Краткая характеристика н. Господин Н. Н. из повести «Ася

Н. Н.

АСЯ
Повесть (1858)

Н. Н. — герой-рассказчик повести. Воплощает черты нового для Тургенева литературного типа, пришедшего на смену «лишним людям». Прежде всего в «Асе» отсутствует обычный для тургеневских «лишних людей» конфликт с окружающим миром: герой повести изображается как человек благополучный, или, говоря его же собственными словами, «процветающий». В его психологии нет ничего болезненного, он внутренне уравновешен и по-своему гармоничен. Н. Н. легко и безраздельно отдается чувствам или мгновенным впечатлениям. Все это переживания простые и естественные. Едва ли не все, что чувствует герой, опосредовано эстетическим восприятием. Ася ассоциируется у него то с рафаэлевской Галатеей, то с пушкинской Татьяной, то с Доротеей из поэмы Гёте. Но насквозь эстетизиро-ванные переживания Н. Н. не перестают выглядеть естественными: Тургенев изображает естественность, гармонизированную культурой.

Характер героя особым образом сказывается в переживании любви: доверие к естественным движениям чувства переплетается со стремлением к душевному равновесию, с тяготением к эстетической завершенности переживаний. Самые возвышенные чувства он испытывает, когда остается наедине с самим собой или природой.

Встречи, общение с Асей все меняют; любовь становится напряженнее и противоречивее, увеличивается ее сила, но одновременно в ней что-то убывает и «понижается». Эта особенность переживаний героя по-своему способствует трагической развязке, и в момент последнего объяснения с Асей Н. Н. не может простодушно отдаться чувству, потому что оно уже искажено разглашением тайны. Позднее он не может сразу сказать Гагину о своей готовности жениться на Асе, потому что хочет пока сохранить неприкосновенным переполняющее его ощущение счастья. Все это имеет роковые последствия, которые потом уже оказывается невозможным исправить.

«Ася» — повесть-воспоминание, предполагающая «перепереживание» прошлого и поэтизацию его в памяти и воображении вспоминающего. Воссозданные таким образом события и переживания, какими бы они ни были, превращаются для Н. Н. в источник эстетического наслаждения. Неудачно прожитая жизнь становится ценностью, «потерянное время» — временем «найденным».

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - -

«Ася» - это одно из самых лучших произведений в русской и мировой литературе. В данной повести фигурирующей является тема странной, парой непонятной, сложной любви. Тургенев максимально точно постарался передать переживания, эмоции, чувства главных героев.

Господин Н.Н является рассказчиком в данной повести, именно от его лица все повествуется. Он рассказывает читателю о милой совсем юной девушке Асе. Именно от Господина Н.Н. мы узнаем обо всем, что происходит в повести. Можно провести даже параллель между Господином Н. Н. и Тургеневым. Ведь наш писатель и главный герой очень схожи, особенно по характеру.

Господин Н.Н. молодой эксцентричный человек, за плечами немного, немало 25 лет жизни. По своему характеру он путешественник, любящий узнавать что-то новое и неизведанное, даже таинственное. Он молодой, богатый человек. Его хобби – наблюдение за жизнью людей, за их действиями, манерой общаться. В общем, он производит приятное впечатление. Главный герой – это гармоничная личность, которая уже состоялась в жизни.

Господина Н.Н. нельзя представить без сестры Гагина. Ася – юна, милая девушка. Ее поведение парой удивляет, но в тоже время она очень застенчива и скрыта в себе. Ее манеры похожи больше на подростковые. Но эта девушка говорит всегда то, что думает и никогда не врет. Все что вызывает Ася у читателя, как и у Господина Н. – это трепет, заботу и нежность.

Наш главный герой находиться в смятении. Она хочется окунуться с головой в чувства, но в то же время не хочет потерять баланс равновесия. Он всегда живет гармонично и верно.

Ася – эта та девушка, которая не привыкла молчать. Ей было очень сложно перебороть себя и открыться, признаться в своих чувствах Господину. Но герой не принял ее откровений. Он боится перемен, боится потерять то, что у него есть. Он не готов потерять то, что имеет. А именно спокойствие и свое благополучие.

После отказа Господина, Гагин забирает девушку в другой город, без возможности когда-либо встретиться с ее возлюбленным. В тот момент Ася была подавлена и расстроена и, наверное, это был лучший выход из данной ситуации.

Наш герой, Господин Н.Н. так и остался в одиночестве. Он по-прежнему был наедине с собой и природой. Безусловно, у него были другие женщины, которые любили его, но он их совсем не любил. Но именно Ася смогла оставить след любви в его большом и горячем сердце.

Сочинение Характеристика Господина H. H.

Главным персонажем произведения является некий господин Н.Н., от имени которого ведется повествование.

Образ главного героя раскрывается писателем через историю его взаимоотношений с девушкой Асей.

В двадцатипятилетнем возрасте молодой человек путешествует по европейским странам, испытывая желание новых знакомств, любопытство познания окружающего мира. Будучи свободным и молодым юношей, не обременённым финансовыми проблемами, он наслаждается путешествием, заводя в каждом новом городе несерьезные и необязательные романы с женским полом.

В одном из немецких городков, посетив студенческую вечеринку, господин знакомится с семьей художника-любителя Гагина и его сводной сестрой по имени Ася, с которыми у юноши завязываются добрые дружеские отношения. Часто бывая в доме Гагиных, господин Н.Н. делится с художником историей о своей несчастной любви к молодой вдове. В ответ Гагин рассказывает юноше о происхождении своей семьи. Оказалось, что Ася является лишь сводной сестрой художника, рано потерявшей родных отца и мать.

Господин Н.Н., глядя на девушку, воспринимает ее в качестве эксцентричной и странной особы, с быстро меняющимся настроением в собственном поведении, напоминающим ему ящерицу-хамелеона. Однако в дальнейшем юноша осознает причины данного поведения Аси, обусловленные застенчивым характером девушки и отсутствием дельных советов родных. Поскольку осиротев, Ася лишена родительской заботы и ласки, а, живущий рядом сводный брат, в силу бесхарактерности и чрезмерной доброты, не в состоянии научить девушку жизненным премудростям.

Спустя некоторое время молодой человек начинает испытывать к Асе нежные чувства и девушка отвечает ему взаимностью, готовая ради возлюбленного на решительные действия. Однако нерешительный юноша, испугавшись ответственности, не успевает сделать девушке предложение руки и сердца, так семейство Гагиных спешно покидает город и уезжает, не оставив нового адреса.

Господин Н.Н. впоследствии так и не находит свое личное счастье, живя в одиночестве и храня светлую память о чувстве к Асе, оставившую в его душе нежные и красивые воспоминания.

Несколько интересных сочинений

  • Почему доктор Старцев стал превращаться в Ионыча? Чехов

    Чехов является поистине настоящим писателем и талантливым человеком. В своих произведениях он рассказывает все, что происходит в мире. Многие его произведения небольшие и короткие

  • Сочинение В дурном обществе 5 класс рассуждение по рассказу Короленко

    Произведение Короленко «В дурном обществе» произвело на меня большое впечатление. Читалось оно на одном дыхании, героям я сопереживал. И заставило всё это меня задуматься о многом. В первую очередь – о семейных ценностях.

  • Мой год начинается 1 сентября, а не 1 января, как на самом деле происходит у всех. Нет, я не имею в виду учебный год. Дело в том, что когда я говорю «в прошлом году», я имею в виду все это время до дня 1 сентября.

  • Венецианов А.Г.

    С ранних лет проявлял любовь к рисованию. Поначалу учился сам, без наставников. Особенную тягу проявил к портретной живописи.

  • Нужно ли претворять свои мечты в жизнь? Итоговое сочинение 11 класс

    Что такое мечты? Нужно или их претворять в жизнь? Можно сказать, что мечты – это одна из прекрасных и не уничтожаемая частица в нашем существовании. Любой из нас относится к ним по-разному. Например, Вася очень сильно хочет исполнить свою мечту

Какой драматический отсвет лежит изначально на истории, рассказанной в "Асе"! Чтобы сполна ощутить это, необходимо разобраться, в чем обнаруживается несхожесть Аси и Н. Н. и чем она обусловлена. Главным образом, тем, что каждый из них пребывает в собственном пространстве и живет своим временем.

Накануне встречи с Асей мы видим Н. Н. в толпе зрителей, наблюдавшим за пиром студенческого братства. Атмосфера праздника: "лица студентов", "их объятия, восклицания", "горящие взгляды, смех" — словом, "все это радостное кипение жизни не могло не тронуть и не подтолкнуть героя к мысли: "Уж не пойти ли к ним?". В естественном движении души Н. Н, быть вместе с такими же, как он, молодыми людьми нет ничего такого, что могло бы насторожить читателя, если бы не извечная тяга героя Тургенева быть в толпе.

Инстинкт толпы, устойчивое стремление быть в ней, а не наедине с самим собой, характерные для Н. Н., особенно рельефно проступают на фоне глубокой внутренней сосредоточенности героини и ее склонности к самосозерцанию. Например, ему кажется "престранным" свойство Аси смеяться не тому, что она слышала, а "мыслям, приходившим ей в голову".

Желанием принадлежать самой себе продиктован, по всей видимости, Асин выбор домика за чертой города. В тексте повести выбор героиней местожительства читается как символический момент вывода "пространства Аси" за пределы бюргерского мира, а если далее углублять символику "вывода", то и как своеобразный Асин уход от земли к небу: домик находится "на самом верху горы". Позже в повести возникает мотив полета, мотив девочки-птицы. Тургенев вообще будет последовательно развивать противопоставленность Аси и Н. Н. друг другу по принципу "верх — низ". Так, мы увидим ее сидящую "на уступе" стены старого замка, подобравшую "под себя ноги", словно наизготове взмыть в небо, в то время как Н. Н. с Гагиным, "уместившись" внизу на лавочке, потягивают холодное пиво. Таким же образом — сверху вниз— она будет смотреть на них из "освещенного окошка в третьем этаже" дома фрау Луизы, не подозревающих, что в этот момент она разговаривает с ними как будто из другого мира и времени. В девочке, шутливо предлагающей Гагину вообразить ее дамой своего сердца, как будто оживает одна из теней лунного города, о которых напоминают лишь башня на голой скале, мшистые стены, седые бойницы да рухнувшие своды старого замка. Не оттого ли тоненькая фигурка Аси так ловко, легко и уверенно скользит "по груде обломков" прямо над пропастью, что все здесь ей давно знакомо?

Размышляя над несходством героев, важно подчеркнуть и то, что на фоне душевной сонливости Н. Н. ярко проступает Асин непокой души. Но обнаруживается это доминантное состояние героини, главным образом, через ее внешнее поведение. Прежде всего Н. Н. обращает внимание на ее удивительную подвижность: "Ни одно мгновенье она не сидела смирно". Ася особенно активна в сцене на развалинах замка ("быстро перебежала но груде обломков..."; "пустилась карабкаться по развалинам...").

Ася может быть непосредственной, шаловливой и немного сумасбродной. Об этом свидетельствуют ее поступки в первую встречу с Н. Н. Так, решив отправиться спать, она неожиданно догнала молодых людей по дороге к реке и, ничего не ответив на вопрос Гагина ("Разве ты не спишь?"), пробежала мимо.

Как вы думаете, чем можно объяснить многочисленные неровности в поведении Аси? Ее внутренней неуравновешенностью, причина которой кроется в страстности натуры Аси, неуверенности в себе ("...И с вашим умом..." — говорит ей Н. Н. "А я умна?" — спросила она..."), в странном воспитании, но главное, в положении героини меж двух миров: дочери мужички и помещика, детство проведшей к крестьянской избе, а юность в пансионе для благородных девиц.

Чем можно объяснить странности в поведении Аси, когда она предстает перед Н. Н. то "приличной, благовоспитанной барышней", то "просто девушкой, чуть не горничной"? Возможно, тем, что ей свойственно жить в постоянной смене настроений, дурачиться, грустить, резвиться. Вместе с тем можно предложить и другой вариант ответа. Что если Ася таким образом примеряет маски, навязанные ей жизнью, демонстрирует роли, отражающие ее двусмысленное положение полукрестьянки и полубарыни? Но только уж очень щемит сердце, когда она в стареньком платьице сидит у окна, 2шьет в пяльцах" и тихонько напевает "Матушку, голубушку", потому что в это время за спиной девушки будто стоит ее горькая судьба.

Тургенев с первого знакомства читателей с Асей подчеркивает, что в ней живет угловатый подросток с "прямым" и "смелым" взглядом, какой бывает только у детей, и одновременно пробуждающаяся женственность, преображающая ее взор в "глубокий" и "нежный". Она может играть в светскую девицу и совсем по-детски бегать и резвиться. Но главное: что бы она ни делала, каждое ее движение, каждый момент бытия одушевлен глубоким чувством пробуждающейся любви. И именно в способности любить заключено Асино превосходство над героем.

Можно обратить внимание на родственность тургеневской героини с пушкинской Татьяной в отношении глубины их чувства. К тому же Ася прямо говорит Н. Н.: "А я хотела бы быть Татьяной...". Тургенев выстраивал эту параллель сознательно. Причем в черновой рукописи сопоставление истории любви героев "Аси" и "Евгения Онегина" выглядело более рельефным, чем в окончательном варианте. В черновике, например, читаем об Асе, что "она в состоянии занемочь, уехать, написать письмо". В конечном же результате героиня Тургенева только назначила свидание Н. Н. Но эта девочка, как и Татьяна, потрясает силой, самоотверженностью своего чувства.

Ася ни разу не произносит слово "любовь". И в прощальной записке к Н. П., написав о том, что ждала от него "одно только слово", она вновь не признается, что это слово — "любовь". Хотя о самой любви героиня, оставаясь наедине с Н. Н., не может не говорить.

Как же говорят герои о любви? Они ведут разговор о горах, что выше облаков, о синеве небес, о крыльях, птицах, полете ввысь. Мечта о крыльях, стремление ощутить восторг полета является метафорой любви в повести Тургенева.

Чувство полета неотступно ведет героиню за собой. Мы уже тогда невольно ощущаем в ней птицу, когда видим Асю сидящей "неподвижно, подобрав под себя ноги", на стене замка. Казалось, оттолкнись она от стены, и тотчас бы взмыла в вышину... Однако Н. Н. смотрит на девушку "с неприязненным чувством". Его раздражают Асины чудачества, поэтому в настоящий момент он видит в ней лишь что-то "не совсем естественное". Но настанет момент, когда Н. Н. разглядит в Асе девочку-птицу.

Что стало причиной "другого" зрения героя? Ощущение разлитого в мире счастья, которое в той же степени, что и герой, переживает Ася. Равновеликое чувство счастья, полноты жизни заставляет героев почувствовать себя оторвавшимися от земли. Причем именно Н. Н. увлекает девушку в полет ("Но мы не птицы". — "А крылья могут у нас вырасти, — возразил я..."), который для него самого окажется не по силам. Не под силу его сонной душе.

Одной из жемчужин литературного наследия великого русского писателя Тургенева стала небольшая повесть «Ася». Оточенная по форме, глубокая по содержанию, она отразила всю глубину души писателя, его грустные размышления о человеческих судьбах, о той поре жизни человека, когда он молод, полон надежд и веры в любовь…

В повести рассказывается о любви двух молодых людей. Русские Ромео и Джульетта. Но если в трагедии Шекспира причины разлучившие молодых людей ясны, то в повести Тургенева все загадочно и запутано.

Замысел нового произведения возник случайно. Н. А. Островская так передает рассказ Тургенева о случайном «зинцигском» впечатлении, которое побудило писателя снова засесть за работу: «Вечером… вздумал я поехать кататься на лодке… Проезжаем мы мимо небольшой развалины; рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из верхнего высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое-то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она и зачем она в этом доме, какие ее отношения к старухе,- и так тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа».

Повесть «Ася» писалась около пяти месяцев, в течение которых Тургенев успел, кроме Зинцига, побывать в Баден-Бадене, снова в Париже, в Булони, в Куртавнеле, Лионе, Марселе, Ницце, Генуе и, наконец, в Риме, где он и закончил ее 27 ноября 1857 года.

В Риме до Тургенева дошли первые известия о подготовке в России к проведению крестьянских реформ. Крестьянское движение способствовало созданию в стране революционной ситуации, однако к революционному взрыву оно тогда еще не привело, ибо, как писал В. И. Ленин, «народ, сотни лет бывший в рабстве у помещиков, не в состоянии был подняться на широкую, открытую сознательную борьбу за свободу». 1

Тургенев писал тогда друзьям: «А что делается у нас в России? Здесь ходят разные противоречащие слухи. Если б не литература, я бы давно вернулся в Россию; теперь каждому надобно быть в своем гнезде. В мае месяце я надеюсь прибыть в деревню – и не выеду оттуда, пока не устрою моих отношений к крестьянам. Будущей зимой, если бог даст, я буду землевладельцем, но уже не помещиком и не барином».

В это время Тургенева волновали все те же вопросы: что делать и кто будет делать? Только теперь старые проблемы, возникая в новой ситуации, требовали и нового подхода к ним. Необходимо было дать новую оценку движущим силам истории в момент назревания социально-экономического переворота. Различные стороны этих проблем нашли свое отражение в целом ряде произведений Тургенева того периода. Отчасти коснулся он их и в «Асе». Здесь нашли свое отражение его раздумья над ролью все тех же «лишних людей» в предстоящих общественных сдвигах. Однако эта большая тема в «Асе» оказалось ограниченной изображением и критикой «возящегося с собой лица», что сам же Тургенев считал недостаточным. «Я очень рад, - писал он Некрасову, - что «Ася» тебе понравилась; желаю, чтобы и публике она пришлась по вкусу, хотя время теперь, кажется, вовсе не туда глядит».

Эта повесть - рассказ господина Н.Н., это воспоминания о днях давно ушедших. Анонимность дает возможность предположить, что в этом герое будет много личностного от самого Тургенева. Отсутствие имени и фамилии, возможно, заставило Тургенева донести до читателя мысль, что герой очень близок к нему, что и сам писатель, возможно, является прообразом своего героя. Действительно их объединяет многое, оба имеют средства, оба путешествуют за границей. Но уже в начале рассказа звучит грустная нота, некий скорбный аккорд, который говорит, что человек чем-то неудовлетворен, что он не реализовал свои мечты, хотя, казалось, имел все. Теперь же положение героя не столь блестяще, и время «золоченых пряников» давно прошло.

«Я путешествовал без всякой цели, без плана; останавливался везде, где мне нравилось, и отправлялся тотчас далее, как только чувствовал желание видеть новые лица - именно лица. Меня занимали исключительно одни люди; я ненавидел любопытные памятники, замечательные собрания, один вид лон-лакея возбуждал во мне ощущение тоски и злобы; я чуть с ума не сошел в дрезденском «Грюне Гевёлбе». Природа действовала на меня чрезвычайно, но я не любил так называемых ее красот, необыкновенных гор, утесов, водопадов; я не любил, чтобы она навязывалась мне, чтобы она мне мешала. Зато лица, живые, человеческие лица - речи людей, их движения, смех - вот без чего я обойтись не мог».

В данном эпизоде отразился смысл жизни никчемного человека, путешествующего без «цели» и «плана», следовательно, живущего без общественно значимых целей в жизни, без активного участия в общественном процессе. Почему он едет за границу развлекаться? Разве в России ему нет дела? «Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мыслей об общественных делах», – пишет Чернышевский. Вывод – писатель намечает черты характера героя, за которые читатель должен его осудить. И в то же время он раскрывает лучшие черты своего героя, который жаждет новых знакомств, новых впечатлений. Он открыт миру и хочет узнать людей, их радости и печали... Его интересуют люди, (это особенно подчеркивается), а не богатства. Тургенев подчеркивает, какое равнодушие испытывает герой в королевском замке драгоценных камней. И в этом традиционная черта русских писателей – положительный герой должен стоять выше меркантильных интересов. Вывод – писателю симпатичен собственный персонаж.

«Итак, лет двадцать тому назад я проживал в немецком небольшом городке 3., на левом берегу Рейна. И искал уединения: я только что был поражен в сердце одной молодой вдовой, с которой познакомился на водах». У этого молодого человека очень ранимое сердце, и он очень восприимчив к любовным историям. Это, скорее всего молодой человек, склонный к романтическим чувствам. Скорее он близок к Ленскому, который, кстати, и был в Германии, где обучался философии и приобрел свой романтический ореол поэта. Господин Н. Н. рисует прекрасную картину живописного немецкого городка, что говорит о его эстетических чувствах, он любуется Рейном, «не без некоторого напряжения мечтая о коварной вдове». И тут до него доносятся звуки с другого берега реки: в городе Л. играли вальс; контрабас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко. Герой хочет посмотреть на веселье немцев. Желание узнать, что такое «коммерш» дает толчок последующим событиям. Если бы он остался на этом берегу, его судьба сложилась наверно не так трагично, как она сложилась. Там он знакомится со своими соотечественниками – Гагиным и его сестрой Асей, к которой он незаметно привязывается. С этими людьми у Н. Н. складываются дружественные отношения, но довольно непростые. Дело в том, что наш герой замечает, что у брата с сестрой складываются не совсем родственные отношения. И у господина Н. Н. в связи с этим на протяжении всего повествования не раз проскальзывает мысль, что Ася не сестра Гагина. И такие мысли героя заставляют окончательно запутаться читателя. Это некий авторский трюк, который сразу срабатывает. На самом деле герои оказываются братом и сестрой, правда, только по отцу. Тем не менее у них складываются определенного рода отношения. Гагин так любит свою сестру, что его чувства заставляют его стать между Асей и Н. Н., который влюбляется в Асю, но не понимает этого до определенного времени и в решающий момент не произносит главных слов для прояснения сложившейся сложной ситуации. Он не оставляет их наедине, пытается не сблизить их, а, наоборот, отдалить. Более того, он предугадывает действия господина Н. Н. И наш герой становится игрушкой в руках жестокого и расчетливого человека. В результате чего, находясь в одном шаге от своего счастья, он лишается его навсегда? Герой совершил предательство своей любви. Но он это осознал! И раскаяние наступило не спустя годы, как у Онегина, нет, он сразу понял всю глубину неправоты своего поведения, он понял, что нельзя отказываться от Аси, нельзя предавать свою любовь. Н. Н. понял, осознал, и самое главное – теперь готов исправить свою ошибку, вот что самое ценное в развитии характера героя. Тургенев изобразил не схему, а живого человека, с его слабостями, заблуждениями. Ему кажется, что теперь все будет по-другому, ему надо лишь найти Асю, и счастье станет возможным. Он был ослеплен на какое-то мгновение, но теперь он прозрел. Теперь он спешит найти Асю, чтобы с ней объясниться. Произошедшее можно оценить с позиции нескольких точек зрения.

Сам автор повести «Ася», И. С. Тургенев считал, что человек живет не только в сфере общественной жизни; он находится также под властью внеисторческих, вечных стихий универсальной жизни, под властью стихийных сил, стоящих над человеком. Одной из стихийных сил, перед властью которой люди беззащитны, Тургеневу рисовалась любовь. Неосуществимость личного счастья в любви наивность стремлений к нему как раз и звучит в повести «Ася», где любовь проявляется как стихия, неподвластная человеку; овладеть ее, подчинить ее себе человек не может. Нельзя угадать такое мгновение, когда эта сила может даться в руки; не сказанное вовремя слово превращает уже почти счастливого человека в одинокого бобыля.

В статье «Русский человек на rendez-vous» Чернышевский, споря с Тургеневым, показал, что несчастье героя повести «Ася» повинны не стихийные силы, а его собственная бесхарактерность, порожденная социальными условиями жизни. Разумеется, Тургенев был далек от такого взгляда. В его повести герой не виновен в своем несчастье. Причина его беды не душевная дряблость, проявившаяся в момент решающего объяснения, а также обстоятельства, которые выше его воли. Сознание любви проснулось в нем и «вспыхнуло с неудержимой силой», когда уже было поздно.

Вообще Чернышевского в «Асе» больше привлекала ее общественное значение. Критик использовал эту повесть, по его словам, имевшую «направление чисто поэтическое, идеальное, не касающееся ни одной из так называемых черных сторон жизни», для того, чтобы поставить важнейший социально-политический вопрос. Анализируя образ г-на Н. Н. и проводя аналогию между ним, с одной стороны, и Печориным, Бельтовым, Агариным (герой поэмы Некрасова «Саша»), Рудиным – с другой, Чернышевский сурово осудил нерешительность и малодушие, проявленные в делах любви «нашими Ромео», выходцами из среды образованного дворянства, давал понять, что, вероятно, таковыми же будет поведение этих людей в делах большой общественной важности. Также критик установил социальную типичность его поведения и раскрыл сущность типа «лишнего человека», уже потерявшего свое прогрессивное значение и не способного стать деятелем нового исторического периода. Так Чернышевский вынес приговор дворянскому либерализму конца пятидесятых годов. Эта статья – одно из наиболее ярких политических выступлений революционной демократии против либерализма, к размежеванию с которым призывал тогда Чернышевский.

Анненков, анализируя любовную коллизию «Аси», ставшую предметом особого внимания со стороны Чернышевского, пришел к заключению, что, несмотря на свою очевидную слабость, человек, получивший от Чернышевского насмешливое прозвище «наш Ромео», глубоко порядочен в личном плане и единственно перспективен в плане общественном; что «круг так называемых слабых характеров есть исторический материал, из которого творится сама жизнь современности». Поэтому полагал Анненков, метя в Чернышевского, «отвергать этот класс людей или беседовать с ним, горделиво, сменяя легкий оттенок презрения легким оттенком сострадания – значит не понимать, где скрывается истинное зерно многих событий настоящего и многий явлений будущего». Так обосновалась заявка Анненкова на ведущую роль «слабого» человека в важнейших событиях общественной жизни.

Все вышеперечисленные точки зрения верны в той или иной степени. Но также имеет право на существование еще одна: господин Н. Н. стал жертвой интриги, которую задумал и осуществил с помощью него же самого брат Аси, претворявшийся другом нашего героя. Это можно проследить на протяжении всей повести. Гагин - постоянная преграда между Н. Н. и своей сестрой. Он устраивает их размолвку, а потом – скорейший отъезд, запланированный заранее. Вообще Гагин предстает перед читателем как любовник, претендующий на сердце девушки. Таким образом, господин Н. Н. оказывается вполне порядочным человеком, который вполне может реализоваться как в личной, так и в общественной жизни.

Первая любовь Владимира

В «Первой любви» Тургенев вновь утверждает понимание любви как жестокой и грозной силы, над которой человек не властен. Она, эта сила, дарует человеку счастье, и она же показывает его непрочность, его трагическую сущность. Человек должен, по Тургеневу, пройти длинную цепь стремлений и разочарований, пока жизненный опыт не подскажет ему необходимость отказаться от претензий на счастье, отказаться от личного ради внеличных целей того, что он считает своим нравственным долгом. Только наложив на себя «железные вериги долга», он найдет если не счастье, то во всяком случае удовлетворение, хотя и горькое, от сознания выполненной обязанности, возложенной на себя взамен неосуществимых эгоистических стремлений.

Совершенно понятно, что пессимистические идеи Тургенева не могли быть приняты его революционными современниками, и в первую очередь – Чернышевским и Добролюбовым, которые были убежденными сторонниками теории «разумного эгоизма». Суть этой теории заключалась в том, что для внутренне цельного, разумного, то есть нормального, человека нравственный долг – это не «железные вериги», не что-то извне ему навязанное, а его личная потребность, его «эгоистическое» стремление. Поэтому для сторонников морали «разумного эгоизма» никакого противоречия между личным счастьем человека и общественным его долгом не было и быть не могло. Теоретикам революционной демократии было также ясно, что этические взгляды Тургенева имеют вполне определенный политический смысл, - недостижимость полного счастья в личной жизни означало у Тургенева, в сущности, и недостижимость полной свободы в жизни общественной.

Но в тоже время в «Первой любви», как, впрочем, и в большей части других повестей и рассказов Тургенева, посвященных, казалось бы исключительно личным судьбам героев, любовь – это отнюдь не просто одно из интимнейших человеческих чувств. У Тургенева любовь всегда сильная страсть, которую он приравнивает к самым могучим человеческим страстям, способным, перековать человека, сделать его сильным и волевым, способным на подвиг и жертву. «…любовь, - говорит он, - есть одна из тех страстей, которая надламывает наше « я», заставляет как бы забывать о себе и о своих интересах… Не одна любовь, всякая сильная страсть, религиозная, общественная, даже страсть к науке, надламывает наш эгоизм. Фанатики идеи, часто нелепой и безрассудной тоже не жалеют головы своей. Такова и любовь».

Любовь для Тургенева - подвиг. И он воспевает ее, как силу, способную противостоять всему – и даже смерти, и даже эгоизму, в котором он всегда видел главного врага человечества. Любовь в произведениях Тургенева – самое большое жизненное испытание, проверка сил человека и прежде всего сил душевных и нравственных. Именно для того, чтобы провести человека через самое большое жизненное испытание - через испытание любовью и таким образом показать, на что он может быть способен, Тургенев и создавал такие произведения, как «Первая любовь».

В 1863 году Тургенев для французского издания «Первой любви» дописал финал, в котором прямо говорил, что причиной несчастий его героев была не просто «безнравственность», как это пытались утверждать реакционные критики, а то, что в современном русском обществе «есть что-то испорченное», ломающее судьбы людей. «Странное время», утверждал здесь Тургенев, порождало «странных людей».

В этом смысле характерны не только образ героини и ее судьба, но и образ и судьба отца Володи – Петра Васильевича. Он, также как и Зинаида, человек далеко не заурядный. Стремясь подчеркнуть значительность его личности, писатель окружает ее даже ореолом некоторой таинственности. Он фиксирует внимание на характерном для Петра Васильевича властолюбии, на его деспотическом эгоизме. Но и Петр Васильевич, этот по-своему сильный и необычный человек, также не находит своего счастья, зря растрачивает свои силы и способности.

Интересно отметить, что прототипом Петра Васильевича, по признанию самого Тургенева, был его отец – человек, которого писатель очень хорошо знал, которым и восхищался и которого всегда очень жалел. Вот что однажды Тургенев рассказал о своем герое и его прототипе: «В «Первой любви»… я изобразил своего отца… Отец мой был красавец… Он был очень хорош – настоящей русской красотой. Он обыкновенно держал себя холодно, неприступно, но стоило ему захотеть понравиться – и в его лице, в его манерах появлялось что-то неотразимо очаровательное…»

Тургенев как-то сказал: «Вся моя биография – в моих сочинениях». Но, пожалуй, не одно его произведение не было до такой степени автобиографично, как «Первая любовь». «Это единственная вещь, - говорил он, - которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено… «Первая любовь – это пережито». В другой раз он рассказывал: «…в «Первой любви» описано действительное происшествие без малейший прикраски, и при перечитывании действующие лица встают, как живые передо мною».

Встают эти лица, как живые, и перед нами, читателями. От всех страниц этой повести, уводящей нас в юность писателя, от всех изображенных в ней событий и переживаний ее главного героя – Володи, под чьим именем Тургенев, по его собственному признанию, изобразил самого себя, веет такой правдой жизни, что усомниться в ней невозможно. Портрет его не приводится, так как повествование ведется от первого лица. Но можно судить о неопыт­ности юноши, он еще совсем ребенок: лишь месяц назад его поки­нул гувернер, мальчик стреляет ворон в саду, воображает себя рыцарем, задумывался, грустил и даже плакал. И однажды Владимир видит девушку среди зелени, в саду - это обнаружи­вает связь Зины с природой, гармоничность ее образа. Все в ней хо­рошо, и Владимир готов все отдать, чтобы и его «эти пальчики хлопнули по лбу». Вокруг пока еще не знакомой главному герою девушки толпятся поклонники - видно, что Тургеневу она кажет­ся загадкой, и он бы, может быть, покорился ее воле. Через некото­рое время после знакомства Владимир влюбляется в Зинаиду. Чув­ство юноши очевидно: он пытается выделиться из массы поклонни­ков перед ней, исполняет многие ее желания, которые Зинаида бес­сознательно высказывает, он исполняет ее причуды: прыгает с вы­сокой стены, участвует в нелепых играх; в конце концов, это лишь первая его лю­бовь, и «что в душе, то и на лице».

Зинаида видит эту любовь; она разрывается между Владимиром и его отцом, который также увлечен ею. Тургенев подчеркивает способность Зины понимать чужие переживания, ее рассудитель­ность. Она хорошенько взвешивает ситуацию, прежде чем прийти к решению: стать любовницей женатого мужчины, разрушив его семью, или любить его сына, еще мальчика?

Тургенев, взгляд которого на любовь к женщине был всегда романтическим, очень поэтично, с большим лиризмом передал в этом произведении расцвет этого чувства и искренность порыва молодого, впервые полюбившего сердца. Пережитые им восторг и скорбь. С глубоким волнением поведал он здесь о тончайших движениях юной души, жаждущий счастья.

Мальчик Володя испытывая первое настоящее в своей жизни чувство любви, находится в противоречивом состоянии: между этим чувством и воспитанием. И Владимир не может преступить воспитание, а его отец это делает. Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом свидетельствуют такие строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах». Это говорит о том, что, несмотря на сложные взаимоотношения родителей этого мальчика (это была семья без любви), Владимир получил хорошее воспитание. Отец, каким бы он не был, остается для него непререкаемым авторитетом. Владимир искренне его любит и уважает. Для мальчика он неоспоримый идеал.

В своем отношении к герою Тургенев демонстрирует сочувствие, сопереживание - на его голову свалились проблемы, которые подчас не разрешит и взрос­лый. Глубину чувства Владимира автор подчеркивает полным от­сутствием у него эгоизма - юноша желает лишь счастья своей лю­бимой, он хочет, чтоб она не мучилась и была вместе с тем, кто ей мил.

Таким образом, только любовь вызывает расцвет всего существа, какой не может вызвать ничто другое. Его Владимир уже взрослый человек, переживший многое в свои годы, но именно то, пережитое тогда, в 16 лет чувство он называет блаженством и утверждает, что оно уже не повторится. Но именно первая любовь неким образом сформировала в нем такой характер. Это человек здравомыслящий и объективно смотрящий на жизнь. Он вполне сформировавшаяся личность своего времени. И поэтому Владимир не является «лишним» человеком.

«У счастья нет завтрашнего дня…» (ПО ПОВЕСТИ И.С.ТУРГЕНЕВА «АСЯ». I. Вступление. И.С.Тургенев вошёл в русскую литературу главным образом как автор психологических повестей и социально- психологических романов, в которых глубоко отразилась общественная жизнь 40-70-х годов XIX века. В повести «Ася» (1858 г.) Тургенев поднял проблему скоротечности и эфемерности счастья. II. Основная часть. 1. В повести противопоставлены друг другу милая, непосредственная девушка Ася, способная на глубокие и сильные чувства, и господин НН. Почему не состоялась любовь этих двух молодых людей? II. Основная часть. 1.Господин НН. Тургенев отказывает ему в имени. НН является рассказчиком в повести, повествуя о событиях, произошедших с ним двадцать лет назад. II. Основная часть. Итак, ему было 25 лет. Он отправился за границу, чтобы посмотреть мир. Герой так рассказывает о себе: «Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы ещё не успели завестись- я жил без оглядки, делал всё что хотел, процветал, одним словом». II. Основная часть. 2.Встреча НН. С Асей. В небольшом городке на берегу Рейна он знакомится с двумя русскими путешественниками: Гагиным и его сестрой Асей. Ася сразу запомнилась НН.: « Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то особенное в складе её смугловатого, круглого лица…». II. Основная часть. 3. Чем поразила Ася НН.? НН. был поражён её непредсказуемостью (глава четвёртая). Ася то взобралась на высокую башню, то со стаканом воды поливала на развалинах цветы, то положила длинную ветку себе на плечо, то громко запела, то неожиданно превратилась в приличную и благовоспитанную барышню. II. Основная часть. А на следующий день «Ася показалась» НН. «совершенно русской девушкой (глава пятая). Она скромно сидела в уголке и шила в пяльцах. НН. назвал Асю «хамелеоном». II. Основная часть. 3. Как разговор с Гагиным изменил отношение НН. к Асе? (Глава восьмая). Из разговора с Гагиным НН. узнал, что Ася- сестра Гагина по отцу, что её матерью была горничная Татьяна. Ася потеряла сначала мать, затем отца, Гагин поместил её в закрытый пансион. II.Основная часть. Она была толковой, хорошо училась, но плохо сходилась с людьми. Ася ещё никого не любила. По словам Гагина, ей был «нужен герой, необыкновенный человек». II. Основная часть. 4. Что сблизило героев? НН «заглянул в душу» этой странной девушки и понял, что она привлекала его «не только одной полудикой прелестью»: её душа ему нравилась. II. Основная часть. Они любили мечтать. Однажды разговаривая о книгах, герои почувствовали себя птицами, у которых выросли крылья. И их своеобразным полётом стал ланнеровский вальс (глава девятая). II. Основная часть. 5. Почему НН не выдержал испытание любовью? Полюбив Асю, молодой человек стал сомневаться в своих чувствах, рассуждать: «Жениться на семнадцатилетней девочке с её нравом, как это можно!» (Глава четырнадцатая). Он обрушился с обвинениями на бедную девушку, а затем отправился бродить в поле. II. Основная часть. НН. думал, что завтра он будет счастлив. Но «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение». II. Основная часть. Герой теряет навсегда любимую девушку. «Осуждённый на одиночество бессемейного бобыля», он доживает свой век. Оказалось, что воспоминания об Асе, цветок герани, который она когда-то ему подарила,- это единственные светлые моменты его жизни. III. Вывод. НН не выдерживает испытание любовью, потому что, как считает Н.Г.Чернышевский в статье «Русский человек на rendez-vous» (1858), НН – «вялый российский интелллигент, типичный рефлектёр, бесхарактерная личность». III. Вывод. Счастье, красота, любовь мимолётны. Их легко пропустить в жизни, рассуждая и размышляя.