Какие предметы преподавали в школе ссср. История ссср. удивительный предмет в советских школах и вузах

Храм знаний, важная жизненная ступень, кузница ученых и чемпионов - это все для напыщенных речей и текстов дурных писателей. Школа - обычное здание, вмещающее учеников и педагогов, но очень-очень разных, что бы там ни говорили. Школа - обычное заведение, наполненное конфликтами - большими и маленькими, серьезными и не стоящими выеденного яйца, межполовыми, межрасовыми, межвозрастными, кастовыми, отцов и детей. Но вынесли мы из школьных лет знания и умение адаптироваться в социуме, чего нынешней молодежи зачастую не хватает, несмотря на наличие школьных психологов. Жизнь в жизни - вот что такое советская школа.

Школьная форма

Синие костюмы для мальчиков, коричневые платья для девочек. К коричневым платьям полагался в будни - черный фартук, в праздники - белый. Нет простора? А фартук? Какими они были! С крылышками обычными, пышными, плиссированными, гофрированными, вышитыми, с аппликацией - на 50 девчонок не найти пары одинаковых. А ведь еще карманы!

К середине 80-х школьную форму изменили. Ввели синие тройки для всех: у мальчиков - брючный костюм, у девочек - с юбкой. Это была радость - стало можно носить разные блузки (лишь бы белые), и многие девочки облачились в модные водолазки (у кого они были). Еще один плюс - длина юбки. Школьное платье кто же даст обрезать? А вот юбку подвернуть проще простого - и забегали голенастые девочки в мини, закатав несколько раз ткань вокруг пояса. До и после уроков в туалете было не продохнуть: утром юбки подворачивали, днем - возвращали обратно.


Обязательная составляющая советской школьной формы (за исключением октябрят) - пионерский галстук - жила ровно один учебный год. После ее ждала судьба, может, не такая почетная, но уж точно более важная с точки зрения пионера, окунувшегося в каникулярные радости. Радость у всех была одна - пионерский лагерь.

Все знали, что в конце августа попадет от родителей: кого-то лишат кино и сладостей, с кем-то не будут разговаривать, а кого-то и выпорют - это было неважно. Галстук из года в год шел на заклание: он превращался в хранилище росписей - на красном треугольнике расписывались те, кто был почти до безумия дорог на протяжении лета. Это была честь - получить предложение расписаться на галстуке. Это было признание в любви, если речь о разнополых детях.

Расставаясь, подростки думали, что уже не очнутся от горя, но как максимум в ноябре не помнили о объектах дружеской и, чего уж там, - любовной привязанности. И только росписи (если родители не погубили окончательно испорченный галстук) смутно напоминали чудные мгновения - не в лицах даже… ощущением.

Иерархия

Протест. Неосознанный, подсознательный, отрицаемый, но протест - только так можно охарактеризовать иерархию внутри класса. Заводила и двоечник - любимец, отличник и общественный активист - чужой человек. Вокруг активистов был вакуум. Они варились в каком-то собственном соку, весьма далеком от общества.

Иерархия эта возникала в середине пути. Младшие школьники открыто презирали двоечников, не хотели садиться с ними за парту (наказание за провинность - посадить рядом с двоечником «на Камчатку»). Начиная класса с 4-го градус популярности «Камчатки» неуклонно стремился вверх и к 7-му взбирался на недостижимую высоту. «Камчатка» превращалась в элитные места.

Выборы старосты

Протестными были и выборы старосты. Год за годом класс ставил на отпетого хулигана - год за годом учителя отклоняли кандидатуру, награждая полномочиями одну из отличниц.

Противостояние получалось очень интересным, но абсолютно бессмысленным. У старосты была куча обязанностей, но никаких преференций (в них отличники и не нуждались). Любимец класса разве что под угрозой отправки в колонию стал бы заниматься организационными вопросами, да и то - как минимум половину исполнить не смог бы.

Кто и когда придумал сделать эту должность (если ее так можно назвать) выборной? С детства детей приучали спокойно относиться к игнорированию их выбора. Как ни странно, вреда в этом было меньше, чем пользы - по крайней мере, люди были избавлены от жесткого взрослого разочарования в куда более важных выборах.

Школьная стенгазета


Свой вещательный орган был в каждом классе. Редколлегия стенгазеты состояла из 2–3 особо едких девчонок. Вокруг них тоже было пространство, но не вакуум - другого свойства: мало кто хотел попасть на юное перо, и потому обижать журналистов даже не пробовали. И уважали - неподдельно. И не только уважали, но и помогали, таская «каштанчики» из школьной жизни (совсем необязательно было наполнять газету рассказами только о классных персонажах).

Помощь бывала и материальной, особенно в праздники. Новогоднюю стенгазету готовили всем классом загодя. Елочные игрушки раньше были настоящими - не бездушными пластиковыми мячиками, абы как разрисованными, а из стекла с тонкой росписью. Конечно, ни один НГ не обходился без битого стекла. Его собирали, гордо заявляя родителям о необходимости подготовки стенгазеты к следующему НГ, и хранили целый год. Буквы писали на ватмане клеем, а затем на этот клей помещали измельченные битые шарики - получалось празднично, блестяще, ярко, но никак не гламурно. Так же таскали гербарии для осенних газет - и они расцветали красками засыпающего леса. В таких выпусках никого не продергивали - ценили помощь.

Уроки начальной военной подготовки


Их любили все, а «энвэпэшник» был бог и царь. Единственно, что омрачало постижение любимого предмета - теория. Уроки НВП были 2 типов: теория и практика. Практика тоже не была однородной: мальчики уже в школе познавали солдатскую муштру, а девочки попросту балдели, когда доходило до военно-строевой подготовки - шушукались по углам о своих маленьких девичьих секретах, тайком подкрашивая губы и ресницы (особо смелые - и ногти).

А вот от стрельбы никого не освобождали. Дети радовались - стрелять любили все без исключения. Настоящая винтовка (пусть и пневматическая) - элемент взрослой жизни, а какой подросток не мечтает скорее повзрослеть?

Были пятна и на военном «солнце» - команда «Газы». Она звучала всегда не вовремя («энвэпэшники» были хитры) и доставляла массу неприятностей, особенно девчонкам: как только поступала команда, необходимо было быстро надеть противогаз. Военрук стоял с секундомером, а дети напяливали на себя резинового «слоника» - резина жестко прихватывала волосы из косичек и хвостиков; модниц посещало желание сбросить пышные банты вместе с косами - постричься то есть, и даже не под Мирей Матье, а как можно короче. Ни одна коса не пострадала - уже на перемене девочки забывали о злобных противогазах.


Макулатура и металлолом

Определенно - не было в стране школы, где не организовывали бы сбор макулатуры и металлолома. Если с макулатурой еще можно было как-то управиться, поскольку к ней все были привычными (еще бы: вороха старых газет давали право приобретения годных книг; как ни странно, но бумагой охотно делились), то с железками дело обстояло не так радужно. Лом был тяжелым, найти его - еще тяжелее (машин практически не было, откуда взяться бесхозному железу?).

Однако ларчик открыли просто - вместо уроков труда/домоводства школьники с удовольствием шли на улицу изучать ее на предмет кем-либо брошенного/потерянного металла. Удавалось сие не всегда - народ был законопослушным и особо не разбрасывался, но каким-то чудом находили этот неуловимый лом.

Во времена Андропова сбор чего бы-то ни было вместо уроков труда пришлось прекратить - снабжение всех учеников справками с проставленным в них временем, видимо, оказалось неподъемной ношей.

Шефство над пенсионерами


Шефство над пенсионерами пользовалось популярностью, как и сбор металлолома, - если бегать в магазин и аптеку, мыть бабушкам и дедушкам полы и окна, выносить мусор надо было в урочные часы. В неурочные этим занимались только будущие медалисты и комсорги (О! они знали наперед, что такими станут), для кого великолепная характеристика играла значение чуть ли не решающее. Остальным было откровенно до лампочки, но они все делали с нескрываемым удовольствием, когда получали освобождение от пары последних уроков: окна мыть все лучше, чем сидеть в классе и ждать вызова к доске. А бабушки и дедушки видели счастливые детские лица. Вот вам пример странных взаимосвязей, где разделить добро и зло невозможно.

РОНО и ГОРОНО

Все ухищрения с ломом и шефством, приводившие к жертвам в виде уроков, имели подоплеку, но это было вовсе не желание приучить детей к сознательной жизни и необходимости физического труда (и это было, но не у всех и в куда меньшей степени), а отчетность.

Районный отдел народного образования (если не изменяет память) и Городской отдел тоже образования, тоже народного - бич. Бич учителей - в первую очередь. План царил везде - и в школах. План по успеваемости, по исправлению трудных (а если бы не было трудных?), по килограммам макулатуры и металлического лома, по принятию в пионеры, по внеклассной работе. И ради хорошей отчетности приходилось идти на жертвы. Еще один взрослый урок - поиск компромиссов.

От автора : сейчас, с высоты лет, я говорю - это был бич; план заставлял великолепных, без преувеличения, учителей раздавать готовые экзаменационные решения, лишь бы не упала успеваемость, лишь бы те ребята, кому предмет неподвластен в силу отсутствия природных склонностей, смогли хоть как-то его сдать.

Уроки черчения отменили в школах 5-6 лет назад. Но где-то ещё преподают этот предмет в качестве факультатива или вместо нескольких часов технологии в неделю в старших классах.

Споры о необходимости и ненужности черчения не утихают и сегодня, когда этот предмет уже исключили из общей школьной программы. Одни считают — черчение абсолютно бесполезный предмет. Другие, напротив, утверждают, что без навыков «начерталки» в старших классах, а тем более в техническом вузе, никуда.

«Я бывший учитель черчения. „Бывший“ звучит очень грустно. Предмет свой обожаю, но последние три года вынуждена вести его только в виде элективного курса, — пишет в социальной сети работников образования педагог Наталья Зайцева . — А разве за 17 часов возможно дать полный материал по этому сложному и, на мой взгляд, очень интересному предмету? А как страдают дети, которые не посещают мой курс, а потом в 10 классе сталкиваются со стереометрией и не могут построить элементарное геометрическое тело. Непонятно, зачем было его отменять? Зато введены основы маркетинга, основы делового общения... Видно, действительно, стране не нужны инженеры. Печально».

В профессиональной сети многие педагоги высказывают сожаление по поводу отмены черчения и надеются, что предмет со временем всё же вернут в общую школьную программу.

Логика

Ещё один предмет из советского прошлого, который не вписался в концепцию современного образования — логика.

Логика преподавалась в школах как обязательный предмет в 50-х годах XX века. ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 г. признал недопустимым, что в средней школе эти предметы не изучаются. При этом логика была востребована в средних учебных заведениях и раньше. Только после событий «Великого Октября» этот предмет был запрещен к изучению не только в школах, но и в вузах.

Однако после окончания войны, по поручению Сталина , дисциплину вновь вернули в учебную программу. Но как только «вождь» умер, предмет опять исключили из школьного расписания. При Хрущёве логику запретили окончательно, мотивируя это заботой об учениках, чтобы не перегружать излишне школяров.

В настоящее время логика не является обязательным предметом в школе, поэтому каждое учебное заведение решает самостоятельно — включать её в учебный план или нет.

Астрономия

Изучение движения небесных тел для школьников отменили в 2008 году. А между тем астрономия входила в курс обязательных школьных наук со времён Петра I . До революции в России выпускалось свыше 40 различных учебников по этой дисциплине. Постепенное её размытие в школьной программе началось в 1993 году — курс астрономии не вписывался в конструкцию основного учебного плана.

Сегодня формально астрономия в школах не запрещена. Просто чиновники от науки не могут найти ей место в структуре современных образовательных стандартов. Чего же в ней всё-таки больше — природоведения, физики или химии? Или всё же дисциплина будет лучше восприниматься как отдельный предмет? Учёные и педагоги спорят до сих пор.

Начальная военная подготовка

Начальная военная подготовка в аттестате зрелости как учебный предмет не указывалась. Как правило, она проводилась под руководством участников ВОВ или офицеров вооруженных сил, отправленных в запас.

Учащихся 8-10 классов обучали строевой, огневой и тактической подготовке, рассказывали о характере и особенностях отечественных вооруженных сил. Учили разбирать и собирать автомат, пользоваться ручной гранатой, противогазом, дозиметрами, обучали основам оказания первой медицинской помощи и т.д.

Сегодня такого предмета даже в качестве факультатива в российских школах не осталось (за исключением специализированных учебных заведений). В отличие от некоторых государств бывшего СССР, где допризывная подготовка молодёжи в школах по-прежнему ведётся.

Чистописание

Каллиграфия — предмет, доставшийся в наследство советской образовательной школе от царской России. В расписание он был внесен как «чистописание». Эта дисциплина требовала от учеников младшей школы усидчивости и высокой концентрации внимания. Школьников учили не только чисто писать, но и держать правильно ручку, чтобы буквы получались аккуратными и красивыми.

Сегодня роль чистописания отводится многочисленным прописям. При этом на то, как младшеклассники держат ручку, в школе никто особого внимания не обращает.

Этика и психология семейной жизни

Был и такой опыт в российской общеобразовательной программе. Ученики изучали, какое место занимает семья в различных культурах, обсуждали роль семьи в воспитании личности, психологию отношений. Вопросы сексуального просвещения в содержание данного курса не входили.

Носил предмет информационно-познавательный характер — итоговая оценка по нему в аттестат не вносилась.

Сегодня уполномоченный по правам ребёнка в РФ Павле Астахов считает возможным вернуться вновь к преподаванию в школах дисциплины «Этика и психология семейной жизни». Омбудсмен даже обратился с соответствующим письмом к министру по науке и образованию.

Конституция СССР

Конституция СССР изучалась в 7 классе. Школьникам рассказывали о государственном устройстве страны, роли руководящей партии, а также основных правах и обязанностях советских граждан. Предмет был исключён из общей программы в 1958 году. Зато добавлены в расписание были физкультура и труд.

И, если о других предметах ещё идут споры о возможности их вновь вернуть в учебную программу, то изучать Конституцию СССР, просто нет надобности. Сегодня Россия — другое государство с новой Конституцией и другим государственным устройством. Эти вопросы уже изучаются в рамках предмета «Обществознание», который включён в обязательную школьную программу.

Закон Божий

Вплоть до 1917 года в России существовали Правила о церковно-приходских школах. В них оговаривалось, кто должен осуществлять обучение и декларировалось «православное учение веры».

1 августа 1909 г. в Петербурге на Всероссийском съезде преподавателей Закона Божьего в светских учебных заведениях было решено использовать свежую методику обучения. А именно постараться приблизить дисциплину к современному укладу жизни. Только спустя несколько лет — в сентябре 1917 года было принято определение Поместного Собора «О преподавании Закона Божия в школе», в котором отмечалось, что во всех государственных и частных школах, где есть православные учащиеся, Закон Божий должен стать обязательным уроком. При этом Закон Божий рассматривался не только как учебный предмет, но прежде как воспитательный. Ученики изучали историю Ветхого и Нового заветов, богослужение христианской православной церкви, катехизис.

С приходом к власти большевиков Закон Божий исчез из школьной программы. Только в 1991 году в России официально возродилось религиозное воспитание и обучение в воскресных школах и православных гимназиях. Сегодня его упрощенный вариант преподают факультативно, без оценки знаний, в 4 классе общеобразовательной школы при выборе дисциплины «Основы православной культуры».

Латынь

В России, начиная со времён правления Петра I и вплоть до Октябрьской революции, латынь занимала одно из почётных мест в программе образования классических гимназий. В высшие учебные заведения зачисляли только выпускников-гимназистов.

Сегодня латинский язык изучается разве что только в специализированных лицеях или гимназиях, но в общую школьную программу не включён. В отличие от дореволюционного образования такая латынь носит сугубо «прикладной характер» для тех, кто решил связать свою жизнь с медициной: изучается специализированная терминология, наименования болезней и патологических состояний, правила выписывания рецептов.

При этом любопытный факт — практика показывает, что владеющие и пользующиеся латынью живут до преклонных лет и крайне редко впадают в маразм. Всё дело в том, что они всю жизнь упражняют свою память и заучивают наизусть большие объемы текста.

Философская пропедевтика

Этот экзотический предмет, пожалуй, своим одним названием может повергнуть в шок современных учеников и их родителей. А между тем, философская пропедевтика как образовательная дисциплина имеет длительную историю развития. Обозначает она не что иное, как введение в философию (от греч. propaidéuō - «предварительно обучаю»). Преподавалась философская пропедевтика в старших классах школы дореволюционной России. На лекциях ученикам раскрывали азы философии, а также логики и педагогики, тем самым формируя у будущих граждан нравственные основы их мыслей и поступков.

Сохранилась пропедевтика и в системе образования СССР, правда только в качестве курсов и в свете исключительно марксистско-ленинской идеологии.

Естественная история (естествознание)

Естественная история или естествознание — наука об окружающем мире — была исключена из школьной программы в 1877 году. Только в 1901 году специальная комиссия по организации среднего школьного образования в российских школах приняла положение, согласно которому естествознание и географию полагалось изучать в 1-3 классах.

Природу предлагалось изучать по «общежитиям»: лес, поле, сад, луг, парк, река, причем преимущественно на экскурсиях. С течением времени программа курса претерпевала множество изменений — её выделяли как в отдельный курс «Природоведение», так и соединяли с лекциями по другим предметам. В современной общей школьной программе естествознания нет. Оно присутствует лишь как часть учебного курса «Окружающий мир», который преподается в начальных классах средней школы.

Стенография

В эпоху, когда о диктофонах еще не было и речи, стенография — искусство скорописи — было достаточно распространено, поэтому изучать его предлагали и в царских гимназиях. Правда, не в качестве обязательного курса, а факультатива.

В 1906 году, в связи с появлением в России первого парламента спрос на стенографистов заметно увеличился. Гимназисты не только получали полезные навык, но и шанс «вписаться в историю». Один «минус» — обучение стенографии было сложным и долгим процессом, поэтому чтобы овладеть наукой на приемлемом уровне требовалось не меньше полугода.

Всеобщее среднее образование в СССР с 1972 года было обязательным, а право на его получение было закреплено в советской Конституции. И еще одна важнейшая деталь советского школьного образования, являющаяся гордостью нашей страны, – оно было бесплатным. Правда, сама средняя общеобразовательная школа за все время существования Страны Советов претерпела существенные изменения. Однако эти изменения вносились в соответствии с велением времени и были нацелены на повышение образовательного уровня новых поколений советских граждан.

В первые годы советской власти общее и профессиональное образование не разграничивалось: овладение основами научных знаний и профессиональным ремеслом велось параллельно. Так, в 1918 году правительством Советской России было разработано и утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР», согласно котором произошла реорганизация дореволюционных средних и церковно-приходских школ в единую трудовую школу с девятилетним обучением. В этой школе обучение разделялось на две ступени: первая ступень предполагала пятилетнее обучение, вторая – четырехлетнее. В 1919 году параллельно с единой трудовой школой были учреждены рабочие факультеты при средних специальных и высших учебных заведениях – рабфаки.


С 1932 года среднее образование стало десятилетним, а спустя два года в СССР установилось три типа общеобразовательной школы:

Начальная, с 1 по 4 класс;

Неполная средняя, с 1 по 7 класс;

Средняя, 10 классов.

С целью повышения культуры подрастающего поколения кроме научных дисциплин в советских школах стали преподавать и основы искусств. Уроки рисования, пения, музыки были обязательными на начальном и неполном среднем этапах школьного образования, а четвертные и годовые оценки по ним вносились в ведомости успеваемости. Затем по оценкам в ведомостях за 7 лет выводилась итоговая оценка в свидетельстве о неполном среднем образовании.


В годы Великой Отечественной войны появилось несколько типов специализированных общеобразовательных школ:

Суворовские и нахимовские училища, в которых готовили абитуриентов для поступления в высшие военные учебные заведения;

Школы рабочей и сельской молодежи, предусматривающие получение среднего образования работающими молодыми людьми в вечерней и заочной форме.

Следующие изменения в советском народном образовании произошли в 1958 году, когда был принят «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Средняя общеобразовательная школа по-прежнему осталась десятилетней, однако теперь считались с первого по третий, средними – с четвертого по восьмой и старшими – девятый и десятый.

Кстати, именно после вступления в силу этого закона в Советском Союзе появились первые техникумы.



После реформы народного образования 1958 года появились и профессионально-технические училища, пришедшие на смену ФЗУ (фабрично-заводским училищам). Туда можно было поступить после окончания 8 классов общеобразовательной школы и получить одновременно со средним образованием рабочую специальность.

В целях помощи многодетным, малообеспеченным и неполным семьям развивалась система интернатов, где дети могли находиться полную рабочую неделю, получая полноценное обучение, как в обычной школе. Кроме того, в советских общеобразовательных школах появились группы продленного дня. Теперь дети, не имеющие бабушек и дедушек, могли находиться в школе 8 часов, получая полноценное питание и возможность готовить домашние задания под присмотром педагогов.

Принятая в 1958 году система всеобщего сохранилась вплоть до развала страны и была признана авторитетной общественностью многих стран лучшей в мире. Чем, сегодня, к сожалению, мы гордиться уже не можем.

Интеллигент. Это слово, произносимое советскими гражданами в чей-либо адрес, имело десятки оттенков: от восхищенно-уважительного до подчеркнуто пренебрежительного. Кто же он такой, советский интеллигент, и почему в СССР в одних случаях его считали гордостью страны, а в других – досадным пережитком прошлого и никчемным бездельником, путающегося под ногами у рабоче-крестьянского большинства? ...

В школьном возрасте наивные детские желания стать мороженщиком или кондитером, чтобы все время поглощать имеющийся в распоряжении продукт, канули в прошлое. Для советских школьников пришло время романтических мечтаний, которые коснулись и выбора будущей профессии. ...

Ученики начальных классов советской школы не только знакомились с азами грамоты и счета, но и получали серьезную идеологическую закалку. Нельзя сказать, что начальная школа в СССР была политизирована, однако с первых дней обучения педагоги формировали их первоклашек достойных граждан советской страны. ...

Несмотря на то что интересы советских школьников были достаточно разнообразны, в то же время они были довольно скромны и никогда не выходили из границ разумного и достижимого. И, конечно же, являлись совершенно иными, нежели интересы детей детсадовского возраста. ...

У каждого рожденного в Советском Союзе свои воспоминания о детстве. И, пожалуй, одни из самых ярких (причем, не всегда положительных) – воспоминания о детском садике. Кто-то вспоминает детский сад с удовольствием и светлой ностальгией; у кого-то он ассоциируется с ненавистной манной кашей, обязательным дневным сном в самое интересное время суток и хождение строем даже в туалет. Тем не менее, детские сады в СССР запомнились каждому, кто их посещал – ведь они были неотъемлемой частичкой...

Современные школьники - везунчики. Для них продаются портфели и рюкзачки разных размеров и форм, яркие фломастеры, забавные ручки, точилки в виде зверушек и машинок, да и саму школьную форму можно подобрать удобную и модную. В нашем детстве все было по-другому. Но детство есть детство, и мы радовались тому, что у нас было: тетрадкам, обложкам для книг, счетным палочкам, трафаретам… И, сравнивая с современными атрибутами школы, вспоминаем их сейчас с улыбкой.

Дневник и промокашка.

Тетрадки были простенькие, без рисунков и надписей. На обратной стороне печатались правила поведения школьников, таблица умножения или, на худой конец, слова песен: «Взвейтесь кострами, синие ночи», «День Победы», «Орленок», «То березка, то рябина», «С чего начинается Родина», Гимн СССР. Тетрадки почему-то были грязно-грустных цветов: синие, розовые, зеленые, желтые. До сих пор для меня загадка, почему в тетрадках в клеточку не было полей? Их надо было самим чертить, причем обязательно красным карандашом, а не ручкой.

Какое-то время мы писали чернилами: сначала перьевыми ручками, которые макали в чернильницы-непроливайки (они стояли на каждой парте, и в них вечно плавали дохлые мошки). Каким бы ты аккуратистом-эквилибристом ни был, все же ты не мог избежать клякс на парте или в тетрадке. Позже палочки с пером заменили вечно протекающие автоматические чернильные ручки (с пипетками и резьбовые). Кстати, перьевые ручки можно было встретить на почте и в сберкассах еще в конце восьмидесятых, ими заполняли квитанции и писали тексты телеграмм.

Шариковыми ручками Министерство образования СССР разрешило пользоваться лишь в конце 70-х годов. Конечно, это был прорыв, все дети необъятной Родины вздохнули с облегчением. И только сейчас понимаешь, что чернильная ручка - это дорого и стильно, а каллиграфия - это искусство, на котором японцы, например, до сих пор зарабатывают неплохие деньги.

Чтобы не ждать, пока чернила высохнут, страничку промакивали специальным листиком, который лежал в каждой тетрадке, - промокашкой. Это совершенно замечательный предмет, ушедший в небытие вместе с чернильными ручками. И слово-то какое доброе - промокашка.

Розовый, голубой или сиреневый листик был всегда исписан и изрисован, да и вообще применений ему было куча: из промокашки делали классные самолетики, потому что бумага была легче, шпаргалки, и новогодние снежинки тоже отличные получались. А записочки девчонкам или мальчишкам! Они бесшумно попадали в «объект воздыханий», в отличие от бумажных тяжелых листиков.

У мальчишек, как правило, этот листик быстро использовался, и не совсем по прямому назначению: его жевали, чтобы через трубочку запустить шарик в соседа (соседку). Несчастные современные дети, чем же они плюются друг в друга?

Школьная форма

Если вы спросите у 40-летних женщин, какой цвет в одежде они не любят больше всего, 90% из них ответят: «Коричневый». Виной тому советская школьная форма: платье жуткого коричневого цвета и черный фартук. До сих пор содрогаюсь при воспоминании о прикосновении этой колючей одежды (платье шилось из грубой шерсти) к телу. И заметьте, его носили круглогодично: осенью, зимой и весной. В этой одежде было холодно зимой и жарко весной. О какой гигиене может идти речь? Я помню, одно время продавались специальные вкладки с целлофаном, которые вшивались в подмышечную область платьев, чтобы не проступали белые соляные разводы от пота.

К коричневому платью полагалось носить черный фартук и коричневые (черные) бантики - то еще цветовое сочетание! В праздничный школьный комплект одежды входили белые фартук, колготки и бантики.

Чтобы хоть как-то разнообразить скучную форму, мамы и бабушки «отрывались» на воротничках и фартуках: их шили из тончайших кружев, импортного гипюра, вывязывали крючками, придумывали фасоны фартуков с «крылышками», с оборочками и т.д. Иногда встречались просто шедевры швейного хендмейда. Девочки старались украсить школьную одежду как могли: прикалывали броши, делали аппликации из кожи, вшивали бусины (правда, строгие учителя заставляли все это великолепие убрать, они же линейкой вымеряли и длину платья от коленки до кромки - не дай бог выше на миллиметр, чем положено по инструкции Минобразования).

Некоторым родителям удавалось по блату достать «прибалтийскую» форму, она была приятного шоколадного цвета и шилась не из шерсти, а из какого-то мягкого материала. Справедливости ради отмечу, что советская форма шилась разных фасонов: использовались плиссированная юбка, защипы, складки и т.д. И все равно мы ненавидели форму, благо ее отменили в середине 80-х… Хотя сейчас иногда смотрю старые фотки и, сравнивая с нынешней школьной формой, думаю: а может, что-то и было в тех платьицах с фартучками? Стильное и благородное.

Воротнички надо было стирать и пришивать каждую неделю. Это, конечно, ужасно напрягало, но с высоты теперешнего ума понимаю - это был неплохой урок чистоплотности для девочек. Многие ли 10-12-летние девочки могут пришить себе пуговицу и постирать за собой белье?

Но вот что было поистине прекрасным в те годы, так это молочные коржики в столовке! Янтарного цвета, ароматные, рассыпчатые! И очень демократичные по цене - всего 8 копеек.

Да, были и булочки с повидлом, маком, корицей, кексы, сметанники и ватрушки, но вспоминаются почему-то именно эти коржики.

Старшеклассники щеголяли с портфелями - черными или рыжими, а для учеников младших классов незаменимы были ранцы. Они изготавливались из вонючего кожзама, и кнопки-застежки в них сразу ломались. Но сами ранцы были невероятно прочными: на них катались с ледяных горок, сидя или на животе, ими дрались, их сбрасывали в кучу после уроков, когда надо было срочно собирать команду для игры в казаков-разбойников. А они ничего, жили и служили целый год.

Чехословацкие карандаши

Это сейчас простые карандаши (мягкие и твердые) можно купить в любом отделе канцтоваров, а тогда лучшими карандашами считались чехословацкие Koh-i-noor. Их привозили из-за границы или доставали по блату в универмаге. Делались они, между прочим, из калифорнийского кедра (во всяком случае, раньше). Сколько же мы сточили за время учебы этих желтых палочек с золотыми буковками и с золотыми пимпочками на кончике!

Подставка для книг

Безусловно, удобная вещь, но очень тяжелая. Особенно для впереди сидящего ученика - если он крутился и мешал на уроке, получал по голове подставкой вместе с книгой.

Логарифмическая линейка

Этим гаджетом лично я пользоваться не умела, а вот для многих ботаников в те годы она была незаменима. В советское время, когда еще не было компьютеров, а первые электронные калькуляторы были диковинкой, математические расчеты выполнялись на нем. Линейки были разной длины (от 15 до 50-75 см), от нее зависела точность вычислений.

С помощью линейки можно было выполнять сложение, вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, вычисление логарифмов и работать с тригонометрическими функциями. Говорят, точность выполнения операций могла достигать 4-5 знаков после запятой!

Для меня все эти манипуляции с линейкой были делом очень сложным, но переоценить ее роль в жизни студентов-математиков тех лет невозможно. Недавно услышала от одной женщины, что муж ее научил пользоваться логарифмической линейкой для того, чтобы она вычисляла количество петель во время вязания. «Для меня и сегодня эта вещь незаменима в составлении различных пропорций», - уверена женщина.

Я не люблю точилки, в детстве меня папа научил гениально точить карандаши лезвием или острым ножом. Точилок в те времена было мало, да и точили они, как правило, жестоко. Пока добьешься «правильного» грифеля, карандаш закончится, исключение составлял лишь настольный механический приборчик для заточки карандашей.

Просто игрушка

Чего только не найдешь в портфеле-ранце школьника всех времен и народов! Но сегодня точно не увидишь вот такую смешную игрушку-жабку, с которой носились на переменках и в продленке.

У каждого из нас свои воспоминания о том времени - светлые и не очень. А что вы помните из школьного детства?

Карандаши «Полицвет», металлические линейки и транспортиры, деревянные пеналы и знаменитые карандаши «Кохинор» - давайте вместе вспомним, чем пользовались советские школьники на уроках рисования, геометрии и других предметов.

Пролетели три месяца беспечного отдыха и веселья, и снова начинается учебный год. Зайдите в любой канцелярский магазин - чего там только нет! Но вспомните, как обстояли дела со школьными принадлежностями в советские времена? Чем писали и рисовали наши родители или мы сами? Сегодня мы совершим ностальгическое путешествие по миру школьных принадлежностей, которые были у каждого ребенка в СССР.

1. Автоматические карандаши со сменными грифелями, но не тонкими, как сейчас, вполне обычными. Некоторые школьники даже добывали для них грифели из расколотых пополам обычных карандашей.

2. Дешевенький пластмассовый пенал-футляр для ручек или карандашей, который открывался со звонким звуком «чпок».

3. А в этот деревянный пенал помещался и ластик с маленькой линейкой.

4. Хотя с помощью крышки из тонкого пластика (которым также обклеивали парты) можно было чертить прямые линии, если линейки под рукой не оказалось.

5. Автоматическая ручка - роскошь, которая была не у каждого школьника. Для нее изготавливали специальный короткий стержень с небольшими «ушками», который, если его необходимо было вставить в обычную ручку, удлинялся при помощи спички.

6. Обычно пользовались неавтоматическими ручками попроще, которые к тому же можно было грызть.

7. Пользоваться чернилами перестали еще в 70-е, а вот использовать тушь и чернила для рисования плакатов и в прочих художественных целях продолжали гораздо дольше. Специальные наливные ручки, которые писали чернилами, были не у всех.

8. Ластики были плохого качества и могли оставить на бумаге неряшливые пятна или даже дыры. Чтобы сделать резинку мягкой, героиня фильма «Самая обаятельная и привлекательная» советовала вымачивать ее в керосине.

9. Легендарные карандаши «Кохинор» чешского производства ценились гораздо больше, чем отечественные, как, собственно, и все товары этого производителя, вроде ластиков, которые тоже упоминаются в «Самой обаятельной и привлекательной».

10. Еще один вариант школьной «емкости» для канцтоваров - многофункциональный пенал-патронташ из клеенки, которая со временем старилась и трескалась.

11. Обязательные принадлежности для уроков геометрии, а также мальчишеских войн на переменах.

12. Самая большая загадка для школьников - «взрослая» логарифмическая линейка. О том, как функционирует этот советский «компьютер», среднестатистический семиклассник мог только догадываться.

13. Цветные пластиковые скрепки ценились гораздо больше, чем обычные металлические, хотя проигрывали им по функционалу. А еще кнопки и скрепки использовались в качестве боеприпасов в школьных разборках.

14. Тактическая линейка пользовалась большой любовью у советских школьников, которые с удовольствием чертили с ее помощью всевозможные фигуры, подчеркивали подлежащее и сказуемое и рисовали фигурные скобки на уроках математики. А еще из нее получалась отличная «дымовуха» - мелкие кусочки линейки долго тлели, выдавая огромное количество белого едкого дыма.

15. Набор для уроков по черчению - фанерная коробка-подставка, куда прикреплялся специальными кнопками лист бумаги, ассортимент линеек и карандашей с разной степенью твердости.

16. Два варианта счетных «машин» - олдскульные деревянные счеты и «Электроника МК-33». Иметь такой калькулятор было очень престижно.

17. Широкий ассортимент линеек. Наверху лежат лекала для начертания сложных геометрических фигур, которыми мало кто пользовался.