Создание психологического портрета. Психологический портрет личности: пример написания по Платонову

Данный тест разработан для определения психологического портрета. Тест состоит из опросника, учитывающего 17 личностных факторов. Ответив на вопросы, вы сможете определить свойства вашей личности, а также лучше понять самого себя. Это поможет вам узнать свои сильные стороны и подскажет где ещё надо «доработать». Поскольку тест полностью автоматизирован, гарантируется полная конфиденциальность информации (то есть, результат будет доступен только вам).

К каждому вопросу прилагается три варианта ответов. Из них выберите тот, который по вашему мнению наиболее соответствует вашим взглядам.

Не стоит проходить тест если вы:

  • Утомлены;
  • Находитесь в состоянии сильного эмоционального возбуждения;
  • Ищете решение какой-либо проблемы.

Поскольку все эти факторы могут повлиять на правильность ответов.

Отвечая на вопросы помните:

  • Не стоит тщательно обдумывать ответы. Дайте тот, который первым придёт в голову.
  • Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская.
  • Если вы будете отвечать на вопросы не по порядку, а в стиле – 1, 27, 93, 64, 2 и т.д. то реальная картина будет искажена. Поскольку порядок расположения вопросов не случаен.
  • Разумеется, не всегда вопросом можно описать конкретную ситуацию. В этом случае постарайтесь представить среднюю, наиболее часто возникающую ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и исходя из этого выбирайте ответ.
  • Здесь нет правильных и неправильных ответов. Считайте, что вы просто высказываете своё мнение, а не проходите тест.
  • Отвечайте максимально честно, в этом случае вы получите наиболее реалистичную картину и сможете лучше узнать себя.
  • Если вы ответите не на все вопросы, то получите искажённую характеристику, которая не соответствует вашему психологическому портрету.

После получения результата вас может удивить, что в психологическом портрете могут присутствовать казалось бы взаимоисключающие черты, как то смелость и нерешительность. Общительность и замкнутость. Но, это только на первый взгляд. В зависимости от ситуации, могут доминировать различные стороны характера. Человек может быть смелым в принятии каких-либо серьёзных решений по работе и робким при знакомстве с женщинами. Если какая-то черта характера встречается в характеристике два раза и более, то она является доминирующей. И при остсутствии экстемальных ситуаций, управлять поведением человека будут именно доминирующие черты характера.

Ниже для примера представлена психологическая характеристика одного из наших сотрудников прошедшего тестирование.

Реалистичность, сила, независимость. Полагается только на себя. Не терпит бессмысленности. Интеллектуально развит. Абстрактное мышление. Высокая способность к обучению. Недовольство собой, излишняя самокритичность. Импульсивный, весёлый, полный энтузиазма. Склонен к расслабленности, уравновешенности, удовлетворённости. Человек с развитым воображением. Погружённый во внутренние потребности, больше заботится о практических вопросах. Безмятежный, доверительно относится к людям, спокойный. Сознательный, настойчивый, на него можно положиться, обязательный. Предприимчивый, предлагающий собственное решение. Отдающий себе отчёт, социально точный, стремящийся поддерживать репутацию на хорошем уровне. Экстраверт, легок в общении. Общительный, смелый, спонтанный в эмоциональной сфере, жизнерадостный. Может легко переносить чужие жалобы и слёзы, а также трудности в общении с людьми в эмоционально напряжённых ситуациях. Возможно небрежное отношение к мелочам, и игнорирование сигналов об опасности. Открытый, благожелательный, слабо подвержен чувству ревности, весёлый, не стремится к конкуренции, заботится о других. Хорошо работает в группе. Прямой, естественный, бесхитростный, сентиментальный. Эмоциональная устойчивость, выдержанность. Человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный (но без нервного утомления), ориентирован на реальность.

Не случайно лицо человека считается синонимом личности как таковой. Даже такие слова, как «физическое лицо» говорят о человеке, а «юридическое лицо» − о группе людей.

Вроде бы лицо обычная часть тела – передняя сторона головы, но с помощью этой части тела, можно нарисовать психологический портрет личности.

Психологический портрет личности - это психологическая характеристика индивида, содержащая описание его внутреннего мира и возможных поступков в определенных жизненных условиях.

Хоть и говорят, что чужая душа – потемки, но внимательно приглядевшись к чертам лица незнакомой личности, можно узнать о ней много интересного. Специалисты одним взглядом могут определить насколько честен человек − смелый или трусливый, сильная личность или сама непосредственность.

У всех нас неповторимые уникальные лица, которые с первых секунд знакомства выдают информацию о нас. Глядя на своего оппонента, мы пытаемся разгадать тайны, скрывающиеся за выражением его лица. Нас интересует суть личности, которая, возможно, станет нашим избранником, или компаньоном, или работником.

Мы постоянно находимся в окружении множества людей: в транспорте, в рабочем или творческом коллективе, среди друзей. Каким-то образом мы распознаем лица, и эта способность нам необходима. В нашем мозге на границе височной и затылочной долей есть зона, которая отвечает за эту способность.

Лицо – социальный инструмент

Исследователями было доказано, что мозг человека распознает лицо в целом, а не в совокупности отдельных частей лица личности. Питер Томпсон продемонстрировал это на примере фотографии Маргарет Тэтчер. Перевернутое фото, но с неизмененными глазами и губами, на первый взгляд, не были никем замечены.

Лицо является информативным, адаптационным, социальным инструментом о и характере человека, даже о его поведенческих стереотипах.

Считывается портрет личности на бессознательном интуитивном уровне. Мы имеем определенный опыт социализации, и еще в детстве, школе и в других заведениях мы научились ожидать от людей с похожими чертами идентичных действий и поведения.

Выражение эмоций

Еще Чарльз Дарвин выдвигал гипотезу, что все гомосапиенсы (человек разумный) имеют одинаковые выражения лиц, показывая все шесть эмоций.

Исследователь Пол Экман подтвердил гипотезу Дарвина после того как провел эксперимент с американцами и японцами. Он наблюдал за эмоциями людей при просмотре фильма ужасов. Японцы вели себя сдержанней, в силу культурных традиций сдерживать свои эмоции. Но в целом, образец страха на всех лицах выражался одинаково.

Опыт общения с людьми позволяет нам создавать психологический портрет личности каждого из собеседников. Но нелегко распознать, например, недовольство, которое скрыто за улыбкой личности. Каждая эмоция имеет проявления, по которым можно определить истинное отношение собеседника. Глядя внимательно на лицо, мы на бессознательном уровне понимаем, что за человек наш собеседник, и что от него можно ожидать. Лицо сигналит о характере, о человеческих базовых эмоциях.

Как психологический портрет связан с характером человека

С древности считалось, что по лицу человека можно создать психологический портрет личности и узнать исчерпывающую информацию о нем. Связь строения самой занимательной поверхности на теле человека с характером и судьбой пытались найти древние китайцы. Системы распознания разрабатываются и сегодня. Физиогномикой называется эта наука, без которой не могут обойтись современные криминалисты и крупные компании.

  • Китайцы разделяли лицо человека на три части, каждая часть для определенного возраста личности имеет первостепенное значение. Часть от границы волос на лбу до бровей рассказывает об интеллекте человека и об успешности в карьере. Высокий лоб говорит о целенаправленности и карьеризме личности, наличие одной морщины на лбу указывает на стремление человека развиваться в одном направлении. Яркими примерами обладателей высокого лба были Ломоносов, Ленин, Эйнштейн.
  • Часть от бровей до кончика носа может указать на подвижность духа, силу личности, умение контролировать себя. В 35 летнем возрасте и старше эта зона важна особенно. Это тот возраст, в котором происходит профессиональный . Крупный нос указывает на громадную жизненную энергию. Такие люди могут реализоваться в бизнесе, в общественной деятельности, то есть вовне. Маленькие и тонкие крылья носа принадлежат впечатлительной и непостоянной личности.
  • Нижняя часть лица говорит о способности личности привязываться к другим людям и о вероятности успеха в жизни. Например, человеку с полными губами приписывают эмоциональность, темпераментность и открытость. Обладатели тонких губ стремятся к наукам и самопознанию. Плоские щеки указывают на реализацию через внутренний потенциал.

Влияние возраста на психологический портрет

Наше лицо изменяется в течение нашей жизни, и специалисты утверждают, что изменения не менее информативны, чем отдельные части лица личности.

Морщины на лице рассказывают о многом. Что именно они говорят, известно исследователям. Для этого все лицо разделяется на сто точек, соответствующих году жизни. О подробностях жизни и судьбы в 25 лет рассказывают межбровья. А в 60 лет – губы.

Но общество ученых отвергают теории определения судьбы и психологического портрета личности только по лицу. В 1872 году Чезаре Ламброзо вывел теорию прирожденного преступника. Он утверждал, что преступные наклонности можно выявить по отличительным признакам личности, в совокупности с психологическими и физическими особенностями. Но многие специалисты с утверждениями ученого сегодня не согласны.

Роль внешности в психологическом портрете

Как бы там ни было, лицо человека постоянно работает, причем для некоторых личностей оно работает на них, а для других – против них.

Коммуникация между людьми в современном обществе такова, что роль внешности, в частности, лица, как главного коммуникативного средства, занимает первичное место. Значит, психологический портрет личности в первую очередь определяется по внешности человека.

Итальянские исследователи провели эксперимент. Разослав абсолютно идентичные образцы резюме, в которых отличались только личные данные и фотографии, в различные места работы, получили прогнозируемый результат. Красивые женщины заинтересовывали чаще работодателей. Они значительно больше получили приглашений. Да и красивых мужчин потенциальные работодатели не обошли вниманием.

Некрасивые представители человечества в эксперименте особо никого не заинтересовали. Вывод напрашивается сам собой. Принято считать, что оплата труда красивых людей выше, им легче убедить собеседника и добиться своего. Для них срабатывает так называемый «гала» эффект, когда общее впечатление о личности, влияет на оценку ее частных особенностей. Так привлекательных людей нередко считают наделенными большими умственными способностями.

Красота может сыграть и обратную роль, особенно в отношениях одного пола. Американские ученые провели исследования и выяснили, что работодатели женского пола скорей выберут в ряды своих работников непривлекательных женщин, так как красивые личности выступают потенциальной угрозой.

Оценка интеллектуальных способностей и отношение к психологическому портрету личности идет таким же образом. Красивые люди воспринимаются как менее умные, ненадежные и требовательные.

Роль внешности в любовных отношениях

В любовных отношениях преимущества привлекательной личности кажутся неоспоримыми. Красивые люди чувствуют себя более уверенно, они испытывают на себе больше симпатии других людей. Это своеобразная комплементарность красоте личности.

Красивой девушке следует разочаровать партнера для того, чтобы услышать суровые слова. Некрасивой девушке нужно потрудиться и заслужить хорошие слова в свой адрес. В этом и состоит разница психологического портрета личности.

Однако и в любовных отношениях красота не всегда идет на пользу. Внешне привлекательные личности более требовательны к жизни, а потому и с большими претензиями подбирают партнеров, большего требуют, ждут и разочаровываются. Две красивые личности чаще расстаются, так как считают, что замену найти легко.

Психологи утверждают, что когда мы задумываемся о любви, то стараемся избегать красивых представителей противоположного пола. Наше подсознание подсказывает, что красота станет угрозой для серьезных и продолжительных отношений.

По мнению психологов, не всегда мы выбираем партнеров по внешним данным. Мы выбираем, опираясь на глубокие психологические причины, и одной из них является то, насколько тот или иной тип внешности личности нам знаком.

Если перед девушкой поставить человека, похожего на ее отца или же прямую его противоположность, то она склонится к выбору похожего на отца человека. Это не имеет никакого отношения к определению психологического портрета личности, само подсознание движет девушкой, определяя более выгодный вариант личности.

Влияние внешности на поведение людей

Даже в обыденной жизни мы просыпаемся, смотрим на себя в зеркало, удовлетворяемся отражением своего лица и идем на встречу с обществом. В толпе людей мы ищем себе подобных, так как рядом с ними мы чувствуем себя спокойными. Это включается фокус внимания сходства. Человек, видя свое подобие, автоматически становится спокойным.

Разгадать, почему нам одни лица людей нравятся, а другие нет, опираясь только на математические формулы или определенные стандарты, невозможно. Практически все научные теории о внешности основываются на эволюционной психологии. берет истоки из нашего животного прошлого.

В сознании каждого из нас заложено то, что красота свидетельствует о высоком качестве генов ее обладателя. Это значит, что красивая личность даст крепкое и здоровое потомство.

Сегодня многими учеными принято считать, что красота не является знаком качества ее обладателя, а наоборот, является признаком шаблонности, максимального сходства с себе подобными. И чем легче нашему мозгу обработать образ человека, тем он кажется нам красивее. В основе лежит принцип экономии энергии, который срабатывает во всех случаях жизни: при выборе партнера, машины, собаки.

Что важнее всего в жизни: красота или внутренний мир?

Ценить людей за их индивидуальность, не обращая внимания на их привлекательность, умели еще древнеримские скульпторы. И если греческие скульпторы изображали великих людей с прекрасными лицами, то римляне преподносили своих людей такими, какими они были в действительности.

Главной ценностью для римлян было передать характер, типаж, индивидуальность личности, пусть даже они были некрасивыми и немужественными на вид. Помпей Великий запечатлен в скульптуре с одутловатым, слегка глуповатым и абсолютно не воинственным выражением лица. Но он был главным противником Юлия Цезаря.

Зачастую люди стремятся изменить свою внешность, надеясь на крутые повороты в жизни. На такой шаг решаются те, которые не уверены в себе, и скорей всего эта проблема тянется еще с детства. В начале жизни каждому из нас важно ощущать себя красивым человеком. И первым маркером для девочки становится ее отец. Если он говорит, что девочка красива, то какой бы внешности она ни была, у нее не появятся комплексы относительно ее красоты. И жизнь девочки будет на уровне красивых людей.

Мы нередко можем наблюдать людей с невыразительной внешностью, но с внутренним потенциалом, способным притягивать к себе внимание, с неким шармом, или как еще говорят харизмой, благодаря которой они способны повести за собой массы людей. Внешний вид человека, независимо от того, насколько он красив, в тандеме с внутренним миром, всегда привлекал и будет привлекать к себе большую часть общества.

Позитивный настрой, стремление к саморазвитию, любовь к окружающим, доброта и спокойствие способны создать самый благоприятный психологический портрет личности, и неважно обладателем какой внешности будет личность.

Составление психологического портрета

Психологический портрет – это личность, описанная в психологических понятиях. В практической психологии составление психологического портрета может потребоваться в ряде ситуаций, например:

Хотя психологический портрет описывается психологическими понятиями, делается это обычно в понятных выражениях – так, чтобы потребителю было понятно, чтобы не было двусмысленности в описаниях.

Психологический портрет должен составляться довольно опытным психологом, потому что это требует глубоких знаний, умений анализировать данные (например, результаты психологического тестирования). При возможности надо задействовать все данные, которые только можно получить. Не следует торопиться с выводами. Если надо, то провести дополнительное исследование (повторную психодиагностику).

Сам жанр психологического портрета предполагает почти полную свободу изложения. Тем не менее, не следует злоупотреблять этой свободой. Желательно ограничиваться сухими, но понятными формулировками, излагать материал в системе. Если какие-то данные представляют интерес для заказчика, но их нет, то можно прямо об этом сказать.

Факты, излагаемые в психологического портрете, могут быть разной степени достоверности. Сначала лучше описывать достоверные факты (которые у психолога, по крайней мере, не вызывают сомнения).

Следует различать психологический портрет и психологический профиль. Последнее понятие используется в основном для передачи значимой информации о личности клиента другому специалисту, способному разобраться в формальных данных. Психологический портрет – не формализованная характеристика, его задача показать индивидуальное своеобразие человека. Если у читающего психологический портрет не возникнет такого понимания, если он не сможет опереться на это новое знание для прогноза поведения описываемого человека, такой психологический портрет следует признать негодным.

На какие именно психологические понятия можно опираться при составлении портрета? Все эти понятия (или параметры) можно распределить по четырем категория (хотя это деление достаточно условно):

Человек как индивид – это то, что довольно тесно связано с природными особенностями:

– возраст,

– конституция,

– темперамент,

– болезни и патологии,

– эмоциональная направленность и др.

При этом в своем психологическом портрете мы не только констатируем, скажем, пол или возраст, но и описываем разного рода отклонения, интересные моменты, связанные с полом или возрастом: как человек относится к своей половой роли, его сексуальная активность, умственные возраст и т.д.

Так в общем-то мы поступаем со всеми параметрами: не только констатируем, но и обращаем внимание на характерные отклонения, индивидуальное своеобразие, творчески соединяя это между собой.

Человек как личность – это то, что влияет, что связано с межличностным общением этого человека, его социальной ролью:

– интересы,

– склонности,

– характер (отношение к тем или иным аспектам бытия),

– общительность,

– искренность,

– конфликтность,

– лояльность,

– участие в тех или иных социальных группах,

– предпочитаемые социальные роли,

– лидерские качества и др.

Человек как субъект (деятельности) – это те качества, которые влияют на деятельность (учебную, трудовую, игровую и иную):

– интеллектуальные способности,

– рациональность (разум, разумность),

– творческие способности,

– иные способности,

– волевые особенности,

– привычные способы принятия решения,

– мотивация и самомотивация,

– внимание,

– особенности мышления,

– особенности речи,

– представление и воображение,

– коммуникативная компетенция,

– профессиональный опыт,

– профессиональные планы и перспективы,

– иные общие и профессиональные компетенции и др.

Человек как индивидуальность – все остальные качества, которые не попали в другие категории:

– я-концепция и самооценка,

– уровень самоконтроля,

– индивидуальная биография,

– характерные особенности поведения,

– характерные особенности картины мира,

– предрассудки,

– убеждения и ценности,

– жизненная стратегия и актуальные цели,

– внутриличностные конфликты,

– комплексы (нагромождение идей),

– личные достижения и др.

Психологический анализ портрета личности

психологический личность опросник эмоциональный

Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, переживают радости и горе, мы зачастую обращаем внимание на различия в их поведении. Ведь все росли и воспитывались в разных семьях, в разных условиях, то есть в разной социальной среде. Всё это напрямую влияет на то, каким человек будет в своей взрослой жизни, как он будет выстраивать свои отношения с другими людьми, какими чертами характера он будет обладать…. На основе наблюдений за людьми, имея некие знания по психологии, мы можем составить психологический анализ портрета личности. Такой анализ очень полезно составлять для того, чтобы успешно управлять людьми, чтобы легче находить с ними общий язык, знать их сильные и слабые стороны.

Приступая к психологическому анализу личности, выясним, прежде всего, что же он из себя будет представлять. Обычно в структуру личности включают: темперамент, характер, волевые качества, способности, эмоции. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности. По этим критериям я и проведу свой психологический анализ.

В своей работе я буду проводить психологический анализ своей подруги Кристины. Её возраст 23 года. Она имеет высшее образование по специальности юриспруденция. В настоящее время работает в фирме, которая оказывает нотариальные и юридические услуги населению. Также Кристина окончила музыкальную школу, фортепианное отделение. На данный момент продолжает заниматься музыкой.

Теперь перейдем непосредственно к психологическому анализу. Сначала поговорим о темпераменте. Чтобы точнее определить темперамент Кристины, я предложила ей пройти опросник Юнга. Результаты показали, что она - амбиверт, то есть сочетает в себе черты, как экстраверта, так и интроверта. Это говорит о том, что больших проблем в общении она не испытывает, но и легкость в нем ей не свойственна. Например, если Кристина попадает в ситуацию, где нужно проявить организаторские способности (при работе в группах на семинарских занятиях, на каких-либо мероприятиях и т.д.), то в большинстве случаев она не будет проявлять свою инициативу. В противоположность этому могу привести такой аргумент: у Кристины много приятелей, с ней приятно и интересно общаться, к ней все хорошо относятся и уважают ее, попадая в общество, она выглядит общительной. Но в этом общении у нее нет особой потребности. Больше она любит проводить время наедине с собой, с друзьями встречается редко. Это и говорит о том, что она сочетает в себе черты, как интроверта, так и экстраверта. Также о Кристине можно сказать, что она идёт на риск только в том случае, если он оправдан. Например, была в её жизни такая ситуация: выступив на конференции по английскому языку, преподаватель обещала поставить итоговую оценку за семестр автоматом. Кристина понимала, что выучить все билеты трудно, лучше побороть свой страх и неуверенность и выступить на конференции, в итоге она выступила и получила пятерку автоматом. В данной ситуации она поступила так, потому что понимала, что это стоит того, ее риск будет оправдан. Но когда ей предлагают участвовать в дебатах, либо в дискуссиях, просто ради того, чтобы высказать свою точку зрения, она зачастую отказывается. Это ещё раз подтверждает то, что Кристина - амбиверт. Результаты теста точно совпали с тем, какая Кристина есть на самом деле, это я подтвердила примерами из её жизни.

Также Кристина прошла опросник Айзенка на определение темперамента. Результат опросника показал, что она относится к такому типу личности как флегматик. Это проявляется в том, что она имеет устойчивые стремления и настроения. Отличается сильной, уравновешенной, работоспособной нервной системой. Кристина очень трудолюбива, любит доводить все начатые дела до конца. Её мимика, речь, движения спокойны, в какой-то мере даже медлительны. Также она с трудом переключается с одной работы на другую и плохо адаптируется к новой обстановке. Данные положения я подтвержу примерами из жизни Кристины. Работать она может с утра до самой ночи, пока не выполнит всю работу, которую она запланировала, либо которую необходимо выполнить в поставленный срок. Часто бывает такое, что Кристина работает без выходных. При этом у нее всегда хватает терпения доводить все дела до конца. Но в то же время Кристина может успешно работать лишь в привычной для нее обстановке. Например, когда она сменила работу, первое время ей было очень трудно. Внешне это было заметно мало, но внутренне она чувствовала дискомфорт, хотя пыталась с ним бороться, чтобы быстрее освоиться в новом коллективе и на новом рабочем месте. Также ей бывает трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Например, когда она заканчивает работать с клиентами, она трудно переключается на работу с документацией, долго раскачивается. Всё это подтверждает то, что Кристина - флегматик.

Теперь я перейду к описанию характера Кристины. Взяв за основу критерий отношения к жизни, можно говорить о том, что она оптимист. Всегда умеет найти в событиях и людях светлые стороны. Любит свою жизнь и окружающих ее людей. Кристина редко впадает в уныние, даже если у нее случаются какие-то неприятности. В таких случаях она просто старается не думать о плохом, и настраивает себя на то, что все это временно, все плохое проходит. По ее мнению уныние - это не совсем конструктивная эмоция. Благодаря данной черте характера Кристина всегда несмотря ни на что движется к своим целям и достигает их. В прошлом году, она принимала участие в конкурсе «Звездный путь», в нем принимали участие люди разных возрастов, где они показывали имеющиеся у них таланты. В этом конкурсе Кристина исполняла песню. Но занять призовое место ей тогда не удалось. Сделав вывод из данной ситуации, она поняла, что просто нужно лучше готовиться к конкурсу и уверенно идти за победой, в тот момент, по ее словам, она нисколько не расстроилась, а наоборот, радовалась, что ей есть, куда расти и к чему стремиться. Даже эта ситуация из её жизни говорит о том, что Кристина относится к оптимистичному типу людей.

Также, описывая характер, я могу сказать о том, что Кристина очень дисциплинированна. Эта черта характера проявляется в её жизни повсеместно. Например, в том, что она пунктуальна. Если назначает с кем-то встречу, то всегда приходит вовремя, зачастую даже заранее. Чтобы успешнее выполнять свою работу, составляет план действий, который строго соблюдает. Учитывая сегодняшний темп жизни, очень трудно придерживаться распорядка дня, но у Кристины это в какой-то мере получается. Она старается питаться в одно и то же время, по возможности ложится вовремя спать, по утрам делает зарядку, другими словами, ведет здоровый образ жизни. Кристина держит себя в жестких рамках, за границы которых пытается не переступать.

Если рассматривать характер Кристины с точки зрения отношения к другим людям, к коллективу, к обществу, то можно говорить о том, что она относится к индивидуалистичному типу людей. Это проявляется в том, что работе в группах она предпочитает индивидуальную работу. Полагается только на себя, не любит просить людей о чем-либо. Старается все делать сама, надеется только на себя. Такая черта присутствует в характере Кристины с самого детства, я думаю, что причина этого кроется в её воспитании. Родители всегда поощряли проявления самостоятельности, что и выработало в ней такую черту характера.

Описывая характер Кристины с точки зрения отношения к самому себе, я могу говорить о том, что она самокритична. Адекватно оценивает себя и свои поступки. Видит собственные ошибки и по возможности старается их исправить. Усиленно работает над своими недостатками и комплексами. Например, совсем недавно Кристина проходила тренинг «Как стать уверенным в себе человеком». Это говорит о том, что она видит свой недостаток, с которым нужно бороться, и старается его искоренить. Когда у нее что-то не получается, она винит в этом, прежде всего, себя, а не обстоятельства и других людей, старается понять в чем её ошибка. Я уже приводила пример об ее участии в конкурсе «Звездный путь». Тогда, она сделала выводы о том, что нужно больше работать над собой, расти духовно и профессионально, а не обвинила в своем поражении жюри или какие-либо обстоятельства. Всё это подтверждает то, что Кристина очень самокритична.

Проводя анализ характера и темперамента Кристины, я использовала также типологию личности Э. Кречмера, согласно которой темперамент и характер человека зависит от телосложения. Согласно этой теории Кристина относится к такому типу, как астеник, так как у нее худощавое телосложение, длинные руки и ноги, плоская грудная клетка и слабая мускулатура. Данному типу личности соответствует такой тип характера, как шизотимик. Это говорит о том, что Кристина замкнутая, серьезная, упрямая, трудно приспосабливается к новым условиям. Так оно и есть, данное описание полностью соответствует Кристине. Наличие данных черт характера я аргументировала выше.

Теперь перейдем к анализу способностей Кристины. С детства она мечтала играть на фортепиано, постоянно пела и устраивала родителям дома концерты вместе со своими подружками. Всё это свидетельствовало о её музыкальности. Когда ей исполнилось 6 лет, она поступила в музыкальную школу, на фортепианное отделение. При поступлении необходимо было сдать экзамены, где проверялся музыкальный слух. С экзаменом Кристина справилась успешно. В ходе обучения у неё практически никогда не возникало проблем, преподаватели хвалили её. Кристина часто принимала участие в различных музыкальных конкурсах и до сих пор этим занимается, нередко в таких конкурсах она одерживала победу. На сегодняшний день она продолжает развивать свои музыкальные способности, занимается музыкой.

А сейчас я хочу обратиться к анализу волевых качеств Кристины. Взяв за основу данный критерий, я могу сказать о том, что Кристина волевой человек, то есть человек с сильной волей. Это проявляется в том, что, начав какую-либо работу, поставив перед собой цель или выполняя план, Кристина умеет преодолевать трудности и неудачи, как внутренние, так и внешние. Об этом свидетельствует то, что Кристина может с утра до ночи проводить время на работе, а иногда и вообще работать без выходных. Несмотря на то, что в ходе этой работы её сопровождает множество трудностей, например, такие как усталость и необходимость точности в работе. Также её поведение в большинстве случаев достаточно ответственно. На неё можно положиться в трудной ситуации, никогда не подведет.

Теперь я перейду к описанию эмоциональности Кристины. У разных типов людей эмоциональность проявляется по-разному. Так как Кристина относится к такому типа личности, как флегматик, то можно судить о том, что она кажется неприступной для других людей, в какой-то мере загадочной. Её эмоциональное состояние находится в полном равновесии. Эмоции свои чаще всего Кристина сдерживает либо проявляет их слабо. И всё это действительно так. Кристину очень трудно вывести из себя. Она очень терпелива. Однажды я была свидетелем того, когда, ехав в автобусе, она случайно наступила на ногу стоявшему рядом с ней молодому человеку, тот ей на это что-то грубо ответил, но Кристина просто спокойно извинилась и продолжала так же непринужденно со мной беседовать. Это свидетельствует о том, что свои эмоции она держит при себе, ведет себя сдержанно. Но такая сдержанность эмоций мешает ей на выступлениях, где необходима эмоциональность. Над этим Кристине приходится много работать, и это позволяет ей добиваться успехов.

Проводя психологический анализ, я много беседовала с Кристиной, задавала ей различные вопросы, проводила тесты. Это помогло мне полнее охарактеризовать её личность, выявить некоторые особенности. Такие анализы проводить очень полезно, так как начинаешь лучше понимать людей и причины их поступков.

Каждый человек обладает навыком адаптации к сложившейся ситуации, но все делают это по-своему. Существует множество вариантов поведения. Психологический портрет личности – образец того, как с помощью описания черт характера человека можно предугадать его действия и реакции. Это чрезвычайно полезно при приеме на работу, поступлении в учебные заведения и прочее.

Психологический портрет личности – пример качественной текстовой интерпретации характеристики человека. Его составление - одна из самых сложных и важных задач современной психологии.

Составление психологического портрета – зачем это нужно?

Психологический портрет ребенка помогает воспитателю и учителю найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Выявление характерных черт каждого малыша позволит грамотно выстроить процесс развития и воспитания.

Психологический портрет человека нередко составляется и при приеме на работу. С его помощью менеджеры лучше сумеют организовать деятельность персонала в компании, повысить работоспособность и успешность каждого члена коллектива.

Психологические портреты преступников отличаются от характеристик законопослушных граждан, так как им присущи эмоционально-волевые деформации, преступные мотивы и негативные социальные интересы. Проблема личности мошенников и убийц – центральная для криминалистики и других наук, которые связаны с преступностью. Психологические портреты преступников помогают следователю понять мотивы совершенного противоправного деяния.

Сколько людей, столько и личностей, ведь каждый человек – это индивидуальность. Кратко рассмотрим основные компоненты, из которых состоит психологический портрет личности.

Темперамент

Наблюдая за людьми в различных ситуациях, всегда можно заметить различия в их поведении и образе жизни. Это обуславливается темпераментом человека, находящегося под наблюдением. Так, темперамент – это один из главных факторов, на которых строится психологический портрет.

Современная психология под «темпераментом» понимает особенности нервной системы и психики индивида. Это не только ритм, темп и интенсивность протекания психологического процесса, но и его содержание. Темперамент – это биологический фундамент личности. Эти характеристики передаются по наследству, из-за чего плохо поддаются изменению. Психологический портрет личности должен отражать основные особенности темперамента человека: стиль его поведения, способы, помогающие ему организовать свою деятельность, и прочее.

Опираясь на определенные психологические принципы, можно найти свой подход к носителю каждого из четырех типов темперамента.

Сангвиник

Девиз: доверяй, но проверяй!

Плюсы данного типа темперамента – это жизнерадостность, общительность, увлеченность и отзывчивость, а минусы – разбросанность, сверхобщительность, легкомысленность, склонность к зазнайству, поверхностность и ненадежность. Психологический портрет человека с пометкой «сангвиник» следующий: индивид всегда рад пообещать что-то, чтобы не обидеть просителя, однако далеко не всегда держит слово, поэтому следует проконтролировать, выполнил ли он обещанное.

Холерик

Девиз: ни минуты покоя!

Принцип общения с холериком опирается на использование его плюсов: увлеченность, подвижность, энергичность, страстность и целеустремленность. В то же время он нейтрализует минусы этого типа темперамента: агрессивность, нетерпимость, невыдержанность, конфликтность. Психологический портрет с характеристикой «холерик» должен навести на мысль о том, что человек всегда должен быть занят каким-либо делом. В противном случае он направит всю свою энергию и активность на коллектив и может разложить его изнутри.

Флегматик

Девиз: Не торопи!

Среди сильных сторон флегматика значатся постоянство, терпеливость, активность, устойчивость, надежность и самообладание. Минусы – это безразличие, сухость, медлительность и «толстокожесть». Психологический портрет человека с пометкой «флегматик» означает, что он не может работать, если время в дефиците, так как ему нужен свой индивидуальный темп: не нужно его подгонять, он сам составит график работы и сделает все вовремя.

Меланхолик

Девиз: не навреди!

Психологический портрет с пометкой «меланхолик» таков: сильные стороны личности – это мягкость, способность к сочувствию, человечность, высокая чувствительность и доброжелательность. Минусы этого типа темперамента – это мнительность, застенчивость, низкая работоспособность, замкнутость, мечтательность и ранимость. Никогда не кричите на меланхолика, не давите на него, не давайте жесткие и резкие указания, так как этот человек крайне чувствителен к интонациям и слишком раним.

Очень сложно найти индивида, который полностью бы отвечал определенному темпераменту, обычно наблюдается доминанта одного из них.

Интеллектуальность

Интеллектом называется система психических процессов, которая обеспечивает реализацию способности личности к оцениванию сложившейся ситуации, принятии решений и регулированию своего поведения в соответствии с этим. Как правило, интеллект важен, если ситуация нестандартная – как символ обучения индивида всему новому.

Жан Пиаже – психолог из Франции – одной из самых важных функций интеллекта назвал взаимодействие с окружающим миром через адаптацию к нему. Или, иначе говоря, умение ориентироваться в условиях и целесообразно строить свое поведение.

Ядром интеллекта является способность человека к выделению в ситуации основных свойств и построению своего поведения в соответствии с ними. Советский психолог С. Л. Рубинштейн в своих работах рассматривал эту категорию в качестве типа поведения личности – «умное поведение».

Характер

Характер является совокупностью индивидуальных особенностей человека, которые складываются и проявляются в общении и деятельности. Психологический портрет личности – образец того, как выявленные черты характера помогают обусловить типичные для нее способы поведения.

Чертами характера называют устойчивые свойства и качества поведения человека, ставшие свойствами самой личности. Психологический портрет – пример отображения наиболее типичных и существенных особенностей человеческого характера.

Структура его насчитывает 4 группы черт, которые выражают отношение личности к различным сторонам деятельности: к самому себе, к труду, к обществу и коллективу, а также к вещам.

Умение общаться

Общение является чрезвычайно деликатным и тонким процессом взаимодействия между людьми. Именно в нем наиболее многогранно раскрываются индивидуальные особенности каждого участника процесса, поэтому эта характеристика крайне важна для такой интерпретации личности, как психологический портрет.

Образец наиболее очевидной функции общения – это передача информации: каких-либо сведений, содержания и смысла. Эту сторону общения называют смысловой, или семантической. Передача имеет влияние на поведение человека, его поступки и действия, а также на организованность и состояние его внутреннего мира.

В целом выделяют информационную, управляющую, познавательную функции общения, кроме того, имеется функция обмена психическими состояниями и эмоциями.

Эмоциональность

Со времен древнегреческого мыслителя Платона вся психическая жизнь личности разделяется на три относительно самостоятельные единицы: ум, воля и эмоции.

Если воля и ум подчинены человеку хоть в какой-то мере, то эмоции всегда возникают независимо от нашего желания. Это отражение личной значимости и оценки ситуаций для процесса жизнедеятельности человека в виде чувств и переживаний. В этом и проявляется субъективность и непроизвольность эмоций. Умение управлять эмоциями необходимо в первую очередь для здоровья и честолюбия.

Что значит уметь управлять эмоциями? Чаще всего под этим высказыванием подразумевается их сокрытие. Больно, но этого не покажем, стыдно, но делаем вид, что безразлично, обидно, но внешне продемонстрируем только раздражение и гнев. Но от того, что человек не показывает свои эмоции, они не становятся слабее, скорее наоборот, или принимают форму защиты – агрессию.

Способности

Психологический портрет личности – пример описания внутреннего склада человека, куда входит такая характеристика, как способности.

В психологии способности рассматриваются как особое свойство психологической системы, которое выражается в определенном уровне ее продуктивности. Точность, устойчивость и скорость функционирования – количественные параметры продуктивности способностей. Они измеряются путем решения задач определенной степени сложности, решения конфликтов и т. д.

Степень разрешимости противоречий между отношениями личности и свойствами индивида – это уровень способностей. Наиболее удачный вариант – когда есть склонность к определенной сфере деятельности вкупе с интересом к этому делу.

Способности подразделяются на специальные и общие. Общие могут предопределить склонность к довольно обширной сфере деятельности. Их формируют развитие интеллекта и особенностей личности. Специальная выступает в качестве социально-психологической основы развития тяги к определенной сфере деятельности: исследовательской, музыкальной, преподавательской, творческой и прочее.

Самооценка

В самооценке выражается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выработалось у человека на основе самопознания. Психологический портрет – пример того, как самооценка личности влияет на все сферы жизни, ведь она предполагает оценивание собственных способностей, поступков, целей, качеств и возможностей, а также своего места в обществе. Бывает завышенной, заниженной и адекватной.

Направленность

Мотивация деятельности и поведения, удовлетворение потребностей – все это лежит в основе направленности личности (на задачу, на себя или на общение).

Кого-то может устроить лишь обеспечение безопасности и удовлетворение физиологических потребностей. А другим, помимо этого, не менее важно удовлетворить социальные нужды, потребность в самовыражении, а также реализовать свои творческие способности. Основной задачей менеджера и психолога является выявление потребностей, убеждений и интересов каждой личности и определении направленности ее мотивов.