Саморазвитие и самосовершенствование. Саморазвитие в саморазрушении: парадокс перфекциониста. причин, почему люди не развиваются

Многие люди годами мечтают о самосовершенствовании, но планы остаются расплывчатыми, мечты – пассивными, а желание получить все-и-сейчас удерживает от первого шага. Они ежедневно восхищаются красивыми картинками чужой жизни вместо того, чтобы начать менять свою. Они – заложники страданий. А как действуете вы? Знаете, как перестать поглощать знания и перейти к конкретным шагам на пути к идеалу? Чем готовы пожертвовать ради улучшения лучшего? В своей жизни мы сами себе становимся учителями и сами выбираем свой путь к совершенству.

Что такое самосовершенствование

Самосовершенствование - это непрекращающееся осознанное улучшение личных качеств и развитие навыков для достижения счастья. Главной частью в слове является приставка «само-», потому что человека никакими способами невозможно принудить работать над собой. Это нельзя сделать угрозами, уговорами, подкупом и даже под гипнозом. Стремление к личному совершенству идет только изнутри. Чужие схемы и просьбы о помощи не помогают, ведь каждого есть свое понятие об идеале.

Список путей для самосовершенствования стремится к бесконечности . Это:

  • Здоровый образ жизни.
  • Спорт
  • Физическое развитие.
  • Духовное развитие.
  • Изучение языка.
  • Творческое мышление.
  • Творчество.
  • Кругозор.
  • Интеллект.
  • Бизнесс-навыки.
  • Ораторское мастерство.
  • Сила воли.
  • Выносливость.
  • Профессиональные навыки.

Совершенство одновременно привлекает и отпугивает. С одной стороны мы видим идеальную картинку, встречаем Леди (или Мистера) Совершенство и завистливо вздыхаем. С другой – боимся даже примерить к себе костюм супермена. А ведь стремление к совершенству такое же древнее, как и все человечество. И такое же бесконечное, так как человек постоянно меняется. Так что стоит относиться к самосовершенствованию как к пути, а не как к конечной цели. А как говорил мудрец Лао-Цзы «Путь в тысячу ли начинается с первого шага».

Как подготовить себя к самосовершенствованию в 3 шага

У каждого человека есть свои причины совершенствования. Кто-то хочет достичь успеха в бизнесе, кто-то мечтает победить на конкурсе красоты, у кого-то душа плачет и просит об изменениях. Почему люди способны помочь себе сами или могут попросить о помощи, но не делают этого? Они предпочитают страдать и оставаться по-детски беспомощными. Самосовершенствование требует постоянного личного контроля и усилий. Поэтому первый шаг на пути к своему совершенству – это прекращение привычных страданий.

Шаг 1. Прекратить страдания прямо сейчас

Сегодня очень популярны шоу, где люди сражаются со своими слабостями. Например, начинают вести здоровый образ жизни и худеют. Мы смотрим на них финале, сравниваем с картинкой «до…», говорим Вау, вздыхаем и продолжаем страдать. Им хорошо, они уже похудели. Но все дело не в них, а во времени и в нашей привычке страдать в бездействии. Представьте, что Вы-прошлогодний год назад перестали страдать по поводу лишнего веса и в тот (прошлогодний) момент начали вести активный образ жизни (как это сделали участники шоу). В итоге Вы-сегодняшний не вздыхаете от зависти, а с гордостью целуете свой мощный бицепс. Все же за год можно достичь многого.

Так вот. Если Я-сегодняшний прекратит свой плач без причины, то в следующем году сможет достичь совершенного бицепса, например. Или еще чего-нибудь выдающегося.

Шаг 2. Полюбить себя

Набивший оскомину совет все так же остается актуальным. А без этого нельзя? Нельзя. Невозможно улучшить то, что не любишь. А освобождение от негативных мыслей по поводу нелюбви даст массу энергии, которую можно потратить на то же улучшение. Если не получается вот так сразу себя полюбить, попробуйте принять. Всего – с ошибками молодости, неправильными словами, некрасивыми поступками, упущенными шансами, невыполненными новогодними обещаниями. Конечно, в этом деле здорово помогают сеансы психотерапии. Психолог профессионально реагирует на просьбы о помощи. Он поможет пережить тяжелые моменты и перестать барахтаться в прошлом.

Примите Себя-сегодняшнего как нулевую точку отсчета для изменений. Не получается принять? Притворитесь. Попытайтесь жить так, будто любите и цените себя.

Шаг 3. Начать мечтать активно

Мы любим мечтать пассивно. Иногда проявляем проблески активности, но в принципе, ничего не меняем. Потому что не любим усилия. Конечно, можно до бесконечности ждать, когда в дверь позвонит курьер с чемоданом денег и вручит миллион просто так. Или вожделенный принц на белом мерседесе прискачет и наденет обручальное кольцо на палец. Снова просто так. Но этого не происходит. Чтобы замотивировать подопечных на действия, некоторые тренеры упоминают фразу из рекламы Nike: «просто сделай это».

Возможно, пришло время прекратить поглощать информацию и пассивно мечтать. Пришло время ПРОСТО-СДЕЛАТЬ-ЭТО.

Если вы задумались о том, с чего начать самосовершенствование, значит, внутренняя потребность в этом уже назрела. Прежде, чем приступить к процессу, стоит взять паузу и задать себе несколько вопросов.

5 важных вопросов самому себе

Вопрос 1. Зачем мне это нужно?

Задумываясь об улучшении своего «Я», многие даже не представляют объема этого понятия и хватаются за все подряд. Но почему-то бесконечное чтение книг и статей не делает нас счастливее, просмотр мотивирующих видео ни разу не мотивирует. Ведь ежедневный бег по утрам, медитация, изучение английского языка, обучение бизнесу или ораторскому мастерству – все это разные пути к личному совершенству.

В литературе на тему личного совершенства понятие «самосовершенствование» чаще всего идет в комплекте со словами: уверенность, успех, богатство, красота, здоровье и другими. Потому что невозможно достичь совершенства во всем. Да и не надо. Опытные коучи и тренеры настаивают, что совершенствоваться необходимо ежедневно, 7 дней в неделю. Если хвататься за все сразу, искать все, бессистемно поглощать информацию, можно быстро выдохнуться и разочароваться в самом себе. Планируете выбрать несколько направлений для развития? Каждому придется ежедневно уделять внимание. Это тяжело. Возможно, от чего-то временно придется отказаться или пойти на компромисс с самим собой.

Ответ на вопрос «Зачем мне это нужно?» поможет сузить понятие самосовершенствования именно для вас. И таки придется чем-то жертвовать.

Вопрос 2. Чем я могу пожертвовать ради самосовершенствования?

Конечно, жизнь с картинки привлекает. Но совершенство во всех сферах жизни – это недостижимая иллюзия. Стремление к полному совершенству – непродуктивное и опасное увлечение. Многие вообще считают совершенство – скучным и несимпатичным. А компромиссы помогают нам смириться с несовершенством и стать счастливее.

В деле самосовершенствования компромисс – это осознанная готовность принять свое несовершенство в некоторых сферах жизни. Хочется быть совершенным, жить в совершенном доме с идеальным партнером и заниматься любимым делом? В реальности все иначе. Идеальный бизнес приводит к краху семьи, а погоня за идеальным телом формирует неадекватное восприятие окружающего мира. Комплекс идеальной жены приводит к тому, что запаренная бесконечным списком дел женщина превращается в обычную служанку и перестает быть привлекательной для мужчины. Синдром отличника на работе отталкивает коллег, да и карьерному росту почему-то не способствует.

Да, наши ресурсы ограничены. Четкое понимание конечности ресурсов поможет сконцентрироваться на самом главном и оттачивать мастерство в реалиях своей жизни.

Вопрос 3. Как я смогу применить свои знания в жизни?

Самосовершенствование – это применение любых полученных знаний в деле. Если почитать книги по педагогике, то одна из основных заповедей звучит так: «если ребенок овладеет чем-нибудь, нельзя оставлять это без приложения к делу».

Если тоннами поглощать книги о физических нагрузках и при этом не развивать физическую активность, толку от этого не будет. Вы решили начать развивать активность мозга и прочитали о новой методике быстрого запоминания? Стоит сразу ее опробовать. Курсы помогут вам найти новую работу? Лучше сразу на них записаться. Конечно, не стоит сломя голову бросаться из диеты в диету, с йоги в пауэрлифтинг, или бесконечно тратить деньги на курсы. Но и раскачиваться, ожидая идеального момента также не стоит. Так что любую информацию, которую преподносит нам вселенная стоит превращать в дело.

Применение полученных знаний на деле дает навык. Навык дает привычку. А ведь именно новые привычки дают нам ощущение комфорта и уверенность в том, что выбранный путь все-таки приведет к личному совершенству.

Вопрос 4. Чего я жду в будущем?

Самосовершенствование – процесс постоянный и бесконечный. Четкое представление будущего дает возможность каждую минуту жизни фокусироваться на процессе, находить повод и делать маленький шажок на пути «улучшения лучшего».

Поэтому в самом начале пути стоит себя замотивировать. Правильная мотивация обеспечит постоянный прилив энергии, которая поможет ежедневно находить время для процесса усовершенствования и позволит придумывать новые эксперименты. Они в свою очередь обеспечат новый импульс в развитии и сделают процесс интересным. Второе, что позволит прояснить этот вопрос – целесообразность затраченных усилий. К примеру, вы хотите достичь совершенства в игре в баскетбол и стать вторым Майклом Джорданом. Но при росте «метр с кепкой» достичь этого нереально, как бы вы не старались. А если достигнете? Что почувствуете в этот момент? Будете счастливы?

Эти вопросы совсем не риторические. Они помогают откалибровать собственную шкалу счастья.

Вопрос 5. Что я почувствую, когда стану лучше?

Саморазвитие – процесс трудный, но приятный. Ведь в итоге нас ожидает приз – улучшенная копия самого себя. Осознание того, как вы себя чувствуете на каждой стадии развития – важный показатель. При желании вы можете проанализировать, что улучшило или испортило настроение. Лучше дать шанс собственным ощущениям, чем бесконечно ломиться в чужие двери. А это случается часто. Окруженные стереотипами, мы начинаем жить чужими мечтами. А когда достигаем желаемого – чувствуем не удовольствие, а разочарование или раздражение.

Постоянная сверка со своими чувствами помогает замотивировать себя на ежедневное усовершенствование, приводит в состояние вдохновения. Вдохновение дает энергию. А энергия творит чудеса.

Выводы:

  • Рецепт самосовершенствования прост: нужно каждый день делать маленькие шаги в сторону личного идеала.
  • Понимание «для чего мне все это нужно » поможет достичь успеха. В любой сфере жизни.
  • Если двигаться в выбранном направлении, процесс самосовершенствования становится простым, интересным и понятным занятием.
  • Практика не приводит к идеалу, но дает ощущение комфорта и уверенности.
  • Процесс самосовершенствования будет продвигаться так быстро, насколько часто и регулярно вы будете предпринимать конкретные действия и осваивать практические навыки.
  • В стремлении к идеалу стоит помнить о счастье. Если захочется упрекнуть себя в чем-то, скажите: «в жизни есть вещи поважнее» и улыбайтесь.

ВВЕДЕНИЕ

Под саморазвитием понимают активно-творческое отношение к себе, "достраивание" самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, устранение несовершенств своей личности.

Саморазвитие - это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития; это сознательная и планомерная работа над собой с целью формирования определенных свойств и качеств.

Саморазвитие человека лежит в своеобразном самовоспитании или является целенаправленным действием личности по отношению к себе для дальнейшего развития. Зачастую люди стремятся развивать в себе позитивные качества соответственно собственным представлениям об идеале. саморазвитие самосовершенствование личность профессиональный

Можно выделить 6 основных этапов саморазвития. На первом этапе определяется цель саморазвития. Затем создается идеальный образ или идеальный результат действий по совершенствованию себя. Следующий этап заключается в определении временных границ реализации и выделении вторичных целей. А последующие этапы базируются на самопознании и самосознании, самоконтроле и саморегуляции.

Основные факторы, побуждающие личность заняться самовоспитанием: желание признания себя как личности; примеры окружающих; оценка окружающих; правильно организованный процесс воспитания.

Рассмотрим наиболее обобщенные аспекты саморазвития личности.

САМОРАЗВИТИЕ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Развитие и самосовершенствование - это путь к успеху, достижению мечты, и к жизни, насыщенной интересными событиями. Это серьезная и кропотливая работа над собственной личностью, в процессе которой индивид ставит перед собой определенные цели, при этом приобретая новые знания и умения для воплощения мечты. Если вы считаете себя неуверенной личностью, регулярно сталкиваетесь с непреодолимыми преградами на жизненном пути, не получаете удовольствие и счастье от жизни, тогда вам следует заняться саморазвитием и самосовершенствованием.

Мотивацией к самосовершенствованию является гармония в душе, которая приводит к тому, что человек меньше болеет и становится более успешным.

С чего начать самосовершенствование? Самосовершенствование личности протекает на протяжении всей жизни. Оно характеризуется осознанностью и постоянностью, что формирует новые личностные свойства и качества. Немаловажно не забывать про нравственное и духовное самосовершенствование. Многие люди сегодня думают, что нет необходимости на это расходовать время. Издавна предки считали, что духовное и нравственное самосовершенствование - это внутреннее согласие и союз духа, личности и ума. Люди, идущие по пути развития не склонны к агрессии, они спокойные и уравновешенные.

Физическое самосовершенствование также является очень важным. Ведь недаром считается, что в здоровом теле будет здоровым дух. Так сложилось в процессе эволюции, что люди склонны вначале оценивать внешний вид, а только потом ум. Тело - это так называемое вместилище, храм для души. Именно поэтому важно ухаживать и следить за ним, не допуская его разрушения.

Личные взаимоотношения считаются самой плодородной почвой, с которой начинаются любые продвижения, успешность, все достижения в жизни. Поэтому взаимодействие с людьми следует всегда ставить на первое место.

Если вы всерьез решили заняться саморазвитием, то начните с чтения книги по самосовершенствованию. Окружающая обстановка также очень сильно воздействует на ход мыслей и сознание. Именно поэтому, если дом загрязнён и захламлён, то мысли будут такими же. Генеральные уборки раз в году не приведут к порядку. Введите для себя правило производить уборку регулярно. Вследствие чего и в мыслях будет всегда полный порядок и ясность. Так что самосовершенствование следует начинать с наведения вокруг себя порядка. Однако самым главным является, все-таки, порядок в собственной голове. Это означает определиться с целями, мечтами и сформулировать конечный итог, к которому следует двигаться каждый день. Попробуйте себе поставить 4-6 амбициозных целей, а затем определите шаги, которые необходимы для их достижения.

Пути самосовершенствования личности заключаются, прежде всего, в работе над своей личностью. Старайтесь больше читать, общаться с разными людьми, заниматься самопознанием, учиться любить и дорожить другими. Наряду с самосовершенствованием и саморазвитием стоит самовоспитание - вырабатывание личностью качеств, которые желает она сама. Это осознанные целеустремленные действия, на получение результата. Ведь каждый индивид мечтает выглядеть идеальным в своих собственных глазах и в глазах окружающих. В этом заключается проблема самосовершенствования. Ведь всему окружающему социуму не угодишь, так как каждый человек имеет свой идеал.

Сегодня становятся все более очевидными причины, которые на рубеже третьего тысячелетия привели к выдвижению на первый план в жизни каждого человека, особенно квалифицированного специалиста,задачи самовоспитания, самосовершенствования.

Самосовершенствование - есть активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств, основой которой является совершенствование имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.

Возрастания роли самосовершенствования личности, как показывают исследования, происходит по следующим причинам.

1. Стремительное развитие электронных источников информации, все более широкое использование для обучения компьютеров, системы Интернета. Электронные средства информации позволяют доставлять ее в любое место и в любое время. В таких новейших системах образования, основанных на электронных источниках информации, как дистанционное обучение, интернет-образование, непосредственное общение преподавателя с обучаемым сводится до минимума и резко возрастает роль самого обучаемого в выборе направления, темпов и сроков обучения. В итоге процесс образования в значительной мерс превращается всамообразование.

2. Лавинообразный рост объемов информации во всех областях человеческой жизнедеятельности, ее постоянное и быстрое обновление. В связи с этим резко сократились «сроки годности» образования, выяснилось, что оно представляет собой «скоропортящийся продукт» и возникла необходимость его постоянного обновления. Если раньше 20 лет учебы человеку хватало на 40 лет профессиональной деятельности, то теперь запаса профессиональных знаний, полученных в школе, едва хватает на несколько лет. Вместо принципа «образование на всю жизнь» педагогика и психология стали руководствоваться принципом «образование через всю жизнь», причем главной его формой становитсясамосовершенствование.

3. Необходимость непрерывного, самостоятельного образования диктуется сегодня также и стремительными темпами технического прогресса, усиливающейся конкуренцией на рынках товаров и услуг, требующей постоянного обновления выпускаемой продукции. Так, японская фирма «Тойота» в течение только одною дня вносит в среднем 20 изменений в свою продукцию.



4. Наряду с развитием системы основного - общего и специального образования - усиливается система дополнительного образования, повышения квалификации и переквалификации работников. Работа этих образовательных структур рассчитана в основном на контингенты обучающихся без отрыва от производства и ориентирована главным образом на организацию их профессиональногосамосовершенствования, самообразования.

5. И наконец,самообразование и самосовершенствование сегодня все в большей степени перемешается непосредственно на само производство и осуществляется изо дня в день самими работниками на своих рабочих местах вне каких бы то ни было специализированных образовательных структур под руководством со стороны своих непосредственных менеджеров, которые все в большей степени сами становятся психологами, педагогами и воспитателями своих подчиненных.

Психолого-педагогические функции с точки зрения современного производственного менеджмента выступают в качестве одной из важнейших профессиональных обязанностей руководителя любого уровня. Так, японские учебники по менеджменту сегодня называются так: «Менеджмент, который оживляет человека», «Менеджмент, создающий человека», «Менеджмент, глубоко заглядывающий в человека» и т.п. Причем, конечно, в этих условиях всеобщего и непрерывного обучения любой руководитель современного производства свою первейшую задачу видит в постоянном самообучении,самосовершенствовании или в самоменеджменте.

Дальновидные исследователи предвидели возможность подобного качественного сдвига в организации процесса в становлении человеческой психики уже в начале прошлого века. Так, известный немецкий социологГеорг Зиммель (1859-1918) давал следующее определение образованного человека: «Человек образованный - тот. кто знает, где найти то, что он не знает».

Перспектива «пожизненного обучения», которую преподносит нам развитие современного общества, может показаться как многообещающей, так и отчасти грустной. И поскольку изменить здесь что-либо мы не в силах, остается только вспомнить ироничное суждение по этому поводу, высказанное еще бессмертным Козьмой Прутковым: «Век живи - век учись! И ты, наконец, достигнешь того, что подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь».

Но если подобный финал нашего самосовершенствования неизбежен. то следует придать хотя бы некоторую упорядоченность, организованность самому процессу движения к нему. Здесь нам, очевидно. опять таки следует опереться на столь же глубокомысленное утверждение того же автора о том. что:«нельзя объять необъятное». Эта максима подталкивает к мысли, что в процессе самосовершенствования нужно прежде всего разумно ограничить пределы своей активности, поставив перед собой такие реальные цели, которые соответствовали бы нашим способностям и возможностям.

Такая цель будет иметь характерпредставлении об идеале образцового работника, профессионала , мастера своего дела, который в принципе. как всякий идеал, недостижим, но который тем не менее призван выполнять задачу упорядочивающего, организующего начала, конечной цели всей нашей деятельности по самосовершенствованию. Каков же должен быть этот идеал, чтобы по возможности соединять в себе противоречивые черты идеальности и реальности?

В современной психолого-педагогической литературе этацелевая модель совершенного работника, специалиста, достигшего вершин или акте, как говорили древние греки, изображается в виде перечня характерных черт, без наличия которых сегодня нельзя представить эффективного работника.

Среди характеристик такого идеального профессионала, мастера своего дела наиболее часто указывается следующая совокупность качеств, которые могут быть подразделены на два блока:личностных и профессиональных качеств.

Личностные качества, присущие людям, достигшим вершин профессионального мастерства, которые отличают их от людей, находящихся на более низком уровне развития:

1. энергичность, означающая, что идеальный работник отличается высокой активностью, трудоспособностью, неутомимостью: он полон желания добиться успеха как в своей профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Это качество может характеризовать как эффективного рядового работника, так и руководителя.

Но одного этого качества недостаточно, особенно для руководителя. постоянно имеющего дело с людьми, побуждающего их к качественному труду. Поэтому среди личностных качеств идеального работника указывают также

2. коммуникабельность , т.е. желание, готовность вести за собой других, умение брать на себя ответственность за других, а не только за себя. Для руководителя это качество является не просто одним из многих, а главным его признаком, определяющим эффективность всей его деятельности;

3. твердость воли - еще одно необходимое качество эффективного работника, под которым понимается умение проявить твердость и последовательность не только в собственном деле, но и способность внушить уверенность сомневающимся, без чего невозможно убедить людей в правильности избранных целей и добиться результата;

4. честность, порядочность, нравственные качества; это означает, что образцовый работник, какой бы пост он ни занимал, должен отличаться единством слова и дела; без этого качества невозможно обеспечить доверие людей, возможность сотрудничества с ними. В Своде из 10 заповедей, предложенных в наши дни Русской православной церковью как для начальников, так и для рядовых тружеников, предлагаются следующие нравственные нормы:

§ присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе:

§ в конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.

5.незаурядный уровень интеллекта . Он должен уметь собирать, анализировать большие объемы информации и использовать ее как для решения проблем своей организации, так и для личного самосовершенствования.

Конечно, перечисленные качества в значительной степени предопределены у каждого человека на биологическом, генном уровне, но они все же могут в той или иной степени корректироваться, развиваться, усиливаться в течение жизни человека, его трудом, волей, стремлением к самосовершенствованию.

Но кроме перечисленныхличностных качеств, эффективный работник должен обладать еще и некоторой совокупностьюпрофессиональных знаний, умений и навыков. Если личностные качества образцового работника универсальны, более или менее сходны у работников всех категорий, то профессиональные признаки специфичны у представителей каждой профессии, каждой специальности. Общее между этими двумя блоками качеств состоит лишь в том, что они в одинаковой степени нуждаются в постоянном совершенствовании и развитии.

Общее же направление такого развития для каждой профессии устанавливается государственными стандартами специального образования. которые устанавливают перечень специальных знаний и умений, по каждой специальности. Конечно, у физика, биолога, инженера, менеджера этот перечень оказывается неодинаковым.

Но в равной степени профессионалом высокою класса можно стать лишь при условии овладения обоими этими блоками качеств: личностным и специальным.

В связи с выделением качеств образцового специалиста, образцового работника следует в заключение рассмотрения этого вопроса сделать одно существенное замечание: наличие всего комплекса личностных и профессиональных качеств у работника создает возможность. но отнюдь еще не гарантирует ему обязательного успеха в его деятельности. Многое в практической деятельности зависит от умения использовать свои способности применительно к конкретной производственной или жизненной ситуации.Учет особенностей конкретной ситуации является важнейшим требованием к современному эффективному специалисту.

Определив таким образом двуединую цель самосовершенствования, учитывая условия успешного применения своих способностей, не менее важно правильно выбратьпути, способы, методы, достижения поставленной цели.

Каждый земледелец, прежде чем начать что-либо сеять, пытается выяснить, с какой землей он имеет дело, что может на ней вырасти, а что нет. Точно так же и любой человек, прежде чем приступить к сложному делу самосовершенствования, должен начать с составления своего рода реестра своих физических и психических качеств, своих возможностей и своих ограничений или. как говорят психологи.с самоанализа или самопознания.

Самопознание - это оценка человеком самого себя, это осознание своих интересов, мотивов поведения. Трудность этой задачи связана с тем, что она предполагает попытку посмотреть на свой внутренний мир как бы со стороны, попытку соединить субъект и объект наблюдения. Поэтому результаты самоанализа всегда оказываются не вполне точными.

Тем не менее, как известно из истории философии, великийСократ считал самопознание основой всей человеческой нравственности и мудрости.

Однако задача эта оказывается настолько сложной, что она, пожалуй, сравнима лишь с той, с которой столкнулся барон Мюнхгаузен, попав вместе с конем в глубокое болото. Правда, как известно из его повествований, он, схватив себя за волосы, сумел-таки вытащить из болота, не только себя, но и коня.

Нам же в результате самонаблюдения нужно извлечь из глубин психики скрытые в ней качества, причем гак. чтобы итоги нашей работы вызывали несколько большее доверие, чем описание подвигов знаменитого немецкого барона.

Что же нужно делать, чтобы получить более или менееобъективные результаты анализа своих собственных физических и психических качеств?

Специалисты-психологи считают, что для этого нужно использовать следующие рекомендуемые наукой приемы:

1. первый из них - по возможности беспристрастно оценить накопленный профессиональный и жизненный опыт. Такая оценка так или иначе даст ответ на вопрос и о наших сильных качествах, например, таких как активность, честность, готовность к риску, общительность, стремление к повышению своего социального статуса и т.п., а также о наших слабостях, таких как недостаточная энергичность, нежелание рисковать, боязнь нового и т.п. Чем богаче ваш жизненный опыт, разнообразнее трудовая деятельность, тем больше материала будет в вашем распоряжении, чтобы дать самому себе правдивую, а не приукрашенную самооценку. По мнениюИ.В. Гете , «человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир».

Однако с помощью только этого приема трудно добиться полной объективности результатов самоанализа. Поэтому психологи рекомендуют и другие методы самопознания, в том числе:

2. тестирование, тренинги, деловые игры. С помощью этих приемов, которые получают все большее распространение в качестве методов обучения, контроля и самопознания, можно добиться более объективных результатов. Эти средства сегодня широко применяются для определения психофизических характеристик. знаний, опыта, умений испытуемого. Так, широко известны тесты, включающие несколько сотен вопросов и на их основе определяющие уровень интеллекта (например, широко известный тест уровня интеллекта английского психологаГанса Айзенка и др.).

(Но и эти методы, как считают психологи, все же не являются полностью надежными);

3. поэтому важен также и учет мнений других людей о наших сильных и слабых сторонах, особенно мнений тех, кто знает нас много лет: родственников, друзей, товарищей по работе:

4. и наконец, результаты самопознания будут наиболее надежными. если они будут постоянно проверяться, дополняться, уточняться, корректироваться в ходе повседневной трудовой, познавательной, общественной деятельности человека. «Как можно познать самого себя? - спрашивал Гете и отвечал: - Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся исполнить свой долг, и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено».

Конечно, для того чтобы серьезно заняться этой нелегкой работой. нужно хорошо осознать ее значимость.

Необходимо помнить, что установка на высокую ценность самопознания является одной из центральных не только в западной, начиная сСократа , но и в русской культурной традиции.

Уместно также напомнить, что одна из главных идей христианства, которая особенно отчетливо звучит в православии, состоит в убеждении, что «царство Божие находится внутри нас».

Смысл всей работы человека по самопознанию русские мыслители издавна видели в том, чтобы найти наилучшее соответствие между теми способностями, талантами, которыми обладает каждый человек, и теми реальными условиями их развития, совершенствования, которые даны ему судьбой, условиями его реальной жизни. Работа эта весьма напряженная, многотрудная, порой даже трагическая. Но в поиске и реализации такой гармонии между личными способностями и реальными возможностями, согласно традиции русского самосознания, состоитвысший смысл человеческой жизни.

На основе результатов всесторонней самооценки и слагается более или менее точная картина наших отрицательных и положительных качеств, таг итог самопознания, который и может быть положен в основуплана самосовершенствования.

Четкое планирование - еще одна важная предпосылка успешного самосовершенствования. Если при традиционных формах образования задачу планирования выполняла главным образом школа, то в условиях самообразования планирование становится собственной задачей обучающегося.

Планирование представляет собой своеобразный проект размещения процессов труда, учебы, других форм деятельности во времени на более или менее продолжительный период: от одного дня и до всей жизни человека.

Основной целью планирования является обеспечение рационального использования личного времени. Установлено, что увеличение времени, затрачиваемого на сам процесс планирования, приводит в итоге к значительной экономии времени в целом.

Как показывает опыт, альтернативой планированию может быть только беспорядок, неразбериха и хаос, как в общественной, так и в личной жизни.

Планирование включает в себя ряд этапов:

Работа по составлению плана - вид работы, который так или иначе присутствует в любой человеческой деятельности, в том числе и в деятельности по самосовершенствованию; это целый набор действий и операций, среди которых особое значение имеют такие, как исследование затрат времени на отдельные виды планируемых дел, консультации с людьми, имеющими значительный опыт планирования. разработка самого плана.

Планирование личного труда, обучения представляет собой целую систему, включающую в себя ряд подсистем: долгосрочные планы, конкретизирующие их средне- и краткосрочные планы.

Планирование начинается с составления долгосрочного плана, который может охватывать несколько лет и даже всю вашу жизнь. В среднесрочных планах, составляемых на период от одного года до одного месяца, планируются, как правило, мероприятия, проводимые регулярно в каждом году или в каждом месяце, краткосрочные планы - это планы на сегодня-завтра, охватывающие время от одного дня и до недели. Все эти виды личных планов, конечно, должны соответствовать друг другу.

Обязательный компонент этой системы - контроль, проверка результатов, сопоставление «план-факт». Причем делать это нужно по истечении каждого планового периода.

Важно также обязательно оставлять резерв времени: при этом рекомендуется соблюдать правило: 60: 40, т.е. планом должно быть охвачено только 60% времени, а остальные 40% следует отвести как резерв для возникновения неожиданных дел. В противном случае, вы можете попасть в трагикомическую ситуацию, в которой оказалась одна бизнес-леди, когда ее муж случайно обнаружил в ее ежедневнике следующую запись: «Суббота, 23.00 - секс с мужем».

Успех работы по реализации принятого плана, как установлено исследованиями, во многом зависит от умения классифицировать намеченные задачи по степени их важности, т.е. от умения учитывать, что не все дела, которые у вас есть, одинаково важны, так же как не все ветви яблони приносят одинаковые плоды; принцип планирования, требующий выстраивания всех дел но степени их важности. иногда называют принципом АВС. этими буквами обозначают те три важнейших дела, которые сегодня нужно выполнить в первую очередь, отодвинув на второй план все остальные.

Необходимо также ежедневно планировать свой рабочий день, каждое утро определяя перечень задач и действий. Причем этот список должен быть реалистичным, посильным и не включать в себя более пяти-семи дел. Начинать его выполнение следует всегда с дел категорииАВС.

Важно постоянно помнить, что главная цель планирования - конкретный результат. Поэтому должен вестись постоянный контроль итогов и результатов планирования как по срокам, так и по качеству.

Научившись планировать, человек сможет изменить к лучшему не только свою карьеру, но и свою жизнь, достигнуть высшего уровня самосовершенствования.

Однако и работа по самопознанию, и планирование деятельности по самосовершенствованию будут поставлены под угрозу, если одновременно с этим вы не будете уделять должное внимание своему здоровью, егопсихофизическому регулированию.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Если Вас интересует стоимость оформления генеральной доверенности , то на сайте notbe.ru Вы сможете найти всю необходимую Вам информацию.

Я часто задаюсь вопросом, почему одни люди не останавливаются на достигнутом и постоянно находятся процессе самосовершенствования, а другие плывут по течению и надеются на волю случая?

Самосовершенствование и профессиональное развитие

Саморазвитие человека — это процесс целенаправленных, планомерных осознанных действий над собой, включающий самосовершенствование своих знаний, качеств, навыков, умений и компетенции в целом, что дает возможность повысить результативность в профессиональной деятельности. Саморазвитие можно разложить на несколько составляющих:

  • Личностное развитие;
  • Интеллектуальное развитие;
  • Профессиональное развитие;
  • Физическое развитие.

Если вспоминают о профессиональном развитии, то только в том случае, когда уровень мастерства человека не чуток изменился, а повысился на порядок.

Профессиональное саморазвитие не является массовым явлением, потому что не у каждого есть необходимые качества, которые нужны для постоянной и упорной работы надо собой. Саморазвитием могут похвастаться только те личности, которые обладают рядом качеств:

  • Понимание основ саморазвития;
  • Мотивация на решение профессиональных задач и на достижение высоких результатов;
  • Способность к саморазвитию.

На эффективность саморазвития влияют и внешние факторы:

  • Создание социально-психологических условий в рамках корпоративной культуры компании;
  • Наличия условий для развития;
  • Доступ к информации и степени подготовленности для работы с ней.

Как видим, необходимым условием для саморазвития является наличие:

  1. Внутренней мотивации;
  2. Способности к саморазвитию.

Хочется отметить, что не существует саморазвития без желания выполнять свои задачи более результативно и качественно. Поэтому лакмусовой бумажкой человека желающего заняться саморазвитием будет его отношение к своей работе.

Определить уровень на профессиональное саморазвитие можно следующим образом. Если доминирующими факторами на саморазвитие являются внутренние мотивы, то этот человек будет нацелен на саморазвитие, если же внутренние мотивы отсутствуют, то можно смело утверждать, что мотивация на саморазвитие у человека отсутствует.

Нельзя мотивы и внутреннюю мотивацию высосать из пальца — это процесс продолжительный и довольно сложный. Наличие у человека данного вида мотивации позволит ему самостоятельно добиться успеха в процессе преобразований.

Развитие человека происходит благодаря различным видам его деятельности и общению с другими людьми. Но более быстро это происходит тогда, когда профессиональная деятельность дополняется планомерным саморазвитием. Конечно, точно так же, как обстоит дело и с мотивацией саморазвитие присутствует не у всех, однако способность к саморазвитию можно создать и развить довольно быстро.

Умения необходимые для саморазвития:
  • Замечать недостатки и удерживающие самоограничения;
  • Анализ собственной работы;
  • Конструктивная критика своей деятельности.

Если игнорировать саморазвитие, то придется пройти путь естественного созревания, что не может служить гарантией эффективного результата. Если у человека присутствует мотивация и способности к саморазвитию, то это говорит о том, что человек уже созрел и не нуждается во внешнем присмотре за своим профессиональным ростом. Он самостоятельно способен прикладывать усилия с целью реализации внутреннего потенциала и достигать соответствующих результатов.

Грамотный человек, исходя из поставленных задач, умеет правильно расставлять приоритеты и выбирать правильный путь развития. Задачи могут быть как реальными, так и нереальными. Представим, что человек находится на пятой ступени карьерной лестницы. Логичным для него будет планирования перейти на шестую или при сверхусилиях сразу на седьмую. Если же человек, находящийся на пятой ступени планирует сразу перейти на десятую, то это говорит о неправильных действиях. Такой человек не понимает своих возможностей. Неправильная оценка имеющихся качеств приведет к стрессу, а не к успеху и профессионализму.

Существует три вида профессионально развития:

    Формирование навыков и умений, которых у человека нет в наличии. Без посторонней помощи справиться с этой задачей будет практически невозможно.

  1. Развивать и совершенствовать имеющиеся в наличии положительные умения и качества. Эту задачу можно решить самостоятельными усилиями.
  2. Устранение самоограничений и недостатков, которые негативно сказываются на производительности и эффективности. Тут также понадобится помощь сторонних специалистов.

Надо отметить, что работать сразу по трем направлениям не получится, так как это трудоемкий и психически сложный процесс.

Необходимые условия для самосовершенствования:

Большинство людей думают, что для самосовершенствования не нужны специальные условия. Это ошибка! Нужны специальные условия и некоторые ресурсы. К наиболее важным условиям можно отнести культурные и личностные группы условий.

  1. Организационная культура может стимулировать и помогать человеку в самосовершенствовании, а может и быть препоной. К первому можно отнести культуру, ориентированную на созидание и творчество, а ко второму — бюрократический аппарат.
  2. Руководство может быть примером новатора, а может быть и острожного консерватора. От этого будет зависеть, какая будет атмосфера в коллективе. Если руководитель заинтересован в привлечении персонала к обсуждению производственных проблем, поддерживает инициативных и всем своим видом показывает, что хочет привлечь персонал к решению поставленных задач, не против конструктивной критики и не боится рисковать, то тогда создается хорошая возможность для саморазвития.
Для саморазвития каждый человек должен обладать такими ресурсами:
  1. Свободное время для саморазвития;
  2. Доступ к информации;
  3. Наличие производственных условий. К таким условиям можно отнести обучающие программы, тренинги, семинары и различные обучающие мероприятия.

Создание необходимых условий и ресурсов, которые нужны для саморазвития, по определению требуют финансовых вложений. Если не стараться сэкономить каждую копейку, а вкладывать в саморазвитие, то это будет наиболее эффективная инвестиция.

Если вы об этом задумались, значит первый шаг к самосовершенствованию уже сделан. Не стоит торопиться и сразу пробовать все кардинально изменить в желаемом направлении, важно остановиться и хорошо поразмыслить, что именно менять и как это будет происходить. Попробуйте посмотреть на себя, свою жизнь со стороны, причем беспристрастно. Следует понять, что в ней не так: здоровье, работа, трудности в семье, материальная составляющая или может еще что-то.

Задумайтесь о своих целях, желаниях, о том, чего вы хотите достичь. Сравните свои ресурсы для этого: слабые и сильные стороны характера, свои знания, навыки и умения.

Определитесь, что для вас значит изменение в той или иной сфере, как после этого изменится ваша жизнь, представьте себе это как можно более красочно, подробно, тем самым вы увеличите свою мотивировку на самосовершенствование.

В достижение целей самосовершенствования вам помогут: дневник, составление списков и целей. В дневник вы будете записывать все свои совершенные шаги на пути к достижению желаемого, особенно подробно описывайте свои успехи. Это даст вам положительный заряд на дальнейшие свершения.

Используя различные списки, вы учитесь планировать сою жизнь. Списки могут быть различные: списки покупок в магазине, список дел надень, месяц, год и так далее.

Важно помнить, что цели, должны быть реально вами достижимы, так как если цели не достижимы, соответственно вы их не достигните и порывы к дальнейшим свершениям постепенно сойдут на нет, а достигая реальные цели, вы пробуждаете в себе желание идти дальше к решению новых задач.

Видео по теме

«Корочка» будет существенным аргументом при трудоустройстве, но как только получите должность или добьетесь большего заработка, с вас начнут спрашивать как со специалиста, и здесь вы можете проявить полную несостоятельность. Поэтому при получении второго образования надо заставиться себя впитывать полезную информацию.

Инструкция

Чаще будьте рядом с теми, кто стремится к самосовершенствованию. Ориентируйтесь на них и старайтесь им соответствовать.

Не опускайте руки, если что-то не получается. Не списывайте, а думайте своей головой. Пусть даже ошибетесь - преподаватель поправит и объяснит, что в предложенном вами решении было не так, зато в следующий раз подобной промашки не будет.

Подумайте и составьте распорядок дня, после чего выберете в нем пункты, которые можно заменить учебой. Вместо созерцания проплывающих мимо домов и машин по пути на работу лучше заглянуть в учебник. Если же с самоорганизацией большие проблемы, попросите кого-то из близких напоминать вам о необходимости учебы.

Начните пользоваться конспектами. Прочитав или выслушав очередную порцию информации, делайте краткие пометки в тетради или записной книжке. Зрительная информация усваивается головным мозгом лучше, чем звуковая.

Если предстоит сдавать серьезный зачет, не стоит зацикливаться на одном предмете. Переключитесь на другую тему, например, вместо математики возьмитесь на час за историю. Такой подход позволит немного расслабиться, а мозг, уставший от монотонной работы, в это время разложит все по полочкам. Когда вернетесь к материалам, необходимым для сдачи зачета, все станет намного легче и понятней.

Видео по теме

Самосовершенствование человека заложено на уровне подсознания. Любой процесс, любое явление во Вселенной должны постоянно улучшаться. Таков закон эволюции, которому подчиняется человеческая цивилизация.

Сейчас нередко можно услышать разговоры о том, что надо самосовершенствоваться, становиться лучше как физически, так и духовно. Предлагается большое количество практик, которые помогут в саморазвитии. При этом процесс самосовершенствования разными людьми понимается по-своему. Для кого-то это улучшение строения тела, другие обращают внимание на интеллект, третьи – на духовную сферу.

В любом случае, человек стремится к самосовершенствованию, потому что это позволит всегда быть в тонусе, соответствовать веянию времени. Самосовершенствование предполагает постоянное обучение, работу над собой. Уже это само продлевает активную жизнь. Как только человек останавливается в своем развитии, он начинает деградировать. На «старых дрожжах» далеко не продвинуться. Можно быстро отстать от современной жизни, оказавшись за ее бортом.

Если говорить о духовном саморазвитии, то это больше напоминает поиск точки опоры для внутреннего мира человека. Данный процесс помогает абстрагироваться от существующей реальности, меньше подвергать психику стрессам.

Физическое самосовершенствование

В современном мире большой толчок в физическом совершенствовании дал Арнольд Шварценеггер. Ему удалось убедить миллионы людей в том, что построение своего тела – это процесс, который в конечном итоге приведет к успеху.

Физическому самосовершенствованию уделялось большое внимание в древней Руси. Считалось, что только совершенное тело может быть сосудом, в котором поселится совершенная душа.

Духовное самосовершенствование

На данный момент стало модным совершенствоваться духовно. Люди принялись читать классику, изучать философию, погружаться в вопросы религии. Для некоторых это переросло в смысл жизни.

Например, часть людей постоянно , медитируя, отказываясь от вареной и животной пищи, некоторых благ цивилизации. Для них окружающий мир становится полем битвы, в ходе которой необходимо постоянно поднимать свой уровень духовности.

Интеллектуальное самосовершенствование

Изучение иностранных языков, различных наук, музыки позволяет повысить интеллектуальный уровень. Для некоторых интеллектуальный рост позволяет впоследствии найти хорошую работу, так как часть организаций особое внимание обращает именно на уровень интеллекта кандидата.

Чтобы процесс самосовершенствования был гармоничным, нужно улучшать все свои качества. На уровне подсознания каждый человек понимает, что последующее поколение должно быть лучше предыдущего. Наверняка это выступает неосознанным стимулом для того, чтобы постоянно улучшаться.