Азербайджанская история. Краткая история азербайджана
В последние несколько дней на депутата Милли Меджлиса, оппозиционера Фазиля Мустафу с обвинениями обрушился весь азербайджаноязычный Facebook, впрочем, русскоязычный тоже вносил свою лепту. Какими только словами не шельмовали парламентария, а все потому, что он написал на своей странице в этой соцсети, что в истории не было государства под названием «Азербайджан»...
Подобное заявление он сделал и в эфире одного из азербайджанских телеканалов. «Знаю всего одну истину. Государство Азербайджан было сформировано только в 1918 году. Сегодняшний Азербайджан - наследник именно этого государства. Я об этом сказал и в эфире телевидения», - утверждает депутат, добавив, что все, кто возражает, должны привести примеры или попытаться переубедить его.
Там же, в FB, он высказывает мысль, что в Азербайджане многие выдумывают историю и подвиги, дабы народ уверовал в свое героическое прошлое. «Однако нашему обществу нужна правда, и пусть некоторые посчитают это ревизионизмом или кощунством, мне все равно!» - пишет он. Правовед особо подчеркивает, что после его выступлений в СМИ на эту тему прошло довольно много времени, но нигде не появилось контраргументов, перечеркивающих его заявлений, да и мало-мальски объективно возражающих тоже как таковых не было. То есть, спорить с ним на основе фактов и конкретных доказательств никто не решился.
Немного истории
Давайте все же, прежде чем возмущаться или соглашаться с Фазилем Мустафой, попытаемся проанализировать его ошеломляющие для многих декларации. Итак, согласно всем письменным источникам, прослеживаемая история Азербайджана берет начало с I тысячелетия до н.э., когда на территории северного Ирана образовалось государство Манна. Значительно расширив свои границы к 7 в. до н.э., в союзе с Вавилонией оно завоевало Ассирию и Урарту. Таким образом, появилось новое государство - Мидия. При иранском правителе Атропате Манна получает название Мидийская Атропатена. По некоторым версиям, именно от этого слова произошло в дальнейшем современное наименование «Азербайджан».
«Азер» в переводе с арабского означает огонь, а «Азербайджан», таким образом, - «земля огней или огнепоклонников». Во времена образования арабских государств Азербайджан подвергся их влиянию, и на его территории стал распространяться ислам (VII в. н.э.). После арабского завоевания территория называлась Адербайджан, объединив в себе Северный и Южный Азербайджан. С вторжением турок-сельджуков и монголо-татар начался процесс тюркизации (XI-XIV вв.), здесь появились государства Атабеков, Гара-Гоюнлу и Аггоюнлу. Позже на этих землях появилось государство Сефевидов, в XVI-XVIII вв., и его территория стала объектом борьбы между Персией и Османской империей.
До присоединения Азербайджана к России (1813-1828 гг.) он представлял собой несколько феодальных государств (ханств), крупнейшие из которых - Кубинское, Бакинское, Карабахское и Ширванское. После присоединения к России территория современного Азербайджана стала называться Бакинской губернией. 28 мая 1918 года на восточной части Южного Кавказа была провозглашена первая на мусульманском Востоке парламентская демократическая республика — Азербайджанская Демократическая Республика - АДР) со столицей в городе Гянджа. После оккупации Красной армией АДР была создана Азербайджанская Советская Социалистическая Республика, а в декабре 1922 г. всё Закавказье, территориально включавшее в себя Азербайджан, Грузию и Армению, образовало Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). Позже, в 1922 г., она вошла в состав СССР, а в 1936 г. распущена, тем самым образовав три отдельные республики, вошедшие в состав СССР.
Как видим, название "Азербайджан" наша страна получила только в 1918 году. Что бы кто ни говорил, но история - вещь такая же упрямая, как и факты, и по сути Ф.Мустафа сказал правду.
Доброжелательные соседи - бакинские татары
Азербайджанцы - один из тех народов, кто в силу происхождения в некотором отношении стоит особняком. Одна из причин состоит в том, что прошлое для нас практически закрыто: в течение неполного века только алфавит вынуждены были сменить три раза, то есть, целому народу три раза пришлось заново изучать письменное наследие. Особенно тяжело пришлось при переходе от арабской графики к латинице.
До Октябрьской революции, когда атеизмом особо не пахло, азербайджанские интеллектуалы, как полагалось истинным мусульманам, свои произведения начинали с коранического изречения «Бисмиллах рахмани-рахим», то есть «именем Аллаха начинаю». А для представителей новой власти все книги, начинающиеся «именем Аллаха», естественно, подлежали немедленному уничтожению, кстати, как и те физические лица, кто получил образование в каком-нибудь Стамбуле, Наджафе или Дамаске.
Кроме того, люди, владеющие грамотой на основе арабского алфавита, считались неграмотными, а в постреволюционных условиях они таковыми и оказались - их знания не были пригодны для новой власти. В доцарское время, когда азербайджанцы были подданными персидского шаха, к ним относились как к людям своенравным и неспокойным, и не очень жаловали. Хотя среди тех, кто в разное время занимал трон или был весьма близок к нему, случались и азербайджанцы. Забегая вперед, отмечу, что и по сей день - теперь уже в современном Иране - отношение властей к азербайджанцам приблизительно такое же, и на то есть основание. У истоков всех революций, произошедших в Иране в XX веке, стояли азербайджанцы. Нация, по численности составляющая почти половину населения страны, по сей день не имеет возможности обучать детей на родном языке.
Нефтяные и газовые месторождения, находящиеся на территории иранского Азербайджана, не разрабатываются во избежание концентрации здесь критической массы способных на организацию людей. До недавнего времени Тебриз, столица южных азербайджанцев, был абсолютно недоступен для «советских» азербайджанцев.
Для тех, кто оказался в результате разделения Азербайджана по эту сторону реки Араз (Аракс), то есть в составе Российской империи, мало что изменилось. В царское время азербайджанцы как люди ненадежные (нехристиане), имели особые «привилегии». Их не брали в армию (разве что сыновей каких-нибудь сильно отличившихся аристократов). Им настолько не доверяли, что вдоль государственных границ в Азербайджане на всякий случай селили русских или армянских переселенцев. Азербайджанцам отказывали даже в самоназвании (что имело и до сих пор имеет место также в Иране), возможно, с целью растворения в массе других национальностей. Называли их, в лучшем случае, с легкой руки угодивших имперской власти религиозной принадлежностью «доброжелательных» соседей, мусульманами, кавказскими тюрками, кавказскими или бакинскими татарами.
Феномен молодой нации
Несмотря на обилие исторического материала по древнему и средневековому Азербайджану, сущность и критерии феномена “азербайджанское государство” исследованы не до конца. Вопрос состоит в том, какие из существовавших в древности и средние века стран можно назвать “азербайджанскими”, а какие - нет? Сложность проблемы обусловлена тем, что не всегда земли Азербайджана входили в состав единого государства, и не все государства, созданные нашими предками, носили название “Азербайджан”. В частности, государства, существовавшие на его современной территории, носили поочередно разные наименования - Манна, Мидия, Кавказская Албания, Ширван, Арран, государства Эльденизидов, Эльханидов, Сефевидов и т.д. Вообще же национальное государство - феномен позднего времени. В средние века во всем мире государства носили племенной, династический, но не национальный, в современном смысле этого слова, характер. Так было в Европе и Азии, и Азербайджан в этом смысле не исключение.
Кульминацией национально-государственного строительства в Азербайджане стало провозглашение 28 мая 1918 г. Азербайджанской Демократической Республики (АДР) - первой республики во всем мусульманском мире. В отличие от средневековых государственных образований АДР была национальным государством, защищающим не права той или иной феодальной династии на владение той или иной частью страны, а реализующим право азербайджанского народа на национальное самоопределение.
Лидер национального движения М.Э. Расулзаде на заседании парламента АДР в 1919 г., посвященном годовщине независимости Азербайджана, говорил в связи с этим следующее: “Все другие государства тюркского происхождения в своем возникновении базировались главным образом на религиозной основе, тогда как Азербайджанская Республика основывается на современной базе национально-культурного самоопределения, на почве тюркской национально-демократической государственности”. Впервые в исламском мире АДР ввела многопартийную парламентскую систему, республиканский строй, отделила церковь от государства, приняла закон о национальном языке, обеспечила права национальных меньшинств и даровала женщинам избирательное право. С этой даты начался отсчет новой эпохи в истории государственного строительства в Азербайджане.
Отвечая на недоуменный вопрос бакинских же студентов еще в далеком в 1918 году, известный историк, востоковед Василий Бартольд писал: «… термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская Республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое… На этом основании было принято название Азербайджан». Позже, после падения АДР, Азербайджанская ССР из вненациональной республики, согласно замыслу «отца народов», должна была стать национальной республикой и перестать быть исключением среди других, созданных по национальному признаку республик.
Политическая нацеленность этого проекта, которая по понятным причинам не афишировалась, состояла в создании из местной этноконгломерации, равноудаленной от турецкой и персидской идентичности, самостоятельной нации. Таков был заложенный в основе проекта замысел. Опять-таки, лично М.Э. Расулзаде принадлежит решение вопроса об историческом названии северо-западной провинции Ирана, которое вопреки протестам Ирана было присвоено в качестве наименования впервые провозглашенной государственности.
Как в 1918-1920 гг., так и после установления советской власти в Баку название «Азербайджан» не имело географического смысла применительно к востоку Закавказья, так как оно было введено в качестве имени государственного образования. Восточное Закавказье до этого никогда не называлось Азербайджаном. Такого понятия, как «азербайджанцы», в списках I Всесоюзной переписи не значилось, его не существовало. Едва ли стоит сомневаться в том, что при наличии даже самых минимальных предпосылок к объединению разрозненных тюркских союзов в нацию руководители советского государства не преминули бы воспользоваться этой возможностью.
В анкетах Всесоюзной переписи тюркское мусульманское население Закавказья было подведено под собирательную графу «тюрки», так как ничего более предметного советские власти (по состоянию на середину двадцатых годов) предложить не могли - народ-то никак не вырисовывался и название "азербайджанцы" появилось только после решения Сталина.
Так что Фазиль Мустафа не обнародовал ничего необычного, он просто представил исторические реалии. Нам не следует уподобляться армянам и строить мифы - ах, мол, какие мы древние. Да, мы - молодое государство и молодая нация, и этим мы должны гордиться не меньше, чем американцы гордятся США.
История Азербайджана начинается еще с эпохи палеолита.Выгодное географическое положение и благоприятные климатические условия Азербайджана способствовали появлению на его территории человека уже в глубокой древности. На северо-западе Азербайджана на горе Авейдаг и в пещере Азых в Гарабаге обнаружены каменные орудия труда. Кроме того, в пещере Азых была найдена нижняя челюсть одной из древнейших форм неандертальца. Памятники бронзового века обнаружены в Ходжалы. Гядабее, Дашкесане, Гяндже. Мингячевире, в Нахчыване. Недалеко от Баку, в Гобустане, на месте поселения древних людей сохранились наскальные рисунки, возраст которых около 10 тысяч лет. Здесь же скала с латинской надписью, повествующая о пребывании в Гобустане в I веке нашей эры центурия римского легиона: "Время императора Домициана Цезаря Августа Германика, Луций Юлий Максим. Центурион XII Легиона Молниеносного.
В конце III - начале II тыс. до н. э. сложились предпосылки для зарождения первых классовых обществ. Первыми государственными образованиями на территории Азербайджана были племенные союзы маннеев, а затем мидян.
В 1-м тыс. до н. э. на территории Азербайджана обитали также кадусии, Каспии, албаны и др.
В IX веке до н. э. возникло государство Мана. В VII в. до н.э. возникло другое крупное государство - Мидия, распространившее в дальнейшем свою власть на огромную территорию. Наибольшего могущества это государство достигло в период правления царя Киаксара (625-584 до н. э.), превратившись в крупнейшую империю Древнего Востока.
К середине IV века до н. э. власть в Мидии перешла в руки персидской династии Ахеменидов. Государство Ахеменидов пало под ударами войск Александра Македонского и в конце IV века до н.э. образовалось государство Атропатена ("страна хранителей огня"). Главной религией в Атропатене было огнепоклонничество - зороастризм, высокого уровня в стране достигла хозяйственная и культурная жизнь, использовалась пехлевийская письменность, расширилось денежное обращение, развивались ремёсла, в частности, широкой известностью пользовалась выделка шерстяных тканей.
В I веке до н.э. - I веке н.э. возникло государство Албания Кавказская.
В начале IV века в Албании в качестве государственной религии было принято христианство, по всей стране были возведены храмы, многие из которых сохранились до наших дней.
В начале V века в Албании появился собственный алфавит из 52 букв. В течение всей своей истории Азербайджан неоднократно подвергался нашествию иноземных завоевателей, через Дербендский проход осуществлялись набеги кочевых племён, гуннов, хазар и др.
В середине VII века началось арабское нашествие на Азербайджан. В ходе сопротивления прославился ставший впоследствии правителем Албании, албанский полководец Джеваншир - глава феодального владения Гирдыман.
В начале VIII века Арабский халифат захватил Азербайджан. С тех пор религия Азербайджана - ислам.
В IX веке произошло крупное народное восстание, переросшее в крестьянскую войну под руководством Бабека. Война охватила огромную территорию, равную территориям современных европейских держав. В течение двадцати лет Бабек, благодаря своему необыкновенному полководческому и организаторскому таланту, руководил крестьянским государством. Во 2-й половине IX - 1-й половине X веков в Азербайджане образовался и усилился ряд феодальных государств, среди которых особенно выделялось, государство Ширваншахов с центром в городе Шамахы. Оно просуществовало до XVI века и сыграло огромную роль в истории средневекового Азербайджана.
На протяжении многих веков азербайджанский народ, его учёные, поэты и писатели, зодчие и деятели искусств создавали высокую культуру, внося свой вклад и сокровищницу мировой цивилизации. Выдающимся памятником азербайджанской народной литературы является героический эпос "Китаби Деде Горгуд". В XI - XII веках жили и творили видные учёные Макки ибн Ахмед, Бахманъяр, поэты-мыслители Хатиб Тебризи, Хагани, поэтесса Мехсети Гянджеви и др. В Азербайджане сохранились шедевры зодчества этой эпохи: мавзолеи Юсуфа ибн Кусейира и Момине-хатун в Нахчыване и др. Вершиной общественной и культурной мысли Азербайджана этого периода было творчество Низами Гянджеви (1141-1209), вошедшее в золотой фонд мировой литературы.
В 20-30 годы XIII века монгольским нашествием был прерван экономический и культурный подъем Азербайджана, а с конца XIV века на Азербайджан осуществлялись вторжения войск Тамерлана. Эти нашествия затормозили, но не остановили развитие культуры Азербайджана.
В XIII - XIV веках жили и творили выдающиеся поэты Зульфигар Ширвани, Авхеди Марагаи, Иззеддин Гасан-оглы, учёные Насирэддин Туси - основатель Марагинской обсерватории, философ Махмуд Шабустари, историки Фазлуллах Рашидаддин, Мухаммед Нахчыв ани и др.
Основные центры азербайджанской культуры в конце XIV - XV вв. - Тебриз и Шамахы. В этот период был воздвигнут дворец Ширваншахов в Баку - шедевр средневекового азербайджанского зодчества, построена Голубая мечеть в Тебризе и др. В начале XVI века возникло государство Сефевидов со столицей в Тебризе, сыгравшее значительную роль в истории Азербайджана. Основателем этого государства был шах ИсмаилI (1502-24). Впервые произошло объединение всех земель Азербайджана в составе единого государства. В середине XVIII века на территории Азербайджана начался процесс образования независимых государств - ханств. Разные ханства были знамениты различными видами ремесел. Шеки был центром шёлкоткачества, в Ширванском ханстве развивалось производство медной утвари и оружия, в Губинском - ковроткачество и т. д. Исторические условия XVII - XVIII веков нашли своё выражение в культуре Азербайджана.
Выдающимся памятником народного творчества является героический эпос "Короглу", по имени народного героя - предводителя крестьян, выступавших против иноземных и местных угнетателей. В число выдающихся памятником азербайджанской поэзии периода XVI - XVII веков входит творчество великого поэта Физули. В первой половине XIX века в результате русско-иранских войн Азербайджан оказался разделённым на две части. По Гюлистанскому и Туркменчайскому мирным договорам 1813 и 1828 гг., заключённым между Россией и Ираном, к России отошли Гарабагское, Гянджинское, Ширванское, Шекинское, Бакинское, Дербендское, Губинское, Талышское, Нахчыванское, Эриванское ханства и другие территории. Большое значение в развитии Азербайджана и его столицы - баку в последующий период сыграла нефтяная промышленность. Нефть в районе Баку добывалась с незапамятных времен. Во второй половине XIX века начался невиданный рост добычи нефти. Появились первые крупные промышленные предприятия. Примитивные нефтяные колодцы заменялись буровыми скважинами. С 1873 года в бурении стали применять паровые двигатели.
Высокие прибыли привлекали в нефтяную промышленность Бакинского района отечественные и иностранные капиталы. В 1901 году добыча нефти здесь составила около 50% всей мировой нефтедобычи. В середине XIX века немецкая фирма "Сименс" построила два медеплавильных завода в Гядабее, на долю которых приходилась четвертая часть выплавляемой в царской России меди. 28 мая 1918-го года была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика. Это была первая республика на всем мусульманском Востоке. Республика просуществовала почти два года и была свергнута Советской Россией. 28 апреля 1920 года 11 Красная Армии вошла в столицу Азербайджана. Согласно Конституции 1936 года Азербайджан стал союзной республикой в составе СССР. После распада СССР Верховный Совет Азербайджана принял декларацию "О восстановлении Государственной Независимой Республики Азербайджан", была провозглашена суверенная Азербайджанская Республика.
С обретением в 1991 году независимости Азербайджан столкнулся с рядом непростых проблем, связанных с развалом плановой экономики и трудностями переходного периода. В решении этих и других задач, в том числе связанных с укреплением независимости республики, большое значение имеет подписанный в сентябре 1994 года контракт с Консорциумом ведущих международных нефтяных компаний, именуемый также "Контрактом века".
Азербайджанцев всегда отличали, несмотря ни на какие невзгоды, вера в будущее и большой оптимизм. И сегодня, когда наша молодая республика встала на путь своего независимого развития, мы верим, что Азербайджан займет достойное его прошлому, настоящему и будущему место в мире.
Свидетельством многовековой истории Азербайджана являются памятники истории и культуры. На протяжении тысячелетий яркая и многогранная история Азербайджана воплощалась талантом народа в многочисленных бесценных реликвиях. В стране сохранились руины античных и средневековых городов, оборонительные сооружения - крепости и башни, великолепные памятники зодчества - храмы, мечети, ханеги, мавзолеи, дворцы, караван-сараи и др.