Конспект урока "Степени сравнения наречий, их образование.". Как отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного


Степени сравнения имеют качественные прилагательные и наречия на -о, -в, образованные от них.
Прилагательное или наречие в форме сравнительной степени обозначает качество, присущее данному предмету или действию в большей степени, чем другим предметам или действиям.
Формы сравнительной степени образуются двумя способами:
  1. простым - при помощи суффиксов -ее (-ей) и -е: быстрый - быстро - быстрее (разг. быстрей), легкий - легко - легче; например: Как-то все дружней и строже, как-то все тебе дороже. И родней, чем час назад (Твард.); Меньше несешь - легче идешь (М.Г.);
  2. сложным - при помощи слов более, менее: более сильный, менее ловкий. В некоторых случаях формы сравнительной степени образуются от других корней: хороший - лучше, плохой - хуже.
Сложную сравнительную степень образуют все качественные прилагательные, простую - далеко не все прилагательные и наречия (жестокий - более жестокий, робкий - более робкий).
Сравнительная степень может иметь -приставку по-: поострее, потише.
Сравнительная степень наречия и сравнительная степень прилагательного различаются только в предложении: сравнительная степень наречия относится к глаголу и является обстоятельством, например: Длинней с горы ложится тень (Тютч.), а сравнительная степень прилагательного относится к существительному (или местоимению) и выступает в роли сказуемого или определения, например: Теперь душистей лес, пышнее тень ночная (Фет).
Примечания. 1. Отдельные прилагательные, а также наречия образуют формы сравнительной степени при помощи суффиксов -ее и -е: более, больше. Первые формы.чаще употребляются в книжной речи, а вторые - в разговорной, хотя иногда формы на -ее, наоборот, являются просторечными, нелитературными: бойчее, звончее. Литературные формы - бойче, звонче. Возможны образования с приставкой по-: побольше, позвонче. 2. При образовании форм сравнительной степени от прилагательных с основой на г, к, х, д, т, cm происходит чередование согласных: дорогой - дороже, далекий - дальше, глухой - глуше, молодой - моложе, богатый - богаче, просто - проще.
Превосходная степень указывает на самую высокую степень качества.
Простые формы превосходной степени прилагательных образуются при помощи суффиксов -ейш-, -айш-: сильный - сильнейший, тонкий - тончайший. Иногда с прибавлением приставок пре-, наи-: предлинный, наиталантливейший.
Сложные формы имеют дополнительные слова наиболее, самый или всех, всего: близкий - самый близкий, наиболее близкий; добрый - добрее всех; милый - милее всего. Сложные формы превосходной степени имеются у всех качественных прилагательных, зато простые возможны далеко не всегда. Не имеют простых форм, например, прилагательные узкий, усталый, боевой, дружеский и некоторые другие.
Наречия в форме превосходной степени крайне редки в употреблении и воспринимаются в современном русском языке как устаревшие: нижайше, покорнейше. Например: Строжайше б запретил я этим лицам на выстрел подъезжать к столицам (Гр.).
Упражнение 414. Образуйте простую сравнительную степень от следующих прилагательных.
Образец. Смелый - смелее, узкий - уже.
Красивый, ласковый, добрый, тихий, дальний, плохой, хороший, приличный, удобный, черный, короткий.
Упражнение 415. Образуйте от следующих имен прилагательных, где это возможно, формы сравнительной и превосходной степени (простые или сложные). Укажите слова, не имеющие тех или иных форм.
Зеленый, красный, темный, умный, острый, богатый, ветхий, крутой, молодой, ранний, маленький, высокий, низкий, румяный, дружеский, чахлый, громоздкий, зыбкий, топкий, цепкий, вялый, наглый, глазастый, сложный, ловкий.
Упражнение 416. Образуйте простую сравнительную степень от следующих слов. Составьте с каждым из образованных слов (в роли прилагательного или наречия) предложения и напишите их.
Образец. Теплый - теплее. Погода становилась теплее. Сегодня он встретил меня теплее, чем вчера.
Частый, большой, простой, бойкий, интересный.
Упражнение 417. Прочтите предложения и определите, к каким частям речи относятся выделенные слова, данные в форме сравнительной степени.
1. Каштанка заворчала, приняла очень храбрый вид и на всякий случай подошла поближе к незнакомцу (Ч.). 2. И чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь (Ч.). 3. Он [Емельян] пел руками, головой, глазами... пел страстно и с болью, и чем сильнее напрягал грудь, чтобы вырвать из нее хоть одну ноту, тем беззвучнее становилось его дыхание... (Ч.). 4. От костра оставалось только два маленьких красных глаза, становившихся все меньше и меньше (Ч.). 5. И теперь она. . . казалась ему как будто ниже ростом, проще, нежнее (Ч.). 6. Он пошел быстрее (М.Г.). 7. И почему-то вдруг стало темнее (М.Г.). 8. Синие глаза горбуна стали больше, круглее и печальней (М.Г.). 9. Раньше я была умнее (М.Г.). 10. Варавка влажно всхрапывал и почему-то казался меньше, чем он был днем (М.Г.). И. Волны заглядывали к нам через борта и сердито шумели; чем дальше выносило нас в пролив, тем они становились выше. Вдали слышался уже рев, дикий и грозный... А лодка все неслась быстрее и быстрее... Мы то и дело проваливались в глубокие ямы и взлетали на водяные бугры, а ночь становилась все темней, тучи спускались ниже (М.Г.).
Упражнение 418. Перепишите предложения, подчеркнув формы сравнительной степени. Определите, какие это части речи.
  1. Но дедушка сейчас в работе был живее, расторопнее, легче отца (Гладк.). 2. Кузярь был худенький, расторопный, а Наумка был выше, и руки у него были длинные (Гладк.). 3. - Я, признаться, думал, что ты, Поляница, умнее,- с сожалением сказал Давыдов (Шол.). 4. Я впервые видел Среднюю Россию. Она мне нравилась больше Украины. Она была пустыннее, просторнее и глуше (Пауст.).
  1. Ярче было солнце, сильнее пахли поля, громче был гром, обильнее дожди и выше трава. И шире было человеческое сердце, острее горе, и в тысячу раз загадочнее была земля, родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни (Пауст.). 6. Из тумана доносились голоса, но гораздо глуше, чем раньше (Пауст.). 7. Ближе к морю держались самые крупные и красивые кулики-сороки (Арс.).
  1. Тайга показалась мне еще угрюмее (Арс.). 9. Взяв свои котомки, мы отошли еще пол километра и, выбрав на берегу реки место поровнее, стали биваком (Арс.). 10. Ты добрей был ее, и теплей, и светлей (Сим.). 11. И я-то знаю: он во многом был безупречней и сильней (Твард.). 12. Я знаю, если б не случиться разлуке, горшей из разлук, я мог бы тем одним гордиться, что это был мой первый друг (Твард.).
Упражнение 419. Прочтите внимательно и укажите особенности употребления выделенных слов.
Напрасный отблеск жизни прежней, она была еще мертвей, еще для сердца безнадежней навек угаснувших очей (Л.). Шагал он как- то деревянно, на манер игрушечных солдатиков, не сгибая колен (Ч.). Походка его становилась все деревяннее (Кор.). ... Взлетел, простерся орел самодержца, черней, чем раньше, злей, орлинеє... (В. М.). В такой непроглядный вьюжный вечер успех решался не тем, кто железнее или метче, а удачливей кто (Леон.).

Предлоги - это служебные слова, которые употребляются при словах, изменяющихся по падежам, и служат вместе с окончаниями для связи слов.
Предлоги употребляются при существительных, количественных числительных и местоимениях: положить на стол, сидеть за столом; прибавить к трем, разделить на два; остаться у меня, приехать ко мне. Предлоги в предложении не играют самостоятельной роли и не являются его членами.
Предлоги могут употребляться с одним падежом, например: без, к - без разговору, к лесу; с двумя, например: на, в - на диван, на диване, в дом, в доме; с тремя, например: с, по - с пальца; (величиной) с палец, с пальцем; по пояс, по городу, по прибытии.
Примечание. Предлоги согласно, вопреки, благодаря употребляются только с дательным падежом. Например: согласно договору, вопреки указанию, благодаря хорошей погоде. Предложное сочетание согласно с употребляется с творительным падежом, например: согласно с договором.
Упражнение 420. Перепишите предложения, подчеркнув предлоги. Укажите, с какими падежами они употребляются.
1. Пушки с пристани палят (П.). 2. Улыбка сошла с лица Лизы (Т.). 3. Они лежали голова с головою и бок с боком (Л. Т.). 4. Под елкой лежали бумажные пакеты с подарками (А. Н. Т.). 5. Землю по реке разбить на дачные участки (Ч.). 6. Парнишка, подталкиваемый сзади, приблизился к крыльцу (Фад.). 7. Едва матроса ввели в пахучую жаркую тьму хибарки, как он тотчас рухнул на дощатую койку (Кат.).
Упражнение 421. Перепишите предложения, используя нужную падежную форму стоящих в скобках слов.

  1. Согласно (приказание) начальника цех начал работу вовремя.
  2. Ученик выполнил упражнение согласно (орфографические правила). 3. Вопреки (предсказания) старика небо быстро затянулось тучами. 4. Благодаря (забота и внимание общественных организаций) ребята получили к празднику новый стадион.

Тема: Степени сравнения наречий.(7 класс)

Язык никогда не устанавливается окончательно:

Он непрестанно живет и движется,

развиваясь и совершенствуясь.

(В.Г.Белинский)

Цели и задачи:

Образовательная:

1. Продолжить формировать умения образовывать сравнительную и превосходную степени наречий, определять синтаксическую роль наречий в сравнительной степени.

2. Сформировать умения различать сравнительную степень прилагательного и наречия.

3.Познакомить с этимологией наречий вдребезги и дотла.

Развивающая: развивать логическое и образное мышление, сосредоточенность внимания

Воспитательная: воспитание уважения к труду

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Используемые методы исследования: опрос, наблюдение, анализ, сравнение, исключение.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: тексты с заданиями, тест, учебник.

Ожидаемый результат: сформировано умение различать сравнительную степень прилагательного и наречия, выявлены роль и правила употребления наречий в художественной речи.

Ход урока

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой учащихся.
Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда! Мы начнем урок, друзья.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со степенями сравнения наречий, будем учиться отличать их от прилагательных в сравнительной и превосходной степени, определять синтаксическую роль наречий в сравнительной степени, научимся правильно употреблять их в речи. Будьте активны, внимательны, и у вас все получится.

(Записываем число и тему урока.)

    Разминка.

Для начала немного разомнёмся. (Устно).

Подберите к фразеологизмам синонимы-наречия.

Ни свет ни заря – рано;

с минуты на минуту – скоро;

рука об руку – вместе;

на скорую руку – быстро;

на край света – далеко;

как снег на голову – неожиданно;

кот наплакал – мало;

душа в душу – дружно.

А скажите, все ли из данных наречий образуют степени сравнения?

II . Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос с последующей письменной проверкой.

Сколько степеней сравнения имеет наречие? (Две).

Назовите степени сравнения наречий. (Сравнительная и превосходная).

Сколько форм имеют эти степени сравнения, назовите их. (Две формы: простая и составная).

Как образуется простая сравнительная степень наречия? (При помощи суффиксов -ее, -ей, -е, -ше ).

(наречие + более, менее).

Что вы можете сказать об образовании превосходной степени сравнения наречия? (Превосходная степень сравнения наречия имеет только составную форму, простые формы встречаются крайне редко, в основном в архаичных словах типа покорн ейше , ниж айше , строж айше ).

Как образуется составная степень сравнения наречия? (Сравнительная степень наречия + местоимение всех).

- Молодцы.

2. Проверка знания теории на практике.

Образование степеней сравнения наречий. Работа в тетради по вариантам.

От данных наречий образуйте все возможные степени сравнения.

ГРОМКО громче, более(менее) громко, громче всех

ПРЕКРАСНО прекраснее, более (менее)прекрасно, прекраснее

всех

ХОЛОДНО холоднее, более (менее)холодно, холоднее всех

ЗВОНКО звонче, более(менее) звонко, звонче всех

КРАСИВО красивее, более(менее) красиво, красивее всех

ПЛАВНО плавнее, более(менее) плавно, плавнее всех

3. Создание, решение (поиск ответа), разработка (закрепление) проблемной ситуации.

Ребята, прочитайте предложения и скажите, в чем схожесть и различие предложений

Обратите внимание, что в этих предложениях встречается одно и то же слово, но в одном случае это прилагательное, а в другом – наречие. Как отличить прилагательное от наречия? Обратимся к таблице

Наш класс дружнее, чем шестой.

И лес шумит дружней, когда деревьев много

Имя прилагательное

Наречие

Обозначает

Признак предмета

Признак действия

Относится

К имени существительному

К глаголу

Отвечает на вопрос

Какой? Какая? Какое ?

Как? Каким образом?

В предложении является

Сказуемым

Обстоятельством

А теперь посмотрим в учебнике на Стр.81.

4. Отрабатываем алгоритм действия

1. Надо посмотреть, от какой части речи зависит слово в сравнительной степени:

Наречие – от глагола Прилагательное – от существительного или

местоимения

2. Поставить вопрос:

как? какой? каков?

3.Определить слово как член предложения:

обстоятельство сказуемое

Возвращаемся к предложениям, записанным на доске. Оформляем запись в тетради.

III . Закрепление

1) Запись под диктовку, подчеркнуть прилагательные и наречия (2- 3 обучающихся у доски):

1) Сегодня ты выглядишь веселее.

2) Сейчас твоё настроение намного веселее, чем минуту назад.

3) Ребята нашего класса дружнее.

4) Мы дружнее берёмся за интересную работу.

5) Худой мир лучше доброй ссоры.

6) Сокол выше солнца летает.

Физкультминутка

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом – наоборот:

Будет вправо поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Руки выше, плечи шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись.

1 ) Продолжим работу. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Над наречиями в сравнительной степени надпишите букву н., а над прилагательными – п.

1. Бледне…т ночь. Туманов п…лена в л..щинах и лугах ст..новится белее, звучнее лес, бе..жизненней луна и серебро росы на стеклах холоднее. 2. Свеже…т с кажд..м днем и молоде...т сосны чернеет лес, сине…т мягче даль, - сд...ется наконец сырым ветрам февраль, и пот…мнел в л…щинах снег наносный. 3. Ветер снес сырой туман с полей заг...релись звезды и в д..линах зашумели воды веселей.

Проверка

А теперь нам предстоят

2)Этимологические раскопки (проверка индивидуального задания).

Индивидуальные сообщения об истории появления фразеологизма сгореть дотла , наречия вдребезги.

Составьте с данным фразеологизмом предложение и запишите его. Выполните его синтаксический разбор.

А теперь поработаем устно.

3 ) « Говорите правильно » (устно).

1) Как можно быстрее (нельзя: «возможно быстрее») .

2) Заходите как можно чаще (нельзя: «возможно чаще») .

3) Было жутко в темноте (нельзя: «жутко нравится», «жутко скучает») .

4) Получить даром, бесплатно (нельзя: «получить задаром») .

5) Много. Вы получили много. Дали вам так много (нельзя: «столько много») .

6) Приехал, óтдал совсем, навсегда (нельзя: «отдаю насовсем») .

7) Разделим пополам (нельзя: «разделим напополам») .

Устно составьте предложения с этими словосочетаниями.

Вы неплохо справились со всеми заданиями, а теперь я предлагаю проверить, как вы усвоили эту тему с помощью небольшого теста.

4) Контроль усвоения изученного.Тест (2 – 3 мин.)

Тест

1.Выбрать предложение с наречием в сравнительной степени:

а) Весной солнышко светит веселее.

б) Этот цветок красивее прежнего.

в) Саша смелее Паши.

2.Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:

а) С возрастом годы бегут быстрее.

б) Городские дома выше сельских домиков.

в) Водолаз погружается в воду глубже аквалангиста.

3.Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:

а) По утрам мороз намного сильнее, чем днём.

б) Чтобы не опоздать на урок, надо просыпаться раньше.

в) Говори, пожалуйста, тише.

4.Укажите наречия в сравнительной степени:

а) читает внимательнее

б)медленнее всех бежал;

в) книга интереснее.

5. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия:

а)Он слушает меня более внимательно.

б) Ты сделал работу лучше всех.

в) Я стараюсь писать более красивее

г) Мой брат рисует хуже меня.

Проверь себя! 1.а;2.б;3.а;4. а; 5. в.

Взаимопроверка теста

IV .Подведение итогов урока. Рефлексия.

Мне понравилось, как вы работали на уроке. Думаю, что вы сегодня еще больше узнали о нашем родном языке.

V. Домашнее задание. 7 – 10 пословиц со сравнительной степенью наречий и прилагательных.(оценки за урок)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Степени сравнения наречий Учитель русского языка и литературы МБОУ Вылковской СОШ Чернакова Н.А.

Повторение: Степени сравнения прилагательных Сравнительная степень прилагательного Превосходная степень прилагательного простая сложная простая сложная Суффиксы: - ЕЕ, -Е, -ШЕ Частицы: БОЛЕЕ МЕНЕЕ Суффиксы: -АЙШ-, -ЕЙШ- Частицы: САМЫЙ НАИБОЛЕЕ НАИМЕНЕЕ СИЛЬН ЕЕ ГРОМЧ Е МЛАД ШЕ БОЛЕЕ СТОЙКИЙ МЕНЕЕ ТРУДНЫЙ ГЛУБОЧ АЙШ ИЙ НЕЖН ЕЙШ ИЙ САМЫЙ ДОБРЫЙ НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫЙ

Заполните пустые клетки в таблице Полная форма Простая сравнительная степень Сложная сравнительная степень Простая превосходная степень Сложная превосходная степень 1.Высокий Более высокий Самый высокий 2.Спокойный Спокойнее спокойнейший 3. Самый красивый 4.Крупный Крупнее 5. Опасный опаснейший 6. добрее Самый добрый

Вопрос: Какая степень сравнения прилагательного образуется с помощью частицы САМЫЙ? Сравнительная простая. Превосходная простая. Сравнительная сложная. Превосходная сложная

Степени сравнения наречий Сравнительная степень Превосходная степень Суффиксы -ЕЕ, -Е, -ШЕ Частицы БОЛЕЕ И МЕНЕЕ Местоимение ВСЕХ + простая форма сравнительной степени ТОЧН ЕЕ ВЫШ Е ТОНЬ ШЕ БОЛЕЕ ТОЧНО БОЛЕЕ ВЫСОКО БОЛЕЕ ТОНКО ТОЧНЕЕ ВСЕХ ВЫШЕ ВСЕХ ТОНЬШЕ ВСЕХ

Заполните пустые клетки в таблице Исходная форма Простая сравнительная степень Сложная сравнительная степень Превосходная степень короче Более коротко Короче всех Широко Шире всех Энергично часто Более часто Жарче всех Сладко удобно удобнее Более удобно Удобнее всех внимательнее Сильнее всех трудно

Вопрос: Превосходная степень у наречий … Бывает только простая Бывает только составная Бывает и простая, и составная. Не образуется вообще.

Отличия степеней сравнения наречий от степеней сравнения прилагательных Вы наверняка заметили, что формы простой сравнительной степени наречий и прилагательных очень похожи. По внешнему виду или звучанию отличить прилагательное ОСТРЕЕ от наречия ОСТРЕЕ совершенно невозможно. Но если слова совпадают по звучанию и написанию, это еще не значит, что перед нами одно и то же слово.

Слова, имеющие одинаковое звучание и написание, называются ОМОНИМАМИ. Вы с ними знакомы с 5 класса. Например: Лук (растение) и лук (оружие) Ключ (родник) и ключ (предмет)

Давайте сравним два словосочетания: НОВЫЙ НОЖ ОСТРЕЕ СТАРОГО сущ. прил. ИНСТРУМЕНТЫ ЗАТОЧИЛИ ОСТРЕЕ глагол наречие Каков? Как?

Попробуйте самостоятельно найти отличия между формами наречий и прилагательных, выполняя упражнение Определите часть речи и форму степени сравнения Это дерево выше того. Сегодня он прыгнул выше, чем вчера. Это добрейший человек. Он смеялся веселее всех. Это сочинение написали грамотнее, чем прошлое.

6. Работайте более быстро. 7. Он решает задачи быстрее всех. 8. Это опаснейший путь. 9. Эти яблоки вкуснее тех. 10. Это самый сильный телескоп.

Ответьте на вопрос: Однокоренные наречия и прилагательные в форме простой сравнительной степени являются … Неологизмами Омонимами Синонимами Антонимами

Выводы Этот урок был посвящен изучению форм степеней сравнения у наречий. Наречия, как и качественные прилагательные, имеют степени сравнения, если обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени.

Форма простой сравнительной степени образуется с помощью суффиксов: -ЕЕ, -Е, -ШЕ. Форма сложной сравнительной степени образуется с помощью частиц: БОЛЕЕ или МЕНЕЕ, которые добавляются к исходному наречию. У наречия в русском языке возможна только сложная форма превосходной степени. Она образуется с помощью слова ВСЕХ, которое добавляется к наречию в простой сравнительной степени.

Итоговое тестирование Какие слова участвуют в образовании сложной сравнительной степени прилагательного и наречия? БОЛЕЕ, МЕНЕЕ САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ ОЧЕНЬ ВСЕХ

2. Какой разряд прилагательных имеет степени сравнения? Степени сравнения имеют все разряды прилагательных. Качественные Относительные Притяжательные

3. Однокоренные наречия и прилагательные в форме простой сравнительной степени являются … Синонимами Омонимами Архаизмами Антонимами

4. При образовании сложной формы превосходной степени прилагательного слово САМЫЙ добавляется к … Полной форме этого прилагательного Форме простой превосходной степени Форме простой сравнительной степени Форме сложной сравнительной степени

5 . С помощью каких суффиксов образуется простая сравнительная степень прилагательных – АЙШ-, -ЕЙШ- -ИМ-, -ЕМ- -Е, -ЕЙ, -ШЕ -ОВА-, -ЕВА-

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


И услуг. Люди соревнуются друг с другом, выбирают себе друзей и партнеров для семейной жизни. Тем самым мысленно мы постоянно что-то сравниваем между собой. А чтобы выразить это словесно и письменно, мы используем те самостоятельные которые обозначают признаки предметов, других признаков или действий. Для этого и существуют степени сравнения наречий и прилагательных, правила образования которых мы и рассмотрим в данной статье.

Морфология

Наречие - это которая может обозначать признак действия (бежать как? - быстро; читать как? - внимательно), признак признака (освещенная как? - ярко; сильная насколько? - очень), и в редких случаях, в сочетании с рядом определенных существительных, признак предмета (совсем еще дитя, чтение вслух). В предложениях они чаще располагаются рядом с глаголами, прилагательными и другими наречиями, выполняя роль обстоятельств, а если относятся к существительному, то определений. наречий выражают разницу или соотношение нескольких действий или нескольких признаков, выделяя один из двух или один из всех. А поскольку по правилам образования и применения в предложении они крайне схожи с прилагательными, то запомнить их не составит особого труда.

Какие слова можно использовать

Степени сравнения наречий можно образовать только от тех представителей этой части речи, которые относятся одновременно к качественно-определительным, т. е. выражают качество признака или действия. К примеру: идти быстро, воевать отважно, любить нежно, сверкающий ярко фонарь. Чтобы быстрее это понять, можно запомнить нехитрый прием: степень сравнения образуется только от тех наречий, которые условно можно превратить в прилагательные. Быстро - быстрый, отважно - отважный, нежно - нежный, ярко - яркий и т. д. С остальными наречиями времени (всегда, допоздна), места (далеко, впереди), причины (поневоле, сгоряча), цели (в насмешку, нарочно), меры и степени (много, чуть-чуть), образа действия (пешком, исподлобья) поступить так явно невозможно. Происходит это потому, что только качественные наречия были образованы от аналогичного путем удаления окончания и добавления суффикса «-о».

Примечание

Отсюда же следует и опасность ошибиться в определении части речи. А именно легко спутать с качественными наречиями. Для примера возьмем два простых предложения: «Она шутит смешно» и «Да, это смешно». В первом случае подразумевается наречие, поскольку оно относится к глаголу (сказуемому), обозначает признак этого действия, следовательно, отвечает на вопрос «как?» и является обстоятельством. Во втором же предложении слово «высоко» является краткой формой прилагательного, находится в зависимости от местоимения (подлежащего), выражает свойство предмета, отвечает на вопрос «каково?» и подчеркивается как сказуемое. Поэтому, чтобы различить две эти части речи в предложении, необходимо произвести вышеуказанный разбор проблемного слова, и тогда все станет понятно.

Как образовать сравнительную форму наречия

Существует и другая возможность ошибочной путаницы. Проблема состоит в том, что сравнительная форма степени сравнения наречий образуется точно так же, как у прилагательных, т. е. путем добавления суффиксов «-е, -ей, -ее, -ше, -же» к корню, иногда при этом отсекаются или заменяются последние буквы, а в отдельных случаях видоизменяется все слово. К примеру, «далеко - дальше, близкий - ближе, красивый - красивее/красивей/краше, хорошо - лучше, маленький - меньше». Так происходит образование простой (синтетической) формы степени сравнения наречий, таблица включат ее внизу первого столбика, и именно она идентична прилагательным в тексте. Снова возьмем для примера два предложения: «Он прыгнул выше» и «Этот мальчик выше». Здесь также необходим разбор: так, в первом случае это наречие, относится к сказуемому, означает признак действия, отвечает на вопрос «как?», а во втором примере - прилагательное. Другая форма степени сравнения (составная/аналитическая) у этих частей речи отличается, хоть и образуется одинаково, путем добавления вспомогательного слова «более» или «менее». К примеру, «более высокий» и «менее близкий» у прилагательных, «более высоко» и «менее близко» у наречий.

Как образовать превосходную форму

Наречия в сравнительной степени выражают, что для данного действия/признака обозначаемое слово более характерно, чем для другого. Помимо этого, существует и еще одна форма, которая называется «превосходная». Она выделяет данное действие/признак из всех, выражая его в самой высокой степени сравнения наречий, и образуется путем добавления вспомогательного слова «всех» (составная) или суффиксов «-ейше, -айше» (простая). Последняя характерна только для определенных слов, главным образом, устаревших (покорнейше, нижайше), а потому практически не указывается в справочниках по русскому языку. Но зато используется составная форма степени сравнения наречий. Упражнения и примеры с ней можно придумать из любых слов: прыгнуть выше всех, быть ниже всех, ездить дальше всех, выступать лучше всех и т. д.