Памятник крылову в летнем саду краткое описание. Туристы не обнаружили мистики рядом с памятником Крылову. Познавательное видео о памятнике И.А. Крылову

Иван Андреевич Крылов прожил довольно долгую жизнь. Как любой человек, он путешествовал по городам и весям страны, однако мало где задерживался надолго. Пожалуй, сказывался флегматичный темперамент. Потому не так уж много населенных пунктов в России, в которых увековечена его память. Расскажем об основных монументах, установленных в честь

Иван Андреевич Крылов: памятники XIX века

Из 75 лет, отпущенных судьбой писателю, 60 он отдал Санкт-Петербургу. В этот город поэт приехал 13-летним мальчиком, здесь начал издаваться и стал известным. Творение Петра на Неве стало и последним пристанищем баснописца. Он ушел из жизни в 1844 году и был торжественно похоронен (при огромном стечении народа) на в Александро-Невской лавре. Его надгробие очень простое, выполнено по типовому проекту. Видимо, уже тогда было понятно, что в ближайшее время фигура такого масштаба, как Крылов, будет увековечена достойно.

Уже спустя год начали сбор денег на строительство монумента. За 3 года собрали 30 000 рублей и провели конкурс на лучший проект памятника поэту. Победителем оказался барон Петр Карлович фон Клодт. В то время он уже был известен, в первую очередь, как автор знаменитых лошадей на Аничковом мосту. Вообще-то, согласно первоначальному проекту Клодта, в Петербурге должен был выглядеть иначе. Скульптор задумывал его в традиционной манере: мощная фигура, облаченная в римскую тогу.

Однако рядом с основным проектом уже тогда, в 1848 году, появился набросок, представляющий собой прообраз сегодняшнего монумента. Когда его открыли (в 1855 году), перед зрителями предстал совершенно неожиданный Крылов. Памятники того времени изображали царя, полководца, военачальника символически, иносказательно. Это был обобщенный герой, не человек, а его воплощение. А Клодту удалось передать портретное сходство с оригиналом. Его бронзовый поэт сидит на скамье в рабочем сюртуке - расслабленно, задумчиво. А пьедестал украшен фигурами героев басен автора.

Этот монумент стал первым «писательским» памятником в Санкт-Петербурге и третьим - в России. Он был установлен на одной из аллей Во-первых, потому что когда-то, во времена Петра I, здесь находились статуи Эзопа и героев его басен. А во-вторых, потому что в этом парке всегда много детей.

Иван Андреевич Крылов: памятники XX века

В прошлом столетии появились монументы, установленные в Твери и Москве.

Тверской Крылов был открыт в 1959 году. Это работа скульпторов С. Д. Шапошникова и Д. В. Горлова и архитектора Н. В. Донских. 4-метровый бронзовый баснописец украшает сквер возле площади Победы. Это единственная «стоящая» скульптура поэта. Однако и в этом памятнике проявляется некая леность - в небрежно отставленной вперед ноге, сложенных за спиной руках.

Памятник Крылову в Москве расположился на Патриарших прудах, что с самого момента его появления в 1976 году вызывает недоумение. Конечно, баснописец жил некоторое время в нынешней российской столице, однако почему его память увековечена именно в том месте, где Берлиоз беседовал с совершенно непонятно. К слову, памятник Булгакову так и не получил прописку в этом великолепном районе Москвы. Так или иначе, скульптурная композиция, включающая сидящего Крылова и 12 героев его басен, и по сей день украшает сквер. Рядом расположена детская площадка, так что очень удобно рассказывать малышам про «дедушку Крылова», его Мартышку, героев «Квартета», Ворону с сыром или Слона и Моську. Работа выполнена архитектором Арменом Чалтыкьяном, скульпторами Андреем Древиным и Даниэлем Митлянским.

Иван Андреевич Крылов: памятники XXI века

В 2004 году в Пушкино (в том, что под Москвой, а не под Петербургом) появилась еще одна скульптурная группа, связанная с именем Ивана Андреевича. На этот раз Крылов сидит на лавочке рядом с Александром Сергеевичем Пушкиным. Худощавый поэт о чем-то эмоционально говорит очень полному баснописцу. Обе фигуры из бронзы. Их автор - Константин Константинов. У местных жителей памятник вызвал оживленные споры. Дело в том, что оба писателя не имеют никакого отношения к городку Пушкино (несмотря на его название), хотя дружили на самом деле. Но скульптурная группа довольно симпатичная, ее полюбили дети и туристы.

Быть может, появятся памятники Крылову и в других городах - например, в Серпухове, где баснописец прожил 2 года вместе с младшим братом, Львом Андреевичем.

В Летнем саду, на площадке перед “Чайным домиком”, стоит памятник великому русскому баснописцу И. А. Крылову, созданный скульптором П. Клодтом на частные пожертвования. Этот памятник – последняя крупная работа выдающегося скульптора.

Памятник Крылову был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года. Долгое время решался вопрос о месте установки памятника: сначала его хотели поместить возле Публичной библиотеки, где служил Крылов, потом – на Васильевском острове возле здания Университета, почетным членом которого баснописец был с 1829 года. Многие считали целесообразным поставить памятник на Некрополе мастеров искусств, где прославленный баснописец был похоронен в 1844 году. После долгих спором самым удачным местом для памятника был признан Летний сад, любимое место прогулок Крылова, где он подолгу бродил, обдумывая сюжеты своих басен. Кроме того, некоторое время Крылов жил по соседству с Летним садом, в доме Бецкого.

Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен “Квартет”, “Лиса и виноград”, “Мартышка и очки” и многих других. Памятник окружен оградой, предназначенной для предотвращения порчи барельефов. Ограда, выполненная в модном для середины 19 века стиле эклектики, была установлена через 20 лет после открытия памятника.

Как добраться

Памятник русскому баснописцу И. А. Крылову находится в Летнем саду . Чтобы добраться до него, можно доехать до станции метро “Гостиный двор”, перейти на противоположную сторону Невского проспекта и идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов до пересечения с набережной реки Фонтанки. Далее нужно свернуть на набережную реки Фонтанки и дойти до ее пересечения с набережной Кутузова. На набережной Кутузова находится один из двух входов в Летний сад. Второй располагается рядом с пересечением набережной Фонтанки и улицы Пестеля.

Историческая справка

1768-1844 гг. — годы жизни баснописца И. А. Крылова.
1853 г. – работа по созданию памятника была завершена.
1855 г. – в мастерской Академии художеств по модели скульптора П. Клодта был отлит памятник И. А. Крылову.

Легенды и мифы

Как известно, скульптор Клодт был очень ответственным человеком. Задавшись идеей украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочел все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны присутствовать в скульптурной композиции монумента. Лепить животных Клодт предпочитал с натуры. Говорят, что во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые – прямо в мастерской. Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был фигурировать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка. Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, чуя присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, увековеченного в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.

В Санкт-Петербурге, на набережной Кутузова, в одной из аллей Летнего сада в 1855 году был открыт памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Этот монумент – второй из памятников русским литераторам в России.

Сразу после смерти И.А. Крылова, в ноябре 1844 года, редакцией газеты «Петербургские ведомости» был объявлен сбор средств на сооружение памятника. К 1848 году собрано было более 30 тысяч рублей. Петербургская Академия художеств объявила конкурс проектов. Лучшей была признана работа скульптора-анималиста барона П.К. Клодта.

Предварительные наброски скульптуры баснописца и рельефов, посвященным сюжетам его басен, принадлежат художнику А.А. Агину, который стоял у истоков реализма в русской иллюстрации.

Весной 1852 года в Академии художеств была представлена большая модель монумента. В мае 1853 началась формовка. Клодт сам принимал непосредственное участие в отливке памятника. Статуя была отлита целиком, что говорит о большом мастерстве Клодта в бронзолитейном деле.

Иван Андреевич Крылов изображен в монументе в будничной одежде, длиннополом сюртуке, который носил в последние годы своей жизни. Он непринужденно сидит, держа в руках раскрытую книгу. Взгляд устремлен вперед, выражение лица будто сосредоточенное – пожилой человек присел отдохнуть и задумался. Быть может о сюжете новой басни?

Высота статуи баснописца – 3 метра. По сравнению с ней пьедестал невелик. Со всех четырех сторон он покрыт фигурами животных-героев басен, выполненных из бронзы.

Работа, связанная с этими фигурами была крайне трудоемкой и длительной. Поскольку П.К. Клодт твердо придерживался идей реализма, в скульптурах животных отсутствуют иносказания или намеки. Они изображены правдиво и любовно, такими, какие они есть в настоящей жизни.

В течение четырех лет, пока мастера литейного завода занимались их изготовлением, в мастерских в клетках, на привязи или без ограничения свободы содержались разные животные, служившие прообразами скульптурным изваяниям. В этом импровизированном зверинце были, например, медведица и медвежата, присланные из Новгородской губернии, прирученный волк, который время от времени все же охотился на кошек, осёл, журавль, лисица, ягненок. После того, как работа была завершена, всех животных из литейного цеха Клодт передал в зверинец Зама.

Иван Андреевич Крылов за свою жизнь написал около 300 басен. 36 из них представлены на пьедестале монумента.

Место установки памятника было выбрано не сразу. Были предложения поставить его на могиле Ивана Андреевича в Александро-Невской лавре, в сквере у Публичной библиотеки, где он работал почти 30 лет, на набережной Невы. На месте в Летнем саду настоял барон Клодт. Одной из причин было следующее. Некогда в Летнем саду было множество диковинных сооружений, которые любили и взрослые и дети. Во времена Петра I там был большой зеленый лабиринт, на входе в который стояла статуя Эзопа - великого баснописца античности. Рядом были скульптуры персонажей его басен и под каждой табличка с кратким содержанием каждой и пояснениями намеков и иносказаний. Это великолепное произведение искусства было утрачено. От него осталось лишь название реки Фонтанки, данное в честь прекрасных фонтанов у лабиринта, которые были разрушены наводнением 1777 года. Поэтому было логично, спустя полвека, на том месте установить памятник великому баснописцу современности.

Спустя 20 лет, после открытия памятника Ивану Андреевичу Крылову, его оградили металлическим забором, выполненным в стиле эклектики. В 60-е годы 20 века памятник реставрировали.

Share

Неподалеку от входа в Летний сад с набережной Невы, слева от главной аллеи, среди густой зелени расположена детская площадка, в центре которой возвышается памятник, огражденный металлической решеткой. Краткая надпись на нем гласит: «Крылову. 1855».


исполнитель Алексей Чижик

Легенды и мифы

Как известно, скульптор Клодт был очень ответственным человеком.

Задавшись идеей украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочел все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны присутствовать в скульптурной композиции монумента.

Лепить животных Клодт предпочитал с натуры.

Говорят, что во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие.

По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком.

Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые — прямо в мастерской.

Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом.

Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был фигурировать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка.

Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, чуя присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, увековеченного в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.

С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,

Он, точно с старческой неспешностью речей,

Рассказывает нам, с своих высоких кресел,

Про нравы странные и глупости зверей,

И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.

Иван Алексеевич Майков

Неподалеку от входа в Летний сад с набережной Невы, слева от главной аллеи, среди густой зелени расположена детская площадка, в центре которой возвышается памятник, огражденный металлической решеткой. Краткая надпись на нем гласит: «Крылову. 1855».

Иван Андреевич сидит на округлом камне в спокойной, непринужденной позе, держа раскрытую книгу. Он как бы машинально перелистывает ее, но взгляд его устремлен поверх книги, а чуть сдвинутые густые брови, сомкнутые губы и складка у рта придают широкому лицу сосредоточенное выражение. Погруженный в глубокое раздумье, он ничего не замечает вокруг. Все правдиво и естественно, как сама жизнь: старый человек вышел на прогулку, немного устал, присел отдохнуть на первый попавшийся камень и задумался... А может быть, в этот момент рождается новая басня?

Пьедестал в сравнении с трехметровой статуей невелик и с четырех сторон сплошь покрыт бронзовыми фигурами различных животных — героев басен Крылова.
На лицевой стороне пьедестала, справа от надписи и даты, изображены «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка» с музыкальными инструментами, живо и образно воскрешающие в памяти басню Крылова «Квартет». Чуть выше — остромордая лисонька из басни «Лиса и виноград» с жадностью смотрит на упругие кисти винограда.

Занятно, обходя памятник и внимательно рассматривая бронзовый зверинец, вспоминать знакомые с детства басни. Вот известные всем «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Кот и Щука», «Осел и Соловей», «Свинья под Дубом»...
Фигурки животных помогают вспомнить названия басен, но они не говорят о том, кто скрыт за их образом.

«Звери мои за меня говорят», — заметил однажды Крылов. К этому можно добавить, что все животные в его баснях наделены характером, у каждого своя судьба. Они не только говорят и действуют по-человечьи, но и бичуют людские пороки и социальное зло.
Животные на памятнике в Летнем саду изображены очень правдоподобно, живо и выразительно, но их нельзя рассматривать как иллюстрации к крыловским басням, потому что «в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, — писал В.Г. Белинский, — но есть люди, и притом русские люди». В зверях Клодта отсутствует иносказание, без которого немыслима басня. В них нет уподобления определенным людским характерам или общественным группам, то есть тому, чему истинная басня обязана своим эффектом.

Крыловым было написано около двухсот басен, из них тридцать шесть показаны скульптором на пьедестале памятника. Бронзовые фигуры животных, изображенные горельефом, заполняют сплошь весь пьедестал.

Из истории создания памятника

После смерти Ивана Андреевича Крылова, в 1845 году, в газете «Санкт-Петербургские Ведомости» появилась заметка о сборе средств на возведение ему памятника.
Горожане и руководство Санкт-Петербурга одобрили эту идею и в скором времени был создан специальный Комитет. За три года своей жизни он собрал достаточно большую по тем меркам сумму - 13 000 рублей.
В 1848 году Академия художеств объявила конкурс на проект лучшего памятника баснописцу, в котором приняли участие скульпторы Н.С. Пименов, А.И. Теребенев, И.П. Витали, П.К. Клодт, П.А. Ставассер. Совет Академии одобрил проект Петра Карловича Клодта.
Проект памятника великому русскому баснописцу в рисунке был утвержден советом Академии художеств 26 ноября 1849 года.
Эскиз памятника и рисунки рельефов на сюжеты крыловских басен выполнил друг Клодта художник А.А. Агин. Скульптор трудился над созданием памятника больше пяти лет. На постаменте Клодт изобразил персонажей из самых известных басен Крылова.

Петр Карлович Клодт

Длительную и трудоемкую работу пришлось проделать Клодту по лепке с натуры всех тех животных, изображения которых мы видим на пьедестале памятника. На долгие четыре года обширная мастерская Литейного дома превратилась в настоящий зверинец, где в клетках и на привязи сидели разные звери, а другие, ручные и миролюбивые, свободно разгуливали в помещении и даже нередко заходили в жилые комнаты (квартира Клодта соединялась с мастерской переходом).
Царские егеря передали в «зверинец» Клодта прирученного волка, из Новгородской губернии брат скульптора прислал медведя с двумя медвежатами, художник А.П. Боголюбов подарил обезьянку-макаку с острова Мадейра, сам Клодт приобрел овцу с ягненком, осла, журавля, лисицу. Были и другие звери и птицы.

Впоследствии сын скульптора М.П. Клодт вспоминал: «Эти животные жили у нас как члены семьи. И чего-чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным ревом, воем, блеянием, писком... Все это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками».
Клодт часто бывал на Мойке у немца Зама, содержащего большой зверинец, там делал этюды льва и других хищников. А чтобы понаблюдать за живым слоном, приходилось ездить в Царское Село. Когда все необходимые работы были закончены, Клодт передал своих животных в зверинец Зама.

Весной 1852 года скульптор представил совету Академии художеств большую модель и после ее одобрения приступил к формовке. В мае следующего года он сам отлил памятник в бронзе в академической литейной мастерской, которой он руководил в течение многих лет. Статуя баснописца была отлита целиком, а не по частям, что свидетельствует о мастерстве Клодта как бронзолитейщика.
Встал вопрос о выборе места установки памятника: одни полагали, что лучшим местом будет участок набережной Невы между Академией наук и университетом. Другие указывали на сквер у Публичной библиотеки, в которой баснописец проработал около тридцати лет. Третьи предлагали установить памятник на могиле Крылова в Александро-Невской лавре. Клодт же избрал Летний сад. Скульптор понимал, что памятник Крылову всегда будет окружен детьми, а Летний сад особенно любим ими.
Была и еще одна причина для установки памятника в этом саду — традиция.
В далеком прошлом в Летнем саду устраивалось немало диковинных сооружений на потеху и удовольствие гуляющих. Еще в петровское время в саду на обширном прямоугольном газоне по проекту архитектора М.Г. Земнова был разбит зеленый лабиринт. При входе в лабиринт стояла отлитая из свинца и позолоченная статуя великого баснописца древности Эзопа. Самые различные животные — персонажи эзоповских басен, исполненные в натуральную величину из свинца, сверкая позолотой, в живых, естественных позах располагались в бассейнах, декорированных мхом, диким камнем и большими раковинами. Рядом стояли таблички с кратким изложением басен и пояснениями их иносказаний.
Эзоп и его золотой зверинец давно исчезли: фонтаны были разрушены наводнением 1777 года, и память о них сохраняется лишь в названии реки Фонтанки.
Спустя более полувека в Летнем саду снова появился памятник, на этот раз великому русскому баснописцу; на пьедестале монумента — бронзовый зверинец.

Памятник Крылову был открыт в мае 1855 года, к десятой годовщине со дня смерти баснописца. Через двадцать с лишним лет после открытия во избежание порчи бронзовых барельефов его обнесли металлической оградой, выполненной в стиле эклектики, вошедшей в моду в середине ХIХ века.

В 1966 году памятник был реставрирован.
Сегодня невозможно предствить себе Летний сад без этого памятника.Здесь всегда многолюдно. По выходным дням часто можно услышать живую музыку. Молодые музыканты на ксилофоне исполняют любимые мелодии прошлых веков.