Небольшие стишки для проверки нарушенных групп звуков. Логопедические стихи для развития речи. Стихи для развития речи

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Логопедические стишки для детей 4-5 лет

Логопедические стишки для детей 4- 5 лет самый эффективный способ избавления вашего малыша от различных дефектов речи и произношения, которые советуют использовать логопеды.

Логопедические занятия и упражнения для детей в домашних условиях - это систематическое общение с ребенком, с использованием игровой формы. Если вы заинтересуете своего малыша, вы сможете упражняться с ним, используя такие игры:


-артикуляционная гимнастика;
-пальчиковые игры (полезны для развития мелкой моторики);
-занятия на развитие слуха, логоритмика и игры на звукоподражание (стихи с движениями);
-разучивать стихи для развития речи и расширение словарного запаса.

Самая важная и в то же время трудная задача - это заинтересовать ребенка. Ведь усидчивость у маленького ребенка пока очень мала. Но, к слову, необязательно малыша усаживать, можно проводить занятия с ним когда он играет или вы делаете с ним какие-либо повседневные дела, на прогулке и так далее. Обязательное требование - это проведение занятий с ребенком в игровой форме. Таким образом, внимание ребенка и усвоение материала будут сконцентрированы на занятиях, ведь маленькие дети часто упрямятся если вы пытаетесь заставить их что-либо сделать, а вот игра другое дело. Используя игровые приемы в занятиях, вы избежите капризов и истерик.

Советы перед началом логопедических занятий:

Первоначально длительность занятий не должна превышать более 5 минут, затем постепенно необходимо увеличить время до 15–20 минут.
Ребенку должны нравиться такие занятия-игры, не настаивайте на них и не заставляйте.
Выполняя систематически, но кратковременно какое-либо упражнение вы сформируете у ребенка стойкий навык.
Смейтесь, не стесняйтесь похохотать от души вместе с малышом, не ругайте и не будьте чрезмерно строги с ним.

Чтобы ваш ребенок смог разговаривать четко и грамотно, а также смог выражать собственные мысли и чувства, он должен иметь хороший словарный запас.

Словарный запас вашего малыша в 4–5 лет состоит из:
- Пассивной составляющей (та категория слов, которые малыш понимает).
- Активной составляющей (та категория слов, которыми малыш пользуется при разговоре).

Изначально, активная составляющая словарного запаса у ребенка мала, однако, с течением времени слова из пассивной составляющей словарного запаса ребенок перенимает в активный. Отсюда следует, что чем больше пассивная составляющая словаря вашего малыша, тем лучше.

С целью увеличения словарного запаса читайте вместе книги, разглядывайте картинки, комментируйте свои действия и героев книги, а также разучивайте различные типы

К Чебурашке в чашку,
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка,
Вытащил букашку,
Положил букашку,
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки,
И снова чебурахнулась,
В чашку к Чебурашке.

Лунный свет голубой,
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун,
И зевал и зевал…
И случайно осел проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул –
И спокойно уснул.

Лы-лы-лы забивали мы голы.
Лу-лу-лу возле окон на полу,
Ла-ла-ла не заметили стекла.
Лу-лу-лу мы не били по стеклу,
Ла-ла-ла только нет в окне стекла.

Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.

Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.

Злые крысы,
Грызли крышу,
Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежали,
И от страха там дрожали.
Хрюша – поросенок,
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
– подавайте мне урюк!
Поросенок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!

Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке - pак.
Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку - цап!

Забрели к нам в детский сад,
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!

С чередованием парных согласных: С - З Ш - Ж Р - Л Г - К

СЫ - ЗЫ СЫ - ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ
СЕ - ЗЕ СЕ - ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.
РИ - ЛИ РИ - ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д.
ША - ЖА ША - ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.

ЩЕ-ЧЕ ЩЕ - ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.
ЖИ - ШИ ЖИ - ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д.
ЗУ - СУ ЗУ - СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.
ЛА - РА ЛА - РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д.

Чередование согласных П - Б:

ПУ - БУ - ПУ - БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,
ПА - БА ПА - БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.
ПЫ - БЫ ПЫ - БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,
ПЕ - БЕ ПЕ - БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.

Чередование согласных Т - Д:

ТЫ - ДЫ ТЫ - ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.
ТЕ - ДЕ ТЕ - ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.
ТУ - ДУ ТУ - ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.
ТИ - ДИ ТИ - ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.

Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов -
Эта каша-то из слов!

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими. язычками.

Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма!

Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кушать хочется, но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет - может миска приползет.

Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу.

Я в походе был,
В барабан я бил.
Волк в долине выл.
Я веревки вил.
Малыш был очень мил.
Он руки с мылом мыл.

Кирочки, Кирюшки,
Девочки и мальчики!
Берегите на морозе
Носики и пальчики!

Варежки - на ручки,
Валенки - на ножки!
Мчатся санки и коньки
По ледяной дорожке!

Щечки - словно яблочки,
На носу - снежинки,
Девочки и мальчики
Скачут, как пружинки!

У мышки в норке крошки и корки.
В кладовке у мышки кусочки коврижки.
У мышки-норушки шкварки в кружке.
У мышки в кадушке грибочки волнушки.
В миске у мышки остатки закваски,
А в погребочке сырки и колбаски.
В кастрюльке - галушки, в духовке - ватрушки.
Кисель - в бутылке, монетки - в копилке.
На столике - плошки, вилки и ложки.
На этажерке - книжки о кошке.
В шкафчике мышки - рубашки, штанишки.
На вешалке - шапки, на коврике - тапки.
У мышки на полке - нитки, иголки,
А около печки - спички и свечки.
На двери - крючочки, цепочки, замочки.
Запасов у мышки - большие излишки!

Шел Шишига по шоссе,
Шел шуpша штанами.
Шаг шагнет, шепнет: Ошибка,
Шевельнет ушами


Логопедические стихи (100 шт) Может, кому пригодится для занятий с детьми.

История из моей жизни.
Когда моему сыну исполнилось 6 лет, я не хотела, чтобы он пошел в "0" класс, решила ещё годик повременить (мы только приехали с севера - точнее сбежали от нашего "папочки", и ребенок был очень слаб, бледен и постоянно болел), поэтому перед 1 сентябрем из садика мы ушли "В отпуск" и вернулись только в октябре в садик. Но наша заведующая заочно "отправила нас в школу", лишив места в садике.
Ничего добиться я не смогла, мне нужно было выходить на работу и оставлять 6 -летнего ребенка дома одного на целый день мне тоже не хотелось, (я всю жизнь работала в больнице на 1,5 ставки!)
А тут ещё опять сын заболел! Огромное спасибо нашему участковому педиатру, за то, что она сумела выбить тогда для моего ребенка путевку на 2 месяца в санаторий для больных и ослабленных детей! Так прошел ноябрь и декабрь.
А в январе все же пришлось собирать документы в школу и проходить медосмотр, в том числе и ЛОРа.
Врач (молодой мужчина) осмотрел его и задал вопрос: "Тебе сказку про Буратино читали? Кто испугал Буратино, когда Папа Карло ушел за азбукой?"
Сын помолчал, а потом выдал: "Сушера!"
Честно говоря, я сама онемела. Книжка "Буратино" у нас дома была, и мы её часто читали, но она была для малышей и в каком-то "усеченном" варианте - большие картинки и под ними по 2 - 3 предложения. Естественно, ни о какой крысе Шушере и речи в ней не было! Странно, что ребенок вообще смог про неё вспомнить - может в садике им читали? Я вот сама не сразу вспомнила.
А врач сразу же начал кричать на меня: "Мамаша, разве вы не слышите, как картавит ваш ребенок? Он же букву "Ш" не выговаривает! Бел как простыня, ростом мал, худ. Какая вам школа, январь на дворе! Я вам не даю допуска, и направляю к логопеду!"
Никакие мои слабые попытки возразить, что с произношением у нас всё в порядке, не принимались во внимание. "Принесете справку от логопеда - тогда и поговорим!"
Оставлять ребенка дома одного я боялась, всё-таки в школе хоть продленка была!
Пока мы 1 час сидели в очереди к логопеду, я успокоилась и прочитала в карточке, что у сына "проблемы с шипящими звуками".
Вспомнила я детский стишок (другого я просто не знала) и сказала сыну: "Сейчас ты тёте прочитаешь это стихотворение, давай выучим!"
Вот оно:
"Щука в озере жила, червячка с крючка сняла.
Наварила щука щей, пригласила трех ершей.
Говорили всем ерши: "Щи у щуки хороши!"
Сын рассказал всё без запинки, мы получили от логопеда справку, что у нас нет проблем с речью и вернулись к ЛОРу. Как говорится - у него "челюсть отвисла"!
Вот так с середины января мой сын пошел в школу - первый раз в 1 класс!
А эти стихи, когда мне попались на глаза, я сохранила.
В будущем они пригодились мне при работе с людьми, парализованными после инсульта - у многих страдала речь и эти стихи (и скороговорки) помогали восстановлению.

Звук Ш
Логопедический стишок № 1

К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.

Звук Л
Логопедический стишок №2

Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал и зевал…

И случайно осел
Проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул –
И спокойно уснул.

Звук Р
Логопедический стишок №3

Злые крысы грызли крышу,
Но пришел котенок рыжий,
Крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.

Хрюша – поросенок
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
– подавайте мне урюк!

Поросенок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!

Звуки С - Ц
Логопедический стишок №4

Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.

Миленькая курица,
Ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!

С детьми 5-6 лет можно петь с чередованием парных согласных: С - З Ш - Ж Р - Л Г - К
Логопедический стишок №5

СЫ - ЗЫ СЫ - ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ
СЕ - ЗЕ СЕ - ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.
РИ - ЛИ РИ - ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д.
ША - ЖА ША - ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.

ЩЕ-ЧЕ ЩЕ - ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.
ЖИ - ШИ ЖИ - ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д.
ЗУ - СУ ЗУ - СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.
ЛА - РА ЛА - РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д.

Чередование согласных П - Б:

ПУ - БУ - ПУ - БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,
ПА - БА ПА - БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.
ПЫ - БЫ ПЫ - БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,
ПЕ - БЕ ПЕ - БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.

Чередование согласных Т - Д:
ТЫ - ДЫ ТЫ - ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.
ТЕ - ДЕ ТЕ - ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.
ТУ - ДУ ТУ - ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.
ТИ - ДИ ТИ - ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.

Логопедический стишок №6

Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов -
Эта каша-то из слов!

Логопедический стишок №7

Любит буква «Р» тигрёнка -
С детства он её рычит.
Любит буква «Р» рыбёшку -
Лучше всех её… молчит.

Логопедический стишок №8

Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить -
«Р» поможет мне учить.

Логопедический стишок №9

На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!

Логопедический стишок №10

Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.

(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», Рассчитаться по порядку!»)

Логопедический стишок №11

Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.

Логопедический стишок №12

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.

Логопедический стишок №13

Вчерашний град
Повредил виноград.

Логопедический стишок №14

Редиску в окрошку
Режет Серёжка.

Логопедический стишок №15

А в подарке у Марины
Три огромных мандарина.

Логопедический стишок №16

Тигр и рысь - родня для киски,
Репа, редька - для редиски.

Логопедический стишок №17

Артур на портрете
В бордовом берете.

Логопедический стишок №18

У крысы в норке
Сырные корки.

Логопедический стишок №19

Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.

Логопедический стишок №20

Рожь яровая -
Культура зерновая.

Логопедический стишок №21

У принцессы у Арины
На кровати три перины.

Логопедический стишок №22

Поздравили мы Иру
По радиоэфиру.

Логопедический стишок №23

Папиросы, сигареты
Для ребят всех под запретом.

Логопедический стишок №24

Прорубь в пруду –
Рыбачить приду.

Логопедический стишок №25

Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка - топором.

Логопедический стишок №26

Шофёр спозаранку
Крутит «баранку».

Логопедический стишок №27

Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.

Логопедический стишок №28

Радиоконструктор
Придумал репродуктор.

Логопедический стишок №29

Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу!

Логопедический стишок №30

На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными.

Логопедический стишок №31

Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады.

Логопедический стишок №32

Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.

Логопедический стишок №33

Приобрёл Артур
В Европу тур.

Логопедический стишок №34

Прохор и Варвара –
Прекрасная пара.

Логопедический стишок №35

Гарантировал повар в трактире
Макароны на гарнир Ире.

Логопедический стишок №36

А в руках у детворы
Разноцветные шары.

Логопедический стишок №37

Стар ворон репертуар:
Утром, вечером – всё КАРРР!

Логопедический стишок №38

В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.

Логопедический стишок №39

Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)
Нужно его скорлупу раскусить.

Логопедический стишок №40

Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)
Как будто острыми резцами.

Логопедический стишок №41

Ананасы на сосне
Света видела во сне.

Логопедический стишок №42

Логопедический стишок №43

Гусь искупался,
Но сух остался.

Логопедический стишок №44

В саду средь ветвей
Свистит соловей.

Логопедический стишок №45

Я старалась, я старалась -
За посылку расписалась.

Логопедический стишок №46

С осины осенней (С, Л)
Слетел лист последний.

Логопедический стишок №47

Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию,
По согласованию. (По А. Усачёву)

Логопедический стишок №48

Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.

Логопедический стишок №49

Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.

Логопедический стишок №50

Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.

Логопедический стишок №51

С липкой липы липкий мёд
Пчёлка лакомкам даёт.

Логопедический стишок №52

На Земле корабли приземляются,
На Луне луноход прилуняется.

Логопедический стишок №53

Съел Филимон
С улыбкой лимон.

Логопедический стишок №54

Коля и две Оли
В поле лук пололи.

Логопедический стишок №55

В палисаднике у Лили
Лейкой лилии полили.

Логопедический стишок №56

Колючки для верблюда –
Любимое блюдо.

Логопедический стишок №57

Улитка открыла калитку. (Л, Р)
Манят просторы улитку.

Логопедический стишок №58

Улитка – пирамидка (Л, Р)
Ползёт не прытко.

Логопедический стишок №59

У крокодилёнка родители – (Л, Р)
Крокодители.

Логопедический стишок №60

Лепим, красим, вырезаем, (Л, Р)
Дружно ёлку наряжаем.

Логопедический стишок №61

Серебрятся в небе крылья (Л, Р)
Самолётов эскадрильи.

Логопедический стишок №62

Ушла гроза за горизонт -
Закрыла Зоя сразу зонт.

Логопедический стишок №63

Наказала коза козла,
Ради пользы, а не со зла. (по В. Бахревскому)

Логопедический стишок №64

Женя Жанну обожает,
Женя Жанне подражает.

Логопедический стишок №65

Чем же, Женя, ёж на ужа похож?
- А в уже и еже есть по букве «Ж»!

Логопедический стишок №66

Женя Жанне удружил:
Жвачку трижды одолжил.

Логопедический стишок №67

Мужа жена
Обожать должна.

Логопедический стишок №68

У Дашиной кошки
В шёрстке блошки.

Логопедический стишок №69

Маша - малышка,
У Маши пустышка.

Логопедический стишок №70

Сшили штанишки
Плюшевому мишке.
На штанах кармашки,
На кармашках – пряж[ш]ки.

Логопедический стишок №71

Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат.
Тише, кот сюда спешит!
Шмыг - и в школе ни души. (Т. Крюкова)

Логопедический стишок №72

Шерсть в кудряшках (Ш, Р)
У… барашка.

Логопедический стишок №73

В школу цифра шесть зовёт, (Ш, Ж)
Шестилеток школа ждёт.

Логопедический стишок №74

Хороши игрушки Лёши: (Ш, Р, Л)
Чебурашка, мишка, лошадь.

Логопедический стишок №75

Мышка в подполе шуршит, (Ш, Ж)
Кошка мышку сторожит.

Логопедический стишок №76

Я щепки и чурку
Подброшу в печурку.

Логопедический стишок №77

Рыбачку вот на крючок
Есть отличный червячок.

Логопедический стишок №78

Нас «огорчили»
Перчики чили.

Логопедический стишок №79

Плачет Дина, плачет Дина.
В чём причина? В чём причина?
Мамочкину дочку
Ущипнули в щёчку.

Логопедический стишок №80

Дал водички на чаёк
Нам журчащий ручеёк.

Логопедический стишок №81

Калачи из печи
Очень-очень горячи.

Логопедический стишок №82

Необычно, непривычно:
Получил внучок «отлично»!

Логопедический стишок №83

Четыре Анюточки
Прокричали суточки.
Прокричали суточки,
Не устав ни чуточки.

Логопедический стишок №84

Ученик ворчит беззвучно -
Ах, учителю как скучно.

Логопедический стишок №85

Увеличили зрачки
Очень новые очки.

Логопедический стишок №86

Пчёлка на цветочке,
Цветочек в горшочке.
Цветочки пахучие,
Пчёлка кусучая.

Логопедический стишок №87

Блинчик на тарелочке
Для Любочки девочки.

Логопедический стишок №88

На пиджачке значок,
На значке жучок.

Логопедический стишок №89

Сверчок в ночи
Сверчит у печи.

Логопедический стишок №90

Грибочки на пенёчке,
Огурчики в бочке.

Логопедический стишок №91

На веточке птички,
В лесочке лисички.

Логопедический стишок №92

В стаканчике водичка,
В коробочке спичка.

Логопедический стишок №93

На ёлочке иголочки,
На булочке корочки.

Логопедический стишок №94

Ключики в замочке,
В ботиночке шнурочки.

Логопедический стишок №95

Уголёчки в печке,
А песочек в речке.

Логопедический стишок №96

Часики точные,
Яблочки сочные.

Логопедический стишок №97

Мячик прыгучий,
Цветочек пахучий.

Логопедический стишок №98

Тучка мрачная,
Крылечко дачное.

Логопедический стишок №100

На чайничке крышечка, (Ч, Ш)
На крышечке шишечка.
Ручечкой за шишечку
Поднимаем крышечку.

10 условий успеха

Перед тем как начинать учить с малышом полезные стихи, обязательно нужно запомнить 10 правил, которые помогут справиться с задачей. Общение с ребенком имеет свои особенности, и подарить крохе хорошую речь удается лишь тем родителям, которые с готовностью обретают нужные знания. Первые занятия должны занимать не более 2-3 минут. Постепенно увеличивайте продолжительность урока (максимально — до 15-20 минут). Количество занятий – 2-3 раза в день. Специалисты советуют проводить их после завтрака и после дневного сна. Занимайтесь понемногу, но часто – выполнение одного и того же упражнения формирует навык. Чтобы малыш не утратил интереса к стишку, можете незначительно менять текст. Учите дитя в специально отведенном месте, где ничего не отвлекает, подкрепляйте объяснения наглядным материалом и собственным примером. Игровая форма занятий обязательна. Чтобы заинтересовать чадо, используйте мимику, жесты (покажи, как ворона летает, как кошечка умывается), шутки, смех, тематические уроки (о временах года, животных, погоде и т. д.). По большому счету, любой стишок можно превратить в логопедическую распевку. Если малыш сам вспомнит какое-то из упражнений, поддержите его инициативу. Хвалите ученика даже за небольшие достижения. Акцентируйте внимание на том, что ребенок делает правильно, а не на ошибках. Будьте союзником маленького члена семьи. Если у него упорно что-то не получается, улыбнитесь и вместе выясните, «почему язычок такой непослушный» и как это исправить. Не заставляйте ребенка заниматься. Отмените урок, если сын или доченька чувствует себя недостаточно хорошо. А если исчезло желание учиться, найдите, в чем причина потери интереса, и устраните ее. Не отчаивайтесь, если результаты не видны. Поговорите с логопедом, чтобы понять, в чем ваша недоработка.

«Лечебные» стихотворения

Для детей 4-5 лет подойдут следующие логопедические стишки.
Еж с ежонком и ежихой Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума: У ежей иголок тьма!

Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дома Дедушке седому.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кушать хочется, но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет — может миска приползет?..

Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.

Как-то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А ее все нет и нет.
Наконец сороконожка Появилась у стола.
— Опоздала я немножко, Еле-еле приползла.
Ведь такое невезенье, Как же мне не опоздать?
Там у входа объявленье: «Просьба ноги вытирать!»

— Кра! — кричит ворона. — Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано! Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку!
— Стой, ворона, не кричи! Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана! У тебя ведь нет кармана!
— Как! — подпрыгнула ворона И моргнула удивленно.
— Чтож вы раньше не сказали?! Каррраул! Карррман укрррали!

К Чебурашке в чашку Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка Вытащил букашку,
Положил букашку Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.

Эти весёлые стишки помогут разбудить у ваших детей желание совершенствовать своё произношение! Логопедические стишки, логопедические частушки, логопедические песенки.

Звук Ш

Логопедический стишок № 1

К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.

Звук Л

Логопедический стишок №2

Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал и зевал…
И случайно осел проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул -
И спокойно уснул.

Звук Р

Логопедический стишок №3

Злые крысы
Грызли крышу,
Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.
Хрюша - поросенок
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
- подавайте мне урюк!
Поросенок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!

Звуки С Ц

Логопедический стишок №4

Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!

С детьми 5-6 лет можно петь с чередованием парных согласных: С - З Ш - Ж Р - Л Г - К

Логопедический стишок №5

СЫ - ЗЫ СЫ - ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ
СЕ - ЗЕ СЕ - ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.
РИ - ЛИ РИ - ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д.
ША - ЖА ША - ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.

ЩЕ-ЧЕ ЩЕ - ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.
ЖИ - ШИ ЖИ - ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д.
ЗУ - СУ ЗУ - СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.
ЛА - РА ЛА - РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д.

Чередование согласных П - Б:

ПУ - БУ - ПУ - БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,
ПА - БА ПА - БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.
ПЫ - БЫ ПЫ - БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,
ПЕ - БЕ ПЕ - БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.

Чередование согласных Т - Д:

ТЫ - ДЫ ТЫ - ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.
ТЕ - ДЕ ТЕ - ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.
ТУ - ДУ ТУ - ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.
ТИ - ДИ ТИ - ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.

Логопедический стишок №6

Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов -
Эта каша-то из слов!

Логопедический стишок №7

Любит буква «Р» тигрёнка -
С детства он её рычит.
Любит буква «Р» рыбёшку -
Лучше всех её ... молчит.

Логопедический стишок №8

Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить -
«Р» поможет мне учить.

Логопедический стишок №9

На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!

Логопедический стишок №10

Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», Рассчитаться по порядку!»)

Логопедический стишок №11

Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.

Логопедический стишок №12

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими... язычками.

Логопедический стишок №13

Вчерашний град
Повредил виноград.

Логопедический стишок №14

Редиску в окрошку

Режет Серёжка.

Логопедический стишок №15

А в подарке у Марины
Три огромных мандарина.

Логопедический стишок №16

Тигр и рысь - родня для киски,
Репа, редька - для редиски.

Логопедический стишок №17

Артур на портрете
В бордовом берете.

Логопедический стишок №18

У крысы в норке
Сырные корки.

Логопедический стишок №19

Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.

Логопедический стишок №20

Рожь яровая -
Культура зерновая.

Логопедический стишок №21

У принцессы у Арины
На кровати три перины.

Логопедический стишок №22

Поздравили мы Иру
По радиоэфиру.

Логопедический стишок №23

Папиросы, сигареты
Для ребят всех под запретом.

Логопедический стишок №24

Прорубь в пруду -
Рыбачить приду.

Логопедический стишок №25

Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка - топором.

Логопедический стишок №26

Шофёр спозаранку
Крутит «баранку».

Логопедический стишок №27

Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.

Логопедический стишок №28

Радиоконструктор
Придумал репродуктор.

Логопедический стишок №29

Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу!

Логопедический стишок №30

На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными.

Логопедический стишок №31

Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады.

Логопедический стишок №32

Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.

Логопедический стишок №33

Приобрёл Артур
В Европу тур.

Логопедический стишок №34

Прохор и Варвара -
Прекрасная пара.

Логопедический стишок №35

Гарантировал повар в трактире
Макароны на гарнир Ире.

Логопедический стишок №36

А в руках у детворы
Разноцветные шары.

Логопедический стишок №37
Стар ворон репертуар:
Утром, вечером - всё КАРРР!

Логопедический стишок №38

В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари -
Очень вкусные угри.

Логопедический стишок №39

Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)
Нужно его скорлупу раскусить.

Логопедический стишок №40

Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)
Как будто острыми резцами.

Логопедический стишок №41

Ананасы на сосне
Света видела во сне.

Логопедический стишок №42

Логопедический стишок №43

Гусь искупался,
Но сух остался.

Логопедический стишок №44

В саду средь ветвей
Свистит соловей.

Логопедический стишок №45

Я старалась, я старалась -
За посылку расписалась.

Логопедический стишок №46

С осины осенней (С, Л)
Слетел лист последний.

Логопедический стишок №47

Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию, **
По согласованию. (По А. Усачёву)

Логопедический стишок №48

Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.

Логопедический стишок №49

Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.

Логопедический стишок №50

Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.

Логопедический стишок №51

С липкой липы липкий мёд
Пчёлка лакомкам даёт.

Логопедический стишок №52

На Земле корабли приземляются,

На Луне луноход прилуняется.

Логопедический стишок №53

Съел Филимон
С улыбкой лимон.

Логопедический стишок №54

Коля и две Оли

В поле лук пололи.

Логопедический стишок №55

В палисаднике у Лили

Лейкой лилии полили.

Логопедический стишок №56

Колючки для верблюда -

Любимое блюдо.

Логопедический стишок №57

Улитка открыла калитку. (Л, Р)

Манят просторы улитку.

Логопедический стишок №58

Улитка - пирамидка (Л, Р)

Ползёт не прытко.

Логопедический стишок №59

У крокодилёнка родители - (Л, Р)

Крокодители.

Логопедический стишок №60

Лепим, красим, вырезаем, (Л, Р)

Дружно ёлку наряжаем.

Логопедический стишок №61

Серебрятся в небе крылья (Л, Р)

Самолётов эскадрильи.

Логопедический стишок №62

Ушла гроза за горизонт -

Закрыла Зоя сразу зонт.

Логопедический стишок №63

Наказала коза козла,

Ради пользы, а не со зла. (по В. Бахревскому)

Логопедический стишок №64

Женя Жанну обожает,

Женя Жанне подражает.

Логопедический стишок №65

Чем же, Женя, ёж на ужа похож?

А в уже и еже есть по букве «Ж»!

Логопедический стишок №66

Женя Жанне удружил:

Жвачку трижды одолжил.

Логопедический стишок №67

Мужа жена

Обожать должна.

Логопедический стишок №68

У Дашиной кошки

В шёрстке блошки.

Логопедический стишок №69

Маша - малышка,

У Маши пустышка.

Логопедический стишок №70

Сшили штанишки

Плюшевому мишке.

На штанах кармашки,

На кармашках - пряж[ш]ки.

Логопедический стишок №71

Шесть мышат шагают в школу,

Шаловливых и весёлых.

На уроках шесть мышат

Шелестят, шумят, шуршат.

Тише, кот сюда спешит!

Шмыг - и в школе ни души. (Т. Крюкова)

Логопедический стишок №72

Шерсть в кудряшках (Ш, Р)

У... барашка.

Логопедический стишок №73

В школу цифра шесть зовёт, (Ш, Ж)

Шестилеток школа ждёт.

Логопедический стишок №74

Хороши игрушки Лёши: (Ш, Р, Л)

Чебурашка, мишка, лошадь.

Логопедический стишок №75

Мышка в подполе шуршит, (Ш, Ж)

Кошка мышку сторожит.

Логопедический стишок №76

Я щепки и чурку

Подброшу в печурку.

Логопедический стишок №77

Рыбачку вот на крючок

Есть отличный червячок.

Логопедический стишок №78

Нас «огорчили»

Перчики чили.

Логопедический стишок №79

Плачет Дина, плачет Дина.

В чём причина? В чём причина?

Мамочкину дочку

Ущипнули в щёчку.

Логопедический стишок №80

Дал водички на чаёк

Нам журчащий ручеёк.

Логопедический стишок №81

Калачи из печи

Очень-очень горячи.

Логопедический стишок №82

Необычно, непривычно:

Получил внучок «отлично»!

Логопедический стишок №83

Четыре Анюточки

Прокричали суточки.

Прокричали суточки,

Не устав ни чуточки.

Логопедический стишок №84

Ученик ворчит беззвучно -

Ах, учителю как скучно.

Логопедический стишок №85

Увеличили зрачки

Очень новые очки.

Логопедический стишок №86

Пчёлка на цветочке,

Цветочек в горшочке.

Цветочки пахучие,

Пчёлка кусучая.

Логопедический стишок №87

Блинчик на тарелочке

Для Любочки девочки.

Логопедический стишок №88

На пиджачке значок,

На значке жучок.

Логопедический стишок №89

Сверчок в ночи

Сверчит у печи.

Логопедический стишок №90

Грибочки на пенёчке,

Огурчики в бочке.

Логопедический стишок №91

На веточке птички,

В лесочке лисички.

Логопедический стишок №92

В стаканчике водичка,

В коробочке спичка.

Логопедический стишок №93

На ёлочке иголочки,

На булочке корочки.

Логопедический стишок №94

Ключики в замочке,

В ботиночке шнурочки.

Логопедический стишок №95

Уголёчки в печке,

А песочек в речке.

Логопедический стишок №96

Часики точные,

Яблочки сочные.

Логопедический стишок №97

Мячик прыгучий,

Цветочек пахучий.

Логопедический стишок №98

Тучка мрачная,

Крылечко дачное.

Логопедический стишок №99

Дружочек закадычный.

Логопедический стишок №100

На чайничке крышечка, (Ч, Ш)

На крышечке шишечка.

Ручечкой за шишечку

Поднимаем крышечку.

Логопедический стишок №101

Меч о щит, (Ч, Щ)

Щит трещит.

Логопедический стишок №102

Хочу - ворчу,

Хочу - шучу.

Хочу - кричу,

Хочу - шепчу.

Хочу - трещу,

Хочу - свищу.

Так ЧУ и ЩУ

Весь день учу.

Логопедический стишок №103

На шесте дворец,

Во дворце певец. (Загадка, скворец)

Логопедический стишок №104

Целиком вся Турция

Есть в цветке... (настурция)

Логопедический стишок №105

На крыльце дворца (Ц, Р-Л)

Три царских лица.

Логопедический стишок №106

У Ивана два дивана.

У Вовы две двойки снова.

Логопедический стишок №107

Ветви ива свесила красиво.

Логопедический стишок №108

К васильку василёк -

И у Вали венок.

Логопедический стишок №109

Генка и Галка

Играют в догонялки.

Гения гены

У Гунина Гены.

Логопедический стишок №110

Быку букет

Будет... на обед.

Логопедический стишок №111

Фигура Глафиры (Г, Ф, Р)
Кругла от зефира.

Логопедический стишок №112

ДЯТЕЛ
Дятел
Дерево
Долбит,
День-деньской кору дробит.
Дятел лечит
Древний дуб,
Добрый дятел
Дубу люб.

Логопедический стишок №113

Енот не станет есть, пока

Его еда не мыта.

Ему помощница - река:

Енот в воде у бережка

Еду полощет, трет слегка,

А после ест досыта.

Логопедический стишок №114

ЁЖ-ДРАЧУН

Угрожает ёж ежу:

На лопатки положу!..

Уважать ежа ежу бы -

Пожалеть глажа и жубы.

Логопедический стишок №115

ЛИНЬ И ЯЗЬ

Жили-были линь и язь -

Жили в иле, не ленясь.

В ясли язь возил язят,

Линь линят - в интернат.

Логопедический стишок №115

Яйцо рифмуется с лицом,

И это неспроста:

В них много-много общего,

К примеру, круглота.

И если курочка горда

Сияющим яйцом,

Она взлетает на крыльцо

С сияющим лицом.

Рифмуются компот и кот.

И это не случайно:

Сокрыт в компоте сухофрукт,

В котах сокрыта тайна.

Но все же очень вас прошу,

Чтоб избежать промашки,

В кастрюлях не держать котов,

Не разливать их в чашки.

Да, кстати, надо уделить

Внимание и кошкам,

Хотя они на первый взгляд

Рифмуются с окошком.

Не надо кошку протирать

До блеска мягкой тряпкой!-

Она умоется сама

Язычком и лапкой.

Логопедический стишок №115

Разные радости, сколько от вас радости!

Радуюсь лету,

Резвому ветру,

Раннему утру,

Росе перламутровой,

Рогатой улитке,

Раскрытой калитке…

Радуюсь малости -

Растут мои радости.

Логопедический стишок №116

Жук жужжит в цветке.

Жаба дремлет в лопухе.Ждет тропинка поворота, чтобы спрятаться в лесу.

Ждут луга ночной прохлады,

Жарко, но все солнцу рады.

Желтый лютик пьет росу.

Логопедический стишок №117

Сорок сорок

Для своих сорочат

Сорок сорочек

Не ссорясь строчат.

Сорок сорочек

Прострочены в срок -

Сразу поссорились

Сорок сорок.

Логопедический стишок №118

ЗМЕЯ И ЗАЯЦ

Злая змея заметила зайца,

Змея зеленая знай забавляется,

Забыл зайчишка законы зла,

Забыл, зачем здесь змея залегла.

Логопедический стишок №119

СЧИТАЛКА ПРО ГРЕКОВ

Раз, два, три, четыре, пять:

Вышли греки погулять:

Андросфены, Алексиды,

Агафоны, Аристиды,

Антипатры, Антиохи,

Антигоны, Антилохи,

Архимон и Архелай.

Сколько греков? Сосчитай!

Логопедический стишок №120

ИГРА СЛОВ

В реку рукой

Метал металл.

Нагой ногой

Пинал пенал.

Логопедический стишок №121

ПЛАКАТЬ ПОГОДИМ

Плакать погодим:

Боли переборем,

Горе объегорим,

Беды - победим.

Прочь поворотим

Прочие печали.

Вначале -

Плакать погодим…

Логопедический стишок №122

На реке - камыши

Разыгрались там ерши:

Круг - постарше,

Круг - помладше,

И совсем малыши!

Логопедический стишок №123

Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок:

Там растаял снежок,

Заливает лужок.

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки!

Логопедический стишок №124

Заяц Егорка

Свалился в озерко.

Под горку!

Спасайте

Логопедический стишок №125

Волк-волчок

Шерстяной бочок,

Через ельник бежал

В можжевельник попал.

Зацепился хвостом

Ночевал под кустом.

Логопедический стишок №126

Котасик Михасик свалился с сосны.

И снятся котасику грустные сны.

Всегда неизменно в конце этих снов

Он видит себя без хвоста и усов.

Но если не спит - он с хвостом и усами.

Найдете его - и увидите сами.

Логопедический стишок №127

Музыка, музыка к нам из магазина!

Музыку, музыку, музыку везут!

В детский сад сегодня едет пианино.

Пусть в весенний праздник дети попоют.

Логопедический стишок №128

На замке в буфете ваза.

В ней нарезан ананас.

От меня убрали сразу.

Только зря. Ведь эту вазу

Не разбил же я ни разу,

Хоть и лазил много раз.

Логопедический стишок №129

Вот такой несносный чижик!

Не читает чудных книжек.

Научить его хочу, но никак не научу.

Скачет он и днем и ночью,

И о чашку клювик точит.

Ну и чиж! Такой чудак!

Я учусь, а он никак.

Логопедический стишок №130

Наша кошка, кашка Машка,-

Шаловливая коташка.

Лишь куда-нибудь вбежит,

Все там переворошит.

Оживают вмиг у Машки

И катушки, и бумажки.

Будто бы спешит под шкаф.

Вот такой у Машки нрав.

Ну, а если там мышата -

Кошки нет, ушла куда-то.

Как мышонок там шуршит,

Кошка к шкафу не бежит.

Уж не нужен шкаф коташке.

Видно, жалко мышку Машке.

Логопедический стишок №131

В магазине Валеньке

Покупают валенки.

Маленькие валенки

До чего ж милы!

Но надела валенки

Маленькая Валенька -

Оказались валенки

На нее малы!

Логопедический стишок №132

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти косонька до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Дочка маму слушайся!

Для Алины и для Кольки. В можжевельник попал.

Налью в чашечку котенку (1)
Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке (2)
Молочко язычком.
Служит ложечкой котенку (1)
Язычок, язычок.
И дрожит хвостик тонкий,
И вздыхает бочок.
А когда закончит ужин
Наш усатый чудак,
Зная, что быть чистым нужно,
Умывается так:
Он оближет свои губки, (3)
А потом - еще раз,
Чисто вымоет шубку (4)
Язычком, а подчас
Лапой мордочку моет -
Как мочалкой скоблит.
"Мурр!" - мне скажет с любовью:
"Все, спасибо: я сыт! "

(1) - "Чашечка": рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
(2) - "Котенок": имитируем движения язычка котенка - "захватываем язычком молочко и отправляем его в рот".
(3): облизываем по кругу губы.
(4): имитируем вылизывание котенком шерстки.

Наварила Катя кашки:
Подставляйте, куклы, чашки!
Чашка - Саше, чашка - Маше, (1)
Эта чашечка - Наташе
И пол-чашки - Валеньке,
Кукле самой маленькой.
Эта - зайке, эта - мишке,
Буратино-шалунишке.
Буратино, сядь, как взрослый! (2)
Кушай ложкой, а не носом!
Кто все быстро сможет скушать,
Тот пирог получит с грушей.
Ну-ка, быстро взяли ложки! (3)
Быстро съели все до крошки!

(1) - "Чашечка".
(2) - "Ложечка": язычок становится более узким и длинным.
(3): широко открываем и закрываем рот).

Еле маленький грибок
Через мох пробиться смог.
Целый день он подрастал,
К вечеру огромным стал.
Нас увидев, удивился,
И, подумав, поклонился:
Шляпку снял и выгнул спинку:
- Не возьмете ли в корзинку?!

Упражнение "Грибок": язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.

А теперь - смотри, смотри -
Мы с тобой - богатыри:
Рухнул старый-старый дом -
Мы поднимем крышу в нем.

Упражнение "Грибок".

Ветер в трубочку свернул
Листик, в дудочку подул:
Песенка - дыханье ветра -
Зазвенела... где-то, где-то,
Там, за синими лесами
Обернулась парусами.
Морской ветер - старший брат -
Этой песенке так рад! -
Щеки надувает,
Парус наполняет:
Облака-кораблики -
Белые журавлики -
Снова за леса плывут -
С моря дождики везут.

Упражнение: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.

Эй, зайчонок, серый зайка,
Мне сыграй на балалайке!
Подыграй, а я спою
Песню лучшую мою!

Зайка серый разыгрался,
Зайка очень постарался,
Балалаечка звенела,
Белка рыженькая пела.

Ты устал? Ну, отдохни
И опять играть начни.
Молодчина, зайка!
Вот так балалайка!

Упражнение "Балалайка": напряженную верхнюю губу раздражаем языком.

Кто в лесу стучит, стучит?
- Дятел дерево долбит:
- Д-д-д-д-д-д-ды,
Нелегки мои труды:
Я не просто так стучу -
Это дерево лечу:
Под корой - жучков ходы,
Д-д-д-д-д-д-ды.

Упражнение "Дятел": "выбиваем" звук "Д" кончиком язычка на верхних альвеолах.

Гусь поспорил с индюком:
"Птичник, чей же это дом?"
Гусь шипит: "Да ты малыш!
Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!"
А индюк: "Бл-бл-бл-бла!
У тебя нет ни кола!
Всем понятно: птичник - мой!
Я иду к себе домой!"
Воробьи взлетают с крыш,
Испугавшись: "Ш-ш-ш!"
И бегут на край села
Уточки от "Бл-бл-бла!"...
Ты пугать умеешь, друг,
И как гусь, и как индюк?
Нас немного посмеши:
Двух задир нам покажи!

Упражнение "Гусь": шипим - дуем на язык, подняв его к небу.
Упражнение "Индюк": широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося: "Бл-бл-бл".

Львенок учится рычать,
Очень хочет "Рррр!" сказать.
Мордочку свою задрав,
Хочет - "Рррр!", выходит: "Мяв!"

Как он стать львом грозным сможет?
Мы с тобой ему поможем!
Трактор - синий богатырь -
Как мотор заводит? - Тррр!

Молния сверкает! Гром!
Мы его не пустим в дом -
Крыша прочная! Нет дыр!
Пусть себе ворчит: - Гррр! Грррр!

Берег речки. Гладь воды.
Слышно катер: "Ды-ды-ды".
Вот подходит пассажир -
Катерок взревет: "Дрррр! Дрррр!"

Львенок маленький старался,
Львенок долго упражнялся.
Он, как папа, на весь мир
Скажет громко, звонко: "Ррррр!"

Учимся "рычать": тренируемся произносить "Р".

Как-то раз решил свой домик
Привести в порядок гномик:
Краску, кисточку нашел -
Потолок белить пошел.
Кисточка: назад - вперед, - (1)
Еще краску гном берет,
Красит вновь: вперед - назад.
Как красиво! Гномик рад.

Он теперь сушеной тиной (2) (на верхних зубах)
Выметает паутину
И в углу, и на комоде:
- Пауки пусть в сад уходят!
Сверху - все. Спускаюсь вниз.
Ну, грязюка, берегись!

Гномик, стоя на коленках, (2) (на нижних зубах)
- Влево-вправо! - моет стенку:
- Вправо-влево! - вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!

Положил половичок (3)
На забор наш старичок:
- Пыль стряхну с него раз пять -
На пол постелю опять.

Вымыт пол. Приятно в доме.
И решил усталый гномик:
- Заслужил я угощенье -
Чай малиновый. С вареньем!

(1): широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба.
(2): языком чистим зубы изнутри влево-вправо.
(3): широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок - снова расстелить на губе широкий ("стряхиваем пыль").

Во дворе стоят качели.
Вы качались? В самом деле?
Ну-ка, заинька, садись:
Вверх-вниз, вверх-вниз!

Вот лисичка:
- Стойте! Дайте!
Меня тоже покачайте!
Что ж, исполним твой каприз:
Вверх-вниз, вверх-вниз!

Ох, качели косолапый
Останавливает лапой:
- Я качаюсь! Берегись!
Вверх-вниз, вверх-вниз!

Упражнение "Качели": язык движется вверх-вниз.

Едет к бабушке Егорка: (1)
Забирается на горку, (2)
После горки - вновь низина. (3)
Речка... Мостик выгнул спину. (2)
Дальше ровная дорожка. (3)
Брызнул дождь - чуть-чуть, немножко.
В небе радуга проснулась,
Над дорожкой изогнулась. (2)

(1): улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам.
(2): выгнуть "спинку" языка.
(3): опустить язычок.

Серый волк под старой елкой
Два часа зубами щелкал.
Широко рот открывал,
Но зайчишку не поймал.

Упражнение "Крокодил": широко открываем и закрываем рот.

Слоненок и зебра

В зоопарке жарко-жарко.
Как слоненку зебру жалко! -
Солнце жарит целый день,
Бесполезна даже тень.
Бедной зебре очень плохо!
Только слон не будет охать:
В пруд свой хобот опускает - (1)
Воду до-о-олго набирает.
Хобот - вверх: теперь дуть надо. (2)
- Дождь! - ах, как же зебра рада!

(1): имитировать всасывание воды через тонкую трубочку.
(2): вытянуть губы вперед трубочкой и дуть.

У медведя нет корзины - (1)
Собирает в рот малину. (2)

(1): рот широко открыть и закрыть.
(2): плотно сжать губы.

Не наживка - без крючка
Рыбке дали червячка.
Рыбка радуется: "О-о-о!
Я, пожалуй, съем его!"

Упражнение "Рыбка": округляем губы, делаем захватывающее движение губами.

Слоненок

Посмотрите на слоненка:
Хобот длинный у ребенка!
- А я так умею тоже! -
Маме говорит Сережа.
Губы трубочкой свернул
И вперед как потянул!
- Посмотрите, как хорош! -
Я на слоника похож!

Упражнение "Хоботок": сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.

Бурундук

Бурундук, нас встретив, в спешке
Прячет за щекой орешки -
Щечка стала, словно мяч!
- Покажи, что там, не прячь!
Злится бурундук в ответ:
- Ничего за щечкой нет -
Видишь, тонкая какая.
- Видим - круглая другая.
Ты в секрете не держи -
Что за щечкой? Покажи!
- И за этой пусто тоже! -
Бурундук всерьез встревожен,
Он орешки взад-вперед
Перекатывает: - Вот!
Здесь их нет, и здесь их нет!
Мы достали свой обед:
- Не тревожься и не злись!
На морковку - угостись!
Мы пойдем - нас ждет медвежка...
- Эй, ребята! Там - орешки.

Упражнение "Перекатываем орешки": язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко.

Сбоку - дорожка, а в центре - лужок.
Маленький пони, мой добрый дружок,
Снова и снова катает ребят:
Слышишь, копыта стучат и стучат.

Раз поиграть он со мною не может,
Стану как будто лошадкою тоже:
Словно копыта, звучит язычок:
- Цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок!

Упражнение "Лошадка": улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.

Леденец от щечки к щечке
Перекатывает дочка.
Не спешит, не разгрызает:
Пусть подольше он не тает!

Упражнение "Перекатываем орешки".

Мы с тобой когда проснемся,
Сразу солнцу улыбнемся!

Упражнение "Улыбка": удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.

Мы посадим лук и репку
И забор поставим крепкий. (1)
В нем калитку сделать надо - (2)
Мы гостям хорошим рады!

(1) - "Заборчик": губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны 2 ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе; 2) "воротца": то же, но зубки разомкнуть, удерживая губы в хорошей улыбке)

Круглый бублик получаю
Я всегда на завтрак к чаю.

Упражнение "Бублик": зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.

Вот - забор, а в нем - дыра,
Я за ней смотрел вчера:
В детский сад детей ведут -
Все через дыру идут:
Вот влезают за забор
Тетя Света и Егор,
Дядя Федя и двойняшки,
Вот - Борис с сестрой Наташкой,
Тащит Димку баба Галя,
Пыхтит повар тетя Валя.
Тете Вале нелегко:
На тележке - молоко.
Пролезают: "Ох!" да "Ах!"...
А калитка - в двух шагах!

Чередование упражнений "Бублик" и "Заборчик".

Кролик - беленький пушок,
Поиграй со мной, дружок!

Упражнение "Кролик": зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

А теперь на две минутки
Станем мы с тобой как утки:
Губы вытянем вперед -
Станет плоским клювом рот.

(Упражнение "Уточка": вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

Дам лошадке я картошку:
- На, полакомись немножко!
- Фрр! - лошадка недовольна.
- Лучше хлеб дай черный с солью!

Упражнение "Недовольная лошадка": поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Должен получиться звук, похожий на фырканье лошади.

Шар воздушный ярко-красный
На столе лежит напрасно.
Я его надую лучше:
Станет он большой, летучий!

Упражнение "Воздушный шар": надувать поочередно одну щеку, другую, обе щеки.

Чтобы зубки стали чище,
Каждый день их щеткой чищу.

Упражнение "Чистим зубы": рот закрыть; круговым движением языка обвести между губами и зубами.

Дети свинку угощают,
Свинкин носик выбирает:
Держит высоко Андрюша
Сладкую большую грушу.
Справа - рыженький Антошка
Предлагает ей картошку.
Может, у Катюшки шустрой -
Там, внизу, - забрать капусту?
Слева - с яблоками Лада.
Хрюшке что-то делать надо:
Ищет пятачок опять:
"Это выбрать? Это взять?"

Упражнение "Пятачок": вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Что-то рыбку испугает -
Рыбка щеки надувает: (1)
Мол, меня не трогай лучше! -
Я большая! И в колючках!
Как опасность миновала, (2)
Рыбка вновь худышкой стала.

(1): надуть щеки.
(2): втянуть щеки.

Мышка выглянет из норки -
Очень хочет сыра корку! -
Тут же прячется опять:
Рядом кошка - страшно взять!

Упражнение "Прятки": быстро высовывать язык прямо и тут же убирать его обратно в рот.

У меня сегодня - чудо-настроенье:
Бабушка сварила вкусное варенье. (1)
Я раз сто, наверное, губки оближу, (2)
А потом "спасибо" бабушке скажу.

(1) - "Вкусное варенье": облизать верхнюю губу справа налево, затем - слева направо.
(2): облизывать губы по кругу.

Улыбнись скорей, дружок!
А теперь, ребенок,
Покажи мне хоботок,
Словно ты - слоненок!

Пыльный и большой ковер
Положили на забор,
Выбиваем: "Та-та-та!"
Будет в доме чистота!

Упражнение: широко улыбаясь, кусаем широкий язычок, повторяя: "Та-та-та".

Как часы, заладим в такт:
- Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
- Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак:
- Тик-так! Тик-так!

Упражнение "Часики": приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.

Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.

Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем - нижнюю губу.

Открываем сумочку -
В сумке видим трубочку.

Чередуем упражнения "Улыбка" и "Хоботок".

Рыбка рыбке говорила:
- Я сегодня борщ сварила
Из ракушек и из ила,
Очень-очень вкусно было!

Рыбка рыбке отвечала:
- Ты, кума, не то сказала:
Это был не борщ, а щи -
Для борща траву ищи!

Упражнение "Рыбки разговаривают": хлопаем губами друг о друга.

Стихи для развития речи

Кар - кра - кра! Все вглубь двора!
Драка началась с утра!
Два задиры-петуха
Перья рвут и мнут бока:
- А я лучше всех украшен!
- Я как радуга раскрашен!
Драка из-за красоты...
В клочья крылья и хвосты!...
И в хвостах остались - кра! -
Только пух и два пера!

Розовый грустит щенок:
"Я бы быстро бегать смог,
Кошек прогонять, рычать...
Как мне настоящим стать?"

Сразу сорок семь сорок
Прилетели на урок:
Тараторили, галдели...
Что понять они сумели?

Слышишь, ручеек журчит?
Он торопится, спешит
К речке быстрой, говорливой,
Где живут рачки и рыбы.

Дождь: "Трам-трам," - стучал по крышам.
Дробь дождя Егор услышал -
Старый барабан достал,
Тоже барабанить стал.

Расскажи, сестра Маринка,
Что стрекочет у тропинки?
Кто заводит разговорчик?
Может, затрещал моторчик?
Может, трактор у букашек -
Они в травах поле пашут?
Может, стража у находки -
Страшный жук шумит трещоткой?
Может...
- Милый человечек,
Так скрипит крылом кузнечик...

Посмотри, посмотри:
Ярче утренней зари,
Ярче солнца ясного
Птичек грудки красные!

На рябину сели гости -
Словно ягод ярких грозди
Загорелись там и тут...
- Как, красавцы, вас зовут?

Мы - любимцы Дед Мороза,
Снег нам - радость, не угроза.
Холод, бодрость подари! -
Любят зиму снегири.

Застучали топоры:
- Мы остры и мы быстры:
Рядом с этим крошкой - домом
Завтра вырастут хоромы.

Спорил с полем старый бор:
"Разве гордость - ширь, простор?
Грибов море, ягод горсти -
Торопитесь, люди, в гости!"
Проворчало горько поле:
"Говор трав утихнет вскоре.
Снег запорошит просторы -
У зимы свои узоры.
Вот ручьев проснется хор -
Мы весной продолжим спор."

«Р/Л»

В январе смолил лис лыжи,
Куртку сшил, беретик рыжий,
И с утра - стрелой на горку,
Где растет осинник горький...
Куропатки вверх взлетают!
Хвост среди стволов мелькает!
- Караул! Беда! Кошмар!
В роще жар! Костер! Пожар!
-Ты, сорока, балаболка!

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту