Различение на письме суффиксов прилагательных к и ск. Различение на письме суффиксов -к- и -ск. стыке корня и суффикса имён


Выборочный диктант

Шёл я однажды по пусты…ой дороге. Гляжу: деревя…ая ветря…ая мельница. Я никогда не видел ничего подобного, привык жить в каме…ых домах со стекля…ыми окнами, обедать в пристанцио…ом буфете, испытывать родстве…ые чувства к людям и не бояться време…ых трудностей. Подхожу поближе. Смотрю: выползает что-то змеиное: блестящая серебря…ая шкурка, дли…ое шнурообразное тело. Жизне…ого опыта у меня маловато, и я решил: «Пойду-ка я домой, там меня ждёт кури…ый бульон, румя…ые пирожки и клюкве…ый сок».


Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС.


Определяем проблему урока

Образуйте имена прилагательные от названий народностей, проживающих на территории России.

бурятский

бурят ск ий

калмыц к ий

калмыцкий

калмыки -

ненец к ий

якут ск ий

ненецкий

якутский

  • Какие звуки слышатся на

стыке корня и суффикса имён

прилагательных?

  • Выделите суффиксы.
  • С какой орфографической

проблемой столкнулись?

Проверь себя


Сформулируйте проблему урока

Когда в именах прилагательных пишется суффикс -к- , а когда – -ск- ?


Решаем проблему, открываем новые знания

Поработайте с таблицей в упр. 376.

  • Проанализируйте материал левой колонки таблицы.
  • На какие согласные звуки оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суффиксом - к- ?

Основы оканчиваются на согласные звуки к, ц, ч .

  • Что происходит с конечными согласными основ существительных в процессе этого образования?

к и ч меняются при образовании прилагательных на ц .

  • Обрати внимание на морфологическое условие написания суффикса -к-

Эти прилагательные имеют краткую форму.

  • При каких условиях употребляется суффикс - ск- ?

Если основа не заканчивается на к, ч, ц , если у прилагательного нет краткой формы.



Прочитайте правило о различении на письме суффиксов прилагательных - к - и - ск - . Ответьте на вопросы.

«Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-»

От характера конечного согласного основы существительного, от которого образовано прилагательное

Опознавательный признак – стечение согласных

Звуки к, ц, ч

  • Как называется новая орфограмма в именах прилагательных?
  • Каков её опознавательный признак?
  • От чего зависит выбор суффикса - к - или - ск - в именах прилагательных?
  • Какие звуки являются ключевыми для выбора правильного написания?

Представьте правило в виде схемы.

-К- -СК-

[ К ] , [ Ц ] , [ Ч ]

краткая форма

не [ К ] , [ Ц ] , [ Ч ]

Проверь себя


Развиваем умения

Проверь себя

солдатский (солда т , не на к , ц , ч , нет кр.ф.) – рыбацкий (рыба к , к меняется на ц )

дерзкий (дерзок , есть кр.ф.) – матросский (матро с , не на к , ц , ч , нет кр.ф.)

Вязкий (вязок , есть кр.ф.) – флотский (фло т , не на к , ц , ч , нет кр.ф.)

ш ведский (шве д , не на к , ц , ч , нет кр.ф.) – французский (францу з , не на к , ц , ч , нет кр.ф.)

резкий (резок , есть кр.ф.) – индусский (инду с , не на к , ц , ч , нет кр.ф.)

немецкий (неме ц , на ц ) – белорусский (белору с , не на к , ц , ч , нет кр.ф.)

казахский (каза х , не на к , ц , ч , нет кр.ф.) – казацкий (каза к , к меняется на ц )


ЗАПОМНИТЕ!

Перед - ск- мягкий знак пишется:

  • Только после Л: генеральский, сельский.
  • В прилагательных, образованных от названий месяцев на –ль, -нь,

Рь, кроме январский,

украинский.


Рефлексия

Ответьте на вопросы теста

1. Какое условие написания суффикса -к- является морфологическим ?

А. от существительного с основой на К

Б. наличие у прилагательного краткой

В. от с уществительного с основой на Ч

Г. от с уществительного с основой на Ц

Проверь себя


Ответьте на вопросы теста

2. От какого существительного образуется прилагательное с суффиксом - ск - ?

Б. стрелец

В. киргиз

Проверь себя


Ответьте на вопросы теста

  • Почему в слове казацкий пишется

суффикс - к - , а не -ск- ?

А. слово имеет краткую форму

Б. образовано от существительного

с основой на Ц

В. образовано от существительного

с основой на К

Г. не образовано от существительного с основой на К, Ц, Ч, не имеет краткой формы.

Проверь себя

Резкий, дерзкий, низкий, скользкий, узкий, вязкий, близкий.

Кузнецкий, молодецкий, немецкий, горняцкий, казацкий, рыбацкий, бедняцкий, плотницкий, ткацкий, турецкий.

Гигантский, альпинистский, братский, брестский.

Заводской, городской, шведский, голландский.

Киргизский, кавказский, французский, матросский, черкесский.

Узбекский, таджикский.

Казанский, сибирский, зверский, аптекарский, январский, июльский, декабрьский, ноябрьский.

I. 1. Я вижу низкий домик с галереею из маленьких почерневших деревянных столбиков. (Г.) 2. Дыхание близкой грозы уже веяло под окном. (Кор.) 3. Узкая полоска неба висит над ущельем, как голубая хрустальная крыша сказочного дворца. (Усп.) 4. От быстрой езды его [Егорушки] рубаха пузырем вздувалась на спине и новая ямщицкая шляпа с павлиньим пером то и дело сползала на затылок. (Ч.) 5. Остановились ляхи над пропастью, дивясь неслыханному казацкому делу. (Г.) 6. Молодецкий посвист слышится. (Н.) 7. На фабрику поступили современные ткацкие станки.

II. 1. Эсминец походил на старинный шотландский замок с причудливыми башнями. (Воскр.) 2. В бледном рассвете выступала станция, киргизские юрты за станцией. (А. Неверов.) 3. К. И. Чуковский - один из любимых детских писателей. 4. В повседневной речи мы пользуемся множеством слов из других языков. Например, портфель - слово французского происхождения, карандаш - тюркское, люк - голландское, сироп - персидское, шоколад - ацтекское. (Э. Вартаньян.)

III. 1. Был ясный январский день… (М. Г.) 2. Сибирская природа величественна и загадочна. 3. В холодный ноябрьский вечер Хаджи-Мурат въезжает в курившийся душистым кизячным дымом… аул. (Л. Т.) 4. В один из июньских дней мы с группой ребят отправились в поход. 5. День-деньской палит нещадное солнце.

ЛЕС ОСЕНЬЮ

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись гонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух, прозрачна вода в лесных канавах и ручьях, Каждый камешек на дне виден.

Тихо и в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина еще слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нем (И. Соколов-Микитов.) (102 сл.)

1. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

2. -Тея и -ться в глаголах.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он того заслуживает? По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К. Паустовский.) (59 сл.)

2. Запятая при однородных членах предложения

ИЗ ИСТОРИИ СЛОВ

Наш язык очень богат. Может быть, ни в одном языке не существует такого большого количества слов, которые выражают близкие или сходные понятия.

Гордыня, чванство, кичливость, надутость, гонор, амбиция, фанаберия - все эти слова показывают отрицательные стороны человека. Интересно происхождение слова «чванство». В древности «чаша», «жбан» звучали как «чван» и человек, который подавал чашу царям, назывался «чванчий». Эго была очень важная должность. Конечно, чванчии очень гордились своими обязанностями, важничали. От этого и получилось чванство!

До Петра I женщины носили кички - высокие головные уборы. Женщинам невольно приходилось высоко поднимать головы. Так получилось слово «кичливость» от кички. (По Д. Кобякову.) (96 сл.)

1. Безударные гласные в окончаниях прилагательных.

2. Безударные проверяемые гласные в корне слова

В последний месяц осени тонкий узорчатый ледок делает не подвижными лесные лужицы. Грачи давно собрались ь стаи. Трудно отличить непослушного птенца от папы с мамой, разве

только иногда грачонок впадает в детство и разевает клюв в надежде получить от сердобольной мамы лакомство. «Стыдно такому взрослому понрошаиничать»,- сердито говорит отец.

После долгих тренировок грачи отправляются на юг - в Африку, Азию. Скоро покинет Подмосковье последний грач, и тогда ляжет на землю не залетный, осенний, а настоящий, зимний снег.

Эти горделивые и очень доверчивые к человеку птицы последними покидают нас. Они первыми очень скоро принесут нам на своих крыльях новую весну. (По Ф. Борисову) (100 сл.)

1. Слитное и раздельное написание не с прилагательными.

2. Безударные гласные в окончаниях прилагательных

3. Запятая между частями сложного предложения.

В ОДЕССЕ НОЧЬЮ

Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым. На суше уже наступил вечер. В море было еще светло. Глянцевая зыбь отражала чистое небо. Но все же вечер чувствовался и тут.

…Синий город, с куполообразной крышей городского театра и колоннадой Воронцовского театра, возник как-то сразу и заслонил полгоризонта.

Водянистые звезды портовых фонарей жидко отражались в светлом и совершенно неподвижном озере гавани. Туда и заворачивал «Тургенев», очень близко огибая толстую башню не очень большого маяка с колоколом и лестницей. (В. Катаев.) (79 сл.)

1. Буквы о - е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных, в окончаниях прилагательных и существительных.

2. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

Волосы у Чечевицына были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще он был очень некрасив. И этот худенький, смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек. (А. Чехов) (34 сл.)

Слитное и раздельное написание не с прилагательными.

СТЕПАЙ И ФУНТИК

Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой - в нее бросали корки черного хлеба для кур. Фунтик (такса) подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.

Сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом, пристально посмотрел на фунтика одним глазом, потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж.

Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром… Петух разъярился.

Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину… Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом. (К. Паустовский.) (118 сл.)

1. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных.

2. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

3. Гласные и согласные в приставках.

ХВАСТУНЫ

Встретились воробей саксаульный и воробей пустынный. Расхвастался воробей саксаульный. «До чего, сосед, я хитро устроился. Взял и свил гнездо в узком дуплишке. Мне теперь даже барханный кот не страшен!»

А воробей пустынный ему не уступает: «А я, сосед, еще хитрее придумал. Я свое гнездо под орлиным гнездом свил! Мне теперь не только барханный кот, но и даже пустынная рысь нипочем. Орлы мое гнездо охраняют!» (По Н. Сладкову.) (65 сл.)

1. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных

2. Знаки препинания для выделения прямой речи, при обращении.

ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

1. Вставьте в текст подходящие по смыслу прилагательные.

Был один из дней осени. Еще вчера показывалось солнце. Даже еще припекало. Озимь еще тянулась к солнцу. В рощах щебетали стайки щеглов, зябликов. Ледок у берегов речек к полудню бесследно растаивал. Еще носилась в воздухе паутина, кружились над бурьянами мошки. А сегодня с утра подул ветер. Все замерло в полях и рощах.

2. Перестройте предложения так, чтобы прилагательное стояло в винительном падеже.

Блестящая победа одержана нашими спортсменами. Фабрикой изготовляется летняя одежда. Бригадиром была рассказана последняя новость. Прошлогодняя поездка часто вспоминалась ребятами.

3. Перестройте так, чтобы прилагательное стояло в творительном падеже.

Весеннее солнце согрело землю. Вчерашний дождь хорошо промочил землю Вечерний свет окутал рощу, долины.

4. Замените выделенные прилагательные близкими по смыслу, которые без не не употребляются.

Перед нами простиралось огромное пространство. Разразился ураган страшной силы. Не следует заводить пустых споров.

5. Сочетания слов замените прилагательным, которое без не не употребляется.

1 Боль, которую невозможно стерпеть. 2. Мечта, которая не может сбыться. 3. Человек, которого нельзя ничем испугать. 4. Крепость, которую нельзя взять. 5. Встреча, которую нельзя забыть. 6. Шкаф, который не поддается действию огня. 7. Богатства, которые трудно пересчитать. 8. Времена, которые никто не забывает.

6. Составьте предложения с указанными словосочетаниями, противопоставив их друг другу и употребив одно из них с отрицанием не.

Узенькие переулки - широкие проспекты; ветхие лачужки - многоэтажные здания.

7. Замените выделенные слова прилагательными с н или нн. Прилагательные ставьте на первое место.

Бюро, которое организует экскурсию . Камера, в которой производят дезинфекцию . Работа, которая написана на экзамене . Поселок, который расположен около станции . Листок, на котором регистрируются .

8. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные с суффиксом -енн.

Зрелище было … . На суде были представлены … доказатель ства. Ребята собирают … растения. Была послана … телеграмма.

9. В предложениях выделенные существительные замените прилагательными с н или нн.

Кашу полили жиром гуся. Масленку наполнили маслом для машины. Ребенку дали кашу из пшена.

10. Замените выделенные слова прилагательными с суффиксом -к- (~ск~).

Куртка матроса ; инструмент плотника ; пояс черкеса ; дом соседа ; язык, на котором говорят французы ; глина, в которой вязнут ноги ; комната для детей ; лодка рыбаков .

Боева Элла Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ п. Жирекен
Населённый пункт: п. Жирекен Чернышевский район Забайкальский край
Наименование материала: конспект урока
Тема: Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
Дата публикации: 30.09.2016
Раздел: среднее образование

Технологическая карта урока Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск- ФИО учителя Боева Э.А.. Место работы МОУ СОШ п. Жирекен Должность учитель русского языка и литературы Тема урока Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск Класс 6 Б Базовый учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва, Н.А. Исаева. Русский язык 6 класс.-Изд. 3-е, перераб. – М. : Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100») Цель урока: определение условий выбора написания прилагательных с суффиксами –К- и –СК- через организацию проблемно-диалогической деятельности. Задачи: 1) разработать опорную схему-правило написания суффиксов; 2) формировать орфографические умения в различении суффиксов –К- и –СК-; 3) развивать умение графически обозначать изучаемую орфограмму; 4) продолжить работу над значением слов. Тип урока открытие нового знания (изучение нового материала) Формы работы с учащимися: коллективная, индивидуальная, взаимопроверка. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Структура и ход урока № п/п Этапы урока Название используемых ЭОР Деятельность учителя Деятельность ученика 1 Организационный момент Приветствие, проверка готовности Приветствие, проверка готовности 2 Мотивационный этап Работа над значением слов На слайде словарные статьи слов невежа, невежда НЕВЕЖА, невежи, муж. и жен. 1.Грубый, неучтивый человек. «Невежа тот, кто позволяет себе грубость. Л.Толстой НЕВЕЖДА, невежды Несведущий, малообразованный человек, но обычно с претензией на знание, неуч. «Невежда… в ослепленье бранит науки и ученье и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды». И. Крылов Знакомы ли вам слова невежа и невежда? Что означает каждое из слов? Давайте обыграем ситуации, которые часто встречаются в нашей жизни. 1 ситуация – поведение во время перемен, 2 – нежелание учиться. Кто же такие невежа и невежда? - Дайте определение Невежа – это… Невежда - …. Запишите эти определения в тетрадь. - Давайте прочитаем словарные статьи данных слов. Обыгрывание заданных ситуаций, чтение словарных статей, ответы на вопросы.
- Для чего мы работали над значением слов невежа и невежда? 3 Формулировка темы и цели урока через постановку проблемы На доске записаны словосочетания: коллекция любителя - дача соседа – станок для ткачества – судно для ловли рыбы – Запишите словосочетания, заменяя одно из существительных прилагательным Учащиеся записывают в тетради Проверим, что у вас получилось? Выделите суффиксы в образованных прилагательных. Учащиеся называют свои варианты и записывают на доске. Любительская коллекция, соседская дача, ткацкий станок, рыбацкое судно
Какие суффиксы использовали для образования имён прилагательных? Какой же возникает вопрос? Запишем тему урока «Различение на письме суффиксов имён прилагательных – к- и – ск- Чему мы должны научиться на уроке? Суффиксы –К- и –СК- Когда в прилагательных пишется суффикс – к- , а когда – ск-? Познакомиться с правилом, правильно писать суффиксы, обозначать орфограмму. 4 Решение проблемы Таблица на слайде - к- -ск- 1. бедняк → бедняцкий (к//ц) 2. молодец → молодецкий 3. ткач → ткацкий (ч//ц) матрос → матросский (не на к, ц, ч, кр. ф. нет Рассмотрите таблицу, проанализируйте материал. Проанализируйте материал левой колонки таблицы под цифрами 1-3. На какие согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суффикс- Что происходит с конечными согласными - Основы существительных оканчиваются на к, ц, ч. - Происходит чередование к//ц, ч//ц. - Если прилагательное образовано от существительного с основой на к, ц, ч, при этом к и ч меняются на ц. - В прилагательных, имеющих краткую форму.
4. узкий – узок (кр. ф.) резкий – резок (кр. ф.) основ существительных в процессе образования прилагательного? - Значит, когда в прилагательных пишется суффикс –к-? - Обратите внимание на записи под цифрой 4. Когда ещё в прилагательных пишется суффикс –к-? - При каких условиях употребляется суффикс – ск-? Устали? Давайте отдохнём. Суффикс – ск- пишется в прилагательных, образованных от существительных не на к,ц,ч и не имеющих краткой формы. 5 Физкультминутка Поднимаем руки все – это "раз". Повернулась голова - это "два". Руки вниз, вперёд смотри - это "три". Руки в стороны пошире развернули на "четыре", Учащиеся выполняют.
С силой их к плечам прижать - это "пять". Всем ребятам тихо сесть - это "шесть". Работа с учебником - Давайте сравним ваши выводы с правилом, представленным в учебнике. - Откройте учебники на стр. 142. Давайте прочитаем правило и составим схему – опору. Читают правило, составляют схему-опору. 6 Первичный контроль знаний. Творческая работа, работа упражнением. Ребята, вам предлагаются следующие задания. 1. Написать сочинение- миниатюру «Хочу ли я быть невеждой (невежей)». Условие: использовать прилагательные с суффиксами –к- и – ск-.(слова-подсказки: узкий кругозор, дерзкий, резкий). 2. Выполнение упражнений упр.264. Выбирают задание, выполняют. 7 Рефлексия Закончите предложение: Составляют предложения
Я научился… Урок дал мне для жизни… 8 Информирование о домашнем задании. Выставление оценок. Домашнее задание по выбору) стр. 142 правило, упр. 265 Написать сочинение «» Записывают домашнее задание.

Описание:

Тема урока:

« Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.»

Урок подготовила:

Коноплёва Е.А.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ № 15»ИМРСК

Цел и урока :

развить умение правильного выбора суффиксов К и СК в прилагательных;

развить умение формулировать определение понятий;

развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся.

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и умения.

Повышение личной ответственности каждого ученика за результат учебы.

Задачи:

1) обучающая: обучать умению различать на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-, уметь правильно употреблять на письме и в речи;

2) развивающая: развивать навыки аргументированно и связно формулировать ответы, развивать речь учащихся;

3)воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, умело пользоваться им.

Методы:

беседа, наблюдения, объяснение, составление алгоритма, практические работы и т.д.

Оборудование:

Учебники, мультимедийная презентация, таблица, сигнальные карточки, тесты.

Ход урока:

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

  • 2 Орфоэпическая пятиминутка.

(Слайд № 3)

Списать, расставить ударения.

Красивее, развитой (язык), развитый ребенок, изобретение, августовский, кружева, прибыл, намерение, добыча, плато, свободнее, языковое чутьё, кухонный, языковая (колбаса).

3. Проверка домашнего задания.

Н и НН (слайд 4)

Учитель : Какая морфема вызывала у вас затдруднение при выполнении здания?

Учитель : Сегодня мы продолжим работу над правописанием суффиксов имен прилагательных . (Сообщение темы урока) .

4. Работа с текстом. (слайд 5)

Русское национальное декоративное искусство чрезвычайно многообразно. Его нельзя представить себе без палехской, федоскинской лаковой миниатюры, хохломской и городецкой росписи, дымковской и богородской игрушки, гжельского фарфора, хохломской и тобольской резной кости, вологодского кружева, ростовской финифти и многих других видов народного декоративного творчества.

Учитель. Определите тему данного текста, главную мысль.

(Многообразие русского декоративного искусства. Гордость за народное декоративное творчество России.)

- прочитайте текст еще раз, выпишите из 2 предложения прилагательные, определите их разряд.

- расскажите, как различить качественные и относительные прилагательные?

5. Объяснение нового материала. (слайд 6)

Учитель: Давайте выделим суффиксы в выписанных именах прилагательных.

Учитель: что же нам надо знать, чтобы правильно выбрать суффикс для написания прилагательного?

- Давайте обратимся за помощью к учебнику.(Работа с теоретическим материалом.) Чтобы легче запомнить правило, можно воспользоваться им в стихотворной форме, нам в этом помогут. (Три ученика, заранее подготовленный читают четверостишия. (слайд 7)

1. В слове К, Ц, Ч смотри

Если эти буквы три

Смотрят на тебя с листка,

Ты подставь к ним суффикс –К-.

  • 2. А ещё не забывай,

Краткой формой проверяй!

Знай, что здесь наверняка

Тоже будет суффикс – К - .

3 . И ещё даю совет:

Если краткой формы нет,

К, Ц, Ч не отыскать,

Значит здесь – СК- писать.

VI. З акрепление изученной темы .

  • 1. –Перед вами слова, нужно образовать от этих существительных прилагательные с суффиксами -к- или -ск- . Затем распределить их в 2 столбика. (слайд 8)
  • Плотник, рыбак, словак, немец, стрелец, Елец, ткач, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, Исландия, киргиз, француз, Кавказ, казах, белорус, индус, тунгус, матрос, эскимос.

2. Укажите прилагательные, в которых допущены ошибки: (слайд9)

а) кавказский; е) ангельский;

б) узкий; ж) московский;

б) адмиралтейский; з) одесский;

г) зверский; и) флоцкий;

д) вязский; к) матросский.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.

3. - Вставьте, где необходимо мягкий знак. Назовите слова, в которых мягкий знак нее пишется. (слайд10)

а) июн__ский; г) сентябр__ский;

б) январ__ский; д) сибир__ский;

в) рязан__ский; е) октябр__ский.

V . Проверка полученных знаний.

  • 1. Найди определение (раздать карточки).
  • Задача учащихся – найти определение, соответствующее существительному первого столбика, вставить пропущенные буквы:

2 в. парк ткац..ий

болото одес..ий

язык декабр...кий

пейзаж вяз..ий

мороз город..ой

станок дерз..ий

ответ француз..ий

порт сель..ий

Учитель. Какие слова - исключения надо запомнить? (Узбекский, таджикский, угличский)

2. Работа в группах:

А) Первая (сильная) группа (слайд 11-12)

Игра « Найди меня…»

Найди меня, часть слова, стоящая после корня. Меня видели в относительных прилагательных. Я не столь избирателен, как мой брат, для меня никогда не было важно, на какую согласную заканчивается корень.

Брест…ая крепость спала спокойным мирным сном, когда над Бугом прогремел первый залп фашист…ой артиллерии. Эсминец походил на старинный шотландский замок. На фабрику поступили современные ткац…ие станки. Зеленый остров после бегства немец…их танков был в руках чекист…ого полка. Уз…ая полоска неба висит над ущельем, как голубая хрустальная крыша сказочного дворца. Остановились ляхи над пропастью, дивясь неслыханному казац…ому делу.Это было в январ…ую бурю на Каспийском море у кавказ…их берегов близ рыбац…ого поселка. Ужасные порывы ветра с колючими иглами дождя грозили опрокинуть рыбачью лодку на скольз…ие валуны.

Б ) Вставь суффикс –к – или - ск -.

а) черкес__ий; е) немец__ий;

б) швед__ий; ж) узбек__ий;

в) дерз__ий; з) ставрополь__ий;

г) молодец__ий; и) университет__ий

д) пират__ий; к) казан__ий.

В ) Отметь существительные, от которых образуются прилагательные с суффиксом - к - :

а) январь; д) ткач;

б) флот; е) немец;

в) пассажир; ж) деревня;

г) рыбак; з) июнь;

3. Закрепление знания

1.Пользуясь опорной схемой-правилом и стихотворением, решите тест. . (слайд 7) тестовая работа:

I.Укажите номер прилагательного с суффиксом -К -

1. Деревенс..ий пейзаж
2. Дерз..ий ответ
3. Казанс..ая сирота
4. Рус..ий рубль

II. Укажите номер прилагательного с суффиксом -СК -
1. Немец..ий станок
2. Плотниц..ий инструмент
3. Француз..ий язык
4. Близ..ий друг

III. Укажите номер прилагательного с суффиксом -К –

1. Рез..ий ветер
2. Рыцар..ий турнир
3. Голланд..ий тюльпан
4. Черкесс..ий танец

Критерии оценки: «5» - без ошибок, «4» - 1- ошибка, «3» - 2 ошибки.

VI . Итог урока (рефлексия). (слайд 13)

Вывод: (слайд 14)

ИТАК, суффикс –К- пишется:

в прилагательных, имеющих краткую форму;

в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на –К-, -Ч- и –Ц-.

В других прилагательных пишется суффикс –СК-.

Следует отметить, что в некоторых прилагательных перед суффиксом –СК-может сохраняться или отсутствовать мягкий знак. Буква Ь не пишется в словах после Н и Р (сибирский, конский),но сохраняется после буквы Л

(сельский, польский) и в прилагательных, образованных от названий месяцев на НЬ и РЬ (июньский, октябрьский, исключение январский).

VII . Домашнее задание. П.57 , упр. 329 стр 137 или составить небольшой связный рассказ на тему: « Осенний день», « Любимая игрушка» и т.д.

Тема: Различение на письме суффиксов прилагательных - к - и - ск-

Цели: 1) Знать: об образовании с помощью суффиксов - к - и -ск - имён

прилагательных; условия написания данных суффиксов словах;

уметь: различать на письме суффиксы - к - и - ск-, видеть условия

верного написания слов с данными суффиксами, графически

обозначать орфограммы;

2) Развивать память, внимание, грамотную монологическую и

лингвистическую речь, мышление, орфографическую зоркость;

3) Воспитывать трудолюбие, корректность в общении, любовь к природе.

Оборудование: - карточки с разноуровневыми заданиями;

Карточки с алгоритмом рассуждения;

Сигнальные карточки;

I. Организационный момент.

(Проверка готовности учащихся к уроку)

II. Повторение и закрепление изученного материала.

1) Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжим узнавать с новой стороны нашего давнего знакомого, которого зовут « Имя прилагательное ». Он раскрыл нам уже довольно много секретов о себе, вот и сегодня нам откроется ещё одна тайна.

А вот о какой орфограмме пойдёт речь, вы сейчас скажите сами, внимательно посмотрев на записанные на доске слова, не обращая внимание на слова в скобках.

Что объединяет данные слова с точки зрения русского языка ?

Почему же слова одной и той же части речи я написала в два столбика?

В какой части слова может находиться орфограмма, над которой мы будем сегодня работать?

Давайте теперь попробуем определить, а при каких условиях в прилагательных пишется суффикс - к-?

К какой части речи относятся слова, данные в скобках?

С какой целью выделена основа и подчёркнута конечная согласная?

Вязкий (вязок) французский

Ткацкий (ткач) матросский

Рыбацкий (рыбак)

Немецкий (немец)

Итак, сегодня мы учимся различать на письме суффиксы прилагательных –к - и –ск-. А при каких условиях в прилагательных пишется суффикс - к-? - ск-?

2) Чтение теоретического материала учебника.

Давайте посмотрим, правильный ли вывод мы сделали.

Чтение правила с. 136 (учебник)

3) Отработка умения объяснения орфограммы по опоре с громким проговариванием.

Задание № 1. Объяснить правописание суффиксов прилагательных - к - их --ск - с помощью алгоритма. (Орфограмму обозначить прямо на карточке)

РЕЗКИЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ БУРЛАЦКИЙ

СИБИРСКИЙ МОЛОДЕЦКИЙ СОЛДАТСКИЙ

ПЛОТНИЦКИЙ НИЗКИЙ БЛИЗКИЙ

Алгоритм « Правописание суффиксов прилагательных - к - и - ск - »


4) Предупредительный диктант

(1 ученик работает на доске, записывая слова с изучаемой орфограммой с объяснением)

№ 000 (с. 136 в учебнике)

5) Индивидуальная работа учащихся на карточках.

Группа №1.

1) Родитель…ая доброта безмерна, как море.

2) Брат…ая любовь крепче каменных стен.

3) В лицо ямщиц….им ветром било.

4) После дождя трава всегда скольз…ая.

5) В залихват…ом степном разгоне колокольчик хохочет до слёз.

6) Целует октябрь…ая стужа обмёрзшие пальцы мои.

7) В комнате ощущался рез…ий запах ландышей.

Группа №2.

Задание: образуй словосочетания прилагат.+ сущ. от данных словосочетаний сущ.+сущ. Данное словосочетание не пишем.

Язык калмыков, труд горняка, сабля черкеса, костюм матроса, доспехи рыцаря, одежда казаков, песня бурлаков, танец казахов, игрушки для детей, сеть рыбака.

Группа №3.

Используя данные словосочетания, придумайте и напишите рассказ.

Русская зима, деревенская изба, тульский самовар, цейлонский чай, близкие друзья, туристский поход, июльская жара, резкий ветер, скользкий лёд, январская песенка.

6) Тестирование.

Выпишите цифры, после которых написаны слова с ошибками.

1-казанский 6- гигантский

2-руский 7-низский

3-тибецкий 8- кузнецкий

4- дерзкий 9- гороцкой

5-плотницкий 10-зверский

При каком условии в прилагательных пишется суффикс - к-? - ск-?

IV. Домашнее задание.

Группа1. Спишите словосочетания, обозначьте орфограмму.

Дерз….ий ответ, скольз..кая дорога, богатыр…ий размах, рыба…ая лодка, январ….ие морозы, сибир…ие просторы, вес…ие доказательства, рыцр…ое поведение, матрос…кая дружба, вяз…ое болото, кузнец…ая мастерская.

Группа 2 §57 № 000

Группа 3. Составить рассказ, используя как можно больше слов с суффикс - к-,