Виды конфликтов и их формы. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Социальное напряжение, эмоциональное раздражение накапливаются в течение какого-то времени, и предконфликтная стадия может быть растянутой. Типы конфликтов по выраженности кон

  1. Описание организации 4
  2. Описание конфликтной ситуации 4
  3. Анализ конфликта 5
  4. Пути решения по основам конфликтологии 8

Заключение 9

Список использованной литературы…………………………………………... 10

Введение

Конфликт (от лат. conflictus) - столкновение или борьба, враждебное отношение; ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Организация является основной ячейкой в социальной структуре современного общества. Социальная жизнь людей преимущественно протекает в составе тех или иных организаций: производственных, финансовых, коммерческих, образовательных, общественных. Сложная система отношений в организации таит в себе возможность возникновения самых различных конфликтов, которые специфичны как по содержанию и динамике, так и по способам разрешения.

В каждом отдельно взятом случае причина конфликта своя, при анализе же обнаруживается, что все они имеют общую основу: фактическое положение дел входит в противоречие с ожиданием людей, которые и становятся в ряды конфликтующих.

Задачи контрольной работы:

Объектом исследований выступает

Предметом исследования является

  1. Описание организации

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр Бюджетного Учета» специализированная организация, уполномоченная на ведение бюджетного учета в муниципальных учреждениях муниципального образования город Усть-Илимск (постановление Администрации г.Усть-Илимск от 30.12.2010г. № 776) Учреждение создано для реализации полномочий органов местного самоуправления муниципального образования город Усть-Илимск по формированию, исполнению бюджета муниципального образования город Усть-Илимск и контроля за исполнением данного.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «О бухгалтерском учете», иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, с использованием программ автоматизации бухгалтерского учета.

Лица, участвующие в конфликте

  1. Описание конфликтной ситуации

Сотруднице А расчетного отдела было дано распоряжение вовремя сдать отчет о начислении заработной платы работникам детского сада №31. По личным причинам сотрудница А не успела в установленные сроки сделать свою работу. Про случившийся инцидент сотрудница А решила не сообщать руководству, а доделать работу наследующий день. Сотрудница Б узнала о невыполнении распоряжения. Вследствие данного инцидента, произошел конфликт между сотрудницей А и сотрудницей Б. После чего сотрудница Б предупредила, что если она незакончит начисление заработной платы сегодня, то она сообщит о этом директору. Сотрудница А отказалась работать во внерабочее время. И после сотрудница Б сообщила руководству о происшедшем нарушении. Далее сотрудница А получила выговор и лишение премии.

3. Анализ Конфликта

Из данной конфликтной ситуации хорошо видно, что разрешить конфликт, возникший из-за каких-то личностных проявлений, порой бывает сложнее, чем производственный. Так как его успешный исход зависит не только от знаний руководителя и умения правильно вести себя в критической ситуации (анализ ситуации, управление ей, прогноз последствий, принятие оптимального решения, устранение отрицательных последствий), но и от желания самих конфликтующих.

По кругу лиц, вовлеченных в ситуацию, конфликт можно определить как социальный (межличностный) – сотрудницы А и Б расчетного отдела.

По направленности взаимодействия конфликт является горизонтальным, так как в самом конфликте участвуют сотрудники одного уровня.

Сферой конфликта является трудовая, так как все участники относятся к одной организации и развитие происходит на рабочем месте.

Вид рассматриваемого конфликта – конструктивный, так как в конфликте был выявлен не надежный, не ответственный сотрудник. В дальнейшем лишении премии сотрудника может положительно сказаться на развитии организации.

По признаку (началу конфликта), можно классифицировать данный конфликт, как спонтанный. Спонтанные конфликты возникают, на первый взгляд, совершенно неожиданно. Однако во всех случаях катализатором конфликта является внутреннее напряжение или безответственное поведение одного или обоих его участников.

По форме проявления конфликт, вероятнее всего, является открытым (общение между сотрудницей А и сотрудницей Б).

Структура Конфликта

Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность.

Противоборствующие стороны (основные участники) - ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон выходит из конфликта, то он прекращается. Такими сторонами в данном конфликте является главный бухгалтер и менеджер по продажам.

Инициатором конфликта является непосредственно сотрудница А, которая провоцирует сотрудницу Б своим безответственным отношением к работе.

Карта конфликта


Динамика Конфликта

I. Предконфликт:

  1. Нарушение сотрудницей А правил установленных в организации (выполнять в срок свою работу).
  2. Сотрудница Б по продажам заметила данное нарушение.
  3. Сотрудница Б предупредила о том, что работа должна быть выполнена сегодня и ни днем позже, иначе под наказание попадет весь отдел.

II. Собственно конфликт:

В представленном конфликте можно выделить такой этап, как инцидент. Это тот период, когда главный сотрудница А была замечен сотрудницей Б. Вследствие нарушения об этом инциденте было доложено директору. Далее конфликт перерастает в следующий этап – эскалация. Где сотрудница А была лишена премии.

Завершение конфликта: Сотруднице А был сделан выговор и лишение премии.

С точки зрения эффективности и полноты разрешения данный конфликт полностью, коренным образом завершен.

III. После конфликтная ситуация:

Возможна частичная нормализация отношений.

С точки зрения «Стилей поведения» в ситуации можно выделить два стиля. Анализируя поведение сотрудницы А, можно сказать, что она выбрала стиль «Соперничества». Соперничество – удовлетворение только своих интересов, не принимая в расчет интересы других.

Так же рассматривая сотрудницу Б, можно сказать, что она предпочла стиль «Приспособление». Приспособление – человека интересуют интересы фирмы, ее положительного развития.

Разрешение конфликта в организации

В этой организации конфликт был завершен таким образом, что сотрудница А была лишена премии и получила выговор.Рзвитие дальнейших событий в организации можно только предположить. Возможно, что таким образом конфликт будет устранен.

4. Пути решения по основам конфликтологии

1. В данной ситуации можно предложить такую стратегию разрешения, как санкции за нарушение трудового распорядка в данной организации в виде штрафа.

2. Опираясь на основы конфликтологии можно предложить сотруднице А пересмотреть свое поведение по отношению к занимаемой должности, тем самым разрешить конфликт на более ранней стадии.

Конкретные методы разрешения конфликта:

  • если конфликтующие стороны не видят способа согласования, то они взаимно отказываются от собственных притязаний;
  • одна из конфликтующих сторон отказывается от своих притязаний, осознав их как менее существенные, справедливые;
  • конфликтующие стороны находят вариант компромисса; обе стороны могут реализовать свои притязания.

Заключение

В работе были выполнены задачи исследования

  1. Анализ конфликтной ситуации в предложенной организации;
  2. Предложить пути решения конфликта.

1. Во-первых, конфликт был классифицирован по различным признакам, что позволило выявить некоторые его характерные особенности.

Была всесторонне рассмотрена конфликтная ситуация, то есть:

  • по кругу лиц, вовлеченных в ситуацию;
  • по направленности взаимодействия;
  • по сфере конфликта;
  • по виду конфликта;
  • по признаку;
  • по форме проявления.

Таким образом, конфликт может быть определен в тип личность – группа. Так же он является горизонтальным, по наглядности, вероятнее всего, является открытым. Вид рассматриваемого конфликта – конструктивный. По признаку можно классифицировать конфликт, как спонтанный.

Во-вторых были рассмотрены:

  • структура конфликта;
  • карта конфликта;
  • периоды и этапы конфликта.

В карте конфликта были рассмотрены потребности и опасения всех участников конфликта.

Были выделены стили поведения участников конфликта.

В работе были даны предложения по предотвращению и профилактике подобных конфликтов.

Список использованой литературы

  1. Анцупов А.Я. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2007.
  2. Буртовая Е.В. Конфликтология: Учебное пособие. 2002
  3. Вергилес Э.В. Возникновение и разрешение конфликтных ситуаций в организации./Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - М., 2001.
  4. Златин П.А. Социология и психология труда: Учебное пособие. Ч.1. 3-е изд-е., стереотип – М.: МГИУ, 2008 -426 с.

Неотъемлемой частью современной жизни общества являются социальные конфликты во всем своем многообразии. Примеры конфликтов встречаются нам повсюду, начиная с мелких ссор и заканчивая международными противоборствами. Следствие одного из таких противоборств - исламский фундаментализм - рассматривается в масштабах одной из наиболее крупных мировых проблем, граничащей с угрозой Третьей мировой войны.

Однако исследования в области специфики конфликта как социально-психологического феномена показали, что это достаточно широкое и сложное понятие, чтобы оценивать его однозначно с деструктивной точки зрения.

Понятие конфликта

Наиболее распространенными в научном знании считаются два подхода относительно природы конфликта (Анцупов А. Я.). Первый определяет конфликт как столкновение сторон, мнений или сил; второй - как столкновение противоположных позиций, целей, интересов и взглядов субъектов взаимодействия. Таким образом, в первом случае рассматриваются примеры конфликтов более широкого значения, имеющие место как в живой, так и в неживой природе. Во втором случае присутствует ограничение круга участников конфликта группой людей. При этом любой конфликт включает в себя определенные линии взаимодействия между субъектами (либо группами субъектов), которые перерастают в противоборство.

Структура и специфика конфликта

Основоположником конфликтной парадигмы в целом в гуманитарном знании считается Л. Козер. Одним из достоинств его теории является признание того факта, что существуют примеры конфликтов позитивного функционального значения. Иными словами, Козер утверждал, что конфликт не всегда представляет собой деструктивное явление, - существуют случаи, когда он является необходимым условием создания внутренних связей той или иной системы либо условием поддержания общественного единства.

Структуру конфликта образуют его участники (оппоненты, противоборствующие стороны) и их действия, предмет, условия/ситуация конфликта (пример - давка в общественном транспорте) и его исход. Предмет конфликта, как правило, тесно связан с потребностями участвующих сторон, за удовлетворение которых и происходит борьба. Обобщенно их можно объединить в три большие группы: материальные, социальные (статусно-ролевые) и духовные. Неудовлетворенность тех или иных значимых для личности (группы) потребностей можно рассматривать в качестве

Примеры типологизации конфликтов

Как отмечает Н. В. Гришина, в обыденном сознании примеры конфликтов включают в себя достаточно широкий круг явлений - начиная с вооруженного столкновения и противостояния определенных социальных групп и вплоть до супружеских разногласий. При этом не важно, идет ли речь о дискуссии в парламенте или борьбе личностных желаний. В современном наукознании можно встретить огромное количество различных классификаций, при этом нет четкой дифференциации между понятиями «типы» и «виды» конфликтов. Примеры из обеих групп чаще употребляются как синонимы. Между тем, на наш взгляд, целесообразнее выделять три основных аспекта в типологизации конфликтов:

  • типы конфликтов;
  • виды конфликтов;
  • формы конфликтов.

Первый аспект представляется наиболее широким по объему. Каждый из типов может включать в себя несколько видов конфликтов, которые, в свою очередь, могут протекать в той или иной форме.

Типы и виды конфликтов

К основным типам конфликтов относятся:

  • внутриличностный (интраперсональный);
  • межличностный (интерперсональный);
  • межгрупповой;
  • конфликт между личностью и группой.

Таким образом, акцент в данном случае делается на субъектах (участниках) конфликта. В свою очередь межличностный, межгрупповой конфликты, а также конфликт между личностью и группой представляют собой примеры социальных конфликтов. Первым социальный конфликт, наряду с внутриличностным и зооконфликтом, выделил в самостоятельный тип немецкий социолог В некоторых более поздних концепциях внутриличностный конфликт также включается в понятие социального, что, однако, является дискуссионным моментом.

Среди основных причин социальных конфликтов принято выделять ограниченность ресурсов, расхождения людей в ценностно-смысловом контексте, различия в жизненном опыте и манере поведения, ограниченность определенных возможностей человеческой психики и др.

Внутриличностный конфликт

Подразумевает субъективно переживаемое рассогласование определенных тенденций в самосознании личности (оценок, установок, интересов и т. д.), взаимодействующих друг с другом в процессе развития (Митина Л. М., Кузьменкова О. В.). Иными словами, речь идет о столкновении определенных мотивационных образований, которые не могут быть удовлетворены (реализованы) одновременно. Так, например, человек может не любить свою работу, однако бояться уволиться из-за перспективы остаться безработным. Ребенок может испытывать желание прогулять урок и одновременно бояться быть наказанным за это и т. д.

В свою очередь, данный тип конфликта может быть следующих видов (Анцупов А. Я., Шипилов А. И.):

  • мотивационный («хочу» и «хочу»);
  • конфликт неадекватной самооценки («могу» и «могу»);
  • ролевой («надо» и «надо»);
  • конфликт нереализованного желания («хочу» и «могу»);
  • нравственный («хочу» и «надо»);
  • адаптационный («надо», «могу»).

Таким образом, данная классификация выделяет три основных компонента личностной структуры, вступающих в противоборство друг с другом: «Я хочу» (хочу), «Я должен» (надо) и «Я есть» (могу). Если сопоставить данную концепцию с известной структурой личности, разработанной Зигмундом Фрейдом в рамках психоанализа, мы можем наблюдать конфликт Ид (хочу), Эго (могу) и Супер-Эго (надо). Также в данном случае целесообразно вспомнить и выделяемые им три позиции личности: Ребенок (хочу), Взрослый (могу), Родитель (надо).

Межличностный конфликт

Данный тип имеет место в случае разногласий и столкновений между отдельными людьми. Среди особенностей его можно отметить, что он протекает по принципу «здесь и сейчас», может иметь как объективные, так и субъективные причины, а также, как правило, характеризуется высокой эмоциональностью участвующих сторон. Межличностный тип может также подразделяться на отдельные виды конфликтов.

Например, в зависимости от специфики отношений подчиненности между участниками, межличностные конфликты можно разделить на конфликты «по вертикали», «по горизонтали», а также «по диагонали». В первом случае мы имеем дело с субординационными отношениями, например, руководитель - работник, учитель - ученик. Второй случай имеет место тогда, когда участники конфликта занимают равные положения и не подчиняются друг другу - коллеги по работе, супруги, случайные прохожие, люди в очереди и т. д. Конфликты по диагонали могут возникать между оппонентами, находящимися в косвенном подчинении - между начальником службы и дежурным по части, между страшим и младшим и т. д. (когда участники находятся на разных по уровню должностях, но в субординационных отношениях друг с другом не состоят).

Также межличностные конфликты могут включать в себя такие виды, как семейный (супружеский, детско-родительский, конфликт между братьями и сестрами), бытовой, конфликт в организации (пример организационного конфликта мы наблюдаем всякий раз, когда происходит столкновение в той или иной производственной структуре между ее субъектами в рамках рабочего взаимодействия) и др.

Межгрупповой конфликт

К межгрупповым конфликтам принято относить столкновения между отдельными представителями разных социальных групп (больших, малых и средних), а также между данными группами в целом. В данном случае также можно выделить такой вид, как конфликт в организации (примеры: между работниками и руководством, администрацией и профсоюзом, студентами и преподавателями и др.), бытовые (если в конфликте участвуют несколько представителей двух и более групп - например, в коммунальных квартирах, в очереди, общественном транспорте и т. д.).

Также можно выделить такие примеры социальных конфликтов на межгрупповом уровне, как межнациональные, межкультурные и религиозные. Каждый из данных видов охватывает широкие слои населения и характеризуется значительной протяженностью во времени. Кроме того, выделенные виды могут иметь пересекающийся характер. Отдельную категорию представляют международные конфликты (примеры которых мы постоянно наблюдаем в новостях), в том числе и между отдельными государствами и их коалициями.

Конфликт между личностью и группой

Данный тип обычно имеет место в том случае, когда отдельный индивид в группе отказывается действовать так, как остальные ее участники, демонстрируя тем самым нонконформистское поведение. Либо он совершает определенный поступок, который в данной группе считается неприемлемым, что провоцирует конфликт. В качестве примера может выступать художественный фильм Ролана Быкова «Чучело» (1983 г.), в котором главная героиня, Лена Бессольцева, вступает в конфликт с классом. Также ярким примером нонконформистского поведения в группе, провоцирующего конфликт, является трагическая судьба итальянского философа Джордано Бруно.

Формы конфликтов

Данная категория подразумевает наличие определенной специфики действий, формирующих конфликт. Среди основных форм, в которых возможно протекание конфликта, можно выделить следующие (Самсонова Н. В.): диспут (полемика), претензия, осуждение, бойкот, забастовка, саботаж, стачка, брань (ругань), ссора, угроза, вражда, посягательство, принуждение, нападение, война (политические конфликты). Примеры диспута и полемики можно также встретить в научных сообществах, что лишний раз доказывает возможность конструктивного характера конфликта.

Применительно ко всем типам конфликтов можно рассмотреть три основных теоретических подхода:

  • мотивационный;
  • ситуационный;
  • когнитивный.

Мотивационный подход

С точки зрения данного подхода враждебность определенной личности или группы является отражением прежде всего ее внутренних проблем. Так, например, с позиции Фрейда, аутогрупповая враждебность является неизбежным условием любого межгруппового взаимодействия, имея универсальный характер. Основная функция данной враждебности - средство поддержания внутренней стабильности и сплоченности группы. Отдельное место в данном случае занимают политические конфликты. Примеры можно найти в истории формирования фашистского движения в Германии и Италии (идея расового превосходства), а также в истории борьбы с «врагами народа» в период сталинских репрессий. Фрейд связывал механизм формирования аутогрупповой враждебности по отношению к «чужим» с эдиповым комплексом, инстинктом агрессии, а также с эмоциональной идентификацией с лидером группы - «отцом» и др. С точки зрения нравственности подобные факты нельзя рассматривать как конструктивный конфликт. Примеры с расовой дискриминацией и массовым террором, тем не менее, ярко демонстрируют возможность сплачивания членов одной группы в процессе конфронтации с другими.

В теоретической концепции агрессивности американского психолога Леонарда Берковица в качестве одного из ключевых факторов межгрупповых конфликтов выступает относительная депривация. То есть одна из групп оценивает свое положение в обществе как более ущемленное по сравнению с положением других групп. При этом депривация носит относительный характер, так как ущемленное положение в реальности может не соответствовать действительности.

Ситуационный подход

Данный подход ориентирован на внешние факторы, ситуацию, обуславливающие возникновение и специфику конфликта. Так, в исследованиях турецкого психолога Музафера Шерифа было установлено, что враждебность одной группы по отношению к другой значительно снижается, если вместо соревновательных условий им предоставляются условия сотрудничества (необходимость выполнения совместной деятельности, в которой результат зависит от общих усилий всех участников). Таким образом, Шериф приходит к выводу о том, что факторы ситуации, в которой взаимодействуют группы, являются решающими в определении кооперативного или конкурентного характера межгруппового взаимодействия.

Когнитивный подход

В данном случае акцент делается на доминирующей роли когнитивных (мыслительных) установок участников конфликта относительно друг друга. Так, в ситуации межгрупповых конфликтов враждебность одной группы по отношению к другой не обязательно обусловлена объективным конфликтом интересов (что утверждалось в реалистической теории конфликтов в рамках ситуационного подхода). Соответственно, не кооперативный/конкурентный характер ситуации становится решающим фактором в межличностном и межгрупповом взаимодействии, а возникающие в процессе него групповые установки. Сами по себе общие цели ведут к разрешению конфликтов между оппонентами - оно зависит от сформированности социальных установок, объединяющих группы и способствующих преодолению их противостояния.

Тэджфел и Тернер разработали теорию согласно которой конфликты между группами не являются обязательным следствием социальной несправедливости (в отличие от мотивационного подхода). Сталкиваясь с данной несправедливостью, индивиды имеют возможность самостоятельно выбирать те или иные способы ее преодоления.

Конфликтологическая культура личности

Независимо от того, имеют ли место международные конфликты, примеры которых наиболее ярко демонстрируют деструктивный характер конфликтного поведения сторон; или же речь идет о незначительной ссоре между коллегами по работе, чрезвычайно значимым представляется оптимальный путь выхода. Умение противоборствующих сторон находит компромиссы в сложной спорной ситуации, сдерживать собственное видеть возможные перспективы дальнейшего сотрудничества с настоящими оппонентами - все эти факторы являются залогом возможного благоприятного исхода. При этом, как бы ни важна была тотальная роль государственной политики, экономической и культурно-правовой системы в обществе, истоки данной тенденции находятся в отдельных конкретных индивидах. Подобно тому, как река начинается с маленьких ручьев.

Речь идет о конфликтологической культуре личности. Соответствующее понятие включает в себя умение и стремление индивида к предупреждению и разрешению социальных конфликтов (Самсонова Н. В.). В данном случае целесообразно вспомнить понятие «конструктивный конфликт». Примеры современных конфликтов (учитывая их обостренный и широкомасштабный характер) демонстрируют, скорее, отсутствие всякой конструктивности конфликтного взаимодействия. В связи с этим понятие конфликтологической культуры личности должно рассматриваться не только и не столько как одно из условий оптимального разрешения спорных ситуаций в обществе, но и как важнейший фактор социализации личности каждого современного индивида.

Понятие социального конфликта - гораздо более емкое, чем может показаться сначала. Давайте попробуем в нем разобраться.

По-латински конфликт означает «столкновение». В социологии конфликт - это высшая стадия противоречий, которая может возникнуть между людьми или социальными группами, как правило, это столкновение основано на противоположно направленных целях или интересов сторон конфликта. Есть даже отдельная наука, занимающаяся изучением этого вопроса - конфликтология . Для обществознания социальный конфликт - это еще одна форма социального взаимодействия людей и групп.

Причины социальных конфликтов.

Причины социальных конфликтов очевидны из определения социального конфликта - разногласия людей или групп, которые преследуют какие-то социально значимые интересы, при этом реализация этих интересов идет в ущерб интересам противоположной стороны. Особенность этих интересов в том, что они как-то связаны между собой каким-либо явлением, предметом и т.д. Когда муж хочет посмотреть футбол, а жена - сериал, связывающим предметом является телевизор, который один. Вот если бы было два телевизора, то и интересы не имели бы связующего элемента; конфликт бы не возник, или же возник, но по другой причине (разница в размере экрана, или более удобного кресла в спальне, чем стул на кухне).

Немецкий социолог Георг Зиммель в своей теории социального конфликта заявил, что конфликты в обществе неизбежны, потому что они обусловлены биологической природой человека и социальной структурой общества . Он также предложил, что частые и непродолжительные социальные конфликты полезны для общества, так как при положительном разрешении они помогают членам общества избавиться от враждебности друг к другу и достигнуть понимания.

Структура социального конфликта.

Структура социального конфликта состоит из трех элементов:

  • объект конфликта (то есть конкретная причина конфликта - все тот же телевизор, упомянутый ранее);
  • субъекты конфликта (их может быть два и более - например, в нашем случае третьим субъектом может стать дочь, которая захотела смотреть мультики);
  • инцидент (повод для начала конфликта, точнее его открытой стадии - муж переключил на НТВ+ Футбол, и тут все началось…).

Кстати, развитие социального конфликта не обязательно протекает в открытой стадии: жена может молча обидеться и уйти гулять, но конфликт при этом останется. В политике такое явление называют «замороженным конфликтом».

Виды социальных конфликтов.

  1. По количеству участников конфликта:
    • внутриличностные (большие интересы для психологов и психоаналитиков);
    • межличностные (например, муж и жена);
    • межгрупповые (между социальными группами: конкурирующие фирмы).
  2. По направленности конфликта:
    • горизонтальные (между людьми одного уровня: работник против работника);
    • вертикальные (работник против начальства);
    • смешанные (и те, и другие).
  3. По функции социального конфликта :
    • деструктивные (драка на улице, ожесточенный спор);
    • конструктивные (поединок на ринге по правилам, интеллигентная дискуссия).
  4. По длительности протекания:
    • кратковременные;
    • затяжные.
  5. По средствам разрешения:
    • мирные или ненасильственные;
    • вооруженные или насильственные.
  6. По содержанию проблемы:
    • экономические;
    • политические;
    • производственные;
    • бытовые;
    • духовно-нравственные и т.д.
  7. По характеру развития:
    • спонтанные (непреднамеренные);
    • преднамеренные (заранее спланированные).
  8. По объему:
    • глобальные (II мировая война);
    • локальные (Чеченская война);
    • региональные (Израиль и Палестина);
    • групповые (бухгалтера против сисадминов, менеджеры продаж против кладовщиков);
    • личные (бытовые, семейные).

Разрешение социальных конфликтов.

Разрешением и предотвращением социальных конфликтов ведает социальная политика государства. Конечно же невозможно предотвратить все конфликты (в каждую семью - по два телевизора!), но предвидеть и предотвращать глобальные, локальные и региональные конфликты - первостепенная задача.

Способы разрешения социальн ых конфликтов:

  1. Избегание конфликта. Физический или психологический уход от конфликта. Недостаток этого способа в том, что причина остается, и конфликт «замораживается».
  2. Переговоры.
  3. Использование посредников. Здесь уже все зависит от опытности посредника.
  4. Откладывание. Временная сдача позиций для накопления сил (методов, аргументов и т.д.).
  5. Арбитраж , судебное разбирательство, разрешение третьей стороной.

Условия, необходимые для успешного разрешения конфликта:

  • определить причину конфликта;
  • определить цели и интересы конфликтующих сторон;
  • стороны конфликта должны хотеть преодолеть разногласия и разрешить конфликт;
  • определить пути преодоления конфликта.

Как видите, социальный конфликт многолик: это и взаимный обмен «любезностями» между фанатами «Спартака» и «ЦСКА», и семейные споры, и война на Донбассе, и события в Сирии, и спор начальника с подчиненным и т.д., и т.п. Изучив понятие социального конфликта и ранее понятие нации, в дальнейшем мы рассмотрим наиболее опасный вид конфликта -

Под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения.

Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безличный характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.

Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу , т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.

Конфликт начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы.

Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи с появляющейся потребностью и появления значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели (консуммацией).

Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации. Она обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.

Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям -это может быть или отступление , или агрессия .

Таким образом, для возникновения социального конфликта необходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция, взаимодействие .

Конфликты бывают:Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы. Межличностный конфликт . Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп, В этом конфликте индивиды стоят "лицом к лицу", как два боксера, и еще подключаются отдельные личности, не образующие группы. Межгрупповой конфликт . Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместные скоординированные действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте. Конфликт принадлежности происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде всего со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Стадии конфликта:

1.Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому Предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией потребностей двух субъектов.

2. Непосредственно конфликт . Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.

3.Разрешение конфликта . Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.

Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон : соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, длительность конфликта и последствия конфликта .

В каждой из отраслей конфликтологии разработаны и развиваются свои понятийные схемы описания конфликта. Их качество определяется временем и интенсивностью исследования конфликта в той или иной науке. Так, конфликт как самостоятельное явление в социологии изучается с 1924 г., а в военных науках - с 1988 г. Интенсивность изучения проблемы конфликта, которую формально можно определить числом публикаций, влияет на состояние понятийно-категориального аппарата разных отраслей конфликтологии. Кроме того, существенные отличия в понятиях вызваны спецификой того предмета, который представители различных наук выбирают в общем объекте исследования - конфликте.

В психологии впервые понятийная схема описания была предложена социальным психологом Л. А. Петровской и включала четыре категориальные группы, характеризующие социально-психологический уровень анализа конфликта: структуру конфликта, его динамику, функции, типологию.

В последующем А.Я. Анцупов расширил схему анализа до семи групп понятий, куда входили: сущность конфликта, его генезис, классификация, функции, структура, динамика, методы изучения конфликта.

Затем им же была предложена система, включающая одиннадцать понятийно-категориальных групп описания конфликта. Для всех наук, изучающих конфликт, можно предложить следующий вариант, куда входят одиннадцать основных категориальных групп:

сущность, классификация, структура, функции, генезис, эволюция, динамика, системно-информационное описание, предупреждение, разрешение конфликта, диагностика и исследование (схема 4).

Схема 4. Универсальная схема понятийного описания конфликта

Конфликт - весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов. Решение рассматриваемых ниже проблем может способствовать преодолению тех трудностей, которые уже обозначились в связи с определением сущности конфликта, объекта и предмета конфликтологии.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия между двумя и более сторонами.

Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил как в обществе людей, так и в неживой природе, т. е. понимается весьма широко. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объему. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Здесь предполагается, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.


Сущность конфликта заключается не столько в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия, в противодействии субъектов социального взаимодействия. Всевозможные противоречия возникают везде и всегда, но только незначительная часть их разрешается путем конфликтов. Интересы и взгляды также сталкиваются довольно часто. Однако сущность конфликта шире этого столкновения. Она - в противодействии субъектов конфликта в целом.

Одним из существенных признаков конфликта являются характер и особенности участвующих сторон. От того, кем представлены конфликтующие стороны, в основном зависят характеристики конфликта.

В зависимости от типа противоречия конфликты можно делить на возникшие как результат антагонистического противоречия и вследствие неантагонистического противоречия.

Важной характеристикой конфликта является острота противоречий участвующих в нем сторон, создающая интенсивность конфликта. По степени остроты выделяют конфликты низкой, средней и высокой интенсивности. Конфликт низкой интенсивности протекает в форме спора между оппонентами. Конфликт наивысшей сложности завершается физическим уничтожением одной из сторон. Иными словами, когда заканчиваются слова, начинаются кулаки.

Существуют конфликты, для разрешения которых не разработано никаких нормативных механизмов. Например, ссора двух пассажиров в общественном транспорте. «Вы наступили мне на ногу! А вы уберите свои красные губы от моей белой рубашки!».

Можно выделить полностью институционализированные конфликты. Например, дуэль. Межличностные конфликты в зависимости от характера отношений подчиненности между оппонентами можно классифицировать на конфликты «по вертикали», «по горизонтали» и «по диагонали» - когда оппоненты находятся в отношениях косвенной подчиненности.

В основе классификации может, в принципе, лежать любой признак конфликта.

Кроме термина «конфликт», часто используется и «конфликтная ситуация» - частное понятие по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок» конфликта на определенный момент времени. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации, объективное содержание которой включает в себя следующие составляющие.

Участники конфликта, выступающие как частные лица (например, в семейном конфликте), как официальные лица (конфликт по вертикали) или как юридические лица (представители учреждений или организаций). В зависимости от степени участия в конфликте выделяют основных участников конфликта, группы поддержки, других участников.

Основные участники - это главные действующие лица на арене - оппоненты.

Группа поддержки - люди, которые могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта и его исход.

Другие участники - могут лишь оказать эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта.

Предмет конфликта - существующая или воображаемая проблема, служащая его основой. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

Объект конфликта - материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной и духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним.

Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации являются устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т. е. те информационные модели конфликта, имеющиеся у каждой из сторон, в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.

Итак,структура конфликта представляет собой совокупность его устойчивых признаков, обеспечивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни. Без наличия этих связей конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система и процесс.

Влияние конфликта на его участников и социальное окружение имеет двойственный, противоречивый характер. Это связано с тем, что отсутствуют четкие критерии различения конструктивных и деструктивных конфликтов, трудно дать обобщенную оценку результатам конфликта. Кроме того, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития. Также необходимо учитывать, для кого из участников он конструктивен, а для кого деструктивен. Ведь конструктивность и деструктивность конкретного конфликта зависят от многих факторов, среди которых основными являются особенности процесса разрешения конфликта и, прежде всего, его результаты.

Если конфликт разрешается цивилизованными способами, а в результате разрешения побеждает правая сторона или, еще лучше, - в выигрыше остаются обе стороны, то такой конфликт будет конструктивным. В противоположном случае конфликт деструктивен.

Среди конструктивныхфункций конфликта можно выделить:

устранение противоречий в функционировании коллектива, более глубокое познание участниками конфликта друг друга, ослабление психической напряженности, способствование развитию личности, улучшение качества деятельности, повышение авторитета участника в случае его победы.

Негативное воздействие конфликта заключается в том, что он значительно ухудшает настроение, приводит к насилию и к гибели людей, разрушает межличностные отношения, вызывает болезни, может ухудшать качество индивидуальной деятельности, способствует закреплению социальной пассивности личности.

Положительное влияние конфликта на социальное окружение заключается в том, что он активизирует социальную жизнь, высвечивает нерешенные проблемы, актуализирует гуманистические ценности, может способствовать сплочению группы перед внешней опасностью и др.

Негативное влияние конфликта заключается в нарушении системы отношений, ухудшении социально-психологического климата, качества совместной деятельности, снижении сплоченности группы.

Как любое социальное явление конфликт может быть рассмотрен как процесс, протекающий во времени. Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается.

Динамика конфликта представляет собой изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов.

В динамике конфликта выделяют ряд периодов и этапов. Латентный период (предконфликтный) включает: возникновение объективной проблемной ситуации, осознание ее субъектами взаимодействия, попытки сторон разрешить ситуацию неконфликтными способами и возникновение предконфликтной ситуации. Открытый период, который часто называют собственно конфликтом, содержит: инцидент, эскалацию конфликта, сбалансированное противодействие и завершение конфликта. Иногда выделяют послеконфликтный период, который состоит из двух этапов: частичной и полной нормализации отношений. Под эскалацией конфликта понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующее разрушительные воздействия оппонентов друг против друга выше по эффективности, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

Существуют отличия в длительности конфликтов в зависимости от того, какие стороны в нем участвуют, В экстремальных условиях конфликты развиваются в заметно «ускоренном» темпе. Итоги конфликта зависят от его длительности. В длительных конфликтах уменьшается деловая и увеличивается эмоционально-личностная основа конфликта. Особенностью криминальных конфликтов является их быстрая эскалация, завершающаяся применением насилия. Частота конфликтов зависит от циклических изменений характера совместной деятельности в течение года.

Информация играет важную роль во взаимодействии сложных систем. В конфликтах она определяет возникновение, развитие и завершение ситуации противодействия оппонентов. Воздействия третьей стороны с целью урегулирования конфликта также носят в основном информационный характер. Информация оказывает решающее влияние на саморазвитие конфликтологии как науки. Поэтому разработка информационного подхода составляет перспективную задачу конфликтологии.

Качественное информационное обеспечение управления конфликтом является важнейшим условием результативной работы практикующего специалиста. Само развитие конфликтологии как науки подчинено законам получения, обработки, передачи, использования и хранения информации.

В процессе общения в проблемных ситуациях информация, передаваемая людьми друг другу, может существенно искажаться и теряться. Информационный анализ общения позволяет установить основные причины потерь и искажений информации при общении.

Эволюция конфликта это его постепенное, непрерывное, относительно длительное развитие. Она тесно связана с эволюцией психики человека, которая развивалась от бессознательного к подсознанию, сознанию и сверхсознанию. Жизнь человека, его поведение в конфликтах подвержены бессознательному и подсознанию в той же, если не в большей степени, чем сознанию. В зависимости от масштабов временных рамок, охватываемых эволюционных процессом, различают следующие виды эволюции конфликтов: макроэволюция, межвидовая у животных, внутривидовая у животных, в онтогенезе у животных, в антропогенезе, общественно-историческая, эволюция конфликтов вXX веке.

В процессе антропогенеза наиболее высокими темпами совершенствуются орудия уничтожения, более медленно - средства труда и сам человек.

Один из важных результатов эволюционного анализа конфликтов говорит о том, что в конфликтах человек ведет себя как самое непредсказуемое и беспощадное существо на планете.

Генезис конфликта можно рассмотреть на примере внутриличностного конфликта. Внутриличностные конфликты не могут возникать без влияния на личность окружающей среды.

Выделяют три уровня развития психологического противоречия:

1) психологическое равновесие внутреннего мира личности, нарушение равновесия, осложнение;

2) затруднение основных видов деятельности;

3) проекция психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими, невозможность реализации планов и программ, невозможность выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится противоречие.

На каждом из этих уровней возможно разрешение противоречия, которое состоит в том, что человеку необходимо для нормальной жизнедеятельности, каким его потребностям грозит отказ. Нередко противоречие развивается дальше, перерастает во внутренний конфликт. Чтобы возник внутриличностный конфликт, необходимо присутствие личностных и ситуативных условий. Среди личностных условий обычно выделяют сложный внутренний мир, высокий уровень развития чувств и ценностей, сложно организованная и развитая когнитивная структура личности.

Ситуативные условия бывают внешними и внутренними. Примером внешних может послужить борьба с природой для удовлетворения мотивов и отношений личности. А в качестве внутренних выступают противоречия между различными сторонами личности.

Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить ситуацию. В результате человек остро переживает ситуацию выбора, эмоционально погружается в нее.

Предупреждение чрезмерного стресса является важным условием профилактики социальных и внутриполитических конфликтов.

Состояние стресса оказывает существенное влияние на поведение человека, находящегося в положении конфликта. К числу психологических факторов, влияющих на нормализацию стресса, можно отнести: сознание того, что основным в жизни должно быть соревнование с самим собой, а не с окружающими; изменение отношения к ситуации, если мы не можем изменить саму ситуацию; понимание того, что сотни и тысячи людей на Земле живут гораздо хуже нас.

Ежедневные мысленные прогулки в пространстве путем наблюдения Луны, звезд, Солнца помогают заметно повысить устойчивость к стрессу и конфликтам. Знание, что мир бесконечно разнообразен и постоянная необходимость быть психологически готовым к самым невероятным вариантам развития событий, также снижает стресс.

Психологическая устойчивость человека во многом зависит от состояния его здоровья. Это обеспечение здорового сна, очищение потребляемой воды, воздуха, регулярные и разнообразные физические нагрузки, естественная среда обитания, полноценный отдых на дикой природе, правильное питание и т.д.

Среди управляющих воздействий по отношению к конфликту центральное место занимает егоразрешение. Далеко не все конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно уметь конструктивно выходить из конфликта.

Переговоры - способ разрешения конфликта, который заключается в использовании ненасильственных средств и приемов для решения проблемы, переговоры ведутся: о продлении действия соглашений, о нормализации отношений... Среди функций переговоров наиболее значимы: информационная, коммуникативная, регуляции и координации действий, контроля, отвлечения внимания, пропаганды (подробнее об этом см. в главе VIII).

Специфика переговоров с противником (преступником) состоит в том, что они носят вынужденный характер. Их главная задача - сохранение жизни заложников. В таких переговорах ключевую роль играет переговорная группа, служащая связующей нитью между органами управления МВД, ФСБ и террористами. Часто в переговорах с преступниками используются переговоры для прикрытия и в случае упорства террористов - применение насилия.

Своевременнаядиагностика межличностных конфликтов имеет важное значение как для профилактики, так и для конструктивного их разрешения.

Модульная методика диагностики межличностных конфликтов в группе позволяет оценить отношение каждого члена группы к коллегам, вывить их представления об отношении к ним со стороны окружающих, установить не только все реальные, но и потенциальные конфликтные взаимоотношения. С помощью методики можно оценить остроту конфликтов, профессионально важные качества каждого члена группы, сравнить деловой и социально-психологический потенциал различных коллективов, улучшить профилактику межличностных конфликтов, повысить качество руководства персоналом в любой организации.

Конфликты могут изучаться по элементам и по единицам. Элемент конфликта не обладает всеми основными свойствами целого.

Единица анализа представляет собой минимальное, далее неразложимое образование, являющееся частью целого и обладающее всеми основными его свойствами. Конфликтная ситуация позволяет изучать характеристики конфликтов не «вообще», а на основе систематизации конкретной информации о поведении конкретных людей и социальных групп. Использование в качестве единицы анализа конфликтной ситуации дает возможность стандартизировать, хранить и накапливать информацию в виде базы данных о реальных конфликтах.

Схема, предложенная профессором А.Я. Анцуповым, подробно рассматривает конфликт во всей его сложности. Для его глубокого исследования необходима понятийная схема его описания. Разработка собственного понятийно-категориального аппарата, постоянное его развитие, приведение в соответствие с практикой ~ важнейшие задачи конфликтологической теории. Развитие общей и частных теорий конфликта выражается, главным образом, в расширении и углублении его понятийных схем описания, в переходах от одних понятий к другим, фиксирующим более глубокую его сущность, ранее не изученные его стороны.