Журнальный зал. Под инвентарным номером

Первое упоминание чая в России датируется 1618 годом. Тогда царь Михаил Романов получил в подарок от китайских послов несколько ящиков с темными ароматными листьями. Традиция заваривать чай в самоваре и распивать его всей семьей за большим столом стала формироваться только под конец правления Петра I. Но еще очень долго чай не был так популярен, как другие напитки, известные на Руси.

Центральные области

Московские, Владимирские, Рязанские и Ростовские земли считаются родиной напитков, основанных на мёде. Первые упоминания о медовухе и сбитне относятся аж к XIII веку. Их пили на пирах, свадьбах и похоронах; утром, перед началом трудного дня и вечером, отдыхая после работы.

Технологии производства и варианты названий с веками менялись, но суть оставалась прежней. Медовуха - слабоалкогольный напиток, который изготавливали из мёда, используя хмель. Задолго до появления «хлебного вина», то есть, фактически самогона, это было самый популярный напиток у всех русских мужчин.

Сбитень - горячий сытный напиток, который обожали даже дети. В нём, помимо мёда присутствовала патока и тёртый корень хрена. Эти ингредиенты, как, впрочем и хмель, в медовухе создавали особый согревающий эффект. Поэтому, в основном их потребляли в холодное время года, когда простуды и обморожения были не редкостью.

Новгородчина и северо-восточная Русь

Задолго до появления китайского чая в Новгороде, много веков являвшемся главным купеческим городом всей Руси, тоже заваривали темные ароматные листья и пили их настой по утрам и вечерам. Только трава эта называлась кипрей, или в современном варианте - иван-чай, и она до сих пор произрастает на территории России.

Популярность этого напитка вскоре вышла за пределы северо-восточных областей: иван-чай стали заваривать и в Москве, и в Киеве, его пили мещане в тавернах и купцы в своих особняках. Но еще очень долго в Российской империи напиток из кипрея называли только «копорским чаем», потому что изначально производили его в селе Копорье, что под Санкт-Петербургом, а позже стали делать и в других северо-восточных городах, в Тверской и даже Ржевской губернии.

Киев и юго-восточные волости

О квасе можно сказать - «сколько веков стоит Киев, столько славяне знают квас». Первые упоминания о нём имеют отношение к самым ранним киевским летописям, и согласно этим данным, квас был напитком пиров. Очевидно, вплоть до XII века это был густой и единственный на Руси крепкий алкоголь, и славянское слово «квасить» тогда означало ровно тоже самое, что у нас и сейчас, правда, в жаргонном варианте.

А уже с XIII века здесь стали изготавливать квас и как слабоалкогольный напиток, и потребляли его уже не только на праздники, но и в будни, особенно в теплое время года. Имеющаяся в этом напитке кислинка прекрасно утоляла жажду. И хотя технология приготовления кваса тоже постепенно менялась, он как был, так и остается кисловатым напитком на основе брожения из муки и ржаного или ячменного солода.

Постепенно квас завоевал популярность во всех регионах России, но основное его время - лето, когда очень хочется пить. Поэтому в большинстве своем его и до сих пор потребляют именно в юго-восточных славянских землях, где помимо лета, весна и осень часто бывают теплыми.

Минск и западная Русь

Западные славяне стали первыми готовить кисели, но в древности это были не сладкие десерты, а самостоятельное густое блюдо, которое пили, вернее, ели по утрам.

На ночь в холодной воде замачивали молотые зерна овса, пшеницы или гороха, все это «кисло» и превращалось в желеобразное месиво. Затем в него добавляли молоко или масло и завтракали. Такое блюдо было очень полезно для желудка. Постепенно о нём узнали и в других областях Руси, в некоторых областях, например, в Костромской губернии, запаренная кипятком овсяная мука, превратившаяся в «кисель», на многие века стала традиционным поминальным блюдом.

Когда в XIX веке в России широкое распространение получил картофель и появился крахмал, именно белорусы первыми начали варить фруктово-ягодные напитки, которые и назвали киселями. С того времени кисели из малины, ежевики, вишни, клюквы завоевали большую популярность и не только в нашем отечестве. Многие иностранцы пробуя сладкий кисель отмечают, что это самый интересный русский национальный напиток.

Крым и Кубань

Южнорусский край исстари богат ягодами и фруктами, поэтому там традиционно пили взвары или узвары. Казачки и другие донские и кубанские крестьянки с лета заготавливали ягоды и фрукты, сушили их на солнце, а затем зимой периодически готовили узвары - своеобразные компоты из сухофруктов. Сладкие на вкус и богатые витаминами, узвары пользовались особенным успехом у детворы.

Крымские женщины для своих детей тоже варили вкусные напитки из ягод, но называли их по-другому. Пока существовала Византия, то есть вплоть до XV века, полуостров находился в тесной связи с этой империей и крымчане многое переняли у византийцев. В частности, они с удовольствием пили мурсу - воду с добавлением меда, которую любили даже византийские императоры. Но крымчане стали в неё класть лесные и садовые ягоды, варить на медленном огне, а затем пить охлажденным. Напиток получил название морс, и спустя несколько веков стал известен и за пределами полуострова.

Казань и Предуралье

Территория Казанского ханства стала Россией только во второй половине XVI века и тогда русичи впервые узнали, что вместо взваров и медовухи по утрам можно пить айран. Это напиток на основе катыка и ключевой воды. Катык татары готовили из кипяченого молока при помощи сквашивания, которое осуществляли обычно в тепле в течение 6-10 часов, при этом избегая тряски и перемешивания. Поэтому айран получался одновременно легким и густым. Он очень вкусен и полезен практически при любых заболеваниях желудка. Не сразу, но со временем русские люди оценили его замечательные свойства и даже стали им вместо кваса заливать окрошку.

Когда на Руси появился китайский чай и его стали заваривать в каждом доме, то никакие другие напитки не исчезли из обихода, за исключением чая из кипрея. И по сей день вряд ли какой праздник в России обходится без морсов, узваров, киселей и сбитней, не смотря на обилие всевозможных зарубежных питьевых новинок.

Но, самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой - это особое ритуальное действие, своего рода праздник. Причина популярности чая отчасти была именно в самой церемонии, правда, адаптированной к психологии русского человека.
Какое же оно настоящее русское чаепитие?
Восточная чайная церемония в своей основе направлена на само углубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол - это подготовка почвы для отстранения от всего суетного.
Русская же церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта - объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.
За чашкой чая решались все семейные дела, заключались торговые сделки, велись дружеские беседы, возникали новые знакомства. Сердечность и простота - характерная черта русского чаепития. Атмосфера русского чайного действа была душевной и приятной.
Было замечено долгим жизненным опытом, что чай приводит человека в мирное, благодушное настроение. После чая человек делается как-то мягче, добрее. За чаем, при успокоительном шипении самовара, разные жизненные невзгоды представлялись менее обостренными, в более мягком свете, многие ссоры иногда совсем прекращались после нескольких стаканов чая.
Чай, а точнее способ его приготовления, идеально вписался в нашу ментальность: доброта, теплота и близость, - все это создало свою национальную традицию чаепития.
Душистый полезный чай с медом, молоком, сладостями смешивался с терпкими ароматами весеннего вечера и располагал к долгим задушевным беседам и решению - в том числе и деловых - вопросов.
В отличие от традиций Китая и Японии, в России ценилось не только качество приготовляемого напитка, но и выпечка и сладости, подаваемые к чаю. Бисквит, сухари "аглицкие", бриоши, булочки, калачи и к ним варенье клубничное, земляничное или малиновое. Мёд, колотый сахар, ватрушки, баранки, пряники, пироги, фрукты и ягоды были непременными атрибутами русского чаепития.
Чаепитие стало в России особой национальной традицией. Чай пили несколько раз в день. Именно с него день и начинался, будь то дворец в Царском Селе или провинциальная усадьба с ее размеренным и неторопливым бытом.
Москва в скором времени стала "чайной столицей" России, где с утра до вечера "гоняли чаи". Чай стал истинно московским напитком. Настоящий чай по мнению москвичей, должен быть очень горячим, хорошего сорта и обязательно крепким, густым, он должен "бежать по чашке тёмною струей". И лучше пить чай не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его настоящего вкуса.
По приказу Петра Первого в Москве на западный манер учредили аустерии - ресторации, где чаем с кренделями угощали даром. Но лишь тех посетителей, кто читал приносимую сюда первую русскую газету "Ведомости". В стране открываются чайные, вырабатывается чайный этикет, появляется особый вид приглашения в гости "на чай".
Долгое время чай оставался "городским напитком", причем, преимущественно московским. Даже в Петербург, где был открыт только один специализированный магазин, чай привозили из Москвы, где их было уже около ста.
А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой были ценителями и любителям чая и считали его напитком не только для тела, но и для души.
Чай широко используется в русских национальных праздниках, потребление чая остается отличительной русской чертой. И.Г.Коль пишет, что "чай является утренним и вечерним напитком русских, так же, как “Господи, помилуй! их утренней и вечерней молитвой". К. фон Шенкенберг упоминает в своем путеводителе чай как "повсеместно употребляемый и желанный напиток".

Чай попал в Россию не так давно: в XVII веке он был привезён в подарок Михаилу Фёдоровичу Романову и прижился у нас в стране не сразу. На данный момент наша страна входит в пятерку «стран-любительниц» чая, а если быть точным, то Россия делит с Индией 5 и 6 место по количеству чая, потребляемого в год.

Согласитесь, сложно представить посиделки с подружкой без чая или Тулу без самовара. Что же пили на Руси до популяризации этого напитка?

Иван-чай - это заваренные листья кипрея. По крепости и цвету Иван-чай занимает промежуточное положение между чёрным и зелёным чаем. Обладает мягким и приятным вкусом. Долгое время этот напиток был незаслуженно забыт, но сейчас постепенно мода на этот травяной полезный чай возвращается. Заваривают Иван-чай так же, как и традиционный, возможно, именно поэтом, «заморская» чайная культура так хорошо прижилась у нас.

Сбитень - старинный русский напиток на основе воды, мёда и пряностей. Сбитень употребляли в горячем виде, он не только согревал холодной зимой, но и использовался в качестве профилактики простуды.

Приготовить такой напиток в домашних условиях очень легко!

Залить полстакана сахара, 3/4 стакана меда и 2 лавровых листа литром горячей воды, добавить по чайной ложке гвоздики, корицы, имбиря и кардамона и поварить 15 минут. Дать настояться.

Медовуха - напиток на основе мёда, обладающий алкогольным градусом. Варили медовуху по-разному, поэтому классический старинный рецепт не сохранился, но существует много вариантов приготовления этого напитка, который по технологии приготовления напоминает приготовления пива.

Квас — исконно русский напиток, дошедший до нас из глубокой древности, но любимый по сей день. Слово «квас» означает «кислый напиток». Квас готовят на основе брожения из ржаного/пшеничного хлеба и сахара или муки и солода.

Трудно найти более популярный и более «русский» напиток! Его делали в монастырях и солдатских казармах, усадьбах и крестьянских избах. Крестьяне, отправляясь на работу в поле, всегда брали с собой квас, так как считали, что он восстанавливает силы и снимает усталость. Обязательно угостите квасом Ваших иностранных друзей, скорее всего они по достоинству оценят этот чудесный напиток!

Кисель варили на Руси ещё 1000 лет, но вместо картофельного крахмала и фруктов использовали овёс, пшеницу и рожь. Такой кисель кладезь витаминов, он не только очищает кровь, но и придает силу и бодрость

Морс - ещё один знаменитый древнейший русский напиток, упоминание. Название напитка произошло от слова «мурса», что в переводе означало «вода с мёдом». Для его приготовления на Руси использовались лесные ягоды, известные своими лечебными свойствами.

Традиционно морс готовят из брусники (он полезен при простудных заболеваниях, хорошо утоляет жажду и повышает аппетит), из клюквы (обладает жаропонижающим действием) и из черники.