Сообщение история создания василий теркин. «Василий Теркин» — анализ произведения. История создания произведения Твардовского «Василий Тёркин. Василий Тёркин

Конспект урока по литературе

Предмет : литература

Тема урока: А.Т.Твардовский. Замысел и история создания поэмы "Василий Тёркин"

Цель : познакомить учащихся с основными фактами жизни Твардовского, с замыслом и историей создания поэмы .

Задачи:

Обучающие :

    Познакомить учащихся с наиболее интересными фактами жизни писателя;

    Познакомить учащихся с историей создания поэмы «Васили Теркин»;

Воспитательные:

    Активизировать интерес учащихся к чтению.

    Выявить и формировать нравственные убеждения школьников.

    Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища.

Развивающие:

    Содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия художественного текста.

    Развивать устную озвученную речь учащихся, через устные ответы.

    Развивать навыки озвученного выразительного чтения.

План урока:

Этап урока

Хронометраж

1.Организационный момент.

2. Знакомство с биографией писателя

3. Подготовка к первичному восприятию текста

4. Анализ главы «От автора»

5. Объяснение домашнего задания

2 минуты

13 минут

12 минут

13 минут

5 минут

Методическое обоснование: Данный урок является первым в системе уроков по творчеству А.Т.Твардовского. На первом этапе урока школьникам предлагается послушать биографию поэта и выписать в тетрадь основные факты его жизни, что позволяет акцентировать внимание на более важных событиях. Затем учащимся предлагается послушать историю создания поэмы «Василий Теркин», после чего проводится репродуктивная беседа Следующим этапом идет чтение первой главы «От автора» и ее анализ, что позволяет учащимся развивать устную монологическую речь. После анализа первой главы объясняется домашнее задание.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Организационный этап

Здравствуйте, ребята. С сегодняшнего урока мы начинаем изучение творчества А.Т.Твардовского, а именно поэмы «Василий Теркин». На этом уроке мы познакомимся с его биографией, поговорим об истории создания поэмы и проанализируем первую главу «От автора». Откройте ваши тетради, запишите дату и тему урока.

Письмо.

Образец записи:

Одиннадцатое марта

Александр Трифонович Твардовский

(1910 – 1971)

Знакомство с биографией поэта

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Ребята, сейчас я кратко расскажу вам биографию А.Т.Твардовского. Ваша задача – записать себе в тетрадь те моменты, которые покажутся вам наиболее важными и интересными.

Поэт, общественный деятель, Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года в Смоленской области. Учился в сельской школе, затем в Смоленском педагогическом институте. В 1939 году закончил Московский институт философии, литературы и истории. Писать стихи начал с раннего детства.

Твардовский участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов в качестве корреспондента военной газеты и написал цикл стихов «В снегах Финляндии». Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов поэт работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи и очерки.

Очень широкую известность получила поэма Твардовского «Василий Теркин». Главный герой этой книги – народ на войне. В поступках и действиях Василия Теркина проступает нравственный облик воюющего народа. Василий Теркин олицетворяет все лучшие черты советского народа: выдержку, любовь к шутке, выносливость, смекалку, открытку и щедрую душу, готовую прийти на помощь в любой ситуации. «Это поистине редкая книга, - писал И.А.Бунин. – Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно пошлого слова!»

В своем творчестве Твардовский правдиво и страстно запечатлел важнейшие, ключевые этапы жизни народа. Народность, доступность его поэзии достигаются богатыми и разнообразными средствами художественной выразительности. Поэт переводил стихи с белорусского, украинского и других языков. Его произведения были переведены на многие иностранные языки. Твардовский вел большую общественную работу. Он был главным редактором журнала «Новый мир», секретарем правления Союза писателей СССР, вице-президентом Европейского сообщества писателей.

Поэзия Твардовского – образец самобытного творчества народного художника, для которого служение народу было смыслом всей жизни, единственным подлинным счастьем.

18 декабря 1971 А.Твардовский скончался после тяжелой болезни.

Ребята, давайте теперь обсудим, то, что я рассказала.

В каком году родился А.Т.Твардовский?

Где он учился?

В какой войне принимал участие А.Т.Твардовский и в качестве кого?

Редактором какого журнала он был?

Какие еще должности занимал Твардовский в других общественных организациях?

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Письмо.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Устные ответы учеников:

- А.Т.Твардовсикй родился в 1910 году;

- он учился в сельской школе, затем в Смоленском педагогическом институте, а затем в Московском институте философии, литературы и истории;

- А.Т.Твардовский принимал участие в советско-финской войне в качестве корреспондента военной газеты;

- он был редактором журнала «Новый мир»;

- Твардовский был секретарем правления союза писателей СССР и вице-президентом Европейского сообщества писателей;

Подготовка к первичному восприятию текста

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Ребята, сейчас давайте поговорим об истории создания поэмы «Василий Теркин». Я буду рассказывать, а вы также, как и при работе с биографией поэта, будете записывать те факты, которые покажутся вам интересными и важными.

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово.

Вася Теркин, любимый многими литературный герой военных лет, появился во фронтовой печати еще до Великой Отечественной – в 1939–1940 годах, во время войны с Финляндией. Создан он был коллективом авторов, среди которых был и Твардовский. Это был удачливый и веселый боец, всегда побеждающий врагов. Герой этот напоминал персонажей комиксов или серий карикатур.

Тогда же, во время финской кампании, было задумано литературное произведение в стихах о неунывающем солдате "Васе Теркине". Крестьянская тема была для Твардовского главной. Финская война, на которой был корреспондентом Твардовский, открыла ему новый пласт жизни, целый новый мир. Наверное, точнее было бы сказать, что Твардовскому, хорошо знающему беды и заботы русского крестьянина, по-новому открылся во время войны все тот же русский крестьянин, русский характер, русский человек, но в его новой ипостаси: не хлебопашца и кормильца, а защитника Отечества, как не раз уже бывало в русской истории. Именно в этом заключался секрет будущей удачи поэта.

После завершения финской кампании Твардовский начал работу над поэмой, герой которой – Вася Теркин – был участником прошедшей войны. Предполагалось, что летом 1941 года поэма будет завершена.

С началом войны Твардовский был назначен на должность "писателя" в газету "Красная Армия" Киевского военного округа и выехал на фронт. В первые, самые тяжелые, месяцы войны Твардовскому было не до поэмы: вместе с армией он прошел всю войну, самыми трудными ее дорогами, выходил из окружения в 1941 году. К мысли о "Теркине" поэт вернулся в июне 1942 года, только это была уже поэма о новой войне и, по сути, о новом герое – прежде балагуре и весельчаке. Это был не " Вася Теркин ", а " Василий Теркин ". Сменилось имя, сменилась концепция героя: ничего не осталось теперь от квадратного подбородка, автор сосредоточился на характере Теркина, на его фронтовой (и не только фронтовой) философии, на его роли в судьбах других людей – персонажей поэмы. Новое название поэмы было объявлено в творческом отчете Твардовского 22 июня 1942 года – "Василий Теркин".

Поэма создавалась в течение всей войны, следовала за ее ходом, сочетая в себе, казалось бы, несочетающиеся качества: оперативность, едва ли не газетность, и в то же время высочайшую художественность. Первые главы были опубликованы летом 1942 года, после тяжелого и длительного отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу, в тяжелейшее, непредсказуемое для дальнейшего хода войны время. Все были охвачены тревогой. Вряд ли тогда было "до литературы", "до поэзии". Но было в книге Твардовского то, что нашло отклик практически у каждого. Поэма сразу же стала знаменитой (задолго до своего завершения), газеты с главами поэмы, как свидетельствуют очевидцы, с нетерпением ожидались читателями, передавались из рук в руки.

Первоначально, до 1946 года, поэма печаталась разделенной на две, затем на три части, что отражало основные этапы войны: отступление, перелом, изгнание врага с родной земли. Однако впоследствии автор отказался от деления на части, от нумерации глав, сделав композицию книги более свободной, и того требовала особая художественная логика произведения. Поэма не имеет сюжетного, событийного завершения: с главным героем, Василием Теркиным, мы расстаемся незадолго до конца войны, когда враг был изгнан с родной земли.

Метод, прием: слово учителя, беседа, репродуктивная беседа.

Ребята, что показалось вам наиболее интересным в истории создания поэмы «Василий Теркин»?

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Слушание (глобальное, нерефлексивное, критическое, информативное).

Письмо.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Устные ответы учеников.

Наиболее интересным в истории создания «Василия Теркина» мне показался тот факт, что поэма писалась во время войны, и то, что ее герой – вымышленный, а не реальный человек.

Анализ первой главы

Давайте теперь перейдем непосредственно к анализу поэмы. Вы дома уже должны были читать поэму, может некоторые уже прочитали ее полностью. Ответьте на вопрос, понравилось ли вам читать «Василия Теркина»? Если да, то почему, и если нет, то тоже почему?

А что вы можете сказать о языке написания поэмы? Понятен он был или нет?

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Обратимся к тексту поэмы. Сейчас я прочитаю вам первую главу, которая называется «От автора». В учебниках ее у вас нет внимательно слушайте меня, потому что после прочтения мы будем анализировать эту главу.

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, беседа, эвристическая беседа.

Давайте обсудим эту главу.

Как объясняет поэт, что побудило его написать поэму о Василии Тёркине?

Как Твардовский оценил свою работу?

Что говорится об особенностях жанра "Книги про бойца"?

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Устные ответы учеников .

Мне понравилась поэма, потому что ее очень легко читать, сюжет довольно простой и интересный. Главный герой – обычный солдат, каких было много на войне, и мы можем понять, что чувствовали солдаты во время Великой Отечественной войны.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Устные ответы учеников:

- «книга про бойца без начала, без конца»;

- начинается она не сначала, а с середины, и в ней нет конца, потому что автору жалко расставаться со своим героем, который ему так полюбился.

Объяснение домашнего задание

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Ребята, ваша задача – дома прочитать главы «На привале», «Перед боем» и «Переправа». И выучить наизусть отрывок из главы «Переправа», начиная со слов «Переправа, переправа! Берег левый, берег правый…» до слов «Проходил с ружьем кремневым русский труженик-солдат»

Открываем дневники и записываем задание.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Итог урока

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, обобщающее слово.

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с биографией А.Т.Твардовского, узнали историю создания поэмы «Василий Теркин» и проанализировали первую главу поэмы. Надеюсь, что вам будет интересно читать это произведение и, также, как и Твардовскому, вам не захочется расставаться с Василием Теркиным.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Поэма «Василий Теркин» датирована 1941-1945 годами - сложными, страшными и героическими годами борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками. В этом произведении Александр Твардовский создал бессмертный образ простого, советского бойца, защитника Отечества, который стал неким олицетворением глубокого патриотизма и любви к своей Родине.

История создания

Поэма начала писаться в 1941 году. Отдельные отрывки были напечатаны в газетном варианте в период с 1942 по 1945 годы. В том же 1942 году отдельно было опубликовано еще незаконченное произведение.

Как ни странно, но работа над поэмой была начата Твардовским еще в 1939 году. Именно тогда он уже трудился военным корреспондентом и освещал в газете «На страже Родины» ход финской военной кампании. Имя было придумано в соавторстве с членами редакционной коллегии газеты. В 1940 году была выпущена небольшая брошюра «Вася Теркин на фронте», которая среди бойцов считалась большой наградой.

Образ красноармейца понравился читателям газеты с самого начала. Понимая это, Твардовский решил, что эта тема является перспективной и начал ее развивать.

С самого начала Великой Отечественной Войны, находясь на фронте в качестве военного корреспондента, он попадает в самые горячие сражения. Попадает в окружение вместе с солдатами, выходит из него, отступает и идет в атаку, переживая на собственном опыте все то, о чем он хотел бы написать.

Весной 1942 года Твардовский приезжает в Москву, где пишет первые главы «От автора» и «На привале», и она сразу же печатаются в газете «Красноармейская правда».

Такого взрыва популярности Твардовский не мог представить даже в самых смелых своих мечтах. Центральные издания «Правда», «Известия», «Знамя» перепечатывают отрывки из поэмы. На радио тексты читают Орлов и Левитан. Художник Орест Верейский создает иллюстрации, окончательно сформировавшиеся образ бойца. Твардовский проводит в госпиталях творческие вечера, а также встречается с трудовыми коллективами в тылу, поднимая боевой дух.

Как всегда, то, что нравилось простому народу, не получила поддержки партии. Твардовского критиковали за пессимизм, за отсутствие упоминаний о том, что партия руководит всеми свершениями и достижениями. В связи с этим автор хотел в 1943 году закончить поэму, однако благодарные читатели не дали ему этого сделать. Твардовскому пришлось согласиться на цензурные правки, взамен он был удостоен Сталинской премии за свое ставшее бессмертным произведение. Поэма была закончена в марте 1945 года - именно тогда автор написал главу «В бане».

Описание произведения

В поэме 30 глав, которые условно можно разделить на 3 части. В четырех главах Твардовский не рассказывает о герое, а просто рассуждает о войне, о том, сколько пришлось пережить простым советским мужикам, ставшим на защиту своей Родины, и намекает на ход работы над книгой. Роль этих отступлений нельзя приуменьшить - это диалог автора с читателей, который он ведет напрямую, даже в обход своего героя.

В ходе повествования нет четкой хронологической последовательности. Более того, автор не называет конкретные бои и сражения, однако отдельные сражения и операции, выделенные в истории Великой Отечественной Войны, угадываются в поэме: отступления советских войск, столь распространённые в 1941 и 1942 годах, битва у Волги, ну и, конечно, взятие Берлина.

Строгого сюжета в поэме нет - да и у автора не было задачи передать ход войны. Центральная глава - «Переправа». Там четко прослеживается основная идея произведения - военная дорога. Именно по ней Теркин со своими товарищами шагает к достижению цели - полной победе над немецко-фашистскими захватчиками, а значит, к новой, лучшей и свободной жизни.

Герой произведения

Главный герой - Василий Тёркин. Вымышленный персонаж, веселый, жизнерадостный, прямодушный, несмотря на сложные обстоятельства, в которых он живет во время войны.

Мы наблюдаем за Василием в разных ситуациях - и везде можем отметить его положительные качества. Среди боевых побратимов он - душа компании, балагур, всегда находящий возможность пошутить и рассмешить остальных. Когда он идет в атаку - он пример для остальных бойцов, проявляет такие свои качества, как находчивость, смелость, выдержка. Когда он отдыхает после боя - он может спеть, он играет на гармони, но при этом может ответить достаточно жестко и с юмором. Когда солдаты встречаются с мирным населением, Василий - само обаяние и скромность.

Мужество и достоинство, проявляемые во всех, даже самых безвыходных ситуациях, - вот главные черты, которые отличают главного героя произведения и формируют его образ.

Все остальные герои поэмы абстрактны - у них нет даже имен. Боевые побратимы, генерал, старик и старуха - все они только подыгрывают, помогая раскрыть образ главного героя - Василия Теркина.

Анализ произведения

Поскольку у Василия Теркина нет реального прототипа, то можно со всей смелостью сказать, что это - некий собирательный образ, который был создан автором, основываясь на его реальных наблюдениях за солдатами.

У произведения есть одна отличительная особенность, которая выделяет его среди аналогичных произведений того времени, - это отсутствие идеологического начала. В поэме нет восхвалений партии и лично товарищу Сталину. Это, по мнению автора, «разрушило бы замысел и образный строй поэмы».

В произведении используются два стихотворных размера: четырехстопный и трехстопный хорей. Первый размер встречается гораздо чаще, второй - лишь в отдельных главах. Язык поэмы стал своеобразной карточкой Твардовского. Некоторые моменты, выглядящие как поговорки и строки из смешных песенок, что называется, «ушли в народ» и стали употребляться в повседневной речи. Например, фраза «Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль» или «Города сдают солдаты, генералы из берут» употребляются многими и в настоящее время.

Именно на таких, как главный герой этой поэмы в стихах, пали все тяготы войны. И только их человеческие качества - сила духа, оптимизм, юмор, умение посмеяться над другими и над собой, вовремя разрядить натянутую до предела обстановку - помогли им не только победить, но и выжить в этой страшной и беспощадной войне.

Поэма до сих пор жива и любима народом. В 2015 году журнал «Русский репортер» проводил социологические исследования относительно сотни самых популярных стихотворений в России. Строки из «Василия Теркина» заняли 28-ое место, что говорит о том, что память о событиях 70-летней давности и подвиге тех героев все еще жива в нашей памяти.

“Василий Теркин ” (другое название – “Книга про бойца ”) – поэма Александра Твардовского. одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою – Василию Теркину, солдату Великой Отечественной войны.

Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была закончена в 1945 году. Первое отдельное издание еще незаконченного произведения вышло в 1942 году. Большей частью поэма написана четырехстопным хореем (отдельные главы трехстопным хореем).

Поэма состоит из 30 глав, пролог а и эпилог а, условно разделяясь на три части. Каждая глава – небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Теркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. Василий Теркин – балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою – пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания – Теркин споет и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом.

Будучи раненым, на волоске от смерти (глава “Смерть и воин “), находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведет себя скромно и с достоинством. Отдельные новеллы в поэме были созданы по мотивам реальных событий войны (глава “Кто стрелял “). Некоторые истории рассказывают о победах, а некоторые о тяжелых поражениях (глава “Переправа “).

Повествование поэмы не связано с ходом военной кампании 1941-1945 годов, но в нем присутствует хронологическая последовательность; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941-1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина.

Работу над поэмой и образом главного героя Твардовский начал в 1939-1940 году, когда он был военным корреспондентом газеты Ленинградского военного округа “На страже Родины” в ходе финской военной кампании. Имя героя и его образ родились как плод совместного творчества членов редколлегии газеты. Теркин стал сатирическим героем нескольких небольших стихотворений-фельетонов Твардовского, написанных для газеты. Писали о Теркине и другие авторы. Совпадение имени главного героя с именем героя романа писателя XIX века П. Д. Боборыкина чисто случайное.

Красноармеец Теркин уже тогда начал пользоваться определенной известностью у читателей окружной газеты, и Твардовский решил, что тема перспективна, и ее необходимо развить в рамках произведения крупной формы.

22 июня 1941 года Твардовский сворачивает мирную литературную деятельность и на следующий день уезжает на фронт. Он становится военным корреспондентом Юго-Западного, а затем 3-го Белорусского фронта. В 1941-1942 годах вместе с редакцией Твардовский оказывается в самых горячих точках войны. Отступает, оказывается в окружении и выходит из него.

(3 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. “Василий Теркин” (другое название – “Книга про бойца “) – поэма Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта,...
  2. Отрывки из статьи А. Т. Твардовского “Как был написан “Василий Теркин” (ответ читателям): “было и есть до сих пор такое...

«ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

История создания. Первые главы были опубликованы в 1942 году, хотя имя героя книги — Вася Теркин — было известно значи­тельно раньше, с периода Финской войны. На страницах фронтовой газеты «На страже Родины» стали появляться стихотворные фелье­тоны об удачливом, ловком бойце, создававшиеся содружеством во­енных писателей, среди которых был и Твардовский. Тогда у него и возник замысел создания большого, серьезного произведения с этим главным героем. Уже в 1940 году были написаны черновые вариан­ты отдельных глав («На привале», «Переправа», «О награде»), а гла­ва «Гармонь» даже напечатана в газете «Красная звезда» в виде сти­хотворения. Война с фашистской Германией прервала работу на некоторое время и скорректировала замысел. Вместо фельетонного Васи Теркина стал возникать образ советского бойца, воплотившего лучшие нравственные качества целого поколения предвоенных лет. Он приобрел характер широчайшего обобщения, сохраняя при этом живую конкретность образа, его узнаваемость. «Книга про бойца» — такой подзаголовок появился в поэме при первой публикации. По­пулярность «Теркина», ощущение необходимости этой книги читате­лям, и прежде всего солдатам, сражавшимся на полях войны, заста­вило Твардовского продолжить работу над поэмой. В конце 1942 года появилась глава «Кто стрелял?» из второй части поэмы, потом — другие главы, а в мае 1943 г. работа была завершена.


На этой странице искали:

  • история создания василия теркина
  • история создания василий теркин
  • история создания василия теркина кратко
  • история написания василия теркина
  • анализ рассказа василий теркин

КТО НАПИСАЛ «ВАСИЛИЯ ТЁРКИНА»?

(«журналистское расследование»)

ИРИНА ЕФЕДОВА, ВЛАДИМИР КРАСНЕР

Переправа, переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идёт святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

А.Твардовский. Василий Тёркин

Начало произведения «Василий Тёркин», которое позднее стали называть поэмой, написано Александром Трифоновичем Твардовским в марте 1941г. Первые главы были напечатаны в газете «Красноармейская правда» в сентябре 1942-го. В том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. В последующих переизданиях 1943-1945гг. первоначальный текст существенно перерабатывался и дополнялся новыми главами. Заключение поэмы-«От автора»-датировано 30 июня 1945г.

Историю создания поэмы Твардовский подробно изложил в статье «Как был написан «Василий Тёркин». Вот любопытный отрывок из этой статьи: «Василий Тёркин» известен читателю с 1942 года. Но «Вася Тёркин» был известен ещё с 1939-1940 года- с периода финской кампании. В то время в газете Ленинградского Военного Округа «На страже Родины» работала группа писателей и поэтов: Н. Тихонов, В.Саянов, А.Щербаков, С.Вашенцев, Ц.Солодарь и я, автор этих строк. Как-то мы решили,что нужно завести в газете что-нибудь вроде «уголка юмора» или фельетона, где были бы стихи и картинки. И вот мы решили избрать персонаж, который выступал бы в сериях занятных картинок, снабжённых стихотворными подписями. Это должен был быть некий весёлый, удачливый боец, фигура условная, лубочная. Стали придумывать имя. КТО-ТО (ТВАРДОВСКИЙ НЕ ПОМНИТ, КТО ИМЕННО!!!-И.Е. и В.К.) ПРЕДЛОЖИЛ НАЗВАТЬ НАШЕГО ГЕРОЯ ВАСЕЙ ТЁРКИНЫМ, ИМЕННО ВАСЕЙ, А НЕ ВАСИЛИЕМ. Так родилось это имя. » Тогда, в финскую кампанию, Твардовский написал для газетной рубрики всего лишь несколько стихотворений. Однако случайно найденный образ захватил «всего меня без остатка»,-напишет поэт позднее.

В процессе созревания замысла будущей «книги про бойца» первоначальная

Залихватски-юмористическая фабула приобретала широкие формы эпического повествования. Основной литературной работой Твардовского в годы Отечественной войны становится «Василий Тёркин». Образ бойца становится гораздо более масштабным, чем прежде. Именно поэтому поэт решительно переходит от слегка фамильярного «Вася» к прекрасному русскому имени Василий и уже никогда не отступается от него. Вася бесповоротно становится Василием и более крупной личностью прежде всего потому, «что глубина всенародно-исторического бедствия и всенародно-исторического подвига в Отечественной войне с первых дней отличили её от каких бы то ни было иных войн и тем более

военных кампаний.» Все строчки, каждое слово, написанное в «книге про бойца» принадлежат перу одного только Твардовского и никому больше. Вот как замечательно написал об этой работе сам Александр Трифонович: «Книга про бойца» в годы войны была для меня истинным счастьем: она дала мне ощущение очевидной полезности моего труда... «Тёркин» был для меня воюющим советским человеком-моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю.»

С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Тёркин,
Подружились мы с тобой.

Твардовскому удалось создать удивително прекрасный образ советского солдата. Тёркин беззаветно предан Отечеству, он бесстрашен, он никогда не унывает и находит выход из самых тяжёлых положений, он в любую минуту готов подставить своё верное плечо другу; в любой момент он может подбодрить бойцов доброй шуткой-прибауткой. Он воплощение мужественности и духовной красоты.

Маяковский мечтал, чтобы в трудный час можно было приравнять к штыку перо. Твардовскому удалось сделать большее. Его поэма о Василии Тёркине была едва ли не самой читаемой на фронтах Великой Отечественной и в тылу. Не будет преувеличением сказать, что его бессмертная книга была одной из тех, которые помогли советскому народу выстоять в те страшные годы и победить. Низкий поклон Вам, дорогой Александр Трифонович и Вечная Память!

Во множестве писем полученных поэтом сразу после публикации первых глав, на встречах с бойцами Красной Армии чаще других звучали такие вопросы: «Существует ли в действительности Тёркин?». «Тип он или известный Вам живой человек?». Из многих трогательных писем явствовало, что сомнений в существовании «живого» Теркина у читателей нет, а речь лишь идёт о том, «не в нашей ли (далее указывался номер полевой почты) дивизии он служит?» На все эти вопросы поэт терпеливо отвечал: «Василий Тёркин лицо вымышленное, плод воображения, создание фантазии. И хотя черты, выраженные в нём, были наблюдаемы мною у многих людей, - ни одного из них нельзя назвать прототипом Тёркина.» А многие бойцы между тем простодушно продолжали писать Твардовскому письма, с просьбой передать боевой привет товарищу Тёркину. Немало тёплых писем было адресовано лично товарищу Василию Тёркину. Авторы писем просили у «легендарного бойца» совета, делились с ним самым сокровенным. Простодушные авторы пребывали в святой уверенности, что полевая почта обязательно найдёт адресата... В таких случаях принято говорить, что подобная вера читательской аудитории в литературный персонаж и есть высшая награда и похвала автору.

Да и как мог не поверить молодой солдат поэту, который говорил с ним простым, душевным словом. Говорил и о войне и о его солдата, родном доме. Вот как пронзительно, безыскусно говорит поэт в главе «Кто стрелял?». При атаке

фашистского стервятника в чистом поле солдаты, дождавшись желанной команды «Ложись!» бросились на землю:

Ты лежишь ничком, парнишка
Двадцати неполных лет.
Вот сейчас тебе и крышка,
Вот тебя уже и нет.

Ты прижал к вискам ладони,
Ты забыл, забыл, забыл,
Как траву щипали кони,
Что в ночное ты водил.

Смерть грохочет в перепонках,
И далёк, далёк, далёк
Вечер тот и та девчонка,
Что любил ты и берёг.

И друзей и близких лица,Дом родной, сучок в стене...
Нет, боец, ничком молиться
Не годится на войне.

Нет товарищ, зло и гордо,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу,
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если всё пришло к концу...

Вот как оценил поэму А. Твардовского нобелевский лауреат Иван Бунин: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный язык-ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого слова!»

ДРУГОЙ «ВАСИЛИЙ ТЁРКИН»!?!

Среди писем адресованных поэту порой встречались и такие. Майор М. М-в, москвич писал в своём письме: «Недавно прочитал роман П.Д. Боборыкина «Василий Тёркин» и, откровенно говоря, почувствовал большое смущение: что есть общего между его и Вашим Василиями Тёркиными? Чем похож Ваш Вася Тёркин-умный, весёлый, бывалый советский солдат, действующий во время Великой Отечественной войны и с великим патриотизмом отстаивающий свою Родину,-на купца-пройдоху, ханжу Василия Ивановича Тёркина из романа Боборыкина? Так почему же Вы выбрали для своего (да и нашего) героя такое имя, за которым уже скрывается определённый тип и который уже описан в русской литературе? Неужели Вами руководило соображение родственности этого, уже описанного типа, и созданного Вами? Но ведь это оскорбление для бывалого солдата Василия Тёркина! Или это случайность?»

Прежде чем «предоставить» слово для ответа майору М. М-ву самому Твардовскому, приведём краткую историческую справку.

Боборыкин Пётр Дмитриевич, русский писатель, почётный академик Петербургской АН. Годы жизни: 1836-1921. Критика назвала его романистом-хроникёром, «отметчиком» целых полос общественной жизни. Так, он отметил нарождение капитализма в русской жизни, расцвет буржуазии, появление нового типа купца, с новым культурным обличьем и старым звериным нутром. Написал свыше 100 романов, повестей, пьес. В своём шедевре «Василий Тёркин» (1892, «Вестник Европы») Боборыкин сделал попытку нарисовать нового человека деревни, вышедшего в люди благодаря собственным усилиям и сумевшего сочетать деловитый практицизм с преданностью идеалам. Как тип, Тёркин недостаточно убедителен, но как живая и действительно совершенно новая фигура красноречиво говорит о больших переменах и о накоплении новых сил в российском обществе. По почтительным словам Максима Горького в романе «Василий Тёркин» Боборыкин первым в русской литературе нарисовал образ просвещённого, мыслящего купца, который, сам выйдя из народа хочет дать «полный ход всему, что в нём кроется ценного, на потребу родным угодьям и тому же трудовому и обездоленному люду».

А теперь вернёмся к ответу А. Твардовского на сердитое письмо майора из Москвы. Твардовский: «Сознаюсь, что о существовании боборыкинского романа я услыхал, когда уже значительная часть «Тёркина» была напечатана, от одного из своих старших литературных друзей. Я достал роман, прочёл его без особого интереса и продолжал свою работу. Этому совпадению имени Тёркина с именем боборыкинского героя я не придал и не придаю никакого значения. Ничего общего между ними абсолютно нет. Возможно, что кому-нибудь из нас, искавших имя персонажа для фельетонов в газете «На страже Родины», подвернулось это сочетание имени с фамилией случайно, как запавшие в память из книги Боборыкина. Я сомневаюсь: нам нужен тогда был именно Вася, а не Василий; Васей же боборыкинского героя никак и не назовёшь-это совсем иное. Словом, ни тени «заимствования» здесь не было и нет. Просто есть такая русская фамилия Тёркин, хотя мне раньше казалось, что эту фамилию мы «сконструировали», отталкиваясь от глаголов «тереть», «перетирать» и т. п. И вот одно из первых писем моих корреспондентов по «Книге про бойца»:

В редакцию «Красноармейской правды», поэту тов. А. Твардовскому.

Тов. Твардовский: нельзя ли в Вашей поэме заменить имя Василий на Виктор, так как Василий-мой отец, ему 62 года, а я сын его-Виктор Васильевич Тёркин, командир взвода. Нахожусь на Западном фронте, служу в артиллерии. А потому, если можно, то замените, и результат прошу сообщить мне по адресу: пп 312, 668 арт. полк, 2-й дивизион, Тёркину Виктору Васильевичу».

Сравнивать эти два произведения,-задача совершенно недопустимая: разные жанры, различные эпохи... Отметим лишь что художественное совершенство поэмы Твардовского и её (поэмы) влияние на судьбу Российского общества и даже государства делают её совершенно исключительным и величественным произведением русской литературы.

ёркин, Тёркин, в самом деле,
Час настал, войне отбой.
И как будто устарели
Тотчас оба мы с тобой.

.......................................

И хотя иные вещи
В годы мира у певца
Выйдут, может быть, похлеще
Этой Книги про бойца,-

Мне она всех прочих боле

Дорога, родна до слёз,

Как тот сын, что рос не в холе,

А в годину бед и гроз...