Методы исследования в биологии — Гипермаркет знаний. Чем наука отличается от религии и искусства

>> Методы исследования в биологии


1. Чем наука отличается от религии и искусства?
2. Какова основная цель науки?
3. Какие методы исследования, применяемые в биологии , вы знаете?

Наука как сфера человеческой деятельности.

Наука - одна из сфер человеческой деятельности, цель которой - изучение и познание окружающего мира. Для научного познания необходим выбор определенных объектов исследования, проблем и методов их изучения.

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Садоводство – одно из любимейших времяпрепровождений американцев. Но садоводство это не всегда легко и просто и если Вам надоело наблюдать, как Ваши красивые растения мрут одно за другим, сделайте паузу и послушайте, что советуют эксперты.

Честно говоря, большинство из этих профессиональных советов по садоводству на столько просты, что Вы скорее всего хлопните себя по лбу «Семен Семёныч!». Но не корите себя слишком - у Вас все еще есть время выучиться обращаться с растениями и не загубить очередную партию.

Итак, приступим…

1. Составьте план

На рисунке: Ландшафтный дизайн, выполненные в Home Outside Palette app.

Как говорит ландшафтный дизайнер и эксперт Джули Мойр Мессерви (Julie Moir Messervy), садоводство – это отнюдь не разбрасывание семян по ветру. Госпожа Мессерви считает: «Не зависимо от того, создаете ли Вы новый ландшафт у своего нового дома, или хотите привнести какие-то изменения в свой уже существующий ландшафт, тщательно проверьте свои идеи, чтобы приступить к работе с наибольшей отдачей. Планировать можно как на бумаге, так и в каком-либо специальном приложении (см. рисунок).»

И продолжает: «Запомните: цвет и текстура – основное для получения хорошего ландшафтного дизайна, но я еще делаю упор на растения, которые будут процветать в данных климатических условиях без какого-либо там «кутанья». Лучший выбор – это, конечно же, местные растения, адаптированные к данной среде.»

2. Начинайте загодя

Художник и садовод-партизан Дон Стивард, M.D., делится своей, как он сам ее называет «классической технологией ненапряжного» садоводства: «Примите во внимание: дождевые черви всю зиму занимаются своим обычным делом. Поэтому, как только примите решение о том, где устроить огород, просто накройте землю в том месте двумя-тремя слоями картона. Не нужно косить траву, или удалять сорняки - просто накройте, что бы там ни было. На картон набросайте около 25 см (10-12 дюймов) органического мусора: листья, компост, мусор со двора и пр.»

«Слой органики будет служить изолирующим и утепляющим материалом для земли всю зиму, привлекая червей в теплый участок под картоном. Сначала они съедят корни травы и сорняков, а затем прогрызут картон. К весне получите вспаханный, удобренный участок, готовый к посадке. Оставшийся мусор можно просто перекопать, или использовать как мульчу.»

3. Выбирайте правильную почву

Как считает заядлая садовод Джоана Казанова залогом успешного и простого садоводства является выбор правильного типа почвы: «Успех начинается с почвы. Большинство овощей прекрасно себя чувствуют во влажной, хорошо дренируемой почве, богатой органикой – компостом или торфяным мхом. Добавляя органику в почву, тем самым мы её рыхлим, что способствует удержанию влаги и питает важные почвенные организмы.»

4. Не берите диковинные удобрения

Автор с ником The Garden Lady, которая написала целый сборник «Кофе для роз и еще 70 мифов садоводства» (по-английски «Coffee for Roses and 70 Other Misunderstood Myths About Backyard Gardening») - заслужившая доверие читателей эксперт, объясняет, почему садоводство важно вести на столько просто, на сколько возможно: «Используйте одно общее органическое удобрение для всех растущих в саду растений и применяйте его раз в году. Наши бабушки и прабабушки не держали на полках десятками пакетиков и бутылочек и росло всё у них прекрасно.»

Если Вы ищите синтетическое средство типа «размешайте - в воде – и поливайте» - Вы конечно его найдете. Но, как бы там ни было, матушка-природа кормит свои растения разлагающимся органическим материалом, она обходится без всех тех десятков удобрений с отдельной специализацией. Отсюда следует, что на самом деле многочисленные синтетические удобрения не столь уж необходимы.

5. Подбирайте правильные растения

Одним из элементов стратегии успешного планирования сада, считает г-жа Мессерви, является выбор местных растений: «Выбирайте растения, привлекающие пчел. Одна из прелестей сада, в котором растения привлекают насекомых-опылителей в том, что сад, богатый кормом для опылителей на самом деле обычно еще и полон цветов - по сути это ситуация «в выигрыше все»! Местные растения, питающие местную фауну, также являются наиболее выносливыми, адаптированными и не требующими ухода.»

Госпожа Казанова рекомендует краткий список для начинающих, которые занимаются посадкой впервые: «Хотя все растения растут из семян, с саженцами Вы добьетесь успеха быстрее. Саженцы – это способ проскочить период жизни растения, когда оно наиболее уязвимо - так что они с большей вероятностью выживут и будут процветать.»

6. Возьмите вредителей под контроль

Главный озеленитель курорта the Pechanga Resort & Casino (а это около ни много не мало 200 гектаров земли), что в южной Калифорнии, Реймонд Запата делится своим секретом получения богатого, пышного зеленого ландшафта: «Если Вы еще этого не сделали, купите или сделайте нетоксический спрей для обрызгивания съедобных растений и цветов. Спреи на основании мыла дают лучший результат. Свежие летние плоды, такие как базилик и помидоры нравятся слизнякам и червям не меньше, чем нам. Будьте настойчивы, обрызгивайте растения, которые Вы не хотите отдавать вредителям, каждый день.»

7. Чаще обрывайте отцветшие головки

Реймонд Запата убежден, что если регулярно обрывать отцветшие головки, сад будет постоянно в цвету. Еще один суперпростой способ – не только общипывать головки, но полностью обрезать такие цветы вместе со стеблем, так растение прекратит тратить свою энергию на отживший цветок, но направит её на новый рост.

8. Нужно знать, когда отпустить

Как утверждает наша новая знакомая Garden Lady, вся суть истинно успешного садоводства – это охватить полный цикл жизни растения. «Если растение выглядит непривлекательно или оно просто уже отжило, поблагодарите его за всё, что оно дало и без сожалений отправляйте в компост. Слишком часто люди думают, что растение еще живо или, может быть, оно возродится. В большинстве случаев растение «выкладывается на полную», не оставляя сил «на потом», поэтому если растение страдает, выглядит уродливо или странно - 9 из 10 - это максимум, на что оно способно. Поблагодарите его за усилия и действуйте.»

В или среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования . Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования , подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и .
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Количественные методы исследования

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Методы педагогического исследования

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Методы социологического исследования

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в или , но и активного применения на практике.

Методы исследования (блиц-информация)

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложные и многофункциональные объекты.

Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы наблюдения:

Определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);

Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное - "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение - это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование. Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование - заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Особую роль в исследованиях играет эксперимент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности. Собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения.

Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания. Они служат средством сбора научноых фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования.

Теоретический анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др.

Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование - сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование - краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое; медиана - показатель середины; степень рассеивания - дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др.Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Для каждого проекта выбирается свой метод исследования

Анализ Расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Может использоваться сравнительно-правовой анализ, статистический анализ, анализ системно-структурный, системно-генетический, монографический, факторный, исторический, психоанализ, контент-анализ.

Дедукция Вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Индукция Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).

Классификация Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.

Моделирование Изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.

Наблюдение Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Обобщение Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов.

Описание Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

Прогнозирование Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

Синтез Соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Эксперимент Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов:

· Лабораторный эксперимент.

· Полевой, или естественный эксперимент.

· Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент.

Опыт Исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя.

Опрос Наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным.

Интервью Наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью используется опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них.

Анкетирование Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы.

Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой определенным образом структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования.

ВПОЛНЕ полезные сайты в контексте:

http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&z=1566&t_no=1567&ob_no=1599 (Радаев В. Как написать академический текст)

http://www.аспирантура.рф/metod

http://kmariinka.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id

http://rgrtu-640.ru/philosophy/62.html