Абхаз или абхазец. Некоторые особенности этногенеза: кто такие абхазы и грузины? Абхазы Информацию О

  • Ростовская область Ростовская область :
    851 (2010) , 689 (2002)
  • Санкт-Петербург Санкт-Петербург :
    783 (2010) , 864 (2002)
  • Московская область Московская область :
    715 (2010) , 510 (2002)
  • Адыгея Адыгея :
    252 (2010) , 310 (2002)
  • Карачаево-Черкесия Карачаево-Черкесия :
    241 (2010) , 364 (2002)
  • Сирия Сирия :
    7500 человек (2014 год)
  • Грузия Грузия (без Абхазии и ЮО):
    3527 чел. (2002 год)

    Украина Украина :
    1458 чел. (2001 год)
    Иордания Иордания
    Ливан Ливан
    Египет Египет

    США США

    Крупные диаспоры имеются также в Турции , России , Сирии , Иордании , дисперсно - в странах Западной Европы и в США .

    По переписи 1989 года, численность абхазов в Абхазии составляла 93,3 тыс. человек (18 % населения Абхазии), по переписи 2003 года - 94,6 тыс. человек (44 % населения) , по переписи 2010 года - 122,1 тыс. человек (около 51 %) . В начале XXI века их общая численность в мире оценивается в 185 тыс. человек. Абхазы проживают в 52 странах мира .

    Наиболее распространённые религии - православие (с VI века) и ислам суннитского толка (с XV века).

    История

    Этногенез

    По этногенезу абхазов, как писал Инал-Ипа, существует несколько точек зрения: южная (малоазийская), северная (северокавказская) и местная (автохтонная) . Согласно другим изданиям в этногенезе абхазского народа можно выделить три подхода: автохтонный, миграционный и взаимодействие двух вышеназванных . К сторонникам автохтонной версии относились А. В. Фадеев, Л. И. Лавров и другие. Последний выдвинул «киммерийскую» гипотезу происхождения абхазо-адыгских народов, в соответствии с которой в доскифское время их предки входили в киммерийский союз племён (ахеи, зихи, гениохи и т. д.) и занимали территорию Северо-Западного Кавказа . Л. Лавров считал, что не все киммерийцы были вытеснены скифами, что часть из них, включая ахеев, зихов, продолжали обитать на Западном Кавказе. Он писал: «Так как эти племена являются несомненными предками нынешних абхазов, абазин, адыгейцев и кабардинцев, то эти последние четыре народа имеют основания выводить своё происхождение от восточной части киммерийских племён» . Эта гипотеза позднее была поддержана Н. Л. Членовым и С. Х. Хотко . Концепция автохтонности развивалась в 1970-1980-х годах в работах Инал-Ипа. Согласно его точке зрения ещё, по крайне мере в III веке до н. э., абхазо-адыгский этнокультурный массив сплошной полосой занимал всё восточной побережье Чёрного моря . Сомнения иного мнения придерживался Кисслинг, считавший, что черноморское побережье Кавказа было населено грузинскими племенами, поскольку керкеты, ахейцы и гениохи, по его мнению, были картвельского происхождения .

    Миграционная концепция имеет несколько версий происхождения абхазов. Согласно эфиопо-египетской гипотезе древние колхи с абхазами переселились на Кавказ из северо-восточной Африки. По другой версии абхазы - выходцы из Северного Кавказа, но поскольку данная точка зрения не соответствует археологическим и письменным источникам, то она была подвергнута критике . Какое-то время к этой версии склонялся академик И. А. Джавахишвили (но в целом он и С. Н. Джанашиа были сторонниками того, что продвижения как абхазо-адыгских, так и грузинских племён шло с юга на север) . Ещё одна гипотеза заключается в том, что предки абхазов вышли из Малой Азии и непосредственно примыкающему к ней району юго-западного Кавказа .

    Согласно смешанной концепции З. В. Анчабадзе, базирующейся на археологических выводах Л. Н. Соловьёва, в результате взаимодействия местного автохтонного кавказского субстрата и пришлого, мигрировавшего сюда малоазийского суперстрата примерно в III века сформировалось ядро абхазского этноса .

    Дальнейшая история

    Территория нынешней Абхазии и Западной Грузии в древнейшие времена, по свидетельствам античных историков, была известна под названием Колхида , которую населяли многочисленные грузинские племена (эгры , лазы и сваны), но после нашествия киммерийцев её также стали населять меотские (абхазо-адыгские) (саниги , абазги , апсилы и) племена. В V веке до н. э. Колхида объединилась с восточно-грузинской Иберии Однако уже в 1-ом веке до н. э. Колхида была завоёвана Римской империей , что привело к дезинтеграции постколхидских государств. В IV веке н. э. на территории бывшей Колхиды возникает несколько государств: Апшилети (Апсилия), Лазети , Санигело (Санигия), Сванети (Сванетия), Мисминети (Мисиминия), Абазгети (Абазгия) и Эгриси . Из которых последнее подчинило себе остальных, номинально объединив большую часть колхской земли. Несмотря на многочисленные попытки Иберии усилить Эгриси и объединиться, Византии всё-таки удаётся отторгнуть от бывшей Колхиды всё Причерноморье, включая Апсилию, Абазгию и Мисиминию, и сделать их своей сферой влияния. В конечном счёте постоянные войны вмежду Византией и Персией , а затем и походы арабских завоевателей опустошили центральную Колхиду, тогда как на севере, поглотив Апсилию, Санигию и Мисиминию, начала усиливаться Абазгия, которую в древнегрузинских текстах впервые называют Абхазети (Абхазией). Во второй половине VIII века абазгийский базилевс Леон II воспользовался ослаблением Византии и с помощью хазар распространил свою власть на всю Колхиду. Поскольку Леон II и его предки были абхазскими эриставами , правитель вновь созданного царства принял титул абхазского царя. Столицей царства был город Кутаиси . Леон разделил царство на эриставства. Абхазское же царство с самого начала было строго централизованным государством. Его цари активно боролись за расширение своих владений и достигли определённых результатов. Находящиеся в Западной Грузии епархии подчинялись Константинопольскому патриарху. Благодаря большим усилиям абхазских царей на рубеже IX-X веков епископства расположенные на территории современной Западной Грузии подчинились мцхетскому католикосу.

    Впоследствии Абхазское цвошло в состав единого Грузинского царства . После распада Средневековой Грузии Абхазия снова стала независимым княжеством под властью династии Чачба (Шервашидзе).

    Далее, в XVII-XVIII веках в регионе появляются турки, укрепляясь в крепости Сухум-Кале. Малонаселённая Абхазия того времени (из-за скудности почвы) всё же насчитывала гораздо большее абхазское население, нежели сейчас.

    В Абхазии положение особенно осложнилось после начала русско-турецкой войны (1806 г.) В 1808 году подстрекаемый турками, Аслан-бей убил отца - Келеш-бея (по другой версии его убили по приказу мегрельской княжны Нины Дадиани, о чём свидетельствует, в частности, В. И. Стражев) и объявил себя мтаваром Абхазии. Сафар-бей (Георгий) бежал в Мегрелию и попросил помощи у России. В 1810 году император России признал Сафар-бея (Георгия) мтаваром Абхазии и принял его в своё подданство. В том же 1810 году части российской армии заняли Сухуми . Абхазским мтаваром был объявлен Сафар-бей (Георгий) Шервашидзе. В фамильном роде Шервашидзе, так же, как и среди населения Абхазии, протурецкие и прорусские силы противостояли друг другу и после 1810 года.

    Абхазы носили кинжалы типов кама и бебут , которые, ко всему прочему, имели функции оберега и использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов.

    Элементом одежды всадника считался даже лук с колчаном для стрел .

    Абхазы всегда при себе имели небольшой нож , который мог использоваться в бытовых целях, для забития коз и коров, разделки мяса (абхазы не рубили тушу животного, а искусно расчленяли её по суставам на 64 годных к употреблению «доли мяса», каждая доля имеет собственное название, и ей приписывается строго определённый «статус» при угощении гостей), изготовления ручек для топоров, вил и кос и других хозяйственных дел как дома, так и в горах.

    Фольклор

    Музыкальный фольклор близок к адыгскому и грузинскому . Характерны нартский эпос , исторические и героические песни, песни-плачи о героях; трудовые песни, связанные с земледельческим, скотоводческим и охотничьим бытом; обрядовые песни (в том числе вызывания дождя дзиуоу и ацунух ; сопровождающие обряд «вылавливания» души утонувшего азар ); врачевательные, в том числе исполнявшиеся у постели раненого; песни-обращения к владыке лемма Ажвейпшаа); бытовые песни и пляски.

    Специфическая особенность песен абхазов - большое количество асемантических слов и междометий.

    Музыкальные инструменты : смычковый апхьарца , щипковый , арфовидный (вышел из употребления), цитровидный , флейта ачарпан , труба абык , трещётка аинкьяга , барабан адаул .

    Знаменитые абхазы

    • Али бей - султан Египта 1763-1773.
    • Ардзинба Владислав Григорьевич - председатель Верховного Совета Абхазской ССР (1990-1992), председатель Верховного Совета (1992-1994) и президент Республики Абхазии (1994-2005).
    • Аршба Отари Ионович - российский политик, первый абхаз в Госдуме РФ, в прошлом - предприниматель.
    • Багапш Сергей Васильевич - премьер-министр (1997-1999) и президент Республики Абхазии (2005-2011).
    • Габлия Варлам Алексеевич - Герой Советского Союза.
    • Гогуа Алексей Ночевич - писатель-прозаик.
    • Гулиа Георгий Дмитриевич - советский писатель, Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1943), Заслуженный деятель искусств Абхазской АССР (1971).
    • Гулиа Дмитрий Иосифович - писатель, народный поэт Абхазии (1937); основоположник абхазской письменной литературы.

    Происхождение абхазов и их место среди других народов мира давно интересует исследователей. Письменных источников, из которых они черпают свои знания, не так уж много. Да и археология без наличия соответствующих письменных данных не может нарисовать правдивую картину происхождения народа. Ещё больше сужены возможности этнологии и антропологии. Специалисты считают, что язык является своеобразной неписаной летописью многовековой памяти народа. Она несёт в себе информацию о хозяйственной деятельности, укладе жизни далёких предков, об их связях с другими народами и много иных интересных сведений. Всё это помогает разобраться в языковом калейдоскопе народов Кавказа, который, в силу горного ландшафта, играл консервирующую роль в отличие от раздольных степей. Поэтому Кавказ един в своей многоликости и многолик в своём единстве, что всегда необходимо учитывать. Признано - абхазский язык является одним из древнейших языков мира. Он вместе с другими близкродственными языками (абазинский, убыхский, адыгейский, черкесский, кабардинский) образует западнокавказскую (абхазо-адыгскую) языковую группу, насчитывающую сегодня несколько миллионов человек.

    Абхазо-адыгская группа языков по своему происхождению родственна восточнокавказским языкам (вайнахский и дагестанский). Обе эти группы образуют единую кавказскую семью языков.

    Исследователи абхазского языка отмечают, что он для посторонних - самый трудный. Ещё до недавнего времени в охотничьей среде у абхазо-адыгов существовал особый «лесной» или «охотничий» язык.

    Родство с хаттами . Распад абхазо-адыгского праязыка на три основные ветви (абхазы-адыги-убыхи) начался, как считается, примерно 5 тыс. лет назад. В современной науке широкое признание получила гипотеза о родстве абхазо-адыгских языков с хаттским, носители которого обитали в Малой Азии (на территории современной Турции). На непосредственные связи древнего населения Западного Кавказа с Малой и Передней Азией, с цивилизациями Древнего Востока указывают знаменитые памятники Майкопской (до второй половины III тыс. до н.э.) и мегалитической (дольмены, кромлехи - вторая половина III тыс. до н.э.) археологических культур. О традиционных связях абхазо-адыгов с древневосточными цивилизациями могут свидетельствовать и известные «Май-копская», «Эшерская» эпиграфические над-писи. Знаки этих текстов обнаруживают определённое сходство как с письменами, найденными в Библе (ХIII в. до н.э.), в Финикии, так и со знаками хеттской иеро-глифической письменности (II-I тыс. до н. э.).

    Народ, говоривший на праязыке абхазо-адыгов, занимался земледелием, разводил скот, изготавливал различные ремесленные изделия, обрабатывал металлы. Это подтверждают археологические материалы из Абхазии. Существует мнение, что хатты являлись изобретателями металлургии железа и что их название железа попало во многие языки мира (от него, в частности, происходит и русское слово «железо»). В пользу того, что носители праязыка жили примерно в тех же условиях, в которых обитают нынешние абхазо-адыги и сформировались в пределах западнокавказской территории, говорят такие слова, как: «море», «берег», «рыба», «гора (лесистая)», «лес (лиственный)», «лес (хвойный)», «пихта», «бук», «кизил», «каштан» и т.д. О том же говорят и топонимические названия. Например, названия рек, включающие в себя элемент «псы» - вода, река (Арипса, Супса, Акампсис, Апсар, Лагумпса), а также слова с названием «куа» - «овраг», «балка», «речка» и др. А данные археологии Абхазии свидетельствуют о преемственности местных культур во времени и пространстве до и после упоминания древнеабхазских племён в античных письменных источниках в первых веках нашей эры.

    Экологическая ниша и этногенез древних абхазов . В происхождении народов следует учитывать и роль природных условий (особенностей), т.е. географическую среду. Для истории абхазо-адыгов очень важны были консервирующие и дифферен-цирующие процессы, которые происходили в западнокавказских ущельях и горных проходах.

    Языковые распады обычно происходят во время перемещения части носителей праязыка в иную географически изолированную (горами, реками) область - так называемую экологическую нишу.

    Существует мнение, что прародиной абха-зо-адыгов была Колхидская экологическая ниша и прилегающие к ней северо-восточные области Малой Азии, где во втором - на-чале первого тысяче-летий до н. э. проживали родственные абхазо-адыгам кашки-абешла (говорили, скорее всего, на хаттском языке). Тог-да же, возможно, и произошло перемещение по побережью через восточнопричер-номорский коридор (меото--колхидская дорога) и через перевалы прямых языковых предков адыгов на северные склоны Западного Кавказа. Предки зихов-убыхов при этом заняли нишу между Гагрским хребтом и Туапсе, связанную с соседни-ми терри-ториями трудносезон-ными тропами. Праабхазские же племена как первичная часть общности продолжали обитать в Колхиде, где их в лице апсилов, абасгов и санигов и застали античные авторы. Специалисты считают, что культурные продвижения из Колхиды по Чер-номорскому побережью в Восточное Закавка-зье и на северные склоны Центрального Кав-каза достигают пика в IX-VIII вв. до н. э. Это вре-мя совпадает с периодом расцвета «колхидско-кобанской металлургической провинции». Что же касается древ-некартвельских племен: карду-карты, кулха-колхи, луша-лазы и т.д., то они, существует мнение, ещё до начала I тыс. до н. э. проживали в северо-восточных облас-тях Малой Азии. И лишь потом эти племена продвинулись через ущелье р. Чорохи по побе-режью или по ущелью р. Кура в Кол-хидскую экологическую нишу. На историческую правдоподобность такого варианта может ука-зывать первичность в Закавказье до на-чала I тыс. до н. э. прасеверокавказского «хуррито-урартского» элемента, родственного восточнокавказским языкам (нахско-дагестанским).

    Говоря о происхождении абхазского наро-да, важно всегда помнить, что с момента засе-ления Западного Кавказа человеком здесь тра-диционно преобладали южные влияния - со стороны Малой Азии. Оттуда в глубокой древ-ности и продвигались в западнокавказские до-лины носители абхазо-адыгского праязыка.

    Считаясь с географическим фактором и многим другим, не следует забывать и то, что ни один народ не может развиваться самосто-ятельно, без взаимодействия с другими, сосед-ними народами. Абхазы в этом отношении не исключение.

    Мост между Европой и Азией . Заселенная абхазами территория всегда служила своеобразным мостом между Северным Кав-казом и побережьем Чёрного моря. Второе на-правление связей определяло море, вдоль бе-регов которого двигались корабли в сторону Малой Азии и Крыма. В этой связи можно вспомнить такие приморские цивилизации, как, например: Греция, Рим, Византия, Генуя, с ко-торыми древние предки абхазов также были в теснейшем контакте (кстати, в с. Тамыш была найдена глиняная модель лодки в слое VIII в. до н. э.). Немаловажную роль играло и то, что основание треугольника простран-ства, занятого абхазами, было открыто воздей-ствиям с юго-востока, откуда вела подгорная «Абхазская дорога», кото-рой пользовались купцы и завоеватели. Возмож-но, в позднем средневековье этот путь был за-щищён Великой Абхазской (Келасурской) сте-ной, о чём могут говорить её конфигурация, ар-хитектурные особенности самих башен и кур-тин (крепостная стена между башнями), а также сопутствующий археологический материал.---

    Гениохийский союз племён и его составляющие . Население Абхазии и сопредельных регионов, как свидетельствуют античные письменные источники, представляло собой в I тыс. до н. э. довольно мощный и в то же время пёстрый союз гениохийских племён. Тем не менее, они были близки между собой в языковом и культурном от-ношении. По крайней мере, античные города Диоскуриада (совр. Сухум) и Фасис (совр. г. Поти) находились на земле гениохов.

    В первых веках нашей эры гениохийский союз распался на более мелкие древнеабхазские племена: санигов, абасгов, апсилов (после-дние дали абхазам самоназвание апс-уа). В VI в. н. э. из апсилов выделились мисимиане. В это время этнополитическая граница между древнеабхазскими и древнекартвельскими племенами (лазами) проходила примерно по р. Ингур. Та-кою она была и в VII - начале VIII вв., до образова-ния Абхазского царства. В I-VI вв. все перечисленные древнеабхазские племенные объедине-ния представляли собой раннеклассовые госу-дарственные образования («княжества» или «царства») - Санигию, Апсилию, Абасгию и Мисиминию (с VI в.). Они стали основой форми-рования вначале Абхазского (Абасгского) княжества, а за-тем и Абхазского царства (VIII в.). Этому спо-собствовало сплочение древнеабхазских пле-мён, приведшее к созданию единой абхазской феодальной народности - общего предка как абхазов, так и абазин (процесс этот мог начать-ся ещё в VII в., а может, и чуть раньше, после официального принятия христианства в Абха-зии в 30-50 гг. VI в.). Следует помнить, что в период «царства абхазов и кар-тлийцев», ещё в конце XII в., при царском дворе хорошо был известен и пользовался уважени-ем язык предков современных абхазов (апсаров - апсуа).

    Впоследствии предки части современных абазин (тапанта), перейдя через отроги Главно-го Кавказского хребта, поселились в опустошён-ных от монгольского нашествия долинах Север-ного Кавказа. Переселение туда другого племе-ни абазин - ашхарцев, которые именуют себя ап-суа, т.е. абхазами, произошло ещё позже. По-этому речь ашхарцев, в отличие от тапантцев, менее отличается от абхазской. Словом, абха-зы и абазины говорят фактически на близких ди-алектах единого абхазо-абазинского языка.

    Таким сегодня можно представить вкратце довольно сложный процесс происхождения аб-хазского народа, одного из древнейших народов мира.

    Самоназвание:

    аҧсуа

    Общая численность: Расселение:
    • Аджария 1 558 чел.
    • Файл:Tbilisi Flag.gif Тбилиси 471 чел.
    • Самегрело - Земо Сванети 423 чел.
    Язык: Религия: Расовый тип: Входит в: Родственные народы: Этнические группы:

    История

    Абхазия-одно из древнейших государств Кавказа. В IV-V веках н.э.в Абхазии распространяется христианство из Византии, Абхазия имела тесные связи с Византийской империей. Несмотря на то,что и в древнейшее время эта территория была заселена предками абхазов,многие племена зихов переселялись с черноморского побережья Северного Кавказа в пределы современной Абхазии в VIII веке н.э.

    Территория нынешней Западной Грузии в древнейшие времена называлась Колхида, с VIII века – Абхазия, а с XI века – Имерети, Аргвети (нынешняя Земо Имерети), Самокалако (окрестности Кутаиси и Имеретская равнина) и Одиши, т. е. Мегрелия. К северо-западу от Анакопии начиналась Абхазия, затем – Джикети. К югу от Одиши находились Гурия и Аджария.

    Во второй половине VIII века абхазский эристав Леон II воспользовался ослаблением Византии и с помощью хазар распространил свою власть на всю Колхиду. Поскольку Леон II и его предки были абхазскими эриставами, правитель вновь созданного царства принял титул абхазского царя. Столицей царства был город Кутаиси. Леон разделил царство на эриставства. Абхазское же царство с самого начала было строго централизованным государством. Его цари активно боролись за расширение своих владений и достигли определенных результатов. Находящиеся в Западной Грузии епархии подчинялись Константинопольскому патриарху. Благодаря большим усилиям абхазских царей на рубеже IX–X веков епископства расположенные на территории современной Западной Грузии подчинились мцхетскому католикосу.

    Впоследствии Абхазское царство было присоединено к Грузии.После распада Средневековой Грузии Абхазия снова стала независимым княжеством под властью династии Чачба (Шервашидзе).

    Далее, в XVII-XVIII веках в регионе появляются турки, укрепляясь в крепости Сухум-кале. Малонаселённая Абхазия того времени(из-за скудности почвы) всё же насчитывала гораздо большее абхазское население, нежели сейчас.

    В Абхазии положение особенно осложнилось после начала русско-турецкой войны (1806 г.) В 1808 году подстрекаемый турками, Аслан-бей убил отца – Келеш-бея (одна из версий, по другой, его убили по приказу мегрельской княжны Нины Дадиани, о чем свидетельствует в частности, В.И. Стражев (1879-1950) – не только поэт, литератор, но археолог и историк.) и объявил себя мтаваром Абхазии. Сафар-бей (Георгий) бежал в Мегрелию и попросил помощи у России. В 1810 году император России признал Сафар-бея (Георгия) мтаваром Абхазии и принял его в свое подданство. В том же 1810 году части российской армии заняли Сухуми. Абхазским мтаваром был объявлен Сафар-бея (Георгий) Шервашидзе. В фамильном роде Шервашидзе, так же, как и среди населения Абхазии, протурецкие и прорусские силы противостояли друг другу и после 1810 года.Во время Кавказской войны 1817-64 более половины апсуа переселилось в Турцию и на Ближний Восток, где сохранились группы гумцев и цебельдинцев.

    После революции 1917 г. Абхазия стала одним из субъектов независимой и небольшевистской Горской Республики. Спустя короткий промежуток времени была занята войсками Демократической Республики Грузия. После установления Советской власти была создана отдельная Абхазская ССР в составе Закавказской СФСР, что было подтверждено в абхазской конституции 1925 года. Однако в 1931 году Абхазия была включена в состав Грузии на правах АССР, и продолжился интенсивный процесс заселения ее территории грузинами, преимущественно из Восточной Грузии.

    Политика заселения Абхазии этническими грузинами, проводимая руководством Грузии, привела к тому, что по последней Всесоюзной переписи (1989г.) абхазы на своей Родине стали меньшинством 17%(93,3 тыс. чел.), а грузины составляли уже 45%(243 тыс. чел.). После прекращения существования СССР грузинское руководство ликвидировало автономию, что привело к возникновению вооруженного конфликта , в результате которого Абхазию в массовом порядке покинули этнические грузины.

    Этнографические группы

    Абхазский народ издревле подразделяется на ряд этно-территориальных групп, отличающихся особенностями языка, элементами культуры, а также локальным самосознанием.

    • Садзы - в настоящее время проживают на территории Турции, а также в Аджарии. До махаджирства населяли Западную Абхазию, территорию между рекой Сочи и Гагрой;
    • Цвыджи - компактно расселены в 3 сёлах в Турции. До 1864 года проживали на Кавказе, в среднем течении реки Мзымта и по её правому притоку Чвежипсе. Говорят на варианте садзского диалекта, однако садзами себя не считают;
    • Ахчипсы - до 1864 года жили в верховьях реки Мзымта в районе современного курорта Красная Поляна. В настоящее время компактно расселены в 17 селениях на северо-западе Турции;
    • Аибга - до махаджирства населяли верховья ныне пограничной реки Псоу. В настоящее время живут в Турции;
    • Псхувцы - до 1864 года проживали в верхнем течении реки Бзып. В настоящее время живут в Турции;
    • Бзыпцы - проживают между Гагрой и рекой Шицкуара. Основное население Гудаутсткого района Абхазии. Многочисленны также среди абхазской диаспоры в Турции;
    • Гумцы - коренное население Центральной Абхазии. До 1877 года проживали между реками Щиквара и Кодор. Почти полностью были выселены в Турцию, где живут и поныне. В Абхазии остались отдельные малочисленные группы;
    • Цабальцы - до махаджирства проживали в среднем и верхнем течении реки Кодор. Полностью выселены в Турцию, где компактно расселены в 17 селениях;
    • Абжуйцы - проживают между реками Кодор и Охурей. Составляют большую часть населения Очамчирского района. Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
    • Самурзаканцы - коренное население исторического Самурзакана. В XIX-XX веках большая часть была омегрелена. Абхазы-самурзаканцы в настоящее время представляют немногочисленную группу, компактно проживающую в сёлах Агубедиа и частично Чхуартал Ткуарчалского района, а также в селе Река Очамчирского района.

    Общество

    В дореволюционном абхазском обществе присутствовали следующие сословия : знать, дворянство , крестьяне (земледельческое население) и пастухи . При утверждении российской власти на Кавказе абхазы образовали вотчинное владение династии Чачба , княжеских фамилий.

    К началу XX век различия между западными (бзыбскими, или гудаутскими) и восточными (абжуйскими, или очамчирскими) абхазами стираются. Сохраняют значение экзогамные фамильно-родственные объединения (абипара). В 1980-е годы формируется этнополитическое движение, в 1989 возникает Народный фронт «Айдгылара».

    Абхазские негры

    Окрестности села Адзюбжа являются местом проживания особой этно-расовой группы - абхазских негров . Нет точных сведений о том, как и когда африканцы попали в Абхазию. Вероятно, они были куплены и ввезены для работ на мандариновых плантациях. Однако известно, что уже в XIX веке все они говорили только по-абхазски и считали себя абхазами. В настоящее время большая часть адзюбжинских негров сильно метисирована , многие покинули родные места, осев в других частях Абхазии и за её пределами.

    Культура

    Традиционная культура типична для народов Кавказа. В традиционном искусстве развиты ковроделие, плетение узорных поясов, вышивка (в том числе золотыми и серебряными нитями), гравировка и инкрустация по металлу, резьба и инкрустация по дереву и др.

    Музыкальный фольклор

    Музыкальный фольклор близок к адыгскому и грузинскому . Характерны нартский эпос , исторические и героические песни, песни-плачи о героях; трудовые песни, связанные с земледельческим, скотоводческим и охотничьим бытом; обрядовые песни (в том числе вызывания дождя дзиуоу и ацунух ; сопровождающие обряд «вылавливания» души утонувшего азар ); врачевательные, в том числе исполнявшиеся у постели раненого; песни-обращения к владыке лемма Ажвейпшаа); бытовые песни и пляски.

    Республиканское государство, населения которого составляют преимущественно , однако на территории страны проживают и другие диаспоры: (около 20%), (13%), грузины(4%).

    Однако, согласно с переписью 1989 года, в это время в коренное население было представлено всего 18%.

    Прошедшая в 2003 году перепись населения зафиксировала увеличение численности на территории страны до 44%. В соответствии с последней переписью всего в Абхазии проживает около 250 тыс. человек. Общая же численность абхазов в мире по разным данным может достигать 600 тыс. человек. Так, абхазы проживают в 52 странах мира.

    Этнический состав населения столицы таков: абхазы составляют 56.3%, русские - 20.4%, армяне - 12.7%, - 4.2%, присутствуют в незначительных пропорциях представители и других национальностей - , киргизы, грузины,

    Говорят абхазы на абхазском языке, а также на русском, который наравне с первым является государственным. Наиболее распространенными религиями у абхазского народа является и ислам.

    Традиционная культура Абхазии является типичной для народов . В искусстве большое развитие получили ковроделие, вышивка, плетение поясов, резьба по дереву, гравировка, инкрустация по металлу.

    С давних пор обязательным элементом одежды мужчины-абхаза было холодное оружие. Так, бешмет должен был быть подпоясан сабельным опоясьем (кожаным поясом), который украшался медными или серебряными бляшками, к нему крепилась сабля или кинжал. Известно, что абхазские мужчины носили кинжалы типа Кама, которые использовались как для оберега, так и для различных ритуалов и обычаев. Элементом всадника считался лук. Абхазы всегда имели при себе нож, который был небольшого размера и предназначался для бытовых целей.

    Если говорить о музыке, то музыкальных фольклор абхазов близок к грузинскому и адыгскому. Имеют место исторические и героические произведения, песни-плачи, обрядовые, трудовые песни, бытовые песни и пляски, врачевательные и другие. Преобладающей формой многоголосия является двухголосие бурдонного типа.

    Присутствует в народном фольклоре и хоровое пение с солирующим голосом, ладовую основу песни составляет диатоника. У абхазских песен есть интересная особенность: в них содержится большое количество междометий и асемантических слов. Национальными инструментами абхазов являются смычковая апхьарца, арфовидный аюмаа, щипковый ачамгур, труба абык, цитровидный хымаа, барабан адауп, флейта ачарпан.

    Абхазский народ, как и все кавказские народы, славится своей гостеприимностью и толерантностью.

    Абхазы, апсуа (самоназвание), народ в Евразии, на Кавказе, коренное население Абхазии.

    Численность и языки

    Численность в мире 185 тыс. чел. (на начало 21 в.).

    • по переписи 1989 г., численность абхазов в Абхазии составляла 93,3 тыс. человек (18 % населения Абхазии),
    • по переписи 2003 года - 94,6 тыс. человек (44 % населения),
    • по переписи 2010 года - 122,1 тыс. человек (около 51 %).

    Незначительная часть живёт в Турции и арабских странах, куда абхазы переселились во 2-й пол. 19 в. Выделяются субэтнические группы:

    • абжуйская,
    • гудаутская (бзыбская) и
    • самурзаканская.

    Относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы. Говорят на абхазском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи.

    Диалекты:

    • абжуйский (лежит в основе литературного языка) и
    • бзыбский.

    Распространены также русский и грузинский языки. Письменность на русской графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты и православные.

    История

    Предки абхазов принадлежали к аборигенному населению Западного Кавказа. Оно упомянуто уже в ассирийских надписях под именем абешла, позднее в античных источниках, выделявших племенное объединения абазгов на севере, апсилов на юге и др. В период Абхазского царства (8-10 вв.) завершилось объединение древнеабхазских племён в абхазскую народность. После вхождения Абхазии в Россию (1810) в сер. 19 в. стала создаваться письменность на русской графической основе. С образованием Абхазской ССР (1921; с 1931 — АССР) у абхазов ускорился процесс национальной консолидации и начался процесс государственного строительства. После грузино-абхазской войны 1992-1994 гг. в Абзазии ускоренными темпами продолжился процесс государственного строительства.

    Традиции

    Традиционные занятия - земледелие и отгонно-пастбищное скотоводство, вспомогательные - пчеловодство и охота. Выращивают кукурузу и другие зерновые, табак, хлопок, виноград, садовые культуры, разводят крупный рогатый скот, в горах - коз. В годы Советской власти в сельском хозяйстве абхазов культивируются также чай, цитрусовые и др., развивается многоотраслевая промышленность. Сформировались рабочий класс, интеллигенция.

    Традиционные ремёсла - изготовление сельскохозяйственных орудий, утвари, одежды, изделий из металла и рога, вышивка, ковроткачество, инкрустация, резьба по дереву. Для традиционной социальной организации характерны большая патриархальная семья и патронимия, аталычество и др. виды фиктивного родства. Система родства арабского типа. С середины 19 в. преобладали малая семья и соседская община. Сохранялись фамильная экзогамия и др. элементы патриархально-родовой организации. Традиционные поселения разбросанные. Круглые или четырехугольные плетёные постройки с соломенной конической или двускатной крышей уже в 19 в. стали сменяться дощатыми домами с приподнятым полом на столбах; в годы Советской власти распространилось строительство двухэтажных каменных домов городского типа. Традиционная мужская одежда - шерстяные или хлопчатобумажные штаны, рубаха, бешмет, черкеска, наборный пояс и бурка. Головные уборы - главным образом войлочная шляпа или башлык, обувь- чувяки и ноговицы. Женская одежда - шаровары, платья с высоким воротом, бешметы, платки, чувяки или деревянные башмаки. Традиционный костюм носит только старшее поколение по праздникам.

    В пище преобладают мамалыга, кислое молоко, сырые овощи, варёная говядина и жареные куры с приправами (аджика и др.). Развит фольклор (нартский эпос).

    Литература

    • Инал-ипа Ш.Д., Абхазы. 2 изд., Сухуми, 1965: его же, Традиции и современность (по материалам этнографии абхазов). Сухуми, 1973;
    • Джанашиа Н.С., Статьи по этнографии Абхазии, Сухуми, 1960;
    • Анчабадзе Э.В., Очерк этнической истории абхазского народа. Сухуми. 1976;
    • Аргун Ю. Г., Абхазские этнографические этюды, Сухуми, 1980;
    • Феномен долгожительства. Антропологический аспект исследования. М., 1982;
    • Бибвава В.Л., Современная сельская семья у абхазов. Тб. 1983.