Чучело краткое содержание по главам. Сочинение по «Чучело» В.Железникова

Владимир Карпович Железников

«Чучело»

Маленький старинный городок на берегу Оки. Пожилой Николай Николаевич Бессольцев уже несколько лет живёт один в столетнем фамильном доме с мезонином и четырьмя балконами.

Он переехал туда после смерти тётки. Став вдовцом, долго болел и часто вспоминал картины своего прадеда — крепостного художника, целая коллекция которых была собрана поколениями Бессольцевых. Николай Николаевич продолжил эту традицию, решив собрать все работы прадеда. Он тратил на это все свои деньги, а сам ходил в пальто с заплатками на локтях, за что дети прозвали его Заплаточником.

Однажды к нему приехала внучка Ленка — нескладный длинноногий подросток с подвижным лицом, которое украшал большой, вечно улыбающийся рот. Её сразу очаровал дом с четырьмя балкончиками, однако вскоре случилась та самая история.

Ленка примчалась домой в слезах и начала собирать вещи. Она хотела уехать из города навсегда. Уговоры не помогли — Николаю Николаевичу пришлось купить билет на пароход. У касс речного пароходства Ленку встретила группка одноклассников. Они начали обзывать девочку Чучелом, а вечером Ленка рассказала деду обо всём, что с ней случилось.

Шестой класс встретил Ленку насмешками. Узнав, что новенькая — внучка Заплаточника, ребята уже не стеснялись и прозвали Ленку Чучелом — «рот до ушей, хоть завязочки пришей». Ленка же думала, что её новые друзья просто шутят, и смеялась вместе со всеми. Из всего класса особенно выделялась сплочённая группка, возглавляемая Мироновой. За сильную волю и принципиальность эту девочку называли Железной Кнопкой. Она беспощадно наказывала всех, кто поступал, по её мнению, неправильно. Ещё в этой компании был мальчик Валя, считающий, что главное в жизни — деньги. Он стремился добыть их любой ценой. Лохматый считал, что всё можно решить силой — это был самый сильный мальчик в классе, сын лесничего. Над Рыжим все смеялись только потому, что он был рыжим. Сам Рыжий боялся пойти против группы и смеялся громче всех. Девочка Шмакова была самой красивой и нарядной в классе. Хитрая, кокетливая и изворотливая, она соблюдала только свои интересы и любила заводить себе «рабов». Таким «рабом» был верзила Попов. Он ходил за Шмаковой, словно был к ней привязан, и выполнял любые её капризы. Ещё один мальчик, Васильев, не был злым, но, как и все, подчинялся Железной Кнопке.

Димка Сомов тоже примыкал к этой компании, но Мироновой не подчинялся. Самый умный мальчик в классе, он держался независимо, и даже в «рабы» Шмаковой не попал. Рядом с ним и села Ленка. Дима ей понравился — он был похож на скульптуру в местном парке под названием «Спящий мальчик». К тому же, он единственный заступился за неё. Их классная Маргарита Ивановна в то время выходила замуж, была влюблена и ничего вокруг себя не замечала.

В тот день Маргарита Ивановна объявила, что класс поедет на экскурсию в Москву, а она поедет вместе с ними — её жених жил в Москве. Тут Димка и придумал не брать деньги у родителей, а заработать на экскурсию самим. Класс подхватил идею, и дети начали подрабатывать — собирать яблоки, подметать улицы и даже клеить игрушки на местной фабрике. Теперь в группе заправлял Димка Сомов. Он где-то раздобыл огромную фарфоровую копилку и складывал туда заработанные деньги. Ленке разрешили присоединиться к группе, она даже подружилась с Димкой.

На фабрике игрушек Дима спас Ленку. Дети клеили морды зверей, и Ленка примерила на себя заячью голову. Тогда остальные тоже надели морды и обступили девочку. Она оказалась в окружении странных и жутких зверей, испугалась и позвала Диму. Он разогнал одноклассников, но Ленке долго потом казалось, что Лохматый — это медведь, Валька — волк, Шмакова — лиса, а она сама — бедный зайчишка.

Однажды она и Дима застали одноклассника Вальку за позорным делом — он ловил по улицам бесхозных собак и отводил на живодёрню, по рублю за штуку. Дима отобрал у Вальки несчастную собачонку и пригрозил, что расскажет всем о его «живодёрном» промысле. За Вальку заступился его старший брат. Он недавно пришёл из армии и тоже ловил собак. И тут Ленка впервые увидела, как Дима, такой правильный и смелый, испугался, как его лицо «перевернулось» от страха.

Наступили осенние каникулы. Пришло время разбить копилку. Последним уроком четверти была физика. Ворвавшись в класс, ребята увидели на доске написанное классной сообщение о том, что урок физики заменён на урок русской литературы. После уроков Дима запланировал «шефскую» работу в детском саду, но бесплатно никто работать не желал. Одним из первых отказался от шефства Валька. Дима хотел рассказать всем о том. что Валька — живодёр, но тут в класс вошёл его брат. Он пригрозил Димке, и тот снова испугался. Потом Валькин брат стёр надпись с доски и удалился. Класс посчитал себя свободным — объявление кто-то стёр, и они его не читали.

Ребята отправились в кино. В классе осталась только Шмакова со свои верным «рабом». По дороге в кино Ленка упала, разбила коленку и пошла в школьный медпункт, а Димка вспомнил, что оставил в классе копилку, и вернулся за ней. Здесь его и застала Маргарита Ивановна. Она спросила, где остальные, почему не на уроке, начала ругать Димку, назвала его трусом, и мальчик не выдержал — рассказал всю правду. Это слышали Шмакова с Поповым, спрятавшиеся под парту, и Ленка, проходившая мимо класса. Весь вечер Ленка ждала, что Димка расскажет ей об этом, но тот молчал. Молчала и Шмакова.

Утром школа наполнилась нарядными детьми — все собирались в Москву. В класс вошла Маргарита Ивановна и сказала, что для них экскурсия отменяется «за сознательный срыв урока». Самой классной директор объявил выговор, но в Москву отпустил. Класс начал возмущаться такой несправедливости, забыв, что Маргарита — их учитель. Классная вышла из класса обиженная, напоследок грохнув об пол копилку.

Деньги разделили между собой. Потом Железная Кнопка начала выяснять, кто их предал, и вспомнила, что Димка возвращался за копилкой. Он испугался, но подозревать вскоре стали Попова — у него был повышен пульс. И тогда Попов намекнул, что знает кое-что интересное, и Димку снова «перевернуло» от страха. Ленка всё ждала, когда же Дима признается, но увидев его страх, девочка взяла вину на себя. Васильев не поверил Ленке, а вот Миронова поверила сразу и объявила Чучелу бойкот. Это слово услышала внезапно вернувшаяся Маргарита, но вникать не стала — мысленно она уже была в Москве с женихом.

Травля началась сразу после уроков. Ленку гоняли по городу с криками «Сжечь Чучело!», стремясь унизить. Бить девчонку не хотел только Васильев, но и он не пошёл против Железной Кнопки. Досталось и Димке — он посмел заступиться за Чучело и тоже попал под бойкот. Вечером того же дня Ленка призналась Диме, что слышала его разговор с классной, а вину на себя взяла потому, что хотела его защитить. Димка пообещал признаться, но время шло, а он всё не мог набраться храбрости. О невиновности Ленки знали только Шмакова и Попов, но они молчали — Шмакова вела свою игру. Ей было интересно, как выкрутится непокорный Димка, а поступок Ленки она понять не могла.

Слушая внучку, Николай Николаевич вспомнил вечер, когда принёс в дом картину «Машка». На ней прадед Бессольцев изобразил свою младшую сестру. Оказалось, что стриженная наголо девочка с картины очень похожа на Ленку. Николай Николаевич был рад этой картине и не заметил, что происходит с внучкой. Он вспомнил, как Ленку пугали через окно, надев медвежью голову. Николай Николаевич успел сдёрнуть маску, а под ней оказался Дима Сомов. Ленка тоже увидела его, решила, что Димку заставили, и полетела спасать — дед не успел её остановить. Потом он смутно слышал крики, но даже не предположил, что это одноклассники травят Ленку, как волчья стая.

Девочка вернулась домой в грязном платье, без сил и очень разочарованная. Она заглянула в окно Димкиного дома и увидела, что её друга вовсе не пытают. Там, в светлой, чистой комнате, у Димки в гостях была вся компания во главе с Мироновой. Они пили чай и смотрели телевизор. В глубине души Ленка начала понимать, что признаваться Сомов не собирается. Девочка схватила камень и бросила в окно. Разбив стекло, камень упал в лужу и забрызгал Ленкино платье грязью.

На следующий день Ленка развешивала во дворе выстиранное платье, когда к неё подошёл Димка. Он назвал себя подлым трусом, попросил Ленку подождать ещё немного и поцеловал. Это увидел Валька. Он заскочил во двор, схватил выстиранное платье и умчался рассказывать новость Железной Кнопке. Димка понёсся за ним, Ленка — следом. Димка зашёл «в сарай, где собралась мироновская компания». Они хохотали над Рыжим, напялившим Ленкино платье. Сначала они напали на Димку, и тот храбро защищался, даже пытался забрать платье у Рыжего. А потом Димка сказал Мироновой, что виноват он, но прозвучало это не как утверждение, а как предположение. Компания радостно загудела: появился новый объект для травли, и Димка не выдержал, испугался, превратил своё признание в шутку, сказал, что просто пожалел несчастную Бессольцеву.

Ему не поверили, и Ленка бросилась на помощь. Глядя в глаза Димке, она ещё раз взяла на себя его вину. А Димка молчал. Ленка потребовала назад своё платье. Рыжий снял его, и ребята начали перекидывать платье друг другу, а Ленка крутилась между ними, «как белка в колесе». Наконец платье попало в Димкины руки, но он не отдал его Ленке, а перекинул Мироновой. И тут Ленка ударила Сомова по лицу. Одноклассники навалились на девочку, скрутили её, и с воплями «Сжечь Чучело» вытащили в сад.

Железная Кнопка и Шмакова откуда-то приволокли чучело на длинной палке, одетое в Ленкино платье, с большими глазами и ртом до ушей. На его шее висела табличка с надписью «Чучело предатель». Палку воткнули в землю, а потом Миронова заставила Димку поджечь чучело-Ленку. Когда оно загорелось, девочка вырвалась из держащих её рук и бросилась тушить огонь — ей казалось, что горит она сама. После этого Ленка почувствовала перемену в себе — она перестала бояться.

Утром наступил последний день каникул. Ленка ждала на пристани Маргариту Ивановну. Девочка надеялась, что классная расскажет всем правду, раз уж Димка не смог. Маргариту она встретила, но та приехала с молодым мужем. Заметив наконец Ленку, учительница даже не вспомнила про страшное слово «бойкот» услышанное ею в классе перед отъездом. В класс Ленка пришла только чтобы попрощаться.

Все время, пока длился рассказ Ленки, у Сомовых веселились — Димка справлял день рождения. Ленка окончила рассказ, и тут в комнату вошёл Васильев. Он увидел собранные чемоданы и обвинил девочку в трусости. И тогда Ленка решилась. Она надела прожжённое платье и остриглась наголо, чтобы по-настоящему походить на чучело. В таком виде она и явилась к Димке на праздник. К тому времени у Сомова осталались только близкие друзья — мироновская компания. Увидев нежданную гостью, «все безмолвно ахнули», а Димку перекосило от страха. Она посмотрела в глаза всем, кто её травил и обижал, сказала каждому то, что должна была сказать. Поведала всей компании о Вальке-живодёре, а потом развернулась и ушла.

Сразу после этого хотел слинять и Валька, но Лохматый его задержал. От страха Валька проговорился, что это его брат с дружками ранили однажды лесничего — отца Лохматого. За Вальку никто не заступился. Постепенно все разошлись, кроме Шмаковой и Попова. Тогда-то Шмакова и рассказала Димке, что давно уже всё знает. Она рассчитывала, что Сомов, сын главного хирурга, станет её «рабом». И тут не выдержал Попов. Он выскочил из дома, догнал Железную Кнопку и выложил ей всю правду о Димке.

Проснувшись утром, Николай Николаевич решил, что уедет вместе с Ленкой, а свои бесценные картины подарит местному музею. Себе Бессольцев решил оставить только «Машку». На пристани Ленка увидела, как мироновская компания гонит Димку, а тот убегает, трусливо прижимаясь к заборам. Ленка бросилась следом. Сомова загнали в класс, Ленка вошла после всех. Её дружелюбно окружили, и сама Железная Кнопка ей улыбнулась — она была в восторге, ведь «справедливость восторжествовала».

Маргарита Ивановна вошла в тот момент, когда Сомову объявляли бойкот — все, кроме Ленки. Она увидела остриженную голову девочки, но разбираться не стала, а рассказала новость, которую Ленка ещё не знала: Бессольцев подарил свои картины и старинный дом музею. Класс ахнул, а Валька растерялся — он не представлял, что дорогую вещь можно просто подарить. И тут в класс вошёл Николай Николаевич и сделал то, чего раньше делать не собирался: подарил «Машку» школе.

Бессольцевы опаздывали на пароход и быстро ушли, Маргарита пошла их провожать, а вся компания накинулась на Димку — из-за него они обидели «таких людей!». Внезапно вернувшейся классной Железная Кнопка презрительно выложила всё, что случилось. Маргарите стало стыдно — из-за своего личного счастья она не замечала, чем живёт класс. Миронова снова заговорила про бойкот, но никто её не поддержал, даже Лохматый понял, что миром не всегда управляет сила. Компания Мироновой разваливалась. Видя это, Железная Кнопка расплакалась — такой «железной», помешанной на справедливости, она стала из-за матери, которая считала, что всем всё можно, лишь бы было «шито-крыто».

А потом развернули картину, подаренную Бессольцевым, и все увидели, как Машка похожа на Ленку. «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода». Рыжий подошёл к доске и огромными буквами написал: «Чучело, прости нас!». Пересказала Юлия Песковая

Николай Николаевич Бессольцев одиноко живет в старинном доме в маленьком городке на берегу Оки. Пожилой вдовец, следуя традиции, собирает фамильную коллекцию работ прадеда-художника. На картины уходят все сбережения. Пенсионер носит старенькое пальто, за что местная детвора прозвала его Заплаточником.

К деду приезжает внучка Ленка. Она в восторге от усадьбы с мезонином и балконами. Вечно улыбающаяся девочка вносит в жизнь старика свежую струю. За большой рот шестиклассники сразу нарекают внучку Заплаточника Чучелом. Ленка не понимает глумлений и смеется со всеми.

В классе выделяется группа ребят, возглавляемая Мироновой – Железной Кнопкой, как прозвали ее за принципиальность. Личности в компании разные: для ученика Вали самое главное в жизни – деньги, Лохматый считает, что все решает сила. Рыжий - объект насмешек, но против группы не идет и смеется над собой громче других. Кокетливая Шмакова преследует личные интересы и заводит «рабов», выполняющих ее капризы. Верзила Попов ходит за Шмаковой как привязанный. Васильев – добряк, но во всем подчиняется Кнопке. Лишь Димка Сомов, самый умный в классе, держится в группе независимо. Он заступается за новенькую, и Ленка садится за его парту.

Маргарита Ивановна собирается замуж, в жизнь подопечных не вникает. Жених из столицы, поэтому сообщение классной о предстоящей экскурсии в Москву встречают с энтузиазмом. Димка предлагает не брать денег у родителей, а заработать самим. Ребята подхватывают идею об общей копилке. Они метут улицы, собирают яблоки, клеят игрушки на фабрике.

Как-то Ленка и Дима видят, как Валька ловит собак и сдает на живодерню. Дима грозит рассказать ребятам, но взрослый брат одноклассника не советует этого делать. Димка явно пугается.

Накануне каникул ребята прогуливают последний урок. Написанное на доске объявление о замене физики на литературу стирает появившийся Валькин брат. Ученики, считают себя свободными и отправляются восвояси. Димка возвращается за копилкой и тут входит Маргарита. Она выпытывает, куда делись ребята. Поначалу он юлит, но все же признается о походе в кино. В тот момент под партой прятались Шмакова и ее «раб» Попов. О Димкином откровении слышала и Ленка, проходившая по коридору. Она надеется, что друг расскажет о разговоре с классной, но мальчик молчит. Шмакова с Поповым тоже ни с кем не делятся услышанным.

Наутро Маргарита сообщает: экскурсия отменяется из-за выходки ребят. Железная Кнопка пытается выяснить: кто предал. Ленка, видя страх в глазах Димки, берет вину на себя. За это ей объявляют бойкот и приступают к травле, выкрикивая: «Сжечь Чучело!» Наедине девочка упрекает товарища в малодушии, он обещает признаться. Время идет, но мальчик молчит. Постепенно он начинает сторониться подружки. Как-то Ленка видит в окно как вся компания сидит у Димки и весело общается. Она понимает: Сомов предал ее и не собирается сознаваться.

Бессольцев раздобыл картину «Машка». Стриженая наголо девочка с полотна очень похожа на внучку. Ленка в это время подвергается унижениям: сверстники сжигают самодельное чучело, надев на него ее платье. Среди экзекуторов был и Димка.

Ленка обрила голову, надела сожженное накануне платье и в образе чучела явилась на день рождения Димы. Гости опешили. Девочка рассказала о Вальке-живодере, упрекнула их в жестокости и гордо ушла. В группе начались разборки. Шмакова попыталась с помощью шантажа сделать из Сомова «раба». Попов не выдержал и выложил Кнопке правду о предателе.

Бессольцев решил покинуть город вместе с внучкой. Стоя на пристани, Ленка увидела, как вся компания гонит Димку. Его загнали в класс, и тут появилась Ленка. Ребята дружелюбно окружили девочку, давая понять: справедливость восторжествовала.

Сомову объявляли бойкот, когда вошла классная с новостью: Бессольцев подарил музею собранные картины и дом. Ребята растерялись от щедрости Заплаточника. Школе Николай Николаевич оставил на память «Машку»…

Что-то надломилось в душах ребят, компания распадалась на глазах. Храбрость и благородство девочки захватили сердца. Рыжий подошел к доске и написал: «Чучело, прости нас!»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Хорошовская средняя (полная) общеобразовательная школа»

План-конспект

открытого урока

литературы в 6-ом классе.

«Надо быть милосердным»

(по повести В.К.Железникова «Чучело»)

Подготовила: учитель русского

языка и литературы

Кущенкова Светлана Михайловна

Хорошово 2014

Цели урока:

Обучающие:

используя метод проблемного обучения, раскрыть нравственные проблемы, поднятые писателем в повести, сделав акцент на таких понятиях, как: коллектив, толпа, изгой, проследить, как рождается конфликт в детском коллективе, что приводит к противостоянию, как и почему становятся изгоями в детском коллективе

Развивающие:

учить детей дискуссионному исследованию, умению:

выдвигать проблему;

обосновывать свое мнение с опорой на текст художественного произведения;

развивать умение характеризовать героя, сопоставлять его поведение, давать оценочные характеристики;

исследовать проблему, излагая результаты работы в проекте Воспитывающие:

приобщить шестиклассников к сложным духовным и нравственным поискам, продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности учащихся: сострадания, доброты, милосердия, умения отстаивать свою позицию убеждением, а не силой; умения находить выходы в любой конфликтной ситуации.

Оформление урока:

    Презентация

    Книги

    Листы с заданиями

    Солнце (кластер)

    Тексты с эпизодом

    Видеоклипы

Эпиграфы урока:

Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным.

В.Железников.

Верю я: придет пора –

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б.Пастернак.

ХОД УРОКА:

1. Вступительное слово учителя.

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда урок не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сотворим урок.

У нас сегодня состоится урок внеклассного чтения по повести В.К. Железникова «Чучело» (слайд 1)

Владимир Железников – имя широко известное в детской литературе. Большую часть жизни он писал добрые книги о детях (слайд 2, 3) «Разноцветные истории», «Хорошим людям – доброе утро», «Путешественник с багажом», «Чудак из шестого «Б», написал повесть «Чучело». Книга стала событием не только в литературной жизни страны, особенно после экранизации. О ней спорили, с ней соглашались, ее отвергали, страшась увидеть в повести самих себя.

В кинофильме роль Лены Бессольцевой превосходно сыграла Кристина Орбакайте, тогда двенадцатилетняя девочка, но прежде, чем перейти к обсуждению этой повести, давайте посмотрим один видеоролик («Про кота») и подумаем, какая проблема объединяет этот видеоролик и книгу Железникова «Чучело»? ( слайд 4) (проблема жестокости и добра, милосердия)

И сегодня мы будем говорить, а может быть, и спорить о героях этого произведения, об их поступках, о последствиях этих поступков, попытаемся найти решение проблемы жестокости в современном мире.

Обратимся к эпиграфам урока (слайд 5)

    Как вы думаете, почему именно эти слова взяты сегодня в качестве эпиграфа?

    Определите тему нашего урока.

2. Погружение в проблему.

Эта повесть актуальна и в наши дни, возможно даже более актуальна, чем раньше. Многие взрослые счи­тают, что детство - это самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? Не совсем... Именно в дет­стве вы сталкиваетесь впервые с болью, жестокостью, равнодушием.

Тогда, я думаю, нам просто необходимо разобраться в конфликте, который показал нам автор книги «Чучело». Кто участники конфликта? (слайд 6) (Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. – Большая советская энциклопедия.)

Конфликт предполагает как минимум две стороны, два лагеря противостояния. Итак, с одной стороны это - Лена и её дедушка, а с другой – класс и классный руководитель.

3. Беседа по повести.

Вопросы к группе «класс»

    Почему ребята в классе не приняли новенькую и почему Лену Бессольцеву зовут Чучелом? ( Из-за абсолютной искренности в поведении, из-за открытости навстречу всем людям, не такая, как все)

    Кто дал ей это обидное прозвище? ( Рыжий)

    Есть ли прозвища у других ребят?

(Лохматый, Рыжий, Живодер, Железная кнопка.)

    И о чем это свидетельствует?

(О жестокости детей.)

    Подумайте, детская жестокость – это явление временное? Или оно накладывает отпечаток на общее формирование характера, и человек, став взрослым, может остаться жестоким?

(К сожалению, детская жестокость, как показывает жизнь, если взрослые не сумели вовремя ее пресечь, пышным цветом расцветает, когда человек становится взрослым. И тогда она ведет к преступлению, потому что жестокий человек не останавливается даже перед убийством…)

    За что одноклассники объявили Лене Бессольцевой бойкот? (слайд7) (Бойкот (по словарю Ожегова) - прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против чьего-нибудь поведения, поступка)

    Считаете ли вы, что вместе с классом Лену бойкотировала и классный руководитель, Маргарита Ивановна?

    Класс, где училась Лена коллектив? Докажите . (Коллектив заработали деньги на поездку)

Вопросы к группе «Лены»

    Почему Лена не сказала ребятам о поступке Димки? Можно ли смеяться над чувствами человека? Выскажите и аргументируйте свою точку зрения.

(Ответы учеников.)

    Одобряете ли вы Лену Бессольцеву, которая готова была пожертвовать всем ради близкого друга? Надо ли это делать? Пойдет ли это на пользу человеку, во имя которого приносится жертва?

    Какое страшное унижение учинили ребята Лене Бессольцевой?

Что такое унижение? (Унижение - это то, что умаляет, оскорбляет достоинство человека.)

    Класс, где училась Лена толпа? Докажите. (у всех клички, сцена сожжения)

Учитель.

Утверждение человека происходит в коллективе. Класс, где училась Лена, коллектив или толпа? Что такое коллектив и в чем его сила?

Обсуждение в группах.

    Коллектив (заработали деньги на поездку)

    Толпа (у всех клички, сцена сожжения)

Обратимся к этому эпизоду «Сожжение чучела» (слайд 8)

Сожжение на костре пришло из древности, но особенно ярко запылали костры во времена инквизиции. Церковники жгли тех, кто мыслил иначе. Вот и Лена была именно такой.

Работа над главой 11. Анализ сцены «Сожжение чучела на костре» (Сцену сожжения читает выразительно ученик и учитель)

    Беседа по восприятию .

Мне невольно приходят на ум слова стихотворения Юлии Друниной:

Я за душу твою боролась,

А душа то была чужою,

А душа то была со ржою.

Но твердила Любовь, так что же

Эту ржавчину уничтожу.

Были вьюги и были штили,

А какие пожары были!

Только вот ведь какое дело,

В том огне я одна горела.

Ржа на веки осталась ржою,

А чужая душа чужою...

(Если сможешь, то пере­дай чувства, испытываемые тобой.)

    Составление словесных рядов 1 группа - действия Димки; 2 группа- чувства и поступки Лены

Словесный ряд 1.

Действия Димки

"- У меня спичек нет, - тихо сказал Димка... - Сто­ял около чучела, низко опустив голову... ссутулился и ка­зался каким- то маленьким... он был маленький и некреп­кий... упал на колени и низко опустил голову... он чирк­нул спичкой... вскочил и торопливо отбежал в сторону".

Вопросы:

- Как вёл себя Димка? О чём говорит эпитет "ма­ленький"? А какими эпитетами награждает его автор в начале повести? (Ловкий, быстрый, сильный. ) Всегда ли эпитет - украшение?

(Тру­сость рождает подлость. В этом вы не раз убедитесь, читая книги и оценивая те или иные жизненные ситуа­ции.)

Словесный ряд 2

Чувства и поступки Ленки "...Я совсем перестала бояться. Я подумала: если Димка подожжёт, то, может быть, я просто умру... Я замерла - ждала в последний раз... Я не выдержала и закричала... Они подтащили меня к огню... Я почувствовала тогда, как огонь охватил меня... Я закричала... Я бросилась к костру... Мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Я сильная стала". Вопросы:

- Чего Лена перестала бояться? Ей было жаль платье? ( Димка давно уже перестал быть в её глазах героем. Она говорит дедушке: «Когда никого нет - он храбрец, как появились ребята - самый последний трус». Она просто боялась в это верить. Если он подожжет, то любовь, ее душа умрет.)

( Лена смогла выстоять. Она бросит вызов толпе: острижет волосы наголо. Поймет, что не бежать надо от толпы, противостоять. А это может только сильный человек.)

- Кто помог Лене выстоять кто был всегда рядом с ней? (слайд 9) ( Дедушка помог ей выстоять и не сломаться.)

-Какой урок можно извлечь для себя ? ( Берегите своих стариков. Цените их ум, опыт, всегдашнюю готовность разделить вашу беду).

Еще в начале повести Железная кнопка сказала о Лене: «Пусть она на всю жизнь запомнит наш урок ».

( Я была на костре, и по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять. И никогда никого не буду травить.)

Дедушка Бессольцев, подарив все картины городу, оставил себе самую дорогую – портрет его бабушки Марии Николаевны Бессольцевой.

- Почему этот портрет он оставляет школе, детям, которые травили его внучку? (Он оставляет Машку, великую жертвенницу, посвятившую жизнь людям, так много сделавшую для этого городка, чтобы она напоминала ребятам о милосердии, о сострадании.)

(Она была сильна своей правотой, чистотой помыслов, бескорыстием,

чувством собственного достоинства, а Железной Кнопке и ее компании, кроме силы и преданности ложным идеалам, нечего было противопоставить этому)

Вывод:

Думаю, что эта повесть научила вас многому, в том числе и тому, как вести себя в конфликтной ситуации. В. Железников написал непростую повесть. В ней нет назидательных идей. Автор просто зовёт чита­теля подумать, как победить в себе злое и пробудить светлое.

Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности. Закончить я хотела бы стихотворением: (слайд 10)

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости...

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде.

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям!

(Учитель показывает солнце из бумаги) Я хочу подарить вам это солнце, потому что именно солнце бескорыстно отдаёт тепло, свет, доброту. Оно светит на всех одинаково: и на людей, и на животных, и на растения. Все мы разные, и каждый борется за своё место под солнцем. Как солнце бескорыстно отдаёт тепло всему живому, так и Лена Бессольцева излучала на всех доброту, милосердие. Вы сейчас на его лучах напишете те человеческие качества, которым вы будете следовать в дальнейшей жизни. (слайд 11) (Солнце прикрепляется на доску,и под музыку песни «Дорогою добра» дети пишут маркерами слова: доброта, справедливость, милосердие, любовь, дружба, терпение, чуткость, внимательность, отзывчивость).

Домашнее задание (слайд 12)

1. Написать мини-сочинение «Мог ли подобный случай произойти в вашем классе? А как бы вы поступили в этой ситуации?»

2. Напишите письмо какому-нибудь герою этого произведения. Что бы вы ему сказали?

Вопросы к анализу эпизода «Сожжение Чучела» группе «Класс»

Как вёл себя Димка? О чём говорит эпитет "ма­ленький"? А какими эпитетами награждает его автор в начале повести? Всегда ли эпитет - украшение?

Считаете ли вы Димку предателем? А автор?

Изменились ли ребята после этой истории? Давайте прочитаем два последних абзаца повести.

Изменилось ли ваше к ним отношение? Почему?

Вопросы к анализу эпизода «Сожжение Чучела» группе «Лена»

Чего Лена перестала бояться? Ей было жаль платье?

Как вы понимаете смысл слов: «Я пришла на костёр одним человеком, а встала с земли навстречу Димке другим»?

Кто помог Лене выстоять кто был всегда рядом с ней?

Какой урок хотели преподнести Лене одноклассники и что она, по вашему мнению, запомнит на всю жизнь?

Почему дедушка оставляет портрет бабушки Марии Николаевны Бессольцевой школе, детям, которые травили его внучку?

Почему Лена одержала верх над одноклассниками?

В этой статье представлено краткое содержание по главам повести «Чучело » Владимира Железнякова .

Ленка, главная героиня повести, бежала по улицам городка в сильно взволнованных чувствах, мысленно обращаясь к дедушке с одной единственной просьбой — срочно покинуть этот город.

Ленкиного деда звали — Николай Николаевич Бессольцев. Он хорошо знал историю своего старого городка, стоящего на берегу Оки. Род Бессольцевых был в городе уважаем. Один из Бессольцевых был художником, а другой доктором. Врач был расстрелян фашистами за то, что лечил советских солдат немецкими лекарствами. Николай Николаевич с детства любил дом Бессольцевых и решил приехать в родной город после смерти жены. По приезду Николай Николаевич нашел дом с заколоченными окнами, крышу прохудившейся, а крыльцо сгнившим. Он тут же принялся за работу. Он был нелюдим и не разговорчив. Горожане относились к прибывшему Бессольцеву с уважением, но его образ жизни им был не понятен. Он любил гулять по городу в полном одиночестве. А по ночам в его доме часто горел свет. Поговаривали, что Николай Николаевич большой поклонник живописи и что на последние деньги скупает картины. На самом деле Николай Николаевич рассматривал картины своего прадеда-художника, которые в свое время бережно спрятала сестра Николая Николаевича, обшив мешковиной. Николай Николаевич мечтал о том, что в этот дом когда-нибудь приедет жить его сын со своей семьей. Однажды горожане увидели Николая Николаевича в сопровождении девочки 12 лет. Он каждому встречному говорил, что это его внучка Лена. Осенью Ленка пошла в 6 класс.

Сентябрь Лена жила в воодушевленном состоянии. Она любовалась и удивлялась осеннему городу. Но в начале ноября что-то случилось. Ленка в возбужденном состоянии вбежала в дом. Дедушка, Николай Николаевич, в это время снимал пылинки с картин и тут же любовался ими. Он не заметил в каком состоянии была Ленка. Она вытряхнула все из портфеля и стала собирать в него свои вещи. Тут же она попросила у деда денег на дорогу домой, к родителям. Николай Николаевич спросил что случилось. Лена сказала, что у Димки Сомова день рождения и вновь попросила денег на билет. Дед отказал. Лена заявила, что тогда она украдет у него картину и продаст. Она стала снимать со стены ближайшую картину. За это дед дал Лене пощечину. Тогда Лена побежала к двери. Николай Николаевич ухватил Лену за руку. Но она укусила деда и убежала. Николай Николаевич наскоро оделся и выбежал следом.

В это время одноклассники Лены собирались на день рождения Димы Сомова. Шестиклассник Валька, которому дадут позже кличку «Живодер», Лохматый и Рыжий, разодетая Шмакова и Попов. Тут они заметили очкарика Васильева с одной стороны и одетую в школьную форму Миронову по кличке Железная Кнопка. Судя по одежде Васильева и пакету в руках, он на день рождения не собирался. На прямой вопрос ребят идет ли Васильев к Сомову, Васильев честно ответил, что нет. Миронова поинтересовалась об истинных причинах такого решения. Васильев заявил, что ему Сомов просто надоел. Тогда Железная Кнопка спросила у Васильева: «А за измену идеалам знаешь что полагается?» Ребята не стали долго выяснять что к чему. Они окружили его. Миронова «выразительно посмотрела на Лохматого » и Лохматый сильно ударил Васильева. Он упал, встал на коленки и попытался найти очки. Валька наступил на очки Васильева. Но Васильев одел сломанные очки, назвал ребят дикарями и убежал. Позже ребята встретили классного руководителя Маргариту Ивановну, которой на тот момент было не до ребят. А чуть позже ребята столкнулись нос к носу с Леной Бессольцевой. Ребята испытали настоящий восторг. Они догадались, что Ленка собралась уехать. Они стали орать, что Чучело покидает их город и что они победили. Они окружили Лену и стали выкрикивать слово «Чучело!» Они кружили вокруг нее и продолжали дразнить. Эту сцену увидел появившейся Николай Николаевич. Он остановил это безумие словами, что не хорошо вшестером на одного. Все хотели разбежаться. Но Миронова не позволила никому убежать от Заплаточника (таково было прозвище у Николая Николаевича). Она с презрением сказала деду Лены, что им стыдиться нечего, а вот ему должно быть стыдно за свою внучку. Николай Николаевич спросил за что. Железная Кнопка посоветовала ему спросить у самой Лены. После этого компания подростков отправилась к Диме Сомову, а дед с Леной решили, что она покинет город завтра. Дома они слышали через форточку звуки веселья из дома Сомова. Николай Николаевич не мог заглушить эти звуки ни закрытой форточкой, ни игрой на фортепиано. Тогда Лена и решилась рассказать деду все, что с ней приключилось.

Лена начала свой рассказ с самого начала, т.е. с сентября. Маргарита Ивановна, классный руководитель, попросила Рыжего представить Лену Бессольцеву ребятам класса. Лена очень хотела подружиться с Рыжим и поэтому все время улыбалась. Рыжий, видя улыбку Лены, с трудом сдерживал смех. Войдя в класс, Рыжий уже не мог сдерживать гогот. Он представил Лену «такой новенькой «, что весь класс тоже стал смеяться. У Лены улыбка была, хоть завязочки пришей! Ребята смеялись над Леной и ее дедом, Заплаточником. Но Лена решила, что они просто веселые ребята и тоже смеялась вместе со всеми. Лену тут же окрестили Чучелом. Только Димка Сомов заступился за Бессольцеву и прекратил всеобщее издевательство над Леной. В этот момент вошла Маргарита Ивановна. Она выходила замуж. По случаю своего счастья она угостила ребят коробкой конфет. А еще она предложила ребятам поехать в Москву на каникулах. Класс обрадовался. Маргарита Ивановна сказала, что ребятам нужно попросить у родителей денег на поездку. Но Дима Сомов сказал, что было бы правильнее самим заработать на поездку. Все поддержали. Пора было начинать урок. Но у Лены не было своего места в классе. Из всех ребят самым доброжелательным к ней был Дима Сомов. Поэтому Лена спросила у него свободно ли место рядом с ним. Дима сказал, что оно занято. Но он попробует решить эту проблему. Он вовсеуслышание сообщил Шмаковой, что на нее место есть претенденты. Шмакова возмутилась, но уступила место Лене и пересела к Попову, затаив обиду и на новенькую и на Диму. Далее класс стал посещать детские сады, совхозы и фабрики, чтобы заработать на поездку. В один из таких дней ребята работали в саду, собирая яблоки. День был дождливым. Лена пришла в одних туфлях, которые тут же промокли. Тогда Дима снял с себя свои резиновые сапоги и отдал Лене. Однажды они работали на фабрике игрушек. Дима Сомов получил очередную зарплату на весь класс. Деньги положили в общую копилку. Саму же копилку Дима вручил Лене на сохранение. Она на тот момент была с маской Зайца на голове. Когда Дима вышел из помещения, то ребята одели маски зверей и стали кружить вокруг Лены, крича, что они перехитрят Зайца и сундучок с сокровищами заберут. В начале Лена приняла игру. Но когда ее стали щипать и толкать, она испугалась, упала и позвала на помощь Диму. Он пришел. Игра прекратилась. Лена сказала, что вокруг полно зверей. Однажды Лена и Дима вместе шли по улице. Тут Дима заметил Вальку, тащившего на веревке собаку. Дима отнял собаку и тут же выпустил. Валя стал громко звать на помощь Петю, своего старшего брата. Тот прибежал. Петя ударил Диму. А позже выяснилось, что собака была братьями поймана вновь. Дима рассказал Лене, что Валя отлавливал собак для того, чтобы сдавать на живодерню за деньги.Тогда Лена назвала Диму героем и предложила дружбу. Поцеловала его. Эту сцену увидел Валя и Петя.

Наступил последний день учебы перед каникулами. Деньги на поездку в Москву были собраны. Последним уроком должна была быть физика. Но «физика заболела «. Ребята решили прогулять урок и пойти в кино. Однако войдя в класс, ребята обнаружили на доске записку от Маргариты Ивановны, извещающей, что вместо физики будет урок литературы. Мало того, Дима Сомов всех добил заявлением, что после уроков все должны пойти поработать бесплатно в детский сад. Они обещали помочь, а слово нужно держать. Но его никто не поддержал. С ним стали спорить и искать оправдания: одни кричали, что им родители запрещали работать, другие, что работать бесплатно — это не справедливо и т.д. Тут в дверях показался Петя, брат Вальки, и вообще стер записку Маргариты Ивановны. Заодно и напомнил Димке, что обижать его брата чревато. Поэтому желание Димы рассказать про Вальку, что он живодер, сразу же пропало. Класс решил, что на самом деле кто-то неизвестный мог стереть запись на доске. Это послужило причиной быстро собраться в кино. Ребята ушли. Но не все. В классе остались Шмакова и Попов. Дима забыл свою копилку. Шмакова и Попов стали мечтать кто что мог бы купить на деньги из копилки. Услышав шаги, они спрятались под партой. Вошла Маргарита Ивановна. А чуть позже вбежал Димка за копилкой. Он не знал, что Лена бежала за ним следом и оказалась невольным свидетелем разговора между Димой и классным руководителем. Не знал Дима и про спрятавшихся под партой. Маргарита Ивановна потребовала от Димы рассказать почему стерли ее записку с доски и где все. Димка пытался выкрутиться, но Маргарита назвала Димку трусом. Тогда Димка все рассказал. Ленка думала, что Дима расскажет обо всем ребятам. Но Дима молчал. Он не рассказал правду и ей. Между тем Шмакова что-то задумала.

На следующий день все пришли в класс с чемоданами. Маргарита Ивановна была в очень красивом платье и с розой. Но лицо ее было огорченным и строгим. Она всем объявила, что директор школы влепил ей выговор из-за того, что ученики ее класса сознательно сорвали урок. В связи с этим поездка в Москву отменяется. Кто-то со злости заявил, что они специально сорвали урок, чтобы насолить Маргарите Ивановне. Учительница поразилась. Димка Сомов пытался всех успокоить и даже предложил сходить к директору и извиниться. А Маргарите Ивановне кричал, что ребята так шутят. Но когда все поняли, что поездка окончательно отменяется, то спросили что делать с заработанными деньгами. Маргарита Ивановна подошла к копилке и разбила ее. Она сказала, что теперь ребята могут ходить в кино хоть каждый день и вышла из класса. Деньги решили разделить. Шмакова стала считать и раскладывать на 36 кучек. Димка предложил не отказываться от идеи поехать в Москву, накопить еще и отправиться в путешествие на зимних каникулах. Но его никто не поддержал кроме Бессольцевой. А Железная Кнопка неожиданно предложила найти предателя, ведь кто-то сдал класс Маргарите. Димка сильно испугался. А Лена надеялась, что он признается. Но напрасно. Миронова дала предателю 3 минуты, чтобы он сознался сам прежде чем она назовет его имя. Все молчали. 3 минуты прошли. Тогда Железная Кнопка стала замерять пульс каждого. Повышенным оказался пульс у Попова. Она назвала его предателем. Сомов заступился за Попова. Но Железная Кнопка его перебила и потребовала от Попова все рассказать. Попов согласился все рассказать. И снова Димка испугался. Видя как изменился в лице Дима, Ленка пожалела его и заявила, что это она предатель. Ее дважды сильно ударил Лохматый по спине. Но Ленка все равно смеялась. Железная Кнопка предложила объявить Чучело бойкот! Все согласились. Про бойкот услышала Маргарита Ивановна, подошедшая к двери и колотившая в дверь. Когда Миронова открыла дверь, Маргарите Ивановне кто-то сообщил, что ее вызывает к телефону Москва. Классная тут же забыла что хотела от класса и побежала к телефону. Все кричали «Бойкот Чучело!» И Ленка кричала тоже «Бойкот!», словно ее это и не касалось. И смеялась вместе со всеми. Валька пристал к Димке и требовал чтобы и он кричал «Бойкот Чучело!» Тогда Ленке еще раз стало жаль Диму. И она громко крикнула «Бойкот!» в самое ухо Валентину. Валька тут же отстал. Когда автобусы двинулись в Москву, ребята увидели внизу Маргариту Ивановну. Она им махала рукой. Валя предложил ей плюнуть на голову. Другие возмутились подобному. Лохматый вообще назвал Валю подонком. Наконец все решили, что Маргарита Ивановна просто всех зовет вниз. Класс тут же бросился бежать к автобусам. В кабинете остались только Димка и Лена. Димка что-то хотел Лене сказать, но она неожиданно для себя засмеялась. Тогда Дима выбежал из класса. Лена выбежала за Димой. Это был последний день, когда ей было весело.

Дима и Лена присоединились к классу. Во всеобщей радости школы только 6 класс стоял понурый. Как оказалось, ребята неверно расценили жест Маргариты Ивановны. Вся школа уехала в Москву кроме начальных классов и их 6-ого. Почти все одноклассники стали расходиться. Осталась только группа лидеров. Они зловеще окружили Лену и Диму, сцепили руки и стали дразнить, пытаясь больно ударить между оскорблениями. Неожиданно Васильев расцепил круг и дал возможность бойкотируемым убежать. Началась погоня. Дима и Лена забежали в парикмахерскую. В ней работала тетя Клава, мама Рыжего. Дима успел ее попросить не выдавать месторасположения его и Лены. Тетя Клава выполнила просьбу. Но пока Дима и Лена прятались, они оказались невольными свидетелями разговора между Рыжим и его мамой. Оказывается Рыжий не видел своего отца более 3-х лет. В Москве Рыжий хотел с ним увидеться. Мама сообщила Рыжему, что отец его ждет. Рыжий очень сильно разозлился и помчался с еще большим желанием отомстить Чучело за сорванную поездку. Когда Лена и Дима вышли из укрытия, Сомов спросил у Ленки когда она успела рассказать обо всем Маргарите. Лена призналась, что ничего не рассказывала классной, просто хотела защитить Диму. Дима попросил Лену пока не рассказывать ничего ребятам, потому что эта история выглядит не очень правдоподобной. Он без нее расскажет ребятам правду. Лена согласилась. В этот момент рассказа дедушка с Леной поссорились, т.к. дед не выдержал и назвал Димку трусом, подлецом и предателем. А злых одноклассников даже попытался защитить. Так показалось Лене. Тогда она замолчала и оборвала свой рассказ. Зато она продолжила его на следующий день. Она подумала о Рыжем. И почему-то вдруг ей стало его жаль. Она решила, что возможно Рыжий смеялся до слез над собой со всеми вместе не потому, что ему весело, а от глубокой обиды? Так у Лены происходило переосмысление произошедшего.

Лена и Дима не стали уходить от парикмахерской потому, что Ленка неожиданно для себя решила сделать себе прическу. Какое-то время Димка ждал ее, а потом решил пойти домой. По дороге он встретил Вальку. На вопрос где Бессольцева Дима ответил что не знает. Понимая, что Ленке угрожает опасность, он сомневался стоит ли идти домой, но урчание в желудке помогло определиться Сомову в пользу дома. Пока Димка шел, он придумал как и что скажет ребятам, чтобы они отстали от Ленки. Поэтому домой он шел с совсем легкой душой. Пока Дима обедал, ребята собрались возле парикмахерской, раздумывая где могут быть беглецы. Валька сообщил, что видел Сомова, но мол тот не знает где Чучело. Появился Попов и всем сообщил, что отец Димки Сомова купил новенький авто. Ребята позавидовали. Пришел Васильев и его попытались избить за то, что он выпустил предателей из кольца. Тут открылась дверь парикмахерской и все увидели Лену с прической. Шмакова от зависти разозлилась еще больше. Лену окружили. Валька достал трубочку и горох. Он стал больно обстреливать Ленку. Она не плакала. Но за больные места хваталась по инерции. Ребята наслаждались своим издевательством. Неожиданно вышла тетя Клава. Горох попал в нее. Она гневно потребовала прекратить издевательства над Бессольцевой. Но Рыжий не только не послушался матери, а даже попытался ударить Лену. Тетя Клава схватила его руку. В этот момент Валька и Лохматый схватили Ленку и попытались уволочь. Ленка упала и закричала истошно «Димка». Тетя Клава потребовала не трогать девочку. Но ее никто не слушал. Тогда Васильев вдруг раскидал ребят и дал Лене возможность убежать. Все тут же бросились за ней. А Васильев увидел Димку и остановился. Между Димой и Васильевым произошел разговор. Васильев признался, что ему нравится Бессольцева и что он не верит в ее предательство. А Дима попросил Васильева поговорить с Леной и предложить ей уехать из города. В этот момент они услышали издали слова одноклассников «Чучело» и «Предатель». Тогда они бросились в сторону криков.

Лена выбежала на свою улицу. Вслед ей кричали «Чучело!». Прохожие оборачивались и с любопытством смотрели на бегущее Чучело. Это было унизительным. И вспоминая об этом, Лена сожалела, что тогда бросилась бежать. Теперь она считала, что нужно было просто отбиваться до конца не смотря ни на что. А если побежала, значит чувствовала себя виновной. Она смогла добраться до своего дома. И тут она увидела Димку. Ребята бросились к нему. Он им что-то стал рассказывать, удаляясь от ее дома. Лена решила, что Димка открывал ребятам правду и обрадовалась. Она ждала его, думала он придет и все расскажет. Но он не приходил. Тогда она позвонила ему. Трубку сняла Димкина сестра. Она сообщила, что Димы нет дома. Стемнело. Кто-то постучал в окно. Ленка распахнула его створки. В окне со страшным ревом показалась медвежья голова. Ленка сильно испугалась, захлопнула окно и погасила свет. Пришел дед. Он был в тот вечер очень счастлив, т.к. получил в подарок картину своего прадеда «Маша». Это была последняя работа художника. Дед рассказывал Ленке про картину, про ту, что была изображена на этой картине, но Лена слушала его вяло и без особого интереса. Вновь в окно постучали. Дед отворил окно. С ревом показалась медвежья голова. Дед изловчился и оторвал голову. Под маской оказался Димка. Ленка сразу решила, что Димку заставили так поступить, и вот ей уже Димка представился со связанными руками. Она стала кричать в окно «Димка», но никто не отзывался. Дед пытался ее успокоить. Но Ленка была в сильнейшем возбуждении. Она выбежала из дома, думая, что Димка не отзывается потому, что ему всунули в рот кляп. Однако она увидела, что на самом деле все ее мучители сидели у Сомова дома и пили чай. Никто Димку не держал за руки, не бил, и не связывал. Тогда она поняла, что Димка ее обманул. Она схватила камень и разбила окно в доме Димы. Вернулась домой бледная и без сил. В окно они с дедом услышали «Чучело!» и «Заплаточник!»

На следующий день Лена стирала свое испачканное платье. Через окно она заметила Диму, который собирался к ней. Она тут же вышла в сад якобы для того, чтобы повесить платье для сушки. Димка прошел в сад. Он признался Ленке, что он подлец. Попросил прощения и дал обещание все рассказать ребятам. Ленка поверила ему еще раз. Тогда Дима поцеловал ее. Поцелуй увидел Валька, проходивший мимо. Он подскочил, сорвал платье с веревки и сказал, что вернет его в обмен на медвежью маску. Димка потребовал вернуть платье и бросился за Валькой. Лена остановила Сомова, сходила в дом за медвежьей мордой и отдала ее Диме. Сомов спросил знает ли Ленин дед о происходящем? Лена ответила, что нет. Дима обрадовался. Он побежал к ребятам признаваться. А Ленка испугалась за Димку и решила быть рядом в случае беды. Ребята собрались в сарае. Лена притаилась у прогнившей дыры сарая. Ребята хохотали над Рыжим, который напялил на себя Ленино платье и изображал Чучело. Вошедший Димка потребовал отдать платье. Валька тут же стал рассказывать про поцелуй и что Сомик работает на два фронта. Димку тут же скрутили. Валька стал избивать Сомова, пока тот не мог защищаться. Но Димка «озверел » и вырвался. Началась драка. Димка схватил шест и стал им размахивать. Ребята не решались нападать на вооруженного Сомова. Но когда Сомов встретился взглядом с Железной Кнопкой, она приказала ему отдать шест. Он сказал, что 4-ро парней спрятались за плечами девчонки и бросил шест. Между Мироновой и Сомовым произошел разговор, в котором Дима попытался признаться в доносе. Все согласились, что Димка вполне мог рассказать обо всем Маргарите и тут же стали угрожающе кружить вокруг Сомова. Димка вновь испугался и заявил, что он пошутил. Но Железная Кнопка потребовала признаться, смотря ей в глаза. Все стали наступать на Димку. Лена не выдержала и вбежала в сарай. Она стала отталкивать их от Сомова. Она дралась. Когда ее заметили, то очень удивились, что она не испугалась прийти. Миронова напрямик спросила кто из них с Сомовым предатель. Лена сказала, что она. Димка не опроверг ее слов. Лена потребовала вернуть ей платье. Но ребята стали швырять его друг другу над головой Лены. А она металась между ними, пытаясь поймать. Когда платье попало в руки Димы, она протянула руку и улыбнулась ему. Но он не отдал ей платье, а бросил еще кому-то. Его тут же одобрили. Лена ударила Диму по щеке. Ребята сбили ее с ног, связали, и выволокли из сарая. Тут же нашлось огородное чучело. На него нацепили Ленино платье, воткнули в землю и вручили Диме спички. Он медлил. Лена просила его не поджигать. Но Дима поджег. И тогда Ленка очень громко и истошно закричала. Ребята испугались и выпустили Лену. Она бросилась на огонь, вырвала чучело из земли и стала им размахивать. Ребята от страха стали разбегаться. А Лена кружила с чучелом в руках до тех пор, пока не упала. Она услышала как Миронова сказала о ней Димке, что нельзя жалеть предателей. Потом Лена услышала удаляющиеся шаги. Через какое-то время Дима вернулся к Лене (Он прятался в кустарнике) и снова дал ей обещание рассказать всю правду. Мол сейчас просто никто ему не поверил. Лена стала снимать платье с чучела. Обожглась. Димка прикоснулся к ее щеке. Но Лена отшатнулась от него, словно ужаленная. Она ушла к реке. Нашла там старую лодку и спряталась под ней.

На следующее утро нужно было идти в школу. Но Маргарита Ивановна еще не приехала. Лена прогуляла этот день. Лена пришла в школу, когда Маргарита уже приехала. Лена специально опоздала и зашла в класс после звонка. Маргарита предложила Лене сесть. Но Лена ждала справедливого разбора произошедшего. Учительница не поняла чего ожидает Лена. Мало того, Маргарита Ивановна предложила забыть все, что было, т.к. она уже не сердиться на свой 6-ой класс. Тогда Лена сказала, что она уже никогда не сядет за парту, она уезжает и зашла проститься. Лена выбежала из класса. В этот момент Ленка вдруг призналась деду, что она предала его, т.к. стыдилась его заплаток и не защищала его честь. Мол если бы он был нищим, то она так же пряталась от него и стыдилась. Теперь она понимает, что так нельзя. На этом рассказ Лены закончился. Она стала собирать вещи, намереваясь покинуть городок. А музыка из соседнего дома по-прежнему доносилась. Вдруг на пороге появился Васильев в разбитых очках. Он спросил у Лены на самом ли деле она уезжает и на самом ли деле она предатель? А как же честь? Тогда Николай Николаевич сказал, что Лена никого не предавала. Васильев парировал, мол почему же тогда она уезжает? Струсила? Тут Ленка вскочила, надела на себя обожженное платье, что было некогда на чучело и выбежала. Васильев последовал за ней.

Ленка вбежала в парикмахерскую. Тетя Клава встретила ее крайне недружелюбно. Но Ленка ей почти все рассказала, не выдав имя Димки. Тетя Клава посочувствовала Лене и хотела сделать самую лучшую прическу. Но Ленка потребовала побрить ее наголо. Тетя Клава возмутилась. Тогда Ленка выхватила ножницы и искромсала свои волосы. Тетя Клава смирилась и побрила Ленку. Бессольцева натянула на себя шапочку и отправилась к Димке. Когда она вошла, все были удивлены и танцы с весельем прекратились. Ленка покривлялась под музыку перед всеми. Когда музыка прекратилась, она стащила с себя шапочку и все увидели ее остриженную голову. Ленка стала кричать, что надо же, какие они все красивые, а она ЧУЧЕЛО! Она разговаривала с каждым отдельно. Спросила у Димки, как же так получилось, что он такой положительный, а стал дружить с Чучелом? Предателем? Наверное поэтому он не смотрит ей в глаза и так похудел. Переживает, видимо, что подружился с ябедой! А Железная Кнопка? Как же так вышло, что она, борец за справедливость, а дружит с живодером Валькой, что продает собак по рублю? Ну а Лохматый? Ну-ка стукни Чучело по голове! Ведь главное в жизни — сила! В конечном итоге Ленка сказала, что ей жаль их, бедных. И ушла. Лохматый рванулся к Вальке из-за собак. Валька в ходе потасовки случайно выдал тайну своей семьи. Оказывается отца Лохматого сделали инвалидом братья Вальки из-за лося, которого лесничий, отец Лохматого, пытался когда-то защитить. Железная Кнопка приказала Лохматому не трогать Вальку, и презрительно фыркнула в сторону живодера. По ее мнению таким не место в ее компании. Валька убежал. Миронова похвалила Чучело, сказав, что Ленка молодец, всем врезала! И если бы она не была предателем, то она бы с ней подружилась, ибо все остальные хлюпики! После этих слов Миронова ушла. Вслед за ней ушли Лохматый и Рыжий. В комнате остались Дима, Шмакова и Попов. Тогда-то Шмакова и открыла правду Димке, заявив, что в момент его разговора с Маргаритой она с Поповым сидели под партой и все слышали. Димка затравленно испугался. А Шмакова, довольная, что теперь Сомов в ее власти и раба Попова можно будет сменить на Сомова, заявила, что это тайна и они никому в классе ее не расскажут! Но Попов вдруг заявил, что больше не может так и выбежал.

Наутро Лена проснулась от стука и содрогания дома. Она испуганно выбежала на улицу. Николай Николаевич забивал окна дома. Увидев Лену, он потребовал принести гвозди. Когда дом был заколочен, Дед и Лена отправились на пристань. Они несли с собой картину, что прозвали Машкой и чемоданы. Вдруг до них донеслись уже привычные голоса: «Держи» Мимо Лены и деда пробежали ребята из Лениного класса. Они гнали Димку Сомова по улицам города, как когда-то гнали Лену. Лена отдала деду картину и побежала за разгневанными ребятами. Димка был загнан в класс. Его теснили со всех сторон. Тогда Сомов вскочил на подоконник, распахнул окно и заявил, что спрыгнет вниз. В этот момент Лена вошла в класс. Никто ее не видел, все были прикованы взглядами к Диме. Лена тихо и спокойно сказала «Слезь с окна!» Тогда Димка спрыгнул. Ребята окружили Лену. Миронова предложила объявить Сомову бойкот. Ребята стали голосовать «За!» и только Бессольцева была ПРОТИВ! Железная Кнопка удивилась. Спросила почему Чучело против? И Лена ответила, что ее травили и жгли на костре. Поэтому она никогда и никого не будет травить. Валька закричал, что тогда бойкот и Чучело. Но его никто не поддержал. С ним вообще мало кто теперь считался, его презирали за живодерство. Тут вошла Маргарита Ивановна и сообщила, что дедушка Лены, Николай Николаевич Бессольцев, подарил городу свой легендарный дом и бесценную коллекцию картин. Поэтому теперь в городе откроется музей. Лена была удивлена не меньше своих одноклассников. Ребятам сложно было понять поступок деда Лены, ведь дом стоил очень дорого, а картины по легендам стоили вообще миллион. Все ахнули. Тут в дверь постучали. Это был тот самый Заплаточник. Он посмотрел на ребят. А потом неожиданно подарил школе самую любимую картину — «Машку». Он забрал Лену и они ушли, чтобы уехать. Маргарите Ивановне тоже нужно было уйти, чтобы проводить мужа. Но Васильев громко и с сожалением сказал: «На каких людей руку подняли!» Класс во всем стал винить Сомова. И снова понеслось слово «Бойкот!» Тогда Маргарита Ивановна решила разобраться во всем и не пошла провожать мужа. Миронова рассказала обо всем классной. Маргарите Ивановне стало стыдно, что она в нужное время не оказала помощь Лене. Она с ужасом спросила почему Сомов не сказал ничего ребятам? Ответ Сомова еще больше потряс всех. Мол почему же только он один? Ведь правду знали еще Шмакова и Попов. Класс вновь зашумел. Смирнова вновь предложила объявить бойкот. Но ее уже никто не поддержал. А Рыжий вдруг заявил, что он больше не будет принимать решения, как большинство, а будет жить своей головой! Железная Кнопка тогда заявила, что она одна объявит Сомову бойкот, ибо так справедливо! И неожиданно расплакалась. Оказалось, что Мироновой не нравилось поведение матери и что все в их жизни было шито-крыто. Валька заметил, что в жизни каждый ищет себе выгоду. Но тут Рыжий возразил, мол как же тогда Бессольцевы? На что Валька заявил, что Бессольцевы чудики, а вот все они обыкновенные. Но Рыжий выдал иной вердикт — «Мы детки из клетки. Вот кто мы! Нас надо в зверинце показывать…За деньги. » Прогудел гудок катера. Все бросились к окну кроме Сомова. Рыжий первым отошел от окна и развернул картину, что подарил перед отъездом Николай Николаевич. Изображенная Машка, которой было уже 100 лет, походила на Чучело, как две капли воды. Рыжий закричал «Она!» И все увидели изображенную Ленку. «Чучело!» — закричал Лохматый. А Васильев возразил, сказав, что это Бессольцева! Тогда Рыжий не выдержал и написал на доске мелом: «Чучело, прости нас! «

Таково краткое содержание по главам повести «Чучело » Владимира Железнякова .

В 1981 году в свет вышла повесть, повергшая в шок советских читателей, ибо события, описанные в ней, выглядели настоящим нонсенсом: юные пионеры-ленинцы гнобят новенькую ученицу. Автор произведения - Владимир Железников. «Чучело» (краткое содержание приведено далее) - так он назвал свою повесть, идею которой взял из жизни: похожие события случились с его внучкой. Произведение настолько потрясло актера и режиссера что уже в 1983 году на экраны советских кинотеатров вышел снятый им художественный фильм с одноименным названием.

Итак, краткое содержание «Чучело». Действие происходит в небольшом провинциальном городке. К местному чудаковатому старику Николаю Николаевичу Бессольцеву, коллекционирующему картины, приезжает его 12-ти летняя внучка Лена. Она поступает в местную школу, абсолютно искренне надеясь завести здесь новых друзей. Но одноклассники практически сразу начинают издеваться над ней. Их забавляет ее непосредственность и наивность в сочетании с нескладной внешностью: длинные, худые руки и ноги, большой рот с вечной улыбкой и две косички. Не успев провести и пяти минут в новом классе, она получает кличку «Чучело». Краткое содержание данной повести не в состоянии передать тех негативных эмоций, что вызвала у школьников их новая одноклассница.

Лишь один мальчик не смеялся над ней. Это был Дима Сомов, который пользовался авторитетом всего класса, поскольку считался красавчиком и умницей, а также был сыном обеспеченных родителей. Но Лене Бессольцевой чужды любые корыстные помыслы. Она просто хочет дружить. Дима принимает ее дружбу и старается ее по мере возможности защищать от нападок одноклассников. А когда он спас собаку, которую одноклассник Валька хотел сдать на живодерню, то стал для девочки настоящим героем. Но вскоре дружба дала трещину из-за поступка Сомова. Он рассказал учительнице, что весь класс сбежал в кино. Лена слышала этот разговор, но была свято уверена, что Дима признается одноклассникам, что это из-за него теперь они все не поедут на каникулы в Москву. Но он не признался, и девочка взяла его вину на себя. Разговор Сомова с учительницей слышали еще двое одноклассников, но предпочли молчать, чтобы посмотреть, как он будет выкручиваться. Лене, как предателю, объявлен бойкот.

Однажды Валька-живодер забежал во двор дома, где жила Чучело (краткое содержание не способно передать всех подробностей), и украл с бельевой веревки ее платье. К тому же он увидел там Сомова. Тот погнался за Валькой, чтобы отобрать платье. Лена побежала следом за ними и оказалась у полуразрушенной церкви, возле которой собрался весь класс. Мальчики и девочки соорудили из соломы чучело (краткое содержание не позволяет описать всей чудовищности дальнейшего действа), надели на него украденное платье и устроили его сожжение. Бессольцева бросается к горящеей ветке с платьем и, отвязав ее от столба, разгоняет ею кощунствующих одноклассников. Она понимает, что ее все ненавидят за предательство, которого она не совершала, но продолжает молчать.

Сомова выдает один из одноклассников, слышавших его признание учительнице, но

Лене уже все равно. Она хочет уехать из этого городка и уговаривает дедушку отпустить ее или поехать вместе с ней. Дед колеблется. На день рождения Сомова Лена приходит, обритая наголо, и в том самом обгоревшем платье, что было надето на чучело. Краткое содержание никогда не передаст всех эмоций, поэтому лучше будет прочитать книгу или посмотреть фильм. Девочка демонстративно юродствует и с деланной улыбкой провозглашает себя чучелом, уродом и ничтожеством. Одноклассники в шоке, но каждый вдруг в глубине души понимает, что урод и ничтожество - это каждый из них. Они покидают дом Сомова, а на следующий день окончательно убеждаются, что именно он и есть предатель. Они готовы просить прощения у Лены, но уже поздно: она уезжает. Ее дед едет вместе с ней, но перед отъездом отдает свой дом вместе с бесценной коллекцией картин в дар городу. Школе же он подарил портрет своей бабушки. Когда дети увидели картину, они обомлели: со старинного портрета, больше похожего на икону, на них смотрела молодая женщина, точь-в-точь похожая на Бессольцеву.

Гуманную цель в литературе – остановить подростка от жестокости, предупредить ее возможные последствия нежалости к себе подобным, ставит Владимир Железников в своей повести «Чучело». В этой повести мир детей рассматривается, как сказал писатель А.Лиханов «через строгое испытание общественного нездоровья». Он говорил: «Я глубоко убежден: все мы, наше общество переживаем состояние духовного испытания. Литература должна играть роль в деле душестроения ребенка. Поразительный парадокс нашей современной жизни: можно, оказывается, любоваться мужеством героя и тут же демонстрировать малодушие и предательство. Задача воспитать массовый иммунитет к социальному нездоровью дело более острое, чем создать непостижимого героя-победителя для детей».*
В искусстве, как и в жизни, давно известен закон излечения боли болью. В этом оно сродни хирургии. Самая трагическая суть деформации личности состоит именно в попрании личности. При этом ломается личность и того, кто вершит зло, и того, кого этим злом попирают. Именно эти проблемы ставит В.Железников в своей повести «Чучело».
Первое издательство повести В.Железникова вышло в 1981 году в журнале «Пионер» под названием «Всего несколько дней», и только после того, как автор работал над сценарием фильма, совместно с режиссером Роланом Быковым, в 1983 году была названа «Чучело». Впервые на экран фильм вышел в 1984 году. Главный кинорежиссер Р.Быков проделал огромную тонкую творческую работу. После его просмотра был большой наплыв зрительской почты с различными точками зрения на него. В основном выделились две точки зрения. Первая, это то, что этот фильм учит только жестокости; вторая, что это фильм «глубокой правды, умный, мужественный, благородный».
Сам Ролан Быков сказал: «В «Чучеле» Владимира Железникова я сразу ощутил социальный заказ, вернее приказ. Я был захвачен ею, ее героями, драматургией, остротой конфликта между высокой нравственностью, имеющей глубокие корни, духовностью, добротой и стихией мещанского равнодущия, жестокости. Я увидел в героине и себя и многих, кого люблю, потому что каждый из нас так или иначе находится или находился в положении «чучела». Было множество вопросов в адрес кинорежиссера, такие, например, как «почему вы изменили своему жанру?» - «Я не изменял жанру. Просто конфликт между ничтожеством и личностью реально изменился – из комического он на глазах превратился в трагический: мещанин и обыватель, ничтожество и бездарность не испытывают больше комплекса неполноценности перед личностью. Появился тотальный комплекс полноценности обывателя перед личностью, а это уже не смешно. Нет, хороших людей любят, на них мир держится. Их ценят, их судьба волнует, их ищут днем с огнем, их находят…».*
Взгляды на творчество В.Железникова не однородны. Первая его книга вышла в 1960 году под названием «Разноцветная история», куда вошли его лучшие произведения: «Путешественник с багажом». «Жизнь и приключения чудака», «Каждый мечтает о собаке», «Белые пароходы» и др. В 1974 году В.Железникову была присуждена Государственная премия за сценарий фильма «Чудак из 5 «Б». Снятый режиссером Ильей Фрэзом. Автор сказал: «Я не ошибся, ставя во главу угла всей своей литературной работы историю нравственного возмужания подростка, перед которым лежит неизведанный, полный таинственности мир. Все еще в нем робко, неясно, он идет ощупью, приобретая жизненный опыт».
В творчестве В.Железникова ощутимы два периода. Для первого характерны такие произведения, как сборник рассказов «Разноцветная история», адресованный младшим школьникам, где раскрывается наивность детского восприятия и радость освоения окружающего мира. По словам автора, действовало убеждение, что все беды детей – от взрослых и от непонимания детей взрослыми. За эти двенадцать лет и совершился переход ко второму этапу творчества, когда пришло критическое осмысление жизни и поступков самих детей. Детство и отрочество стали восприниматься как определенные отрезки жизненного пути.
Повесть «Чучело» является кульминационным произведением второго периода творчества писателя. Первоначально Железникову хотелось, чтобы произведение это было трагедией по своему эстетическому звучанию. Этим он хотел очистить души подростков, если в них уже есть ростки зла. Слова, завершающие повесть, которые Рыжий написал на доске: «Чучело, прости нас!» - Это самовыражение веры писателя в здоровое начало растущего поколения. Недаром А.Лиханов писал: «Золотым времечком детство становится на расстоянии прожитых лет: мы забываем, сколь оно драматично, сложно, сколько таит в себе обид и разочарований. И может быть, самое серьезное испытание, которое проходит растущий человек, - испытание его достоинства».
Сюжет повести основан на конфликте между личностью и коллективом. Уже первая глава настораживает читателя: что за «волки, лисы, шакалы» гонят по узким улочкам эту девчонку и за что? Вторая глава выполняет функцию экспозиций. Николай Николаевич и его дом с картинами. «Ночью дом был как свеча в непроглядной мгле… и стал в городке своеобразным маяком…». И уже по этим словам можно догадаться, что этот дом сыграет особую роль в жизни этого маленького городка на берегу Оки.
В дальнейшем сравниваемый портрет «Машки» с лицом Лены Бессольцевой, также неоднозначен. Автор хотел этим показать, что «героиня повести не одинока – за ней правда и справедливость, за ней весь славный род Бессольцевых, русских интеллигентов – патриотов, целые поколения замечательных людей, несущих в себе великую народную традицию милосердия и духовности, верности и великодушия. Героиня едина со всем родом – Родиной, поэтому она героиня нашего времени». Высоко сказано, но в этом есть своя символика.
Символично в композиции повести и то, что Ленка бросает вызов обществу в лице своих одноклассников. Состригая волосы наголо, она смело заявляется к Димке Сомову на торжество. Не для того, чтобы испортить настроение этим «бедным людям», нет, не в этом цель ее прихода, а в том, чтобы покончить с самопредательством. Ей надоело быть «без вины виноватой» Разве это не «выстраданное сознание своего морального превосходства над всеми? Из «гадкого утенка» вырастает «белый лебедь», из Чучела – личность!».*
Фильм «Чучело» мало чем отличается от повести. Лишь некоторые эпизоды и микросцены изменил кинематограф, Драматург Гельман умело нащупал конфликт между детьми и взрослыми, где довольно драматично слышать, как девочка Мотя говорит в адрес матери: «Да пошла она!». Чем же так провинилась мать перед дочерью? За что такие слова? В фильме детально это не рассматривается, но так же как и в повести, понятно одно: у подростка нет отца, как у других, и это, конечно же, озлобляет. И в том, что она такая – не ее вина, а вина ее родителей. В повести нет сцены избиения Лены, а в фильме она просто необходима для зрителя, как яркое средство выражения художественности и силы переживаний.
Фильм есть фильм – он должен поглощать зрителя своей эмоциональностью. Поэтому мизансцены, музыка, ритм, пластика – от которых веет угрозой и подавленностью, были так необходимы создателям этого фильма. Они не делают из того, что Лена Бессольцева взяла на себя чужую вину «сюжетообразующей» тайны, их волнует другое – феномен детской жестокости. Его причины – социально-психологические и нравственные. Их волнует внутренняя драма подростка. «Именно здесь реализует себя наиболее полно эстетика кино, его психологизм».
В фильме почти неправдоподобная сцена избиения девочки, костер, разожженный под чучелом, наряженным в платье Ленки. Вот где содрогнется пусть душа зрителя! Эта сцена по художественной логике просто необходима - это тот психологический предел, к которому нужно было подвести и героев и зрителей. Лену – чтобы сообщить ей импульс к активному сопротивлению, ребят – чтобы смогли потом понять, куда завела их ложно понятая идея и нравственная глухота, зрителей – чтобы шоковым зрелищем заставить работать самосознание.
Так чего же они добиваются, эти дети? Молчит – значит не раскаивается, значит гордость свою имеет, значит не смирилась. А раз так, ату ее…! Беспощадные эпизоды, бег, погоня – это то, что задает фильму лихорадочный ритм. Ритм, единство, цель. Они танцуют, когда перебрасывают платье Ленки, гоняя ее по кругу как затравленного зверя. Они отдаются этому ритму с той истовостью, которая настораживат. Оператор фильма А.Мукасей снимает эти сцены экспрессией. Может именно в эти минуты они чувствуют себя особенно сильными? Может быть, сейчас обретают ощущение вседозволенности? «Переполняющая подростков энергия стремится не только обрести форму, но и наполняется смыслом. И ритм становится иллюзией смысла».* Ребятам кажется, что они вершат правый суд, наказывая предательство, на самом деле все это превращается в преступление.
Бойкот против Лены перерастает в травлю, и это объединяет и сплачивает. Срабатывает "закон стаи".
Ведь ни что иное, как Ленкина простота и бесхитростность подталкивает ребят на гнусные проделки. Показав коллективную стихию, которая обрушивается на подавление чужой воли, чужого «я», авторы фильма сумели показать и высоту человека, принявшего и выигравшего бой.
Прекрасно создан образ деда Бессольцева в фильме, который создает благоприятный «климат для выращивания «розы души», для утверждения милосердия в Ленке. Невольно в воспитании ее чувств принимает участие не только дед, но и окружающие ее картины, быт дома. Вот поэтому, и в фильме и в повести так важно показать дом Бессольцевых, и климат, царивший в нем. «Умение слушать – это вообще редкий дар души. Все мы больше любим говорить сами, а слушать почти разучились. Это и рождает глухоту взрослых к миру детства».* Для фильма этот дар бесценен – родилась важнейшая для всего идейно-художественного построения фильма духовная связь между Ленкой и дедом, между судьбами, разделенными временем, между поколениями этой замечательной русской фамилии, несущей в себе традицию нравственности, милосердия и мужества.
Образ молодой учительницы и в фильме, и в повести тоже неоднозначен. Именно через образ Маргариты Ивановны показана некоторая оторванность взрослых от детских проблем. Главная ее ошибка в том, что она упрощает своих учеников как людей. Ей кажется, что дети играют в каких-то предателей. А ведь известно, что фундамент физического и морального здоровья закладывается в детстве, школе, где определенную роль психотерапевта должен играть учитель. Но, к сожалению, эта общая болезнь взрослых, воспринимать мир детей, как игру. Ну а «что наша жизнь? – игра!».