Где родился вологодский поэт батюшков. Константин Батюшков: биография, творчество и интересные факты. Русский поэт Батюшков Константин Николаевич: краткая биография. Роль Батюшкова в развитии русской поэзии

(1787 - 1855)

Поэт.
Родился 18 мая (29 н.с.) в Вологде в родовитой дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении - селе Даниловском Тверской губернии. Домашним воспитанием руководил дед, предводитель дворянства Устюженского уезда.
С десяти лет Батюшков обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими иност-ранными языками.
С 1802 жил в Петербурге в доме своего родственника М. Муравьева, писателя и просветителя, сыгравшую решающую роль в форми-ровании личности и таланта поэта. Он изучает философию и литературу французского Просвещения, античную поэзию, литературу итальянского Возрождения. В течение пяти лет служит чиновником в Министерстве народного просвещения.
В 1805 дебютировал в печати сатири-ческими стихами "Послание к стихам моим". В этот период пишет стихи преимущественно сатирического жанра ("Послание к Хлое", "К Филисе", эпиграммы).
В 1807 записывается в народное ополчение и в качестве сотенного нача-льника милиционного батальона отправляется в Прусский поход. В сражении под Гейльсбергом был тяжело ранен, однако остался в армии и в 1808 - 09 участвовал в войне со Швецией. Выйдя в отставку, целиком посвящает себя литературному творчеству.
Сатира "Видение на брегах Леты", написанная летом 1809, знаменует собой начало зрелого этапа творчества Батюшкова, хотя была опубликована только в 1841.
В 1810 - 12 активно сотрудничает в журнале "Вестник Европы", сближается с Карамзиным, Жуковским, Вяземским и другими литераторами. Появляются его стихотворения "Веселый час", "Счастливец", "Источник", "Мои Пенаты" и др.
Во время войны 1812 года Батюшков, из-за болезни не ушедший в действующую армию, испытал на себе "все ужасы войны", "нищету, пожары, голод", что позже нашло свое отражение в "Послании к Дашкову" (1813). В 1813 - 14 участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Впечатления войны составили содержание многих стихов: "Пленный", "Судьба Одиссея", "Переход через Рейн" и др.
В 1814 - 17 Батюшков много ездит, редко оставаясь на одном месте более полугода. Переживает тяжелый духовный кризис: разочарование в идеях просветительской философии. Нарастают религиозные настроения. Его поэзия окрашивается в печальные и трагические тона: элегия "Разлука", "Тень друга", "Пробуждение", "Мой гений", "Таврида" и др. В 1817 вышел сборник "Опыты в стихах и прозе", включивший в себя переводы, статьи, очерки и стихи.
В 1819 уезжает в Италию по месту новой службы - он назначен чиновником при неопо-литанской миссии. В 1821 им овладевает неизлечимая психическая болезнь (мания преследования). Лечение в лучших европейских клиниках не увенчались успехом - Батюшков уже не вернулся к нормальной жизни. Его последние годы прошли у родственников в Вологде. Умер от тифа
7 июля (19 н.с.) 1855. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре.

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855) - один из прекраснейших русских поэтов своего времени. Долгое время возглавлял движение поэтов-анакреонтистов, был весьма известной фигурой в литературных кругах. Сегодня его имя практически забыто, мало кто знает, что жил когда-то столь замечательный писатель. Давайте же исправим эту несправедливость.

Батюшков: биография

Будущий писатель родился 18 мая в городе Вологде, в старинной, но обедневшей семье дворян. Он был первым сыном, до него у четы Батюшковых родилось четыре дочери. Константин оказался долгожданным мальчиком.

Отец поэта Николай Львович был человеком образованным, но его характер сильно испортила обида на правительство из-за опалы, которая постигла Батюшковых благодаря участию родственника в заговоре против Екатерины II. Свою мать, Александру Григорьевну (в девичестве Бердяеву), Константин совсем не успел узнать - она тяжело заболела, когда мальчику только исполнилось шесть лет, и вскоре скончалась. Ее хворь была душевной и передалась самому писателю и его старшей сестре.

Детство маленького Кости прошло в родовом имении, которое находилось в селе Даниловском. Но после кончины матери его отправили в петербургский пансион О. Жакино. Только в 16 лет Батюшков смог покинуть это учебное заведение. В это время он активно начинает заниматься литературой, много читает на французском, в совершенстве осваивает латинский, чтобы изучать классические тексты в оригинале.

Самостоятельная жизнь в столице

Батюшков Константин Николаевич решает остаться в столице. На первых порах ему помогает дядюшка, М. Н. Муравьев. Он же устраивает юношу в 1802 году в Министерство народного просвещения. Затем в 1804-м писатель переходит на службу в канцелярию Муравьева по Московскому университету, где занимает должность письмоводителя.

В эти годы Батюшков сближается с некоторыми сослуживцами, многие из которых начинают примыкать к карамзинскому правлению и в итоге основывают «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Самыми близкими его друзьями стали Н. Гнедич и И. Пнин. Благодаря их влиянию будущий поэт начинает пробовать свои силы в писательстве.

В 1805 году публикуется в журнале «Новости русской литературы» первое стихотворение Батюшкова - «Послание к стихам моим».

Народное ополчение

В 1807-м, несмотря на протесты отца, записывается в народное ополчение Батюшков. Стихи в эти годы отходят для молодого человека на второй план. 22 февраля этого же года его назначают сотенным в милиционном батальоне и отправляют в Пруссию. С мая Батюшков начинает принимать активное участие в боевых действиях. Вскоре он получает тяжелое ранение и отправляется в Ригу на лечение. За свой героизм получает орден Святой Анны 3-й степени.

Пока длилось лечение, писатель влюбился в Эмилию, дочь местного купца. Однако продолжения любовное увлечение не имело, как память о нем остались только два стихотворения: «Воспоминания 1807 года» и «Выздоровление».

К 1808 году писатель физически окреп и был возвращен на службу. На этот раз он попал в гвардейский егерский полк, который командировали на войну со Швецией. После возвращения из похода он взял отпуск и отправился навещать незамужних сестер, которые жили в Новгородской губернии. В это время начало проявляться материнское "наследство" - Батюшков становился все более впечатлительным, иногда дело доходило до галлюцинаций. Сам писатель считал, что лет через десять окончательно сойдет с ума.

Возвращение в свет

В декабре 1809 года Муравьев приглашает племянника в Москву. С огромной радостью возвращается в свет Батюшков. Биография писателя говорит нам о том, что у него было множество друзей среди людей искусства, с которыми он познакомился в Петербурге и Москве. Особенно близко в это время писатель сошелся с П. Вяземским и В. Пушкиным.

Но судьбоносным для него стало знакомство с В. Жуковским и Н. Карамзиным, последний очень скоро понял, насколько талантлив молодой человек, и высоко оценил его творчество. В 1810 году, получив отставку из полка, отправился по приглашению Карамзина отдохнуть в судьбу Вяземских Батюшков. Стихи поэта в эти годы становятся все более популярны, этим и объясняется желание знатных вельмож видеть его у себя в гостях.

В 1813 году писатель переезжает в Петербург, где устаивается на работу в Публичную библиотеку. Он продолжает знакомиться с новыми людьми и вести активную светскую жизнь.

Несчастная любовь

В 1815 году влюбился второй раз Батюшков. Биография гласит, что на этот раз его избранницей стала светская дама - Анна Фурман. Однако писатель быстро понял, что девушка не отвечает ему взаимностью, а замуж готова выйти только по воле опекунов. Ситуацию усугубило то, что Константин Николаевич никак не мог получить перевода в гвардию. Все это привело к тяжелому нервному расстройству, которое продлилось несколько месяцев.

Новым ударом для писателя стала смерть отца в 1817 году, с котором он всегда был в плохих отношениях. Чувство вины и неудачная любовь побудили его обратиться к религии, в которой он видел единственную возможность для человека сохранить свое высокое нравственное и духовное положение.

В эти сложные годы Батюшкову сильно помог Жуковский, который постоянно поддерживал поэта и убеждал продолжать писать. Это помогло, и Батюшков вновь взялся за перо. Через год он вернулся в Москву, где его ждали близкие друзья и знакомые.

Италия

В 1818 году русский поэт Батюшков отправляется в Одессу на лечение. Здесь он получил письмо от А. Тургенева, которому удалось выхлопотать для друга место в Неаполе при дипломатической миссии. Константин Николаевич долгие годы мечтал побывать в Италии, однако известие его не порадовало. В это время он испытывал сильное разочарование в жизни, и новость только ухудшила ситуацию.

Несмотря на эти настроения, в 1819 году Батюшков прибыл в Италию. Эта страна произвела на него сильное впечатление. Он познакомился со многими интересными людьми, в том числе и русскими художниками, жившими в Риме. Но счастье длилось недолго, и вскоре поэт начал скучать по родине.

Здоровье писателя не улучшалось, поэтому в 1821 году он отправился в Германию на воды. Его душевная болезнь проявлялась все сильнее, Батюшков начал подозревать, что за ним следят какие-то враги. Зиму 1821-го и весь 1822 год поэт провел в Дрездене. В это время им было написано лучшее, по мнению критиков, стихотворение - «Завещание Мельхиседека».

Последние годы и смерть

В 1822 году начал терять рассудок Батюшков (биография это подтверждает). Он возвращается на родину. Некоторое время живет в Петербурге, а затем отправляется в путешествие по Кавказу и Крыму. В поездке он несколько раз пытался совершить самоубийство.

В 1824 году поэта, благодаря финансовой помощи Александра I, поместили в частную психиатрическую лечебницу в Саксонии. Здесь он провел 4 года, но никакой пользы лечение не принесло. Поэтому родные решили перевезти его в Москву. На родине Батюшков Константин Николаевич почувствовал себя лучше, острые приступы практически прошли, и болезнь ненадолго отступила.

В 1833 году писателя перевезли в дом его племянника, который жил в Вологде. Здесь Батюшков провел остаток своих дней. Скончался поэт 7 июля 1855 года.

Константин Батюшков: интересные факты

Перечислим некоторые интересные моменты из жизни писателя:

  • Пушкин называл поэта своим учителем и преклонялся перед его творчеством, особенно выделяя ранний период.
  • Главным принципом Батюшкова при написании произведения было: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь».
  • В 1822 году поэт написал свое последнее произведение, ему было всего 35 лет.
  • Батюшков прожил последние 22 года своей жизни, совершенно потеряв рассудок.

Особенности творчества

Очень много для русской словесности и поэтического языка сделал Константин Батюшков. Стихи о любви, обычно грустные и печальные, именно поэтому пользовались такой большой популярностью у современников. Поэту удалось преобразить родной язык, сделать его гибче и гармоничнее. Белинский считал, что только благодаря трудам Батюшкова и Жуковского Пушкину удалось добиться такой легкости и изящества в своей поэзии.

Главное достоинство стихов Константина Николаевича заключается в совершенстве их формы, чистоте и правильности языка, всегда выдержанном художественном стиле. Батюшков долго и упорно работал над каждым словом, часто исправлял написанное. При этом он старался сохранить искренность, избегал любой надуманности и натянутости.

Переломный момент

Часто в своих произведениях обращался к прошлому Батюшков Константин Николаевич. Стихи о природе обычно перемежались с древними мифологическими традициями. Его раннее творчество принято называть эпикурейским (или анакреонтическим). Поэт пытался воспроизвести легкий и изящный слог древних писателей, но считал, что русский язык еще грубоват для этого. Хотя критики признавали, что в этой области он добился значительного успеха.

Но жизнерадостная эпикурейская поэзия привлекала Батюшкова недолго. После войны 1812 года, в которой поэт участвовал, его мировоззрение сильно изменилось. Причиной наполеоновских деяний он считал французское Просвещение. А испытания, выпавшие на долю России, он полагал свершением ее исторической миссии. В это время его стихи сильно меняются. Нет в них больше легкости и беззаботности, в них говорится о реальности - войне, душе русского солдата, силе народного характера. Лучшим стихотворением этого периода считается «Переход через Рейн».

Давайте ответим на вопрос о том, в каком направлении поэзии прославился Константин Батюшков, так как он задается наиболее часто. Как уже упоминалось, это анакреонтическая (или эпикурейская) лирика. Ее отличительные черты - легкость, беззаботность, радость, воспевание жизни и наслаждение ею.

Проза

Батюшков был известен не только как поэт, его проза также высоко оценивалась современниками. По их словам, основным достоинством его произведений был чистый, образный и яркий язык. Однако к прозе писатель обратился намного позже, чем началась его литературная карьера. Произошло это уже после творческого перелома, поэтому в этих произведениях часто поднимаются религиозные и философские вопросы. Большое внимание Батюшков уделял и теоретическим проблемам словесности («Нечто о поэте и поэзии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык»).

Теперь мы видим, что значение трудов писателя для развития русской литературы невозможно переоценить.

Константин Николаевич Батюшков происходил из старинного дворянского рода Батюшковых. Он был пятым ребёнком и первым сыном. Его отец, Николай Львович Батюшков, - человек просвещённый, но неуравновешенный, с юности уязвлённый незаслуженной опалой, постигшей его в связи с делом его дяди, Ильи Андреевича, который был уличён в составлении заговора против Екатерины II. Мать, Александра Григорьевна (урождённая Бердяева), заболела, когда сыну исполнилось 6 лет; вскоре, в 1795 году, она умерла и была похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Её душевная болезнь по наследству перешла к Батюшкову и его старшей сестре Александре.

Годы своего детства провёл в родовом имении - селе Даниловское. Образование его, после смерти матери, прошло в петербургских пансионах О. П. Жакино (с 1797) и И. А. Триполи (с 1801). На шестнадцатом году жизни (1802) Батюшков оставил пансион и занялся чтением русской и французской литературы. В это время он под влиянием своего двоюродного дяди, Михаила Никитича Муравьёва, в совершенстве изучил латинский язык и занялся изучением литературы древнего классического мира; стал поклонником Тибулла и Горация , которым он подражал в первых своих произведениях. В Петербурге Батюшков познакомился с представителями тогдашнего литературного мира: Г. Р. Державиным , Н. А. Львовым, В. В. Капнистом, А. Н. Олениным.

М. Н. Муравьёв помог племяннику на первых порах его самостоятельной жизни: в 1802 году Батюшков был определён на службу в министерстве народного просвещения, в конце 1804 - начале 1805 года служил письмоводителем в канцелярии Муравьёва по московскому университету. В это время Батюшков сблизился с некоторыми из своих сослуживцев, которые примыкали к карамзинскому направлению и основали «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Особенно близко он подружился с И. П. Пнином и Н. И. Гнедичем. Вращаясь в их кругу, Батюшков и сам начал пробовать свои силы в литературе и писать стихи. В 1805 году в журнале «Новости русской литературы» появилось стихотворение «Послание к стихам моим» - первое выступление К. Н. Батюшкова в печати.

В 1807 году Батюшков, несмотря на запрет отца, записался в народное ополчение, был назначен, 22 февраля, сотенным начальником в Петербургском милиционном батальоне и в начале марта выступил в Пруссию. С мая участвовал в боевых действиях; 29 мая был ранен в битве под Гейльсбергом (за неё награждён орденом Св. Анны 3-й степени) и отправлен на лечение в Ригу, а затем в родное село Даниловское. Во время похода им написано несколько стихотворений и начат перевод поэмы Тасса «Освобождённый Иерусалим». Во время двухмесячного лечения в Риге он влюбился в дочь местного купца Мюгеля, Эмилию; продолжения роман не имел, остались лишь два стихотворения Батюшкова - «Выздоровление» и «Воспоминания 1807 года».

В 1808 году Батюшков вернулся к действительной службе и в составе гвардейского егерского полка принял участие в войне со Швецией, по окончании которой он взял длительный отпуск и поехал к родным незамужним сёстрам, Варваре и Александре, - в село Хантаново Новгородской губернии. В это время уже начало проявляться материнское наследство: его впечатлительность стала доходить до галлюцинаций необыкновенной яркости, в одном из писем Гнедичу он писал: «если я проживу еще лет десять, то наверное сойду с ума».

В конце 1809 года, 25 декабря, Батюшков, по приглашению Е. Ф. Муравьёвой приехал в Москву. Батюшков встретился здесь с А. Ф. Воейковым, В. Л. Пушкиным, П. А. Вяземским, - с двумя последними он сошёлся наиболее близко. Тогда же познакомился он и с В. А. Жуковским. В это же время состоялось знакомство Батюшкова с Н. М. Карамзиным, часто бывавшим в семействе Е. Ф. Муравьевой. Карамзин быстро оценил достоинства К. Н. Батюшкова, который вскоре сделался постоянным посетителем его дома. Летом 1810 года по приглашению Карамзиных Батюшков провёл три недели в подмосковной усадьбе Вяземских - Остафьево.

В мае 1810 года Батюшков получил отставку из полка. В 1810-1811 годы прошли для него отчасти в Москве, где он приятно проводил время, отчасти в Хантанове. В деревне он скучал и рвался в город: впечатлительность его стала почти болезненной, всё больше и больше овладевала им хандра и предчувствие будущего сумасшествия.

В начале 1812 года Батюшков, вняв увещаниям Гнедича, отправился в Петербург и при помощи А. Н. Оленина поступил на службу в Публичную библиотеку помощником хранителя манускриптов. Сослуживцами Батюшкова по Публичной библиотеке были Н. И. Гнедич и И. А. Крылов , С. С. Уваров, А. И. Ермолаев. В это время он познакомился с М. В. Милоновым, П. А. Никольским, М. Е. Лобановым, П. С. Яковлевым и Н. И. Гречем; сблизился с И. И. Дмитриевым, А. И. Тургеневым, Д. Н. Блудовым и Д. В. Дашковым.

Начавшаяся Отечественная война 1812 года усилила в душе поэта патриотическое чувство. Он желает пойти на войну, но болезнь и необходимость проводить Е. Ф. Муравьёву с детьми в Нижний Новгород задержала осуществление этого намерения. Из Нижнего Новгорода Батюшков возвратился в Москву после ухода из неё французов. Во время его приезда в Петербург в конце 1812 года сердце его вторично было затронуто любовью. Он влюбился в молодую девушку Анну Фёдоровну Фурман (1791-1850), воспитывавшуюся в доме Олениных.

29 марта 1813 года Батюшков был зачислен в чине штабс-капитана в Рыльский пехотный полк адъютантом при генерале А. Н. Бахметеве; но из-за увечья Бахметеву не разрешили вернуться в действующую армию, и Батюшков лишь в конце июля выехал в Дрезден, в главную квартиру действующей армии. В качестве адъютанта генерала Раевского он прошёл путь до Парижа. В битве под Лейпцигом был убит друг Батюшкова И. А. Петин, которому он посвятил несколько стихотворений, из которых «Тень друга» считается едва ли не самым лучшим произведением поэта. За участие в этом сражении Батюшков получил орден Св. Анны 2-й степени. По окончании кампании К. H. Батюшков, в награду за свою службу, был переведен штабс-капитаном в Измайловский полк, но оставлен в прежнем звании адъютанта Бахметева. В 1814 году через Англию, Швецию и Финляндию он вернулся в Петербург.

Не встретив полного и горячего ответа на свою любовь, Батюшков заболел, в начале 1815 года, тяжёлым нервным расстройством, продолжавшимся несколько месяцев. Годом позже он объяснил Е. Ф. Муравьёвой причину своего отказа от брака: «Не иметь отвращения и любить - большая разница. Кто любит, тот горд», а А. Ф. Фурман готова была идти замуж не по взаимному чувству, а по воле опекунов.

К неудавшейся попытке жениться присоединился затянувшийся перевод в гвардию, которого он ожидал некоторое время в Каменце-Подольском, при штабе А. Н. Бахметева. В 1817 году расстройство личных отношений с отцом дополнилось смертью последнего. Теперь в Батюшкове стало постепенно пробуждаться религиозное настроение; только в религии видел он помощь для борьбы с пылкою страстью, овладевшей всем его существом; он начал уже говорить, что «человек есть странник на земле», что «гроб - его жилище на век», что «одна святая вера» может напомнить человеку о его высоком назначении. В тяжёлые минуты сомнений Батюшков обратился к Жуковскому, ища его совета, чем наполнить ему свою душевную пустоту и как принести пользу обществу. И Жуковский постоянно ободрял его в своих письмах, уговаривал и настойчиво побуждал трудиться, говорил ему о нравственном значении поэтического творчества, поднимая упавший дух своего друга. В конце 1815 года он уже уведомлял Жуковского о своих новых произведениях, говоря, что только в творчестве он находит некоторое утешение от душевной тоски; его невыразимо потянуло к друзьям и, подав перед новым 1816 годом в отставку, которую получил в апреле, Батюшков отправился в Москву. В это время он относительно много писал: за год он написал двенадцать стихотворных и восемь прозаических произведений и начал даже готовить издание собрания своих сочинений, вышедшее в октябре 1817 года под названием «Опыты в стихах и прозе».

Ещё в 1815 году Батюшков был заочно выбран членом литературного общества «Арзамас» и получил имя «Ахилл», но только 27 августа 1817 года он впервые попал на его заседание.

Весной 1818 года Батюшков отправился на юг, в Одессу, поправлять своё здоровье. В Одессе Батюшков поселился у знакомого ему графа К. Ф. Сен-При - херсонского губернатора. Здесь его настигло письмо А. И. Тургенева, который выхлопотал для Батюшкова место при дипломатической миссии в Неаполе. Однако теперь, когда исполнялась заветная мечта побывать в Италии, Батюшков отнесся к извещению Тургенева холодно; чувство разочарования жизнью снова проснулось в его душе: «Я знаю Италию, не побывав в ней… Там не найду счастия: его нигде нет; уверен даже, что буду грустить о снегах родины и о людях мне драгоценных».

В конце ноября 1818 года он покинул Санкт-Петербург и в начале 1819 года был уже в Венеции. Италия произвела на Батюшкова сильное впечатление. Важной для него была встреча с русскими художниками, в числе которых были Сильвестр Щедрин и Орест Кипренский, жившие в то время в Риме. Однако вскоре пришли тоска по России, вернулось подавленное настроение духа; к этому присоединились еще служебные неприятности. Получив весной 1821 года отпуск для лечения, Батюшков уехал на воды в Германию. В 1821 году его душевная болезнь, имевшая наследственный характер, не проявлялась ещё резко, но уже сказывалась в поведении поэта. Бестактная публикация в журнале «Сын отечества» П. А. Плетневым анонимного стихотворения «Б…ов из Рима» способствовало ухудшению состояния его психики, - у Батюшкова появились подозрения, что его преследуют какие-то тайные враги. Зиму 1821-1822 года он провёл в Дрездене; здесь было написано последнее, считающееся исследователями его творчества одним из лучших стихотворений - «Завещание Мельхиседека». В 1822 году болезнь обострилась; весной Батюшков на короткое время появился в Петербурге, затем уехал на Кавказ и в Крым, где его сумасшествие проявилось уже в самых трагических формах: в Симферополе он неоднократно покушался на самоубийство. В 1823 году Батюшкова привезли в Петербург, где его приняла на своё попечение Е. Ф. Муравьева, а в следующем 1824 году на средства, пожалованные императором Александром I, его отвезли в частное психиатрическое заведение Зонненштайн в Саксонии. Там он провёл четыре года без всякой, однако, для себя пользы; и его было решено вернуть в Россию. В Москве острые припадки почти прекратились, и безумие его приняло тихое, спокойное течение. Ещё в 1815 году Батюшков писал Жуковскому о себе следующие слова: «С рождения я имел на душе черное пятно, которое росло с летами и чуть было не зачернило всю душу. Бог и рассудок спасли. Надолго ли - не знаю!»

Пять лет он пробыл в Москве. В 1830 году его посещал А. С. Пушкин , стихотворение которого «Не дай мне Бог сойти с ума», предположительно, навеяно впечатлением от этого визита. В 1833 году Батюшков был уволен в отставку и его поместили в Вологде в доме его племянника Г. А. Гревенса, где он просуществовал до своей смерти ещё 22 года, скончавшись от тифа 7 июля 1855 года. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре, в пяти верстах от Вологды.

В Вологде установлен памятник (архитектор В. Снегирёв, скульптор В. Клыков).

Творчество

Значение Батюшкова в истории русской литературы и главная заслуга его заключается в том, что он много потрудился над обработкой родной поэтической речи и придал русскому стихотворному языку такую гибкость, упругость и гармонию, каких ещё не знала до тех пор русская поэзия. По мнению Белинского , совершенство пушкинского стиха и богатство поэтических выражений и оборотов было в значительной мере подготовлено трудами Жуковского и Батюшкова. В руках Батюшкова русский язык, действительно, является послушным орудием, и искусство владеть им никому из современников, кроме Крылова, не было доступно в равной с ним мере. Красота и совершенство формы, правильность и чистота языка, художественность стиля составляют главное достоинство стихотворений Батюшкова. Безукоризненность отделки каждого стихотворения составляло постоянную заботу Батюшкова; над каждым словом он работал упорно и мучительно: «Я слишком много переправляю. Этой мой порок или добродетель?»

Батюшков прежде всего старался быть искренним и избегать всего натянутого, надуманного, искусственного. Он понимал, что чем искреннее будет его творчество, тем вернее достигнется высокое, облагораживающее значение поэзии - «живи, как пишешь, и пиши, как живешь». В письме Жуковскому Батюшков писал: «Во всём согласен с тобой насчёт поэзии. Мы смотрим на неё с надлежащей точки, о которой толпа и понятия не имеет. Большая часть людей принимает за поэзию рифмы, а не чувство, слова, а не образы». Г. А. Гуковский отметил, что слово у Батюшкова работает не своими прямыми словарными значениями, но смысловыми ассоциациями.

О стихотворении «Мои пенаты», которые подвели итог первому, довоенному этапу творчества Батюшкова, Пушкин писал: «…дышит каким-то упоеньем роскоши, юности и наслаждения - слог так и трепещет, так и льётся, гармония очаровательна», но указывал на «явное смешение древних обычаев мифологических с обычаями подмосковной деревни». Стихотворения первого периода творчества Батюшкова были проникнуты эпикуреизмом. Вообще, значительное место занимали во всём творчестве Батюшкова переложения греческих авторов; эта работа привлекала его возможностью вступить в состязание в красоте слога с оригинальным автором сюжета. Но жизнерадостный, артистический эпикуреизм классической древности был непонятен русской душе.

Батюшков указывал, что «язык русский, громкий, сильный и выразительный, сохранил еще некоторую суровость и упрямство», однако прочитав его строки «Нрав тихий ангела, дар слова, тонкий вкус / Любви и очи и ланиты», Пушкин восхищается: «Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков». Но к этому времени Батюшков уже почти заканчивал свою литературную деятельность. Слишком серьёзные вещи происходили на его глазах в 1812-1814 годах, которые стали годами перелома в душевном настроении Батюшкова. В разрушительности наполеоновского нашествия он усмотрел плоды французского Просвещения, а в испытаниях и торжестве России - её провиденциальную миссию. Беззаботное эпикурейство поменялось на диаметрально противоположное состояние, - этот поворот иногда обозначают как путь от гуманиста-скептика М. Монтеня к христианскому мыслителю Б. Паскалю . «Переход через Рейн», «Тень друга», «На развалинах замка в Швеции» уже не имели ничего общего с весёлыми напевами прежних лет. Современники поражались точности изображения им войны, умению раскрыть её народный характер, дух эпохи, мироощущение русского солдата; «Переход через Рейн» Пушкин назвал «лучшим стихотворением поэта - сильнейшим, и более всех обдуманным». Элегия «Воспоминания» даёт представление о картине печальных ощущений, ещё недавно безгранично-жизнерадостного поэта.

Кроме поэзии, творческое наследие Батюшкова составляют прозаические статьи. Его проза занимает в русской словесности столь же высокое место, как и стихотворения. Главное достоинство прозы Батюшкова - яркий, чистый, благозвучный и образный язык. «Нечто о морали, основанной на философии и религии» (где утверждалось, что не философия - «земная мудрость», а «одна вера созидает мораль незыблемую») показывает в нём глубокое благочестие и истинно христианские чувствования. «О лучших свойствах сердца», «О характере Ломоносова», «О сочинениях Муравьёва» и «Вечер у Кантемира», свидетельствуют о доброте сердца и основательности ума автора, а «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» и «Нечто о поэте и поэзии» доказывают изящества его вкуса.

Те же достоинства, которые составляют отличительные черты прозы Батюшкова, то есть чистота, блеск и образность языка - наблюдаются и в письмах Батюшкова к его друзьям, а некоторые из этих писем представляют собою вполне законченные литературные произведения.

В. Г. Белинский, говоря о значении Батюшкова в развитии русской лирики, указывал: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно».

Адреса

Адреса в Санкт-Петербурге

  • Лето 1812 года - доходный дом Балабина (Большая Садовая ул., 18);
  • весна 1813 года - дом Баташова (Владимирская ул., 4);
  • май - июль 1813 года - дом Сиверса (Почтамтская ул., 10);
  • конец 1814 - февраль 1815 года - дом Е. Ф. Муравьёвой (наб. реки Фонтанки, 25);
  • 1818 года - дом Е. Ф. Муравьёвой (наб. реки Фонтанки, 25);
  • весна 1822 года - гостиница «Демут» (наб. реки Мойки, 40);
  • май - июнь 1823 года - дом Е. Ф. Муравьёвой (наб. реки Фонтанки, 25);
  • ноябрь 1823 - май 1824 года - доходный дом Имзена (наб. Екатерининского канала, 15).

Адреса в Вологде

  • 1833-1844 - Советский пр., 20 - Дом Соковикова;
  • ул. Батюшкова, 2 - Дом (построен в 1810 году) Г. А. Гревенса, племянника и опекуна К. Н. Батюшкова. Здесь Батюшков прожил в угловой комнате на верхнем (втором) этаже последние 22 года жизни.
  • Усадьба Батюшковых

Библиография

  • Батюшков К. Н. Сочинения / Вступ. ст. Л. А. Озерова; Подг. текста и примечания Н. В. Фридмана. - М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1955. - 452 с. Тираж 75000 экз.
  • Батюшков К. Н. Полное собрание стихотворений / Вступит. ст., подготовка текста и примечания Н. В. Фридмана. - М., Л.: Сов. писатель, 1964. - 353 с. Тираж 25 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.)
  • Батюшков К. Н. Сочинения / Вступ. ст. и сост. В. В. Гуры. - Архангельск: Сев-Зап. кн. изд-во, 1979. - 400 с. Тираж 100000 экз.
  • Батюшков К. Н. Избранные сочинения / Сост. А. Л. Зорина и А. М. Пескова; Вступ. ст. А. Л. Зорина; Комм. А. Л. Зорина и О. А. Проскурина. - М.: Правда, 1986. - 528 с. Тираж 500 000 экз.
  • Батюшков К. Н. Стихотворения / Сост., вступ. ст. и примеч. И. О. Шайтанова. - М.: Худож. лит., 1987. - 320 с. Тираж 1 000 000 экз. (Классики и современники. Поэтическая библиотека)
  • Батюшков К. Н. Сочинения в двух томах. Т.1: Опыты в стихах и прозе. Произведения, не вошедшие в «Опыты…»/ Сост., подгот. текста. вступ. статья и коммент. В. А. Кошелева. - М.: Худож. лит., 1989. - 511 с. Тираж 102 000 экз.
  • Батюшков К. Н. Сочинения в двух томах. Т.2: Из записных книжек; Письма. / Сост., подгот. текста, коммент. А. Л. Зорина. - М.: Худож. лит., 1989. - 719 с. Тираж 102 000 экз.

(1787-1855), русский поэт. Глава анакреонтического направления в русской лирике ("Веселый час", "Мои пенаты", "Вакханка"). Позже пережил духовный кризис ("Надежда", "К другу"); в жанре элегии - мотивы неразделенной любви ("Разлука", "Мой гений"), высокий трагизм ("Умирающий Тасс", "Изречение Мельхиседека").

БАТЮШКОВ Константин Николаевич , русский поэт.

Детство и юность. Начало службы

Родился в старинной, но обедневшей дворянской семье. Детство Батюшкова было омрачено смертью матери (1795) от наследственной душевной болезни. В 1797-1802 он обучался в частных пансионах в Петербурге. С конца 1802 Батюшков служил в Министерстве народного просвещения под началом М. Н. Муравьева, поэта и мыслителя, оказавшего на него глубокое влияние. При объявлении войны с Наполеоном Батюшков вступает в ополчение (1807) и принимает участие в походе в Пруссию (тяжело ранен под Гейльсбергом). В 1808 участвует в шведской кампании. В 1809 выходит в отставку и поселяется в своем имении Хантоново Новгородской губернии.

Начало литературной деятельности

Литературная деятельность Батюшкова начинается в 1805-06 публикацией ряда стихов в журналах Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Одновременно он сближается с литераторами и художниками, группировавшимися вокруг А. Н. Оленина (Н. И. Гнедич, И. А. Крылов, О. А. Кипренский и др.). Оленинский кружок, ставивший своей задачей воскрешение античного идеала красоты на базе новейшей чувствительности, противопоставлял себя как славянизирующей архаике шишковистов (см. А. В. Шишков), так и французской ориентации и культу безделок, распространенному среди карамзинистов. Сатира Батюшкова "Видение на берегах Леты" (1809), направленная против обоих лагерей, становится литературным манифестом кружка. В эти же годы он начинает перевод поэмы Т. Тассо "Освобожденный Иерусалим", вступая в своего рода творческое состязание с Гнедичем, переводившим "Илиаду" Гомера.

"Русский Парни"

Литературная позиция Батюшкова претерпевает некоторые изменения в 1809-10, когда он сближается в Москве с кругом младших карамзинистов (П. А. Вяземский, В. А. Жуковский), знакомится с самим Н. М. Карамзиным. Стихотворения 1809-12, в т. ч. переводы и подражания Э. Парни, Тибуллу, цикл дружеских посланий ("Мои Пенаты","К Жуковскому") формируют определяющий всю дальнейшую репутацию Батюшкова образ "русского Парни" - поэта-эпикурейца, певца лени и сладострастия. В 1813 он пишет (при участии А. Е. Измайлова) одно из самых известных литературно-полемических произведений карамзинизма "Певец или певцы в Беседе славянороссов", направленное против "Беседы любителей русского слова".

Перелом

В апреле 1812 Батюшков поступает помощником хранителя манускриптов в петербургскую Публичную библиотеку. Однако начало войны с Наполеоном побуждает его вернуться на военную службу. Весной 1813 он отправляется в Германию в действующую армию и доходит до Парижа. В 1816 вышел в отставку.

Военные потрясения, как и переживаемая в эти годы несчастная любовь к воспитаннице Олениных А. Ф. Фурман, приводят к глубокому перелому в мироощущении Батюшкова. Место "маленькой философии" эпикуреизма и житейских наслаждений занимает убежденность в трагизме бытия, находящая свое единственное разрешение в обретенной поэтом вере в загробное воздаяние и провиденциальный смысл истории. Новый комплекс настроений пронизывает многие стихотворения Батюшкова этих лет ("Надежда", "К другу","Тень друга") и ряд прозаических опытов. Тогда же были созданы и его лучшие любовные элегии, посвященные Фурман,- "Мой гений", "Разлука", "Таврида", "Пробуждение". В 1815 Батюшков был принят в "Арзамас" (под именем Ахилл, связанным с его былыми заслугами в борьбе с архаистами; прозвище нередко превращалось в каламбур, обыгрывающий частые болезни Батюшкова: "Ах, хил"), однако разочарованный в литературной полемике, поэт не сыграл в деятельности общества заметной роли.

"Опыты в стихах и прозе". Переводы

В 1817 Батюшков выполнил цикл переводов "Из греческой антологии". В том же году вышло двухтомное издание "Опыты в стихах и прозе", в котором были собраны наиболее значительные произведения Батюшкова, в т. ч. монументальные исторические элегии "Гезиод и Омир, соперники" (переделка элегии Ш. Мильвуа) и "Умирающий Тасс", а также прозаические сочинения: литературная и художественная критика, путевые очерки, нравоучительные статьи. "Опыты..." укрепили репутацию Батюшкова как одного из ведущих русских поэтов. В рецензиях отмечалась классическая гармония лирики Батюшкова, породнившего русскую поэзию с музой юга Европы, прежде всего, Италии и греко-римской античности. Батюшкову принадлежит и один из первых русских переводов Дж. Байрона (1820).

Душевный кризис. Последние стихи

В 1818 Батюшков получает назначение в русскую дипломатическую миссию в Неаполе. Поездка в Италию составляла многолетнюю мечту поэта, но тяжелые впечатления неаполитанской революции, служебные конфликты, чувство одиночества приводят его к нарастанию душевного кризиса. В конце 1820 он добивается перевода в Рим, а в 1821 едет на воды в Богемию и Германию. Произведения этих лет - цикл "Подражания древним", стихотворение "Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы...", перевод фрагмента из "Мессинской невесты" Ф. Шиллера отмечены усиливающимся пессимизмом, убежденностью в обреченности красоты перед лицом смерти и конечной неоправданности земного существования. Мотивы эти достигли кульминации в своего рода поэтическом завещании Батюшкова - стихотворении "Ты знаешь, что изрек, / прощаясь с жизнью, седой Мельхиседек?" (1824).

Болезнь

В конце 1821 у Батюшкова появляются симптомы наследственной душевной болезни. В 1822 он едет в Крым, где болезнь обостряется. После нескольких покушений на самоубийство его помещают в психиатрическую больницу в немецком городе Зоннештейне, откуда выписывают за полной неизлечимостью (1828). В 1828-33 он живет в Москве, потом до смерти в Вологде под надзором своего племянника Г. А. Гревенса.

Константин Батюшков, краткая биография которого описана в этой статье, был талантливейшим русским поэтом с непростой судьбой.

Детство

Николай и Александра Батюшковы с надеждой ждали появления на свет пятого ребенка в семье. Они мечтали о сыне, поскольку уже родили четверых дочерей. Их долгожданный мальчик пришел в этот мир в мае 1787 года в Вологде. Отец семейства принадлежал к старому дворянскому роду, но находился в опале из-за своего дяди, участвовавшего в заговоре против императрицы.

Через шесть лет после рождения Константина его мать настигла беда - душевная болезнь. В 1795 году она скончалась.

Свое детство Батюшков Константин Николаевич провел в родовом именье, обучался на дому. А после смерти матери был отправлен в пансион в Петербурге. Его главными увлечениями была французская и русская литература, он выучил в совершенстве латынь и зачитывался произведениями Горация и Тибулла.

Юность

Благодаря протекции своего дяди, попечителя Московского университета Михаила Муравьева, в 1802 году Батюшков Константин Николаевич поступает на службу в Министерство народного просвещения. В течение следующего года работал в канцелярии Муравьева.

В 1807 году, ослушавшись воли отца, поэт записался в ополчение и отправился с милиционным батальоном в Пруссию. Во время боевых действий был ранен и отправлен на лечение в Ригу, а затем - на восстановление в родное именье.

В 1808 году участвовал в войне со Швецией. После нее взял продолжительный отпуск, поскольку ухудшилось здоровье. Болезнь матери отразилась и на детях, она была наследственной. Примерно с этого времени Батюшков, краткая биография которого не опишет всех красок произошедшего, начинает мучиться галлюцинациями.

На Рождество 1809 года поэт приехал по приглашению в Москву, где познакомился с Карамзиным, Пушкиным, Жуковским. С первыми двумя персонами он сошелся очень близко.

В мае 1810 года получил отставку. Страшное предчувствие своей болезни не давало ему спокойно жить. Он метался между Москвой и деревней, где жили его сестры.

В 1812 году он переезжает в столицу для работы в публичной библиотеке. Его сослуживцем был И. А. Крылов.

Поэт участвовал в Отечественной войне с 1813 года, был адъютантом генерала Раевского. Домой вернулся лишь в 1814-м.

Зрелые годы

Весной 1818 года гостил в Одессе у тамошнего губернатора. Именно тогда он получил письмо от своего друга Тургенева, в котором говорилось, что Батюшкова приглашают в дипломатическую миссию в Неаполе.

С 1819 года поэт жил в Венеции. В 1821 году побывал в Германии, чтобы поправить душевное здоровье. Ему начало казаться, что его преследуют. Ситуация ухудшалась.

С 1822 года находился на Кавказе и в Крыму, именно там происходили самые трагичные случаи, связанные с его душевным состоянием. Он неоднократно пытался себя убить.

В 1824 году было решено отправить Батюшкова в психиатрическую лечебницу в Саксонии. Там он провел четыре долгих года, и вернулся в Москву, когда его припадки практически прекратились.

А. С. Пушкин видел поэта последний раз в 1830 году. Он был настолько впечатлен этим тихим трагичным безумием, что написал стихотворение "Не дай мне Бог

В 1833 году Константина Николаевича перевезли в Вологду, в дом его племянника, где он прожил до самой смерти ровно двадцать два года. Батюшков, краткая биография которого не отражает всей драматичности его судьбы, скончался от тифа в возрасте шестидесяти восьми лет.

Творчество

Первые поэтические опыты случились у Батюшкова примерно в 1804 году, когда он сблизился с членами "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств". Вслед за своими друзьями он пробовал сочинять, и его работы начали печатать.

Во время прусской кампании он пишет еще несколько неплохих стихов и начинает переводить "Освобожденный Иерусалим", поэму Тасса.

Во время битвы под Лейпцигом погибает его лучший друг и товарищ по оружию Иван Петин. Батюшков посвящает ему несколько стихотворений, в том числе "Тень друга" - одно из лучших произведений поэта.

В один из сложных моментов в жизни Батюшков, краткая биография которого не в состоянии вместить их все, обращался за поддержкой к Жуковскому. Именно после его пылких речей поэт начал готовить к выпуску издание своих сочинений, вышедшее в 1817 году.

С 1815 г. поэт был членом общества "Арзамас".

Константин Батюшков, творчество которого имеет огромное значение для русской литературы, совершил огромную работу над поэтической речью русского языка. Его стихи необыкновенно искренни и "дышат полной грудью".

Большинство литературоведов уверяют, что именно Константин Батюшков, стихи которого были чисты, блестящи и образны, повлиял на становление Пушкина.

Личная жизнь

Личная жизнь поэта не была счастливой, он никогда не женился и не имел детей.

Впервые испытал чувство влюбленности в Риге во время лечения после ранения. Это была девушка Эмилия, дочь местного купца. Их роман не имел никакого продолжения после отъезда Батюшкова.

В 1812 году в доме Олениных поэт встретил Анну Фурман, чувства к которой мгновенно его охватили. Их общение продолжалось около трех лет, и все считали, что дело идет к свадьбе. Но Анна не была влюблена в Батюшкова, она лишь хотела исполнить волю своих опекунов и заключить выгодный брак.

Константин Николаевич, понявший это, отказался от свадьбы и слег с тяжелым нервным расстройством, от которого лечился несколько месяцев.

В оставшиеся годы он так и не встретил ту единственную.