Гиперактивный ребенок — что делать родителям? Советы психолога и рекомендации педагогам. Что такое гиперактивный ребенок и как ему помочь

Зачастую наиболее часто встречаемой причиной гиперактивности ребенка является нехватка внимания. Своей чрезмерной подвижностью и занятостью он пытается привлечь родителей, сверстников, учителя к себе. Иногда же такой причиной может стать особенность характера человека. Однако наибольшее влияние имеют многие другие факторы: в группе риска дети, которые появились на свет через кесарево сечение, искусственники и т. д. Поэтому достаточно важно разобраться в первопричине.

Судя по статистическим данным, гиперактивность встречается практически у каждого двадцатого ребенка, кстати, следует отметить, что у мальчиков в два-три раза чаще. Получается, в учебном классе можно встретить как минимум одного малыша с чрезмерной активностью. гиперактивного ребенка раздают все кому не лень, но на самом деле прислушиваться нужно лишь к специалистам.

Ученые доказали, что гиперактивность является диагнозом

На протяжении долгого времени данный диагноз считался лишь особенностью поведения ребенка, но совсем недавно было доказано, что это является психическим отклонением, которое нельзя исправить простыми педагогическими методиками. И если в семье есть родителям? Советы психолога помогут в этом разобраться.

Что интересно, в 1970 году были проведены исследования, которые показали: в основе данного заболевания лежат физиологические и генетические причины, и сам синдром относится не только к педагогике и психологии, но и связан с медициной.

Основные причины возникновения

  • Недостаток необходимых гормонов в организме ребенка.
  • Перенесенные заболевания и травмы.
  • Болезни матери во время беременности.
  • Любые болезни, которые перенес ребенок еще младенцем. Они могли повлиять на работу мозга.

И вне зависимости от того, что медицина достигла больших успехов в данном вопросе, и существуют фармакологические методы лечения и психолого-педагогические, все же детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, которую можно скорректировать в подростковом возрасте. Исходя из этого, постараемся сделать выводы и дать рекомендации: гиперактивные дети, что делать родителям?

Советы психолога смогут помочь адаптироваться малышу к социуму и в дальнейшем стать всесторонне развитой личностью.

Болезнь в зрелом возрасте

На самом деле многие взрослые люди страдают от данного заболевания, но чаще всего их попросту считают чересчур импульсивными, активными и взбалмошными. Данный синдром возникает в детстве, он еще не до конца исследован, поэтому не доказано, что оно остается и в более зрелом возрасте.

Как распознать гиперактивного ребенка

С первыми признаками родители могут столкнуться сразу: детки плохо спят, много плачут, в течение дня очень раздражительны, могут реагировать на любой шум и смену обстановки.

Гиперактивный ребенок в год уже начинает проявлять себя, например, в речевой задержке, неловких движениях из-за нарушенной моторики. Тем не менее он постоянно активен, пытается идти, двигаться, он суетлив и подвижен. Его настроение также постоянно меняется: в один момент ребенок веселый и радостный, а в следующую минуту он может резко закапризничать. Итак, перед вами гиперактивный ребенок (1 год). Что делать родителям? Таким детям придется уделять намного больше внимания, и для достижения результатов необходимо приложить усилия.

Критичный возраст

Когда дело доходит до подготовительных занятий, ребенку также сложно сосредоточиться на одном задании: он не может усидеть на месте, довести до конца хотя бы одно дело или же сделать упражнение внимательно и сосредоточенно. Малыш делает все спустя рукава, чтобы закончить работу и приступить к чему-то новому.

Разумные советы родителям гиперактивного ребенка может дать только специалист, также как и распознать гиперактивность. Но прежде чем обратиться к профессионалу, мать и отец должны понаблюдать за своим чадом, определить, насколько чрезмерная активность и импульсивность мешает ему в обучении и построении взаимоотношений со своими сверстниками. Какие ситуации настораживают?

Основные симптомы

  1. всегда сложно сосредоточиться на задании или игре. Родителям постоянно приходится напоминать о будничных делах, ведь ребенок попросту забывает о них, а еще постоянно ломает или теряет свои вещи. Кроме того, нарушено внимание: малыш никогда никого не слушает, даже когда речь обращена непосредственно к нему. Если он самостоятельно делает задание, то зачастую не может правильно организовать свою работу, постоянно отвлекаясь и не доводя задание до конца.
  2. Импульсивность. На уроках ребенок, не дождавшись своей очереди, выкрикивает с места. Ему сложно соблюдать установленные правила, он постоянно вмешивается в разговор и т. д.
  3. Гиперактивность. Ребенку сложно усидеть на месте, он постоянно ерзает на стуле, много болтает, постоянно бегает даже там, где нельзя этого делать. Малыш не может спокойно играть или отдыхать, он все время задает множество вопросов, но не может запомнить даже один ответ. Многие поступки и действия ребенка совершенно необдуманны, он часто ломает предметы, или же бьет посуду. Даже во время сна он не спокоен - постоянно просыпается, ворочается, иногда кричит во сне.

Гиперактивный и активный: различия

Нередко когда родители говорят о своем ребенке, что он гиперактивный, они вкладывают в это слово положительный смысл. Но большинство людей попросту путает два различных понятия - активный и гиперактивный. Действительно хорошо, когда ребенок любознательный, проявляет интерес к окружающему миру, тянется к новым знаниям. Но гиперактивность и синдром дефицита внимания, которые зачастую взаимосвязаны, относятся к неврологически-поведенческим расстройствам. Они наиболее болезненно дают о себе знать после пяти лет, что, несомненно, негативно сказывается на ребенке, мешая ему развиваться наравне с остальными детьми.

Активные дети могут быть подвижными дома, на спортивной площадке с друзьями, в садике, но придя в любое для них новое место, например, в гости или на прием к врачу, они сразу же успокаиваются и начинают вести себя как настоящие тихони. С гиперактивными же детьми все по-другому независимо от обстоятельств, места и людей, которые их окружают: они всегда ведут себя одинаково и просто не могут усидеть на месте.

Активного ребенка можно увлечь обычной игрой, например, шашками или собиранием пазла, у гиперактивного же не хватает усидчивости.

В любом случае все очень индивидуально, поэтому лишь исходя из наблюдений можно давать рекомендации родителям. Гиперактивных детей сложнее испугать, у них занижен болевой порог, они ничего не боятся, совершенно не думая о своей безопасности.

Из всего вышесказанного следует, что если малыш любит подвижные игры, ему нравится узнавать что-то новое, и это любопытство не мешает ему в учебе и в социальных взаимоотношениях, то не следует называть его гиперактивным. Ребенок просто нормально развивается для своего возраста. Если же малыш не может усидеть на месте, дослушать сказку до конца или же закончить задание, постоянно требует к себе внимания или же закатывает истерики, то это гиперактивный ребенок. Что делать родителям? Советы психолога смогут помочь в этом нелегком вопросе.

Обучение в школе

Если до начала занятий в школе родителей не особо волнует подобная черта характера, то с началом обучения видя множество проблем, с которыми сталкивается их чадо, они начинают сильно беспокоиться. Этим детям сложно понять, как можно себя вести, а как нет. Ребенок не знает, где находится допустимая грань, им сложно наладить взаимоотношения с другими детьми и учителем, да и просто спокойно усвоить урок. Поэтому в адаптационный период необходимы рекомендации родителям гиперактивных детей, так как этот возраст является наиболее критическим. Можно отвести ребенка к психологу. Если у вас гиперактивный ребенок, рекомендации специалистов нужно соблюдать буквально во всем.

Важно помнить, что гиперактивность и дефицит внимания зачастую идут в комплексе с другими серьезными проблемами.

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, которым необходимо следовать, читайте ниже.

Важно внимательно подойти к технике безопасности, убрать все небезопасные и острые предметы, выходя из комнаты, отключать бытовые приборы, так как и обычные дети часто что-то ломают, или же падают и ударяются, а с гиперактивными это случается вдвое или же втрое чаще.

Если что-то важное должен усвоить гиперактивный ребенок, советы психолога родителям будут полезны. Необходимо убедиться, что он слушает. Недостаточно просто окликнуть его - нужно установить контакт, убрать из поля зрения игрушки, выключить телевизор или компьютер. И только убедившись, что чадо вас действительно слушает, можно с ним начинать беседу.

Необходимо установить в семье правила, которым ребенок бы неуклонно следовал. И очень важно, чтобы они всегда выполнялись каждый день без исключения, независимо от обстоятельств. О них важно постоянно напоминать ребенку, повторять, что какие-то задания нужно выполнять всегда, а что-то делать категорически запрещено.

Очень важным нюансом является режим. Малыша нужно приучать выполнять все по времени, причем исключений нельзя делать даже в выходной день. К примеру, всегда вставать в одно время, завтракать, делать уроки, идти на прогулку. Возможно, это и слишком строго, но наиболее действенно. Именно это правило поможет в дальнейшем и усваивать новый материал.

Эти детки очень восприимчивы к настроению, поэтому очень важно, чтобы те эмоции, которые они получали, были положительными. Необходимо хвалить их даже за малейшие достижения. Пусть чувствуют, что его родители гордятся им. Следует поддерживать чадо в нелегкие для него моменты, чаще говорит о любви к нему, обнимать.

Можно организовать систему поощрений, например, если всю неделю он вел себя хорошо, то на выходных он получает небольшой презент или же вылазку на природу, поход кино, музей. Пусть родители придумают совместные игры, которые увлекут малыша. Безусловно, времени, терпения и изобретательности понадобится немало, но результат не заставит себя ждать.

Важно в целом следить за атмосферой в семье, чтобы все конфликты проходили мимо малыша, и особенно нельзя, чтобы он в них участвовал.

Если же ребенок плохо себя вел, то можно и наказать, но несильно, а от рукоприкладства вовсе лучше отказаться.

У гиперактивного ребенка никогда не иссякает энергия, поэтому постоянно необходимо создавать ему условия, чтобы он куда-то ее девал. Малышу следует больше гулять на воздухе, ходить в спортивную секцию, играть. Но здесь также есть важный нюанс: ребенок должен быть уставшим, но не слишком переутомленным.

Запрещая что-то ребенку, крайне важно предоставить ему альтернативу, при этом спокойным тоном объяснив, почему его действия неправильны.

Нельзя вести свое чадо в места, где преобладает большие скопления людей: его психика и без того излишне чуткая и слабая, а толпа может привести к перевозбуждению нервной системы, поэтому следует избегать массовых мероприятий, супермаркетов в часы ажиотажа. А вот прогулки на свежем воздухе, вылазки на природу благотворно действуют на малыша. Играть такому ребенку лучше только с одним другом.

Неплохо будет, если родители заведут дневник наблюдений, в котором смогут отмечать все изменения и реакции на окружающий мир, происходящие с гиперактивным ребенком. После этот дневник можно показать педагогу (ему будет значительно легче составить общую картину).

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, перечисленные выше, помогут решить множество проблем.

Работа в школе

В первую очередь ребенок должен сидеть как можно ближе к учителю - так последнему будет значительно проще проконтролировать дисциплину. Также важно, чтобы малыш имел возможность в любой момент задать все необходимые вопросы.

Все задания учитель должен записывать на доске и на определенный период времени давать лишь одно задание. Если же задание слишком велико, то его необходимо разбить на несколько частей, ограничить выполнение временем и постоянно контролировать их исполнение.

Гиперактивному ребенку трудно долго усидеть на одном месте и еще при этом запоминать изложенный материал. Поэтому необходимо обучать его последовательно, вовлечь его в урок, даже если малыш крутится, выкрикивает, ерзает на стуле. В следующий раз малыш пусть сосредоточится лишь на том, чтобы вести себя спокойно.

Ему просто необходимо двигаться, поэтому лучше уж сильно не следить за его поведением на уроках, дать ему побегать на школьной площадке или спортивном зале.

Также детки часто попадают в замкнутый круг: похвалы для них просто необходимы, но хорошо учиться стоит им невероятных усилий. Из-за того, что они невнимательны и не могут нормально сосредоточиться, они совершают множество ошибок и их работы неаккуратны. Поэтому изначально следует относиться к ним менее строго.

Во время занятия может несколько раз смениться деятельность, и если обычным детям это идет на пользу, то гиперактивному переключаться значительно сложнее. Поэтому их нужно предупреждать заранее, дать возможность подготовиться.

С такими детьми педагогу работать очень сложно, но все же если найти правильный подход, результат будет отличным. Гиперактивные дети хорошо развиты интеллектуально, о чем свидетельствует множество тестов, но им сложно справляться со своим темпераментом.

Терпение и ещё раз терпение. Мамам гиперактивных детей посвящается

в последнее время появляется всё больше детей, про которых можно сказать, что они «гиперактивные». активность – это, конечно, хорошо, но когда активность заменяется гиперактивностью, это становится проблемой как для самого ребенка, так и для его родителей.



игорек был беспокойно-активным с самых первых дней. в 9 месяцев он уже научился ходить, потом бегать, а вот сидеть и стоять не научился даже в свои пять лет. если надо сидеть на стульчике, он будет ёрзать, играть руками, дергать одежду, дрыгать ногами. игорьку интересно всё, и в то же время ничего. он хватает одну игрушку, бросает, потом хватает другую, третью…часто ломает игрушки. среди детей игорь самый шумный и активный, он всегда что-то придумывает и всегда пытается быть самым первым. если ему что-то надо – он не будет терпеть и ждать, а не задумываясь растолкает других детей и завладеет желаемым объектом. но лишь для того, чтобы через минуту отбросить его. игорек бесстрашен, он не признает никаких ограничений (сразу обижается или злится) и не хочет придерживаться правил поведения. не слушается! не может успокоиться! и не может себя контролировать! с трудом сосредоточивается на заданиях, его внимание рассеянно и с трудом удерживается на одном предмете.

вот такая чрезмерная подвижность и активность ребенка порождает многие проблемы: двигательные, речевые, воспитательные, социальные, психоневрологические.

этому могут сопутствовать соматические недомогания: головные боли, боли в животе, повышенная утомляемость. подобные симптомы обычно проявляются у ребенка уже в дошкольный период, чаще в возрасте 2- 3 лет.

связанные с гиперактивностью проблемы проявляются и обостряются, когда ребенок начинает посещать детский сад и особенно школу, так как гипердинамичные дети плохо приспосабливаются к новой обстановке, а невротические реакции обостряются.

Каковы же причины гиперактивности? пройдёт ли она со временем? отразится ли этот синдромна умственных способностях ребенка? как правильно вести себя с таким ребенком? нужно ли его лечить? постараемся в нашей статье ответить на все эти вопросы.

основные причины гиперактивности

Проблема гиперактивности уже давно изучается детскими невропатологами и психиатрами. на сегодняшний момент выделяют следующие причины возникновения сдвг (синдрома гиперактивности и дефицита внимания):

- наследственная предрасположенность (у гиперактивного ребенка кто-то из родителей гиперактивен).

- хронические заболевания матери (аллергия, астма, экзема, заболевания почек, давление и т.д.).

- проблемы, возникшие во время беременности (поздние токсикозы, стрессы, нехватка витаминов и аминокислот, приём лекарств).

- осложненные роды (затяжные, стремительные, кесарево сечение, родовые травмы и т.д.).

- социально–психологические проблемы (неблагоприятный микроклимат в семье, отсутствие одного из родителей, алкоголизм родителей, плохие условия проживания, неправильная линия воспитания (чрезмерная требовательность и строгость, либо, наоборот, излишняя опека)).

- загрязненная окружающая среда (экологическое неблагополучие способствует росту нервно-психических заболеваний, в том числе и сдвг).

признаки гиперактивности

Ребенок, страдающий сдвг, может иметь следующие характерные особенности поведения:

дефицит активного внимания

1. непоследователен;

2. не способен долго удерживать внимание, не может сосредоточиться;

3. невнимателен к деталям;

4. при выполнении задания допускает большое количество ошибок в результате небрежности;

5. плохо слушает, когда к нему обращаются;

6. с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;

7. испытывает трудности в организации;

8. избегает заданий, требующих долгих умственных усилий;

9. легко отвлекается;

10. часто сменяет деятельность;

11. часто бывает забывчив;

12. легко теряет вещи.

двигательная расторможенность

1. постоянно ерзает;

2. проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, теребит пальцами волосы, одежду и т.д.);

3. часто совершает резкие движения;

4. очень говорлив;

5. быстрая речь.

импульсивность, повышенная нервная возбудимость

1. начинает отвечать, не дослушав вопрос;

2. не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;

3. не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза);

4. при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет);

5. спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из вышеперечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен.

но диагноз «гиперактивность» или «синдром гиперактивности дефицита внимания» (сдвг) может поставить только врач-невропатолог на основе специальной диагностики и только после заключения других специалистов!!!

ведь проявление гиперактивности можно или с проявлением различных заболеваний.

как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ммд) и неврологические нарушения.


что нужно знать родителям гиперактивных детей

если вашему ребенку всё же поставлен диагноз «гипердинамичность» (или сдвг) и сделано это в дошкольном возрасте, то при выполнении соответствующих рекомендаций специалистов со временем проявления гиперактивности уменьшатся.

мозг ребенка очень пластичен и максимально восприимчив, что при надлежащей коррекции приведет к восполнению дефицита развития. зачастую, при соответствующей коррекции дети в школе учатся хорошо.

для наилучшего результата следует соблюдать комплекс мер. невропатолог может подобрать медикаментозное и/или нейропсихологическое (в случае необходимости) лечение, психолог -
определить ход индивидуальной коррекционной работы и дать советы по правильному воспитанию в семье с учетом особенностей гиперактивных детей.

необходимо соблюдать режим дня, подобрать диетическое питание, делать ребенку массаж, водить на лечебную физкультуру. возможно, понадобится помощь остеопата, так как в некоторых случаях проявления гипердинамического синдрома связаны с нарушением мозгового кровообращения из-за смещения позвонков.

многие родители надеются, что с возрастом всё пройдет само собой.

это возможно, но зачастую, без проведения необходимых комплексных мер проявления гиперактивности в школе только усиливаются, появляются депрессии, головные боли и другие соматические состояния.

очень часто возникают проблемы с дисциплиной и во взаимоотношениях со сверстниками, так как ребенок ведет себя неадекватно (неуравновешенность, конфликтность, агрессивность), начинаются проблемы с учебой из-за недостаточной концентрации внимания, неусидчивости, неумения контролировать своё поведение.

самое главное, чем вы можете помочь своему ребенку с сдвг – это , какой он есть, поддерживать с ним тесный эмоциональный контакт, помогать ему овладевать элементарными приёмами самоконтроля и учить придерживаться норм поведения, чтобы его поведение не создавало проблем для других людей.

общие советы родителям гиперактивных детей

ограничения

Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. в некоторых семьях принято оставлять постоянно работающий телевизор, даже если его никто не смотрит в данный момент, в этом случае нервная система ребенка сильно перегружается от постоянного шумового и светового фона. старайтесь, чтобы телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен.

Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры.

Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. по возможности избегайте людных мест (крупные магазины, рынки, театры) – они оказывают на нервную систему ребенка чрезмерно сильное действие.

Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение. и обязательно предупредите воспитателей о его особенностях.

окружающая обстановка

Организуйте ребенку личное пространство: своя комната (если есть возможность), игровая зона, стол для занятий, спортивный уголок. это пространство должно быть хорошо продумано и спланировано; для всех личных вещей должно быть ребенка должны быть устроены удобные системы хранения вещей ребенка должны быть места: для того, чтобы он приучался не терять вещи и класть их на место, так как соблюдение общего принципа порядка в комнате и в вещах при воспитании гиперактивного ребенка особенно важно.

Комната ребенка должна быть подчинена принципу «минимализма»: спокойные цвета обоев, занавесок, небольшое количество мебели. игрушки, кроме самых любимых, должны быть убраны в закрытые шкафчики и ёмкости, чтобы посторонние предметы не отвлекали малыша от его занятий.


семейная атмосфера

Чтобы помочь ребенку, необходима благоприятная обстановка в семье – хорошие, доверительные взаимоотношения и взаимопонимание между родителями и ребенком, разумные требования родителей, единая, последовательная линия воспитания.

Необходимо с пониманием относится к проблеме ребенка и оказывать ему всяческую поддержку. ребенку нужно ваше искреннее, доброе, заинтересованное и внимательное отношение, открытое проявление любви.

Импульсивный и несдержанный родитель «заражает» и провоцирует гиперактивного ребенка на неадекватное поведение. однако, понятно, что мама гиперактивного ребенка не в состоянии всё время сдерживать себя (да это и не нужно). всё же старайтесь в большинстве случаев подавать своему сыну/дочери пример спокойного, доброжелательного, сдержанного, позитивного и мягкого общения. разговаривайте с ребенком тихо и спокойно.

Гиперактивные дети особенно нуждаются в привычной обстановке – это их успокаивает. поэтому старайтесь придерживаться четкого распорядка дня, обязателен дневной сон (или хотя бы отдых в кровати) (он будет давать ребенку возможность выспаться и успеть восстанавливать свои силы). соблюдайте режим приема пищи и диету.

воспитание малыша с сдвг

У гиперактивных детей часто бывает заниженная самооценка. укрепляйте уверенность ребенка в своих силах. хвалите, поощряйте, отмечайте то, что хорошо получилось, поддерживайте малейшие попытки сдерживать свои бурные проявления. давайте ему самые различные задания и просите о помощи.

Опирайтесь на положительные стороны вашего чада: доброта, отходчивость, общительность, щедрость, активность, оптимизм, легкость на подъем и пр.

Не сравнивайте успехи своего ребенка с развитием других детей. всё весьма индивидуально. и отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности. осуждайте поступки, а не самого ребенка.

Чувства гипердинамичного ребенка чаще всего поверхностны. в подходящих ситуациях рассказывайте ему о том, что испытывают другие люди, таким образом вы будете малыша учить анализировать и смотреть в глубь происходящих событий.

Гиперактивный ребенок тяжело воспринимает критику, выговоры и наказания. он начинает протестовать и защищаться, ведя себя ещё хуже. на агрессию он часто отвечает агрессией. поэтому как можно реже используйте прямые запреты и приказы. лучше отвлечь или озвучить свои ожидания: «мы сейчас уберем игрушки и пойдём спать» (вместо «нет, я сказала, больше никаких игр! живо убирать игрушки - и в постель!»).

Ни в коем случае не подавляйте активность ребенка. наоборот, давайте малышу возможность расходовать избыточную энергию, ведь физические нагрузки (особенно на свежем воздухе) благотворно влияют на нервную систему, оказывая на нее успокаивающее и расслабляющее действие: активные игры, прогулки, походы, бег, езда на велосипеде, катание на коньках, роликах, лыжах, плавание только не доводите «до абсурда», ребенку нужно давать отдыхать.

Для того чтобы игра ребенка была более продолжительной и последовательной, желательно, чтобы у ребенка была возможность играть с одним партнером, а не с несколькими детьми. (и пусть этот партнер будет спокойным и уравновешенным).

развитие и занятия с ребенком с сдвг

Если у ребенка , значит, нарушена функция соответствующего отдела мозга, следовательно, нельзя чрезмерно задействовать этот участок. поэтому во время занятий с малышом избегайте перегрузки его внимания. для компенсации этого нарушения педагоги и психологи рекомендуют развивать и ребенка, то есть стимулировать развитие не пострадавших функций мозга.

Во время занятий с малышом задания давайте короткие и ясные. предлагайте зрительные опоры – подсказки. убедитесь, что задание понято ребенком.

Учите планировать и добиваться последовательности в своих действиях, предлагайте задания «дозировано»: сначала одно, а когда выполнил – другое.

Ограничивайте время выполнения задания (оно должно быть минимальным), чтобы ребенок не переутомился, поскольку перевозбуждение приводит к снижению самоконтроля и нарастанию излишней активности и агрессивности.

Чередуйте спокойные и активные игры. малышу нужно «восстанавливать» работу мозга. если малыш слишком расшумелся, постарайтесь направить его энергию в более «мирное» русло или переключите его на более спокойную игру.

попробуйте выявить способности своего ребенка к определенному роду деятельности - к музыке, рисованию, конструированию и т.д. предоставьте ребенку возможность заниматься любимым делом. чем большим количеством умений он будет обладать, чем наглядней будет результат его труда, тем уверенней он будет себя чувствовать.

Работайте и со «слабыми» сторонами ребенка – например, у многих гиперактивных детей «проблемы» с развитием мелкой моторики. предлагайте , например, занятия оригами или бисероплетением.

Еще раз хочется дать совет: формируйте у малыша различные физические умения, т.к. это универсальное средство, помогающее развитию всех функций и процессов мозга: мышления, памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве (я - в пространстве, предметы – относительно меня и относительно друг друга).

в нашем магазине:

Материал к занятию.

Гиперактивность – достаточно сложное расстройство, которое встречается у детей, чаще всего в раннем дошкольном возрасте. Для такого малыша не требуется сложное лечение, но родителям нужно быть очень внимательными к детям.

Обязательной является работа с гиперактивными детьми, так как в противном случае успехи ребенка в школе могут быть низкими, также это может отразиться на отношениях малыша с родителями и близкими людьми, ребёнок может страдать чрезмерной психической и моторной активностью.

В этой статье мы расскажем вам, какая коррекция нужна таким детям дошкольного возраста, рассмотрим игры для гиперактивных детей.

Если у вас гиперактивный ребёнок, то в первую очередь вы должны понять, какие причины к этому привели и устранить их. Обычно причины бывают такими:

  1. Перенесенные инфекционные болезни.
  2. Травмы при родах, поздние или ранние роды.
  3. Отравления химикатами или тяжелыми металлами.
  4. Отсутствие распорядка дня.
  5. Плохое или неправильное питание.

Чаще всего гиперактивность проявляется у мальчишек, как результат у малышей может нарушаться режим сна, они могут страдать недержанием, нарушениями речи, сердечными заболеваниями. Очень часто ребёнок страдает гиперактивностью на фоне синдрома дефицита внимания.

Дефицит внимания

Если ребёнок страдает гиперактивностью, то, скорее всего, у него также присутствует еще и дефицит внимания. Но такое заключение можно дать, опираясь на результаты обследования психолога, психотерапевта и педиатра. Во время обследования нужно будет также выяснить, не страдает ли ребёнок другими заболеваниями, которые очень схожи с гиперактивностью и дефицитом внимания, так как и они могут потребовать соответствующее лечение.

Если доктор сможет назначить лечение и медикаменты, которые будут помогать фокусировать снимание ребенка, успокоят его нервную систему, помогут сделать более спокойным поведение, . Эта коррекция поможет и родителям и ребенку.

Обычно помимо того, что будет проводиться лечение, ребёнок должен полностью сменить дошкольного образ жизни. Здесь будут полезны рекомендации психолога для вашего ребенка возраста. Он научит малыша, которому уже пошел седьмой год, расслабляться, делать упражнения для дыхания, успокаиваться и расслаблять разные группы мышц.

Желательно, чтобы учителя и директор школы, где учится малыш, также были поставлены родителям в известность о том, что ребенок гипереактивен. Так малыш может получить помощь при обучении, более спокойное место в классе или дополнительное врем для выполнения заданий.

Гиперактивный ребенок – Школа доктора Комаровского

Основные признаки гиперактивности

Признаки расстройства могут обнаруживаться абсолютно по-разному. Чаще всего ребёнок проявляет какую-то спонтанную реакцию, которую сам не в силах подавить. Как правило, такие реакции – это проявление чрезмерной эмоциональности, что является следствием неуравновешенной нервной системы.

Еще одни очень важные признаки особенности, которой наделен ребёнок – это трудность с и отсутствие возможности чего-то спокойно ждать или сидеть на одном месте. Обычно такой ребенок отличается неорганизованностью, забывчивостью и рассеянностью. Как следствие этого, проявляются следующие признаки гиперактивности – не качественное выполнение заданий, ребёнок много двигается, очень много разговаривает, всех перебивает.

Очень часто родители путают причины и признаки гиперактивности с дефицитом внимания, а также с обычными капризами. Но также нельзя и перебарщивать, если у вашего малыша проявилась гиперактивность в одной ситуации, не обязательно искать этому причины, это может быть чистой случайностью. Но если они проявляются и в других ситуациях, то тогда стоит обратиться к врачу, чтобы он назначил соответствующее лечение этой особенности малыша, которой требуется обязательная коррекция.

Конкретные признаки гиперактивности у детей:

  1. Малыш не может спокойно сидеть, он проявляет беспокойные движения рук и ног. Он все время крутиться, вертится, ерзает, теребит волосы и одежду.
  2. У малыша проявляется беспричинная . Он может бегать, прыгать, залезать везде, где только сможет.
  3. Играть сосредоточено и спокойно малыш не может. Он кричит и пищит, выполняет неосознанные движения.
  4. Малыш может до конца выслушать вопрос, он может отвечать невпопад, а также не особо задумываться о том, чтобы выслушать оппонента.
  5. Малыш капризничает, нервничает и не может долго чего-то ждать.
  6. Кроха может мешать другим детям, обычно пристает к ним во время игры и может доставлять дискомфорт своим поведением.
  7. Сон у карапуза неспокойный, под ним часто сбивается простыня, он раскрывается и переворачивается.
  8. Малыш не понимает, что у людей есть свои потребности и желаний.
  9. Кроха не контролирует свои желания и эмоции, в том числе и агрессивные.
  10. Карапуз не внимателен, допускает ошибки в результате этой невнимательности.
  11. Плохая концентрация внимания, кроха может слышать речь, но плохо усваивает сказанное ему.
  12. Карапузу, которому пошел шестой год, может быть интересно многое, но с понимание того или иного процесса или явления он испытывает проблемы.

Конечно же, такому поведению обязательно нужна коррекция и лечение, родителям обязательно нужно найти хорошего доктора для своего малыша. Но, помните, что такие особенности не делают кроху плохим, родителям надо принимать во внимание советы врача и психотерапевта, а также контролировать и корректировать воспитание крохи.

Особенности воспитания

Коррекция гиперактивности – это не только медикаментозное лечение, это также правильное воспитание и отношение к малышу. Чтобы коррекция пошла малышу на пользу, родителям, у которых малышу уже пошел седьмой год, нужно будет:

  1. Установить для себя границы поведения малыша, с учетом его особенности, в рамках которых вы не проявляете гнева.
  2. Обязательно родителям нужно поговорить с малышом, пояснить ему рамки границ и пояснить, какие могут последовать санкции, если кроха пересечет эти границы.
  3. Обязательно поговорите о том, что такое красная граница, которую нельзя переходить ни в коем случае. Правильная коррекция подразумевает, что сначала такая граница будет одна, чтобы малыш не путался. Для возраста, когда малышу исполнилось шесть, и пошел седьмой год, это будет правильно и крохе будет легко выполнять наставления взрослых.
  4. Взрослые не должны злиться на ребенка, помните, что малыш не виноват, просто у него есть такие особенности. Помните советы специалистов и повторяйте себе, что коррекция и лечение – это не простой процесс и для вас и для крохи. Не выставляете малышу слишком много требований и не злитесь.
  5. Если не злиться не получилось, разграничьте свой гнев и любовь к своему малышу. Пусть ваш ребенок знает, что даже если он совершил плохой поступок, это не значит, что он сам плохой или недостойный.
  6. Прощайте малыша за его особенности, поощряйте его хорошее поведение. Выражайте к нему свои чувства словами любви и похвалы.

Чтобы коррекция и лечение гиперактивности и детей, которым уже пошел седьмой год, прошло успешно, вы должны правильно воспринять и исполнять советы и рекомендации психолога. Тогда воспитание гиперактивного малыша, которому уже пошел седьмой год, будет легким и простым, а детские капризы будут восприниматься спокойно.

Итак, советы специалиста, как воспитывать гиперактивного малыша, которому исполнился седьмой год:

  1. Сделайте распорядок дня четким и понятным для карапуза. Введите в распорядок дня ритуалы.
  2. Пусть малыш находиться только в спокойной и привычной ему обстановке, уберегайте его от раздражителей.
  3. Заинтересуйте малыша спортом и физическими нагрузками.
  4. Не ограничивайте малыша в активной игре и других действиях, пусть он расходует энергию.
  5. Не наказывайте малыша и не заставляйте его сидеть на одном месте.
  6. Любите ребенка и показывайте ему всю свою любовь, хвалите его и говорите о том, как он важен для вас.
  7. Пробуждайте у крохи интерес к творчеству и учебе.

10 правил воспитания гиперактивного ребёнка – Доктор Комаровский

Гиперактивный ребенок отличается неугомонностью. Для него характерны повышенная импульсивность, чрезмерная степень подвижности, его сложно удержать на одном месте. Чтобы это не стало проблемой в семье и не усложнило жизни самому ребенку, каждому родителю нужно знать, что с этим делать.

Что такое гиперактивность? В большинстве случаев это наследуемый признак, при этом активность и чрезмерная активность малыша очень отличаются. Как ? Лучше не теряться в догадках, а сразу обращаться за профессиональной помощью.

Если ребенок гиперактивный, что делать родителям и насколько серьезна проблема? Это составляющая расстройства функций головного мозга, происходящего на психофизиологическом уровне. Явление в медицине называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ. При этом помимо слишком высокой активности дети имеют отклонения, связанные со вниманием.

Гиперактивность и дефицит внимания у детей — расстройство широкого спектра. То, как ведет себя ребенок, не связано с воспитанием или развитием аллергических реакций, прочих изменений.

В чем проявляется недуг?

Признаки гиперактивности у детей могут возникать уже с самого раннего возраста. Как понять родителям, что ребенку нужна помощь? В дошкольном возрасте должно настораживать, что малыш не может сосредоточенно заниматься определенным делом. У таких детей обычно внимание рассеянно. Родитель видит, что ребенок не может играть в игры, требующие от него повышенной степени концентрации.

Признаки гиперактивного ребенка довольно быстро притягивают внимание взрослых. Однако описанные симптомы не свидетельствуют о больших запасах энергии. При синдроме во многих случаях наблюдается присутствие беспокойных движений. Субъект становится слишком вспыльчивым, у него диагностируют вычурность моторики.

Когда гиперактивный ребенок, признаки этого явления могут быть следующими:

  • сон беспокойный, с нарушениями;
  • нередко ребенок плачет;
  • наблюдается высокая степень подвижности, возбужденности;
  • имеется чувствительность к раздражителям извне, например, к яркому свету, шуму.

Чем обуславливается синдром?

Причины гиперактивности специалистами точно не выявлены. Гиперактивность ребенка нередко обуславливается генетическими факторами, а также ее связывают с повреждениями центральной нервной системы. Указанные факторы могут наблюдаться в совокупности.

Если исходить из современных исследований, то симптомы отклонения связывают с рассогласованностью в процессе функционирования структур, ответственных за контроль внимания, поведение. Это может быть семейный недуг, который, например, присутствовал в детстве у отца или дедушки и передался внуку.

Гиперактивность у ребенка может провоцироваться неблагоприятными факторами, обуславливающими появление минимальной дисфункции мозга. Под этим можно понимать течение беременности с патологической природой, наличие травм, которые появились при родах и пр. Если наблюдается усиление проявления синдрома, то это значит, что в семье несбалансированное питание. В этом случае в детский организм полезные, незаменимые вещества и витамины поступают в недостаточном количестве.

Как вести себя с гиперактивным ребенком? Необходимо обеспечить в доме гармонию и уют. При неблагоприятных внутрисемейных отношениях усиливается сложность адаптации, ухудшаются внимание, поведение. К этому же приводит отсутствие достаточного уровня заботы к детям.

Комплексный подход

Специалисты дают рекомендации родителям гиперактивных детей. Изначально во внимание принимают совокупность функций головного мозга, которые претерпели негативные преобразования. У малыша вероятно возникновение проблем, которые касаются поддержания нормального уровня жизнедеятельности.

Ребенок быстро устает, его интерес к излагаемому материалу снижается уже через непродолжительное время. Отставание затрагивает функции, касающиеся контрольных действий, программирования. Это проявляется в невозможности осуществления совокупности действий, планировании манипуляций. Особо неприятно, когда происходит развитие зрительных и пространственных функций более медленными темпами в сравнении со здоровыми сверстниками.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью должны проходить комплексное лечение и тщательную диагностику. Их одновременно лучше показывать и психологу, и невропатологу. Основой социализации и развития ребенка без отклонений является общая связь родителей с детьми. Чаще всего по статистике диагностика отклонения осуществляется у детей в возрасте 6 лет. Реже .

На заметку родителям

Как справиться с гиперактивным ребенком? Родители должны быть терпеливы, иначе ничего не получится. Нужно помнить о том, что гиперактивность у ребят появляется наряду с , крикам.

В такой семье очень важно общение. Абсолютно не будет эффекта, если постоянно кричать на ребенка. Результативность приносит прием переключения внимания. Когда малыш проявляет свою активность, лучше поиграть с ним, заинтересовать его иным действием, проявить внимание.

Вместо того, чтобы успокаивать мальчика или девочку, следует постоянно его хвалить. Это делают при любом удобном случае. Действие позволяет поддерживать внимание в тонусе, ребенок будет готовым продолжить выполнение занятия.

Синдром гиперактивности можно . Именно такая форма действий позволяет осваивать окружающую природу, явления. , при этом нужно отдавать предпочтение тем вариантам, для которых характерно наличие правил. Сначала они могут быть элементарными, далее происходит усложнение условий.

Как бороться с гиперактивностью ребенка? Указанная техника позволяет заставить малыша действовать согласно поставленным целям. В его памяти сосредотачивается совокупность целей. Исходя из тематики игр, у него развиваются полезные навыки, происходит стабилизация эмоциональной сферы, он учится общаться правильно.

Воспитание гиперактивных детей лучше всего осуществлять с применением игр, в которые играют во дворе. Например, это может быть «Морская фигура». Если ребенок уже пошел в школу, то ему лучше всего играть в баскетбол, футбол и другие спортивные игры.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей в совсем маленьком возрасте можно устранить при помощи игр, которые, к примеру, позволяют передавать какой-нибудь предмет из рук в руки. Нужно с ребенком разговаривать в процессе, усложнять поставленную задачу поэтапно.

Упражнения для гиперактивных детей зачастую связаны с тем, чтобы привлечь мозговую активность разных видов. Наиболее важно повлиять на самые ослабленные виды. Комментирование действий вслух позволяет детям эффективней справиться с чрезмерной импульсивностью. Воспитание гиперактивного ребенка должно быть направлено на контроль ошибок, чтобы дети замечали и осознавали поставленные цели, установки.

Проблема во время учебы

Гиперактивность у детей школьного возраста приводит к тому, что при хороших интеллектуальных способностях, у них обычно низкая успеваемость. Обуславливается это присутствием синдрома, способного воздействовать на процесс нормального детского развития. Причем это может происходить до самого .

Советы родителям просты: они в первую очередь должны сами оставаться спокойными и уверенными в своих силах. Чтобы изменить поведение гиперактивного ребенка в лучшую сторону, нужно организовывать деятельность в игровой форме и сохранять оптимистический настрой, хорошее настроение. Школа может оставлять свой отпечаток на поведении детей. Вне учебного процесса следует обязательно играть с дочкой или сыном. Необходимо поочередно заинтересовывать его сидячими и подвижными играми. Степень их сложности подбирают исходя из способностей школьника, чтобы у него не возникало чувства своей непригодности. Школа, воспитание учителей, нагрузка могут способствовать улучшению состояния ребенка во многих случаях.

Когда гиперактивный ребенок, что делать родителям, советы психолога могут помочь? У школьника сохраняется нечувствительность к наказанию, он не реагирует на отрицательные стимулы. Если ученик не выполняет свое домашнее задание, на него не нужно повышать голос, ставить ему условия. Лучше направить его к цели, чтобы он самостоятельно захотел достичь результата.

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Если он плохо справляется с домашними обязанностями, то придется снова воспользоваться игровым способом. К примеру, из мытья посуды можно устроить соревнования. Когда ребенок подметает пол, веник можно держать только левой рукой. Игровая форма выполнения повседневных важных действий позволяет справляться с проблемой, она производит успокаивающий эффект.

Нередко для выявления отклонения заполняется специальная анкета, критерии выявления гиперактивности у детей в ней четко прописаны и выделены. Если выявлен синдром, то его можно устранять посредством развивающих компьютерных игр. Чтобы выявить степень отклонения, ребенку нужно пройти специальное тестирование. После этого проводится автоматический анализ полученных результатов. Далее корректируют игровой комплекс отдельно для каждого случая, что позволяет тренировать ослабленную функцию с дефицитом внимания.

Действенная терапия

Лечение гиперактивности у детей должно проводиться комплексно. Специалисты могут советовать применять психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, использование .

Если учится гиперактивный ребенок в школе, то ему нужно подбирать индивидуальный режим. В его классе должна быть малая наполняемость, уроки лучше сделать сокращенными, задания давать дозировано. Как успокоить гиперактивного ребенка? Коррекция недуга может означать соблюдение достаточной физической активности, полноценного сна, правильного питания. Ребенок должен много гулять на свежем воздухе. В детской шумной компании из-за синдрома ребенку лучше бывать реже. Ограничивается его присутствие на больших, массовых мероприятиях.

Как лечить отклонение? Кроме бесед, игр можно использовать медикаментозное лечение. Чтобы вылечить ребенка, ему назначают гидрохлорид атомоксетина, медикаменты, входящие в состав ноотропной группы. Это Кортексин, Пиритинол, Фенибут и пр. Они производят успокоительный эффект.

Как общаться с гиперактивным ребенком? Если есть нарушения речи, то проводят занятия с логопедом. Достижение хорошего эффекта возможно благодаря массажу шейного отдела позвоночника, использованию кинезиотерапии.

Сейчас очень много ребят с диагнозом «детская гиперактивность». Им тяжело учиться, наблюдать и даже общаться с учителями. Но это все те же дети, к которым просто нужно правильно найти подход. Именно родители это должны сделать, поскольку со временем ребенок осознает свои проблемы и начнет самостоятельно менять свою жизнь. Чем раньше родные помогут ему в этом, тем легче и быстрее он сможет приспособиться к этой жизни.

Симптомы гиперактивности у ребенка

Уже начиная с возраста 3 лет, ребенок демонстрирует чудеса активности – открывает и закрывает шкафчики, бегает по всему дому, разбрасывая вещи и хватая все, что вызвало интерес. Все потому, что возможности освоения окружающего мира расширились с освоением ходьбы. Но каждая ли такая активность должна вызывать беспокойство у родителей?

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "Игры на логику и мышление для детей до 5 лет". Скачайте его и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

Специалисты полагают, что гиперактивность у ребенка 3 лет можно заподозрить, когда замечены:

  • обострение упрямости, неуправляемость, отсутствие реакции на запреты;
  • хаотичные движения, «моторная неловкость»;
  • чрезмерная двигательная активность (сидя на стуле, ребенок вертится, вскакивает, постоянно совершает движения руками и ногами);
  • невнимательность, отсутствие усидчивости, забывчивость;
  • частый переход от одного незавершенного дела к другому;
  • вспыльчивость, истеричность, неуравновешенность, склонность к конфликтам со сверстниками;
  • головные боли, появление фобий (страхов);
  • плохой сон.

Если у ребенка присутствует более 6 из этих признаков, стоит обратиться к психотерапевту или детскому неврологу за профессиональной диагностикой.

Гиперактивность у детей 5 лет может быть вызвана не только психическими нарушениями. Натолкнуть на мысль о наличии проблемы должны и следующие факторы:

  1. Неблагоприятное течение беременности (стрессы, курение, гипоксия, неправильное питание матери)
  2. Неблагоприятные роды (стремительные или, наоборот, затяжные, роды после стимуляции, недоношенность – до 38 недель)
  3. Наличие неврологических заболеваний у ребенка, конфликты в семье, излишняя строгость по отношению к ребенку, неправильное питание, отравление свинцом.

Гиперактивный ребенок. Что делать?

Лечение гиперактивности у детей 3, 4, 5 и 6 лет проводится медикаментозными и не медикаментозными средствами. В любом случае, в этом возрасте, при постановке диагноза терапия назначается только врачом.

Основными методами коррекции гиперактивности у ребёнка 5 лет и младше являются:

  • занятия с психологом и логопедом . Специалисты помогут снизить тревожность, развить речь, память, внимание, а также подобрать деятельность, в которой малыш будет уверенно себя чувствовать
  • запрет участия в соревновательных играх . Гиперактивному ребенку 3, 4, 5 или 6 лет может быть рекомендовано плавание, езда на велосипеде и другие статические нагрузки;
  • сеансы релаксации с целью нормализации работы центральной нервной системы;
  • поведенческая коррекция . В пределах разумного сводят к минимуму запреты и отказы. Такие малыши имеют высокий порог к эмоциям отрицательного характера, поэтому лучше создавать для них положительные эмоции и не забывать хвалить за успехи;
  • семейная психотерапия . Налаживание спокойной атмосферы в семье;
  • медикаментозная терапия . Этот метод чаще всего используется в особо запущенных случаях, когда иные методы не помогают или помогают слабо.

Что делать родителям гиперактивного ребенка 3, 4, 5 и 6 лет?

Если перечисленные выше методики нужно доверить специалистам, то следующие способы родители могут использовать самостоятельно, чтобы помочь малышу возраста 3-6 лет справиться с проблемой.

  • Используйте положительную модель воспитания. Чаще хвалите ребенка, поощряйте даже самые маленькие успехи. Запреты допустимы только в случаях, когда речь идет о безопасности ребенка. Найдите область деятельности, в которой малыш сможет успешно проявить свои способности и почувствовать свою значимость.
  • Создайте режим дня для малыша. В нем обязательно нужно прописать поручения – помыть посуду, застелить постель, вынести мусор, помочь маме в уборке и прочее. В режиме также должно быть указано четкое время просмотра мультфильмов и игр. Не позволяйте ребенку перевозбуждаться. Ложиться спать малыш должен также в одно и то же время. Причем главное соблюдать все эти правила, иначе они попросту будут обесценены. Пусть кроха приучится к порядку и размеренным действиям, это особенно важно в младшем школьном возрасте.
  • обращайте спокойно, без приказов и криков. Научитесь себя контролировать даже когда нервы на пределе, ведь вы образец для подражания. Малыша тоже учите думать о последствиях своих действий. Пусть он усвоит правила поведения и начнет их соблюдать.
  • Проводите с крохой больше времени. Ведь зачастую вызывающее поведение связано именно с желанием привлечь внимание родителей, которые слишком заняты работой или делами по дому.

Если гиперактивность у ребенка появилась в возрасте 3 лет, то к 5 и 6 годам с ней вполне успешно можно справиться при поддержке родителей и своевременной терапии.

Предлагаем ознакомится в видеобзоре TEST.TV: все для детей.

Скачайте чек-лист "Игры на логику и мышление для детей до 5 лет"

Чтобы ребенок легко учился и с удовольствием стремился к новым знаниям, важно с раннего детства увлечь его, а сделать это проще всего с помощью игры.​ Скачайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!