Согласный звук и. Буква М, м. Конспект занятия Как произносится звук м

Тема:

Звуки М – Мь. Буква М

Программные задачи:

* Закрепить навык правильного произношения звуков М и МЬ в слогах, словах и предложениях

* Нахождение положения звуков в слове
* Дифференциация звуков по твёрдости – мягкости
* Анализ слов типа СГС.
* Чтение, письмо обратного слога

* Развивать внимание, память, мышление

Ход занятия:

1. Оргмомент.
Игра «Запомни – повтори»
Гном – альбом – дом – ком 3 – 4 варианта цепочки
– Что общего в словах?
Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки
– Что общего в словах?
Мила – пирамида – пулемёт
– Что общего в словах?
2. Изолированное произношение. Характеристика звуков М, Мь.

* Произнесение заданного звука с разным тембром

* Произнесение заданного звука с разной силой голоса

– Какие звуки произносили?

– Расскажите о звуке М

– Расскажите о мягко паре звука М

3. Выделение последней согласной.
Игра «Эхо».
Дом – … М вам – … М
Дым – … вигвам – …
Дам – … альбом – …
Там – … Том – …
Ком – … гиппопотам – …
Сом – … сам – …

4. Игра «Наоборот».
МА – МЯ АМ – АМь
МО – … ОМ – …
МУ – … УМ – …
МЫ – … ЫМ – …
МЯ – МА АМь – АМ
МЁ – … ОМь – …
МЮ – … УМь – …
МИ – … ЫМь – …
5. Дифференциация звуков по твёрдости – мягкости.
Работа с раздаточным материалом 2 картинки 1 – со звуком М, 2-я – со звуком Мь.
1)Задание: поднять карточку с картнкой с мягким М, поднять карточку с твёрдым звуком М
2) Задание: все карточки положить на один стол.
Отобрать картинки с М – в начале слова, затем М – в конце слова, и картинки
с М в середине слова.

6. ФМК
Ходьба по кругу
А) С остановкой на твёрдый М. В слогах, словах.
Б) С остановкой на мягкий Мь. В слогах, словах. Словарный материал в упражнения одинаковый и для звука для задания под буквой А) и Б).
7. Определение положения места звука в слове.
Игра «Где спрятался звук?»
Словарный материал: Мак, самолёт, медведь, ком, Том, муха, панама, альбом, Дима, мыть.
Пособие «3 домика».

8. Подбор антонимов
Война – мир
быстро – медленно
глупый – умный
ссориться – мириться

твёрдый – мягкий

большой – маленький

9. Звуковой анализ

А) Преобразование слогов, работа с разрезными азбуками.
вариант цепочки: МА…..МУ…..УМ…..ИМ…..МИ…..МА…..АМ

Устный анализ слогов, выкладывание фишками слогов МА, МИ.

Чтение прямого слога: МА, МУ, МЭ, МИ.

Б) Анализ и выкладывание фишками слога МА

– Сколько звуков вы услышали?

– Какой звук первый, расскажите о нём.

– Какой звук второй, расскажите о нём.

– Выложите схему этого слога фишками.

– Добавьте к этим двум фишкам, фишку, обозначающую звук К.

– Сколько было звуков?

– Как они звучали вместе?

– Сколько стало звуков?

– «Прочитайте» по схеме, какое слово получилось. (МАК)

– Был слог – получилось слово.

– Что вы для этого сделали?

– Сколько звуков в слове МАК?

– Какой в начале? Какой в конце? Какой в середине?

10. Знакомство с буквой.

– Сколько звуков у буквы М? (Два – М и Мь)
– Чем отличается звук от буквы?
– Что такое слог?
– На что похожа буква М.
– Показ написания буквы М.

11. Письмо буквы М, слогов УМ, МУ

прислала

Королева Светлана

учитель-логопед

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.

2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М"], дифференцировать звуки на слух и в произношении.

4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».

5. Учить определять место звуков [М], [М"] в начале, середине и конце слов.

6. Учить анализировать слоги типа AM, MA.

Ход занятия

1.Оргмомент

Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).

2 Знакомство со звуком [М].

отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная - мычит,

Сытая - жует,

Всем детям молоко дает. (Корова)

«Как мычит корова?» - «МММ...»

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:

Губки сомкнуты без напряжения;

Воздух выходит через нос;

Горлышко «работает».

Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ...,

затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук - согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим квадратиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Фонетическое упражнение .

Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

Дидактическое упражнение «Поймай звук».

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;

мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Игра "Повтори за мной"

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Игра Где находится звук? Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:

в начале слов: мак, муха, маска, марка;

в конце слов: дом, сом, альбом;

в середине слов: сумка, самолет, лампа.

Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий квадратик

Игра "Жадина" Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):

Это моя... (утка). Это мой... (гусь). Это мое... (перо). Это мои... (цыплята).

3. Знакомство со звуком [М"].

«Как называется детеныш коровы?» - «Теленок».

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...

Затем знакомит ребенка с символом звука [М"]: теленок мычит: мьмь... , х арактеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый квадратик

Дидактическое упражнение «Поймай звук ", если услышишь звук [М"]»:

мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;

мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.

Игра "Повтори за мной"

мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...

Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М"]:

мяч, миска, мишка, мел, месяц.

Игры с картинками: « Чего не стало? » (ребенок закрывает глаза, взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.)

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это?., (мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. ( Морковь )

Повторить чистоговорки:

Ма-ма-ма - дома я сама.

Му-му-му - молоко кому?

Мо-мо-мо - едим эскимо.

Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Ме-ме-ме - дай-ка травки мне.

Упражнение для пальчиков

4.Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд - смотрите сами!

На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные - сжать в кулачок.

Анализ слогов : AM, MA. Составление схем из кружков. (Согласный звук - синий кружок с колокольчиком, гласный звук - красный кружок.)

Снежана Аглетдинова
Звуки [м]–[мь]. Буква М.

Цель : формирование понятия о согласном звуке , о звонкости, твердости-мягкости согласных.

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

1) дать понятие о твердых и мягких согласных звуках ;

2) обучать выделению звука [м] - [мь] из состава слова;

3) познакомить с буквой М ;

Коррекционно-развивающие :

1) развивать высшие психические процессы : память, внимание, мышление;

2) развивать фонационное дыхание;

Коррекционно-воспитательные :

1) воспитывать культуру речи.

Методическое обеспечение

Дидактические средства : предметные картинки с изображением коровы, теленка, картина «Корова на лугу» , 2 звуковых человечка (синий и зеленый, предметные картинки с изображением молочных продуктов, счетные палочки, карточка с буквой М .

Мотивация : появление в группе куклы Маши из деревни Масленкино.

Ход занятия:

1. Органuзационный момент.

В деревне Масленкино жила маленькая девочка Маша. Маша была маленькая, говорить еще не умела. Зато умела плавно и звонко петь : а-о-у-ы-э-и

А что бы песня звучала мелодичнее, нужно сделать вдох носом, не поднимая плеч и на выдохе пропеть : а-о-у-ы-э-и. Давайте повторим песенки Маши (дети повторяют 4 раза) .

Какие звуки пела Маша ? (гласные) Почему они так называются? (рот открыт, воздух идет свободно через рот, не встречая преграды) . Сколько всего гласных звуков ? Сегодня мы с вами познакомимся со звуком , который отличается от гласных звуков .

2. Знакомство со звуком [м] .

У девочки Маши было любимое животное. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто оно. «Голодная – мычит, сытая – жует, всем детям молока дает» .

Логопед демонстрирует картинку коровы.

Ты куда идешь корова - длинные рога?

М-м-м! - Мычит корова, - иду я на луга.

Как мычит корова? Произнесите звук [м] .

Губы сомкнуты. Воздух не может пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашел другой путь. Подставьте ладонь к лицу и произнесите звук /м/ . Откуда выходит воздух? (выходит через нос) .

Логопед делает вывод : Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными.

- Звук [м] гласный или согласный? Почему?

Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.

Если горлышко дрожит, значит звонкий звук бежит .

Звук [М] звонкий , так как в его произношении участвует голос.

Логопед знакомит с условным обозначением звука [м] .

- Звук [м] обозначается синим квадратиком с колокольчиком.

Колокольчик на квадрате «говорит» , что звук [М] звонкий .

Познакомьтесь с человечком, который поможет нам запомнить обозначение звука [м] . Его зовут Мук. Мук помогал девочке Маше ухаживать за коровой.

4. Выделение звука [М] из состава слова. Игра «Поймай звук » .

Среди слогов : ам, оп, н,у, мы, па, му.

Среди слов : Маша, трава, молоко, поит, манная (каша, копыта, мычит.

Любит Маша манную кашу.

Любит Маша попить молока.

Чтобы сытая коровушка была.

Чтобы много молока она дала.

Пришла корова на луга.

Посмотрите на картину «Корова на лугу» . Стоит корова на зеленом лугу, траву жует. Рога у коровы крутые, бока толстые, стоит, хвостом помахивает. По картине назовите слова со звуком [м] , выделяя его голосом. (Дом, дым, малина, мухи, мак, ромашка, камыш, муравей.)

Вернулась корова с луга, а во дворе ее встретили домашние птицы. Давайте попробуем их изобразить.

5. Фuзмuнутка «Домашние птицы»

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Шагают на месте вперевалочку, отставив руки-«крылья» назад.

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га! Шагают, вытянув шеи вперед и «машут» руками.

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Встают полуприседя, бьют руками по бокам.

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет : ку-ка-ре-ку! Встают на носочки, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.

6. 3накомство со звуком [МЬ] .

М-м-м - корова замычала, она теленочка искала.

А теленок ей в ответ : - Мь-мь-мь.

Корова мычит строго : М-М-М. Звук [М] - твердый . А теленочек ей отвечает нежно, ласково : МЬ-МЬ-МЬ. Звук [МЬ] - мягкий . Губы растягиваются в легкую улыбку.

Какой же звук [Мь] ?

Звук [Мь] согласный , звонкий, мягкий.

Мягкие согласные обозначаются зеленым квадратиком, а так как звук звонкий , то квадратик с колокольчиком.

А поможет нам запомнить обозначение мягкого согласного звука человечек звуковой . Зовут его Мик.

7. Дифференциация звуков [М] - [МЬ] .

Издавна корову называют кормилицей. Ведь она дает молоко. А из молока на молокозаводах изготавливают продукты : кефир, сливки, йогурт, творог, сыр и другие. Эти продукты называются молочными. Мук и Мик очень любят молочные продукты и девочка Маша их часто угощает. Вот и сейчас она принесла для них угощение. Давайте назовем продукты, которые принесла Маша. (молоко, масло, сметана, эскимо) .

Мук любит продукты со звуком [м] в названии , а Мик - со звуком [мь] .

Какие продукты возьмет Мук? (Мук возьмет молоко и т. д.) Почему? (потому что в слове молоко звук [м] твердый )

А какие Мик? Почему? (ответы детей)

Давайте еще раз произнесем эти звуки : твердый - [м], а мягкий - [мь].

8. Знакомство с буквой «М»

Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак , которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой «М» (показ буквы ) .

– Изобразить букву пальчиками . Нарисуйте букву в воздухе . Постройте букву М из счетных палочек.

9. Подведение итогов

Какие звуки вы узнали сегодня на занятии? Какой звук [м] ? (согласный, звонкий, твердый) Какой звук [мь] (согласный, звонкий. мягкий)

Автоматизация звука М

    Повтори слоги.

Ма - мо - му

Ам - ом - ум - ым

Мо - ма - му

Ым - ом - ам - ум

Му - мы - ма

Ум - ом - ам - ым

Му - ма - мы

Ом - ум - ым - ам

    Повтори слова.

Звук в начале слова: Мак, маг, мал, Маша, магазин, машина, малина, маляр, мандарин; мыть, мытьё, мыс, мыло, мычит; мот, мох, моток, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь; Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, мурлыкать.

Звук в середине слова: Мама, кума, Кама, дума, дома, дама, сума, зима, КАМАЗ, намазать, команда, ломать, рама, Роман, комар, ромашка; кумыс, камыш, рамы; комод, комок, дымок, немой, замок, лимон; кому, тому, хомут, замутить, талмуд.

Звук в конце слова:

Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.

Мка, мно, мне, мни, мла, мра, мру, рма, рчма. Умка, Томка, сумка; много, многие, умножить, умножение; мне, мнение, сомнение; камни, помни, разомни; млад, младенец, младший; мрак, мрачно, мрачный, мрамор; корма, корчма.

    Повтори предложения.

Мама моет Машу. У мамы мак. Маня любит малину. Маленький Мук идет в магазин. У кумы маленькая сумка. Из дома идет дымок. Мама моет раму. Маня ломает замок. У дома маленький ком. У кумы маленький сом. Маня смотрит альбом. У Димы лом. Кругом мрак. В замке много мрамора. В замке маленький ключ. В сумке сом. Маша умножает. Мама моет младенца. Маша младше Вити.

    Повтори чистоговорки.

Ма - ма - ма - дома я сама.

Му - му - му - молоко кому?

Мы - мы - мы - погуляли мы.

Мо - мо - мо - едим эскимо.

    Повтори пословицы, поговорки.

Много снега - много хлеба.

Много воды - много травы.

Москва - всем городам мать.

    Повтори скороговорки.

Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

Кот молоко лакал,

А Боря булку в молоко макал.

    Повтори загадки.

Красная девица сидит в темнице,

Голова на ножке,

А коса на улице.

(Морковь)

В голове горошки.

(Мак)

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настает,

Тогда перестает.

(Муха)

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней.

(Машина)

    Выучи стихотворения.

Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я морскому кораблю

Дам названье «Мама!».

(Я. Аким)

Можно мне? - Спросила мышка?

Что ты? Ты еще малышка.

(Г. Сатир)

    Игра «Подскажи словечко»

И шалить без передышки

Целыйдень могли…(мартышки).

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой…(мыли).

Прицепившись к задней шине,

Маша едет на…(машине).

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? (Мышка).

    Игра «Наоборот»

Взрослый просит ребенка назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука М.

Глупый - (мудрый)

Много - (мало)

Большой - (маленький)

Сухой - (мокрый)

    Перескажи рассказ

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.

На, Мурка молоко.

Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка

Звук Мь

Артикуляция звука

См. звук М. Разница заключается в том, что при произнесении звука МЬ губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.

Постановка звука. По подражанию.

    Повтори слоги.

Мя - ме - мю

Мя - мя - мя

Мю - ме - ми

Ме - ме - ме

Мя - мю - ме

Ямь - ямь - ямь

Мё - ми - мя

Имь - имь - имь

Ми - мя - мю

Ми - ми - ми

Мю - мю - мю

Емь - емь - емь

    Повтори слова.

Звук в начале слова:

Мяу, мять, мяч, мята, мятный, мягкий, мякоть, мясо, мятеж, мямля, мясорубка ; мина, мигать, минута, минус, мишка, миля, Мила, милый, мир, минор; медь, медик, метать, метка, медведь, место, медуза, мешок, метель, медаль, мебель , мел; мёд, мёл.

Звук в середине слова:

Имя, замять, знамя; домик, комик, камин, домино, витамин, замирать; комета, камень, поменять, заметка, замена, камелия, перемена; намёк, помёт.

Стечение согласных звуков в слогах и словах: Тме, дме, бме, вме, сме. Отмена, отменить, отмести; подменить, подметать; обмен, обменять; вместе; смета, смелый.

    Повтори предложения.

У Милы медаль. Мила метает мяч. Мишка любит мёд. Миша мигает Миле. Мяч летит минуту. Мила бросила мяч метко. Миша ест мясо. В доме камин. На доме висит знамя. Комета летит мимо домика Милы. Митя заметил камень. Комик понял намек. Митя несет знамя. У мяты мятный вкус. На улице метёт метель. Миша пьёт витамины. Медведь любит мёд. Митя рисует мелом.

    Повтори чистоговорки.

Ми - ми - ми - я пою ноту ми.

Ми - ми - ми - идём сами.

    Повтори пословицы, поговорки.

С волками жить – по-волчьи выть. Кто смел, тот и съел.

    Повтори загадки.

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет.

(Мяч)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

(Медведь)

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел)

Рогатый, а не бодается.

(Месяц)

Скручена, связана,

На кол посажена,

А по улице пляшет.

(Метла).

    Выучи стихотворение.

Мячик прыгает цветной

Во дворе передо мной,

Этот мячик очень мил:

Стёкол он еще не бил!

(Г. Виеру)

    Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

Не влезает в книжку

Косолапый… (мишка).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку… (мячик).

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной… (медведь).

    Игра «Наоборот».

Взрослый предлагает ребенку назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука МЬ.

    Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком МЬ, которые в нём встречаются.

У Милы мелки. Она нарисовала медведя, медузу, мяч, медаль. У Милы получились красивые рисунки. Мила показала рисунки Тёме. Он тоже решил что-нибудь нарисовать, взял мелок и вот перед нами комета. Молодцы, ребята!

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.

2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М"], дифференцировать звуки на слух и в произношении.

4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».

5. Учить определять место звуков [М], [М"] в начале, середине и конце слов.

6. Учить анализировать слоги типа AM, MA.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).

Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Перед — между — после».

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы, дни недели он помнит; просит произнести их по порядку. Затем взрослый задает вопросы: какой первый месяц года? последний? перед мартом? после марта? между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)

Задание 3 . Знакомство со звуком [М].

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная — мычит,

Сытая — жует,

Всем детям молоко дает. (Корова)

«Как мычит корова?» — «МММ...»

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:

Губки сомкнуты без напряжения;

Воздух выходит через нос;

Горлышко «работает».

Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ...,

затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Задание 4. Фонетическое упражнение.

Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;

мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:

ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.

Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Задание 8 . Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах:

мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.

Задание 9 . Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:

в начале слов: мак, муха, маска, марка;

в конце слов: дом, сом, альбом;

в середине слов: сумка, самолет, лампа.

Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.

Задание 10 . Вспомнить вместе с ребенком:

месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);

время года, в названии которого есть звук [М] (зима).

Задание 11 . Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):

Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои... (книги).

Задание 12. Знакомство со звуком [М"].

Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок».

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...

Затем знакомит ребенка с символом звука [М"]: теленок мычит: мьмь... , х арактеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 13 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М"]»:

мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;

мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.

Задание 14 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...

Задание 15 . Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М"]:

мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.

Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.)

«Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и вое становить первоначальный ряд картинок.)

Задание 16. Дифференциация звуков [M] — [М"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:

м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...;ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...,

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [M], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком , возвращая мяч взрослому, и т.д.):

ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...

Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [M] ():

Миша, Марк, Марина, Мирон...

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и . (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)

Задание 18 . Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это?., (мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь)

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Зимой — спит,

Летом — ульи ворошит. (Медведь )

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь )

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Выучить чистоговорки:

Ма-ма-ма — дома я сама.

Му-му-му — молоко кому?

Мо-мо-мо — едим эскимо.

Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.

Задание 19 . Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:

мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.

Задание 20 . Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:

Мы писали, мы писали, -

А теперь все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Выполнять соответствующие движения.

Мы писали, мы писали, - Ритмично сжимать пальцы в кулачки.

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем —

И опять писать начнем.

Задание 20. Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд — смотрите сами!

О. Гофман

На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.

Игры с буквой.

Задание 21 . Анализ слогов: AM, MA. Составление схем из кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный кружок.)

Составление из букв разрезной азбуки слогов AM, MA. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.