Гиперактивный ребенок: норма или заболевание? Гиперактивность у детей — причины, симптомы и лечение

Очень часто бывает так, что родители жалуются на то, что их ребенок неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом. Может ли это быть просто особенностью характера ребенка, невоспитанностью или это патологическое состояние, которое требует коррекции?

Часто у таких детей психологи в результате диагностики определяют наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ниже мы опишем причины гиперактивности, чем проявляется данный синдром, какие существуют критерии для диагностики этой патологии, как лечить гиперактивность и приведем ряд советов для родителей и педагогов.

СДВГ – стойкое поведенческое расстройство с дебютом в детском возрасте, проявляющееся импульсивностью, трудной управляемостью, снижением концентрации внимания и рядом других симптомов.

Немного истории

Еще в XIX веке немецкий психоневролог Г. Хоффман впервые описал чересчур подвижного и активного ребенка, прозвав его «Непоседой Филом». С 60-х годов XX века подобное состояние стали считать патологическим и называли минимальными нарушениями деятельности головного мозга. В 80-х годах это заболевание получило свое место в международной классификации болезней и стало называться СДВГ.

Причины развития СДВГ

Неблагоприятные факторы течения беременности:

Неблагоприятные факторы в родах:

  • Затяжные роды
  • Стремительные роды
  • Стимуляция родовой деятельности
  • Недоношенность (роды до 38 недель беременности)

Иные факторы:

  • Наличие у ребенка неврологических заболеваний
  • Конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями
  • Излишняя строгость в отношении ребенка
  • Отравление тяжелыми металлами, например, свинцом
  • Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка

Существует мнение, что травмы шейного отдела позвоночника являются причиной СДВГ, это заблуждение.

Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.

Классификация СДВГ

В зависимости от доминирующих признаков гиперактивности выделяют три типа заболевания:

  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности
  • Сидром гиперактивности, сочетающийся с дефицитом внимания – этот тип заболевания встречается наиболее часто.

Как проявляется гиперактивность

Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают СДВГ примерно в 6 раз чаще девочек.

Рассмотрим, чем и в каком возрасте может проявляться гиперактивность у детей. Симптомы впервые могут появиться еще до года. В этом возрасте такие дети могут отличаться излишней возбудимостью, могут чересчур бурно реагировать на различные манипуляции, на яркий свет, звук. У них часто имеются нарушения сна – они с трудом засыпают, часто просыпаются, период бодрствования увеличен. В физическом развитии они могут несколько отставать от сверстников (на 1-1,5 месяца). Развитие речи также может быть запоздалым.

Подобные симптомы могут быть и при многих других заболеваниях, поэтому при их наличии не стоит самостоятельно делать выводы о причинах их появления. Следует обратиться к врачу для своевременной диагностики заболевания.

Также не следует относить к патологии, если один из симптомов появляются лишь изредка. Вполне нормально, если у ребенка сбился режим, и он не может уснуть в обычное для него время или просто увлекся игрой и оказывается засыпать. Причин для капризов у ребенка может быть много, начиная от прорезывающихся зубов, заканчивая нарушениями в диете ребенка.

Уже примерно в 2-3 года появляются отчетливые симптомы, но большинство родителей их не замечает или считает подобные проявления нормой. Естественно, что это не служит для них поводом для обращения к врачу, а зря, ведь чем раньше выявить проблему, тем проще с ней будет справиться. В этом возрасте уже может проявляться неусидчивость, можно отметить излишнее количество движений у ребенка, движения эти хаотичны. Специалист может определить задержку речевого развития, а затем и наличие «моторной неловкости».

Часто именно в возрасте 3 лет родители могут обратить внимание на состояние ребенка. Именно в 3 года начинается очередной возрастной кризис у ребенка, когда он осознает свое Я, исследует границы дозволенного, в связи, с чем становится очень упрямым, капризным, это нормальный период психического развития ребенка, но при этом у детей с СДВГ все признаки обостряются.

Также в этот период многих детей отдают в садик, где за ними наблюдают другие люди и они часто и говорят родителям о том, что их ребенок неусидчив, невнимателен, не слушается воспитателей, его невозможно уложить спать. Это и может быть первым звоночком для родителей, чтобы они обратились к специалисту. В этом возрасте идет интенсивное развитие памяти и внимания, у детей с СДВГ оно идет медленней.

Так как у ребенка с СДВГ нервная система не справляется с увеличением требований, физических, психических нагрузок, то ухудшение может наблюдаться у детей дошкольного возраста (в возрасте 5-5,5 лет). В это время в детском саду у детей начинаются подготовительные занятия, которые требуют концентрации внимания, способности некоторое время сидеть на одном месте и слушать взрослого.

Психическое развитие таких детей отстает, это может проявляться в заниженной самооценке, неуравновешенностью, вспыльчивостью. Такие дети могут жаловаться на головные боли, у них могут быть нервные тики, у них появляются фобии (страхи). У некоторых диагностируется энурез.

У детей школьного возраста, несмотря на сохранность интеллекта, плохая успеваемость. Они невнимательны на уроках, им сложно чем-то увлечься. Они с трудом находят общий язык со сверстниками, такие дети склонны к конфликтам. Из-за нетерпимости у них редко бывают хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Такие дети не способны оценивать последствия своих поступков, они очень импульсивны, часто — агрессивны, что при отсутствии диагностики и лечения впоследствии может привести к асоциальному поведению.

Чем раньше начать лечение гиперактивности, тем меньшими последствиями можно обойтись.

Диагностические критерии СДВГ

Применять их целесообразно не раньше 6 лет. Для установления диагноза СДВГ в возрасте 6-17 лет достаточно 6 совпадений, для лиц старше 17 лет – 5 совпадений. Эти критерии могут и даже должны присутствовать у ребенка с СДВГ и более раннем возрасте.

Критерии, относящиеся к проявлениям гиперактивности:

  • Беспокойные движения руками и ногами.
  • Сидя на стуле, постоянно крутится, вертится.
  • В ситуациях, когда нужно оставаться на одном месте — встает, уходит.
  • Наличие бесцельных движений – прыгает, бегает, кружится тогда, когда это не уместно и не нужно.
  • Невозможность тихо посидеть и чем-то спокойно позаниматься.
  • Постоянно находится в движении.
  • Чересчур болтлив.
  • Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца.
  • Не может дождаться своей очереди или это дается ему с большим трудом.
  • Постоянно вмешивается в чужую игру, разговор.
  • Во время сна постоянно переворачивается, сбрасывает одеяло, комкает простыню.

Критерии, относящиеся к проявлениям дефицита внимания:

  • Невозможность удерживать внимание на мелких деталях, допускает ошибки в школе из-за небрежности и невнимательности.
  • Не может сконцентрировать внимание во время игры или при выполнении задания.
  • При разговоре с ребенком создается впечатление, что он вас не слушает.
  • Не может до конца выполнить задание, уроки, домашние дела, при этом такое поведение не связано с протестами ребенка.
  • Ребенку сложно организовать самостоятельную деятельность.
  • Сознательно избегает любых заданий, работы, где требуется фиксировать внимание.
  • Ребенок часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается на внешние раздражители.
  • Отличается забывчивостью в различных повседневных ситуациях.
  • Имеется склонность к деструктивному поведению, часто ломает что-либо, при этом отрицает свою причастность.

При подозрении у ребенка СДВГ родителям необходимо обратиться к врачу неврологу для консультации и обследования. Часто под маской СДВГ может прятаться другое серьезное заболевание. Дифференцировку диагноза проводит только врач.

Лечение СДВГ

Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными. Основные направления коррекции СДВГ:

Правильная двигательная активность

Детям с СДВГ нельзя заниматься спортивными играми с соревновательным элементов, так как они могут усилить проявления заболевания. Также не рекомендуются игры с показательными выступлениями и со статическими нагрузками. Полезными же окажутся легкие аэробные тренировки, например, плавание, лыжный спорт, езда на велосипеде.

Занятия с психологом

Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.

Семейная психотерапия

Проблема ребенка накладывает свой отпечаток и на родителей, особенно на мать ребенка, которая чаще всего с ним контактирует. У таких женщин в 5 раз чаще выявляется депрессия, они раздражительны, импульсивны, нетерпимы. Семейная психотерапия поможет ребенку быстрее избавиться от СДВГ.

Релаксация

Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.

Поведенческая коррекция

Меняться должен не только ребенок, но и взрослые, окружающие его. Дети с СДВГ имеют очень высокий порог к отрицательным эмоциям, поэтому они невосприимчивы к запретам, наказаниям, но при этом очень легко откликаются на позитивные эмоции, их гораздо эффективнее хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. С таким ребенком надо свести к минимуму запреты и отказ. Конечно, не нужно выходить за рамки разумного. Запрещаться должно только то, что может быть опасно или вредно для ребенка. Отношения с таким ребенком надо строить на взаимопонимании и доверии. Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.

Медикаментозная терапия

В США активно применяются психостимуляторы для коррекции СДВГ. Они очень эффективны, но имеют много побочных эффектов, из-за чего принято решение о том, что подобная терапия проводится при неэффективности иных методов.

В России психостимуляторы запрещены к использованию при СДВГ. Вместо них пробуют использовать ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга, но доказательной базы к использованию ноотропов при СДВГ нет.

  • Используйте положительную модель воспитания – чаще хватите ребенка, когда он этого заслуживаете. Будьте более внимательны, поощряйте даже незначительные успехи, чаще используйте слово «да», чем «нет» и «нельзя».
  • Придумайте ему ежедневные поручения по дому, не выполняйте их за него (застелить постель, помыть посуду после ужина или вынести мусор).
  • Заведите блокнот, где вместе с ребенком будете описывать каждый вечер его успехи за день.
  • Не завышайте и не занижайте требования к ребенку, ставьте перед ним задачи, которые соответствуют его способностям, за выполнение этих задач хвалите.
  • Определите для него четкие рамки – что можно и что нельзя делать. Ребенок с СДВГ должен учиться справляться с обычными для его возраста трудностями. Не следует формировать ему «тепличные» условия.
  • Просите ребенка о чем-либо, не приказывайте ему.
  • Если ваш ребенок вызывающе себя ведет, это значит, что он хочет привлечь ваше внимание, но не знает как иначе это сделать. Проводите с ним больше времени.
  • Дома должен быть четкий распорядок дня. Соблюдать его должен не только ребенок, но и взрослые!
  • Не ходите с ребенком в чересчур людные места, в торговые центры, на рынок. Это может его перевозбудить.
  • Оберегайте ребенка от переутомления, так как это вызывает чрезмерную двигательную активность и снижает возможность самоконтроля.
  • Не давайте долго сидеть у телевизора, введите режим просмотра мультфильмов, как долго и в какое время, четко следуйте ему.
  • Любые ограничения и правила, которые вы вводите должны быть выполнимы, перед тем как ввести их подумайте, точно ли вы сможете их выполнить. Например, не стоит говорить ребенку, что он будет смотреть телевизор раз в неделю, вы все равно не сможете всегда выполнять это правило и сами первые сдадитесь. В таком случае все, что вы требуете, все ваши правила будут обесценены.
  • Наладьте режим сна. Ребенок должен ложиться спать и просыпаться в одно время. Он должен высыпаться. Иначе у ребенка снижается самоконтроль, а к вечеру вы можете увидеть его неуправляемым.
  • Учите ребенка себя контролировать, думать о последствиях своих действий.
  • Будьте спокойны, как бы это ни было трудно. Вы – пример для вашего ребенка.
  • Детям важно осознавать свою значимость, быть успешными в чем-то. Помогите ему выбрать какую-то область деятельности, в которой он сможет раскрыть свои способности и будет преуспевать.
  • Вознаграждайте ребенка даже за маленькие успехи, устная похвала тоже много значит.
  • Во время урока устраивайте пару раз минутку активного отдыха, встаньте и сделайте небольшую зарядку.
  • Расписание занятий должно быть постоянным.
  • В классе не должно быть отвлекающих предметов, картин, поделок, стендов.
  • К гиперактивным детям нужен индивидуальный подход, не стоит вообще к детям относиться как к массе, все они разные, к каждому нужен разный подход, а детям с СДВГ это необходимо еще больше.
  • Такие дети должны находиться в центре класса, напротив доски, на первых-вторых рядах, они всегда должны быть видны учителю и иметь возможность быстро привлечь его внимание.
  • Привлекайте такого ребенка к активным действиям во время урока – попросите вымыть доску, собрать тетради или раздать их.
  • Избегайте однообразия и монотонности на уроках. Вводите творческий элемент, мотивируйте детей, сделайте так, чтобы урок был интересен, а не был просто обязательными несколькими десятками минут. Это полезно для всех детей, так гораздо лучше усвоится материал, и дети снова захотят к вам на урок.
  • Большие задания разбивайте на несколько меньших, контролируйте выполнение каждой из частей.
  • Не завышайте и не занижайте требования к ребенку.
  • Создавайте ребенку «ситуацию успеха», такую, в которой он сможет проявить себя.
  • Помогайте ребенку адаптироваться в коллективе, обучайте его социальным правилам и нормам, помогите ему наладить контакт со сверстниками.

В этой статье:

Уже много лет детская гиперактивность вызывает массу споров и разногласий. Врачи, учителя, психологи по-разному смотрят на эту проблему.

За последние годы было проведено много исследований. Выяснилось, что общие признаки гиперактивности присутствует у детей с особенностями развития нервной системы. Обычно первые проявления заболевания видны уже в 2-3 года. В это время ребёнок идёт в садик. Там он может столкнуться с рядом проблем: нежелание слушаться взрослых, постоянная активность, проблемы с общением.

Он действительно очень активен, не может усидеть на месте и пары минут, и спокойные игры не для него. Но если вам кажется, что ребёнок попросту жизнерадостный и полный сил, то это не так. Его действия носят спонтанный характер, видна нервозность, он быстро начинает плакать, у него большие проблемы со сном? В таких случаях необходимо обращаться за консультацией к врачу.

Что такое гиперактивность

Уже долгие годы существует понятие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Этот диагноз ставится детям по всему миру. Его признаки известны всем врачам, а вот родители не всегда могут распознать вовремя, что крохе нужно лечение. Да и нужно ли оно вообще? Давайте разберемся, что такое СДВГ.

Причиной всех проблем является особенность функционирования
нервной системы у детей. Слабая ЦНС очень плохо переносит нагрузки. Причём не только физические, но и психологические, умственные, эмоциональные.

Говоря проще, нужно немного, чтобы ребёнок перевозбудился и перешёл в состояние повышенной нервной активности. Такие состояния относят к невротическим. Отсюда многие последствия для здоровья:

  • проблемы со сном;
  • повышенное потоотделение;
  • проблемы с органами желудочно-кишечного тракта;
  • нарушения речи;
  • повышенное давление.

Запомните, что вашему ребёнку самому очень тяжело. Вспомните ситуацию, когда вы сильно нервничали, всё падало из рук, вы сами не знали, за что браться в первую очередь. А теперь представьте себе, что ваш кроха живет так день ото дня.

Плохое воспитание?

Родители ребёнка с СДВГ часто слышат, что малыш плохо воспитан. Это обидно маме, особенно если она прилагает огромные усилия, чтобы помочь ему. Разбил в гостях тарелку, не может выполнить задание в садике до конца, влезает в разговоры, убегает посреди занятия - окружающие сразу говорят, что он плохо воспитан.

Часто проблемы
воспитания действительно присутствуют. Но дело тут не в том, что родители не уделяют внимания воспитанию. Просто стандартные методы тут не подходят. Если вы заметили все эти признаки и обратились к врачу, он обязательно объяснит вам, что делать.

Придётся поменять тактику воспитания. Нужны будут:

  • жёсткие временные рамки (малыш имеет плохое представление о времени);
  • чёткая последовательность действий;
  • логичные доводы;
  • логичные объяснения;
  • логика в наказаниях;
  • умение находить компромисс.

Конечно, объяснять любопытным на детской площадке все эти тонкости не нужно. Ваш ребёнок нуждается в первую очередь именно в вашей помощи. Помогайте ему, спрашивайте специалистов, общайтесь с теми мамами, у которых такие же проблемы.

С помощью правильного воспитания можно существенно облегчить состояние малыша. Он будет учиться, у него будут друзья и самая обычная жизнь ребёнка.

Основные признаки гиперактивности

Уже после 30-40 минут с таким крохой вы точно поймёте, что с ним что-то не так. Гиперактивный малыш демонстрирует следующие признаки:


7 классических признаков СДВГ

Существует 7 признаков, которые неврологи и психологи используют для окончательной постановки диагноза.


СДВГ или просто любопытный малыш?

Родителям стоит хорошо понимать разницу и не пугаться понапрасну. Самый обычный любознательный малыш, который никогда не унывает. Ему интересно всё, он постоянно хочет что-то сделать, куда-то залезть. Обычно его игры сопровождаются грохотом предметов и его весёлым смехом. У него действительно много энергии. В 2-3 года это вполне нормально. Правда, для родителей такое поведение тяжеловато, ведь за малышом нужен глаз да глаз.

Запомните эти признаки здорового растущего ребёнка. А теперь ещё раз вспомните, что мы говорили про гиперактивного ребёнка. Он не отличается таким позитивным характером – в его действиях много нервозности, он быстро переходит на плач. Играть с другими детьми ему тяжело, ведь приходится следовать их правилам, а этого он не может. Можно сказать, что его деятельность носит расфокусированный характер. Малыш может забыть, зачем он что-то делал, почему плакал, за что боролся. Или же, добившись желанной роли в игре, бросает всё и уходит. Смена видов деятельности у него обычно спонтанная.

Эти два ребёнка совсем не похожи. Первому нужно лишь хорошее воспитание, а второму, к сожалению, понадобится помощь.

Что делать дальше

Гиперактивный ребёнок нуждается в вашей любви, понимании, заботе и принятии. Ругать его за то, что он не может изменить, глупо и неправильно. Но это не значит, что вы допускаете любое его поведение. Нужно разобраться, как вы будете строить его дошкольную и школьную жизнь, общение, когда ему может понадобиться помощь специалиста.

Детский садик

Здесь обычно проблем меньше всего. У детей много свободного времени на игры и нет такой жёсткой дисциплины. У малышей с СДВГ адаптация к садику проходит дольше и болезненнее. Они очень привязаны к маме, без неё начинают капризничать, вести себя неуравновешенно.

Лучше всего, если ребёнка в садик первые 1-3 месяца будет отводить
кто-то другой. Бабушка, папа, соседка, которая ведёт в тот же сад своего малыша, няня. Так будет легче.

У вас есть выбор:

  • обычный садик;
  • специальное дошкольное заведение для детишек с неврологическими проблемами.

Многие психологи считают, что лучше отдавать кроху в обычный садик. Да, первое время будет тяжело. Зато малыш научится преодолевать многие свои социальные проблемы. Находиться в обществе и не следовать его законам - тяжёлое испытание. Но это поможет адаптироваться.

Если же проблема стоит очень остро, то лучше не мучить своего ребёнка и других детей. Отведите его туда, где профессиональные воспитатели гарантированно смогут помочь. Ребёнок там получит больше внимание и не меньше знаний и навыков.

Школа

Если после детского сада вы видите, что ситуация выравнивается, то идите в обычную школу. Предупредите учителя, что у малыша СДВГ. Опытный и умный педагог будет относиться к этому нормально, а не предвзято.

Учёба в школе требует более жёстких дисциплинарных рамок. Тут
уже нельзя будет встать посреди урока и побежать играть. Или отбросить неинтересное задание. Об этом следует начать беспокоиться заранее.

Вы можете проводить дома небольшие занятия с крохой, обыгрывая школьные ситуации. Он - ученик, вы - учитель. Давайте ему задания, объясняйте всё про уроки и перемены. Если ребёнок готов, а ситуация не нова, то приспособиться к новой среде в разы проще.

Если же были проблемы и вам ещё в садике рекомендовалось специальное заведение, то лучше продолжите образование в нём. Специальные школы не отличаются по своей программе от общеобразовательных. На выходе ребёнок получит точно такой же диплом, как ученики обычных школ.

Зато в такой школе больше взрослых, которые готовы помочь. Тут учителя, нянечки, из учеников формируются маленькие группы, а это значит, что каждому можно уделить внимание по максимуму. Это же является и контролем поведения. Бывает, что через 1-3 года в такой школе малыша уже можно перевести в обычную.

Общение со сверстниками

Ваш ребёнок может испытывать серьёзные затруднения в общении с другими малышами. Однако ругать его не стоит. Он не всегда понимает, что обижает малышей, когда хочет играть по своим правилам и занимать
интересные игровые роли.

Стоит позаниматься с ним дома. Пытайтесь разыгрывать сцены общения, придерживаться игровых сценариев. Объясните малышу логично, что не всегда он может быть принцем или супергероем. Иногда нужно согласиться и на другую роль. Или же объективно докажите, что с той или иной игровой ролью он справится лучше. А можно по-простому: сегодня ты будешь злым персонажем, а завтра добрым. Логика ваших объяснений поможет ему справиться с недовольством или агрессией.

Консультация у психолога

Каким бы ни был уровень СДВГ, психолога посетить нужно. Важно, чтобы профессионал наглядно показал родителям принципы работы с малышом. Специалист видит признаки развития проблемы. Посещайте его 1-2 раза в год для консультации. Это может быть полезно, ведь уже к 6-7 годам малышу отчаянно нужно будет знать ответы на вопросы:

  • почему другие дети не хотят со мной играть?
  • учитель ругает меня чаще других?
  • я чем-то хуже?
  • почему я хожу в другую школу?

Профессионал может в легкой форме ответить на эти и другие вопросы.

Обследования

Проводится целый комплекс обследований. Очень важна семейная история, особенно если в семье были другие примеры детей с гиперактивностью. Врач обязательно попросит рассказать о ходе беременности, показать анализы и исследования.
Часто на гиперактивность могут указывать:

  • сильный токсикоз;
  • повышенное давление матери;
  • слишком быстрые роды;
  • слишком медленные роды;
  • осложнения, гипоксия.

Это может привести к нарушениям работы центральной нервной системы малыша.

Обследования проходят у терапевта, невролога, невропатолога, психолога, дефектолога.

Необходима ли терапия

Самостоятельно принять такое решение мама не может. Даже если все признаки гиперактивности у крохи есть. Обязательно ждите заключения врача, назначения препаратов. Ребёнок может получать лекарственную терапию. Она служит исключительно для снижения уровня нервного напряжения. Принимать её всё время не придётся. Уже к началу полового созревания терапия пересматривается.

Вопросы к детскому психологу

Не все родители могут сразу разобраться в том, что означает диагноз СДВГ. Кто-то думает, что ничего страшного не происходит, всё пройдет само собой. Другие же сильно обеспокоены, приписывая СДВГ самые разные черты. Самое главное для мамы и папы - найти хорошего специалиста. С ним можно будет спокойно обсудить все нюансы работы с малышом, обучения, терапии, занятий.

Итак, рассмотрим наиболее часто задаваемые специалистам вопросы касательно детей с СДВГ.

В 3 годика поставили малышу диагноз - СДВГ. Назначили медикаментозное лечение. Что будет, если не давать таблетки ребёнку?

Конечно, родители могут выбирать, будет ребёнок получать терапию или нет. Обычно рекомендуется лечение лекарственными средствами. Да, многие родители говорят, что кормить малыша в 2 года таблетками, да еще неизвестно какими, - не самая лучшая идея. Другие же просто боятся такого совета врача.

Однако именно
лекарственная терапия рассчитана на этот возраст. Обычно диагноз СДВГ ставится как раз в это время. Таблетки не нанесут вреда здоровью крохи и уж точно не вызовут у него привыкания. Не думайте, что, начиная давать лекарства сейчас, вы обрекаете кроху на приём таблеток всю жизнь.

Многие лекарства отменяют уже в подростковом возрасте с приходом полового созревания. Конечно, бывают серьёзные случаи. Но помните, что врач выписывает лекарства для облегчения симптомов. Ребёнку будет проще общаться, он сможет спокойно учиться в школе, поступить в вуз. Лекарства дают ему возможность вести самую обычную жизнь. Ведь именно этого вы ходите для своего крохи.

Так называемая гиперактивность у сына только в садике. Дома ведёт себя спокойно, тихо. Как это понимать?

Скорее всего, никакой гиперактивности тут нет. Во врачебном, медицинском понимании этого слова. Просто у вас
активный ребёнок. В садике полно других детей, игрушек. Там он нашёл себя и чувствует свободу.

Вероятно, жалуются воспитатели. Всё ломает, есть не хочет, может задирать других детей, не идёт вовремя спать? Это повод сходить к детскому психологу. Он, скорее всего, просто научит вас успокаивать кроху, пропишет ванночки с ароматными маслами перед сном. Ваш кроха активен, он жизнерадостный и любознательный, что особенно сильно проявляется в обществе сверстников.

Если у малыша СДВГ, это значит, что он не сможет учиться в обычной школе?

Все зависит от степени заболевания. Если она минимальна, то ребёнок вполне сможет учиться в обычной школе, окончить её, поступить в
ВУЗ или училище. Будет непросто, не так, как с другими детьми. Но СДВГ вполне поддаётся корректировке. Нужно заниматься воспитанием малыша, поставить в известность учителя.

Специальная школа не является местом, где учатся умственно отсталые или бесперспективные. Там для детей создают те условия, в которых они без проблем учатся, общаются и развиваются. Тут нет ничего постыдного для родителей.

У детей с синдромом гиперактивности снижен интеллект?

Такие комбинации случаются, но довольно редко. В этом случае речь идёт о комплексных нарушениях работы мозга и нервной системы. В большинстве же случаев интеллект малыша вполне нормальный.

Я ничего не понимаю в этом диагнозе. К какому врачу обратиться, чтобы он нам все подробно объяснил?

Стоит сходить к вашему педиатру. Расскажите ему всё о существующих проблемах, поделитесь вашими подозрениями. Если есть какие-то заключения от воспитателя детского сада - приносите. Педиатр в любом случае назначит ребёнку обследование. Дальше вы можете попасть к терапевту, неврологу, психологу или даже психиатру. Все зависит от того, каковы причины вашего диагноза. Бояться врачей не нужно. Самым «страшным» для крохи обследованием может стать анализ крови. Все остальное ничуть не больно.

В настоящее время все чаще говорят о гиперактивности детей. Многие люди не до конца понимают, что означает это термин, и применяют его ко всем подвижным и активным детям. Однако гиперактивность – это не просто повышенная активность малыша, это нарушение поведенческих реакций ребенка, связанных с нарушением работы мозга.

Какой он гиперактивный ребенок? Что делать родителям такого ребенка? Ведь им предстоит столкнуться с массой проблем, научиться корректировать поведение своего чада, помочь ему адаптироваться в школе, а это обычно очень непросто.

Сам термин «гиперактивность» означает сильно повышенную активность и возбудимость человека. Гиперактивность наиболее часто встречается у детей, так как они хуже контролируют свои эмоции.

При гиперактивности обычно не уравновешена нервная система. У ребенка возникают поведенческие расстройства, требующие коррекции. В современном мире все больше детей страдают этим расстройством.

Обычно гиперактивный ребенок имеет такие нарушения:

  • Не может длительно концентрировать внимание на каком-либо действии. Это особенно часто приносит проблемы в школе.

Ведь ребенку трудно высидеть урок, слушать учителя, выполнять задания. Такие дети забывчивы, рассеяны. Даже надолго усидеть перед телевизором проблематично для таких детей.

  • Повышенная эмоциональность и импульсивность.

Гиперактивные дети часто не могут контролировать свои эмоции, выплескивая их на окружающих, совершают неожиданные импульсивные действия.

  • Двигательная активность сверх меры.

Многие дети особенно в дошкольном и начальном школьном возрасте бывают довольно подвижны. Однако гиперактивные дети выделяются даже на их фоне. Он не могут усидеть на месте, буквально приплясывают, если их усадили. В движении находятся их кисти рук, ноги, бегают глазки, меняется мимика.

Если у ребенка имеется одно или два и приведенных выше нарушений, то, скорее всего, это просто возрастные особенности поведения. С возрастом ребенок научится лучше контролировать свои эмоции, его поведение выровняется. Однако если у малыша все перечисленные нарушения, то это повод проконсультироваться со специалистом.

Важно вовремя заподозрить и диагностировать это нарушение, чем потом пожинать плоды непонимания своего чада.

С медицинской точки зрения гиперактивность – гипердинамический синдром – это диагноз. Установить его может врач невролог или невропатолог. Чаще всего этот диагноз связан с минимальной мозговой дисфункцией и нарушениями функции ЦНС.

В следующем видео о том, что такое гиперактивность, вам расскажет доктор Комаровский:

Когда проявляется

Считается, что наиболее ярко синдром гипердинамической активности проявляется в дошкольном (4-5 лет) и начальном школьном возрасте (6-8 лет). Ребенок попадает в детский коллектив и не выдерживает современного темпа обучения.

Сразу проявляются все признаки его гиперактивности: с ребенком не справляется воспитатель или учитель, он не усваивает программу обучения и прочие проблемы его поведенческих нарушений.

Однако первые признаки гипердинамического синдрома можно обнаружить еще в младенческом возрасте. Такие детки очень подвижны и эмоциональны: выпутываются из пеленок, падают, стоит лишь на мгновенье отвернуться, плохо спят, их сон поверхностный, беспокойный, а могут всю ночь прокричать без причины.

По мере взросления поведение гиперактивных детей продолжает «радовать» родителей: выбираются из манежей и колясок, часто падают, везде влезают, все опрокидывают.

Малыши уже в 1-2 года активные и чрезмерно подвижные, мамы едва успевают за ними. Их не интересуют игры, где нужно думать, складывать, строить. Гиперактивному малышу трудно дослушать сказку, досмотреть мультфильм, он не может сидеть на месте.

Что делать родителям, если они заподозрили в ребенке синдром гиперактивности?

Норма или патология. Ложная гиперактивность

Очень часто гиперактивность путают с нормальным поведением ребенка, ведь большинство детей в возрасте 3-7 лет довольно активны и импульсивны, трудно контролируют эмоции. Если ребенок неусидчивый, часто отвлекается, то говорят, что он гиперактивный. Однако для детей младших классов недостаток концентрации внимания и невозможность долго усидеть на месте обычно является нормой. Поэтому гипердинамический синдром бывает непросто диагностировать.

Если ребенок помимо дефицита внимание и повышенной активности имеет проблемы с установлением отношений со сверстниками, невнимателен к чувствам других, не учится на своих ошибках, не умеет приспосабливаться к обстановке, то эти признаки указывают на патологию – синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

С точки зрения неврологии этот диагноз является довольно серьезным и ребенку необходимо лечение, чем раньше, тем лучше.

Диагностика

Если родители заподозрили у своего ребенка СДВГ, то необходимо обратиться за консультацией к детскому неврологу. Врач назначит соответствующее обследование, которое необходимо пройти. Ведь под симптомами гипердинамического синдрома могут скрываться и более серьезные патологии.
Диагностика включает в себя три этапа:

  1. Врач собирает данные о поведении и реакциях ребенка , об особенностях протекания беременности и родов, перенесенных заболеваниях, наследственных патологиях членов семьи.
  2. Проводит специальные тесты и оценивает результаты и количество затраченного времени, а также реакцию и особенности поведения ребенка при этом. Обычно такие тесты проводят для детей 5-6 лет.
  3. Электроэнцефалограмма . Это обследование позволяет оценить состояние мозга ребенка. Оно безболезненно и неопасно.

После получения всех результатов врач – невролог ставит диагноз и дает свое заключение.

Признаки

Основные признаки, помогающие распознать гиперактивность ребенка:

  1. Ребенок обладает повышенной беспричинной двигательной активностью . Он все время крутится, прыгает, бегает, везде лезет, даже если знает, что нельзя. У него отсутствует процесс торможения в ЦНС. Он просто не может себя сдерживать.
  2. Не может усидеть на месте , если его усадить, то он крутится, встает, ерзает, не может сидеть спокойно.
  3. При разговоре часто перебивает собеседника, не выслушивает вопрос до конца, говорит не по теме, не задумывается.
  4. Не может тихо сидеть . Даже играя, он шумит, пищит, делает неосознанные движения.
  5. Не может выстоять очередь, капризничает, нервничает.
  6. Имеет проблемы при контакте со сверстниками . Вмешивается в чужие игры, пристает к детям, не умеет дружить.
  7. Не считается с чувствами и потребностями других людей.
  8. Ребенок очень эмоционален, не имеет возможности контролировать ни положительные, ни отрицательные эмоции . Часто устраивает скандалы и истерики.
  9. Сон ребенка неспокойный , днем часто вообще не спит. Во сне ворочается, сворачивается калачиком.
  10. Быстро теряет интерес к занятиям , перескакивая с одного на другое и не доводя до конца.
  11. Ребенок рассеянный и невнимательный , не может сконцентрировать внимание, часто делает из-за этого ошибки.

Родители гиперактивных детей сталкиваются с трудностями с ранних лет. Ребенок не слушается родителей, необходимо все время его контролировать, постоянно находится рядом.

Подробнее о признаках этого синдрома вы можете узнать, посмотрев видео:

Причины

Основными причинами, которые могут вызывать нарушение функций нервной системы ребенка, а, следовательно, и синдром гиперактивности, специалисты считают следующие ситуации:

  • Наследственность (генетическая предрасположенность)
  • Повреждения клеток мозга во внутриутробном периоде или во время родовой деятельности.

Это могут быть гипоксия плода, инфекции, родовые травмы.

  • Нарушения, вызванные в результате неблагоприятной обстановки в семье, ненормальными условиями обитания, неправильного воспитательного процесса, заболеваниями и травмами после рождения.

По статистически данным гиперактивностью чаще страдают дети мужского пола . На пять мальчиков только одной девочке ставят такой диагноз.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Выделяют такие разновидности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ):

  1. Гипердинамический синдром без дефицита внимания.
  2. Синдром дефицита внимания присутствует, однако без гиперактивности (обычно бывает у детей женского пола — это девочки спокойные, рассеянные, тихони).
  3. Сочетание синдрома дефицита внимания и гипрединамичности.

СДВГ может быть первичным, возникшим во внутриутробном периоде, и вторичным (приобретенным), полученным после рождения в результате травмы или заболевания.

Также различают простую форму заболевания и осложненную. При осложненной форме СДВГ к симптомам добавляются другие признаки: нервный тик, заикание, энурез, головные боли.

Лечение

К лечению СДВГ необходимо подходит комплексно. Применяют некоторые процедуры, медикаменты, диеты, но основной упор делается на психологическую коррекцию и правильный подход в воспитании гиперактивного ребенка.

В странах Европы и в США для лечения СДВГ широко применяют психостимулирующие препараты. Они довольно эффективны, но имеют много побочных реакций. Основные из них – нарушения пищеварения, головные боли, бессонница, задержка роста. В России СДВГ лечат ноотропными препаратами, которые положительно влияют на функции мозга (Холитилин, Энцефабол, Кортексин).

Эти средства более эффективны при дефиците внимания.
При упоре на гипердинамический синдром применяют препараты, влияющие на тормозные реакции центральной нервной системы (Фентибут, Пантогам).

Назначать лекарственные препараты может только врач! Прием лекарств проводится под наблюдение специалиста. Кроме того возможно применение процедур, связанных со стимуляцией мозга слабыми импульсами электрического тока.

Важно и питание ребенка. Так при несбалансированной диете метаболизм детей нарушается, что может провоцировать раздражительность и капризность. Растущий организм требует белок, витамины и минералы. В рационе должны присутствовать продукты с высоким уровнем Омега3-жиров, оказывающие полезное действие на ЦНС. А вот количество сладостей и углеводов лучше уменьшить. Лучше давать ребенку ягоды и фрукты. Можно оставить в рационе немного черного шоколада.

Обязательна при лечении психологическая коррекция поведения ребенка. Психолог помогает ребенку лучше разобраться в своих действиях, а также даст советы родителям по построению отношений с таким ребенком и методам его воспитания и обучения.

Большая часть детей «перерастает» это заболевание, если у них не было осложнений и оказано своевременное лечение. В некоторых случаях СДВГ переходит и во взрослую жизнь, особенно при неоказании своевременной адекватной помощи ребенку.

Больше информации о лечении синдрома вы можете узнать из видео:

Особенности общения с такими детьми

Воспитывать гиперактивного ребенка бывает не просто. Даже при сильной любви к своему чаду, родители не всегда могут выдерживать все его проделки, часто срываются и кричат. А бывает, что вообще перестают заниматься его воспитанием, решив «что вырастет, то вырастет».

Не редко родители пытаются привить такому малышу строгую дисциплину, жестоко пресекая все его выходки и непослушание. Ребенка наказывают за малейшую провинность. Однако такое воспитание только усугубляет проблемы поведения ребенка. Он становится более замкнутым, неуверенным, непослушным.

Перегибать в отношении детей с СДВГ нельзя, чтобы к уже имеющимся нарушениям не добавить новые проблемы (заикание, недержание мочи и прочие). К каждому ребенку с СДВГ необходимо найти свой подход, учитывая его неврологические особенности.

Что делать родителям, воспитателям и учителям

Ребенку с гипердинамическим синдромом требуется много родительского внимания. Необходимо стараться его выслушивать, помогать выполнять задания, развивать его усидчивость и взаимодействие с окружающим миром. Ему нужны похвалы и награды, одобрение и поддержка, больше родительской любви . Родители прежде, чем наказать ребенка, должны учесть, что он вполне нормальный по интеллекту, но у него проблемы с регулированием своей моторной деятельности. Поэтому он не специально совершает то, что ему запретили, а просто не может себя остановить.

Необходимо правильно организовать режим дня. Придумать свои ритуалы. Больше гулять на улице. Желательно записать ребенка на спортивную секцию. Хорошо подойдут плаванье, гимнастика, бег, верховая езда, спортивные танцы. Необходимо и дома устроить спортивный уголок, чтобы ребенку было, где выплеснуть энергию.

Отдавая ребенка в детский сад, необходимо заранее выбрать подходящий, где есть группы с возможностью играть, дети активно двигаются, выполняют задания и отвечают по желанию. Поговорите с воспитателем об особенностях малыша.

Если из-за поведения ребенка возникает конфликт в саду, то лучше забрать его оттуда. Нельзя обвинять кроху, что в этом виноват он, скажите, что просто ему не подошла эта группа.

Учеба в школе также имеет свои сложности. Обсудите, что делать учителю, чтобы не травмировать гиперактивного ребенка, помочь ему адаптироваться в классе. При выполнении домашних заданий следует подготовиться заранее, не отвлекаться. Занятия должны быть короткими, но эффективными, чтобы ребенок не потерял внимание. В

ажно делать уроки регулярно, в одно и то же время. Необходимо понаблюдать за ребенком и определить наиболее подходящее время: после еды или после физической нагрузки.
При наказании гиперактивного ребенка не стоит выбирать те, которые не дают ему двигаться: ставить в угол, сажать на специальный стул.

Положительные качества гиперактивных детей

Несмотря на все неприятные поведенческие особенности детей с гипердинамическим синдромом, они имею и много положительных качеств, развитию которых родители должны уделить особое внимание.

  • Гиперактивный ребенок обладает креативным творческим мышлением.

Он может выдавать массу интересных идей, а если хватит терпения, то и заниматься творчеством. Такой ребенок легко отвлекается, но имеет своеобразный взгляд на окружающий мир.

  • Гиперактивные дети обычно энтузиасты. Они не бывают скучными.

Интересуются многими вещами и являются, как правило, яркими личностями.

  • Такие дети энергичны и деятельны, но часто непредсказуемы.

Если у них есть мотив, то они выполняют все быстрее, чем обычные дети.

  • Ребенок с СДВГ очень гибкий, изворотливый, и может найти выход там, где другие не заметят, решить задачу необычным способом.

Интеллект детей с СДВГ никак не нарушен. Очень часто они имеют высокие художественные и интеллектуальные способности.

Конкретные способы общения и взаимодействия с такими детьми приводятся в следующем видео:

Психологи отмечают, что ели у ребенка имеются признаки гиперактивности, то следует начать их устранение, чем раньше, тем лучше. Такой подход помогает избежать трудностей, возникающих из-за поведенческих нарушений ребенка, стрессов и разочарований со стороны его родителей и окружающих людей, да и самого малыша. Поэтому при установленном диагнозе СДВГ не следует пренебрегать помощью врача – специалиста и психолога, чтобы не потерять время.

Психологи отмечают, что правильно организованный распорядок дня, благоприятная обстановка в семье помогает ребенку в лечении СДВГ. Кроме того советы психолога такие:

  1. Обеспечьте ребенку спокойную, стабильную, нераздражающую обстановку. Это поможет снизить накопление и выброс сильных эмоций.
  2. У него должны сформироваться необходимые рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, лечь спать после того, как мама прочтет сказку или споет песенку.
  3. Для сброса лишней двигательной активности необходимо организовать ребенку занятия в спортивных секциях.
  4. Не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Периодически позволяйте активные действия для выхода лишней энергии.

Устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, а главное учитывать особенности ребенка при оценке его действий.

Мульфильмы для профилактики гиперактивности.

Следующие мультфильмы помогут вашему ребенку больше понять о своем состоянии, обсуждая сюжет и героев со своим ребенком вы сможете помочь ему бороться с этой проблемой.

Итак список мультфильмов:

  • «Непоседа, Мякиш и Нетак»
  • «Маша больше не лентяйка»
  • «Вот какой рассеянный»
  • «Крылья, ноги, и хвосты»
  • «Петя Пяточкин»
  • «Обезьянки»
  • «Непослушный медвежонок»
  • «Нехочуха»
  • «Осьминожки»
  • «Непослушный котенок»
  • «Непоседа»
Такое понятие как синдром гиперактивности известен всем родителям, у которых растут маленькие дети. В последнее время встречается все большее и большее количество детишек, у которых диагностируется данное нарушение работы центральной нервной системы. Статистические данные врачей – педиатров и педагогов – психологов свидетельствуют о том, что гиперактивность встречается примерно у 39% всех детишек дошкольного возраста, и примерно у 57% всех детей школьного возраста.

Синдром гиперактивности имеет достаточно большое количество проявлений. Итак, гиперактивный ребенок – симптомы:

  • Дефицит внимания.

Ребенок, страдающий синдромом гиперактивности, не может длительное время концентрировать свое внимание на каком – либо одном занятии, будь то рисование, игра или даже просмотр телевизионных передач. Именно из-за дефицита внимания детки с синдромом гиперактивности зачастую испытывают затруднения с обучением.

  • Излишняя импульсивность ребенка.

Разумеется, практически все детки – и спокойные, и не очень – время от времени позволяют себе бурные проявления эмоций. Однако дети с синдромом гиперактивности особенно часто теряют контроль над своими эмоциями, зачастую пугая импульсивностью даже своих привыкших ко всему родителей.

  • Повышенная двигательная активность ребенка.

Деток с синдромом гиперактивности любой специалист без особого труда определит даже в огромной толпе ребятишек. Такие детки не просто подвижны, они просто сверх активны. Малыша практически невозможно увидеть в спокойном состоянии – он постоянно находится в движении. Либо он бегает, либо прыгает, либо приплясывает на месте, если уж его и заставили посидеть. Все в этом ребенке выдает эту самую гиперактивность – постоянно находящиеся в движении кисти рук, бегающие глазки, выражение лица, мимика.

Время проявления у ребенка синдрома гиперактивности

Существует ошибочное мнение о том, что первые проявления признаков синдрома гиперактивности у малыша можно обнаружить не ранее, чем малышу исполнится два года. Однако и врачи, и родители деток, страдающих синдромом гиперактивности, в один голос утверждают обратное.

Первые проявления синдрома гиперактивности можно обнаружить уже впервые дни после появления крохи на свет. Такие новорожденные крохи очень мало спят, при этом их сон поверхностный и беспокойный, они очень много и достаточно сильно плачут, а во время бодрствования они очень подвижны и напоминают эдакие шарики ртути.

По мере роста малыш напоминает своим родителям стихийное бедствие – они буквально «выпрыгивают» из колясок, кроваток, пытаются выбраться из манежей. Опрокинутые чашки, разбитая посуда, выломанные из боковинок кровати прутики, опрокинутые цветочные горшки и оборванные шторы – неприятности сыплются на такого малютку, словно из сказочного рога изобилия.

Уже подросший кроха, как говорилось ранее, ни минуты не может посидеть на одном месте, дослушать до конца сказку или дать маме постричь ногти. Передвигается ребенок только бегом, чем заставляет свою маму немало побегать за ним. Некоторые родители считают, что подобная активность ребенка является всего лишь следствием высокого запаса энергии в организме малыша. Так ли это на самом деле? И если действительно гиперактивные дети, как бороться с этим?

Норма или патология?

Врачи – невропатологи и детские психологи считают, что синдром гиперактивности является достаточно серьезной патологией. Если у вас гиперактивный ребенок, лечение необходимо начинать как можно раньше. Повышенная энергичность ребенка при синдроме гиперактивности свидетельствует о нарушении нормального функционирования центральной нервной системы. Если родители заметили какие-либо отклонения, им необходимо озаботиться проблемой: «Гиперактивный ребенок: что делать?» В противном случае, если родители не придали должного значения этой особенности развития их ребенка и не обратились вовремя за консультацией и медицинской помощью, а ограничились лишь наказанием ребенка с целью приструнить его, по мере роста ребенка проблема будет только усугубляться.

У ребенка возникнуть серьезные проблемы сначала в детском саду, а после и в школе. Специфика обучения так или иначе требует усидчивости и внимания. А ребенок с синдромом гиперактивности не только не сможет сам воспринимать и запоминать информацию, а еще будет постоянно крутиться и вертеться, отвлекая тем самым всех остальных детей. Из-за этого у таких детей очень часто наблюдаются систематические конфликты с преподавателями, да и родители зачастую выслушивают массу нелестных отзывов о поведении их чада. И это неудивительно, ведь занятия с гиперактивными детьми требуют определенных навыков, которыми в обычной школе обладают далеко не все педагоги.

Также в школе ребенку с гиперактивностью значительно осложняет жизнь излишняя импульсивность, свойственная данному заболеванию. Ребенок излишне резок в поступках, суждениях, выражениях своих мыслей, он сначала, поддавшись первому порыву, что-то говорит или делает, а только потом думает. И из-за этой особенности своего темперамента гиперактивный ребенок в школе сталкивается с массой проблем – отношения с одноклассниками оказываются безнадежно испорченными, дневник пестрит замечаниями учителей, словно новогодняя елка гирляндами, а родители в школу ходят с не меньшей периодичностью, чем на работу.

Причины возникновения синдрома гиперактивности

Разумеется, что синдром гиперактивности, как и любое другое заболевание, не возникает без причины, на пустом месте. Провоцирующими факторами могут стать:

  • Осложненное течение беременности.

В том случае, если будущая мама страдала от сильных токсикозов, как первой, так и второй половины беременности, от склонности к повышенному давлению, если у ребенка была диагностирована внутриутробная асфиксия, в будущем риск возникновения синдрома гиперактивности возрастает как минимум в три раза.

  • Образ жизни беременной женщины.

На нормальное развитие центральной нервной системы очень негативно влияют такие токсические вещества, как наркотические средства, алкоголь, никотин, лакокрасочные вещества, тяжелые металлы, и прочие.
Будущая мама должна отказаться от всех пагубных привычек, а в том случае, если ее работа напрямую связанна с контактом с токсическими веществами, она должна написать заявление с просьбой о ее переводе на легкий труд. Подобная возможность гарантируется беременной женщине трудовым кодексом Российской федерации.

  • Осложненное течение родового процесса.

Длительные, затяжные роды, либо напротив, стремительные, использование таких средств родовспоможения, как щипцы, также повышает шансы развития у ребенка синдрома гиперактивности.

Основой такого расстройства нервной системы, как гиперактивность, является минимальная мозговая дисфункция, которая, собственно говоря, и является причиной сложностей с обучением у таких детей. Мы не будем утруждать наших читательниц сложными и малопонятными медицинскими терминами, которыми характеризуется минимальная мозговая дисфункция. Предлагаем родителям, не имеющим соответственного медицинского образования, просто принять за аксиому следующие факты:

  • Минимальные мозговые дисфункции дестабилизируют нормальное функционирование центральной нервной системы.
  • Нарушения, вызванные минимальными мозговыми дисфункциями, требуют медицинского лечения – самостоятельно они никуда не исчезнут.

К сожалению, очень часто родители не хотят тратить время на лечение, ошибочно полагая, что с возрастом проблема синдрома гиперактивности исчезнет по мере взросления. Однако единственное появление нарушения, которое пройдет к подростковому возрасту, это повышенная двигательная активность. Зато импульсивность и дефицит внимания, напротив, в значительной степени и достаточно быстро прогрессируют, делая процесс обучения крайне затруднительным. Причем наибольшую сложность ребенок испытывает с письмом и речью. Занятия с гиперактивными детьми должны проводиться в индивидуальном порядке.

Особенности общения с гиперактивными детьми

Несмотря на всю свою любовь к ребенку, родители гиперактивных деток очень часто в общении с ними теряют последнее терпение и срываются. Некоторые мамы и папы просто – напросто махают на своего ребенка рукой, с тяжелым вздохом отмечая, что толку их него все равно не выйдет. Другие же родители, напротив, стараются дисциплинировать ребенка самыми строгими методами, достаточно жестко пресекая малейшие попытки неповиновения.

Нельзя сказать однозначно, какая тактика поведения родителей является более правильной – все зависит от конкретного случая и каждого конкретно взятого ребенка. Для кого-то «ежовые рукавицы» – единственный способ удержать ребенка в рамках, а для кого-то каждое грубое слово является настоящей психологической травмой. Внимательно наблюдайте за реакцией вашего ребенка на замечания – и вы очень быстро поймете, что для крохи нужно.

Если же вам, несмотря на все ваши усилия, так и не удалось подобрать ключик к вашему малышу, обратитесь за профессиональной помощью к детскому психологу. Многие родители стесняются визита к данному специалисту, путая его с психиатром. Однако это совершенно разные направленности, и визит к психологу не является свидетельством того, что ваш ребенок страдает какими – либо расстройствами психики. Кстати, гиперактивные дети в детском саду чаще всего автоматически попадают под наблюдение психолога.

Кстати говоря, если у вас гиперактивный ребенок, как лечить его, должен решать только врач. Многие родители приобретают в аптеке седативные успокаивающие лекарства и начинают давать их ребенку. Помните о том, что неправильно подобранный фармакологический препарат может в значительной степени усугубить течение заболевания.

Но самое главное, что необходимо осознать родителям гиперактивных детей, это тот факт, что ребенок такой бурный и активный ни в коем случае не потому, что хочет досадить им. Все его выходки являются следствием особенностей работы его нервной системы, зачастую они неподконтрольны самому малышу. А вот эмоциональные всплески родителей, чьи нервы уже на пределе, никакого положительного результата не принесут, зато усугубить ситуацию могут значительно.

Несмотря на то, что каждый ребенок, страдающий синдромом гиперактивности, нуждается в индивидуальном подходе, особенности их психологии позволяют дать некоторые общие для всех детей рекомендации, облегчающие воспитание гиперактивного ребенка:

  • Постановка задачи.

Особенности развития деток с синдромом гиперактивности таковы, что логическое и абстрактное мышление у них развиты намного хуже. Именно поэтому такому ребенку необходимо ставить только четко обозначенную задачу. Предложения должны быть максимально краткими, не несущими никакой излишней смысловой нагрузки. Старайтесь избегать длинных предложений.

  • Последовательность указаний.

Крайне не рекомендуется давать ребенку с синдромом гиперактивности сразу несколько заданий, например: «собери игрушки, вымой руки и иди обедать». Воспринять всю информацию сразу ребенку будет довольно сложно и, скорее всего, он не выполнит ни одного поручения, отвлекшись на что – нибудь другое. Гораздо разумнее давать эти указания крохе в логической последовательности.

  • Очерчивайте временные рамки.

У таких детей очень смутное представление о чувстве времени, поэтому сами следите за временем, отведенным на выполнение каждого вашего поручения. Кстати говоря, если вы хотите забрать малыша с улицы, покормить, уложить спать – всегда предупреждайте его минут за пять до этого вашего действия. И это касается не только детишек с синдромом повышенной гиперактивности, но и всех остальных.

  • Правильно говорите “нет”.

Собственного говоря, как раз слово «нет» употреблять и нельзя. Запрещая что-либо малышу, стройте свои предложения таким образом, чтобы в нем не присутствовало отрицание. Например, если вы хотите, чтобы ребенок не бегал по траве, не стоит говорить ему: « Не бегай по траве!». Гораздо больший эффект возымеет следующая фраза: «Иди на дорожку». И, разумеется, во всех, даже конфликтных, ситуациях родители должны сохранять спокойствие.

  • Как успокоить гиперактивного ребенка

Если ваш малыш чрезмерно перевозбудился, постарайтесь сменить обстановку на более спокойную, например, уведите ребенка в другую комнату, предложите ему водички, спокойно поговорите с ним на любую отвлеченную тему.

Заканчивая разговор про детскую гиперактивность, хотелось бы еще раз напомнить родителям о том, что они не одиноки – рядом с вами есть и квалифицированные врачи – неврологи, которые точно знают, как лечить гиперактивность у детей. Правильно подобранный комплексный курс терапии может в значительной степени улучшить состояние ребенка. Помимо врачей неврологов, вы можете обратиться за помощью к детским психологам, которые подскажут вам, как воспитывать гиперактивного ребенка. И помните – ваш малыш ничуть не хуже других деток, просто он особенный. Удачи вам и терпения!

– это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка. В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз , анемия , эпилепсия , хорея , нарушения слуха и зрения и мн. др.). С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога , детского отоларинголога , детского офтальмолога , эпилептолога), ЭЭГ , МРТ головного мозга , общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома , посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности , олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии .

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии .

Прогноз и профилактика СДВГ

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании .

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.