Анализ стихотворения майкова ласточки. Конспект урока на тему: А. Плещеев. «Сельская песенка», А. Майков. «Ласточка примчалась…», «Весна» — Гипермаркет знаний

Стихотворение открывается картиной природы.
Но совершенно новое качество придают ей самые первые слова, занимающие сильную позицию в тексте: «мой сад». Это огромный символический образ. Он отсылает нас к саду жизни, который насаживает Бог, мыслимый как садовник. «Помят он, поломан и пуст» - это знаки психологических движений. Опустошение, усталость, разочарование... Но в душе еще горит желание счастья, любви, новизны, полноты жизни - «доцветает настурций огненный куст». Но огонь - это тоже символ. Он может стать всепожирающим разрушителем, и в этом причина возникающих тяжелых предчувствий, ощущения обреченности, которая выразится в конце через невозможность улететь.

Ласточки

Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст...

Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу -
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем...

А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор...
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

И вот - их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне -
Далеко, далеко, далеко...
О, если бы крылья и мне!

Майков Аполлон Николаевич - русский поэт, переводчик.
Поэзия Майкова созерцательна, идиллична и отличается налетом рассудочности, но вместе с тем в ней отразились пушкинские поэтические принципы: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов и сравнений. Для художественного метода Майкова характерно аллегорическое применение пейзажей, антологических картин, сюжетов к мысли и чувству поэта. Эта особенность роднит его с поэтами-классицистами.

Тематика поэзии Майкова соотнесена с миром культуры. В кругозоре поэта - искусство (цикл стихов «В антологическом роде»), европейская и русская история (циклы стихов «Века и народы», «Отзывы истории»), творчество поэтов Запада и Востока, произведения которых Майков переводит и стилизует (цикл «Подражания древним»). В стихах Майкова немало мифологических символов, историко-культурных имён и названий, однако часто колорит иных веков и народов носит у него декоративный характер. Особенно близка Майкову античная культура, в которой он видел сокровищницу идеальных форм прекрасного.

Из обширного наследия Аполлона Майкова выделяются и сохраняют свою поэтическую прелесть стихи о русской природе «Весна! Выставляется первая рама», «Под дождём», «Сенокос», «Рыбная ловля», «Ласточки» и другие отличающиеся задушевностью и напевностью. Многие его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов. Майкову принадлежат переводы из Г. Гейне, Гёте, Лонгфелло, Мицкевича. Многие стихи Майкова положены на музыку (Чайковский, Римский-Корсаков и другие).

Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…

Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем…

А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор…
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

И вот — их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне —
Далеко, далеко, далеко…
О, если бы крылья и мне!

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Закат. Как змеи, волны гнутся, Уже без гневных гребешков, Но не бегут они коснуться Непобедимых берегов. И только издали добредший Бурун, поверивший во мглу, Внесется, буйный сумасшедший, На глянцевитую скалу....
  2. И ласточки мелькнувшая стрела над самою водою пролетела, не замочив свистящего крыла, не окропив стремительного тела, над зеленью зеркального пруда вдруг вырвалась на волю из-под спуда, возникла невзначай из ниоткуда...
  3. Тут было немало беспечной живности: Жуки-плавунцы, стрекозы, Костры люпина, кустарник жимолости, Сосенки, ольха, березы. Еще камыш, осокорь, осока И ласточки-береговушки… Да разве сочтешь, кто там был и сколько На этой...
  4. Казалось, было холодно цветам, и от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам, обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник, и пограничник протянул...
  5. Кто белой ночью ласточку вспугнул,- Полет ли дальнего ракетоносца Или из бездны мирозданья гул, Неслышный нам, в гнездо ее донесся? Она метнулась в воздухе ночном, И крылья цвета вороненой стали...
  6. Есть тихая роща у быстрых ключей; И днем там и ночью поет соловей; Там светлые воды приветно текут, Там алые розы, красуясь, цветут. В ту пору, как младость манила мечтать,...
  7. То было много лет назад. Я тоже в первый раз С толпою сверстников-ребят Явился в школьный класс. Мне тоже задали урок И вызвали к доске, И я решал его как...
  8. Когда ты спишь, Когда ты спишь, моя милая, Когда ты спишь, подложив под голову сон, Эпоха решает меня помиловать, Эпоха звучит со мной в унисон. Довольно армейского пафоса! Довольно! Когда...
  9. Тяжелый сумрак дрогнул и, растаяв, Чуть оголил фигуры труб и крыш. Под четкий стук разбуженных трамваев Встречает утро заспанный Париж. И утомленных подымает властно Грядущий день, всесилен и несыт. Какой-то...
  10. Я дома не был год. Я не был там сто лет. Когда ж меня вернул железный круг колес — записку от судьбы нашел я на столе, что Золушку мою убил...
  11. Прошло сполна все то, что было, Рассудок чувство покорил, И одолела воли сила Последний взрыв сердечных сил. И как сегодня все далеко, Что совершалося вчера: Стремленье дум, борьба без прока,...
  12. Когда, идя по поприщу науки, Гомера речь я начал понимать, Тогда его высоких песен звуки На наш язык богатый передать Зажглось во мне горячее желанье — Но труд еще не...
Вы сейчас читаете стих Ласточки, поэта Майков Аполлон Николаевич

В разделе на вопрос Размер стихотворения А. Н Майкова Ласточки заданный автором Данил Хафизов лучший ответ это Майков А. Н. - «Ласточки»
Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст.. .
Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.
Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем.. .
А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!
Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!
И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор.. .
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!
И вот - их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне -
Далёко, далёко, далёко.. .
О, если бы крылья и мне!
Стихотворение состоит из 7 строф (всего 28 строк)
Размер: трехстопный амфибрахий









В стихотворении «Ласточки» А.Н. Майкова говорится о родной природе, а

Анализ лирического стихотворения >>

В стихотворении «Ласточки» А.Н. Майкова говорится о родной природе, а точнее об осени. Стихотворение пронизано настроениями грусти, печали, раздражения. вызванные картинами увядающей природы. Стихотворение можно разделить на две части, так как здесь есть и теплое воспоминание о лете и ласточках. Образ ласточек, хлопочущих над гнездом, вызывает чувство радости и умиления. Звучание стихотворению придаёт плавный ритм. Длинные строки подчёркивают унылость и серость осени. Когда же речь идет о ласточках, мы словно слышим их веселое щебетание. Но ласточки улетели в дальние края, и настроение стихотворения вновь меняется. Это уже не только грусть, но и желание перемен, стремление вырваться от скуки осени. «О, если бы крылья и мне!»- восклицает лирический герой. Он мне представляется человеком уже немолодым. который устал от одинаковых серых дней в его жизни и разлюбил осень. Мне это стихотворение напомнило о холодных, дождливых осенних днях, когда уже ждешь скорого наступления зимы или же вспоминаешь о ярком лете…

Слайд 13 из презентации «Анализ лирического стихотворения»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат. jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Анализ лирического стихотворения.ppt» можно в zip-архиве размером 3614 КБ.

«Русский рок» - С 3 по 7 июня выступление на V Питерском рок-фестивале, где получил приз: "Надежда". О России… Что, снаружи все еще пусто, А внутри по-прежнему тесно? Ценил и берег русское слово… Рок-культура уже давно и прочно вошла в нашу жизнь. Выкатим кадушку капусты, Выпечем ватрушку без теста. "Бронзовый век" русской рок-поэзии.

«Анализ лирического стихотворения» - Виды лирических стихотворений. Лист золотой. Впечатления от прогулки. Природа. Начало осени. Ф.И. Тютчев. Стихотворение. Анализ лирического произведения. Нога шумит. Осинник желтый. Олицетворение. А.А.Фет. Мох не приподнят. Солнце раз еще взглянуло. Лес зелёный. Вихрем пыль летит с полей. А.Н. Майков.

«Оружие в поэме Беовульф» - Шлем из захоронения Вендель-14. Оружие и вооружение вендельской эпохи. Оружие и вооружение воина вендельской эпохи. Цель работы: Оружие и предметы культуры вендельской эпохи. Трубниковой Варвары ученицы 10 «А» класса средней школы №27. Англосаксонская поэма «Беовульф». Термин «вендельский период» был введен в обиход шведскими учеными.

«Хокку» - Анализ содержания хокку. Бонсай. Растение. Литература Японии. Композиция хокку. Редкостный свиток. Как же это, друзья. Японские танка. Бусон. Ханами. Танка. Культура Японии. Иссё. Сад камней. Демонстрационный материал к уроку. Лошадь. Хокку как основной жанр японской поэзии. Анализ формы хокку. Сакура.

«Стихи про демонов» - Я опущусь на дно морское, я полечу за облака. Памяти М.Врубеля. Два «Демона» Александра Блока. В пространстве синего эфира, один из ангелов святых. Иллюстрации Михаила Врубеля к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Демон. Несется конь быстрее лани, храпит и рвется, будто к брани.

«Любовь» - 1. Любовь как музыка без слов, Здесь громких фраз совсем не надо, Чтоб люди поняли любовь, Достаточно всего лишь взгляда. Спасать и братьев, и сестер, И крылья юности расправить.

Всего в теме «Стихи» 32 презентации

«Ласточки» А.Майков

«Ласточки» Аполлон Майков

Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…

Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,

И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем…

А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор…
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

И вот — их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне —
Далёко, далёко, далёко…
О, если бы крылья и мне!

Анализ стихотворения Майкова «Ласточки»

Аполлон Майков начал публиковаться в 13-летнем возрасте, однако относился к своему увлечению с долей иронии и даже пренебрежения. Поэт всерьез задумался о литературной карьере лишь во время учебы на юридическом факультете Петербургского университета, когда осознал, что стихи дают ему не только ощущение радости, но и являются смыслом существования.

Увлекаясь творчеством многих современных авторов, Майков не пытался им подражать, хотя в его произведениях прослеживается определенное сходство со стихами Фета и Лермонтова. Себя автор считал безнадежным лириком, хотя в некоторых его стихах присутствуют и философские тенденции. В 1856 году Аполлон Майков публикует очень трогательное и грустное произведение под названием «Ласточки», в котором сожалеет о том, что жизнь так скоротечна, и он не в состоянии повернуть время вспять.

На столь печальные размышления поэта наводит осенний сад, который «каждый день увядает», что причиняет Майкову глубокие душевные страдания. Автор признается, что его раздражают «и солнца осеннего блеск, и лист, что с березы спадает, и поздних кузнечиков треск». Сама природа словно бы напоминает о том, что наступает новый этап жизни, когда юность осталась в прошлом, а зрелость не сулит уже новых открытий, яркий впечатлений и лишена волшебного очарования.

Поэт по привычке бросает взгляды на опустевшее ласточкино гнездо под крышей своей усадьбы, из которого уже начала высыпаться обветрившаяся солома. Совсем недавно его строила трудолюбивая пара птиц, заботясь о доме для себя и собственного потомства. И очень скоро «пять маленьких, быстрых головок выглядывать стали с гнезда». Но время текло неумолимо, птенцы окрепли и вскоре вместе с родителями покинули гостеприимный дом, который стал для них надежным пристанищем на несколько теплых летних месяцев. Теперь же, по утверждению поэта, «они уж в иной стороне», там, где по-прежнему светит ласковое солнце, дарящее ощущение радости и умиротворения. Именно этого лишен автор, который вынужден наблюдать, как осень постепенно вступает в свои права, и мечтать о том, чтобы у него выросли крылья, которые позволили бы ему, словно ласточка, улететь в теплые края. Майков понимает, что этому не суждено сбыться, и он не сможет обмануть природу, которая вряд ли будет к нему так же благосклонна, как и к птицам, сумевшим найти счастье на чужбине. Осознание собственного бессилия вызывает у поэта чувство горечи и разочарования,справиться с которым он не в состоянии.

Анализ стихотворения А.Н.Майкова «Ласточки» для 5 класса.зарание спасибо.

Анализ стихотворения А.Н.Майкова «Ласточки» для 5 класса.зарание спасибо. 1 комментарий

Стихотворение состоит из 7 строф (всего 28 строк)
Размер: трехстопный амфибрахий
Стихотворение открывается картиной природы.
Но совершенно новое качество придают ей самые первые слова, занимающие сильную позицию в тексте: «мой сад». Это огромный символический образ. Он отсылает нас к саду жизни, который насаживает Бог, мыслимый как садовник. «Помят он, поломан и пуст» — это знаки психологических движений. Опустошение, усталость, разочарование. Но в душе еще горит желание счастья, любви, новизны, полноты жизни — «доцветает настурций огненный куст». Но огонь — это тоже символ. Он может стать всепожирающим разрушителем, и в этом причина возникающих тяжелых предчувствий, ощущения обреченности, которая выразится в конце через невозможность улететь.
Таким образом, миры природы и человека у Майкова слиты, едины. Характеристика природы становится чертой человека.
И отсюда большое количество символов. Две хлопочущие ласточки — знак любви, «пять маленьких, быстрых головок» — детства, открытия жизни, семьи.
Отсюда сравнение: «…как дети, вели разговор…».
Интересен ряд номинаций этих ласточек в стихотворении: «головки». «говоруньи». «летуньи». Мы видим общую черту: они очень ласковы, любовны. Почему лирический герой Майкова любит ласточек? Я думаю, что не из восхищения перед красотами природы, а оттого, что они символизируют для него его весну, молодость, наивность, непосредственное любование жизнью.
Еще один символ — гнездо. Это знак упорядоченности существования, стабильности, постоянного ритма жизни, в который не может войти мечущийся, страдающий лирический герой.
Многозначность символов дает возможность существования разных интерпретаций стихотворения. В самом деле, что такое «ласточки».
А может быть, все произведение об уходе и приходе вдохновения, к которому стремится лирический герой («О, если бы крылья и мне!») ?
В любом случае человек и природа слиты. «О, если бы крылья и мне! »
Финал доказывает близость лирического героя и ласточки, облик которой тот хочет принять.
Можно рассмотреть и такие слова: «В нем ласточек речи не слышу». У ласточек не пение, а «речь». значит, она близка, понятна лирическому герою.

У Майкова: эпитет («огненный куст» — метафорический) ; метонимия (труд «весел»
и «ловок». имеется, вероятно, в виду, что ласточки трудились «весело» и «ловко») ; синекдоха («пять маленьких, быстрых головок // Выглядывать стали с гнезда») ; сравнение («как дети»).
антропоморфизм («ласточек речь». «вели разговор»).

Добавить комментарий Отменить ответ

Природа в стихах А. Н. Майкова: анализ стихотворения "Ласточки"

Анализ стихотворения "Ласточки"

Апполон Николаевич Майков не был трибуном или обличителем. Воспитанный в среде любви к искусству, он был продолжателем традиции антологической поэзии К. Н. Батюшкова и Н. И. Гнедича.

Создаваемые им образы отличает пластичность форм, ясность и гуманизм. Майков понимал и сочувствовал освободительному движению гарибальдийцев в Италии (стихотворение «Palazzo»), с восторгом принял реформы 1861 года (стихотворения «Картинка», «Поля», «Нива»), но дистанцировался от революционно-демократического движения, предпочитая «искусство ради искусства».

Артистический эпикуреизм и пейзажная лирика, которая отличалась акварельной точностью образов, наивностью и созерцательностью — остались основой творчества поэта до конца жизни. Тем не менее, В. Г. Белинский, указывая на узость идейного содержания произведений Майкова, разглядел в нём «дарование неподдельное и замечательное».

Стихотворение «Ласточка» полностью раскрывает идеалистическое восприятие мира поэтом. Оттенки грусти, вызванные видом увядающего сада, пустующего ласточкиного гнезда и раздражение от «солнца осеннего блеска»означают сожаление о прошедшей беззаботной юности и начале нового этапа в жизни, который не сулит радостей, как и осень, за которой обязательно последует зима.

Неподдельная зависть к свободе птиц («Они уж в иной стороне…» ), которые могут радоваться солнцу, пусть и на чужбине, сквозит в последних строфах стихотворения, заканчивается несбыточным мечтанием («О, если бы крылья и мне!» ). Осознание поэтом собственного бессилия перед лицом перемен и невозможность изменить природу вещей придает стихотворению атмосферу лирической грусти и некоторой безысходности.

И в этом весь Апполон Майков, оставивший после себя прекрасные поэтические пейзажи, не обремененные социальными мазками, и доставляющие эстетическое наслаждение.

Послушайте стихотворение Майкова Ласточки

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Ласточки

Анализ стихотворения Ласточки Майкова 5 класс

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная идея

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.Главная мысль

1. История создания. Большая часть произведений поэта принадлежат к чистой лирике. Стихотворение «Ласточки» написано в 1856 г., в период творческого расцвета Майкова. В нем отразились лучшие черты поэтического мастерства автора.

2. Жанр произведения - лирическое стихотворение, в котором описаны печальные размышления героя по поводу наступившей осени.

3. Основная идея стихотворения - грусть по безвозвратно прошедшему лету. Герой стихотворения с тоской смотрит на увядание собственного сада. Его раздражают все признаки надвигающейся осени. В памяти еще свежи воспоминания о счастливых летних днях. Главным образом, к которому обращается автор, являются ласточки - символ жизнерадостности и счастья. При взгляде на опустевшее гнездо поэт вспоминает, как радовался и переживал счастливые минуты вместе с беззаботными птицами. Ласточки вырастили птенцов и с наступлением осени улетели в далекие края. Автор очень остро чувствует свое одиночество. Ощущая свою связь с природой, он желает слиться с ней. Страстное желание поэта - иметь крылья, чтобы вместе с ласточками улететь подальше от тоскливой осени.

4. Композиция. Стихотворение можно разделить на три части. Первые три строфы - описание чувств поэта при виде печальной картины увядающей природы. 4 - 6 строфы - счастливые воспоминания о ласточках, с которыми связано зарождение новой жизни («пять маленьких быстрых головок») в летние дни. Последняя строфа - подведение итогов, грустное возвращение автора к настоящему времени, его душевное стремление вслед за исчезнувшими птицами.

5. Размер. Стихотворение написано трехстопным амфибрахием. Состоит из 7 полноценных строф.

6. Выразительные средства широко используются Майковым. В стихотворении употребляются эпитеты в форме наречий: «пышно», «грустно», «одиноко». Имеется очень яркая метафора - «настурций огненный куст». Главный прием стихотворения - антитеза, т. е. противопоставление картины яркого лета печальной осени. При описании лета Майков использует большое число восклицательных знаков, подчеркивая свою радость от воспоминаний. Тоска в финале стихотворения также обострена восклицаниями. Можно выделить лексический повтор - «далеко, далеко, далеко».

7. Главная мысль стихотворения заключается в осознании лирическим героем скоротечности счастливых мгновений. Лето вместе с ласточками быстро пролетело и исчезло. Наступает пора грусти и печали, обостренных одиночеством и невозможностью улететь вслед за свободными птицами.