Дисграфия и дислексия упражнения. Упражнения, способствующие профилактике и коррекции дислексии. Дислексия: что это такое

Дислексия у детей – это специфическое нарушение развития ребенка, которое выражается в частичном поражении способности писать и читать. Такого рода заболевание встречается чаще у мальчиков, нежели у девочек. Ученые и медики до конца не могут определить, почему это заболевание имеет свойство развиваться у детей, но больше склоняются к тому, что этот недуг имеет наследственный характер.

Как проявляется дислексия у детей: симптомы и формы дислексии в таблице

Дислексия имеет неврологическую природу и явственно проявляется у младших школьников, которые полностью погружаются в обучение. У дошкольников выявить дислексию практически невозможно, так как детки только начинают осваивать новые навыки и могут допускать ошибки при чтении и письме.

Основными признаками дислексии у детей являются:

  • Систематичные ошибки при чтении, а именно: неправильное произношение букв, подмена слогов, замена звуков, непонимание прочитанного.
  • Неправильный перевод букв в звуки (декодирование информации).
  • Неспособность правильно и быстро распознавать слова.
  • Трудности с пониманием элементарных навыков правописания.

Дислектики сталкиваются еще с такими проблемами:

  • Полная дезорганизация.
  • Нарушение координации и мелкой моторики.
  • Трудность при восприятии информации.
  • Плохая память.
  • При высоком уровне интеллекта плохие навыки чтения.
  • Ребенку трудно показать верх и низ, путается в определении правой и левой стороны.

Заболевание подразделяется на несколько типов, которые и определяют форму дислексии. В данной таблице представлена полная информация о формах этого заболевания.

Виды дислексии у детей

Тип дислексии Особенности детей с определенным типом дислексии
Фонетическая Эта форма заболевания характеризуется недоразвитием функций фонематической системы, которое проявляется в том, что ребенок не может различить звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку. Например «дом-том-ком» или «пила-липа». Такие дети смешивают звуки и путаются в прочтении слов.
Семантическая В этом случае, малыш не может понять прочитанный текст в целом или смысл отдельных предложений. Эта форма дислексии не отражается на скорости чтения или внятности произношения. Ребенок не может пересказать прочитанную информацию и выделить суть. В этом случае у ребенка нарушен мыслительный процесс, так как он воспринимает все слова по отдельности.
Аграмматическая Данный вид дислексии сопровождается недоразвитием речи. Малыш неправильно склоняет слова, неграмотно произносит окончание слов. Например, «прекрасная день, красивый девочка», а также малыш неправильно употребляет окончание глаголов «сидю, а не сижу; говору, а не говорю» и т. д.
Оптическая Для малыша, который учиться в школе, наибольшую трудность представляет написание букв, которые состоят из похожих элементов. Например, «С-О, Ь-Ы, Н-П».
Мнестическая При этой форме дислексии малышу трудно определить, какой звук соответствует определенной букве.

Почему ребенку трудно читать: причины развития дислексии у младших школьников

Основная причина дислексии – мозговая дисфункция, которая сопровождается как биологическими, так и психологическими факторами. Стоит утешить родителей, объяснив им, что причина дислексии не в умственных или интеллектуальных способностях ребенка, а в неправильном функционировании определенного участка мозга.

Возможные причины дислексии у ребенка:

  • Патологии внутриутробного развития.
  • Тяжелые роды, которые влекли за собой асфиксию, обвитие пуповиной, отслойку плаценты.
  • Поражение ЦНС у малыша.
  • Генетическая наследственность.
  • Травма головы, сильные удары, сотрясение мозга.
  • Заторможенность некоторых участков мозга у ребенка.

Эффективные методы коррекции дислексии у школьников

Метод Рональда Дейвиса

Врач Р. Дейвис разработавший свою систему лечения дислексии сам эффективно поборол этот недуг. По утверждениям врача, дислектики — это одаренные люди, которые имеют богатое воображение. Данное заболевание также наблюдалось У А. Эйнштейна, Уолта Диснея, У. Черчиля и многих других знаменитых личностей, которые достигли таких успехов не из-за дислексии, а скорее благодаря ей. Так описывает Рон Дейвис эту болезнь в своей книге «Дар дислексии». В чем же заключается его методика?

Суть методики: помочь ребенку запустить свой мозг методом «выключения» дезориентации и научиться воспринимать окружающий мир без искажений. Эта методика помогает детям заполнить пробелы в памяти и обучить восприятию буквенных форм. В 99% случаях метод Р. Дейвиса помогает детям избавиться от дислексии.

Методика состоит из комплексных процедур, которые помогают ребенку побороть дислексию. Методика Р. Дейвиса состоит из занятий, которые называются:

  • Способность восприятия . Учит ребенка создавать мысленные образы и познавать мир с помощью «умственного глаза».
  • Переключение . Упражнения, нацеленные на «включение и выключения» дезориентации.
  • Разрядка и проверка. Ребенок обучается разряжать воображение специальными упражнениями.
  • Точная настройка. Малыш учится находить точку ориентации.
  • Координация . Ребенок учиться распознавать «право» и «лево».
  • Освоение символов.
  • Легкое чтение.
  • Освоение символов относительно слов.

Методика Корнева

А.Н. Корнев разработал методику по ранней диагностике дислексии у детей в 1982 году. Он предлагает бороться с заболеванием посредством определенных тестов, таких как:

  • Рядоговорение.
  • Ритмы.
  • Субтест «повторение цифр».
  • Кулак-ребро-ладонь.

Много интересных методов по коррекции дислексии можно найти в книгах С. Ортона «Нарушения письма, чтения и речи у детей», М. Кричли «Дислексия развития», З. Матейчека «Нарушения формирования чтения».

Оксана Макерова, логопед-дефектолог выделяет следующие методики по работы с детьми-дислексиками:

  • Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
  • Метод кинезиологической коррекции.
  • Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
  • Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
  • Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
  • Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.
  • Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.
  • Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
  • Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».
  • Метод «озвученного» чтения.
  • Метод словесных анаграмм.
  • Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Как проводить занятия с детьми с дислексией: 3 эффективных упражнения для коррекции

Коррекция дислексии заключается в специально разработанных упражнениях, которые восстанавливают устную и письменную речь постепенно. При работе с ребенком не нагружайте его большим потоком информации, ведь усвоить все и сразу у него не получиться. Упражнения, представленные ниже, мягко и непринужденно воздействуют на сознание ребенка.

Упражнения для коррекции дислексии у детей

Упражнение «Корректурная проба»

Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала согласные «а, о, и т. д.». Затем и согласные. Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи все «о» в кружочек, а все «в» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего. Это упражнение позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.

Упражнение «Колечко»

Эта развивающая игра поможет у, память, внимание речь и устраняет признаки дислексии. Покажите малышу следующее действие: поочередно перебирайте пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного, заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет. Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые фломастеры или карандаши. Начните рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки или буквы. Сначала беритесь рисовать вместе с малышом, чтобы он понял принцип упражнения, а затем пусть он самостоятельно попробует что-нибудь изобразить. Упражнение нужно делать ежедневно, не пропуская ни одного дня.

Дислексия у детей — мнения экспертов и врачей

Дислексия — продукт мысли и особый способ реагирования на ощущение спутанности сознания (Р.Д. Дейвис )

Ребенок, испытывающий трудности при обучении чтению, совсем не обязательно дислексик: многие дети, которые на начальном этапе медленно осваивают чтение, потом успешно догоняют своих одноклассников (сами или с помощью родителей). Но есть особая группа детей, которые переживают огромные и стойкие трудности при освоении чтения, несмотря на нормальный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха, регулярное посещение школы. Способность овладеть навыком чтения у таких детей на порядок хуже и ниже, чем способности к другим предметам. Именно эту группу детей специалисты называют дислексиками. (кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, автор книг «Дислексия и дисграфия у детей»А.Н. Корнев )

Как такового диагноза дислексия или дисграфия не существует, они входят в общую группу расстройств под названием «задержка психоречевого развития». Причем и такой «приговор» нельзя назвать болезнью, это лишь следствие нарушений кровообращения головного мозга. По опыту работы могу сказать, что практически у всех детей-дислектиков наблюдаются проблемы с кровообращением сосудов головного мозга, но их диагностика проводится слишком поздно. Причиной этому служит непросвещенность наших родителей и «старые» методы лечения таких заболеваний, ведь стандартный сценарий действий родителей, заметивших у своего ребенка тревожные симптомы — поход к педиатру, который направляет их к логопеду. Оптимальный вариант действий: с самого начала полностью обследовать ребенка (проконсультировать с психологом, невропатологом, логопедом-дефектологом, психиатром), обязательно провести томографию и ультразвуковую диагностику головного мозга. Только тогда можно ставить окончательный диагноз и в зависимости от формы расстройства и степени запущенности назначать индивидуальный курс лечения. Большинство детей обходится только коррекционной терапией. Медикаментозное вмешательство возможно только при тяжелых формах дислексии, которая наблюдается у ребенка в комплексе с другими психическими заболеваниями (при ДЦП, аутизме и т.д.). Легкую форму «словесной слепоты» при своевременном выявлении можно устранить за 3-4 месяца. (врач медицинского центра «Истина» И. Бабий )

Дислексия - проблемы с навыками чтения - совсем не так распространена, как это кажется. Истинная дислексия имеет неврологическую природу, а та, с которой мы сталкиваемся, как правило, возникает потому, что в доме вообще ничего читать не принято. Это как если бы я сказал, что 99 % современных детей страдают неспособностью развести костер. А откуда у них эта способность возьмется, если они никогда не видели, как родители добывают огонь? А откуда у них возьмутся навыки чтения, если они родителей с книгой в руках никогда не видят?

Большинство звезд (и не только голливудских) половину детства проводят не с книгой в руках, а кривляясь перед зеркалом, и потом дают интервью, жалуясь на тяжелую жизнь. Резюме: случаев дислексии полно, но в большинстве случаев это проблема педагогическая, а не медицинская. (педиатр Е.О. Комаровский)

Профилактика дислексии – как научить ребенка читать правильно

Для того чтобы у ребенка уменьшить риск проявления дислексии и , необходимо с раннего возраста заниматься с ним специальными упражнениями, которые нацелены на освоение норм грамотной речи и письма. Профилактика дислексии должна основываться на развивающих играх, а не на специальных уроках по 45 минут.

Игры способствуют умственному развитию детей, а также помогают мыслить, анализировать, ориентироваться. Детям важно на начальном этапе обучения показывать как можно больше образов: букв, животных, слов. Им легче воспринимать информацию визуально. В памяти откладываются все эти образы, и в будущем у них не возникнет таких проблем, как дислексия. Еще в садике детям всегда представляют информацию в виде картинок и красочных карт.

Игры для профилактики дислексии

  1. Предложите ребенку такую игру: напишите легкое предложение, чтобы каждое слово у вас было написано на разных карточках. Озвучьте ребенку предложение и попросите, чтобы он его составил из имеющихся слов.
  2. Также можно использовать методику «Пишем вслух». Продиктуйте ребенку маленький отрывок из его любимой сказки и наблюдайте за тем, как он будет писать. Главное, чтобы текст, который вы ему будете диктовать, нравился малышу.
  3. Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. Также можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Такими играми вы научите ребенка не только грамотно читать, но и писать, ведь зрительная память детей очень развита, поэтому им легче запоминать все «на глаз», так сказать.

Наталья Гончарова
Дислексия. Виды дислексии. Профилактика и коррекция дислексии

Дислексия .

Виды дислексии .

Профилактика и коррекция дислексии .

Титульный лист

Определение дислексии

Причины дислексии

Классификация дислексии

Основные методы и приемы по преодолению дислексии на уроках литературного чтения

Литература

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению. У обычных детей ошибки при чтении даже специфического характера, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией . Эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы. По степени выраженности выделяют :

АЛЕКСИЮ (полная невозможность овладения чтением или его полная утрата) .

ДИСЛЕКСИЮ

Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР (тяжелые нарушения речи) - алалия, афазия и т. п. Дислексия может наблюдаться удетей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью. В основе дислексии могут лежать различные этиологические причины :

- биологические причины : недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный, патологии беременности, травматизация плода, асфиксии, менингоэнцефалиты, тяжелые соматические заболевания и инфекции, истощающие нервную систему ребенка.

В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие впроцессе чтения. При наличие органического повреждения головного мозга, дислексии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, ЗПР, умственной отсталости, задержки психомоторного развития.

Социально-психологические причины :

к таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, синдром госпитализма и т. По А. Егорову четыре ступени

навыка чтения :

1. Овладение звуко-буквенными обозначениями. Характеризуется формирования зрительного узнавания букв слова и прочтением слога после слияния букв.

2. Слоговое чтение. Слог читается легко, но есть трудности слияния слогов в слова.

3. Становление целостных приёмов восприятия. Слова знакомык простые по структуре, читаются целостно. Трудные по слогам. Ребенок синтезирует слова в предложения и в пределах предложения появляется смысловая догадка.

4. Синтетическое чтение. Целостное чтение словами и группами слов.

Главная задача – осмысление прочитанного. Классификация Р. И. Лалаевой построена на основании учета нарушенных операций процесса чтения.

С учетом несформированности ВПФ и операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексии :

Фонематическая;

Оптическая;

Аграмматическую;

Мнестическая;

Семантическая;

Тактильная; Фонематическая дислексия – вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Выделяют две формы фонематической дислексии .

Первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического восприятия (различения фонем, которое проявляется в трудностях усвоения букв. Это, в свою очередь, связано с нечеткостью слухопроизносительных представлений, со смешением акустико-артикуляторно близких звуков.

Вторая форма фонематической дислексии

связана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза.

В. К. Орфинская выделила следующие виды анализа :

Определение наличия (отсутствия) звука;

Определение первого (последнего) звука;

Определение места звука в слове (начало, середина, конец) ;

Определение количества звуков

определение последовательности звуков;

Определение места звука в слове по отношению к другим звукам (соседние звуки) ; При фонематической дислексии ошибки

Оптическая дислексия дислексия

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. При фонематической дислексии наблюдается побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слов, частые ошибки : пропуски согласных при стечении, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов.

Оптическая дислексия (греч. optikos - относящийся к зрению) - дислексия , проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах.

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Различные нарушения :

Зрительного гнозиса;

Оптико-пространственного гнозиса и праксиса;

Несформированность пространственных представлений.

Аграмматическая дислексия – проявляется в агроматизмах при чтении. В процессе чтения ребенок не правильно произносит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов. В процессе чтения у детей с аграмматической дислексией наблюдаются следующие ошибки : изменение падежных окончаний существительных,

числа существительных, неправильное согласование в роде, числе, падеже; прилагательных и существительных, изменение числа, родовых окончаний местоимений, изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени, изменение формы, времени и вида глаголов. Мнестическая дислексия (греч. mnesis - смысловой) - дислексия , проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

Мнестическая дислексия . Обусловлена нарушениями речевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы.

Ребенок не запоминает буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв) . Семантическая дислексия (греч. semantikos - смысловой) - дислексия , проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Тактильная дислексия (лат. tactilis - осязательный) - дислексия , которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

Основное нарушение при тактильной дислексии -нарушение символьного узнавания букв Брайлевского письма. Слепые дети при чтении смешивают буквы, теряют слова, часто наблюдается угадывающий характер чтения (без прочтения последних букв) . Характер нарушений движений пальцев у слепых детей с дислексией соответствует характеру нарушений движений глаз у зрячих детей (частые регрессии, хаотичные движения) . Р. И. Лалаева выделяет следующие группы ошибок чтения при дислексии :

Замены и смешения букв, обозначающих фонетически близкие звуки, замены графически сходных букв;

Нарушения слияния букв в слоге;

Искажения звуко-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления букв и слогов) ;

Нарушение понимания прочитанного на уровне слова, предложения, текста при отсутствии расстройства технической стороны чтения;

Аграмматизмы при чтении, иногда зеркальное чтение; Неречевая симптоматика дислексии

1. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа.

2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.

3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта) . Основные методы и приёмы при работе по преодолению дислексии на уроках литературного чтенияОсновные приемы и методы работы с детьми дислексиками :

1. Оттянуть уши вперёд. Затем назад. Медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

2. Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

3. Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций у учащихся начальных классов :

1. Предложите ребенку “поймать звук” в слове. Для этого дайте ему три карточки, где цветок обозначает позицию звука : в начале, в середине и в конце слова.

2. Определить, чем отличаются друг от друга изображенные на рисунке домики. Затем попросите его отобрать две одинаковые геометрические фигуры несколько экземпляров которых можно предварительно вырезать из бумаги (фигуры и домики можно сделать из цветного картона) Если ребенок затрудняется в зрительном различении не только букв, но и геометрических фигур, то и коррекционную работу с ним надо начинать не с букв, а с выполнения более простых заданий. Предлагается назвать, что изображено на картинке, обвести предметы пальчиком.

3. Найди в прямоугольниках ту букву, которая отличается от остальных :

4. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква :

5. Буквы играли в путаницу и перемешались. Какие буквы ты видишь?

6. “Глазастики ”Узнай букву пересеченную посторонними линиями :

7. Ребенку предлагается назвать написанные рядом сходные по начертанию буквы (печатные и рукописные) :

Модифицированные зрительные диктанты

Федоренко – Пальченко.

Диктант №1

1. Тает снег. (8 букв)

2. Идет дождь. (9)

3. Небо хмурое. (10)

Диктант №22

1. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. (45)

2. Начальник подошёл к окну и увидел за ним строящийся дом. (46)

3. По нашему краю течет красивая полноводная река Енисей. (46) Зеркальное рисование

Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. - чертить вертикальные, горизонтальные, наклонные линии одинаковой длины, постепенно увеличивать или уменьшать амплитуду движения;

Рисовать то же самое обеими руками вместе;

Рисовать одновременно обеими руками расходящиеся и сходящиеся линии;

Так же рисовать круговыми, синусоидовидными движениями;

Рисовать любое симметричное изображение относительно вертикальной оси;

Рисование несложных орнаментов : совершенствовать от пофрагментарного движения к плавному. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Можно предложить детям следующие упражнения :

1. Кулак - ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия- разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

2. «Оладушки» . Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая - на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена : теперь правая - ладонью вверх, а левая - ладонью вниз. По мере усвоения - движения ускорять.

Мы играли в ладушки-

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

3. "Ищет птичка". Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев) . На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке : 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-5, 1-4, 1-3, 1-2. Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

Смена рук.

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков!

4. «Лягушка» (кулак - ребро - ладонь) . Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга : кулак (ладонью вниз, ладонь ребром, ладонь вниз :

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь,

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь) .

5. «Лезгинка» . Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой - в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом - одновременная смена положений рук.

Вертишейки, вертихвостки

Не хотят носить обноски -

Им бы праздничные блестки

Да высокие прически! Интеллектуально – развивающие словесные игры :

Анаграмма

(греч.) – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например : луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы дают богатый материал для словесных головоломок, которые также называют анаграммами.

Подберите анаграммы к следующим словам :

верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка.

(Ответы : ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.) Особую разновидность анаграмм представляют собой слова, из букв которых можно составить не одно, а несколько слов Такой вид анаграмм можно назвать словарной арифметикой.

Примеры : карусель = куль + сера, крепость = прок + сеть, сноровка = нора + воск, сторона = сон + рота,

Цепочки слов.

Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается в кошку : мышка - мошка - кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь, Например :

Превратите час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать.

(Возможные варианты ответов : час – бас – бес – вес – век;

час – бас – бал – вал – вол – гол – год (час – чан – сан – сон – гонСлова-перевертыши :

молоко - окмоол

игрушка - гришука

кукла - лукка

мама - аамм

каша - аакш

коляска – яклоаск

Ехала деревня

Мимо мужика,

А из-под собаки

Лают ворота : Слова матрешки

Цель этой игры – найти как можно больше слов, вложенных друг в друга, например :

ПОЛ – ПОЛК – ПОЛКА;

АР – ПАР – ПАРИ – ПАРИК;

КОШМАР – КОШМА – КОМА – КОМ – ОМ.

Побеждает игрок, у которого будет больше всего слов-матрешек или самые длинные цепочки

Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он :

1) плохо различает и воспроизводит звуки;

2) с трудом учит стихи;

3) путается в порядке следования времён года и дней недели;

4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;

5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;

6) плохо ориентируется в понятиях “право - лево”;

7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;

8)затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.

Таким образом, корректировать трудности в чтении нужно, обеспечивая слаженную работу всех отделов мозга, активно подключая тело или т. н. сенсомоторный уровень.

Литература :

Логопедия - Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской

Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.

В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу. Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.

Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.

В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.

Термины

Дислексия – специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.

Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)

Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.

По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними. Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи. Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.

Упражнения

Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта)

Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.

Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.

Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста.

Вариант для детей.

Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.


Картинка к упражнению

ЛЕНА КАТАЕТСЯ.

На ________

На____ с____.

На___ с ____ ____.

Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь - специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки - практически сюрреализм.

Например - покосившийся якорь, посреди пустыни.


Пример карточек для игры

Суть игры-упражнения

  • Какие ассоциации приходят в голову?
  • Их нужно сформулировать в одной фразе - и озвучить ее остальным.
  • Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
  • Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.

Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.

  • Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
  • Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.

Игра-упражнение №3.

Вариант для детей.

Игра морской бой (позаимствована у Бобкиной О.Г. – логопед средней общеобразовательной школы №5 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края). Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.

Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.

Речевой материал:

Учитель/родитель: Учащиеся:

Е-1, Д-7, А-9 ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН

Е-8, Ж-4 СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ

Б-4, К-7 РЕГ, БЕ = БЕРЕГ

К-5, А-7 ЯК, МА = МАЯК

З-5, А-1 ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3 РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3 РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3 СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6, БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2 РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9 ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ


Игровое поле

Вариант для взрослых обучающихся.

Игра “Пожарный Крокодил”. Работаем над развитием наблюдательности, внимательности, навыков строить логические цепочки.

Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.

Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь представьте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более или менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц.

Для разминки: рукав, управление, пожар, действие, документ, партнер, парад

Словосочетания: пожарная каланча, материальный ущерб, пожарная команда, эскиз пожара.

Поговорки и пословицы

  1. За битого двух небитых дают
  2. Слезами горю не поможешь
  3. Сон на одном боку - тридцать шесть часов.
  4. Любишь кататься - люби и саночки возить
  5. Один в поле не воин
  6. Клин клином вышибают
  7. Слово не воробей - вылетит, не поймаешь
  8. Спит, как полковая лошадь.
  9. Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт
  10. Что сгорит, то не сгниет.
  11. Пожарный спит - Родина богатеет.
  12. Сколько волка не корми - он всё в лес смотрит
  13. Глаза боятся, а руки делают
  14. Метил в пятку, да в нос попал.
  15. Любишь говорить - люби и слушать.

Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер.

Причины трудностей обучения в школе и вузе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированы , то есть соответствовать механизмам проблем обучения и поведения в учреждении, выявляемым при комплексном нейропсихологическом обследовании, а также полу, возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.

Под дислексией понимается речевое нарушение, характеризующееся стойкой избирательной невозможностью освоить чтение при сохранном интеллекте и слухе.

Главной проблемой становится неспособность освоить буквы, умение читать слоги, слова, предложения и тексты. Часто неправильное прочтение слов ведёт к непониманию смысла

Эти проблемы создают серьёзные препятствия для школьного обучения ребёнка, так как для решения задач, выполнения проверочных заданий необходимо умение правильно и быстро читать. Расстройства чтения возникают вследствие несформированности высших психических функций, задействованных в данном процессе.

Нарушение чтения устраняет конкретный специалист - логопед. Рассмотрим, что такое дислексия у детей, какие виды и признаки этого нарушения речи можно выявить самостоятельно.

Симптомы дислексии

Симптоматика нарушения состоит из проявлений, имеющих прямое отношение к нарушению чтения. Также она включает комплекс нарушений сенсомоторных и познавательных функций, являющихся основой психологических аспектов затруднений процесса чтения.

Характерными проявлениями дислексии являются следующие:

  1. Неусвоение букв, неточное соотношение звуков с их графическими образами, проявляющееся в заменах либо смешениях (нескольких замен) фонем при чтении (п-т, ц-с, т, а-о, и, е, я).
  2. Побуквенное чтение - неправильное соединение букв в слоги, в слова. Буквы просто перечисляются последовательно.
  3. Ошибки в воспроизведении звукослоговой структуры слова.
  4. Неверное понимание прочитанного на уровне отдельного слова, предложения, текста.
  5. Аграмматизмы. Наиболее популярны ошибки согласования существительного с прилагательным, глаголом (например, красивуя книга, встала солнышко, дети гулял), нарушение падежных окончаний (на деревах) и другие.

Чтобы проверить ребёнка на предмет наличия этого нарушения речи, достаточно пройти логопедическое обследование, которое очень похоже на тестирование. Его может провести любой хороший логопед.

Нередко вместе с дислексией диагностируется дисграфия (стойкие и специфические орфографические ошибки на письме), хотя эти проблемы могут возникать и в отдельных случаях изолированно друг от друга.

Есть мнение, что дислексия - это психическое заболевание. Оно в корне неверно, как и термин лечение дислексии. С точки зрения психологии, при дислексии нарушены или частично недоразвиты психические функции, необходимые для осуществления процесса чтения.

В процессе чтения дети быстро устают, с трудом воспринимают прочитанное на слух. Психоэмоциональное состояние дислексика находится в угнетённом состоянии из-за осознания своего дефекта.

Может диагностироваться нарушение мелкой и крупной моторики, ребёнок плохо ориентируется в пространстве и на листе бумаги. Если дислексия не связана с умственной усталостью, она может диагностироваться на фоне достаточного или высокого уровня интеллектуального развития малышей.

Причины дислексии

Причины возникновения дислексии разнообразны - они бывают органическими, функциональными, биологическими, социальными. Анамнез детей с данным речевым нарушением включает много факторов, воздействующих на протяжении разных периодов развития ребёнка.

Дислексические расстройства часто вызваны органическим повреждением речевых центров коры головного мозга, задействованных в организации чтения, отставаниями в созревании этих участков мозга, неправильной их работой. Трудности чтения нередко спровоцированы продолжительными соматическими болезнями детей раннего возраста.

Отдельное место в появлении расстройства занимают социальные факторы, создающие неблагоприятный фон, провоцирующий появление проблем. Сюда входят неправильная речь близких, билингвизм (двуязычие), недостаточное внимание родителей к речевому развитию детей, ограниченное, скудное общение с ребёнком, неблагоприятная обстановка в семье.

Если у ребёнка имеются патологии устной речи (ФФН, ОНР), с большей долей вероятности можно будет сказать, что он будет страдать от дислексии и дисграфии.

В сложных случаях дислексические расстройства могут появиться в составе тяжёлого комплексного нарушения. Например, при умственной отсталости, задержке психического развития, минимальной мозговой дисфункции, у лиц со зрительными или слуховыми дефектами, детским церебральным параличом.

По сути, существуют две глобальных причины дислексии: врождённая и приобретённая. По данным исследований специалистов, в её появлении большую роль играет наследственность - да, дислексия передаётся по наследству.

Частая этиология дислексии:

  • Минимальная мозговая дисфункция;
  • Гипоксия плода и асфиксия в родах;
  • Преждевременная отслойка плаценты;
  • Желтуха у новорождённых;
  • Гемолитическая болезнь плода;
  • Токсическое воздействие на плод алкоголя, никотина и лекарственных препаратов;
  • Перенесённые ребёнком или матерью во время беременности инфекционные заболевания (грипп, корь, краснуха, ветряная оспа, герпес, полиомиелит), нейроинфекции;
  • Последствия черепно-мозговой травмы;
  • Органическое поражение речевых зон головного мозга.

Также на развитие дислексии может повлиять двуязычие в семье, педагогическая запущенность ребёнка, дефицит общения, необдуманное следование родителями методикам раннего развития, слишком раннее обучение грамоте или неправильно выбранная методика формирования чтения.

Мнение эксперта

Буйнова Надежда Валерьевна

Детский логопед, опыт работы более 20 лет

Не бывает дислексии у дошкольников! Чтобы поставить этот диагноз, нужно сначала попытаться научить ребёнка читать, а делают это с 7 лет. Раньше не считается. Если вам поставили такой диагноз в дошкольном возрасте, стоит обратиться к другому специалисту. В норме он уместен к окончанию 2 класса начальной школы.

Приобретённая форма чаще встречается у взрослых, как следствие инсульта. Людям приходится заново учиться читать и писать. О ней мы расскажем чуть ниже.

Виды дислексии

Нарушение речи можно классифицировать по нескольким типам. Классификация по ведущим проявлениям:

  1. Вербальная форма – отмечаются трудности с прочтением слов.
  2. Литеральная форма – возникают проблемы с усвоением букв (литер).

Также производится классификация по дефектным механизмам процесса чтения и симптомам. Так выделяют шесть форм дислексии:

Фонематическая

Нарушены процессы синтеза и анализа, восприятия фонем. Нарушение характеризуется побуквенным чтением, ребёнок заменяет или смешивает между собой глухие и звонкие, шипящие и свистящие звуки, добавляет, пропускает и переставляет звуки и слоги (вместо пишет – пищит, вместо бабочка – папочка, лопата – лотапа, утка – тука). Он может пропускать согласные при их стечении (марка - мара), вставлять лишние гласные там, где они не предусмотрены (легла – легала).

При коррекции фонематической дислексии логопед развивает у ребёнка все стороны речи, а также память, внимание, речевое мышление. Дислексик учится проводить звукобуквенный и звукослоговой анализ слов.

Семантическая

Семантическая дислексия проявляется в не сформированном слоговом синтезе: ребёнок имеет бедный словарь, не может усвоить синтаксические связи в предложении. Чтение носит «механический» характер, читающий может иметь хорошую технику чтения, но не понимает смысла прочитанного. Он не устанавливает между словами никакой связи, воспринимая их, как набор отдельных слов.

То же самое происходит со сложением слогов в слово – ребёнок не может узнать слово, воспринимает его, как набор слогов или звуков. Встречается у детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития (ЗПР), минимальной мозговой дисфункцией (ММД).

При семантической форме речевого нарушения наполняют лексикон младшего школьника, помогают ему освоить грамматику родного языка, слоговой синтез.

Аграмматическая

Недоразвит грамматический строй речи, ребёнок при чтении допускает ошибки в согласовании слов по родам, падежам и числам, сохраняя их на письме и в обычной речи, неправильно читает части слова (суффиксы, приставки, окончания), неверно согласует слова в предложениях (у магазинах, пять дятла, лесное поляна, выпала листва).

Коррекция аграмматической дислексии включает в себя формирование правильных норм языка, умения образовывать и изменять слова. При мнестической дислексии формируют зрительный гнозис, слухозвуковую память.

Мнестическая

При мнестической дислексии нарушена речевая память, ребёнок с трудом соотносит букву и звук друг с другом, не запоминает их. Вследствие этого он смещает и заменяет буквы при чтении, сокращает количество букв в слове, не может воспроизвести 3–5 последовательно произнесённых звуков или слогов.

Оптическая

Читающий заменяет или смешивает похожие между собой буквы (п-д, б-д, з-в), при чтении соскальзывает со строчки на строчку. Может проявляться «зеркальным чтением» букв справа налево.

Тактильная

Тактильная дислексия встречается у слабовидящих и незрячих людей, которые пропускают буквы и слоги при чтении азбуки Брайля, соскальзывают со строки на строку, при пересказе искажают смысл прочитанного. Если ребёнок страдает от тактильного типа, у него развивают ориентирование в пространстве, тактильное восприятие предметов и схем.

Устная речь детей с дислексией часто далека от идеала, имеет множество грамматических ошибок, дефекты звукопроизношения, в ней встречаются несвязанные между собой высказывания, неправильно употреблённые слова.

Прогноз дислексии при органическом поражении головного мозга – требуется усердная коррекционная работа по формированию выпавших этапов процесса чтения.

Если дислексия у младших школьников вызвана педагогической запущенностью, билингвизмом, ранним обучением чтению, дефицитом речевого общения, можно рассчитывать на полную коррекцию дефекта при совместной работе родителей ребёнка с логопедом, психологом.

Диагностика дислексии

Нередко распознать это речевое нарушение получается поздно: в 3–4 классе начальной школы. К сожалению, если ребёнок путает слоги в слове не все учителя и родители задаются вопросом почему это происходит. Все симптомы речевого нарушения относят к лени и невнимательности ребёнка, отсутствия у него прилежания - выявить проблему удаётся не сразу.

При выявлении симптомов дислексии, описанных выше, ребёнка следует обследовать у логопеда, психолога, психоневролога, детского невропатолога. Начать стоит именно с логопеда, каждый специалист этой цепочки знает, как лечить (корригировать) своё направление проблемы.

Диагностика дислексии включает в себя несколько параметров, анализируемых специалистами:

  • анамнез (течение беременности и родов у матери, перенесённые заболевания);
  • успеваемость по русскому языку;
  • состояние органов артикуляции;
  • степень развития мелкой моторики;
  • сформированность лексики, грамматики, фонематики, звукопроизношения, связной речи;
  • состояние письменной речи (списывание с образца, письмо под диктовку, самостоятельное письмо);
  • уровень освоения чтения (темп, правильность, способ чтения, осмысление текста, наличие типичных ошибок);
  • состояние анализа и синтеза речи;
  • уровень сформированности зрительного распознавания букв;
  • состояние ориентировки в пространстве.

В диагностическое обследование может включаться консультация офтальмолога с проверкой зрения и невропатолога с проведением электроэнцефалограммы.

Дислексия у взрослых

Обычно дислексия у взрослого является следствием не оказанной логопедической помощи в детстве. Зачастую, она появляется в зрелом возрасте при появлении у человека расстройства интеллектуальной сферы, или когда нарушение затрагивает область слухового восприятия информации. Это провоцирует возникновение трудностей, так как сигналы, поступающие в мозг, искажаются, обрабатываются неточно.

Также проблемы с чтением могут появляться вследствие полученной травмы или пережитого психологического потрясения. Дислексия, возникшая у взрослого человека, приводит к дезадаптации. Поэтому важно своевременно обратиться к логопеду и получить эффективную помощь в преодолении данного нарушения.

Признаки дислексии у взрослого:

  • Неправильное, искажённое произношение сложных, длинных или малознакомых слов.
  • Ошибки при чтении графически сходных слов.
  • Безграмотное письмо, множественные грамматические ошибки, бедность словарного запаса, сложность в написании писем, заявлений и других самостоятельных высказываний.
  • Низкая скорость чтения и трудности при запоминании прочитанного.
  • Трудности при простейших арифметических вычислениях. Они могут быть признаками дискалькулии.

Люди, имеющие дислексию, нуждаются в постоянном наблюдении специалистов. Проведя полное обследование, логопед разрабатывает план коррекционной работы, опираясь на индивидуальные особенности человека и тяжесть нарушения.

Коррекция дислексии

Помимо негативного воздействия на успеваемость школьника, дислексия отрицательно влияет на становление его личности. Затруднения при освоении чтения способны спровоцировать появление таких свойств личности, как неуверенность в себе, стеснительность, тревожность, мнительность, замкнутость либо, агрессию, раздражённость, негативизм. Поэтому, особая роль принадлежит раннему обнаружению и коррекции этого нарушения.

Если обратиться к логопеду при обнаружении первых признаков дислексии, можно минимизировать её проявления. Чем позже будет проводиться коррекционная работа, тем больше времени потребуется на устранение данного нарушения.

Для устранения нарушения чтения необходима единая система коррекционного воздействия, так как очень часто дисграфия, дислексия, дизорфография существуют не изолированно, а чаще всего сопровождают друг друга.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Развитие и совершенствование фонематического восприятия (умение выделять заданные звуки, различать близкие по звучанию звуки, например: с-ц, ч-щ, р-л), не только в устной речи, но и в письменной. Данная работа проводится с участием речедвигательного анализатора, поэтому одновременно с развитием фонематического слуха осуществляется работа над звукопроизношением;
  2. Работа над звукопроизношением – устранить недостатки, отработать артикуляцию, сформировать правильное дыхание, автоматизировать звуки в связных высказываниях, научить различать близкие по звучанию звуки;
  3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Основными видами данной работы являются: выделение из текста предложений, из предложения - слов, из слов - слогов и звуков, такой анализ сопровождается составлением различных схем, упрощающих понимание основных терминов русского языка;
  4. В коррекционной работе большое значение придаётся развитию психических процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти. Для этого рекомендуются различные задания и дидактические игры. Например: «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Сад-огород», «Заполни фигуры буквами», «Собери животное», «Подбери по форме» и т.д.
  5. Уточнение значений, имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи; знакомство с различными способами словообразования и словоизменения. Развитие и дальнейшее совершенствование грамматического оформления речи на основе овладения предложениями различных синтаксических конструкций: простыми и сложными.
  6. Совершенствование связной речи, работа над предложением, как основной речевой единицей. Обращаем внимание на знаки препинания, что активизирует ученика на правильную интонацию при чтении. С разными интонациями можно читать одно и то же предложение. Прочитать текст по-разному, например: медленно – как черепашка, трусливо – как зайка, певуче – как птичка, громко – как медведь и другие виды работы.

Существует несколько методов коррекции дислексии у школьников. Наиболее популярными являются метод Рональда Дейвиса и методика А.Н. Корнева.

Метод Рональда Дейвиса

Рональдом Д. Дейвисом разработал метод устранения дислексии и открыл первую клинику по проблемам чтения.

Уникальность метода состоит в том, что он помогает дислексику научиться контролировать проявления дезориентации или отсутствия внимания, научает воспринимать самые трудные и сложно написанные символы и слова, а затем переводить их в воображении в образы, благодаря чему заполняются пропуски в восприятии.

Метод основан на визуальном, а не вербальном мышлении. Он содержит три основных этапа:

  1. Обучение «контролированию» алфавита и языковых знаков, например: путём вылепливания их из пластилина. Когда ребёнок самостоятельно лепит буквы, он осязает их, представляет их образ, что улучшает его почерк.
  2. Обучение «контролированию» абстрактных слов, образ которые у дислексика отсутствуют.
  3. Формирование навыка последовательности и понимания в процессе чтения.

Метод Дейвиса не просто обучает письменной речи, он формирует навыки самоорганизации: развивает чувство времени, порядка и длительности, учит концентрироваться.

Методика А.Н. Корнева

Она называется «Коррекция стойкой неспособности овладения чтением и письмом» и используется для коррекции дислексии у младших школьников.

Методика нацелена на раннее выявление недостаточной сформированности процессов, необходимых для освоения школьной программы, речевого развития детей. Ho эти тесты часто применяются педагогами при организации работы с дислексиками.

Упражнения по коррекции дислексии

Обучение письменной речи - это самый сложный период школьного обучения. Число школьников, допускающих множественные специфические ошибки, постоянно увеличивается. Часто эти ошибки связываются взрослыми с рассеянностью.

Специальная работа по преодолению дислексии строится на выполнении специальных упражнений, нацеленных на становление всех речевых сторон. Помимо этого, упражнения воздействуют на развитие мелкой моторики, психических процессов, а также нормализуют эмоционально-волевую сферу. Они формируют зачатки для верного становления письменной речи, повышают уровень общего развития, обогащают словарь, совершенствуют языковое чутьё.

Упражнения по развитию фонематических процессов

Упражнения тренируют фонематический слух, восприятие, память. Они формируют умение вычленять заданную фонему из слова, определять их количество в словах, навык подбора слов с заданным числом фонем.

Дифференцировать оппозиционные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые согласные звуки. Различение осуществляются по такому алгоритму: послушать, произнести, различить, записать. На этапе проговаривания слогов нужно подключить кинестетический анализатор, например: на звонкие фонемы поднимать руку, а на глухие опускать.

Определять звонкость звуков. После усвоения различия в артикуляции звонких и глухих фонем, готовятся таблички с их условным обозначением. На одной нужно нарисовать треугольник, на другой нарисовать кружок. ребёнку предлагается послушать слова, определить, на какой звук они начинаются, поднять подходящую карточку. После устной отработки слова записываются или в два столбика, или только с глухими согласными, или только со звонкими согласными.

Назвать слово, отличающееся от других. Различение на слух близких по акустическим параметрам фонем, точное повторение всех слов с ними.

Игры с мячом. Они нацелены на формирование фонематических процессов, общей и мелкой моторики, на пространственную ориентировку, регуляцию целенаправленных движений, совершенствование меткости, ловкости. Благодаря им активизируются внимание, нормализуется поведенческая сфера:

  1. «Мне известно много слов». Ребёнку нужно произнести несколько слов на определённую тему или начинающихся с конкретного звука, при проговаривании каждого слова можно использовать мяч, стучать им об пол при произнесении.
  2. «Всезнайка». Взрослый задаёт вопрос, передавая мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопрос развёрнутой фразой. Все слова в ответе начинаются с одного определённого звука.
  3. «Счетовод». Взрослый говорит слово, кидает мяч. Ребёнку нужно поймать мяч, посчитать число звуков в слове и сказать слово, содержащее аналогичное число фонем, бросив мяч обратно.

Упражнения для развития речевого аппарата и голоса

Упражнения, развивающие артикуляционную чёткость, дыхание, голос влияют на успешность усвоения школьного материала. Они строятся на проговаривании скороговорок, ритмических текстов, стихотворений, подразумевают точное повторение услышанного, позволяют прочувствовать речевой ритм и темп.

Недостаточная активность артикуляторных органов, точность выполнения заданных укладов, нарушенное дыхание приводят к трудностям обучения. Работа по развитию речевого аппарата содержит упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики. Выработка верного выдоха оптимизирует работу кровеносной системы, благоприятно влияет на работу всего организма.

Плавное дыхание позволяет расслабиться и сконцентрировать внимание. Дыхательный ритм - единственный из ритмов тела, который человек способен осознанно контролировать и активно регулировать. Дыхательные упражнения можно выполнять на любом этапе занятия. К ним относятся игра на духовых музыкальных инструментах, пускание мыльных пузырей, имитирование естественных процессов: сосания, зевания, кашля.

Отдельное место в развитии артикуляторных органов принадлежит работе над скороговорками. Она решает множество задач: совершенствование фонематических процессов, уточнение артикуляционного уклада фонем, отработку артикуляционной чёткости, длительного, правильного выдоха, развитие памяти, ликвидацию боязни проговаривания сложных слов, обеспечение положительного психологического настроя. Она позволяет уловить речевой ритм, темп, содействует повышению скорости как устной, так и письменной речи.

Упражнения по формированию мелкой моторики

Упражнения, развивающие моторику рук, способны улучшить эмоциональное состояние, развивают память, речь. Для формирования мелкой моторики можно применять массаж, пальчиковую гимнастику, игры, штриховку, лепку, рисование. Оригами так же подойдёт:


Упражнения на совершенствование зрительного восприятия

Для развивающей работы над зрительными процессами хорошо подходит выполнение корректурных проб. Они необходимы для коррекции зрительного внимания, восприятия, создания визуального образа буквы.

  • «Муха». В центре квадрата, разбитого на ячейки, изображается муха. Взрослый диктует пути её перемещения, например, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз и т. д. Вначале ребёнок передвигает пальцем по клеткам, затем мысленно представляет её передвижение. На завершающем этапе ребёнок с закрытыми глазами должен представить путь и сказать, в какой клетке нужно остановиться.
  • «Вверх ногами». Лист с напечатанным текстом разворачивается на несколько градусов. Ребёнок должен прочитать текст не поворачивая головы.
  • «Узнай с полубуквы». Верхняя либо нижняя половина строки прикрывается белым листом бумаги или заклеивается часть строки, ребёнок должен прочитать предложение. Эта проба формирует визуальный образ букв, умение быстро прочитывать одно или одновременно несколько слов.
  • «Хромой текст». ребёнку предлагается прочитать предложения, которые напечатаны двумя шрифтами. Объяснить смысл их. Отметить специфику написания. Прочитать, что изображено печатным шрифтом, а что курсивом. Списать слова, напечатанные одинаковым шрифтом. Прочитать получившееся предложение.

Методы профилактики

Профилактикой дислексии следует заниматься задолго до начала школьного обучения. Предупреждение намного лучше лечения.

Что делать? Ведущий приём – игры на развитие мышления, памяти, внимания. Часть из них мы описали выше. Важно предоставить ребёнку как можно больше разных образов – изображений предметов, схем, букв в виде красочных картинок. Упражнения для профилактики и коррекции можно проводить в домашних условиях.

Буквы можно лепить из пластилина, выкладывать шерстяной ниткой на бархатной бумаге, счётными палочками на столе. Все эти образы откладываются в детском подсознании, и формируется представление о букве, наполняется словарный запас.

Очень полезно чаще читать ребёнку вслух, даже если он сам начал читать. Лексикон, употребление ярких эпитетов, правильное построение фраз, согласование слов в предложениях, - всему этому дети учатся, слушая лучшие произведения художественной литературы.

Чтобы у детей не страдала успеваемость, они не испытывали психологический дискомфорт, нужно как можно раньше начинать профилактику и коррекцию дислексии. Это самый лучший вариант как помочь ребёнку обойти стороной этот неприятный диагноз.

Таким образом, дислексия является нарушением письменной речи, а именно, процесса чтения. Наиболее часто она содержится в составе сложных нервно-психических и речевых нарушений. Но стойкие расстройства процесса чтения встречаются и у лиц с сохранным интеллектом, нормально развитой устной речью, ненарушенными зрительным и слуховым анализаторами, имеющих недоразвитость отдельных психических процессов.

Дислексия чаще бывает у школьников, но иногда она возникает у взрослых людей. Своевременное выявление нарушения, правильно организованная работа специалистов по её коррекции позволяют добиться полного устранения данного нарушения.

Тема: Звуки «Р - РЬ». Фонетический рассказ «Сорные куры»

Цель: развитие навыков осознанного и выразительного чтения

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательная: расширить представления детей о птицах.
  2. Коррекционно-развивающая: развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, произвольное внимание, мышление; пополнить словарь.
  3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать интерес к слову, умение оценивать свою деятельность.

Оборудование: презентация «Чей звук?», предметные картинки, карточки для индивидуальной работы, цветные карандаши

Ход занятия

I. Организационный момент.

Внимание! Проверьте,
Готовы ли вы начать урок.
Всё ли на месте, всё ли в порядке -
Ручка, карандаш, тетрадка.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели внов ь прийти.

Логопед: - Ребята, назовите какой сегодня день недели? Месяц? Какой это по счету зимний месяц?

II. Основная часть.

1. Дыхательная гимнастика. Игра «Чей звук?»

Логопед: - Ребята, тихо сели, закрыли глазки и спокойно подышали носом.
Логопед: - Теперь делаем глубокий вдох носом, выдыхаем ртом, вытянув губы трубочкой. Вы отдыхаете, а ваши ушки внимательно слушают. (Презентация «Чей звук?»: звуки летящего вертолета, грома, моря, барабанной установки)
Логопед: - Назовите звуки, которые вы услышали.
Логопед: - Послушайте слова: вертолёт, гром, море, барабан. Какие звуки при произношении я выделила голосом? (звуки «р», «рь»)
Логопед: - Сегодня на занятии мы с вами будем работать со звуками «р», «рь» и буквой «Р»

2. Игра «Замени букву»

Логопед: - На доске напечатаны слова. Замените в них выделенную букву на букву «р» и прочитайте новые слова.



Логопед: - Назовите лишнее слово в каждом столбике. Почему вы так думаете?
(Лишнее слово - рычать , т.к. оно обозначает действие, а остальные слова называют предметы; рот , т.к. звук «р» стоит в начале слова, а в остальных словах в середине)

3. Сообщение темы занятия.

Логопед: - Сегодня на занятии мы познакомимся с фонетическим рассказом. Фонетическим рассказ назван потому, что в нем много слов с определенным звуком. Как вы думаете, о каком звуке идет речь? (О звуке «р» )

4. Игра «Дешифровщики»

Логопед: - Ребята, для того, чтобы узнать название рассказа вы должны разгадать шифр. Впишите в алфавитном порядке недостающую букву. Из вписанных букв составьте слова.
Р. Т, . П Р, П. С, Л М., Ъ. Ь, Г Д.
Й. Л, . Ф Х, О П., Щ Ъ.
(сорные куры)

5. Работа со слоговыми таблицами.

Логопед: - Перед тем, как приступить к чтению текста, необходимо потренировать речевой аппарат. Для этого прочитаем слоговую таблицу.

  • дети вместе читают таблицу вполголоса, «для себя»;
  • игра «ЛОТО» (логопед читает слог, а дети находят его и закрывают фишкой);
  • заключительный этап работы с таблицей: дети читают вслух по заданию логопеда: первый столбик, третью строчку, по диагонали, четвертый столбик
КЕРЫ ГРА РЮКУ ОРОР ВТОР
РГЫП ВИТОРЬ АРЬ РЫС АЗАР
РЁК ОРС ТРО РАЛИ ОРО
АКР РУ РЮ АРТ МЕР
ЕРЬ ТРАМ ПРЯ ОРЕ РЕЗЬ

6. Физминутка.

Логопед: - Давайте отдохнем.
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши - ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто дует ветер южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.

7. Знакомство с фонетическим рассказом «Сорные куры»

Логопед: - Ребята, послушайте рассказ. Если какие-то слова окажутся для вас непонятным и, запомните их. После прочтения мы их объясним.

СОРНЫЕ КУРЫ

Оказывается, у простой курочки Рябы есть на свете много разных родственников. К куриной родне относятся и куропатка, и тетерев, и глухарь. Даже маленький перепел приходится курице прямым родственником.

Все перечисленные птицы производят потомство одинаково. По много дней подряд они согревают яйца своим теплом.

Но в Австралии живут особые, сорные куры. Они устраивают интересный инкубатор: сгребают в кучу разный сор или зарывают яйца в горячий морской песок. В таком инкубаторе быстро появляются шустрые птенцы, которые в первый же день принимаются летать.

(Словарная работа: Ряба и сорные-породы (вид) кур, имеющих определенный окрас; инкубатор - специальное место для выведения птенцо в)


СОРНЫЕ КУРЫ

Оказывается, у простой курочки Рябы есть на свете много разных родственников.

К куриной родне относятся и куропатка, и тетерев, и глухарь.

Даже маленький перепел приходится курице прямым родственником.
Все перечисленные птицы производят потомство одинаково.
По много дней подряд они согревают яйца своим теплом.
Но в Австралии живут особые, сорные куры.
Они устраивают интересный инкубатор: сгребают в кучу разный сор или зарывают яйца в горячий морской песок.

В таком инкубаторе быстро появляются шустрые птенцы, которые в первый же день принимаются летать.

8. Игра «Верно - неверно»

Логопед: - А сейчас мы проверим насколько хорошо вы поняли и запомнили текст.
Прочитайте предложения и если оно верное, поставьте «+», если неверное « - «.


(Дети читают самостоятельно, затем следует проверка и исправление ошибок)

9. Игра «Найди слово»

Логопед: - Прочитайте имена прилагательные. Найдите в тексте о ком или о чем так говорится.

Маленький
Интересный
Горячий
Шустрые

(маленький перепел, интересный инкубатор, горячий песок, шустрые птенцы)

10. Игра «Самый внимательный»

Логопед: - Найдите в тексте два слова с буквой «р» в начале и обведите простым карандашом.

Найдите два слова с буквой «р» в середине и подчеркните.
- Найдите два слова с буквой «р» в конце и подчеркните волнистой линией.
- Прочитайте слова.

Логопед: - Найдите в тексте два слова, в которых звук «Рь» звучит мягко и подчеркните их зеленым карандашом; два слова, в которых звук «Р» звучит твердо и подчеркните их синим карандашом. Прочитайте слова.

III. Заключительная часть.

Логопед: - Как назывался фонетический рассказ, который мы с вами читали? Какой звук чаще всего встречался в словах? Какое новое слово вы узнали? Оцените свое настроение с помощью эмоциональных карточек. Выберите карточку соответствующую вашему настроению.

Логопед: - Занятие закончено. Всем спасибо.

Список использованной литературы:

1. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. - Ярославль. «Академия развития», 1988. - 240 с.

2. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звуки Р - РЬ. - М.: «АРКТИ», 2004. - 33 с.