Михаил лермонтов. Михаил лермонтов Анализ стихотворения «Два великана» Лермонтова

То есть - Лермонтову было 17-18 лет.

Впервые опубликовано стихотворение было уже после смерти поэта - в «Отечественных записках» 1842 г., № 5, стр. 1-2 ; текст печатался по записи в альбоме. Существуют различные записи, в том числе сделанная С. А. Раевским , поэтому в разных текстовых вариантах есть небольшие разночтения .

Само стихотворение проникнуто патриотическим пафосом. Сюжет его в сказочно-аллегорической форме изображает Наполеона и русского императора Александра I . Различные текстовые варианты проясняют эту аллегорию еще больше: злобный Наполеон противопоставлен проникнутому презрением Александру .

Лермонтов стилизует эту патриотическую аллегорию под былинные, сказовые формы .

Стихотворение «Два великана» почти дословно использовано Лермонтовым в поэме «Сашка» (гл. I, строфа VII) .

Два великана В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого Из далеких чуждых стран. За горами, за долами Уж гремел об нем рассказ, И померяться главами Захотелось им хоть раз. И пришел с грозой военной Трехнедельный удалец,- И рукою дерзновенной Хвать за вражеский венец. Но улыбкой роковою Русский витязь отвечал: Посмотрел - тряхнул главою. Ахнул дерзкий - и упал! Но упал он в дальнем море На неведомый гранит, Там, где буря на просторе Над пучиною шумит.

В последних четырех стихах имеется в виду ссылка Наполеона на остров Св. Елены, где он и умер в 1821 г.

Эти стихи положил на музыку товарищ и родственник М. Лермонтова Дмитрий Аркадьевич Столыпин (1818-1893). Он писал музыку к нескольким стихам Лермонтова, например, к стихотворению Нищий («У врат обители святой стоял просящий подаянья») в 1870 году. Д. Столыпин не считал себя профессиональным композитором, но известны многие его музыкальные произведения. Куда больше он занимался экономическими вопросами и был автором статей на эту тематику .

Получилась песня «Два великана», которая и поныне входит в классический репертуар многих вокалистов.

К этому стихотворению писали музыку композиторы (в алфавитном порядке): Агафонников В. Г. (1974), Асафьев Б. В. (1941), Астафьев А. М. (для смешанного 4-голосного хора б/сопровождения, 1911), Беневский В. Д. , Брянский Н. П. (мужской хор б/сопровождения, 1876), Васильев М. Д. (1892), Гальперин Ю. Е. , Гахович А. П. (для 4-, 3- и 2-голосных смешанных мужского, женского или детского хоров с сопровождением рояля или фисгармонии, 1914), Дмоховский П. В. (4-голосный хор, 1914), Дочевский И. Ф. (1857), Ефимов Ю. П. (1949), Иванов-Корсунский В. М. , Киршбаум Н. Ф. (посв. великой княгине Елене Владимировне, 1903), Лисовский Л. Л. , Нажет-Вильбушевич М.,

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далёких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел об нём рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.

И пришёл с грозой военной
Трёхнедельный удалец -
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал;
Посмотрел - тряхнул главою…
Ахнул дерзкий - и упал!

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

Анализ стихотворения «Два великана» Лермонтова

В августе 1832 г. в Российской империи отмечалось 20-летие со дня победы в Отечественной войне 1812 г. Лермонтов откликнулся на это событие стихотворением «Два великана», в котором в сказочно-аллегорической форме изобразил столкновение царской России с наполеоновской Францией.

В фигурах двух великанов легко угадываются образы Кутузова и Наполеона. Русский исполин «старый», на его голове золотая шапка, символизирующая купол православного храма. Он обладает огромным опытом и никуда не спешит, поджидая своего противника. Другой великан прибывает «из далеких чуждых стран». Слава о его военных успехах разнеслась по всему свету. Используя эпитет «трехнедельный удалец», Лермонтов с иронией намекает на обстоятельства возведения Наполеона на престол, на незаконный характер его власти. Также поэт называет иностранного великана «дерзким», имеющим «дерзновенную руку». Опьяненный легкими победами и славой, Наполеон совершил роковую ошибку, начав завоевательный поход в Россию.

У Лермонтова настоящей битвы между великанами не происходит. «Русский витязь» всего лишь «тряхнул главою», что привело к падению вражеского исполина. Поэт имеет в виду хитроумную тактику Кутузова, который стремился максимально сократить русские потери. После Бородинского сражения он беспрепятственно позволил Наполеону вступить в Москву. Главнокомандующий понимал, что время работает на него. Истощенная французская армия таяла на глазах. При отступлении она каждый день несла огромные потери от действий партизан. К тому же «непобедимый» Наполеон поспешно бежал, бросив своих верных солдат.

Лермонтов считает, что именно поражение в России привело к окончательному падению Наполеона. Французский великан «упал… в дальнем море», т. е. на острове С. Елены. Большой временной промежуток между разгромом французской армии в России и смертью Наполеона для Лермонтова не имеет большого значения. До 1812 г. французский император считался «великаном» во всем мире, а о Кутузове даже в Европе практически ничего не было известно. Только военное столкновение двух полководцев показало, кто из них был по-настоящему достоин носить звание «великана».

Выберите стихи... 10 июля (Опять вы, гордые, восстали...) 1831-го июня 11 дня (Моя душа, я помню...) 1831-го января (Редеют бледные туманы...) А.А.Углицкой (Ma chere Alexandrine...) А.Д.3. (О ты, которого...) А.О.Смирновой (Без вас хочу...) Алябьевой (Вам красота, чтобы блеснуть...) Ангел Атаман Баллада (В избушке позднею порою...) Баллада (Из ворот выезжают...) Баллада (Над морем красавица-дева...) Бартеневой (Скажи мне: где переняла...) Башилову (Вы старшина собранья, верно...) Благодарность Благодарю! Блистая, пробегают облака... Бой Бородино Булгакову (На вздор и шалости ты хват...) Бухариной (Не чудно ль...) В альбом (Нет!- я не требую вниманья...) В рядах стояли безмолвной толпой... Валерик (Я к вам пишу случайно...) Венеция Весна Ветка Палестины Вечер после дождя Взгляни на этот лик... Видение Воздушный корабль Воля Все тихо - полная луна... Вы не знавали князь Петра... Выхожу один я на дорогу... Г[ну] Павлову (Как вас зовут?..) Глупой красавице Гляжу на будущность с боязнью... Графине Ростопчиной (Я верю: под одной...) Гроб Оссиана Гроза Гроза шумит в морях с конца в конец... Гусар Дары Терека Два великана Договор Додо (Умеешь ты сердца тревожить...) Дума Еврейская мелодия Есть речи - значенье... Желание (Зачем я не птица...) Желанье (Отворите мне темницу...) Заблуждение Купидона Забудь опять свои надежды... Забывши волнения жизни мятежной... Завещание Завещание (Наедине с тобою...) Звезда (Вверху одна...) Звезда (Светись, светись, далекая звезда...) Зови надежду сновиденьем... И скучно и грустно И. П. Мятлеву (На наших дам морозных...) Из альбома Карамзиной (Любил и я...) Из Гете (Горные вершины...) Из Паткуля Из-под таинственной, холодной полумаски... Исповедь (Я верю...) К *** (Будь со мною, как прежде бывала...) К *** (Всевышний произнес...) К *** (Мой друг, напрасное старанье!..) К *** (Мы снова встретились с тобой...) К *** (Не говори...) К *** (Не думай, чтоб я был достоин...) К *** (Не привлекай меня красой!..) К *** (О, не скрывай!..) К *** (Оставь напрасные заботы...) К *** (Печаль в моих песнях...) К *** (Ты слишком для невинности мила..) К *** (Я не унижусь пред тобою...) К глупой красавице К Д...ву (Я пробегал страны России...) К деве небесной К другу В. Ш. (До лучших дней!..) К кн. Л.Г-ой (Когда ты холодно внимаешь...) К Л.- (У ног других не забывал...) К Н. И. (Я не достоин, может быть...) К Нэере К портрету К Су[шковой] Кавказ Кавказ! далекая страна!.. Казачья колыбельная песня Как дух отчаянья и зла... Кинжал Кладбище Когда б в покорности незнанья... Когда волнуется желтеющая нива... Когда к тебе молвы рассказ... Кропоткиной (Я оклеветан перед вами...) Кто в утро зимнее, когда валит... Кто видел Кремль в час утра золотой... Листок Любовь мертвеца Мартыновой (Когда поспорить вам придется...) Метель шумит, и снег валит... Мой демон Молитва (В минуту жизни трудную...) Молитва (Не обвиняй меня, всесильный...) Молитва (Я, матерь божия...) Монолог Моя мольба Н. Ф. И. (Дай бог, чтоб вечно вы не знали...) На светские цепи... На севере диком стоит одиноко... На серебряные шпоры... Надежда Наполеон Нарышкиной (Всем жалко вас...) Настанет день - и миром осужденный... Не верь себе Не смейся над моей пророческой тоскою... Незабудка Нередко люди и бранили... Нет, не тебя так пылко я люблю... Нет, я не Байрон, я другой... Никто, никто, никто не усладил... Нищий Новгород Ночь. II Один среди людского шума... Одиночество Он был рожден для счастья, для надежд... Она поет - и звуки тают... Они любили друг друга... Опасение Отрывок (На жизнь надеяться...) Отчего Очи N.N. Памяти А.И. Одоевского Парус Первое января Передо мной лежит листок... Песня (Желтый лист о стебель бьется...) Песня (Ликуйте, друзья...) Песня (Светлый призрак дней минувших...) Плачь! плачь! Израиля народ... Покаяние Пора уснуть последним сном... Посвящение N.N. Послушай! вспомни обо мне... Посреди небесных тел... Поэт (Когда Рафаэль вдохновенный...) Поэт (Отделкой золотой...) Предсказание Прекрасны вы, поля... Приветствую тебя, воинственных славян... Пророк Прощай, немытая Россия... Пусть я кого-нибудь люблю... Разлука Раскаянье Расстались мы, но твой портрет... Ребенку Родина Романс (В те дни...) Романс (Невинный нежною душой...) Романс к И... (Когда я унесу...) Русалка Русская мелодия Сабуровой (Как? вы поэта огорчили...) Св. Елена Свершилось! полно ожидать... Сентября 28 Сижу я в комнате старинной... Силуэт Слепец, страданьем вдохновенный... Слышу ли голос твой... Смело верь тому, что вечно... Смерть поэта Совет Сон (В полдневный жар...) Соседка Спеша на север издалека... Спор Стансы (Взгляни, как мой спокоен взор...) Стансы (Люблю, когда, борясь...) Стансы (Мгновенно пробежав умом...) Счастливый миг Тамара Толстой (Недаром она, недаром...) Три пальмы Тростник Трубецкому (Нет! мир совсем пошел не так...) Тучи Ты мог быть лучшим королем... Уваровой (Вы мне однажды говорили...) Ужасная судьба отца и сына... Узник Утес Утро на Кавказе Чаша жизни Чума в Саратове Щербатовой (Поверю ль я, чтоб вы хотели...) Эпитафия Я видел раз ее в веселом вихре бала... Я видел тень блаженства; но вполне... Я жить хочу! хочу печали.. Я не для ангелов и рая... Я не люблю тебя; страстей... Я счастлив!- тайный яд течёт в моей крови...

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец, -
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел - тряхнул главою.
Ахнул дерзкий - и упал!

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

Анализ стихотворения Лермонтова «Два великана»

Воинская слава Отечества - один из основополагающих мотивов лермонтовского творчества. Авторские раздумья о подвиге и исторической памяти, прозвучавшие в «Поле Бородина», продолжает сказочная аллегория «Два великана», появившаяся в 1832 г. Дата создания стихотворения символична: она совпадает с двадцатилетней годовщиной победы русских войск над французской армией.

Центральная тема стихотворения - противостояние двух бойцов, которые символизируют Россию и наполеоновскую Францию. Образы великанов наделены индивидуальными чертами. Разнится и авторское отношение к каждому из героев.

Русский воин стар, но опытен, могуч и невозмутим, как былинный Илья Муромец. Его шапка напоминает читателю о позолоченных маковках русских церквей, и в первую очередь - о куполе колокольни Ивана Великого, символизирующей Москву. Золотой шлем-шапка - единственная деталь внешнего облика, упомянутая автором-сказителем.

Оппонент «русского витязя» пришел из «далеких чуждых стран». Он знаменит, удачлив и быстр, но бесцеремонен и нагловат: однокоренные слова «дерзновенный» и «дерзкий» подчеркивают отрицательные черты иноземного героя. Насмешливое определение «трехнедельный удалец» намекает на нецарственное происхождение и скороспелый характер императорства Наполеона I.

Сказитель не скрывает собственные оценки: гордость и уважение к русскому великану, иронию к его иностранному «коллеге».

Антитеза, на которой основано лермонтовское творение, смоделирована по нескольким признакам: «спокойствие» - «наглый натиск», «следование традициям» - «нарушение старого уклада».

Преимущество витязя над пришельцем столь очевидно, что отпадает нужда в схватке. Собственно, никакого боя не происходит. На беспардонную выходку чужестранца, протянувшего руку к шапке-«венцу», русский воин отвечает взглядом и «улыбкой роковой». Затем следует движение головы, которого оказалось достаточно, чтобы оппонент испугался и «упал».

Используя преимущества организации художественного пространства фольклорных произведений, сказитель мгновенно «перемещает» поверженного наглеца в неведомые земли. Юный поэт намекает на последние годы Бонапарта, проведенные на отдаленном острове в Атлантическом океане, но вплетает историческую аллюзию в общий сказочно-былинный контекст.

Михаил Юрьевич Лермонтов

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец,—
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел — тряхнул главою.
Ахнул дерзкий — и упал!

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

Воинская слава Отечества — один из основополагающих мотивов лермонтовского творчества. Авторские раздумья о подвиге и исторической памяти, прозвучавшие в «Поле Бородина», продолжает сказочная аллегория «Два великана», появившаяся в 1832 г. Дата создания стихотворения символична: она совпадает с двадцатилетней годовщиной победы русских войск над французской армией.

Центральная тема стихотворения — противостояние двух бойцов, которые символизируют Россию и наполеоновскую Францию. Образы великанов наделены индивидуальными чертами. Разнится и авторское отношение к каждому из героев.

Русский воин стар, но опытен, могуч и невозмутим, как былинный Илья Муромец. Его шапка напоминает читателю о позолоченных маковках русских церквей, и в первую очередь — о куполе колокольни Ивана Великого, символизирующей Москву. Золотой шлем-шапка — единственная деталь внешнего облика, упомянутая автором-сказителем.

Оппонент «русского витязя» пришел из «далеких чуждых стран». Он знаменит, удачлив и быстр, но бесцеремонен и нагловат: однокоренные слова «дерзновенный» и «дерзкий» подчеркивают отрицательные черты иноземного героя. Насмешливое определение «трехнедельный удалец» намекает на нецарственное происхождение и скороспелый характер императорства Наполеона I.

Сказитель не скрывает собственные оценки: гордость и уважение к русскому великану, иронию к его иностранному «коллеге».

Антитеза, на которой основано лермонтовское творение, смоделирована по нескольким признакам: «спокойствие» — «наглый натиск», «следование традициям» — «нарушение старого уклада».

Преимущество витязя над пришельцем столь очевидно, что отпадает нужда в схватке. Собственно, никакого боя не происходит. На беспардонную выходку чужестранца, протянувшего руку к шапке-«венцу», русский воин отвечает взглядом и «улыбкой роковой». Затем следует движение головы, которого оказалось достаточно, чтобы оппонент испугался и «упал».

Используя преимущества организации художественного пространства фольклорных произведений, сказитель мгновенно «перемещает» поверженного наглеца в неведомые земли. Юный поэт намекает на последние годы Бонапарта, проведенные на отдаленном острове в Атлантическом океане, но вплетает историческую аллюзию в общий сказочно-былинный контекст.

Возмездие не оборачивается смертью агрессора. В интонациях сказителя-гуманиста звучит благородное чувство снисхождения к побежденному.