Изменяется ли глагол по числам

1. Тема урока: Изменение глагола по числам
2. Место в учебном курсе: урок в 3 классе, раздел «Части речи», учебник по
русскому языку 3 класс
3. Тип урока: урок открытия нового знания
4. Цель: формировать умения определять число глаголов, изменять глаголы
по числам, развивать умения определять число глаголов.
Этап
Орг.мом
ент
Время Деятельность учителя
1 мин
5 мин
Словарн
ая
работа
Проблем
ная
ситуаци
я
2 мин
Здравствуйте ребята. А сейчас улыбнемся друг другу и начнем урок
с хорошим настроением.
Перед Вами лежат листы самооценки запишите свою ФИ.
5 мин Открываем тетради. Записываем число, классная работа.
Минутк
а
Чистопи
сания
Какую букву мы будем писать на минутке чистописания, вы узнаете,
расшифровав запись
рптлдтвпаыктжкт
­ Пишем Заглавную и маленькую букву Тт.
­ Что вы можете рассказать о букве Т. Дайте характеристику звука.
2.Посмотрите на слайд. Что вы видите?
Запомните последовательность, в которой записаны слоги.
ЕТ ТА ОТ УТ ТЫ
Запишите слоги в тетради по памяти.
Проверьте, оцените свою работу при помощи сигналов
Зеленый – все правильно
Желтый – 1 ошибка
Красный – 2 и более ошибок
Оцените свою работу по чистописанию по аккуратности.
«Елочка»
­ мне очень нравится
­ есть исправления
­ я мог бы лучше
­ Исправьте ошибки там, где это необходимо.
Заиц, горот, лигушки, облоко, молако, картины.
Взаимопроверка. (Оцените свою работу в листах самооценки) ­ К
какой части речи относятся?
­ Что вы знаете об имени существительном?
­ Какие задания можно выполнить с этими словами?
­ Подчеркните имена существительные множественного числа.
Лягушки, Картины
­ Посмотрите, кто изображен на левой части слайда? (птица)
­ На правой? (птицы)
­ Какой частью речи являются слова? (Существительные)
­Что изменилось в записи слов? (окончание)
­Почему?(изображен 1 предмет, значит сущ­е ед.числа, справа два
предмета­ мн.число).
­ Составьте нераспространенное предложение к левой части. (Птица
летит)
­ К правой части? (Птицы летят).

­ Запишите их в тетрадь.
­Что изменилось в записи глаголов? (окончание) выделите.
­Почему? (летит ­ обозначает действие одного предмета и
отвечают на вопрос что делает?­ ед. число), летят ­ глагол
обозначает действия нескольких предметов и отвечают на вопрос
что делают? – мн.число) ­Укажите у себя в тетрадях.
­ От какой части речи вы задаете вопрос? Подпишите часть речи –
сущ­е.
Как вы думаете, от чего зависит, в каком числе стоят глаголы в
предложении?
2 мин.
10
мин
­ Сформулируйте тему урока? (Изменение глагола по числам)­
Определите цель урока. Что мы узнаем, чему научимся сегодня на
уроке.1. Узнаем на какие вопросы отвечают глаголы ед. и мн. ч.2.
Научимся различать глаголы ед.и мн.ч.
Проведем исследовательскую работу и узнаем, как изменяется
глагол по числам и от чего это зависит.
Давайте вспомним правила работы в группе.
План работы в группе:
1.Прочитать предложение.
2.В скобках записать вопрос к глаголу
3.Определить,число сущ.
4. Определить число глагола
5.Записать вывод.
­ На какие вопросы отвечают глаголы в ваших предложениях?
вопрос что делает?
­ Сколько человек выполняет действие, если глагол отвечает на
вопрос что делают?
Если глагол обозначает действие 1 лица, говорят, что это глагол
единственного числа, если глагол обозначает действие нескольких
лиц, это глагол множественного числа.
Обобщение: глагол изменяется по числам
Откроем учебник и проверим, совпало ли наше открытие с правилом
учебника.
­ Правильный вывод вы сделали?
Найдите лишнее слово в строке и объясните свой выбор.
1.Играют, смотрят, пишет, рисуют.
2.Поливает, цветут, растут, пахнут.
игра «Почтальоны
Оцените работу в паре в листах самооценки
Выполнить упражнение №
Самостоятельная работа Проверка
­ Сколько предложений в тексте? 8 предложений
Тема и
цель
урока
Исследо
вательск
ая
работа.
Работа в
парах
10
мин.

Первичн
ое
Закрепл
ение

Закрепл
ение
­ Прочитайте их
1 вариант – списать 1­4 предложения
2 вариант – списать 5­8 предложения
Определить число глаголов.
Оцените самостоятельную работу в листах самооценки)
ТЕСТ
1 вар.

Сияет, смешной, светят, играет.

Дружит, берут, спешит, убирали.

Сияет, пишут, посмотрят
4. Добавь окончание глагола в ед.ч.
Чита… , рису… , готов… .
2 вар.
1. Подчеркни среди слов глаголы:
Смотрит, сильный, светит, готовят.
2. Подчеркни глаголы в форме ед.ч.
Бежит, возьмут, летит, рисовали.
3. Подчеркни глаголы в форме мн.ч.
Читает, уберут, рисуют.
4. Добавь окончание глагола во мн.ч.
Посмотр… , сия… , убира… .
Рефлекс
ия
Итог
урока
Результы теста:
Ниже 4 баллов ­ тема не усвоена ("2");
От 4 до 6 баллов – тема усвоена удовлетворительно ("3");
От 7 до 10 баллов – тема усвоена в целом хорошо ("4");
От 11 до 14 баллов – тема усвоена практически полностью ("5").
Тесты вложите в тетрадь. Следующий урок начнем с анализа работ.
2 мин Кто доволен своей работой на уроке?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
­ Кому было трудно и ещё нужна помощь?
– В чём испытали затруднения?
2 мин - Над какой частью речи мы сегодня работали?
­ Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
­ Удалось достигнуть цель?
­ Как может изменяться глагол?
­ Какие глаголы называем глаголами единственного числа?
Множественного числа?
­ На какие вопросы они отвечают в ед.числе., во множественном
числе?
1. От чего зависит число глаголов?
2. Что сделали, чтобы научиться?
3. Где пригодятся нам эти знания?

Цели:

  • Развивать умение изменять глаголы по числам, согласовывать имена существительные и глагол в числе.
  • Закреплять умение выделять глаголы в данном тексте. Делать выводы по определённому алгоритму.
  • Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер со слайдами, карточки с числами от 1 до 4.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел сейчас звонок.
Начинать пора урок.
Наступила тишина.
Нам вперёд идти пора. (Приложение 1 , слайды 2, 3)

II. Работа над ошибками

Т…трад…, тр...ва, руж…ё, б…рёза, стр…лять, л…сок.

– Вставьте пропущенные буквы. Какие это орфограммы? Объясните их написание.
– Какое слово лишнее? (Cтрелять) Почему?
– Сегодня пополним наши знания о глаголе и вы узнаете как он изменяется.

Физминутка (под песню «Точка, точка, запятая»)

Приложение 1 , 10, 11 слайды.

V. Упражнение в правильном употреблении формы числа глагола в тексте .

Самостоятельная работа. (списать текст, употребив глаголы в нужной форме; указать число глагола)

Игрушки

Дети (готовит, готовят) украшения. Звёзды (вырезает, вырезают) Миша Лужин. Хлопушки (клеит, клеят) Саша Чудин. Фонарики (делает, делают) девочки.

VI. Итог урока

– Что такое глагол?
– Как изменяется глагол?
– Какую роль играет глагол в нашей речи?
– Каким членом предложения является глагол?

VII. Домашнее задание

Упражнение 254 , с.8.

Приложение 1 , 12 слайд (рефлексия)

– А сейчас, из карточек разной мимики, выберете ту, которая показывает, как вы чувствовали себя на уроке.
– Урок закончен. Спасибо за хорошую работу.

Русский язык (3-й класс)

Тема: «Определение числа глагола. Изменение глаголов по числам»

Учитель начальных классов:

Ямалеева Зухра Магфуровна

(высшая квалификационная категория)

МБОУ СОШ №3, г. Радужный ХМАО

Тип урока - комбинированный: урок с групповой работой постановки проблем и их решения. Целеполагание относительно педагога: вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий процесс; относительно учащихся: расширить имеющиеся знания об изменении глаголов по числам, формировать умение в определении и изменении числа глаголов; учить применять свои знания в новых условиях; воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе; развивать умение размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы. Главная проблема урока: От чего зависит число глаголов? Название компетенций: информационная, учебно-познавательная, коммуникативная. Круг реальных объектов действительности, по отношению к которым формируются компетенции. Части речи: существительное, глагол. Перечень знаний, составляющих компетенцию: теоретические знания: орфограммы корня, что такое глагол, главные члены предложения, связь слов в предложении, как определить число глагола; правила работы в группе, в парах и самостоятельно. Умения и навыки, относящиеся к компетенции: выполнение инструкций; элементарное обоснование высказанного суждения; учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности; умение находить недостающую информацию в справочнике по русскому языку. Личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным?). Эмоционально – ценностное отношение к языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты. Каким образом будет организована образовательная ситуация? (эвристическое задание, проблемный вопрос, эвристический вопрос) Проблемный вопрос (От чего зависит число глагола?) Какие способы деятельности по отношению к выбранному кругу реальных объектов будут применены? Способы решения поставленной задачи: анализ, сравнение, выявление особенностей (работа по разноуровневым карточкам: запись предложений, употребив глаголы в нужном числе). Каков минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции? В умении употреблять глаголы в нужном числе.

Оборудование: разноуровневые карточки, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

    Организация детей на работу. Сообщение темы, постановка целей урока.
- Сегодня на уроке русского языка у нас присутствуют очень добрые гости – ваши родители и учителя. Давайте поздороваемся с ними по- доброму, посылая свои добрые улыбки. Садитесь. Ваши мысли в порядке? Молодцы! Тогда, не теряя ни минуты, начнём работать. Скажите, с каким царём большой страны «Частей речи» мы знакомились на предыдущих уроках? -С глаголом. (На интерактивной доске открывается «Глагол») - Какой вопрос мы исследовали вчера на уроке? - Изменяются ли глаголы по числам? (Открываю на интерактивной доске) - Что же мы выяснили? - Да, изменяются. - Сегодня продолжим изучать эту тему и узнаем, от чего же зависит число глаголов. Сформулируйте цели на урок. - Научимся определять число глаголов и изменять их по числам. (На интерактивной доске: «Научимся: 1) определять число глаголов; 2) изменять глаголы по числам») - Ваши пальчики послушны? (Пальчиковая гимнастика). II . Чистописание.- Откройте тетради и запишите число, классная работа. В минутку чистописания предлагаю написать строчные буквы (показ на доске) а и о в «ракушечках», чередуя: аоа, оао. - Какая орфограмма их объединяет? - Безударная гласная. - Какие гласные этой орфограммы ещё знаете? - и, е, я. - Вспомните и запишите 3 слова 1-й вариант: с безударной непроверяемой о , 2-й вариант – с непроверяемой а . (В это время на 2-й странице задания интерактивной доски 1 ученик вставляет буквы). - Задавайте вопросы по орфограммам вставленных букв на доске. (Выборочная проверка записанных слов). III . Словарная работа. Картинный диктант (с самопроверкой - стр. 3 на интерактивной доске)- Какие слова могут быть лишними? - «очки» с орфограммой –ЧК- и «циркуль»- после Ц пишется И , о чём должны помнить. IV . Актуализация опорных знаний.
    О глаголах с прямым и переносным значением.
- Запишите глаголы к словам в: 1-й ряд – яблоко – в прямом значении, 2-й ряд – очки – в прямом и переносном значении, 3-й ряд – облако – в переносном значении. - Прочитайте. Объясните. (Выборочная проверка). 2. О согласовании глаголов и существительных в числе. - Какая грамматическая особенность объединяет глаголы существительных «облако» и «яблоко»? Почему? - Все глаголы стоят в единственном числе, т.к. связаны с существительными единственного числа. -В каком числе употреблены глаголы существительного «очки»? Почему? Поставьте их в единственное число. - Существительное «очки» употребляется только во множественном числе, поэтому к нему нельзя подбирать глаголы в единственном числе. Речь тогда будет неправильная. V. Работа над новой темой. 1. Работа над определением числа глаголов и их орфограммами. (Фронтальная работа по заданиям стр. 4 на интерактивной доске: дети распределяют глаголы по числам, объясняя орфограммы пропущенных букв).
    Тематическая физминутка.
- Услышав глагол во множественном числе, встать на носочки, руки вверх. В единственном – присесть, руки на поясе. Если «ловушка» - затопать.- Наступил, завопил, спасите, умираю, извините, остался, ломит, перевязывали, заживает, кормят, поит, ловко, провёл, беспокоят, косой. - Из какой сказки были глаголы? Кто автор? - Сказка «Заяц – обманщик» С. В. Михалков.(Учебник О. В. Кубасова, 3- й класс) 3. Работа по дифференцированным заданиям. (Поиск ответа на проблемный вопрос : « От чего зависит число глагола?» с опорой на имеющиеся знания). (Дети рассажены по рядам так: 1-й ряд – с низким уровнем сформированности ключевых компетенций, 2-й ряд – с высоким, 3-й ряд – со средним).

(Поработаем в парах!) – 3-му ряду.

Запишите стихотворение без ошибок, употребив глаголы, данные в скобках в единственном числе. Тёплый дожть (ворвались) в лес, Долго (топали) по трапинке, В чястый ельничек (пролегли) (Прошумели) в густой осинке. (Будь самостоятельным!) – 1-му ряду. Запишите предложения без ошибок, употребив глаголы, данные в скобках во множественном числе. Вкустах (защебетал, защебетали) птицы. В лесной глуши (прокуковала, прокуковали) кукушки. Наболоте (зашуршал, зашуршали) камыши. Подёлкой (проснулись, проснулся) ежи и (прислушался, прислушались).

(Поработаем вместе!) – 2-му ряду.

Запишите, вставляя пропущенные буквы, употребив глаголы, данные в скобках, в нужной форме. Последний снег (таять) на п…лях. (Звенеть) по дорогам ручейки. (Ломать) зимний лё… реки. Весной (оживать) з…мля. На д…ревьях (набухать) почки. Скоро (появиться) первые цветы.
    Самопроверка по «ключу» (1-й и 3-й ряды проверяют по 5-й стр. интерактивной доски). Формулировка ответов на проблемный вопрос.
- Какие трудности возникли при выполнении заданий? От чего же зависит число глагола? - От связанного с ним существительного. VI . Подведение итогов. (Одновременно работа ведётся на 7 стр. интерактивной доски с непрозрачным экраном). - Итак, подведём итоги. Царь – Глагол самостоятельно не может жить, хочет создать семью. Какую же из частей речи он возьмёт в царицы, чтобы зажить в мире и согласии? - Имя существительное. - Создав семью – предложение, как они начинают называться? - Подлежащее и сказуемое. - В чём же они должны соглашаться друг с другом? - В числе. VII . Рефлексия.- Удалось ли нам достигнуть поставленных целей? - Запишите (рядом с «Классной работой») букву, на которую вы усвоили тему урока: А – Мне не всё понятно, Б – Я всё усвоил, В – Хочу узнать ещё больше. VIII . Оценивание.I Х. Домашнее задание. Стр. 80, упр. 550 (* упр. 552 – по желанию, дополнительно)

Используемая литература

1. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Москва
    Русский язык (поурочные планы к учебнику Т. Г. Рамзаевой) Я. Ш. Гараева, Москва «ВАКО», 2005г. Русский язык (поурочные планы по учебнику Т. Г. Рамзаевой), Е. Е. Гугучкина, Волгоград «Учитель», 2003 г. Большой справочник по русскому языку О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова, Москва «Астрель», «Аквариум», 2000 г. Русский язык (учебник для 4 класса), Т. Г. Рамзаева.

Глагол, чаще всего выступающий в предложении сказуемым, является исключительно самостоятельной частью речи. Он обозначает действие или состояние подлежащего. Весна идёт, тепло несёт.

Правила глаголов

Все глаголы имеют начальную (инфинитив, неопределённую) форму. Отличить её можно по окончаниям -ть, -ться, также эти слова отвечают на вопросы «что делать», «что сделать». В предложении чаще всего выступает сказуемым или его частью и подлежащим, но может выполнять роли других членов.

Мы хотим увидеть новые учебники.

Видеть - это смотреть душой.

Она любила смотреть на звезды.

Если к глаголу можно задать вопрос «что делать», то он относится к совершенному виду (радоваться, молчать) . Когда к нему можно задать вопрос «что сделать» - это несовершенный глагол (обрадоваться, помолчать). Иногда встречаются также двувидовые глаголы, они могут относиться то к одному, то к другому виду, в зависимости от контекста.

Я исследовал подвал вчера. (совершенный вид).

Я уже исследовал подвал. (несовершенный вид).

Возвратные глаголы означают действие, которое направлено на себя. Они образуются с помощью постфиксов -ся, -ться (играться, кусаться). Невозвратными называются все остальные глаголы (играть, кусать).

Сказуемые, соединяющиеся с другими частями предложения в форме винительного падежа без использования предлога, относятся к переходным глаголам (вымыть кружку, позвать маму). В категорию переходных входят те, которые не могут сочетаться без дополнительных частей речи (лететь, лежать). В эту группу входят также все глаголы возвратной формы (умываться, убираться).

Правописание глаголов

В предложениях, по правилам глаголов, они могут относиться к одному из трёх наклонений. В форме изъявительного - глаголы можно менять по временам (жили, живём, будем жить), числам (моет, моют), лицам (я повторяю, ты повторяешь, он повторяет). Если для выполнения действия требуется соблюдение некоторых правил, то такие сказуемые относятся к условным (Если всем будет удобно, я подошёл бы). Данная форма образуется частичками бы, б (заглянул бы, смогла б) и может изменяться в родах и числах. Особенно следует отметить повелительный вид сказуемых, который может заставлять, побуждать, призывать к действию (Придите ко мне!). Глаголы такого наклонения могут меняться в лицах и числах.

По правилам глаголов, в прошедшем времени они означают уже произошедшее/происходившее действие (Я сам купил вещи). Также они не могут менять личную форму. К сказуемому настоящего времени можно подставить вопрос «что делает» (Он сам покупает вещи.). Совершенные глаголы не используются в настоящем времени. В правилах глаголов будущего времени существуют две формы: составная (с дополнительным словом будет ) и простая (однословная). Соответственно можно задавать разные вопросы: «что сделаешь» (Ты сам купишь вещи.); «что будешь делать» (Ты будешь покупать вещи сам).

Изменение глаголов

Перемена сказуемых в лице и числе объясняется их спряжениями. Они проявляется исключительно в изъявительной форме и несомненно в виде времени настоящего или будущего.

Для формы в единственном числе личные глаголы изменяются так :

  • 1 лицо - Я открываю. Я люблю.
  • 2 лицо - Ты открываешь. Ты любишь.
  • 3 лицо - Он открывает. Он любит.

Для формы во множественном числе личные глаголы изменяются так:

  • 1 лицо - Мы открываем. Мы любим.
  • 2 лицо - Вы открываете. Вы любите.
  • 3 лицо - Они открывают. Они любят.

Если есть возможность поставить под ударение, разновидность спряжения можно определить так:

  • -е меняется на -у(-ю) - 1 спряжение смотреть-смотрю ;
  • -и меняется на -а(-я) - 2 спряжение звонит-звонят.

В остальных случаях суффикс в начальной форме определяет спряжение:

  • 2 спряжение -и(ть) (красить) и особые исключения;
  • 1 спряжение включает в себя остальные глаголы на -а(ть), -я(ть), -у(ть), -е(ть), -ы(ть), -о(ть) (хотеть, знать );
  • Бывает 4 слова-исключения: зыбиться, зиждиться, брить и стелить и образованные от них.

Слова без упомянутых суффиксов - жить, бить.

Встречаются также такие глаголы, которые меняются и как первое спряжение, и как второе.

Ед. число:

  • 1 лицо - Я побегу. Я захочу.
  • 2 лицо - Ты побежишь. Ты захочешь.
  • 3 лицо - Он побежит. Он захочет.

Мн. число:

  • 1 лицо - Мы побежим. Мы захотим.
  • 2 лицо - Вы побежите. Вы захотите.
  • 3 лицо - Они побегут. Они захотят.

У глагола-исключения брезжить существуют только формы 3 лица в разделе единственного числа или множественного (брезжит - брезжат ).

Слова есть и дать и производные от них являются исключениями и образуют особенные личные формы.

Безличные глаголы

Местами попадаются безличные глаголы. К ним относятся слова, обозначающие пассивное сказуемое, которое происходит без участия подлежащего (вечереет, смеркается).

Основным признаком, с которым можно определить безличность правильного глагола, является его неизменность в числах и лицах. Чаще всего эти виды глаголов выступают в виде сказуемых в простых односоставных предложениях. Для формы настоящего времени применяются в качестве 3 лица и только единственного числа, а в прошлом - как единственное число и средний род.

Обычные глаголы иногда используются для замещения безличных, если появляются в виде единственного сказуемого предложения.

  • Небо посветлело - личный глагол.
  • За окном посветлело - безличный.

Несколько важных правил

Грамотное правописание глаголов и гласных в настоящем времени или формах простого будущего зависит от спряжения:

1 спряжение - в нем используются окончания -е, -у(-ю) забывает, забудут;

2 спряжение - стоит ставить окончания -и, -а(-я) красит, красят.

  • Для повелительного наклонения второго лица глаголов обоих спряжений употребляют суффикс -и (Мы идём домой. - Идите домой.);
  • В случае с прошедшим временем: перед суффиксом -л ставится такая же буква, как в инфинитиве перед -ть (красить - красил, свистеть - свистел );
  • Если есть обес-/обез-: переходные - пишется суффикс -и- (обеспечил «кого?» «что?» ); непереходные - используется -е- (обеспокоен );
  • Леденеть, оледенеть, окровенить и подобные глаголы, образованные от существительного, пишутся с гласной -е- после корня (в ;
  • В инфинитиве, в случае использования прошедших форм, пишутся -ова-, -ева-, в том же случае, когда выбирается настоящее или простое будущее время и единственное число, форма написания первого лица имеет суффиксы -у(ю), -ю(ю) (чередовать - чередую, завоевать - завоюю).

Если же чередования не происходит, употребляются суффиксы -ыва-, -ива-; (перечитывать - перечитываю, перекраивать - перекраиваю).

Если имеется окончание -вать, -ваю под ударением и суффикс -ва-, тогда по правилам русского языка у глагола перед суффиксом пишется такая же буква, что и в начальной форме (полить - поливать -поливаю).

Заключение

Эти несколько простых правил и примеров помогут запомнить, как нужно использовать глаголы при написании. Конечно, чтобы изучить все нормы и исключения, понадобятся более глубокие исследования. Однако для написания более-менее простых текстов, не претендующих на публикации в журналах и газетах, этого будет вполне достаточно.

а) Да; б) нет.

Сколько временных форм имеют глаголы?

а) 2; б) 3; в) 4.

Задача № 13

Продавец цветов сделал большой букет из 9 роз и несколько маленьких букетов, по 3 розы в каждом букете. Сколько маленьких букетов сделал продавец, если всего у него было 30 роз?

Задание № 14

Существуют памятники собакам, лошадям, даже лягушкам. Почему бы не поставить памятник червю? Тому самому, которого называют дождевым. Ведь благодаря ему мы получаем урожай. Если бы не черви, то вся земля была бы завалена прошлогодней листвой. А черви превращают её в почву. Большинство людей даже не представляет сколько червей живёт в земле. Так вот, на гектаре луга этих животных – около 3 тонн! Хоть живут они у нас под ногами, многого о них мы не знаем. В большинстве стран их называют дождевыми за то, что после дождя они вылезают на поверхность. Между тем, вода для червя не опасна. Червь может долгое время жить на дне аквариума. (105 слов)

1. .На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

а) Что делает? Что делают?

в) Что делал? Что делали?

Как изменяются глаголы прошедшего времени?

а) по числам; б) по падежам; в) по родам.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы...

а) Что делал? Что сделал?

б) Что сделает? Что будет делать?

в) Что делать? Что сделать?

Какие глаголы изменяются по лицам?

а) Глаголы прошедшего времени;

б) Глаголы настоящего времени;

в) Глаголы будущего времени.

Задача № 14

Продавцы украсили большую витрину магазина 15 синими мячами, а остальные витрины украсили красными мячами, по 6 мячей в каждой витрине. Сколько витрин продавцы украсили красными мячами, если всего для украшения витрин они приготовили 39 мячей?

Задание № 15

Наша Земля внутри состоит из расплавленных горных пород. Иногда они вырываются на поверхность. Происходит извержение вулкана. Это красивое, но опасное природное явление. Оно напоминает кашу, которая вылезает из кастрюли. Расплавленные камни называются лавой. На поверхности лава застывает. Слои лавы накапливаются, и вулкан растёт. Вулканы, которые извергаются регулярно, называются действующими. Те, которые не действуют, называются потухшими. Очень трудно определить, погас вулкан или только притворяется спящим. Извержение спящего вулкана может застать людей врасплох. (71 слово)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Если глагол отвечает на вопросы: что он делает? что они делают? то какого он лица? а) 1-го лица; б) 2-го лица; в) 3-го лица.

Какие окончания имеют глаголы второго спряжения?

а) –у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)?

б) –у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят)?

Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

а) Проспрягать его; б) изменить по лицам и числам; в) определить спряжение.

4.Какая буква пропущена в окончании глаголов: пролета...шь, сия...м, мечта...шь, бор...мся, тян...м ?

Задача № 15

Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали два поезда и встретились через 8 часов. Скорость первого поезда – 56 км/ч, а скорость второго поезда на 4 км/ч меньше скорости первого. Найди расстояние между городами.

Задание № 16

Извержение вулканов сопровождается землетрясениями, которые и сами обладают огромной разрушительной силой. Но, если извержение произошло на морском дне, образуется огромная волна – цунами. Со скоростью экспресса волна несётся через океан. В открытом море она почти не ощущается. Но когда волна приближается к берегу, её высота вырастает до 30 метров. Со страшной силой налетает она на сушу, сметая всё на своём пути. По – японски «цунами» - это «волна», которая заливает бухту. (67 слов)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Укажи глагол с Ь перед –СЯ :

а) убирает...ся; б) катают...ся; в) умыват...ся

2.Укажи предложение с глаголом 2-го лица единственного числа:

а) В наш дом часто приходят гости.

б) А вы делаете зарядку по утрам?

в) Высоко в небе плывут облака.

г) Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

3.Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно узнать его... а) спряжение; б) время; в) лицо; г) число.

Задача № 16

Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали два мотоциклиста и встретились через 3 часа. Скорость первого мотоциклиста – 75 км/ч, а скорость второго мотоциклиста на 5 км/ч больше скорости первого. Найди расстояние между городами.

Задание № 17

На острове Ява много вулканов. На их склонах растёт необычный цветок – королевская примула. Она буйно цветёт перед извержением вулкана, как будто предупреждая об опасности. Другие растения и животные также чувствуют приближение стихийного бедствия. Во время последнего разрушительного цунами в Бирме ни один слон не погиб. Животные почувствовали приближение волны и ушли в джунгли. Было много случаев, когда собака вытягивала ребёнка из колыбели и выбегала с ним на улицу. За собакой, разумеется, выбегала вся семья. И тут же землетрясение превращало дом в кучу обломков. Ящерицы, змеи, грызуны за несколько часов до катастрофы покидают свои норы. Значит, живя в опасном районе, нужно быть внимательным. (101 слово)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________