Конспект логопедического занятия обучение грамоте буква л. Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. «Буква Л». Составьте букву «Л» из палочек
Занятие по грамоте: «Звуки [л], [л"]; буква Л»
Цель: закрепить навык различения и чёткого произношения звуков [л], [л"]; знакомство с буквой Л.
Коррекционно-образовательные задачи:
Систематизировать знания детей о согласных звуках [Л], [Ль], вспомнить их характеристики, обозначения. Знакомство с буквой Л.
Обеспечить применения на практике умения находить место этих звуков в словах /начало, середина, конец слова/ д/и «Домики».
Умение придумывать слова с этими звуками в разных позициях / в начале, в середине, в конце слова/.
Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Л] - [Ль],(дифференциация твёрдых и мягких согласных) д/и « Семафорчики». Совершенствование навыка составления и чтение слов из слогов, умение записывать слов а в тетради, а также делать полный звуковой разбор этих слов..
Заучивание стихотворения про букву Л.
Совершенствование навыка чтения: односложных и двусложных слов.
Коррекционно-развивающие задачи: :
Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Способствовать развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование: предметные картинки, « домики» «,семафорчики», тетради, карандаши
Ход занятия:
I. Организационный момент
Игра с мячом « Моя, моё, мой, мои»(использовать слова со звуками [л], [л"])
II. 1.Логопед объясняет: Звук [л] - губки слегка в улыбке; зубки сближены; узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам и язык упирается в верхние зубы; - горлышко «работает».
Символ звука : большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ... (см. цветную вклейку).
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Звук [Л"]: Символ звука: маленький самолетик летит: льльль... (см, цветную вклейку).
Характеристика звука [Л"]: согласный, мягкий, звонкий.
Обозначение : зеленый кружок с колокольчиком.
Логопед дает сравнительную характеристику звуков [л], [л’]:
звук [л] - согласный, звонкий, твердый; обозначение-синий кружок с колокольчиком
звук [л"] - согласный, звонкий, мягкий; обозначение -зелёный кружок с колокольчиком.
Логопед проговаривает,что на письме эти звуки обозначаются буквой Л Знакомство с буквой Л
*Л уставилась на цаплю:
«Мы похожи как две капли:
Ноги длинные у цапли,
Как у буквы Л, не так ли?» О.Гофман
*-Алфавит продолжит ваш
Буква Л - лесной шалаш. В.Степанов
2. Дид/упр-е «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л"], топни ногой если услышишь звук[Л]»:
ль, мь, бь, л...; ля, лю, ми, ал, ла ...; аль, амь, пла, улы...; лист, Поля, машина, угол...
3. Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на слог
ЛА: Мила, Анжела, Алла, Камила
ЛЯ: Коля, Ва..., Га..., То...
Вспомнить как можно больше имен, начинающихся на слоги ЛИ, ЛЁ, ЛЮ:
Лиза, Лина...; Лёша, Лёня...; Люда, Люся...
4. Повторить чистоговорки:
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу - стол стоит в углу.
Ул-ул-ул - у нас сломался стул.
Ля-ля-ля - зеленые поля.
Ли-ли-ли - малину мы несли.
Лю-лю-лю - малину я люблю.
Ле-ле-ле - еду на осле.
5 .Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([Л] - [Л"]), и определить его место в слове.
Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого,
Что ни шаг - то овраг. (Лестница)
Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки. (Луна)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Листья)
Под крышей - четыре ножки,
А на крыше - суп и ложки. (Стол)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
В дупле живет, Орешки грызет. (Белка)
6 . Физминутка
Буквой л расставим ноги,
Словно в пляске, - руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу.
Влево, вправо, влево, вправо.
7. Д/и «Синий - зеленый»./работа со семафорчиками/
Дети показывают «семафорчик », выделив зв у ки [л], [л’] в стихотворении:
Ежик, еж, ты что колючий?
Это я на всякий случай,
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи. Б.Заходер
8. Д/и « Домики»
Дети должны разложить картинки по домикам (синий и зеленый): со звуком [л] - в синий, со звуком [л"] - в зеленый; разделить все слова на слоги, определить место звуков [Л] и [Л ’ ] в словах.
9. Пальчиковая гимнастика:
Руки вверх, в кулачок,
Разжать, на бочок.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжать, на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разжать, на бочок.
10.Дети повторяют написание буквы л, вспоминают стихотворение.
Выкладывают в кассе слова: лук, лимон, лиса и записывают их в тетради.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки «Л» и «Ль»
Автор занятия: учитель-логопед: Самсонова А. П., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» автозаводского района городского округа Тольятти.
Цель:
Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.
Задачи:
Дифференциация звуков Л и ЛЬ;
Совершенствование навыка деления слов на слоги;
Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;
Координация речи с движением.
Продолжительность занятия:
Вид занятия:
Фронтальное.
Тип занятия:
Закрепление материала.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Артикуляционная гимнастика: «Покусаем язычок: та-та-та и пя-пя-пя», «Лошадка». Дыхательное упражнение «Пароход гудит».
II. Основная часть занятия
Игра «Доскажи словечко»
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!
Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)
Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)
Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)
Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)
Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)
Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)
Характеристика звука «Л»
Звук «л» - согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.
Отличие согласных звуков от гласных
Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.
Игра «Чей самолёт дальше улетит?»
«Л» - песенка самолёта, который летит высоко за облаками.
Расправив руки – крылья, «полетать», произнося звук «л».
Игра «Большой и маленький самолёты»
Складывание из бумаги двух самолётиков разного размера.
Объяснить, что большой самолёт гудит громко - «л»,
а маленький самолётик гудит тише и нежнее - «ль».
а) Дети поднимают большой самолёт – называют звук «л».
Поднимают маленький самолётик - произносят звук «ль».
б) Логопед показывает большой или маленький самолёты – дети произносят соотвествующие звуки.
в) Логопед произносит мягкие и твёрдые звуки, дети поднимают самолёты разной величины.
Игра «Повтори за мной»
Воспроизведение пар и цепочек слогов.
ЛА-ЛЯ ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА-ЛЯ
ЛО-ЛЁ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО-ЛЁ
ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛУ-ЛЮ
ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ-ЛИ
ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЕ-ЛЭ-ЛЕ
Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»
Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?
Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.
Игра «Определи, где находится звук «л» в словах»
Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.
Игра «Слоговой аукцион»
Придумайте как можно больше слов со слогом:
ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.
ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.
лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.
Подвижная игра «Самолёты»
Самолёты загудели. (Вращения руками перед грудью)
Самолёты полетели.
На поляну тихо сели.
(Присели, руки на коленях)
Вновь над лесом полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)
Звуковой анализ слов
Используются слова: лапа, липа.
а)
Работа со звуковыми линейками. Интонирование каждого звука в слове.
б)
Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)
Какой второй звук в этом слове? («а»)
Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
Сколько гласных звуков? (Два)
Сколько согласных звуков? (Два)
в)
Аналогичная работа со словом «липа».
Игра «Магазин игрушек»
Детям даётся задание – купить в магазине игрушку, в названии которой два или три слога. Игрушки, имеющие название из двух частей, дети раскладывают на полках слева, из трёх частей – справа.
Игра «Узнай пословицу»
В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.
Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.
Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.
Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.
Камень, вода: под лежачий камень и вода не течёт.
Пчела, мёд: одна пчела много мёду не наносит.
Игра «Проговори чистоговорку»
Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Яблоко, дятел, палатка, пчела,
Ласточка, платье, ложечка, стол,
Лампа, малышка, кукла, футбол.
Игра «Повтори скороговорку»
Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила,
Не любила, но не ныла.
Итог занятия
Воспитатель подводит итог занятию и раздаёт призы.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
начальная школа детский сад "Ивушка"
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л."
Лексическая тема: День Защитников Отечества
для детей подготовительной группы
подготовила учитель-логопед
Мельникова Наталья Ивановна
г. Новый Уренгой
2013
ЦЕЛЬ: Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать словарь по лексической теме "День защитников Отечества". ЗАДАЧИ: Образовательные:Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [л] - [л"], буквой ЭЛ;
Формировать умение различать звуки [л] - [л"] по акустическим и артикуляционным признакам;
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематическое восприятие;
Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
Активизировать речевую деятельность детей по теме "День защитников Отечества"
Отработать навык подбора синонимов;
закрепить правильное произношение звуков [л] - [л"] в слогах и словах.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма и чувство гордости за Российскую армию.
- Формировать желание быть сильными, смелыми, храбрыми и отважными.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент. -Сядет тот, кто услышит свое имя....... 2. Артикуляционная гимнастика (проводится перед зеркалом):«Улыбочка»
- Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок»
- Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«Улыбочка-хоботок» - попеременно
Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!
«Качели»
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку,
А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел.
«Маляр»
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!
1 .Кто, ребята, на границе
Нашу землю стережет?
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно весь народ? (Пограничник)
2 .Кто плывет на корабле?
Он не тоскует о земле.
Он с ветром дружит и волной
Ведь море-дом его родной.
Так кто ж, ребята, он такой (Моряк)
3 .Самолет парит, как птица,
Там- воздушная граница.
На посту и днем и ночью
Наш солдат- военный… (летчик)
4 . Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы.
Та машина в поле чистом
Управляется…( танкистом)
С парашюта прыгает......
В разведку идет.....
На вертолете летает....
В десантных войсках служит....
8. Пальчиковая гимнастика.
Не допустят к нам войну (обе ладони от себя)
Защитят свою страну (руки соединить перед собой)
Пограничник, вертолетчик (загибать пальцы, начиная с мизинца)
Врач военный и танкист,
А еще десантник, летчик,
Снайпер и артиллерист.
9. Остановка "Двойной противник."
Цель: закрепить умение подбирать антонимы к словам.
- Нужно в словосочетании поменять оба слова на противоположные:
Холодная зима - теплое лето.
Длинный день - короткая ночь.
Грустный мальчик - веселая девочка.
Смелый друг - трусливый враг.
Горькая правда - сладкая ложь.
Маленький карлик - большой великан.
Правдивый мудрец - лживый глупец.
Скучное начало - интересный конец.
10. Остановка "Ребус"
Цель: развитие звукового анализа, закрепление умения составлять звуковую схему слова.
Отгадать зашифрованное слово.
первая буква слова находится в верхнем левом углу
вторая - в нижнем правом углу
третья - в верхнем правом углу
четвертая - в нижнем левом углу
пятая - под буквой, которая находится в верхнем левом углу
шестая - под буквой, которая находится в верхнем правом углу.
Какое слово получилось? (солдат) Сделаем его звуковой анализ, разделим на слоги и поставим ударение.
Составить предложение с этим словом.
11. Итог занятия:
«Да или нет?»
Я проверю, какие Вы внимательные!
- Наша армия сильна? (Да)
- Защищает мир она? (Да)
- Мальчишки в армию пойдут? (Да)
- Девочек с собой возьмут? (нет)
- Стоит летчик на границе? (нет)
- Он летает выше птицы? (Да)
- Мы праздник с вами отмечали? (Да)
- Мам, девчонок поздравляли? (Нет)
- Мир важней всего на свете? (Да)
- Знают это даже дети? (Да)
Список используемой литературы:
- Кузнецова Е.В. , Тихонова И. А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008. -128с.
33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)/ Авт.-сост. А.В. Никитина.- СПб.: КАРО, 2008.-128с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2005. -80с.
Иванова Е.Ю., учитель-логопед МБДОУ “Детский сад №23 комбинированного вида” г.Гатчина Ленинградская область.
Тема. Звуки [л], [л`]. Буква Л.
Дикие животные (закрепление).
Цель. Познакомить со звуками [л], [л`] и буквой Л.
1). Уточнить правильную артикуляцию звуков [л], [л`];
2). Учить выделять звуки [л], [л`] из слов, давать их
характеристику;
3). Закрепить умение определять место звуков [л], [л`] в словах;
4). Закрепить умение дифференцировать звуки: гласные и
согласные, согласные твердые и мягкие;
5). Совершенствовать навык звукового анализа слов из 3-ёх
6). Совершенствовать умение отбирать картинки и
придумывать слова с заданным звуком;
7). Совершенствовать навык деления слов на слоги;
8). Систематизировать знания о диких животных;
9). Упражнять в образовании названий детенышей диких
животных, притяжательных прилагательных (лисий, заячий…)
10). Работать над речевым дыханием, дикцией, интонационной
выразительностью речи;
11). Учить отгадывать загадки;
12). Развивать зрительное и слуховое внимание, память;
13). Развивать мелкую моторику;
14). Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к
занятиям.
Оборудование: Фланелеграф, наборное полотно, предметные
картинки на звуки [л], [л`] кружки для
звукового анализа красного, синего и зеленого
цветов, пособие для определения места звука в
слове, картинки с изображением диких
животных, пластмассовый трафарет “Дикие
животные”, карандаши, мяч.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Постановка цели занятия.
- Артикуляторная гимнастика:
- Повторение и закрепление изученного материала.
Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь на свои места и приготовьтесь внимательно слушать. Пособия, которые лежат у вас на партах, будете брать только тогда, когда я вас об этом попрошу.
Посмотрите, кто пришел к нам на занятие. (Мишка)
Мишутка тоже хочет быть грамотным и научиться читать, а еще он хочет посмотреть, что вы знаете и чему вы уже научились. Если вы будете хорошо заниматься, то в конце занятия у Мишутки есть для вас сюрприз.
Будьте внимательны и старайтесь быстро и правильно выполнять все задания.
Но сначала нам нужно потренировать наши язычки.
Упражнение на дыхание “Подуй на травку”;
Пение гласных;
Упражнение “Лесенка”;
Самомассаж языка;
- “Улыбочка-трубочка”;
- “Лопата – иголочка”;
- “Качели”;
- “Футбол”.
а) Дифференциация гласных и согласных звуков:
На фланелеграфе 2 домика: красный и синий.
В каком домике живут гласные звуки? (в красном)
Какие гласные звуки вы знаете?
В каком домике живут согласные звуки? (в синем)
Какие согласные звуки вы знаете?
Посмотрите на картинки на доске, определите первый звук в словах и
поселите картинку в нужный домик, в зависимости от первого звука.
Объясните свой выбор.
(Картинки: арбуз, утка, индюк, ножницы, торт, сыр, машина)
б). Выделение звука [л], его характеристика, обозначение.
Отгадайте загадку:
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук)
Какой он? Почему? Дайте его характеристику. (согласный, твердый)
Каким цветом будем обозначать звук [л]? (синим)
в). Отбор картинок со звуком [л].
Среди картинок на доске выберите только те, в которых есть [л], и положите их в шкатулку.
(Картинки: лошадка, лыжи, яблоко, юла, вилка, ёлка, лук, стол, дом, жук, шишка)
г). Определение места звука [л] в словах.
А сейчас я буду доставать картинки из шкатулки, а вы определите место звука [л] в словах и отразите это на опорной схеме.
(лошадка – я слышу звук [л] в начале слова
стол – я слышу звук [л] в конце слова
вилка – я слышу звук [л] в середине слова)
д). Выделение звука [л`], его характеристика, обозначение.
Отгадайте загадку:
Круглый, желтый, кислый он,
Называется…..(лимон).
Определите первый звук в этом слове.
Какой он? Почему? Дайте его характеристику. (согласный, мягкий)
Каким цветом будем обозначать звук [л`]? (зеленым)
е). Дифференциация звуков [л] – [л`]
Посмотрите на наборное полотно: в верхнем ряду располагаются слова с твёрдым согласным [л], а в нижнем с мягким [л`].
Расположите правильно картинки.
(Картинки: лампа, ложка, луна, белка, вилка, молоток
лиса, лимон, корабль, самолёт, телевизор)
Физкультминутка. “Пальцы – дружная семья”
ж). Конструирование буквы Л
Звуки [л], [л`] обозначаются буквой Л.
На что похожа эта буква?
Сконструируйте букву Л из цветных полосок бумаги.
з). Чтение слогов с буквой Л.
А сейчас прочитаем слова с буквой Л по “ромашке”.
(ла, ло, лу, лы, ли)
и). Звуковой анализ слов.
Составьте схемы слов:
Л У К Л Ю К
Сколько звуков в слове ЛУК? Сколько слогов в слове ЛУК?
Сколько звуков в слове ЛЮК? Сколько слогов в слове ЛЮК?
к). Повторение скороговорки на звуки [л], [л`].
Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавкой искать было лень.
Искала булавку весь день.
5. Лексическая тема. “Дикие животные”.
а). Вспомните диких животных, в названии которых есть звук Л.
(Белка, лось, волк.).
Каких еще диких животных вы знаете?
б). Образование слов-названий детенышей диких животных.
(Игра с мячом).
У волка-…………..
У зайца-…………..
У лисы-…………..
У медведя-……….
У ежа-…………
У лося-………….
в). Игра “Чей хвост, чьи уши?”
У волка хвост (чей?)…………..
У зайца уши (чьи?)-…………..
У лисы хвост (чей?)-…………..
У медведя хвост (чей?)-……….
7. Развитие мелкой моторики. (работа с трафаретами)
Рассмотрите трафареты с изображениями диких животных. Обведите и заштрихуйте только тех зверей, в названии которых есть звук [Л]
8.Подведение итогов занятия.
Дифференцированная оценка деятельности детей
Воспитатель: Иванова С.А. МАДОУ № 234 детский сад комбинированного вида «Мечта» (г. Кемерово) НОД для детей подготовительной группы.
НОД по обучению грамоте. Программа «Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой. Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе).
Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л"].
Цель: Ознакомление с новой буквой алфавита.
Задачи: 1.Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [л ] , [л"], узнавать графический образ букв, формировать навык чтения сочетаний букв, слогов, слов.
2.Развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух.
3.Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества, самостоятельности,
Дисциплинированности.
Оборудование : изображение буквы Л.л; картинка лисы; лука; репродукция любой иконы; конструктор; нитка; пластилин; молоко; утюг; буквы, вырезанные из наждачной бумаги.
Ход НОД.
- Организационный момент (положительный настрой).
- Повторение пройденного материала.
1.-Назовите буквы, с которыми мы познакомились. (А, О, У, Ы, И).
-***,собери букву Ы из элементов конструктора.
-***,выложи букву О ниткой.
-***, вылепи букву У из пластилина
-***, напиши букву А молоком на бумаге и прогладь.
-***,узнай на ощупь букву И , вырезанную из наждачной бумаги.
Как называются эти буквы? (Гласные).
Что вы, можете о них сказать? (Они тянутся и поются)
Какая буква отличается от всех? (Ы).
Чем? (Она не имеет заглавной буквы).
2.Задать вопрос детям, которые выполняли задания с буквами.
Скажите, на что похожи буквы?
А – на шалаш;
О – на колесо;
У – веточку;
Ы – две палочки, первая с брюшком;
И – калитка.
3.Откроем тетрадки и напечатаем согласные буквы: Н, С, К, Т.
Что вы, знаете о согласных? (Они не тянутся и не поются).
4.Печатание слогов: НА, НО, НУ, НЫ, НИ.
5.Взаимопроверка тетрадей.
6.Чтение слогов по таблице.
АН | СА | АС | КА | АК | ТА | АТ |
ОН | СО | ОС | КО | ОК | ТО | ОТ |
УН | СУ | УС | КУ | УК | ТУ | УТ |
ЫН | СЫ | ЫС | КЫ | ЫК | ТЫ | ЫТ |
ИН | СИ | ИС | КИ | ИК | ТИ | ИТ |
- Физкультминутка.
- Изучение нового материала.
Сегодня, мы с вами познакомимся с новой согласной буквой.
1.Игра «Закончите фразу».
В зоопарке разные звери: рыжая… ЛИСА , сильный … ЛЕВ, красивый … ЛОСЬ , белокрылый … ЛЕБЕДЬ .
2.Сообщение темы.
С какой буквой, познакомимся? (Эль).
3.Изображение заглавной и строчной буквы поместить на доску.
4.Закройте глаза. Напечатайте новую букву в воздухе.
5.Встаньте и покажите, как можно изобразить букву. (Расставить ноги на ширине плеч).
6.Отгадайте загадки:
А) Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а… ЛУК
Измените слово так, чтобы у него было два слога .(Нет лука)
Позовите слово, поставьте в нем ударение.
Как произносится первый звук в слове лук твердо или мягко? 7.Составьте схему к слову ЛУК.
Б) Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это?... ЛИСА.
Измените слово так, чтобы в нем было не два, а один слог. Как будет звучать слово? (ЛИС). Как произносится первый звук в этом слове твердо или мягко?
8. Составьте схему к слову ЛИС .
Звуки [л] [л"] обозначаются буквой л.
V.Закрепление.
1.Чтение слов с доски:
Лис лист
Лот лото
2.Работа над значением слов.
3.Игра «Будь внимателен!»
На вопрос отвечай словом на звук [л] или [л"].
Чем едят суп? (ЛОЖКОЙ)
Чем копают? (ЛОПАТОЙ)
Где волк? (В ЛЕСУ)
Где корова? (НА ЛУГУ)
Где свинья? (В ЛУЖЕ)
Где косточки? (В ЛИМОНЕ)
Что в салате? (ЛУК)
Где цветочки? (НА ЛИПЕ).
4.Печатание предложения в тетрадках:
У Ноны лук.
Сколько слов в предложении? Составьте схему предложения.
5.Объясните значение слова лук(1-овощ,2-оружие).
6.Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь новый звук в слове».
Луна, воздух, пол, лиса, рама, стол, ландыш, дом, стул, Юля, малыши, сыр, полка, лейка.
- Итог занятия.
С какой буквой познакомились?Какие звуки она обозначает?
Прочитайте только те слова и слоги, в которых есть буква л.
1.На доске:
ЛА ЛИ КТО ТУК
ЛАК ЛИК КОТ СТУК
ЛАКИ ЛИКИ ТОК
2.Работа над значением слов:
ЛАК – раствор для покрытия поверхности.
ЛИК – изображение лица на иконе (устаревшее слово).
VI.Рефлексия:
Нарисуйте, ребята, улыбающегося человечка, если на занятии вы чувствовали себя комфортно и, если вам все было понятно.
Если, что – то осталось неясно, нарисуйте тучку, с капельками дождя.
Список литературы:
1.Волина В. Учимся играя.-.М, Просвещение, 1994.
2.Марцинкевич Г.Ф.. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – Волгоград, 2000.
3.Кирдяева Н.В.. Тридцать три игры, чтобы выучить тридцать три буквы. Начальная школа № 9, 2009.