Классный час "школа вежливости"

Классный час «школа вежливости» Провела: Басантаева Б. С. классный руководитель 1 - страница №1/1

МОУ Петропавловская СОШ

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ»
Провела: Басантаева Б.С.

классный руководитель

1 «б» класса


Цель: ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.
Оборудование: песня «Улыбка», цветик-семицветик, советы-памятки для каждого ученика, таблички с «вежливыми» словами.
Ход мероприятия
Звучит песня «Улыбка» Споем ее все вместе.

Вступительное слово учителя

Уч и т е л ь. Как вы думаете, почему мы начали с песни? (Выслушиваются высказывания детей.)

от этого и настроение становится лучше, верно?

А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

Уч е н и к и. Не всегда.

Уч и т е л ь. Как мы называем человека, который никогда об этом

не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?

Уч е н и к и. Такого человека можно назвать воспитанным.

Уч и тел ь. Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Уч е н и к. Вежливость в школе начинается, Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.

У ч и те л ь. до ХУI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо - хлопайте два раза, невежливо - один.

Поздороваться при встрече - Толкнуть и не извиниться - Помочь подняться, поднять

упавшие вещи - не встать, обращаясь к учителю--- взять билеты в автобусе-----не уступить место в транспорте----- не заметить недовольство мамы

Уч и тел ь. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные слова. (дети по очереди называют, учитель вывешивает таблички с вежливыми словами.)

ИГРА «Доскажите словечко»

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого.., (спасибо).

Зазеленеет старый пень, Когда услышит:... (добрый день).

Если больше есть не в силах Скажем маме мы... (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь:... (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости, Говорим:... (простите пожалуйста).

И во Франции, и в Дании На прощанье говорят... (до свидания).

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю... (пожалуйста).

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините, Позвольте, разрешите, Я вас благодарю.

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни.

Знаешь, повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.

ИГРА «Вежливые прятки»

Выбирается водящий. Его задача - узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего - узнать ученика по голосу.

Уч и т е л ь. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем еще в одну игру, которая называется «Волшебный цветик-семицветик».

ИГРА «Волшебный цветик-семицветик»

Учитель берет самодельный цветок - ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:

Лети, лети, лепесток

Через запад - на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

доброе слово».

Цветков можно заготовить заранее несколько.

Чтобы дети не ушли в сторону от темы, учитель начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать. Например: «Извини, Петя, я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».

Уч и тел ь. А вы заметили, как произносятся «волшебные слова?

Уче н и к и. Вежливо, с улыбкой.

Уч и тел ь. Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?

давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ПОЖАЛУЙСТА»

Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать? договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (Учитель во время игры предлагает самые разные команды.)

Уч и тел ь. А теперь устроим конкурс на самого вежливого.

Конкурс «Самый вежливый»

Итак, задачи не на сложенье,

Задачи на правила уважения!

(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)

1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени? и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

2. два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому - 11? (дорогу уступает тот, кто вежливее.)

Уч и т е л ь. Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.

Игру во дворе начинают опять,

Мальчишку в игру не хотят принимать.

Запомни, драчун-забияка,

Что это игра, а не драка!

Хорошее дело футбол и хоккей,

Соседей они превращают в друзей,

А в играх с друзьями мы сами

должны оставаться друзьями.

да здравствует вежливость и доброта,

да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится - стыдится!

Настанет, друзья, счастливое время

Наступят чудесные дни -

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет мальчишек противных,

Придут золотые года,

И в чистую комнату в грязных ботинках

Не будут входить никогда.

Подует ветер свежий,

фиалки расцветут.

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

Распустятся фиалки,

Зимой придет весна,

И в школьной раздевалке

Наступит тишина.

Пусть грубость исчезнет

Исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой, в каждой аптеке

Лекарство от грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали ПИЛЮЛИ,

Он принял и вежливым стал.

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей.

И будут все на свете

Любить таких детей.


Советы на память от волшебного цветика-семицветика

для тебя, друг, я составил

десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

Как проснулся-так вставай,

Волю лени не давай!

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой-проверь!

В школе, в классе не сори.

Сор увидишь-подбери!

Ты труд другого уважай,

Сам насорил-сам убирай!

Не таскай в кармане мела-

Это, милый мой, не дело!

Будь в одежде аккуратен:

Избегай и дыр, и пятен!

Дома близким не груби;

Малышей жалей, люби;
Знай, хорошие отметки,

Как плоды в саду на ветке;

Чтоб тобой могли гордиться,

должен много ты трудиться!

Без вежливости человек,

Поверьте, очень мало стоит!

Будь доброжелательным,

Скромным и внимательным!

(Памятку можно отпечатать на лепестках цветка и раздать каждому).

Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?

Экзамен на вежливого человека

Такая форма для первоклассников очень интересна. Она дает им почувствовать себя большими, серьезными людьми. Вопросы к экзамену хорошо написать на карточках или открытках, по очереди вытаскивать и отвечать на вопросы. Можно придумать призы или специальные карточки или какие-либо знаки. У кого насчитают больше призов, тот и будет самым знающим правила вежливого человека. Можно придумать для награждения медали, грамоты, вымпелы, значки и т. д.

Примерные вопросы для экзамена

1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или ПОЗВОНИТЬ.)

2. Какие слова произносят при встрече и прощании?

З. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?

4. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?

б. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?

7. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

8. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

ПОДВЕДЕНИЕ итогов

Уч и т е л ь. давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова


встал и сказал женщине: «Садитесь... (дети хором: «Пожалуйста». Женщина обрадовалась и сказала Вове:... («спасибо») Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:... (Извините, пожалуйста.)

(Рассказ можно продолжить по усмотрению учителя.)

Дополнительный материал

В сказках сказочные герои тоже говорили волшебные слова, чтобы совершить то или другое волшебство. Пусть каждый из вас на время станет персонажем угаданной сказки и произнесет нужные слова.

1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек, вари!»)

2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)

3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот 6азилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс».)

4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)

5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? (Пожалуйста.)

б. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые могли открыть дверь в пещеру. («Сим-сим, открой дверь»)

7. В сказке писателя В. Катаева дудочка и кувшинчик волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? (дудочка, играй!’)

8. В другой сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели»)

Из истории слов

Спасибо. Откуда явилось это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

Спаси вас Бог!

Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

А еще говорят

Мама попросила дочку вымыть за собой посуду.

девочка кое-как сполоснула чашку, а про блюдце и вовсе забыла.

Все? - удивилась мама. - Что ж, спасибо и на том, И принялась перемывать заново.

да-а, - протянула капризная девочка, - все я делаю за спасибо. Хоть бы конфетку дали.

Спасибо и на том означает: сделано мало, а иногда и плохо, за что не стоит говорить «спасибо».

За спасибо означает: делать что-то за просто так, без вознаграждения. Обычно это говорят с неудовольствием.

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо!»

благодарю. Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».

Оно состоит из двух частей - благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово благодарю.

А еще говорят

Бабушка! Хочешь, я тебе нарисую усы - и ты станешь дедушкой?

Нет уж, благодарю! - рассмеялась бабушка.

В данном случае благодарю означает отказ.

Воробья позвали кошки,

Обещали чай и крошки.

Он сказал: «Благодарю!

Я уже сегодня сыт.

Как на когти посмотрю,

Так теряю аппетит!»

Анализ воспитательного мероприятия: классного часа «Школа вежливости»

I. Общие сведения

1. Название мероприятия. классного часа «Школа вежливости»

2. Дата проведения, класс: 26.10.2010г, 1 Б класс

3. Организатор мероприятия: классный руководитель 1 Б класса Басантаева Б.С.

4. Состав группы учащихся: 9 мальчиков, 4 девочки.

5. Вид деятельности: классный час «Школа вежливости» является частью системной работы, т.к. запланировано в воспитательном плане работы с учащимися 1 Б класса

6. Цель проведения мероприятия: данное мероприятие рассчитано на решение следующих задач классного коллектива и формирование качеств личности учащихся: ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.

7. Обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: данное занятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.


II. Анализ подготовки мероприятия

1.Инициатором организации данного мероприятия являлась классный руководитель 1 Б класса Басантаева Б.С. для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей и целями воспитательной работы с учащимися 1 Б класса. При подготовке к мероприятию учащиеся проявили активность, самостоятельность и инициативу. Все учащиеся заучивали слова по тексту сценария, на репетициях рассказывали свои слова с выражением.

2. Содержание этапов подготовительной работы: мероприятие было запланировано на конец 1 четверти. Учитывая возрастные особенности учащихся в мероприятие были включены конкурсы, посильные для восприятия первоклассников, игровые ситуации: «Цветик-семицветик», игры, физминутки. Изготовлены были цветик-семицветик, советы-памятки для каждого ученика, таблички с «вежливыми» словами.

3. Степень включенности детского коллектива в подготовку мероприятия: все 13 учащихся класса были включены в подготовку и проведение мероприятия. Учащиеся вырезали лепестки и составили сами цветик – семицветик.


III. Анализ хода мероприятия

1. Насколько убедительно и эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности; степень их актуальности для детей. Во вступительной части классного часа дети вместе с классной руководительницей спели песню М. Пляцковского «Улыбка», которая помогла эмоционально и убедительно раскрыть цели и задач мероприятия.

2. Работа в целом прошла содержательно, интересно и организованно.

3. В ходе мероприятия учащиеся приобрели знания лексического значения слов «спасибо», «благодарю». Мероприятие было направлено на формирование коммуникативных навыков, чувства товарищества, дружбы

4. результативность проделанной работы заключается в том, что учащиеся в ходе проведения игр «Вежливые прятки», «Пожалуйста», «Самый вежливый», «Волшебный цветик-семицветик» учились вежливо общаться друг с другом. Всем детям были даны волшебные лепестки, на которых были написанные советы на память от волшебного цветика-семицветика

5. Какое влияние оказало проведенное мероприятие оказало положительное влияние на коллектив детей. Проведенное мероприятие будет способствовать сплочению коллектива учащихся, развитию коллективизма.

6. Классный руководитель в ходе проведения мероприятия акцентировала внимание учащихся на этические нормы поведения, вежливые слова и их значении в общении.

7. Взаимоотношения между учащимися и классным руководителем добрые, соответствуют воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.


IV. Общая оценка воспитательного мероприятия

1. Классному руководителю в целом удалось достигнуть поставленных целей и задач. Следует отметить, что выводы, итоги подводились нечетко, без участия детей, инсценировки прозвучали нечетко, поэтому не совсем было понятно значение слов. При распределении ролей необходимо учитывать артистические данные, дикцию учащихся. Привлекать учащихся к анализу ситуаций.

2. Для данного возраста детей воспитательная ценность проведенной работы очень велика

3. Педагогические выводы и предложения в адрес классного руководителя и учащихся:

Распределять роли с учетом индивидуальных способностей и склонностей учащихся, учить детей делать выводы, обобщать, анализировать.
V. Анализ деятельности воспитателя

1. Действия классного руководителя, которые способствовали удачному проведению мероприятия: хорошо подготовлено оборудование, удачно подобрана песня, сценарий соответствует возрастным особенностям первоклассников. Следует отметить, что неудачно были распределены роли в сценках, т.к. классный руководитель не учла артистические данные участников сценок.

2. Педагогические способности и умения, которые были проявлены в ходе воспитательной работы с учащимися: тактичность, доброжелательность, умение увлечь учащихся общим делом.

3. Пожелания и рекомендации для дальнейшего совершенствования воспитательной деятельности педагога: вдумчиво с учетом индивидуальных способностей подойти при распределении ролей для сценок. Вести работу по развитию речи учащихся.

Классный час
Школа вежливости
Цели:
формирование у младших школьников ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения;
развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета;
научить детей оценивать собственную вежливость, а также вежливость других людей.
показать важность соблюдения нравственных правил общения, способствующих созданию атмосферы доверия;
вызвать потребность употреблять в речи вежливые слова,
Оборудование: презентация, словарь Ожегова.
Ход занятия.
Организация
- Здравствуйте, ребята.
- Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.
Сообщение темы
- Сегодня у нас необычное занятие, а чему оно будет посвящено, вы мне скажите сами.
- Я буду читать начало предложения, вы должны хором добавить строчки волшебными словами.
1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого... (спасибо).
2. Друг другу на прощание, мы скажем…(до свидания).
3. Зазеленеет даже пень, когда услышит… (добрый день).
4. Если больше есть не в силах, скажем маме мы... (спасибо).
5. Мальчик вежливый и добрый говорит, встречаясь... (здравствуйте).
6. Когда нас бранят за шалости, говорим... (простите, пожалуйста).
7. И во Франции и в Дании на прощание говорят... (до свидания).
- Как называются слова, которые вы вставляли? (мы вставляли вежливые слова)
- Сегодня поговорим о вежливости.
- Давайте вспомним, как называют человека, который употребляет такие
слова? (человека, который употребляет такие слова, называют вежливым)
3. Словарная работа
- Ребята, что обозначает слово «вежливость»? - До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Что обозначает слово вежливость в словаре по этике. Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
– А какие слова вам приятно слышать от других людей? (добрые, вежливые)
- Как мы должны произносить вежливые слова? (с улыбкой, искренне,теплотой, добротой).
Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова.
Волшебные слова можно разделить на группы: 1. Слова приветствия (здравствуй, привет, добрый день, доброе утро) 2. Слова благодарности (спасибо, благодарю) 3. Слова извинения (извини, прости, прости пожалуйста) 4. Слова прощания (до свидания, пока, прощай, до встречи) 5. Слова просьбы (будьте добры, пожалуйста, будьте так любезны)
Постановка проблемных ситуаций.
Мальчик крикнул прохожему: « Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, нужно говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)
Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому – 11. (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)
Анализ ситуации: «Зачем быть вежливым»
Учитель: Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. А, впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку и некогда скучать. Вежливый человек всегда помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол, убрать в квартире, полить цветы, накормить кошку и рыб в аквариуме. Он не ленится почистить обувь и сходить в магазин за хлебом или молоком. Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. И это очень правильно. Ведь если хорошо разобраться, все люди на белом свете помогают друг другу, трудятся друг для друга. Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой, например, просите папу починить велосипед?
Оказывается вежливость помогает человеку при трудных ситуациях. Вот послушайте, как помог кролику вежливость.
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая опасность - в пещере жила Змея.Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить нельзя.Нужно поздороваться, но с кем? С пещерой, конечно! (Садится на задние лапки и вежливо просит) Здравствуйте, дорогая Пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти. До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.Входите, пожалуйста. Змея желала обмануть Кролика, но он прекрасно понял, с кем имеет дело.Простите, что побеспокоил вас. Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания! И бросился Кролик бежать прочь со всех ног. Прискакал к своему дому и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила.
Физминутка«Солнышко»
Теперь, ребята, давайте поможем солнышку собрать лучики! Вы видите, что лучики нашего солнышка составляют «плохие» слова и оно нам не улыбается. Давайте же подберем антонимы, заменив «плохие» слова на «хорошие», противоположные. Слова: «грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость, трусость». Молодцы ребята, вот теперь наше солнышко вновь нам улыбнулось!
Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – хлопайте 1 раз. Невежливо – молчать
Поздороваться при встрече –…
Толкнуть и не извиниться-…
Помочь подняться, поднять упавшие вещи-…
Не поднять руки, обращаясь к учителю-…
Взять билеты в автобусе-…
Не уступить место старшему-…
Чтение рассказа В.А. Осеева «Синие листья»
Мы узнаем человека не только, по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Оказывается, при разговоре люди придают словам лишь 7% значимости, интонации – 38%, а мимике и жестам - 55%. Один неправильный жест может полностью изменить смысл произнесенных слов. Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал Владимир Солоухин: «Почти всё у человека предназначено для самого себя … кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы ее никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко»
Подведение итогов.
Учитель. Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь…(пожалуйста). Женщина обрадовалась и сказала Вове:…(спасибо). Вдруг трамвай резко остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого – то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:…(извините, пожалуйста) Быть вежливыми нужно не на короткое время. Вежливыми нужно быть всегда. Мы должны быть вежливыми и в общественных местах, и дома, и на улице, и с близкими, и с незнакомыми людьми. Ведь вежливость украшает все действия человека и является одной из лучших черт характера. Вот и подошел к концу наш классный час. Ребята, какие полезные советы и правила вы узнали из нашего сегодняшнего занятия? (ответ)
Давайте же будем вежливы друг с другом!
Мы благодарим вас за активное участие на уроке. До свидания!

Цель занятия: пробудить в детях желание быть вежливыми всегда и везде.

  • Формировать положительные моральные качества.
  • Развивать навыки культурного поведения в общественных местах, в кругу близких людей. Развитие речи, расширение кругозора.
  • Формировать умение давать оценку поступкам, высказывать своё мнение по теме.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, плакаты с пословицами и поговорками о добре и вежливости, портрет В.А.Осеевой.

Ход занятия

1. Установление психологического комфорта. Звучит песня "Улыбка"

2. -Тема нашего занятия "Уроки вежливости".

Ребята, что же такое вежливость? Кого мы называем вежливым? (ответы детей)

Про вежливого человека говорят, что он внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный, услужливый, участливый, учтивый, светский, тонкий, благовоспитанный, воспитанный, любезный, обязательный, приветливый; деликатный, тактичный (синонимы слова). Да, вежливость - это качество человека, который уважительно относится к людям. Я думаю, что она включает в себя внимательность, желание оказать помощь каждому, кто в ней нуждается.

3 .Послушайте стихотворение Агнии Барто и подумайте, можно ли назвать эту девочку вежливым человеком.

Агния Барто
"Любочка"

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.

Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.

Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае -
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:
- Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну садись,- вздыхает та.

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.

Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.

Вам понравилась Любочка? (Вначале понравилась, а потом нет)

Ребята, что бы вы могли посоветовать Любочке? (быть вежливой всегда и везде)

4.-А теперь давайте проверим, что же вы знаете о вежливом поведении, для этого мы сыграем в игру "Хлопай, топай".

Если моё предложение говорит о вежливом поведении, то вы хлопаете в ладоши. А если нет, то тихонько топаете ногами.

  • Грубо отвечать
  • Благодарить маму за вкусный обед
  • Приходить в школу неопрятным
  • Помогать взрослым и малышам
  • Не обращать внимания, когда тебя зовут
  • С друзьями не обязательно быть вежливым
  • Уступать место в автобусе пожилым людям
  • Опаздывать на урок
  • Здороваться и прощаться
  • Выражать близким людям свою любовь и восхищение

5.-А теперь посмотрим сценку про отважного пса Трезора.

Добрая собака

Действующие лица: Трезор, Танечка, Прохожие, Мальчик, Мама мальчика.

Посредине сцены стоит Трезор. Прохожие пытаются пройти мимо него.

Трезор: - Гав-гав, как укушу, уходите прочь!

Прохожие: - Какая злая собака! Противная колли!

Убегают. Появляется Танечка.

Трезор: - Ррр-ры, загрызу!

Танечка: - Настоящая колли, какая пушистая! Здравствуйте, как Вас зовут? Почему Вы так рычите?

Трезор: - Ррр-ры, со мной нельзя разговаривать. Меня все должны бояться, а не спрашивать мое имя.

Танечка: - Почему нельзя узнать Ваше имя? У такой красивой собаки и имя, наверное, необыкновенное. А меня зовут Танечка.

Трезор: - Меня зовут Трезор, я всех заставил уважать себя своим гр-р-розным характером.

Танечка: - Нет, Трезор, ты ошибаешься, все уважают колли за то, что они самые добрые в мире собаки и всегда готовы прийти на помощь. Мне мама об этом книжку читала.

Вновь появляются Прохожие. Идут так же, как и в начале, стараясь обойти Трезора.

Прохожие: - Что случилось с колли. Почему он не лает на прохожих с утра до вечера, как раньше?

Трезор: - Добр-р-рое утр-р-ро!

Прохожие убегают.

Танечка: - Не расстраивайся, Трезор, они не знают, какой ты добрый и отважный пес, поэтому боятся.

Вбегает Мама мальчика.

Мама: - Спасите, мой мальчик тонет! Он хотел увидеть свое отражение в воде и свалился в пруд, а я не умею плавать.

Трезор спешит на помощь (выбегает на мгновение за кулисы). Появляется вновь, ведя за руку Мальчика.

Мама: - Спасибо тебе, отважный пес!

Танечка: - Я же говорила, что Трезор - самый смелый и умный!

Как вы считаете, почему пёс стал добрым? Кто ему в этом помог? (ответы детей)

6.-Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру "Не ошибись, пожалуйста!"

Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть "волшебные слова".

Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки!
Будьте добры, похлопайте!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста!
Я вас прошу, выполните 10 приседаний!
Бег на месте начали.
Тихо сядьте.
Тихо сядьте, пожалуйста!
Будьте добры, улыбнитесь!

7. - Сейчас подведём итоги конкурса "Словарь вежливых слов" (Дети зачитывают составленный ими словарь вежливых слов). А теперь проверим, как хорошо вы знаете вежливые слова, для этого сыграем в игру "Доскажи словечко".

Слушайте внимательно, вам нужно будет сказать хором последнее слово.

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого... (спасибо)

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит... (добрый день)

Если больше есть не в силах
Скажем маме мы... (спасибо)

Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь... (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,
Говорим... (прости, пожалуйста)

Молодцы, ребята!

7. Ребята, сейчас мы прочитаем рассказ В.А.Осеевой.

Кто всех глупее.

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку - мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дёрнул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит - мальчик большой, сильный. И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Таня - хозяйка, трогать её нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки; хотела цыплёнка Боську своим клювом ударить, да раздумала.

Вот и спрашивает её Барбос:

Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

Я не такая глупая, как ты, - отвечает Барбосу утка.

Есть глупее меня, - говорит пёс и на Таню показывает.

Услыхала Таня.

И глупее меня есть, - говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня - сзади него нет никого.

"Неужели я самый глупый из всех?" - подумал Ваня.

Ну и кто же всех глупее? А с вами никогда такое не случалось?

9. - Первый класс прочитает стихи о вежливости и доброте. Быть вежливым - это значит быть добрым, честным, смелым.

Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
- Доброе утро! Солнце и птицы!
- Доброе утро! - Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!

Добрый день! - тебе сказали,
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Нам желают "Доброго пути!"
- Будет легче ехать и идти.
- Здравствуйте! - ты скажешь человеку,
- Здравствуйте! - он скажет нам в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.

За что мы говорим "спасибо"?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

Отменить, что ли, слово "пожалуйста"?
Повторяем его поминутно,
Нет, пожалуй, что без "пожалуйста"
Нам становится неуютно.

Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
"Добрый день" и "Добрый вечер".
И не зря ведь есть у нас
Пожелание "В добрый час".
Доброта - она от века
Украшенье человека:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то - беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому - то, кому - то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

6. Итак, что вам сегодня на занятии понравилось больше всего? Что вы нового узнали?

А сейчас, мы с вами ответим на вопросы теста на вежливость. Просмотр презентации по теме "Уроки вежливости".

Я надеюсь, что вас никогда не будут называть невежами. А вы всегда будете воспитанными и вежливыми ребятами.

Звучит песня "Если добрый ты" из мультфильма "День рождения кота Леопольда".

Конспект классного часа для 1 класса. Тема: Я – вежливый.

Цель: сформировать у детей представление о вежливости, вежливом
поведении.
Задачи:
1.обогащать словарь общеупотребительных вежливых слов;
2.расширять знания форм приветствия людей;
3. прививать и воспитывать навыки вежливого общения.

Ход занятия:

1.Вводная часть.
Учитель читает стихотворение М. Скребцовой «Доброе утро».
Никогда не устает,
Раньше всех других встает,
Всем светить готовое
Слово – Утро Доброе.
Дарит много сил оно,
С солнышком стучит в окно.
У того исчезнет лень,
Кто с него начнет свой день.
- С какого слова ты начинаешь свой день?
- Когда просыпается слово «Доброе утро», и кто его будит?
- Какое дело у «Доброго утра» самое главное?
- Итак, тема нашего занятия: …
- Цель занятия: …
II. Основная часть.
1. Размышление над вопросом-задачей.
- Сейчас послушайте вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя.
«Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал». (Ответы)
- Правильно. Запомните, что при входе в класс нужно культурно и вежливо пройти, здороваясь со старшими и со своими друзьями.
2. Игра «Школа вежливости».
Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий ребенок, стоящий в круге повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новое и т.д.
3.Задание «Я хочу сказать: Спасибо».
- Часто ли вы говорите слово «спасибо» и за что?
Учитель дает возможность высказаться каждому ребенку и продолжает:
- Приятно благодарить за подарки, за вкусный завтрак, за оказанную помощь и многое другое. Слово «спасибо» приятно не только тому, кто его слышит, но и тому, кто его произносит. Не верите? Давайте это проверим.
Сейчас мы немного посидим молча, и каждый постарается вспомнить человека, которому вы бы хотели сказать «спасибо», и за что именно вы благодарны ему. Когда вы будете готовы, начинайте со слов: «Я хочу сказать «спасибо»..., потому что…».
4.Прослушивание песни «Воспи-пи-тание» и свободные движения детей под музыку.
- Сейчас предлагаю вам послушать шуточную песенку «Вос-пи-пи-тание» и немного отдохнуть: можно танцевать под музыку, выполнять произвольный движения или просто походить.
5.Упражнение «Доскажи словечко».
- Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором).
«Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: «Садитесь... (пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ... (извините, пожалуйста)»
6. Игровое упражнение «Азбука вежливости».
Дети достают из шкатулки карточку с правилом вежливости, читают и решают, кто из детей это правило старается выполнять.
Вежливые не забывают говорить волшебные слова.
Вежливые девочки всегда добры и приветливы.
Вежливые мальчики пропускают вперед девочек в класс и в столовую.
Вежливые никогда не грубят.
Вежливые девочки никогда не капризничают, внимательно относятся к одноклассникам.
Вежливые мальчики уступают место девочкам.
III. Заключительная часть.
Игра «Аплодисменты».
- Могут ли быть поступки вежливыми? Хлопните в ладошки те дети, кто
готов уступить место в автобусе старым людям;
пропустить малыша вперед ближе к сцене;
попросить прощения в случае, если виноват.
- Замечательно, вы знаете вежливые слова и умеете поступать вежливо. Не стесняйтесь быть вежливыми. Это так приятно!
И в заключении мы прочитаем красивое стихотворение о вежливости.
Я вежлив со всеми, друзья!
Девиз этот дан нам не зря!
Всем «здравствуйте» я говорю,
«Спасибо» и радость дарю.
А вежливым быть очень просто:
«Желаю удачи», «простите», «пожалуйста»,
«будьте любезны», «не стоит труда»
Их надо всегда говорить,
Приветствовать всех и любить!