач – и удаляется. Раздражённый Шприх вполголоса желает вслед Арбенину, чтобы он сам заимел рога.

Во время их разговора с канапе неподалёку встают и уходят две женские маски. С руки одной из дам при этом падает браслет. Она не замечает этого.

Выход 5. Маска, говорившая ранее с князем, прибегает и взволнованно бросается на то же канапе. В возбуждённом монологе она рассказывает, что страстно просила у Звездича любви, не желая, однако, чтобы он узнал её имя. Но капризный князь потребовал у неё какой-нибудь предмет на память. Заметив лежащий рядом браслет, маска решает отдать Звездичу эту чужую вещь.

Выход 6. К маске на канапе подходит Звездич и вновь со смехом просит, чтобы она дала ему что-нибудь как воспоминание. Маска отдаёт найденный браслет – и скрывается в толпе.

Выход 7. К Звездичу подходит Арбенин. Князь рассказывает ему о своей неожиданной любовной удаче и показывает оставленный дамой браслет. Евгению он кажется знакомым: точно такой же есть у его жены, Нины.

Сцена 3

Выход 1. Арбенин приезжает к себе в сомнениях. Нины ещё нет дома, хотя уже второй час ночи.

Выход 2. Арбенин вспоминает любовные интриги своей молодости, опасаясь: «Я теперь едва ли // не осужден нести печали // за все грехи минувших дней. // Бывало, так меня чужие жены ждали, // теперь я жду жены своей». Он старается успокоить себя тем, что Нина всегда была чиста, как агнец Божий.

Выход 3. Приезжает Нина. Арбенин спрашивает, где она так задержалась. Почувствовав подозрительность в тоне мужа, Нина старается ласково успокоить его. Она говорит, что по любому слову Евгения готова бросить свет, балы и навсегда уехать в деревню. Арбенин с большим чувством говорит о своей любви к Нине, которая исцелила его от прежнего холодного презрения к людям. Евгений начинает целовать руки жены – и вдруг видит, что на одной из них недостаёт того самого браслета. Нина говорит, что наверное потеряла его, и удивляется, почему муж так озабочен пропажей безделушки.

Выход 4. Слуга, посланный Арбениным, искать браслет в карете Нины, не находит его. Выясняется, что Нина приехала с маскарада.

Выход 5. Евгений обращается к Нине с ревнивыми словами. Всё больше распаляясь, Арбенин говорит, что нинина любовь – всё для его кипучей души, и если она была притворством, то он без сожаления «разорвёт обе их жизни». Нину ужасает яростный и страшный вид Евгения. Она убеждает его в своей невиновности и уходит, плача.

Лермонтов «Маскарад», действие 2 – краткое содержание

Сцена 1

Выход 1. Баронесса Штраль, сидя у себя дома, размышляет о жестокости света, который готов сурово судить всякое сердечное увлечение женщины. Из слов баронессы становится ясным, что именно она пыталась увлечь на маскараде князя Звездича.

Выход 2. К баронессе приезжает Нина Арбенина с измученным и грустным видом.

Выход 3. Приезжает и князь Звездич, со смехом рассказывая, что был вчера на маскараде и, кажется, узнал под масками некоторых знакомых дам. Баронесса, едва скрывая тревогу, стыдит князя за легкомыслие.

Выход 4. Баронесса на время выходит. Оставшись наедине со Звездичем, Нина рассказывает ему, что потеряла один из двух своих одинаковых браслетов. Звездич видит, что второй, не потерянный, в точности такой же, как тот, что подарила ему неизвестная на маскараде. Князь заключает отсюда, что этой неизвестной была Нина и пытается игриво флиртовать с ней. Нина с возмущением требует от князя не забываться и спешит уехать.

Выход 5. Возвращается баронесса Штраль. Раздосадованный Звездич показывает ей подаренный ему на маскараде браслет, рассказывая, как только что видел второй такой же у Нины. Баронесса советует ему побольше дорожить честью дам. Князь уезжает.

Выход 6. Оставшись одна, баронесса опасается, как бы легкомысленный Звездич не догадался, кем на самом деле была дарительница браслета, и не растрезвонил об этом всему обществу. Штраль решает спасать себя даже за счёт Нины.

Выход 7. К баронессе приезжает Шприх. Она сообщает ему, что в свете якобы уже идут слухи о любовной истории между Звездичем и Ниной Арбениной.

Выход 8. Обиженный на Арбенина Шприх радуется его позору и решает разнести известие об этом по всем знакомым.

Сцена 2

Выход 1. Арбенин дома в одиночестве терзается мыслью о возможной измене жены. Слуга неожиданно сообщает ему, что некий посыльный принёс Нине записку.

Арбенин. Иллюстрация к драме Лермонтова «Маскарад» художника Н. Кузьмина

Выход 2. К Арбенину приезжает Казарин, чьи денежные дела в последнее время совсем плохи. Чтобы поправить их, Казарин ищет способа вновь втянуть Евгения в давно брошенное им шулерское картёжничество.

Выход 3. В передней у Арбенина Казарин встречает Шприха – именно он и привёз записку Нине. Выясняется, что от баронессы Штраль Шприх сразу поехал к князю Звездичу и советовал ему не оставлять домогательств к жене Евгения. Князь тут же написал Нине любовную записку, которую Шприх и доставил в дом Арбениных.

Выход 4. Арбенин входит в комнату, читая отданную ему слугой записку Звездича. В волнении, он даже не замечает Казарина и Шприха. Евгений горько возмущается неблагодарностью князя, которому недавно так помог, и «коварством» Нины. Шприх спешит незаметно уйти.

Выход 5. Увидев Казарина, Арбенин сетует ему на людское предательство. Казарин в ответ говорит, что надо просто понять тщету пустых ожиданий добра от других – и так самому освободиться от надуманного долга делать им хорошее. Казарин напоминает Евгению их былую жизнь среди кутежа, обмана и риска, которая так нравилась им обоим. К большой радости Казарина Арбенин яростно восклицает, что отныне «порвёт союз с добродетелью».

Сцена 3

Выход 1. Готовя месть Звездичу, Арбенин приезжает к нему. Князь спит.

Выход 2. Арбенин растворяет дверь в комнату Звездича. На миг в нём загорается желание убить князя прямо сейчас, спящим. Но он преодолевает этот порыв, затворяет дверь, пишет Звездичу записку с приглашением на карточную игру сегодня и выходит.

Выход 3. В дверях Евгений неожиданно сталкивается с баронессой Штраль. Он с издёвкой спрашивает, чем так привлекает женщин Звездич, что она сам пришла к нему. Баронесса понимает, что Евгений собирается жестоко мстить, и страстно пытается объяснить ему: Нина ни в чём не виновна. Разгневанный Арбенин не желает её слушать и уходит.

Выход 4. Баронесса идёт к князю.

Выход 5. Проснувшийся Звездич очень удивляется, видя её перед собой. Баронесса говорит: в свете уже идут слухи о дерзком письме князя жене Арбенина. Она предупреждает, что Евгений очень опасен, признаётся Звездичу, что браслет на маскараде дала ему не Нина, а она – и уходит.

Выход 6. Звездич читает принесённую слугой записку Арбенина. Увидев в ней любезное приглашение на ужин к общему знакомому, князь решает, что Евгения пока нечего опасаться.

Сцена 4

Выход 1. Арбенин и Казарин ждут Звездича. Казарин с нетерпением предвкушает, как Евгений сейчас «ощиплет» князя в карты.

Выход 2. Входит Звездич. Арбенин приглашает его к карточному столу. За игрой Евгений под видом «анекдота» рассказывает князю историю о том, как один человек оказал важную услугу приятелю, а тот «в благодарность» соблазнил его жену. Окончив рассказ, Арбенин вдруг обвиняет Звездича в шулерской подмене карты и бросает колоду ему в лицо. Ошеломлённый князь не знает, что делать. Заметавшись, он сначала грозит убить Евгения, но его решимость к этому быстро остывает. Понимая, что, не ответив достойно на оскорбление, он теперь опозорен навсегда, Звездич падает и закрывает руками лицо. Евгений зло высмеивает его и уходит.

Лермонтов «Маскарад», действие 3 – краткое содержание

Сцена 1

Выход 1. Светский бал. Гости передают друг другу слухи, что баронесса Штраль вдруг почему-то уехала в деревню, а князь Звездич был жестоко опозорен Арбениным. Входит князь. Все сторонятся его, как обесчещенного. Звездич подходит к Нине Арбениной, украдкой возвращает её браслет и советует ей остерегаться беспощадного мужа. Евгений издали наблюдает за этой сценой.

Выход 2. Все гости выходят в зал. Оставшись один в комнате, Арбенин ходит по ней в бешенстве от того, что слух об измене Нины уже всем известен. Евгений решает убить жену. Однажды, лет десять назад, проигравшись по молодости в карты, он хотел отравиться, купил яд, но в тот же вечер отыгрался. Отрава тогда не понадобилась, однако Арбенин не стал выбрасывать её и всегда держал при себе.

Выход 3. Гости бала просят Нину спеть. Она садится за пианино и исполняет грустный романс о несчастной любви.

Выход 4. Подходит Арбенин. Нина в волнении прекращает петь и отходит с мужем в сторону. В глубине комнаты при этом показывается какой-то неизвестный, следя за ними.

Нина говорит, что ей жарко, и просит Евгения принести мороженое. Вздрогнув, тот идёт за мороженым и незаметно всыпает в него яд. Нина в задумчивости и тоске съедает мороженое. Неизвестный видит всю эту сцену и понимает, что Арбенин отравил жену, но ничему не препятствует.

Сцена 2

Выход 1. Печальная и бледная Нина раздевается ко сну. К ней входит Евгений.

Арбенин и Нина. Иллюстрация к лермонтовской драме «Маскарад» художника Н. Кузьмина

Выход 2. Нина упрекает мужа за то, что он стал груб с ней. Почувствовав вдруг жжение в груди, она просит позвать врача. Однако Евгений не спешит слать за доктором. Он начинает обвинять жену в измене. Нина уверяет: её оклеветали. Арбенин говорит, что её слова – ложь, и признаётся: он дал ей на балу яд, от которого она сейчас умрёт. Нина мучится всё сильнее. В страданиях она проклинает Евгения, вновь клянётся, что невинна – и умирает. Арбенин отказывается верить ей.

Лермонтов «Маскарад», действие 4 – краткое содержание

Сцена 1

Выход 1. Перед похоронами Нины Арбенин в бессилии сидит дома. Его уже терзают сомнения в виновности жены, но он гонит их от себя.

Выход 2. Приехавший пособолезновать Казарин, видя Евгения очень расстроенным, считает, что он лишь нацепил на себя притворную личину.

Выход 3. С телом Нины приходят проститься две родственницы – дама с племянницей. Даму больше всего заботят предстоящие расходы на траурное платье.

Выход 4. Из комнаты покойницы выходят доктор и старик. Доктор рассказывает, что приехал не вовремя: больная уже скончалась.

Выход 5. Доктор подходит к Арбенину и уговаривает его не слишком убиваться. Евгений, как будто очнувшись, бессвязно кается в том, что «осквернил божественное создание», хотя виной тому не он сам, а один неблагодарный человек. Доктор решает, что Арбенин сходит с ума.

Выход 6. После отъезда всех прочих в дом Арбенина входят князь Звездич и тот неизвестный, что был на балу.

Выход 7. Неизвестный, не открывая князю своего имени, убеждает его: Евгений сам отравил свою жену. Он предлагает сейчас же бросить это обвинение Арбенину в лицо.

Выход 8. Входит Арбенин со свечой. Не замечая неизвестного и князя, он разговаривает сам с собой. Евгений убеждает себя, что его суд над Ниной был справедлив, и никто не осмелится разуверить его в этом. Со словами: «Осмелюсь я!» – к нему подходит неизвестный.

Евгений вначале не узнаёт его. Неизвестный напоминает: семь лет назад мы были с тобой друзьями. Я был молод и неопытен, но «в твоей груди уж крылся этот холод, // То адское презренье ко всему, // Которым ты гордился всюду!» Раз ты увлёк меня играть, и я спустил в карты всё, что имел. Я плакал и молил, но в тебе это возбудило лишь смех. И вот ныне это злое семя произвело достойный плод!

Арбенин с волнением говорит, что узнал его. Неизвестный рассказывает дальше: преисполнившись жаждой мести, я всюду тайно следовал за тобой, мешаясь с толпой. Я узнавал про тебя всё – и видел, как ты убил Нину!

Подходит князь Звездич. Он вызывает Арбенина на дуэль за прошлое оскорбление – и рассказывает всю историю с браслетом, ещё и отдавая Евгению письмо баронессы Штраль с её подтверждением. Прочитав письмо, Арбенин в отчаянии пытается броситься на «своих палачей» – неизвестного и князя, но в бессилии падает на кресла, а потом встаёт с них и хохочет, как безумный.

Арбенин становится на колени перед Звездичем и неизвестным, моля, чтобы они подтвердили ему виновность Нины, иначе его душа разорвётся. Он обвиняет неизвестного, который видел, как он сыпал яд в мороженое, и не вмешался. Подбежав к гробу Нины, Евгений оседает рядом с ним на пол и застывает полулёжа с обезумевшими, неподвижными глазами…

…Неизвестный радуется, что свершилась его месть («и этот гордый ум сегодня изнемог!»). Звездич раздосадован: с сумасшедшим ему нельзя будет стреляться.

С этой драмой Лермонтов пытался «дебютировать» в юности, но она была отвергнута цензурой, а напечатана была лишь после смерти уже известного поэта.

В поэме бывший гуляка Евгений, ныне ревнующий жену Нину, на маскараде становится свидетелем успеха его нового приятеля у какой-то дамы, которая дарит ему браслет.

Такое же украшение есть у его жены, Евгений требует его, но браслет утерян. Из-за подозрений, ревности, гордыни Евгений отравил невиновную Нину. В финале обвинённый в убийстве, и Евгений сходит с ума.

Главная мысль

Поэма о ревнивом муже, который из-за пустого подозрения на маскараде и собственных домыслов, отравил верную и любимую жену. Запутавшись в домыслах, Арбенин сам себя погубил.

Читать краткое содержание Маскарада Лермонтова

Главный герой Арбенин показан в компании старых друзей (гуляк и картёжников), впрочем, он давно у них не бывал – стал серьёзным человеком, верным мужем. Они даже посмеиваются над ним, мол, всё у человека дела. (А дела настоящего нет!) Впрочем, остепенившись и женившись, Евгений полюбил свою красавицу жену Нину, она была для него настоящим ангелом. С новым знакомым, которого только что выручил в картежной игре, Евгений едет на маскарад. Там Арбенин скучает, а вот его новый приятель прекрасно проводит время. На него обратила внимание загадочная красавица. Юноша требует от неё на память украшение, ей нечего ему предложить. Просто она боится, что её вычислят по кольцу или чему-то ещё. И вот она отдаёт недорогой браслет, случайно найденный ей. Счастливый поклонник делится радостью с Арбениным.

Возвратившись домой, Евгений ждёт жену. И он понимает, что у неё был такой же браслет… Оказывается, что жена потеряла свой где-то. По приказу барина слуга обыскивает карету, ничего не найдя, выдаёт, что хозяйка была на маскараде, там и оставила, видимо. Вообще, светским женщинам не пристало ходить на маскарады. В гневе Евгений разговаривает с женой, а та, ещё не понимая ситуации, хочет заказать новый браслет.

Евгений мучается сомнениями, боится измены. В нём говорит огромная гордость, даже гордыня. Он представляет, как над ним смеялись любовники, как люди будут показывать на него пальцем. Также плохую роль играет собственный опыт – он общался с легкими женщинами раньше, слушал истории пошляков-друзей. К нему даже приходит старый приятель, убеждая его снова взяться за карты. По его словам, если б он пришел советовать, например, бросить пить, то над ним Евгению следовало б посмеяться, даже отомстить.

Тем временем подруга, узнав о подозрениях мужа Нины, выдаёт себя… но это приводит лишь к тому, что юноша начинает ухаживать за Арбениной. Но от Нины он получает решительный отказ. Она хранит верность своему мрачному мужу. Сам Евгений намекает, что в курсе «измены» жены своему новому приятелю, но когда тот говорит о дуэли, смеётся, что по праву мести муж может убить и без поединка. Обо всём этом не говорится героями прямо, а в историях и примерах, поэтому обвинять некого. Все стараются сохранить лицо, никто не может разобраться в ситуации. Конечно, это и условности общества. От которых страдают простые люди.

Развязка происходит на балу. Нина просит мороженого у мужа, а тот приносит ей его… с ядом. И ведёт отравитель себя весьма спокойно, будто насмехаясь. О себе говорит, что он хоть и ревнивый муж, но холодный судья. Почувствовав себя плохо, Нина заверяет его, что ни в чём не была виновата. Прибывший врач не смог ничего сделать.

После смерти Нины герой мучается сомнениями… И тут приходит письмо о том, что это подруга жены была на маскараде, флиртовала с юношей. И браслет Нины там случайность чистой воды. Евгений просто на грани сумасшествия.

На похоронах Евгения называют убийцей. Этого позор становится последней каплей для героя. Он сходит с ума.

Пьеса драма М.Ю. Лермонтова Маскарад. 8 класс.

Картинка или рисунок Маскарад

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Хемингуэй Прощай оружие

    Все действия, происходящие в произведении, относятся к 1915-1918 годам. Место действий итало-австрийский фронт. Фредерик Генри – родом из Америки, но служит лейтенантом санитарных войск в итальянской армии

    Игнатий Андреевич – это человек по должности бригадир, который является отцом, и у него есть сын. Родители парня хотят его быстрее выгодно женить. Мать зовут Акулиной Тимофеевной.

Евгений Александрович заработал денег участвуя в азартных играх. Будучи уже не молодым, он хотел выгодно жениться. Вступив в брак по расчету, Арбенин неожиданно влюбляется в молодую жену. Настасью Павловну называют дома Ниной. Она любит балы, и в один день пришла позже обусловленного времени. Супруг устроил сцену. Расстраивало и то, что нарушил договор и сел за карты, пытаясь спасти князя и друга. Звездичу подарила женщина в маске красивый браслет, в знак почтения. А у Нины на одной руке ни было браслета. На вопрос мужа она ответила, что потеряла. Поиски ни к чему не привели. Купить тоже было невозможно. Нина излила свое сердце баронессе. А та призналась князю, что нашла тот браслет. Но муж не верил доводам. Он обвинил Звездича в жульничестве и дал пощечину. Жену же отравил, и та в муках умерла. Звездич показал письмо от баронессы. Тогда Арбенин в отчаянии винит Бога в жестокости.

Вывод (мое мнение)

Отношения с друзьями и родственниками, должны основываться на доверии и любви. Арбенин слишком любил себя и это привело к губительным последствиям. Важно иметь холодную голову, не давая волю чувствам.

Рассмотрим произведение, созданное Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1835 году. Опишем его краткое содержание. "Маскарад" Лермонтова (фото автора представлено ниже) ‒ это стихотворная пьеса в 4-х действиях. В начале произведения мы знакомимся с Арбениным Евгением Александровичем. Это не первой молодости человек, по роду деятельности и натуре игрок. Он решает, разбогатев на картах, изменить свою судьбу. Арбенин, герой, которого создал М.Ю. Лермонтов ("Маскарад"), хочет жениться и стать барином. Это в конце концов он и осуществляет.

Евгений влюбляется в свою жену

Однако жизнь вносит существенную поправку в прекрасный план героя, как отмечает М. Лермонтов ("Маскарад"). Анализ его мотивов автор проводит, говоря что Евгений посватался "по размышленьи зрелом", хотя и не по прямому расчету. Однако через некоторое время он влюбляется неожиданно для себя в свою юную супругу. А это с его кипучим как лава темпераментом и угрюмством не обещает душевного комфорта. Евгений вроде бы причалил к тихой семейной пристани, однако ощущает себя брошенным вновь в бурное открытое море "изломанным челноком".

Настасья Павловна возвращается с бала

Безусловно, жена его ‒ ангел, однако она и годами, и душой дитя. Михаил Лермонтов отмечает, что она обожает по-детски все то, что блестит, а больше всего ‒ балы с их шумом. Вот и сегодня развлекается Петербург, танцует где-то и Арбенина Настасья Павловна (Нина по-домашнему). Она обещала вернуться до полуночи, однако уже второй час. Наконец девушка является. Она подкрадывается на цыпочках и, словно доброго дядюшку, целует своего мужа в лоб. Супруг устраивает Нине сцену, после которой они мирятся.

Евгений выручает Звездича

Евгений Александрович к тому же сегодня сам не без греха. Он нарушил данный им зарок: не садиться больше за карты. Он сел и выиграл много денег. Правда, предлог для этого был благовидный: надо было выручить из беды Звездича, проигравшегося князя. Он едет с ним из игорного дома к Энгельгардту в маскарадный дом. Это необходимо ему для того, чтобы развеяться. Однако расслабиться не удается: Арбенин в праздной толпе чужой, зато очень красивый молодой гвардеец Звездич в своей стихии. Он, конечно, мечтает о любовном приключении.

Любовное приключение

Сбывается мечта. Интригуя Звездича, таинственная дама с маской на лице признается ему в страсти. Гвардеец просит какой-нибудь символический предмет в память об этой встрече. Не рискуя отдать Звездичу кольцо, девушка в маске дарит ему браслет, потерянный кем-то. Князь показывает Арбенину маскарадный "трофей". Тот видел где-то похожий, но не помнит, где именно. Ему сейчас не до Звездича: наговорив дерзостей, кто-то неизвестный предсказал только что несчастье Евгению, которое должно произойти именно в эту зимнюю ночь.

Арбенин обнаруживает пропажу браслета

У Арбенина, согласитесь, после столь бурного дня есть все основания для того, чтобы нервничать, ожидая свою супругу. Но умчалась гроза, не превратившись в бурю. Что с того, что супруга любит его иначе, чем он, ‒ играя чувствами, безотчетно? Главное, что она все-таки любит. В порыве нежности растроганный Евгений целует пальцы жены.

Михаил Лермонтов далее рассказывает о том, что герой обращает внимание на браслет на ее руке. Именно таким несколько часов назад хвастал Звездич. Браслеты парные, а на правом запястье его нет. Нина говорит, что потеряла браслет. Всем домом по распоряжению Арбенина ищут потерю. Конечно же, ее не находят. Оказывается, что Нина задержалась не на домашнем балу у одного почтенного семейства, а у Энгельгардта на маскараде. А туда зазорно ездить порядочной женщине без спутников.

Пораженный необъяснимым поступком супруги (неужели это только детское любопытство?), Арбенин подозревает, что у нее роман с князем. Правда, подозрение это пока не превратилось в уверенность. Как возможно, что Нина предпочла Арбенину, зрелому мужу, смазливого пустого мальчишку?! Князь возмущает супруга Нины пока куда больше, чем жена. Тому, вероятно, было бы вовсе не до амурных шалостей, если бы Арбенин великодушно не отыграл его карточный проигрыш. Супруги, до полусмерти устав от выяснения отношений, расходятся по комнатам в дурном расположении духа.

Нина рассказывает обо всем Звездичу

Нина на следующий день идет в ювелирный магазин. Она полагает, что муж перестанет злиться, если она подберет вместо утраченной безделушки такую же. Не купив ничего (браслеты эти штучной работы), девушка заезжает к своей светской приятельнице баронессе Штраль, молодой вдове. Она, встретив Звездича в гостиной, рассказывает ему простодушно о своей неприятности. Гвардеец, решив, что Нина Арбенина и дама в маске ‒ одно и то же лицо, а сочиненная ей "сказочка" про потерянный браслет ‒ это намек, преображается тут же в пламенного любовника. Нина, остудив "крещенским холодом" его пыл, поспешно удаляется. Князь в досаде выкладывает баронессе всю историю. Вдова ужасается, так как это она подарила Звездичу на маскараде Нинин браслет.

Письмо Звездича

Однако, спасая собственную репутацию, вдова оставляет в заблуждении Звездича. Тот надеется запутать Нину и добиться тем самым своего. Он отправляет девушке предерзкое письмо, в котором говорится, что он скорее умрет, чем откажется от нее. О содержании письма князь оповещает предварительно половину светского Петербурга. Скандальное послание в результате интриги оказывается в руках Арбенина. Евгений теперь убежден, что его жестоко обманули. Он видит кроме того и вещий знак в случившемся. Тот, кто испытал в своей жизни все сладости злодейства и порока, не может мечтать о беспечности и покое. Какой, в самом деле, из игрока муж, отец семейства? Однако Арбенин не может отомстить "соблазнителю" так, как следовало бы сделать "гению злодейства": задушить его спящим. Союз с добродетелью изменил что-то в нем.

Госпожа Штраль пытается рассказать правду Арбенину. Наказание Звездича

Баронесса Штраль тем временем испугавшись того, что жизнь князя, которого она любит, находится в опасности, решает открыть истину Арбенину и предотвратить тем самым неизбежную, как считает она, дуэль. Не будем в подробностях описывать ее рассказ, составляя краткое содержание. "Маскарад" Лермонтова можно кратко изложить, не вдаваясь детально в различные сцены. Отметим, что Арбенин, прокручивая варианты отмщения в своей голове, не слышит ее. В отчаянии госпожа Штраль. Но она напрасно волнуется: в планы Евгения не входит поединок. Он намерен отнять у баловня судьбы вовсе не жизнь, а нечто большее: уважение общества и честь. Арбенину вполне удается хитроумное предприятие. Втянув в карточное сражение бесхарактерного князька, он придирается к пустякам и обвиняет его публично в мошенничестве. Сказав, что Звездич подлец и шулер, он дает ему пощечину.

Дальнейшая интрига

Таким образом, провинившийся наказан. Однако продолжается интрига, в которую оказались вовлечены герои "Маскарада" Лермонтова. Теперь очередь за Ниной. Однако девушка ‒ это не безбожный и безнравственный князек. Суеверный, подобно всем игрокам, Арбенин медлит, ожидая, что подскажет своему верному и старинному рабу судьба. Однако судьба крайне коварно обходится с ним. Она запутывает интригу, распутывая ее. После неудавшейся попытки объясниться с мужем подруги, госпожа Штраль, понимая, что ее светская карьера при любом повороте событий погублена безнадежно, решает отправиться в деревенское имение. Женщина разъясняет Звездичу перед отъездом "разгадку" этой "шарады".

Уже переведенный на Кавказ по собственной его просьбе, князь задерживается в Петербурге для того, чтобы вернуть настоящей владелице ее злополучную безделушку и предостеречь Нину ‒ девушку, которая ему симпатична, о том, что ее муж злодей. Однако он не находит лучшего способа поговорить с ней наедине, чем весьма неосторожно подойти к девушке на великосветском балу. Князь не решается говорить начистоту, и Нина его намеков не понимает. Она не догадывается также о том, какое решение в это время созрело в голове Арбенина, наблюдавшего издалека эту сцену: он решает убить свою жену.

Убийство Нины

Страшным событием продолжается краткое содержание. "Маскарад" Лермонтова ‒ пьеса, в которой убийство Нины происходит в третьем действии. Настасья Павловна, разгоряченная танцами и забывшая уже давно о смешном офицере, просит супруга принести ей мороженое. Тот послушно отправляется в буфетную и подсыпает в него яд, а затем подносит блюдечко жене. Яд этот был проверенным и быстродействующим, поэтому в ту же ночь Нина умирает в страшных мучениях.

Евгений сходит с ума

Опишем четвертое действие, его краткое содержание. "Маскарад" Лермонтова завершается весьма эффектно. Друзья и знакомые приходят проститься с Ниной. Арбенин, предоставив слугам визитеров, бродит в мрачном одиночестве по опустевшему дому. Звездич, а также неизвестный господин, предсказавший на маскараде несколько дней назад Арбенину несчастье, находят его в одной из комнат. Предсказавший ‒ его давний знакомый. Евгений Александрович его когда-то обыграл, разорив и пустив по миру. Изведав на личном опыте, на что способен этот персонаж "Маскарада" Лермонтова, неизвестный при Звездиче открыто заявляет, что Арбенина умерла вовсе не своей смертью. Евгений в ужасе, потрясение на некоторое время отнимает у него дар речи. Звездич, воспользовавшись паузой, излагает в подробностях настоящую историю рокового браслета. Он передает Евгению в качестве доказательства письменное свидетельство Баронессы. Евгений сходит с ума. Однако он успевает перед тем как погрузиться навеки в мрак безумия, бросить обвинение Богу в жестокости.

Звездич безутешен

Торжествует неизвестный: он отомщен. Однако Звездич безутешен. При нынешнем состоянии Евгения дуэль невозможна. Это значит, что Звездич, молодой, полный надежд и сил красавец, лишен навеки и чести, и спокойствия. Так заканчивается драма М. Лермонтова "Маскарад" ‒ пьеса, рассказывающая о петербургском обществе 1830-х годов. Сегодня можно посмотреть балет по мотивам этого произведения. Музыка к драме Лермонтова "Маскарад" (вальс) была написана А. Хачатуряном.